Мини-лекция «Макс Люшер: психология цвета»: описание, вопросы участникам
Теги:
#эмоциональное состояние#эмоции#цвета#цветовой тест#тест люшера
Цели:
изучение влияния цветов на эмоциональное и психологическое состояние человека.
Программы и сценарии тренингов и игр:
возможно вам пригодится программа тренинга «Эмоциональный интеллект».Требуемый реквизит:
реквизит не требуется.
Описание:
Внешняя среда очень часто влияет на наши внутренние ощущения. Цветовая гамма, которая нас окружает – не исключение. Именно об этом пойдет речь в этом лекционном блоке – как цвета влияют на эмоциональное состояние человека.
Инструкция:
Основы психологического подхода к изучению цветов были заложены и осуществлены на практике швейцарским психологом Максом Люшером (1923 — 2017). Он считает что восприятие цвета объективно и универсально, но цветовые предпочтения являются субъективными. С помощью цветового теста Люшера можно определить психологическое самочувствие человека на данный момент. Как правило, психолог предлагает тестируемому восемь карточек разного цвета и просит разложить их в порядке предпочтения. На первом месте оказывается колер, который человеку наиболее приятен, далее — те, которые нравятся меньше. Последние — цвета, к которым испытуемый чувствует наименьшую симпатию. В Интернете цветовой тест Люшера представлен во всех его модификациях — полной и сокращённой, короткой — с интерпретацией результатов тестирования.
Четыре цвета — синий, зелёный, красный и жёлтый — отображают основные психологические потребности людей: удовлетворенность чем-либо, привязанность к чему-либо, самоутверждение, активность, стремление к цели, ожидание чего-то хорошего, потребность в успехе.
Люшер выделяет четыре цветовых типа личности. Характеризует эти типы следующим образом:
- Синий — потребность в глубокой привязанности.
- Зелёный — потребность в отстаивании собственной позиции.
- Красный — потребность в достижении, обладании, лидировании.
- Жёлтый — потребность в эмоциональной вовлечённости, яркости переживаний и общении.
Та потребность, которая является ведущей, определяет индивидуально-личностный тип человека. При отнесении личности к тому или иному «цветовому типу» решающую роль играет оценка поведения личности. При этом человек, относящийся к одному из четырех основных типов личности, может вести себя совершенно противоположным образом.
Когда личность преследует типичную для себя цель, которая является для него своего рода идолом, то роль, которую он играет, называется «роль-идол». И, наоборот, то, что он делает, чтобы защититься от чего-либо, чтобы чего-либо избежать — всё это есть его «роль-защита».
Например, человек, реализующий красный тип поведения, принимает всякий брошенный ему вызов, поскольку он хочет действовать сильно и успешно. Это его роль-идол. А роль-защиту он играет тогда, когда чувствует, что предъявленные к нему требования чрезмерно завышены, когда защищается от подобных требований, когда злится и досадует, когда впадает в бессильную злобу.
Итак, типы:
Синий цвет
Основной темой в их жизни является душевная привязанность и потребность во взаимопонимании. Синий стремится к выстраиванию гармоничных отношений с окружающими его людьми.
Роль-идол (+ синий). Потребность в покое, интенсивная потребность в привязанности, чувствительность, сентиментальность.
Роль-защита (- синий). Беспокойство, нетерпение, неудовлетворенность, одиночество, отворачивание от партнера, раздражительность.
Стремление к удовлетворению лежит в основе роли-идола синего типа. Одурманивание и забытье становятся его целью: либо путем одурманивания плоти с помощью разгульной жизни, чревоугодия, алкоголизма, применения успокоительных и снотворных средств, либо путём редукции духовных притязаний (например, сведения их на уровень «кроссвордного» интеллекта).
Роль-защита синего типа поведения возникает из-за страха перед пустотой (перед отсутствием переживаний) и перед лишениями. Страх перед отсутствием переживаний порождает внутреннее беспокойство. С целью самозащиты «синие» люди огораживают забором свою личную эмоциональную сферу, блокируют настоящие и искренние эмоциональные отношения.
Зеленый цвет
Основной темой в жизни зелёного типа является самоутверждение, саморазвитие. Зрелая личность стремится к самовыражению и самоактуализации.
Роль-идол (+ зелёный). Воля к самоутверждению, напряжение воли, притязание на значимость.
Роль-защита (- зелёный). Защита от ограничений, от потери значимости.
Стремление к значимости и тщеславие лежат в основе роли-идола зелёного типа. Неуверенность в себе для него — совершенно непереносимое состояние. Используются любые средства повышения собственной значимости; академические титулы, например, обеспечат пожизненный престиж и статус и т.д.
Роль-защита порождена страхом перед зависимостью и принуждением. Адекватное поведение предполагает, что человек способен как требовать, так и отказываться. Кто имеет чрезмерные или бескомпромиссные притязания, кто хочет, чтобы все восхищались им и любили его, — тот игнорирует действительность. Когда не хотят ни от чего отказываться, тогда не могут и ни на что решиться. В этом случае люди начинают чувствовать себя загнанным в тупик.
Зелёный — не только самый напряжённый и самый упрямый, но и самый не поддающийся влиянию тип поведения.
Красный цвет
Основной темой при гармоничном развитии является стремление к успеху, к достижению поставленных целей.
Роль-идол (+ красный). Целеустремленность, напористое стремление к переживаниям.
Роль-защита (- красный). Чрезмерные требования, раздражительность.
Стремление к возбуждению лежит в основе роли-идола красного типа. Страх перед опустошенностью и скукой ведет к поиску новых стимулов. Но так как он нуждается во всё новых и новых переживаниях, он неизбежно вынужден быть постоянно активным. Он стремится к достижениям в большом и в малом, на пользу окружающим или во вред им.
Роль-защита происходит из-за страха перед избытком активности и перевозбуждением. Тот, кто ударяет кулаком по столу, или цедит что-то сквозь зубы, у того возбуждение достигло уровня перераздражения. Перераздражение ведёт к депрессии, если удовлетворение важных потребностей становится невозможным и приходится признавать собственное бессилие. Отсюда возникает депрессивная потребность в сне или алкоголе, чтобы одурманить себя и заглушить свои страдания.
Желтый цвет
Основная тема — развитие и творчество. При гармоничном развитии он направлен на расширение «духовных горизонтов».
Роль-идол (+ жёлтый). Бегство от проблем, иллюзорное ожидание будущего.
Роль-защита (- жёлтый). Напряжённое ожидание, озабоченность, обеспокоенность.
Стремление к свободе лежит в основе роли-идола. Например, многие люди из года в год тратят по два месяца на различные путешествия или каждый день часами читают газеты. В обоих этих случаях их привлекает не действительная, не истинная цель, а стремление к неизвестному, к переменам, жажда нового. Такое любопытство — это бегство от настоящего, если оно, настоящее, переживается и воспринимается как неудовлетворительное.
Роль-защита проистекает из-за страха перед утратой. Окружающий мир — это широкое поле отношений, который вследствие своего постоянного изменения всё время требует от личности изменения его собственной позиции. А всякое изменение действительности, широта новых возможностей, вызывают у жёлтых людей страх. Они чувствуют себя потерянными, беспомощными перед реальностью.
Интерпретация цветовых предпочтений
Вам нравится (+):
- Синий цвет. Вас можно отнести к разряду спокойных, уравновешенных людей, которым удаётся достичь гармонии в отношениях с окружающими. Вы также обладаете удивительной возможностью прислушиваться к желаниям своего организма и вовремя распознавать надвигающееся переутомление или эмоциональный срыв.
- Серый цвет. Серый означает нейтральность во всех сферах жизни («ни то, ни сё»). Люди, предпочитающие серый цвет, много работает и соответственно, сильно устает.
- Жёлтый цвет. Выбирающий эту палитру, верит в чудо. Он нуждается в признании своих способностей и уважении окружающих. Надеется, что рано или поздно его жизнь изменится к лучшему и он сможет насладиться счастьем во всех его проявлениях. Чёрный цвет. Означает протест. Выбравший его, может гласно и негласно восставать против условий жизни, работы и своей судьбы в целом. Он протестует против условностей, ломает стереотипы и бунтует против несправедливости.Красный цвет. Красный значит стремление к славе, успеху и престижу. Его выбирают люди, которые обладают выраженными волевыми качествами, желают раскрыть свой потенциал, добиться влияния и покорить всех собственным успехом.Зелёный цвет. Вы — человек, которому важно реализовать свои возможности, самоутвердиться и вызвать симпатию у окружающих.
Коричневый цвет. Его выбирают люди, которые больше всего на свете хотят избежать проблем и конфликтов в любой сфере жизни. Они не желают тратить силы на разрешение сложных заданий и мечтают жить в уютной «оболочке».
Фиолетовый цвет. Выбирая его, вы как бы сообщаете о том, что все ваши мысли и желания должны воплотиться в реальность. Вы можете стремиться к «магическим» отношениям с окружающими, веря в то, что когда-нибудь всё-таки удастся «околдовать» их своим шармом и реализовать все свои желания.Вам не нравится или раздражает (-):
Синий цвет. В данный момент вы вынуждены отказаться от плавного течения жизни, жить в состоянии мобилизации всех своих сил. Возможно, это связано с каким-нибудь важным заданием или событием, от результата которого зависит ваша карьера или судьба в целом.
Серый цвет. Если вы ни при каких обстоятельствах не выберете серый оттенок, значит, вы всеми силами стремитесь к новым впечатлениям и не хотите впускать в свою жизнь рутину.Жёлтый цвет. Если жёлтый колер вам неприятен, значит, вы могли полностью разочароваться в своих надеждах и теперь вам сложно поверить в то, что в мире бывают чудеса. Такое настроение может быть вызвано каким-либо разочарованием или неудачами, которые следуют одна за другой.Чёрный цвет. Если чёрный цвет вам не нравится, значит, перед вами стоит сложная задача — научиться отказывать людям, когда это необходимо, и не бояться предъявлять желаемые требования на работе или в личной жизни.Красный цвет. Если вы чувствуете в себе недостаток жизненной энергии и слабый потенциал, то, скорее всего, предпочтёте его в последнюю очередь.Зелёный цвет. Если вы выберете зелёную карточку в последнюю очередь, значит, в какой-то момент просто могли почувствовать себя униженным и побеждённым. Возможно, ваши стремления усовершенствовать, к примеру, свою работу, не увенчались признанием, поэтому сейчас вам легче уступить принципам, нежели настойчиво побеждать преграды.Коричневый цвет. Вами руководит желание «вырваться из толпы».Фиолетовый цвет. Если вам не нравится фиолетовый, значит, вы исключаете любую возможность достичь успеха «магическим» путем, который предполагает минимум усилий и гарантирует максимальный результат.*Вопросы для обсуждения:
- Знали ли вы раньше, что цвета влияют на наше эмоциональное состояние?
- Согласны ли вы с теорией Макса Люшера; почему?
- Замечали ли вы влияние цвета на настроение человека (пример)?
Контекст:
На заданную тему можно провести наше закрытое упражнение Цветной Человек.
Для тренеров:
Для размещения своих материалов, включая платные, напишите нам через форму обратной связи или на адрес [email protected]. Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях ВК, Telegram и YouTube, чтобы первыми получать все новые материалы.
Выбираем цвет стен по советам психологов: тест Люшера и ремонт
Дизайнеры знают о психологии восприятия цвета, но редко проводят психотипирование заказчика, предлагая ему оттенок стен.
Многим из вас знаком так называемый «Цветовой тест Люшера» или психологический тест Люшера, помогающий определить ваше состояние, на основании вашего выбора цветов. Психолог Макс Люшер выделяет четыре главных цвета: красный, синий, зелёный и жёлтый. И соотносит их с четырьмя видами чувств: самоуважением, доверием к себе, самоограничением и саморазвитием. Интерпретация теста Люшера всегда очень четкая, поскольку взаимосвязь цветов и вашего внутреннего самоощущения — самая прямая.
Содержание статьи
Хотите радости — используйте жёлтый
Автор: Bountiful — Другие интерьерные решения: спальни
Самый простой способ изменить настроение интерьера на более радостное — использовать жёлтый в акцентах или на стенах.
Удивительно, но при таком жизнерадостном и витаминизирующем эффекте, насыщенный желтый цвет — довольно редкий гость в наших интерьерах. Речь не идет о бежевом цвете — он относится к коричневым или нейтральным, а о солнечно-жёлтом, охристом, лимонном, цвете жёлтых роз.
Автор: Архитектурная студия Ruetemple — Больше фото дизайна интерьеров: идеи дизайна
Почему многие боятся жёлтого в интерьере?
Возможно, жёлтые цвета просто не подходят к краскам окружающего ландшафта. Действительно, существуют цвета, которые плохо уживаются вместе с нашим, зачастую, серым небом, снегом по полгода, затяжными дождями, мягким зелёным летом. Но это совершенно точно не про желый. Многие оттенки желтого цвета, как раз, отлично смотрятся в любую погоду.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Прогуляйтесь по городу в дождливый день и убедитесь сами — жёлтые ампирные усадьбы, старые церкви, желтые фасады домов транслируют особую атмосферу уюта. Желтый и его оттенки на удивление редко выбирают для оформления интерьеров. Это касается многих ярких красок, но особенно редко встретишь жёлтый цвет стен.
Автор: Studio 25 / Анастасия Туганова — Больше фото дизайна интерьеров: сады
Ирина Ковылина, дизайнер интерьеров, декоратор: «Обычно, когда работаешь над проектом, представляешь разные сценарии жизни в новом интерьере. И вот, я представляю столовую или кухню цвета весенней примулы — чтобы бодрила и подпитывала во время воскресного семейного завтрака. Однако дальше я воображаю, как телевизор жужжит новостями (а за завтраком многие часто смотрят телевизор), и эти звуки, информация, напряжённые голоса и страшные картинки никак не соотносятся с радостью. Конечно, жёлтые стены тут однозначно будут неуместны.
Потому что возникнет диссонанс между тем настроением, которое заложено в интерьере, и тем настроением, которое транслируется из телевизора. И как дизайнер и психолог (а все дизайнеры — психологи в какой-то степени) я посоветую в этом случае выбрать голубой или светло-серый, а жёлтый использовать только в акцентах.»
Чего вы боитесь?
Возможно, неприятие (или, наоборот, предпочтение) какого-либо цвета показывает, что ваше внутреннее равновесие нарушено? Кажется, что эти вопросы риторические и не относятся к компетенции дизайнеров, декораторов.
Однако декораторы работают, в том числе, и с атмосферой в доме, выбирая, какими же средствами можно создать то или иное настроение. Потому в ответе не просто за оттенок стен, но за то ощущение, которое в результате получит клиент, оказавшись в доме.
Шаг 1: наблюдайте за собой
Автор: Екатерина Федорова — Другие интерьерные решения: идеи дизайна
Конечно, предлагая привнести больше радости в ваш дом, не обязательно сразу же перекрашивать стены в желтый. Просто присмотритесь к себе.
Понаблюдайте, какой цвет будет привлекать ваше внимание сегодня, завтра, послезавтра. Речь не об оттенках платья, которые вам к лицу: дайте себе задание посмотреть комнаты синих или алых цветов и проанализируйте свою реакцию.
Шаг 2: идите малыми шагами
Если вам все-таки захочется внести больше радостного настроения в свой интерьер, можно начать с небольших элементов: кресло цвета одуванчиков, фартук на кухне золотисто-солнечного цвета, охристые портьеры, в конце концов, букет желтых цветов на столе.
Шаг 3: отрегулируйте насыщенность
Автор: Smith & Vansant Architects PC — Больше дизайнерских идей: гостиные комнаты
У желтого цвета огромное количество оттенков. Всегда можно использовать бледные, приглушенные тона, добавить белые, голубые, лиловые и другие акценты — и ваш взгляд будет отдыхать на гармоничной картинке.
Совет: Прекрасно «разбавляют» желтые помещения крупные комнатные растения.
Хотите больше уверенности — выбирайте красный
Автор: Дизайн-бюро DAO decor — Больше фото дизайна интерьеров: коридоры
Красный в российских интерьерах встречается немного чаще желтого, но, всё-таки, тоже крайне редко. Многие заказчики считают, что красный — это «слишком» (слишком ярко, слишком агрессивно). Даже если алый — один из любимых цветов, от него все равно отказываются в интерьере.
Хочется, но колется?
В этом случае Люшер советует задать себе такие вопросы: «Используете ли вы свои физические и духовные силы и способности? Говорите ли вы: «Я хочу попытаться»? Осуществляется ли уверенность в себе?».
Автор: Well Done Interiors Светлана Арефьева — Больше фото дизайна интерьеров: кабинеты
Конечно же, красный — цвет власти: вспомните Дворец дожей в Венеции, портреты кардиналов в красных одеждах. Неужели мягким, застенчивым людям следует отказаться от красных оттенков? Конечно же, нет. Начните с отдельных вещей: красная подкладка для штор, яркий стул, красная полоска и так далее. Вместо насыщенных, выбирайте мягкие и деликатные варианты красного в интерьере (как у этой розовой шторы на фото).Вместо открытого яркого тона используйте сложные оттенки — бруснике и томату предпочтите терракоту: ее никак не назовёшь агрессивной.
Используйте цвет в туалете
Автор: Мария Ватолина — Просматривайте фото дизайна интерьеров: идеи дизайна
Если же вы совсем не готовы отказаться от нейтральных цветов, то используйте такой юмористический дизайнерский приём: поиграйте с ярким цветом в санузле. Пребывание в ярком помещении даст вам необходимую эмоциональную подпитку (в случае с красным, например, позволит чувствовать себя более уверенно).
Что делать, если вам неприятны конкретные цвета?
И на этот случай у Люшера есть правильные вопросы, которые помогут разобраться в себе. И в том, что в действительности стоит за вашей цветовой неприязнью. Психолог советует проверить соответствующие «цветовые чеки», как он их называет.
Про жёлтый и красный «чеки» вы уже знаете. А вот и синий: «Уживаетесь ли вы с существующими возможностями?». Иными словами, почему и в чем вы пытаетесь себя ограничить.
Автор: ARCHPOINT — Смотрите больше интерьерных решений: идеи дизайна
И зелёный: «Живёте ли в соответствии со своими убеждениями?» Иными словами, сами ли вы принимаете это решение или на ваш свободный выбор, все же, влияет желание кому-то понравиться или, наоборот, опасение не понравиться.
От: Well Done Interiors Светлана Арефьева — Находите новые интерьерные решения: гостиные комнаты
Возможно, к этим вопросам стоит обращаться, когда какой-то цвет начинает казаться особенно привлекательным или, наоборот, неприятным. Такая вот «декоративная психология».
Красивы интерьеры, построенные на оттенках серого цвета или других нейтральных цветов. И, всё-таки, хочется интерьеров таких же разных, как наши индивидуальности. Начните расцвечивать ваш дом (сначала с помощью ярких акцентов), постепенно привыкая к красному, зелёному, синему и жёлтому цветам, и, возможно, через некоторое время вам захочется сделать яркой целую стену или даже всю комнату.
Замечено, в течение жизни к каждому человеку «приходят» новые цвета, вплетаясь в индивидуальную картину предпочтений.
Цветовой тест Люшера
Цветовой тест ЛюшераЦветовой тест Люшера
от Conexão Paraúna
Salud y bienestar
Свободный
Мощный психологический тест, выявляющий психофизиологические состояния через цвета
Среди «глубоких тестов» в психологии психологический тест Люшера является самым быстрым в выполнении и, несмотря на простоту применения, является мощным инструментом для выявления источников физического и психологического стресса, тревог, подавленных черт личности и многого другого. Функциональность Психология – это название, данное теоретической области, которая связывает предпочтение цветов с психологией личности. Цвета имеют большое значение для человека во многих отношениях, окружая человечество со всех сторон с незапамятных времен, что делает психологию цвета очень важной областью в понимание психофизиологических факторов, вовлеченных как в специфическое предпочтение цвета, так и в влияние на человеческое поведение.
в случаях дефектов цветового зрения или даже настоящей дальтонизма, поскольку приемлемость определенного цвета соматически или телесно связана со степенью анаболизма или катаболизма, необходимой для организма. Интерпретации, даваемые психологическим тестом Макса Люшера, могут быть довольно личное, и поэтому желательно быть осторожным с результатом, потому что иногда он может быть не только расстраивающим, но и может быть «далеко от цели». К тесту нельзя относиться как к игре или использовать как оружие в личных спорах. Версии андроида выше 4.4 KitKat теперь имеют возможность экспортировать результаты теста в файл PDF, хранящийся во внешней памяти устройства. Эти сохраненные тесты остаются в памяти устройства после удаления психологического теста Люшера, и их можно удалить в приложении, щелкнув и удерживая названия или получив доступ к данным с помощью файлового менеджера. Мы надеемся, что тест будет полезен для вашего самопознания! ***Благодарим доктора Макса Люшера (1923-2017) за разработку этого сказочного устройства, доступного в психологии с 1947 года, значительно упрощающего применение глубинного психологического теста, облегчающего многочисленные применения в различных областях.Цветовой тест Люшера Pro | Приложения
Цветовой тест Люшера Pro | Приложения | 148ПриложенийИздатель: Lifestyle Guru OOO
Приложение для iPhone и Apple Watch — Предназначен для iPhone и Apple Watch, совместим с iPad
- Цена: 9,99 $
- Текущая версия: 2.0
- Выпущено: 02 сентября 2015 г.
Поделиться:
Твитнуть
Что нового
Знакомство с поддержкой Apple Watch
Исправления ошибок и другие улучшения
Описание приложения
Приложение Luscher Color Test позволяет получить информацию о вашей личности и текущем эмоциональном состоянии. Этот тест придумал швейцарский психолог доктор Макс Люшер, который считал, что цветовые предпочтения субъективны и могут дать истинную информацию о человеке.
ПРОСТОЙ И БЫСТРЫЙ СПОСОБ АНАЛИЗА ВАШЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
— Просто выберите один цвет из предложенных
— Ответьте на все вопросы и прочитайте результат
ДОСТУПНЫ 2 ВАРИАНТА ТЕСТА
— Краткое
— Полное
ИНФОРМАЦИЯ О ПРЕДОСТАВЛЕННОМ ТЕСТЕ
Прочтите описание и узнайте, кто такие Макс Люшер и какой у него цветовой тест.
ПОНЯТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
— Четкие и подробные объяснения вашего состояния
— Каждый результат сохраняется в истории. Читайте их в любое время и сравнивайте с новыми
ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ ВАРИАНТ
Не относитесь к результатам слишком серьезно! Точное заключение о вашем состоянии могут дать только профессиональные психологи.
Скриншоты iPhone
(щелкните, чтобы увеличить)
Скриншоты Apple Watch
(щелкните, чтобы увеличить)
Изменения приложения
- 3 Первоначальный выпуск 03 сентября 2008 г.