Психологические аспекты что такое: Психологический аспект — это… Понятие, определение | Здоровье

Содержание

Психологический аспект — это… Понятие, определение

Психологические аспекты личности играют огромную роль в нашей жизни. Они представляют собой факторы риска для некоторых наиболее распространенных расстройств, таких как бессонница, гиперсомния и парасомния. Психологические аспекты деятельности (особенно в условиях тяжелой работы и экстремальных ситуаций) часто являются причинами психосоматических заболеваний. Также они являются факторами многих положительных событий и преобразований, которые способны изменить жизнь человека, помочь справиться с трудностями и даже вытерпеть нечеловеческую боль.

Психологические аспекты нарушений сна

Точно так же и плохие привычки, такие как курение, злоупотребление алкоголем, малоподвижный образ жизни и диета, приводящая к ожирению, являются факторами риска для основного нарушения сна вроде гиперсомнии или синдрома обструктивного апноэ во сне. Чрезмерная сонливость в дневное время, связанная с этим диагнозом, влияет на социальную роль, занятость, а также на когнитивные функции и эмоциональное благополучие. В этом и заключаются социально-психологические аспекты расстройств сна. Ну а дальше мы поговорим о других важных проявлениях этого всеобъемлющего явления.

Психологические аспекты боли

Психологические факторы могут усиливать или уменьшать боль. Доказательства этих влияний включают экспериментальные исследования, в которых ученые манипулировали настроением, вниманием, ожиданиями и желаниями подопытных облегчить боль. Отдельные факторы могут уменьшать или усиливать боль, и анальгетические эффекты плацебо, по-видимому, являются результатом множества аспектов, включая желание подопытного (или пациента) облегчить собственное состояние.

Речь может идти, к примеру, о боли от операции, потому гипноз был столь популярен в качестве анестезии вплоть до середины прошлого века, а в некоторых клиниках используется до сих пор. Этот факт доказывает, что психологический аспект — это фундаментальное явление, управляющее всеми сферами нашей жизни.

Боль и настроение

Еще одним доказательством вышеупомянутого тезиса являются клинические исследования, которые показывают сильные прогностические связи между настроением и болью, настроением и инвалидностью, а также манипуляциями с эффектом плацебо (или человеческими ожиданиями) и болью. Очевидно, что существует много общего между различными психологическими механизмами болевого модулирования.

Например, желание облегчения и ожидания являются неотъемлемыми факторами в анальгезии плацебо, но они также играют важную роль в эмоциональном влиянии на боль и в других контекстах. Все это — психологический аспект боли как неотъемлемой части наших ощущений, которые, в сущности, тоже коренятся в нашей психологии. Гораздо сильнее, чем принято считать в наше время.

Внимание и эмоции

С другой стороны, внимание и эмоции хотя бы частично, но влияют на боль. Нейрофизиологические основы этих психологических факторов частично понятны, но для полного понимания основных механизмов необходимо проделать еще большую работу. Кроме того, взаимосвязь и взаимодействие психологических факторов с более традиционными физиологическими и лекарственными эффектами также плохо изучены и созрели для дальнейшего исследования. Переживание боли никогда не бывает изолированным чувственным событием, обычно оно завязано на какой-то вполне конкретный физиологический контекст.

Однако на боль также влияют убеждения, внимание, ожидания и эмоции независимо от того, возникает ли она в контролируемых «лабораторных» условиях, или в условиях физической травмы и эмоционального стресса. Так или иначе, читатель должен понять, что психологический аспект боли — это ключевая ее часть, и что с помощью психологии можно влиять в том числе и на физиологические процессы.

В качестве примера рассмотрим пациентку, у которой была ремиссия рака позвоночника. Подняв пакет с продуктами, она испытала внезапный дискомфорт (напряжение мышц) в той же области спины, где когда-то локализовалась опухоль. Ее боль по всем показателям выглядит как значительно более интенсивная или неприятная, чем у пациента с рецидивирующим мышечным напряжением в той же области спины.

Психологи также обнаружили, что военнослужащие, раненные в бою, жаловались гораздо меньше и требовали гораздо меньше обезболивающих, чем гражданские лица, пострадавшие в дорожных авариях. Это психологический аспект боли в чистом виде. Однако ниже мы рассмотрим другие сферы, где это всеобъемлющее явление играет ключевую роль.

Психологический аспект человека в контексте физической сфера жизни

Физический пласт жизни включает в себя наше здоровье и то, как мы относимся к своему телу. В него входит также то, что мы потребляем, как часто мы работаем, моемся, как мы переносим недуги. Наше тело — самый ценный подарок, который у нас есть, и без него мы не сможем существовать. Если мы не будем здоровы, мы, конечно же, не сможем наслаждаться всеми другими аспектами жизни. По этой причине любовь к нашему телу — это первый шаг на пути к счастью. Независимо от того, откуда мы начинаем, каким бы необратимым мы ни считали наше плохое здоровье, никогда не поздно начать менять свои привычки.

Здоровое тело — это здоровый ум, и, заботясь о себе, мы будем чувствовать себя более уверенными, более мотивированными и будем лучше контролировать свою жизненную ситуацию. Но для того чтобы полюбить свое тело по-настоящему, нужно задуматься над психологическими аспектами его восприятия. К примеру, в процессе развития у человека часто вырабатываются различные комплексы, связанные с телом, а также вредные привычки.

Именно потому с людьми, страдающими дисфорией всех видов, булемией, анорексией и другими болезнями, связанными с неприятием своего тела, работают самые квалифицированные психологи. Все травмы и нарушения идут именно из детства, что уже наталкивает на мысли о психологических аспектах развития.

Ментальная сфера жизни

Если вы не заботитесь о своем теле, ваш внешний вид и состояние здоровья ухудшится, то же самое относится и к вашему разуму. Тот факт, что вам больше не нужно ходить в школу, не означает, что вы не можете получать новые знания. Ментальную сферу следует отделить от психической, так как она ответственна исключительно за мысли и мыслительные способности.

Однако роль психологического аспекта здесь очевидна, ибо у людей с серьезными расстройствами психики или даже депрессией, к примеру, значительно ухудшается умственная активность.

Эмоциональная сфера и ее важность

Очень легко забыть о важности управления нашим эмоциональным фоном. Если мы пренебрегаем этим, мы можем чувствовать себя неудовлетворенными и впасть в пучину прокрастинации, уныния, безысходности. Поэтому очень важно, чтобы мы позволили себе задействовать наши чувства, проявить их, прислушивались к ним. Эмоциональное состояние очень связано с психологическим и ментальным, и все вместе они формируют наше физиологическое самоощущение. Общеизвестно, что счастливые и уверенные в себе люди даже болеют куда реже, чем депрессивные и несчастные.

Вывод

Наше тело, наш разум и наши эмоции — часть единой системы. Эта система во многом завязана на психологию — сознание, бессознательное, комплексы и переживания. Бессмысленно заниматься какой-то частью этой системы в отрыве от всех остальных, ибо это банально ни к чему не приведет. Психологический аспект — это звено, связывающее воедино все его ощущения и придающее смысл любой его деятельности.

Психологические аспекты ветхозаветного и евангельского стремления к добродетелям

Оглав­ле­ние
  • 1. Исце­ле­ние от стра­стей неот­де­лимо от стрем­ле­ния к доб­ро­де­те­лям
  • 2. О необ­хо­ди­мо­сти четкой фор­му­ли­ровки цели
  • 3. Фор­ми­ро­ва­ние моти­ва­ция дости­же­ния цели
  • 4. Все мы в своей личной исто­рии совер­шаем грех Адама
  • 5. Пси­хо­ло­ги­че­ские аспекты «Притчи о блуд­ном сыне»
  • 6. Пока­я­ние, вера, надежда, любовь – осно­во­по­ла­га­ю­щие еван­гель­ские доб­ро­де­тели
  • 7. Испол­не­ние закона – основа «вет­хо­за­вет­ного» пони­ма­ния доб­ро­де­тели
  • 8. Вопросы, на кото­рые сле­дует искать ответы

1. Исце­ле­ние от стра­стей неот­де­лимо от стрем­ле­ния к доб­ро­де­те­лям

Тема стрем­ле­ния к доб­ро­де­те­лям, по всей види­мо­сти, мало инте­ресна для секу­ляр­ных направ­ле­ний пси­хо­те­ра­пии и пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ского кон­суль­ти­ро­ва­ния.

Вни­ма­ние про­во­дя­щего пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ский про­цесс секу­ляр­ного пси­хо­те­ра­певта при­вле­чено к тому, чтобы помочь чело­веку изба­виться от непри­ят­ных внут­рен­них состо­я­ний, научиться избе­гать кон­фликт­ных ситу­а­ций, нала­дить вза­и­мо­от­но­ше­ния с людьми из бли­жай­шего окру­же­ния. Задачи эти вполне достой­ные.

Но для пси­хо­те­ра­певта, рабо­та­ю­щего в обла­сти пра­во­слав­ной пси­хо­те­ра­пии, этого недо­ста­точно. Даже если он рабо­тает над кон­крет­ной зада­чей, в его созна­нии как тера­певта пра­во­слав­ного должна быть четко обо­зна­чена Цель стра­те­ги­че­ская.

Именно в связи с этим пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ский про­цесс обре­тает пол­ноту, дающую нам воз­мож­ность выстра­и­вать про­цесс исце­ле­ния.

Каким обра­зом мы под­хо­дим к этому про­цессу?

Начать хочу с фор­му­ли­ровки кон­цеп­ции дости­же­ния резуль­тата.

Она звучит так:

Опти­маль­ная стра­те­гия дости­же­ния резуль­тата осно­вы­ва­ется на двух аспек­тах:

  • это всегда направ­ле­ние в сто­рону дости­же­ния постав­лен­ной цели
  • и одно­вре­менно обя­за­тельно уход от чего-то.

К при­меру, я ставлю цель: исце­ле­ние от стра­сти. И очень вни­ма­тельно рас­смат­ри­ваю этот про­цесс, отве­чая себе на вопросы, каким обра­зом этого достичь.

Одно­вре­менно я должна хорошо осо­зна­вать: к чему мне надо прийти, чем я могу заме­нить или во что пре­об­ра­зо­вать эту страсть. Свя­то­оте­че­ское учение гово­рит нам, что при­об­ре­те­ние доб­ро­де­те­лей неот­де­лимо от про­цесса исце­ле­ния от стра­стей.

Обя­за­тельно рас­смат­ри­ва­ются две сто­роны одного про­цесса.

При дости­же­нии резуль­тата должна быть четко сфор­му­ли­ро­вана (видна) цель.

2. О необ­хо­ди­мо­сти четкой фор­му­ли­ровки цели

Слово цель имеет род­ствен­ные слова: целост­ность, исце­ле­ние, при­це­литься.

Про грех гово­рят, что это попа­да­ние мимо цели. Т.е. погреш­ность, огрех.

Рус­ское слово «грех», как и гре­че­ское «αμαρτία», бук­вально озна­чает «промах», «попа­да­ние мимо цели» (ср. «о‑грехи»). Поня­тие греха не пси­хо­ло­ги­че­ское («душев­ное»), а духов­ное. Поскольку име­ется опре­де­лен­ная Цель суще­ство­ва­ния чело­века, если так можно выра­зиться: чело­веку дана (запо­ве­дана) некая «инструк­ция» Творца к своему «тво­ре­нию», то под­ра­зу­ме­ва­ется, что чело­век должен ей соот­вет­ство­вать. В том случае, если он не стре­мится к этой цели и не желает «исполь­зо­вать себя» по назна­че­нию – это и есть грех, промах.

Уводят в сто­рону от цели наши грехи; наша неопыт­ность в духов­ной жизни; соблазны и иску­ше­ния. При­бли­жают к цели – доб­ро­де­тели.

Для срав­не­ния: если я стре­ляю из лука и должна пора­зить стре­лой опре­де­лен­ную мишень. Такова моя Цель. Такова задача, кото­рую мне пред­стоит выпол­нить. Если же я, пре­не­бре­гая этой целью, выстре­лила не в мишень, а в про­ле­та­ю­щую мимо ворону, мой выстрел может быть очень точным и по-своему «удач­ным», но это все равно будет попа­да­ние мимо цели. Попа­да­ние мимо Цели (в духов­ном смысле) может про­ис­хо­дить по разным при­чи­нам.

Чем точнее осо­знана наша Цель, тем мы имеем боль­шую веро­ят­ность ее дости­же­ния. Тем силь­нее моти­ва­ция в ее дости­же­нии. И тем силь­нее мы можем про­ти­во­сто­ять раз­лич­ным соблаз­нам. В при­ве­ден­ном выше при­мере про­ле­та­ю­щая мимо ворона была как раз таким соблаз­ном.

Давайте снова вер­немся к поня­тию Цели как поня­тию задачи чело­века пред собой и перед своим Твор­цом.

В про­цессе дости­же­ния Цели от нас тре­бу­ется наше целост­ное уча­стие. Т.е. уча­стие всей лич­но­сти. Стре­миться к Цели мы должны всем своим суще­ством – целостно.

Если осо­знана и четко сфор­му­ли­ро­вана Цель на духов­ном уровне, то на пси­хо­ло­ги­че­ском (душев­ном) уровне про­ис­хо­дит сле­ду­ю­щее:

Сам про­цесс дости­же­ния цели ведет к инте­гра­ции раз­роз­нен­ных наших пси­хи­че­ских частей. Т.е. сам про­цесс дости­же­ния Цели уже исце­ля­ю­щий про­цесс.

Но это только в том случае, если цель достойна чело­века, если она напол­нена Высшим смыс­лом.

В данном случае я говорю кон­кретно о цели обо­же­ния.

Дости­же­ние этого мы опре­де­ляем как задачу стра­те­ги­че­скую.

Так­ти­че­ские задачи в этом про­цессе и так­ти­че­ские цели – раз­ви­тие в себе доб­ро­де­те­лей.

3. Фор­ми­ро­ва­ние моти­ва­ция дости­же­ния цели

Итак, в рамках глав­ной Цели, кото­рая фор­му­ли­ру­ется как обо­же­ние мы ставим перед собой цель: дости­же­ние доб­ро­де­те­лей.

Для того, чтобы цель была достиг­нута, мы должны этого желать.

В чем может быть моти­ва­ция при­об­ре­те­ния доб­ро­де­те­лей?

Как мы знаем, моти­ва­ция может быть внеш­ней и внут­рен­ней.

Если коротко и своими сло­вами – внеш­няя моти­ва­ция часто фор­ми­ру­ется под неко­то­рым дав­ле­нием, или обсто­я­тельств, или людей, кому мы вынуж­дены под­чи­няться, или чьим мне­нием и авто­ри­те­том мы доро­жим.

Внут­рен­няя моти­ва­ция – это наме­ре­ние изнутри чело­века. Это его личное глу­бин­ное жела­ние. Понятно, что внут­рен­няя моти­ва­ция всегда силь­нее внеш­ней.

Т.о. наша задача состоит в том, чтобы в цели дости­же­ния доб­ро­де­те­лей была сфор­ми­ро­вана внут­рен­няя моти­ва­ция.

Для этого необ­хо­димо отве­тить на вопрос:

Какова может быть внут­рен­няя моти­ва­ция дости­же­ния доб­ро­де­тели?

Имеет смысл отве­тить на этот вопрос кон­кретно по поводу каждой доб­ро­де­тели. Но сейчас уде­лять этому вни­ма­ния я не буду, поскольку у нас еще будут семи­нары отдельно по доб­ро­де­те­лям, и те, кто зани­ма­ется их под­го­тов­кой так или иначе будут касаться этих вещей.

Сейчас я хочу лишь коротко обоб­щить:

И в Ветхом и в Новом завете нас при­зы­вают к раз­ви­тию в себе доб­ро­де­те­лей. В неко­то­ром обоб­щен­ном виде мы можем уви­деть, что Ветхий завет осно­ван, опи­ра­ется на внеш­нюю моти­ва­цию запрета, за кото­рой стоит страх.

Новый завет опи­ра­ется на моти­ва­цию внут­рен­нюю. Исходя из любви ко Христу, чело­веку хочется раз­ви­вать в себе доб­ро­де­тели. Он это делает не столько из страха нака­за­ния или неодоб­ре­ния окру­жа­ю­щих, сколько из внут­рен­него жела­ния. Он уже вырос настолько, что опытно пони­мает, что при­об­ре­те­ние доб­ро­де­те­лей – это радость пол­ноты бытия, радость любви, радость твор­че­ской и пол­но­цен­ной жизни, радость обще­ния с Богом. И слово обо­же­ние для него уже напол­ня­ется реаль­ным содер­жа­нием и реаль­ным кон­крет­ным смыс­лом.

4. Все мы в своей личной исто­рии совер­шаем грех Адама

Читая Святых отцов, мы можем для себя прийти к выводу, что онто­ло­ги­че­ски чело­век повто­ряет весь путь чело­ве­че­ства начи­ная от момента пре­бы­ва­ния в раю и гре­хо­па­де­ния, через Ветхий завет к Еван­ге­лию.

Все мы совер­шаем в какой-то момент грех Адама. Это наш личный грех отпа­де­ния чело­века от Бога.

Об этом хорошо гово­рится в Вели­ком Пока­ян­ном Каноне свя­того Андрея Крит­ского.

Итак, любой чело­век, про­жи­вая свою жизнь, свою личную исто­рию, может про­хо­дить через момент отпа­де­ния от Бога.

Он начи­нает опытно про­ве­рять на себе гра­ницы доз­во­лен­ного ему, вре­ме­нами далеко пере­ходя за эти гра­ницы.

Те, кто зани­ма­ется воз­раст­ной пси­хо­ло­гией, знают эти моменты, когда ребе­нок или под­ро­сток, прежде послуш­ный и покла­ди­стый, выпол­няв­ший с радо­стью и дове­рием пору­че­ния роди­те­лей, вдруг начи­нает про­ти­виться, бун­то­вать, делать по-своему. В наи­боль­шей мере это свой­ственно под­рост­ко­вому воз­расту.

Гос­подь наде­лил чело­века душой, спо­соб­ной сопри­ка­саться с Богом. Гос­подь наде­лил чело­века разу­мом. Но он наде­лил его и без­услов­ной сво­бо­дой. Это очень важно пом­нить.

Когда ребе­нок начи­нает взрос­леть, у него начи­нают воз­ни­кать вопросы отно­си­тельно самого себя: какой он, что он есть на самом деле. И ему важно найти ответы на эти вопросы, чтобы стать самим собой, а не вырасти в какую-то ожи­да­е­мую от роди­те­лей или от обще­ства модель.

И чтобы по-насто­я­щему понять себя, он начи­нает отде­ляться от роди­те­лей, от их ожи­да­ний о себе. Чтобы сопри­кос­нуться с самим собой, стать тем, кем он должен стать, ребе­нок начи­нает само­сто­я­тельно позна­вать добро и зло. Этот про­цесс про­ис­хо­дит в жизни каж­дого взрос­ле­ю­щего чело­века, даже если он не осо­знает дина­мики внут­рен­них своих состо­я­ний до конца.

Про­цесс этот нор­маль­ный, необ­хо­ди­мый, нужный.

Мне при­хо­ди­лось рабо­тать с моло­дыми людьми, пре­бы­ва­ю­щими в глу­бо­ком нев­розе. По всей види­мо­сти, их невроз сфор­ми­ро­вался именно тем, что ими не был активно прожит путь отде­ле­ния от роди­те­лей. Как тако­вого под­рост­ко­вого пери­ода раз­ви­тия не было. Ребенку не хва­тило внут­рен­них сил (интен­ции) про­жить под­рост­ко­вый кризис. Этот кон­фликт не был решен. Он как бы был загнан вглубь – пере­рос в обострен­ный внут­рен­ний кон­фликт, выра­зив­шийся в нев­ро­ти­че­ском состо­я­нии. Это как раз тот случай, когда чело­век, стре­мясь быть внешне доб­ро­де­тель­ным, изме­нил самому себе. Чтобы уйти от дав­ле­ния роди­те­лей, ребе­нок уходит в невроз, а иногда в состо­я­ние, кото­рое в пси­хи­ат­рии назы­вают погра­нич­ным. Он таким, нездо­ро­вым обра­зом, все-таки ищет способ отде­ле­ния от роди­те­лей, убе­речь от них свое глу­бин­ное Я.

В данном аспекте, мне пред­став­ля­ется умест­ным пого­во­рить о «Притче о блуд­ном сыне».

5. Пси­хо­ло­ги­че­ские аспекты «Притчи о блуд­ном сыне»

Притча «О блуд­ном сыне» всем нам хорошо известна, однако сейчас я пред­ла­гаю рас­смот­реть ее не столько в духов­ном, но в боль­шей сте­пени пси­хо­ло­ги­че­ском аспекте.

В этой притче пока­заны два вари­анта раз­ви­тия чело­века.

Млад­ший сын про­хо­дит через серьез­ный реаль­ный кризис отде­ле­ния от роди­те­лей, от отца. Стар­ший сын избе­гает этого. Он ста­ра­ется все время быть так назы­ва­е­мым «хоро­шим парнем», не рис­кует сопри­кос­нуться с самим собой, с соблаз­нами и труд­но­стями жизни.

Каким же обра­зом про­ис­хо­дит их ста­нов­ле­ние?

Млад­ший сын, опытно узнав, где есть истин­ные цен­но­сти, прожив ряд кри­зи­сов, воз­вра­ща­ется к этим цен­но­стям. Но это уже другой чело­век, более зрелый в лич­ност­ном плане.

Если так можно выра­зиться, он опытно знает нега­тив­ные сто­роны стра­стей и радость от при­об­ре­те­ния доб­ро­де­те­лей. Стрем­ле­ние млад­шего сына на пути воз­вра­ще­ния к Отцу – к доб­ро­де­те­лям – это его внут­рен­няя моти­ва­ция. Вряд ли ему теперь будут свой­ственны сомне­ния в том, где есть истина. Он познал это опытно. И теперь, лишен­ный сомне­ний на цен­ност­ном уровне, он для себя опре­де­ляет новые цен­но­сти, новый смысл. Он нашел этот смысл опытно, исполь­зуя в полной мере дар сво­боды. Внут­рен­ний кон­фликт исчер­пан. Сомне­ния и соблазны оста­лись в про­шлом. Смысл жизни, цель для него теперь в Боге.

Начался путь ИСЦЕ­ЛЕ­НИЯ, путь при­об­ре­те­ния доб­ро­де­те­лей.

Самое ценное здесь – это личный опыт чело­века. Он знает, чего хочет. Он знает, куда дви­гаться дальше. Это его внут­рен­няя интен­ция.

Мы можем пред­по­ло­жить, что он ста­но­вится зрелой и ответ­ствен­ной лич­но­стью.

6. Пока­я­ние, вера, надежда, любовь – осно­во­по­ла­га­ю­щие еван­гель­ские доб­ро­де­тели

Важно отме­тить, что путь к истин­ному взрос­ле­нию начи­на­ется с пока­я­ния.

По учению святых отцов доб­ро­де­тель пока­я­ния явля­ется кра­е­уголь­ным камнем в деле исце­ле­ния лич­но­сти, в дости­же­нии состо­я­ния обо­же­ния.

Рус­ское слово «каяться» имеет несколько зна­че­ний: нака­зы­вать себя, созна­вать вину, сожа­леть о соде­ян­ном. На гре­че­ском языке это слово имеет сле­ду­ю­щее зна­че­ние: пере­мена мыслей, рас­ка­я­ние, воз­рож­де­ние, полное изме­не­ние суще­ства. Само это слово на гре­че­ском – metanoia (чита­ется как мета­ноия) состоит из двух гре­че­ских слов. Первое – meta, что в данном слове имеет зна­че­ние пере­хода из одного состо­я­ния в другое. Второе – noia, кото­рое обра­зо­ва­лось от слова nooz – (ум, разум, мысль, образ мыслей) + суф­фикс – ia, кото­рый имеет зна­че­ние каче­ства. Соот­вет­ственно полу­чив­ше­еся слово озна­чает пере­ход на каче­ственно иной образ мыслей, на другой уро­вень бытия.

Таким обра­зом, полу­ча­ется, что доб­ро­де­тель пока­я­ния – это твор­че­ский про­цесс, но это не просто твор­че­ство. Это акт со-твор­че­ства чело­века с Богом. Это Таин­ство. Если так можно выра­зиться, чело­век в этом про­цессе явля­ется одно­вре­менно и со-твор­цом и «про­дук­том» этого твор­че­ского про­цесса. В этом уни­каль­ность про­цесса пока­я­ния.

По словам свя­того прп. Иоанна Лествич­ника : «пока­я­ние есть дочерь надежды и отвер­же­ние отча­я­ния» (Леств., с. 5). Про­цесс пока­я­ния, совер­ша­е­мый в акте лич­ного мак­си­мально чест­ного (дохо­дить сле­дует до той сте­пени чест­но­сти перед самим собой, на какую мы в этот момент спо­собны) ответа на вопросы о себе. Пред­сто­я­ние перед Богом не может сопро­вож­даться только упад­ком духа. Это всегда энер­гич­ное ожи­да­ние, кото­рое содер­жит в себе и веру, и надежду, и любовь.

Пока­я­ние не может выра­жаться нена­ви­стью к себе. Известно, что нена­висть к себе, может быть изощ­рен­ной формой гор­дыни. Пока­я­ние – это форма утвер­жде­ния своего истин­ного «я» как создан­ного по образу Божию. Исходя из этого, полу­ча­ется, что каяться – озна­чает для чело­века смот­реть не только вниз, на свои соб­ствен­ные недо­статки, пре­гре­ше­ния, заблуж­де­ния, но и обя­за­тельно вверх – на любовь Божию. Пока­я­ние не может огра­ни­чи­ваться только взгля­дом назад, полным боли и упре­ков к себе. Одно­вре­менно в состо­я­нии пока­я­ния при­сут­ствует и взгляд вперед, полный веры и надежды. Эту анти­но­мию нам трудно понять, когда мы под­хо­дим к раз­го­вору о пока­я­нии чисто интел­лек­ту­ально.

Святые отцы своим опытом нам пока­зали, что можно иметь плач о грехах своих и одно­вре­менно, на каком-то глу­бин­ном уровне своей пси­хики сле­до­вать при­зыву апо­стола: «Всегда радуй­тесь!». Это состо­я­ние, как и многое в хри­сти­ан­стве, позна­ется только личным опытом. И оно ни в коей мере не соот­вет­ствует шизо­фре­ни­че­скому рас­щеп­ле­нию созна­ния или эмо­ци­о­наль­ным нару­ше­ниям, свя­зан­ным с пере­жи­ва­нием поляр­ных чувств по типу мания-депрес­сия.

Состо­я­ние пока­я­ния при­во­дит чело­века к целост­но­сти. Оно само по себе уже явля­ется целост­ным актом.

7. Испол­не­ние закона – основа «вет­хо­за­вет­ного» пони­ма­ния доб­ро­де­тели

Что же каса­ется сына стар­шего: его можно посчи­тать стар­шим еще в том плане, что он сфор­ми­ро­ван на вет­хо­за­вет­ном послу­ша­нии, на закон­ни­че­стве. Надо делать… и все. Без рас­суж­де­ний. В отли­чие от млад­шего, кото­рого заста­вили вер­нуться в дом отца с одной сто­роны пока­я­ние, с другой – вера, надежда и любовь.

Стар­ший сын, оста­ва­ясь все время при отце, оста­ва­ясь как бы хоро­шим и послуш­ным сыном, не исце­лился от стра­стей. Мы видим, что ему свой­ственна и сорев­но­ва­тель­ность (воз­можно рев­ность), и зависть к млад­шему своему брату. Он так и остался, несмотря на всю свою «хоро­шесть», лич­но­стью незре­лой в духов­ном отно­ше­ний. Стрем­ле­ние к доб­ро­де­те­лям у него осно­вано, видимо, больше всего на внеш­ней моти­ва­ции, на похвале, на одоб­ре­нии. Воз­можно, на тру­со­сти. И мы в оче­ред­ной раз убеж­да­емся, что в полную меру свою чело­век, таким обра­зом, не вырас­тет.

Святые гово­рят, не познав ада, не позна­ешь рая.

Согласно этой притче, Гос­подь тер­пе­ливо дает чело­веку воз­мож­ность испы­тать гра­ницы своей сво­боды, даже если он пере­пу­тает сво­боду со свое­во­лием. Он не пере­стает любить чело­века и ждать, пока это блуж­да­ние вдали от Истины закон­чится. Пока не про­изой­дет осо­знан­ного раз­во­рота к Богу. И вот тогда про­ис­хо­дит истин­ная радост­ная встреча. Эта встреча реально напо­ми­нает празд­ник, пир. Ведь все ответы на вопросы в этот момент для чело­века най­дены. Он полу­чает ответ на самый важный вопрос: в чем смысл жизни, в чем смысл бытия?

