Психологические типологии: Типологии личности в психологии | Блог 4brain

Психологические типологии — Психологос

31 дек. 2009 г.

ДИСК — личностная классификация

Опросник по Классическому ДИСК (DiSC® Classic) в мире представлен компанией Inscape Publishing. Согласно классификации ДИСК, люди в одних стилях реагируют на мир, атмосферу, ситуацию, среду как на враждебную, недружественную, антагонистичную, опасную, конкурентную (как и ниже, для наглядности я привожу крайние характеристики). Это Добивающийся (Д) или Конструирующий (К) стили. Обычно им свойственна скупость мимики — лицо почти не реагирует на происходящее вокруг.

0Подробнее

13 авг. 2015 г.

Интроверт, экстраверт: делаем анализ работ К.Юнга

Сколько независимых, не связанных между собой личностных характеристик содержит описание экстраверта и интроверта, сделанное Карлом Юнгом?

30Подробнее

01 янв. 2006 г.

Классификация психотипов

Классификации, которыми пользуются деловые люди для решения практических задач, насчитывают, по наблюдениям, не более четырёх-пяти типажей. Спроси даже любителей знаков Зодиака, какие конкретные знаки (типы людей) есть в данном коллективе – четыре-пять типажей назовут бойко, а затем начинают запинаться. Забывают… Классификации в более чем 4-5 персонажей обычно используются лишь их фанатами и больше не для практики, а для теорий и рассуждений.

18Подробнее

01 окт. 2022 г.

Малые группы

Социотипы, находящиеся между собой в тождественных, дуальных, зеркальных и активационных отношениях, образуют квадру. У всех ТИМов квадры полностью пересекаются основные личностные аспекты (также называемые квадральными ценностями) (по модели А они занимают позиции базовой, творческой, внушаемой и активационной функций), делая общение внутри квадры максимально комфортным и неконфликтным.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Пессимист

Пессимист (от лат. pessimus — наихудший) — человек с присущими ему отличительными качествами и свойствами, выражающимися, прежде всего в отрицательной оценке человеческой и всемирной жизни

0Подробнее

02 авг. 2018 г.

Руководитель-психолог-2: В лес за «ГРИБами», или 4 типа готовности сотрудников к работе

В большинстве книг и тренингов первым шагом взаимодействия с сотрудником считается постановка задачи/делегирование функции.

0Подробнее

05 нояб. 2014 г.

Типология личности ребенка (К. Каниал-Урбан)

Каждый ребенок — уникальный, неповторимый, каждый отличается от других. И тем не менее некоторые дети похожи друг на друга в гораздо большей степени, чем остальные. Они предпочитают одни и те же игры, у них похожие увлечения, похожее отношение к порядку, спорту, домашним заданиям, они примерно одинаково реагируют на стресс, радость или ссору. То, что у детей сходный или сильно различающийся тип поведения, зависит не от возраста или степени родства, а от типа личности.

1Подробнее

01 окт. 2022 г.

Типология Майерс-Бриггс (MBTI)

Типология Майерс-Бриггс — система диагностики индивидуальных различий, возникшая на базе идей Юнга, и получившая мощное развитие за последние десятилетия в разных странах Европы и США. Диагностическая система Майерс–Бриггс нашла широкое применение в крупнейших западных компаниях, что говорит о ее практической надежности и валидности.

2Подробнее

01 окт. 2022 г.

Типология по Аристотелевским категориям

Аристотель выделял в качестве главных категорий вопросы: Кто? Что? Когда? Где? Как? Зачем? В жизни можно заметить, что разные люди предпочитают некоторые из этих вопросов и «забывают» про другие.

0Подробнее

Психологические типологии личности | Психолог Илья Латыпов

Илья Латыпов О психотерапии 2

Наверное, с того момента, как человек стал пытаться познать самого себя и окружающих его сородичей, он не оставляет попыток разложить психологические типы людей «по полочкам». Ведь и правда – в жизни мы встречаем схожих по поведению, взглядам или даже по внешности людей. В сознании формируются стихийные, житейские классификации, выражающиеся в фразах вроде «я этот типаж знаю, они всегда так себя ведут». Наверное, древнейшей более-менее систематизированной типологией характеров является зодиакальная.

По каким только основаниям не пытались различать психологические типы! По жидкостям в теле (те самые четыре типа темперамента), по внешним физическим данным и отметинам (френология, хиромантия, типология Кречмера и Шелдона), по специфике нервной активности (типология Павлова) и так далее. В современной психологии и психиатрии существует масса разных типологий, по которым пытались и пытаются «рассортировать» психологические особенности людей. Одной из наиболее популярных в психиатрии является типология психопатических характеров Ганнушкина, в психологии – типология акцентуаций Леонгарда-Личко (впрочем, она сильно связана с Ганнушкиным). Из околонаучных типологий наиболее известна соционика, из ненаучных – астрологические.

Отличительной особенностью научных типологий является их относительность и ограниченность. Они не претендуют на всеохватную характеристику личности, являясь в большинстве своем частными. То есть за основание типологии берется какой-то признак или совокупность признаков, и люди «ранжируются» по ним, при этом существует четкое понимание, что за рамками типологии остается много других психологических характеристик людей.

И здесь кроется одна ловушка. Человек, далекий от споров и дискуссий вокруг разных типологий, не учитывает указанной особенности – относительности и ограниченности. Впрочем, об этом нередко забывают и сами специалисты. Замечательный российский биолог А.Марков так говорил об особенностях нашего мышления: «Нельзя наполовину броситься в бой или наполовину убежать… Из-за необходимости постоянно принимать однозначные решения наше мышление работает «категориально»: мы то и дело пытаемся найти четкие границы между понятиями, в том числе и там, где их на самом деле нет, и разделить непрерывный ряд (континуум) на отрезки, приклеив к ним слова-ярлыки». Проблема типологии в биологической науке отлично иллюстрируется следующим казусом: «Провести четкую грань, найти точку во времени, когда биологическая эволюция гоминид уступила место культурной, невозможно.

Точно так же, как невозможно точно указать момент, когда «нечеловеческая обезьяна» превратилась в «человеческую»… Дело это чисто условное и, по правде сказать, довольно бессмысленное: все равно, что пытаться абсолютно точно установить сумму, начиная с которой «мало денег» превращается в «много денег». [«Эволюция жизни, т.1., с.374-375].

В психологии – то же самое. Четких границ между психотипами нет, они плавно перетекают друг в друга, смешиваются, создают новые сочетания – в полном соответствии с мешаниной генов (природная основа) и культурных влияний (воспитание, личный опыт) в нашей душе. Впрочем, поправку сделать можно. У людей с выраженным отклонением от нормы психотипы представлены очень отчетливо и их легко распознать. Одним из главных критериев отклонения от здоровой психики является жесткая стереотипность поведения. Не зря же типологии Ганнушкина и Леонгарда-Личко основаны именно на отклонениях. Нарциссы, психопаты и т.п. довольно однообразны и стандартны (но тоже не на 100%).

Чем более здоров психически человек, тем сложнее его «уложить» в рамки какой-то классификации, а если и возможно, то с большим количеством «но».

А как же быть с ситуациями, когда человек говорит: «мой знакомый – вылитый Телец!» или «он совершенно точно подходит под тип информационного метаболизма «Робеспьер» (это в соционике)? В данной ситуации задействовано два фактора: это «всеобъемлющая» типология, все объясняющая про человека, а также навешивание жестко определенного типа — ярлыка. Ярлык обладает двусторонним действием. С одной стороны, он влияет на восприятие другого человека – наше сознание/бессознательное начинает просто-напросто «отсекать» все то лишнее, что не вписывается в стереотип. С другой стороны, человек, который согласен с предложенным/навешенным ярлыком, сам начинает подстраиваться под типологию. В роли типа-ярлыка может выступать все что угодно. От имени (популярные псевдопсихологические книжки Б.Хигира о зависимости психики человека от его имени) до группы крови.

Бывают ситуации, когда несоответствие личности подобранному «под нее» типу бывает настолько сильным, что сознание его игнорировать не может. Тогда стремление к упрощению приобретает новую форму – вводится сочетание типов. «Ты на 60% такой-то, а остальные 40% объясняются вот таким-то типом». Но, по сути дела, данные оговорки – признание ограниченности типологии, ее функционирования в узком диапазоне. Чем больше «но» приходится вводить (например, придумывать сочетание 3-4-5 типов), тем более беспомощной становится типология. Теряется ее практический смысл.

Но это обстоятельство редко смущает тех, кто сильно привержен жесткому типированию людей. Причин этому может быть несколько:

— Типология облегчает восприятие самого себя и других людей.

— Типология устраняет значительную часть тревоги и напряжения, которые могут вызываться общением с новым, незнакомым человеком (подбери под него тип – и станет понятным, как с ним общаться).

— Способность «типировать» создает ощущение собственной проницательности, ума, своего отличия от остальных людей. С видом человека, знающего все тайны бытия, можно предаваться иллюзии о том, что знаешь, что происходит в душе другого человека.

— Отнесение себя к какому-то всеобъемлющему типу означает, что вам уже предписаны чувства, увлечения, смыслы жизни (и даже болезни). Снимается извечный «поиск себя», дается шаблон, которому значительно проще следовать. Свобода – это отсутствие внешней структуры, но это отсутствие является извечным, изначальным источником внутреннего напряжения, которое можно устранить либо самостоятельным выстраиванием структуры, либо поиском подходящей внешней (т.е. отказом от свободы). В данном контексте типологизирование может иметь выраженный психотерапевтический эффект, каким обладает ЛЮБАЯ внешняя структура, если у человека отсутствует собственная, внутренняя.

Так что можно сказать в заключение? Типологизируйте на здоровье, это может быть вполне себе увлекательным занятием. Но просто не стоит забывать о том, что здоровая или хотя бы относительно здоровая личность имеет дурную привычку не укладываться в очерченные для нее рамки.

Дифференциальное влияние циркадной типологии на симптомы, связанные со сном, физическую усталость и психологическое благополучие в зависимости от устойчивости

. 2017;34(6):677-686.

дои: 10.1080/07420528.2017.1309425. Epub 2017 27 апр.

Хон Джун Чжон 1 , Янг Ронг Банг 2 , Парк Хе Ён 2 , Сеул А Ким 2 , Ин-Ён Юн 2 3

Принадлежности

  • 1 a Отделение психиатрии, Медицинский центр Университета Конкук, Сеул, Корея.
  • 2 b Отделение нейропсихиатрии, Больница Бунданг Сеульского национального университета, Соннам, Корея.
  • 3 c Кафедра психиатрии, Медицинский колледж Сеульского национального университета, Сеул, Корея.
  • PMID: 28448731
  • DOI: 10.1080/07420528.2017.1309425

Хон Джун Чжон и др. Хронобиол Инт. 2017.

. 2017;34(6):677-686.

дои: 10.1080/07420528.2017.1309425. Epub 2017 27 апр.

Авторы

Хон Джун Чжон 1 , Янг Ронг Банг 2 , Пак Хе Ён 2 , Сеул А Ким 2

, Ин-Ён Юн 2 3

Принадлежности

  • 1 a Отделение психиатрии, Медицинский центр Университета Конкук, Сеул, Корея.
  • 2 b Отделение нейропсихиатрии, Больница Бунданг Сеульского национального университета, Соннам, Корея.
  • 3 c Кафедра психиатрии, Медицинский колледж Сеульского национального университета, Сеул, Корея.
  • PMID: 28448731
  • DOI: 10.1080/07420528.2017.1309425

Абстрактный

На различные физиологические и психологические функции влияет циркадианная типология (CT), которая, как сообщается, связана с устойчивостью. Тем не менее, в нескольких исследованиях оценивалось влияние КТ на устойчивость. Цель настоящего исследования состояла в том, чтобы оценить влияние КТ на симптомы, связанные со сном, физическую усталость и психологическое благополучие в отношении устойчивости. Настоящее исследование включало в себя в общей сложности 1794 здоровых сотрудника больницы, и они заполнили опросник «Утро-вечер», шкалу устойчивости Коннора-Дэвидсона, Питтсбургский индекс качества сна, шкалу сонливости Эпворта, шкалу тяжести усталости, больничную шкалу тревоги и депрессии и сокращенную версию шкалы качества жизни Всемирной организации здравоохранения. Субъекты с вечерним типом сна показали более низкое качество сна, большую дневную сонливость и физическую усталость, чем ни один из типов и утренний тип. Кроме того, вечерние типы были более депрессивными и тревожными и сообщали о более низком качестве жизни. Было обнаружено, что CT является значимым предиктором качества сна, но в регрессионном анализе CT был минимально связан с физической усталостью и психологическим благополучием. Вместо этого устойчивость была существенно связана со всеми измеряемыми переменными. В заключение можно сказать, что КТ независимо предсказывает качество сна, но влияние КТ на физическую усталость и психологическое благополучие незначительно по сравнению с эффектами устойчивости.

Ключевые слова: Циркадная типология; настроение; качество жизни; устойчивость; спать.

Похожие статьи

  • Связь между утренним настроением и устойчивостью у корейских студентов колледжей.

    Lee SJ, Park CS, Kim BJ, Lee CS, Cha B, Lee YJ, Soh M, Park JA, Young PS, Song EH. Ли С.Дж. и др. Хронобиол Инт. 2016;33(10):1391-1399. дои: 10.1080/07420528.2016.1220387. Epub 2016 30 августа. Хронобиол Инт. 2016. PMID: 27572002

  • Циркадная типология связана с устойчивостью и оптимизмом у здоровых взрослых.

    Антунес Х.М., Наварро Х.Ф., Адан А. Антунес Дж. М. и соавт. Хронобиол Инт. 2015 май; 32(4):524-30. дои: 10.3109/07420528. 2015.1008700. Epub 2015 23 марта. Хронобиол Инт. 2015. PMID: 25799223

  • Связь хронотипа со сном, воздействием света и усталостью на работе у студентов-работников.

    Мартин Дж. С., Эбер М., Леду Э., Годро М., Лаберж Л. Мартин Дж. С. и др. Хронобиол Инт. 2012 апр; 29 (3): 295-304. дои: 10.3109/07420528.2011.653656. Хронобиол Инт. 2012. PMID: 223

  • Усталость, сон, аутоиммунные и связанные с ними расстройства.

    Зелински М.Р., Систром Д.М., Роуз Н.Р. Зелински М.Р. и соавт. Фронт Иммунол. 2019 6 августа; 10:1827. doi: 10.3389/fimmu.2019.01827. Электронная коллекция 2019. Фронт Иммунол. 2019. PMID: 31447842 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Сон и воспаление при устойчивом старении.

    Ирвин М.Р. Ирвин МР. Интерфейс Фокус. 2014 6 октября; 4(5):20140009. doi: 10.1098/rsfs.2014.0009. Интерфейс Фокус. 2014. PMID: 25285197 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Влияние пандемии COVID-19 на проблемы со сном у взрослых и пожилых граждан: инфодемиологическое исследование с использованием данных относительного объема поиска.

    Ча Э.Дж., Чон Х.Дж. Ча Э.Дж. и др. ПЛОС Один. 2022 12 июля; 17 (7): e0271059. doi: 10.1371/journal.pone.0271059. Электронная коллекция 2022. ПЛОС Один. 2022. PMID: 35819941 Бесплатная статья ЧВК.

  • Суточные предпочтения и депрессивная симптоматика: метаанализ.

    Норбери Р. Норбери Р. Научный представитель, 7 июня 2021 г .; 11 (1): 12003. doi: 10.1038/s41598-021-91205-3. Научный представитель 2021. PMID: 34099766 Бесплатная статья ЧВК.

  • Физическое и психическое здоровье медицинского персонала в Уханьской больнице Хуошэньшань во время COVID-19эпидемия: подход к моделированию структурных уравнений.

    Ван Дж, Ли Д, Бай Х, Цуй Дж, Ян Л, Му Х, Ян Р. Ван Дж. и др. Eur J Integr Med. 2021 Июн;44:101323. doi: 10.1016/j.eujim.2021.101323. Epub 2021 10 марта. Eur J Integr Med. 2021. PMID: 33723493 Бесплатная статья ЧВК.

  • Посредническая роль психологического капитала во взаимосвязи между профессиональным стрессом и усталостью: поперечное исследование среди 1104 китайских врачей.

    Тянь Ф. , Шу Ц., Цуй Ц., Ван Л., Лю С., Ву Х. Тянь Ф. и др. Фронт общественного здравоохранения. 2020 28 фев; 8:12. doi: 10.3389/fpubh.2020.00012. Электронная коллекция 2020. Фронт общественного здравоохранения. 2020. PMID: 32185156 Бесплатная статья ЧВК.

  • Циркадная типология связана с регуляцией эмоций, метакогнитивными убеждениями и уверенностью в себе у здоровых взрослых.

    Антунес Х.М. Антунес Дж.М. ПЛОС Один. 2020 13 марта; 15 (3): e0230169. doi: 10.1371/journal.pone.0230169. Электронная коллекция 2020. ПЛОС Один. 2020. PMID: 32168366 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

термины MeSH

Типология Карла Густава Юнга или психика, основанная на двух полярностях

В настоящее время в психологии мало интереса к изучению психологических типов. В недавних введениях в психологию психологические типологии (такие, как у Кречмера, Шелдона и Хейманса) практически не упоминаются.

Предисловие

В настоящее время в психологии мало внимания уделяется изучению психологических типов. В недавних введениях в психологию психологические типологии (такие, как у Кречмера, Шелдона и Хейманса) практически не упоминаются. Может быть, это основная причина того, что работам Карла Густава Юнга, посвященным психологическим типам, уделяется относительно мало внимания.

Первая часть этой статьи состоит из краткого обзора существа типологической теории Юнга. Особое внимание уделяется отношениям между четырьмя типами, лежащими в основе этой теории. Настоящим ( , а это новый ) эти четыре основных типа переводятся в термины двух полярностей: полярность интроверсия/экстраверсия и полярность инь/ян. Это означает, что с точки зрения базового описания личности важно не только задаться вопросом, является ли этот человек более интровертным или более экстравертным, но также и является ли этот человек более иньским или более янским.

Кроме того, между типологической моделью Юнга и его моделью Самости устанавливается связь, как Юнг описывает ее в своей книге «Эйон: Исследования Феноменологии Самости». Считая четыре основные функции строительными камнями Самости, юнговские понятия «Индивидуация» и «Самость» приобретают большее значение; более того, становится более ясной связь между книгой Юнга «Психологические типы» и другими его работами.

Ядро типологии Юнга

В основном типология Юнга проста. Юнг основывает свою типологию на четырех функциях сознания, а именно: чувстве, мышлении, интуиции и ощущении.

Чувство и мышление образуют полярность, как интуиция и ощущение. Согласно Юнгу, люди равны в той мере, в какой каждый человек обладает этими четырьмя основными функциями. Различия между людьми основаны на том, что влияние каждого основного типа имеет разную силу внутри каждого человека.

Из этого рассуждения Юнг приходит к следующим четырем основным типам людей:

  1. чувствующий тип
  2. мыслящий или рациональный тип
  3. интуитивный или созерцательный тип
  4. чувственный или прагнатический тип

Каждого человека можно отнести к одному из этих четырех основных типов. Основной тип человека определяет типичный способ переживания и оценки действительности. Прежде чем углубляться в теоретические аспекты основных функций и отношений между ними, кратко описываются типы с точки зрения поведения, которое можно наблюдать, например, во время встречи. Таким образом достигается быстрое понимание четырех основных типов, основ типологии Юнга.

Чувствительный тип уделяет особое внимание чувствам, существующим между людьми. Он придает большое значение прекрасным отношениям между членами собрания. Это тип, который хочет держать людей вместе. Результаты менее важны.

Рациональный тип сосредотачивается на существенных результатах исследований. Он из тех, кто хочет провести твердое, объективное и аналитическое исследование, прежде чем он что-то решит.

Интуитивный или созерцательный тип хочет видеть предмет встречи в более широком, всеобъемлющем и стратегическом контексте. Этот тип ненавидит опрометчивые действия и поэтому противоположен следующему типу.

Сенсационный или прагматичный тип хочет на самом деле претворить что-то в жизнь и сделать это как можно быстрее. В конце концов, будет достаточно времени, чтобы все обдумать.

Каждый тип, рассматриваемый со своей точки зрения, прав; каждый тип представляет существенное измерение реальности. Многие конфликты и напряженность между людьми могут быть вызваны различиями в том, как люди смотрят на реальность и оценивают реальность. Согласно модели Юнга, рациональный тип в основном опасается чувствующего типа, тогда как интуитивный тип скорее опасается чувственного типа, и наоборот.

Четыре основные функции по отношению друг к другу

Таким образом, четыре основные функции, на которых Юнг основывает свою типологию, относятся друг к другу как полярности.

Много было сказано о полярности чувство-мышление; это знакомая полярная оппозиция. Это не относится к полярности интуиция-ощущение. Для хорошего понимания функций интуиции и ощущения важно принять к сведению замечания Юнга об интуиции. По Юнгу, интуиция (рядом с ощущением) является особенностью психологии ребенка. По словам Юнга: «Она (интуиция) предлагает ребенку способность воспринимать мифологические образы (префаза идей), которые противоположны чувственным впечатлениям ребенка» (Юнг 19).75, с.375). Наряду с чувственными впечатлениями, такими как холод, влажность и боль, ребенок также испытывает всевозможные (психические) образы, которые возникают в своего рода мире грез. Таким образом, интуитивная функция может быть описана как функция создания образов (фантазии), противовес физической или сенсорной функции. Таким образом, интуитивное ощущение полярности относится к хорошо известной полярности дух-тело или психика-материя.

Если посмотреть на это таким образом, образообразующая духовная функция интуиции противостоит физической функции ощущения, хотя они и принадлежат друг другу.

На схеме:

  Интуиция
(дух)
 
Чувство
(душа)
  Мышление
(разум)
  Sensation
(корпус)
 

Здесь важен тот факт, что полярность чувство-мышление является зеркальным отражением полярности интуиция ощущение. Другими словами: функция чувства подобна функции интуиции; таким образом, функция мышления подобна функции ощущения. Чувства, как и психические образы и представления, как бы создаются по иным принципам, чем мысли и ощущения. Мысли и ощущения строятся шаг за шагом. Это не относится к идеям и интуиции.

Интуиция (имеется в виду озарение) прорывается в виде Ага-Эрлебниса, и после этого что-то изменилось, но как это произошло, трудно точно и логично передать. То же самое касается чувств. Чувства и интуиции формируются, можно сказать, более целостно.

Это различие между, с одной стороны, чувствами и идеями, а с другой стороны, мыслями и ощущениями напоминает различие, которое Орнштейн проводит между интуитивным и рациональным сознанием в своей книге о человеческом сознании [Орнштейн 1974, с.79]. Для характеристики этого различия Орнштейн использует следующие понятия:

Интуитивное сознание Рациональное Сознание
Целостный (Гештальт) аналитический
глобальный специфический
диффузный фокальный
аналог логический
параллельный серия
получатель активный
непроизвольный произвольный
инь ян

С этого момента в этой статье понятия инь и ян используются для различения функций интуиции и чувства и функций ощущения и мышления. В принципе, можно использовать такие понятия, как рецептивное и активное (структурирование) или целостное и аналитическое. В этом контексте интересно наблюдать, как в американской анкете, полностью основанной на типологии Юнга (индикатор типа Майерс-Бриггс), используются понятия «восприятие» и «суждение», имеющие много общего с понятия рецептивные и активные. Согласно введению к этой анкете, «воспринимающие людей» предпочитают более восприимчивое отношение к реальности, тогда как «судящие людей» предпочитают более структурирующее и организующее отношение [Myers, 19].89].

Понятия инь и ян выбраны потому, что они (могут) иметь больше значений. Инь и Ян — довольно абстрактные понятия. Кроме того, они предполагают, что один полюс никогда не может быть отсоединен от другого: в ян есть что-то от инь, а в инь — что-то от ян. Что-то в этом отношении, возможно, также объясняет функции, которые различает Юнг.

Если мы затем посмотрим на функции чувства и ощущения, с одной стороны, и функции мышления и интуиции, с другой, мы могли бы назвать первую пару экстравертными функциями (направленными вовне), а вторую пару — интровертными функциями. (направлены внутрь).

С помощью чувств и ощущений человек может находиться в непосредственном контакте с действительностью; посредством своих представлений и мыслей человек отдаляется от реальной действительности. Это соответствует тому различию, которое Ван Раалтен проводит в своей книге «Individualiteit» между, с одной стороны, сознанием опыта и, с другой стороны, сознанием мысли [Van Raalten 1984, p.99]. Ван Раалтен далее проводит различие в сознании мысли между практическим разумом и разумом, где разум напоминает измерение интуиции или мир идей, а «практический разум» напоминает измерение мышления Юнга.

Итак, четыре основных типа функций сознания можно охарактеризовать с помощью понятий инь и ян и понятий интроверсия экстраверсия. Если бы захотелось отнести эти понятия к отдельным функциям, то можно было бы назвать функцию чувства более экстравертной функцией, а функцию мышления — более интровертной. Кроме того, функцию интуиции можно охарактеризовать как более иньскую функцию, а функцию ощущения — как более янскую функцию. Это становится ясным, когда четыре функции переводятся в термины основных отношений, которые человек может иметь по отношению к реальности.

Эмоцияэкстравертная установка:
субъективная, личная, вовлеченная, эмоциональная

Мышление-интровертное отношение:
объективное, безличное, отдаленное, рациональное

Интуиция-инь отношение:
пассивно-восприимчивый, невмешательство, интуитивный

Ощущение — янская установка:
активно-структурирующая, промежуточная, чувственная

Отнесение понятия инь к функции интуиции можно также понять из того факта, что автономная функция интуиции, создающая идеи и образы, требует пассивно-восприимчивое или неактивное (иньское) отношение. С другой стороны, действие и стремление к структурированию (установка ян) важны для приобретения ощущений.

Далее, можно сказать, что человек устремлен к внешнему миру через функцию чувства (чувство есть по преимуществу экстравертная, исходящая функция), а к внутреннему миру — через функцию мышления. Мышлению нужно тихое место для работы. Кроме того, мышление по сравнению с интуицией является скорее активным структурированием, чем пассивным рецептивным занятием.

Если мы посмотрим, как Юнг использует понятия инверсии и экстраверсии в своей книге «Психологические типы», мы увидим, что Юнг отделяет эти понятия от основных функций.

Юнг использует эти понятия, чтобы получить от четырех до восьми типов, различая внутри каждого основного типа более интровертный и более экстравертный варианты. На следующей схеме показано другое дифференцирование, а именно дифференцирование по смежным функциям.

Интуитивный тип Сенсационный тип
1. Экстравертный вариант 3. Экстравертный вариант
2. Интровертный вариант 4. Интровертный вариант
   
Тип мышления Тип чувства
5. Вариант Инь 7. Вариант Инь
6. Вариант Ян 8. Вариант Ян

В этой схеме проводится различие между более экстравертным и более интровертным интуитивным типом (1+2 на приведенной выше схеме) и более экстравертным и интровертным сенсорным типом (3+4). ). Кроме того, проводится различие между более иньским и более янским мыслительным типом (5+6) и более иньским и более янским типом мышления (7+8). Из представления о том, что понятия интроверсия-экстраверсия и понятия инь-ян похожи друг на друга (и, как базовые типы, являются зеркальным отражением друг друга), это не так уж отличается от идей Юнга.

Вместо того, чтобы говорить об интровертном и экстравертном варианте, можно было бы также говорить, исходя из привязки этих понятий к функциям, о более рациональном и более чувственном варианте, или, в случае интуитивного типа, об интуитивном типе у которого рациональное мышление выступает в качестве поддерживающей функции, а интуитивный тип имеет чувство в качестве поддерживающей функции. Это прекрасно соответствует идее Юнга о вторичной или вспомогательной функции для каждой основной функции [Jung 1975, p.336].

Наконец, можно объединить восемь типов и типологических ориентаций или основных жизненных установок Юнга, подобных тем, которые Ливегод выделяет в своей книге «De levensloop van de mens» (1977) и Холланд в своей книге «Выбор профессии» (1973).

Ниже приведена типологическая ориентация по типам.

1. чувствующий тип интуиции: (художественная) выразительная направленность
2. мыслительный тип интуиции: (теоретическая) философская направленность
3. чувствующий тип ощущения: (коммерческая) предприимчивая направленность
4. мышление-сенсорный тип: (исполнительная) организационная ориентация
5. интуитивный тип мышления: (административная) контролирующая ориентация
6. сенсорный тип мышления: (исследовательская) исследовательская ориентация
7. интуитивно-чувственный тип: (социальная) заботливая ориентация
8 y сенсационный тип чувства: (техническая) ремесленная ориентация

Возвращаясь к сути вопроса: эта статья посвящена идее соединения понятий инь и ян, а также понятий интроверсии и экстраверсии с основными функциями Юнга. Если эта связь верна, для описания чьей-либо личности необходимо применить две полярности или вопроса: вопрос о том, имеет ли человек более интровертный или более экстравертный характер, и вопрос о том, имеет ли этот человек более иньскую или более янскую природу. Эти понятия являются более абстрактными выражениями основных функций. Тот факт, что это не означает, что кто-то определен навсегда, становится более ясным, когда юнговская типология сочетается с его идеей процесса индивидуации, что является темой следующего абзаца.

Связь с понятиями Юнга «Индивидуация» и «Самость»

Юнг написал целую книгу о понятии «Самость», которое занимает важное место в его размышлениях. Согласно Юнгу, Самость — это «объективное целое, антитеза субъективному эго-психе или архетипу, лежащему в основе эго-сознания» [Юнг, 1979, с.222]. Эго, согласно этому описанию, подчинено Самости. В своей книге «Концепция Самости» Юнг указывает, какие важные символы из древних (алхимических) документов относятся к Самости.

Важными символами Самости являются круг, четверица и крест. По словам Юнга: «символика круга и четверицы выступает как принцип порядка, изображающий союз враждующих противоположностей» [Юнг 1979, с.195]. Довольно очевидно, что при чтении слов «кватерн» и «воюющие противоположности» возникает различие между четырьмя основными функциями юнговской типологии. Когда эти основные функции рассматриваются как элементы Самости, это понятие приобретает большее значение.

Исходя из идеи, что четыре основные функции сознания являются элементами Самости, можно определить Атман как состояние, в котором четыре основных элемента или функции сознания образуют единство или находятся в равновесии. Таким образом, эго — это состояние, в котором существует дисбаланс между функциями человека в том смысле, что одни функции доминируют за счет других функций. В модели основных функций можно было бы разместить эго и Самость на пересечении основных функций. Таким образом, эго и Самость образуют пятый элемент, на котором все вращается (квинтэссенция).

Можно сказать, что каждый человек начинает свою жизнь с Самосознания, а затем возвращается через ситуацию эго-сознания к ситуации Самосознания, но на более высоком (более сознательном) уровне (это здесь можно подумать о «возвращении в детство», но более осознанно). В переводе на модель базовых функций это означает, что изначально эти функции у человека равномерно сбалансированы, но в начале эго-сознания (примерно на первом году жизни) внутри этого человека возникает дисбаланс, который со временем быть решенным. Человек должен вернуться к единству или индивидуации.

Юнг утверждает, что этот процесс происходит в возрасте около сорока лет. Как правило, у людей этого возраста сильно развита характерная функция, но это еще не все. В это время человек чувствует, что он что-то упустил или пренебрег какими-то важными делами. У рационального типа в основном недоразвита чувствительная функция; в случае интуитивного типа это сенсорная функция. Эта недоразвитая функция также может быть описана юнговским понятием «тень человека». Интеграция тени человека может быть трудным процессом. Так называемый кризис среднего возраста, вероятно, можно свести к этому наряду с другими законными объяснениями.

Чем сильнее разделены (диссоциированы) полярные функции, тем сложнее эта интеграция. Например, интуитивный тип может быть настолько отчужден от конкретной физической реальности, что теряет всякую связь с реальностью и застревает в каком-то идеальном или фантастическом мире (шизофрения). Противоположное верно для сенсационного типа. Этот тип рискует быть поглощен всевозможными чувственными раздражителями таким образом, что потеряет всякую связь с более глубоким духовным слоем в себе. Что важно при интеграции недоразвитой функции, так это найти в себе новый центр, который шире, чем эго, и откуда можно выйти за пределы напряжения в эго. Можно назвать это Самостью или, говоря словами Юнга, «архетипом, лежащим в основе эго-сознания».

Об этом Самосознании можно сказать, что человечество в целом растет к нему с трудом, как и в то время, когда человечество росло к эго-сознанию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *