Психологический аспект — это… Понятие, определение
Психологические аспекты личности играют огромную роль в нашей жизни. Они представляют собой факторы риска для некоторых наиболее распространенных расстройств, таких как бессонница, гиперсомния и парасомния. Психологические аспекты деятельности (особенно в условиях тяжелой работы и экстремальных ситуаций) часто являются причинами психосоматических заболеваний. Также они являются факторами многих положительных событий и преобразований, которые способны изменить жизнь человека, помочь справиться с трудностями и даже вытерпеть нечеловеческую боль.
Психологические аспекты нарушений сна
Точно так же и плохие привычки, такие как курение, злоупотребление алкоголем, малоподвижный образ жизни и диета, приводящая к ожирению, являются факторами риска для основного нарушения сна вроде гиперсомнии или синдрома обструктивного апноэ во сне. Чрезмерная сонливость в дневное время, связанная с этим диагнозом, влияет на социальную роль, занятость, а также на когнитивные функции и эмоциональное благополучие. В этом и заключаются социально-психологические аспекты расстройств сна. Ну а дальше мы поговорим о других важных проявлениях этого всеобъемлющего явления.
Психологические аспекты боли
Психологические факторы могут усиливать или уменьшать боль. Доказательства этих влияний включают экспериментальные исследования, в которых ученые манипулировали настроением, вниманием, ожиданиями и желаниями подопытных облегчить боль. Отдельные факторы могут уменьшать или усиливать боль, и анальгетические эффекты плацебо, по-видимому, являются результатом множества аспектов, включая желание подопытного (или пациента) облегчить собственное состояние.
Речь может идти, к примеру, о боли от операции, потому гипноз был столь популярен в качестве анестезии вплоть до середины прошлого века, а в некоторых клиниках используется до сих пор. Этот факт доказывает, что психологический аспект — это фундаментальное явление, управляющее всеми сферами нашей жизни.
Боль и настроение
Еще одним доказательством вышеупомянутого тезиса являются клинические исследования, которые показывают сильные прогностические связи между настроением и болью, настроением и инвалидностью, а также манипуляциями с эффектом плацебо (или человеческими ожиданиями) и болью. Очевидно, что существует много общего между различными психологическими механизмами болевого модулирования.
Например, желание облегчения и ожидания являются неотъемлемыми факторами в анальгезии плацебо, но они также играют важную роль в эмоциональном влиянии на боль и в других контекстах. Все это — психологический аспект боли как неотъемлемой части наших ощущений, которые, в сущности, тоже коренятся в нашей психологии. Гораздо сильнее, чем принято считать в наше время.
Внимание и эмоции
С другой стороны, внимание и эмоции хотя бы частично, но влияют на боль. Нейрофизиологические основы этих психологических факторов частично понятны, но для полного понимания основных механизмов необходимо проделать еще большую работу. Кроме того, взаимосвязь и взаимодействие психологических факторов с более традиционными физиологическими и лекарственными эффектами также плохо изучены и созрели для дальнейшего исследования. Переживание боли никогда не бывает изолированным чувственным событием, обычно оно завязано на какой-то вполне конкретный физиологический контекст.
Однако на боль также влияют убеждения, внимание, ожидания и эмоции независимо от того, возникает ли она в контролируемых «лабораторных» условиях, или в условиях физической травмы и эмоционального стресса. Так или иначе, читатель должен понять, что психологический аспект боли — это ключевая ее часть, и что с помощью психологии можно влиять в том числе и на физиологические процессы.
В качестве примера рассмотрим пациентку, у которой была ремиссия рака позвоночника. Подняв пакет с продуктами, она испытала внезапный дискомфорт (напряжение мышц) в той же области спины, где когда-то локализовалась опухоль. Ее боль по всем показателям выглядит как значительно более интенсивная или неприятная, чем у пациента с рецидивирующим мышечным напряжением в той же области спины.
Психологи также обнаружили, что военнослужащие, раненные в бою, жаловались гораздо меньше и требовали гораздо меньше обезболивающих, чем гражданские лица, пострадавшие в дорожных авариях. Это психологический аспект боли в чистом виде. Однако ниже мы рассмотрим другие сферы, где это всеобъемлющее явление играет ключевую роль.
Психологический аспект человека в контексте физической сфера жизни
Физический пласт жизни включает в себя наше здоровье и то, как мы относимся к своему телу. В него входит также то, что мы потребляем, как часто мы работаем, моемся, как мы переносим недуги. Наше тело — самый ценный подарок, который у нас есть, и без него мы не сможем существовать. Если мы не будем здоровы, мы, конечно же, не сможем наслаждаться всеми другими аспектами жизни. По этой причине любовь к нашему телу — это первый шаг на пути к счастью. Независимо от того, откуда мы начинаем, каким бы необратимым мы ни считали наше плохое здоровье, никогда не поздно начать менять свои привычки.
Здоровое тело — это здоровый ум, и, заботясь о себе, мы будем чувствовать себя более уверенными, более мотивированными и будем лучше контролировать свою жизненную ситуацию. Но для того чтобы полюбить свое тело по-настоящему, нужно задуматься над психологическими аспектами его восприятия. К примеру, в процессе развития у человека часто вырабатываются различные комплексы, связанные с телом, а также вредные привычки.
Именно потому с людьми, страдающими дисфорией всех видов, булемией, анорексией и другими болезнями, связанными с неприятием своего тела, работают самые квалифицированные психологи. Все травмы и нарушения идут именно из детства, что уже наталкивает на мысли о психологических аспектах развития.
Ментальная сфера жизни
Если вы не заботитесь о своем теле, ваш внешний вид и состояние здоровья ухудшится, то же самое относится и к вашему разуму. Тот факт, что вам больше не нужно ходить в школу, не означает, что вы не можете получать новые знания. Ментальную сферу следует отделить от психической, так как она ответственна исключительно за мысли и мыслительные способности.
Однако роль психологического аспекта здесь очевидна, ибо у людей с серьезными расстройствами психики или даже депрессией, к примеру, значительно ухудшается умственная активность.
Эмоциональная сфера и ее важность
Очень легко забыть о важности управления нашим эмоциональным фоном. Если мы пренебрегаем этим, мы можем чувствовать себя неудовлетворенными и впасть в пучину прокрастинации, уныния, безысходности. Поэтому очень важно, чтобы мы позволили себе задействовать наши чувства, проявить их, прислушивались к ним. Эмоциональное состояние очень связано с психологическим и ментальным, и все вместе они формируют наше физиологическое самоощущение. Общеизвестно, что счастливые и уверенные в себе люди даже болеют куда реже, чем депрессивные и несчастные.
Вывод
Наше тело, наш разум и наши эмоции — часть единой системы. Эта система во многом завязана на психологию — сознание, бессознательное, комплексы и переживания. Бессмысленно заниматься какой-то частью этой системы в отрыве от всех остальных, ибо это банально ни к чему не приведет. Психологический аспект — это звено, связывающее воедино все его ощущения и придающее смысл любой его деятельности.
Психологические аспекты ветхозаветного и евангельского стремления к добродетелям
Оглавление- 1. Исцеление от страстей неотделимо от стремления к добродетелям
- 2. О необходимости четкой формулировки цели
- 3. Формирование мотивация достижения цели
- 4. Все мы в своей личной истории совершаем грех Адама
- 5. Психологические аспекты «Притчи о блудном сыне»
- 6. Покаяние, вера, надежда, любовь – основополагающие евангельские добродетели
- 7. Исполнение закона – основа «ветхозаветного» понимания добродетели
- 8. Вопросы, на которые следует искать ответы
1. Исцеление от страстей неотделимо от стремления к добродетелям
Тема стремления к добродетелям, по всей видимости, мало интересна для секулярных направлений психотерапии и психотерапевтического консультирования.
Внимание проводящего психотерапевтический процесс секулярного психотерапевта привлечено к тому, чтобы помочь человеку избавиться от неприятных внутренних состояний, научиться избегать конфликтных ситуаций, наладить взаимоотношения с людьми из ближайшего окружения. Задачи эти вполне достойные.
Но для психотерапевта, работающего в области православной психотерапии, этого недостаточно. Даже если он работает над конкретной задачей, в его сознании как терапевта православного должна быть четко обозначена Цель стратегическая.
Именно в связи с этим психотерапевтический процесс обретает полноту, дающую нам возможность выстраивать процесс исцеления.
Каким образом мы подходим к этому процессу?
Начать хочу с формулировки концепции достижения результата.
Она звучит так:
Оптимальная стратегия достижения результата основывается на двух аспектах:
- это всегда направление в сторону достижения поставленной цели
- и одновременно обязательно уход от чего-то.
К примеру, я ставлю цель: исцеление от страсти. И очень внимательно рассматриваю этот процесс, отвечая себе на вопросы, каким образом этого достичь.
Одновременно я должна хорошо осознавать: к чему мне надо прийти, чем я могу заменить или во что преобразовать эту страсть. Святоотеческое учение говорит нам, что приобретение добродетелей неотделимо от процесса исцеления от страстей.
Обязательно рассматриваются две стороны одного процесса.
При достижении результата должна быть четко сформулирована (видна) цель.
2. О необходимости четкой формулировки цели
Слово цель имеет родственные слова: целостность, исцеление, прицелиться.
Про грех говорят, что это попадание мимо цели. Т.е. погрешность, огрех.
Русское слово «грех», как и греческое «αμαρτία», буквально означает «промах», «попадание мимо цели» (ср. «о‑грехи»). Понятие греха не психологическое («душевное»), а духовное. Поскольку имеется определенная Цель существования человека, если так можно выразиться: человеку дана (заповедана) некая «инструкция» Творца к своему «творению», то подразумевается, что человек должен ей соответствовать. В том случае, если он не стремится к этой цели и не желает «использовать себя» по назначению – это и есть грех, промах.
Уводят в сторону от цели наши грехи; наша неопытность в духовной жизни; соблазны и искушения. Приближают к цели – добродетели.
Для сравнения: если я стреляю из лука и должна поразить стрелой определенную мишень. Такова моя Цель. Такова задача, которую мне предстоит выполнить. Если же я, пренебрегая этой целью, выстрелила не в мишень, а в пролетающую мимо ворону, мой выстрел может быть очень точным и по-своему «удачным», но это все равно будет попадание мимо цели. Попадание мимо Цели (в духовном смысле) может происходить по разным причинам.
Чем точнее осознана наша Цель, тем мы имеем большую вероятность ее достижения. Тем сильнее мотивация в ее достижении. И тем сильнее мы можем противостоять различным соблазнам. В приведенном выше примере пролетающая мимо ворона была как раз таким соблазном.
Давайте снова вернемся к понятию Цели как понятию задачи человека пред собой и перед своим Творцом.
В процессе достижения Цели от нас требуется наше целостное участие. Т.е. участие всей личности. Стремиться к Цели мы должны всем своим существом – целостно.
Если осознана и четко сформулирована Цель на духовном уровне, то на психологическом (душевном) уровне происходит следующее:
Сам процесс достижения цели ведет к интеграции разрозненных наших психических частей. Т.е. сам процесс достижения Цели уже исцеляющий процесс.
Но это только в том случае, если цель достойна человека, если она наполнена Высшим смыслом.
В данном случае я говорю конкретно о цели обожения.
Достижение этого мы определяем как задачу стратегическую.
Тактические задачи в этом процессе и тактические цели – развитие в себе добродетелей.
3. Формирование мотивация достижения цели
Итак, в рамках главной Цели, которая формулируется как обожение мы ставим перед собой цель: достижение добродетелей.
Для того, чтобы цель была достигнута, мы должны этого желать.
В чем может быть мотивация приобретения добродетелей?
Как мы знаем, мотивация может быть внешней и внутренней.
Если коротко и своими словами – внешняя мотивация часто формируется под некоторым давлением, или обстоятельств, или людей, кому мы вынуждены подчиняться, или чьим мнением и авторитетом мы дорожим.
Внутренняя мотивация – это намерение изнутри человека. Это его личное глубинное желание. Понятно, что внутренняя мотивация всегда сильнее внешней.
Т.о. наша задача состоит в том, чтобы в цели достижения добродетелей была сформирована внутренняя мотивация.
Для этого необходимо ответить на вопрос:
Какова может быть внутренняя мотивация достижения добродетели?
Имеет смысл ответить на этот вопрос конкретно по поводу каждой добродетели. Но сейчас уделять этому внимания я не буду, поскольку у нас еще будут семинары отдельно по добродетелям, и те, кто занимается их подготовкой так или иначе будут касаться этих вещей.
Сейчас я хочу лишь коротко обобщить:
И в Ветхом и в Новом завете нас призывают к развитию в себе добродетелей. В некотором обобщенном виде мы можем увидеть, что Ветхий завет основан, опирается на внешнюю мотивацию запрета, за которой стоит страх.
Новый завет опирается на мотивацию внутреннюю. Исходя из любви ко Христу, человеку хочется развивать в себе добродетели. Он это делает не столько из страха наказания или неодобрения окружающих, сколько из внутреннего желания. Он уже вырос настолько, что опытно понимает, что приобретение добродетелей – это радость полноты бытия, радость любви, радость творческой и полноценной жизни, радость общения с Богом. И слово обожение для него уже наполняется реальным содержанием и реальным конкретным смыслом.
4. Все мы в своей личной истории совершаем грех Адама
Читая Святых отцов, мы можем для себя прийти к выводу, что онтологически человек повторяет весь путь человечества начиная от момента пребывания в раю и грехопадения, через Ветхий завет к Евангелию.
Все мы совершаем в какой-то момент грех Адама. Это наш личный грех отпадения человека от Бога.
Об этом хорошо говорится в Великом Покаянном Каноне святого Андрея Критского.
Итак, любой человек, проживая свою жизнь, свою личную историю, может проходить через момент отпадения от Бога.
Он начинает опытно проверять на себе границы дозволенного ему, временами далеко переходя за эти границы.
Те, кто занимается возрастной психологией, знают эти моменты, когда ребенок или подросток, прежде послушный и покладистый, выполнявший с радостью и доверием поручения родителей, вдруг начинает противиться, бунтовать, делать по-своему. В наибольшей мере это свойственно подростковому возрасту.
Господь наделил человека душой, способной соприкасаться с Богом. Господь наделил человека разумом. Но он наделил его и безусловной свободой. Это очень важно помнить.
Когда ребенок начинает взрослеть, у него начинают возникать вопросы относительно самого себя: какой он, что он есть на самом деле. И ему важно найти ответы на эти вопросы, чтобы стать самим собой, а не вырасти в какую-то ожидаемую от родителей или от общества модель.
И чтобы по-настоящему понять себя, он начинает отделяться от родителей, от их ожиданий о себе. Чтобы соприкоснуться с самим собой, стать тем, кем он должен стать, ребенок начинает самостоятельно познавать добро и зло. Этот процесс происходит в жизни каждого взрослеющего человека, даже если он не осознает динамики внутренних своих состояний до конца.
Процесс этот нормальный, необходимый, нужный.
Мне приходилось работать с молодыми людьми, пребывающими в глубоком неврозе. По всей видимости, их невроз сформировался именно тем, что ими не был активно прожит путь отделения от родителей. Как такового подросткового периода развития не было. Ребенку не хватило внутренних сил (интенции) прожить подростковый кризис. Этот конфликт не был решен. Он как бы был загнан вглубь – перерос в обостренный внутренний конфликт, выразившийся в невротическом состоянии. Это как раз тот случай, когда человек, стремясь быть внешне добродетельным, изменил самому себе. Чтобы уйти от давления родителей, ребенок уходит в невроз, а иногда в состояние, которое в психиатрии называют пограничным. Он таким, нездоровым образом, все-таки ищет способ отделения от родителей, уберечь от них свое глубинное Я.
В данном аспекте, мне представляется уместным поговорить о «Притче о блудном сыне».
5. Психологические аспекты «Притчи о блудном сыне»
Притча «О блудном сыне» всем нам хорошо известна, однако сейчас я предлагаю рассмотреть ее не столько в духовном, но в большей степени психологическом аспекте.
В этой притче показаны два варианта развития человека.
Младший сын проходит через серьезный реальный кризис отделения от родителей, от отца. Старший сын избегает этого. Он старается все время быть так называемым «хорошим парнем», не рискует соприкоснуться с самим собой, с соблазнами и трудностями жизни.
Каким же образом происходит их становление?
Младший сын, опытно узнав, где есть истинные ценности, прожив ряд кризисов, возвращается к этим ценностям. Но это уже другой человек, более зрелый в личностном плане.
Если так можно выразиться, он опытно знает негативные стороны страстей и радость от приобретения добродетелей. Стремление младшего сына на пути возвращения к Отцу – к добродетелям – это его внутренняя мотивация. Вряд ли ему теперь будут свойственны сомнения в том, где есть истина. Он познал это опытно. И теперь, лишенный сомнений на ценностном уровне, он для себя определяет новые ценности, новый смысл. Он нашел этот смысл опытно, используя в полной мере дар свободы. Внутренний конфликт исчерпан. Сомнения и соблазны остались в прошлом. Смысл жизни, цель для него теперь в Боге.
Начался путь ИСЦЕЛЕНИЯ, путь приобретения добродетелей.
Самое ценное здесь – это личный опыт человека. Он знает, чего хочет. Он знает, куда двигаться дальше. Это его внутренняя интенция.
Мы можем предположить, что он становится зрелой и ответственной личностью.
6. Покаяние, вера, надежда, любовь – основополагающие евангельские добродетели
Важно отметить, что путь к истинному взрослению начинается с покаяния.
По учению святых отцов добродетель покаяния является краеугольным камнем в деле исцеления личности, в достижении состояния обожения.
Русское слово «каяться» имеет несколько значений: наказывать себя, сознавать вину, сожалеть о содеянном. На греческом языке это слово имеет следующее значение: перемена мыслей, раскаяние, возрождение, полное изменение существа. Само это слово на греческом – metanoia (читается как метаноия) состоит из двух греческих слов. Первое – meta, что в данном слове имеет значение перехода из одного состояния в другое. Второе – noia, которое образовалось от слова nooz – (ум, разум, мысль, образ мыслей) + суффикс – ia, который имеет значение качества. Соответственно получившееся слово означает переход на качественно иной образ мыслей, на другой уровень бытия.
Таким образом, получается, что добродетель покаяния – это творческий процесс, но это не просто творчество. Это акт со-творчества человека с Богом. Это Таинство. Если так можно выразиться, человек в этом процессе является одновременно и со-творцом и «продуктом» этого творческого процесса. В этом уникальность процесса покаяния.
По словам святого прп. Иоанна Лествичника : «покаяние есть дочерь надежды и отвержение отчаяния» (Леств., с. 5). Процесс покаяния, совершаемый в акте личного максимально честного (доходить следует до той степени честности перед самим собой, на какую мы в этот момент способны) ответа на вопросы о себе. Предстояние перед Богом не может сопровождаться только упадком духа. Это всегда энергичное ожидание, которое содержит в себе и веру, и надежду, и любовь.
Покаяние не может выражаться ненавистью к себе. Известно, что ненависть к себе, может быть изощренной формой гордыни. Покаяние – это форма утверждения своего истинного «я» как созданного по образу Божию. Исходя из этого, получается, что каяться – означает для человека смотреть не только вниз, на свои собственные недостатки, прегрешения, заблуждения, но и обязательно вверх – на любовь Божию. Покаяние не может ограничиваться только взглядом назад, полным боли и упреков к себе. Одновременно в состоянии покаяния присутствует и взгляд вперед, полный веры и надежды. Эту антиномию нам трудно понять, когда мы подходим к разговору о покаянии чисто интеллектуально.
Святые отцы своим опытом нам показали, что можно иметь плач о грехах своих и одновременно, на каком-то глубинном уровне своей психики следовать призыву апостола: «Всегда радуйтесь!». Это состояние, как и многое в христианстве, познается только личным опытом. И оно ни в коей мере не соответствует шизофреническому расщеплению сознания или эмоциональным нарушениям, связанным с переживанием полярных чувств по типу мания-депрессия.
Состояние покаяния приводит человека к целостности. Оно само по себе уже является целостным актом.
7. Исполнение закона – основа «ветхозаветного» понимания добродетели
Что же касается сына старшего: его можно посчитать старшим еще в том плане, что он сформирован на ветхозаветном послушании, на законничестве. Надо делать… и все. Без рассуждений. В отличие от младшего, которого заставили вернуться в дом отца с одной стороны покаяние, с другой – вера, надежда и любовь.
Старший сын, оставаясь все время при отце, оставаясь как бы хорошим и послушным сыном, не исцелился от страстей. Мы видим, что ему свойственна и соревновательность (возможно ревность), и зависть к младшему своему брату. Он так и остался, несмотря на всю свою «хорошесть», личностью незрелой в духовном отношений. Стремление к добродетелям у него основано, видимо, больше всего на внешней мотивации, на похвале, на одобрении. Возможно, на трусости. И мы в очередной раз убеждаемся, что в полную меру свою человек, таким образом, не вырастет.
Святые говорят, не познав ада, не познаешь рая.
Согласно этой притче, Господь терпеливо дает человеку возможность испытать границы своей свободы, даже если он перепутает свободу со своеволием. Он не перестает любить человека и ждать, пока это блуждание вдали от Истины закончится. Пока не произойдет осознанного разворота к Богу. И вот тогда происходит истинная радостная встреча. Эта встреча реально напоминает праздник, пир. Ведь все ответы на вопросы в этот момент для человека найдены. Он получает ответ на самый важный вопрос: в чем смысл жизни, в чем смысл бытия?
И уже с найденного ответа на этот вопрос начинается служение Богу исходя из внутренней мотивации. И желание приобретать добродетели – это уже для него не вопрос сомнений и выбора. Это радостная, желанная необходимость.
После возвращения младшего сына, оба сына продолжают служить отцу. Но если мы зададим себе вопрос, как они это делают? Даже в том случае, если их служение внешне выглядит одинаково, служить Отцу они будут по-разному, поскольку их личная мотивация служения разная. Скорее всего, я могу представить, что у младшего сына этот процесс будет протекать радостно, смело, мощно – всей его ныне целостной личностью.
8. Вопросы, на которые следует искать ответы
У нас как у православных психологов вопрос стоит таким образом: как мы можем использовать это в психотерапии, каким образом это знание о человеке мы можем включать в психотерапевтический процесс, в процесс консультирования.
Психотерапия – вещь довольно конкретная. Работа с человеком – это всегда конкретный случай, конкретная жизненная история.
Проводя психотерапию, мы имеем дело с психологическими защитами и сопротивлением. Довольно часто мы сталкиваемся с тем, что у человека нет достаточной мотивации для приложения усилий при работе со своими проблемами.
В своей практической работе мы должны опытно и теоретически искать ответы на вопросы:
Как при работе с клиентом сформировать внутреннюю мотивацию приобретения добродетели?
Какие формы психологического сопротивления здесь проявляются?
В чем их особенность и отличие от тех форм сопротивления, которые описаны секулярными психотерапевтическими направлениями?
Какие психологические защиты препятствуют процессу покаяния?
Православная практическая психотерапия и психология только развиваются.
И одной из важнейших задач, стоящих, перед православными психологами, на мой взгляд, будет исследование формирования всех этих процессов преимущественно на уровне душевном (психологическом).
А начинать, разумеется, нам следует с самих себя. Только исследовав глубоко себя, поняв мотивацию своих собственных поступков и стремлений; исследовав и проанализировав формы защит, и психологического сопротивления, которые препятствуют лично нашему процессу исцеления, мы сможем заявлять о себе, как о психологах православного направления.
Закончить этот раздел хочу, перефразировав слова Пушкина:
Нам, занимающимся православным психологическим консультированием и психотерапией, никогда не следует забывать, что мы являемся всего лишь подмастерьями в деле Большого Мастера.
И не дай нам Бог посчитать себя мастерами.
Психологический аспект боли – Naturopathic Doctor News and Review
Tolle Totum
Iva Lloyd, BScH, RPE, ND
О хронической боли принято думать со структурной или функциональной точки зрения. Что не так часто, но не менее важно, так это психологический аспект боли. Психологический аспект относится к тому, как симптомы и состояния, такие как хроническая боль, влияют на психическое и эмоциональное состояние человека и как разум может влиять и, по сути, подавлять интенсивность, продолжительность и частоту боли, которую испытывает человек.
Copyright Iva Lloyd, ND 2013
Натуропатический принцип «tolle totum» (лечить человека в целом) включает в себя понимание того, что все аспекты личности связаны, что целое больше, чем сумма частей. Исследования боли и управления болью подчеркивают важную роль, которую играют мысли и эмоции человека как в отношении проявления, так и в управлении болью. Катастрофизация боли, избегание страха, депрессия и другие психологические состояния усиливают боль и снижают эффективность лечения. Обращение к психологическому аспекту боли с помощью осознанности и когнитивно-поведенческой терапии, наряду с натуропатической терапией, является важным аспектом лечения боли.
Индивидуальная интеграция
Любое состояние влияет на человека в целом, а не только на определенный орган или систему. Здоровье и болезнь являются результатом сложного взаимодействия всех сторон человека, включая его жизнь и окружающую среду. Психологическая, функциональная, структурная и духовная (или личностная сущность) стороны личности составляют неразрывное целое, взаимосвязанное и взаимозависимое с семьей, обществом и окружающей средой. Любой паттерн хронической боли в любом аспекте личности резонирует на всех уровнях бытия. 1
Структурный аспект человека представляет выравнивание физического тела. Когда структура выровнена, она обеспечивает правильное распределение веса между суставами, позволяет телесным жидкостям течь беспрепятственно и обеспечивает гармоничную клеточную связь. 1 Структурные проблемы, вызванные падениями и травмами, хронической плохой осанкой или сопутствующими заболеваниями, такими как сколиоз, остеопороз или артрит, приводят к соответствующему воздействию на другие слои. Например, при артрите существуют функциональные реакции на структурные проблемы, такие как воспаление и боль. На психологическом уровне часто возникает ряд реакций, таких как разочарование, раздражительность, тревога и даже депрессия.
Функциональный аспект – «рабочая лошадка» организма. Это касается иммунной, дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, костно-мышечной, эндокринной и нервной систем. Он включает внутренние органы, железы, ткани и жидкости организма. Он охватывает то, как системы организма взаимодействуют и взаимодействуют на системном, органном и молекулярном уровнях. Он включает движение жидкости и энергии между клетками и внутри клеток, тканей и органов. Как психологические, так и структурные аспекты могут преобладать над функциональными способностями организма и влиять на них; он, в свою очередь, также может переопределить их. 1 Функциональный аспект человека исторически был в центре внимания традиционной медицины, поскольку его легче всего анализировать и изучать.
Такие инструменты, как лабораторные исследования, рентгенограммы, магнитно-резонансная томография и ультразвуковое исследование, дают врачам важные сведения о том, что происходит на клеточном, органном и физиологическом уровнях. Функциональные оценки выявляют текущее состояние здоровья человека и прогрессирование заболевания, но часто не коррелируют с психическим или эмоциональным состоянием здоровья или качеством жизни человека, особенно когда речь идет о состояниях, связанных с хронической болью.Психологический аспект личности связан с мыслями и эмоциями. Он представляет собой то, как люди воспринимают себя и мир и как они общаются со своим миром и с собой. Оно пронизывает всего человека и способно влиять на функциональные и структурные аспекты личности. Психологический аспект постоянно формируется и находится под влиянием опыта, окружающей среды и состояния здоровья человека. 1 Бессознательный компонент содержит глубокие личные убеждения, которые влияют на жизнь человека и которые «фильтруют» и оценивают влияние и значение событий.
В Соединенных Штатах из-за боли приходится около 80% посещений врача, а ежегодные расходы на здравоохранение или потери производительности оцениваются в 100 миллиардов долларов США в год. 2 То, как человек испытывает боль, во многом зависит от его психологического состояния, однако в настоящее время основное внимание в лечении боли уделяется функциональным и структурным аспектам боли. Включение психологического воздействия боли как части натуропатической оценки и лечения может значительно улучшить понимание как пациентом, так и практикующим врачом воздействия и значения боли для каждого пациента, а также может значительно помочь в определении наиболее эффективной стратегии лечения.
Катастрофизация боли
Катастрофизация боли определяется как преувеличенно негативная «ментальная установка» или негативная когнитивно-аффективная реакция на ожидаемую или реальную боль. 2 Это определяется как «тенденция преувеличивать или преувеличивать опасность или серьезность болевых ощущений,… чувствовать себя беспомощным в контексте боли и [быть неспособным] сдерживать мысли, связанные с болью, в ожидании, во время или после болезненной встречи».
Некоторые исследования показывают, что «катастрофизацию лучше всего рассматривать с точки зрения иерархических уровней анализа, где социальные факторы и социальные цели могут играть роль в развитии и поддержании катастрофизации, тогда как процессы, связанные с оценкой, могут указывать на механизмы, связывающие катастрофизацию с болью». 3
Представление о том, что катастрофизация боли способствует более интенсивному переживанию боли и усилению эмоционального стресса, подтверждается исследованиями в течение ряда лет. Это положительно связано с повышенным уровнем депрессии и тревоги и обратно связано с положительными психическими чертами, такими как оптимизм и надежда. 4,5 Чувство беспомощности, размышления и преувеличения также положительно коррелируют с катастрофизацией боли. 2 Увеличение включает в себя вопрос о том, может ли произойти что-то серьезное, например, усиление боли; руминация возникает, когда человек не может перестать думать о своей боли; а беспомощность относится к ощущению неспособности продолжать или к ощущению, что ничего нельзя сделать, чтобы уменьшить боль. 2
Тревога перед операцией является одной из форм катастрофизации боли. Хроническая послеоперационная боль положительно связана с предоперационным беспокойством. Одно исследование показало, что это наиболее актуально для операций на опорно-двигательном аппарате, где была обнаружена корреляция 67% по сравнению с 36% для других типов операций. 5 Катастрофизация боли оказалась более предиктивной в отношении хронической послеоперационной боли по сравнению с общей тревожностью или специфической тревожностью, связанной с болью. Другие исследования показали, что между страхом боли, катастрофизацией и тревогой существуют тесные связи, но также и то, что интенсивность боли наиболее тесно связана с катастрофизацией боли.
Психологические факторы
Общепризнанно, что хроническая боль снижает качество жизни, в том числе настроение, физическое и социальное функционирование. Депрессия, боязнь боли и тревога — это психологические черты, которые, как известно, ухудшают болевые симптомы и препятствуют лечению, направленному на устранение или купирование боли. И наоборот, черты оптимизма, надежды и самоэффективности являются защитными, что приводит к снижению восприятия боли и ее воздействия. 4 Другие факторы, которые часто снижают параметры боли, включают стратегии преодоления боли и позитивную систему социальной поддержки.
Положительная связь между болью и депрессией в общей популяции хорошо известна, при этом степень депрессии сильно коррелирует с интенсивностью боли. 8 Депрессия часто связана с катастрофизацией боли, тревогой и другими негативными психологическими состояниями. Одно исследование показало, что симптомы боли в пояснице, как правило, длятся дольше и становятся более интенсивными, когда человек находился в депрессивном состоянии до инцидента, вызвавшего боль. 9 Другое исследование 480 участников с хроническими заболеваниями височно-нижнечелюстных мышц и суставов (ВНЧС) показало, что прогрессирование хронической боли в ВНЧС и степень инвалидности положительно связаны с катастрофизацией боли и депрессией. 10
Даже у детей и подростков боль часто связана с депрессией. В исследовании с участием 400 пациентов в возрасте от 8 до 17 лет с хронической болью в животе депрессия коррелировала с наличием боли в животе, особенно при наличии 3 или более негастроэнтерологических симптомов. 11 У пожилых людей часто наблюдаются боль и депрессия, которые связаны с возрастным снижением когнитивных функций. 12 Что еще предстоит выяснить в ходе исследований, так это то, вызвана ли депрессия изначально болью или депрессия вызывает усиление боли. 8
Страх перед болью и тревога, особенно крайняя, могут рассматриваться как «желтые флажки», когда речь идет о появлении боли, особенно скелетно-мышечной. Эти «желтые флажки» являются факторами, которые могут усугубить боль и негативно повлиять на лечение. Устранение психологических «желтых флагов» может значительно улучшить результаты лечения. 13 В исследовании 19 мужчин и 23 женщин с «отсутствием в анамнезе болей в шее или плече, без сенсорных или двигательных нарушений верхних конечностей, которые не занимались регулярно силовыми тренировками верхних конечностей, не занимались в настоящее время или регулярно принимающие обезболивающие и не перенесшие в анамнезе операции на верхних конечностях», было обнаружено, что страх перед болью был основным фактором, объясняющим индуцированную отсроченную болезненность мышц плеча. 14 Страх боли оказался более значительным, чем тревога или катастрофизация боли.
«Модель избегания страха» рассматривает хроническую боль как порочный круг, который начинается с катастрофизации боли; это приводит к страху перед болью, что, в свою очередь, приводит к избеганию и, наконец, к хронической боли, депрессии и усилению страданий. 15 Боязнь движения, известная как кинезиофобия, стала важным предиктором исходов, связанных с болью, включая инвалидность и психологический дистресс при различных типах боли (например, боли в спине, головной боли, фибромиалгии и комплексном региональном болевом синдроме). Одно исследование 88 мужчин и 173 женщин с хронической мышечно-скелетной болью показало, что кинезиофобия чаще встречается у мужчин (72%), чем у женщин (48%). 16 Женщины с высокой степенью кинезиофобии, как правило, были моложе и более подвержены этому заболеванию, о чем свидетельствуют повышенная утомляемость, стресс и более выраженное общее вмешательство и неудовлетворенность жизнью. Кинезиофобия в целом не была связана с возрастом, продолжительностью боли или депрессией/тревожностью.
Психологическая терапия
Существует множество натуропатических методов лечения, таких как нутрицевтики, травы и гомеопатические препараты, которые, как известно, эффективно лечат психологические состояния, такие как депрессия и тревога. По мнению автора, когда психологический аспект играет значительную роль в каком-либо состоянии, полезно обращаться к нему непосредственно с помощью натуропатического консультирования, упражнений на осознанность или просто внимательно выслушивая рассказ пациента. Было доказано, что упражнения по снижению стресса на основе осознанности (MBSR) и когнитивно-поведенческие вмешательства эффективно уменьшают боль за счет уменьшения катастрофизации, страха и избегания. 17 Другие эффективные стратегии включают отвлечение внимания, переосмысление, принятие, а также упражнения и упорство в выполнении задачи.
Упражнения на осознанность, такие как медитация, релаксация, общая йога, сканирование тела и позитивное подкрепление мыслей, как известно, улучшают параметры боли и показатели качества жизни, связанного со здоровьем (HRQoL), однако эффективность зависит от типа боли и приверженности субъекта с учениями МБСР. 18 Продольное исследование 133 пациентов с хронической болью было завершено с использованием краткой формы 36 опроса о состоянии здоровья и контрольного списка симптомов-9.0-Пересмотрено. 18 Было обнаружено, что у пациентов с артритом, болью в спине/шее или двумя или более сопутствующими болевыми состояниями наблюдалось значительное изменение интенсивности боли и функциональных ограничений после упражнений MBSR. Пациенты с артритом, как правило, демонстрируют наибольшую степень улучшения, в то время как пациенты с хронической головной болью или мигренью испытывают наименьшее улучшение боли и качества жизни HRQoL. Пациенты с фибромиалгией имели наименьшее улучшение психологического дистресса.
Упражнения MBSR не всегда оказывались эффективными в краткосрочных исследованиях (8 недель или меньше). В исследовании 63 пациентов с ревматоидным артритом, которые либо служили в качестве контроля, либо получали MBSR в течение 8 недель с последующей 4-месячной программой постоянного подкрепления, было обнаружено, что, хотя различия между группой MBSR и контрольной группой не были статистически значимыми через 8 недель. , через 6 месяцев у испытуемых, получавших лечение, наблюдалось значительное улучшение психологического стресса и благополучия, а также незначительное улучшение осознанности и симптомов депрессии. 19
В ходе 8-недельного исследования с участием 50 человек, в котором сравнивалась эффективность MBSR и снижения когнитивно-поведенческого стресса (CBSR), было обнаружено, что у участников группы MBSR наблюдались значительные улучшения по всем измеряемым параметрам — «воспринимаемому стрессу». , депрессия, психологическое благополучие, невротизм, переедание, энергия, боль и внимательность». 20 Субъекты CBSR улучшили 6 из 8 исходов, при этом значительные улучшения наблюдались только в областях самочувствия, воспринимаемого стресса и депрессии.
Кокрановский обзор 37 исследований 2012 г., 21 с участием 1938 участников, оценивал эффективность психологической терапии — в основном когнитивно-поведенческой терапии и поведенческой терапии — для уменьшения боли, инвалидности и улучшения настроения у детей и подростков с рецидивирующими, эпизодическими или постоянная боль, особенно боль, связанная с головной болью. Анализы показали, что боль уменьшилась в группах с головной болью и без головной боли после лечения, а также в группе с головной болью при последующем наблюдении. Инвалидность значительно улучшилась в группе без головной боли после лечения. Авторы пришли к выводу, что «психологические методы лечения эффективны для снижения интенсивности боли у детей и подростков (<18 лет) с головной болью, и польза от терапии, по-видимому, сохраняется».
Заключение
Корреляция между хронической болью и психологическими состояниями, такими как депрессия и тревога, хорошо известна. Способность катастрофизации боли и избегания страха усиливать боль и снижать эффективность лечения также была тщательно изучена и доказана. Исследования подчеркивают важность обращения ко всем аспектам человека с хронической болью, то есть необходимость учета психологического и психосоциального состояния человека, а не только функционального или структурного. Упражнения по снижению стресса на основе осознанности или когнитивно-поведенческая терапия могут значительно повысить эффективность любого плана лечения хронической боли.
Доктор Ива Ллойд основала Клинику здоровья натуропатических фондов в 2002 году после окончания Канадского колледжа натуропатической медицины (CCNM). Ее внимание сосредоточено на выявлении факторов, способствующих заболеванию, и понимании их физиологических и энергетических моделей. Она известна своим терпением, знаниями и способностью помочь пациентам изменить жизнь.
Она изучала множество различных систем лечения. Доктор Ллойд является зарегистрированным полярным терапевтом и педагогом, а также мастером Рэйки.
Она является редактором профессионального журнала CAND и входит в редакцию других профессиональных журналов. Она преподает неполный рабочий день в CCNM и представляет на международном уровне натуропатические оценки, энергетику здоровья и роль разума в исцелении.
Ссылки
- Ллойд И. (2009) Энергетика здоровья: натуропатическая оценка. Филадельфия, Пенсильвания: Черчилль Ливингстон; 2009.
- Куартана П.Дж., Кэмпбелл К.М., Эдвардс Р.Р. Катастрофизация боли: критический обзор. Эксперт преподобный Нейротер . 2009;9(5):745-758.
- Салливан М.Дж., Торн Б., Хейторнтвейт Дж.А. и др. Теоретические взгляды на связь между катастрофизацией и болью. Клин Джей Боль. 2001;17(1):52-64.
- Пулверс К., Худ А. Роль положительных качеств и катастрофизации боли в восприятии боли. Curr Pain Головная боль Репутация . 2013;17(5):330.
- Theunissen M, Peters ML, Bruce J, et al. Предоперационная тревога и катастрофизация: систематический обзор и метаанализ связи с хронической послеоперационной болью. Клин Джей Пейн . 2012;28(9):819-841.
- Салливан М.Дж., Торн Б., Роджерс В., Уорд Л.С. Модель пути психологических антецедентов к переживанию боли: экспериментальные и клинические данные. Клин Джей Пейн . 2004;20(3):164-173.
- Манковский Т., Линч М.Е., Кларк А.Дж. и др. Катастрофизация боли предсказывает плохой ответ на местные анальгетики у пациентов с невропатической болью. Управление обезболиванием . 2012;17(1):10-14.
- Хейторнтвейт Дж. А., Бенрунд-Ларсон Л. М. Психологические аспекты нейропатической боли. Clin J Боль. 2000;16(2 Дополнение):S101-S105.
- Элферинг А., Кезер А. Меллох М. Взаимосвязь между депрессивными симптомами и острой болью в пояснице при первой медицинской консультации, через три и шесть недель первичной медицинской помощи. Psychol Health Med. 20 марта 2013 г. [Epub перед печатью]
- Velly AM, Look JO, Carlson C, et al. Влияние катастрофизации и депрессии на хроническую боль — проспективное когортное исследование заболеваний височно-нижнечелюстных мышц и болей в суставах. Боль . 2011;152(10):2377-2383.
- Little CA, Williams SE, Puzanovova M, et al. Множественные соматические симптомы связаны с положительным скринингом на депрессию у педиатрических пациентов с хронической болью в животе. J Педиатр Гастроэнтерол Нутр . 2007;44(1):58-62.
- Kruger TM, Abner EL, Mendiondo M, et al. Дифференциальные отчеты о боли и депрессии отличают легкие когнитивные нарушения от когнитивно сохранных пожилых пациентов. J Гериатрическая психиатрия Neurol . 2012;25(2):107-112.
- Николас М.К., Линтон С.Дж., Уотсон П.Дж., Мэйн С.Дж. Раннее выявление и устранение психологических факторов риска («желтые флажки») у пациентов с болью в пояснице: переоценка. Физ Тер . 2011;91(5):737-753.
- Джордж С.З., Довер, ГК, Филлингим, РБ. Страх перед болью влияет на результаты после вызванной физическими упражнениями отсроченной болезненности мышц плеча. Клин Джей Пейн . 2007;23(1):76-84.
- Кромбез Г., Экклстон С., Ван Дамм С. и др. Модель избегания страха хронической боли: следующее поколение. Клин Джей Пейн . 2012;28(6):475-483.
- Bränström H, Fahlström M. Кинезиофобия у пациентов с хронической скелетно-мышечной болью: различия между мужчинами и женщинами. J Rehabil Med . 2008;40(5):375-380.
- Шютце Р., Рис С. , Прис М., Шютце М. Низкая осознанность предсказывает катастрофизацию боли в модели хронической боли с избеганием страха. Боль . 2010;148(1):120-127.
- Rosenzweig S, Greeson JM, Reibel DK, et al. Снижение стресса на основе осознанности при хронических болевых состояниях: различия в результатах лечения и роль домашней практики медитации . J Психосом Res . 2010;68(1):29-36.
- Прадхан Э.К., Баумгартен М., Лангенберг П. и др. Эффект снижения стресса на основе осознанности у пациентов с ревматоидным артритом. Ревматоидный артрит . 2007;57(7):1134-1142.
- Смит Б.В., Шелли Б.М., Дален Дж. и др. Пилотное исследование, сравнивающее эффекты снижения стресса на основе осознанности и когнитивно-поведенческого стресса. J Altern Complement Med. 2008;14(3):251-258.
- Eccleston C, Palermo TM, de C Williams AC, et al. Психологические методы лечения хронической и рецидивирующей боли у детей и подростков. Кокрановская база данных Syst Rev . 2012;12:CD003968.
Реклама
Психологические аспекты диабета
ВВЕДЕНИЕ
Диабет, как и другие хронические неинфекционные заболевания, оказывает определенное психологическое воздействие на больных людей и их семьи. И наоборот, психологический склад и функционирование пострадавшего человека также влияет на некоторые аспекты исходов заболеваемости диабетом. Цель этой обзорной статьи состояла в том, чтобы предоставить обновленную информацию об основных психологических аспектах, на которые влияют пациенты с диабетом, а также о тех, которые влияют на развитие, лечение, прогноз и исходы диабета. В этом обзоре использовался подход нарративного синтеза и были рассмотрены соответствующие статьи из таких баз данных, как PsychINFO, PubMed и Google Scholar. Ключевые поисковые термины, использованные в этом обзоре, состояли из стандартного префикса и вариативного суффикса. Префикс в терминах поиска был «сахарный диабет и», а термины-суффиксы включали следующее: психическое здоровье, депрессия, тревога, дистресс, стили преодоления трудностей, преодоление трудностей, самоубийство, суицидальные мысли, личностные характеристики, личность типа D, качество жизни. (QoL), качество жизни, связанное со здоровьем, психологические вмешательства, когнитивно-поведенческая терапия (CBT), терапия принятия и приверженности (ACT), поведенческая активация, стратегии консультирования, йога и COVID-19пандемия. Другие отдельные поисковые термины включали диабет у детей и подростков, детский диабет и проблемы или проблемы детского диабета. В этот обзор были включены только релевантные статьи, посвященные диабету с точки зрения условий поиска по суффиксу, а также статьи, опубликованные после января 2010 года.
ДИАБЕТ И РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА
Диабет имеет не только сопутствующие физические, но и психические сопутствующие заболевания, такие как депрессия и тревога, которые часто встречаются у пациентов с диабетом. 1 У людей с сахарным диабетом 1 и 2 типа вероятность развития депрессии в три и в два раза выше, чем у людей без диабета, соответственно. 2 Приблизительно 30% детей и подростков с сахарным диабетом 1 типа имеют симптомы депрессии. 3 Межнациональное исследование показало распространенность клинической депрессии у 10,6% и распространенность депрессивных симптомов от умеренной до тяжелой у 17,0% среди пациентов с диабетом. 4 Кроме того, было установлено, что факторами риска развития депрессии являются пол, образование, дистресс-диабет и большая депрессия в анамнезе. 4 У пациентов с диабетом может развиться депрессия из-за повышенного бремени лечения или из-за сопутствующих биохимических изменений, сопровождающих диабет. В качестве альтернативы, пациенты с депрессией могут иметь более низкие клинические параметры и исходы диабета из-за трудностей в поддержании здорового поведения, такого как повышенная физическая активность, здоровое питание и соблюдение режима приема лекарств. Таким образом, депрессия может быть как следствием, так и фактором риска развития диабета. 5 Сообщалось, что у пациентов с диабетом риск развития микрососудистых осложнений выше на 36%, а макрососудистых осложнений — на 25%. 6
Жизнь пациентов с диабетом требует, постоянно бросает вызов и полна неопределенностей. Их объединяет постоянная забота о поддержании нормального уровня глюкозы в крови, медицинских осложнениях, эпизодах гипогликемии, гипергликемии и других характеристиках заболеваемости диабетом. В результате очевидно, что у пациентов с диабетом могут развиться симптомы тревоги или тревожных расстройств. Межнациональное исследование показало, что 18,0% пациентов с диабетом имели по крайней мере один тип тревожного расстройства, а 2,8% — множественные тревожные расстройства; 7 генерализованное тревожное расстройство было наиболее распространенным (8,1%), за ним следует паническое расстройство (5,1%). 7 Женский пол, диабетические осложнения, более длительная продолжительность болезни и гликемический контроль были значительными факторами риска развития тревожности у пациентов с диабетом. сопутствующие проблемы. 8 Например, у 69% пациентов с диабетом были диагностированы расстройства сна, связанные с дыханием, а у 27% — синдром беспокойных ног, что намного ниже общей распространенности среди населения, составляющей 2–4% и 6% соответственно. 8 И наоборот, риск развития сахарного диабета 2 типа был на 28% выше среди взрослых с продолжительностью сна <5-6 часов в сутки и на 48% выше среди взрослых с продолжительностью сна >8-9 часов в сутки. 9 Заболеваемость сахарным диабетом 2 типа была на 57% выше среди тех, у кого были трудности с засыпанием, и достигла 84% среди тех, у кого были проблемы с поддержанием сна. 9 Более короткая продолжительность сна была особенно связана с более частыми случаями сахарного диабета 2 типа, худшим гликемическим контролем и сниженной чувствительностью к инсулину. 10 Однако эти выводы не являются окончательными, поскольку результаты варьируются в зависимости от использования объективных параметров в сравнении с самооценкой.
ДИСТРЕСС ДИАБЕТА И ПРЕОДОЛЕНИЕ
Дистресс диабета относится к ряду негативных эмоциональных состояний, возникающих в результате заболеваемости диабетом и поведения, направленного на уход за собой, которое пациенты используют для лучшего контроля своего диабета. 11 Диабетический дистресс — это не то же самое, что депрессия (таблица 1), и эти два состояния существуют одновременно и независимо друг от друга. 12 Диабетический дистресс в значительной степени является эмоциональной реакцией на проблемы, связанные с диабетом, и может включать такие эмоциональные реакции, как страх, беспокойство, гнев, чувство вины, печаль, разочарование и выгорание. 12 С другой стороны, депрессия связана со значительными когнитивными, аффективными, социальными, мотивационными и вегетативными нарушениями у человека. Сообщалось, что оба имеют разные результаты и ассоциации с клиническими параметрами, связанными с самолечением диабета. У больных сахарным диабетом с коморбидной депрессией вероятность развития клинических осложнений выше, чем у пациентов, не страдающих депрессией. 6 Точно так же диабетический дистресс был связан с перекрестными и согласованными во времени уровнями гемоглобина A1C (HbA1c) у взрослых, тогда как между депрессивными симптомами или клинической депрессией и HbA1c такой связи обнаружено не было. 13,14 Диабетический дистресс, а не депрессивные симптомы, предсказывают уровни HbA1c, о которых сообщают сами подростки. 15
Источников диабетического дистресса может быть несколько, и в одном исследовании было выделено семь основных источников дистресса у пациентов с диабетом (таблица 2): бессилие, негативное социальное восприятие, дистресс врача, дистресс друзей/семьи, дистресс из-за гипогликемии , управленческий дистресс и пищевой дистресс. 16 Тяжесть диабетического дистресса напрямую связана с большей продолжительностью болезни, повышенным уровнем HbA1c, более высоким ИМТ, снижением социальной поддержки, более молодым возрастом, чрезмерной сонливостью в дневное время и более низкой самоэффективностью. 17-19 Лечение дистресса, вызванного диабетом, имеет важное значение, поскольку неуправляемый дистресс связан с плохим гликемическим контролем, проблемами с соблюдением режима лечения, снижением качества жизни, более низкой самоэффективностью, негативными представлениями о здоровье и плохим поведением в отношении ухода за собой. 13,15,20-21
Сообщается, что психообразовательные подходы, направленные как на диабет, так и на эмоции, эффективны при диабетическом дистрессе; 22 желательно доставить универсалом. Групповой формат также может быть эффективным, 22 , в то время как мотивационное интервью, хотя и полезное при некоторых долгосрочных состояниях, как сообщается, неоднозначно влияет на лечение диабетического стресса. 22
КОГНИТИВНАЯ ДИСФУНКЦИЯ И ДИАБЕТ
Диабет сопровождается дисфункцией как основного, так и высшего порядка когнитивных функций пациента. 23 Систематический обзор когнитивных функций при сахарном диабете 2 типа выявил значительно более низкие показатели в шести областях: двигательная функция, исполнительная функция, скорость обработки, вербальная и зрительная память и концентрация. 24 Разница в величине эффекта между диабетиками и людьми без диабета была от небольшой до умеренной для большинства этих когнитивных областей и наименьшей для области концентрации внимания. 24
Когнитивная дисфункция при диабете может проявляться в очень тонкой форме, известной как диабет-ассоциированное снижение когнитивных функций (DACD). DACD не вызывает значительных нарушений повседневной активности пациентов с диабетом и, следовательно, не считается достаточно аномальным, чтобы требовать формальной нейропсихологической оценки. 23 Относительно заметные когнитивные нарушения при диабете относят к легким когнитивным нарушениям (MCI), которые рассматриваются как переходное состояние между DACD и тяжелыми формами когнитивных нарушений, такими как деменция. 23 Подтип MCI, амнестический MCI, связан с проблемами, связанными с памятью и забывчивостью, и приводит к заметному нарушению жизни пациента, что требует формального нейропсихологического тестирования и лечения. Тяжелые когнитивные нарушения при диабете диагностируются, когда когнитивная дисфункция прогрессирует до уровня формальных когнитивных расстройств, таких как деменция. Это связано со значительным нарушением во многих областях когнитивного функционирования и вызывает значительное нарушение инструментальной повседневной деятельности.
Когнитивная дисфункция связана с клиническими характеристиками и лечением диабета. Было показано, что пациенты, принимающие метформин, имеют более высокий риск когнитивных нарушений и демонстрируют снижение когнитивных функций по сравнению с теми, кто не принимает метформин. 25 Неконтролируемый уровень гликемии также представляет собой значительный фактор риска когнитивных нарушений. Более длительная продолжительность болезни и ранний возраст начала связаны с развитием деменции или повышенным риском прогрессирования от легких до тяжелых когнитивных нарушений у пациентов с диабетом. 26-27 Помимо клинических характеристик, риск и тяжесть когнитивной дисфункции также зависят от социально-демографических характеристик, так что дисфункция является тяжелой у пожилых пациентов с диабетом и менее тяжелой у пациентов с более высоким уровнем образования. 28
Когнитивная дисфункция при диабете может иметь несколько основных причин, включая неконтролируемую гликемию, снижение функциональной связанности сетей рабочей памяти, сосудистые нарушения на микро- и макроуровнях и нарушения передачи сигналов инсулина. 29,30 В частности, считается, что передача сигналов инсулина влияет на долгосрочную потенциацию в гиппокампе, который имеет высокую плотность рецепторов инсулина и участвует в обучении и памяти. 29,30 Инсулин также влияет на уровни нейротрансмиттеров, таких как ацетилхолин, адреналин и норадреналин, которые участвуют в функционировании памяти. 29
ДИАБЕТ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
Качество жизни — это широкая и многомерная концепция, которая относится к индивидуальному ощущению общего благополучия. Диабет является обременительным жизненным состоянием, и пациенты сталкиваются с серьезными проблемами и проблемами на физическом, эмоциональном, психологическом, социальном, профессиональном и межличностном уровнях. Постоянный мониторинг и поддержание нормального уровня глюкозы в крови, постоянный прием противодиабетических препаратов, боязнь эпизодов гипер- или гипогликемии, боязнь развития медицинских осложнений, сопутствующие психические заболевания, ограниченный выбор продуктов питания, ограничения в поездках, обязанность выполнять рутинные физические упражнения, финансовые затраты, проблемы с передвижением , и сокращение социальных взаимодействий может быть ошеломляющим. 31 В результате люди, живущие и страдающие диабетом, испытывают ряд негативных эмоций, таких как беспокойство, страх, гнев, вина, печаль, беспомощность, безнадежность, разочарование и выгорание, которые значительно снижают качество их жизни. 11
Ввиду снижения качества жизни лечение диабета направлено не только на контроль уровня гликемии и предотвращение медицинских осложнений, но и на улучшение качества жизни за счет уменьшения общего бремени болезни. Помимо улучшения терапии, дополнительные и более доступные варианты медицинской помощи, эффективные психологические и образовательные вмешательства по управлению диабетом, наличие групп поддержки значительно улучшили качество жизни пациентов. 32 Существует большая потребность в оценке качества жизни при лечении диабета, и исследования привели к разработке таких инструментов, как аудит диабетозависимого качества жизни (ADDQOL) и диабетического качества жизни (DQoL). 33
ДИАБЕТ И ЛИЧНОСТЬ
Лечение диабета, как и многих других хронических заболеваний, зависит от особенностей личности. Известно, что определенные личностные характеристики мешают самообслуживанию, преодолению диабетического дистресса и влияют на исход диабета. Профиль личности больных сахарным диабетом изучался в рамках пятифакторной модели. 34 Пять факторов включают открытость, добросовестность, экстраверсию, доброжелательность и невротизм. Добросовестность тесно связана с лучшим самолечением при диабете, особенно с гликемическим контролем. 34 Это связано с тем, что сознательные люди более организованы и менее импульсивны и, следовательно, проявляют постоянство в отношении заботы о себе, таких как мониторинг уровня глюкозы, физическая активность, регулярные визиты к врачу и эффективный контроль над импульсивным питанием. Пациенты с более высоким уровнем невротизма, показатель эмоциональной нестабильности, склонны к постоянному беспокойству; беспокоятся, боятся и слишком много думают; и имеют устойчиво негативное настроение. Вероятно, это мешает самоконтролю, приверженности лечению, а также может способствовать повышению вероятности развития сопутствующих психиатрических заболеваний у пациентов с диабетом. 34,35
Другое направление исследований было сосредоточено на проблемной личности/типе D, характеризующейся более высоким уровнем негативной аффективности, социальной подавленностью и ограниченным выражением негативных эмоций в социальных взаимодействиях. 36 Было обнаружено, что 52% пациентов с диабетом имеют признаки типа D, которые существенно влияют на самопомощь при диабете и клинические исходы заболевания. 37-38 Было показано, что пациенты с типом D борются с соблюдением режима лечения, особенно с соблюдением режима лечения и регулярными визитами к врачу. 37-38 Они демонстрируют относительно тусклое отношение к поддержанию антидиабетического поведения, такого как соблюдение рекомендаций по физической активности, отказ от употребления высококалорийной пищи, эмоциональное питание, контроль ИМТ и уровня холестерина. 37 У этих людей больше шансов столкнуться с проблемами психического здоровья, такими как депрессия и тревога. 37 Тип личности D также является индикатором неблагоприятного прогноза и неблагоприятных клинических последствий диабета. 39
САМОУБИЙСТВА И ДИАБЕТ
Пациенты с диабетом имеют значительно более высокий риск суицидальных мыслей, попыток самоубийства и завершенного самоубийства. 40 Распространенность суицидальных мыслей составляет 16,2%, что намного выше, чем 9,2% среди населения в целом. 40 Ежегодно во всем мире происходит около 94 000 завершенных случаев самоубийств среди больных сахарным диабетом. 41 Причин для более высоких показателей суицидальных мыслей или самоубийств может быть несколько, и они могут включать сопутствующую депрессию, которая является значительным фактором риска самоубийства. 4,6 Кроме того, пациенты с диабетом могут быть перегружены тяжелым бременем болезни: обременительным лечением диабета, финансовыми затратами, плохим качеством жизни, ухудшением межличностных отношений, негативными мыслями, такими как постоянное беспокойство или безнадежность, и плохим прогнозом. Кроме того, на риск самоубийства влияют клинические характеристики диабета, социально-демографические характеристики пациентов, наличие сопутствующих психических расстройств, а также специфические черты личности и способы преодоления трудностей. 42
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА И СТРАТЕГИИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПРИ ДИАБЕТЕ
Психосоциальные проблемы, связанные с лечением диабета, привлекли больше внимания к психологическим вмешательствам в общем лечении диабета. Несколько психологических вмешательств, таких как CBT, ACT и стратегии поведенческой активации, использовались для воздействия на различные аспекты заболеваемости диабетом. Они включают в себя симптомы депрессии, тревоги, межличностное взаимодействие, гликемический контроль, специфические для диабета дистрессы, качество жизни, соблюдение режимов приема лекарств и выполнение важных действий по уходу за собой, включая физическую активность, диетические рекомендации и регулярный самоконтроль уровня глюкозы в крови. Модифицированная форма КПТ, известная как КПТ для приверженности и депрессии (КПТ-АД), объединяет обычную КПТ для лечения депрессии с КПТ, предназначенной для улучшения общей приверженности лечению. 43 CBT-AD состоит из одного отдельного сеанса в начале, чтобы способствовать соблюдению медицинских режимов и поведению по уходу за собой. Последняя часть CBT-AD состоит из четырех модулей по 9–11 сеансов, посвященных приверженности и депрессии. 43 Эти сеансы включают мотивационное интервьюирование и типичные методы и приемы когнитивно-поведенческой терапии, такие как поведенческая активация и планирование активности, мониторинг настроения, уровня глюкозы, диетической и физической активности, мониторинг мыслей, дезадаптивных когнитивных процессов и их реструктуризации, решение проблем и упражнения на расслабление. . 43 КПТ-АД эффективен для контроля уровня гликемии, соблюдения режима приема лекарств и самоконтроля уровня глюкозы в крови, снижения тяжести депрессии и значительного улучшения самообслуживания при диабете. 43-44
АКТ продемонстрировала многообещающие результаты в улучшении самообслуживания и гликемического контроля. 45 В отличие от когнитивно-поведенческой терапии, ACT не пытается противостоять или изменять содержание мыслей и чувств пациентов с диабетом. Скорее, ACT создает отношение принятия к неприятным мыслям, чувствам, эмоциям и ощущениям, которые являются результатом заболеваемости диабетом. Менее сложные психологические вмешательства, такие как поведенческая активация, встроенная в программы упражнений для пациентов с диабетом и депрессией, показали положительные результаты с точки зрения большего удовольствия от физической активности и прекращения избегающего поведения. 46 Другие стратегии, такие как обучение навыкам решения проблем, включая использование технологий для решения проблем диабета, использовались при лечении диабета. 47
Мотивационное интервьюирование как независимый метод консультирования используется для выявления и создания мотивации для проведения антидиабетических изменений в поведении. 48 Это эффективный метод помощи пациентам с диабетом в преодолении сопротивления, двойственности и проблем с самоэффективностью, которые обычно мешают им заниматься самообслуживанием для лечения диабета или предотвращения развития более неблагоприятных исходов диабета. 49 Мотивационное интервьюирование — это совместная работа медицинского работника и пациента, ориентированная на пациента и направленная на него. 48-49 Он отличается от традиционного дидактического подхода к обучению пациентов важности изменения поведения. Консультант принимает пациентов и ведет их через процесс изменения, который включает четыре основных последовательных шага: вовлечение, сосредоточение внимания, побуждение и планирование. 49 Мотивационное интервьюирование продемонстрировало эффективность в обеспечении успешных изменений в питании, снижении веса, гликемическом контроле и улучшении ИМТ у пациентов с диабетом. 50
Дополнительные терапевтические практики, такие как йога, также эффективны для лечения и лечения сахарного диабета 2 типа. Йогические практики улучшают не только первичные симптомы диабета, но также благотворно влияют на множество других функций, на которые диабет оказывает негативное влияние. Было показано, что йога значительно улучшает контроль гликемии, HbA1c и уровень глюкозы в крови натощак, уровень глюкозы в крови после приема пищи, уровень липидов и состав тела. 51-52 Было также обнаружено, что йога связана со снижением ИМТ, тревогой, депрессией и окислительным стрессом, а также с улучшением когнитивных функций, улучшением артериального давления, качеством жизни и общим самочувствием. 53-55
ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ДИАБЕТЕ У ДЕТЕЙ
Ведение диабета у детей и подростков связано с уникальными проблемами; в частности, его управление осложняется происходящими изменениями в развитии, их потребностью в автономии и психосоциальной незрелостью, давлением сверстников и динамикой семьи. 56 Могут наблюдаться несоблюдение медицинских режимов, таких как инсулинотерапия, а также другие виды поведения, направленные на уход за собой, такие как непосещение занятий по физической активности, отказ от диетических изменений и неадекватное поведение. 56 Рискованное поведение, такое как злоупотребление психоактивными веществами и расстройства пищевого поведения, может усложнить процесс лечения или ухудшить исход диабета. Было показано, что дети в семьях с дисфункциональными моделями социального взаимодействия хуже контролируют определенные параметры диабета. Сахарный диабет 1 типа не только непосредственно поражает детей и подростков, но и оказывает существенное негативное влияние на семью. Детский диабет приводит к повышенному стрессу среди родителей, конфликтам из-за неправильного лечения детского диабета, страху неблагоприятных осложнений, связанных с диабетом, таких как гипогликемия, гипергликемия, кетоацидоз и госпитализации. 56, 57
Диабет у детей также связан с диабетическим дистрессом, тревогой, депрессией, расстройствами пищевого поведения, экстернальными проблемами, когнитивной дисфункцией и общим снижением качества жизни. Это также влияет на успеваемость детей и подростков в академических и неакадемических областях, таких как спорт и физические упражнения, и имеет неблагоприятные последствия для их занятости и карьерных перспектив. 58 Дети с ранним началом диабета и более длительной болезнью особенно подвержены более высокому риску этих негативных последствий. 58
ДИАБЕТ, COVID-19 И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
Пациенты с диабетом особенно пострадали от текущей пандемии коронавирусной болезни (COVID-19). Полная изоляция, ограничения на поездки и передвижение, а также общая тревога по поводу пандемии прямо или косвенно повлияли на клинические аспекты диабета и самопомощи. Доступ к медицинским услугам, таким как консультации врачей, противодиабетические препараты, услуги по тестированию и мониторингу, а также к поведению, связанному с самообслуживанием, например к физической активности на свежем воздухе, был затруднен по-разному. 59 В результате пандемия COVID-19 повлияла на контроль гликемии у пациентов с диабетом, что было связано с более низкими клиническими исходами, такими как потребность в интенсивной терапии и даже смерть. 60 Беспокойство, вызванное отсутствием медицинских услуг или их нерегулярностью, боязнь быть уязвимым перед более плохими исходами COVID-19 и более высокий уровень смертности, возможно, усугубили ранее существовавший диабетический дистресс и еще больше усугубили проблемы психического здоровья пациентов с диабетом.
РЕЗЮМЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пациенты с диабетом имеют многократный риск развития общих психических расстройств, таких как тревога и депрессия. Значительно большая часть пациентов испытывает дистресс-диабет в ответ на бремя болезни и предполагаемую угрозу заболевания. Пациенты с диабетом также испытывают когнитивную дисфункцию в диапазоне от очень легкой до очень тяжелой степени. Кроме того, сахарный диабет значительно снижает качество жизни пациентов. Текущий COVID-19 затронул как пациентов с диабетом, так и с психическими расстройствами.пандемия, которая может привести к плохим результатам. В дополнение к медицинскому ведению были разработаны или адаптированы психологические вмешательства и стратегии консультирования для решения проблем, связанных с диабетом, проблемами психического здоровья, плохим качеством жизни, трудностями в самоконтроле диабета, а также соблюдением медицинских режимов и антидиабетическим поведением. Основные психологические методы лечения, такие как когнитивно-поведенческая терапия, АКТ, стратегии консультирования, мотивационное интервьюирование и йогические практики, доказали свою эффективность для контроля гликемии, улучшения соблюдения режима приема лекарств, поведения, направленного на уход за собой, снижения тяжести депрессии.