Психологические упражнения для детей: Сборник психологических игр и упражнений

Содержание

Сборник психологических игр и упражнений

Как научить детей сотрудничать?

К. Фопель

Игра 1 (с 8 лет)

Прогноз погоды

Цели: Бывают дни, когда дети (да и учителя) чувствуют себя «не в форме». Может быть, их охватывает уныние, обида или злость, и им хочется, чтобы их оставили в покое. Получив право побыть какое-то время в одиночестве, дети легче приходят в нормальное состояние, справляются со своими чувствами и быстрее включаются в жизнь класса. С помощью этого упражнения учитель дает ребенку понять, что он признает за ним право побыть какое-то время необщительным. В это время другие дети учатся уважать такое состояние души у каждого человека.

Материалы: Бумага и восковые мелки.

Инструкция: Иногда каждому из нас бывает необходимо побыть наедине с самим собой. Может быть, вы слишком рано встали и чувствуете себя не выспавшимися, может быть, что-то испортило вам настроение. И тогда вполне нормально, если другие оставят вас на некоторое время в покое, чтобы вы смогли восстановить свое внутреннее равновесие.

Если с вами случится такое, вы можете дать нам понять, что вам хочется побыть в одиночестве, чтобы к вам никто не подходил. Сделать это можно так: вы можете показать одноклассникам свой «прогноз погоды». Тогда всем будет понятно, что на какое-то время вас нужно оставить в покое.

Возьмите лист бумаги и восковые мелки и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению в таких случаях. Или просто напишите большими раскрашенными буквами слова «Штормовое предупреждение». Таким способом вы можете показать другим, что у вас сейчас «плохая погода», и вас лучше не трогать. Если вы чувствуете, что вам хочется покоя, вы можете положить такой лист перед собой на парту, чтобы все знали об этом. Когда вы почувствуете себя лучше, можете «дать отбой». Для этого нарисуйте небольшую картинку, на которой из-за дождя и туч начинает проглядывать солнце или покажите своим рисунком, что для вас солнце уже светит вовсю.

Пожалуйста, поощряйте использование «прогнозов погоды» детьми, будет очень здорово, если это станет для них привычным. Это сделает атмосферу в классе более гармоничной и научит детей считаться с настроением друг друга. Лучше всего, если Вы сами время от времени будете представлять детям свой личный «прогноз погоды», что позволит им принимать во внимание настроение и душевное состояние взрослого.

Игра 2 (с 9 лет)

Любовь и ярость

Цели: Когда мы испытываем любовь или злобу, это вызывает у нас совершенно различные телесные ощущения. В этой игре дети учатся обращать внимание на свои телесные ощущения в связи с испытываемыми ими сильными чувствами. Одновременно они учатся по мере надобности осознанно вызывать у себя эти чувства. Тем самым они доказывают себе, что в определенной степени могут контролировать собственные эмоции.

Инструкция: Разбейтесь на пары. Встаньте друг напротив друга и выберите, кто из вас будет делать это упражнение первым, а кто при этом будет наблюдателем.

Закрой глаза и представь себе кого-нибудь, кого ты очень любишь. Полностью сконцентрируйся на чувстве любви, пусть оно усиливается. Где это чувство расположено в твоем теле? Какой оно температуры? Какой у него цвет? Какое оно на ощупь? Полностью сконцентрируйся на чувстве любви, которое усиливается все больше и больше. Направь на него все свои мысли и ощущения… (1 минута.)

Теперь открой глаза и выслушай рассказ своего партнера о том, что он при этом наблюдал. Вопросы наблюдателю: Что ты видел? Ты можешь догадаться, о ком с такой любовью вспоминал твой партнер и что он при этом думал?. Поговорите друг с другом о том, что вы при этом обнаружили. Вопросы тому, кто делал упражнение: Где в своем теле ты ощущал любовь? Можешь ли ты как-нибудь описать это чувство? (2 минуты.)

А теперь снова закрой глаза и представь себе человека, который выводит тебя из себя. Полностью сконцентрируйся на чувстве злости. Пусть эта ярость растет. Где в твоем теле располагается это чувство? Какой оно температуры? Какого она цвета? Какова на ощупь поверхность этого чувства? Сконцентрируй все свои ощущения и мысли на этом. (1 минута. )

Теперь открой глаза. Пусть твой партнер расскажет все, что он наблюдал. Что он видел в этот раз? Где в своем теле ты ощущал ненависть? Как ты можешь описать это чувство? (2 минуты.)

Пусть затем дети поменяются ролями в парах, инструкция повторяется.

Анализ упражнения:

  • Какое чувство ты ощущал сильнее – любовь или злость?
  • Есть ли кто-то, кого ты то любишь, то ненавидишь?
  • Почему мы любим других людей?
  • Почему мы иногда сильно злимся на других людей?
  • Что происходит, когда мы чаще испытываем злость, чем любовь?
  • Ты знаешь, как можно прекратить чувство злости?

Игра 3 (с 10 лет)

Копилка хороших поступков

Цели: Дети (как и взрослые) нередко не ценят свои успехи и достижения. Вместо этого они предпочитают помнить о своих ошибках и недочетах, считая, что именно они дают импульс для решения новых задач, которые ставит перед ними жизнь. Поэтому мы предлагаем Вашему вниманию очень важное мероприятие, которое поможет детям завершить школьную неделю приятными переживаниями. Начинайте это упражнение за 5-10 минут до конца последнего урока недели.

Материалы: Каждому ребенку нужны бумага и карандаш.

Инструкция: Мы все хотим достичь в жизни успехов. Может быть, вы хотите стать такими же успешными в своих делах, как ваши родители, а, может быть, даже еще больше, чем они. Большинство людей полагает, что они добьются большего успеха, если постоянно будут подгонять себя, требуя от самих себя быть лучше, быстрее, умнее. И многие из них забывают сделать самый первый и самый важный шаг, лежащий в основе всякого успешного результата. Мы можем считать себя добившимися успеха лишь тогда, когда знаем, в чем именно мы его добились и каким образом мы это сделали. Обычно нам нужно некоторое время на то, чтобы заметить и запомнить свои достижения. Возьмите лист бумаги и запишите три хороших поступка, которые вы совершили в течение этой школьной недели. Мысленно вспомните все хорошее, что вы сделали. Например, выполнили сложное и неприятное домашнее задание, подготовились к трудному уроку, выучили наизусть длинное-длинное стихотворение.

Выберите из всего этого три поступка, которыми вы особенно гордитесь и запишите их на листе бумаги. Убедитесь, что вы выбрали именно три пункта. После того, как вы их запишете, похвалите себя одним спокойным предложением за все три события. Например: «Инна, ты на самом сделала это здорово». Затем запишите на свой лист и эту фразу.

На все это у вас есть пять минут.

Такое признание своих достижений мы будем проводить отныне каждую неделю. А тот из вас, кто захочет стать еще более успешным в жизни, может делать следующее. Каждый вечер перед сном ты можешь на пять минут сесть за письменный стол и записать три достойных поступка, совершенные за этот день. Тогда ты почувствуешь удовлетворение, убедишься в своей прилежности и поймешь, что заслужил хороший спокойный сон.

Конечно, вы всегда радуетесь, когда окружающие признают ваши достижения. Но они могут и не замечать всех ваших успехов. Поэтому важно уметь самостоятельно замечать все хорошее, что вы сделали и заслуженно хвалить себя.

Это станет залогом ваших новых побед.

Игра 4 (с 9 лет)

Без ложной скромности

Цели: В этой игре дети могут развивать в себе умение вести позитивный внутренний разговор о самом себе. В процессе игры они могут понять какими качествами и способностями они хотели бы обладать.

Материалы: Большой лист бумаги (размера A3 или больше) и восковые мелки.

Инструкция: Обычно всем людям нравится, когда их хвалят. Чья похвала нравится вам больше всего? Говорите ли вы сами что-то хорошее о себе? Что, например?

Когда мы говорим о себе хорошо, это здорово помогает нам добиваться в жизни успеха, переживать сложные ситуации и доводить до конца трудные дела.

Я хотела бы, чтобы вы сейчас подумали о трех вещах, которым вы хотели научиться или которые хотели бы делать лучше, чем сейчас. Выбрав эти три вещи, представьте себе, что вы уже умеете делать их. Сформулируйте это в утвердительной форме. Например: «Я отлично пробегаю стометровку», «Я пишу интересные сочинения», «Я очень хорошо плаваю»…

Теперь возьмите лист бумаги и запишите эти три фразы большими-большими буквами. Возьмите восковые мелки и украсьте буквы, которыми написаны эти предложения. Если захочется, можете взять каждую фразу в красивую рамку.

Пройдите по рядам, пока дети рисуют. Расскажите им что-нибудь о важности добрых слов о себе. О том, как такие слова могут помочь им стать старательнее и добиваться больших успехов. Помогите детям, которые ничего не написали, потому что у них есть какие-то комплексы, связанные с этой темой. Поправьте, если кто-то написал о себе что-то негативное. Поговорите также о том, что часто люди придерживаются установки, запрещающей «набивать себе цену», заставляющей их быть скромными. Подчеркните, что с помощью позитивных слов о себе мы подготавливаем наш будущий успех и что эти фразы могут помочь нам делать сложные вещи.

По завершении упражнения попросите каждого ребенка показать свой маленький плакат классу и громко зачитать то, что на нем написано. Очень полезно организовать этот процесс так, чтобы ребенок при этом прохаживался по классу, обращаясь к конкретным детям, и каждую новую фразу говорил новому ученику.

