Психологические школы
Предпосылки развития психологических школ
Чем более успешно протекала экспериментальная работа в психологии, чем шире становился ореол изучаемых явлений, тем меньше всех удовлетворяла версия, что предметом психологии является сознание, а методом изучения -интроспекция.
Огромная роль в развитии психологических школ принадлежит биологии. Эта наука кардинально изменила взгляд на психические функции человека. Она дала возможность рассматривать восприятие, память, мышление, навыки, чувства, установки в качестве инструментов для жизненных ситуаций и задач организмом.
Постепенно разрушалось отношение к сознанию как к замкнутому внутреннему миру. Дарвиновская биология оказала влияние на рассмотрение психических процессов с позиции развития.
В начале своего развития для психологии основным источником сведений о процессах развития служил взрослый человек, способный в лабораторных условиях, по инструкции экспериментатора, сосредоточить свой внутренний взор на непосредственном опыте. Но идея развития расширила зоны познания, и ввело в психологию специфические объекты. К ним уже было невозможно применить методы интроспективного анализа.
Новые объекты психологической науки требовали новых объективных методов. Только при помощи их можно было обнажить уровни развития психики, предшествовавшие процессам, которые изучались в лабораториях. Эти процессы нельзя было отнести к первичным фактам сознания, за ними тянулось множество различных психических форм. Научные данные о них дали возможность психологам перейти из лаборатории в школу, детский сад, психиатрическую клинику.
Практика исследовательской работы изменила понимание психологии как науки о сознании. Пришло новое понимание предмета психологии. Оно по-разному отразилось в теоретических системах и воззрениях.
Во всех областях знания существуют конкурирующие школы и концепции. Данный факт нормален для роста науки. Одновременно, при имеющихся разногласиях, скрепляются общие воззрения на предмет исследования. Следует отметить, что в психологии в начале XX века столкновение и расхождение позиций определялись различием в предмете.
Функционализм
Прежний образ предмета психологии, в начале XX столетия, сильно потускнел. Сознание, его явления все чаще соотносились с жизнедеятельностью организма и его двигательной активностью.
Определение 1
В это время происходит становление функционализма. Данное направление отвергало анализ внутреннего опыта и считало основной задачей психологии выяснение работы этих структур при решении задач, касающихся актуальных потребностей людей
Таким образом, предметная область психологической науки расширялась. Она охватывала психические функции как внутренние операции, производящиеся организмом для удовлетворения его потребности в приспособлении к окружающей среде.
В США у истоков функционализма стоял У.Джемс, который также являлся лидером прагматизма. Он считал, что внутренний опыт человека представляет собой не цепь элементов, а поток сознания, который отличает личностная избирательность. Исследуя проблему эмоций, Джемс предложил концепцию, по которой изменения в сосудистой и мышечной системах организма являются первичными, а эмоциональные состояния вызванные ими — вторичными.
Рефлексология
Новый взгляд на предмет психологии сложился вследствие появления трудов И.П.Павлова и В.М.Бехтерева. Они изучали высшие нервные центры головного мозга — органы управления поведением в окружающей среде человеческого целостного организма. Они утвердили новый предмет психологии целостное поведение, взамен изолированного сознания. В данном направлении психологии в качестве исходного понятия выступает рефлекс. Отсюда и название — рефлексология.
Ранее под рефлексом понималась стереотипная, жестко фиксированная реакция. Павлов ввел в данное понятие принцип условности и сформулировал новый термин — условный рефлекс. Данный факт означал, что организм обретает и трансформирует программу своих действий под влиянием внутренних и внешних условий.
Бихевиоризм
Под влиянием рефлексологии зарождается новое направление, в котором предметом психологии является поведение в качестве совокупности реакций организма, обусловленных общением со стимулами адаптационной среды.
Родоначальником бихевиоризма считается Д.Уотсон. Он полностью отказался от понятия субъективной психологии сознания и пропагандировал объективно наблюдаемые реакции живых существ на различные раздражители.
Определение 2
Бихевиоризм называют — «психологией без психики». Психика в бихевиоризме идентична сознанию. Устраняя сознание, бихевиористы не стремились превратить организм в устройство, лишенное психических качеств, они изменили представление о данных качествах. Они включили в область изучения психологии доступные объективному внешнему наблюдению и независимые от человеческого сознания стимулы – отношения реактивного характера.
Психоанализ
Параллельно бихевиоризму начинает свое развитие психоанализ. Он открыл за сознанием пласты неосознаваемых индивидом психических процессов, сил, механизмов. Психоанализ расширил область психического за пределы явлений, испытываемых субъектом, о которых он может дать отчет.
Родоначальником психоанализа стал Зигмунд Фрейд.
Фрейд пересмотрел прежнюю трактовку сознания. Его роль в поведении человека не отвергалась, но представлялась кардинально отличной от традиционной психологии. Благодаря пониманию причин потаенных комплексов и подавленных влечений, то есть техники психоанализа становится возможным избавление от душевной травмы, нанесенной ими личности человека.
Открытие объективную психодинамику и психоэнергетику мотивов поведения личности, скрытую «за кулисами» ее сознания, Фрейд преобразовал прежнее понимание предмега психологии. Проделанная им и множеством его последователей психотерапевтическая работа обнажала важнейшую роль мотивационных факторов как объективных, стало быть независимых от того, что нашептывает «голос самосознания», регуляторов поведения. У Фрейда было множество учеников. Собственные направления на основе психоанализа создали Карл Юнг и Альфред Адлер. Юнг назвал свою психологию аналитической, а Адлер — индивидуальной.
Гештальтизм
Замечание 1
Абсолютно новое представление об организации сознания впервые сложилось с появлением школы, которая выразило понятие о гештальте, то есть динамической форме и структуре психики. Приверженцы гештальт-психологии утверждали приоритет целостной структуры психики, от организации которой зависят ее отдельные компоненты.
Лидерами гештальт-психологии были М.Вертгеймер, В.Кёлер, А.Коффка.
В процессе изучения мышления человека, гештальт-психологи доказали, что умственные операции при решении задач творческой направленности подчинены особым организационным принципам гештальта, а не правилам формализованной логики.
Сознание, согласно, гештальт-теории, является целостностью, созидаемой динамикой познавательных (когнитивных) структур, преобразующихся по психологическим законам.
Заглавная страница
КАТЕГОРИИ: Археология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Техника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? Влияние общества на человека Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 6Следующая ⇒
Для того, чтобы оказать личности реальную помощь в развитии, и управлять ею, необходимо, прежде всего, ее понять. Поэтому психология управления столь важную роль отводит вопросам изучения личности. В современной психологии сложились четыре основных теории изучения личности. 1. Психоаналитическая теория Фрейда. Она полагает, что на формирование личности влияют детские половые ощущения и подсознательные мотивы. 2. Теория черт. Она определяет черты личности, отвечающие за ее устойчивые модели поведения. 3. Гуманистическая теория. В ней внимание акцентируется на внутренних возможностях личности к росту и самовыражению. 4. Социально-когнитивная теория. Она рассматривает то, как личность формируется под влиянием среды и образования. Рассмотрим названные теории, а также основанные на их базе школы изучения личности, более подробно. Школа психоанализа основана на идеях Зигмунда Фрейда. Психоанализ как метод изучения личности, особенно мотивов поведения, до сих пор популярен в западной психологии. Из школы психоанализа вышла целая плеяда выдающихся психологов: А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, К. Юнг и др. Идеи З. Фрейда относятся, главным образом, к подсознанию человека, психосексуальным стадиям, механизмам защиты от беспокойства. Наиболее известные произведения З. Фрейда: «Введение в психоанализ», «Я и Оно», «Тотем и табу», «Толкование сновидений». Зигмунд Фрейд (1856–1939) – знаменитый австрийский психолог, психиатр и невропатолог. С юности он проявлял признаки внутренней независимости и блистательного ума. Он обладал удивительной памятью, много читал. После получения медицинского образования, Фрейд занялся частной практикой, специализируясь на нервных нарушениях. Вскоре он столкнулся с нарушениями здоровья, которые не имели нейрологического характера. Поиск причин привел его не к физиологии, а к психике, и затем к подсознанию и психоанализу, которым было суждено изменить представление людей о самих себе. У Фрейда появились активные сторонники и непримиримые противники. Фрейд установил, что внутреннее содержание мозга напоминает айсберг, большая часть которого спрятана под водой. Надводная (малая) часть – это сознание, подводная – бессознательное. Во второй части содержаться мысли, желания, чувства и воспоминания, которые человек преимущественно не осознает. Некоторые из этих мыслей хранятся временно в подсознательной области. В этом случае имеется возможность вернуть их в сознание. В подсознании человека присутствуют, в числе прочих, неприемлемые страсти и мысли, которые подавляются или насильно блокируются сознанием, ибо являются слишком болезненными для их осознания. Фрейд считал, что хотя человек и не осознает их, они, тем не менее, влияют на него. Неосознанные импульсы выражаются в работе, которую человек выбирает, во мнениях, которых придерживается, в ежедневных привычках и эмоциональных симптомах. Подсознание незримо присутствует в мыслях и поведении человека. Психоанализ Фрейда базируется на двух доктринах:психического детерминизма и преобладания бессознательного над сознательным. Доктрина психического детерминизма строится на том, что в душевной жизни все взаимосвязано. Любая мысль, воспоминание, чувство или действие имеет свою причину. Каждое психическое действие возникает не спонтанно, а определяется предшествующими событиями. Понять поведение человека можно через вызывающие его причины. Доктрина преобладания бессознательного над сознательным строится на том, что бессознательные психические процессы играют более значительную роль в формировании мышления и поведения человека, чем сознательные. Большая часть психической жизни индивида бессознательна. Именно здесь скрыты главные процессы и факторы, определяющие формирование и функционирование личности. Здесь находится источник психической энергии человека. Через гипноз либо метод свободных ассоциаций (расслабленный вольный рассказ) Фрейд находил у своих пациентов психические первопричины их физиологических расстройств. Устраняя первопричины, он лечил заболевания. Например, слепота или глухота могли быть вызваны нежеланием видеть или слышать что-либо, вызывающее резкое неприятие. Фрейд создал структурную гипотезу организации психической жизни личности. Согласно этой гипотезе, структура личности состоит из трех инстанций: «Ид» (Оно), «Эго» (Я) и «Супер-Эго» (Сверх-Я). Ид является первоначальной и центральной частью (основой) содержания и структуры личности. Она включает все унаследованное человеком при рождении – генетическое, природное. Ид является почти полностью бессознательным. Эго, напротив, подчиняется реальности, находится в постоянной связи с внешней средой, и вырабатывает рациональные способы общения с внешним миром. Супер-Эго составляют моральные нормы человека, определяющие приемлемость для него того или иного способа поведения. Это своеобразный внутренний судья и цензор, который проявляется в совести, самоконтроле и формировании идеалов.Движущими силами развития личности Фрейд считал природно-инстинктивные агрессивные и сексуальные влечения. При их запрете со стороны общества, происходит вытеснение их в область бессознательного. Однако неосознанное влияние их на мысли и поведение человека сохраняется. Оппоненты отвергли принятие идеи Фрейда о высокой роли агрессивного и сексуального в развитии личности. Фрейд завышал роль природного и принижал роль социально-осознанного выбора личности в вопросах управления своей агрессивностью и сексуальностью. Высокая роль в формировании мотивации отводится Фрейдом детскому периоду жизни человека. Оно определяет характер и установки взрослой личности. Психотерапия заключается в том, чтобы выявить травмирующие переживания, и освободить от них личность путем катарсиса, осознания вытесненных мыслительных напряжений. Для этого применяется анализ сновидений, метод свободных ассоциаций и др. По части определяющей роли детства в становлении личности оппоненты Фрейда показывают, что это верно лишь как частный случай. У некоторых людей, особенно тяжелые случаи из их детства, действительно травмируют психику. У большинства же людей события из их детства не имеют столь важного значения для их взросления. Современная «эволюционная психология» опирается на развитие человека на протяжении всей жизни. Современная психология критически оценивает многие идеи Фрейда. Но его психоаналитическая теория остается актуальной. Школа черт личности концентрирует внимание на различии моделей поведения и сознательных мотивов в зависимости от черт характера. Существуют ли стабильные и устойчивые черты, которые лежат в основе действий человека? И если это так, то можно ли достоверно установить эти черты? Основатель данной школы психолог Г. Олпорт описывал личность в категориях основных черт – характерного поведения и сознательных мотивов человека. Олпорт сосредоточил внимание на описании индивидуальных черт характера, а не на их объяснении. Школа черт исследует личность в два этапа: классификация и индивидуальное описание. Сначала человек относится к какому-то типу по характеру. Затем он рассматривается в рамках характера в совокупности своих индивидуальных черт. Древние греки классифицировали людей в зависимости от того, какие «настроения» (флюиды) доминируют в человеке. Выделялось четыре типа характера: сангвиники (веселые), флегматики (спокойные), холерики (раздражительные) и меланхолики (подавленные). Древнегреческая классификация характеров активно используется и сегодня. Наряду с этим, современная психология предлагает и другие типологии характеров. Популярно деление характеров на сильные (тип А) и слабые (тип Б) натуры. Психолог Д. Каган делит характеры также на два типа: смело-раскрепощенные и стеснительно-зажатые. Психолог У. Шелдон классифицирует типы характеров в зависимости от конституции тела человека: полные (с избыточным весом)– спокойные и веселые; мускулистые (супермены) – деловые и сильные; худощавые (подтянутые) – активные и уединенные. Одной из популярных сегодня, особенно в вопросах профессиональной деятельности, является методика классификации Карла Юнга по двум типам личности: мыслящая и чувствующая натуры. Первая предпочитает логику, хорошо анализирует, заботится о каче-стве информации. Чувствующая натура предпочитает оценивать ситуации и людей на основе эмоций и интуиции, считая главными профессиональными качествами тактичность и уважительность в деловых отношениях. Британские психологи Ганс Айзенк и Сибил Айзенк считают, что можно сократить обычные индивидуальные вариации до На основании разработок Айзенков, с добавлением четырех типов темперамента, создается карта личности (рисунок 3.4). С помощью многоуровневого опросника Г. Айзенка (приложение 16), можно установить индивидуальный вектор человека на карте личности. Рисунок 3.4 – Карта личности
Многие психологи считают, что «карта личности» Айзенков не дает полного представления о характере человека. Это лучше делает слегка расширенный набор факторов, получивший название большая пятерка личностных факторов. Входящий в пятерку набор факторов подобран с учетом того, что в разных культурах люди описывают друг друга в похожих категориях и качествах (таблица 3.1).
Таблица 3.1 – Большая пятерка личностных факторов
Большая пятерка факторов – не последнее достижение в изучении личности. Некоторые психологи предлагают добавить к пяти факторам и другие важные черты личности: самосознание – самооценка, мужественность – женственность, положительные – отрицательные эмоции. Тем не менее, большая пятерка факторов пока остается наиболее эффективным методом изучения индивида в рамках школы черт личности. Гуманистическая школа изучения личности опирается на потенциал роста здоровых людей, который может быть реализован специальными методиками. Поэтому иногда эту школу называют «теорией роста». Гуманистическая школа базируется на двух направлениях изучения: клиническом (К. Роджерс) – здоровые люди устремлены к самоопределению и самоактуализации; мотивационном (А. Маслоу) – человек действует в соответствии со своей иерархией потребностей. Сторонники клинического учения критиковали Фрейда за его негативизм, за увлечение базовыми мотивами больных людей. Они указывали, что подавляющее большинство людей являются здоровыми. В отличие от «школы черт личности», психологи клинического направления пытались охватить всю личность целиком, в комплексе. Особое внимание психологов клинической школы привлекали здоровые, гармоничные личности, реализовавшие свой потенциал в самоактуализации. Такие личности составляют лишь 1–4 %, тем более ценен их пример. Основная идея клинического учения – повысить эффективность современной организации можно только за счет повышения качества человеческих ресурсов. Необходимо добиться сочетания корпоративных целей организации и индивидуальных устремлений личности. А также важно помочь каждой личности найти свой путь к самоактуализации. К. Роджерс считал, что люди по своей сущности добры и наделены стремлениями к самоактуализации. Каждый человек, подобно желудю, создан для роста и достижений, если внешние преграды не замедляют этот рост. Благотворный для личностного роста климат требует трех условий: искренности, одобрения и сопереживания. Мотивационное учение также ставит своей конечной целью самоактуализацию личности. Однако способ достижения этого предлагается несколько иной. Опора осуществляется на потребности человека – от низших (физиологических) до высших (социальных). В иерархии потребностей Маслоу мотивационное учение ориентируется на осознание и реализацию все более высоких потребностей. Это связано с ростом и развитием личности. Согласно Маслоу, высшая психологическая потребность возникает после того, как удовлетворены физиологические и низшие психологические потребности, и достигнуто самоуважение. Это потребность в реализации внутренних потенциалов личности. Кроме основной иерархии потребностей, состоящей из пяти уровней, Маслоу выделил отдельно еще два типа потребностей: «дефицитные» и «ростовые». Дефицитные потребности прекращаются после их удовлетворения. Ростовые потребности, напротив, только усиливаются после их реализации. Целью жизни является полная реализация природного потенциала. Важно быть человеком, который использует все свои способности и таланты. В каждом человеке заложено стремление реализовать себя, и он наделен силами, необходимыми для развития своих возможностей. Однако воспитание и установленные обществом нормы нередко принуждают забыть о собственных чувствах и побуждениях, и следовать навязанным ценностям. Из-за отмеченного противоречия личность часто развивается совсем не так, как хотелось бы. С этим связаны неудовлетворенность и аномальное поведение, которыми страдают многие, не найдя своего места в жизни. Отстаивать свое «Я», не поддаваться конформизму (подчинению мнению других) помогает высокая самооценка и чувство собственного достоинства. Люди, знающие себе цену, более успешны в жизни и профессии. Они легче преодолевают препятствия, меньше подвержены отрицательным привычкам. И наоборот, люди с низкой самооценкой (даже если не видят себя неудачниками) отстают в реализации своих надежд. Они подвержены беспокойству, уязвимы для депрессии и вредных привычек. Психотерапевт Г. Штрупп отмечает: «Как только вы начинаете слушать рассказ пациента, перед вами встают несчастья, разочарования и отчаяние. Основной причиной всех этих сложностей являются нарушения чувств самоприятия и собственного достоинства» [10, с. 592]. Однако существенно завышенная самооценка тоже ведет к отрицательным последствиям. Она развивает зазнайство, усложняет взаимоотношения. Гуманистические психологи утверждают, что оптимальной является самооценка, которая опирается на реальность, и при этом немного завышена. Это небольшое завышение выступает движущей силой развития личности. Человек стремится оправдать свою легкую иллюзию. Психолог Джон Браун сравнивает человека со слегка завышенной самооценкой с поездом на магнитной подушке. Личность функционирует оптимально, двигаясь в непосредственной близости над рельсами (реальностью). Не слишком высоко, чтобы не соскользнуть и не разбиться (не зазнаться), но и не соприкасаясь с рельсами, чтобы не остановиться. Гуманистический подход к изучению личности пока больше поставил вопросов, чем дал ответов. Не существует достоверной диагностики того, в чем состоит призвание конкретного человека. Тем более, нет эффективных методик по развитию и реализации потенциала личности и самоактуализации. Однако гуманистическая школа изучения личности – это не только красивая мечта. Для психологии управления она предлагает вполне реальные механизмы воздействия. Человеку следует обеспечить мотивационное, а не административное поведение, которое дает индивиду добровольный выбор. Социально-когнитивная школа базируется на совокупности обучения, мышления и социального влияния. Она рассматривает, как «сотрудничество» означенных принципов влияет на поведение людей в конкретных ситуациях. Сторонники этой школы (А. Бандура и др.) считают, что люди приобретают многие виды поведения на основании следующих факторов: условные рефлексы; подражание другим людям; умственные процессы личности; взаимодействие с внешней средой. При этом подчеркивается, что окружающая среда влияет на человека опосредованно. То есть он осмысливает внешние обстоятельства, оценивает и интерпретирует их в своем внутреннем мире, и только после этого реагирует соответствующим образом. Существуют три специфических способа взаимодействия людей с окружающей средой: 1) разные люди выбирают разную среду; 2) люди индивидуально интерпретируют события, и реагируют на них; 3) личность человека влияет на осознание окружающих ситуаций, на которые он реагирует. Важный аспект личности – ощущение личностного контроля, то есть того, как человек ощущает себя: контролирующим обстоятельства или контролируемым средой. Мерою того, насколько действенно или беспомощно человек себя ощущает, является его нахождение на шкале измерения «оптимизм – пессимизм». Оптимисты ощущают себя строителями своей жизни. Пессимисты же считают, что над ними довлеют обстоятельства. Сторонники социально-когнитивного направления, для оценки поведения личности в конкретной ситуации, предлагают два основных варианта: – анализ прошлого поведения личности в подобной ситуации; – моделирование необходимой ситуации, и наблюдение за поведением в ней личности. Многие западные фирмы для установления перспектив карьерного продвижения менеджеров используют оценки их результатов на предыдущем месте работы. Плюс анализируют их поведение в специальных проблемно-игровых ситуациях. Социально-когнитивная школа изучения личности базируется на том, как ситуация действует на человека, и человек на нее. Эта школа больше, чем другие, опирается на принципы обучения, познания и социального поведения, то есть на внешние факторы. Недостатком этой школы является недооценка внутреннего состояния человека, черт его личности, волевого и эмоционального мира. Установить тип личности позволяет опросник приложения 2. Таким образом, независимо от школы изучения личности, процесс познания является очень трудным. Увидеть надо то, что сокрыто глубоко внутри, и часто выражено в неявном виде. Причем высокая сложность заключается не только в познании других, но и в самопознании. Так, древнегреческий философ Фалес Милетский (VI век до н.э.) в своих знаменитых афоризмах утверждал: «Что труднее всего на свете? – Познать самого себя». Итак, в современной психологии сложились четыре основных теории (школы)изучения личности: психоаналитическая; черт личности; гуманистическая; социально-когнитивная. Школа психоанализа (психоаналитическая) основана на идеях Фрейда. Она исходит из того, что на формирование личности влияют сильные детские половые впечатления и подсознательные мотивы. Школа черт личности определяет качества личности, отвечающие за ее устойчивые модели поведения. Школа концентрирует свое внимание на различии моделей поведения и сознательных мотивов, в зависимости от черт характера. Гуманистическая теория (теория роста) акцентирует внимание на внутренних возможностях личности к росту и самовыражению. В данной теории изучение личности опирается на потенциал роста здоровых людей, который может быть реализован специальными методиками. Социально-когнитивная теория рассматривает то, как личность формируется под влиянием окружающей среды и образования. Теория базируется на совокупности обучения, мышления и социального влияния. Она рассматривает влияние «сотрудничества принципов» на поведение людей в конкретных ситуациях.
⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒ Читайте также: Где возникла философия и почему? Относительная высота сжатой зоны бетона Сущность проекции Гаусса-Крюгера и использование ее в геодезии Тарифы на перевозку пассажиров |
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 4574; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь — 161.97.168.212 (0.015 с.) |
Психологические школы и направления — FINDOUT.SU
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Имя
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Выберите тип работыЧасть дипломаДипломная работаКурсовая работаКонтрольная работаРешение задачРефератНаучно — исследовательская работаОтчет по практикеОтветы на билетыТест/экзамен onlineМонографияЭссеДокладКомпьютерный набор текстаКомпьютерный чертежРецензияПереводРепетиторБизнес-планКонспектыПроверка качестваЭкзамен на сайтеАспирантский рефератМагистерская работаНаучная статьяНаучный трудТехническая редакция текстаЧертеж от рукиДиаграммы, таблицыПрезентация к защитеТезисный планРечь к дипломуДоработка заказа клиентаОтзыв на дипломПубликация статьи в ВАКПубликация статьи в ScopusДипломная работа MBAПовышение оригинальностиКопирайтингДругое
Нажимая кнопку «Продолжить», я принимаю политику конфиденциальности
Деятельностный подход в психологии — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ в. В 30-е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии, предложенные С.Л. Рубинштейном, который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьевым, совместно с другими представителями Харьковской деятельностной психологической школы разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.
Бихевиоризм (от англ. Behaviour — поведение) — психологическое направление, начало которого было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж.Уотсона Психология с точки зрения бихевиориста. В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоции) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. В частности, в исследованиях Уотсона показано, что, если сочетать безусловные стимулы, вызывающие у младенца эмоцию страха (резкий звук, потеря опоры), с другими, первоначально нейтральными (например, показ белого кролика), то через некоторое время реакция страха может вызваться уже одним только показом кролика. Но в дальнейшем было показано, что само обусловливание представляет собой достаточно сложный процесс, имеющий психологическое содержание. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. В схеме S — R появились промежуточные переменные (образ, цель, потребность). Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Б. Скиннера, разработанная в 30-х гг. XX в., где было модифицировано понятие реакции. В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения.
Когнитивная психология — направление в психологии, возникшее в начале 60-х гг. Характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций. Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект. Основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психологического процесса.
Гештальтпсихология — психологическое направление, возникшее в Германии в начале 10-х и просуществовавшее до середины 30-х гг. ХХ в. (до прихода к власти гитлеровцев, когда большинство ее представителей эмигрировали) и продолжившее разработку проблемы целостности, поставленной Австрийской школой. К этому направлению принадлежат прежде всего М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка. Методологической базой гештальтпсихологии послужили философские идеи критического реализма и положения, развивавшиеся Э. Герингом, Э. Махом, Э. Гуссерлем, И. Мюллером, согласно которым физиологическая реальность процессов в мозге и психическая, или феноменальная, связаны друг с другом отношениями изоморфизма. В силу этого изучение деятельности мозга и феноменологическое самонаблюдение, обращенное на различные содержания сознания, могут рассматриваться как взаимодополняющие методы, изучающие одно и то же, но использующие разные понятийные языки. Субъективные переживания представляют собой всего лишь феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге. По аналогии с электромагнитными полями в физике, сознание в гештальтпсихологии понималось как динамическое целое, поле, в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными. Для экспериментального исследования этого поля была введена единица анализа, в качестве которой стал выступать гештальт. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности как стремления психологического поля к образованию наиболее устойчивой, простой и экономной конфигурации. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как фактор близости, фактор сходства, фактор хорошего продолжения, фактор общей судьбы. В области психологии мышления гештальтпсихологи разработали метод экспериментального исследования мышления — метод рассуждения вслух и внесли такие понятия, как проблемная ситуация, инcaйт (М. Вертгеймер, К.Дункер). При этом возникновение того или иного решения в продуктивном мышлении животных и человека трактовалось как результат образования хороших гештальтов в психологическом поле. В 20-х гг. ХХ в. К. Левин расширил сферу применения гештальтпсихологии путем введения личностного измерения. Гештальтпсихология оказала существенное влияние на необихевиормзм, когнитивную психологию, школу New Look.
Психодинамическое направление в психологии берет начало в работах Зигмунда Фрейда. Идеи, высказанные Фрейдом, вдохновили многочисленных психологов, некоторые из которых следовали им буквально, другие же построили на их основе собственные теории. Термин «психодинамическая психология» охватывает все направления в психологии, которые главное внимание уделяют содержанию бессознательной части нашей психики. Большинство психологов признают, что не все наши переживания и не весь наш опыт представлены в сфере сознательного. Однако фрейдистскую концепцию динамического бессознательного, то есть такого бессознательного, которое управляет нами и подталкивает к определенному поведению, разделяют далеко не все психологи.
Психодинамический подход в психологии подразумевает, что ни один наш поступок не является случайным. Все наше поведение мотивировано и имеет определенные цели, хотя сознательно мы можем и не представлять, какие мотивы нами движут.
Психодинамическое направление породило ряд теорий развития личности и различные формы психотерапии.
Психоанализ — психологическое направление, основанное австрийским психиатром и психологом З.Фрейдом в конце ХIХ в. Развился из метода изучения и лечения истерических неврозов. В дальнейшем была создана общепсихологическая теория, ставящая в центр внимания движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы. Была разработана структурная схема психики, в которой были выделены три уровня: сознательный, подсознательный, бессознательный. Для опосредствования отношения бессознательного с другими уровнями служит цензура, которая вытесняет осуждаемые личностью чувства, мысли и желания в область бессознательного и не допускает обратный прорыв в сознание вытесненного содержания. Но бессознательное все же проявляется в поведении и психике человека — в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, несчастных случаях, неврозах. Осознание этого в процессе психоаналитической терапии ведет к устранению болезненных симптомов.
Аналитическая психология – направление неофрейдизма, основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К.Г. Юнг. Это учение основано на понятии коллективного бессознательном, в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии, проанализированные Юнгом в аспекте биологической эволюции и культурно-исторического развития, и которое проявляется в психике индивида. В качестве единицы анализа психики Юнг предложил понятие архетипа как врожденного образца поведения, соответствующего различным пластам психики человека: животного, общечеловеческого, родового, семейного и индивидуального. Энергетика архетипа обусловлена тем, что он является проявлением либидо. Кроме понятия коллективного бессознательного Юнг дал описание экстравертированной (направленной преимущественно на внешний мир) и интровертированной (направленной на внутренний, субъективный мир) установок.
Фрейдизм — психологическое направление, разработанное З. Фрейдом, основанное на понятии либидо, включающее в себя технику психоанализа. Основным допущением выступает утверждение, что движущими силами развития личности являются сексуальное и агрессивное влечения, имеющие инстинктивную природу. При запрете на реализацию этих влечений со стороны общества происходит их вытеснение в область бессознательного, и их доступ в сознание оказывается возможным лишь в символической форме, в частности в виде оговорок, произведений искусства, невротических симптомов. Процедура излечения невротических состояний заключается в доведении до сознания пациента истинных причин его болезненных переживаний и состояний.
Неофрейдизм — направление в психологии, возникшее в 20-30-е гг., в котором ключевые понятия психоанализа З. Фрейда были переработаны, на основе постулата о социальной детерминированности психики человека. При этом в основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества. Наиболее влиятельными представителями неофрейдизма являются американские психологи К. Хорни, Г.С. Салливен и Э. Фромм.
Гуманистическая психология — ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название третьей силы. К данном у напрвлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер. Ф. Бэррон, Р. Мэй, С. Джурард и др. Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках: человек целостен; ценны не только общие, но и индивидуальные случаи; главной психологической реальностью являются переживания человека; человеческая жизнь — единый процесс; человек открыт к самореализации; человек не детерминирован только внешними ситуациями. На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.
Экзистенциальная психология — психологическое направление, основанное на принципах гуманистической психологии и исходящее из первичности бытия человека, с которым органически связаны базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревога. Ее представителями являются Л. Бинсвангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мэй, В. Франкл, Дж. Бугенталь. Здесь выделяется следующий ряд проблем: жизни и смерти; свободы и ответственности; общения и одиночества: смысла и бессмысленности существования. Вместе с тем, считается, что конкретный человек имеет уникальный личный опыт, которые не может быть сведен к универсальным правилам. На основе данных теоретических посылок развивается экзистенциальная психотерапия, направленная на восстановление аутентичности личности, которая достигается за счет глубинной личностной рефлексии.
Глубинная психология — ряд направлений в психологии и психиатрии, в которых постулируется ведущая роль бессознательных (иррациональных, аффективно-эмоциональных, инстинктивных и интуитивных процессов) в деятельности индивида, в формировании его личности. Включает: гормическую психологию, психоанализ, неофрейдизм, аналитическую психологию и индивидуальную психологию.
Наиболее глубоким знанием об устройстве мира (и человека в частности) обладают жители Востока. А потому западные психологи обратили свой взор на Восток. Соединив современную психологию со знанием о душе, они получили духовную психологию. Это позволило им сделать современную психологию целостной, так как к знаниям о внешнем теле теперь были приложены знания о душе, о внутреннем мире человека. Специалисты данного направления тщательно изучают философию, теологию, религию, психологические и духовные традиции жителей Востока.
Тема 3. Познавательная сфера человека
Основные психологические школы
«Психология имеет долгое прошлое, но короткую историю». В этих нескольких словах Герман Эббингауз, один из великих мыслителей в психологии, точно уловил суть развития этой области. С незапамятных времен мужчины и женщины размышляли над вопросами психологического характера. От ранних египтян до древнегреческих философов не прекращались попытки понять человеческое мышление и поведение. Если бы вам дали домашнюю работу по психологии, чтобы задокументировать всю историю этой области, вы, вероятно, трудились бы над ней целую вечность. Тем не менее, несмотря на свое давнее прошлое, формальная история психологии восходит к 1879 г., всего 133 года назад.– год, когда Вильгельм Вундт открыл двери первой психологической лаборатории в Лейпциге, Германия. В результате этого важного шага Вундт широко известен как основатель психологии. Он также был первым, кто назвал себя психологом. Тем не менее, это было только начало вклада Вундта в эту область. Он стал первым из нескольких энергичных ораторов, участвовавших в непрекращающихся дебатах о том, что должно быть в центре внимания психологии. История психологии действительно коротка, но она никогда не была лишена драмы. С учетом сказанного, пусть разворачивается драма…
Структурализм
Идеи Вундта легли в основу первой школы мысли (или точки зрения) в психологии, известной как структурализм. Однако в действительности именно один из учеников Вундта, Эдвард Б. Тиченер, формально основал эту психологическую школу мысли. Структурализм, как следует из названия, был сосредоточен на исследовании структуры разума. Вундт считал, что психология должна сосредоточиться на разложении сознания на его основные элементы, примерно так же, как ребенок разбирает игрушку, чтобы открыть ее составные части. Идея определения специфической структуры чего-то столь абстрактного и динамичного, как разум, сегодня многим может показаться абсурдной. Тем не менее, структуралисты были уверены, что они не только могут достичь этой цели, но и могут сделать это с научной точки зрения.
Вундт разработал технику самоанализа как «научный» инструмент, который позволит исследователям раскрыть структуру разума. Самоанализ включает взгляд внутрь себя; размышляя, анализируя и пытаясь осмыслить наши собственные внутренние переживания по мере их возникновения. При использовании этой методики обученным испытуемым предъявлялись различные формы стимулов и просили как можно яснее и «объективнее» описать то, что они испытали. Затем отчеты будут изучены, чтобы определить основные элементы сознания. Например, если вам подарили кусок торта, было бы недостаточно просто определить тип еды перед вами. Вам также нужно будет объяснить основные элементы торта, которые вы можете почувствовать. Например, вы можете максимально подробно описать вкус, запах, текстуру, цвет и форму торта.
Структурализм сыграл значительную роль в формировании области психологии в годы ее становления. Вундт и его последователи помогли утвердить психологию как независимую экспериментальную науку, и их упор на научные методы исследования остается ключевым аспектом дисциплины и сегодня. Тем не менее структуралисты не могли избежать критики. Несмотря на их благородную попытку научного исследования, интроспекция была далека от идеала, потому что нет двух людей, воспринимающих одно и то же совершенно одинаково. Поэтому отчеты испытуемых, как правило, были субъективными и противоречивыми. Одна из самых яростных критических замечаний в адрес структурализма исходила от Уильяма Джеймса, одного из ведущих сторонников функционалистской точки зрения.
Функционализм
С точки зрения американского ученого Уильяма Джеймса, структуралисты сильно ошибались. Ум подвижен, нестабилен; сознание непрерывно, а не статично. Таким образом, попытки изучить структуру ума будут в худшем случае бесполезными, а в лучшем — разочаровывающими. Они утверждали, что более плодотворным было бы изучение функции в отличие от структуры разума. Функция в этом смысле может означать одно из двух: во-первых, как работает разум, то есть как элементы разума работают вместе, и, во-вторых, как психические процессы способствуют адаптации. Находясь под явным влиянием учения Чарльза Дарвина и принципа естественного отбора (выживание наиболее приспособленных), Джеймс считал, что психические процессы выполняют жизненно важные функции, позволяющие нам адаптироваться и выживать в меняющемся мире. Таким образом, в то время как структуралисты спрашивали, «что происходит», когда мы занимаемся умственной деятельностью, функционалисты больше интересовались тем, «как это происходит» и «почему».
Функционализм внес большой вклад в развитие психологии. Это расширило как предмет психологии, так и диапазон методов, используемых для получения данных. Например, упор функционалистов на адаптацию побудил их продвигать изучение обучения, поскольку считается, что это улучшает нашу приспособляемость и шансы на выживание. Их забота о том, «почему» происходят определенные психические процессы, также означала, что они проделали обширную работу над мотивацией. Функционалистам также приписывают привнесение в психологию изучения животных, детей и аномального поведения, а также акцент на индивидуальных различиях (Hergenhahn, 2009).). Кроме того, в то время как структуралисты установили психологию как чистую науку, функционалисты расширили эту узкую направленность, также сосредоточив внимание на практическом применении психологии к проблемам реального мира. Что касается методов исследования, функционалисты дополнили существующий репертуар, используя ментальные тесты, опросники и физиологические меры в дополнение к самоанализу (Schultz & Schultz, 2011).
Тем не менее, у функционалистов были свои недостатки. Как и структуралисты, они в значительной степени полагались на технику интроспекции со всеми ранее упомянутыми недостатками и подвергались критике только за то, что давали расплывчатое определение термина «функция». Несмотря на неоднократные словесные нападки, направленные друг на друга, ни структурализм, ни функционализм не оставались на переднем крае психологии очень долго. Оба внесли значительный вклад в психологию, но пренебрегли одним важным фактором, влияющим на человеческое мышление и поведение, – бессознательным. Здесь Зигмунд Фрейд дебютировал.
Психоанализ
Упомяните слово психология, и мало кто не вспомнит Зигмунда Фрейда. Подобно структуралистам и функционалистам до него, Фрейд верил в изучение скрытого поведения, но, в отличие от своих предшественников, Фрейд не довольствовался изучением только сознательной мысли; он нырнул с головой в бессознательное. Фрейд сравнил человеческую психику с айсбергом: лишь небольшая его часть видна другим, а большая часть лежит под поверхностью. Фрейд также считал, что многие факторы, влияющие на наши мысли и действия, лежат за пределами нашего сознания и действуют исключительно в нашем бессознательном. Поэтому психологии необходимо было изучить эти бессознательные влечения, мотивы и импульсы, чтобы прийти к более полному пониманию личности.
Не все современные психологи согласны с психоаналитической теорией Фрейда, но никто не может отрицать значительное влияние, которое этот человек оказал на психологию. Он открыл совершенно новые горизонты в психологии и предложил одну из самых всеобъемлющих теорий личности, когда-либо написанных, с объяснением того, как работает бессознательное и как развивается личность в первые годы жизни. Многие более поздние теоретики испытали прямое или косвенное влияние Фрейда, поскольку они либо основывались на его иногда противоречивых взглядах, либо модифицировали их, либо реагировали на них. Работа Фрейда привела к развитию первой формы психотерапии, которая модифицировалась и использовалась бесчисленным количеством терапевтов на протяжении всей истории психологии. Даже все это, если использовать аналогию Фрейда, является лишь самой «верхушкой айсберга» в том, что касается его вклада.
Никакая другая психологическая школа не получила столько внимания, восхищения и критики, как психоаналитическая теория Фрейда. Одна из самых больших критических замечаний заключается в том, что его теория не является научной, поскольку многие из его концепций не поддаются проверке. Фрейд также не смог понять, как опыт после детства способствует развитию личности, и сосредоточился в основном на психологических расстройствах, а не на более позитивном, адаптивном поведении (Burger, 2011).
Бихевиоризм
Несмотря на свои различия, структурализм, функционализм и психоанализ уделяли внимание психическим процессам — событиям, невидимым невооруженным глазом. Джон Б. Уотсон, стойкий сторонник бихевиоризма, резко возражал против такого подхода и совершил революцию в психологии. Уотсон был сторонником научного изучения, но для него скрытое поведение, включая психические процессы, не могло быть изучено с научной точки зрения. Акцент, с его точки зрения, должен делаться только на явном или наблюдаемом поведении. Бихевиористы считали, что человеческое поведение можно понять, исследуя взаимосвязь между стимулами (событиями в окружающей среде) и реакциями (наблюдаемое поведение). Они не видели необходимости использовать субъективные методы, такие как самоанализ, для вывода о психических процессах, с которыми не могли прийти к согласию даже обученные испытуемые и исследователи. То, что когда-то было изучением разума, стало изучением наблюдаемого поведения.
Б. Ф. Скиннер, другой известный бихевиорист, поддержал точку зрения Уотсона, выдвинув идею о том, что человеческое поведение можно объяснить подкреплением и наказанием — наблюдаемыми факторами окружающей среды — без необходимости учитывать внутренние психические процессы. Более поздние бихевиористы приняли более сбалансированный взгляд на вещи, охватив изучение как открытого, так и скрытого поведения. Они стали известны как когнитивные бихевиористы.
Призыв Уотсона к большей объективности, каким бы радикальным он ни был, значительно продвинул психологию по пути превращения в науку, а не просто в совокупность философских мыслей (Benjafield, 2004, цитируется по Coon & Mitterer, 2010). Многие из теорий обучения, используемых сегодня психологами, также родились из бихевиористской школы мысли и часто применяются для модификации поведения и лечения некоторых психологических расстройств (например, фобий). Тем не менее строгий бихевиористский взгляд Уотсона никоим образом не превосходил узкого акцента структуралистов и функционалистов только на психической жизни. Действительно, «многие аспекты человеческого опыта (например, мышление, внутренняя мотивация, творчество)… лежат за пределами строгого поведенческого определения психологии» (Уолтерс, 2002, стр. 29).). Они также должны быть изучены, чтобы получить более полное представление об индивидууме. Это был один из ключевых аргументов другой зарождающейся школы мысли, известной как гештальт-психология.
Гештальт-психология
Слово «гештальт» означает «форма, образец или целое». Гештальт-психологи считали, что психология должна изучать человеческий опыт как «целое», а не с точки зрения отдельных элементов, как утверждали структуралисты. Их лозунг «целое больше, чем сумма его частей» отражал идею о том, что смысл часто теряется, когда психологические события разбиваются на части; только когда эти части анализируются вместе и видна вся закономерность, мы находим истинный смысл в наших переживаниях. В качестве примера представьте, что слова, которые вы сейчас читаете, разбиты на отдельные буквы и разбросаны по странице по вашему желанию. Сможете ли вы разглядеть в них что-то значимое? Вполне вероятно, что нет. Только когда буквы правильно объединены в слова, а затем структурированы в предложения, вы улавливаете истинный смысл. Тогда «целое» становится чем-то другим, чем-то большим, чем совокупность его «частей».
Гештальт-психологи, такие как Макс Вертхаймер, проделали обширную работу по различным аспектам познания, включая восприятие, решение проблем и мышление. Кроме того, их настойчивость в изучении отдельных лиц и переживаний в целом до сих пор сохраняется в психологии. Их работа также привела к появлению формы психотерапии, широко практикуемой современными психологами.
Гуманистическая психология
С появлением каждой школы мысли, упомянутой ранее, лицо психологии постепенно обретало форму. Однако не все были довольны ходом событий. В первую очередь среди них были психологи-гуманисты, такие как Карл Роджерс, которых не устраивал в высшей степени детерминистский взгляд на две основные силы в психологии — психоанализ и бихевиоризм. Детерминизм — это идея о том, что наши действия контролируются силами, находящимися вне нашего контроля. Для психоаналитиков эти силы бессознательны; для бихевиористов они существуют в нашем окружении. Однако психологи-гуманисты рассматривали людей как свободных агентов, способных контролировать свою жизнь (в отличие от того, чтобы их контролировали), делать собственный выбор, ставить цели и работать для их достижения. Гуманизм утверждал положительный взгляд на человеческую природу, подчеркивая, что люди по своей природе хороши. Из этой школы мысли также возникла уникальная форма терапии, с акцентом на помощь людям в полной реализации их потенциала. Это сильно отличалось от психоанализа, который был сосредоточен только на уменьшении неадекватного поведения.
Заключение
За те несколько лет, что психология стала отдельной наукой, она росла и менялась бесчисленными способами. Каждая крупная школа мысли боролась за господство, но, в конце концов, ни одна из них не вышла явным победителем. При этом проигравших не было. Как так? Что ж, каждая школа мысли оставила неизгладимый след в психологии, помогая превратить ее в уважаемую дисциплину, которой она является сейчас. Кроме того, многие психологи сегодня придерживаются эклектичного подхода: вместо того, чтобы цепляться за одну конкретную точку зрения, они тщательно выбирают из каждой школы мысли те идеи и методы, которые, по их мнению, наиболее подходят для достижения их целей. Психология никогда не была и не будет статичной областью изучения. Даже сейчас пишутся новые теории, изучаются новые темы и новые идеи, которые еще предстоит изучить.
Ссылки
Burger, JM (2011). Личность . Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Кун, Д., и Миттерер, Дж. О. (2010). Введение в психологию: шлюзы к разуму и поведению (12-е изд.). Белмонт, Калифорния: Wadsworth
Hergenhahn, BR (2009). Введение в историю психологии (6 -е -е изд.). Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Шульц, Д.П., и Шульц, С.Е. (2011). История современной психологии (10 -е -е изд.). Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Уолтерс, Г. Д. (2002). Психология как наука о сознании и поведении. В С. П. Шохов (ред.), Успехи психологических исследований, Том 15 (стр. 27-50) . Нью-Йорк: Nova Science Publishers Inc.
- Основная задача гуманистической психологии (psychologytoday.com)
- 5 подходов; Бихевиоризм; биологический; познавательный; эволюционный; Психодинамика. (arthurmellowspsych.wordpress.com)
- 10 бесплатных онлайн-курсов и лекций по психологии (whatispsychology.biz)
- Общество медиа-психологии и технологий (psychologytoday.com)
Значение, типы и поведение, психология
Собака Павлова. Ид, эго и суперэго. Классическое кондиционирование. Скорее всего, вы слышали об одном из них и, возможно, даже знакомы с ним. Но что общего у всех этих теорий (и ссылок на тематические исследования)? Их всех можно найти в основных школах мысли в области психологии. Давайте рассмотрим их более подробно.
- Каковы основные школы психологии?
- Что такое бихевиоризм?
- Что такое психоанализ?
- Сохраняют ли актуальность психологические направления?
Что такое школа мысли?
Школа мысли относится к группе людей, разделяющих схожие взгляды и мнения по определенному вопросу. Он служит для объединения и выявления тех, у кого есть общие убеждения, традиции или практика в отношении области исследования или предмета.
В психологии существует пять основных направлений мысли.
Пять основных школ психологии
Давайте углубимся прямо в них.
Структурализм
Структурализм был первой школой психологии. Он был основан Вильгельмом Вундтом, немецким профессором, философом и физиологом. Хотя фундамент структурализма был заложен работами Вундта, школа мысли была формально основана его учеником Эдвардом Б. Титченером в 1891 году.0 с.
Структурализм получил свое название от своей цели — исследовать структуру разума. Вундт стремился понять структуру разума, используя самоанализ в качестве своего основного инструмента. События или переживания разбивались на мельчайшие элементы для оценки, чтобы исследователь мог лучше понять содержание сознания.
Если это трудно понять, вот еще один пример. Возьмем стол. Для структуралиста стол — это не место для работы и не поверхность, на которую можно положить вещи. Это дерево, металлические прутья, болты и шурупы.
Хотя эта школа мысли продвинула вперед область психологии в свое время, в конечном итоге она подверглась критике за субъективный характер самоанализа. Стимул редко воспринимается одинаково от одного человека к другому.
Функционализм
Американский психолог, историк и философ Уильям Джеймс разработал школу функционализма в конце 19/начале 20 века после резкой критики структуралистского подхода. В отличие от структурализма, который разбивал опыт на мелкие элементы, функционалистский подход фокусировался на опыте в целом. Функционалисты определяют психическое состояние не по тому, из чего оно состоит, а по тому, что оно делает. Конкретное психическое состояние зависит от его функции, которую необходимо понять.
Мышеловка с сыром, pixabay.com
Пример мышеловки широко используется для объяснения функционалистской теории. Хотя не все ловушки для мышей сделаны одинаково — некоторые из них большие и сложные, некоторые представляют собой простые пружинные петли на доске — все они служат одной цели — убивать мышей. Независимо от того, из чего она сделана, сколько в ней частей и даже от предполагаемого качества материала, это мышеловка, если ее функция — убивать мышей.
Психоанализ
Психоанализ был основан австрийским ученым Зигмундом Фрейдом . Он сосредоточился на работе бессознательного, чтобы объяснить поведение человека. Эта школа мысли утверждает, что у всех людей есть бессознательные желания, воспоминания и мысли, приводящие к подавленным эмоциям. Психоанализ стремится сделать эти бессознательные элементы сознательными, чтобы найти катарсис.
Фрейд разработал трехчастную структуру человеческого разума. Это были ид, эго и суперэго. Психоанализ утверждает, что взаимодействие этих трех частей объясняет личность и поведение человека. Фрейд подчеркивал важность правильного развития ид, эго и суперэго на всех своих пяти психосексуальных стадиях развития. Неразрешенные конфликты на любой стадии развития могут привести к тому, что человек зациклится на этой стадии, подчеркивая или подавляя определенные модели поведения или черты личности.
Бихевиоризм
Бихевиоризм был основан Джоном Б. Уотсоном в 1924 году. Он ставит опыт и окружающую среду выше внутренних или подсознательных сил. Бихевиоризм считает, что человеческую психологию лучше понять через поведение субъекта, а не через его личные убеждения или мысли.
Согласно этой школе, поведение усваивается с помощью двух типов условного рефлекса: классического и оперантного. При классическом обусловливании создается ассоциация между двумя стимулами; условный раздражитель и несвязанный безусловный раздражитель для создания поведения. Классический (и известный) пример — собака Павлова.
При оперантном обусловливании поведение создается или навязывается посредством вознаграждения или наказания. Здесь проводится ассоциация между поведением и последствиями.
Гештальт-психология
В то время как некоторые школы мысли подчеркивали структуру разума или выражение поведения, чтобы понять наш мир и человеческую природу, гештальт-психология считала, что необходимы обе эти вещи, чтобы получить истинное понимание всего нашего мира. . Действительно, центральным принципом гештальт-психологии является холизм, который делает акцент на целом, а не на сумме его частей. Сам термин гештальт — это немецкое слово, в широком смысле означающее «конфигурация». Это конфигурация множества вещей, которые дают нам истинный смысл, и этот истинный смысл находится отдельно от своих частей.
Подумайте о своем восприятии песни. Наш разум воспринимает песню как значимое целое. Каждая песня состоит из отдельных нот; однако именно конфигурация заметок создает значимый опыт. Нарушение или изменение одного небольшого компонента может привести к совершенно другому опыту.
Почему школы психологии сегодня менее важны?
В прошлом психологи чаще относились к своей практике и лечению в рамках одной конкретной школы мысли. Сегодня это значительно изменилось, и психологи с гораздо меньшей вероятностью присоединятся к какой-то одной исключительной школе мысли.
Наше понимание личности и поведения гораздо более тонкое. Профессионалы будут использовать элементы и идеи из нескольких теорий и школ.
Школы мысли — Ключевые выводы
- Структурализм был первой школой мысли в психологии. Он занимался исследованием структуры ума посредством самоанализа.
- Функционализм определял психические состояния по их функции или тому, что они делают.
- Психоанализ подчеркивал важность бессознательного в понимании восприятия и поведения.
- Бихевиоризм подчеркивал важность опыта и окружающей среды для понимания поведения. Эта школа считала, что поведение усваивается посредством классического или оперантного обусловливания.
- Гештальт-психология подчеркивала конфигурацию частей, чтобы выявить независимое и значимое целое.
Школьный психолог, доктор медицинских наук. | Университет штата Айдахо
Исключительность человека, школьный психолог
Помогите учащимся добиться психосоциального и академического успеха, став школьным психологом ! Прогнозируется, что в следующем десятилетии спрос на детские психологические услуги в школах возрастет. Мастер образования школьного психолога соответствует профессиональным стандартам Национальной ассоциации школьных психологов для оценки когнитивных и академических способностей или описания поведения, личности или способностей учащихся P-12 для определения права на получение услуг. Помогите учащимся раскрыть свой академический потенциал в качестве Школьный психолог !
Да, мне интересно!
Исключительность человека, школьный психолог, доктор медицинских наук.Подготовка профессиональных педагогов к лидерству, здоровью и улучшению спортивных результатов
- Требования к поступающим и программе
- Контрольный список требований к курсу
- Руководство по программе
Карьерные возможности
- Психологический эксперт государственной школы
- Практика частной клиники
- Практикующие после окончания средней школы
- Больничная практика
- Психологический эксперт частной школы
- Школьный центр психического здоровья
- Общественный дневной лечебный центр
- Инструктор учителей, медицинских работников, лиц, осуществляющих уход
- Программа ювенальной юстиции
Каталог ИСУ, M. Ed. Школьная психология
Требования к поступающим и программе
Кандидаты на степень магистра. в области школьной психологии должны соответствовать всем требованиям колледжей и университетов для поступления и удержания. Предпочтение отдается кандидатам со специализацией бакалавра в области психологии или образования (включая специальное образование), средним баллом выше 3,0 и минимальным баллом на уровне 40-го процентиля как в вербальном, так и в количественном разделах общего теста Graduate Record Examination (GRE). Заявки должны включать как минимум два рекомендательных письма и личное заявление об интересах и целях. Полные материалы заявки, включая стенограммы и результаты тестов, должны быть получены до 1 января, чтобы их можно было рассмотреть для поступления на летний семестр. Наша программа ежегодно принимает от шести до восьми студентов.
Наши студенты обычно поступают на программу со степенью бакалавра и заканчивают M.Ed. школьного психолога прежде чем их приняли для продолжения обучения в направлении Ed. S. степень. Другие специальности магистра в тесно связанной области могут быть утверждены по рекомендации отборочной комиссии. Тем не менее, от них может потребоваться пройти дополнительные обязательные курсы.
Общие требования
Учащиеся, получающие степень магистра школьного психологического образования, должны сдать как письменный комплексный экзамен, так и устный экзамен.
Требуемое время
Все требования к M.Ed. должен быть завершен в течение восьми лет с даты завершения первого курса, который будет применяться для получения степени.
Ред. Школьный психолог-экзаменатор (31 кредит)
Летний семестр (9 кредитов для выпускников)
SCPY 6660 Семинар по школьной психологии (3 кредита)
SCPY 6672 Вмешательство по решению проблем в школах (3 кредита)
EDUC 6602 Теории обучения (3 кредита) )
Осенний семестр (12 кредитов для выпускников)
SCPY 6619 Тестирование индивидуального интеллекта (3 кредита)
SCPY 6673 Реагирование на методы вмешательства (3 кредита)
EDUC 6610 Прикладная статистика образования (3 кредита)
EDUC 6601 Исследования и письмо (3 кредита)
Весенний семестр (10 кредитов для выпускников)
SCPY 6682 Когнитивно-поведенческое вмешательство в школах (3 кредита)
SCPY 6668 Практикум: введение в школьную психологию, SPED и LD (3 кредита)
SCPY 6657 Правовые и этические вопросы школьной психологии (2 кредита)
SCPY 6659 Мультикультурные проблемы в школе Психология (2 кредита)
Контрольный список требований к курсу
Как он выглядит?
- Принятие решений на основе данных: Наши учащиеся смогут влиять на детей посредством сбора, интерпретации и использования данных. Они смогут использовать эти данные для создания соответствующих вмешательств.
- Консультации и сотрудничество: Наши учащиеся смогут косвенно влиять на детей посредством консультаций и сотрудничества с учителями, семьями, системами и т. д.
- Поддержка академических навыков: Наши учащиеся смогут оказать влияние на детей благодаря своему опыту в области теории обучения и развития, а также стратегиям академического вмешательства.
- Поддержка психического здоровья, социальных и жизненных навыков: Наши учащиеся смогут влиять на детей благодаря своему опыту в области психического здоровья.
- Общешкольные вмешательства: Наши учащиеся смогут косвенно воздействовать на детей благодаря своим знаниям в области теории систем и своему опыту в создании общесистемных изменений.
- Профилактические и ответные услуги: Наши учащиеся смогут влиять на детей благодаря своим знаниям устойчивости, защитных факторов и факторов риска, а также своему опыту в реализации профилактических услуг.