Какие психологические проблемы возникают у детей?
Родителям необходимо знать, что если у детей возникают определенные психологические проблемы, то их причины, прежде всего, необходимо искать в семье.
Отступление поведения ребенка от нормы часто является признаком семейных проблем. Например, трудности могут возникнуть при отсутствии близких и теплых взаимоотношений с ребенком. «Трудными» часто становятся дети, с которых родители из-за своего честолюбия требуют слишком много (больших успехов в учебе, музыке и т.п.). Если же родители неправильно реагируют на «ненормальное» поведение ребенка или строго наказывают его, то результат оказывается противоположным ожидаемому. Ошибки, допущенные при воспитании детей, позже могут оказать огромное влияние на всю жизнь человека. И далеко не всегда удается устранить их последствия.
Виды психологических проблем у детей
С ниже перечисленными психологическими проблемами детей
Агрессивность детей
Агрессивность может проявляться по-разному. Например, ребенок становится грубым, часто срывается на крик или дерется со сверстниками, мучает животных и т.п. Родители не должны быть снисходительными к слишком агрессивному поведению ребенка. Разумеется, агрессивность может являться своеобразным бунтом против запретов и правил поведения, принятых в обществе или в семье. Агрессивные дети часто напряжены и беспокойны. Им трудно общаться, они не способны находить компромисс. С такими детьми необходимо откровенно поговорить и объяснить последствия подобного поведения.
Приступы злости
Приступы злости часто наблюдаются у маленьких детей. Из-за какой-либо мелочи у них может начаться истерика: они внезапно начинают кричать, падают на пол, злятся. В этом случае необходимо вести себя очень спокойно: ребенок желает навязать свою волю, заставить окружающих делать то, что он хочет. В этом случае лучше игнорировать такое поведение и на время оставить ребенка одного.
Ложь и воровство
Зачастую, уличив ребенка в воровстве или лжи, родители впадают в панику. Они не могут понять, почему их ребенок поступил таким образом, боятся, что из него вырастет преступник. Однако за ложью и воровством часто скрывается желание ребенка привлечь к себе внимание родителей. Если ребенку не хватает внимания и любви, то есть вероятность, что он попытается привлечь к себе внимание именно таким шокирующим способом. Кроме того, даже наказание для ребенка также может являться проявлением внимания окружающих. Ложь и воровство могут являться испытанием границ мира взрослых. Это как бы эксперимент — каждый ребенок это испытал, желая выяснить границы дозволенного.
Необходимы ли наказания?
Не следует категорично утверждать, что наказание — это плохо и детей нельзя наказывать. Однако наказание не должно превращаться в побои, постоянную злость или длительную демонстрацию нелюбви. Наказание должно быть правильным, целесообразным и справедливым. Ребенка не следует наказывать за проступки, на которые в другое время не обращаете внимания.
Нарушения психики, обусловленные отсутствием внимания, строгими наказаниями и постоянным чувством страха, проявляются чаше всего тогда, когда ребенок начинает осознанно воспринимать окружение. Позже (в период полового созревания) проблемы вызваны стремлением детей к самостоятельности и чаще связаны с общением со взрослыми.
Недержание мочи и кала
Большинство детей способны контролировать работу мочевого пузыря и кишечника приблизительно к 4 годам. Однако если к этому времени ребенок не просится на горшок, можно говорить об отклонении. Недержание мочи у детей наблюдается чаще, чем недержание кала. Родители должны знать, что недержание объясняется неспособностью ребенка контролировать эти физиологические процессы. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить, не вызвано ли это органическими нарушениями. В противном случае рассматривается психологический фактор (возможно ребенок страдает от недостатка любви). Заметив такие нарушения, необходимо проявить понимание.
Гиперактивность детей
Чаще всего гиперактивностью страдают мальчики. Гиперактивный ребенок, прежде всего, очень невнимателен. Оказавшись в школе, он не слушает уроков, легко отвлекается и никогда не завершает начатое дело. Он импульсивен, не умеет усидеть на месте. Такое поведение гирперактивного ребенка очень отражается как на его социальном, так и на его умственном развитии. Причины гиперактивности изучены далеко не полностью. Долгое время гиперактивность связывали с раздражительностью ребенка, плохим воспитанием и неблагополучной обстановкой в семье. Сегодня известно, что исключительная гиперактивность обусловлена биологическими факторами и неблагоприятной средой (например, курение матери). Психологические проблемы у детей, обусловленные особенностями поведения и неудачами в учебе, могут возникнуть и позже. В тяжелом случае для подавления гиперактивности назначают лекарства. Однако ребенок, страдающий этим нарушением, нуждается в более серьезном лечении.
Проблемы с питанием
Отсутствие аппетита может быть вызвано психологическими причинами. Отказываясь от пищи, ребенок пытается обратить на себя внимание родителей. Иногда отказ ребенка от пищи объясняется неблагоприятной атмосферой за столом, особенно если во время приема пищи ребенка постоянно воспитывают, читают морали. Если у ребенка нет аппетита, но его заставляют есть, то это может вызвать у него отвращение к еде. Одна из причин избыточного веса — плохой пример родителей: ребенок приобретает неправильные навыки культуры принятия пищи. В этом случае принятие пищи становится главным и единственным занятием, приносящим удовлетворение в жизни.
Трудности в общении
У некоторых детей нет друзей, они предпочитают одиночество, не вступая в контакт с ровесниками. Как правило, такие дети не уверены в себе, так как постоянно слышат от родителей высказывания типа «никому нельзя доверять» или «рассчитывай только на себя». Если ребенок долгое время ведет образ жизни «отшельника», то в этом случае ему необходима психотерапия. Дело в том, что за нежеланием общаться может скрываться даже склонность к депрессии.
Физические недомогания
Есть дети, которые часто жалуются на головные боли, боли в животе, горле, спине, но в то же время врачи говорят, что они абсолютно здоровы. В этом случае причины недомоганий могут быть психологическими. Если кто-нибудь из близких родственников ребенка страдает тяжелым заболеванием, то это может сильно напугать ребенка, и тогда у него «появятся» те же симптомы. В таких случаях необходимо попытаться успокоить ребенка, объяснить ему, что если кто-то болеет, то это не значит, что он тоже должен заболеть.
У слишком мнительных родителей нередко дети вырастают ипохондриками: такие дети очень бурно реагируют даже на самую незначительную боль, и тогда родители окружают их чрезмерной заботой.
Побег из дома — признак неуверенности в себе
Побег из дома — серьезная психологическая проблема у детей. Если ребенок убегает из дома, то обычно это говорит об отсутствии взаимопонимания в семье. Родители должны задуматься, почему вместо откровенного разговора ребенок убегает из дома. После того, как ребенок вернулся, не следует его наказывать, а лучше окружить лаской и вниманием.
Как решать проблемы детей?
Прежде всего, проблемы ребенка необходимо решать в семье. Родителям необходимо откровенно поговорить со своими детьми о возникших у них трудностях и предложить свою помощь. Чем раньше обнаружена та или иная проблема, тем больше вероятность ее устранения. Однако родители не всегда могут самостоятельно справиться с возникшими у детей проблемами, поэтому при необходимости надо обратиться к психологу.
Педагог-психолог: Лаптева Нина Юрьевна
Психологические проблемы детей и подростков
Консультация психолога показывает, что психологические проблемы детей и подростков типичны и повторяются. Практикующий психолог нередко сталкивается на консультации с очень похожими проявлениями психологических проблем и конфликтов.
Этот объёмный текст не следует воспринимать, ни как рекомендации психолога по воспитанию детей и подростков, ни как учебник по психологии. Этот текст — попытка расширить кругозор родителей в психологии и заранее предупредить о возможных опасностях, подстерегающих детей и взрослых. По сути, перед вами неполный список типичных психологических проблем, с которыми обращаются родители и выросшие дети к психологу, описание типичных причин возникновения этих психологических проблем и размышления психолога о том, как этих проблем можно было бы попробовать избежать.
Консультация психолога: психологические проблемы детей и подростков
1. Тревожность, неуверенность в себе, повышенный уровень невротизма
О тревожности и детских неврозах написаны тома и гигабайты. В норме тревожность — следствие инстинкта самосохранения, адаптивный механизм, помогающий избегнуть опасности и ненужных проблем в жизни. Нормально выраженная тревожность служит выживанию и адаптации человека и не нуждается коррекции со стороны психолога. Но если тревожность гипертрофирована, возникают симптомы и признаки тревожного расстройства, невротического расстройства, невроза. И вот тогда может потребоваться
В самом общем виде, психологи определяют тревожность, как склонность к частому или постоянному предчувствию чего-то плохого. Тревожность может сопровождаться целым комплексом дискомфортных психологических переживаний и физиологических проявлений. Список этот огромен, проявления того или иного признака повышенного уровня тревожности индивидуальны. Разобраться во всем этом трудно даже опытному психологу, поэтому выбор хорошего психолога очень важен.
Правильно диагностировать тревожность, ее причины, вид тревожности и способ эффективной психологической помощи бывает непросто даже опытному психологу. Т.е. любому психологу обычно понятно, что перед ним ребенок с повышенным уровнем тревожности, но вариативность проявлений и видов тревожности настолько высока, что запутаться в диагностике тревожности очень легко. Диагностические проблемы усугубляются еще и тем, что иногда тревожность — это только признак еще более серьезного психологического неблагополучия, психического расстройства или телесной болезни, например: болезнь системы пищеварения у ребенка, посттравматическое стрессовое расстройство, болезнь сердечно-сосудистой системы, астения нервной системы, депрессия, шизофрения и т.д. Для точной диагностики мы рекомендуем пройти полное психодиагностическое обследование (батарею тестовых методик), хотя иногда нам удается сэкономить деньги и время клиента, и поставить точный психологический диагноз без тестов. Здесь всё зависит от компетентности и честности психолога. Это еще одна причина, почему важно обращаться к психологу, которому вы доверяете.
В зависимости от возраста, тревожность у детей и подростков проявляется по-разному. Родителям и психологу следует понимать, что в поведении ребенка и в психологии всё логично. Если есть проявление чего-либо, значит есть и причина. Задача психолога — найти эту причину и объяснить ее родителям, чтобы родители скорректировали ситуацию. Ведь родители находятся с ребёнком и влияют на него несоизмеримо больше, чем психолог, и никакой самый гениальный детский психолог или психотерапевт не сможет заменить ребенку любящих и разумных родителей.
А) Маленькие дети часто тревожатся по физиологическим причинам (например, из-за проблем с пищеварением). Обычно это проявляется в частом плаче, беспокойном прерывистом сне, неестественной или неадекватной двигательной активности. Причинами, как правило, являются неправильное кормление (в том числе, неправильный рацион питания кормящей матери), нарушение гигиены пеленок или одежды, раздражающие стимулы (свет, шум, запахи и т. п.), нарушение режима сна, воздействие от пьющих или даже просто громко говорящих родителей.
Испытав подобные стимулы (несильные систематически или разово очень сильные), ребенок запоминает этот дискомфорт и начинает ожидать его в будущем. У ребенка возникает то самое предчувствие плохого, которое психологи и называют тревожностью. И теперь ребенок начинает тревожиться (капризничать, плакать, плохо спать, испытывать психосоматические расстройства и т.п.) заранее.
Родителям часто кажется, что актуальное поведение ребенка не имеет причины. А на самом деле причина есть — сформированная в результате поведения родителей причинно-следственная связь, условно-рефлекторная цепочка: дискомфортные условия для маленького ребенка — ожидание ребенком повторения дискомфорта — повышенный уровень тревожности у ребенка — предпосылки для возникновения детского невроза — психологические и телесные проблемы.
В самом общем виде можно сказать, что у грамотных, адекватных, в меру и правильно заботливых родителей маленькие дети очень редко бывают гипертрофированно тревожны. Исключения, конечно, бывают. Например, врожденная патология нервной системы, родовые травмы, астения, — эти и многие другие причины могут привести к повышенному уровню тревожности у маленького ребенка. Так что, часто, но не всегда виноваты неадекватные родители или недосмотревший детский психолог. Поэтому анализ причин и правильная диагностика у хорошего психолога очень важны. После этого, в большинстве случаев, помощь психолога сводится к формированию у родителей привычки адекватно заботиться о своём маленьком ребенке.
Б) Дети среднего возраста и подростки тревожатся, как правило, по психологическим причинам. Для этого возраста доминирующая причина возникновения повышенного уровня тревожности — это непоследовательное (с точки зрения ребенка) поведение родителей. Т.е. взрослый человек может считать свое поведение вполне последовательным, разумным и адекватным (например, естественные перепады эмоционального состояния и настроения, болезни и недомогания, переживания по поводу собственных родителей, проблемы на работе, семейные перипетии, ПМС у женщин, вспышки раздражения, усталость, невнимательность), но глазами ребенка всё выглядит иначе.
Для маленького несамостоятельного организма родители — главный источник благ и гарантия выживания. Ребенок — это такой продвинутый потребитель, но потребитель вынужденный — качество его жизни и выживание в целом зависит от заботы родителей и от безопасности, обеспечиваемой родителями. В силу упрощенного детского восприятия, гарантом выживания, безопасности и будущего благополучия служит безусловная родительская любовь. Ребенок воспринимает ситуацию примерно следующим образом: если мама с папой меня любят (либо просто так без всяких условий, либо у меня есть способы заслужить эту любовь), значит я выживу и буду жить хорошо. Как только у ребенка возникают сомнения в любви родителей, тут же повышается уровень тревожности.
Сомнения в родительской любви и, следовательно, в собственной безопасности возникают у ребенка на основании наблюдения за поведением родителей. Подобно избалованной женщине, ребенок искренне считает, что мир крутится вокруг него и любое поведение родителей трактует на свой счет. Словно видеокамера, ребенок «пишет» поведение родителей в память и, словно кривая призма, преломляет его и трактует своим детским восприятием. Поэтому любые естественные для взрослого человека перепады эмоционального состояния и настроения ребенок относит на свой счет и связывает с перспективами своего выживания. А далее у ребенка формируется логическая цепочка: родители чем-то недовольны и как-то странно себя ведут — я ничего не могу с этим сделать — родители меня не любят — это опасно для моей жизни — повышение уровня тревожности — детский невроз, протестные реакции, защитная агрессия, психосоматические расстройства.
И опять же, за исключением отдельных случаев, причина повышенного уровня тревожности у ребенка заключается в поведении родителей, которое может быть вполне естественным для взрослого человека, но не подходит для воспитания здорового и психологически благополучного ребенка. Задача психолога в этом случае сводится, как правило, к воспитанию не детей, а его родителей. В дополнение к сказанному, рекомендуем почитать нашу статью «Консультация психолога: взрослые недолюбленные дети».
2. Агрессивность, конфликтность
Несомненно, встречаются случаи врожденной патологии агрессивности у детей, а также приобретенные психические расстройства, сопровождающиеся агрессивностью (это может быть связано с гормональными изменениями). Кроме того, встречаются случаи патологии нервной системы ребенка, проявляющиеся в повышенной импульсивности и агрессивности. Но консультация психолога показывает, что в целом, подобных случаев меньшинство.
В абсолютном большинстве случаев, агрессивность ребенка или подростка носит защитный характер. Защитная агрессия — биологическая норма и один из инструментов выживания, как у животных, так и у человека. В большинстве случаев, если ребенок демонстрирует защитную агрессию, значит он не уверен в собственной безопасности. Уверенность в собственной безопасности ребенку и подростку дают либо родители, либо собственные внутренние психологические качества, сформированные родителями (либо формированием занимается детский психолог). А уж почему именно ребенок или подросток не чувствует себя в безопасности, зависит от множества конкретных причин и ситуаций: непоследовательные или невнимательные родители, случаи внутрисемейной агрессии членов семьи друг на друга, незащищенность ребенка в социуме со стороны родителей, несформированная родителями адекватная способность ребенка противостоять сложностям жизни и т.п. Словно кривая призма, ребенок трансформирует свои ощущения от жизни в неосознанный страх за своё существование, следствием которого может быть защитная агрессия. И вот тогда детский психолог начинает разгребать последствия ошибок родителей.
Подобные психологические механизмы работают и в случае повышенного уровня конфликтности у ребенка или подростка. Принято считать, что конфликтность и протестность подростков связаны с возрастными гормональными изменениями. Да это так, но нельзя считать гормональные изменения единственной причиной. Более того, далеко не всегда гормональные изменения доминируют. Очень часто конфликтность и протестность подростка — это попытка отстоять себя в субъективно ощущаемых условиях опасности. Почему именно в подростковом возрасте? Потому что именно в этом возрасте происходит ранняя социализация — ребенок расширяет круг своего общения и резко сталкивается с большим количеством новых взаимодействий и ситуаций.
Консультация психолога показывает, что конфликтность и протестность подростка далеко не всегда связаны с гормональными причинами, а очень часто с психологическими! И опять задача психолога на консультации диагностировать истинные причины агрессивности и конфликтности и, либо оказать психологическую помощь и поддержку ребенку, либо, что значительно чаще, заняться воспитанием его родителей. Потому что ни один детский психолог или психотерапевт не может пожизненно полноценно выполнять функцию родителей ребенка, которого привели ему на консультацию психолога.
3. Пониженная коммуникабельность, замкнутость
Консультация психолога наглядно демонстрирует, что в значительно меньшем количестве случаев пониженная коммуникабельность и замкнутость ребенка связаны с нервными расстройствами и психическими заболеваниями (например, с проявлением аутизма). На самом деле, большинство детей нервно и психически здоровы, и у них огромный запас пластичности и адаптивности, в том числе в сфере коммуникации с внешним миром.
В большинстве случаев пониженная коммуникабельность и замкнутость ребенка связаны либо с запугиванием со стороны родителей опасностями окружающего мира, либо с отсутствием навыка взаимодействовать и общаться с посторонними людьми. Особенно это относится к девочкам-подросткам.
Естественное желание родителей уберечь неподготовленного ребенка от опасностей внешнего мира (а себя от проблем с ребенком) частенько приводит к формированию родителями у ребенка негативной картины опасного, угрожающего мира. Понятно, что родители не это имели в виду, но у ребенка создается впечатление, что мир ужасен, опасен, угрожающ, негативен, и только дома, только с родными и близкими людьми он находится в безопасности.
В пункте 1 мы уже описывали повышенный уровень тревожности у ребенка, возникающий в результате субъективного ощущения незащищенности со стороны родителей. А теперь в этом пункте 3 мы сталкиваемся с полярным случаем — ощущение защищенности исключительно в родительском доме от близких людей, парадоксальным образом тоже приводит к тревожности, но другого вида — к социальной тревожности, замкнутости, пониженной коммуникабельности, возможным следствиям в виде социофобии, последующей боязни больших скоплений людей, общественного транспорта, публичного выступления и т.п.
Сформированная в детстве когнитивная картина мира (мир — негативен, опасен, ужасен, всё хорошее — только дома!) закономерно приводит ребенка к замкнутости, к общению только с узким кругом самых близких людей, к уходу в мир фантазий, к широкому ухудшению социальной адаптации и позже к проявлению инфантилизма во взрослом возрасте. Такие дети, став взрослыми, часто становятся постоянными посетителями консультации психолога, постоянными клиентами психотерапевта, завсегдатаями психологических тренингов. Заложенная в детстве негативная когнитивная картина мира, отпечатывается на всю жизнь, и крайне тяжело поддается коррекции даже с помощью очень хорошего психолога. Спокойствие родителей и безопасность ребенка покупаются ценой последующей социальной дезадаптации, пожизненной враждебностью, несформированной активной жизненной позицией, ригидностью и консервативностью представлений о жизни, низкими темпами развития адекватной взрослой личности.
Задача психолога — объяснить родителям, что естественное желание безопасности ребенка и собственного покоя не должно быть настолько чрезмерным, чтобы сформировать дезадаптивную личность, и что последующий труд психолога по коррекции ошибок родителей выйдет дороже, во всех смыслах, и не всегда приведет к желаемым результатам, т.к. к тому времени сензитивный период будет безнадежно упущен. Последствием такого ошибочного формирования личности ребенка иногда бывает психастения. Мы рекомендуем вам почитать нашу статью «Консультация психолога: психастения».
4. Шизоидность
Повышенный уровень шизоидности — чрезвычайно опасный тренд в личности и характере ребенка. Совсем недавно мы опубликовали статью «Консультация психолога: шизогенная и шизофреногенная мать». В ней мы подробно описали эту психологическую проблему и причины ее возникновения.
По нашим практическим наблюдениям психологов, шизогенная мать — это доминантная, внутренне эмоционально отчужденная по отношению к ребёнку женщина, которая использует ребёнка, как социальный проект для достижения своих целей, и при этом в своем поведении демонстрирует ребёнку непоследовательность по отношению к нему: от чрезмерного контроля до агрессии (хотя бы только вербальной). Таких матерей мы называем шизогенными, а их дети (как подростки, так и взрослые) при нашем психодиагностическом обследовании чрезвычайно часто показывают высокие показатели шизоидности (на уровне акцентуации или даже психопатии). Несомненно, шизогенная мать не может являться единственной или главной причиной возникновения и развития шизофрении у ребенка (впоследствии взрослого), но спровоцировать высокую шизоидность, последующие драматичные психологические проблемы и тяжёлую социальную дезадаптацию — запросто! Таковы наши нестрогие наблюдения в практике психолога.
Несомненно, шизогенная мать не делает целенаправленных осознанных усилий по формированию высокого уровня шизоидности у своего ребенка (который впоследствии испытывает закономерные последствия шизоидности во взрослой жизни). Шизогенная мать отдает приоритеты своим жизненным целям и идет на поводу у свойств своего характера (личности). Она не контролирует своё поведение по отношению к ребёнку (в силу незнания клинической детской психологии или по причине эмоциональной распущенности), а уж шизоидный ребёнок у нее получается просто и логично, как следствие её поведения. Шизогенная мать вполне может любить своего ребёнка, но себя, свою личность и свои жизненные цели она любит значительно больше. Меняться для целей воспитания психологически благополучного и социально адаптивного ребенка или, по крайней мере, контролировать свои эмоции и поведение, шизогенная мать не может или не хочет.
В результате вырастает подросток, а потом взрослый человек с высоким уровнем шизоидности (на уровне акцентуации или психопатии), что и подтверждается психологическими тестами. Чтобы не перегружать данный текст подробным описанием, что такое шизоидность, как она проявляется и к каким последствиям приводит, мы отсылаем читателя к нашей публикации: «Консультация психолога: шизоидность», а также к очень важной для понимания происходящего нашей статье «Консультация психолога: шизогенная и шизофреногенная мать».
Естественно, в психологии из любой статистической закономерности бывают исключения. Высокий уровень шизоидности у подростка может быть вызван не семейной ситуацией в родительской семье, а неблагоприятной наследственностью или психофизиологическими (гормональными) причинами, например в период пубертата и позже. Собственно, консультация психолога для того и нужна, чтобы проанализировать ситуацию, отделить причины от следствий, поставить точный психологический диагноз и дать рекомендации. К сожалению, несмотря на большое количество клинических психологов в стране, клиническая компетенция нечасто встречается у психологов. Как обычно, выбор психолога, которому можно доверять и в плане компетенции, и в плане честности — непростая задача для растерянных родителей, нуждающихся в консультации психолога для своего ребенка.
5. Депрессивность
Депрессивные дети (также как и депрессивные взрослые) — типичная проблема современной российской действительности. Диагноз эндогенная депрессия часто ставят психиатры. Им вторят психологи. Еще бы, эндогенную депрессию нужно лечить медикаментами и длительными курсами психотерапии у психолога или психотерапевта. А это означает возможность заработать деньги на родителях ребенка. Но всегда ли диагноз эндогенная депрессия честный, т.е. соответствует действительности? На наш взгляд, далеко не всегда.
Несомненно эндогенная депрессия существует, это серьезное заболевание и реальная беда. Но значительно чаще у детей и подростков встречается реактивное состояние псевдодепрессии. Реактивное, потому это состояние — реакция на неподходящие физиологические и (или) психологические условия жизни. Псевдодепрессия, потому что это не истинная депрессия, а хроническая эмоциональная реакция по депрессивному типу, т.е. плохое настроение, вызванное дискомфортом и переживаниями. Достаточно проконсультироваться с компетентным (а главное, честным!) психологом, который не будет запугивать родителей и придумывать несуществующие диагнозы, чтобы психолог мог любой ценой заработать. Но при этом психолог должен быть внимателен, чтобы не пропустить рисков реальной депрессии. При этом желательно, чтобы психолог мог при необходимости направить к хорошему правильному психиатру. Вот тогда всё будет хорошо. Если психолог видит, что у ребенка (подростка) есть признаки истинной депрессии, тогда необходимы лечение, психокоррекция, психотерапия. Если психолог видит, что у ребенка постоянное плохое настроение по причинам неправильного с ним обращения или собственного неадекватного восприятия действительности, тогда нужно инструктировать и воспитывать родителей.
Как мы уже писали, восприятие ребенка субъективно и незрело. При столкновении с неблагоприятными физиологическими или психологическими условиями жизни, психика каждого ребенка реагирует индивидуально. У кого-то развивается тревожность, у кого-то — псевдодепрессия.
Призывать ребенка к здравому смыслу, а тем более прессовать бесполезно и даже опасно. Почему? Потому что депрессивное состояние (даже реактивное) почти всегда сопровождается подавленными агрессивными или аутоагрессивными (агрессия на себя) тенденциями в психике. Вы хотите, чтобы эти подавленные тенденции неожиданно и часто неконтролируемо вышли наружу? Хотите, чтобы ваш ребенок внезапно стал агрессивным или склонным к суициду? Нормальные родители этого не хотят.
Правильный подход к воспитанию ребенка с депрессивными состояниями заключается в том, чтобы сначала убрать опасность и риски, а потом уже научить ребенка адекватно реагировать на столкновения со сложностями жизни. Чтобы не наделать ошибок, необходимо точно знать, у вашего ребенка истинная эндогенная депрессия или реактивное плохое настроение по депрессивному типу (и в том и в другом случае это сопровождается агрессивными и аутоагрессивными тенденциями — этим и опасно!) А потом нужно соблюсти непростой баланс между тем, чтобы перестать обращаться с ребенком ненадлежащим образом, но при этом не вырастить капризного неженку, манипулятора и эгоцентрика, не готового к столкновениям со сложностями взрослой жизни. И вот для решения этих вопросов от родителей потребуется любовь к ребенку, мудрость взрослых людей и обращение к правильному психологу.
6. Демонстративность и манипуляции
Как мы уже писали, у родителей есть риск вырастить ребенка — капризного неженку, эгоцентрика и манипулятора. Это неудобно для родителей и часто фатально сказывается на адаптации, умении строить партнерские отношения и добиваться социального успеха этого ребенка, когда он станет взрослым. Почему ребенок становится манипулятором? По единственной причине — он искренне считает, что так выгоднее. А уж почему ребенок выбрал именно такой способ взаимодействия со своим окружением, тут вариантов может быть много.
Прежде всего, родителям есть смысл понаблюдать за своим ребенком и при необходимости обратиться к психологу. Существует вероятность, что у ребенка формируется истероидный (демонстративный) тип личности (характера). (Рекомендуем почитать нашу публикацию «Консультация психолога: истероидность». )
Если упрощенно, истероидный тип личности (характера) у ребенка может начать формироваться в двух случаях. Первое, если в ближайшем окружении ребенка есть значимый для него человек с ярко выраженной истероидностью. Дети, как и животные, учатся в основном подражанием. Второе, если родители не наблюдательны к поведению ребенка и невнимательны к его вербальным сигналам. Тогда ребенок закономерно начинает пробовать другие «языки», чтобы сообщить родителям о своих желаниях, неблагополучии, недовольстве. Начинает формироваться поведение маленького актера в театре, где главными зрителями становятся родные и близкие. Постепенно эпизодическое поведение формируется в тип личности и характера — истероидный.
Истероидность опасна тем, что со временем порождает многочисленные психосоматические заболевания и расстройства (читайте «Психосоматика: влияние психологии человека на его здоровье»). Так же истероидность опасна тем, что в погоне за внешним театральным эффектом человек делает множество разных ошибок в жизни: от раннего подросткового секса до попыток демонстративного суицида. Вряд ли это то, что вы хотите получить от своего ребенка, поэтому есть смысл проконсультироваться с психологом на предмет, не растите ли вы, сами того не желая, истероидного ребенка. К счастью, истероидность легко корректируется работой психолога и правильным поведением родителей.
Как мы уже писали, истероидность — это не единственная причина, почему в семье может расти маленький демонстративный манипулятор. Но в любом случае, с этими качествами не рождаются, это результат научения. Либо родители и близкие сами могут проанализировать и скорректировать поведение ребенка, либо, если не получается, нужно обратиться к психологу. Понятно, что самим дольше, дешевле, но с рисками ошибок, а к психологу — быстрее, дороже и с большими шансами на успех.
7. Гиперактивность, невнимательность
О гиперактивности и детской невнимательности, как и о тревожности, также написаны тома и гигабайты. Наиболее типичны два случая: быстрый лабильный тип нервной системы и несформированный у ребенка навык к усидчивости и самоконтролю. В большинстве случаев, оба варианта присутствуют одновременно.
Нужно понимать, что тип нервной системы — врожденная характеристика. Нервную систему ребенка можно и нужно укреплять, но кардинально ее изменить вы вряд ли сможете даже с помощью очень хорошего психолога. Поэтому, укрепляя нервную систему ребенка, необходимо формировать у него навык к усидчивости и самоконтролю. Тут как со спортом, где тоже необходимо одновременно укреплять, как здоровье, так и навыки — всё очень подобно.
Большинство обычных людей не могут себе позволить оплачивать ежедневно приходящего к ребенку психолога, который, подобно тренеру, будет формировать у ребенка отсутствующие навыки. Но к счастью, большинство психологов не делают секрета из своего ремесла. Хороший психолог всегда может научить родителей, как укрепить нервную систему ребенка, и как сформировать усидчивость и самоконтроль.
К сожалению, бывают неприятные исключения, например, расстройства или даже патология нервной системы ребенка. В этом случае понадобится помощь невролога и, возможно, медикаментозная помощь. И опять мы сталкиваемся с вопросом компетенции и честности психолога. Почему именно психолога? Потому что часто психолог — это специалист первого уровня, наподобие домашнего врача общего профиля. Именно хороший психолог выступает первичным аналитиком и координатором дальнейших действий родителей и близких ребенка.
© Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Авторы консультируют по вопросам личной жизни и социальной адаптации (успеха в обществе). Об особенностях аналитической консультации Игоря и Ларисы Ширяевых «Успешные мозги» можно прочитать на странице КОНСУЛЬТАЦИЯ.
Интернет-СМИ «Интересный мир». 27.02.2018
Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т. п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Visa 4276400051181130 Ширяева Лариса Артёмовна или MasterCard 5469400010332547 Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.
Tags: детипсихология и психиатрия
Психическое здоровье: психические заболевания у детей
Написано редакторами WebMD
Медицинский обзор Дэна Бреннана, доктора медицинских наук, 24 апреля 2022 г.
В этой статье
- Психическое здоровье у детей 90 011
- Какие психические расстройства наиболее распространены Часто встречается у детей?
- Каковы симптомы психического заболевания у детей?
- Что вызывает психические расстройства у детей?
- Как диагностируются психические заболевания у детей?
- Как лечат психические заболевания у детей?
- Каковы побочные эффекты лечения психического заболевания?
- Каковы перспективы для детей с психическими расстройствами?
- Какие исследования психических расстройств у детей проводятся?
- Можно ли предотвратить психические расстройства у детей?
Почти 5 миллионов детей в США страдают каким-либо серьезным психическим заболеванием (которое значительно мешает повседневной жизни). Каждый год у 20% американских детей диагностируют психическое заболевание.
Термин «психическое заболевание» не совсем точен, поскольку существует множество «физических» факторов, включая наследственность и биохимию мозга, которые могут быть связаны с развитием психического расстройства. Таким образом, многие психические расстройства можно эффективно лечить с помощью лекарств, психотерапии (разновидность консультирования) или их комбинации.
Выявление психических расстройств у детей может быть сложной задачей для медицинских работников. Дети отличаются от взрослых тем, что они испытывают множество физических, психических и эмоциональных изменений по мере своего естественного роста и развития. Они также находятся в процессе обучения тому, как справляться, адаптироваться и взаимодействовать с другими людьми и окружающим миром.
Кроме того, каждый ребенок взрослеет в своем собственном темпе, и то, что считается «нормальным» у детей, относится к широкому диапазону поведения и способностей. По этим причинам любой диагноз психического расстройства должен учитывать, насколько хорошо ребенок ведет себя дома, в семье, в школе и со сверстниками, а также возраст ребенка и симптомы.
Существует несколько различных типов психических расстройств, которые могут поражать детей и подростков, в том числе:
- Тревожные расстройства: Дети с тревожными расстройствами реагируют на определенные вещи или ситуации со страхом и страхом, а также с физическими признаками беспокойства (нервозности), такими как учащенное сердцебиение и потливость.
- Синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ): Дети с СДВГ обычно имеют проблемы с концентрацией внимания или концентрацией внимания, не могут следовать указаниям, быстро утомляются и/или разочаровываются в задачах. Они также склонны постоянно двигаться и импульсивны (не думают, прежде чем действовать).
- Деструктивные расстройства поведения: Дети с этими расстройствами склонны игнорировать правила и часто ведут себя агрессивно в организованной среде, например в школе.
- Первазивные расстройства развития: Дети с этими расстройствами путаются в своем мышлении и, как правило, имеют проблемы с пониманием окружающего мира.
- Расстройства пищевого поведения: Расстройства пищевого поведения связаны с сильными эмоциями и отношениями, а также с необычным поведением, связанным с весом и/или пищей.
- Расстройства элиминации: Расстройства, влияющие на поведение, связанное с использованием туалета. Энурез, или ночное недержание мочи, является наиболее частым из расстройств выделения.
- Нарушения обучения и коммуникации: Дети с этими расстройствами имеют проблемы с хранением и обработкой информации, а также с изложением своих мыслей и идей.
- Аффективные (аффективные) расстройства: Эти расстройства включают постоянное чувство грусти и/или быстро меняющееся настроение, а также депрессию и биполярное расстройство. Более поздний диагноз называется деструктивным расстройством дисрегуляции настроения, детским и подростковым состоянием, сопровождающимся хронической или постоянной раздражительностью и частыми вспышками гнева.
- Шизофрения: Это расстройство связано с искаженным восприятием и мышлением.
- Тиковые расстройства: Эти расстройства вызывают у человека повторные, внезапные, непроизвольные (непреднамеренные) и часто бессмысленные движения и звуки, называемые тиками.
Некоторые из этих расстройств, такие как тревожные расстройства, расстройства пищевого поведения, расстройства настроения и шизофрения, могут встречаться как у взрослых, так и у детей. Другие начинаются только в детстве, хотя могут продолжаться и во взрослой жизни. Нет ничего необычного в том, что у ребенка более одного расстройства.
Симптомы у детей различаются в зависимости от типа психического заболевания, но некоторые из общих симптомов включают:
- Злоупотребление наркотиками и/или алкоголем
- Неспособность справляться с повседневными проблемами и деятельностью
- Изменения сна и/или пищевые привычки
- Чрезмерные жалобы на физические недомогания
- Игнорирование авторитетов, прогулы в школе, воровство или порча имущества
- Интенсивный страх набрать вес
- Длительное негативное настроение, часто сопровождающееся плохим аппетитом и мыслями о смерти
- Частые вспышки гнева
- Изменения в школьной успеваемости, такие как плохие оценки, несмотря на хорошие усилия
- Потеря интереса к друзьям и занятиям, которые им обычно нравятся деятельность
- Постоянные кошмары или ночные страхи
- Постоянное неповиновение или агрессивное поведение
- Слышание голосов или видение вещей, которых нет (галлюцинации)
Точная причина большинства психических расстройств неизвестна, но исследования показывают, что может быть задействовано сочетание факторов, включая наследственность, биологию, психологическую травму и стресс окружающей среды.
- Наследственность (генетика): Многие психические расстройства передаются по наследству, что позволяет предположить, что расстройства или, точнее, предрасположенность к расстройствам могут передаваться от родителей к детям через гены.
- Биология: Как и у взрослых, многие психические расстройства у детей связаны с аномальным функционированием определенных областей мозга, которые контролируют эмоции, мышление, восприятие и поведение. Травмы головы также могут иногда приводить к изменениям настроения и личности.
- Психологическая травма: Некоторые психические расстройства могут быть вызваны психологической травмой, такой как сильное эмоциональное, физическое или сексуальное насилие; важная ранняя потеря, например, потеря родителя; и пренебрежение.
- Экологический стресс: Стрессовые или травматические события могут вызвать расстройство у человека с предрасположенностью к психическим расстройствам.
Как и у взрослых, психические расстройства у детей диагностируются на основании признаков и симптомов; однако диагностика психического заболевания у детей может быть особенно сложной. Многие виды поведения, которые рассматриваются как симптомы психических расстройств, такие как застенчивость, тревога (нервозность), странные привычки в еде и вспышки гнева, могут возникать как нормальная часть развития ребенка. Поведение становится симптомом, когда оно происходит очень часто, длится долго, проявляется в необычном возрасте или вызывает серьезные нарушения в жизни ребенка и/или семьи.
При наличии симптомов врач начнет обследование, собрав полную историю болезни и истории развития, а также осмотр. Хотя лабораторных тестов для конкретной диагностики психических расстройств не существует, врач может использовать различные диагностические тесты, такие как нейровизуализация и анализы крови, чтобы исключить физическое заболевание или побочные эффекты лекарств как причину симптомов.
Если соматического заболевания не обнаружено, ребенок может быть направлен к детскому и подростковому психиатру или психологу, медицинским работникам, специально обученным диагностике и лечению психических заболеваний у детей и подростков. Психиатры и психологи используют специально разработанные инструменты для проведения интервью и оценки, чтобы выявить у ребенка психическое расстройство. Врач основывает диагноз на отчетах о симптомах ребенка и наблюдениях за отношением и поведением ребенка. Врачу часто приходится полагаться на отчеты родителей ребенка, учителей и других взрослых, потому что детям часто трудно объяснить свои проблемы или понять свои симптомы. Затем врач определяет, указывают ли симптомы ребенка на определенное психическое расстройство.
Целевая группа профилактической службы США теперь рекомендует скрининг на тревожность у детей и подростков в возрасте от 8 до 18 лет и скрининг на большое депрессивное расстройство (БДР) у подростков в возрасте от 12 до 18 лет.
Психические заболевания, как и многие медицинские расстройства, такие как диабет или болезни сердца, требуют постоянного лечения. Хотя в лечении взрослых с психическими расстройствами достигнут значительный прогресс, лечение детей изучено не так хорошо. Эксперты все еще изучают, какие методы лечения лучше всего подходят для каких состояний у детей. На данный момент многие варианты лечения, используемые для детей, в том числе многие лекарства, такие же, как и для взрослых, но с другими дозировками. Наиболее распространенные варианты лечения включают:
- Лекарства: Препараты, часто используемые для лечения психических расстройств у детей, включают нейролептики, антидепрессанты, успокаивающие средства, стимуляторы и препараты, стабилизирующие настроение.
- Психотерапия: Психотерапия (разновидность консультирования, часто называемая просто терапией) направлена на эмоциональную реакцию на психическое заболевание. Это процесс, в котором обученные специалисты в области психического здоровья помогают людям справиться с их болезнью, часто рассказывая о стратегиях для понимания и преодоления их симптомов, мыслей и поведения. Типы психотерапии, часто используемые с детьми, включают поддерживающую, когнитивно-поведенческую, межличностную, групповую и семейную терапию.
- Творческая терапия: Некоторые виды терапии, такие как арт-терапия или игровая терапия, могут быть полезны, особенно для маленьких детей, у которых могут возникнуть проблемы с выражением своих мыслей и чувств.
Различные лекарства имеют разные побочные эффекты, и некоторые дети не переносят определенные лекарства. Хотя лекарства, одобренные FDA для лечения психических расстройств у детей, обычно считаются безопасными, врачу может потребоваться изменить лекарства или дозировки, чтобы свести к минимуму побочные эффекты. Чтобы найти лекарства, которые лучше всего подходят для конкретного ребенка, может потребоваться некоторое количество проб и ошибок.
Без лечения многие психические расстройства могут продолжаться во взрослом возрасте и приводить к проблемам во всех сферах взрослой жизни человека. Люди с нелечеными психическими расстройствами подвержены высокому риску многих проблем, включая злоупотребление алкоголем или наркотиками и (в зависимости от типа расстройства) насильственное или саморазрушающее поведение, вплоть до самоубийства.
При правильном и раннем лечении многие дети могут полностью выздороветь от своего психического расстройства или успешно контролировать свои симптомы. Хотя некоторые дети становятся взрослыми с инвалидностью из-за хронического или тяжелого заболевания, многие люди, страдающие психическими заболеваниями, такими как депрессия или тревога, могут жить полноценной и продуктивной жизнью.
На сегодняшний день большинство исследований психических заболеваний сосредоточено на взрослых. Тем не менее, сообщество психиатров в настоящее время начало уделять особое внимание психическим заболеваниям у детей. Исследователи рассматривают развитие детей с точки зрения того, что является нормальным и ненормальным, пытаясь понять, как факторы, влияющие на развитие, могут влиять на психическое здоровье. Цель состоит в том, чтобы попытаться предсказать и, в конечном итоге, предотвратить проблемы развития, которые могут привести к психическим заболеваниям. Ключевой частью этого исследования является выявление факторов риска, повышающих шансы ребенка на развитие психического расстройства. Кроме того, сообщество психиатров призывает к дополнительным исследованиям лекарств, используемых для лечения детей с психическими расстройствами.
Большинство психических расстройств вызываются комбинацией факторов и не могут быть предотвращены. Однако, если симптомы распознать и начать лечение на ранней стадии, многие неприятные и инвалидизирующие последствия психического расстройства можно предотвратить или, по крайней мере, свести к минимуму. Выявление проблем с психическим здоровьем у детей
Проблемы с психическим здоровьем у детей реальны, распространены и поддаются лечению. Хотя каждый пятый ребенок имеет поддающуюся диагностике проблему психического здоровья, почти две трети из них почти или совсем не получают помощи.
Невылеченные проблемы с психическим здоровьем могут нарушить функционирование детей дома, в школе и в обществе. Без лечения дети с проблемами психического здоровья подвергаются повышенному риску неуспеваемости в школе, контакта с системой уголовного правосудия, зависимости от социальных служб и даже самоубийства.
Родители и члены семьи обычно первыми замечают, если у ребенка проблемы с эмоциями или поведением. Ваши наблюдения, а также наблюдения учителей и других опекунов могут помочь определить, нужно ли вам обращаться за помощью для вашего ребенка.
Следующие признаки могут указывать на необходимость профессиональной помощи:
- Снижение успеваемости в школе
- Плохие оценки, несмотря на большие усилия
- Постоянное беспокойство или тревога
- Многократный отказ ходить в школу или участвовать в обычной деятельности
- Гиперактивность или беспокойство
- Постоянные кошмары
- Постоянное неповиновение или агрессия
- Частые приступы гнева
- Депрессия, грусть или раздражительность
Раннее выявление, диагностика и лечение могут помочь детям полностью раскрыть свой потенциал . Первым шагом может быть то, чтобы ваш ребенок прошел наш молодежный скрининг, предназначенный для молодых людей (в возрасте 11–17 лет), которые обеспокоены тем, что их эмоции, внимание или поведение могут быть признаками проблемы.