Попросите детей в конце урока забрать свои плакаты домой и повесить их дома на стену. Чем чаще они будут смотреть на них, тем легче им будет добиться того, чтобы эти слова стали правдой.

Игра 5 (с 8 лет)

Кто я?

Цели: Эта игра предоставляет возможность каждому ребенку выразить себя с помощью рисования своего автопортрета и рассказа о себе. Для детей, так же, как и для взрослых, нет ничего интереснее собственной персоны, поэтому эта игра вызывает большой интерес, к тому же она позволяет детям проявить свое творчество и фантазию. В ней не может быть правильных или неправильных ответов, ведь каждый человек – лучший эксперт самого себя, он знает себя лучше всех. И старшим, и младшим детям это упражнение пойдет на пользу, но особенно оно полезно детям со слаборазвитой рефлексией.

Материалы: Каждому ребенку необходимы бумага, карандаш и восковые мелки.

Инструкция: Представь себе, что у тебя есть друг, который живет в другой стране и с которым ты переписываешься. Он очень хочет побольше узнать о тебе, ему интересно, какой ты, как ты выглядишь, что тебе интересно… Чтобы он получше узнал тебя, ты решил отправить ему свой автопортрет. Нарисуй картину, на которой будет изображена либо только твоя голова, либо ты весь целиком, с головы до пят. Где-нибудь на листе большими буквами напиши свое имя. Например: «Меня зовут Валера». (10 минут.)

Теперь напиши своему другу очень простое стихотворение. Пусть каждая его строчка будет начинаться словами «я», «мой», «у меня» и т.д. Стихотворение не должно рифмоваться и может не иметь правильного стихотворного размера. Ты сам решишь, насколько длинным оно будет. Может быть, оно будет выглядеть примерно так:

Я Валера.
Я люблю иногда подурачиться.
Я самый старший ребенок в семье.
Мой рост – один метр и тридцать пять сантиметров.
У меня рыжие волосы.
Я обожаю мороженое.

(5-10 минут. По окончании пусть дети покажут свои портреты и зачитают «стихи».)

Анализ упражнения:

  • Хотел бы ты переписываться с кем-нибудь из далекой страны?
  • Как ты думаешь, обрадовался бы твой друг по переписке такому письму?
  • Насколько тебе понравилась эта игра?
  • Чей автопортрет тебе понравился больше всего?
  • Чье стихотворение тебе особенно понравилось?

Игра 6 (с 8 лет)

Самого себя любить

Цели: В этой управляемой фантазии мы учим детей внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.

Материалы: Для каждого ребенка – один лист упаковочной бумаги и восковые мелки.

Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…

Представь себе зеркало. Громадное-громадное зеркало в светло-красной раме. Возьми платок и вытри зеркало как можно чище, так, чтобы оно все блестело и сияло… Представь, что ты стоишь перед этим зеркалом. Тебе видно себя? Если да, то подай мне знак рукой. (Дождитесь, пока большинство детей подадут вам знак.)

Разгляди свои губы и цвет своих глаз… Посмотри, как ты выглядишь, когда немного покачиваешь головой… Посмотри на свои плечи и грудь. Посмотри, как ты поднимаешь и опускаешь плечи…

Тебе видно свои ноги? Посмотри, как высоко ты можешь подпрыгнуть… У тебя хорошо получается! Теперь представь себе, что твое отражение улыбается и ласково смотрит на тебя…

Посмотри на свои волосы! Какого они цвета? Возьми расческу и причешись, глядя в зеркало перед собой. Причешись, как обычно…

Посмотри в улыбающиеся глаза своего отражения. Пусть твои глаза блестят и светятся радостью, пока ты рассматриваешь их в зеркале. Набери немного воздуха в легкие и надуй немного маленьких светлых искорок в свои глаза… (При этих словах глубоко вдохните и громко и отчетливо выдохните воздух. Повторите свою просьбу к детям добавить блеска в глаза.) Постарайся разглядеть золотое свечение вокруг твоих глаз. Пусть твои глаза выглядят совершенно счастливыми…

Теперь посмотри на свое лицо в зеркале. Скажи самому себе: «Мое лицо улыбается. Я люблю улыбаться. От этого мне становится приятнее». Если твое лицо все еще серьезно, то преврати серьезное лицо в одну громадную и довольную улыбку. Покажи свои зубы зеркалу… У тебя это здорово получилось!

Теперь посмотри на все свое тело в зеркале и увеличь его. Твои плечи пусть станут совсем ровными и прямыми. Постарайся почувствовать, как это приятно – вот так гордо стоять и нравиться самому себе. И, разглядывая себя с ног до головы, повторяй за мной: «Я люблю себя! Я люблю себя! Я люблю себя!» (Произнесите эти слова с большим энтузиазмом и очень эмоционально. ) Ты чувствуешь, как это приятно? Ты можешь повторять про себя эти слова всякий раз, когда захочешь почувствовать себя счастливым и довольным. Постарайся прочувствовать всем своим телом, как ты произносишь: «Я люблю себя!». В какой части тела ты ощущаешь это? Покажи рукой на это место, где чувствуешь свое «Я люблю себя!». Хорошо запомни, как в твоем теле отражается твое «Я люблю себя!». Сейчас мы обсудим это.

А теперь ты можешь вернуться снова в наш класс. Потянись, немного напряги и расслабь все свое тело и открой глаза…

Попросите по завершении этой фантазии всех детей хором произнести фразу-подтверждение «Я люблю себя!». Спросите детей, где в своем теле они чувствуют эту любовь.

Затем дети могут нарисовать свой образ. Они могут работать в парах, при этом каждый ребенок рисует контур своего партнера на большом листе упаковочной бумаги. Потом этот контур раскрашивается и превращается в улыбающийся и счастливый портрет. Дети могут отдельные части тела характеризовать позитивными прилагательными. Например: «мои красивые карие глаза», «мои золотые умелые руки» и т.д.

Анализ упражнения:

  • Почему некоторые люди любят самих себя?
  • Почему некоторые люди себя не любят?
  • Почему некоторым людям редко приходят в голову приятные мысли о себе?
  • Что ты можешь сделать для того, чтобы чаще думать о себе хорошо?
  • Что делает тебя счастливым?

Игра 7 ( с 8 лет )

Невидимые помощники

Цели: Совсем маленькие дети еще, как правило, сохраняют способность концентрировать свое внимание на совсем простых вещах и наслаждаться ими в полной мере. Они разглядывают солнечные блики на стекле и прыгают от восторга, наблюдая, как таинственным образом перемещаются солнечные зайчики. Заслышав голоса птиц, они способны полностью сконцентрироваться на этих звуках и наслаждаться этими краткими мгновениями. Маленькие дети – прирожденные оптимисты, лишь с годами они постепенно перенимают у взрослых скепсис и пессимизм. Чтобы достичь больших успехов в жизни и развить у себя высокий уровень самоуважения, нам необходим оптимистический взгляд на жизнь. Это будет сделать проще, если Вы научитесь концентрироваться на приятных моментах жизни, отмечая и запоминая их. Каждый день мы сталкиваемся с приятными событиями гораздо чаще, чем с неприятными. Это легко заметить, если внимательно проанализировать прожитый день, но пессимист концентрируется на своих неприятностях и неудачах и, соответственно, видит весь мир в серых тонах.

В этой игре мы предлагаем детям сконцентрироваться на тех вещах, которые делают их жизнь прекрасной.

Материалы: Колокольчик.

Инструкция: Представь себе, что у тебя есть невидимый помощник, не отстающий от тебя ни на шаг. Всякий раз, когда ты испытываешь что-то приятное, он нежно касается твоего плеча и тихо говорит тебе: «Как прекрасно!» Конечно, такой невидимый помощник не нужен тебе, чтобы замечать и без того бросающиеся в глаза приятные мгновения твоей жизни. Например, ты и сам без посторонней помощи можешь насладиться отменой занятий в школе. Да и когда ты в жаркий день ешь порцию своего любимого мороженого, тебе не нужно посторонней помощи, чтобы всласть порадоваться этому. Но тебе понадобится помощь твоего невидимого помощника, чтобы наслаждаться теми важными, но неуловимыми вещами, которые ежечасно и постоянно происходят с нами и делают жизнь прекрасной и удивительной. Можно, например, порадоваться теплым лучам солнца, получить облегчение после глубокого и сильного вздоха, услышать доброе слово одноклассника, увидеть улыбку друга и так далее. Невидимый помощник может обратить твое внимание на все эти маленькие радости жизни, чтобы ты успел насладиться ими. Чем больше ты наслаждаешься каждым мгновением своей жизни, тем счастливее ты станешь.

Давайте проверим, насколько вы поняли мои слова. Ведь это так просто, и все же все эти ворчуны и пессимисты на своем жалком примере показывают всем нам, как необходим в жизни такой невидимый помощник, вновь и вновь шепчущий нам на ухо: «Как прекрасно!»

Встаньте, пожалуйста, и начните медленно бродить по классу…

Представь себе, что невидимый помощник ходит рядом с тобой и каждый раз кладет свою руку тебе на плечо, как только ты замечаешь нечто красивое и приятное. Почувствовав руку на своем плече, ничего не произноси вслух, просто подойди к моему столу и позвони в колокольчик. И снова броди по классу в ожидании момента, когда еще что-нибудь приятное привлечет твое внимание. (5-10 минут.)

Попросите детей после этого рассказать обо всем, что их обрадовало.

И пусть весь сегодняшний день твой невидимый помощник незримо следует за тобой. Постарайся заметить все эти маленькие радости, на которые укажет тебе помощник-невидимка. Завтра я расспрошу вас обо всем, чему вы порадуетесь сегодня.

Анализ упражнения:

  • Какие прекрасные звуки тебе удалось услышать?
  • Какие прекрасные образы ты смог увидеть?
  • Удалось ли тебе почувствовать какой-нибудь приятный вкус?
  • Почувствовал ли ты прекрасные запахи?
  • Прикасался ли ты к чему-нибудь приятному на ощупь?
  • Совершал ли ты такие движения, которые были бы приятны твоему телу?
  • Слышал ли ты приятные слова?

Игра 8 (с 8 лет)

Цветок

Цели: У каждого ребенка есть потребность чувствовать себя для кого-то ценным. В этом кратком путешествии в мир фантазии мы можем подарить детям символ внутреннего покоя и доверия самим себе.

Инструкция: С какими чувствами вы начали сегодняшний день? Что вы хотели от него? Бывают ли у вас такие дни, которые начинаются не столь хорошо? Чего вам не хватает в такие дни? Я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазии, во время которого я покажу вам, как можно вызывать у себя приятные ощущения.

Сядь поудобнее и закрой глаза. Сделай три глубоких вдоха и выдоха …

А теперь представь себе какой-нибудь цветок, куст или дерево с прекрасными бутонами. Выбери какое-нибудь любое растение, цветы которого тебе нравятся… Внимательно рассмотри его, его листья, цветы и еще нераспустившиеся бутоны…

Представь теперь, что ты – один из этих нераспустившихся бутонов. Посмотри на плотную оболочку вокруг себя, постарайся почувствовать, как тебе хочется, чтобы эта оболочка раскрылась и ты бы потянулся навстречу теплому солнечному свету…

А теперь ты можешь представить себе, как твой бутон постепенно раскрывается. Постарайся почувствовать аромат этого цветка… Рассмотри цвет его лепестков… Посмотри, как ярко они сияют… Если хочешь, можешь понаблюдать, как мимо проходят дети и взрослые и восхищаются таким прекрасным цветком. Слышишь, они говорят: «Какой красивый цветок! Он так нравится мне!» Восхищайся и ты этим цветком, повторяя про себя: «Я хочу очень хорошо запомнить его. Я хочу, чтобы моя жизнь стала такой же прекрасной и яркой». Ты чувствуешь, как приятно смотреть на этот цветок? Возьми это приятное чувство и помести в какую-нибудь часть своего тела. Например, ты можешь вдохнуть это чувство и поместить его в район солнечного сплетения…

А теперь потянись, расслабься, открой глаза и вернись к нам в класс бодрым и отдохнувшим.

Если хотите, Вы можете положить в центре класса лист ватмана и сказать группе: «А теперь давайте быстро нарисуем волшебное дерево, на котором будут расти все те разнообразные и прекрасные цветы, которыми вы были». Нарисуйте сами волшебное дерево, и пусть каждый ребенок пририсует свой цветок к одной из его веток.

Анализ упражнения:

  • Какое растение ты себе представил?
  • Ты можешь рассказать о себе как об этом растении, от первого лица?
  • Можешь ли ты описать свой аромат?
  • Бывает ли, что кто-нибудь восхищается тобой?
  • Есть ли на свете люди, от которых ты очень ждешь восхищения тобой? Кто это?
  • Можно ли сказать, что «каждый человек – это чудо»?
  • Чей цветок тебе понравился?

Игра 9 (с 9 лет)

Любовь и злость

Цели: В ходе этой игры дети могут обратить внимание на то, что по отношению к одним и тем же людям они одновременно испытывают и позитивные, и негативные чувства. Кроме того, они могут научиться не поддаваться этим чувствам целиком, а ощущать и любовь, и злость, сохраняя при этом глубокий контакт с другим человеком.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг и закройте глаза.

Представь себе, что сейчас ты разговариваешь с кем-нибудь, на кого ты рассердился. Скажи этому человеку, за что ты на него рассердился. Может быть, он не выполнил своего обещания или не сделал того, что ты ожидал от него. Поговори с этим человеком про себя, так, чтобы никто не мог тебя услышать. Скажи очень четко и точно, на что именно ты рассердился. Если, к примеру, ты рассердился на своего младшего братишку Федьку, то можешь сказать ему: «Федя, меня выводит из себя, когда ты рисуешь всякие каракули в моей тетради». Если ты рассердился на свою сестру Соню, можешь сказать ей, например: «Я весь дрожу от злости, когда ты проходишь через мою комнату и по дороге разбрасываешь все мои вещи и игрушки». Если ты рассердился на своих родителей, скажи им тоже как можно точнее, чем они тебя прогневили: «Мама, меня очень обижает, что ты заставляешь меня опять выносить мусорное ведро, тогда как Маша и Ира могут вовсе не помогать тебе». (1-2 минуты.)

А теперь скажи человеку, с которым ты разговаривал, что тебе в нем нравится. Скажи об этом тоже как можно конкретнее. Например: «Федя, мне очень нравится, что когда я прихожу из школы, ты бросаешься мне навстречу и радостно обнимаешь меня» или: «Мама, мне очень нравится, когда перед сном ты читаешь мне сказки». (1-2 минуты.)

А теперь подумай немного о том, кто в классе тебя иногда злит. Представь, что ты подходишь к этому человеку и четко и конкретно говоришь ему, чем именно он тебя вывел из себя… (1 минута.)

Теперь мысленно подойди к этому ребенку вновь и скажи ему, что тебе нравится в нем. (1 минута.)

Теперь ты можешь снова открыть глаза и оглядеть круг. Внимательно посмотри на других детей. А сейчас мы можем обсудить, что каждый из вас пережил в своем воображении.

Если Вы заметите, что кто-то из детей допускает обидные замечания в адрес кого-то из присутствующих или отсутствующих в классе, тут же потребуйте, чтобы он сказал в адрес этого же человека что-то позитивное. Также внимательно отслеживайте, чтобы дети выражали свою злость или обиду без обобщений и оценок, то есть, чтобы никто не говорил ничего типа: «Ты дурак!». Допустимо только выражение своих чувств в отношении другого ребенка в виде описания фактов и чувств, например: «Я обижаюсь, когда ты рисуешь своим фломастером на моей парте». Таким способом дети могут ощутить свои негативные эмоции и скрывающуюся за ними энергетику. Благодаря содержательно точному называнию причин своей злости или обиды дети могут заметить, что отвергают не всего человека, а только определенный способ его поведения. Когда гнев точно сфокусирован, ребенок не подпадает столь сильно под его воздействие.

Анализ упражнения:

  • Как ты себя чувствуешь, когда не говоришь другому о том, что ты рассердился на него?
  • А как ты себя чувствуешь, когда сообщаешь ему о том, что ты рассердился?
  • А можешь ли ты выдержать, если кто-нибудь скажет тебе, что он рассердился на тебя?
  • Есть ли такие люди, на которых ты никогда не сердишься?
  • Есть ли такие люди, которые никогда не сердятся на тебя?
  • Почему так важно точно говорить, на что именно ты рассердился?
  • Когда твой гнев проходит быстрее, когда ты замалчиваешь его, или когда ты о нем рассказываешь?

Похожие материалы в разделе Психология ребенка:

  • Упражнение «Прочитай письмо»
  • Развитие внимания «Нужные фигуры»
  • Узнает ли себя ребенок в зеркале?
  • Трихотилломания в раннем возрасте
  • Критерии готовности ребёнка к обучению в школе
  • Какие игрушки нужны детям
  • Детская агрессивность
  • Классификация школьных проблем и возможных причин их возникновения
  • Значение и задачи математического развития детей дошкольного возраста
  • Развитие мышления «Чашки»

/**/

Психологические игры для детей младшего школьного возраста | Учебно-методический материал по теме:

Психологические игры для младшего школьного возраста.

Родители знают, что с маленькими детьми часто возникают различные психологические проблемы. Дети не реже взрослых страдают от непонимания, страха или банальной застенчивости. Все подобные проблемы возникают от невнимания, а виноваты в этом взрослые. Однако в их силах помочь ребенку преодолеть возникшие трудности. Нужно только стремиться к этому, стараться подавить стеснительность, свойственную в той или иной степени всем детям. Однако не следует и перегибать палку, воспитывая в ребенке «хозяина жизни». Во всем нужна мера, и в тем большей степени это касается психологического воспитания.

«Пресс-конференция»

Цели: развивать  навыки  эффективного общения; воспитывать желание общаться, вступать в контакт с  другими детьми; учить детей задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу.

Содержание игры: участвуют все дети группы. Выбирается любая, но хорошо известная тема, например: «Мой режим дня», «Мой домашний любимец», «Мои игрушки», «Мои друзья» и т. д.

Один из участников пресс-конференции – «гость» — садится в центре зала и отвечает на любые вопросы участников.

Примерные вопросы к теме «Мои друзья»: Много ли у тебя друзей? С кем тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками?  За что любят тебя друзья, как тебе кажется? Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше? Как нельзя поступать с друзьями? И т. д.

 

«Ролевая гимнастика»

Цели: Учить раскованному поведению, развивать актёрские способности, помогать почувствовать состояние другого существа.

Содержание игры: подобрать короткие и хорошо известные детям стихотворения.

Предложить рассказать стихотворение:

1. Очень быстро, «с пулемётной скоростью».

2. Как иностранец.

3. Шепотом.

4. Очень медленно, «со скоростью черепахи».

Пройти, как: трусливый зайчик, голодный лев, младенец, старичок, …

Попрыгать, как: кузнечик, лягушка, козлик, обезьянка.

Сесть в позе: птички на ветке, пчелы на цветке, наездника на лошади, ученика на уроке, …

Нахмуриться, как: рассерженная мама, осенняя туча, разъярённый лев, …

Рассмеяться, как:  добрая волшебница, злая волшебница, маленький ребёнок, старичок, великан, мышка, …

 

«Секрет»

Цели: формировать желание общаться со сверстниками; преодолевать застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели.

Содержание игры: всем участникам ведущий раздаёт небольшие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку,… . Это секрет. Участники объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой «секрет».

Дети должны придумать как можно больше способов уговаривания (угадывать; говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в кулачке что-то есть, …)

 

«Мои хорошие качества»

Цели: учить преодолению застенчивости; помогать осознавать свои положительные качества; повышать самооценку.

Содержание игры: каждый ребёнок в течение нескольких минут должен вспомнить свои лучшие качества. Затем все садятся в круг и по очереди рассказывают о себе. ( Дать возможность высказаться всем желающим и не заставлять, если кто-то отказывается.)

 

«Я лучше всех умею …»

Цели: учить преодолевать застенчивость, формировать чувство уверенности, повышать самооценку.

Содержание игры: дети садятся в круг ведущий даёт задание вспомнить, что у каждого из участников лучше всего получается ( например, петь, танцевать, вышивать, выполнять гимнастические упражнение, …). Затем дети по очереди показывают это действие жестами.

 

«Волна»

Цели: учить концентрировать внимание; управлять своим поведением.

Содержание игры: детям предлагается изобразить море, которое, в зависимости от погоды может быть самым разным.

Ведущий даёт команду «Штиль!» Все дети замирают. По команде «Волна!» дети выстраиваются в линию и берутся за руки. Ведущий указывает силу волны, а дети приседают и с интервалом 1-2 секунды встают, не отпуская рук. Игра заканчивается командой «Штиль!» (предварительно можно побеседовать о художниках – маринистах, показать репродукции картин Айвазовского).

 

«Мимическая гимнастика»

Цели: учить понимать соответствующую настроению мимику; осознавать своё эмоциональное состояние.

Содержание игры: детям предлагается при помощи мимики выполнить ряд простых упражнений, которые помогут научиться правильно выражать некоторые эмоции: удивление, страх, обиду, злость, печаль, радость, восторг. Эмоции можно изобразить на карточках и положить рубашкой вверх. Ребёнок вытаскивает карточку и изображает данную эмоцию. Дети должны отгадать эмоцию.

Когда дети хорошо освоят мимику,  можно добавлять жесты и воображаемую ситуацию. Например, ребёнок вытащил карточку с эмоцией «радость». Он не только изображает радость, но и помещает себя в конкретную ситуацию: нашёл подарок под ёлкой, хорошо нарисовал  портрет, увидел самолёт в небе, ….)

 

«Собери эмоцию»

Цели: учить определять по отдельным мимическим фрагментам выраженную эмоцию; развивать умение осознавать эмоцию; развивать цветоощущения.

Содержание игры: потребуется лист с пиктограммами, разрезанные на части наборы пиктограмм, цветные карандаши, листы бумаги. Детям даётся задание собрать пиктограммы так, чтобы получилось правильное изображение эмоции. Затем ведущий показывает лист с образцами пиктограмм, чтобы дети могли проверить. Можно попросить детей нарисовать любой рисунок, выбрав карандаш, соответствующий собранной эмоции (по мнению ребёнка!)

 

«Моё настроение. Настроение группы.»

Цели: учить детей осознавать свои эмоции и выражать их через рисунок.

Содержание игры: каждый ребёнок из группы рисует своё настроение на листе бумаги карандашом одного цвета. Затем работы вывешиваются и обсуждаются. Можно взять один большой лист и предложить детям выбрать подходящий своему настроению цвет карандаша и изобразить своё настроение. В результате можно увидеть общее настроение группы. Игра рассматривается, как вариант рисуночных тестов. Необходимо обратить внимание на то, какие цвета использовали дети, что рисовали и в какой части листа. Если дети использовали преимущественно тёмные цвета, побеседовать с детьми и провести весёлую подвижную игру.

 

«Слушаем тишину»

Цели: снять мышечное напряжение; упражнять в концентрации внимания; учить управлять своим эмоциональным состоянием.

Содержание игры: по сигналу ведущего дети начинают прыгать и бегать по комнате, топать и хлопать. По второму сигналу дети должны быстро сесть на корточки или на стулья и прислушаться к тому, что происходит вокруг. Затем можно обсудить, какие звуки детям удалось услышать.

«Заряд бодрости» релаксационное упражнение

Цели: помочь детям справиться с чувством усталости, помочь настроиться на занятие или переключить внимание; улучшить настроение;

Содержание упражнения: дети садятся на пол, двумя пальчиками (большим и указательным ) берутся за мочки ушей и массируют их круговыми движениями 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую, приговаривая: «Мои ушки слышат всё!» После этого дети опускают руки и встряхивают ими.

Затем ставят указательный палец между бровей над носом. Массируют ту точку также по10 раз в каждую сторону, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз!» В конце упражнения встряхивают руки.

Затем собирают пальцы в горстку и массируют точку, которая расположена внизу шеи, со словами: «Я дышу, дышу, дышу!»

 

«Броуновское движение»

Цели: способствовать сплочённости коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения.

Содержание игры: участники свободно двигаются по помещению. По сигналу ведущего им необходимо объединиться в группы. Количество человек в группе зависит от того, сколько раз ведущий  хлопнет в ладоши (можно показать карточку с цифрой). Если число участников в группе не совпадает с объявленным, группа должна сама решить, как выполнить условие игры.

 

«Котёл»

Цели: способствовать сплочению коллектива; снятию состояния агрессии; учить контролировать своё эмоциональное состояние; развивать координацию движений, ловкость.

Содержание игры: «Котёл» — это ограниченное пространство в группе (например, ковёр). Участники на время игры становятся «капельками воды» и хаотично двигаются  по ковру, не задевая друг друга. Ведущий произносит слова: «вода нагревается!», «вода становиться теплее!», «вода горячая!», «вода кипит!», … . Дети в зависимости от температуры воды меняют скорость движения. Запрещается сталкиваться  и выходить за пределы ковра. Те, кто нарушает правила, выходят из игры. Победителями становятся  самые внимательные и ловкие.

«Вторжение»

Цели: способствовать сплочению коллектива, снятию чувства страха и агрессии; воспитывать  взаимовыручку; развивать ловкость и быстроту.

Содержание игры: на пол выкладывается покрывало . Дети «садятся в космические корабли и прибывают на любую планету». Затем они свободно гуляют по планете. По сигналу ведущего «Вторжение!», дети должны быстро укрыться от инопланетян все вместе под одним покрывалом. Те, кто не поместились, выбывают из игры.

 

«Передай по кругу»

Цели: способствовать формированию дружного коллектива; учить действовать согласованно; развивать координацию движений и воображение.

Содержание игры: дети садятся в круг. Педагог передаёт по кругу воображаемый предмет: горячую картошку, льдинку, лягушку, песчинку, и т. д. С более  старшими детьми можно играть не называя предмета. Предмет должен пройти весь круг и вернуться к водящему не изменившись (картофелина не должна остыть, льдинка – растаять, песчинка – потеряться, лягушка – ускакать).

 

«Монетка в кулачке» релаксационное упражнение

Цели: снять мышечное и психологическое напряжение; овладеть приёмами саморегуляции.

Содержание упражнения: дать ребёнку монетку и попросить сжать её в кулачке. Подержав несколько секунд кулачок сжатым, ребёнок раскрывает ладонь и показывает монетку. При этом рука ребёнка расслабляется. Чтобы разнообразить тактильные ощущения, можно давать ребёнку различные мелкие предметы. Дети постарше могут отгадывать, что у них в руке.

 

«Подними игрушку» релаксационное упражнение

Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; концентрация внимания; освоение диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

Содержание упражнения: ребёнок лежит на спине на полу. На живот ему ставят небольшую устойчивую игрушку. На счёт1-2 ребёнок делает вдох через нос. Живот надувается и игрушка поднимается. На счёт 3-4-5-6 – выдох через рот, губы сложены трубочкой – живот сдувается, игрушка опускается вниз.

«Приветствие короля»

Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; создание позитивного настроя в группе; развитие умения управлять своими эмоциями.

Содержание игры: участники выстраиваются в две линейки. Передние кладут руки друг другу на плечи. Они образуют как бы ограду для стоящих  сзади. Стоящим позади, нужно, опираясь на ограду, подпрыгнуть, как можно выше, приветствуя улыбкой короля, помахивая то левой, то правой рукой. Можно при этом издавать приветственные возгласы. Затем ограда и зрители меняются местами. Дети должны почувствовать разницу в  напряжении мышц: когда они были деревянной, неподвижной оградой, а теперь, ликующие, весело подпрыгивающие люди.

«Найди и промолчи»

Цели: развитие концентрации внимания; воспитание  стрессоустойчивой личности; воспитание чувства товарищества.

Содержание игры: дети, стоя, закрывают глаза. Ведущий кладёт предмет на видное для всех место. После разрешения водящего, дети открывают глаза и внимательно разыскивают его взглядом. Первый, кто увидел предмет, не должен ничего говорит ь или показывать, а молча садится на своё место. Так поступают и другие. Не нашедшим предмет, помогают так: все смотрят на предмет, а дети должны увидеть его, проследив за взглядом остальных.

 

«Коробка переживаний» релаксационное упражнение

Цели: снятие психологического напряжения; развитие умения осознавать  и формулировать свои проблемы.

Содержание упражнения: ведущий показывает небольшую коробку и Говорит: « В эту коробку мы соберём сегодня все неприятности, обиды и огорчения. Если вам что-то мешает, вы можете прошептать это прямо в коробку. Я пущу её по кругу. Потом я её заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши переживания.

 

«Акулы и  матросы»

Цели: способствовать сплочению коллектива; снятию состояния агрессии; учить контролировать своё эмоциональное состояние; развивать координацию движений, ловкость.

Содержание игры: дети делятся на две команды: матросы и акулы. На полу чертится большой круг – это корабль. В океане около корабля плавает много акул. Эти акулы пытаются затащить матросов в море, а матросы стараются затащить акул на корабль. Когда акулу полностью затаскивают на корабль, она тут же превращается в матроса, а если матрос попадает в море, то он превращается в акулу. Перетягивать друг друга можно только за руки. Важное правило: одна акула – один матрос. Никто больше не вмешивается.

«Коровы, собаки, кошки»

Цели: развитие способности к невербальному общению, концентрации слухового внимания; воспитание бережного отношения друг к другу; развитие умения слышать других.

Содержание игры. Ведущий говорит: «Пожалуйста, встаньте широким кругом. Я подойду к каждому и шёпотом скажу на ушко название животного. Запомните его хорошенько, ток как потом вам нужно будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам прошептала». Ведущий по очереди шепчет каждому ребёнку: «Ты будешь коровой», «Ты будешь собакой», «Ты будешь кошкой». «Теперь закройте глаза и забудьте человеческий язык. Вы должны говорить только так, как «говорит» ваше животное. Вы можете, не открывая глаз, ходить по комнате. Как только услышите «своё животное», двигайтесь ему навстречу. Затем, взявшись за руки, вы идёте уже вдвоём, чтобы найти других детей, «говорящих на вашем языке». Важное правило: не кричать и двигаться очень осторожно». Первый раз игру можно провести с открытыми глазами.

«Разведчики»

Цели: развитие  зрительного внимания; формирование сплочённого коллектива: умение работать в группе.

Содержание игры: в комнате расставлены «препятствия» в произвольном  порядке. «Разведчик» медленно идёт через комнату, выбранным маршрутом. Другой ребёнок, «командир», запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путём. Если командир затрудняется в выборе пути, он может попросить помощи у отряда. Но если он идёт сам, отряд молчит. В конце пути, «разведчик может указать на ошибки в маршруте.

 

«Пианино» релаксационное упражнение

Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; установление межличностных контактов; развитие мелкой моторики.

Содержание упражнения: все садятся в круг, как можно ближе друг к другу. Правую руку кладут на колено соседа справа, а левую на колено соседа слева. По кругу, по очереди производить пальцами движения,  имитирующие игру на пианино (гаммы).

«Кто кого перехлопает/перетопает» релаксационное упражнение

Цели: снятие психологического и мышечного напряжения; создание хорошего настроения.

Содержание упражнения: группа делится на две части. Все начинают одновременно топать или хлопать. Выигрывает команда, которая хлопала или топала громче.

 

«Аплодисменты» релаксационное упражнение

Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата.

Содержание упражнения: дети стоят в широком кругу. Воспитатель говорит: «Вы сегодня славно поработали, и мне хочется похлопать вам. Воспитатель выбирает одного ребёнка из круга, подходит к нему и, улыбаясь, аплодирует ему. Выбранный ребёнок тоже выбирает товарища, подходит к нему уже вдвоём с воспитателем. Второму ребёнку аплодируют уже вдвоём. Таким образом, последнему ребёнку аплодирует вся группа. Второй раз игру начинает  уже не воспитатель.

«Создание рисунка по кругу»

Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата; развитие мелкой моторики и воображения.

Содержание игры: все сидят в кругу. У каждого участника лист бумаги и карандаш или ручка. За одну минуту все что-нибудь рисуют на своих листах. Далее передают лист соседу справа, а получают лист от соседа слева. Дорисовывают что-нибудь за одну минуту и опять передают лист соседу справа. Игра идет пока лист не вернётся к хозяину. Затем все рассматривают и обсуждают. Можно устроить выставку.

 

«Приветствие» релаксационное упражнение

Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата;

Содержание игры: участники делятся на пары. Первые номера становятся внутренним кругом, вторые – внешним.

Здравствуй друг! Здороваются за руку.

Как ты тут? Хлопают по плечу друг друга.

Где ты был? Дергают за ушко друг друга.

Я скучал! Кладут руки себе на сердце.

Ты пришёл! Разводят руки в стороны.

Хорошо! Обнимаются.

 

«Скучно-скучно»

Цели: умение пережить ситуацию неуспеха; воспитание альтруистического  чувства детей; воспитание честности.

Содержание игры: дети садятся на стульчики вдоль стены. Вместе с ведущим все проговаривают слова:

Скучно-скучно так сидеть,

Друг на друга всё глядеть.

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться. После этих слов все должны добежать до противоположной стены, дотронуться до неё рукой и, вернувшись, сесть на любой стульчик. Ведущий в это время убирает один стул. Играют до тех пор, пока не останется один самый ловкий ребёнок. Выбывшие дети играют роль судей: смотрят за соблюдением правил игры.

 

«Тень»

Цели: развитие двигательной координации, быстроты реакции; установление межличностных контактов.

Содержание игры; один участник становится путником, остальные его тенью. Путник идёт через поле, а за ним на два шага сзади – его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно чтобы путник совершал движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал через лужи, смотрел вдаль из-под руки, балансировал по мостику и т. д

«Властелины кольца»

Цели: обучение координации совместных действий; обучение поиску способов коллективного решения проблемы.

Содержание игры: потребуется кольцо диаметром 7-15 см (моток проволоки или скотча), к которому привязаны на расстоянии друг от друга три нитки длиной 1.5 – 2м каждая. Три участника становятся по кругу, и каждый берёт в руки нитку. Их задача: действуя синхронно, опустить кольцо точно на мишень – например, лежащую на полу монетку.  Варианты: глаза открыты, но переговариваться нельзя. Глаза закрыты, но можно переговариваться.

14 способов, которыми когнитивно-поведенческая терапия может помочь детям

Помочь детям осознать, каким образом мысли могут влиять на эмоции и поведение, — это один из самых ценных уроков, которые мы можем передать по наследству.

В то время, когда социальное, когнитивное и эмоциональное развитие происходит быстро, переосмысление контрпродуктивного мышления и убеждений, лежащих в основе этого мышления, является неотъемлемой частью преодоления эмоциональных и личных проблем, с которыми сталкивается ребенок в детстве.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) может помочь детям переосмыслить то, как они определяют, интерпретируют и оценивают свои эмоциональные и поведенческие реакции на негативный опыт.

Осознание того, что эмоции и поведение можно регулировать и управлять ими, придает силы и может привести к улучшению самоконтроля, регуляции эмоций, навыков преодоления трудностей и эмоционального осознания на этом критическом этапе развития.

В следующей статье будут рассмотрены исследования и эффективность когнитивно-поведенческой терапии для детей, детские и подростковые проблемы, которые может помочь решить КПТ, а также преимущества использования КПТ для детей и подростков.

Прежде чем вы продолжите чтение, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить наши 3 позитивных упражнения КПТ. Эти научно обоснованные упражнения предоставят вам подробное представление о позитивной когнитивно-поведенческой терапии и дадут вам инструменты для ее применения в терапии или коучинге.

Эта статья содержит:

  • Является ли когнитивно-поведенческая терапия эффективной формой терапии для детей?
  • Какие детские и подростковые проблемы лучше всего решает КПТ?
  • Исследование по использованию когнитивно-поведенческой терапии с детьми и молодежью
  • 14 преимуществ использования когнитивно-поведенческой терапии для детей и молодежи
  • Сообщение на вынос
  • Ссылки

Является ли когнитивно-поведенческая терапия эффективной формой терапии для детей?

Поведенческие и когнитивные теории психопатологии человека лежат в основе когнитивно-поведенческой терапии. Было показано, что благодаря нацеливанию на несколько областей потенциальной уязвимости с помощью стратегий, ориентированных на развитие, и гибких путей вмешательства КПТ является эффективным средством лечения широкого спектра психологических проблем у взрослых.

В последние годы появляется все больше данных, подтверждающих эффективность когнитивно-поведенческой терапии у детей и молодых людей при различных заболеваниях, включая, но не ограничиваясь ими; депрессия, генерализованное тревожное расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство, школьная фобия, расстройства пищевого поведения, членовредительство и проблемы с поведением (Скотт, 2010).

Тревожные расстройства являются наиболее распространенной формой психопатологии у детей и подростков (Abbo et al., 2013). У детей симптомы генерализованного тревожного расстройства (ГТР) часто проявляются в виде размышлений о своем здоровье и здоровье близких, школе, мнении других и социальных проблемах.

Беспокойство по поводу возможных негативных последствий в сочетании с недостаточно развитой способностью справляться с ними может нанести вред молодым людям по ряду причин.

Клинические испытания подтвердили эффективность когнитивно-поведенческой терапии для лечения детей с тревожными расстройствами. Reinecke, Dattilio и Freeman (2003) обнаружили, что 55–65% детей больше не соответствовали критериям тревожного расстройства после лечения.

Кроме того, результаты этого исследования показали, что когнитивно-поведенческая терапия потенциально может помочь даже очень маленьким детям (в возрасте до 7 лет) справиться с умеренной тревожностью.

Бек, Раш, Шоу и Эмери (1979) предположили, что депрессивные люди имеют характерные мысли и убеждения, которые поддерживают их депрессивное настроение и поведение. В состоянии депрессии люди склонны вспоминать плохие вещи, которые с ними произошли, часто упуская из виду хорошие вещи.

Target (2002) заявил, что около 30-40% подростков в какой-то момент переживают эпизод большого депрессивного расстройства, при этом самыми сильными факторами риска являются генетическая предрасположенность к депрессии и подверженность психосоциальному стрессу, такому как развод родителей, тяжелая утрата, и злоупотребление.

КПТ направлена ​​на выявление и замену негативных мыслей, используя позитивные поведенческие навыки для создания и поддержания позитивного настроения и здоровых отношений.

Garber, Clarke и Weersing (2014) изучили влияние сочетания обучения депрессии и когнитивно-поведенческой терапии в лечении детей и подростков. Результаты этого исследования показали, что групповые программы когнитивно-поведенческой терапии снижают частоту возникновения депрессии у лечившихся подростков через 12 месяцев, что указывает на то, что профилактика когнитивно-поведенческой терапии в школе может быть многообещающим подходом для молодых людей, сообщающих о высокой частоте симптомов депрессии.

Многокомпонентная когнитивно-поведенческая терапия может привести к исправлению, переопределению и переобучению детей с СДВГ (Braswell & Bloomquist, 1991). Подчеркивая необходимость совместной постановки целей и обучения управлению гневом и социальным навыкам, Брасвелл и Блумквист указали, что когнитивно-поведенческая терапия для детей и подростков с СДВГ наиболее полезна при групповом лечении с участием семьи и учителей.

Какие детские и подростковые проблемы лучше всего решает КПТ?

Когнитивно-поведенческая терапия борется с неадекватными мыслями и бесполезным поведением, заменяя их более реалистичными моделями мышления и более адаптивными стратегиями выживания (Scott, 2010).

Эти корректировки могут помочь изменить симптомы ряда проблем, связанных с детством и юностью.

Расстройства пищевого поведения

Расстройства пищевого поведения являются относительно распространенными и серьезными психологическими расстройствами, которые обычно возникают в подростковом возрасте. Около 40–60% девочек в возрасте от 6 до 12 лет выражали озабоченность по поводу своего веса, при этом около 13% к 20 годам страдали расстройством пищевого поведения (Смолак, 2011).

Исследования мальчиков-подростков с расстройствами пищевого поведения показывают, что распространенность расстройств пищевого поведения увеличивается, при этом мальчики чаще всего попадают в больницу с расстройством пищевого поведения в возрасте 13 лет (Stice, Marti, Shaw, & Jaconis, 2010).

Когнитивно-поведенческая терапия расстройств пищевого поведения воздействует на искаженные мысли о весе и самооценке посредством постоянной когнитивной реструктуризации.

Подростки с рецидивирующим перееданием продемонстрировали воздержание от переедания после групповой КПТ. Кроме того, когнитивно-поведенческая терапия, адаптированная для подростков, продемонстрировала значительные улучшения в наборе веса, поддержании веса и уменьшении патологий пищевого поведения через 60 недель наблюдения (Kass, Kolko, & Wilfley, 2013).

Оппозиционно-вызывающее расстройство

Нарушения поведения, такие как вспышки гнева и агрессии, являются одними из наиболее частых причин направления детей в амбулаторные психиатрические учреждения (Sukhodolsky, Smith, McCauley, Ibrahim, & Piasecka, 2016).

Оппозиционно-вызывающее расстройство (ODD) — это повторяющийся паттерн негативного, вызывающего и враждебного поведения по отношению к авторитетным лицам.

Дети с ОВР могут демонстрировать широкий спектр проблемного поведения, начиная от физической агрессии, деструктивности, неповиновения, обиды и враждебного поведения по отношению к сверстникам, родителям, учителям и другим авторитетным лицам (Lochman, 2011).

Было показано, что когнитивно-поведенческая терапия приводит к значительному снижению ODD, предоставляя методы, с помощью которых ребенок может научиться решать проблемы и общаться контролируемым образом. Battagliese et al. (2015) обнаружили, что большее снижение агрессивного поведения происходило, когда детям оказывали помощь в присутствии доверенного родителя или опекуна.

Преднамеренное членовредительство

Периодическое преднамеренное членовредительство (DSH) обычно начинается в раннем подростковом возрасте и тесно связано с самоубийством (Hawton et al, 2015). Средняя распространенность DSH в течение жизни оценивается в диапазоне от 7,5% до 8% для детей до подросткового возраста и увеличивается до 12%-23% для подростков (Washburn et al., 2012).

Поведение DSH может варьироваться от повторяющихся ударов головой (чаще встречается у маленьких детей) до преднамеренного самоотравления и порезов.

Когнитивно-поведенческая терапия показывает перспективы в лечении DSH, особенно диалектическая поведенческая терапия (DBT), модифицированная форма CBT, которая фокусируется на таких навыках, как внимательность, регулирование эмоций и терпимость к стрессу.

Исследования Taylor et al (2011) показали заметное улучшение поведения DSH у подростков после 8–12 сеансов индивидуальной терапии DBT. Важно отметить, что прогресс, достигнутый во время лечения, сохранялся при последующем наблюдении.

Низкая самооценка

Низкая самооценка связана с рядом различных психиатрических диагнозов, включая депрессию, обсессивно-компульсивное расстройство, расстройства пищевого поведения, членовредительство и злоупотребление психоактивными веществами (McManus, Waite, & Shafran, 2009) .

Taylor и Montgomery (2007) оценили эффективность когнитивно-поведенческой терапии в повышении самооценки у подростков в возрасте от 13 до 18 лет, страдающих депрессией. Результаты этого исследования показали, что по сравнению с межличностной терапией когнитивно-поведенческая терапия оказалась эффективным методом улучшения самооценка у подростков.

Ночное недержание мочи

Ночное недержание мочи, известное в клинической практике как ночной энурез, является потенциальным источником низкой самооценки и связано с эмоциональными и поведенческими расстройствами.

Хотя ночное недержание мочи чаще всего встречается у детей младшего возраста, распространенность ночного недержания мочи среди детей в возрасте 12–15 лет оценивается примерно в 3% (NICE, 2010).

Ronen, Wozner и Rahav (1992) обнаружили, что дети и подростки, получавшие когнитивно-поведенческую терапию, с большей вероятностью оставались сухими в течение 3 недель подряд по сравнению с теми, кто не получал лечения.

Кроме того, у тех, кто получал когнитивно-поведенческую терапию, была меньше вероятность рецидива по сравнению с субъектами, использующими сигнализацию от энуреза — широко используемый метод лечения ночного недержания мочи. КПТ также может помочь в улучшении симптомов, связанных с ночным недержанием мочи, таких как низкая самооценка, беспокойство и смущение.

Запугивание

Запугивание – широко распространенное явление среди детей и подростков. Жертвы травли в детстве, характеризующиеся дисбалансом власти, агрессивным поведением и повторяющимся преднамеренным «причинением вреда», подвергаются более высокому риску проблем со сном, членовредительства, беспокойства и депрессии (Wolke & Lereya, 2015).

Берри и Хант (2009) проверили эффективность когнитивно-поведенческой терапии для мальчиков-подростков, подвергающихся издевательствам в школе. Было обнаружено, что когнитивно-поведенческая терапия значительно снижает самооценку тревоги и депрессии, связанных с издевательствами, при этом результаты вмешательства сохранялись в течение 3 месяцев наблюдения.

Злоупотребление психоактивными веществами

Возраст 12–17 лет является критическим периодом риска для начала употребления психоактивных веществ подростками (UNODC, 2018). Многие молодые люди употребляют наркотики, чтобы справиться с социальными и психологическими трудностями, с которыми они могут столкнуться на разных этапах своего развития, от подросткового возраста до взрослой жизни.

Исследования показывают, что когнитивно-поведенческая терапия эффективна при лечении злоупотребления психоактивными веществами подростками.

Однако сочетание когнитивно-поведенческой терапии с терапией повышения мотивации одинаково эффективно, но также гарантирует, что клиенты-подростки будут мотивированы на изменение своего поведения и привержены лечению до начала когнитивно-поведенческой терапии (Hogue, Henderson, Ozechowski, & Robbins, 2014).

Исследование по использованию когнитивно-поведенческой терапии у детей и молодежи

Когнитивно-поведенческая терапия приобрела известность в середине-конце 1970-е годы. Постепенное расширение и развитие существующих поведенческих вмешательств в конечном итоге привело к многогранной и широко практикуемой когнитивно-поведенческой терапии, с которой мы знакомы сегодня (Benjamin et al., 2012).

Первоначально разработанная для использования со взрослыми, было важно рассмотреть способы, с помощью которых КПТ можно было бы лучше всего адаптировать для использования с детьми и подростками.

Ключевые теории когнитивного развития предполагают, что к тому времени, когда большинство детей достигают подросткового возраста, они когнитивно подготовлены к работе с абстрактными понятиями, к пониманию того, что ими можно манипулировать и обсуждать, а также к сравнению информации из разных источников, чтобы сделать выводы. решения (Пиаже, 1952).

Дурлак и др. (1991) провели обширный метаанализ влияния возраста на эффективность КПТ. Анализ 64 исследований с участием детей в возрасте от 4 до 13 лет показал, что, хотя когнитивно-поведенческая терапия была эффективна во всех возрастных группах, размер эффекта для детей на стадии формального функционирования (примерно в возрасте 11–13 лет) был в два раза выше, чем у детей младшего возраста. на предоперационной стадии.

Результаты этого анализа показывают, что для того, чтобы когнитивно-поведенческая терапия была эффективной, необходимо было адаптировать и представить материал на соответствующем уровне развития. Таким образом, абстрактные концепции могут быть переведены в простые, соответствующие возрасту средства массовой информации, такие как искусство или игра (Vostanis et al., 19).96).

КПТ для взрослых — это преимущественно вербальный процесс, для использования с детьми этот подход можно изменить, включив в него более простой язык, метафоры и наглядные пособия. Метафоры предоставляют альтернативные методы, с помощью которых новые и сложные понятия могут быть представлены детям в конкретной и понятной форме.

Барретт и др. (2000) описывали бесполезные мысли как «мыслезахватчиков», которых детям рекомендуется уничтожать, в то время как Williams et al. (2002) использовали аналогию с надоедливой песней, которая постоянно всплывает в голове, чтобы объяснить навязчивые мысли.

Современные дети и подростки — первое поколение, которое действительно выросло в мире технологий. Поскольку компьютеры, смартфоны, ноутбуки и компьютерные игры стали частью повседневной жизни, исследователи исследовали, может ли использование знакомых технологий быть полезным при психологическом лечении молодых людей.

Хотя компьютерные КПТ часто вызывают двойственное отношение и скептицизм, первоначальные исследования показывают, что технология может предложить возможности для улучшения практики когнитивно-поведенческой терапии лицом к лицу и охвата детей, для которых посещение терапии невозможно (March, Spence, & Донован, 2008).

Тематическое исследование, проведенное March et al. (2008) изучали эффективность интернет-программы когнитивно-поведенческой терапии при тревожных расстройствах у 4-летней девочки. Программа состояла из десяти детских сессий и шести родительских сессий, во время которых ответы детей и родителей записывались онлайн.

Затем к ним обращался детский терапевт, который просматривал ответы и регулярно отправлял сообщения с подкреплением, ободрением и помощью. После лечения субъект больше не был выборочно немым, а уровень тревоги снизился.

Хотя недавние исследования когнитивно-поведенческой терапии, основанной на технологиях, выявили потенциальные преимущества, эффективность КПТ на основе технологий еще предстоит установить, и она ни в коем случае не подходит для каждого случая.

14 Преимущества использования когнитивно-поведенческой терапии у детей и молодежи

  1. Когнитивно-поведенческая терапия улучшает самоконтроль, восприятие личной эффективности, навыки рационального решения проблем, социальные навыки и участие в мероприятиях, которые вызывают чувство удовольствие или мастерство (Clabby, 2006).
  2. У детей в возрасте от 7 до 15 лет может наблюдаться снижение тревожности, улучшение навыков преодоления трудностей, улучшение эмоционального сознания и регуляции после КПТ-терапии (Suveg, Sood, Comer, & Kendall, 2009).
  3. КПТ
  4. может вооружить детей навыками, необходимыми для понимания своих эмоций и преодоления их: дети и подростки, которые могут эффективно управлять своими эмоциями, на 60 % менее склонны к развитию психических расстройств в более позднем возрасте (Кембриджский университет, 2011).
  5. КПТ, ориентированная на травму, значительно улучшает симптомы посттравматического стрессового расстройства и уменьшает депрессию, чувство стыда и вредное сексуальное поведение, связанное с жестоким обращением, у детей в возрасте до 7 лет (Cohen, Deblinger, Mannarino, & Steer, 2004). Коэн и др. (2004) также обнаружили, что включение родителя или опекуна в TF-CBT привело к значительному улучшению у травмированных детей в отношении межличностного доверия и воспринимаемой правдоподобности.
  6. Было показано, что групповая когнитивно-поведенческая терапия
  7. улучшает экспрессивность и социальные навыки, снижая при этом социальную тревожность и чувство одиночества у молодых людей в возрасте 11–18 лет с аутизмом (PenCRU: Исследование детской инвалидности, 2017).
  8. КПТ можно адаптировать, чтобы позволить детям, которые не могут или не хотят говорить словами, выражать свои эмоции другими способами.
  9. Исследование школьных программ когнитивно-поведенческой терапии выявило улучшение устойчивости, позитивного мышления, повышенного чувства контроля и уменьшение количества негативных разговоров с самим собой и непродуктивных копинг-стратегий (Cunningham, Brandon & Frydenberg, 19).99).
  10. КПТ может уменьшать гнев, раздражительность и физическую агрессию от умеренной до тяжелой степени у детей и подростков (Суходольский и др., 2016). Во время когнитивно-поведенческой терапии дети могут научиться справляться с фрустрацией, улучшать навыки решения социальных проблем и разыгрывать уверенное поведение, которое можно использовать во время конфликтов вместо агрессии.
  11. CBT является гибким, и вмешательства могут быть адаптированы к стадии развития пациента, чтобы лечить определенные расстройства с использованием соответствующих возрасту методов.
  12. Когнитивно-поведенческая игровая терапия (КППТ) может использоваться при лечении селективного мутизма, тревожных расстройств, тревоги разлуки, сексуального насилия, проблем со сном, отыгрывания поведения и последствий развода родителей у маленьких детей (Knell, 1999). Во время КППТ используются соответствующие возрасту инструменты для разыгрывания сценариев, изображающих здоровые способы борьбы с негативными эмоциями, что помогает детям освоить новые способы справиться с травмой.
  13. Среди детей, страдающих хроническими мигренями, использование КПТ в сочетании с лекарствами привело к большему снижению головной боли и инвалидности, связанной с мигренью, по сравнению с использованием только медикаментозного лечения (Powers et al., 2013).
  14. На сон детей и подростков может влиять ряд факторов, в том числе биологические факторы, стресс, растущие школьные и социальные обязательства. Было показано, что КПТ значительно улучшает задержку начала сна, случаи пробуждения после начала сна, общее время сна и эффективность сна (de Bruin, Oort, Bogels, & Meijer, 2014).
  15. КПТ
  16. для отказа от школы, связанного с тревогой, показала клинически значимое улучшение посещаемости 88% участников небольшого исследования «отказ от школы». За пять лет наблюдения 76% участников продемонстрировали нормальный уровень посещаемости школы и не нуждались в дополнительном лечении поведения, отказывающегося от школы (King et al., 2001).
  17. КПТ столь же эффективна для лечения ОКР у детей и подростков, как и лекарства; уменьшение симптомов детского обсессивно-компульсивного расстройства в течение 12-недельной программы с устойчивым улучшением, обнаруженным через 9 месяцев наблюдения (Asbahr et al., 2005).

Сообщение на память

Когнитивно-поведенческая терапия может помочь детям переосмыслить свое восприятие негативных эмоций и переживаний и реакцию на них. КПТ не направлена ​​на полное искоренение негативных эмоций, а скорее дает детям возможность начать понимать, что эмоции пройдут, как темное облако в солнечный день.

Со временем когнитивно-поведенческая терапия может помочь детям в процессе создания более реалистичных версий ситуаций и предоставить инструменты, необходимые для того, чтобы справиться с ними. Вместо того, чтобы избегать или принимать их как истину, отрицательные эмоции и переживания можно распознать, понять и отреагировать на них более продуктивным и позитивным образом.

Надеемся, эта статья оказалась для вас полезной. Для получения дополнительной информации не забудьте бесплатно загрузить наши 3 позитивных упражнения CBT.

  • Аббо, К., Киньянда, Э., Кицца, Р. Б., Левин, Дж., Ндианабанги, С., и Штейн, Д. Дж. (2013). Распространенность, коморбидность и предикторы тревожных расстройств у детей и подростков в сельской местности на северо-востоке Уганды. Детская и подростковая психиатрия и психическое здоровье 7 (1), 1–11.
  • Асбахр Ф.Р., Кастильо А.Р., Ито Л.М., Латорре М.Д., Морейра М.Н. и Лотуфо-Нето Ф. (2005). Групповая когнитивно-поведенческая терапия в сравнении с сертралином для лечения детей и подростков с обсессивно-компульсивным расстройством. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии, 44 (11), 1128-1136.
  • Battagliese, G., Caccetta, M., Luppino, O.I., Baglioni, C., Cardi, V., Mancini, F., & Buonanno, C. (2015). Когнитивно-поведенческая терапия экстернализирующих расстройств: метаанализ эффективности лечения. Поведенческие исследования и терапия , 75 , 60–71.
  • Бек, А., Раш, А., Шоу, Б. и Эмери, Г. (1979). Когнитивная терапия депрессии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Гилфорд.
  • Бенджамин, К.Л., Пулео, К.М., Сеттипани, К.А., Бродман, Д.М., Эдмундс, Дж.М., Каммингс, К.М., и Кендалл, П.К. (2011). История когнитивно-поведенческой терапии в юности. Детские и подростковые психиатрические клиники , 20 (2), 179-189.
  • Берри, К., и Хант, Си Джей (2009). Оценка программы вмешательства для тревожных мальчиков-подростков, над которыми издеваются в школе. Журнал здоровья подростков 45 (4), 376-382.
  • Брасвелл, Л., и Блумквист, М.Л. (1991). Когнитивно-поведенческая терапия детей с СДВГ: вмешательства в отношении детей, семьи и школы. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press.
  • Клэбби, Дж. Ф. (2006). Помощь депрессивным подросткам: меню когнитивно-поведенческих процедур для первичной медико-санитарной помощи. Первичная помощь Companion к журналу клинической психиатрии, 8 (3), 131-141.
  • Коэн, Дж. А., Деблингер, Э., Маннарино, А. П., и Стир, Р. А. (2004). Многоцентровое рандомизированное контролируемое исследование детей с симптомами посттравматического стрессового расстройства, связанными с сексуальным насилием. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии, 43 (4), 393-402.
  • Каннингем, Э., Брэндон, К., и Фриденберг, Э. (1999). Повышение устойчивости в раннем подростковом возрасте с помощью универсальной школьной профилактической программы. Австралийский журнал руководства и консультирования, 9 (2), 15–24.
  • де Брюин, Э. Дж., Оорт, Ф. Дж., Бегельс, С. М., и Мейер, А. М. (2014). Эффективность Интернета и групповой когнитивно-поведенческой терапии при бессоннице у подростков: пилотное исследование. Поведение и медицина сна, 12 (3), 235-54.
  • Гарбер, Дж., Кларк, Г. Н., и Вирсинг, В. Р. (2009). Профилактика депрессии у подростков из группы риска: рандомизированное контролируемое исследование. JAMA, 301 (21), 2215-2224.
  • Hogue, A., Henderson, C.E., Ozechowski, TJ, & Robbins, M.S. (2014). Доказательная база по амбулаторному поведенческому лечению подростков, употребляющих психоактивные вещества: обновления и рекомендации, 2007–2013 гг. Журнал клинической детской и подростковой психологии , 43 (5), 695-720.
  • Касс, А. Э., Колко, Р. П., и Уилфли, Д. Э. (2013). Психологические методы лечения расстройств пищевого поведения. Текущее мнение в психиатрии, 26 (6), 549-555.
  • Кинг, Нью-Джерси, Тонг, Б.Дж., Хейн, Д., Причард, М., Роллингс, С., Янг, Д., … и Оллендик, Т.Х. (1998). Когнитивно-поведенческая терапия детей, отказывающихся от школы: контролируемая оценка. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии , 37 (4), 395-403.
  • Кнелл, С. М. (1999). Когнитивно-поведенческая игровая терапия. В SW Russ & T. Ollendick (Eds.), Справочник по психотерапии с детьми и семьями (стр. 385-404). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пленум.
  • Марч, С., Спенс, С.Х. и Донован, К.Л. (2008). Эффективность вмешательства когнитивно-поведенческой терапии в Интернете при тревожных расстройствах у детей. Журнал детской психологии, 34 (5), 474-487.
  • PenCRU: Исследование детской инвалидности. (2017). Улучшение социальных навыков молодых людей с аутизмом. Получено с: http://www.pencru.org/media/universityofexeter/medicalschool/subsites/pencru/pdfs/Autism_and_social_skills.pdf
  • Пиаже, Дж. (1952). Истоки интеллекта у детей. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Norton & Co.
  • Пауэрс, С. В., Кашикар-Цук, С. М., Аллен, Дж. Р., ЛеКатес, С. Л., Слейтер, С. К., Зафар, М., и Херши, А. Д. (2013). Когнитивно-поведенческая терапия плюс амитриптилин при хронической мигрени у детей и подростков: рандомизированное клиническое исследование. JAMA, 310 (24), 2622-2630.
  • Ронен Т., Вознер Ю. и Рахав Г. (1992). Когнитивное вмешательство при энурезе. Детская и семейная поведенческая терапия, 14 (2), 1-14.
  • Скотт, А. (2009). Когнитивно-поведенческая терапия и молодежь: Введение: Одобрение NICE и расширение предоставляемых услуг делают это хорошим моментом для рассмотрения того, что КПТ может предложить для решения психологических проблем. Journal of Family Health Care , 19 (3), 80–83.
  • Смолак, Л. (2011). Развитие образа тела в детстве. В Т. Кэш и Л. Смолак (ред.), Образ тела: Справочник по науке, практике и профилактике (2-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Гилфорд.
  • Стайс, Э., Марти, К.Н., Шоу, Х., и Яконис, М. (2010). 8-летнее лонгитюдное исследование естественного течения пороговых, подпороговых и частичных расстройств пищевого поведения в выборке подростков из сообщества. Journal of Abnormal Psychology, 118 (3), 587-597.
  • Суходольский, Д. Г., Смит, С.Д., Макколи, С.А., Ибрагим, К., и Пясечка, Дж.Б. (2016). Поведенческие вмешательства при гневе, раздражительности и агрессии у детей и подростков. Журнал детской и подростковой психофармакологии, 26 (1), 58-64.
  • Suveg, C., Sood, E., Comer, J.S., & Kendall, P.C. (2009) Изменения в регуляции эмоций после когнитивно-поведенческой терапии для тревожной молодежи. Журнал клинической детской и подростковой психологии, 38 (3), 390-401.
  • Тейлор, Т.Л., и Монтгомери, П. (2007). Может ли когнитивно-поведенческая терапия повысить самооценку у подростков с депрессией? Систематический обзор. Children and Youth Services Review 29 (7), 823-839.
  • Тейлор, Л. М., Олдершоу, А., Ричардс, К., Дэвидсон, К., Шмидт, У., и Симик, М. (2011). Разработка и пилотная оценка ручного пакета когнитивно-поведенческой терапии для подростков, причиняющих себе вред. Поведенческая и когнитивная психотерапия , 39 (5), 619-625.
  • Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН). (2018). Наркотики и связанные с ними проблемы среди молодежи и пожилых людей. Получено с: https://www.unodc.org/wdr2018/prelaunch/WDR18_Booklet_4_YOUTH.pdf
  • Кембриджский университет. (2011, 26 февраля). Счастливые дети делают счастливыми взрослых [пресс-релиз]. ScienceDaily. Получено с www.sciencedaily.com/releases/2011/02/110225094936.htm
  • Уошберн, Дж. Дж., Ричардт, С. Л., Стайер, Д. М., Гебхардт, М., Юзвин, К. Р., Юрек, А., и Олдридж, Д. (2012). Психотерапевтические подходы к несуицидальному самоповреждению у подростков. Детская и подростковая психиатрия и психическое здоровье 6 (1), 1–8.
  • Волке Д. и Лерея С. Т. (2015). Долгосрочные последствия издевательств. Архив болезней детского возраста , 100 (9), 879-885.

Рабочие листы по позитивной психологии для детей

Рекомендуемые инструменты позитивной психологии

Популярные инструменты терапии

Написание благодарственного письма — отличный способ для маленьких детей практиковать благодарность. Исследование, проведенное в 2014 году, показало, что написание благодарственного письма способствовало осознанию маленькими детьми (7-11 лет) положительного социального обмена, повышению их благодарности и улучшению самочувствия. В рабочем листе «Письмо благодарности» детям предоставляется шаблон для написания письма тому, за кого они благодарны…

«Три хороших дела» — это классическое упражнение на благодарность, в котором участников просят записать три хороших или маленьких события, произошедших за день. Доказано, что регулярная практика благодарности увеличивает количество положительных эмоций и улучшает самочувствие. Рабочий лист «Журнал благодарности: три хороших дела» содержит три подсказки благодарности в день в течение семи дней…

Интерактивные терапевтические инструменты — это уникальные и привлекательные ресурсы для улучшения вашей терапевтической практики. Каждый интерактивный инструмент похож на небольшое приложение, которое вы можете использовать на своем компьютере, телефоне или планшете одним нажатием кнопки. Попробуйте игры и иллюстрированные рассказы для детей или задания и аудиозаписи для взрослых. Почти каждый найдет что-то для себя.

Баночки для благодарности — это веселый, творческий и практический способ для детей практиковать благодарность. В этом упражнении дети создадут специальную баночку для сохранения благодарственных слов в конце каждого дня. Используя чистые листы бумаги или подсказки, приведенные в этом раздаточном материале, они запишут три хороших момента, произошедших за день…

Низкая самооценка может проявляться в виде ряда проблем у детей. Это может способствовать беспокойству, академическим проблемам, депрессии, поведенческим проблемам и многому другому. Создание фундамента самооценки может помочь детям обрести уверенность в своих проблемах и начать применять навыки. Как и многие взрослые, дети часто недооценивают свои сильные стороны, сосредотачиваясь на негативном опыте и слабостях…

Недавнее исследование показало, что благодарность не только помогает улучшить самочувствие, но и делает сердце более здоровым (Благодарное сердце — более здоровое сердце).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *