Психологические особенности юношеского возраста — ГАПОУ СО «Верхнетуринский механический техникум»
Особенности юношеского этапа
Шестнадцатилетний возраст характерен равновесием, жизнерадостностью и увеличением внутренней самостоятельности. Эти черты характера приходят на смену прошлой мятежности. Юношеский возраст – период, когда молодой человек устремлен в будущее и уравновешен. Однако это начальная стадия нового этапа. На ней проявляется психология подросткового и юношеского возраста одновременно. Молодой человек еще долго не может уйти от присущей ему ранее односторонности оценок, категоричности и нетерпимости. У него часто проявляется максимализм (завышение нереального идеала), когда действительность кажется мрачной. Такое видение жизни порождает пессимизм, отчаяние и подавляет деятельность. Именно поэтому юношеский возраст отличается проявлением социальной критики и негативизма. Молодой человек рассматривает общественные отношения, словно со стороны. При этом он забывает о том, что сам является продуктом критикуемого им социума.
Человек, этап становления которого – ранний юношеский возраст, нередко фиксирует внимание только на том, что не подходит под описание его идеала. Возникающее при этом абстрактное недовольство не позволяет трезво оценить имеющиеся в обществе социальные проблемы. В тот момент, когда взрослые указывают молодому человеку на необоснованность имеющегося у него мрачного понимания жизни, он противится их убеждениям. Данные проблемы юношеского возраста могут уйти только при решении той или иной трудной ситуации. При этом действия, которые были предприняты молодым человеком, и станут той предпосылкой, которая изменит негативное отношение к миру.
На отдельные этапы развития делят психологи юношеский возраст. Года от 16 до 18 лет относятся к ранней юности, а от 18 до 25 – к поздней. Но главной особенностью всего этого периода является осознание человеком своей индивидуальности, неповторимости и непохожести на остальных. Это нередко приводит к появлению чувства одиночества и внутренней напряженности. Такое состояние усиливается при потребности в общении, повышая при этом его избирательность. Личность юношеского возраста открывает свой внутренний мир и испытывает необходимость в духовной близости с окружающими людьми. Именно поэтому они создают свой образ идеального учителя, выдвигая на первый план его способность наладить эмоциональный контакт с учениками. Уровень знаний педагога при этом они ставят на второе место.
Дружеские отношения
Юношеский возраст – это период, на протяжении которого человек испытывает огромную необходимость в особой форме психотерапии, позволяющей получить поддержку и выразить все чувства, переполняющие душу. В таком возрасте именно дружба становится важнейшим фактором самоутверждения. Нередко длительное общение в юношеском возрасте по телефону взрослые считают просто бессмысленным и бессодержательным. Родителей и педагогов эти разговоры буквально выводят из себя. Однако развитие юношеского возраста невозможно без таких контактов. Разговоры поддерживают самоутверждение личности.
Возраст выбираемых юношей/девушкой друзей способен указать на потребности в общении. Так, если дружеские отношения строятся с ровесниками, то они указывают на стремление к равноправию. Наличие друзей старшего возраста свидетельствует об имеющейся потребности в руководстве и опеке. На вынужденный выбор юноши укажет общение с представителями младшего поколения. Отсутствие контактов со сверстниками и более старшими людьми будет свидетельствовать о наличии определенных трудностей, таких как застенчивость, а также несоответствие уровней возможностей и притязаний.
Самоопределение
Подростковый и юношеский возраст являются непростыми этапами в жизни каждого человека. И это связано со становлением личности. У молодого человека нарушается равновесие внутреннего мира, и это особенно ярко проявляется тогда, когда наступает юношеский возраст. В данный период возникает необходимость в самоопределении. Молодой человек встает перед выбором профессии. Это вынуждает его отказаться от многого другого в своей жизни. Самоопределение в юношеском возрасте – ответственный и весьма сложный этап, так как он связан с самоограничением. И это объясняет некоторые психологические особенности юношеского возраста. В такой период у человека возникает внутренняя напряженность.
В ранней молодости люди испытывают стремление доказать всем окружающим, что они готовы ко взрослой жизни и принятию самостоятельных решений. Родители и педагоги должны своевременно и активно поддерживать такие порывы. В более поздний период сформировать независимость и жизненную смелость становится намного труднее. Психологи отмечают, что молодой человек намного быстрее начинает принимать самостоятельные решения, если на начальном этапе он делает это со взрослыми, деля с ними ответственность за свои действия.
Акселерация
В последние годы этот термин упоминается довольно часто. Что он означает? Акселерация является не чем иным, как ускорением биологического созревания. Прежде всего, она находит свое выражение в том, что средний вес детей на начальном этапе их жизни больше, чем у малышей предшествующих десятилетий. Об акселерации младенцев свидетельствуют более ранние периоды удвоения веса и прорезывания зубов. Об этом явлении говорит и окончание полового созревания подростков, которое наблюдается не в 16–17 лет, как раньше, а в 11–12. Ускоренными темпами у современной молодежи происходит и стабилизация роста. У юношей она наступает в 18–19 лет, а не в 25–26, а у девушек – в 16–17. При этом рост мальчиков в периоде 13–15 лет выше роста их сверстников предшествующего поколения на 12–14 см.
Акселерация повлияла и на некоторые особенности развития в юношеском возрасте. Так, по своему половому поведению молодые люди 16–17 лет соответствуют 19–20–летним, жившим в 60–е годы. Сталкиваясь с акселератом, который выше своих родителей на целую голову, взрослые должны помнить о том, что он по сути своей еще ребенок. И требования к нему должны быть соответствующими.
Начало трудовой деятельности
Период юношеского возраста является тем этапом, когда молодой человек приобретает специальность. Но стоит сказать, что начало трудового пути у современной молодежи приходится на более поздний период, чем у предыдущих поколений. Так, в начале прошлого века в России третья часть молодых людей работала уже к шестнадцати годам. Все остальные начинали трудовой путь с 20–летнего возраста.
Сегодня в нашей стране существует система всеобщего среднего образования. Именно поэтому 16–летний период юношеского возраста приходится на школьные годы. Тот же, кто стал студентом, получает образование лишь к 22–25 годам. Таким образом, складывается своеобразная характеристика юношеского возраста на современном этапе. Зрелость человека как индивида (физическая) не совпадает по времени с гражданской (со зрелостью личности).
Специалистами подмечено, что 40–50 лет назад самосознание человека окончательно развивалось к 17–19 годам. Сегодня оно формируется только к 23–25 годам. Учеба значительно затягивает интервал зрелости личности, что приводит некоторых молодых людей к безответственности и инфантилизму. Тот, кто поздно вступает на путь самостоятельной трудовой жизни, нередко подолгу остается иждивенцем у родителей. Обладание благами, не заработанными своими руками, притупляет честолюбие человека.
Молодые люди уверены, что родители и дальше будут обеспечивать их, и что не стоит бояться за свое будущее. Основная характеристика юношеского возраста в этом случае выражается в отсутствии целеустремленности и силы воли. И в этом нет ничего удивительного, ведь такой молодежи нет необходимости бороться за свое существование. Ей все само «идет в руки».
Положение молодежи
Психологические особенности юношеского возраста на современном этапе формируются и в связи с немногочисленностью детей в семье. Родители, бабушки, дедушки, а также тети и дяди прилагают все возможные усилия для того, чтобы единственное чадо было ограждено от ударов судьбы и любых ошибок. При этом взрослые решают за молодого человека практически все жизненные вопросы. Разумеется, такое воспитание приводит к иждивенчеству и несамостоятельности. Взрослые же, сталкиваясь с этими негативными качествами, начинают рассуждать о недостатках современных молодых людей, не видя в этом явлении собственной вины. Всегда стоит помнить о том, что зрелость человека наступает только в том случае, когда у него появляется ответственность и за себя, и за других. Постоянная опека взрослых вредит детям. Она не дает им возможности приобретения собственного жизненного опыта, что приводит к несамостоятельности в принятии решений.
Отношение к молодежи старшего поколения
Несмотря на возникновение новых проблем, в современном мире приходится отвечать и на старые вопросы, касающиеся юношеской психологии. Они имеют место в силу биологического взросления детей. Подростки и юноши испытывают повышенную раздражительность и возбудимость из–за изменения гормонального фона. В организме возникает дисгармония между физическим и психическим обликом, проецируемым молодым человеком на весь окружающий его мир. При половом созревании возникает желание нравиться, появляется повышенный интерес к собственной внешности. При этом обостряются проблемы слишком большого или малого роста, прически, комплекции и одежды. Именно поэтому юноши представляют внешний мир более конфликтным, чем взрослые люди, а то трепетное отношение, которые молодые люди испытывают к своей внешности и одежде, старшее поколение, уже забывшее свои чувства в этом возрасте, просто раздражает.
В связи со стремлением к самоутверждению юноша, как правило, придерживается черно–белой логики. Она, как и максимализм, а также малый житейский опыт, приводит к преувеличению индивидуальности собственных решений и рассуждений. Юноши полагают, что так, как они, никто не любил, не боролся и не страдал. Здесь и возникает конфликт с родителями, которые находятся во власти привычек и вкусов собственной молодости. Взрослые считают единственно верными только свои рассуждения и предпочтения. При этом у молодых людей отсутствует пример разумного отношения к окружающей действительности, которое основано на трезвой оценке происходящих событий. В ранг проблемы нередко возводятся вопросы о длине волос и ширине брюк, стиле песен и музыки.
Взрослых также порой возмущает желание их повзрослевшего ребенка выглядеть как все. Иногда это требование осуществляется в ущерб материальному положению семьи и собственной привлекательности. Такие поступки молодых людей свидетельствуют о том, что чувство принадлежности к той или иной учебной или спортивной группе находится на самом высоком уровне.
Советы родителям
Нередко между детьми и людьми старшего поколения возникает психологический барьер. Его истоками становится нежелание и неумение выслушать ребенка, спешка, которую диктует современный ритм жизни, самодовольство и уверенность в непогрешимости личного жизненного опыта, а также нежелание взглянуть на возникшую проблему с точки зрения молодого человека. Такой барьер может постоянно укрепляться и со стороны детей, и со стороны их родителей. Порой взрослые начинают считать, что у их чада отсутствует какая–либо система ценностей. И это мнение, конечно же, не способствует духовному сближению.
Такая пугающая иллюзия возникает из–за того, что родители не могут перестроиться и начать воспринимать свое повзрослевшее дитя как самостоятельную личность. При отсутствии взаимопонимания в семье молодой человек начинает придавать чересчур большое значение общению со своими сверстниками. Для решения данной проблемы родители должны отказаться от мелочной опеки своего чада и начать воспринимать его как взрослого.
1. Перестаньте все время говорить, послушайте своего ребенка. Вы точно знаете, что правильно, а что ошибочно, и уверены, будто ваш ребенок должен думать точно так же и для его же пользы? Поверьте, пока вы с уважением не отнесетесь к мыслям, суждениям, позиции своего ребенка, он не воспримет ваших советов. Если в вашу совместную с ребенком жизнь войдет привычка беседовать, интересоваться делами друг друга, рассматривать разные точки зрения, высказываться по очереди, пытаться найти позитивное зерно в словах собеседника — будет больше уважения и к взрослому опыту жизни. Во время бесед с родителями слышала такие высказывания: «Где мне взять столько времени? Я же работаю, да и старшеклассник очень занят». Отвечу так: не количество времени, проведенного с ребенком, важно, а его качество. Можно в беседе за ужином обменяться своими планами, трудностями и опасениями, попросить поддержки у ребенка и дать ему совет.
2. Для тех родителей, чьи дети «ничего не хотят». Часто встречающаяся ситуация, когда в техникум ходит с надрывом, увлекается только компьютером, про будущее не желает думать. Поговорив с такими детьми, начинаешь думать: «он ничего не сможет», «у него ничего хорошо не получается», «он ничего не успевает». Психологический прием в таких случаях: сказать себе «стоп!». А затем проанализировать те дела, которые вашему ребенку все–таки удаются, и помочь ему разобраться со своей самооценкой. А речь в данном случае идет именно о ней.
Найдите в своем ребенке не менее десяти положительных качеств или дел, которые у него получаются хорошо (сделайте это сначала мысленно, возможно, вам будет трудно и на это уйдет не один день). Затем ежедневно, мимоходом, в беседе упоминайте об этих качествах при ребенке. Скажите ему самому или выскажитесь об этом при других людях в его присутствии.
3.Отдельно хочу поговорить об ошибках, потому что «правильное» отношение к ошибкам пока очень сложно входит в культуру. До сих пор ошибка воспринимается как неудача. Но уже хорошо, что многие понимают — на чужих ошибках не научишься. Приведу такой пример. Когда что–то сразу получается, человек потом редко может вспомнить, а как он это делал, память это не удерживает. А вот если сначала получалось плохо, а потом он что–то исправил и сделал хорошо, этот случай долго помнится. Человек становится как бы специалистом, может даже рассказать другим, как справляться с такими трудностями.
Надеюсь, я убедила вас в том, что ошибка с последующей работой над ошибкой приведет к хорошему результату. Поэтому не спешите резко критиковать ребенка за «неправильные» мысли или поступки. Убедите его, а в первую очередь самих себя, что он может исправиться, разберите с ним возможные варианты действий по исправлению ошибок, дайте шанс показать себя с лучшей стороны.
4. Не всегда слушайте советы. Если вы, услышав чье–то мнение, мысленно с ним соглашаетесь, то примите это как дружескую поддержку. А если оно вас раздражает и смириться с ним можно только через силу, это означает, что вами манипулируют, навязывая свое мнение. Когда вы научитесь отличать дружеское участие от манипуляции, то не станете «давить» на своих детей, сможете довериться их силе духа и жизненной позиции. Вы наконец–то позволите своим детям быть взрослыми и иметь собственные жизненные цели.
Мотивация В юношеском возрасте люди живут будущим. Настоящая жизнь кажется им лишь подготовкой к взрослости. Это обстоятельство позволяет юношам легче переносить неприятности, воспринимая их недостаточно серьезно. Именно поэтому у молодежи понижено чувство ответственности за свои поступки. Зрелость у человека наступит тогда, когда он осознает, что в жизни нет черновиков. Все, что делается, делается окончательно. Такое понимание заставляет молодого человека прилагать определенные усилия для осуществления намеченных планов.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 15788 просмотров
Психология и психопатология ранней юности
Как можно заметить, объектами изучения детской психологии являются психическое развитие, душевная жизнь ребенка, причем мальчик это или девочка — не столь важно, и лишь в подростковом периоде, а более явно в периоде ранней юности начинают проявляться половые психологические различия. Очень четко эти различия выявляются в процессе формирования самосознания и образа «Я», поэтому логичным будет параллельный разбор этих психологических феноменов юношеского возраста.
Центральным психологическим процессом развития самосознания в периоде ранней юности является формирование личной идентичности — чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. К настоящему времени в психологии принято выделять четыре этапа развития идентичности, измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого человека:
1. «Неопределенная, размытая идентичность» характеризуется тем, что индивид еще не выработал четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности.
2. «Досрочная, преждевременная идентификация» имеет место, если индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру и авторитету.
3. Для этапа «моратория» характерно то, что индивид находится в процессе кризиса самоопределения, выбирая свой, единственный вариант развития.
4. Этап «зрелой идентичности» характеризуется завершением кризиса; индивид переходит от поиска себя к самореализации.
Обычно к этапу «зрелой идентичности» молодые люди приходят в возрасте 16-18 лет, хотя некоторые могут навсегда остаться на уровне размытой идентичности или пойти путем досрочной идентификации, отказавшись от активного выбора и самоопределения. Вместе с тем понятие «зрелой идентичности» и сами его критерии неоднозначны. Представление, что идентичность формируется прежде всего в сфере профессиональной ориентации, отражает традиционно мужскую точку зрения. У девушек дело обстоит иначе. В женском самосознании большое значение придается семье, профессии, хотя в последнее время все больше становится «феминисток», ориенти-
-438-
рованных, как и мужчины, на профессиональные достижения. Юноши оценивают себя главным образом по своим предметным достижениям, в то время как для девушек важнее межличностные отношения. Отсюда — разное соотношение компонентов мужской и женской идентичности. Юноша, не осуществивший профессионального самоопределения, не может чувствовать себя взрослым. Девушка же может основывать свои притязания на взрослость на других показателях, например на наличии серьезных претендентов на ее руку и сердце.
В отличие от подростков, юноши гораздо более обеспокоены формированием собственных убеждений, развитием философского мировоззрения.
Главное психологическое приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир. Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственных психических состояний. Если ребенок сердится, то объясняет это тем, что его кто-то обидел, если радуется, то этому тоже находится объективное объяснение. Для юноши внешний мир — только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юноша заново открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки.
В это время человек начинает воспринимать и осмысливать эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние собственного «Я».Психологические половые различия проявляются у юношей и девушек именно в сфере самосознания. Если судить по самоописаниям, то девушки гораздо чаще юношей озабочены тем, что о них думают другие, значительно более ранимы, чувствительны к критике, насмешкам и т.д. Девушки раньше, чем юноши, начинают вести дневники, чаще делают записи, и, самое главное, девичьи дневники отличаются большой интимностью — это описание и анализ чувств и переживаний, особенно любовных, и постоянный разговор с собой и о себе. Юношеские дневники более разнообразны и
предметны, в них отражаются прежде всего интеллектуальные увлечения и интересы авторов, их практическая деятельность. Эмоциональные переживания описаны гораздо более сдержанно.
Самосознание и самооценка юношей и девушек зависят от стереотипных представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины, а эти стереотипы, в свою очередь, производны от исторически сложившихся в том или ином обществе дифференциаций половых ролей. Согласно словесным самоотчетам, женщины обычно выглядят более тревожными и чаще испытывающими страх, чем мужчины. В то же время объективные (с помощью электрофизиологических приборов) исследования эмоциональных реакций в стрессовых ситуациях показывают, что половые различия невелики. Вероятно, здесь имеет место влияние традиционной мужской роли, запрещающей мальчику испытывать страх, в связи с чем юноши подавляют или утаивают часть своих чувств, не соответствующих идеалу мужественности, тогда как девушки говорят о них открыто.
Юноши склонны считать себя более сильными, энергичными, властными и деловыми, чем девушки, при этом они нередко переоценивают свои способности и положение среди сверстников, не любят признавать свои слабости. Девушки более самокритичны и чувствительны. Характерно, что юноши, притворяясь, в отличие от девушек, безразличными к реакции окружающих, в то же время значительно больше хвастаются и рисуются ради внешнего эффекта.
Вышеприведенные различия психической деятельности юношей и девушек далеко не полны, но в то же время они составляют основные психологические механизмы полоролевого поведения, знание которых, несомненно, способно помочь врачу и клиническому психологу в работе с подростками и молодыми людьми.
Еще одной очень важной чертой юношеского возраста является появление и развитие очень интенсивных эмоциональных отношений, крайне необходимых для формирования полноценной личности. К этим феноменам эмоционального развития в первую очередь следует отнести дружбу и любовь.
Проблеме юношеской дружбы посвящены многочисленные психологические исследования, в которых безоговорочно признается, что наряду с развитием товарищеских отношений юношеский возраст характеризуется напряженным поиском дружбы как избирательной, прочной и глубокой эмоциональной привязанности.
Потребность в общении, втором «Я», вероятно, самая важная потребность в ранней юности. «Первое чувство, к которому воспри-
-440-
имчив заботливо воспитанный юноша, — это не любовь, а дружба», — писал Руссо. Желание иметь верных друзей неизменно открывает список важнейших жизненных ценностей 15-17-летних, часто опережая любовь. В основе юношеской тяги к дружбе — страстная потребность в понимании другого и себя другими, потребность в самораскрытии. Эта потребность, тесно связанная с ростом самосознания, появляется уже у подростков и резко усиливается в юношеском возрасте.
В основе юношеской дружбы лежат общие духовные интересы и потребность в понимании в отличие от подростковой, где основными являются потребность во взаимопомощи и увлеченность каким-то видом труда. К особенностям юношеской дружбы следует отнести ориентацию на ровесника. Желание иметь старшего или младшего друга встречается у юношей реже.
Для юности типична идеализация друзей и самой дружбы. Представление о друге в этом возрасте значительно ближе к идеальному «Я» испытуемого, к его нравственному и человеческому идеалу, нежели к его представлению о собственном «Я».
В юности дружба занимает первое место в ряду других межличностных отношений, опережая по степени психологической близости отношения с родителями. Друг является единственным человеком, от которого юноша ждет оценок более высоких, чем его собственная самооценка. Это можно считать косвенным указанием на то, что одна из главных функций юношеской дружбы — поддержание самоуважения личности.
Следует отметить, что в юношеской дружбе, так же как и в процессе развития самосознания, отчетливо проявляются половые особенности. Потребность в интимной дружбе возникает у девушек на полтора-два года раньше, чем у юношей, да и сама девичья дружба более эмоциональна. Критерии дружбы у девушек тоньше, девушки чаще испытывают дефицит интимности. Мотив понимания в определении дружбы выражен у девушек во всех возрастах сильнее, чем у юношей. Девочки имеют в среднем меньше друзей своего пола, чем мальчики, а те, у кого несколько близких подруг, предпочитают встречаться не сразу со всеми, а порознь. В общении с подругами у девушек сильнее звучат интимные темы.
Эти различия являются не просто половыми, а половозрастными. Дело в том, что девушки раньше созревают, у них раньше появляются сложные формы самосознания, а, следовательно, и потребность в интимной дружбе. Для юноши-старшеклассника важнейшей
-441-
референтной группой еще остаются сверстники своего пола. У девушек же этот тип общения уже позади — в качестве идеального друга они все чаще выбирают юношу, и в их круге общения значительно больше юношей, причем более старшего возраста. Следует признать, что смешанная, разнополая дружба в юности существенно отличается от однополой, а слово «дружба» часто является лишь замаскированным названием зарождающейся любви. В юности дружба занимает столь важное положение потому, что она складывается, когда у человека нет еще ни собственной семьи, ни профессии, ни любимой. С появлением новых, «взрослых» привязанностей дружба постепенно утрачивает свое привилегированное положение. Если в начале юности дружба оттесняет родительское влияние, то затем ей самой приходится потесниться, чтобы дать место новым привязанностям.
Таким образом, в развитии личностных отношений есть свои закономерности. Один вид отношений подготавливает другой, более сложный и постепенно уступает ему место. Именно юношеская дружба, казавшаяся вечной, пронизанная высочайшим эмоциональным напряжением, через год-другой начинает слабеть, потребность юноши искать в друге не столько собеседника, сколько свое психологическое зеркало или двойника, снижается, и друзья расходятся согласно собственным влечениям, каждый своим неповторимым жизненным путем.
Юношеская любовь имеет свои особенности, среди которых, в первую очередь, отмечается разобщенность чувственно-эротического и нежного влечений, отмеченная Фрейдом. Потребности в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротического желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. По образному выражению одного ученого, мальчик не любит женщину, к которой его влечет, и его не влечет к женщине, которую он любит. Эта разобщенность особенно типична для мальчиков. У многих из них бурный темп полового созревания опережает развитие тонких коммуникативных чувств, включая способность к сопереживанию. Здесь также сказывается влияние традиционного стереотипа маскулинности, согласно которому мужчина подходит к женщине с «позиции силы».
Девочки, которым «сила» не предписана, озабочены тем, что вынуждены скрывать свои увлечения, оберегая свои достоинство и репутацию. Разрешение этих внутренних противоречий во многом зависит от того, как складываются взаимоотношения подростков в более широком кругу общения. Психологическая близость вначале
-442-
легче достигается с человеком своего пола, хотя в целом девушки чувствуют себя в общении с юношами более свободно и уверенно. Это связано, видимо, не только с разницей в темпах созревания, но и с тем, что юноши строже, чем девушки, разграничивают любовь и дружбу.
Крайне важным в развитии психики человека является становление морального самосознания. На сегодняшний день наиболее общей, подвергавшейся экспериментальной проверке во многих странах, является когнитивно-генетическая теория морального развития личности американского психолога Лоренса Колберга. Развивая идеи Ж. Пиаже и Л.С.Выготского о том, что развитие морального сознания ребенка идет параллельно с его умственным развитием, Колберг выделяет в нем несколько фаз.
• «Доморальному уровню» соответствуют следующие стадии:
1) когда ребенок слушается, чтобы избежать наказания,
2) когда ребенок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды (послушание в обмен на какие-то блага и поощрения).
• «Конвенциональной морали» соответствуют стадии: 3) модель хорошего ребенка, движимого желанием одобрения со стороны значимых других и стыдом перед их осуждением, и-4) установка на поддержание существующих порядка и правил (хорошо то, что соответствует правилам).
• «Автономная мораль» переносит моральное решение внутрь личности. Она открывается стадией 5А), когда подросток осознает относительность и неустановленность нравственных правил, требует их логического обоснования, усматривая таковое в принципе полезности. На стадии 5Б) релятивизм сменяется признанием существования некоторого высшего закона, выражающего интересы большинства. Лишь после этого (стадия 6) формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью, безотносительно к внешним обстоятельствам и рассудочным соображениям.
Таким образом, следует отметить, что знание особенностей становления морального сознания ребенка в значительной степени способствует построению правильного педагогического и лечебного процессов и позволяет избегать возникновения детских и подростковых психогенных нарушений.
— 443 —
Характеристики раннего подросткового возраста
4 минуты
Ранний подростковый возраст — это этап, который обычно наступает в возрасте от 10 до 13 лет. В этот период обычно происходит ряд физических, психологических, социальных и сексуальных изменений, которые мы подробно рассмотрим ниже.
Написано и проверено философом Мария Алехандра Моргадо Кузати .
Последнее обновление: 21 сентября 2022 г.
По данным Всемирной организации здравоохранения, подростковый возраст — это стадия развития, которая происходит после детства и до взрослой жизни , в возрасте от десяти до 19 лет. Хотя стоит упомянуть, что она может начинаться и заканчиваться в разное время. Однако важно то адаптивное, функциональное и решающее значение, которое подразумевает этот период.
Различают три стадии: ранний подростковый возраст, средний подростковый возраст и поздний подростковый возраст. Каждый этап отмечен определенными изменениями.
Мы сосредоточимся на раннем подростковом возрасте и процессах, которые часто запускаются на этом этапе развития.
Изменения в раннем подростковом возрасте
Ранний подростковый возраст — первая стадия. Это происходит в возрасте от десяти до 13 лет, , хотя некоторые утверждают, что это происходит до 14 лет. В этот период наиболее заметны изменения физические, так как они совпадают с наступлением полового созревания. Например, происходит знаменитый скачок роста, меняется голос, появляются волосы в области лобка и в подмышечных впадинах и т. д.
Происходят и другие процессы, о которых мы подробно расскажем ниже.
Физический
Как мы сказали выше, в раннем подростковом возрасте происходит всплеск роста, который обусловлен быстрым и неравномерным ростом костей тела . Это часто вызывает проблемы с координацией движений. Это часто создает впечатление неуклюжести. Тем не менее, это временно и совершенно нормально на данном этапе.
Одновременно в организме начинают вырабатываться половые гормоны, которые вызывают развитие вторичных половых признаков . У женщин типичны рост молочных желез и начало менструации. С другой стороны, у мужчин увеличиваются размеры яичек и полового члена.
Одновременно на теле растут волосы, особенно в подмышечных впадинах и в области лобка. Кроме того, отмечается усиление потоотделения и изменение запаха тела. Кроме того, кожа становится более жирной, что приводит к появлению прыщей у многих подростков.
Ранний подростковый возраст характеризуется началом полового созревания.Когнитивные, психологические и эмоциональные изменения
Переходный возраст обычно вызывает ряд психологических и эмоциональных изменений у молодых людей. Среди наиболее распространенных выделяют тревогу, растерянность, страх, возбуждение и склонность к хвастовству. Все зависит от личных особенностей подростка и его переживаний.
В раннем подростковом возрасте молодые люди обычно сосредотачивают свои мысли на себе. Это своего рода эгоцентризм . Следовательно, многие из них стесняются своей изменяющейся внешности. Кроме того, они склонны думать, что все наблюдают за ними, и считают, что их постоянно осуждают.
У большинства подростков, прошедших эту стадию, остаются конкретные мысли. Это означает, что они еще не способны предвидеть последствия своих действий и далеки от мышления взрослых . Даже в начале раннего подросткового возраста еще присутствует дихотомическое мышление без нюансов (черное или белое, хорошее или плохое и т. д.).
Половые изменения
В раннем подростковом возрасте половое влечение, характерное для взрослых, еще не закреплено. Следовательно, контакты со сверстниками обычно не связаны с сексуальным влечением .
Сексуальная ориентация (гомосексуальная, бисексуальная, гетеросексуальная, асексуальная и др.) обычно определяется позже. Хотя на этом этапе они начинают лучше осознавать пол, к которому они принадлежат , по сравнению с тем, когда они были моложе.
На этом этапе они склонны приспосабливать свое поведение и внешний вид к социокультурным нормам, тем, которые связаны с полом, с которым они идентифицируют себя или с которым они выросли.
Социальные изменения
По сравнению со средним и поздним подростковым возрастом социальные изменения не так заметны. Вместо этого они , как правило, являются следствием физических изменений и того, как они воспринимаются как индивидуумом, так и окружающими.
Подросток с любопытством и удивлением замечает, как меняется его тело. Эти преобразования , как правило, сближают их со сверстниками. На самом деле, они, вероятно, проходят через тот же процесс и формируют с ними своего рода групповую идентификацию.
Благодаря отождествлению со своей группой друзей, подростки такого типа склонны искать большей поддержки у своих сверстников, чем у собственных родителей , которые обычно занимают второстепенное место. Эти молодые люди даже начинают сомневаться в своем авторитете.
Ранние подростки склонны беспокоиться об изменениях в своем теле.Подростковый возраст — это переходный период
Прежде чем сделать вывод, важно подчеркнуть, что подросток чувствует себя ребенком и взрослым одновременно. Однако они ни то, ни другое . Фактически, они находятся в постоянном переходном состоянии: они переходят от детства к зависимости от мира взрослых. Они еще молоды, но начинают брать на себя ответственность за свою жизнь.
Если у вас есть сын или дочь подросткового возраста, однажды вы можете быть приятно удивлены их уровнем зрелости и ответственности. Например, может быть, они помогали бабушке по дому или младшему брату с домашним заданием. Однако в другой день вы будете ошеломлены их очевидной незрелостью, когда они оставят свой рюкзак в автобусе или получат наказание в школе.
Тем не менее, прежде чем злиться, вспомните, через какую стадию они проходят. Их мозг постоянно меняется, ремоделируется и генерирует новые нейронные связи. Действительно, ваш сын или дочь переживает период быстрого роста и перемен, который требует большого понимания и поддержки.
Это может вас заинтересовать…Психосоциальные вехи нормального полового созревания и подросткового возраста
Обзор
. 1994; 41 Приложение 2:19-29.
дои: 10.1159/000183955.
Х Ремшмидт 1
принадлежность
- 1 Кафедра детской и подростковой психиатрии, Университет Филиппс, Марбург, ФРГ.
- PMID: 8088699
- DOI: 10.1159/000183955
Обзор
H Ремшмидт. Горм Рез. 1994.
. 1994; 41 Приложение 2:19-29.
дои: 10. 1159/000183955.
Автор
H Ремшмидт 1
принадлежность
- 1 Кафедра детской и подростковой психиатрии, Университет Филиппс, Марбург, ФРГ.
- PMID: 8088699
- DOI: 10.1159/000183955
Абстрактный
Половое созревание и юность, как правило, не являются временем большого стресса и суматохи. Теория шторма и стресса имеет долгую историю, но недавние эмпирические исследования больше не подтверждают ее. Современный подход к психосоциальным изменениям этих фаз основан на концепции задач развития в соответствии с возрастом и этапом. Биологические процессы могут влиять на психологическое и психосоциальное состояние человека, но психологические и психосоциальные события также могут влиять на биологические системы. Следовательно, сроки и исход пубертатных процессов могут быть изменены психосоциальными факторами. Наиболее важными психологическими и психосоциальными изменениями в период полового созревания и ранней юности являются появление абстрактного мышления, растущая способность усваивать взгляды или точки зрения других, повышенная способность к самоанализу, развитие личной и сексуальной идентичности, установление системы ценностей, возрастающая автономия от семьи и большая личная независимость, большее значение отношений со сверстниками иногда субкультурного качества, а также появление навыков и стратегий преодоления проблем и кризисов. Все эти изменения можно рассматривать как задачи развития при нормальном развитии, но они также могут помочь в понимании отклонений в развитии и психопатологических расстройств. С точки зрения психопатологии развития некоторые психические расстройства пубертатного и подросткового возраста можно увидеть в новом свете.
Похожие статьи
Сроки полового созревания и развитие психопатологии в подростковом возрасте и за его пределами.
Грабер Дж.А. Грабер Я.А. Хорм Бехав. 2013 июль; 64 (2): 262-9. doi: 10.1016/j.yhbeh.2013.04.003. Хорм Бехав. 2013. PMID: 23998670 Обзор.
[Психопатология, связанная с преждевременным половым созреванием женщин].
Пурпер-Уакил Д., Дидиллон А. Purper-Ouakil D, et al. Энцефал. 2016 окт; 42 (5): 453-457. doi: 10.1016/j.encep.2015.06.006. Эпаб 2016 16 мая. Энцефал. 2016. PMID: 27198075 Обзор. Французский.
Важность полового созревания для развития подростков: осмысление и измерение.
Беренбаум С.А., Бельц А.М., Корли Р. Беренбаум С.А. и др. Adv Child Dev Behav. 2015;48:53-92. doi: 10.1016/bs.acdb.2014.11.002. Epub 2015 22 января. Adv Child Dev Behav. 2015. PMID: 25735941 Обзор.
Пубертатные переходы в состоянии здоровья.
Паттон Г.С., Винер Р. Паттон Г.С. и соавт. Ланцет. 2007 31 марта; 369 (9567): 1130-9. doi: 10.1016/S0140-6736(07)60366-3. Ланцет. 2007. PMID: 17398312 Обзор.
Взаимодействие пубертатного и психосоциального развития в подростковом возрасте.
Литт ИФ. Литт ИФ. Pediatr Rev. 1991 Feb; 12(8):249-55. doi: 10.1542/pir.12-8-249. Педиатр Версия 1991. PMID: 2006128 Обзор. Аннотация недоступна.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Завершение лечения среди молодежи, вовлеченной в правосудие, участвовавшей в исследованиях лечения поведенческого здоровья в Соединенных Штатах: систематический обзор и метаанализ.
Джонсон-Квочка А., Сальгадо Э.Ф., Педерсон К.А., Алсма М.С., Сальерс М.П. Джонсон-Квочка А. и соавт. J Clin Transl Sci. 2022 13 июня; 6 (1): e86. doi: 10.1017/cts.2022.418. Электронная коллекция 2022. J Clin Transl Sci. 2022. PMID: 36003208 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Индивидуальные различия в моделях ежедневной мобильности подростков и молодых людей и их взаимосвязь с чертами личности большой пятерки: поведенческий генетический анализ.
Александр Д.Д., Чжоу Ю., Фрейс С.М., Фридман Н.П., Вриз С.И. Александр JD и др. J Res Перс. 2022 Окт;100:104277. doi: 10.1016/j.jrp.2022.104277. Epub 2022 29 июля. J Res Перс. 2022. PMID: 35991708 Бесплатная статья ЧВК.
Психосоциальный стресс из-за вмешательства в нормальные этапы развития у AYA с раком.
Ицеп Н., Рот М. Ицеп Н. и соавт. Дети (Базель). 2022 24 февраля; 9(3):309. doi: 10.3390/дети9030309. Дети (Базель). 2022. PMID: 35327680 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Создание и валидация графического инструмента мгновенного экологического благополучия (EMOWI) для подростков.
Буцци М., Минари Л., Кестенс Ю., Агринье Н., Риччи Л., Эпштейн Дж. Баззи М. и др. Качество жизни Res. 2022 июнь; 31(6):1849-1858. дои: 10.1007/s11136-021-03077-9. Epub 2022 7 января. Качество жизни Res. 2022. PMID: 34994943 Бесплатная статья ЧВК.
Сахарный диабет на стыке детской и взрослой медицины.
Гальвитц Б, Ной А. Галвиц Б. и соавт. Терапевт (Берл). 2018 ноябрь;59(11):1133-1137.