Психопрофилактика и психопросвещение | ||||||||||||||
Документация школьного психолога — Документация (планы, отчеты, характеристики) | ||||||||||||||
1. ПсихопрофилактикаЭто специальный вид деятельности психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства. Психологическая профилактика предполагает:
Основная сложность этой работы заключается в том, что психолог сталкивается с непониманием педагогическим коллективом (и / или родителями) важности психопрофилактики. Это часто происходит потому, что в школе (и семье) бывает столько явных проблем и с отдельными детьми, и с целыми коллективами, что взрослые не хотят думать о трудностях, которые еще могут возникнуть. 2. Содержание психопрофилактической работы:
Педагог-психолог выступает носителем психологических знаний, при этом очень важно не преступить черту чисто профессиональных полномочий и не превратиться в поучающего всезнайку, что, естественно, может вызвать раздражение педагогического коллектива. Если взять такой вид деятельности педагога-психолога, как психологическое просвещение, то здесь профессионализм заключается в том, что он должен уметь пересказать психологические идеи простым, доступным языком, понятным для школьных учителей, родителей и учащихся различного возраста. Стараться приводить иллюстративные примеры, взятые в основном из их профессиональной деятельности или из личного опыта. При подготовке текста выступления необходимо помнить, что современная аудитория в школе ждет не просто психологическую теорию, а конкретных, технологичных программ психологического воздействия на ученика и взрослого для оптимизации и повышения эффективности их учебных и человеческих взаимодействий. 3.Психологическое просвещениеЭто приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям. Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. Однако все эти формы работы не должны проводиться на абстрактно-теоретическом уровне. Важно, чтобы они имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы данного образовательного учреждения, данного контингента детей, т. е. наглядно показывали, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания детей. Эффект от психологического просвещения больше, если психологические знания давать в качестве средства решения жизненных проблем. 4.Коэффициент полезного действия, различных способов подачи информации
Лекция – 5% Обучение практикой действия – 70% Выступление в роли обучающего – 90% 5. Типичные ошибки психолога-лектора:
6.Успешность в реализации мероприятий определяется по трем основным критериям:
7. Повышение психологической компетентности педагогов:Психологическое просвещение педагогов направлено на создание условий, в которых они могли бы получить необходимые психолого-педагогические знания и навыки, которые помогли бы педагогам в решении следующих задач:
Формы:
Бинарная лекция – готовится и проводится одновременно психологом и еще одним специалистом (педагогом, социальным педагогом, логопедом, медиком и т. Научно-практический семинар: Имеет определенную структуру. 1-й этап: (начало) – пример из реальной школьной практики 2-й этап: выявление актуального уровня психолого-педагогических знаний, умений и навыков учителей в процессе обсуждения и обмена практическим опытом: — Что именно затрудняет работу — Какие ответные меры принимает учитель в данных ситуациях 3-й этап: лекция-беседа по изучаемой теме (лекционная часть не должна занимать более 10-15 минут) 4-й этап: работа в малых группах по отработке полученных знаний на модельных задачах 5-й этап: коллективное обсуждение способов, предложенных группами 6-й этап: выработка типовых рекомендаций Организационно-деятельностная игра:
Профессиональная студия:
Педагогический тренинг
8. Стратегии и формы групповой работы с родителями
Информационные тексты: представляют собой какую-либо информацию, которая могла бы быть полезна родителям. Тексты должны быть достаточно краткими и написаны понятным языком, в названия должны быть включены знакомые родителям слова, которые обеспечат им чувство безопасности при чтении. Тексты могут быть представлены на стендах, бумажных вклейках в дневники учащихся, раздаваться в виде буклетов и памяток.
Проблемные лекции: это лекции, которые посвящены определенным вопросам детства, достаточно распространенным и поэтому значимым для родителей. Проводятся в форме лекции-диалога, то есть сообщения определенного предметного содержания и задавания по ходу его изложения вопросов с целью организации дискуссии среди родителей. Лекция должна создать у родителей потребность в обсуждении данного вопроса и поиске новых способов взаимодействия с ребенком. Для этого в начале встречи используется обсуждение трудностей, которые вызовет неверное разрешение вопроса, обсуждаемого в лекции, в будущем или в настоящее время. Обязателен выход на трудности в понимании родителей, а не педагогов или психологов. Перед лекцией следует заранее повесить объявление с краткой ее аннотацией, поскольку родители могут не знать о том, что данная проблема присутствует в их семье, посчитать ее неважной и не прийти на лекцию.
Детско-родительские мероприятия: проводятся в форме игры с элементами тренинга, в которой принимают участия команды смешанного состава: родители и дети. Они ставят своей задачей показать родителям и другим взрослым возможности ребенка в общении, акцентировать наиболее значимые для них в том или ином возрасте темы. Не менее важной является появляющаяся у родителей возможность увидеть других детей класса, чтобы понять место своего ребенка среди них, а также через сравнение с другими точнее рассмотреть ресурсы и трудности сына или дочери. Они позволяют ребенку увидеть родителей как реальных людей, без привычной родительской роли. 9.Активные формы работы с учащимися1. Дискуссия — равноправное обсуждение педагогами и детьми проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми стоит вопрос, на который каждый первоначально имеет свой ответ. В ходе ее люди формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на поставленный вопрос. Результатом может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение. Организационные и содержательные условия:
Способы организации дискуссий
Примечания:Для организации дискуссии необходимо запастись терпением. Случается так, что если дискуссия с первого раза не получилась, то учителя эмоционально реагируют на неудачу и прекращают пробы. С первого раза такие взаимоотношения могут вызвать много протестов, причем даже у хороших учеников, которые привыкли к зубрежке и постоянному оцениванию со стороны учителя. Не следует с самого начала полагаться только на детей, ожидая от них большого разнообразия и активности в обсуждении. Необходимо запастись серией вопросов и соблюдать правила. Чтобы повысить активность учащихся, что особенно важно, когда у детей нет опыта обсуждения, целесообразно использовать элементы игры, соревнования между группами при оценке аргументированности и убедительности доказательств своих позиций, этике их поведения, умений вести дискуссию. 2. Диспут — он также предполагает обсуждение и споры. Дискуссия более широкое понятие, она может органично вписываться в повседневное общение и деятельность детей. Если дискуссия возникает спонтанно, по мере жизненной необходимости, то диспут проводится по конкретной теме, которая определена его участниками, специально готовится и организуется педагогом или специалистом-ведущим.
Диспут-экспромт целесообразно проводить в том случае, если участники готовы в данный момент обсуждать проблему, т. е. у них есть желание приступить к обсуждению сразу после определения темы, они имеют определенный жизненный опыт, который позволяет высказываться по этой проблеме, владеют необходимой информацией, есть ведущий, способный импровизировать и вести разговор по спорным вопросам. 3. КТД (коллективное творческое дело) – совместное решение о проведении дела, коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение дела, коллективный анализ.
Основные этапы и подготовки и проведения коллективного творческого дела
4. Коллаж – на листах ватмана с помощью иллюстраций из старых журналов, символов, цитат создается образ заданного явления.
Источник: Методические материалы по организации профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении / авт.-сост. Е.В.Мазурова . – Барнаул, 2009. – 130с. |
Психологическое просвещение учителей | Образовательная социальная сеть
Астахова Любовь Леонидовна
педагог-психолог
ГБОУ ЦПМСС «Бутово»
Давидюк Светлана Валерьевна
педагог-психолог
ГБОУ ЦПМСС «Бутово»
Психологическое просвещение учителей
(опыт работы ГБОУ ЦПМСС «Бутово» с педагогическими коллективами образовательных учреждений)
Психологическое просвещение — одна из традиционных, действенных и наиболее распространенных составляющих частей психопрофилактической работы — общего направления практической деятельности педагога-психолога. Оно направлено на повышение психологической культуры людей, с целью развития интереса к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в межличностных отношениях.
По мнению И.В. Дубровиной, психологическая культура складывается из двух компонентов — психологических знаний и общей культуры человека.
Н.Н. Обозов в понятие «психологическая культура» включает 3 компонента:
— понимание и знание себя и других людей;
— адекватная самооценка и оценка других людей;
— саморегулирование личностных состояний и свойств, саморегуляция деятельности, регулирование отношений c другими людьми.
В соответствии с этим, повышение профессиональной психологической культуры учителей, на наш взгляд, включает:
- изучение индивидуальных психологических особенностей и их учёт в педагогической деятельности;
- осознание профессиональной роли и своей позиции во внутришкольном взаимодействии;
- формирование ценностного отношения ко всем участникам образовательного процесса;
- овладение психологическими технологиями, повышающими эффективность обучения;
- обеспечение социальной адаптации, эффективного взаимодействия, взаимопонимания и общения;
- обеспечение эффективности саморегуляции, самоорганизации, самоконтроля.
Формы психологического просвещения могут быть самыми разными:
- лекции и беседы,
- семинары и тренинги,
- оформление стендов и выставок научно-популярной литературой.
В ГБОУ ЦПМСС «Бутово» организованы различные способы и формы работы с педагогами и специалистами образования:
- Для педагогических коллективов образовательных учреждений – семинарские занятия цикла «Педагогические аспекты в работе учителя».
- Для молодых специалистов образования – клубные тематические встречи. Занятия проводятся еженедельно. Темы для обсуждения предлагаются самими молодыми педагогами.
- Для педагогов-психологов и социальных педагогов – «Педагогическая мастерская по освоению психологическими технологиями в образовании». Регулярность встреч – 2 раза в месяц. Тематика предлагается самими участниками мастерской и в её рамках идёт освоение определенных технологий и обмен опытом.
Работа с педагогами школ и ДОУ осуществляется по запросам администрации образовательного учреждения в соответствии с договорными обязательствами сторон. Разработана тематика занятий, соответствующая цели повышения профессиональной психологической культуры педагогов. Количество занятий уточняется с администрацией образовательного учреждения. Опыт нашей работы показал, что оптимальным является цикл из 16 занятий (не более 10 тем).
№№ | Тема занятия | Кол-во |
Учёт личностных и возрастных особенностей ребёнка в учебно-воспитательном процессе | 2 | |
Обучение детей с учётом психофизиологии | 1 | |
Решение проблем поведения во время урока | 2 | |
Навыки конструктивного общения | 2 | |
Бесконфликтное образовательное пространство | 2 | |
Защита от психологического воздействия (давления, уничижения, манипуляции) | 2 | |
Профилактика эмоционального выгорания -стрессоустойчивость | 2 | |
Построение психологически комфортного образовательного пространства | 1 | |
Самосознание учителя | 1 | |
Профессиональное взаимодействие | 1 | |
Итого: | 16 |
Продолжительность занятия – 1,5 часа (2 академических часа). Частота занятий – 2 раза в месяц
Темы занятий можно использовать модульно в соответствии с актуальными запросами администрации школ и по мотивационной готовности аудитории.
Для эффективного освоения знаний все занятия имеют практико-ориентированное направление, теоретические знания «накладываются» на актуальные запросы педагогов. Это, в свою очередь, способствует заинтересованности в заявленной теме, повышает активность слушателей и мотивирует их к самостоятельному поиску недостающих психологических знаний.
Ниже приводится краткое описание семинарских занятий и разработки некоторых из них, предлагаемых для психологического просвещения педагогов.
Краткое описание семинарских занятий цикла
«Психологические аспекты в работе учителя»
1 занятие. Знакомство.
Цель: Выявление ожиданий от работы с группой психологов. Установление эмоционального контакта. Выявление актуальных потребностей участников группы. Адаптация участников к учебному процессу.
2 занятие. Индивидуальные психологические особенности.
Цель: Овладение навыками соционической диагностики. Учёт психологических особенностей для эффективного построения образовательного процесса.
3 занятие. Эмоциональная устойчивость.
Цель: Повышение психологической устойчивости, управление собственным эмоциональным состоянием. Формирование навыков эффективного реагирования.
4 занятие. Саморегуляция.
Цель: Формирование навыков саморегуляции и совладания с тревожными эмоциональными состояниями, обучение техникам быстрого реагирования на напряженные ситуации
5 занятие. Конструктивное взаимодействие.
Цель: Формирование партнерского отношения ко всем субъектам образования. Овладение навыками конструктивного взаимодействия.
6 занятие. Особенности восприятия.
Цель: Освоение навыков самоподачи, учёт особенностей восприятия в педагогическом пространстве.
7 занятие. Профессиональное самоопределение.
Цель: Формирование профессиональной, позитивной идентичности.
8 занятие. Ученик и Учитель.
Цель: Формирование навыков решения проблемных случаев в работе с детьми.
9 занятие. Конфликт.
Цель: Ознакомление с закономерностями протекания конфликтов, способы предупреждения и выхода из конфликтной ситуации
10 занятие. Завершение «Школа — единая команда»
Цель: Построение будущих перспектив развития школьного коллектива. Умение работать в команде. Выработка единого ресурса участников образовательного процесса.
Образцы планов занятий цикла «Психологические аспекты работы учителя».
1 занятие. Знакомство.
1. Приветствие, представление ведущих. Озвучивание темы семинара, целей и задач.
Вводная часть. Введение правил. Знакомство с тематическим планированием занятий. Обсуждение, корректировка, утверждение. Информирование участников о возможностях получения психологической помощи (телефоны, адреса).
Тема семинара «Психологические аспекты в работе учителя».
Важно выявить тот психологический аспект, который наиболее актуален для слушателей в данный момент.
Цель: Выявить актуальные потребности участников группы.
2. Задание «Закончи фразу»
— «От сегодняшней работы с психологом я жду…»
— «Работая с психологом, я для себя хотел бы узнать…»
3. Прояснение отношения учителя к школе и создание группового портрета
Задание: Ответьте на вопросы:
1. Что для вас самое главное в школе? (Цель) — розовый цвет
2. Что для вас самое трудное? (Проблема, преграда) — красный цвет
3. Самое интересное? (Мотивация – что движет) — розовый цвет
4. Самое неприятное? (Эмоциональное состояние) — синий цвет
Ответы записываются на отдельных листочках разного цвета и раскладывается по категориям, соответствующим разным сторонам учебной деятельности.
Анализ коллективных ответов, индивидуальные высказывания
4. Создание скульптуры «Школа моей мечты» (работа в малых группах)
5. Подведение итогов занятия, обсуждение полученных результатов.
«Для меня сегодня было важным…»
2 занятие. Саморегуляция.
Цель: Формирование навыков саморегуляции и совладание с тревожными эмоциональными состояниями, обучение техникам быстрого реагирования на напряженные ситуации.
1. Задание «Сенквэй» Цель: Актуализация представлений участников группы о заявленной теме занятия.
Предлагается написать ассоциации на слово «саморегуляция»: 3 существительных, 3 прилагательных, 3 глагола, 1 фразу.
Обсуждение в группах, написание группового «сенквэя» на данное понятие.
2. Интерактивная беседа и дискуссия «Саморегуляция – скорая помощь в стрессовых ситуациях». Выявление личных особенностей реагирования на стрессовые ситуации. Уточнение индивидуальных стрессовых реакций участников.
Техники саморегуляции – «скорая помощь» в стрессовых ситуациях.
Алгоритм действий:
1. Произвольное изменение параметров физиологических функций
2. Направление мыслей в оптимальное созидательное русло.
- Самомониторинг.
Выявление – задаём себе вопросы | Устранение – произвольные действия |
Какова в данный момент моя мимика? | Приём «внутренняя улыбка» |
Напряжены ли мышцы? Где ощущается напряжение? | Отпускание тела. |
Как я дышу? | Нормализация дыхания |
Какая у меня поза? | Регуляция позы |
Какие ощущения (телесные) я испытываю? | Поиск комфортных ощущений |
2. Психофизиологические техники.
- дыхательная релаксация
Произвольно меняем дыхание → меняем режим своей психической деятельности → новый уровень функционирования
Современная модификация медитативного дыхания:
- Делаем глубокий вдох (вначале немного выпячиваем живот, затем поднимаем грудь) не менее 2-х секунд.
- Задерживаем дыхание на 1-2 секунды.
- Выдыхаем медленно и плавно в течение не менее 3-х секунд (выдох должен быть длиннее вдоха).
- Затем снова глубокий вдох без паузы, т.е. повторяем цикл.
- Повторяем 2-3 цикла (предел – до 5 циклов). Выполняется в момент возбуждения, в состоянии напряженности, на пике переживания, при учащённом сердцебиении, для уменьшения усталости → даёт внутреннее равновесие.
- мышечная релаксация
Основные техники:
1. прогрессирующая мышечная релаксация → дать дополнительную нагрузку с последующим расслаблением.
2. метод «Ключ» → «отпускание тела», доверие ему.
- активизирующие техники – повышение общего тонуса организма
1. При помощи дыхания.
Например:
— глубокий вдох (не менее 3-х сек.), резкий, форсированный выдох со звуком «у» с затруднением (за счёт напряжения мышц языка и гортани) через нос (за один подход повторить 5-6 раз).
— лёжа на спине, колени согнуты, пятки на полу. Поднимаем резко корпус с вытянутыми вперёд руками: ладони вниз – 5 раз на вдох, ладони вверх – 5 раз на выдох.
— резкое дыхание через нос с одновременной работой рук согнутых в локте, кисти сжаты в кулак, перекрёстное движение перед грудью.
2.Динамические движения
Например:
— натяжение носков ног на себя
— похлопывание тела расслабленной кистью руки
— потягивание, зевота и т.п.
3.Массаж: — ушные раковины,
— «пиление» верхней части шеи
— пальсинг и т.п.
4.Символы, жесты: — потирание рук, — щелчок пальцами и т.п.
3. Когнитивные техники – переключение внимания с мышления на восприятие.
1. Торможение мыслей — заполняя сознание восприятием, мы тормозим процесс мышления и наоборот («безоценочное созерцание»). Объектом восприятия может быть дыхание. В течение 5-10 минут наблюдаем за следующими параметрами:
— движение грудной клетки;
— прохождение воздуха;
— звук дыхания и т.п.
2. Остановка мыслей – например, можно использовать следующие техники:
— сосредоточьтесь на потоке мыслей, осознайте его. Мысленно, довольно жестко скажите «стоп» и остановите поток мыслей.
— перенос фокуса внимания вовне, перечисление всего: «Я вижу…», «Я слышу…», «Я ощущаю…»
— перенос внимания на какой-либо объект и подробное описание его безоценочными высказываниями (можно не вслух)
3.Реализм мысли — оптимальное действие.
Мысленная подготовка к негативной ситуации = моделирование + проработка:
— Что именно меня пугает?
— Что может произойти в худшем случае?
3. Отработка различных техник саморегуляции (дыхательные техники, техники переключения внимания, децентрации, телесно-ориентированные техники, когнитивные техники и т.п.).
4. Упражнение Ключ – естественная саморегуляция организма.
5. Коллективная саморегуляция (соединение группового ресурса с индивидуальным).
В конце занятия необходимо создать ситуацию мотивации на 3 день.
6. Подведение итогов занятия, обсуждение полученных результатов, обмен чувствами, впечатлениями.
3 занятие. Эмоциональная устойчивость.
Цель: Повышение психологической устойчивости, управление собственным эмоциональным состоянием. Формирование навыков эффективного реагирования.
Упражнение 1. «Поделись эмоциональным состоянием».
Цель: обратить внимание участников на свои ощущения и чувства, «примерить» настроение других участников группы и тем самым снять напряжение («разогрев» для работы).
Упражнение 2. Дискуссия на тему занятия (Интерактивная беседа).
Цель: Дать представление участникам группы об эмоциональной устойчивости учителя, её значении для эффективности учебного процесса. Помочь участникам группы осознать и сформулировать для себя основные факторы, способствующие эмоциональной устойчивости.
По теме занятия (кратко). Эмоциональная устойчивость учителя – свойство психики, благодаря которому учитель способен успешно осуществлять необходимую деятельность в сложных эмоциональных условиях. Эмоциональный фактор играет важную роль в обучении. Его наличие существенно повышает эффективность и притягательность учебного процесса. Выделяют три положительных эмоции (радость, интерес, удивление), социализация которых создаёт подлинное богатство эмоциональных переживаний, необходимых для развития личности ребёнка (Митина, 1994).
Участникам тренинга предлагается рассмотреть следующую схему:
Учител
Какие чувства переживает Какие чувства переживает
учитель на уроке? ученик на уроке?
Что мешает испытывать радость, интерес удивление на уроке?
Что помогает испытывать радость, интерес, удивление на уроке?
Обсуждение и анализ ответов, уточнение индивидуальной степени эмоциональной устойчивости учителя на уроке.
Упражнение 3. «Мой личный атом»
Цель: Помочь участникам группы осознать степень своей эмоциональной включенности в зависимости от значимости ситуации.
Упражнение 4 «Пошли за мной»
Цель: показать участникам неосознаваемый выбор переживания негативного опыта.
6. Подведение итогов занятия, обсуждение полученных результатов. «Для меня сегодня было важным…»
Использование семинарских занятий в интерактивной форме для просвещения педагогов позволяет повысить психологическую культуру педагогов образования. Именно в ходе дискуссий, диспутов, проектной деятельности, тренинга, деловых и ролевых игр создаются реальные условия для того, чтобы обучающиеся могли максимально предъявить свой собственный опыт, свою позицию, аргументировать те и или иные решения, сопоставить их с другими точками зрения. Именно в интерактивном обучении атмосфера взаимного уважения, личной психологической безопасности при высокой внутренней ответственности и на фоне групповой поддержки позволяет взрослому человеку максимально использовать свои ресурсы, одновременно вовлекая интеллектуальные ресурсы других членов группы в свой образовательный опыт.
Мы полагаем, что работа по просвещению учителей сегодня является важнейшей составляющей деятельности психолога образования.
Литература
1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — М., 2000.
- Митина Л.М Психология профессионального развития учителя. М.,1998.
- Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие педагога и психолога в учебном процессе. — Ярославль, 2001.
- Семенова Е. Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов. М., 2002.
Психологическое просвещение и поддержка в кризисных ситуациях //Психологическая газета
Психологическое просвещение и поддержка в кризисных ситуациях (на примере деятельности регионального центра практической психологии Саратовского университета в период пандемии)
Известно, что в условиях экстремальных и чрезвычайных ситуаций психологическая помощь и поддержка становятся особенно важными. Сегодняшние условия довольно ярко обозначили роль массмедиа как инструмента и площадки оказания психологической помощи населению и реализации программ по психологическому просвещению населения. Стремительно возросшая за прошедший год потребность жителей города в психологической помощи является ярким примером: в период самоизоляции многократно возросла востребованность психологической поддержки, оказываемой университетским центром практической психологии, об этом свидетельствует посещаемость страницы нашего центра, которая возросла за апрель-май более чем в десять раз.
Неслучайно вопросы психического здоровья и психосоциальной поддержки относятся к ключевым моментам всех мер, принимаемых в мире для борьбы с пандемией. В связи с этим в медиапространстве региона силами Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского была организована масштабная информационная и методическая работа, направленная на психологическую профилактику вероятных негативных последствий кризисных ситуаций и просвещение населения в новых формах адаптивного поведения.
В рамках данной публикации хотелось бы поделиться с коллегами опытом использования массмедиа в качестве инструмента психологического просвещения на примере деятельности университетского центра в период пандемии. Целью Регионального центра практической психологии Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского (РЦПП СГУ) является помощь жителям нашего региона в решении задач повседневной жизни и профессиональной деятельности за счет использования достижений современной психологической науки, содействие в формировании психологической культуры региона на базе развития практик заботы о себе и в укреплении психологического здоровья жителей региона. Данная цель напрямую связана с реализацией миссии центра, которая заключается в психологическом просвещении населения. На наш взгляд, психологическое просвещение сегодня можно по праву отнести к основополагающей миссии деятельности как практикующего психолога, так и преподавателя психологии.
В конце марта 2020 года было принято решение открыть на сайте центра рубрику «Дежурный психолог», с апреля по субботам выходят статьи преподавателей факультета психологии по запросам и вопросам наших читателей.
Приведем в качестве примера несколько отрывков из статей дежурных психологов.
Дежурный психолог Л. Н. Аксеновская: «Вернемся к тем, кто нас ждет. История вторая».
«… — Ну, да. Я всем приготовил одинаковую книгу. Потому что каждый из нас будет учиться заботиться о себе. Самостоятельно. Не выходя из дома, — сказал медведь Потапыч и строго посмотрел на лесное собрание.
— Мы не против учиться, — озабоченно произнесла белочка. — Но это какое-то странное учение, мне кажется. Можно учиться собирать орехи, можно учиться сушить грибы, еще можно учиться прыгать с ветки на ветку… А как учиться «заботиться о себе»?
— Вот-вот, и я тоже не понимаю: это как делают? Это зачем делают? Заботятся о себе почему? — зачастила сорока…
Звери задумались. И маленькая девочка вместе с ними. Каждый подумал, что и о себе тоже нужно заботиться каждый день. Чтобы преодолевать расстояния и открывать миры, чтобы узнавать свои удивительные способности и помогать близким, чтобы радовать других…Чтобы побеждать охотников, которые охотятся на тебя. Чтобы быть счастливым».
Дежурный психолог М.В. Жижина: «Волшебство мозаики счастья (статья третья: счастье сегодня или на потом!?)».
«Яркой иллюстрацией, откладывания счастья на потом является фраза «сейчас я не чувствую себя счастливым, моя жизнь меня не особо устраивает, но вот совсем скоро, когда я…», этим «когда» может быть и «свадьба», и «новая работа», и «покупка машины», и «строительство собственного дома», и «переезд в другой город или страну», и «выход на пенсию». Рассуждая подобным образом, человек живет не настоящим, а скорее мечтами о будущем, вследствие чего не может эффективно и рационально использовать временной резерв настоящего, другими словами, попросту «убивая собственное время», но и, более того (что является не менее важным), не живя и не получая удовольствия от жизни «здесь и сейчас».
Обозначим базовые шаги по преодолению «синдрома жизни на потом».
1. Осознайте скоротечность этой жизни и отсутствие девяти других: осознание факта своей единственной жизни просто необходимо.
2. Включите режим осознанности и включенности в каждый момент времени — есть прекрасное выражение: «Когда моешь чашку — думай о чашке». Многие вещи мы делаем уже буквально на автомате, по привычке, забывая о важности умения наслаждаться маленькими радостями жизни (по-настоящему почувствовать вкус утреннего кофе и насладиться его ароматом; увидеть все богатство палитры красок осени, послушать шуршанье листьев под ногами и т.п.).
3. Сосредоточьтесь на том, что делает вас счастливым, — перестаньте проецировать счастье на ближайшее или дальнее будущее. Живите в моменте! Важно иметь вдохновляющие цели, но не надо увлекаться ими настолько, чтобы не замечать или игнорировать другие радости жизни в настоящем моменте. Следуя к своей мечте, умейте радоваться и получать удовольствие от самого процесса, пути к достижению цели.
4. Сформируйте в себе привычку (искусство) мыслить позитивно, или, другими словами, повышайте свой уровень реального оптимизма, так как уже известно, что позитивный стиль мышления расширяет жизненное пространство и горизонты личности, актуализирует новые жизненные цели, повышает активность жизненной позиции, наполняя человека позитивными эмоциями и энергией.
5. Перестаньте ждать, терпеть и начинайте действовать сегодня, в ближайшие минуты, так как «завтра» означает «никогда» — забудьте про репетиции к гала-концерту и начинайте жить здесь и сейчас (начните делать то, что все собирались делать с понедельника, через два года; достаньте из шкафа костюм (платье), который бережно хранили для особого случая или встречи; начните пользоваться красивой посудой, скатертью не дожидаясь долгожданных гостей; позвольте себе удовольствия, которые вы давно откладывали на следующую жизнь).
Пора наконец-то перестать откладывать жизнь на потом, ожидая подходящего момента!»
Дежурный психолог А.А. Карелин: «Нейролингвистическое программирование: техники формирования мотивации».
«1. Подумайте о том, что вам нужно сделать, важно сделать, но никак не получается взяться за это дело.
2. Получите доступ к зрительному образу этого важного для вас занятия. Мысленно посмотрите, как вы это делаете, или представьте, как вы могли бы это делать. Оставьте пока эти образы и перейдите к следующему шагу.
3. Найдите в своей повседневной жизни занятие, которое привлекает вас, доставляет вам удовольствие, и вы регулярно посвящаете ему определённое время каждый день (частоту занятия вы можете выбрать сами).
4. Получите доступ к зрительному образу привлекательного для вас занятия (осознайте его). Мысленно посмотрите, как вы это делаете, и получите удовольствие от того, что увидели. Спросите себя: «Хочу я с таким же желанием и удовольствием готовиться к экзамену (писать курсовую и пр.)?» Если «да», то переходим к следующему шагу.
6. Образ привлекательного для вас занятия (из пункта 4) поместите перед собой на заднем плане, а образ занятия слабомотивированного (из пункта 2) на переднем плане перед собой.
6. Наблюдайте за образами. Они через небольшое время (обычно 5–10 секунд) начинают трансформироваться, вступают во взаимодействие друг с другом. Через некоторое время (у всех по-разному) трансформация образов замедлится или прекратится. Это означает, что процесс завершён.
Техника описана на примере зрительного образа, но её можно применять и с использованием образов иных чувственных модальностей».
Дежурный психолог М.В. Жижина: «Позитивные эмоции как психологический бензин личности (психологические практики регуляции эмоциональных состояний)».
«В ситуации энергетического спада старайтесь вспомнить о вдохновляющей вас мечте. Она настолько должна вас вдохновлять, что одни только мысли о ней уже должны повышать ваше настроение, настраивать на работу. Каждый день ищите источники своих радостей.
В случае крайнего уныния и нежелания ничего делать, прежде всего, крайне важно волевым усилием сконцентрироваться на желаемом настроении. И здесь как нельзя лучше подойдет позитивная визуализация — это мысленное представление и переживание воображаемых благоприятных желаемых событий; она способствует тому, что человек в меньшей степени подвержен воздействию негативных мыслей, поскольку сконцентрирован на достижении успеха и обретении счастья. Наши мысли оказывают большое влияние на эмоции, а наши эмоции влияют на наше самочувствие и поведение. Было бы ошибочным полагать, что эмоции возникают из внешних обстоятельств и эмоции влияют на мысли, чем наоборот. В действительности именно мысли, убеждения, представления, а не внешние обстоятельства порождают определенные эмоции. Поэкспериментируйте в течение 5–10 минут, пробуя изменять свои эмоции только при помощи смены мыслей, поочередно вызывая у себя ощущение счастья, легкой грусти, гордости, уверенности и удовлетворенности».
В апреле совместно с нашими читателями были открыты еще несколько проектов. Один из них — «Психофитнес онлайн», включающий в себя программу вебинаров преподавателей факультета психологии. Программы вебинаров подготовлены по просьбам наших читателей, которые хотели стать зрителями и участниками прямого общения с нашими психологами.
Следующий проект — «Приглашенный эксперт». В рамках данной рубрики публикуются статьи известных экспертов — психологов, бизнес-тренеров, коучей из разных точек мира.
Инновационная деятельность центра была направлена на консолидацию усилий экспертного профессионального сообщества психологов, в том числе с международным участием. В работе рубрик центра приняли участие известнейшие отечественные исследователи из разных городов России (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Психологический институт РАО, Российский государственный университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербургский государственный университет, Таганрогский институт им. А.П. Чехова, Академия психологии и педагогики Южного федерального университета, Вятский государственный университет), а также зарубежные эксперты из Рутгерского государственного университета Нью-Джерси (США), Иерусалимского Центра обучения, Калифорнийского университета (США), Университета имени Эразма Роттердамского (Нидерланды).
Приведем в пример отрывки из материалов, опубликованных в этой рубрике.
Надежда Бондаренко: «Как победить выученную беспомощность».
«Если вы замечаете у себя симптомы выученной беспомощности, срочно берите свои мысли и энергию под контроль.
Постарайтесь определить области работы или личной жизни, на которые вы точно можете повлиять, — то, что лежит в области вашего контроля. И сделайте первые маленькие шаги на пути перемен.
Корректируйте стиль своего мышления. Не обвиняйте себя, ищите сбалансированные внутренние объяснения неудач».
Оксана Анатольевна Пикулёва: «Без паники или посторонним В. Как сохранить свою ресурсность в тревожное время?».
«Сегодня мы все попали в блокбастер, который не можем прокрутить вперед и увидеть, чем он закончится. Мы в этом фильме не зрители, а актеры… Что делать, если нас внезапно настигла паника? В это момент нам очень пригодится модель «3Д»: Дыши, Думай, Действуй. Важно разбить эмоциональную волну этими последовательными этапами…
Маркируйте свои мысли и эмоции. Просто проговорите про себя (а лучше вслух): «Я чувствую это», «У меня появились вот такие мысли». Тем самым мы дистанцируемся от этих мыслей, чувств, эмоций. Становимся наблюдателями.
«Заземлитесь» — почувствуйте связь со своим телом. В ситуации затяжного стресса рекомендуется хотя бы раз в день лечь на пол и 2–3 минуты полежать с закрытыми глазами.
Включите воображение, используя технику позитивной визуализации. Помним, что для нашего мозга реальность и воображение — это одно и то же. Вспомните свое «спокойное место». У каждого есть то место, где он чувствовал себя в душевной радости: отдых в красивом месте, сад на даче и так далее. Просто представьте себе это место. Надо ярко мысленно себе представить его и тем самым вызвать приятные чувства.
Выстроить систему личных ритуалов дня и недели, мер борьбы со стрессом у себя и в своем окружении.
Готовить своими руками еду…»
Тахир Юсупович Базаров: «Чему нас научила изоляция?».
«Для упреждения негативных последствий настоящие лидеры еще до снятия ограничений начали заниматься подготовкой команд к выходу и продумыванием новых форматов работы. Речь идет не о способности предсказывать будущее, а о вдумчивом анализе текущей ситуации. Шахматиста Гарри Каспарова как-то спросили, на сколько ходов вперед он думает. Ответ был неожиданным: «Главное в шахматах — это не то, на сколько ходов вперед ты думаешь, а как ты анализируешь текущую ситуацию». Что означает анализировать ситуацию в сегодняшних условиях? Нужно постоянно собирать информацию и выделять ресурсы на ее обработку. Важно отрефлексировать и актуализировать весь свой опыт преодоления сложных обстоятельств. Исследования показывают, что люди делают это по-разному. Одни занимаются разбором полетов и поиском виноватых, а другие — «утилизацией» успеха. Они умеют не только извлекать уроки из ошибок, но и превращать успех в новые тиражируемые решения, и этот навык очень важно подключать в условиях изменений. Ясное понимание ситуации и своей позиции в ней — лучшая подготовка к грядущему. Тот, кто говорит, что не знает, что делать дальше, на самом деле, не знает, что с ним происходит сейчас. Нужно найти способы прислушиваться к себе, помогать себе и окружающим. История показывает, что в экстремальных обстоятельствах чаще всего выживают люди, которые помогают спастись другим. Ценностная установка на заботу о другом помогает взять ситуацию под контроль и начать действовать. Оказывая помощь, человек вынужден выйти в рефлексивную позицию (ту самую транспозицию). Это позволяет увидеть ситуацию со стороны более системно и комплексно, и в результате повышаются шансы с ней справиться. Человек, сфокусированный только на себе, своих потребностях и страхах, находится в более уязвимой позиции. Творчество и созидательная деятельность, сопряженная с поиском нестандартных решений, тоже помогает избавиться от ощущения зависимости от состояния “здесь и сейчас”».
Соня Любомирски: «Как повысить свой уровень счастья».
«Неделя 1. Шаг 1. Практикуйте благодарность. Нелегко быть благодарным в трудные времена, но благодарность — одно из лучших противоядий от негативных эмоций, таких как страх и отчаяние. Первый шаг, который вы можете сделать, — это вести журнал благодарности: когда вы просыпаетесь утром, кратко запишите несколько вещей, за которые вы благодарны в этот день. Это может быть всё что угодно — от обыденного (ваши цветы наконец-то распустились) до чего-то более внушительного (первые шаги вашего ребёнка). И если есть конкретный человек, который поддерживал или помогал вам во время эпидемии COVID-19, не ждите момента, чтобы выразить свою признательность. Позвоните ему сегодня и поблагодарите его. Вы почувствуете себя не только счастливее и более связанным с ним, но и вдохновленным для дальнейшего самосовершенствования.
Шаг 2. Будьте оптимистичны. Это нелегко, но по возможности в течение дня, ищите позитивную сторону в любой ситуации, ищите луч надежды в сегодняшних невзгодах и замечайте, что правильно, а не что неправильно. Раз в неделю вы также можете записывать в дневник свои желания о лучшем будущем, будь то через год или через 10 лет. Вы удивитесь, насколько вы воспрянете духом.
Шаг 3. Цените свои ощущения. Раз в день старайтесь прислушиваться к своим ощущениям. Вы можете делать это любым способом — получая удовольствие от сладости спелого фрукта, наслаждаясь запахом свежескошенной травы или вслушиваясь в каждую ноту своей любимой музыкальной композиции — все, что подходит именно вам. Для обострения своих ощущений вы можете попытаться время от времени блокировать некоторые из своих органов чувств — скажем, как-нибудь на неделе вы могли бы закрыть глаза во время обеда и насладиться ощущениями вкуса еды».
Мария Антоновна Одинцова: «Парадоксы жизнестойкости и загадки трудных жизненных ситуаций».
«Самыми сложными, но и одновременно самыми привлекательными могут стать ситуации неопределенности? Именно так, потому что в них содержится загадка, тайна, секрет. Такой ситуацией на сегодняшний день для всех нас стала пандемия. Ничто так не обостряет все способности человека, как фраза: «Скажу тебе по секрету…» Загадочность неопределенных ситуаций манит, их хочется разгадать, проявляется высокая активность, что повышает жизнестойкость. Хорошему развитию жизнестойкости содействуют трудные жизненные ситуации, выходящие за грань повседневности, при прохождении которых повышаются даже неведомые нам ресурсы (x), и человек в состоянии найти оригинальные способы ее решения (y). Таким образом, в психологической задаче (10+x=y), связанной с большими, казалось бы, невероятными трудностями, от второго слагаемого (x) зависит успешность преодоления и жизнестойкость. И такая задача есть только в классе ситуаций, выходящих за рамки повседневности. Во всех остальных ситуациях существуют те или иные ограничения, в первую очередь внутренние. Но у человека всегда есть возможность выйти за пределы этих ограничений».
Мария Хайнц: «Как помочь себе и близким в период пандемии: 5 простых шагов на пути к психологическому благополучию».
«Итак, первое, что мы делаем, — снижаем влияние внешних источников тревожности. То есть анализируем для себя: после общения с кем я чувствую себя хуже? После просмотра каких передач или фильмов я чувствую себя хуже? И здесь стараемся брать контроль над ситуацией в свои руки: например, видео меняем на текст или на картинки; если можем отказаться от картинок — то только на текст; если можем отказаться от текста, то исключаем и текст тоже. Если мы хотим посмотреть какой-то фильм, то меняем фильм, который доставляет нам беспокойство, на спокойные, более позитивные фильмы».
Следующий проект — «Библиотека», включающий в себя книги в мини-формате на интересующие читателей темы, связан с желанием оказать психологическую помощь и поддержку жителям региона, а также вдохновить читателей на позитивные изменения.
Рост обращений в наш центр с самыми различными вопросами стал основанием для создания площадки — рубрики «Дежурство магистрантов факультета психологии», в рамках которой магистранты, будущие консультативные психологи, проходят производственную практику. Наряду с этим магистранты факультета принимают активное участие в деятельности аккаунта центра в Инстаграм, публикуют свои статьи и ответы на вопросы читателей.
Осенью на базе университетского центра открылась «Школа Юного психолога», формат реализации данного проекта предусматривает 8 субботних занятий, включающих в себя интерактивные лекции, практикумы, тренинги, а также посещение слушателями вечернего занятия на факультете психологии, экскурсию по факультету и встречи со студентами-психологами. Обучение в Школе направлено не только на получение представлений о психологической науке и профессиональной деятельности психолога, но и ориентировано на то, чтобы слушатели смогли лучше понять себя и принять обоснованное решение о поступлении на факультеты университета.
Сегодняшняя ситуация с вынужденным социальным дистанцированием, широким внедрением обучения в дистанционном формате поставила на повестку дня необходимость задуматься о большей вовлеченности студентов в университетскую жизнь, в общение с однокурсниками, преподавателями, сотрудниками вуза. С целью реализации данной практической задачи в ноябре 2020 г. РЦПП открыл новый проект — «Помощь по обмену: университетский бадди». Проект связан с созданием медиасообщества, которое ориентировано на интеграцию и психологическую поддержку студентов университета в условиях дистанционного обучения, тем самым способствуя эффективной реализации целей университетского образования.
Таким образом, деятельность РЦПП СГУ в этих условиях с учетом экстремальности ситуации направлена на купирование возникающих негативных эффектов. Реализация основных проектов РЦПП СГУ осуществляется в плане:
- использования психотерапевтического потенциала медиа с целью снижения и минимизации негативных эффектов не только самих массмедиа, но и последствий кризисных ситуаций;
- использования медиатехнологий как инструмента решения задач, связанных с психологическим просвещением населения;
- использования массмедиа как площадки оказания профессиональной психологической помощи и поддержки.
Сегодняшние условия позволяют с уверенностью говорить о новом звучании роли массмедиа в психологическом просвещении населения, которое в условиях экстремальных и чрезвычайных ситуаций по праву можно считать важнейшей миссией массмедиа. Именно массмедиа сегодня являются неотъемлемой частью оказания психологической помощи и поддержки. Стремительно возросшая в текущем году потребность населения в психологической помощи является ярким подтверждением того, что вопросы психического здоровья и психосоциальной поддержки относятся к ключевым моментам всех мер, принимаемых в мире для борьбы с пандемией.
Учитывая особенности и чрезвычайный характер современной ситуации, все возрастающую медиавовлеченность человека в виртуальный мир, глобальный характер пандемии, целесообразно разработать и внедрить использование различных медиаплощадок и медиапрограмм, способствующих повышению эффективности просветительской деятельности психолога и популяризации психологической помощи. Реализация миссии массмедиа в психологическом просвещении может быть осуществлена в проектной форме, в виде разработок системы мер и специальных, в том числе — компьютерных, медийных программ по реабилитации и профилактике возможных рисков и медиатравм, то есть с помощью организации в медиапространстве масштабной информационной, методической работы.
Все вышеизложенное со всей очевидностью позволяет говорить об актуализации массмедиа как неотъемлемой части социального института оказания психологической помощи и поддержки, так и эффективного инструмента решения новых задач, связанных с психологическим просвещением.
Практика показала, что сложившаяся в мире ситуация с пандемией коронавируса активизировала всевозможные стрессовые факторы и подтвердила наличие глобальной потребности в развитии психологической грамотности и в повышении психологической культуры населения. Сегодняшние кризисные явления подтвердили необходимость усиления активной работы в направлении применения техник терапии и психологического просвещения населения, следствием которых может стать повышение стрессоустойчивости за счет обучения навыкам совладающего поведения и методам саморегуляции.
50 Expert Educational Psychology Research Topics
Когда вы поступаете в школу психологии, задания становятся немного легче. Но по мере прохождения курса вы понимаете, что вам нужна помощь в выборе тем исследования, а иногда и помощь в написании. Если вы искали «темы исследований в области педагогической психологии», вы находитесь на правильной платформе. У нас есть идеи, созданные экспертами, которые помогут вам в вашем следующем проекте.
Чтобы завершить исследовательский проект, вам необходимо иметь глубокие исследовательские навыки и отличные навыки чтения. Вместо того, чтобы тратить много времени на поиск нужной темы, позвольте HelpForHomework помочь вам. Если вы студент-психолог, перегруженный исследованиями и курсовыми работами, наши писатели-психологи могут оказаться полезными. Обращаясь к нам, вы преодолеваете проблемы стресса, сжатых сроков и усталости.
Как мы выбираем лучшие темы исследований в области педагогической психологии?
- Подбираем оригинальные темы
Оригинальность является важным аспектом любого исследования. Вот почему мы генерируем оригинальные идеи и выбираем малоизученные темы для их изложения. В HelpForHomework мы формулируем захватывающие и уникальные идеи посредством обширного чтения и демонстрации.
Нужна помощь в выполнении задания?
Получить бесплатную консультацию
- ТЭО
Перед публикацией тем в этой статье мы проверили их актуальность и устойчивость. При проверке осуществимости всегда спрашивайте себя:
- Можно ли ответить на вопрос исследования?
- Можно ли управлять объемом исследовательского вопроса?
- Апелляция
В HelpForHomework мы разрабатываем темы исследований в области педагогической психологии, которые нравятся вам и будут интересны вашей аудитории. Если вы ищете интересные идеи для исследований, у нас есть лучшие из них для вас.
Совет эксперта: Найдя подходящую тему исследования в области психологии образования, обязательно обратитесь к своему научному руководителю за одобрением и руководством. Было бы лучше часто консультироваться с вашим руководителем, чтобы отсеять ошибки на раннем этапе процесса исследования. Кроме того, было бы полезно, если бы вы не раздумывая проконсультировались с нашей службой поддержки после выбора темы.
Лучшие темы исследований в области психологии образования
Если вы ищете лучшие темы исследований в области психологии образования, вы находитесь на правильной платформе. Мы надеемся, что вы найдете тему для вашего следующего проекта в списке ниже.
- Различия между учащимися детьми и учащимися взрослыми
- Факторы, влияющие на фонематические способности детей
- Картирование области педагогической психологии: тенденции
- История педагогической психологии
- Перспектива педагогической психологии гендерных стереотипов в школах
- Педагогическая психология: развитие учащихся
- Переосмысление стратегий педагогической психологии для мотивации учащихся
- Перспективы педагогической психологии в обучении и развитии взрослых
- Перспективы педагогической психологии в обучении и развитии детей
- На пути к лучшему пониманию детей с аутистическим спектром: образовательная поддержка и взгляд родителей
Интересные темы исследований в области психологии образования
Вы ищете интересные темы исследований в области психологии? У нас есть кое-что для вас.
- Мультикультурный взгляд на обучение учащихся с расстройством личности
- Взгляд родителей на инклюзивные школы для детей с аутизмом в вашей стране
- Педагогическая психология: Окна в классах
- Онлайн-кейсы по педагогической психологии
- Современные теории мотивации в педагогической психологии и изучении языков
- Теории изучения педагогической психологии и применение к технологиям
- Педагогическая психология подростков
- Применение педагогической психологии в тренировке футболистов
- Теории преподавания педагогической психологии
- Применение психологических теорий в образовательной практике
Экспертные темы исследований в области педагогической психологии
Ваш проект будет выделяться, если вы выберете темы исследований в области педагогической психологии, созданные экспертами. Ознакомьтесь со списком ниже :
- Педагогическая психология: теории интеллекта
- Влияние теорий интеллекта на академическую успеваемость студентов университетов
- Теории интеллекта, целеустремленности и успеваемости учащихся в вашей стране
- Теории интеллекта как средство прогнозирования достижения целей
- Отношения со сверстниками и давление со стороны сверстников в образовательном контексте
- Отношения со сверстниками: раса и этническая принадлежность
- Отношения со сверстниками с расстройством личности в обычной средней школе: важность взаимодействия со сверстниками
- Обучение рискам и последствиям употребления алкоголя в школах
- Рискованное поведение, влияющее на качество отношений со сверстниками у молодых людей
- Взаимосвязь социальных навыков и образования в отношении употребления алкоголя подростками
Отличные темы исследований в области педагогической психологии
Выбор превосходных тем в области педагогической психологии дает вам возможность быть на шаг впереди своих сверстников. Выберите тему ниже, усердно работайте и получайте высшие оценки.
- Факторы риска и результаты издевательств и виктимизации
- Роль родителей в буллинге и виктимизации в школах
- Запугивание и виктимизация: последствия вмешательства
- Роль эмоций в обучении
- Влияние эмоций на обучение и память
- Эмоции в обучении: сравнение очного и онлайн-обучения
- Роль эмоций при внедрении технологий в образовательные системы
- Роль эмоциональной регуляции школьников-подростков для академической успеваемости
- Роль эмоций в преподавании и обучении
- Моделирование когнитивных решений при нарушении обучения на основе эмоций при аутизме
Основные темы исследований в области педагогической психологии
Хотя психология — увлекательный курс, получить первоклассные рекомендации может быть проблемой. Тем не менее, у нас есть несколько основных тем для исследований в области педагогической психологии.
- Роль эмоционального обучения: гендерные различия в подходах к обучению
- Педагогическая психология в сельской местности: этические, профессиональные и правовые вопросы
- Психологическая практика в сельских школах: рекомендации и последствия
- Влияние образования на психологические результаты подростков
- Влияние культуры на сельское образование: исторический и современный взгляды
- Языковые проблемы и последствия для жизненных амбиций учащихся
- Перспектива педагогической психологии языкового опыта и когнитивного контроля
- Систематический обзор различных способностей к обучению учащихся на определенном академическом уровне
- Оценка академической модели в различных типах школ в вашей стране
- Как модели дисциплины влияют на внеклассную успеваемость старшеклассников
Окончательный вердикт
Вы нашли первоклассную тему исследования в области педагогической психологии? Если нет, свяжитесь с нашей поддержкой, чтобы поделиться идеями, и мы подберем вам подходящую тему. Что касается этики, вы не должны беспокоиться. Наша компания предлагает законные и конфиденциальные рекомендации по темам исследований в области педагогической психологии и письменные услуги. Чего ты ждешь? Свяжитесь с нами и наслаждайтесь
Также ознакомьтесь с темами исследований в области психологии личности экспертов.
Нужна помощь в выполнении задания?
Получить бесплатную консультацию
Что такое педагогическая психология?
Автор Ariel Grucza
В этой статье
- Что такое теории педагогической психологии?
- Чем занимается педагог-психолог?
- Как стать педагогом-психологом?
- История педагогической психологии
Мы знаем, что не все усваивают и запоминают информацию одинаково, так что же мы можем сделать, чтобы все получили пользу от своего образования? Целью исследований в области педагогической психологии является оптимизация обучения, а педагоги-психологи изучают и определяют новые методы обучения, которые принесут пользу учителям, ученикам и всем, кто пытается освоить новый навык.
Педагогическую психологию можно применять к любому человеческому обучению, а не только к формальному обучению в классе. Примеры педагогической психологии включают:
- Изучение наиболее эффективных методов обучения людей с особыми трудностями в обучении, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), дискалькулия или дислексия
- Исследование того, насколько хорошо люди учатся в различных условиях
- Оценка и анализ методов обучения и устранение препятствий к обучению
- Изучение влияния таких факторов, как генетика, окружающая среда, социально-экономический класс и культура, на обучение
Что такое теории педагогической психологии?
Бихевиоризм
Бихевиоризм в педагогической психологии — это идея о том, что любое человеческое поведение проистекает из взаимодействия с окружающей средой, и изменение окружающей среды приводит к изменению поведения. Бихевиоризм обычно использует положительные и отрицательные стимулы — награды и наказания — для воздействия на поведение. Например, поощрение учащегося, хорошо сдавшего тест, было бы попыткой использовать бихевиоризм для поощрения учащегося к учебе.
Когнитивизм
Когнитивизм в педагогической психологии побуждает учащихся «думать о мышлении» и понимать свои сильные стороны и препятствия в своем образовании. Когнитивизм может способствовать вовлечению учащихся и дает учащимся больше власти над своим образованием. Студенты могут научиться лучше понимать свой когнитивный процесс и то, как на него могут влиять внутренние и внешние факторы.
Социальная когнитивная теория
Социальная когнитивная теория — это теория, согласно которой обучение происходит в социальном контексте. Эта теория утверждает, что на обучение влияют как внутренние факторы, такие как индивидуальные мысли, так и внешние факторы, такие как социальные взаимодействия, которые могут влиять на результаты обучения.
Когнитивно-поведенческая теория
Когнитивно-поведенческая теория утверждает, что наши мысли определяют наши чувства и поведение. Например, учащийся, который считает, что у него плохо с математикой, может чувствовать себя неадекватно в отношении своих способностей и испытывать большие трудности с изучением математики из-за такого мыслительного процесса.
Чем занимается педагог-психолог?
Педагоги-психологи стремятся понять, как социальные, эмоциональные и когнитивные процессы влияют на обучение. Педагоги-психологи изучают, как люди узнают и сохраняют информацию в самых разных областях, в том числе:
Разработка учебных программ
Разработчики учебных программ работают со школами, организациями и отдельными лицами над созданием эффективных систем обучения. Педагоги-психологи могут внести свой вклад в разработку учебных программ, проанализировав существующие образовательные программы, чтобы определить, в чем новая учебная программа может улучшить старую.
Стандартизированное тестирование
Психологи-педагоги могут оценивать учреждения, испытывающие трудности с результатами тестов, и помогать им улучшать свои образовательные программы, выявляя пробелы, которые необходимо устранить для улучшения результатов тестов.
Психологи-педагоги могут помочь разработать практические стандартизированные тесты и исследовать связанные с ними темы, например, как уменьшить беспокойство учащихся по поводу стандартизированного тестирования.
Обучение учителей
Психологи-педагоги могут проводить обучение учителей, чтобы помочь учителям улучшить свои навыки, понять, почему некоторые методы обучения более эффективны, обеспечить индивидуальное обучение и поставить перед учениками соответствующие цели.
Как стать педагогом-психологом?
Психологи-педагоги обычно получают степень магистра педагогической психологии или психологии преподавания и обучения, хотя докторская степень может открыть больше возможностей для карьерного роста, например, должности в правительстве или университете.
Педагог-психологи обычно работают в академической среде, такой как школы, университеты, исследовательские лаборатории или испытательные компании. Частные фирмы и предприятия также нанимают педагогов-психологов.
Чем занимается педагог-психолог?
Средняя заработная плата школьных психологов в 2021 году составляет 78 780 долларов в год.
Ожидается, что занятость психологов будет расти со средней скоростью 8%.
История педагогической психологии
Педагогическая психология является современной областью формального изучения, но ученые уже очень давно увлечены тем, как люди учатся. Демокрит писал о влиянии домашней жизни человека на обучение в V веке до нашей эры, а Платон и Аристотель обсуждали такие темы педагогической психологии, как:
- Индивидуальное обучение
- Влияние художественного образования на человеческое развитие
- Роль учителя
- Различные методы обучения
- Самообразование без учителя
Квинтилиан почти всегда выступал за государственное образование, а не за частное. 2000 лет назад академический аргумент, который до сих пор вызывает споры.
Эдварду Ли Торндайку широко приписывают создание педагогической психологии как отдельной области путем публикации его 1903 книга Педагогическая психология . Торндайк проводил эксперименты, чтобы изучить, как животные учатся, в надежде, что он сможет открыть «законы обучения», которые могут улучшить человеческое образование.
Работа Торндайка была в первую очередь основана на бихевиоризме — идее о том, что обусловленность определяет человеческое поведение, и поощряемое поведение будет продолжаться, в то время как наказуемое поведение будет уменьшаться. Современная педагогическая психология отошла от бихевиоризма. Сегодня предпочтение отдается теориям педагогической психологии, основанным на когнитивизме, которые фокусируются на внутренних психических процессах, а не на наблюдаемом поведении.
Педагогические и психологические исследования Диссертации и диссертации | Педагогические и психологические исследования
Следовать
индекс
Перейти к:
Тезисы/диссертации от 2022 г. 2022
Психометрические характеристики инструментов анализа дискурса академического языка, Кортни (Чичи) Брианна Клаар
Надежда 4 мальчика: влияние программы отвлечения молодежи, Джастин К. Коннолли
Содействие субъективному благополучию в средней школе: роль интернализации и экстернализации поведения в целевом позитивном психологическом вмешательстве, Летти Лэнгтон ДиЛео Выставлено в условиях автономного класса, Дженнифер М. Ходнетт
Распределенное лидерство: формальное лидерство, барьеры и фасилитаторы для многоуровневых систем поддержки, Джозеф Д. Латимер
Разработка и первоначальная проверка участия родителей и семьи в высшем образовании, Мишель Р. Макналти
Тезисы/диссертации от 2021 г. 2021 Пейдж Дж. Алиц — Быть в качестве предикторов достаточного сна учащихся старших классов в течение школьной недели, Эрин М. Бреннан
Продольное исследование совладания и субъективного благополучия среди старшеклассников, обучающихся по ускоренной программе, Ханна Л. Гилфикс
Удержание и поддержка выпускников, принадлежащих к расовым меньшинствам: критический анализ, Патриция Ю. Гиллс