Психология агрессии и агрессивного поведения: Агрессия, агрессивность и агрессивное поведение

Почему некоторые люди так любят конфликты

7 сентября 2020 Жизнь

Вас без причины обматерили или ударили. Почему? Ответ кроется в работе человеческого мозга.

Ия Зорина

Автор Лайфхакера, атлет, КМС

Эту статью можно не только прочитать, но и послушать. Если вам так удобнее — включайте подкаст.

В жизни мы нередко сталкиваемся с беспричинной агрессией и не всегда можем её объяснить. Один человек в ответ на вежливый вопрос кричит на вас и возмущается, другой издевается, вызывая на конфликт, а третий вообще сразу лезет в драку.

Почему они ведут себя таким образом? Почему у одних людей ответ на внешние обстоятельства всегда адекватный, а у других агрессия плещет через край?

Как всегда, всё дело в мозге. Давайте разберёмся, какие процессы делают людей враждебными без очевидных угроз.

Как рождается агрессия: битва префронтальной коры и миндалины

Наше поведение и ответ на внешние обстоятельства регулирует множество мозговых структур. Лимбическая система, включая миндалевидное тело и гиппокамп, отвечают за эмоции: страх, удовольствие, ярость. Они необходимы для выживания, поскольку закрепляют полезное поведение и помогают избегать опасностей.

Но иногда эмоции надо тормозить, чтобы адекватно реагировать на внешние обстоятельства. Этим занимаются префронтальная и передняя поясная кора. Они регулируют поведение, прогнозируют вероятность вознаграждения и наказания, подавляют агрессию.

Даже если вам хочется отхлестать человека по лицу за то, что он такой тупой, вы этого не сделаете: префронтальная кора понимает, чем это может закончиться.

Реакция человека зависит от того, какая мозговая структура победит. А это, в свою очередь, определяется множеством разных факторов.

Почему кора проигрывает

Травмы мозга

У людей с нарушениями некоторых отделов коры мозга отмечают агрессивное и враждебное поведение. Известен случай, когда ответственный рабочий после производственной травмы, которая привела к повреждению орбитофронтальной коры, стал агрессивным и нелюдимым.

Конечно, такие случаи встречаются не слишком часто и человек с травмой вряд ли будет работать в вашей компании. Но если дело касается агрессивного незнакомца, то такая причина имеет право на существование.

Недостаток серого вещества

У психопатов и антисоциальных личностей отмечен недостаток серого вещества в некоторых участках коры. Такое структурное нарушение мешает им чувствовать вину и сопереживать, оценивать последствия своих действий и подавлять импульсивное поведение.

Нарваться на психопата куда реальнее, чем на человека с травмой головы. Поэтому будьте осторожны: люди с этим расстройством не только кайфуют от насилия, но и не задумываются о последствиях своих действий.

Недостаток серотонина и избыток дофамина

Нейромедиаторы серотонин и дофамин связаны с агрессивным поведением млекопитающих. Например, у крыс в таком состоянии уровень дофамина в мозге повышается до 140%, а уровень серотонина, наоборот, снижается до 80%. Недостаток последнего в префронтальной коре животных вызывает обострённые формы агрессии, а когда им искусственно повышают уровень этого медиатора, агрессия сходит на нет.

Это справедливо и для людей. В одном исследовании в спинномозговой жидкости агрессивных людей обнаружили меньше побочных продуктов серотонина, чем у людей с адекватными реакциями. В другом эксперименте приём вещества, снижающего уровень серотонина в мозге, делал участников агрессивными и враждебными.

Серотонин может снизиться по разным причинам. Часто его связывают с плохим настроением, причём связь действует в обе стороны: увеличенный серотонин поднимает настроение, а улучшенное каким-либо образом настроение повышает серотонин.

Поэтому утверждение о том, что люди агрессивны из-за плохого настроения, не лишено смысла.

Кроме того, метаболизм серотонина может быть заложен на генном уровне. Поэтому агрессивное поведение наследуется на 44–72%. Более того, эффект от генетической предрасположенности может увеличить трудное детство: 45% агрессивных людей пережили в раннем возрасте плохое обращение.

Это подтверждает тот факт, что чаще всего над сверстниками издеваются дети, столкнувшиеся с жестоким обращением в семье или плохими социально-экономическими условиями.

Также метаболизм серотонина нарушается от приёма алкоголя. Возможно, поэтому алкоголики нередко бывают агрессивными и совершают насилие.

Причиной агрессивного поведения может стать генетическая предрасположенность к агрессии, трудное детство или алкогольное опьянение.

Итак, какой-то из этих факторов подавил активность префронтальной коры, и миндалевидное тело взяло верх. Однако его победа не вполне объясняет агрессивное поведение. Люди с гиперактивной миндалиной могут быть просто тревожными, а не агрессивными. Что же заставляет их вести себя враждебно? Есть несколько теорий.

Почему люди ведут себя агрессивно

Страх, враждебность и недоверие могут быть последствием низкого уровня окситоцина. Окситоцин — это гормон, за счёт которого формируется привязанность и доверие между людьми. Кроме того, он сдерживает активность миндалевидного тела и его недостаток увеличивает шансы на агрессивное поведение.

Как известно, объятия увеличивают количество окситоцина. Так что в следующий раз, когда кто-то в баре зовёт вас выйти поговорить, попробуйте обнять его (шутка). Скорее всего, агрессор оттолкнёт вас и драка начнётся не на улице, а прямо в баре. Потому что ему это нравится.

Поскольку в агрессивном поведении замешан дофамин, учёные предположили, что агрессия может вызывать удовольствие. Дело в том, что дофамин напрямую связан с системой вознаграждения и играет большую роль в получении удовольствия и формировании зависимостей. Логично предположить, что люди могут подсаживаться на агрессивное поведение и намеренно искать конфликтные ситуации.

Более того, исследование обнаружило, что и без того низкий серотонин ещё больше снижается после победоносного опыта агрессии.

Если человек нарвался на драку и победил, его серотониновые рецепторы начали работать ещё хуже. Так что после каждого удачного для него конфликта он становится ещё немного агрессивнее.

Нормальному человеку сложно понять, как можно получать от этого удовольствие. Ведь конфликтные ситуации вызывают столько стресса: дрожащие руки, холодный пот, ком в горле — в этом мало приятного. Есть одна теория, объясняющая это: агрессоры просто не испытывают таких чувств.

У агрессивных людей отмечен сниженный уровень кортизола — гормона стресса. Недостаток этого гормона не даёт активироваться автономной нервной системе, и люди с таким нарушением специально совершают действия, повышающие возбуждённость. Кроме того, за счёт сниженного уровня кортизола они чувствуют себя спокойнее, совершая насилие над другими людьми. И если у вас после скандала трясутся руки, то им он принесёт лишь лёгкое приятное возбуждение.

Читайте также 😠💥😾

  • Как стресс влияет на мозг
  • Что происходит с мозгом в момент смерти
  • Как сохранять спокойствие при любом конфликте

возрастные и социальные характеристики //Психологическая газета

Введение

Психология детского развития предполагает проявление различных форм поведения детей, в том числе агрессию.

Проблема агрессивного поведения, как взрослых, так и детей постоянно исследуется многими психологами и педагогами [1, 2 и др.]. При изучении вопроса основное внимание уделяется причинам возникновения агрессивного поведения у детей. Агрессия (от латинского «agressio» — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряжения, страха, подавленности).

Проблемой агрессивного поведения занимались: Л.И. Божович [3], Т.А. Воскресенская [4] , А.И Захаров [5], А.А. Люблинская [6], А.П. Назаретян [7], Е.И. Рогов

[8], П.М. Якобсон [9] и другие исследователи, которые считают, что агрессивность детей вполне реальна, и следует обращать на неё внимание уже в дошкольный период во избежание проблем в подростковом возрасте.

В западной психологии тема агрессивного поведения постоянно исследуется учеными. Существует большое количество теоретических концепций (этологическая (К. Лоренц [10]), психоаналитическая (З. Фрейд [11]), фрустрационная (Д. Доллард [12], Берковиц [13], С. Розенцвейг [14]), бихевиористическая (А. Басс [15], А. Бандура [16]), проводятся многочисленные эксперименты, многие психологические школы пытаются разработать технику коррекции агрессивного поведения.

Методология

Биологические и психологические процессы, лежащие в основе агрессивного поведения, могут оказывать свое влияние на индивида еще до момента его рождения [16–20].

Объектом данной исследовательской работы является агрессия в поведении детей в ее возрастном и средовом аспекте.

Предметом исследования — проявление особенностей агрессивного поведения в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте в полных и неполных семьях.

Цель исследования состоит в изучении сущности и предпосылок возникновения агрессивности у детей старшего дошкольного возраста, и младшего школьного возраста, учитывая детско-родительские отношения в полных и неполных семьях.

Задачи исследования — провести теоретический анализ проблемы агрессивного поведения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста:

  • определить детерминанты, способствующие формированию агрессивного поведения;
  • определить и проанализировать основные формы проявления агрессии;
  • охарактеризовать детско-родительские отношения и полные и неполные семьи.

Гипотеза исследования: предполагается, что между особенностями проявления агрессии у детей и взаимоотношениями в полных и неполных семьях существует связь.

Экспериментальная база исследования: ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) и СОШ (средняя образовательная школа) Оренбургской области.

Объем выборки: 120 человек.

Методы исследования:

  • методика «Рука» (авторов Э. Вагнера, В. Бриклина, З. Пиотровского) [21];
  • проективная методика «Кактус» [21];
  • семинар-практикум для родителей «Детская агрессия» [22];
  • анкета «Определение типа детско-родительских отношений» [21];
  • родительское собрание на тему «Знаете ли вы своего ребенка?» [22];
  • анкета «Какова роль отца в семье?» [21];
  • круглый стол для родителей «Искусство хвалить» [22];
  • наблюдение [23].

Результаты и выводы

Дальнейший анализ результатов проводился по отдельным методам с обобщением общих тенденций.

Методика «Рука», разработанная Э. Вагнером, В. Бриклиным и З. Пиотровским, направлена на исследование личности. Тест предназначен для диагностики проявлений агрессивного поведения. Термин «проявление» определен как такое поведение субъекта, которое обращает на себя внимание, то есть явное агрессивное поведение. Термин «количество баллов проявления» изобретен не для того, чтобы предсказать специфические реакции, а скорее для того, чтобы предсказывать тенденцию к действиям агрессивного характера. Таким образом, концепция «проявления» включает такие действия, как: провоцирующие легальные действия против других лиц, обман и ограбление других лиц; бросание предметов в целях нанесения удара, драки школьников со своими товарищами или учителями; разрушение учебных принадлежностей и мебели и т.д.

Результаты исследования показывают, что количество баллов является сравнением тенденций к действиям, отражающим готовность к явному агрессивному поведению, с теми, которые направлены на социальную кооперацию или страх перед открытым агрессивным поведением. В качестве средства для проверки статистических гипотез исследования нами использовался метод математической статистики — критерий Манна — Уитни.

По результатам эксперимента было выявлено, что в группе детей младшего школьного возраста агрессивные мотивы поведения преобладают над адаптивными. Но уровень агрессивных тенденций невысокий.

В исследовании обнаружилось, что 60% детей младшего школьного возраста показали агрессивные тенденции поведения и только 30% детей показали адаптивные тенденции к действиям. В группе детей старшего дошкольного возраста 20% детей имеют агрессивные тенденции в поведении и 70% детей имеют адаптивные тенденции к действиям.

Проективная методика «Кактус» предназначена для работы с детьми старше 3-х лет. Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы ребенка, отметить наличие агрессии, ее направление, интенсивность.

После обобщения данных протоколов были получены сведения об уровне агрессии. В группе детей-дошкольников с высоким уровнем агрессии оказалось 10% от всего объема выборки. Средний уровень агрессии был выявлен у 60% детей.

И низкий уровень агрессии показал 30% от всех детей. Среди школьников следует выделить следующие результаты: высокий уровень 10%, средний уровень — 80%, низкий уровень — 10%. Адаптивные проявления у дошкольников обнаружились только на низком уровне — 30%, у школьников составляют на высоком уровне — 30%, на среднем — 30%, на низком — 10%. Полученные результаты связаны, предположительно, со сменой сферы деятельности, что повысило уровень адаптивного типа поведения.

Наблюдение. В качестве третьего метода исследования агрессивного поведения детей использовалось наблюдение. Наблюдение проводилось по таблице, разработанной О.В. Жилиной и Н.А. Егоровой.

В целом было проведено 100 фиксированных наблюдений. Наблюдения проводились в основном на прогулке. Проявления агрессии фиксировались в протоколах. Из протоколов наблюдений обнаружилось, что физическая и вербальная агрессия, направленная на себя, у детей старшего дошкольного возраста встречается чаще.

При помощи обобщения протоколов наблюдения в группе дошкольников было выявлено: 40% от всей выборки детей имеют низкий уровень агрессивных проявлений, группа детей младшего школьного возраста показали средний уровень агрессивных проявлений, что составило 60% от общего числа; высокий уровень агрессии с помощью наблюдения не был выявлен. Мы предполагаем, что именно в этом возрасте существует большое влияние социальной среды на проявления агрессии, но это нуждается в дополнительной проверке.

Важным показателем при установлении типа детско-родительских отношений в полных и неполных семьях, учитывая возрастные особенности и характеристики ребенка, является взаимодействие с родителями. Семинары-практикумы, круглый стол, родительские собрания, сопровождающиеся опросом родителей и направленные на определение атмосферы в семье, выявление типа отношений между родителями и детьми вместе с результатами предыдущих исследований дали полное описание и послужили дополнительным источником в установлении причин проявления агрессии детей в двух возрастных группах.

Семинар-практикум для родителей «Детская агрессия». По результатам проведенного мероприятия следует отметить, что причины проявления агрессивного поведения в каждой семье различны, в некоторых случаях возможно наличие нескольких причин, что в совокупности дает агрессивный настрой ребенка. Дополнительные исследования показывают, степень агрессии детей различна, как и причины возникновения агрессивного настроя.

По результатам анкетирования родителей всех детей видна высокая доля низкой степени проявления агрессии (70%), меньше всего встречается высокая степень (10%), ненамного чаще встречается средняя степень проявления агрессии (20%). Можно предположить тенденцию улучшения результатов со стороны родителей, что может быть связано как с субъективным подходом к собственному ребенку, так и с влиянием фактора ситуации обследования.

Тест-опросник родительского отношения представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. По полученным данным мы обнаружили, что 59% — большая часть испытуемых — относится к группе лиц с социально-желательным поведением, примерно одинаковое количество родителей занимают позиции «принятие-отвержение» (10%) и «маленький неудачник» (13%), 18% родителей относятся к категории лиц, отношения которых определяются как авторитарная социализация.

Родительские собрания на тему «Знаете ли вы своего ребенка?». По результатам проведенного исследования нами были выделены следующие моменты, которые оказались основополагающими для последующего изучения заданной проблемы:

  1. многие родители при помощи практических заданий выявили похожее проявление агрессивного поведения в различных ситуациях;
  2. познакомились с особенностями возраста детей и особенностями проявления характера в связи с проявлениями агрессивного поведения;
  3. разграничили понятия каприз и упрямство;
  4. попытались выявить причину проявления агрессивного поведения у своего ребенка;
  5. открыли для себя новые подходы в воспитании.

Из наших данных обнаружилось, что процент хороших показателей достаточно высок и составляет 65%, меньше родителей демонстрируют менее осознанное отношение к семье — 25%, меньше всего — 10% — родителей, отличающихся низкой компетентностью и мотивацией в вопросах взаимодействия с ребенком, возможно, им следует пересмотреть свое отношение к семье и детям.

Круглый стол для родителей «Искусство хвалить» направлен на ознакомление родителей с некоторыми педагогическими приемами воспитания, на рассмотрение и разбор жизненных ситуаций и анализ попыток разрешения конфликтных ситуаций. В конце мероприятия родители ознакомились с памятками по разрешению конфликтных ситуаций.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что состав семьи влияет на поведение и настрой ребенка. Часто, когда семья неполная, у ребенка изменяются стереотипы, положенные в ее основу, и в семьях, где один родитель заменяет двоих, часто встречается проявление агрессивного поведения у детей, связанное с нехваткой внимания, недостатком любви, часто с непониманием и отсутствием возможности общения с мамой / папой в силу их занятости.

В нашем исследовании обнаружилось преимущество полных семей (68%) над неполными (32%) в более адекватных реакциях родителей на агрессию детей. Но это не является ведущей характеристикой для установления причины появления агрессии у ребенка. Зачастую в полных семьях встречается непонимание ребенка, недостаток внимания, малая доля совместной работы с ребенком.

Для получения данных, связанных с поведением ребенка на уроке, на перемене, в детском саду, в непосредственной образовательной деятельности, в свободное время, связанное с игровой деятельностью, мы провели опрос воспитателей и учителей, который дал исчерпывающее объяснение поставленным вопросам. У школьников зачастую, проявление агрессии связано со сменой рода деятельности, неприспособленностью к новым условиям, а у дошкольников — с эмоциональной нестабильностью и в некоторых случаях с недостаточностью внимания.

Рассмотрев работы по семейной психологии, мы выделили те аспекты, которые касаются особенностей функционирования полных и неполных по составу семей. При этом были обнаружены проблемы неполной семьи, которые могут приводить к становлению агрессивности у детей. Основным патогенным фактором оказались трудности полоролевой идентификации для мальчика в семье без отца. Фактор неполной семьи был назван способствующим, но не предопределяющим при формировании свойства агрессивности. Авторы указали на имеющиеся возможности для компенсации в неполных семьях, а также на то, что полные семьи бывают не менее патологичными.

Проявления агрессивного поведения в группах детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в полных и неполных семьях обнаруживаются в связи с различными причинами. Они дифференцируются у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Несовпадение причин объясняется различием сфер деятельности в группах, детско-родительскими отношениями в каждой семье, объектами, провоцирующим данное поведение. Но было установлено, что факты агрессивного поведения характерны как для детей из неполных семей, так и для детей из полных семей, независимо от возрастных категорий. Фактор неполной семьи имеет влияние, равное по значимости с другими, при становлении агрессивности у детей. Таким образом, наши исследования агрессивности детей не обнаружили больших отличий между ее проявлениями у детей из разных по составу семей. Возможно, в данном случае индивидуальные и возрастные различия являются более выраженными, чем различия, связанные с социальной семейной ситуацией.

Список литературы:

  1. Сафонова Т.Н. Агрессивное поведение: научное обоснование понятия и профилактическая работа среди подростков // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2020. № 3 (51). С. 146-153.
  2. Павлова Е.А. Агрессивное поведение и проблемы самоидентичности у подростков 14-17 лет // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2020. Т. 9. № 4. С. 77-86.
  3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 2012. № 2. С. 44.
  4. Воскресенская Т. А. Агрессивное поведение в конфликте обучающихся начальной школы // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 17-19.
  5. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс. 2000. 448 с.
  6. Люблинская А. А. Система отношений — основа нравственной воспитанности личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. с. 74–78.
  7. Назаретян А. П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (Синергетика ист. прогресса): Курс лекций. 2-е изд., дораб. и доп. М.: Специализир. Изд. торговое предприятие «Наследие», 1996. 183 с.
  8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста. Практическое пособие / Москва, 2019. Сер. 9 Профессиональная практика (4-е изд., пер. и доп.). М.: Юрайт, 2018. 412 с.
  9. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. 315 с.
  10. Лоренц Конрад З. Агрессия (так называемое зло). [Пер. С нем. Г. Ф. Швейника]. СПб: Амфора, 2001. 347 с.
  11. Фрейд З.Недовольство культурой. М.,1998. 358 с.
  12. Доллард Д. Фрустрация и агрессия. М.: Просвещение. 1939. 265 с.
  13. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СпБ., 2001. 455 с.
  14. Розенцвейг С. Психодиагностика. М., 2004. 151 с.
  15. Басс А. Дарки. А. Концепция агрессии и враждебности. Екатеринбург. 2003. 400с
  16. Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия. М., 2000. С.399.
  17. Лукина М.Л., Шарифулина И.А. Детская агрессия // Вестник науки и образования. 2020. № 15-1 (93). С. 96-99.
  18. Штылева Л.В. Гендерная агрессия в школьной среде // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2020. № 4. С. 44-52.
  19. Ersan C. Physical aggression, relational aggression and anger in preschool children: the mediating role of emotion regulation // Journal of General Psychology. 2020. Т. 147. № 1. С. 18-42.
  20. Sergeeva Y.I. Ways and means of expressing verbal aggression in modern Russian communication // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. 2020. Т. 24. № 6. С. 1278-1284.
  21. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2006. 1096 с.
  22. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова и др. М.: Генезис, 2007. 347 с.
  23. Фомкина Е.А. Наблюдение, как метод исследования // Социология и социальная работа. 2014. № 14. С. 5.

Источник: Якиманская И.С. Детская агрессия: возрастные и социальные характеристики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. №3(36). С. 396–398. DOI: 10.26140/anip-2021-1003-0099

Фото: Time56.ru

Важность психологии насилия и агрессии

Содержание этой страницы предназначено только для информационных целей и не предназначено, прямо или косвенно, в качестве гарантии трудоустройства или заработной платы, которые варьируются в зависимости от многих факторов, включая, помимо прочего, образование, дипломы и опыт. Alliant International University явно не делает заявлений и не гарантирует точность информации, предоставленной любым потенциальным работодателем или любым другим веб-сайтом. Информация о зарплате, доступная в Интернете, может не отражать типичный опыт выпускников Alliant. Alliant не гарантирует, что какой-либо выпускник будет трудоустроен у конкретного работодателя или на какую-либо конкретную должность.

Изучение психологии насилия: что это такое и почему это важно?

Почему важно знать о насилии? Люди обладают способностью к глубокой любви и невероятному альтруизму. Однако люди также прибегали к насилию с незапамятных времен. Даже в наших самых цивилизованных обществах насилие в семье, жестокое обращение с детьми, стрельба в школах и войны — постоянная реальность.

Столкнувшись с этими трагическими актами насилия, многие люди задаются вопросом: «Что заставляет людей так себя вести?» Чтобы эффективно решать эти проблемы, мы должны сначала понять психологию насилия.

Чтобы узнать о психологических причинах агрессивного поведения и о том, как взаимосвязаны психология и насилие, продолжайте читать.

Запишитесь на одну из наших психологических программ сегодня

Что такое насилие?

Насилие определяется как применение силы для причинения вреда, повреждения, жестокого обращения или убийства. Этот вид инструментальной агрессии может быть совершен против объекта, другого человека или даже самого себя. Насилие включает в себя множество агрессивных действий, в том числе:

  • Нападение
  • Изнасилование
  • Убийство
  • Самоубийство
  • Терроризм
  • Война

Иногда насилие справедливо оправдано, например, в случае самообороны. В других случаях кажется, что насилие возникает из ниоткуда, оставляя свидетелей сомневаться в психологии преступника.

Так почему же насилие все еще так распространено в обществе, несмотря на наши многочисленные достижения?

Почему так распространено насилие?

В утопическом мире не существовало бы физического насилия, психологического насилия и других видов инструментальной агрессии. Однако насилие сохранялось во все времена по эволюционным причинам. Это был необходимый инструмент выживания, помогающий людям:

  • Защитите себя от угроз
  • Охранять свою территорию
  • Безопасное питание для своих семей

В свою очередь, мозг каждого человека обладает нейронной схемой для проявления насилия. Эти цепи расположены глубоко в бессознательной части мозга, где регулируются жажда, голод и половые влечения. Таким образом, насилие редко вызывается разумным мышлением. Наоборот, это обычно продукт первичной, бессознательной ярости.

В наши дни многие люди путешествуют по миру, не прибегая к межличностному насилию. Это потому, что общества передали угрозу насилия авторитетным организациям, таким как охранники, полицейские и вооруженные силы. Однако многие люди по-прежнему ведут себя агрессивно, даже перед лицом серьезных последствий. Давайте подробнее рассмотрим, почему это так.

Психология насилия

Несмотря на то, что каждый может совершать насильственные действия или проявлять физическую агрессию и эмоциональное насилие, скорость, с которой люди это делают, сильно различается. Некоторые люди становятся серийными убийцами, в то время как другие никогда не обидят муху.

Так чем же вызваны эти различия в насильственном и агрессивном поведении? Все сводится к уникальной психологии человека, биологии и условиям окружающей среды.

Хотя многие считают, что основной причиной агрессивного поведения являются психические заболевания, это не так. На схему мозга, которая регулирует насилие, влияет множество факторов, в том числе: 

  • Употребление психоактивных веществ – Употребление алкоголя или определенных наркотиков может привести к агрессивному поведению человека, независимо от того, страдает он психическим заболеванием или нет. Это потому, что многие вещества ухудшают суждение человека и эмоциональную регуляцию. В свою очередь, пьяный человек может стать агрессивным, когда он чувствует гнев, враждебность или паранойю.
  • Возраст и пол – Возраст и пол играют заметную роль в распространенности насилия. Мужчины гораздо чаще склонны к насилию, чем женщины. На самом деле 90% убийств совершается мужчинами. Точно так же молодые люди более склонны к насилию, чем их старшие коллеги.
  • Семейный анамнез – Дети, выросшие в семье, где происходили случаи насилия, также более восприимчивы к его применению сами. Дети часто моделируют свое поведение по образцу своих родителей. Травма, полученная в результате наблюдения за насилием в семье или жестокого обращения с детьми, также может повлиять на их эмоциональное развитие. К счастью, терапевтические вмешательства, которым учат в программах для выпускников семейной и супружеской терапии, могут уменьшить воздействие насилия в семье в детстве.
  • Биологическая предрасположенность – Существуют некоторые факторы, полностью не зависящие от человека, которые могут предрасполагать его к агрессивному поведению. Например, если ребенок рождается с фетальным алкогольным синдромом, он с большей вероятностью впоследствии совершит насильственное преступление. Любое пренатальное или связанное с развитием повреждение миндалевидного тела или префронтальной коры человека может увеличить вероятность насильственного поведения или импульсивной агрессии.
  • Ситуационные стрессоры – Жизненные обстоятельства также могут побудить людей прибегнуть к насилию. Например, жизнь в бедности или бездомность могут усилить потребность в насилии. Точно так же стресс от безработицы, развода или нападения может увеличить чье-то применение насилия из-за их повышенного эмоционального стресса.
  • Специфические психические заболевания . Исследования относительно того, играют ли психические заболевания последующую роль в агрессивном поведении, неоднозначны. Пол, социально-экономический статус и употребление психоактивных веществ являются гораздо более сильными предикторами. Однако некоторые симптомы психического здоровья могут повысить вероятность того, что человек будет действовать агрессивно. Например, люди, страдающие параноидальным бредом, психотическими мыслями или командными галлюцинациями, могут быть более склонны к совершению насильственных действий.

Изучение психологии насилия в Международном университете Alliant

Как видите, люди прибегают к насилию или физической агрессии по разным причинам. Психологические, биологические и социальные силы играют сложную роль. Понимая эти факторы, мы можем разработать более эффективные стратегии по уменьшению использования насилия в нашем обществе.

Если вы хотите узнать больше по этой теме, подумайте о том, чтобы получить степень магистра судебно-медицинской экспертизы поведения или степень доктора философии в области психологии, государственной политики и права в Международном университете Alliant. Эти программы на получение степени подготовят вас к успешной карьере в области лучшего понимания психологии насилия и того, как улучшить государственные и частные системы, чтобы помочь сделать мир более безопасным.

