Возраст и социальное отношение к человеку в зависимости от него
Возраст имеет для человека в аспекте социального взаимодействия огромный смысл. Мы порой даже не осознаём, насколько сильно влияет наш биологический возраст на восприятие другим человеком, но ведь не только биология в данном случае имеет значение.
В этой статье:
Виды возрастаСоциальный возрастФакторы, влияющие на формирование социального возрастаВ чем состоят различия социального возраста и биологическогоКак связаны социальный, психологический и биологический возрастОпределение своего социального возрастаСоциальная зрелость
Новости СМИ2
Виды возраста
Фото автора Anthony Shkraba: Pexels
Возраст человека можно определять по нескольким критериям и условно разделить на виды: паспортный, биологический, социальный и психологический.
- Паспортный возраст четко определен и зафиксирован в документах и составляет ровно столько, сколько прошло с момента рождения человека.
- Биологический отражает уровень состояния организма, всех его процессов жизнедеятельности. Речь идет об индивидуальном формировании, развитии, созревании и старении организма человека.
Данное понятие напрямую связано с физиологическими аспектами.
- Социальный возраст определяется уровнем различных достижений человека (семейное положение, статус в обществе, определенный уровень в карьере и т.д.). Он рассматривается относительно среднестатистических показателей в обществе у соответствующей ему возрастной категории. Другими словами, соотносится и сравнивается статус, положение и то, чего добился индивид с достижениями его сверстников.
- Психологический возраст свидетельствует о том, насколько человек адаптировался в окружающем мире и то, как он определяет и осознает свое «Я».
Возраст, как понятие возрастной психологии
Социальный возраст
Как уже ранее было сказано, что основным критерием при определении социального возраста является достижения или отсутствие таковых у индивида при корреляции с его сверстниками.
Допустим, есть возраст, когда люди в большинстве своем заводят семьи, рожают детей, становятся студентами или заканчивают карьеру. Это общепринятые нормы, на которые и идет опора для установления социального возраста. Если человек не вписывается в среднестатистические рамки, это говорит о том, что его социальный возраст отстает или опережает, в зависимости от того, в каком направлении идет расхождение.
Приведем пример:
Молодой человек слишком рано окончил ВУЗ (досрочно) и в то время, когда его сверстники постигают знания, он уже работает в успешной фирме и двигается вперед по карьерной лестнице. Здесь речь идет о ранней социальной зрелости в области построения карьеры.
Возьмем другой пример:
Женщина, 47 лет. В ее возрасте женщины уже в основном имеют семьи, детей. Однако у нее только первый брак, и она готовится стать мамой. Относительно достижений в сфере семейных отношений, ее социальный возраст затянулся и отстает.
Факторы, влияющие на формирование социального возраста
- Воспитание.
Самым главным фактором является семья, в которой рос человек. Это семья закладывает базу в развитии и отношении к социальным нормам. Допустим, родители оба получали высшее образование. Возможно, они настоят на том, чтобы их дети также пошли по знакомому им пути и попросят последовать их примеру.
Либо отец, достигший успехов в карьере уже в молодом возрасте, будет ждать, и воспитывать в своем сыне качества и мотивировать его к достижению подобных успехов.
GiphyВ семье формируются и способности, которые помогают быть интеллектуально выше сверстников. Очень способному от природы мальчишке в раскрытии своего потенциала могут помочь близкие, развивая его сильные стороны. Также и обратно, если родители не разглядят в способном ребенке его возможности и не поддержат, он будет развиваться естественно, не опережая других сверстников.
- Уровень интеллекта.
Природные данные конечно также играют немаловажную роль. Ведь если ребенок наделен отличными от других умственными способностями, есть больше вероятности, что он добьется успехов, например, в таких аспектах как учеба и карьера, что поспособствует его более быстрому продвижению по социальной лестнице.
- Социальная среда.
Это и статус семьи в обществе, и окружающие люди, и обстановка, в которой растет и живет человек. Если семья асоциальна и ведет образ жизни не соответствующий нормам морали, есть риск, что ребенок, наблюдая с детства всю эту картину, начнет воспроизводить это же в своей жизни.
Люди, в окружении которых растет ребенок, также играют роль в формировании отношения к миру и жизни в целом. Плохая компания может увлечь подростка в негативную среду, где не будет происходить достаточного развития, а лишь деградация и отставание в социальном плане.
Девочки же, например, могут под воздействием отрицательной среды, напротив слишком рано познать материнство, что будет свидетельствовать об опережении сверстниц в данном вопросе. При этом девочка еще совершенно не созрела в психологическом и физическом плане.
- Особенности личности.
Характер, темперамент, личностные черты и уровень развития эмоционально-волевой сферы – все это оказывает влияние на социальный возраст человека, ведь от того, какими качествами он наделен, зависит, сможет ли человек добиться некоторых высот в учебе, карьере, как он подойдет к построению семейных отношений, выбору партнера и рождению детей.
В чем состоят различия социального возраста и биологического
Биологический и социальный возраст – два разных понятия. Действительно бывает так, что у одного человека социальный возраст превышает его биологический, и наоборот.
Фото автора Leah Kelley: PexelsКак уже говорилось ранее, биологический возраст основан на физическом состоянии. Человек может по уровню здоровья и биологических процессов быть молодым и где то даже незрелым, а по социальному статусу уже занимать некоторую ступень.
Ситуация обратная: человек уже зрелый с точки зрения процессов физиологии, где-то имеющий проблемы со здоровьем, в не молодом возрасте, однако никаких успехов в карьере не достиг и не стремится, семьи нет. С точки зрения социального развития достижений не имеет ни в одном аспекте.
Если говорить об общих чертах социального и биологического возраста, важно отметить следующее: обе классификации зависят от ряда факторов. И социальный и биологический возраст не возникают сами по себе.
Какие основные различия стоит выделить между социальным и биологическим возрастом?
- В отличие от биологического возраста, социальный напрямую зависит от результата деятельности и усилий, прилагаемых человеком.
- Социальный возраст возможно контролировать, управлять его развитием. Биологический же, как правило, обусловлен в большей степени генетикой. И управлять им сложно, можно лишь корректировать, ведя здоровый образ жизни.
В различиях и конфликте социального и биологического возрастов рождается кризис среднего возраста. Он заключается в том, что человек, достигнув определенного этапа, начинает задаваться вопросом: «Я уже прожил почти полжизни, а сумел ли я добиться всего, чего хотел и должен был достичь?». Для менее болезненного протекания кризиса, как раз и требуется своевременное социальное развитие.
В целом, биологический и социальный возраст зависят от массы факторов и являются индивидуальной характеристикой каждого человека. Оценивая возраст в рамках той или иной сферы важно помнить, что все мы особенны и то, что присуще и желательно одному, другому может быть просто не нужно.
Как связаны социальный, психологический и биологический возраст
Под биологическим возрастом понимают состояние организма, характерное для соответствующего хронологического этапа жизни. Нередко данные о возрасте, которые указаны в документах человека, не соответствуют его состоянию здоровья и физическому ощущению.
Психологическим возрастом называют уровень психического развития, а также отношение к себе, окружающим и жизни. Он не определяется и не зависит от паспортных данных, а напрямую связан с показателями развития интеллекта человека. Этот показатель определяет возможность приспосабливаться к различным условиям жизни, достигать целей, воспринимать окружающую действительность, проявлять мотивы поведения.
Сейчас распространенной проблемой является отставание или наоборот превышение психологического возраста от реального уровня. Возможно, ты замечала за собой или знакомыми, что поведение, жизненный уклад, принципы не соответствуют реальному возрасту. Это может выражаться в инфантильности, которую провоцирует избыток праздности и потребительское отношение.
Социальный показатель возраста объединяет в себе психологическую и биологическую составляющую. Так опережающее либо наоборот запаздывающее биологическое или психологическое развитие сказывается на процессе социализации.
Определение своего социального возраста
Итак, с понятием социального возраста и его взаимосвязью с биологическим и психологическим мы разобрались. Теперь возникает вопрос, как же определить свой социальный возраст? Для этого оцени следующие показатели своей жизни:
- Оценка нравственно-правового уровня. К ней относится усвоение принятых в обществе правил и норм поведения, умение вести себя соответственно ситуации, знать свои права и обязанности.
- Оценка социального статуса. Здесь оценивается занимаемое в обществе положение, профессиональные достижения, включение в различные социальные группы.
- Социально-демографическая роль. Определяется состояние в браке, наличие детей, выход на пенсию.
- Степень профессионализма, карьерные успехи и достижения.
После того как ты оценила описанные выше пункты, сравни полученные результаты со среднестатистическими показателями. Так примерно ты сможешь оценить свой социальный возраст.
В интернете также можно найти множество специализированных тестов по определению своего возраста. В них предлагаются вопросы, по итогам которых можно получить результат. Но самостоятельное прохождение тестов без умения их интерпретировать может привести к некорректным результатам.
Тогда лучше обратиться к специалистам. Психолог подберет подходящий для тебя вид теста и сможет подробно расшифровать результат, указать на твои достижения и отметить возможные проблемы.Социальная зрелость
В рамках определения социального возраста есть такое понятие как социальная зрелость. Это критерий, определяющий жизненность индивида в окружающем его обществе, его взаимодействие с людьми, мировоззрение. На социальную зрелость влияют разные факторы.
Социально зрелым можно назвать человека, которому характерны следующие особенности:
- Умение самостоятельно предугадывать, как ты поведешь себя в конкретной жизненной ситуации. Ты умеет анализировать, делать выводы в зависимости от обстоятельств.
- Умение применять свои силы к достижению поставленных перед собой целей в жизни. Человек может противостоять таким препятствиям как лень, боязнь осуждения, страх ошибки, а также прочим внешним факторам.
- Умение самостоятельно отслеживать свои поступки и действия, оценивать их, анализировать результаты.
- Умение непредвзято оценивать свои мысли и поступки. Ты понимаешь, в какой ситуации поступаешь верно, а где нет.
- Умение получать уроки из своего личного опыта, а также поступков других людей. Это способствует улучшению качества прогнозирования поведения.
- Умение адекватно реагировать на критику, свои поступки, а также окружающие ситуации.
- Осознание собственной ответственности. Ты несешь ответственность за собственный выбор и умеешь брать ответственность за возможные последствия.
- Независимость, возможность свободно выбирать, как поступать. Человек осознает не только свою свободу, но и границы, при нарушении которых он может доставить дискомфорт окружающим.
- Возможность адаптироваться к любым жизненным ситуациям. Отказ от убеждений и форм, которые в настоящее время не являются актуальными и могут тормозить собственное развитие.
- Толерантность. Она характерна людям, которые понимают, что все разные. У каждого человека есть свои особенности, обусловленные разными факторами и признаками, которые не зависят от личности. Также толерантность должна касаться точки зрения других людей.
- Самокритичность. Ты умеешь видеть свои недостатки, принимать их и пытаться исправить, если это возможно и мешает твоей жизни.
Общество неоднородно, и поэтому социальная зрелость у всех находится на разном уровне. Он может быть оптимальным, допустимым или критическим. Оптимальная зрелость связна с формированием ценностей, которые не противоречат друг другу. Человек ориентирован на развитие, реализацию творческого потенциала, интересуется явлениями окружающего мира.
Для допустимого уровня характерны такие особенности как неопределенность или противоречивость своего собственного выбора. Человек принимает выбор под влиянием внешних факторов. Такие люди могут быть не готовы к самостоятельной жизни.
Для критического уровня характерно отсутствие мотивации к развитию. Человек стремится избегать конфликтных ситуаций, не проявляет интереса к событиям и происходящему в мире. Такие люди не готовы к решению вопросов, которые связаны с социальным становлением и жизненным выбором.
Категория возраста
16.12.2011
Возраст — конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психологического развития индивида и его развития как вида, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических особенностей.
Абсолютный возраст — возраст, выражающийся количеством временных единиц (минут, дней, лет и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения.
Условный возраст (возраст развития) — определяется путем местонахождения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, на основании количественно-качественных признаков.
Хронологический возраст — возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни.
Биологический возраст — определяется состоянием определенных свойств и функций организма по сравнению со среднестатистическим уровнем развития, характерным для данного хронологического возраста.
Психологический возраст — определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом.
Социальный возраст — определяется путем соотнесения уровня социального развития человека со среднестатистической нормой для его сверстников.
Социальный возраст связан с социальными изменениями, которые происходят в психике и зависят от возраста. К ним относятся важнейшие жизненные события человека, так называемые социальные часы (время вступления в брак, начало и завершение обучения и т.д.), а также возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни.
Субъективный психологический возраст — переживаемый возраст личности, в основе которого лежит самоощущение человека; субъективный возраст определяется возрастным самосознанием, зависящим от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности. Субъективный возраст в некоторых пределах обратим, т.е. человек может не только стареть в психологическом времени, но и помолодеть в нем. Кроме того, субъективный возраст может не совпадать в различных сферах жизнедеятельности (например, в семейной и профессиональной). В рамках работ, посвященных изучению субъективного психологического времени, интересны исследования украинского ученого Цуканова Б. И. (Одесса), который проводил исследование зависимости между типом темперамента и восприятием единицы времени. Оказалось, что для холериков характерно опережение субъективно переживаемого времени по сравнению с реальным временем (t=0.7, где t — отношение субъективно переживаемого к объективному времени), что сопровождается устремленностью вперед, в будущее, острым дефицитом времени. Для сангвиников также свойственно опережение субъективно переживаемого времени, хоть и не столь сильное (t=0,8), постоянное стремление в будущее в совокупности с желанием успеть как можно больше, подвижность. Меланхолик «стоит во времени», отличительной чертой этого типа является то, что субъективная единица времени синхронизована объективной единицей (t=1.0). В отличие от предыдущих типов, субъективное время флегматика отстает от объективного (t=1.1), поэтому субъективно переживаемое время движется медленно и равномерно, в жизни флегматика всегда хватает, даже избыток времени; он ориентирован в прошлое, а к изменениям, приходящим из будущего, привыкает медленно и с большим трудом.
Индивидуальное развитие человека есть онтогенез заложенной в нем филогенетической программой, его периодизация основана на выделении ряда универсальных возрастных процессов (рост, созревание, развитие, старение), в результате которых формируются соответствующие индивидуальные возрастные свойства (различия). Возрастные свойства показывают, чем среднестатистический индивид одного возраста отличается от среднестатистического индивида другого возраста. Возрастные процессы, возрастные свойства, а так-же чередование периодов стабильности и кризисов, которым характеризуется жизнь человека, определяют возрастные стадии или стадии развития.
В современной отечественной и зарубежной психологии описаны многочисленные периодизации психического развития, авторы которых — Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Валлон, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.
Одной из наиболее известных зарубежных периодизаций психического развития является периодизация Ж. Пиаже, который рассматривал также и возрастные особенности мышления.
Ключевые слова: Возраст
Источник: Кондрашихина О.А., Дифференциальная психология
Материалы по теме |
---|
Кризис середины жизни и связанные с ним мифы … |
Эксперимент в возрастной психологии Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология |
Категория возраста в психологии развития Слободчиков В.И., Психология развития человека |
Изменяются ли темпераментные особенности с возрастом? Е. П. Ильин: Психология индивидуальных различий |
Интеллект (IQ) и возраст Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил |
Кризисы возрастных периодов Юрьева Л. Н., Кризисные состояния |
Юность как психологический возраст Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология |
Психология взросления: концепты и феномены Фиофанова О.А., Психология взросления и воспитательные практики нового поколения |
6.1 Концепция и опыт старения
Цели обучения
- Дать определение социальной геронтологии.
- Различают биологическое старение, психологическое старение и социальное старение.
Поскольку все мы хотим дожить до старости, изучение возраста и старения помогает нам кое-что понять о себе и о той стадии жизненного пути, которую мы все надеемся достичь.
Вот почему вам следует знать о старении и проблемах пожилых людей: Когда-нибудь вы состаритесь . По крайней мере, вы будете старыми, если не умрете преждевременно от несчастного случая, рака, сердечного приступа, какой-либо другой медицинской проблемы, убийства или самоубийства. Хотя мы не часто думаем о старении, когда нам поздний подростковый возраст и чуть больше двадцати, одна из наших главных целей в жизни — стать старыми. Изучая возраст и старение и знакомясь с некоторыми проблемами, с которыми пожилые люди столкнутся сейчас и в будущем, мы на самом деле узнаем что-то о самих себе и о том этапе жизненного пути, которого все мы надеемся достичь.
Изучение старения настолько важно и популярно, что у него есть собственное название — геронтология. Социальная геронтология — это изучение социальных аспектов старения (Novak, 2012). Ученые, изучающие старение, называются геронтологами . Люди, которых они изучают, носят несколько имен, чаще всего «пожилые люди», «старейшины» и «пожилые люди». Последний термин обычно зарезервирован для лиц в возрасте 65 лет и старше, в то время как «пожилые люди» и «пожилые люди» часто включают людей в возрасте от 50 до 60 лет и старше.
Измерения старения
Возраст и старение имеют четыре измерения. Измерение, о котором думает большинство из нас, — это хронологический возраст, определяемый как количество лет, прошедших с момента рождения человека. Второе измерение — это биологическое старение, которое относится к физическим изменениям, которые «замедляют нас», когда мы достигаем среднего и старшего возраста. Например, наши артерии могут закупориться, или проблемы с легкими могут затруднить нам дыхание. Третье измерение, психологическое старение, относится к психологическим изменениям, в том числе связанным с психическим функционированием и личностью, которые происходят с возрастом. Геронтологи подчеркивают, что хронологический возраст не всегда совпадает с биологическим или психологическим возрастом. Например, некоторые люди в возрасте 65 лет могут выглядеть и вести себя намного моложе, чем те, кому 50.
Четвертое измерение старения — социальное. Социальное старение относится к изменениям ролей и отношений человека как в кругу его родственников и друзей, так и в формальных организациях, таких как рабочее место и молитвенные дома. Хотя социальное старение может отличаться от одного человека к другому, на него также сильно влияет восприятие старения, которое является частью культуры общества. Если общество положительно относится к старению, социальное старение, переживаемое людьми в этом обществе, будет более позитивным и приятным, чем в обществе, которое относится к старению негативно. Однако, как мы увидим, восприятие старения в Соединенных Штатах не очень позитивно, что имеет важные последствия для наших пожилых граждан.
Ключевые выводы
- Изучение пожилых людей и старения помогает нам понять проблемы на жизненном пути, которого мы все надеемся достичь.
- Биологическое старение относится к физическим изменениям, сопровождающим процесс старения, а психологическое старение относится к происходящим психологическим изменениям.
- Социальное старение относится к изменениям ролей и отношений человека по мере старения человека.
Ссылки
Новак, М. (2012). Проблемы старения (3-е изд.). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Пирсон.
Биопсихологические и социальные детерминанты старости: биопсихосоциальные аспекты старения человека
Обзор
. 2014;21(4):835-8.
дои: 10.5604/12321966.1129943.
Малгожата Дзеччяж 1 , Рафал Филип 2
Принадлежности
Принадлежности
- 1 Негосударственное учреждение здравоохранения «ДАР», Ярослав, Польша; Институт здравоохранения, Государственная школа высшего профессионального и экономического образования, Ярослав, Польша.
- 2 Институт сельского здоровья, Люблин, Польша.
- PMID: 25528930
- DOI: 10.5604/12321966.1129943
Бесплатная статья
Обзор
Małgorzata Dziechciaż et al. Энн Агрик Энвайрон Мед. 2014.
Бесплатная статья
. 2014;21(4):835-8.
дои: 10.5604/12321966.1129943.
Авторы
Малгожата Дзеччяж 1 , Рафал Филип 2
Принадлежности
- 1 Негосударственное учреждение здравоохранения «ДАР», Ярослав, Польша; Институт здравоохранения, Государственная школа высшего профессионального и экономического образования, Ярослав, Польша.
- 2 Институт сельского здоровья, Люблин, Польша.
- PMID: 25528930
- DOI: 10.5604/12321966.1129943
Абстрактный
Старение человека является физиологическим и динамическим процессом, продолжающимся во времени. По утверждению большинства геронтологов, начинается на четвертом десятилетии жизни и приводит к летальному исходу. Процесс старения человека сложен и индивидуален, протекает в биологической, психологической и социальной сферах. Биологическое старение характеризуется прогрессирующими возрастными изменениями метаболизма и физико-химических свойств клеток, приводящими к нарушению саморегуляции, регенерации, структурно-функциональным изменениям тканей и органов. Это естественный и необратимый процесс, который может протекать как успешное старение, как типичное, так и патологическое. Биологические изменения, происходящие с возрастом в организме человека, влияют на настроение, отношение к окружающей среде, физическое состояние и социальную активность, обозначают место пожилых людей в семье и обществе. Психическое старение относится к осознанности человека и его приспособляемости к процессу старения. Среди адаптационных установок можно выделить: конструктивные, зависимые, враждебные по отношению к другим и к себе установки. С возрастом возрастают трудности с приспособлением к новой ситуации, происходят неблагоприятные изменения в познавательной и интеллектуальной сфере, закручивается процесс восприятия, снижается воспринимаемые ощущения и получаемая информация, изменяются мыслительные процессы. Социальное старение ограничено ролью пожилого человека, обусловлено культурой и может меняться по мере изменения обычаев. Социальное старение относится к тому, как человек воспринимает процесс старения и как его видит общество.
Похожие статьи
Концепция успешного старения среди старейших общинников Японии.
Сато-Комата М., Хосино А., Усуи К., Кацура Т. Сато-Комата М. и соавт. Сообщество медсестер Br J. 2015 дек; 20(12):586-92. doi: 10.12968/bjcn.2015.20.12.586. Сообщество медсестер Br J. 2015. PMID: 26636892
[Успешное старение].
Нагер Ф. Нагер Ф. Праксис (Берн, 1994). 2003 29 октября; 92 (44): 1876-82. дои: 10.1024/0369-8394.92.44.1876. Праксис (Берн, 1994). 2003. PMID: 14640023 Немецкий.
Влияние обогащения на когнитивное развитие взрослых: можно ли сохранить и улучшить функциональные способности пожилых людей?
Герцог С. , Крамер А.Ф., Уилсон Р.С., Линденбергер У. Герцог С. и соавт. Психологическая наука, представляющая общественный интерес. 2008 окт; 9(1):1-65. doi: 10.1111/j.1539-6053.2009.01034.x. Epub 2008 1 октября. Психологическая наука, представляющая общественный интерес. 2008. PMID: 26162004
Борьба со старением.
Рамамурти П.В. Рамамурти П.В. Индийская J Med Res. 1997 окт.; 106:376-80. Индийская J Med Res. 1997. PMID: 9361471 Обзор.
Анализ психосоциальных теорий старения и их актуальности для практического геронтологического ухода в Швеции.
Ваденстен Б. Ваденстен Б. Scand J Caring Sci. 2006 Сентябрь; 20 (3): 347-54. doi: 10.1111/j.1471-6712.2006.00414.x. Scand J Caring Sci. 2006. PMID: 16922990 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Роль и механизм действия полисахаридов в борьбе со старением.
Го С, Луо Дж, Ци Дж, Чжао С, Ан П, Луо И, Ван Г. Го X и др. Питательные вещества. 2022 15 декабря; 14 (24): 5330. дои: 10.3390/nu14245330. Питательные вещества. 2022. PMID: 36558488 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Пищевой статус, рискованное для здоровья поведение и привычки в еде коррелируют с физической активностью и физическими упражнениями бразильских пожилых людей с гипертонией: перекрестное исследование.
da Silva LSL, de Freitas Batalhão D, Dos Santos Carvalho A, Bohn L, Ramos NC, Abdalla PP. да Силва ЛСЛ и др. Общественное здравоохранение BMC. 2022 19 декабря;22(1):2382. doi: 10.1186/s12889-022-14873-4. Общественное здравоохранение BMC. 2022. PMID: 36536331 Бесплатная статья ЧВК.
Эффективность технологии обратной связи в отношении физических и когнитивных способностей пожилых людей.
Бенитес-Луго М.Л., Суарес-Серрано С., Гальвао-Кармона А., Васкес-Марруфо М., Чаморро-Мориана Г. Бенитес-Луго М.Л. и соавт. Front Aging Neurosci. 2022 10 ноя; 14:1050518. дои: 10.3389/фнаги.2022.1050518. Электронная коллекция 2022. Front Aging Neurosci. 2022. PMID: 36438005 Бесплатная статья ЧВК.
Старение и мезенхимальные стволовые клетки: основные концепции, проблемы и стратегии.
Fraile M, Eiro N, Costa LA, Martin A, Vizoso FJ.