Психологический контакт: Как установить психологический контакт: приемы, этапы, способы

Установление психологического контакта

Любой вид допроса — свидетеля, подозреваемого, обвиняемого — начинается с установления психологического контакта, то есть такого расположения к общению, которое может привести к наиболее эффективным результатам. Психологический контакт в своеобразной форме общения, которая имеет место в судопроизводстве, обусловливает получение доказательственной информации, способствующей установлению объективной истины, высокую культуру судопроизводства, отражающего демократические принципы последнего.

Психологический контакт присущ всем формам деятельности, связанной с получением вербальной информации при дознании, предварительном расследовании, судебном разбирательстве.

Понятие “психологический контакт” предполагает, как это видно из его наименования, определенное воздействие на психику лиц, вступающих в общение. Содержательная сторона контакта состоит в двухстороннем воздействии, с одной стороны, лица, которое обладает информацией и может ее предоставить либо отказаться от ее предоставления, в зависимости от ситуации следственного или судебного действия, в частности допроса. Психологическое воздействие при установлении контакта может иметь различные формы и обусловлено рядом обстоятельств, среди которых необходимость установления контакта, его цель, приемы воздействия, использование эмоционального состояния лиц при общении и, наконец, желание предоставлять востребуемую информацию.

В криминалистической литературе понятие психологического контакта нередко ассоциируется только с односторонним воздействием со стороны следователя или судьи, однако это не так. Несмотря на неравенство положений в позиции следователь — обвиняемый, судья — подсудимый, контакт всегда остается двухсторонним, так как стимулирует психологическое состояние обоих субъектов общения, и нередко в значительно большей степени зависит от лица, контакт с которым стимулируется различными приемами.

Установление психологического контакта предполагает изучение данных о личности допрашиваемого. Такими данными могут быть материалы уголовного дела, показания свидетелей

и обвиняемых, характеристики, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности. Анализ данных позволяет составить предположение о психологическом и социальном портрете лица, с которым предстоит общение. Это своего рода первая стадия подхода к общению. Вторая стадия имеет место в процессе допроса, где следователь или судья получают непосредственное впечатление о личности допрашиваемого в ходе допроса. Во всех случаях во время допроса следует создавать благоприятную атмосферу, располагающую допрашиваемого к общению, что предполагает стремление со стороны официального лица к устранению конфликтных ситуаций, к созданию у допрашиваемого заинтересованности в общении. Достигается такая атмосфера достаточно сложно, так как перед следователем предстают различные лица — молодые, умудренные жизненным опытом, искренние и лживые, коммуникабельные и неконтактные, вежливые и грубые, а также лица, не желающие вступать в общение в силу различных эмоциональных либо иных состояний и намерений. Все перечисленные позиции требуют от следователя и других лиц, осуществляющих допрос, своего рода перевоплощения в соответствии с ситуацией допроса и поведением лица, в отношении которого предпринимаются действия по установлению контакта, учета его типа темперамента, в целях правильного избрания темпа и тактики допроса. В этом отношении следователь не должен демонстрировать возникающих у него негативных чувств в отношении убийцы, насильника, грабителя, банковского афериста. Поведение должно быть ровным, но не бесстрастным, так как именно эмоциональное расположение вызывает стремление к общению и контакту.

В тех случаях, когда допрашиваемый отвергает всякие попытки к установлению контакта, следователь обращается к темам, отличным от предмета допроса, вопросам о семейном положении, детях, работе, интересах допрашиваемого.

Это, как правило, снимает атмосферу напряженности, располагает лицо к общению. Не нужно заострять внимание на негативных выпадах допрашиваемого, следует игнорировать их, имея в виду состояние лица в ходе допроса, как агрессивное в отдельных случаях, так и депрессивное.

При общении в ходе допроса чаще всего возникают барьеры, препятствующие общению, среди них наиболее важные — эмоциональный и информационный барьеры. Их устранение предполагает объективность следователя и судьи, выражающуюся как в получении информации, обвиняющей лицо, так и оправдывающей, а также в выяснении причин преступления и их мотивов. он именуется смыслового барьера достигается четким формулированием вопросов допрашиваемому, уяснением понимания последним их смысла и значения, объяснения в необходимых случаях юридических и иных специальных терминов, которые могут иметь место при общении. Надо отметить, что смысловой барьер является одним из сложных препятствий во время общения, так как допрашиваемый нередко находится в состоянии нервного напряжения, что не позволяет ему понять отдельные вопросы, а обвиняемому отдельные пункты обвинения и сущность тех доказательств, которыми оперирует следователь. Так, в одном из допросов обвиняемого по делу об убийстве следователь, желая изобличить его в совершении преступления, заявил, что на убитом обнаружены микроследы (волокна) мохерового шарфа, совпадающие по своим родовым признакам с шарфом обвиняемого. Оглашение заключения эксперта убедило обвиняемого в доказанности его участия в убийстве (ученые доказали), и он заявил, что “раз наука пришла к таким выводам, то она ошибаться не может”. Следователь расценил это заявление как признание обвиняемым своей вины, хотя впоследствии было доказано, что шарф, участвующий в биологическом, исследовании, принадлежал не обвиняемому, а другому человеку. Непонимание отдельных выражений обвиняемого извратило перспективу установления истины.

Установление психологического контакта, как отмечают некоторые авторы (В. Л. Васильев), является самостоятельной стадией допроса, самостоятельным его этапом. Это утверждение вызывает возражение, так как психологический контакт отмечается ситуативностью и динамизмом. Ситуативность последнего состоит в том, что контакт устанавливается в зависимости от состояния общения (добровольное изложение фактов, интересующих органы расследования, конфликтная ситуация, связанная с ложью, запирательством, выдвижением новых версий, рассчитанных на затягивание расследования) и может иметь место либо игнорируется как следователем, так и допрашиваемым. Уже по этой причине он не может быть причислен к этапу допроса, а представляет собой условие для проведения этого действия.

Динамизм контакта предполагает его пластичность, изменение в зависимости от позиций сторон в общении. Психологический контакт не может быть жестко установленной схемой, по которой протекает общение, он может развиваться, а также может быть утраченным в связи с эмоциональным состоянием допрашиваемого, утратой доверия к следователю, желанием скрыть определенные обстоятельства, которые допрашиваемый полагает для себя наиболее важными, имеющими большое значение. Позиция установленного и продолжающегося контакта в процессе допроса, особенно подозреваемого и обвиняемого, встречается крайне редко. Контакт подвижен, и задача следователя поддерживать его во время допроса, так как такое эмоциональное состояние допрашиваемого позволяет верить следователю, а расположение к нему, как правило, влечет получение достоверных данных об обстоятельствах преступления. Страх, недоверие, представление о том, что допрашиваемого обманывают, мгновенно создает эмоциональный барьер, который впоследствии разрушить очень трудно. Поэтому при установлении психологического контакта нужно знать о его непрочности, вариантности, ситуационной обусловленности и избирательном воздействии на лиц с различным темпераментом и характером.

Целью установления психологического контакта является побуждение допрашиваемого к сообщению достоверной информации, даче правдивых показаний. Вместе с тем, по мнению авторов, исследующих проблемы тактики допроса, контакт выполняет несколько функций [41]. Так, Н. И. Порубов к их числу относит: эвристическую функцию, смысл которой в активации мыслительной деятельности допрашиваемого в целях ее направления в необходимое русло; контролирующую функцию, состоящую в сопоставлении полученной на допросе информации с уже имеющимися данными; эмоциональную функцию, определяющую действие на допрашиваемого своей уверенностью в справедливости принимаемых решений; этическую функцию как умение следователя расположить к себе допрашиваемого с целью получения правдивых показаний.

Несомненно, что такие ролевые функции контакт выполняет, однако для их осуществления необходимы определенные приемы воздействия, так как установление контакта само по себе не происходит.

Общим правилом избрания приемов установления психологического контакта является их научность, допустимость и правомерность, то есть соответствие демократическим принципам судопроизводства, вариантность, ситуационная зависимость, эмоциональная направленность, отсутствие элементов скрытого и явного насилия. В этом плане наиболее приемлемыми будут приемы, обеспечивающие своего рода эмоциональное созвучие, то есть предрасположение к общению положительной направленности.

Перечислить все приемы воздействия с целью установления психологического контакта невозможно, так как они охватывают не только словесное воздействие, но и мимическое, позволяющее снять напряжение ободряющей улыбкой, повышенным вниманием к излагаемым обстоятельствам, сочувствие и понимание тяжести положения обвиняемого или подозреваемого, угнетенное состояние последнего.

В криминалистической литературе высказаны различные точки зрения относительно тактических приемов установления психологического контакта.

Так, А. В. Дулов предлагает следующие приемы: 1) возбуждение интереса допрашиваемого к предстоящему допросу; 2) возбуждение интереса к допрашиваемому; 3) обращение к закону, разъяснение значимости требуемой информации, ознакомление с обстоятельствами, смягчающими вину, и т.п. [42]. Следует отметить слишком общий характер предлагаемых приемов, отсутствие в них необходимой конкретизации.

Более полный перечень приемов установления психологического контакта приводит Ф.В. Глазырин, относя к ним следующие: 1) обращение к логическому мышлению допрашиваемого, заключающемуся в убеждении о неизбежности раскрытия преступления, установления тех или иных фактов; 2) возбуждение у допрашиваемого интереса к общению и его результатам — беседа на различные темы, сообщение об обнаруженных доказательствах, указание при допросах подозреваемого и обвиняемого на смягчающие их вину обстоятельства, как признание вины и др.; 3) возбуждение эмоционального состояния путем обращения к чувствам гордости, чести, стыда, раскаяния, сожаления. Такие приемы наиболее эффективны при отказе от показаний, при допросах лиц, находящихся в состоянии депрессии, апатии и др.; 4) воздействие положительными качествами личности следователя, судьи — вежливостью, справедливостью, доброжелательностью [43]. В этом случае попытки допрашивающего унизить, оскорбить, задеть самолюбие создают смысловой и эмоциональный барьер, а не созвучие, которое обычно кладут в основу психологического контакта.

В. Г. Лукашевич, посвятивший проблеме общения основные свои работы, к приемам установления психологического контакта относит следующие: 1) создание надлежащей обстановки допроса; 2) допрос наедине; 3) корректное поведение следователя как представителя государства, выполняющего важные общественные функции; 4) демонстрация доброжелательности, непредвзятого отношения к допрашиваемому, возбуждающих интерес к следователю как партнеру по общению; 5) демонстрация умения выслушать до конца, не повышать голос; 6) проведение предварительной беседы на отвлеченную тему; 7) обращение к логическому мышлению допрашиваемого; 8) разъяснение целей и задач допроса; 9) создание обстановки, возбуждающей интерес к допросу и его результатам [44].

Приведенные тактические приемы по своему содержанию не всегда и не все отвечают требованиям, соответствующим понятию “тактический прием”, а означают условия, которые можно считать наиболее оптимальными при проведении допроса. К таким условиям относится допрос наедине, создание надлежащей обстановки допроса, корректное поведение следователя. Эти условия, рассматриваемые как тактические приемы, не более чем обычные этические и организационные действия, сопровождающие допрос. Они способствуют созданию необходимой обстановки для общения и не несут в себе тактическую нагрузку, как систему действий, направленных на получение определенного результата.

Представляет интерес подробная разработка тактических приемов установления психологического контакта, разработанная В. Ю. Шепитько и сформированная в две системы. Первая из них, способствующая адаптации к обстановке допроса и устранению нежелательных состояний психики допрашиваемого, и вторая, стимулирующая установку на необходимость общения. Первая система включает следующие тактические приемы: 1) уточнение данных анкетно-биографического характера; 2) беседа на отвлеченную или интересующую тему, не относящуюся к предмету допроса; 3) демонстрация следователем осведомленности об обстоятельствах жизни допрашиваемого, его потребностях, интересах. Следователю рекомендуется избирать тему для собеседования, так как последнее во многом изменяет психическое состояние допрашиваемого.

Система тактических приемов, стимулирующая установку на необходимость общения, включает следующие из них: 1) разъяснение важности сообщения правдивых показаний; 2) убеждение в необходимости оказания помощи органам расследования; 3) разъяснение сути последствий совершенного преступления или возможности их возникновения в будущем; 4) показ фотоснимков (предметов), связанных с совершенным преступлением и его последствиями; 5) использование положительной оценки личности допрашиваемого, ее отдельных качеств [45].

Во всех случаях использования приведенных тактических приемов, направленных на установление психологического контакта, одним из важных условий последнего является умение слушать лицо, находящееся в общении. Ничто так не располагает человека, а в данном случае допрашиваемого, как то, что его слушают с вниманием и интересом. Элементы сопереживания, которые имеют место при слушании показаний, психологически воздействуют на допрашиваемого, активизируя его стремление к общению. Проявление интереса к показаниям является обстоятельством, располагающим допрашиваемого к следователю.



установление, понятие, способы и особенности

Психологический контакт — основной способ установления крепких взаимоотношений между разными людьми.

Без общения невозможно образование крупных корпораций, заключение сделок, продажу товаров, нахождение партнеров, союзников, друзей.

Чтобы правильно установить психологический контакт, получить необходимый результат, нужно научиться пользоваться разными методиками развития общения, понимать, как должен начинаться диалог, что можно спрашивать, а о чем лучше умолчать.

Понятие и суть

Психологический контакт — процесс установления, поддержания дружеских отношений между людьми. Они будут активно общаться, если найдут точки соприкосновения, будут связаны одной целью.

Цели и сферы применения

Психологический контакт нужен для решения нескольких задач:

  • получения связей;
  • продвижения по карьерной лестнице;
  • заведения новых знакомств с последующей дружбой;
  • реализации товара или услуг.

Методы налаживания психологического контакта применяются в торговле, обучении, создании содружеств, кружков, спортивных секций, решении экономических, политических вопросов и т. д.

Методики и средства взаимодействия

Способы установления психологического контакта:

  1. Самоподача дружелюбности. Инициатор должен проявлять дружелюбие, чтобы облегчить начало беседы. Задавая вопросы, он должен улыбаться, быть полностью обернутым к собеседнику, называть его по имени.
  2. Вы-методика. Пока существует психологические барьеры, рекомендуется разговаривать на темы, которые близки партнеру. Так можно вывести его из зоны комфорта, настроить на разговор.
  3. Методика втягивания в диалог. Чтобы разговорить человека, нужно задавать ему вопросы, после которых он начнет активно высказываться. При этом нельзя доводить разговор до спора или ссоры. При любом накале обстановки нужно изменить тему беседы.
  4. Да-техника. Простая методика, которая поможет начать диалог. Установление контакта нужно начинать с нейтральных вопросов, на которые собеседник может отвечать только утвердительно.
  5. Приятное зеркало. Чтобы наладить диалог с другим человеком, нужно задавать такие темы для разговора, которые будут подкреплять его самоуважение.
  6. Три рода имен. При знакомстве с человеком можно обращаться к нему по прозвищу, которым его называют друзья, имени и отчеству (нейтральная позиция). При негативной позиции можно называть оппонента оскорбительным словом. Для установления контакта лучше начать с имени и отчества, постепенно переходя к любимому прозвищу собеседника.

Этапы

Психологи разработали особую систему построения диалога, которая состоит из 5 этапов.

Каждый из них должен следовать друг за другом, без пропусков или изменения последовательности.

Снятие психологических барьеров

При первой встрече многие надеются, что собеседник начнет совершать какие-то действия, чтобы разрядить обстановку, начать общение. Поскольку люди не знают друг друга, они автоматически выстраивают множество психологических барьеров. Чтобы снять их, начать нормальное общение, один из собеседников должен стать инициатором контакта.

При этом нельзя выбирать знакомую тему для разговора. Лучше начать говорить о нейтральном, например, можно обсудить погоду. Важно, чтобы нейтральная тема была знакома собеседнику. Важно высказывать утверждение, с которыми сложно не согласиться.

Поиск общих интересов

После установления первого контакта нужно продолжить налаживать отношения. Необходимо найти «точки соприкосновения».

Если есть общие интересы, общение станет более насыщенным, интересным. Люди смогут длительное время увлеченно разговаривать, но общаться постоянно на одну и ту же тему нельзя, поскольку она быстро надоест.

Разговор нужно менять. Важно периодически интересоваться у собеседника, что ему интересно.

Подбор тактик общения

На третьем этапе общения можно рассказать о своих сильных качествах, увлечениях, любимых занятиях. Это нужно сделать так, чтобы человек тоже начал делиться личной информацией.

При рассказе о себе важно сохранять долю скромности, не завышать самооценку.

Выявление факторов, препятствующих общению

Когда партнер начнет демонстрировать свои сильные качества, можно переходить к следующему этапу. Важно определить факторы, которые могут помешать общению, чтобы не допустить их возникновения.

Выявить их можно хитростью, наводящими вопросами, рассказами про похожие ситуации из собственного опыта.

Привыкание и построение диалога

К последнему этапу взаимоотношения укрепляются, появляется ясность в разговоре, есть точки соприкосновения, темы, на которые наложено «табу», нейтральные тематики. Когда сильные и слабые стороны индивида выявлены, можно начинать воздействовать на него, чтобы добиться необходимого результата.

Приемы и правила взаимодействия

Чтобы не допустить ошибок, важно знать психологические приемы и условия, помогающие в установлении контакта. При общении важно:

  1. Уважать чужое мнение, не навязывать свое.
  2. Контролировать свои высказывания. Важно исключить грубые шутки, оскорбительные слова, жаргонизмы в отношении незнакомой личности.
  3. Не подвергать жесткой критике чужие утверждения.
  4. Научиться извиняться за ошибки.
  5. Говорить меньше пустых слов, предложений, который не несут смысловой нагрузки.
  6. Не перебивать собеседника, когда он что-нибудь рассказывает.
  7. Оценивать сказанное с точки зрения другого человека.
  8. Обращаясь к собеседнику, называть его полным именем.
  9. Не прятать искреннюю улыбку. С ее помощью можно разрядить обстановку, поднять настроение окружающим.

Если нужно установить с человеком контакт, чтобы добиться чего-либо (деловой тип общение), необходимо:

  1. Рассказать о себе или деятельности организации. От способа подачи зависит последующий диалог.
  2. Спросить у потенциального партнера о его заинтересованности, ответить на вопросы, разъяснить непонятные моменты. Можно самостоятельно задавать уточняющие или наводящие вопросы, чтобы узнать, чего на самом деле хочет человек, что он может предложить.
  3. Описать, почему предлагается товар или услуга, зачем нужен партнер. На этом этапе нельзя проявлять излишнюю активность, поскольку она может насторожить и оттолкнуть потенциального друга или партнера.
  4. Продолжить диалог, если будущий деловой партнер согласен слушать дальше, высказывает какие-либо предложения.

Последний этап — обсуждение конкретного предложения. С собеседником уже можно заключать договор, подписывать документы о сотрудничестве.

Барьеры для взаимодействия и способы их устранения

Часто познакомиться с новым человеком или продолжить общение со старым другом что-то мешает. В психологии подобное явление называется барьером. Преграды делятся на 2 группы — психологические, коммуникативные. Виды барьеров:

  1. Эстетический. С собеседником не хочется общаться из-за его неприятного вида или запаха, грязной одежды.
  2. Логический. Общаться с индивидом, который не умеет выражать своим мысли, формулировать предложения, очень трудно.
  3. Семантический. Если собеседник придает предложениям или отдельным словам искаженный смысл, понимает тему иначе, договориться не получится.
  4. Фонетический. Нарушение техники произношения слов у собеседника часто вызывает неприязнь.
  5. Отрицательные эмоции, плохое физическое состояние. Подобные ситуации относятся к временным барьерам, которые постепенно проходят.
  6. Барьер установки. Возникает при предвзятом отношении к индивиду.
  7. Мотивационная преграда. Появляется, когда у людей разные цели, противоречащие друг другу.

Чтобы избавиться от барьеров, нужно научиться контролировать эмоции, поступки, хорошо одеваться, следить за внешностью. При общении важно анализировать свои слова, не говорить не подумав. Главное условие успешного контакта — снижение самооценки, если она завышена.

Заслужить уважение незнакомого человека, расположить его к себе сложно. Для этого нужно знать основы психологии, разбираться в нюансах общения, уметь задавать вопросы и выражать мысли. Наладив психологический контакт, можно получить нового друга, партнера или покупателя.

Понимание личностно-ориентированного подхода

— Терапевтические отношения —

На каком бы этапе вашего консультирования вы ни находились; недавно начали посещать консультанта, имеете большой опыт консультирования или только начинаете интересоваться идеей посещения консультанта; Вы можете задаться вопросом, что такое консультирование на самом деле.

Возможно, вы слышали, как люди (или даже ваш консультант!) говорят: «Доверьтесь процессу», но что это за процесс?

Чтобы попытаться ответить на некоторые из этих вопросов, мы решили написать серию блогов под названием «Понимание личностно-ориентированного подхода».

Мы также знали, что некоторые люди могут быть знакомы с другими методами консультирования, такими как КПТ (когнитивно-поведенческая терапия) и терапией Фрейда (психодинамический/психоанализ), и эти блоги позволят нам показать, чем личностно-ориентированный подход, который мы используем в LPG, отличается от других форм консультирования.

По сути, цель серии состоит в том, чтобы предоставить больше информации о том, как работает личностно-ориентированный подход, и демистифицировать процесс консультирования.

Для начала в части 1 будет рассмотрено, что представляет собой «терапевтические отношения» в личностно-ориентированном подходе, даны определения и описания некоторых ключевых терминов.

Карл Роджерс, пионер личностно-центрированного подхода, охарактеризовал терапевтические отношения как отношения, в которых:

« По крайней мере одна из сторон имеет намерение способствовать росту, развитию, зрелости, улучшению функционирования, улучшению приспособления к жизни другой ». (Роджерс, 1967, pg.39)

Для того, чтобы развивать такие отношения, которые помогли бы в достижении этих целей, Роджерс пришел к выводу, что существует шесть необходимых и достаточных условий, которые должны быть выполнены. Эти условия таковы:

 

Условие 1. Два человека находятся в психологическом контакте.

В своей самой простой форме это просто означает, что между клиентом и консультантом должны существовать какие-то отношения, когда мы оба в некоторой степени осознаем роль и ожидания друг друга, и обе стороны готовы к консультированию.

 

Состояние 2. Первый, кого мы назовем клиентом, находится в состоянии неконгруэнтности, уязвимости или тревожности.

Неконгруэнтностью в этом смысле будет некоторая область, в которой идеальное «я» клиента отличается от его реального «я». Поэтому, несмотря на то, что в ходе консультирования часто можно выявить новые проблемы, у клиента должно быть что-то, над чем он хочет поработать в первую очередь, чтобы сформировались терапевтические отношения.

 

Условие 3. Второй человек, которого мы будем называть [консультантом], конгруэнтен или интегрирован в отношения.

Конгруэнтность часто описывается как искренность и требует, чтобы мы, как консультанты, представляли наши настоящие «я» в отношениях, без фасада, и чтобы мы не защищались и были открыты опыту. Хотя конгруэнтность на первый взгляд кажется простой концепцией, она часто может быть самым сложным условием для консультантов, поскольку требует большой работы по развитию самосознания, обучению быть более открытыми к тому, что нас ждет, и осознанию того, как это может повлиять на нашу способность предлагать терапевтические отношения.

 

Условие 4. [Консультант] испытывает безусловное положительное отношение к клиенту.

Это означает, что, не обязательно оправдывая слова или действия клиента, мы воздерживаемся от нашего суждения; уважая право наших клиентов жить так, как они хотят, и позитивно относиться к ним как к людям, независимо от того, что они нам говорят.

 

Условие 5. [Консультант] испытывает эмпатическое понимание внутренней системы взглядов клиента и пытается передать этот опыт клиенту.

В отличие от сочувствия, когда человек испытывает грусть или жалость к другому, эмпатия — это понимание эмоций клиента, того, что он переживает и как это на него влияет. Эмпатия включает в себя попытку понять, что клиенты говорят нам, исходя из их системы взглядов; не думая «как бы я себя чувствовал», а пытаясь по-настоящему понять, «что чувствует этот клиент».

 

Условие 6. В минимальной степени достигается сообщение клиенту эмпатического понимания и безусловного положительного отношения [консультанта].

Это означает, что посредством нашего вербального и невербального общения клиент узнает, что мы чувствуем к нему сочувствие и положительное отношение.

 

Роджерс обнаружил, что если в отношениях присутствуют все эти условия, происходит рост, и отношения можно считать терапевтическими.

Иногда можно услышать, как люди говорят о Основных Условиях ; это относится к конгруэнтности , эмпатии и безусловный положительный отзыв . Основные условия — это условия, зависящие от консультанта, это то, что консультант «делает». Однако важно помнить, что Роджерс всегда рассматривал все шесть своих состояний целостно, как описание единого, подлинного, единого состояния бытия с клиентом, а не просто как техники, которые следует применять.

В этом сообщении в блоге я попытался дать краткий обзор теории того, что представляет собой терапевтические отношения в личностно-центрированном подходе. Однако, если вы планируете записаться к нам на сеанс и у вас есть какие-либо вопросы о нашем подходе к консультированию, пожалуйста, свяжитесь с нами. Любые вопросы можно направлять по адресу: [email protected]

Следите за следующими сообщениями из этой серии, в которых мы предоставим вам больше информации и информации о личностно-ориентированном подходе.

Библиография

Мирнс, Д. и Торн, Б. (1988). Личностно-ориентированное консультирование в действии  (4-е изд.). Лондон: публикации Sage.

Роджерс, К. (1957). Необходимые и достаточные условия терапевтического изменения личности. Журнал консалтинговой психологии, 21(2), 95-103.

Роджерс, К. (1967). О становлении личностью: взгляд терапевта на психотерапию . Лондон: констебль.

Шмид, П. (2002). Знание или признание? Психотерапия как «искусство незнания» — перспективы дальнейшего развития радикальной парадигмы. Личностно-ориентированная и эмпирическая психотерапия, 1 (1–2), 56–70.

 

Психологический контракт | CIPD

Юридический трудовой договор предлагает ограниченное понимание трудовых отношений. Однако психологический контракт описывает отношения между работодателями и работниками и влияет на то, как люди ведут себя изо дня в день. В отличие от юридического трудового договора, подписанного работодателями и работниками, он не является материальным.

По своей сути психологический контракт строится на повседневных действиях и утверждениях одной стороны и на том, как они воспринимаются и интерпретируются другой стороной.

Этот информационный бюллетень исследует психологический контракт в контексте трудовых отношений, способы, которыми менеджеры могут поддерживать психологический контракт, и его влияние на более широкую стратегию организации. В информационном бюллетене также рассматривается роль HR в управлении психологическим контрактом.

На этой странице
  • Что такое психологический контракт?
  • Значение психологического контракта
  • Как развиваются современные трудовые отношения?
  • Управление персоналом и психологический контракт
  • Дальнейшее чтение

Термин «психологический контракт» относится к индивидуальным ожиданиям, убеждениям, амбициям и обязательствам, как они воспринимаются работодателем и работником. Концепция возникла в начале 1960-х годов, опираясь на идеи психологии и организационного поведения. Он подчеркивает важность «человеческой» стороны трудовых отношений. Хотя психологический контракт описывает ожидания и предположения как работодателей, так и работников друг о друге, эта концепция в основном изучалась с точки зрения работника.

Психологический контракт отличается от юридического трудового договора тем, что предлагает ограниченную реальность трудовых отношений между обеими сторонами. Юридический контракт относится к соглашению, обычно письменному и подписанному, о взаимных формальных обязательствах работодателя и работника.

Психологический контракт, с другой стороны, описывает, как сами стороны понимают свои отношения, их собственные взгляды на обязательства и то, что они могут ожидать получить взамен. Психологический контракт, как правило, не подлежит исполнению. Однако на суды может повлиять мнение об основных отношениях между работодателем и работником.

Восприятие работниками своих обязательств перед работодателем часто бывает неформальным и неточным и может быть выведено из действий (даже по отношению к другим работникам) или из того, что произошло в прошлом. Например, сотрудник, который наблюдает, как менеджер предоставляет гибкий рабочий график, может ожидать аналогичного обращения со стороны своего собственного менеджера. Другой пример можно увидеть в процессе найма, в обзорах эффективности или публично (например, в заявлении о ценностях организации).

На что распространяется психологический контракт?

Не существует окончательного списка ожиданий и обязательств, описывающих содержание психологического контракта. В широком смысле психологический контракт может охватывать следующие аспекты трудовых отношений и то, как они взаимодействуют:

  • Гарантия занятости.
  • Карьерные перспективы.
  • Обучение и развитие.
  • Восприятие справедливости в оплате и льготах.
  • Менеджер поддержки.
  • Вклад и влияние работодателя на сообщества и общество.

Для сотрудников крупных организаций нет ни одного лица, идентифицированного как «работодатель». На сотрудников влияют решения, принимаемые высшим руководством и отделом кадров, а также повседневные решения, принимаемые линейными руководителями. Но иногда неясно, кто несет личную ответственность за решения, влияющие на благополучие сотрудника или будущее бизнеса. Неудивительно, что опросы отношения подтверждают, что опыт сотрудников на работе сильно зависит от качества линейных руководителей, которых они видят на регулярной основе. Для многих сотрудников психологический контракт — это в основном сделка, которую они заключают со своим непосредственным руководителем.

Хотя психологический контракт является динамической концепцией, со временем можно наблюдать закономерности и тенденции. В течение многих лет традиционный психологический контракт основывался на обещании гарантий занятости. Теперь он гораздо больше фокусируется на обучении и развитии для долгосрочного трудоустройства, а также на более индивидуальных способах работы.

Работодатели не должны недооценивать влияние индивидуальных различий и различных ожиданий сотрудников. Например, некоторые менее заинтересованы в «работе на всю жизнь» (и могут захотеть сменить место работы и карьеру), в то время как другие ценят гарантии занятости.

Исследование CIPD People Profession 2030 подчеркивает растущий и разнообразный характер трудовых отношений в будущем. Изменения, влияющие на ожидания работников, включают:

  • Неопределенные экономические условия (например, влияние пандемии COVID-19 и кризиса стоимости жизни).
  • Технологические изменения, автоматизирующие процессы и формирующие спрос на навыки.
  • Нетипичные контракты и «гиг-экономика», создающие высококонкурентный глобальный рынок для одних и предлагающие расширенные карьерные возможности для других.
  • Большие надежды на гибкий график работы.
  • Организации сокращают штаты и задерживают работу, оказывая дополнительное давление на оставшихся сотрудников.
  • Более широкое использование коллективного мнения или коллективных переговоров, хотя многие работодатели и отдельные лица по-прежнему договариваются об отношениях напрямую.
  • Традиционные организационные структуры становятся более гибкими.
  • Публичный характер корпоративных скандалов, способных подорвать доверие сотрудников к своему работодателю.

В этом меняющемся контексте работодатели должны учитывать ключевые факторы трудового соглашения, чтобы иметь возможность привлекать и удерживать ключевые таланты. Психологический контракт предлагает способ мониторинга отношения и приоритетов сотрудников.
Как работодатели реагируют на изменения?

В ответ на изменения и неопределенность в сегодняшней рабочей среде правительство Великобритании взяло на себя обязательство создать «хорошую работу» и качество рабочих мест, как подчеркнуто в Обзоре современных методов работы Тейлора за 2017 год. В нашем опросе Good Work Index представлены семь параметров качества работы, а также краткое описание текущего отношения работников к работе и опыта работы.

Наше предыдущее исследование показывает, что, несмотря на то, что современные трудовые договоры основаны на обещании возможности трудоустройства, работодатели весьма избирательны в отношении предложений развития и карьерного роста.

Хотя такой подход к распределению возможностей является разумным, он представляет риск для долгосрочной устойчивости:

  • Во-первых, существует риск того, что избирательные стратегии развития работодателей заставят сотрудников воспринимать отношения как исключительно транзакционные. Это зависит от их готовности внести свой вклад, а не от взаимных обязательств. Когда лояльность сотрудников подорвана, организации могут столкнуться с трудностями в удержании персонала.
  • Во-вторых, работодатели должны учитывать тип сделки, которую они предлагают работникам, которые не считаются ключевыми талантами. Недовольные сотрудники представляют собой риск увеличения операционных расходов, связанных с высокой текучестью кадров, и риск репутационного ущерба.

Психологический контракт играет центральную роль в эффективности и вовлеченности людей в работу. Управление ожиданиями сотрудников требует, чтобы специалисты по персоналу вносили свой вклад в общую организационную стратегию, а также разрабатывали и внедряли поддерживающие ее методы управления персоналом и развития.

Конкретные области внимания включают:

  • Бренд работодателя: чтобы четко понимать, чего они ожидают от сотрудников и что предлагают им, многие организации создали набор корпоративных ценностей или заявленную миссию. Это можно назвать «предложением ценности для сотрудников» или «брендом работодателя», которое сотрудники узнают и к которому относятся. На практике бренд работодателя — это попытка работодателя подать сигнал и сформировать психологический контракт с сотрудниками, чтобы помочь нанять и удержать таланты.
  • Коммуникации: Эффективный двусторонний диалог между работодателем и работниками является необходимым средством выражения голоса работника и общения работника.
  • Обучение и развитие карьеры. Возможность трудоустройства является ключевым предложением для многих работников. Сотрудники ожидают, что их организация предложит возможности для развития навыков и карьерного роста.
  • Стиль управления. Во многих организациях менеджеры больше не могут контролировать бизнес «сверху вниз» — им приходится применять более «диалогический» подход. Линейные руководители играют ключевую роль в понимании и управлении ожиданиями сотрудников относительно того, как выглядят справедливые процессы и результаты в организации.
  • Управление ожиданиями: работодатели должны разъяснять новым сотрудникам, чего они могут ожидать от работы. Управление ожиданиями, особенно когда ожидаются плохие новости, повысит шансы на создание реалистичного психологического контракта.
  • Измерение отношения сотрудников: работодатели должны регулярно контролировать отношение сотрудников, чтобы определить, какие действия могут потребоваться для повышения производительности. Позитивный психологический контракт обычно поддерживает высокий уровень вовлеченности сотрудников.

Книги и отчеты

КОНВЕЙ, Н. и БРАЙНЕР, Р. (2005) Понимание психологических контрактов на работе: критическая оценка теории и исследований . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

GUEST, D.E., ISAKSSON, K. and DE WITTE, H. (eds) (2010)  Трудовые договоры, психологические контракты и благополучие сотрудников: международное исследование . Oxford: OUP

UNGEMAH, J. (2015)  Неуместный талант: руководство по принятию более эффективных решений в отношении людей . Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons.

Журнальные статьи

КОЙЛ-ШАПИРО, Дж. и КЕССЛЕР, И. (2000) Последствия психологического контракта для трудовых отношений: крупномасштабное исследование. Журнал управленческих исследований . Том 37, № 7, стр. 903-930.

ДЭВИС, А.С. и ВАН ДЕР ХЕЙДЕН, Б. И.Ж.М. (2018) Взаимность имеет значение: своеобразные сделки для формирования психологического контракта и стимулирования вовлеченности сотрудников во времена жесткой экономии. Развитие человеческих ресурсов Ежеквартально . Том 29, № 4. стр. 329-355.

ДЖЕЙКОБС, К. (2020 г.) Принес ли коронавирус новую норму? Управление персоналом (онлайн) 23 апреля.

LUB, X.D., BAL, P.M., BLOMME, R.J. и ШАЛК, Р. (2016) Одна работа, одна сделка … или нет: по-разному ли поколения реагируют на выполнение психологического контракта? Международный журнал управления человеческими ресурсами . Том 27, №№ 5-6, март. стр. 653-680.

РАЙТОН, Б. и ЯЛАБИК, З. (2014) Вовлеченность в работу, нарушение психологического контракта и удовлетворенность работой. Международный журнал управления человеческими ресурсами . Том 25, № 17, октябрь. стр. 2382-2400.

РУОКОЛАЙНЕН, М., МАУНО, С., ДИЛ, М.Р., ТОЛВАНЕН, А., МАКИКАНГАС, А. и КИННУНЕН, У. (2018) Модели психологического контракта и их связь с благополучием сотрудников и выполнением ролей на работе: продольные данные от сотрудников университета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *