Агрессия. Причины возникновения. Лечение и восстановление.
Агрессия в современном мире наиболее часто проявляющаяся эмоция. Почему люди стали испытывать больше агрессию? Почему часто агрессию становится невозможно или сложно контролировать?
Основной причиной проявления агрессии и агрессивного поведения на сегодняшний день стали высокие психофизические нагрузки, повышенный ритм жизни, нарушения режима дня и питания.
Эти факторы влияют на обменные процессы головного мозга. Недостаток и большой перерасход аминокислот, витаминов и минералов лишает возможности головному мозгу вырабатывать в достаточном количестве нейромедиаторы, которые участвуют в межнейронных связях. Поэтому поступающая информация не качественно обрабатывается и в следствии этого происходят различного уровня нарушения.
В таких случаях требуется специальная нейрометаболическая терапия, которую проводит клиника Преображение уже более 30 лет и которая ежегодно качественно улучшается посредством участия наших врачей в мировых научно-практических разработках.
Звоните +7(495) 135-01-09 и мы сможем помочь Вам даже в самых сложных случаях!
По желанию на время лечения в стационаре или амбулаторно выдаётся больничный лист в котором не указывается причина обращения в клинику. Конфиденциальность обращения в клинику гарантируется.
Что такое агрессия
Агрессия обычно проявляется без провокации с проявлением чувства гнева и антипатии. Агрессия обычно приводит к явно выраженным формам нападения в виде физического применения силы или в словесной угрозе, ругани, оскорблениям. Эта форма поведения квалифицируется как агрессивное поведение.
Агрессия — одно из свойств поведения человека и животных, необходимое для выживания. Однако, в цивилизованном мире формы агрессивного поведения выражающиеся в открытой агрессии против другого человека осуждаются и не редко могут пресекаться законодательно.
Людей с проявлением агрессивного поведения обычно не любят и стараются держаться от них как можно дальше. Это не редко приводит к социальной изоляции таких людей и обедняет их интеллект, что усиливает у них проявление агрессивности. Человек попадает в «замкнутый круг» и вывести из него может только специальная терапия.
Лечение агрессии
Лечение агрессии и агрессивного поведения в клинике проводится современными методиками восстановительной медицины. Посредством активной терапии агрессивных состояний терапия проходит значительно быстрее, чем при использовании обычных методик. Современный подход и авторские методики основанные на безопасности медицинской помощи, применяемый в клинике Преображение, даёт высокий эффект особенно при своевременном обращении. Пациент получает высококвалифицированную помощь.
Клиника имеет все необходимые для лечения агрессии компоненты. Начиная с необходимой диагностики состояния головного мозга и заканчивая специальными психотерапевтическими реабилитационными группами. На всех стадиях терапии Вас сопровождает опытный персонал.
На данный момент существует множество определений проявлению агрессии и агрессивного поведения. Мы приведем несколько из наиболее распространенных.
В психологии термин «агрессия» относится к ряду действий, которые могут привести как к физическому, так и к психологическому вреду себе, другим или объектам окружающей среды. Агрессия сосредоточена на причинении вреда физически или морально. Хотя иногда мы все можем проявлять агрессию, когда она становится всеобъемлющей или чрезмерной, в качестве защиты или в ответ на агрессию.
Как расценивать агрессивное поведение
Агрессия может быть признаком какого-либо психического расстройства, связана с осложнениями при употреблении психоактивных веществ, либо в связи с другими заболеваниями головного мозга.
Существует и политическое определение этого термина, которое происходит от латинского aggressio (нападение), понятие современного международного права, незаконное применение силы одним государством против территориальной целостности или политической независимости другого государства или народа (нации).
Агрессия — мотивированное деструктивное поведение или агрессивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Форма деструктивного индивидуально людского, биологического или социального поведения иначе квалифицируется как агрессивность.
Агрессивное поведение может иметь различные формы. В зависимости от формы, лечение агрессии требует индивидуального подхода.
Агрессивное поведение
- Физическое — непосредственное физическое воздействие в виде избиения или вооруженного нападения. Так же это могут быть постоянные пинки или иное физическое унижение другого человека. Порча имущества также является формой физической агрессии. Лечение агрессии этой формы требует активной нейрометаболической терапии.
- Вербальное — сюда включаются насмешки, обзывания, травля и крики.
- Относительная — целью которой является нанесение вреда отношениям других людей. Например: распространение слухов, ложь о ком-то другом.
- Пассивно-агрессивное — игнорирование кого-то в коллективе, двусмысленные комплименты. Пассивно-агрессивное поведение обычно направлено на то, чтобы спровоцировать другого на причинение вреда кому-либо, не причиняя вред напрямую.
Люди привыкли думать, что агрессия, это физическое проявление, однако психологическая агрессия также бывает весьма разрушительной. К примеру, запугивание или словесная брань является примером психологической, эмоциональной агрессии.
В связи с возможным различным происхождением проявлений агрессивного поведения психологи предлагают свой индивидуальный подход к определению агрессивности и лечению агрессии. Одними из часто употребляемых в практике, предлагаются следующие формы определения данного феномена.
Формы определения агрессивности
- Нормативная форма означает, «агрессивное поведение, нацеленное на умышленное причинение физического и морального вреда другому живому существу, в силу чего действия агрессора вступают в противоречие с нормами уголовного права, хотя сам он не всегда становится объектом уголовно-правового воздействия». Поведение может называться агрессивным при наличии двух обязательных условий: а) когда имеют место губительные для жертвы последствия; б) когда нарушены нормы поведения и этики.
- Глубинно-психологические формы утверждает инстинктивную природу агрессии. В данном случае, агрессивность представляется врожденным и неотъемлемым свойством любого человека.
- Целевые формы заключают в себе определения агрессивного поведения с точки зрения её функциональности. «Агрессия, это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех в естественном отборе. Злокачественную агрессию как инструмент доминирования, выражающегося в стремлении человека к абсолютному господству над другим живым существом». Гомеостаз, это нормальное состояние равновесия органических и других процессов в живой системе и агрессия, в данном случае, представляет собой инструмент психической саморегуляции.
- Акцентирующие внимание на последствиях агрессивности «агрессию можно определить как любой поступок или поведение, которое причиняет боль другому человеку физически или психически.
- Формы основанные на оценке намерений агрессора «форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения», «активное действие или решительные меры, в особенности с намерением силой добиться господства или завладеть чем-либо».
- Эмоциональные формы уделяют особое внимание чувственной составляющей акта агрессии. «проявление в чувствах и действиях индивида (социальной группы) враждебности — антагонизма, недружелюбия, неприязненного отношения, ненависти».
- Многоаспектные формы включают в себя все перечисленные выше или их комбинацию. Агрессия — это целенаправленное разрушительное, наступательное поведение, нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психический дискомфорт, отрицательные переживания состояния страха, напряженности.
- Недифференцированные формы агрессии бихевиоризм трактует «как драйв», «естественный рефлекс человека», «как следствие фрустрации» или форму отреагирования на физический и психический дискомфорт и т.д.
Подобные определения, как уже говорилось, представляют собой общие формулировки и не всегда понятно, что же такое агрессия. Поэтому, подбор методик лечения агрессии представляется сложным и не всегда понятным.
Несмотря на большое число предлагаемых форм агрессивности, ни один из них не дает полного и исчерпывающего определения этого состояния, отражая лишь ту или иную грань данного явления. Не имея явной исходной причины, лечение агрессии, исходя из этой классификации, как правило становится не эффективным.
Причины
Причины агрессивного поведения изучались многими исследователями. Наблюдение её в подростковом возрасте по телевидению и в интернете закрепляет агрессивную модель поведения, и в дальнейшем эффект усиливается.
Агрессия в значительной степени контролируется областью древней части мозга, известной как миндалевидное тело. Миндалевидное тело — это область мозга, ответственная за регулирование нашего восприятия и реакции на агрессию и страх. Миндалевидное тело связано с другими системами организма, связанными со страхом, включая симпатическую нервную систему, мимические реакции, обработку запахов и высвобождение нейротрансмиттеров, связанных со стрессом и агрессией.
Миндалевидное тело реагирует на стимулы, которые мы считаем угрожающими и испытываем чувство страха. Оно помогает головному мозгу обучаться на ситуациях, которые его вызывают. Это тело так же активируется и в ответ на положительные эмоции. Когда мы оказываемся в опасных ситуациях, миндалевидное тело стимулирует мозг запоминать детали ситуации, чтобы мы научились избегать их в будущем и противостоять им. В качестве противостояния опасных ситуаций стимулируется агрессия, которая активирует защитные функции организма.
В связи с тем, что миндалевидное тело воспринимает и обрабатывает ситуации опасности и стимулирует головной мозг реагировать на эти ситуации, это часто приводит к агрессивному поведению. Однако, другие области головного мозга могут контролировать уровень агрессии и в зависимости от ситуации подавляют излишнее её проявление. Одним из механизмов, который помогает контролировать агрессию, являются межнейронные связи между миндалевидным телом и областями префронтальной зоны коры головного мозга.
Отсюда можно сделать вывод, что префронтальная зона является центром управления агрессией. Если эта зона функционирует биологически нормально человек способен контролировать агрессивность. Исследования показали, что кора головного мозга менее активна у убийц и людей, которые совершают насильственные действия против других. Это позволяет сделать вывод, что снижение активности коры головного мозга в следствии различных заболеваний вызывает проявление неконтролируемой агрессии. Это говорит о том, что следует искать новые формы лечения агрессии исходя из наличия того или иного заболевания головного мозга.
Агрессивность
Агрессивность — устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к агрессивному поведению, целью которого является причинение вреда окружающему.
Хотя агрессивность играла решающую роль в процессе эволюции человека, утверждается, что она не присуща человеческому существу изначально. Однако, необходимо учитывать, что дети усваивают модели агрессивного поведения практически с момента рождения.
Причинами агрессивности могут выступать разного рода конфликты, в том числе внутренние. При этом такие психологические процессы как эмпатия, идентификация, децентрация — сдерживают агрессию, так как являются ключом к пониманию других и осознанию их самостоятельной ценности.
Так как агрессия требует значительных энергетических и мотивационных затрат, термин «агрессивный» по отношению, например, к спортсменам, стал применяться как характеристика, означающая настойчивость при преодолении преград и активность в достижении целей.
Не контролируемая агрессия
Не контролируемая агрессия может иметь генетические, токсические, травматические или гормональные факторы, влияющие на её формирование. Дисбаланс некоторых гормонов, таких как тестостерон и кортизол , нейротрансмиттеров (нейромедиаторов), таких как серотонин и дофамин, может быть связан с проявлением агрессии. Эти дисбалансы могут возникать по множеству причин, включая органические поражения головного мозга при родах или полученные в процессе жизни.
Индивидуальное формирование головного мозга также может влиять на формирование агрессивности. Люди со структурными аномалиями миндалевидного тела склонны проявлять больше агрессии, чем их сверстники. Изменения в других областях мозга также могут способствовать агрессивному поведению.
Факторы влияющие на лечение агрессии
Воспитательный процесс играет весьма важную роль в формировании реакций нервной системы, проявляете ли вы агрессивное поведение или нет. Люди, выросшие в условиях, где проявление агрессивности является нормой поведения, могут с большей вероятностью перенять модель поведения. Насилие и враждебность для такого человека будут социально приемлемы. Психологическая травма, полученная в детстве, также может привести к агрессивному поведению во взрослой жизни. Однако, как показывает многолетняя практика, прорабатывая такие моменты с психологом эффективность лечения агрессии не повышается. В таких ситуациях следует применять индивидуально разрабатываемые психотерапевтические программы.
Многие органические поражения головного мозга и психические расстройства имеют проявление агрессии в качестве одного из ведущих симптомов. Приём алкоголя и наркотиков, иное токсическое воздействие на головной мозг, так же постепенно формирует проявление агрессивности в поведении человека.
Как проходит лечение агрессии
Исходя из исследований агрессивного поведения, можно сделать вывод, что лечение агрессии зависит от вида расстройства головного мозга. Основной подбор методик лечения агрессии зависит от точности диагностики и правильности проведения дифференциальной диагностики. Поэтому для полноценного обследования требуется всесторонний осмотр такими специалистами как: психиатр, невролог и психолог. После обследования необходим комиссионное обсуждение ситуации на консилиуме.
Не редко, для постановки полного и точного диагноза необходимо наблюдать и обследовать человека в течение нескольких дней в условиях стационара. Именно поэтому, в сложных ситуациях врачи рекомендуют поместить пациента в стационар для правильного подбора лечения агрессии.
Лечение агрессии в зависимости от вида
Существует три основных вида расстройств головного мозга: эндогенное, органическое, психогенное.
Эндогенное (психиатрия) — связано с нарушением обменных процессов головного мозга. Часто агрессия входит в контекст различных эндогенных психических заболеваний таких как шизофрения, шизотипическое расстройство, некоторые виды расстройства личности. Лечение агрессии в таких случаях лучше начинать в условиях стационара. Индивидуально подбирается медикаментозная терапия и психотерапия.
Органическое (неврология) — связано с каким-либо органическим поражением головного мозга. Например: травмы, алкоголизм, наркомания, токсикомания, сильные отравления, врождённые травмы головного мозга, некоторые виды расстройств личности и др. Лечение агрессивности требует применение лекарственной терапии, физиотерапии и психотерапии.
Психогенное (психология) — связано с особенностями воспитательных мероприятий. В этом случае лечение агрессии требует применения специальной психотерапии.
Прогноз
Прогноз по лечению агрессивного поведения не всегда позитивный. Эффективность зависит от истинного происхождения проявления агрессивности. Если агрессия имеет органические причины, то терапия будет длительной и быстрого эффекта не будет. Прогноз, в таком случае сомнительный. Эффект будет заметен только при постоянном приёме медикаментозных препаратов.
При эндогенных и психологических расстройствах, прогноз по лечению агрессии обычно благоприятный.
Получить дополнительную информацию о лечении агрессии, тревоги, лечении панических атак узнать цены на услуги Вы можете получить по телефону 8 (495) 632-00-65
Мы лечим различные формы тяжести проявления агрессивных состояний. Мы сможем помочь Вам!
Как победить агрессию
Сейчас проблемы агрессивного поведения особенно актуальны. Плохие новости, нестабильная экономическая ситуация, беспокойство о здоровье близких, обязательность вакцинации только повышают градус накала.
К сожалению, человеческое общество несовершенно. Люди – существа эмоциональные и часто действуют вопреки разуму. Одно из свидетельств несовершенства нашей природы – агрессия – поведение, направленное на причинение физического или психологического вреда ближнему. Все человеческие столкновения, начиная от бытовых семейных сцен, заканчивая вооруженными конфликтами, происходят от того, что мы плохо контролируем враждебные эмоции.
Офисная жизнь насыщена агрессией не в меньшей мере, чем джунгли, кишащие опасными зверями и насекомыми. Другое дело, что в офисе никто не ест друг друга в прямом смысле этого слова, но последствия конфликтов бывают порой весьма тяжелыми – рушатся карьеры, увольняются ценные сотрудники, портятся отношения.Надо сказать, что единого учения, описывающего агрессию, – нет. В современной психологии есть несколько теорий, объясняющих агрессивное поведение. Эти концепции вполне применимы на практике, хотя каждая в отдельности не дает полного объяснения. Ознакомимся с теориями и посмотрим, как каждая из них может быть нам полезна.
В 30-е годы XX века группа американских ученых (Д. Доллард, Н. Миллер и другие) представили миру так называемую фрустрационную теорию агрессии. Фрустрация – это негативное субъективное переживание, связанное с невозможностью удовлетворить потребность. По мнению авторов концепции, агрессия является следствием того, что у человека есть объективные (внешние) или субъективные (внутренние) препятствия для достижения той или иной цели.
Пример 1
Начальник отдела кадров столкнулась с неприятным фактом. Ее подчиненная – спокойная уравновешенная женщина – внезапно изменилась. Стала дерзить, говорить колкости. Неприятно было и начальнице, и коллегам. Пришлось откровенно побеседовать с раздраженной сотрудницей. В разговоре она упомянула, что раньше ей разрешалось уходить с работы на полчаса раньше, а теперь – нет. Действительно, в последнее время руководство компании стало тщательно следить за трудовой дисциплиной и ввело пропускную систему. Раньше можно было прийти пораньше и уйти попозже, но теперь ситуация изменилась, сотрудники должны быть на месте ровно с 9 до 18 часов. Женщине-бухгалтеру нужно было забирать ребенка из детского сада, но она не всегда успевала на автобус, поэтому нервничала, что и выражалось во враждебном поведении.
Авторы фрустрационной теории выделили три фактора, от которых зависит величина агрессивного поведения:
- Степень ожидаемого удовлетворения.
- Величина препятствия.
- Количество последовательных фрустраций.
Другими словами, человек (начальник, коллега) тем агрессивнее, чем сильнее затронуты его интересы и чем больше неудач он претерпел. Фрустрационная теория интересна тем, что с ее помощью можно объяснить, казалось бы, необъяснимые вспышки агрессии (как в примере выше). Есть и другие интересные моменты. Например, существует такое понятие, как «смещенная агрессия». Оно означает следующее. Если человек по тем или иным причинам не может непосредственно воздействовать на помеху, то он, как говорят психологи, «отреагирует» агрессию на другом объекте. В вышеприведенном примере сердитый специалист по кадрам не пошла требовать у руководства компании, чтобы ее отпускали пораньше (так не принято с точки зрения субординации), но внутреннее раздражение осталось и приняло неконструктивные формы. Женщина стала «задирать» коллег и непосредственного руководителя – начальника отдела кадров.
Многие феномены поведения в психологии объясняются смещением агрессии. Дети чувствуют свою зависимость от взрослых, боятся наказаний, но поскольку сами ответить обидчикам не могут, они обижают младших или животных. Сотрудники, которые чувствуют себя неуютно на работе, получая от начальства один выговор за другим, как правило, отрываются на своих домочадцах.
Пример 2
В отделе кадров деревообрабатывающего завода работала женщина. Ее отличительной чертой было то, что она никогда ни с кем не ругалась. Начальство знало, что ей можно поручить дело, за которое другие не берутся, так как она не откажется. Коллеги порой подшучивали, а иногда и издевались за тихий нрав и нескандальность. В коллективе существовал обычай. По серьезному случаю (юбилей, свадьба и т. п.) было принято собираться либо в кафе, либо у виновника торжества дома. Наша кроткая героиня пригасила всех на пятидесятилетие к себе на дачу на шашлыки. И там, на празднике, коллеги увидели ее совершенно с другой стороны. Она кричала на своих взрослых детей и мужа по любому поводу, заставляла их прислуживать за столом и позволяла себе в их адрес оскорбительные высказывания.
Некоторые вещи, которые, по мнению психологов, они знают об агрессии и насилии
Кларк Макколи
Профессор психологии, Колледж Брин Мор; содиректор Центра изучения этнополитических конфликтов Соломона Аша Пенсильванского университета; Грантополучатель HFG
Эта статья была опубликована в Teaching About Violence , весеннем выпуске The HFG Review, , публикации Фонда Гарри Франка Гуггенхайма, в которой подробно рассматриваются темы насилия.
В психологии агрессии и насилия ключевое значение имеют два различия. Первая — это импульсивная агрессия против инструментальной, а вторая — индивидуальная агрессия против групповой. Донесение этих фундаментальных понятий до учащихся необходимо для обучения психологии межгрупповых конфликтов и геноцида, когда цена человеческой агрессии является самой высокой.
Импульсивная агрессия отличается от инструментальной агрессии
Психологи понимают под агрессией поведение, направленное на причинение вреда другому представителю того же вида, и большинство психологов различают импульсивную и инструментальную агрессию. Импульсивная агрессия (также известная как раздражительная, гневная или экспрессивная агрессия) характеризуется сильными эмоциями, особенно гневом, и направлена на причинение вреда другому человеку. Инструментальная агрессия круче, и обида, нанесенная другому, не является самоцелью, а лишь средством для достижения какой-то другой цели. Агрессия при грабеже, например, направлена на получение денег жертвы; агрессия против Ирака Саддама Хусейна направлена на отпор агрессору.
Конечно, конкретный случай агрессии может включать как импульсивную, так и инструментальную агрессию, например, когда родитель шлепает ребенка за то, что он вышел на улицу. Шлепание может быть направлено на то, чтобы удержать ребенка на улице в будущем (инструментальная агрессия), но может одновременно выражать страх и гнев родителя в ответ на опасность и непослушание ребенка (импульсивная агрессия). Хотя чистые случаи импульсивной или инструментальной агрессии могут быть редки, часто полезно спросить о конкретном случае агрессии, является ли она преимущественно импульсивной или инструментальной. Исследования агрессии у детей, например, показали, что полезно отличать реактивную (импульсивную) агрессию от проактивной (инструментальной).
Социологи и криминалисты, изучающие насильственные преступления, также начинают использовать это различие. Психопаты — это люди с дефектными эмоциями; они не испытывают нормального уровня стыда, вины или страха. Возможно, в результате этого дефекта у них также слабые и преходящие социальные привязанности; они относятся к другим людям как к объектам. Психопаты проявляют преимущественно инструментальную агрессию, так как используют агрессию холодно, как средство управления другими. Они, скорее всего, будут продолжать агрессивные действия, несмотря на осуждение и наказание, и они преобладают в тюрьмах.
По сравнению с инструментальной агрессией, импульсивную агрессию легче сдерживать, или, по крайней мере, меньше рецидивов преступлений, связанных с гневом. Человек, который убивает в гневе в драке в баре, с меньшей вероятностью убьет снова, чем человек, который убивает при ограблении. Точно так же оказывается, что мужчины, которые в гневе нападают на своих партнерш или детей, с большей вероятностью бросят курить, чем те, кто холодно использует агрессию как средство контроля над окружающими. Имеются также данные о том, что импульсивная агрессия, а не инструментальная агрессия, связана с низким уровнем серотонина в головном мозге.
Если импульсивная агрессия выглядит как меньшее из двух зол, то это может быть потому, что гнев, как и стыд и вина, является моральной эмоцией. Аристотель говорил, что гнев — это реакция на оскорбление — особая форма морального нарушения. Современная теория фрустрации-агрессии утверждает, что гнев — это реакция на любой вредный опыт, включая фрустрацию. Однако теория фрустрации-агрессии признает важность морального нарушения как оправдания выражения гнева и агрессии. Дальнейшее указание на важность морального нарушения в гневе и агрессии обеспечивается данными опроса, показывающими, что наиболее распространенными поводами для гнева являются воспринимаемые нарушения авторитета или независимости или другие угрозы положительному образу самого себя. Аристотель и современная психология сходятся во мнении, что в основе гнева и импульсивной агрессии лежит моральное нарушение.
Групповое насилие отличается от индивидуального
Психология индивидуальной агрессии существенно отличается от психологии межгруппового конфликта. В целом наименее социализированные люди непропорционально вовлечены в индивидуальное насилие, тогда как наиболее социализированные часто вовлечены в межгрупповое насилие.
Индивидуальное насилие представлено в статистике насильственных преступлений: убийства, грабежи, нападения и изнасилования. Хотя насилие, связанное с организованными преступными группами и молодежными бандами, вносит некоторый вклад в эту статистику, подавляющее большинство насильственных преступлений составляют индивидуальные преступления. Насильственные преступления совершаются в непропорционально большей степени лицами с более низким социально-экономическим статусом — людьми беднее и менее образованными, чем в среднем. Часто это люди, которые не принимают более широкие социальные нормы, дающие государству монополию на применение насилия. Их слабая социализация может быть скорее культурной, чем личной, то есть индивид может быть частью девиантной субкультуры, в которой насилие более приемлемо, чем в доминирующей культуре. И все же с точки зрения государства и его норм насильственная преступность является преимущественно проблемой малосоциализированных личностей.
Напротив, межгрупповое насилие зависит от лидерства и примера хорошо социализированных людей. Прототипом межгруппового насилия является насилие межгосударственной войны, и исследования американских и израильских солдат последовательно показывают, что лучшие солдаты имеют гражданскую квалификацию выше среднего. Несмотря на множество фильмов, основанных на «грязной дюжине» профессиональных преступников, объединенных в эффективную боевую команду, реальность такова, что успех в современной войне зависит от солдат с уровнем интеллекта и образования среднего класса, помноженных на предпринимательские достоинства инициативы и сотрудничества. . По мере того, как война становится все более сложной, успех все больше зависит от наличия хороших людей на передовой.
Решающая роль хорошо социализированных людей особенно очевидна в том, насколько хорошие люди совершают плохие поступки во имя государства. Это были не худшие, а одни из лучших американских мальчишек, которые сбросили зажигательные бомбы на Дрезден, Гамбург и Токио и атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Тогда было не менее очевидно, чем сейчас, что в военное время при бомбардировке городов гибнут в основном мирные жители — старики, женщины и дети. Точно так же исследования полицейских и военных палачей показывают, что эти люди ничем не примечательны, за исключением, возможно, более сильного, чем обычно, чувства долга и уважения к власти.
Таким образом, наименее социализированные люди непропорционально вовлечены в индивидуальное насилие, тогда как наиболее социализированные являются основой межгруппового насилия. Это различие важно, потому что истоки индивидуального насилия в основном можно найти в индивидуальных различиях, которые мало что говорят нам о групповом конфликте. Скорее истоки группового конфликта находятся во власти групповой динамики, а истоки геноцида во власти государства.
Правительство — большой убийца
Двадцатый век стал свидетелем беспрецедентных достижений в убийстве, и главным убийцей является правительство. За столетие двух мировых войн и множества более мелких, включая гражданские войны, в военной форме погибло около 40 миллионов мужчин. Но правительства также убивают мирных жителей, и общее количество этих смертей за двадцатый век составляет примерно 150 миллионов человек. Мао убивал классовых врагов народа; Сталин убивал классовых врагов и национальностей; Гитлер убивал евреев и цыган; Пол Пот убивал классовых врагов и «некамбоджийские» меньшинства. К этим официальным целевым группам следует добавить тех, кто не пришел к государственной власти — либеральные элементы, бывших союзников, личных врагов государственных лидеров. Поразительным аспектом этого убийства является то, что оно происходит внутри, а не за пределами государственных границ: китайцы убивают китайцев, Советы убивают в СССР, Гитлер убивает в Германии и на оккупированных немцами территориях, Пол Пот убивает камбоджийцев.
Некоторые случаи государственных убийств часто скрываются под ярлыком «этнический конфликт»: турки убивают армян, хуту убивают тутси, сербы убивают албанцев. В этих случаях у нас нет имени, чтобы прицепиться к убийству: ни Мао, ни Сталина, ни Гитлера, ни Пол Пота. Без имени виновного нам может быть легко приписать убийство «древней вражде» племени или этнической группы. «Древняя вражда» подразумевает массовую ненависть — большинство людей из одной группы ненавидят другую группу, большая часть одной группы восстает, чтобы убить ненавидимую группу, насколько это возможно. Однако на самом деле в массовых убийствах обычно участвуют относительно небольшие группы убийц.
По оценкам, в Руанде только около одного процента хуту фактически участвовали в убийстве тутси. Элита хуту подготовила население к принятию геноцида месяцами радиопередач о планах тутси по господству; убийцы были подготовлены с приоритетными списками тех, хуту, а также тутси, которые должны были быть убиты. Тот факт, что при убийстве применялось в основном низкотехнологичное оружие, такое как мачете и дубинки, не означает, что оно не было организовано. Точно так же кажется вероятным, что не более одного процента турок участвовали в убийствах и перевозках армян, а не более одного процента сербов участвовали в этнических чистках в Косово.
Тот факт, что убийцы составляют незначительное меньшинство в этнических чистках, несовместим с объяснениями этнического конфликта и геноцида, основанными на древней вражде. Массовое убийство предполагает не массу людей, кипящих ненавистью или страхом, а массовую организацию и планирование. Индивидуальная ненависть делает исключения для друзей и соседей, а отдельные убийцы устают или у них заканчиваются жертвы. Массовые убийства требуют определения приоритетности жертв, транспортировки и снабжения убийц, транспортировки и утилизации тех, кого нужно убить. Массовые убийства требуют индустриализации убийства силой государства — не импульсивной агрессии со стороны многих, а инструментальной агрессии со стороны немногих.
В отличие от правительственных убийств, террористические убийства относительно невелики. Террористическая группа стремится разрушить государство, угрожая и убивая тех, кто поддерживает государство. После Второй мировой войны лишь горстке террористических групп удалось заменить государство, с которым они боролись: в Палестине, Алжире и Южной Африке; возможно, в Южном Вьетнаме и Северной Ирландии. Хотя государства уже несколько десятилетий обеспокоены ядерными, биологическими и химическими атаками, в результате которых террористы убьют миллионы людей, до сих пор террор снизу не приблизился к убийствам, совершаемым государственной властью — террору сверху.
Межгрупповое насилие – это нормальная групповая психология, а не индивидуальная патология
Психология государственного насилия двойственна. Есть психология лидеров, которые планируют и отдают приказы о насилии, и есть психология тех, кто совершает насилие.
Заманчиво сказать, что любой, кто может приказать убить миллионы невинных людей, должен быть сумасшедшим. Обычной характеристикой сумасшествия является психопатия, диагностическая категория, описанная ранее как связанная с использованием инструментальной агрессии. К несчастью для этого удобного взгляда на зло как на нечто далекое от нормальности, нет никаких доказательств того, что такие лидеры, как Мао, Сталин, Гитлер или Пол Пот, были психопатами. В самом деле, маловероятно, чтобы психопат с типично бедными социальными связями мог развить отношения и лояльность, необходимые для эффективного лидерства. Мегаубийцы — это нормальные люди, посвятившие свою жизнь обретению власти для себя и ради идеи, которая оправдывает убийство — часто это идеология классового или расового продвижения.
Точно так же заманчиво сказать, что любой, кто может совершать насилие против гражданских лиц — любой, кто может убивать стариков, женщин и детей — должен быть психопатом. Но, как отмечалось выше, некоторые из лучших в Америке были способны на такое насилие. Индивидуальные мотивы и индивидуальная патология не могут объяснить межгрупповое насилие; убийц государства и тех, кто ими руководит, можно понять только на уровне групповой психологии.
Людям небезразличны группы, даже группы, в которые они не входят, например, спортивные команды и жертвы голода. Исследования показывают, что групповые привязанности лучше предсказывают политические взгляды, чем личные интересы. Поддержка белыми школьной десегрегации, например, связана не с наличием детей школьного возраста, а с симпатией к чернокожим. Избиратели не спрашивают: «Что в этом для меня?» но «Что в этом для групп, которые мне небезразличны?» Вот что подразумевается под групповой идентификацией: забота о том, что происходит с группой. При позитивной идентификации мы хотим, чтобы с группой происходило что-то хорошее; в негативной идентификации мы хотим, чтобы случилось что-то плохое. Теория и исследования с разных точек зрения могут пролить свет на то, как групповая идентификация влияет на наше поведение.
Согласно теории управления терроризмом, наша привязанность к важным культурным группам является нашим буфером против смертности. Люди — единственные животные, которые знают, что они умрут. Человеческий ответ на смертность — участие в группе, которая не умрет, когда умрет отдельный человек. Более крупные группы с более длинной историей и более славным будущим обеспечивают большую уверенность в отношении смертности, поэтому семейные, этнические, религиозные и национальные группы дают больше уверенности, чем соседские, рекреационные и профессиональные группы. Теория управления терроризмом отвечает на вопрос, почему люди должны быть готовы умереть за свою национальную или этническую группу: смерть за культурную группу придает смысл жизни и дает ответ на смерть.
ТМТ является расширением теории групповой динамики в отношении функции групп в социальной реальности. Поскольку наука основана на воспроизведении, индивидуальное восприятие подтверждается согласием других. Если кто-то говорит, что может видеть звезду там, где я ее не вижу, я готов признать звезду и свои слабые глаза, когда третий человек говорит, что может видеть звезду.
Центральным понятием теории групповой динамики является сплоченность, привлекательность группы для ее членов. Как подчеркивает ТМТ, сплоченность повышается в той степени, в какой групповой консенсус предлагает противоядие от неуверенности в вопросах смысла и ценности. Сплоченность также повышается за счет более приземленных вознаграждений за членство, таких как близость, статус и достижение групповых целей.
Высокая сплоченность приводит к сильному давлению на единообразие по вопросам, относящимся к группе. По сути, это гомеостатическое предсказание, в котором разногласия во мнениях, которые могут помешать социально-реальному консенсусу или преследованию групповых целей, должны контролироваться, если члены группы хотят получить вознаграждение, привлекающее их в группу. Таким образом, для членов группы более высокая сплоченность приводит к большему принятию групповых норм, большему неприятию отклонений и большему уважению и послушанию групповых лидеров.
Несмотря на то, что предсказания теории групповой динамики были разработаны при изучении небольших групп лицом к лицу (первичных групп), их можно расширить, чтобы применить к более крупным коллективам, таким как этнические и национальные группы, которые настолько велики, что большинство участников не могут быть известны лично (вторичные группы). Идентификация со вторичными группами эквивалентна сплоченности в первичных группах, и последствия сплоченности первичных групп также можно предсказать на основе идентификации со вторичными группами. Большая идентификация должна привести к большему принятию норм этнической или национальной группы, большему неприятию тех, кто отклоняется от этих норм, и большему уважению к этническим или национальным лидерам.
Сила группы и последствия сплоченности объясняются в некоторых классических экспериментах социальной психологии. В экспериментах Соломона Аша по конформизму 75 % студентов колледжей отрицали свидетельства своих собственных глаз, чтобы дать неверное суждение о длине линии, тогда как семь других студентов (сообщники экспериментатора) единогласно дали неверное суждение. Эта сила увеличивалась из-за большей неопределенности (более сложное различение линий) и уменьшалась из-за любого нарушения единодушия большинства (если хотя бы один сообщник давал объективно правильное суждение). Если испытуемые могли высказывать свои суждения про себя, а не вслух, конформизм снижался на две трети.
Одним из очевидных следствий этих результатов является то, что групповое влияние частично зависит от групповой способности вознаграждать конформистов и наказывать отступников; когда группа не могла слышать суждение испытуемого, конформизм снижался. Соответствие, остающееся с частными суждениями, показывает другой тип группового влияния, влияние, основанное на том, что субъекты принимают суждения других как достоверную информацию о реальности. Сила группы определять реальность еще сильнее в вопросах ценности, где нет другого источника уверенности, кроме группового консенсуса.
Оба вида групповой власти способствуют убийству в межгрупповом конфликте. Убийцы контролируются наградами и наказаниями своей группы, а также тем, что они принимают групповые нормы и социальную реальность, определяемую групповым консенсусом. Во время войны каждое государство зависит от принуждения, чтобы заставить людей сражаться: тюрьма или смерть за отказ от воинской повинности, тюрьма или смерть за дезертирство, тюрьма или смерть за неповиновение приказу. Убийцы-террористы, вероятно, в меньшей степени контролируются силой принуждения, чем властью социальной реальности своей группы, поскольку террористические группы только желают, чтобы они имели власть государства поощрения и наказания.
Однако даже для солдат нормы контролирующей группы, как правило, являются скорее ценностями боевой группы, чем ценностями государства. Исследования с участием американских солдат, в частности, показали, что в боевой стресс большинство солдат сражаются не столько за правое дело, страну или ненависть к врагу, сколько за своих товарищей. Полдюжины или дюжины мужчин, разделяющих одиночество на поле боя, ближе, чем братья; они борются, потому что делать меньше — значит подвергать опасности группу, от которой они полностью зависят. Один из великих уроков социальной психологии состоит в том, что власть группы максимизируется, когда у ее членов нет другой группы, к которой они могли бы обратиться. В боевых группах, как и в террористических группах, социальный мир индивидуума ограничивается лишь немногими из его окружения.
Аналогичный счет был предложен для убийства геноцида. Кристофер Браунинг описывает, как немецкие мужчины средних лет в форме участвовали в убийстве евреев. Резервная полиция была отправлена в Польшу, отделенная от семьи, друзей и прежних занятий на чужбине, где их единственным домом была их часть. У их офицеров был приказ убивать евреев, но, по крайней мере вначале, они не угрожали сильным принуждением людям, которые не могли или не хотели этого делать. В этой ситуации убийства объясняются не индивидуальными мотивами антисемитизма. Вместо этого Браунинг указывает на сплоченность «обычных людей», для которых лучшая причина убивать евреев заключалась в том, что те, кто делал меньше, возлагали больше бремени на своих товарищей.
Браунинг также уделяет большое внимание десенсибилизации и рутинизации убийства, объясняя, как мужчины постепенно расширяли свое участие в убийстве. Это психология обязательств, широко изученная в исследованиях по теории диссонанса. В своей современной версии диссонанс — это теория рационализации, согласно которой люди, втянутые в глупое или неряшливое поведение, меняют свое мнение, чтобы оправдать и осмыслить свое поведение. Вероятно, парадигмой этой психологии является другое классическое исследование — исследование послушания Милгрэмса.
Милгрэм показал, что большинство нормальных людей будут подвергать предполагаемого «ученика» все более сильным разрядам, вплоть до максимального разряда в 450 вольт, помеченного «XXX ОПАСНО СИЛЬНЫЙ ШОК». Частью силы этой парадигмы является медленная, ступенчатая природа разрядов, которые начинаются всего с 15 вольт и увеличиваются на 15 вольт с каждой ошибкой, которую совершает «ученик». Настолько точна градация уровней шока, что на каждом уровне признание чего-то неправильного при присвоении следующего уровня должно подразумевать что-то неправильное в уже примененном уровне. Медленная эскалация причинения вреда другим — это скользкий путь, на котором каждый акт агрессии становится поводом для еще большей агрессии.
Взятые вместе, групповая динамика и психология эскалации обязательств в значительной степени объясняют, как нормальные люди могут делать ужасные вещи. Добавьте к этому власть государства в виде поощрений и наказаний, власти, которой нужно заставить лишь небольшое количество людей выполнять грязную работу против целевого класса или расы, и даже геноцид становится понятным.
Кларк Макколи — профессор психологии колледжа Брин-Мор и содиректор Центра изучения этнополитических конфликтов имени Соломона Аша при Пенсильванском университете. Он является грантополучателем HFG.
Рекомендуемая литература
- Аверилл, Дж. Р. 1982. Гнев и агрессия: очерк эмоций. Нью-Йорк: Спрингер.
- Berkowitz, L. 1989. Гипотеза фрустрации-агрессии: исследование и переформулировка. Психологический бюллетень 106: 59-73.
- Браунинг, Ч.Р. 1992. Обычные люди: 101-й резервный полицейский батальон и «Окончательное решение» в Польше. Нью-Йорк: HarperCollins.
- Дакитт, Дж. 1989. Авторитаризм и групповая идентификация: новый взгляд на старую конструкцию. Политическая психология 10: 63-84.
- Додж, К. А. 1991. Структура и функция реактивной и проактивной агрессии. В Д. Дж. Пеплер и К. Х. Рубин (ред.) «Развитие и лечение детской агрессии». Хиллсдейл: Эрлбаум.
- Холмс, Р. 1985. Акты войны: поведение мужчин в бою. Нью-Йорк: Свободная пресса.
- Kinder, DR 1998. Мнение и действия в сфере политики. В DT Gilbert, ST Fiske и G. Lindzey (eds.) Handbook of Social Psychology, vol. 2. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
- McCauley, C. (ed.) 1991. Исследование терроризма и государственная политика. Лондон: Касс.
- Пищинский Т., Дж. Гринберг и С. Соломон. 1997. Зачем нам то, что нам нужно? Взгляд управления терроризмом на корни социальной мотивации человека. Психологическое исследование 8: 1-20.
- Раммель, Р. Дж. 1996. Смерть по вине правительства. Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Transaction Publishers.
- Смит, Д. Н. 1998. Психокультурные корни геноцида: легитимность и кризис в Руанде. Американский психолог 53: 743-753.
- Уильямсон С. , Р. Д. Хэйр и С. Вонг. 1987. Насилие: преступники-психопаты и их жертвы. Канадский журнал поведенческих наук 19: 454-462.
Важность психологии насилия и агрессии
Область исследования Выберите область обученияПсихология и психическое здоровьеОбразованиеБизнес и технологииКриминалистикаУправление гостиничным бизнесомСестринское дело
Степень Выберите градус по умолчанию
градус Выберите степеньУдостоверениеУдостоверение у магистровСпециалист по образованиюМагистр гуманитарных наук в области образованияДоктор педагогических наукДоктор психологических наук
Степень Выберите степеньМагистр искусствМагистр наукМагистр социальной работыДоктор философииДоктор психологии
Степень Выберите степеньМагистр делового администрированияМагистр наукДоктор делового администрированияДоктор философии
Степень Выберите степеньМагистр наукДоктор философииСертификат о высшем образовании
Степень Выберите степень Juris Doctor
Степень Выберите степень магистра делового администрирования
Степень Выберите степеньБакалавр наук в области сестринского делаМагистр наук в области сестринского дела
Major Выберите MajorDefault
Major Выберите специальностьКлиническое консультирование (MA)Супружеская и семейная терапия (MA)Организационная психология (MA)
Специальность Выберите специальностьКлиническая психофармакология Постдокторская степень (MS)
Специальность Выберите специальностьКлиническая психология (PhD)Промышленная и организационная психология (PhD)
Специальность Выберите специализациюКлиническая психология (PsyD)Докторская переспециализация в области клинической психологииСупружеская и семейная терапия (PsyD)Организационное развитие (PsyD)
Майор Выберите специальность «Сестринское дело» (BSN)
Major Выберите специальность Nursing (MSN) Direct Entry
Major Выберите специальность Учетные данные по административным услугамДвуязычная авторизацияСертификат межкультурного языка и академического развития (CLAD)Несколько предметов, возможность досрочного завершения (только предварительные учетные данные)Несколько предметов/элементарное образование, стандартный стажер (только предварительные полномочия)Несколько предметов/начальное образование, обучение студентов (Только предварительные сертификаты) Сертификаты школьного персонала по школьной психологии (только сертификаты) Сертификаты школьных кадров по школьному консультированию (только сертификаты) Один предмет, возможность досрочного завершения (только предварительные сертификаты) Отдельный предмет / среднее издание, стандартный стажер (предварительные сертификаты) Только) Отдельный предмет/Среднее издание, Обучение студентов (только для предварительных сертификатов) Специальное образование, легкий/средний уровень, стандартный стажер (только для предварительных сертификатов)Специальное образование, легкий/средний уровень, обучение студентов (только для предварительных сертификатов)
Майор Выберите специальностьНесколько предметов, вариант досрочного завершения (Prelim Credential с MAE)Multiple Subject/Elementary Ed.