И уже с най­ден­ного ответа на этот вопрос начи­на­ется слу­же­ние Богу исходя из внут­рен­ней моти­ва­ции. И жела­ние при­об­ре­тать доб­ро­де­тели – это уже для него не вопрос сомне­ний и выбора. Это радост­ная, желан­ная необ­хо­ди­мость.

После воз­вра­ще­ния млад­шего сына, оба сына про­дол­жают слу­жить отцу. Но если мы зада­дим себе вопрос, как они это делают? Даже в том случае, если их слу­же­ние внешне выгля­дит оди­на­ково, слу­жить Отцу они будут по-раз­ному, поскольку их личная моти­ва­ция слу­же­ния разная. Скорее всего, я могу пред­ста­вить, что у млад­шего сына этот про­цесс будет про­те­кать радостно, смело, мощно – всей его ныне целост­ной лич­но­стью.

8. Вопросы, на кото­рые сле­дует искать ответы

У нас как у пра­во­слав­ных пси­хо­ло­гов вопрос стоит таким обра­зом: как мы можем исполь­зо­вать это в пси­хо­те­ра­пии, каким обра­зом это знание о чело­веке мы можем вклю­чать в пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ский про­цесс, в про­цесс кон­суль­ти­ро­ва­ния.

Пси­хо­те­ра­пия – вещь довольно кон­крет­ная. Работа с чело­ве­ком – это всегда кон­крет­ный случай, кон­крет­ная жиз­нен­ная исто­рия.

Про­водя пси­хо­те­ра­пию, мы имеем дело с пси­хо­ло­ги­че­скими защи­тами и сопро­тив­ле­нием. Довольно часто мы стал­ки­ва­емся с тем, что у чело­века нет доста­точ­ной моти­ва­ции для при­ло­же­ния усилий при работе со своими про­бле­мами.

В своей прак­ти­че­ской работе мы должны опытно и тео­ре­ти­че­ски искать ответы на вопросы:

Как при работе с кли­ен­том сфор­ми­ро­вать внут­рен­нюю моти­ва­цию при­об­ре­те­ния доб­ро­де­тели?

Какие формы пси­хо­ло­ги­че­ского сопро­тив­ле­ния здесь про­яв­ля­ются?

В чем их осо­бен­ность и отли­чие от тех форм сопро­тив­ле­ния, кото­рые опи­саны секу­ляр­ными пси­хо­те­ра­пев­ти­че­скими направ­ле­ни­ями?

Какие пси­хо­ло­ги­че­ские защиты пре­пят­ствуют про­цессу пока­я­ния?

Пра­во­слав­ная прак­ти­че­ская пси­хо­те­ра­пия и пси­хо­ло­гия только раз­ви­ва­ются.

И одной из важ­ней­ших задач, сто­я­щих, перед пра­во­слав­ными пси­хо­ло­гами, на мой взгляд, будет иссле­до­ва­ние фор­ми­ро­ва­ния всех этих про­цес­сов пре­иму­ще­ственно на уровне душев­ном (пси­хо­ло­ги­че­ском).

А начи­нать, разу­ме­ется, нам сле­дует с самих себя. Только иссле­до­вав глу­боко себя, поняв моти­ва­цию своих соб­ствен­ных поступ­ков и стрем­ле­ний; иссле­до­вав и про­ана­ли­зи­ро­вав формы защит, и пси­хо­ло­ги­че­ского сопро­тив­ле­ния, кото­рые пре­пят­ствуют лично нашему про­цессу исце­ле­ния, мы сможем заяв­лять о себе, как о пси­хо­ло­гах пра­во­слав­ного направ­ле­ния.

Закон­чить этот раздел хочу, пере­фра­зи­ро­вав слова Пуш­кина:

Нам, зани­ма­ю­щимся пра­во­слав­ным пси­хо­ло­ги­че­ским кон­суль­ти­ро­ва­нием и пси­хо­те­ра­пией, нико­гда не сле­дует забы­вать, что мы явля­емся всего лишь под­ма­сте­рьями в деле Боль­шого Мастера.

И не дай нам Бог посчи­тать себя масте­рами.

Психологический аспект боли – Naturopathic Doctor News and Review

Tolle Totum
Iva Lloyd, BScH, RPE, ND

О хронической боли принято думать со структурной или функциональной точки зрения. Что не так часто, но не менее важно, так это психологический аспект боли. Психологический аспект относится к тому, как симптомы и состояния, такие как хроническая боль, влияют на психическое и эмоциональное состояние человека и как разум может влиять и, по сути, подавлять интенсивность, продолжительность и частоту боли, которую испытывает человек.

Copyright Iva Lloyd, ND 2013

Натуропатический принцип «tolle totum» (лечить человека в целом) включает в себя понимание того, что все аспекты личности связаны, что целое больше, чем сумма частей. Исследования боли и управления болью подчеркивают важную роль, которую играют мысли и эмоции человека как в отношении проявления, так и в управлении болью. Катастрофизация боли, избегание страха, депрессия и другие психологические состояния усиливают боль и снижают эффективность лечения. Обращение к психологическому аспекту боли с помощью осознанности и когнитивно-поведенческой терапии, наряду с натуропатической терапией, является важным аспектом лечения боли.

Индивидуальная интеграция

Любое состояние влияет на человека в целом, а не только на определенный орган или систему. Здоровье и болезнь являются результатом сложного взаимодействия всех сторон человека, включая его жизнь и окружающую среду. Психологическая, функциональная, структурная и духовная (или личностная сущность) стороны личности составляют неразрывное целое, взаимосвязанное и взаимозависимое с семьей, обществом и окружающей средой. Любой паттерн хронической боли в любом аспекте личности резонирует на всех уровнях бытия.

1

Структурный аспект человека представляет выравнивание физического тела. Когда структура выровнена, она обеспечивает правильное распределение веса между суставами, позволяет телесным жидкостям течь беспрепятственно и обеспечивает гармоничную клеточную связь. 1 Структурные проблемы, вызванные падениями и травмами, хронической плохой осанкой или сопутствующими заболеваниями, такими как сколиоз, остеопороз или артрит, приводят к соответствующему воздействию на другие слои. Например, при артрите существуют функциональные реакции на структурные проблемы, такие как воспаление и боль. На психологическом уровне часто возникает ряд реакций, таких как разочарование, раздражительность, тревога и даже депрессия.

Функциональный аспект – «рабочая лошадка» организма. Это касается иммунной, дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, костно-мышечной, эндокринной и нервной систем. Он включает внутренние органы, железы, ткани и жидкости организма. Он охватывает то, как системы организма взаимодействуют и взаимодействуют на системном, органном и молекулярном уровнях. Он включает движение жидкости и энергии между клетками и внутри клеток, тканей и органов. Как психологические, так и структурные аспекты могут преобладать над функциональными способностями организма и влиять на них; он, в свою очередь, также может переопределить их. 1 Функциональный аспект человека исторически был в центре внимания традиционной медицины, поскольку его легче всего анализировать и изучать.

Такие инструменты, как лабораторные исследования, рентгенограммы, магнитно-резонансная томография и ультразвуковое исследование, дают врачам важные сведения о том, что происходит на клеточном, органном и физиологическом уровнях. Функциональные оценки выявляют текущее состояние здоровья человека и прогрессирование заболевания, но часто не коррелируют с психическим или эмоциональным состоянием здоровья или качеством жизни человека, особенно когда речь идет о состояниях, связанных с хронической болью.

Психологический аспект личности связан с мыслями и эмоциями. Он представляет собой то, как люди воспринимают себя и мир и как они общаются со своим миром и с собой. Оно пронизывает всего человека и способно влиять на функциональные и структурные аспекты личности. Психологический аспект постоянно формируется и находится под влиянием опыта, окружающей среды и состояния здоровья человека. 1 Бессознательный компонент содержит глубокие личные убеждения, которые влияют на жизнь человека и которые «фильтруют» и оценивают влияние и значение событий.

Сознательный компонент относится к мыслям и эмоциям, которые осознает человек. Он представляет собой способность человека воспринимать и осознавать такие симптомы, как боль, а также мысли и эмоции, которые человек испытывает по поводу своих симптомов. Вербальный или выразительный компонент относится к тому, как человек передает свои мысли, эмоции, ощущения и восприятие. На это влияет то, чувствуют ли они себя услышанными и понятыми. 1 Психологическое здоровье наилучшее, когда бессознательные, сознательные и экспрессивные компоненты совпадают.

В Соединенных Штатах из-за боли приходится около 80% посещений врача, а ежегодные расходы на здравоохранение или потери производительности оцениваются в 100 миллиардов долларов США в год.

2 То, как человек испытывает боль, во многом зависит от его психологического состояния, однако в настоящее время основное внимание в лечении боли уделяется функциональным и структурным аспектам боли. Включение психологического воздействия боли как части натуропатической оценки и лечения может значительно улучшить понимание как пациентом, так и практикующим врачом воздействия и значения боли для каждого пациента, а также может значительно помочь в определении наиболее эффективной стратегии лечения.

Катастрофизация боли

Катастрофизация боли определяется как преувеличенно негативная «ментальная установка» или негативная когнитивно-аффективная реакция на ожидаемую или реальную боль. 2 Это определяется как «тенденция преувеличивать или преувеличивать опасность или серьезность болевых ощущений,… чувствовать себя беспомощным в контексте боли и [быть неспособным] сдерживать мысли, связанные с болью, в ожидании, во время или после болезненной встречи».

2 У пациентов с хронической болью или без боли катастрофизация боли в настоящее время считается мощным предиктором исходов, связанных с болью. 2

Некоторые исследования показывают, что «катастрофизацию лучше всего рассматривать с точки зрения иерархических уровней анализа, где социальные факторы и социальные цели могут играть роль в развитии и поддержании катастрофизации, тогда как процессы, связанные с оценкой, могут указывать на механизмы, связывающие катастрофизацию с болью». 3

Представление о том, что катастрофизация боли способствует более интенсивному переживанию боли и усилению эмоционального стресса, подтверждается исследованиями в течение ряда лет. Это положительно связано с повышенным уровнем депрессии и тревоги и обратно связано с положительными психическими чертами, такими как оптимизм и надежда.

4,5 Чувство беспомощности, размышления и преувеличения также положительно коррелируют с катастрофизацией боли. 2 Увеличение включает в себя вопрос о том, может ли произойти что-то серьезное, например, усиление боли; руминация возникает, когда человек не может перестать думать о своей боли; а беспомощность относится к ощущению неспособности продолжать или к ощущению, что ничего нельзя сделать, чтобы уменьшить боль. 2

Тревога перед операцией является одной из форм катастрофизации боли. Хроническая послеоперационная боль положительно связана с предоперационным беспокойством. Одно исследование показало, что это наиболее актуально для операций на опорно-двигательном аппарате, где была обнаружена корреляция 67% по сравнению с 36% для других типов операций. 5 Катастрофизация боли оказалась более предиктивной в отношении хронической послеоперационной боли по сравнению с общей тревожностью или специфической тревожностью, связанной с болью. Другие исследования показали, что между страхом боли, катастрофизацией и тревогой существуют тесные связи, но также и то, что интенсивность боли наиболее тесно связана с катастрофизацией боли.

6 Катастрофизация боли также связана со снижением реакции на фармакологические вмешательства, как показано в 3-недельном исследовании 82 пациентов с невропатической болью. 7

Психологические факторы

Общепризнанно, что хроническая боль снижает качество жизни, в том числе настроение, физическое и социальное функционирование. Депрессия, боязнь боли и тревога — это психологические черты, которые, как известно, ухудшают болевые симптомы и препятствуют лечению, направленному на устранение или купирование боли. И наоборот, черты оптимизма, надежды и самоэффективности являются защитными, что приводит к снижению восприятия боли и ее воздействия. 4 Другие факторы, которые часто снижают параметры боли, включают стратегии преодоления боли и позитивную систему социальной поддержки.

Положительная связь между болью и депрессией в общей популяции хорошо известна, при этом степень депрессии сильно коррелирует с интенсивностью боли. 8 Депрессия часто связана с катастрофизацией боли, тревогой и другими негативными психологическими состояниями. Одно исследование показало, что симптомы боли в пояснице, как правило, длятся дольше и становятся более интенсивными, когда человек находился в депрессивном состоянии до инцидента, вызвавшего боль. 9 Другое исследование 480 участников с хроническими заболеваниями височно-нижнечелюстных мышц и суставов (ВНЧС) показало, что прогрессирование хронической боли в ВНЧС и степень инвалидности положительно связаны с катастрофизацией боли и депрессией. 10

Даже у детей и подростков боль часто связана с депрессией. В исследовании с участием 400 пациентов в возрасте от 8 до 17 лет с хронической болью в животе депрессия коррелировала с наличием боли в животе, особенно при наличии 3 или более негастроэнтерологических симптомов. 11 У пожилых людей часто наблюдаются боль и депрессия, которые связаны с возрастным снижением когнитивных функций. 12 Что еще предстоит выяснить в ходе исследований, так это то, вызвана ли депрессия изначально болью или депрессия вызывает усиление боли. 8

Страх перед болью и тревога, особенно крайняя, могут рассматриваться как «желтые флажки», когда речь идет о появлении боли, особенно скелетно-мышечной. Эти «желтые флажки» являются факторами, которые могут усугубить боль и негативно повлиять на лечение. Устранение психологических «желтых флагов» может значительно улучшить результаты лечения. 13 В исследовании 19 мужчин и 23 женщин с «отсутствием в анамнезе болей в шее или плече, без сенсорных или двигательных нарушений верхних конечностей, которые не занимались регулярно силовыми тренировками верхних конечностей, не занимались в настоящее время или регулярно принимающие обезболивающие и не перенесшие в анамнезе операции на верхних конечностях», было обнаружено, что страх перед болью был основным фактором, объясняющим индуцированную отсроченную болезненность мышц плеча. 14 Страх боли оказался более значительным, чем тревога или катастрофизация боли.

«Модель избегания страха» рассматривает хроническую боль как порочный круг, который начинается с катастрофизации боли; это приводит к страху перед болью, что, в свою очередь, приводит к избеганию и, наконец, к хронической боли, депрессии и усилению страданий. 15 Боязнь движения, известная как кинезиофобия, стала важным предиктором исходов, связанных с болью, включая инвалидность и психологический дистресс при различных типах боли (например, боли в спине, головной боли, фибромиалгии и комплексном региональном болевом синдроме). Одно исследование 88 мужчин и 173 женщин с хронической мышечно-скелетной болью показало, что кинезиофобия чаще встречается у мужчин (72%), чем у женщин (48%). 16 Женщины с высокой степенью кинезиофобии, как правило, были моложе и более подвержены этому заболеванию, о чем свидетельствуют повышенная утомляемость, стресс и более выраженное общее вмешательство и неудовлетворенность жизнью. Кинезиофобия в целом не была связана с возрастом, продолжительностью боли или депрессией/тревожностью.

Психологическая терапия

Существует множество натуропатических методов лечения, таких как нутрицевтики, травы и гомеопатические препараты, которые, как известно, эффективно лечат психологические состояния, такие как депрессия и тревога. По мнению автора, когда психологический аспект играет значительную роль в каком-либо состоянии, полезно обращаться к нему непосредственно с помощью натуропатического консультирования, упражнений на осознанность или просто внимательно выслушивая рассказ пациента. Было доказано, что упражнения по снижению стресса на основе осознанности (MBSR) и когнитивно-поведенческие вмешательства эффективно уменьшают боль за счет уменьшения катастрофизации, страха и избегания. 17 Другие эффективные стратегии включают отвлечение внимания, переосмысление, принятие, а также упражнения и упорство в выполнении задачи.

Упражнения на осознанность, такие как медитация, релаксация, общая йога, сканирование тела и позитивное подкрепление мыслей, как известно, улучшают параметры боли и показатели качества жизни, связанного со здоровьем (HRQoL), однако эффективность зависит от типа боли и приверженности субъекта с учениями МБСР. 18 Продольное исследование 133 пациентов с хронической болью было завершено с использованием краткой формы 36 опроса о состоянии здоровья и контрольного списка симптомов-9.0-Пересмотрено. 18 Было обнаружено, что у пациентов с артритом, болью в спине/шее или двумя или более сопутствующими болевыми состояниями наблюдалось значительное изменение интенсивности боли и функциональных ограничений после упражнений MBSR. Пациенты с артритом, как правило, демонстрируют наибольшую степень улучшения, в то время как пациенты с хронической головной болью или мигренью испытывают наименьшее улучшение боли и качества жизни HRQoL. Пациенты с фибромиалгией имели наименьшее улучшение психологического дистресса.

Упражнения MBSR не всегда оказывались эффективными в краткосрочных исследованиях (8 недель или меньше). В исследовании 63 пациентов с ревматоидным артритом, которые либо служили в качестве контроля, либо получали MBSR в течение 8 недель с последующей 4-месячной программой постоянного подкрепления, было обнаружено, что, хотя различия между группой MBSR и контрольной группой не были статистически значимыми через 8 недель. , через 6 месяцев у испытуемых, получавших лечение, наблюдалось значительное улучшение психологического стресса и благополучия, а также незначительное улучшение осознанности и симптомов депрессии. 19

В ходе 8-недельного исследования с участием 50 человек, в котором сравнивалась эффективность MBSR и снижения когнитивно-поведенческого стресса (CBSR), было обнаружено, что у участников группы MBSR наблюдались значительные улучшения по всем измеряемым параметрам — «воспринимаемому стрессу». , депрессия, психологическое благополучие, невротизм, переедание, энергия, боль и внимательность». 20 Субъекты CBSR улучшили 6 из 8 исходов, при этом значительные улучшения наблюдались только в областях самочувствия, воспринимаемого стресса и депрессии.

Кокрановский обзор 37 исследований 2012 г., 21 с участием 1938 участников, оценивал эффективность психологической терапии — в основном когнитивно-поведенческой терапии и поведенческой терапии — для уменьшения боли, инвалидности и улучшения настроения у детей и подростков с рецидивирующими, эпизодическими или постоянная боль, особенно боль, связанная с головной болью. Анализы показали, что боль уменьшилась в группах с головной болью и без головной боли после лечения, а также в группе с головной болью при последующем наблюдении. Инвалидность значительно улучшилась в группе без головной боли после лечения. Авторы пришли к выводу, что «психологические методы лечения эффективны для снижения интенсивности боли у детей и подростков (<18 лет) с головной болью, и польза от терапии, по-видимому, сохраняется».

Заключение

Корреляция между хронической болью и психологическими состояниями, такими как депрессия и тревога, хорошо известна. Способность катастрофизации боли и избегания страха усиливать боль и снижать эффективность лечения также была тщательно изучена и доказана. Исследования подчеркивают важность обращения ко всем аспектам человека с хронической болью, то есть необходимость учета психологического и психосоциального состояния человека, а не только функционального или структурного. Упражнения по снижению стресса на основе осознанности или когнитивно-поведенческая терапия могут значительно повысить эффективность любого плана лечения хронической боли.


 

Доктор Ива Ллойд основала Клинику здоровья натуропатических фондов в 2002 году после окончания Канадского колледжа натуропатической медицины (CCNM). Ее внимание сосредоточено на выявлении факторов, способствующих заболеванию, и понимании их физиологических и энергетических моделей. Она известна своим терпением, знаниями и способностью помочь пациентам изменить жизнь.

Она изучала множество различных систем лечения. Доктор Ллойд является зарегистрированным полярным терапевтом и педагогом, а также мастером Рэйки.

Она является редактором профессионального журнала CAND и входит в редакцию других профессиональных журналов. Она преподает неполный рабочий день в CCNM и представляет на международном уровне натуропатические оценки, энергетику здоровья и роль разума в исцелении.

Ссылки

  1. Ллойд И. (2009) Энергетика здоровья: натуропатическая оценка. Филадельфия, Пенсильвания: Черчилль Ливингстон; 2009.
  2. Куартана П.Дж., Кэмпбелл К.М., Эдвардс Р.Р. Катастрофизация боли: критический обзор. Эксперт преподобный Нейротер . 2009;9(5):745-758.
  3. Салливан М.Дж., Торн Б., Хейторнтвейт Дж.А. и др. Теоретические взгляды на связь между катастрофизацией и болью. Клин Джей Боль. 2001;17(1):52-64.
  4. Пулверс К., Худ А. Роль положительных качеств и катастрофизации боли в восприятии боли. Curr Pain Головная боль Репутация . 2013;17(5):330.
  5. Theunissen M, Peters ML, Bruce J, et al. Предоперационная тревога и катастрофизация: систематический обзор и метаанализ связи с хронической послеоперационной болью. Клин Джей Пейн . 2012;28(9):819-841.
  6. Салливан М.Дж., Торн Б., Роджерс В., Уорд Л.С. Модель пути психологических антецедентов к переживанию боли: экспериментальные и клинические данные. Клин Джей Пейн . 2004;20(3):164-173.
  7. Манковский Т., Линч М.Е., Кларк А.Дж. и др. Катастрофизация боли предсказывает плохой ответ на местные анальгетики у пациентов с невропатической болью. Управление обезболиванием . 2012;17(1):10-14.
  8. Хейторнтвейт Дж. А., Бенрунд-Ларсон Л. М. Психологические аспекты нейропатической боли. Clin J Боль. 2000;16(2 Дополнение):S101-S105.
  9. Элферинг А., Кезер А. Меллох М. Взаимосвязь между депрессивными симптомами и острой болью в пояснице при первой медицинской консультации, через три и шесть недель первичной медицинской помощи. Psychol Health Med. 20 марта 2013 г. [Epub перед печатью]
  10. Velly AM, Look JO, Carlson C, et al. Влияние катастрофизации и депрессии на хроническую боль — проспективное когортное исследование заболеваний височно-нижнечелюстных мышц и болей в суставах. Боль . 2011;152(10):2377-2383.
  11. Little CA, Williams SE, Puzanovova M, et al. Множественные соматические симптомы связаны с положительным скринингом на депрессию у педиатрических пациентов с хронической болью в животе. J Педиатр Гастроэнтерол Нутр . 2007;44(1):58-62.
  12. Kruger TM, Abner EL, Mendiondo M, et al. Дифференциальные отчеты о боли и депрессии отличают легкие когнитивные нарушения от когнитивно сохранных пожилых пациентов. J Гериатрическая психиатрия Neurol . 2012;25(2):107-112.
  13. Николас М.К., Линтон С.Дж., Уотсон П.Дж., Мэйн С.Дж. Раннее выявление и устранение психологических факторов риска («желтые флажки») у пациентов с болью в пояснице: переоценка. Физ Тер . 2011;91(5):737-753.
  14. Джордж С.З., Довер, ГК, Филлингим, РБ. Страх перед болью влияет на результаты после вызванной физическими упражнениями отсроченной болезненности мышц плеча. Клин Джей Пейн . 2007;23(1):76-84.
  15. Кромбез Г., Экклстон С., Ван Дамм С. и др. Модель избегания страха хронической боли: следующее поколение. Клин Джей Пейн . 2012;28(6):475-483.
  16. Bränström H, Fahlström M. Кинезиофобия у пациентов с хронической скелетно-мышечной болью: различия между мужчинами и женщинами. J Rehabil Med . 2008;40(5):375-380.
  17. Шютце Р., Рис С. , Прис М., Шютце М. Низкая осознанность предсказывает катастрофизацию боли в модели хронической боли с избеганием страха. Боль . 2010;148(1):120-127.
  18. Rosenzweig S, Greeson JM, Reibel DK, et al. Снижение стресса на основе осознанности при хронических болевых состояниях: различия в результатах лечения и роль домашней практики медитации . J Психосом Res . 2010;68(1):29-36.
  19. Прадхан Э.К., Баумгартен М., Лангенберг П. и др. Эффект снижения стресса на основе осознанности у пациентов с ревматоидным артритом. Ревматоидный артрит . 2007;57(7):1134-1142.
  20. Смит Б.В., Шелли Б.М., Дален Дж. и др. Пилотное исследование, сравнивающее эффекты снижения стресса на основе осознанности и когнитивно-поведенческого стресса. J Altern Complement Med.  2008;14(3):251-258.
  21. Eccleston C, Palermo TM, de C Williams AC, et al. Психологические методы лечения хронической и рецидивирующей боли у детей и подростков. Кокрановская база данных Syst Rev . 2012;12:CD003968.

 

Реклама

Психологические аспекты диабета

ВВЕДЕНИЕ

Диабет, как и другие хронические неинфекционные заболевания, оказывает определенное психологическое воздействие на больных людей и их семьи. И наоборот, психологический склад и функционирование пострадавшего человека также влияет на некоторые аспекты исходов заболеваемости диабетом. Цель этой обзорной статьи состояла в том, чтобы предоставить обновленную информацию об основных психологических аспектах, на которые влияют пациенты с диабетом, а также о тех, которые влияют на развитие, лечение, прогноз и исходы диабета. В этом обзоре использовался подход нарративного синтеза и были рассмотрены соответствующие статьи из таких баз данных, как PsychINFO, PubMed и Google Scholar. Ключевые поисковые термины, использованные в этом обзоре, состояли из стандартного префикса и вариативного суффикса. Префикс в терминах поиска был «сахарный диабет и», а термины-суффиксы включали следующее: психическое здоровье, депрессия, тревога, дистресс, стили преодоления трудностей, преодоление трудностей, самоубийство, суицидальные мысли, личностные характеристики, личность типа D, качество жизни. (QoL), качество жизни, связанное со здоровьем, психологические вмешательства, когнитивно-поведенческая терапия (CBT), терапия принятия и приверженности (ACT), поведенческая активация, стратегии консультирования, йога и COVID-19пандемия. Другие отдельные поисковые термины включали диабет у детей и подростков, детский диабет и проблемы или проблемы детского диабета. В этот обзор были включены только релевантные статьи, посвященные диабету с точки зрения условий поиска по суффиксу, а также статьи, опубликованные после января 2010 года.

ДИАБЕТ И РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

Диабет имеет не только сопутствующие физические, но и психические сопутствующие заболевания, такие как депрессия и тревога, которые часто встречаются у пациентов с диабетом. 1 У людей с сахарным диабетом 1 и 2 типа вероятность развития депрессии в три и в два раза выше, чем у людей без диабета, соответственно. 2 Приблизительно 30% детей и подростков с сахарным диабетом 1 типа имеют симптомы депрессии. 3 Межнациональное исследование показало распространенность клинической депрессии у 10,6% и распространенность депрессивных симптомов от умеренной до тяжелой у 17,0% среди пациентов с диабетом. 4 Кроме того, было установлено, что факторами риска развития депрессии являются пол, образование, дистресс-диабет и большая депрессия в анамнезе. 4 У пациентов с диабетом может развиться депрессия из-за повышенного бремени лечения или из-за сопутствующих биохимических изменений, сопровождающих диабет. В качестве альтернативы, пациенты с депрессией могут иметь более низкие клинические параметры и исходы диабета из-за трудностей в поддержании здорового поведения, такого как повышенная физическая активность, здоровое питание и соблюдение режима приема лекарств. Таким образом, депрессия может быть как следствием, так и фактором риска развития диабета. 5 Сообщалось, что у пациентов с диабетом риск развития микрососудистых осложнений выше на 36%, а макрососудистых осложнений — на 25%. 6

Жизнь пациентов с диабетом требует, постоянно бросает вызов и полна неопределенностей. Их объединяет постоянная забота о поддержании нормального уровня глюкозы в крови, медицинских осложнениях, эпизодах гипогликемии, гипергликемии и других характеристиках заболеваемости диабетом. В результате очевидно, что у пациентов с диабетом могут развиться симптомы тревоги или тревожных расстройств. Межнациональное исследование показало, что 18,0% пациентов с диабетом имели по крайней мере один тип тревожного расстройства, а 2,8% — множественные тревожные расстройства; 7 генерализованное тревожное расстройство было наиболее распространенным (8,1%), за ним следует паническое расстройство (5,1%). 7 Женский пол, диабетические осложнения, более длительная продолжительность болезни и гликемический контроль были значительными факторами риска развития тревожности у пациентов с диабетом. сопутствующие проблемы. 8 Например, у 69% пациентов с диабетом были диагностированы расстройства сна, связанные с дыханием, а у 27% — синдром беспокойных ног, что намного ниже общей распространенности среди населения, составляющей 2–4% и 6% соответственно. 8 И наоборот, риск развития сахарного диабета 2 типа был на 28% выше среди взрослых с продолжительностью сна <5-6 часов в сутки и на 48% выше среди взрослых с продолжительностью сна >8-9 часов в сутки. 9 Заболеваемость сахарным диабетом 2 типа была на 57% выше среди тех, у кого были трудности с засыпанием, и достигла 84% среди тех, у кого были проблемы с поддержанием сна. 9 Более короткая продолжительность сна была особенно связана с более частыми случаями сахарного диабета 2 типа, худшим гликемическим контролем и сниженной чувствительностью к инсулину. 10 Однако эти выводы не являются окончательными, поскольку результаты варьируются в зависимости от использования объективных параметров в сравнении с самооценкой.

ДИСТРЕСС ДИАБЕТА И ПРЕОДОЛЕНИЕ

Дистресс диабета относится к ряду негативных эмоциональных состояний, возникающих в результате заболеваемости диабетом и поведения, направленного на уход за собой, которое пациенты используют для лучшего контроля своего диабета. 11 Диабетический дистресс — это не то же самое, что депрессия (таблица 1), и эти два состояния существуют одновременно и независимо друг от друга. 12 Диабетический дистресс в значительной степени является эмоциональной реакцией на проблемы, связанные с диабетом, и может включать такие эмоциональные реакции, как страх, беспокойство, гнев, чувство вины, печаль, разочарование и выгорание. 12 С другой стороны, депрессия связана со значительными когнитивными, аффективными, социальными, мотивационными и вегетативными нарушениями у человека. Сообщалось, что оба имеют разные результаты и ассоциации с клиническими параметрами, связанными с самолечением диабета. У больных сахарным диабетом с коморбидной депрессией вероятность развития клинических осложнений выше, чем у пациентов, не страдающих депрессией. 6 Точно так же диабетический дистресс был связан с перекрестными и согласованными во времени уровнями гемоглобина A1C (HbA1c) у взрослых, тогда как между депрессивными симптомами или клинической депрессией и HbA1c такой связи обнаружено не было. 13,14 Диабетический дистресс, а не депрессивные симптомы, предсказывают уровни HbA1c, о которых сообщают сами подростки. 15

Источников диабетического дистресса может быть несколько, и в одном исследовании было выделено семь основных источников дистресса у пациентов с диабетом (таблица 2): бессилие, негативное социальное восприятие, дистресс врача, дистресс друзей/семьи, дистресс из-за гипогликемии , управленческий дистресс и пищевой дистресс. 16 Тяжесть диабетического дистресса напрямую связана с большей продолжительностью болезни, повышенным уровнем HbA1c, более высоким ИМТ, снижением социальной поддержки, более молодым возрастом, чрезмерной сонливостью в дневное время и более низкой самоэффективностью. 17-19 Лечение дистресса, вызванного диабетом, имеет важное значение, поскольку неуправляемый дистресс связан с плохим гликемическим контролем, проблемами с соблюдением режима лечения, снижением качества жизни, более низкой самоэффективностью, негативными представлениями о здоровье и плохим поведением в отношении ухода за собой. 13,15,20-21

Сообщается, что психообразовательные подходы, направленные как на диабет, так и на эмоции, эффективны при диабетическом дистрессе; 22 желательно доставить универсалом. Групповой формат также может быть эффективным, 22 , в то время как мотивационное интервью, хотя и полезное при некоторых долгосрочных состояниях, как сообщается, неоднозначно влияет на лечение диабетического стресса. 22

КОГНИТИВНАЯ ДИСФУНКЦИЯ И ДИАБЕТ

Диабет сопровождается дисфункцией как основного, так и высшего порядка когнитивных функций пациента. 23 Систематический обзор когнитивных функций при сахарном диабете 2 типа выявил значительно более низкие показатели в шести областях: двигательная функция, исполнительная функция, скорость обработки, вербальная и зрительная память и концентрация. 24 Разница в величине эффекта между диабетиками и людьми без диабета была от небольшой до умеренной для большинства этих когнитивных областей и наименьшей для области концентрации внимания. 24

Когнитивная дисфункция при диабете может проявляться в очень тонкой форме, известной как диабет-ассоциированное снижение когнитивных функций (DACD). DACD не вызывает значительных нарушений повседневной активности пациентов с диабетом и, следовательно, не считается достаточно аномальным, чтобы требовать формальной нейропсихологической оценки. 23 Относительно заметные когнитивные нарушения при диабете относят к легким когнитивным нарушениям (MCI), которые рассматриваются как переходное состояние между DACD и тяжелыми формами когнитивных нарушений, такими как деменция. 23 Подтип MCI, амнестический MCI, связан с проблемами, связанными с памятью и забывчивостью, и приводит к заметному нарушению жизни пациента, что требует формального нейропсихологического тестирования и лечения. Тяжелые когнитивные нарушения при диабете диагностируются, когда когнитивная дисфункция прогрессирует до уровня формальных когнитивных расстройств, таких как деменция. Это связано со значительным нарушением во многих областях когнитивного функционирования и вызывает значительное нарушение инструментальной повседневной деятельности.

Когнитивная дисфункция связана с клиническими характеристиками и лечением диабета. Было показано, что пациенты, принимающие метформин, имеют более высокий риск когнитивных нарушений и демонстрируют снижение когнитивных функций по сравнению с теми, кто не принимает метформин. 25 Неконтролируемый уровень гликемии также представляет собой значительный фактор риска когнитивных нарушений. Более длительная продолжительность болезни и ранний возраст начала связаны с развитием деменции или повышенным риском прогрессирования от легких до тяжелых когнитивных нарушений у пациентов с диабетом. 26-27 Помимо клинических характеристик, риск и тяжесть когнитивной дисфункции также зависят от социально-демографических характеристик, так что дисфункция является тяжелой у пожилых пациентов с диабетом и менее тяжелой у пациентов с более высоким уровнем образования. 28

Когнитивная дисфункция при диабете может иметь несколько основных причин, включая неконтролируемую гликемию, снижение функциональной связанности сетей рабочей памяти, сосудистые нарушения на микро- и макроуровнях и нарушения передачи сигналов инсулина. 29,30 В частности, считается, что передача сигналов инсулина влияет на долгосрочную потенциацию в гиппокампе, который имеет высокую плотность рецепторов инсулина и участвует в обучении и памяти. 29,30 Инсулин также влияет на уровни нейротрансмиттеров, таких как ацетилхолин, адреналин и норадреналин, которые участвуют в функционировании памяти. 29

ДИАБЕТ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Качество жизни — это широкая и многомерная концепция, которая относится к индивидуальному ощущению общего благополучия. Диабет является обременительным жизненным состоянием, и пациенты сталкиваются с серьезными проблемами и проблемами на физическом, эмоциональном, психологическом, социальном, профессиональном и межличностном уровнях. Постоянный мониторинг и поддержание нормального уровня глюкозы в крови, постоянный прием противодиабетических препаратов, боязнь эпизодов гипер- или гипогликемии, боязнь развития медицинских осложнений, сопутствующие психические заболевания, ограниченный выбор продуктов питания, ограничения в поездках, обязанность выполнять рутинные физические упражнения, финансовые затраты, проблемы с передвижением , и сокращение социальных взаимодействий может быть ошеломляющим. 31 В результате люди, живущие и страдающие диабетом, испытывают ряд негативных эмоций, таких как беспокойство, страх, гнев, вина, печаль, беспомощность, безнадежность, разочарование и выгорание, которые значительно снижают качество их жизни. 11

Ввиду снижения качества жизни лечение диабета направлено не только на контроль уровня гликемии и предотвращение медицинских осложнений, но и на улучшение качества жизни за счет уменьшения общего бремени болезни. Помимо улучшения терапии, дополнительные и более доступные варианты медицинской помощи, эффективные психологические и образовательные вмешательства по управлению диабетом, наличие групп поддержки значительно улучшили качество жизни пациентов. 32 Существует большая потребность в оценке качества жизни при лечении диабета, и исследования привели к разработке таких инструментов, как аудит диабетозависимого качества жизни (ADDQOL) и диабетического качества жизни (DQoL). 33

ДИАБЕТ И ЛИЧНОСТЬ

Лечение диабета, как и многих других хронических заболеваний, зависит от особенностей личности. Известно, что определенные личностные характеристики мешают самообслуживанию, преодолению диабетического дистресса и влияют на исход диабета. Профиль личности больных сахарным диабетом изучался в рамках пятифакторной модели. 34 Пять факторов включают открытость, добросовестность, экстраверсию, доброжелательность и невротизм. Добросовестность тесно связана с лучшим самолечением при диабете, особенно с гликемическим контролем. 34 Это связано с тем, что сознательные люди более организованы и менее импульсивны и, следовательно, проявляют постоянство в отношении заботы о себе, таких как мониторинг уровня глюкозы, физическая активность, регулярные визиты к врачу и эффективный контроль над импульсивным питанием. Пациенты с более высоким уровнем невротизма, показатель эмоциональной нестабильности, склонны к постоянному беспокойству; беспокоятся, боятся и слишком много думают; и имеют устойчиво негативное настроение. Вероятно, это мешает самоконтролю, приверженности лечению, а также может способствовать повышению вероятности развития сопутствующих психиатрических заболеваний у пациентов с диабетом. 34,35

Другое направление исследований было сосредоточено на проблемной личности/типе D, характеризующейся более высоким уровнем негативной аффективности, социальной подавленностью и ограниченным выражением негативных эмоций в социальных взаимодействиях. 36 Было обнаружено, что 52% пациентов с диабетом имеют признаки типа D, которые существенно влияют на самопомощь при диабете и клинические исходы заболевания. 37-38 Было показано, что пациенты с типом D борются с соблюдением режима лечения, особенно с соблюдением режима лечения и регулярными визитами к врачу. 37-38 Они демонстрируют относительно тусклое отношение к поддержанию антидиабетического поведения, такого как соблюдение рекомендаций по физической активности, отказ от употребления высококалорийной пищи, эмоциональное питание, контроль ИМТ и уровня холестерина. 37 У этих людей больше шансов столкнуться с проблемами психического здоровья, такими как депрессия и тревога. 37 Тип личности D также является индикатором неблагоприятного прогноза и неблагоприятных клинических последствий диабета. 39

САМОУБИЙСТВА И ДИАБЕТ

Пациенты с диабетом имеют значительно более высокий риск суицидальных мыслей, попыток самоубийства и завершенного самоубийства. 40 Распространенность суицидальных мыслей составляет 16,2%, что намного выше, чем 9,2% среди населения в целом. 40 Ежегодно во всем мире происходит около 94 000 завершенных случаев самоубийств среди больных сахарным диабетом. 41 Причин для более высоких показателей суицидальных мыслей или самоубийств может быть несколько, и они могут включать сопутствующую депрессию, которая является значительным фактором риска самоубийства. 4,6 Кроме того, пациенты с диабетом могут быть перегружены тяжелым бременем болезни: обременительным лечением диабета, финансовыми затратами, плохим качеством жизни, ухудшением межличностных отношений, негативными мыслями, такими как постоянное беспокойство или безнадежность, и плохим прогнозом. Кроме того, на риск самоубийства влияют клинические характеристики диабета, социально-демографические характеристики пациентов, наличие сопутствующих психических расстройств, а также специфические черты личности и способы преодоления трудностей. 42

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА И СТРАТЕГИИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПРИ ДИАБЕТЕ

Психосоциальные проблемы, связанные с лечением диабета, привлекли больше внимания к психологическим вмешательствам в общем лечении диабета. Несколько психологических вмешательств, таких как CBT, ACT и стратегии поведенческой активации, использовались для воздействия на различные аспекты заболеваемости диабетом. Они включают в себя симптомы депрессии, тревоги, межличностное взаимодействие, гликемический контроль, специфические для диабета дистрессы, качество жизни, соблюдение режимов приема лекарств и выполнение важных действий по уходу за собой, включая физическую активность, диетические рекомендации и регулярный самоконтроль уровня глюкозы в крови. Модифицированная форма КПТ, известная как КПТ для приверженности и депрессии (КПТ-АД), объединяет обычную КПТ для лечения депрессии с КПТ, предназначенной для улучшения общей приверженности лечению. 43 CBT-AD состоит из одного отдельного сеанса в начале, чтобы способствовать соблюдению медицинских режимов и поведению по уходу за собой. Последняя часть CBT-AD состоит из четырех модулей по 9–11 сеансов, посвященных приверженности и депрессии. 43 Эти сеансы включают мотивационное интервьюирование и типичные методы и приемы когнитивно-поведенческой терапии, такие как поведенческая активация и планирование активности, мониторинг настроения, уровня глюкозы, диетической и физической активности, мониторинг мыслей, дезадаптивных когнитивных процессов и их реструктуризации, решение проблем и упражнения на расслабление. . 43 КПТ-АД эффективен для контроля уровня гликемии, соблюдения режима приема лекарств и самоконтроля уровня глюкозы в крови, снижения тяжести депрессии и значительного улучшения самообслуживания при диабете. 43-44

АКТ продемонстрировала многообещающие результаты в улучшении самообслуживания и гликемического контроля. 45 В отличие от когнитивно-поведенческой терапии, ACT не пытается противостоять или изменять содержание мыслей и чувств пациентов с диабетом. Скорее, ACT создает отношение принятия к неприятным мыслям, чувствам, эмоциям и ощущениям, которые являются результатом заболеваемости диабетом. Менее сложные психологические вмешательства, такие как поведенческая активация, встроенная в программы упражнений для пациентов с диабетом и депрессией, показали положительные результаты с точки зрения большего удовольствия от физической активности и прекращения избегающего поведения. 46 Другие стратегии, такие как обучение навыкам решения проблем, включая использование технологий для решения проблем диабета, использовались при лечении диабета. 47

Мотивационное интервьюирование как независимый метод консультирования используется для выявления и создания мотивации для проведения антидиабетических изменений в поведении. 48 Это эффективный метод помощи пациентам с диабетом в преодолении сопротивления, двойственности и проблем с самоэффективностью, которые обычно мешают им заниматься самообслуживанием для лечения диабета или предотвращения развития более неблагоприятных исходов диабета. 49 Мотивационное интервьюирование — это совместная работа медицинского работника и пациента, ориентированная на пациента и направленная на него. 48-49 Он отличается от традиционного дидактического подхода к обучению пациентов важности изменения поведения. Консультант принимает пациентов и ведет их через процесс изменения, который включает четыре основных последовательных шага: вовлечение, сосредоточение внимания, побуждение и планирование. 49 Мотивационное интервьюирование продемонстрировало эффективность в обеспечении успешных изменений в питании, снижении веса, гликемическом контроле и улучшении ИМТ у пациентов с диабетом. 50

Дополнительные терапевтические практики, такие как йога, также эффективны для лечения и лечения сахарного диабета 2 типа. Йогические практики улучшают не только первичные симптомы диабета, но также благотворно влияют на множество других функций, на которые диабет оказывает негативное влияние. Было показано, что йога значительно улучшает контроль гликемии, HbA1c и уровень глюкозы в крови натощак, уровень глюкозы в крови после приема пищи, уровень липидов и состав тела. 51-52 Было также обнаружено, что йога связана со снижением ИМТ, тревогой, депрессией и окислительным стрессом, а также с улучшением когнитивных функций, улучшением артериального давления, качеством жизни и общим самочувствием. 53-55

ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ДИАБЕТЕ У ДЕТЕЙ

Ведение диабета у детей и подростков связано с уникальными проблемами; в частности, его управление осложняется происходящими изменениями в развитии, их потребностью в автономии и психосоциальной незрелостью, давлением сверстников и динамикой семьи. 56 Могут наблюдаться несоблюдение медицинских режимов, таких как инсулинотерапия, а также другие виды поведения, направленные на уход за собой, такие как непосещение занятий по физической активности, отказ от диетических изменений и неадекватное поведение. 56 Рискованное поведение, такое как злоупотребление психоактивными веществами и расстройства пищевого поведения, может усложнить процесс лечения или ухудшить исход диабета. Было показано, что дети в семьях с дисфункциональными моделями социального взаимодействия хуже контролируют определенные параметры диабета. Сахарный диабет 1 типа не только непосредственно поражает детей и подростков, но и оказывает существенное негативное влияние на семью. Детский диабет приводит к повышенному стрессу среди родителей, конфликтам из-за неправильного лечения детского диабета, страху неблагоприятных осложнений, связанных с диабетом, таких как гипогликемия, гипергликемия, кетоацидоз и госпитализации. 56, 57

Диабет у детей также связан с диабетическим дистрессом, тревогой, депрессией, расстройствами пищевого поведения, экстернальными проблемами, когнитивной дисфункцией и общим снижением качества жизни. Это также влияет на успеваемость детей и подростков в академических и неакадемических областях, таких как спорт и физические упражнения, и имеет неблагоприятные последствия для их занятости и карьерных перспектив. 58 Дети с ранним началом диабета и более длительной болезнью особенно подвержены более высокому риску этих негативных последствий. 58

ДИАБЕТ, COVID-19 И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Пациенты с диабетом особенно пострадали от текущей пандемии коронавирусной болезни (COVID-19). Полная изоляция, ограничения на поездки и передвижение, а также общая тревога по поводу пандемии прямо или косвенно повлияли на клинические аспекты диабета и самопомощи. Доступ к медицинским услугам, таким как консультации врачей, противодиабетические препараты, услуги по тестированию и мониторингу, а также к поведению, связанному с самообслуживанием, например к физической активности на свежем воздухе, был затруднен по-разному. 59 В результате пандемия COVID-19 повлияла на контроль гликемии у пациентов с диабетом, что было связано с более низкими клиническими исходами, такими как потребность в интенсивной терапии и даже смерть. 60 Беспокойство, вызванное отсутствием медицинских услуг или их нерегулярностью, боязнь быть уязвимым перед более плохими исходами COVID-19 и более высокий уровень смертности, возможно, усугубили ранее существовавший диабетический дистресс и еще больше усугубили проблемы психического здоровья пациентов с диабетом.

РЕЗЮМЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пациенты с диабетом имеют многократный риск развития общих психических расстройств, таких как тревога и депрессия. Значительно большая часть пациентов испытывает дистресс-диабет в ответ на бремя болезни и предполагаемую угрозу заболевания. Пациенты с диабетом также испытывают когнитивную дисфункцию в диапазоне от очень легкой до очень тяжелой степени. Кроме того, сахарный диабет значительно снижает качество жизни пациентов. Текущий COVID-19 затронул как пациентов с диабетом, так и с психическими расстройствами.пандемия, которая может привести к плохим результатам. В дополнение к медицинскому ведению были разработаны или адаптированы психологические вмешательства и стратегии консультирования для решения проблем, связанных с диабетом, проблемами психического здоровья, плохим качеством жизни, трудностями в самоконтроле диабета, а также соблюдением медицинских режимов и антидиабетическим поведением. Основные психологические методы лечения, такие как когнитивно-поведенческая терапия, АКТ, стратегии консультирования, мотивационное интервьюирование и йогические практики, доказали свою эффективность для контроля гликемии, улучшения соблюдения режима приема лекарств, поведения, направленного на уход за собой, снижения тяжести депрессии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *