Психологические знания: Глава 1. Виды психологических знаний

Глава 1. Виды психологических знаний

Психология для студента

В.Н.Карандашев

ПСИХОЛОГИЯ:

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ

Москва

«Смысл»

2000

УДК 159.9.01 ББК 88 К212

Карандашев В.Н.

К212 Психология: Введение в профессию. М.: Смысл, 2000. — 288 с. ISBN 5-89357-079-0

Книга доктора психологических наук, профессора В.Н. Ка-рандашева — первое в отечественной литературе учебное посо­бие по курсу «Введение в профессию» для студентов, обучающихся по специальности «психология». Она будет полезна также тем, кто хочет стать профессиональным психологом и собирается по­ступать на психологические факультеты университетов и инсти­тутов.

В книге показано многообразие психологических знаний о человеке, изложена история появления профессии психолога, представлены основные виды деятельности профессиональных психологов в научной и практической сферах: в медицине, в образовании, в социальной психологии, в экономике, про­мышленности, в юридической психологии, в спорте, в сфере консультационных услуг.

Существенное место в книге занимает характеристика профессиональных, этических и личностных качеств, важных для успешной деятельности психолога. Описана система подготовки профессиональных психологов и принципы организации психологического сообщества.

Завершает учебное пособие терминологический словарь, который поможет начинающему психологу ориентироваться в мире языка профессионалов и обеспечит лучшее понимание психологической литературы.

ISBN 5-89357-079-0

© В.Н.Карандашев, 2000

© Издательство «Смысл», 2000

введение

КТО ТАКОЙ ПСИХОЛОГ? ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЯ?

Психология в последние годы стала наукой, востребо­ванной самой жизнью. Однако слово «психология» все еще окутано завесой тайны для тех, кому не приходилось сопри­касаться с психологами на практике. Психологов ценят, ува­жают, но в обыденной жизни побаиваются, полагая, что психолог «насквозь видит человека» даже в простом разгово­ре. При этом затрудняются точно сказать, «кто такой психо­лог», «что он делает» и «какую пользу он может принести». В то же время проявляют заинтересованность в психологе, видимо находясь под магическим действием слова «психоло­гия». Правильному пониманию профессии психолога меша­ет также и то обстоятельство, что появилось много людей, например, астрологов, хиромантов, гадалок, которые также любят причислять себя к психологам. Вокруг психологичес­кой профессии возник ажиотаж.

В общественном мнении наиболее распространено пред­ставление о психологе как о врачевателе души, умеющем глу­боко проникать в мысли и чувства людей, способном понять их тайные замыслы, помочь им изменить свою судьбу. Этот идеализированный портрет психолога порой не соответствует действительности. Психолог — «по образованию» и психолог -«по жизни» далеко не всегда одно и то же. Психологическое образование вовсе не гарантирует проницательности, ком­муникабельности и эффективности воздействия на себя и на других людей. В то же время есть люди, изначально обладаю­щие особым даром контактности и непринужденного обще­ния, что позволяет им выслушивать других людей и оказывать им моральную и психологическую поддержку, помогать им в ответах на те или иные вопросы. И делают они это без всяко­го психологического образования. Кого же из них считать пси­хологом?

В связи с большой популярностью слова «психология» многие молодые люди, выбирая пути продолжения образованиявания, стремятся получить профессию психолога. Таким об­разом они надеются глубже познать себя, а главное — овла­деть методами, позволяющими лучше понимать других людей, и, в итоге, успешнее воздействовать на них. Как показывает педагогический опыт, далеко не все абитуриенты психологи­ческих факультетов ясно представляют себе, «что такое пси­хология» и «кто такой психолог». Побуждает скорее престижность профессии, которая наряду с медицинской, юридической и экономической специальностями, а также профессией программиста, стала очень модной. В обыденных разговорах психолога чаще всего путают или с врачом (пси­хиатром), или с педагогом. Поэтому научно-популярные лек­ции о психологии приходится обычно начинать с уточнения, что психология — это не психиатрия, хотя связи у этих двух отраслей знаний достаточно тесные. Психиатрия изучает и лечит людей с психическими болезнями. Психология же изуча­ет душевный мир человека. Одна из отраслей психологии — патопсихология — правда, изучает внутренний мир психи­чески больных людей и тесно связана с психиатрией. Однако большая часть других отраслей психологии имеет дело с нор­мальными, здоровыми людьми. Что же такое психология?

Психология — это знания о внутреннем мире человека, о законах, объясняющих его поведение. К числу психических относятся разнообразные проявления душевной жизни чело­века.

Ощущения, восприятие, память, воображение, мышле­ние, речь — это познавательные психические процессы. В протекание этих процессов включаются образы, понятия, суждения, умозаключения. С помощью них человек познает мир.

К сфере эмоциональных явлений относятся аффекты, стрессы, тревожность, чувства, страсти, настроения и др. С их помощью человек переживает свое отношение к тем или иным предметам и событиям мира.

К психическим явлениям относятся мотивация, внима­ние, интерес, уровень притязаний, стремление, принятие решений, волевое усилие, самоконтроль, самообладание. С их помощью человек регулирует свою деятельность, свое воздействие на окружающий мир и на себя самого. Различные состояния, такие как вдохновение, усталость, адапта­ция, напряженность, фрустрация изменяют протекание пси­хических процерсов в течение определенного промежутка времени, активизируют или тормозят их, придают им осо­бый качественный оттенок. Темперамент, характер, способ­ности, одаренность, настойчивость, фанатизм, эгоизм придают своеобразие психической жизни каждого человека. К психическим свойствам человека относятся его уровень при­тязаний, представления о самом себе, самооценка и само­уважение.

Многие психические явления характеризуют межличностные отношения человека, такие как совмести­мость, внушаемость, конформность, симпатия, дружба, лю­бовь, конфликты, психологический климат.

Психические явления бывают осознанные и неосознан­ные. Сознание — это совокупность психических явлений, в которых человек может дать себе отчет. Когда человек нахо­дится в сознании, он осознает себя, свои мысли и чувства, т.е. может дать отчет в том, что с ним происходит. Существует и большая группа неосознаваемых психических явлений.

Профессиональные психологи используют язык научной психологии. Специфика психологических понятий такова, что многие из них включены в нашу обыденную разговорную речь. Это вызывает невольную терминологическую путаницу у че­ловека, входящего в мир профессиональной психологии, зат­рудняет первые шаги на пути к научно-психологическим знаниям. С другой стороны, психологи часто пользуются осо­бой профессиональной терминологией, которая на первых порах может быть малопонятна студенту-психологу.

Поэтому советую, встречаясь с психологическими или другими науч­ными терминами, не вполне понятными, обращаться к психологическому словарю. В нем дано доступное для начи­нающего психолога толкование многих психологических по­нятий.

Накопление психологических знаний происходило в разных науках и сферах человеческой деятельности, — вез­де, где нужны были знания о душевном мире и поведении людей. По мнению одних авторов, слово «психология» по­явилось в литературе в XVI веке, по мнению других — в XVIII. Мнения историков по поводу того, как возникло слово «психология», расходятся. В буквальном переводе с греческого оно означает «учение о душе» или «наука о душе» — соответствующие греческие корни psyche (душа) и logos (наука, учение).

И в житейской психологии, и в искусстве чаще исполь­зуется слово «душа», слово «психология» употребляется реже. И наоборот, в науке понятие «душа» теперь исполь­зуется сравнительно редко; более научным считается по­нятие «психика».

Психологические знания как знания о душевном мире человека могут иметь разные источники. Не случайно сло­ва «психология» и «психологический» можно встретить не только в научной психологии, но и в обыденной жизни, и в искусстве.

Можно выделить, по крайней мере, пять основных ви­дов психологических знаний:

1) житейская психология,

2) искусство,

3) научная психология,

4) практическая психология,

5) парапсихология.

1.1. житейская психология

В нашей обыденной жизни мы нередко используем сло­ва «психология», «психолог», «психологический», не всег­да задумываясь над их содержанием. «Этот человек — хороший психолог», — говорим мы о ком-то, умеющем наладить контакт с людьми. «Такая уж у него психоло­гия», — говорим мы иногда, пытаясь объяснить интересы, склонности и поступки человека, характеризуя осо­бенности его личности. Иногда можно услышать и фразу типа «Ну, он просто псих», означающую эмоциональную характеристику другого человека как неполноценного или больного.

Психологические знания такого рода накапливались и использовались человеком в повседневной жизни в ходе исторического развития. Знания о людях обычно конкрет­ны и формируются у каждого человека индивидуально. Их достоверность проверяется на личном опыте, и применя­ются они при взаимодействии

с другими людьми. Эти зна­ния обычно называют житейской психологией. Они начинаются с попытки объяснить тот или иной поступок человека особенностями его внутреннего мира. Для этого сравниваются разные его поступки и делаются выводы о типичных свойствах его души. Это познание дает возмож­ность охарактеризовать его. Таким образом, житейская пси­хология переходит от наблюдения и попытки объяснения конкретного поступка к обобщенному пониманию человека. Желание лучше понять внутренний мир людей по­буждает сравнивать их поступки и приходить к общим выводам. Формируются обобщенные знания житейской психологии. Они выражаются в пословицах и поговорках, в традициях, в знаниях, которые передаются из уст в уста. Эту житейскую мудрость отражают писатели.

Главный критерий истинности знаний житейской пси­хологии — признание других людей. Если люди видят под­тверждение тех или иных житейских психологических принципов в повседневной жизни и ощущают их практи­ческую пользу, то эти принципы считаются истинными и передаются от человека к человеку, от поколения к поко­лению. В сущности, житейская психология — это обобще­ние повседневных психологических знаний. Особенностями этих знаний считаются конкретность, практичность, дос­тупность изложения, фрагментарность и неточность упот­ребляемых понятий, опора на жизненный опыт и здравый смысл.

1.2. психологические знания в искусстве

Важнейший источник психологических знаний — про­изведения искусства. Эти знания носят образный характер. Хорошими психологами, по мнению немецкого филосо­фа Вильгельма Дильтея (1833—1911), являются писатели, историки, актеры. Он желал появления психологии, спо­собной уловить в сети своих описаний то, чего в произве­дениях поэтов и писателей заключается больше, нежели в существовавших тогда учениях о душе. Писатели и поэты в сюжетах, образах, действиях героев пытаются отразить ти­пичные особенности внутреннего мира (психологии) лю­дей. «Какой художник, и какой психолог!»— говорила Жорж Санд о Льве Толстом, имея в виду его способности передавать в художественных произведениях тончайшие движения человеческой души. При этом творческие лич­ности пользуются своими наблюдениями, размышления­ми, а также мудростью житейской психологии.

Художники в живописных, графических работах также отражают внутренний мир человека. Причем здесь важно не только то, «что» изображают, но и то, «как» это дела­ют. В музыке внутренний мир человека отражается в звуках. Образы разного рода и вида, создаваемые в произведени­ях искусства, позволяют человеку лучше понять свой внут­ренний мир и души других людей. Главный критерий истинности психологических знаний в искусстве — узна­ваемость образов, признание читателя, зрителя, слушате­ля. Если они находят в произведении искусства, в том или ином образе, отражение типичных особенностей внутрен­него мира человека, то это психологическое знание счи­тается верным. Особенности таких знаний — конкретность, образность, эмоциональность, фрагментарность. Но через них человек видит типичность. Использование понятий нехарактерно. Однако психологические знания, отражен­ные в литературе, представляют большую ценность. По­этому профессиональные психологи всегда обращались к этому источнику (Сироткина, 1998).

Когда речь идет о житейской психологии или об отра­жении психологии людей в искусстве, слово «психолог» используется метафорически (например, применительно к Л.Н. Толстому, Ф.М. Достоевскому и др.).

В строгом смысле слова психолог — это человек, кото­рый профессионально занимается этой наукой в теорети­ческом и практическом плане, осуществляет практическую помощь людям в различных жизненных ситуациях.

1.3. научная психология

Третьим источником психологических знаний является наука. В течение многих столетий научно-психологические знания развивались в рамках философии, медицины, пе­дагогики и других наук. Во второй половине XIX века пси­хология стала самостоятельной наукой и в течение XX века накопила огромное количество знаний. Научная психоло­гия направлена на поиск закономерностей психических явлений, пользуется методами науки, которые характери­зуются объективностью и дают большую достоверность получаемых знаний. Для описания психического мира че­ловека ученые используют абстрактные научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, общение, способности… Для научно-психологических зна­ний характерен рационализм и интеллектуализм; дефицит конкретности и отсутствие целостности в описании пси­хических явлений — две главные трудности на пути их практического применения. Особенности научно-психоло­гических знаний — их обобщенность, систематичность, доказательность, опора на научные факты и понятия. В то же время эти знания излагаются на специфическом языке научной психологии, понятном только профессиональным психологам, но не всегда практичны и доступны в изло­жении для неподготовленного пользователя. Поэтому на­ука часто не может удовлетворить потребность людей в психологических знаниях для повседневных практических нужд. Научную психологию еще нередко называют акаде­мической. Существует и особое направление научной пси­хологии — прикладная психология, которая занимается изучением путей применения (приложения) научно-пси­хологических знаний для решения практических задач.

1.4. практическая психология

Четвертый источник психологических знаний — прак­тическая психология. В ее задачи входят поиск путей и разработка методов психологической помощи людям. Прак­тическая психология изучает не общие закономерности психических явлений, а индивидуальность, конкретные обстоятельства жизни человека и способы взаимодействия с ним. Критерием достоверности знаний при этом счита­ется практический опыт и эффективность работы специа­листа. Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизи­руются, на их основе формируется концепция. В такой обоб­щенной концепции описываются особенности и проблемы людей определенного типа и способы психологической помощи им. Практический психолог в своей работе всегда опирается на какую-либо концепцию и применяет ее с учетом конкретной ситуации. Особенностями знаний в практической психологии можно считать целостность, сочетание обобщенности и конкретности, практичность, опору на опыт работы специалистов. В то же время практи­ческий опыт далеко не всегда обеспечивает достаточную доказательность тех или иных идей. В отличие от ученых-теоретиков, практические психологи проявляют большее стремление к популяризации психологических знаний, умеют ясно и доступно их описать. Поэтому большая часть популярных книг по психологии написана психотерапев­тами. Обилие рекомендаций делает их особенно привлека­тельными.

1.5. парапсихология

Пятым источником психологических знаний назовем па­рапсихологию, которая относится к типу эзотерических знаний. «Эзотерическое знание» буквально обозначает зна­ние, доступное только для посвященных, для особого круга избранных. К эзотерическому относятся экстрасенсорное познание, ясновидение, телепатия, хиромантия, методы йоги, астрологии. Совокупность эзотерических знаний, касающихся мира психических явлений, часто называют парапсихологией. Таинство методов их получения, отсутствие возможности объяснения на основе традиционных научных принципов характерны для такого познания. Спо­собы доказательства истинности таких знаний специфич­ны и недостаточно систематичны. Правдоподобность — главный критерий истины. Особенностями этих знаний служат: целостность мировоззрения, сочетание конкрет­ности и неопределенности, практичность выводов, опора на тайное знание. Научная проверка достоверности эзоте­рического психологического знания может существенно дополнить сведения о психическом мире человека. В частности, как показал профессор В.Н. Дружинин, в го­роскопах может содержаться важная психологическая ин­формация (Дружинин, 1995).

На протяжении многих десятилетий парапсихология не признавалась академическими психологами заслуживаю­щей внимания и даже упоминания; ей просто отказывали в праве называться наукой. Сообщество парапсихологов было изолировано от сообщества психологов. В последние два-три десятилетия эта ситуация стала заметно меняться (Годфруа, 1996; Гиттельсон, 1997; Рицль, 1999). Сегодня «число ученых, принципиально отрицающих реальность парапсихологических явлений, не так велико, а материа­лы парапсихологических исследований стали даже попа­дать в академические курсы психологии (цит. по: Леонтьев, 1995, с. 170-172).

Порой эзотерическая психология, включающая в себя мистические, философские подходы к человеку, реализу­емые в работах А. Бейли, Е. Блаватской, Р. Штайнера, рассматривается в качестве важнейшего направления пси­хологии и психотерапии (Спиркина, 1994, с.127). Транс­персональная психология С. Грофа, с нашей точки зрения, также может быть причислена к этой области.

Итак, виды психологических знаний достаточно много­образны. Многообразно и употребление слова «психолог».

Но только люди, получившие специальное образование в области научной и практической психологии, могут быть названы профессиональными психологами.

Кроме того, знание житейской психологии, использова­ние психологических знаний, отраженных в произведениях искусства, а также в парапсихологии может обогатить профессиональный опыт психолога.

литература

1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. 2-е изд. М.: Мир, 1996.Т. 1,гл. 2иЗ.

2. Гиттельсон Б. Парапсихология — это просто. М.: Агентство «ФАИР», 1997.

3. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994.

4. Дружинин В.Н. Личность и гороскоп // Психологический журнал. 1995. Т.16, № 3. С. 44-52.

5. Климов Е.А. Гипотеза «метелок» и развитие профессии пси­холога // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психоло­гия. 1992. Mb 3. С. 3-12.

6. Климов Е.А. Об исторически конкретных формах фиксации психологического знания (1995) // Психология профессионала: Сб. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996. С. 246-250.

7. Леонтьев Д.А. Самая обыкновенная парапсихология // Пси­хологический журнал. 1995. Т.16, №1. С. 170—172.

8. Рииль М. Парапсихология: Факты и мнения. Львов: Иници­атива; Киев: Ника-центр, Вист-С, 1999.

9. Сироткина И.Е. Литература и психология: из истории гума­нитарного подхода // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 75—85.

10. Спиркина Е.А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта) // Пси­хологический журнал. 1994. Т. 15, № 6. C.12I—127.

11. Эткинд A.M. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания // Вопросы психологии. 1987. № 6. С. 20—30.

Для чего человеку нужны психологические знания. Зачем мне знание психологии. Зачем нужны знания по психологии

Эссе на тему «Зачем мне знание психологии»

психология семейный детский проблема

Задав самой себе вопрос для чего же мне нужна психология, я задумалась.

Ведь психология вошла сегодня в плоть и кровь людей, в жизненные установки, менталитет, в повседневный быт, речевую деятельность каждого из нас. Наша речь насыщена психологическими терминами.

Психология несет знания о мотивах поведения людей, о внутренней, скрытой жизни человека, о побуждениях к действию, о его воле и безволии, о способности сохранить свой статус, человеческое достоинство в самых неблагоприятных условиях, то, что является отличительной особенностью человека. В поиске ответов на основные вопросы бытия наши предшественники оставили нам не одни только ошибки и заблуждения, но и гениальные прозрения и открытия. Они оставили не только ответы, но и много вопросов. На одни из них со временем были найдены ответы, на другие ответов нет, как и две тысячи лет назад.

Сами взгляды на предмет психологии — душу — неоднократно менялись на протяжении минувших столетий. Платон полагал, что душа — это идея, она постоянна, неизменна и бессмертна, что она существует вне тела и, соединяясь с ним, оживляет мертвую материю. Его ученик Аристотель учил, что душа присуща всем живым организмам, включая растения. По Демократу, душа материальна, состоит из атомов и смертна. Психологические знания стали необходимым компонентом современной культуры, и значение их будет возрастать.

Мы живем в исключительно напряженное время. Все большее количество людей не выдерживают этого напряжения. Катастрофически растет число нервно- психических заболеваний, преступников, алкоголиков, наркоманов, разводов, катастроф, самоубийств (в том числе среди детей и подростков!). А те, кому удается удержаться от срывов, «принимают удар на себя» в виде сердечно- сосудистых заболеваний, синдрома хронической усталости, бессонницы и неврозов.

Нашему обществу остро не хватает психологической культуры отношения к себе, к другим, к работе.

Ведь что значит психологическая культура в отношении самого себя, других? Это значит умение индивидуума правильно осознавать и оценивать в первую очередь себя, окружающее общество, мир. Ведь если ты знаешь свои психологические особенности, то проще и решить возникнувшие проблемы.

Зачастую психологические знания у нас откладываются уже на бессознательном уровне. Потому что некий жизненный опыт мы складываем в свои ячейки памяти и уже осознанно используем в дальнейшем.

Жизнь сама по себе очень часто предоставляет возможность накапливать знания психологии. Мы начинаем разбираться в себе, в людях, в ситуациях- и именно поэтому начинаем читать книги по психологии, размышлять, разговаривать. Знания нам эти нужны для построения отношений с родными, коллегами, друзьями, детьми. И также очень важно умение помочь в трудной ситуации хотя бы правильным словом.

Так же есть ряд профессий в которых необходимы азы психологии. Это те профессии когда напрямую идет общение с человеком.

Так же часто психологические приемы помогают нам наладить контакт с человеком. Например, используя прием, когда «подстраиваешь свои интонации, жестикуляцию» под собеседника для наиболее успешного решения вопроса.

В семейной психологии такие знания и навыки нам нужны чтоб уметь сглаживать острые углы, уметь идти на компромисс, в конце концов просто понимать слова и действия своего партнера.

Изучать детскую психологию мы конечно, чаще начинаем, когда появляются свои дети. Эти знания нам необходимы, что бы понимать почему так а не иначе поступил наш ребенок, зачем ему это? Умение понимать его психологический возраст и проблемы, связанные с воспитанием на том или ином этапе его жизни. И вот когда у нас появляются дети, мы еще больше начинаем понимать родителей.

В общении с окружающими людьми тоже нужно уметь применять те знания, уметь эмоционально «разгружаться», а не выливать свое «помойное ведро», набитое негативными эмоциями на головы окружающих (зачастую ни в чем не повинных) людей.

Таким образом, можно подвести итог. Психология нам нужна для того чтобы познать себя и может быть отчасти мир. Мы живем в то время, когда нам необходимы эти знания, ведь не зря их копили для нас много веков. И это нам поможет в некотором роде «разгрузить» себя и хотя бы своих близких.

Слово “психология” в современное время произносится все чаще. Люди начинают говорить о психологических особенностях и затруднениях других.

Порой они нередко и не задумываются, что же подразумевается под определением “психология”? Ее трактовок разработано и сформулировано более 200. Здесь приведем лишь одну, которая достаточно полно раскрывает ее суть.

Итак, психология – это наука, направленная на изучение человеческой души.

Психика живого издревле интересовала человечество. Это уникальное качество живой материи, управляемое особыми законами. Познав душу кого-либо, можно понять его внутреннее состояние и, как минимум, предсказать его поведение. Вместе с тем это открывает пространство для манипулирования. Субъект превращается в объект нашего воздействия. Следовательно, – мощное орудие в умелых руках.

Наряду с эволюцией совершенствовалось и психологическое знание. Оно становилось более точным, обширным и всеобъемлющим. Возникло множество школ, которые рассматривали человека под тем или иным углом.

Уверенность в себе и помощь психолога

Люди давно заметили, что специфика и качество жизни человека во многом опосредуется его отношением к себе и составом его окружения. Редко, кто воспитан хорошо, не имеет прекрасного окружения и позитивного самоотношения.

Однако если им в этом и повезло, то в дальнейшем они выбирают для себя благоприятную линию развития своей судьбы сами. Они с успехом справляются с возникающими затруднениями, поэтому нечасто обращаются к психологам.

Все же большинство людей задается примерно следующими вопросами. Как наладить контакт с конфликтными личностями? Как переменить свою жизнь к лучшему? Как повысить свою значимость для окружающих? В чем заключается смысл их собственной жизни? Почему другие более успешны?

Зачем человеку психология?

Прежде всего она помогает ему в понимании и познании самого себя. Кроме того, она служит для постижения сущности другого и ликвидации межличностных проблем. Она помогает вскрыть причины личностных противоречий, и найти пути их разрешения.

Человек, вооруженный психологическими знаниями становится более наблюдательным и проницательным. Он способен вскрыть мотивы поведения людей. Другую личность он готов прочитать словно открытую перед ним книгу.

Удивительно, но благодаря этим сведениям можно даже уловить мысли своего собеседника. Он лишь подумал, но это уже отпечаталось на его лице в форме малейших мимических движений и жестов. Это дарит огромное преимущество.

Однако это не означает, что психолог, словно провидец, сможет изложить все детали жизни своего партнера в общении, лишь взглянув на него.

Не стоит бояться, что психолог раскроет все ваши тайны и секреты. Этические нормы ему не позволят этого сделать. Его задача создать доверительную, безоценочную атмосферу. Следовательно, осуждать вас он не будет, поэтому люди ощущают чувство легкости в общении с ним.

Психология способна дать нам ответы, которые мы самостоятельно не в состоянии найти. Она позволяет преломить ход ситуации, внести изменения в жизнь не только конкретного человека, но и его близких.

Кто сумеет помочь?

Профессиональный психолог, безусловно, сможет вам помочь в разрешении ваших проблем. Однако не стоит рассчитывать на то, что лишь обращения к нему достаточно, чтобы с ними справиться. Готовность обратиться к специалисту – лишь половина успеха.

Он, изучив вашу ситуацию, ваши особенности, специфику и ресурсные возможности, предложит возможные варианты развития имеющегося противоречия. Работать все равно придется: над своими чувствами, привычными способами реагирования и так далее. Придется корректировать свое поведение, а это непросто. Пройти путь “от” и “до” хотят не все, поскольку рассчитывали, что психолог сделает все сам.

Не стоит думать, что человек, обращающийся к психологу, страдает психическими расстройствами или недугами. Эти проблемы лежат в зоне ответственности психиатра. Также психолог не использует в своей работе лекарства. У него несколько иные методы и способы борьбы.

В чем же заключается помощь психолога?

Истинный специалист при помощи диагностических процедур способен выявить те барьеры или модели поведения, которые тормозят развитие клиента. Он дает осознать ему собственный потенциал и ресурсы. Он преподносит человеку возможность построить для себя новый мир, в котором он станет автором и хозяином собственной жизни.

Итак, у психолога нет “волшебной палочки” по мановению, которой все проблемы уходят сами собой. Он дарит инструменты по построению собственного счастья.

Что отличает компетентного психолога?

Во многом его профессионализм будет проявляться в результате проделанной работы. Ваш вопрос решен? Превосходно, вам повезло, и вы обратились по адресу.

Однако, как уже было сказано, во многом этот результат зависит от готовности к изменениям со стороны самого клиента. Ведь он обратился к психологу, потому что своими силами не справился. Бывает клиенты не согласны с тем, что для решения проблемы им тоже нужно меняться и прилагать усилия.

Хотя, для справедливости заметим, что обилие всяческих сертификатов и регалий вовсе не гарантирует компетентности специалиста. Вместе с тем он всегда должен четко представлять себе пути вывода клиента из проблемной ситуации.

Если он предлагает ему лишь выговориться в виде психологической помощи и не затрагивает конечных целей работы с ним, то можно смело искать другого психолога. Ведь в конечном счете психолог стремится переменить жизнь своего клиента в лучшую сторону. Если у него наблюдается успех в тех или иных сферах жизни то, можно говорить об успешности и эффективности деятельности специалиста.

Как протекает обучение будущих психологов в ВУЗах?

Основная масса академических часов отводится знакомству с теориями психологии и историей ее становления. Практические навыки в стенах учебных заведений почти не отрабатываются. Молодым специалистам предлагается обретать их самостоятельно путем “проб и ошибок”.

Кроме того, из поколения в поколение передаются старые методы работы. Психологи начинают работать на основе общих рекомендаций, общих рецептов. Нехватка прогрессивных методов и процедур очевидна. Идет работа по шаблону, которая не всегда оказывается результативной.

Справедливости ради заметим, что и эти методы накапливались постепенно, шаг за шагом. В итоге, те кто не получили желаемого ищут решения проблем в церкви, у экстрасенсов, у бабок или у знакомых.

Однако, каждый сам волен выбирать характер помощи в разрешении своих проблем. Психолог, несмотря, ни на что способен дать действенные средства для борьбы со своими затруднениями и противоречиями, в отличие от людей с особыми возможностями.

Уважаемые читатели блога , как вы считаете: “зачем нужна психология”? Оставляйте отзывы или комментарии ниже. Кому то это очень пригодиться!

Если, как мы же писали выше, психологические знания можно получить из повседневного опыта и из произведений искусства, то зачем нужно изучать психологию, и зачем нужны психологи в учреждениях, на предприятиях, в школах в армии и т. п. Ответ на этот вопрос зависит от того, как, с какой позиции воспринимать окружающих людей и себя самого.

Любое современное предприятие или учреждение – это прежде всего социальная организация. У людей самых разных специальностей, особенно у руководителей любого ранга, значительная часть времени уходит на общение с людьми. Есть люди, которые склонны рассматривать окружающих как источник возможных помех для своих планов. В частности, на работе сотрудники для них – один из источников издержек производства, клиенты и покупатели – объекты, из которых нужно «вытрясти» побольше денег, дав как можно меньше взамен и т.п. Таким людям не нужны серьезные психологические знания, хотя они и могут обращаться к книгам и даже консультантам в поисках способов манипулирования другими людьми. Они могут добиваться относительно кратковременных успехов, но, в конце концов, терпят крах, причем не только в деловой сфере, но и в личностной.

Значительно более продуктивной является позиция, при которой человек настроен на взаимодействие с другими. Люди для него – это основные ресурсы в любом деле. Тогда естественным образом возникает потребность побольше узнать о них. Если, принимая решение, связанное, скажем, с какой-либо техникой, человек обычно хотел бы опираться на достаточно четкие и достоверные знания о законах ее функционирования, логично, что знания такого же рода (пусть и не столь твердые) оказываются желаемы и в отношении человеческой личности. Поэтому ищется научный подход к описанию личности — эта наука, собственно, и называется психологией.

В отличие от, возможно, некоторых других наук, определенные знания о психологии необходимы каждому, кто чувствует серьезную ответственность за себя, других людей и свое дело. Здесь у нее есть сходство с медициной. Совсем не каждый, скажем, хирург, но оказать самому себе или товарищу первую помощь весьма желательно уметь. Так же важно и понимать, что может происходить с внутренним миром себя и окружающих. В частности, не зная своих слабых мест, очень легко попасть в примитивные ловушки, выставляемые, когда обстоятельствами, а когда и людьми. Не зная особенностей личности товарища или даже супруга, можно оказаться поставленным впросак его (ее) поведением без всякого его (ее) желания. Кроме того, знание особенностей личности позволяет более правильно выбрать профессию и найти свое место в рабочем коллективе. Таким образом, настрой на эффективное взаимодействие с другими людьми и с самим собой на основании психологических знаний может помочь избежать многих деловых и личных неудач, а значит – является одним из главных условий психологической безопасности.

Кроме того, в современной жизни, особенно при управление людьми или сложной техникой, собственные психологические качества, такие как внимание, память общительность, особенности мотивации и принятия решения являются не просто личными данными, а специфическими «инструментами», с помощью которых человек достигает своих целей. Поэтому старинный призыв «Познай самого себя» – для современного человека — не благое пожелание философа, а условие личного и профессионального успеха.

Почувствовав необходимость в психологических знаниях, человек может обратиться к профессиональному психологу, которых сейчас довольно много. Хороший психолог может помочь разобраться во многих ситуациях личного и делового характера, может подсказать что-то. Его советы могут быть неожиданными, а могу быть и очень простыми, но такими, которые сам человек почему-либо не заметил. Психолог может помочь человеку избавиться от каких-либо мешающих ему качеств и приобрести новые, полезные. Но психолог именно помощник, а не «универсальный решатель проблем». Необходимость думать самому, самому общаться с людьми, принимать решения и отвечать за них никакая психология отменить не может.

Знание основ психологии, в том числе социальной, важно для каждого современного человека для познания самого себя.

Зачем нужна социальная психология

Познание самого себя очень важно, это научит вас жить в гармонии с самим собой. Однако, все мы живем в обществе, и поэтому, важны знания еще и в социальной психологии . Это особый раздел, который подробно и прицельно изучает поведение людей в границах социума, а также особые психические явления, возникающие в процессе контактов, взаимодействия или конфликтов в определенных социальных группах. Есть определенные закономерности в поведении людей определенных социальных групп, образе их мышления и взаимодействии между собой. Это своего рода синтез двух наук – социологии и психологии. Социальные психологи занимаются как внутриличностными процессами, так и взаимоотношениями между личностями в рамках одной или разных социальных групп.


Какова роль этой науки

Социальная психология крайне важна в современном обществе, знания, которыми обладают специалисты данной сферы, помогают в решении конфликтов, тяжелых ситуаций как в рамках очень малых групп (семей, сотрудников небольшого офиса), так и достаточно глобальных – межнациональных, межрасовых. Также, основы социальной психологии помогают руководителям крупных компаний эффективно управлять людьми, лидерам государств – управлять населением и тд.

Группы, которые подвергаются изучению, могут иметь различный состав и размеры, но они должны быть объединены одним для них общим действием. Это могут быть семейные группы, рабочие коллективы, а также более крупные объединения – народности или нации, расы. Внутри каждой из групп есть особые механизмы и способы взаимодействия, которые изучают психологи. Эти знания потом нужны в решении различных ситуаций – оптимизации работы, разрешении сложных ситуаций, налаживании новых связей. Нередко именно вмешательство специалистов помогает в исправлении сложных ситуации, поиске оптимального решения и формировании комфортной обстановки внутри группы.

Для чего изучать психологию?

Для себя. Изучение психологии, во-первых, направлено на познание себя — самопознание, разобраться в своих скрытых качествах, прояснить открытые для всех свои странные для себя поступки и эмоции. Во-вторых, понять свои задатки, способности, мотивы, чтобы жить в соответствии с ними и получать, наконец, удовольствие от ежедневной жизни. В-третьих, изучение психологии полезно тем, что помогает быть честным с самим собой. И смело отвечать на вопрос А чего это я… и далее можно подставлять различные окончания, например, …расстроился, …рассмеялся (один), …разозлился, …задумался, …разленился, …разоткровенничался, …расплакался, …активизировался, …развеселился и т.д и т.п.

Можно ли это сделать одному? Можно, но очень сложно и очень долго. В группе таких же искателей истины про себя это сделать намного легче, веселее, интереснее и быстрее.

И, последнее, а может предпоследнее, а последнее вы поставите сами. Изучение психологии дает уверенность. Причем уверенность не внешнюю, чаще всего временную, которую можно отработать на специальных тренингах, хотя это часто похоже на самоуверенность. Вы приобретете внутреннюю уверенность, которая дает спонтанность в своем поведении, мышлении и выражении эмоций.

Для семьи. Изучение психологии полезно для улучшения отношений в семье. Изучая психологию детского развития, вы поневоле вспоминает свое детство, становятся понятными поведение и эмоции детей, вы получаете возможность насладиться своим детством, ведь никогда не поздно иметь счастливое детство, хотя иногда и кажется, что не так, понимая детскую психологию вы поймете, что про плохое просто кажется. Разбирая гендерную психологию, вы начнете понимать различие в поведении и мышлении мужчин и женщин. В конце концов вы становитесь более терпимы в отношении своих родных и близких. Все напряжения в семейных отношений складываются из непонимания, недоговаривания, недоверия себе и другим. Бывает страшно что-то сказать, что-то понять, довериться себе и другому. И в этом очень много потенциала и просто много радости для семейных отношений.

Для работы. Работа — хорошее дело и проводим мы на ней немало времени. А если понять простую истину, что человек особо работать не хочет и не создан, то отношение к работе надо менять. Изучение психологии помогает понять свои индивидуальные способности и соотнести их с требованиями рабочего места, которое вы заняли. Никогда не поздно что-то изменить: или работу или отношение к ней. Найти свое место в этой жизни — священная обязанность каждого человека.

Выпуск 10. Психологические знания в обществе. Карточки Рианнон Кларк

Как понимание памяти психологами может помочь пациентам с деменцией?

Деменция — это болезнь, от которой страдают 850 000 человек в Великобритании. К 2025 году она увеличится до 1 миллиона человек. Число людей с деменцией растет, что вызывает обеспокоенность общества. Речь идет о стоимости медицинского обслуживания и жизни с болезнью.

Как наше знание когнитивной психологии помогло обществу? (личность, семья, общество, экономика)

Индивидуальный — помогает человеку лучше справляться с симптомами деменции, обучая его процессу памяти и тому, как его можно улучшить. обучение людей тому, как они могут помочь и поддержать.

Общество — показывает обществу, как принимать людей, которые страдают, объясняя, что происходит, и простыми способами сделать их жизнь более вовлеченной.

Экономия — если эти ближайшие родственники и друзья могут ухаживать за больными дома, потребность в домах престарелых и пребывании в больницах NHS меньше, что выгодно.

Какой вклад внесла эпизодическая память?

Мы должны стараться давать контекстуальную информацию, позволять им жить прошлым, спрашивать их о прошлом, использовать подсказки для восстановления воспоминаний, такие как фотографии, и задавать конкретные вопросы, чтобы они могли сосредоточить свои мысли.

Какой вклад внесли исследования в области памяти STM?

Вещи должны быть записаны для них, чтобы они могли продолжать читать.

Какую роль сыграла оперативная память?

Если вы разговариваете с человеком, страдающим деменцией, убедитесь, что он не отвлекается и может обработать одну вещь за раз. Старайтесь не говорить одновременно с ними.

Какой вклад внесла реконструктивная память?

Возможно, они смешивают схемы. Задавайте ограниченные вопросы, внимательно слушайте и старайтесь следовать их мыслительному процессу.

Каковы последствия для общества, если окажется, что агрессия вызвана природой, а не воспитанием?

Агрессия у людей может исходить от природы или воспитания. Можно сказать, что если поведение обусловлено факторами окружающей среды, то кто-то может решить не вести себя таким образом. Однако можно сказать, что если поведение исходит из чьей-то природы, в нем нет элемента выбора.

Какой вклад в развитие общества внесли наши знания в области биологической психологии? (человек, общество, экономика)

Индивидуальное лечение и поддержка доступны для людей, которые борются с агрессией, поскольку она имеет биологическую причину. Это снимает вину с человека

Общество — успешное лечение устраняет угрозу агрессивных людей из общества, мы больше не обвиняем их

Экономика — мы не тратим деньги на неправильное лечение или реабилитацию, поскольку теперь мы знаем, что работает

Почему обычные люди совершают геноцид?

Геноцид – это действие, совершаемое с намерением уничтожить, полностью или частично, национальную, этническую, расовую или религиозную группу. Это было видно во время Холокоста, который побудил к многочисленным исследованиям предубеждений и послушания. Социальная психология попыталась объяснить это.

Как наши знания социальной психологии способствовали развитию общества? (физическое лицо, общество)

Индивидуум. Это исследование сделало нас как отдельных людей более осведомленными о том, что мы будем делать в этой ситуации.

Общество. Дает обществу возможность определить, когда мы находимся в опасности нового инцидента геноцида, и дает возможность предотвратить его.

Является ли влияние образцов для подражания и знаменитостей причиной анорексии?

Нервная анорексия — расстройство пищевого поведения, характеризующееся резкой потерей веса и тревогой, связанной с едой и увеличением веса. Социокультурные факторы обычно связаны с анорексией, поскольку она более распространена в промышленно развитых обществах, где идеалы стройности изображаются в средствах массовой информации.

Какой вклад в развитие общества внесли наши знания в области психологии обучения? (физическое лицо, общество)

Индивидуум — помогает людям осознать, что существуют доступные методы лечения, и делает общество более осведомленным об опасностях социальных сетей. Подчеркивает проблемы с нашим обществом

Общество – уменьшает стигматизацию, показывая, что это болезнь, которую необходимо лечить, и что это не выбор.

Как проблемы психического здоровья освещаются в СМИ?

Средства массовой информации обычно используют резкие слова, такие как «псих» и «маньяк», в заголовках, когда говорят о людях с проблемами психического здоровья, что может повлиять на общественное мнение.

Как наше знание клинической психологии помогло обществу? (физическое лицо, общество)

Индивидуум — помог нам увидеть реальность психических заболеваний и доказать, что СМИ нельзя доверять.

Общество — помогает нам изменить наше отношение к СМИ и быть более осторожными

Показания очевидцев слишком точны, чтобы им можно было доверять?

EWT используется в качестве доказательства в уголовных процессах в странах по всему миру. Присяжные, как правило, обращают особое внимание на свидетелей и считают доказательства заслуживающими доверия. Однако исследования показали нам, что на самом деле это может быть действительно ненадежным.

Какой вклад в общество внесли наши знания в области криминальной психологии? (физическое лицо, общество)

Индивидуум — помогает обеспечить справедливое судебное разбирательство и не осудить несправедливо

Общество — помогает сделать систему правосудия более точной

SCIRP Открытый доступ

Издательство научных исследований

Журналы от A до Z

Журналы по тематике

  • Биомедицинские и медико-биологические науки.
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение.
  • Информатика. и общ.
  • Науки о Земле и окружающей среде.
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные науки. и гуманитарные науки

Журналы по тематике  

  • Биомедицина и науки о жизни
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение
  • Информатика и связь
  • Науки о Земле и окружающей среде
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные и гуманитарные науки

Публикация у нас

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Публикуйте у нас  

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat
Недавно опубликованные статьи
Недавно опубликованные статьи
  • Управление рисками в контексте охраны труда и техники безопасности: предложение по согласованной структуре понятий и терминологии()

    Карлос Гомеш де Оливейра, Фернандо Оливейра Нуньес, Лигия Симас

    Open Journal of Safety Science and Technology Vol. 12 No.4, 20 декабря 2022 г.

    DOI: 10.4236/ojsst.2022.124009 14 загрузок  82 просмотров

  • Могут ли уроки, извлеченные из разработки программного обеспечения, улучшить понимание законодательства Великобритании? ()

    Дэвид П. Юлл

    Beijing Law Review Vol.13 No.4, 20 декабря 2022 г.

    DOI: 10.4236/blr.2022.134058 5 загрузок  43 просмотров

  • Аналоги секалоновой кислоты и бензойной кислоты, проявляющие цитотоксичность в отношении раковых клеток, выделенных из Claviceps yanagawaensis ()

    Юдзи Дои, Дайго Вакана, Сатоши Китаока, Хисаши Такэда, Эйдзи Танака, Томоо Хосоэ

    Достижения микробиологии Том 12 № 12, 20 декабря 2022 г.

    DOI: 10.4236/цель.2022.1212045 5 загрузок  41 просмотр

  • Несоответствие между представлением студентов-медсестер о себе как о работающих медсестрах в период до приема на работу и реальностью после трудоустройства, с которой сталкиваются начинающие медсестры ()

    Изуми Акада, Ацуэ Исии, Акико Ямагути, Харуна Фукусигэ, Рие Митани, Акико Ито, Акихито Накадзима, Саяка Суга

    Здоровье Том 14 №12, 20 декабря 2022 г.

    DOI: 10.4236/здоровье.2022.1412088 9 загрузок  48 просмотров

  • Лечение и эволюция множественной миеломы с почечной недостаточностью в развивающихся странах: случай университетской больницы Sylvanus Olympio в Ломе, Того()

    Косси Акомола Саби, Эйрам Фианьо, Йоан Макафуи Амекуди, Вивале Коффи Тессио, Лауне Одилон Блатоме, Бадомта Долаама, Айоделе Джонатан Саби, Абду-Рауф Сибаби Замару, Чаблинам Налета, Овонайо Ониакитан

    Открытый журнал нефрологии Том 12 №4, 20 декабря 2022 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *