Психологическое знание: от предстандарта – к интеграционному проекту – тема научной статьи по психологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Содержание

Принцип целостности в интеграции психологического знания

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968.

2. Балин В.Д. Интеграция психологического знания и критерии ее завершенности // Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 60-летию со дня рождения В.Н. Дружинина. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2015. С. 22–24.

3. Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. М.: Per Se, Смысл, 2000.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4: Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984.

5. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984.

6. Горбатенко А.С. Системная концепция психики и общей психологии после теории деятельности. Р/нД.: б.м., 1994.

7. Долганов Д.Н. Метарегуляция учебной деятельности // Психолог. 2017. № 1. С. 45–52. URL: http://e-notabene.ru/psp/article_21717.html (дата обращения 02.01.2018).

8. Журавлев А.Л. Особенности междисциплинарных исследований в современной психологии // Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2007. С. 15–32.

9. Знаков В.В. Мир человека и современная психология субъекта // Интегративный подход к познанию психологии человека / Под научной редакцией Е.Ю. Коржовой. СПб.: Из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. С. 30–53.

10. Кабрин В.И. Транскоммуникативный подход как постметодология современной психологии // Вестник Томского гос. ун-та. 2005. № 286. С. 15–19.

11. Карицкий И.Н. Интегративная модель психологической практики // Интегративный подход к познанию психологии человека / Под научной редакцией Е.Ю. Коржовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. С. 107–122.

12. Карпов А.В. Общие способности в структуре метакогнитивных качеств личности. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2014.

13. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М.: Мысль, 1986.

14. Козлов В.В. Интегративная психология – возврат к предмету психологии // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. Вып. 1. С. 132–148.

15. Кольцова В.А. Гуманитарное знание: история и перспективы развития // Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 37–71.

16. Коржова Е.Ю. Интегративный подход к психологии жизненного пути личности // Интегративный подход к познанию психологии человека / Под научной редакцией Е.Ю. Коржовой. СПб.: Из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. С. 53–68.

17. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

18. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 31–46.

19. Мазилов В.А. Интеграция психологического знания: методологические проблемы. М.: Изд-во МАПН, 2008.

20. Мазилов В.А. Разработка теории комплексных и междисциплинарных исследований в психологии // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 4. Т. II (Психолого-педагогические науки). С. 201–212.

21. Мироненко И.А. Об интеграции психологического знания // Вопросы психологии. 2004. № 3. С. 153–155.

22. Никандров В.В. Пространственная модель функциональной структуры психики человека // Вестник СПбГУ. Сер. 3. 1999. №3 (20). С. 73–80.

23. Панферов В.Н., Безгодова С.А. Методология интегрального синтеза в психологической науке // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 1. С. 20–33.

24. Панферов В.Н., Микляева А.В., Волохонская М.С. Общая психология: теоретические основы. М.: Юрайт, 2016.

25. Панферов В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека. СПб.: Речь, 2009.

26. Петраш Е.А., Никишина В.Б. Норма и патология социальной идентичности: метасистемный подход. Курск: КГМУ, 2017.

27. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М.: Академия 2003.

28. Пешкова В.Е. Системный подход как объяснительный принцип теоретического описания психики человека // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2015. Т. 13. С. 2521–2525. URL: http://e-koncept.ru/2015/85505.htm (дата обращения 02.01.2018).

29. Полещук И.А. Принцип целостности // Современные инновации. 2015. № 2 (2). С. 64–67.

30. Роговин М.С. Введение в психологию. М.: Высшая школа, 1969.

31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.

32. Сергиенко Е.А. От дифференциации к интеграции подходов и категорий в современном психологическом знании // Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 308–332.

33. Сергиенко Е.А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 1. С. 120–132.

34. Смит Н. Современные системы психологии / Пер. с англ. Под общ. ред. А.А. Алексеева. СПб.: Прайм Еврознак, 2003.

35. Уилбер К. Интегральная психология / Пер. с англ. Под ред. А. Киселева. М.: ACT и др., 2004.

36. Ушаков Д.В. Анатомия психологического знания // Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 71–115.

37. Юревич А.В. Перспективы парадигмального синтеза // Вопросы психологии. 2008. № 1. С. 3–15.

38. Юревич А.В. Состав и структура психологического знания // Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 9–37.

39. Янчук В.А. К построению социокультурно-интердетерминистской диалогической метатеории интеграции психологического знания // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете. Сборник материалов юбилейной конференции. В 5 томах: Том 1 / Отв. ред. Д.Б. Богоявленская. М.: Когито-Центр, 2015. С. 136–139.

40. Healy P. Toward an integrative, pluralistic psychology: On the hermeneutico-dialogical conditions of the possibility for overcoming fragmentation // New Ideas in Psychology. 2012. V. 30 (3). Р. 271–280.

41. Valsiner Y. Becoming Integrative in Science: Rebuilding Contemporary Psychology through Interdisciplinary and International Collaboration // Integrative Psychological and Behavioural Science. 2007. V. 41. Р. 1–5.

42. Yanchar S.C., Slife B.D. Putting it all together: toward a hermeneutic unity of psychology // Journal of Mind and Behavior. 2000. V. 21 (3). P. 315–326.

Психологические знания в практике адвокатов

5 июня 2020 г. 16:15

Адвокатам рассказали об особенностях психологического взаимодействия с доверителями


5 июня на образовательном вебинаре ФПА РФ с онлайн-лекцией на тему «Психотипы доверителей. Как определить и как взаимодействовать» выступила доцент кафедры адвокатуры Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), доцент, к.психол.н., действительный член Союза лиц, осуществляющих деятельность в сфере судебной экспертизы и судебных экспертных исследований «Палаты судебных экспертов им. Ю.Г. Корухова» Лариса Скабелина.

В первой части вебинара Лариса Скабелина дала определение психологического типа личности – это уникальная совокупность психологических характеристик, которыми определяются стойкие и повторяющиеся реакции на факторы окружающей среды. Лектор отметила, что знание психологических типов доверителей требуется адвокатам в самых разных отраслях права. Как пояснила Лариса Скабелина, знание психотипа своего собеседника – не только доверителя, но и следователя, прокурора, судьи и т.д. позволяет выбирать оптимальные формы взаимодействия с ним и спрогнозировать его поведение, в том числе в стрессовой ситуации, понимать природу конфликтов и предупреждать их, выбирать эффективную стратегию самореализации в профессии.

Во второй части вебинара лектор рассказала о различных классификациях психологических типов личности и подробно остановилась на классификации, созданной российским психологом Аркадием Егидесом, содержащей описание 8 типов личностей: параноидальный, эпилептоидный, истероидный, гипертимный, шизоидный, психоастеноидный, сензитивный, гипотимный. Лариса Скабелина перечислила типичные ошибки адвокатов при общении с доверителями разных психологических типов. Так, от доверителя-психоастеноида нельзя требовать быстрого принятия решения или отказываться от ранее достигнутых с ним договоренностей. Беседу с доверителем-гипотимом необходимо проводить в неспешном, медленном темпе и постоянно оказывать ему моральную поддержку. Доверитель, относящийся к сензитивному типу, наряду с психоастеноидным и гипотимным, особенно чувствителен к фальши и неискренности, поэтому с ним необходимо быть открытым.

В третьей части вебинара Лариса Скабелина обратила внимание слушателей на правила определения психологических типов. В частности, она пояснила, что в чистом виде психологические типы практически не встречаются и в каждом человеке, как правило, присутствует несколько типов; не следует делать вывод о принадлежности доверителя к тому или иному типу по 1–2 признакам, важно понять логику поведения психотипа, необходимо различать состояние, в котором человек находится в данный момент, и свойства его личности. Лектор рекомендовала слушателям литературу по теме вебинара, а также представила для выполнения домашнее задание по материалам вебинара.

Демонстрационные материалы – презентация, лекции и домашнее задание

.

Комментарий к заданиям по вебинару и вопросам слушателей.

Психологическое знание в Московском университете

Преподавание психологии как учебного предмета проводилось в Московском университете с момента его основания в 1755 г. В это время в университете было три факультета: философский, медицинский и юридический. Психология преподавалась вместе с логикой, метафизикой и богословием. Первым преподавателем психологии был профессор философии из Штуттгарта И.Г. Фроман, его сменили русские философы-просветители Д.С. Аничков (1733-1788) и А.М. Брянцев (1749-1821). Аничков отстаивал мысль о познаваемости природы, доказывал силу человеческого разума, отрицал врожденные идеи, защищал положение о том, что познавательная деятельность человека осуществляется посредством мозга и “простирающихся к нему тоненьких жилок” (нервов).

В 60-е годы XVIII века в университете издаются сочинения М.В. Ломоносова, Дж. Локка, Ф. Бэкона, знакомившие ученых России с лучшими произведениями русской и западной философии.

В 1850 г. философский факультет реорганизуется, упраздняется кафедра философии, однако чтение психологии и логики сохраняется. Эти дисциплины читались в это время под надзором главного наблюдателя от святейшего синода за преподаванием закона божьего в светских учебных заведениях.

В первой половине XIX в. накапливались знания о психике человека в ее связи с мозгом. Они пропагандировались студентам медицинского факультета Московского университета такими замечательными профессорами медицины как: Е.О. Мухин (1766-1850), И.Е. Дядьковский (1782-1841), А.М. Филомафитский (1807-1849), И.Т. Глебов (1806-1884). Они вводили в практику преподавания опыты над животными, использовали руководства И. Мюллера, Я. Прохазки, А. Галлера, К. Людвига, Я. Пуркинье и др.

В 40-е годы в Московском университете работал известный русский философ, юрист и психолог профессор К.Д. Кавелин (1818-1885). Этнопсихологическая проблематика была одной из важнейших в его творчестве. В работе «Очерк юридического быта Древней России» (1847), он наметил план этнографических и этнопсихологических исследований, предполагая, что правовое сознание человека обусловлено особенностями исторических и социальных условий его жизни. Этнографические исследования К.Д. Кавелина привели его к мысли о том, что анализ продуктов народного творчества может являться методом изучения национальной психологии, а анализ продуктов индивидуального творчества может быть использован в анализе психики отдельного субъекта. В полемике с И.М. Сеченовым, развернувшейся в 70-е годы, К.Д. Кавелин утверждал, что психику нельзя свести к физиологии нервных процессов; психическое несводимо к материальному, не подчиняется детерминизму.

В 1863 г. кафедра философии была восстановлена, ею стал заведовать бывший профессор Киевской духовной академии, магистр богословия П. Д. Юркевич (1826-1874). Он преподавал историю философии, логику и психологию, придерживаясь традиций идеализма.

С 1875 г. (после смерти П.Д. Юркевича) кафедру философии возглавил М.М. Троицкий (1835-1899), знакомивший студентов в своих лекциях с лучшими достижениями западно-европейской психологии.

М.М. Троицкий организовал (в 1885 г.) и был первым председателем Московского психологического общества. “Цель Общества — говорилось в его уставе, — разработка психологии в ее составе, приложениях и истории и распространение психологических знаний в России”.

При обществе издавался (с 1889 г.) журнал “Вопросы философии и психологии”, основателем и первым редактором которого стал преемник М.М. Троицкого, профессор Московского университета, заведующий кафедрой философии Н.Я. Грот (1852-1899).

Проблемы психики, душевных явлений рассматривались в эти годы в лекциях и публикациях философов-идеалистов профессоров Л.М. Лопатина (1855-1920), братьев Е.Н. и С.Н. Трубецких.

Естественно-научные традиции в психологии развивались во второй половине XIX века профессорами медицинского и физико-математического факультетов Московского университета.

Своими конкретными исследованиями эволюции психики, часть которых была выполнена на кафедре зоологии, сравнительной анатомии и физиологии физико-математического факультета, профессор В.А. Вагнер (1845-1934) заложил основы сравнительной психологии в России.

А.Н. Северцов (1866-1936), крупный биолог, профессор той же кафедры, создал концепцию роли психики в эволюции биологических видов.

В 70-е гг. XIX в. на медицинском факультете под руководством профессора Ф.Ф. Эрисмана (1842-1915) была организована первая в России кафедра гигиены (преобразованная в 1890 г. в Гигиенический институт при Московском университете). Новая область медицины включала в себя профессиональную гигиену, которая способствовала развитию отечественной прикладной физиологии и психофизиологии труда (а в будущем и эргономики). В 1909 г. был организован “Социальный музей при Московском университете” (руководитель — А.В. Погожев), проводивший учебную и научную работу по 5-ти кафедрам юридического и медицинского факультетов по вопросам, связанным с гигиеной и психофизиологией труда, профилактикой профессиональных заболеваний и травм в промышленности.

Выдающийся физиолог и психолог, основатель отечественной традиции объективного изучения психики И. М. Сеченов (1829-1905), выпускник Московского университета, трудился в его стенах в течение последних 14-ти лет своей жизни (1891-1905 гг.).

Известный русский психиатр, профессор С. С. Корсаков (1854-1900), возглавлявший кафедру психиатрии медицинского факультета Московского университета, с большим вниманием и заботой относился к организации экспериментальных исследований психики душевно больных. Его работы о расстройствах памяти вошли в фонд классических исследований психологической науки. При содействии С. С. Корсакова в 1888 г. в руководимой им университетской Психиатрической клинике была открыта психологическая лаборатория. Первым директором лаборатории стал А. А. Токарский (1859-1901), приват-доцент медицинского факультета, читавший новые для того времени курсы: “Физиологическая психология с упражнениями по психометрии” и “Терапевтическое применение гипнотизма”. Под руководством Токарского были изданы “Записки психологической лаборатории Психиатрической клиники Императорского Московского университета” (вып. 1-5). Токарский вместе с врачом А.А. Яковлевым открыл в 1890 г. под Москвой первый в России психотерапевтический санаторий.

Г.И. Россолимо (1860-1928) — русский невропатолог, психиатр и психолог, профессор кафедры нервных болезней медицинского факультета Московского университета, на собственные средства организовал в 1911 г. первый в стране “Институт детской психологии и неврологии”, переданный им в дар Московскому университету. Россолимо разработал метод “Психологического профиля” (1910 г.), принесший ему мировую известность.

В 1912 г. по проекту профессора психологии Г. И. Челпанова (1862-1936) при финансовой поддержке московского мецената С. И. Щукина) при Московском университете был создан Психологический институт, первый в России и один из наиболее крупных психологических учреждений в масштабах мировой науки, задуманный как “учено-учебное учреждение”, оснащенное самой передовой для своего времени аппаратурой. Официальное открытие Института состоялось 23 марта (5 апреля по новому стилю) 1914 г. В Институте под руководством его директора Г.И. Челпанова развернулись исследования в различных областях психологической науки. Большое внимание уделялось разработке теоретических проблем. Результаты нашли отражение в издания Института: “ Психологические исследования. Труды Психологического института при Московском университете” , Т.1, вып. 1-2. 1914; журнале “ Психологическое обозрение ”, выходившем под редакцией Г.И. Челпанова в 1917-1918 гг.

В лабораториях института проводились практические занятия по экспериментальной психологии со студентами историко-филологичес-кого факультета Московского университета, специализировавшимися в области психологии.

Здесь учились и начинали свою научную деятельность многие известные отечественные философы и психологи (В.А. Артемов, П.П. Блонский, Н.Ф. Добрынин, Н.И. Жинкин, К.Н. Корнилов, С.В. Кравков, А.Н. Леонтьев, А.Ф. Лосев, М.М. Рубинштейн, П.А. Рудик, Н.А. Рыбников, Б.Н. Северный, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов, П.А. Шеварев, Г.Г. Шпет, В.М. Экземплярский и др.).

В 1921 г. Психологический институт имел в своей структуре секции общей психологии, экспериментальной психологии, физиологической психологии, генетической психологии (психологии детского возраста, зоопсихологии), дифференциальной психологии, этнической и социальной психологии, прикладной психологии (педагогической психологии, психологии труда-психотехники, криминальной психологии), истории психологии.

В годы острой идеологической борьбы за построение психологии на основе марксизма сменилось руководство института: в 1923 г. Г.И. Челпанов вынужден был оставить и институт и университет, его сменил на посту руководителя института К.Н. Корнилов .

В 20-е годы в этом институте начинали работать выдающиеся в будущем ученые: Л.С. Выготский, автор “культурно-исторической концепции психики”, А.Р. Лурия, создатель отечественной нейропсихологии, А.Н. Леонтьев, один из ведущих отечественных психологов, крупный организатор науки, один из создателей психологической теории деятельности.

В 1921 г. филологический факультет в Московском университете был упразднен и Психологический институт был закреплен за факультетом общественных наук университета.

В 1925 г. Психологический институт вышел из состава Московского университета.

В 1931 г. гуманитарные факультеты были выведены из состава Московского университета и вплоть до 1942 г., учебная, и научная психологическая жизнь в его стенах практически прекратилась.

В 1941 г. в университете был восстановлен философский факультет, 1942 г. — создана в его составе кафедра психологии.

В 1943 г. в Московском университете возобновилась подготовка профессиональных психологов, в этих целях были организованы: отделение психологии на философском факультете и отделение русского языка, логики и психологии на историко-филологическом факультете.

Руководителем кафедры психологии и заведующим двумя отделениями психологии, был назначен профессор С. Л. Рубинштейн (1889-1960), одновременно он был директором Института психологии, который с декабря 1941 г. вновь вошёл в состав МГУ (в 1944 г. Институт психологии был переподчинен Академии Педагогических Наук РСФСР).

В годы войны психологи кафедры и Института психологии при Московском университете включились в непосредственную помощь армии: ушли на фронт Л.М. Шварц , Ф.Н. Шемякин , Т.А. Репина и др., вступили добровольно в ряды народного ополчения, но были скоро отозваны для научной работы А.Р. Лурия, Б.М. Теплов, А.А. Смирнов, А.Н. Леонтьев. Сотрудники психофизиологической лаборатории (заведующий К.Х. Кекчеев) исследовали условия ускорения адаптации глаз бойцов в условиях военных действий ночью (борьба с ослеплением прожекторами, снеговой ослепленностью, ускорение темновой адаптации, уточнение глазомерной оценки расстояний и пр.). В этих работах психологи исследовали не изолированные психофизические функции работающего человека, но процессы предметной деятельности субъекта воинского труда. Сотрудники института изучали процессы формирования военно-профессиональных навыков (Е.В. Гурьянов, В.В. Чебышева и др.), особенности мышления военачальников (Б.М. Теплов) и др.

Часть сотрудников института была эвакуирована в Свердловск и работала в военном госпитале в области восстановления нарушенных при ранениях психических функций (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин и пр.).

В 40-60-е годы в Московском университете преподавали профессора: В.А. Артемов,  С.Г. Геллерштейн, Ф.Д. Горбов, К.М. Гуревич, Н.И. Жинкин,    С.В. Кравков, А.Н. Леонтьев,  Н.Н. Ладыгина-Котс, А.Р. Лурия, М.К. Мамардашвили, О.И. Никифорова,   К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, М.В. Соколов , Б.М. Теплов,

Начались работы в области нейропсихологии на базе нейрохирургического госпиталя имени Бурденко (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова , Е.Д. Хомская), патопсихологии под руководством Б.В. Зейгарник, психофизиологии (Е.Н. Соколов), исследования по управлению формированием умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина , З.А. Решетова ).

В период с 1950 по 1951 г. кафедрой психологии, обеспечивавшей обучение психологов на двух отделениях университета руководил Б.М. Теплов.

С 1951 г. заведующим кафедрой и отделением психологии на философском факультете был назначен профессор А.Н. Леонтьев.

А.Н. Леонтьев организатор и первый декан факультета психологии Московского университета им. М.В.Ломоносова (1966 — 1979).

Первым заместителем декана по учебной работе и организатором общего психологического практикума была доцент Ю.В. Котелова.

В 1966 г. к моменту создания на факультете психологии МГУ было 3 кафедры (общей и прикладной психологии, психофизиологии и нейропсихологии, педагогики и возрастной психологии) и 5 лабораторий (психофизиологии ощущений, инженерной психологии, нейропсихологии, генетической психологии, программированного обучения), кабинет педагогики, электромеханическая мастерская.

Сегодня на факультете — 13 кафедр, появились новые научные лаборатории.

С 1968 г. согласно постановлению правительства страны психология включена в перечень наук, по которым присуждаются ученые степени.

В 1970 г. на факультете был осуществлен грандиозный эксперимент по обучению четверых слепоглухих студентов.

С 1977 г. факультет имеет свой журнал “Вестник Московского университета. Серия 14. Психология”.

Начиная с 1953 г. психологи факультета участвуют во всех значительных международных научно-психологических форумах, являются членами Международных организаций и обществ. В 1966 г. на базе факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова проходил XVIII Международный психологический конгресс.

21 января 1979 г. умер Алексей Николаевич Леонтьев. Новым деканом был назначен Алексей Александрович Бодалёв.

С 1986 по 2000 год деканом факультета психологии был Евгений Александрович Климов.

С 2000 по 2006 год деканом факультета психологии был Александр Иванович Донцов.

С 2007 года деканом факультета психологии является Юрий Петрович Зинченко.

Литература

  • Ждан А.Н. Из истории психологии в Московском университете // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 1979. № 4. С. 3 -13.
  • Ждан А.Н. Деятельность С. Л. Рубинштейна Московском университете // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 1989. № 3. С. 3-12.
  • Ждан А.Н. Преподавание психологии в Московском университете (К 80-летию психологического института и 50-летию кафедры психологии в Московском университете) // Вопросы психологии, 1993, № 4. С. 80-93.

Ждан А.Н.; Носкова О.Г.

IX Всероссийская научно-практическая конференция «Психологическое знание в контексте современности: теория и практика»

Реализация проекта по ежегодному проведению конференции берет начало с декабря 2011 года. Целью проекта явилась необходимость обсуждения проблем развития и обновления психологической теории и практики; создание форм организации сообщества профессиональных психологов (преподавателей, исследователей), которые будут содействовать росту уровня психологического знания в России и координации стандартов отечественного психологического образования; повышения профессионального сотрудничества между специалистами, как из городов Российской Федерации, так и специалистами других стран.
Конференция предполагает анализ потенциала психологии в современном пространстве, развитием и усовершенствованием системы подготовки психологов и повышения качества психологической помощи населению.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовка информационного письма №1 на русском языке, где представлен организационно-программный комитет конференции, требования к оформлению научных материалов, адрес оргкомитета конференции, стоимость публикации (сентябрь).
  2. Анализ учебных заведений, научных центров страны на предмет сбора информационных контактов (октябрь-ноябрь).
  3. Переговоры с представителями научных Online — каталогов с целью размещения информации о конференции (сентябрь-октябрь).
  4. Рассылка информационного письма №1 в учебные заведения Российской Федерации и зарубежных стран (сентябрь-декабрь).
  5. Подготовка информационного письма №2, где описаны условия и процесс участия в конференции, сайт конференции, где размещены научные работы участников, реквизиты организации (январь-февраль).
  6. Рассылка информационного письма №2 участникам, приславшим заявку на участие в конференции (февраль).
  7. Проведение конференции в Online-режиме на сайте www.моси.рф (февраль).
  8. Подведение итогов конференции (февраль).
  9. Формирование сборника статей по материалам конференции (январь).
  10. Рассылка сборника статей по материалам конференции участникам (с марта).

Опыт реализации проекта:

1. 17 февраля 2011 года была организована Межрегиональная научно–практическая конференция «Психологическое знание в контексте современности: теория и практика», В конференции приняли участие преподаватели, аспиранты и студенты МОСИ, МарГУ, МарГТУ, МПТ, ИП РАН, МосГУ, МПГУ, МПСИ, КФУ, НИМБ, ЮУрГУ, ПГУ им. М.В. Ломоносова, КГУ им. К.Э. Циолковского, Педколледжа г. Орска. По итогам конференции вышел сборник научных статей.

2. В связи с увеличением количества участников и улучшения качества предлагаемых статей, расширилась география конференции, которая приобрела новый статус всероссийской. II Всероссийская научно– практическая конференция «Психологическое знание в контексте современности: теория и практика», состоялась 17 февраля 2012 года. В конференции приняли участие ученые, преподаватели, аспиранты и студенты из Алматы, Астрахани, Барнаула, Бийска, Бишкека, Великого Новгорода, Йошкар-Олы, Казани, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Оренбурга, Пензы, Рязани, Санкт-Петербурга, Саранска, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Улан-Удэ, Ульяновска, Череповца, Ярославля. Статьи посвящены актуальным проблемам теоретического и практического знания в психологии, особенностям профессионального становления будущего специалиста. По итогам конференции вышел сборник научных статей.

3. 18 февраля 2013 года была проведена III Всероссийская научно-практическая конференция c использованием интернет-форума «Психологическое знание в контексте современности: теория и практика». В конференции приняли участие ученые, специалисты, преподаватели, аспиранты и студенты из 6 стран и 13 городов: Армении (Ереван), Белоруссии (Минск, Бобруйск, Брест), Молдавии (Тирасполь), Польши (Познань), России (Москва, Екатеринбург, Йошкар-Ола, Казань, Рязань, Самара), Украины (Киев). Статьи посвящены актуальным проблемам теоретического и практического знания в психологии, особенностям профессионального становления будущего психолога. По итогам конференции вышел сборник научных статей.
В 2014 году для участия в XV Национальном психологическом конкурсе «Золотая Психея» (по итогам 2013 года) МОСИ стал лауреатом конкурса с проектом ««Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием на основе интернет-форума «Психологическое знание в контексте современности: теория и практика» (номинация «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России»).

4. 28 февраля 2014 года — IV Всероссийская научно-практическая конференция на основе интернет-форума «Психологическое знание в контексте современности: теория и практика».  Более 120 человек, ученые, преподаватели, представители соответствующих министерств и ведомств, психологи и работники образовательных учреждений, психологи и сотрудники психолого-педагогических и социальных центров, аспиранты и студенты. Участвовали в работе конференции представители 4 стран  и 19 городов. По итогам конференции вышел сборник научных статей.

5. 26-28 февраля 2015 года прошла V Всероссийская научно-практическая конференция на основе интернет-форума «Психологическое знание в контексте современности: теория и практика». Организаторами конференции традиционно стали сотрудники кафедры общей и специальной психологии и педагогики Межрегионального открытого социального института при поддержке Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России».
Конференция собрала около 200 участников – это учёные, преподаватели, аспиранты, психологи образовательных учреждений и психологических центров, педагоги-психологи, социальные педагоги, студенты, с многих регионов Российской Федерации. По итогам конференции вышел сборник научных статей.

6. 26-28 февраля 2016 года прошла VI Всероссийская научно-практическая конференция на основе интернет-форума «Психологическое знание в контексте современности: теория и практика». Конференция собрала около 200 участников – это учёные, преподаватели, аспиранты, психологи образовательных учреждений и психологических центров, педагоги-психологи, социальные педагоги, студенты, с многих регионов Российской Федерации и зарубежных стран. По итогам конференции вышел сборник научных статей.

7. 20-22 февраля 2017 года прошла VII Всероссийская научно-практическая конференция на основе интернет-форума «Психологическое знание в контексте современности: теория и практика». В конференции приняли участие ученые, специалисты, преподаватели, аспиранты, магистры и студенты из России и Республики Беларусь. Представленные материалы посвящены актуальным проблемам психологического знания в контексте современности и основаны на оригинальном исследовательском опыте авторов. По итогам конференции вышел сборник научных статей.

8. 20-22 февраля 2018 года прошла VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Психологическое знание в контексте современности: теория и практика». В конференции приняли участие ученые, специалисты, преподаватели, аспиранты и студенты из разных стран и городов. Представленные материалы основаны на оригинальном исследовательском опыте авторов. По итогам конференции вышел сборник научных статей.

9. 26-28 февраля 2019 года прошла IX Всероссийская научно-практическая конференция на основе интернет-форума «Психологическое знание в контексте современности: теория и практика». В конференции приняли участие ученые, специалисты, преподаватели, аспиранты и студенты из разных стран и городов. Представленные материалы основаны на оригинальном исследовательском опыте авторов. По итогам конференции вышел сборник научных статей. Все вышедшие сборники статей по материалам конференции зарегистрированы в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) и опубликованы на сайте электронной библиотеки Elibrary.ru.

Ежегодно материалы участников сопровождаются активным обсуждением и высказываются конструктивные замечания, касающиеся представленных работ. По итогам обсуждения участники отмечают, что проведение конференции по актуальным проблемам психологического знания является не только для своего региона важным событием, от которого зависит решение многих проблем развития личности, но и становится актуальным и необходимым событием в жизни любой страны. Участники обмениваются своим опытом в решении поставленных проблем, вырабатывают стратегию развития психологических знаний в России и за рубежом.

Благодаря присланным работам стал возможен обмен профессиональной психологической информацией об осуществляемых научных исследованиях, используемых теориях и практиках психологической помощи на всем пространстве Российской Федерации. Доклады интересны не только психологам-практикам, работающим в области образования, но и тем, кто проводит научные исследования и оказывает реальную психологическую помощь людям с учетом изменений, происходящих в системе профессионального образования.

Ежегодное проведение конференции способствует усилению всероссийских контактов с учеными, закладывает прочный фундамент научному сотрудничеству и укреплению культурных связей.

Итоги и проявленный интерес к конференции дают надежду на совершенствование и долгострочное планирование проведения Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое знание в контексте современности: теория и практика», что является важным для совершенствования деятельности профессионального психологического сообщества Республики Марий Эл.

Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)

1. Типы психологических знаний

Психологические знания могут иметь разные источники. Не случайно слова “психология” и “психологический” встречаются не только в научной психологии, но также в обыденной жизни, в искусстве.

В середине XIX в. О. Конт, основатель позитивизма, предложил кон­цепцию развития человеческого знания. Он рассматривал три последовательно сме­няющие одна другую формы знания:

  1. религиозное— основанное на традиции и индивидуальной вере;

  2. философское — основанное на интуиции автора той или иной концепции, рациональное и умозрительное по своей сути;

  3. позитивное — научное знание, основанное на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблю­дения или эксперимента (цит. по Дружинин, 2001, с.33).

Конт полагал, что человечество последовательно меняет формы знания, вырастая, как подросток, из одежды, которая стала тесной, а не как модница, меняющая платья старого фасона на последний крик моды. Старые формы человеческого знания (религиозное и философское) должны неизбежно отмереть и стать предметом исследования историков культуры.

Однако, XX в. не отверг ни фило­софское, ни религиозное знание. Следовательно, речь может идти не о смене одного знания другим, а об их равноправном сосуществовании. Различные формы знания существуют и развиваются параллельно. В определенные периоды разви­тия цивилизации могут доминировать те или иные формы знания.

Психология — термин, который может применяться к разным видам челове­ческой практики и знания. Традиционно различают два типа психологических знаний: житейскую и научную психологию. С нашей точки зрения, можно выделить, по крайней мере, пять основных типов психологических знаний, которые отличаются по методам получения знаний, особенностям их построения, способам выражения и обоснования, а также критериям истинности:

  1. житейская психология

  2. научная психология

  3. искусство

  4. практическая психология

  5. иррациональная психология (Карандашев, 2003).

1.1. Житейские психологические знания

Существует психология как система обыденных знаний людей о “пси­хике”, поведении других людей, особенностях и закономерностях развития своей и чужой душевной жизни и т. д. Традиционное, обыден­ное знание зафиксировано в естественном языке в значениях слов, описывающих особенности психики человека, его поведение, личностные чер­ты, способности, мотивы и пр.

Житейские психологические знания накапливаются и используются человеком в повседневной жизни. Они обычно конкретны и формируются в процессе его индивидуальной жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений. Их достоверность проверяется в личном опыте. В сущности, житейская психология — это обобщение повседневных психологических знаний человека.

Источником житейской психологии является не только собственный опыт человека, но и опыт других людей. Подкрепляясь многократно в опыте большого количества людей, они фиксируются в устном народном творчестве в виде пословиц и поговорок. Важный критерий истинности знаний житейской психологии – их правдоподобность.

Люди обмениваются такими знаниями друг с другом, передают их из поколения в поколение в течение всей человеческой истории. Содержание житейской психологии воплощается в народных обрядах, традициях, поверьях, в пословицах и поговорках, в афоризмах народной мудрости, в сказках и песнях. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт. Многие пословицы и поговорки имеют прямое или косвенное психологическое содержание: “В тихом омуте черти водятся”, “Мягко стелет, да жестко спать”, “Пуганая ворона и куста боится”, “Хвалу, и честь и славу и дурак любит”, “Семь раз отмерь – один раз отрежь”, “Повторение – мать учения”.

Богатый психологический опыт накоплен в сказках. Во многих из них действуют одна и те же герои: Иванушка-дурачок, Прекрасная царевна, Баба-Яга, Кащей Бессмертный – в волшебных сказках; Медведь, Волк, Лиса, Заяц – в сказках о животных. Сказочные персонажи часто характеризуют определенные психологические типы и характеры людей, встречающиеся в жизни.

Многие житейские наблюдения собирают писатели и отражают в художественных произведениях или в жанре моральных афоризмов. Широко известны сборники афоризмов, которые составляли в свое время М. Монтень, Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйер.

Житейские наблюдения выдающихся людей, в силу их мудрости и способности к обобщению, представляют также большую ценность. Поэтому вызывают особый интерес книги с афоризмами классиков. Дейл Карнеги в свое время предпринял опыт обобщения жизненных наблюдений и размышлений известных людей о тайнах человеческого общения. В результате появилась популярная книга “Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей”. Эта и другие его книги написаны занимательно, с множеством примеров, придающих эффект наглядности, что типично для книг, написанных на основе житейской психологии. Все это делает такие книги очень привлекательными для читателей.

Особенностями этих знаний являются конкретность и практичность, что делает их очень привлекательными для использования при обучении психологии. Они всегда характеризуют поведение, мысли и чувства людей в каких-то конкретных, хоть и типичных ситуациях. Порой эти знания могут достигать определенного уровня обобщенности и выражаться в пословицах: “Ни радость вечная, ни печаль бесконечная”, “На сердитых воду возят”. Они дают людям практические советы: “В нужде не унывай, в счастье не ослабевай”, “После драки кулаками не машут”.

Они характеризуются доступностью изложения и наглядностью. Ясность и простота изложения, обилие конкретных, образных примеров делает их убедительными для других людей. В пословицах это достигается это часто за счет метафор: “Мелка река, да круты берега”.

Именно яркие иллюстрации и жизненные ситуации делают книги Дейла Карнеги столь привлекательными.

Для знаний житейской психологии характерна опора на жизненный опыт и здравый смысл. Это делает их, с одной стороны, уважаемыми, а с другой стороны, недостаточно доказательными. Житейскую психологию иногда называют донаучной, подчеркивая тем самым ее недостатки перед психологическими знаниями в науке. Однако оба типа знаний существуют в обществе одновременно, и житейские знания имеют свои преимущества, особенно в ситуациях, когда научная психология не успевает за жизнью. Так, например, педагоги, опираясь на профессиональный опыт, мысленно строят для себя определенные психологические классификации учащихся, необходимые им в повседневной работе. Ими выделяются, например, такие типы учащихся как “старательные”, “замкнутые”, “торопливые”, “невнимательные”, “медлительные”, “медлительные, но выполняющие работу на высоком уровне качества”, “слаборазвитые умственно”, способные”. Такие классификации оказываются необходимыми, если педагог не находит в существующей психологической литературе полезной для себя классификации личностей учащихся. Он строит ее самостоятельно на основе анализа жизненной практики наблюдений и пользуется ею, соответствующим образом дифференцируя подход к учащимся.

Однако, в знаниях этого типа проявляется неточность употребляемых понятий. Житейские термины обычно расплывчаты и многозначны. Это делает их применимыми для самых разных жизненных ситуаций, порой даже противоположных (“Тише едешь – дальше будешь”).

Как писала Ю.Б. Гиппенрейтер, “отношения научной и житейской психологии подобны отношениям Антея и Земли; первая, прикасаясь ко второй, черпает из нее силу” (Гиппенрейтер, 1996, с.18).

Знания житейской и научной психологии по сути своей могут быть близки друг к другу или противоречить. В связи с этим люди могут или соглашаться с тем.

В последние годы из-за возросшего интереса людей к психологическому знанию возникла новая сфера: так называемая “поп-психология”, которая характеризуется как упрощенная психология для массового читателя. Психология стала частью культуры, в том числе массовой культуры. Типичные названия книг такого рода: “Сделай себя счастливым”, “Как достичь успеха в жизни”, “Сила ума”, “22 типа мужчин – выбери одного”, “Вредные люди” “Не давите мне на психику”. Неясно, насколько обоснованны эти знания. В значительной степени они являются описанием житейских психологических знаний отдельных людей, которые считают себя особенно опытными в вопросах жизненной психологии. Не следует смешивать такие книги с научно-популярными психологическими знаниями, которые, в отличие от них, представляют собой популяризацию результатов научных исследований.

Вывод: особенности житейских психологических знаний

Достоверность знаний проверяется в личном опыте

Критерий истинности знаний – правдоподобность

Конкретность

Практичность

Доступность изложения

Наглядность

Опора на жизненный опыт и здравый смысл

Неточность употребляемых понятий

XVII Национальный психологический конкурс «Золотая Психея» по итогам 2015 года — Новости

XVII Национальный психологический конкурс «Золотая Психея» по итогам 2015 года


 

Новые номинации Национального психологического конкурса «Золотая Психея»

Продолжается приём заявок на участие в XVII Национальном психологическом конкурсе «Золотая Психея» по итогам 2015 года. Официальный сайт конкурса: http://www.psy.su/psyche

Цель Национального конкурса — знакомить психологов с достижениями коллег, способствовать развитию профессиональных контактов, популяризировать современное психологическое знание и повышать авторитет психологии в обществе.

В этом году объявлены новые конкурсные номинации. Подробнее: http://www.psy.su/psyche/pol/

Основные номинации, в которых участники подают заявки:

  • Книга года по психологии;
  • Психологический инструмент года;
  • Мастер-класс года для психологов;
  • Проект года в психологической науке;
  • Событие года в жизни сообщества;
  • Патриарх российской психологии.

 

Победителей выбирают члены Большого Жюри Конкурса – 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального психологического сообщества.

Победители награждаются главным призом – статуэткой «Золотая Психея».

Дополнительная номинация: «Психология – людям!», или Просветительский психологический проект года».  Победитель определяется по итогам открытого интернет-голосования и получает приз от Генерального спонсора – Компании «Иматон».

 

Все участники Национального конкурса получают документ об участии с указанием конкурсного статуса — дипломы победителей, лауреатов, номинантов. 

Заявки принимаются до 15 января 2016 года: http://www.psy.su/psyche/add_project/

1 – 29 февраля выбирайте финалистов в основных номинациях!

1 – 30 апреля выбирайте лидера в дополнительной номинации!

Участвуйте в интернет-голосовании! Влияйте на итоги национального конкурса!

 

Церемония объявления результатов и награждения победителей состоится 5 июня 2016 года в Санкт-Петербурге в рамках десятого Саммита психологов.

 

Оргкомитет: 199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров, 10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54

E-mail: [email protected], сайт: www.psy.su

 

 

Тэги:

конкурс (38) психология (19)

Актуальные проблемы правового, экономического и социально-психологического знания

Приоритетные направления конференции

Секция 1. Актуальные проблемы современного права: теория и практика

— Развитие теории государства и права в условиях формирования современной юридической науки

— Регулирование проблем современности нормами гражданского и административного права

— Теоретические и практические проблемы применения уголовного законодательства

Секция 2. Теоретические и практические аспекты финансовых и  налоговых механизмов регулирования экономики

— Актуальные проблемы налогового права и налогообложения: теоретические и практические аспекты

— Финансовые механизмы регулирования экономики, их правовая база

— Цифровая экономика: вопросы институционального и правового обеспечения

Секция 3. Экономическая безопасность: теория и практика

— Актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности: теория, практика и нормативно-правовое регулирование

— Организационно-правовое обеспечение социально-экономического развития территорий

— Экономическая безопасность субъектов хозяйствования: проблемы и пути их преодоления

Секция 4. Правовая психология и правосознание личности

— Психологические особенности правоприменения

— Психологические аспекты правосознания в контексте глобализации

— Психологические аспекты профессиональной деятельности юриста

Секция 5. Социально-психологические проблемы развития личности

— Актуальные проблемы психологической науки на современном этапе

— Личностное и профессиональное развитие субъекта труда в современных условиях

— Социально-психологическая адаптация личности и психологические механизмы регуляции социального поведения человека

— Социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве

Секция 6. Личность и общество в условиях изменяющегося мира: философские, социальные и политические аспекты

— Философия информационной воны: социально-политические и культурологические аспекты

— Проблемы свободы и ответственности личности

— Личность в правовом государстве

Для участия в конференции необходимо до 25 апреля 2021 г. прислать заявку участника (форма прилагается) и материалы для публикации в электронном виде по адресу: [email protected] (секция 1,2,3), [email protected] (секция 4,5,6).

По материалам конференции планируется подготовка электронного сборника. Сборник будет зарегистрирован и размещен в РИНЦ.

Требования к оформлению материалов

Для публикации в сборнике материалов конференции принимается отредактированный текст на русском языке тезисов (2-3 стр.) или статьи (5-8 стр.) в электронном виде, формат А4 (Приложение 1) и заявка (Приложение 2).

Материалы необходимо готовить в текстовом редакторе Microsoft Word. Поля: все стороны по 20 мм. Стиль – обычный, шрифт – Times New Roman, кегль – 14, межстрочный интервал – 1,0, абзацный отступ – 1,25. Без нумерации страниц.

Электронный вариант тезисов или статьи сохраняется в формате *.(doc, docx, rtf) в отдельном файле под фамилией автора/авторов, например: Петров Семенова.doc. Заявка оформляется отдельным файлом, например: Заявка Петров Семенова.doc. Все файлы по автору/авторам объединяются в одну папку (название – фамилия автора/авторов).

Оргкомитет оставляет за собой право отклонить или направить на доработку доклады, не соответствующие тематике конференции и требованиям к оформлению.

Правила оформления текста статей и тезисов

— Индекс УДК– выравнивание по левому краю, шрифт Times New Roman, 14.

— Название статьи– заглавными буквами, полужирным шрифтом, форматирование по центру. Точки в конце заголовков не допускаются.

— Через интервал справа строчными буквами курсивом указывается полные Ф.И.О. автора/авторов, научная степень и ученое звание(при наличии).

— Следующая строка –название учебного заведения, вуза или организации полностью, город и страна – справа, курсивом (шрифт Times New Roman, 14).

— Ниже аннотация(шрифт Times New Roman, 12) 3-5 строк и ключевые слова(5-6 слов или словосочетаний) на русском языке.

— Через интервал дублирование на английском языке названия статьи, фамилий авторов, аннотации и ключевых слов. Перевод на английский язык должен быть тщательно выверен.

— Статья должна содержать следующие элементы: актуальность проблемы, анализ предшествующих исследований и публикаций, цель исследования, изложение основного материала, выводы, список литературы.

— В тексте допускаются таблицы, созданные в редакторе MSWord, схемы и рисунки (MSExcel), подлежащие редактированию.

— Список литературы – по центру полужирным шрифтом после пропуска одного интервала после текста, шрифт 12, интервал 1,0. Библиографические списки оформляются в соответствии  с ГОСТ Р 7.0.5-2008 или  ГОСТ Р 7.0.100–2018 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». Источники указывать по алфавиту или по мере упоминания в тексте. Ссылки в тексте на литературу оформляются в квадратных скобках с указанием номера источника в списке литературы, например [2], (при необходимости указываются номера страниц [3, с. 23]). Возможны ссылки на материалы, размещенные в сети Интернет (Приложение 1).

— Сведения об авторе (авторах): полные Ф.И.О., научная степень, ученое звание (при наличии), место работы (учебы), адрес организации, шрифт Times New Roman, 12 (Приложение 1).

Электронный сборник материалов конференции и электронный сертификат предоставляется всем участникам конференции бесплатно.

 

ЗАЯВКА

(заполняется и направляется обязательно)

на участие в V международной научно-практической конференции

«Актуальные проблемы правового экономического и социально-психологического знания: теория и практика»

Фамилия

Имя

Отчество

Полное название учебного заведения /организации

Город, страна

Должность/ статус

Научная степень, учёное звание

Факультет, курс, специальность(для магистрантов, аспирантов, студентов)

Форма участия[1]: (очная или заочная)

Направление работы конференции

Название доклада

Необходимость мультимедийного сопровождения

Потребность в печатном сборнике (кол-во экз.)[2]

Телефон(ы) (с кодом страны и/или города)

E-mail

[1] Внимание: До отмены режима повышенной готовности из-за   COVID-19 предусматривается только заочное участие.

[2] Печатные сборники предоставляются на платной основе, стоимость в зависимости от тиража.

Для участия в конференции необходимо до 25 апреля 2021 г. прислать заявку участника (форма прилагается) и материалы для публикации в электронном виде по адресу: [email protected] (секция 1,2,3), [email protected] (секция 4,5,6).

Социальная история и философия

269 ОБЗОРЫ КНИГ

JHBS — WILEY RIGHT BATCH

короткое

стандартное

длинное

Верхняя часть

База

База текста

Текст

Начало текста

1: Историографические перспективы; т. 2: Методологические перспективы и приложения. Амстердам и

Филадельфия: Джон Бенджаминс.

Кернер, Э. Ф. К. (1972). Bibliographia Saussureana 1870–1970: аннотированная систематизированная библиография по истории

, развитию и актуальности общей теории языка Фердинанда де Соссюра.Me-

tuchen NJ: Scarecrow Press.

Кернер, Э. Ф. К. (1973). Фердинанд де Соссюр: происхождение и развитие его лингвистической мысли в западных исследованиях

языка. Вклад в историю и теорию языкознания. Брауншвейг: Friedrich Vieweg & Sohn.

Кернер, Э. Ф. К. (1995). Профессия лингвистической историографии. Амстердам и Филадельфия: Джон Бенджаминс.

Кернер, Э. Ф. К. (Ред.). (1991). Первое лицо единственного числа II: Автобиографии североамериканских ученых на языке

наук.Амстердам и Филадельфия: Джон Бенджаминс.

Скиннер, Б. Ф. (1957). Вербальное поведение. Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.

Скиннер, Б. Ф. (1976). Подробности моей жизни. Нью-Йорк: Кнопф.

Скиннер, Б. Ф. (1979). Формирование бихевиориста: вторая часть автобиографии. Нью-Йорк: Кнопф.

Скиннер, Б. Ф. (1983). Вопрос последствий: третья часть автобиографии. Нью-Йорк: Кнопф.

Swiggers, P. (Ed.). (1999). Э. Ф. К. Кернер: биобиблиография.Левен: Петерс.

Проверено J

J

OHN

E. J

E. J

OSEPH

, профессор прикладной лингвистики, Эдинбургский университет,

Эдинбург EH8 9LL, Великобритания.

Журнал истории поведенческих наук, Vol. 36 (3), 269–270 Лето 2000

䉷 2000 John Wiley & Sons, Inc.

Мартин Куш. Психологические знания: социальная история и философия. Лондон и

Нью-Йорк: Рутледж, 1999.413 стр. 99,99 долл. США ISBN 0-415-19253-6.

В этой книге Мартин Куш, предыдущие книги которого были посвящены таким предметам, как философия языка

, методология Фуко и дебаты о «психологизме» в истории философии

, обращает свое внимание на темы более непосредственного характера. интерес к психологам.

Большая часть книги посвящена детальному анализу противоречий, которые возникли в Германии в начале двадцатого века вокруг попыток членов Вюрцбургской школы

экспериментально изучить мыслительные процессы.К этому прилагается философское обсуждение более поздних споров о природе «народной психологии».

Важный вклад в историю психологии можно найти в основной части книги

.

Прежде всего, книга Куша важна, потому что он спасает от исторического забвения эпизод

, который американские тексты склонны узнавать только в форме карикатуры, известной как

, «полемика мыслей без изображений».Но отношение истории «безобразной мысли» к

, что действительно было поставлено на карту в экспериментах в Вюрцбурге, аналогично точке зрения

Розенкранца и Гильденстерна на события в Эльсиноре. Это была перспектива людей

на периферии акции. В случае экспериментов в Вюрцбурге действие

происходило в Германии, и на карту было поставлено не что иное, как природа и роль психо-

логического знания.Куш ограничивается очень обширной немецкой литературой, которая выросла на

вокруг работы, проделанной в Вюрцбурге, уделяя особое внимание Вундту как ключевому герою

, чье психологическое видение принципиально расходилось с новыми направлениями в дисциплине.

Вклад жителей Вюрцбурга был неоднозначным из-за их значения для проблем

, которые выходили далеко за рамки чисто эмпирических или технических вопросов. В последующих главах

Куш обсуждает значение психологических экспериментов, взаимосвязь между психологией и такими дисциплинами, как физиология и логика, позиции в социальной и политической философии

и религиозные позиции.При этом он обеспечивает превосходный

Перейти к основному содержанию Поиск