от некролога до часа в полной тишине — Личный опыт на vc.ru
Приготовьтесь, вам придется много и вдумчиво писать, составлять списки и донимать друзей сложными вопросами. Материал издания Reminder.
75 002 просмотров
Выбрать кроссовки или плитку для ванной достаточно легко. Да, это может доставить мучения вам и вашим близким, если вы бомбардируете их фотографиями товаров в мессенджере, но обычно 99,9% людей справляются. Да и цена ошибки тут невысока.
Куда тяжелее выбрать карьеру, партнера или место жительства. А еще бывают проблемы больших и сложных проектов, в которых задействованы сотни людей, и от вашего решения зависит их судьба. А еще — когда проблем так много, что даже не знаешь, с чего начать.
Как быть в таких ситуациях? Для начала стоит признать, что сложные решения требуют большой подготовительной работы. Например, приходится что-то долго писать, или составлять списки, или интенсивно обмениваться мнениями с другими людьми. Вот несколько приемов, собранных мной за последний год.
Разобраться в себе
Час тишины
Начнем с самой странной, на первый взгляд, практики: вам не нужно учить какую-то технику медитации или усиленно думать — необходимо всего лишь просидеть 60 минут с закрытыми глазами, не делая ни-че-го. Выдержать это не так-то просто. Но те, у кого получается, говорят о потрясающем эффекте.
По моему опыту, происходит следующее. Сначала мысли скачут совершенно хаотично. Это может продолжаться и 20 минут, и 40. Затем — успокаиваются, и подступает легкая эйфория, когда голова проясняется, а жизненные ситуации кажутся проще и понятнее.
Один из адептов этой практики — венчурный инвестор и мыслитель Навал Равикант. Он утверждает, что уже два с половиной года каждое утро посвящает час времени такому медитативному состоянию. Вам не нужно занимать какую-то специальную позу — можно сидеть на стуле или в кресле, главное — более или менее ровно держать спину.
Нет надобности следить за дыханием или ощущениями в теле, как при медитации (хотя это и не возбраняется). Нужно просто позволить быть всему, что происходит в уме, и не сопротивляться этому.Равиканту час тишины помог «отключиться от всего безумия, которое происходит вокруг», снизить уровень тревоги и жить более спокойной жизнью. И в итоге, как он выражается, «очистить ментальный почтовый ящик от входящих сообщений» (get to a mental state of inbox zero), когда вас перестают заботить события из прошлого, а максимум, что беспокоит — это вчерашний день.
Personal and Professional Identity Narrative (PPIN)
Наша личность — это истории, которые мы о себе рассказываем, напоминает Андрей Шапенко, профессор бизнес-школы «Сколково». Одну и ту же ситуацию разные люди могут интерпретировать по-разному. Например, продолжает он, кто-то скажет: «Мой отец бросил семью, когда я был совсем маленьким, мама пила… так что сама судьба привела меня в тюрьму».
А другой из таких же посылок придет к совершенно иному выводу: «. ..так что мне ничего не оставалось, как вырваться из этого болота и попасть в список Forbes». И обе истории будут выглядеть совершенно логично.
Андрей приводит эти примеры, рассказывая о практике, которую делают ученики швейцарской бизнес-школы IMD. Похожая практика есть в INSEAD и на некоторых курсах в «Сколково». В начале обучения ученику требуется написать собственную биографию — большой подробный текст (10–15 страниц), который составляется по определенным правилам.
Эта работа называется Personal and Professional Identity Narrative (PPIN). Предполагается, что такой документ поможет лучше понимать, кто вы и что вам делать дальше. Вы можете ознакомиться с правилами составления PPIN, например, тут.
Основная идея: нужно подробно, в деталях и зарисовках, рассказать о важнейших событиях и людях, которые на вас повлияли, описать нынешний этап вашей жизни и, наконец, рассказать о том, куда вы движетесь, в чем ваши намерения и устремления.
Составление такой автобиографии уже само по себе может многое прояснить для вас. Но самое главное начинается позже — вы должны возвращаться к документу и, если требуется, вносить в него правки. Студенты бизнес-школ делают это на протяжении обучения — а это год или два: корректировка собственной истории помогает менять восприятие себя и в конечном итоге достигать желаемого роста.
Важное условие — необходимо обсуждать биографию и правки с другим человеком. В бизнес-школах роль собеседника выполняет коуч или психотерапевт. В жизни, наверное, могут помочь те же специалисты, если они знакомы с PPIN.
Некролог
Эта практика, которая также иногда используется в бизнес-школах, похожа на PPIN — только описание жизни получается сильно короче и, по правилам некролога, в нем ничего не говорится о будущем — только о прошлом.
Упражнение эмоционально сложное, но зато может повлиять на человека, помочь ему в сложной ситуации. Например, исследование The Existential Obituary Writing Technique for Emerging Adults приходит к такому выводу: «Написание собственного некролога поначалу вызывает неприятные эмоции, но за ними следуют перемены в сторону большего принятия себя и более высокой оценки своей деятельности и даже — трепет перед возможностями, которые открываются в жизни».
Участникам исследования давалось 25 минут на обдумывание и написание некролога, а затем — еще 30 минут, чтобы отрефлексировать полученный опыт и записать впечатления. Пожалуй, это тоже лучше делать в компании коуча или терапевта или хотя бы с близким другом, разделяющим ваши взгляды на жизнь.
Вопрос другу
Саймон Синек построил блестящую карьеру, основанную на идее «золотого круга». Если вы никогда не смотрели его выступление на TED, то обязательно сделайте это: Синек объясняет свою не такую уж оригинальную теорию с запалом религиозного проповедника и заставляет поверить в нее как в закон природы.
Суть теории в том, что самые выдающиеся организации и люди всегда имеют убедительный ответ на вопрос, зачем они делают то, что делают. «Зачем?» («Why?») стоит в центре «золотого круга», который Синек рисует на презентациях.
В одном из подкастов Синек рассказал, как узнать ответ на вопрос «Why?» в отношении себя.
Выберете друга — такого, которого вы очень любите, кому вы можете позвонить в три часа ночи, и он вас поймет и выслушает (и наоборот).
Тогда он начнет перечислять какие-то очевидные вещи: «Ну, ты веселый, с тобой интересно…» Это будет просто ваш портрет или общие слова о том, из чего состоит дружба. Продолжайте спрашивать, настаивает Синек, и тогда в какой-то момент «друг выдаст фразу, от которой у вас побегут мурашки по телу». Это и будет ваше «Why?»
Спланировать и достичь цели
Составить ОКR
Objectives and Key Results (OKR) — метод планирования в компаниях, который Энди Гроув использовал в Intel. Позже его коллега и венчурный инвестор Джон Дорр внедрил тот же подход в Google — так метод стал популярен.
Objective в аббревиатуре OKR — это большая вдохновляющая цель (например, стать лидером рынка), а Key Results — это 3 или 5 измеряемых показателей, которые нужно выполнить, чтобы считать, что большая цель достигнута.
ОКR можно использовать и в личных целях. Я впервые услышал об этом от Дэйва Вайсера, основателя сервиса такси Gett. Дэйв говорит, что у него есть «персональный OKR: на [мои] 70 лет, на 60, на следующий год и на этот». Он не уточнил детали, но идея понятна. Если вы хотите почитать подробнее об OKR, то это можно сделать, например, тут.
Применить WOOP
Эта аббревиатура раскрывается как Wish, Outcome, Obstacle, Plan. Технику более 20 лет назад разработала профессор Нью-Йоркского университета Габриэль Оттинген с коллегами. WOOP помогает достигать краткосрочных целей — например, больше заниматься спортом.
Идея в том, что, потратив всего несколько минут, вы четко визуализируете цель, эффект от ее достижения, перебираете возможные преграды и прикидываете, как эти преграды можно преодолеть. У Оттинген есть посвященный WOOP сайт, разработано мобильное приложение. Инструкцию на русском можно прочитать в нашем материале.
Сделать обратное планирование
В отличие от WOOP, эта техника используется для построения долгосрочных планов — лет на 10 вперед, и этим похожа на OKR. Сначала вы максимально подробно представляете себе, чего хотите достичь (кем стать? где оказаться?). А потом двигаетесь назад, разбирая предыдущие уровни.
Например: что должно быть сделано через девять лет, чтобы оказаться там, где хотелось бы, через 10 лет? Обратное планирование даже преподают в армии США и на курсах разведчиков. Познакомиться с обратным планированием можно в нашей статье.
Поднять настроение и эффективность
Ресурсный лист
Я услышал об этой практике от Андрея Чернякова, коуча и сооснователя программы «Эволюция», через которую прошли сотни российских предпринимателей и руководителей. «Это практика для поиска энергии и сил, — говорит Андрей. — Иногда бывают состояния, при которых сложно верить, что радость есть. Тогда нам на помощь приходит список ресурсов».
Андрей предлагает взять чистый лист, разделить его на две части, слева записать «крупные источники радости»: «Деньги, дети, здоровье, близкие, свой дом, красота, у кого-то мотоцикл или даже могучая потенция».
Справа нужно перечислить радости попроще. Что это может быть? «Все, что наполняет не экстазом, но тихим удовлетворением, — говорит Андрей. — Еда, которую мы любим, спорт, который заряжает, прогулки, отмена всех встреч на утро и возможность поваляться в постели, любимый сериал или компьютерная игра, запах кофе или цитрусовых, любимая музыка или книга, домашние животные».
«Глядя на получившийся список, ощутите радость», — подытоживает Андрей.
Отложите список, а затем в сложные моменты (или с интервалом в три-четыре недели) возвращайтесь к этому упражнению заново: состав списка может быстро меняться.
«Даже дети после мультика Inside Out знают, что из пяти базовых эмоций у нас только одна позитивная. И это приводит к тому, что ум быстро и легко отмечает негативное, а над позитивным надо поработать». Черняков добавляет, что очень здорово обмениваться такими списками с другими людьми, которым доверяешь.
Deep Work
Концепцию Deep Work придумал Кэл Ньюпорт, преподаватель информатики в Джорджтаунском университете и автор двух бестселлеров. Он иллюстрирует ее простой аналогией. Чтобы достичь успеха в обычной офисной работе, нужно равняться на тех, кто вынужден добиваться результатов в максимально конкурентной среде: например, музыкантов, спортсменов или шахматистов.
Профессиональный теннисист, выступающий на крупных турнирах, не может не тренироваться 3–4 часа в день (это и есть Deep Work), и, что не менее важно, все остальное время он должен проводить так, чтобы поддерживать свое основное занятие.
Чтобы погрузиться в Deep Work, нужно соблюсти два основных условия: отключить внешние раздражители (соцсети, мессенджеры, Slack) и ограничить время. Сам Ньюпорт не имеет аккаунтов в соцсетях и старается работать строго с 9 до 17.
Основатель и СЕО сервиса Profi.ru Егор Руди говорит, что использует Deep Work по утрам. Он не назначает встреч до 11:00, отводя два часа начиная с 9 для сосредоточенной работы. «Это когда ты садишься с листом бумаги и ручкой и думаешь, планируешь без интернета, почты и так далее. Одна такая сессия на два часа может радикально изменить эффективность целой недели», — говорит Руди.
Разобраться в сложной ситуации
Написать себе письмо
Так поступает французский венчурный инвестор Фабрис Гринда. Он подробно описывает ситуацию, в которой оказался, и перечисляет варианты выхода из нее — как будут развиваться события при разных сценариях. Далее он обсуждает письмо с людьми, которым может доверять.
В ходе процесса вы, во-первых, более четко формулируете для себя варианты развития событий, а, во-вторых, получаете стороннюю независимую оценку. В конечном итоге вы приближаете принятие решения. Этот метод можно применять в конце года (несколько моих знакомых так делают) или после крупных событий вроде ухода с работы или завершения проекта. Подробнее о методе — в нашей статье.
Применить «закон передачи энергии»
Самый простой способ узнать то, чего вы не знаете, для решения сложного вопроса? Найти человека, который уже решал подобную задачу, и поговорить с ним. «А дальше происходит магия. Я это представляю так: холодное очень быстро нагревается от горячего, если их приложить друг к другу», — рассказывает сооснователь Skyeng Харитон Матвеев.
Получается, что вы формулируете задачу по-новому: ищете не ответ, а человека, который мог бы посмотреть на ситуацию опытным взглядом, и способ такого человека вывести на разговор.
Написать миссию
Российский миллиардер и основатель ruNet Holdings Леонид Богуславский рассказывал мне о том, как после IPO «Яндекса» (2011), в котором его компания была значимым акционером, потерял прежний интерес к работе.
Богуславскому тогда исполнилось 60, за его плечами было уже четыре успешных карьеры: советского ученого, предпринимателя, консультанта и партнера в PwC, наконец, инвестора. «Вершина взята, а дальше надо просто защищать свой периметр, быть, что называется, коллегами уважаемым… И я загрустил».
Тогда он решил подойти к своей жизни как консультант и сказал себе: «Сформулируй миссию — зачем ты здесь, какая твоя глобальная задача. Затем, зная уже свою миссию, разработай свою личную стратегию, стратегию своей жизни. Ну и потом — бизнес-план». Богуславский в итоге написал стратегию, в которой было 10–12 целей.
Вообще, это может быть действенным методом. Но Богуславского написанная стратегия не вдохновила. Он ждал два года, а потом новое увлечение и новый период в жизни начались сами собой — с книги «Я здесь, чтобы победить» триатлета и четырехкратного чемпиона мира Криса Маккормака. Так в 62 года Богуславский начал участвовать в гонках IRONMAN и, по сути, открыл новый жизненный этап — спортсмена и инвестора в спортивные компании.
Start Stop Continue Retrospective
Эту очень простую технику часто используют для работы в командах. По итогам какого-то периода или по ходу реализации проекта участники собираются вокруг доски — реальной или виртуальной, — разбитой на три колонки: Start, Stop и Continue. В первую заносятся действия, которые стоит начать делать, или то, что стоит делать по-новому. Тут можно дать волю фантазии и предлагать самые безумные идеи.
Во вторую попадают действия, которые стоит прекратить. У разных людей может быть разное мнение, что сюда занести, но по поводу самых бессмысленных действий обычно быстро возникает консенсус. Наконец, в третью колонку запишите все то, что работает, а, значит, имеет смысл продолжать делать.
Собственно, все это вы можете проделать самостоятельно, сделав обзор своей жизни.
Rubber Band Model
Когда Чарльз Дарвин принимал решение, жениться ему на своей кузине Эмме Веджвуд или нет, он составил в дневнике знаменитый список аргументов. В пользу женитьбы он перечислил: дети («если бог даст»), спутник на всю жизнь и еще несколько пунктов, включая такой: «В любом случае лучше собаки».
Против: меньше свободы перемещения, меньше времени на чтение по вечерам, лишний вес и лень и еще много пунктов — получилось даже больше, чем за. Но он в итоге женился, супруги прожили вместе до самой смерти Дарвина, в браке родилось 10 детей.
Дарвин использовал стандартный подход противопоставления за и против. Но ему есть альтернатива или даже дополнение — метод двух жгутов (The Rubber Band Model).
Представьте, что в каждой из рук у вас по жгуту, которые тянут в противоположных направлениях. Если вы не можете решить, переезжать ли вам в другую страну, стоит ли открывать свой бизнес или имеет ли смысл завести собаку (привет Дарвину), то подумайте, что вас тянет — как резина — в сторону разных вариантов. Почувствуйте, в какую сторону вас больше тянет.
Чем этот метод отличается от за-и-против? Тем, что здесь на оба варианта вы смотрите позитивно, сравнивая две привлекательные альтернативы.
Если вам есть, чем дополнить эту статью, напишите мне: [email protected].
Статья подготовлена онлайн-изданием Reminder, которое посвящено здоровью, психологии и практической философии. Больше полезной информации можно найти на наших страницах в Facebook, Telegram или в рассылке.
Другие материалы на Reminder:
- Как проверить, будете ли вы сожалеть о своем решении?
- «Все начинается с малого». Как незаметные привычки меняют нашу жизнь к худшему.
- Хуже не бывает: когнитивная ошибка, из-за которой мы превращаем пустяк в катастрофу.
Читать онлайн «Психологические практики, или Что делать, когда не везет», Олег Гадецкий – Литрес
© Гадецкий О.
© ООО «Издательство АСТ»
* * *
Господи, мне так не везет, что же я – не люди?
Михаил, 3 класс
От автора
Дорогие читатели, предлагаю вам разговор на тему о современной психологии. Взяться за перо меня заставило то обстоятельство, что большинство людей в нашей стране не знают о психологических методиках, которые могут существенно помочь им в жизни. Такое положение вызывает недоумение.
Если у вас болит зуб, будете ли вы терпеть эту боль многие-многие дни? Нет. Вы просто пойдете к стоматологу и вылечите его. А если у вас сломалась машина, вы так и будете всю жизнь страдать из-за того, что не можете на ней никуда поехать? Тоже, наверное, нет. Вы пойдете в автомастерскую и отремонтируете машину. Во всех подобных бытовых проблемах мы точно знаем, как поступить. Но почему-то, когда у нас есть какие-то психологические трудности, мы готовы терпеть их всю жизнь.
Думали ли вы когда-нибудь, что, если вы чувствуете себя очень неуверенно в отношениях с другими людьми, это можно изменить? Или, если вы гневаетесь по любому поводу, вы хоть раз задумывались над тем, что можете навсегда избавиться от этого недостатка? Есть множество психологических проблем – обидчивость, нервозность, нерешительность, чувство вины, невнимательность, ревность и другие, и МЫ НИКОГДА НЕ ДУМАЛИ, ЧТО МОЖЕМ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НИХ. В этом-то и состоит наша истинная проблема!
Как говорят физики, если проблема поставлена, то у нее уже есть решение. Наша проблема в том, что мы воспринимаем негативные качества своей личности как нечто изначально нам присущее, ограничивающее нашу свободу. Мы склонны терпеть их всю жизнь, склонны вновь и вновь страдать из-за неудобств и потерь, к которым они приводят.
Хотите ли вы, чтобы это продолжалось дальше? Каждый должен сам задать себе этот вопрос.
Современная психология представляет собой удивительное пространство различных методик и приемов, которые во многом могут помочь нам сделать нашу жизнь более счастливой и свободной. Если у вас есть какая-то проблема, то это отнюдь не означает, что нужно привыкать к ней. Неужели вы думаете, что пришли в этот мир, чтобы терпеть сплошные неудобства? Разве не может быть какой-то другой, более интересной цели нашего пребывания здесь? Почему вы думаете, что Бог создал вас, чтобы постоянно наказывать и причинять вам страдания? Почему бы не предположить прямо противоположное: Он любит вас и хочет заботиться о вас?
Готов честно признаться, что являюсь фанатом современной практической психологии. Могу также признаться в том, что мне доставляет большое удовольствие видеть, как люди с уставшими и потухшими глазами, загруженные своими проблемами, вдруг раскрываются всеми своими талантами и способностями. Нравится наблюдать, как они начинают радоваться жизни и искать возможности реализовать в ней весь свой личностный потенциал, оставив навсегда попытки приспособиться к страданиям и несчастьям. В общем, мне нравится работать в психологии. И в этой книге я хотел бы просто поделиться своим небольшим опытом в этой области.
Несмотря на свое название, книга не претендует на статус энциклопедического издания. Ее цель лишь в том, чтобы познакомить читателя с некоторыми новейшими психологическими методиками.
Очень надеюсь, что они помогут вам улучшить свою жизнь.
Олег Гадецкий
Часть первая. Методики «быстрой психологии»
Лучше один раз увидеть, чем услышать,
лучше один раз почувствовать, чем увидеть,
лучше пережить, чем почувствовать,
лучше свое, чем чужое.
Психологическая мудрость
Философия или психология?
Самое страшное, что может случиться с вами, если вы захотите быть профессиональным психологом, это стать теоретиком. Психология, которую изучают сегодня в университетах (мы говорим о наших российских университетах), – в основном психология теоретическая. Она многое объясняет, но до практики дело обычно не доходит. Выпускники психологических факультетов всё знают, всё понимают, они расскажут вам, откуда у вас та или иная проблема, опишут в подробностях механизм ее появления, пожалеют вас (это они умеют делать очень хорошо!), но помочь избавиться от нее не смогут.
Мы с вами не будем теоретиками. Зачем грузить человека какими-то объяснениями, которые не могут помочь ему изменить свою жизнь? Есть одно очень существенное отличие философии от психологии. Философия, сталкиваясь с какой-то проблемой, задает вопрос: «Почему это произошло?», а психология – «Как я могу это изменить?»
Автор этих строк имеет профессиональное образование как в области философии, так и психологии. В философии он в основном был теоретиком и изучал труды Аристотеля, Платона, Канта, Гегеля, Ницше, Хайдеггера, Камю, а в психологии – только практиком. Учась в Санкт-Петербургском техническом университете по специальности «Социально-психологический тренинг», он получил образование психолога-тренера, которое исключает какое-либо пространное философствование и предполагает владение практическими навыками помощи человеку.
Вот почему автор не противопоставляет философию и психологию. Лишь в сочетании эти две дисциплины могут по-настоящему помочь человеку преодолеть свои трудности.
Одна история нам это объяснит. Корабль совершал рейс по перевозке некоего груза. У капитана был контракт, четко оговаривавший сроки поставки. И вот, в одном порту мотор корабля неожиданно заглох. В срочном порядке на корабль вызывают специалиста, который обещает устранить возникшие неполадки. Он приходит, держа в руке небольшой чемоданчик. Поставив его, он начинает осматривать мотор. Несколько часов уходит на исследование. После этого он открывает свой чемодан, достает из него небольшой молоточек и ударяет им по одной из труб, которая подходит к мотору. Мотор, чихнув несколько раз, вдруг неожиданно заводится.
Капитан счастлив, команда радуется.
– Сколько мы вам должны? – спрашивает капитан.
Специалист спокойно достает блокнот, что-то в нем пишет и протягивает капитану.
– 10 000 долларов? За один удар молотком? – капитан удивлен и разгневан одновременно. Постепенно он приходит в себя и просит специалиста написать более подробную смету. Тот спокойно достает свой блокнот и пишет в нем: «Удар молотком – 1 доллар, знание, где ударить, – 9 999 долларов».
Смысл этой истории в том, что нужны две вещи одновременно. Если мы хотим изменить свою жизнь, нам нужно как знание причин наших проблем, так и умение повлиять на них.
В небольшом путешествии, которое мы с вами совершим в новейшую психологию, постараемся использовать и то, и другое. Мы будем опираться на знание о строении нашей личности, а также описывать различные психологические методики, которые любой человек может использовать в повседневной практике.
Методики, которые будут представлены ниже, отобраны особым образом. В психологии есть множество самых разнообразных методик. Их сотни, а может быть, даже тысячи. Мы возьмем лишь те из них, которые легки в использовании и эффективны.
Нет смысла в знании, которое трудно применить в своей жизни. Знание нужно для того, чтобы делать нашу жизнь более свободной и счастливой, а не для того, чтобы «просто знать».
Управление эмоциями
Управлять эмоциями? Возможно ли это? Не относится ли это к сфере какой-то магии? Нет. Это – сфера применения новейшей психологической науки, в которой разработаны очень простые методики, доступные практически каждому человеку.
Мы часто страдаем в жизни от своих собственных эмоций. Нам причиняют беспокойства другие люди, на нас наваливаются различные негативные обстоятельства, болезни, но еще больше мы переживаем из-за того, как живут олигархи, политики и поп-звезды. Иначе говоря, можно найти любой повод, чтобы расстроиться.
Вам знакомо, как это происходит? У многих людей имеется большой и систематизированный опыт в том, как расстраивать самих себя.
А хотели бы вы обрести большую независимость от различных внешних событий? Иначе говоря, хотели бы вы научиться управлять своими эмоциями? Если да, то давайте вместе проведем одно небольшое исследование.
Возьмите какой-то эпизод, который вас расстроил. Это должно быть реальное событие из вашей жизни. Но не вспоминайте слишком волнующие вас события. Пусть это будет что-то не слишком эмоциональное. Мы хотим просто научиться, и поэтому не берем сразу тяжелые случаи. Однако эпизод, который вы вспомните, должен все же до сих пор вызывать у вас какие-то неприятные чувства. Иначе говоря, это должно быть реальное негативное воспоминание, а не то, о чем вы можете думать уже полностью спокойно.
Вы готовы? Тогда начинаем. Подумайте о том, что видели ваши глаза, когда этот случай происходил. У вас в уме может возникнуть определенная картинка, связанная с ним. Она может быть отчетливая или не очень.
Некоторые люди считают, что не могут вспомнить зрительную картину прошлого события. Они уверены, что запомнили лишь чувства, которые у них были. Однако если внимательно понаблюдать за собой и приложить определенные усилия, в голове возникает картина происшедшего. Просто она покажется не совсем реальной, как бы подвешенной в воздухе, и скорее напомнит некоторые неясные контуры происходящего, чем какое-то четкое и ясное изображение.
Так или иначе, как бы у вас это не получалось, подумайте о том, что видели ваши глаза в тот момент, когда этот эпизод происходил. У вас в уме может возникнуть определенная картинка, связанная с ним.
Итак, внимательно посмотрите на эту картинку и представьте, как она становится прозрачной и плоской. Это подобно слайду – он и плоский, и прозрачный. Продолжайте внимательно смотреть на картинку и представьте, как она тускнеет, становится более блеклой. Так блекнут фотографии с течением времени.
Теперь пусть картинка уменьшается в размерах и отдаляется от вас. Вы должны увидеть ее как бы вдалеке от себя. Если это не получается, то представьте, как вы сами отходите от нее.
Теперь вдалеке от себя вы видите этот эпизод как маленькую, плоскую, блеклую картинку. Возьмите ее в какую-то рамочку, желательно светлую или с блестками, или любой другой цвет, чтобы вам было спокойно смотреть на это изображение. Повесьте эту картинку где-то внутри себя или снаружи. Может быть, вам захочется сдвинуть ее чуть-чуть влево или вправо, поднять повыше или опустить. Выберите сами такое ее расположение, которое удобно для вас. И задайте вопрос: «Что изменилось в моем восприятии данного эпизода?»
Если вы все сделали правильно, то сможете заметить, что случившийся эпизод перестал оказывать на вас влияние. Если раньше он вызывал какое-то негативное чувство, то теперь вы спокойно к нему относитесь.
В некоторых случаях горечь и сожаление могут остаться. Это означает, что вам нужно извлечь серьезные уроки из происшедшего. Подумайте еще некоторое время обо всем, что произошло, и сделайте определенные выводы для себя.
Подобным образом вы можете отсоединиться от негативных эпизодов, которые помните уже несколько десятилетий. Вам кажется это удивительным? Мне тоже. В своей профессиональной практике я все время сталкиваюсь с удивлением людей. Они таскают в себе обиды, гнев, раздражение, ненависть многие годы. Но часто достаточно небольшой двух-трехминутной работы, чтобы человек полностью отключился от мучающего его события.
В проделанном упражнении мы использовали свойство нашей психики определенным образом кодировать воспоминания. Психологи исследовали этот процесс и обнаружили, что воспоминание вызывает у нас сильные эмоции, если оно внутри представляется как яркое, четкое, объемное и большое изображение, находящееся совсем рядом с нами. Соответственно, если то же воспоминание представляется вдалеке как маленькая, тусклая, серенькая и плоская картинка, оно не вызывает у нас никаких чувств.
Можете проверить это сами. Возьмите какое-нибудь воспоминание и попробуйте сначала сделать его очень большим и ярким, представив, что оно совсем рядом с вами, а затем отдалите его, уменьшите в размерах, убавьте яркость изображения, подумайте, что оно стало плоским. Что случается? Да, одно и тоже воспоминание может оказывать на нас как очень сильное эмоциональное воздействие, так и не вызывать практически никаких эмоций. И зависит это лишь от того, в какой зрительной модели мы его воспринимаем. Такие параметры изображения как большое, яркое, объемное, близкое делают наши эмоции очень сильными, а параметры маленькое, плоское, тусклое, далекое уменьшают их до полного исчезновения.
– Боже мой! Неужели так просто? – я слышу этот удивленный возглас очень явно.
Да, это просто, потому что мы входим с тобой в удивительное пространство современной психологии. В нем будет много неожиданного. Как было уже сказано выше, «нам мешает избавиться от чего-то негативного не сложность этого процесса, а просто наше незнание, как это сделать».
Но чему мы только не учились в жизни! Мы посещали школу в течение десяти лет. Представляете, какой объем информации за это время вы изучили! Но что вы применяете сейчас в жизни? Вы пользуетесь логарифмами? Вы применяете знание о том, как водород и кислород соединяются друг с другом, чтобы образовалась вода? Вам пригодилось знание о том, сколько алмазов добывают в ЮАР?
Мы должны с грустью сделать вывод: большая часть знания, которое человек получает в системе среднего и высшего образования, в жизни не востребована. Печально, но факт. Нас учат чему угодно, кроме самого необходимого.
Мы живем в среде непрерывных взаимоотношений с другими людьми. Но хоть кто-нибудь обучал нас тому, как правильно общаться? Эмоции постоянно проявляют себя в нашем внутреннем мире. Но хоть кто-нибудь объяснял нам законы их появления и исчезновения?
На самом деле именно психология является одной из базовых образовательных дисциплин. Незнание ее делает нас беспомощными в бушующем океане жизни.
Сколько обид мы накопили, сколько неуверенности и чувства вины, сколько депрессии и гнева! Эта негативная память является неотъемлемой частью нашей личности. Она привязывает нас к прошлому и мешает раскрыться для будущего. Именно она делает наше будущее продолжением нашего негативного прошлого.
Очень важно очистить мир своего подсознания. Поэтому научитесь замечать, о чем вы думаете. Став внимательными к своим мыслям, вы заметите, что часто носите с собой груз давно прошедших эпизодов. Они случились единожды, но вместо того, чтобы расстроиться также один раз, вы делаете это множество раз, вспоминая то, что уже давно прошло.
Как быть? Станьте внимательными и всякий раз, когда негативный образ всплывает в вашей памяти, сделайте его плоским и прозрачным, уменьшите яркость, отдалите от себя и возьмите в рамочку. Так вы постепенно отсоединитесь от беспокоящих вас эпизодов.
У вас хорошее настроение, вы чувствуете себя легко и свободно, у вас получается то, что вы хотите, и вдруг какое-то незначительное событие полностью выбивает вас из колеи. Кто-то на вас не так посмотрел, кто-то что-то не так сказал, и от вашего хорошего настроения ничего не осталось.
Как быть? Поработайте со своим воспоминанием о происшедшем, не откладывая, не дайте этому негативному образу осесть в вашем подсознании.
Управление эмоциями
1. Подумайте о какой-то негативной ситуации, которая влияет на вас.
2. Заметьте свое зрительное представление этой ситуации, то есть осознайте, какой именно образ вы представляете, когда думаете о ней.
3. Представьте данный образ прозрачным и плоским, затем уменьшите его яркость и сделайте его маленьким. После этого отдалите его и поместите в какую-нибудь светлую рамочку.
4. Теперь просто расположите образ где-то во внутреннем пространстве так, чтобы вам было спокойно на него смотреть (чуть выше, чуть ниже или сдвиньте его вбок). Вы можете также представить его во внешнем пространстве, если так будет для вас удобнее.
Важное примечание: Не используйте эту методику для того, чтобы отсоединиться от эпизодов, в которых вы были грубы, жестоки, равнодушны, навязчивы и проявляли другие не лучшие качества своего характера. Если вы вновь и вновь вспоминаете подобные ситуации, то должны понять, что вам дается память о них, чтобы вы изменили свое поведение.
В этом случае корректным использованием описанной техники будет применение ее для того, чтобы снизить нашу эмоциональную импульсивную реакцию. Достигнув этого результата, вы сможете более объективно оценивать произошедшее и таким образом извлечете для себя необходимые уроки.
Жизнь обучает нас через обратную связь. Наши неправильные поступки возвращаются к нам в виде различных проблем. Очень важно, чтобы психология помогала нам правильно осмыслять свои поступки.
Психологические методики подобны инструменту в руках человека. Инструмент может быть хорошо сделан, но он не имеет свободы выбора. От человека зависит, как он будет применен.
Используйте свои ресурсы!
Мы научились немного управлять эмоциями, когда они захлестывали нас своей негативной составляющей. Теперь сделаем следующий шаг. Используем изученные особенности психики для того, чтобы усилить позитивную составляющую нашего внутреннего опыта.
В жизни каждого из нас были ситуации, в которых мы по-настоящему ощущали успех и счастье. У каждого имеется подобный опыт.
Может быть, кто-то однажды неожиданно увидел, как восходит солнце, и ощутил удивительную гармонию с окружающим миром. А кто-то, оказавшись в горах, испытал такой необычный восторг, что надолго запомнил это свое переживание. Для женщин часто рождение ребенка связано с очень сильным чувством выполненного предназначения.
Так или иначе, у каждого могут быть какие-то свои эпизоды, в которых человек ощущал себя целостной личностью. Просто вспомните один из подобных случаев.
Когда воспоминание придет, сядьте удобно, выпрямите спину и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Ваши руки не должны быть скрещены. Закройте глаза и полностью погрузитесь в свое воспоминание. Ваше восприятие должно быть таким, как и тогда, когда эпизод происходил. То есть детально вспоминайте, что видели ваши глаза в те мгновения.
Настраивая свою память, зафиксируйте эту картину и сделайте ее очень большой, яркой, расположенной совсем рядом. Изображение, которое вы видите, должно быть объемным и цветным. Вы можете также представить, как оно обступает вас со всех сторон подобно панораме.
Также вы можете отчетливо услышать звуки, которые связаны с этой ситуацией. Если вы не слышите их, то настройте свой слух так, чтобы звуки отчетливо долетали до вас.
В эпизоде, который вы вспоминаете, есть определенная динамика, и поэтому он не должен представляться как застывшая картина. Пусть он будет подобен фильму, который разворачивается на ваших глазах.
По мере того как это происходит, вы можете все больше и больше ощущать те эмоции, которые испытывали в тот момент своей жизни. Откройтесь им и дайте им свободно течь в вашем теле. Пусть они свободно раскрываются внутри вас, подобно набухающему бутону цветка.
Подумайте также о том, что в этом эпизоде есть какая-то особенная позитивная энергия, которая очень сильно воздействует на вас. Думая об этом, начните вдыхать ее. Пусть эта энергия попадает внутрь вместе с дыханием. Представьте, как каждая клеточка вашей личности насыщается ею.
Когда ваше переживание происходящего станет достаточно сильным, сожмите правый кулак и продолжайте вспоминать дальше. Затем в воображении перенеситесь в самое начало своей жизни. Ваш правый кулак по-прежнему сжат.
Представьте, как вы начинаете проходить через различные сложные ситуации. Проживайте их одну за другой, думая о том, как бы вы вели себя, если бы тот позитивный ресурс личного опыта, который вы пережили в выбранном вами эпизоде, был бы все время с вами.
Пройдите так через всю свою жизнь. Когда дойдете до настоящего момента, представьте, как вы будете вести себя, имея этот ресурс, в различных сложных ситуациях, которые у вас могут возникнуть сегодня.
Проделав это, открывайте глаза. Как вы себя чувствуете? Что изменилось в вашем восприятии своего прошлого?
Эта методика учит нас работать со своими ресурсами. Если когда-то в какой-то ситуации тот или иной ресурс личности сильно проявился, то почему он должен забыться? Напротив, необходимо, чтобы он вошел в наш личный опыт очень глубоко.
При помощи данной методики вы можете закреплять в себе различные сильные положительные эмоциональные переживания. Подумайте, насколько изменилась бы ваша жизнь, если бы вы постоянно ощущали все свои позитивные ресурсы!
Чтобы проверить, насколько хорошо вы проделали данное упражнение, попробуйте сжать правый кулак. Если вместе с этим сжатием приходят те самые ресурсные чувства, то работа сделана хорошо. И теперь, когда та или иная неприятность приходит в вашу жизнь, просто совершайте два действия: сжимайте правый кулак и думайте о том, как бы вы поступили в этом эпизоде, если бы очень сильно ощущали позитивно заряженный ресурс своей личности. Для усиления связи с собственным ресурсом вы можете также вспомнить то большое зрительное изображение, которое связано у вас с ним.
Подобным образом вы можете активизировать у себя различные ресурсные эпизоды из своей жизни. Каждый ресурс может помочь в какой-то определенной ситуации. Технология этой работы очень проста: нужно просто подумать о том, какие качества вашей личности могли бы помочь вам прожить те или иные сложные обстоятельства. После этого вам нужно найти в своем личном опыте событие, в котором вы достаточно сильно проявили эти самые качества. Вспомнив о таком событии, начинайте использовать описанную методику.
На самом деле, внутри нас есть все необходимые возможности и качества, чтобы справиться с любой жизненной ситуацией. Проблема не в том, что у нас не хватает каких-то качеств, а в том, что по невежеству мы не можем воспользоваться ими.
Если на психологическую консультацию приходит человек и говорит, что не уверен в себе, то он не совсем правильно формулирует свою проблему. Он не уверен в каком-то определенном контексте своего жизненного опыта. Скорее всего, этот контекст касается сферы взаимоотношений с другими людьми. Или какой-то другой контекст. Не так важно. Важно, что у этого человека наверняка есть жизненный опыт, в котором он чувствует себя в достаточной степени уверенным.
Может быть, он уверенно умеет вскапывать огород. Или уверенно гребет на веслах. Может быть, он уверенно бегает за тараканами. Или что-то еще. Что бы то ни было, всегда есть какой-то опыт, в котором человек проявляет качества, необходимые ему в какой-то другой ситуации.
Поэтому с точки зрения хорошей психологической работы, нужно просто помочь человеку научиться пользоваться теми ресурсами, которые у него уже есть.
Гипноз, экстрасенсорика – перестаньте надеяться на то, что кто-то залезет внутрь вас и все там поменяет! Может быть, есть отдельные случаи, когда необходимо сильное воздействие кого-то другого, но даже в этом случае не становитесь зависимыми от этого влияния на всю жизнь. Научитесь работать с собой сами. В конце концов, одна из самых важных жизненных целей состоит в том, чтобы обрести внутреннюю самодостаточность.
Использование ресурса
1. Подумайте о ситуации, в которой вы ведете себя неэффективно.
2. Подумайте, в каком качестве вы нуждаетесь в данной ситуации.
3. Вспомните какое-нибудь событие из своей жизни, во время которого в вас сильно проявилось это качество.
4. Вспомните, что видели ваши глаза в тот момент, когда это событие происходило.
5. Увеличьте в размерах данный образ, сделайте его ярким, цветным и объемным, а также приблизьте его к себе. Можете представить его как панораму, обступающую вас со всех сторон. В образе есть движение, он подобен фильму. Смотрите, как ситуация развивается прямо на ваших глазах. Хорошо услышьте также различные звуки, которые были в той ситуации.
6. Представьте, что в этой ситуации есть какая-то особая позитивная энергия. Вдыхайте ее в себя и ощущайте, как желаемое для вас качество начинает полно проявляться в вашей личности.
7. Когда это ощущение станет достаточно сильным, сожмите правый кулак и продолжайте думать о ситуации еще 1–2 минуты.
8. Правый кулак по-прежнему сжат. Перенесите себя в ситуацию, где вы неэффективны, и проживите ее всю, одновременно думая о том, как бы вы вели себя, если бы имели то самое ресурсное качество.
Примечание: Если вдруг оказалось, что в вашем личном опыте нет качества, которое вам необходимо, не беда! Подумайте о любом человеке, у которого это качество есть. И внимательно наблюдайте его поведение в различных ситуациях: как он общается с другими людьми, как принимает решения, как ведет себя в критических ситуациях, как отдыхает и т. д. Старайтесь замечать любые мелочи: особенности жестикуляции, интонации речи, темп и тембр его голоса, характер походки.
Теперь мысленно представьте, что вы стали им. Осознайте очень глубоко, как он себя чувствует, как смотрит на мир. Теперь можете подумать о том, как бы вы поступили в трудной для вас ситуации, будучи этим человеком. Буквально проиграйте весь ее сюжет, думая о том, что и как вы будете делать.
Далее в жизни можете просто думать о том, как бы на вашем месте поступил этот человек. Только не забывайте вначале представить себя этим человеком, стараясь глубоко вжиться в его образ. Проделывая этот опыт периодически, вы освоите качество характера, которого у вас нет.
Поздравляем вас: вы освоили технологию доступа к ресурсам других людей и таким образом обрели еще большую свободу!
Важной деталью в этом процессе является ваше уважительное отношение к личности, у которой вы хотите перенять то или иное качество. Будьте внутренне благодарны этому человеку.
Без подобного настроя вы не сможете развить у себя его качество. На тонком кармическом уровне будет возникать блокировка.
Описанную модель развития у себя тех или иных качеств другого человека используют дети. Когда они растут, то подражают взрослым. Девочки играют в «дочки-матери», а мальчишки – в «казаков-разбойников». Таким образом, первые приобретают опыт материнской нежности, мудрости, внимательности, а вторые – качества решительности, целеустремленности, умение постоять за себя.
Нам по природе присуща способность подражать другим. Она дается нам, чтобы мы могли расширять сферу своего личностного опыта. Без нее мы бы просто не выросли и не сформировались как взрослые люди.
В детстве мы активно пользовались этой способностью. Это происходило само собой под влиянием внутренних инстинктов. Став взрослыми, нужно делать это сознательно.
Ищите у других людей качества, которых нет у вас. И перенимайте их! Так весь мир раскроет для вас самые разные возможности для вашего роста и развития. И ведь это много лучше, чем все время думать, что вам кто-то чего-то не додал. Не правда ли?
Надежная привязанность — Психологическая практика
Стиль привязанности широко обсуждался. Основой привязанности было понимание своего потенциала для установления прочных связей с другим человеком. Знание своего стиля привязанности может помочь человеку понять его реакцию на близость, близость и эмоциональную связь. Обладая более глубоким пониманием, это может помочь понять, как они могут сообщать о своих потребностях, и их стиль привязанности повлияет на отношения и, что неизбежно, на стили воспитания. В этой новой серии статьи будут охватывать каждый из четырех стилей привязанности — как это выглядит у детей и взрослых, как это влияет на роль партнера и опекуна, а также возможные подводные камни. В этой статье мы кратко рассмотрим историю стилей прикрепления и безопасного прикрепления.
История стилей привязанности
Вкратце, основы теории привязанности были впервые разработаны Джоном Боулби, британским психоаналитиком, для понимания сильного страдания, которое испытывает младенец, разлученный со своими родителями. Стрессовое поведение, демонстрируемое этими младенцами, служит для достижения их цели — установить близость с тем, кто за ними ухаживает. Кроме того, было замечено, что младенцы регулируются по-разному в зависимости от доступности и внимательности опекуна. Позже его развила Мэри Эйнсворт, американо-канадский психолог, занимающийся вопросами развития. Центральное место в ее исследовании занимает методика под названием «странная ситуация», позволяющая наблюдать за реакцией ребенка на своих родителей, когда они выходят из комнаты и возвращаются в нее. Затем эти ответы были разделены на 3 стиля привязанности: безопасный, амбивалентно-небезопасный и избегающе-небезопасный. Четвертый стиль привязанности — неорганизованно-ненадежный — позже был добавлен Мейном и Соломаном (19).86). Чтобы лучше понять стиль привязанности, Хазан и Шейвер (1987) и Бреннан, Кларк и Шейвер (1998) исследовали его актуальность для взрослого населения. Именно тогда были установлены четыре стиля привязанности – безопасный, озабоченный, боязливо-избегающий и пренебрежительно-избегающий – оценивались по двум параметрам – избегание и тревожность как у детей, так и у взрослого населения. Хотя нет прямой связи стиля привязанности в детстве со взрослой жизнью, многие исследования показали, что стили ранней привязанности могут предсказывать модели поведения во взрослой жизни.
Надежное крепление
Как оно выглядит?
Этот стиль привязанности формируется, когда опекуны легко доступны для ребенка и реагируют на его потребности. Однако между многочисленными обязанностями опекуна и потребностями ребенка родители неизбежно упускают из виду некоторые потребности ребенка. Основываясь на различных исследованиях, было обнаружено, что способность справляться с этими восторгами и восстанавливать их может помочь сохранить надежную привязанность. Дети с таким типом привязанности, как правило, чувствуют себя в безопасности и получают одобрение со стороны своих опекунов. Они склонны рассматривать своих опекунов как надежную базу и будут чувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы исследовать, зная, что они могут вернуться к своим опекунам в поисках безопасности. Наблюдается, что дети с таким стилем привязанности испытывают стресс, когда опекуны уходят, и радуются, когда они возвращаются. Они будут активно искать утешения у своего опекуна и позволят опекуну инициировать с ними контакт. Хотя эти дети могут быть успокоены другими, эти дети предпочитают, чтобы их основные опекуны делали это. Интересно, что дети с надежной привязанностью оказались более чуткими на более позднем этапе детства. Они, как правило, более склонны к сотрудничеству, их больше любят сверстники, и они склонны формировать и поддерживать поддерживающие дружеские отношения.
Взрослые с надежной привязанностью, как правило, положительно относятся к себе и другим. Таким образом, они чувствуют себя более самостоятельными и чувствуют себя комфортно, обращаясь за помощью, когда это необходимо. Как правило, эти взрослые имеют более высокую самооценку, самоуважение, самоидентификацию и способны устанавливать здоровые границы в отношениях. Они также, как правило, лучше регулируют свои эмоции и более устойчивы перед лицом конфликтов и проблем. С другими они способны доверять и чувствуют себя комфортно в эмоциональной близости. Следовательно, они могут установить прочную связь с другими и чувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы иметь баланс между независимостью и взаимозависимостью в отношениях. Как правило, взрослые с надежной привязанностью находят свои отношения более удовлетворительными.
Каковы они как партнеры?
Как правило, надежные партнеры способны создать чувство доверия и уважения в отношениях. Они могут ставить на первое место счастье своего партнера, оставаясь при этом самими собой в отношениях. Вот некоторые характеристики, которые обычно присутствуют в них:
Эмоционально доступны и отзывчивы. Они, как правило, настроены на потребности своих партнеров и при необходимости обеспечивают комфорт, поддержку и понимание. Они способны обеспечить чувство безопасности в своих отношениях.
Открытая связь. Уверенный в себе взрослый способен эффективно и открыто сообщать о своих потребностях, чувствах и желаниях своему романтическому партнеру. Им важно иметь безопасное пространство для общения со своими партнерами.
Траст. Надежные партнеры могут доверять своему партнеру и, таким образом, чувствовать себя в безопасности в отношениях. Они, как правило, являются последовательными и надежными партнерами, которые выполняют свои обещания.
Разрешение конфликтов. Столкнувшись с конфликтами, надежный партнер будет стараться решить проблему уважительно и конструктивно. Они открыты для выслушивания точки зрения партнера и будут активно работать вместе, чтобы найти взаимоприемлемое решение.
Как они ухаживают?
Как правило, уверенные в себе взрослые в качестве опекунов способны создать для своего ребенка теплую, любящую и поддерживающую среду. Они способны формировать прочные отношения со своим ребенком и позволяют ему иметь здоровое эмоциональное и социальное развитие. Ниже приведены некоторые характеристики уверенных в себе взрослых в качестве опекунов:
Доступен и отвечает. Как опекуны, они эмоционально и физически доступны и реагируют на потребности своего ребенка. Они будут уделять первостепенное внимание тому, чтобы быть рядом со своим ребенком, уделяя время качественному общению и занятиям. В долгосрочной перспективе это позволит их ребенку сформировать безопасный стиль привязанности.
Надежный и последовательный. Они способны создать для своего ребенка предсказуемую и стабильную среду с помощью установленных процедур и границ. Сообщая об этих правилах и границах в любящей и твердой манере, это позволяет ребенку иметь структуру и самодисциплину. Кроме того, это позволяет ребенку чувствовать себя в безопасности и доверять им.
Эффективное общение. Уверенные в себе взрослые могут вести открытый диалог со своим ребенком. Они не боятся вызовов или вопросов, и они могут прислушиваться к восприятию своего ребенка и подтверждать его опыт. Используя соответствующий возрасту язык, они могут помочь своему ребенку понять окружающий мир.
Автономность. Надежные опекуны поддерживают независимость и автономию своего ребенка. Они позволяют своему ребенку исследовать и принимать соответствующие возрасту решения, давая рекомендации и устанавливая ограничения вместе с ним. Таким образом, позволяя своему ребенку воспитывать чувство уверенности в себе и самоидентификации в долгосрочной перспективе.
Возможные ловушки
Важно отметить, что они не являются результатом безопасных вложений. А скорее, потенциальные проблемы, с которыми может столкнуться человек.
Игнорирование плохого. Поскольку уверенные в себе люди склонны верить в хорошее в людях, они могут найти оправдание плохому поведению других. Они могут преуменьшать проблемное поведение, и поэтому им может потребоваться больше времени, чтобы распознать или решить эти проблемы, когда они возникают в их межличностных отношениях.
Приоритет гармонии. Как правило, уверенный в себе человек стремится разрешить конфликт гармоничным и уважительным образом. Они могут включать в себя свои потребности и желания, если это помогает решить проблемы.
В целом, наличие безопасного стиля привязанности позволяет формировать удовлетворяющие и содержательные отношения. Более того, они способны обеспечить безопасную и благоприятную среду для окружающих их людей. Важно отметить, что стили привязанности могут развиваться и меняться с течением времени. Следовательно, получение информации о влиянии стиля привязанности может позволить человеку лучше понять себя и определить потенциальные области, в которых он может захотеть развиваться.
Интересно читать
http://labs.psychology.illinois.edu/~rcfraley/attachment.htm#:~:text=%20теория%20из%20привязанность%20была,была%20отделена%20от%20их% 20 родителей .
https://www.attachmentproject.com/blog/securely-attached-superpowers/
https://www.psychalive.org/how-your-attachment-style- воздействия- your-relationship/
Понимание шизофрении — Практика психологии
Соавтор: Сааника Занвар
Шизофрения — это расстройство психического здоровья, которое влияет на мысли, чувства и действия человека. Диагностика этого расстройства требует понимания того, как на человека влияет его повседневная деятельность, социальные взаимодействия и профессия (если она присутствует). Хотя есть вероятность рецидива, при правильной диагностике и лечении можно выздороветь от шизофрении адаптивным образом. Как правило, шизофреническое поведение начинается в возрасте от двадцати до двадцати пяти лет, хотя его также можно заметить раньше или позже, обычно до середины тридцати. В этой статье мы надеемся пролить свет на то, как выглядит шизофрения, и каковы ее вмешательства.
На какие признаки и симптомы следует обращать внимание?
Существует 5 основных признаков шизофрении. Из них минимум два должны присутствовать у человека:
Бред. Убеждения человека, которые сопротивляются изменению, несмотря на доказательства, опровергающие это убеждение. Вот некоторые распространенные примеры:
Бред преследования. Вера в то, что кто-то или что-то хочет причинить вред человеку
Бред отношения. Вера в то, что определенные сигналы, окружение, ситуации, жесты и многое другое направлены на самого себя и имеют личное значение
Мания величия. Вера в то, что вы важная или знаменитая фигура, или что вы обладаете исключительными способностями или сверхспособностями
Бред контроля. Вера в то, что собственные мысли и действия контролируются кем-то чуждым
Нигилистический бред. Вера в катастрофу
Галлюцинации. Восприятие, которое человек испытывает без какого-либо внешнего стимулирования событий. Они яркие, но непроизвольные. Это может происходить через все присутствующие чувства, но чаще всего через зрительные и слуховые при шизофрении. У детей зрительные галлюцинации более распространены, и их важно идентифицировать отдельно от фантазийной игры.
Неорганизованная речь. Проблемы с концентрацией и поддержанием хода мысли. Общие признаки включают свободные ассоциации (быстрое переключение с темы на тему), настойчивость (повторение одних и тех же фраз), неологизмы (выдуманные слова и фразы), лязг (бессмысленное рифмование).
Дезорганизованное или кататоническое поведение. Трудности в выполнении повседневных дел с непредсказуемыми эмоциональными реакциями и отсутствием контроля над импульсами. Кататоническое поведение включает минимальную реакцию на окружающую среду или ее полное отсутствие.
Негативные симптомы. Относится к отсутствию определенного поведения, наблюдаемого у здорового человека. Весьма значительна и очевидна при шизофрении. Два преобладающих из них включают сниженную эмоциональную реакцию и аволюцию. Сниженная эмоциональная реакция включает невыразительность, плоское лицо, отсутствие зрительного контакта. Аболиция включает снижение ведения самомотивированной деятельности. Другие негативные симптомы включают отсутствие социальных взаимодействий, ослабление речи и снижение способности испытывать удовольствие.
Значительные нарушения в работе, образе жизни, самообслуживании и отношениях. Если смотреть на кого-то в подростковом возрасте, это также может включать академическую деятельность. Симптомы, как правило, остаются активными в течение одного месяца непрерывно, и эти признаки нарушений длятся не менее 6 месяцев на разных стадиях.
Следует отметить, что они могут варьироваться от человека к человеку по характеру и серьезности и могут меняться со временем.
Обычно нужно следить за тремя этапами:
Острый эпизод. Период полного проявления симптомов у человека
Частичная ремиссия. Период времени с улучшением после эпизода, когда симптомы проявляются лишь частично у человека
Полная ремиссия. Период времени с улучшением состояния после эпизода, при котором у человека отсутствуют специфические симптомы расстройства
Около 20% имеют суицидальные мысли и даже пытаются покончить с собой, как правило, с более высокими шансами после психотического эпизода или выписки из больницы.
Важно распознавать эти стадии у человека, так как это помогает понять, какое лечение будет полезно в этот период времени для управления состоянием.
Причины шизофрении
Конкретные причины неизвестны, но должно присутствовать сочетание генетических факторов и факторов окружающей среды. Генетические факторы играют важную роль в определении риска шизофрении у человека. В то же время важно отметить, что не у всех лиц с генетическим риском развивается заболевание. Факторы окружающей среды воздействуют на это и могут увеличить риск развития расстройства. Одним из основных факторов является стресс во время беременности и/или на более позднем этапе развития. Примеры включают воздействие вируса на внутриутробном этапе или в младенчестве, раннюю потерю или разлучение родителей, жестокое обращение в детстве.
Варианты лечения шизофрении, которые следует учитывать
Лекарства: Они помогают уменьшить симптомы, воздействуя на нейротрансмиттеры в мозге в минимально возможной дозе. Однако может пройти несколько недель, прежде чем вы заметите улучшения. Обычно людям на стадии острых эпизодов рекомендуется принимать лекарства для облегчения симптомов.
Нейролептики. Существуют нейролептики первого и второго поколения, которые изменяют химический состав мозга, чтобы уменьшить симптомы шизофрении, такие как бред, галлюцинации, и предотвратить их повторение. Некоторым назначают нейролептики первого поколения, поскольку люди лучше реагируют на них. В то же время важно отметить, что нейролептики имеют серьезные неврологические побочные эффекты, которые могут быть обратимыми или необратимыми. Некоторые примеры нейролептиков включают арипипразол (абилифай), азенапин (сафрис), хлорпромазин, флуфеназин, галоперидол и другие.
Инъекционные нейролептики длительного действия. обычно дается человеку каждые две-четыре недели, если человек не увлекается лекарствами. Помогает в соблюдении режима лечения.
Психосоциальные вмешательства: могут быть полезны для людей на стадии полной ремиссии.
I индивидуальная терапия. Помогает нормализовать образ мыслей и справиться со стрессом, связанным с лечением расстройства
Обучение социальным навыкам. Помогает улучшить социальные коммуникации и взаимодействие и улучшает способность участвовать в повседневной жизни
Семейная терапия. Помогает оказывать поддержку семьям, страдающим шизофренией
Профессиональная реабилитация и поддерживаемая занятость. Помогает в профессиональной подготовке, управлении и сохранении рабочих мест
Когнитивно-поведенческая терапия: Терапевтическое вмешательство, которое помогает изменить убеждения и поведение, приводящие к негативным эмоциям. Краткосрочное лечение, ориентированное на проблему, которое дает навыки преодоления трудностей, обычно проводится один раз в неделю в течение 12–14 недель. Согласно исследованиям, это может быть эффективным для людей в полной или частичной ремиссии с комбинацией лекарств.
Электросудорожная терапия: Вмешательство, используемое, когда все другие методы лечения и лекарства не помогают справиться с симптомами. Это требует отправки электрического тока в мозг, чтобы изменить активность нервной системы. Лечение включает еженедельные сеансы в течение 4-6 недель. При последующем лечении может снизить вероятность рецидивов
Госпитализация: В тяжелых случаях, когда лечение или лекарства не помогают, госпитализация помогает обеспечить безопасность, питание, сон и гигиену.