Узнайте больше об Alliant International University сегодня


Источники:

  • Принципы социальной психологии — 1-е международное издание. Биологические и эмоциональные причины агрессии.
    https://opentextbc.ca/socialpsychology/chapter/the-biological-and-emotional-causes-of-aggression/
  • Национальный институт здоровья. Нейросхема агрессии и поиск агрессии.
    https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5935264/
  • Управление ООН по наркотикам и преступности. Глобальное исследование убийств.
    https://www.unodc.org/documents/data-and-analysis/gsh/Booklet1.pdf
  • Национальный институт здоровья. Воздействие насилия в детстве и здоровье на всю жизнь: наука о клиническом вмешательстве и исследования биологии стресса объединяют усилия.
    https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3869039/
  • Национальный институт здоровья. Влияние пренатального воздействия алкоголя на социальное поведение людей и других видов.
    https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2699590/
  • Национальный институт здоровья. Биологическое объяснение преступного поведения
    https://www. ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6640871/
  • Национальный институт здоровья. Насилие и психические заболевания: обзор.
    https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1525086/

Социальная психология агрессии и насилия

  • Американская психологическая ассоциация. (1993). Насилие и молодежь: ответ психологии. Том. 1: Краткий отчет Комиссии Американской психологической ассоциации по вопросам насилия и молодежи . Вашингтон: Американская психологическая ассоциация.

    Google Scholar

  • Эндисон, Ф. Скотт. (1977). Насилие на телевидении и агрессия зрителей: обобщение результатов исследования: 1956–1976 гг. Ежеквартальное издание «Общественное мнение», 41 , 314–333.

    Google Scholar

  • Аверилл, Джеймс Р. (1983). Исследования гнева и агрессии: последствия для теорий эмоций. Американский психолог, 38 , 1145–1160.

    Google Scholar

  • Бандура, Альберт. (1973). Агрессия: анализ социального обучения . Энглвудские скалы: Прентис-Холл.

    Google Scholar

  • Бандура, Альберт. (1983). Психологические механизмы агрессии. В Рассел Г. Джин и Эдвард И. Доннерштейн (ред.), Агрессия: теоретические и эмпирические обзоры. Том . 1 (стр. 1–40). Нью-Йорк: Академическая пресса.

    Google Scholar

  • Бандура, Альберт и Ричард Х. Уолтерс. (1963). Социальное обучение и развитие личности . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.

    Google Scholar

  • Барон, Роберт А. (1974). Ингибирующее агрессию влияние повышенного сексуального возбуждения. Журнал личности и социальной психологии, 30 , 318–322.

    Google Scholar

  • Берковиц, Леонард. (1965). Концепция агрессивного влечения: некоторые дополнительные соображения. В Леонард Берковиц (ред.), Достижения в области экспериментальной социальной психологии. Том . 2 (стр. 301–329). Нью-Йорк: Академическая пресса.

    Google Scholar

  • Берковиц, Леонард. (1981). Как оружие управляет нами. Психология сегодня, 15 , 11–12.

    Google Scholar

  • Берковиц, Леонард. (1989). Гипотеза фрустрации-агрессии: исследование и переформулировка. Психологический бюллетень, 106 , 59–73.

    Google Scholar

  • Берковиц, Леонард. (1993). Агрессия: ее причины, последствия и контроль . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

    Google Scholar

  • Берковиц, Леонард и Карен Хаймер. (1989). О конструировании опыта гнева: аверсивные события и негативный прайминг в формировании чувств. В Леонард Берковиц (ред.), Достижения в области экспериментальной социальной психологии. Том. 22 (стр. 1–37). Нью-Йорк: Академическая пресса.

    Google Scholar

  • Бернштейн, Ирвин С., Томас П. Гордон и Роберт М. Роуз. (1983). Взаимодействие гормонов, поведения и социального контекста у нечеловеческих приматов. В Брюсе Сваре (ред.), Гормоны и агрессивное поведение (стр. 535–562). Нью-Йорк: Пленум.

    Google Scholar

  • Браун, Сандра А., Марк С. Голдман, Андрес Инн и Линн Р. Андерсон. (1980). Ожидания подкрепления от алкоголя: их область и связь с моделями употребления алкоголя. Журнал консультирования и клинической психологии, 48 , 419–426.

    Google Scholar

  • Бушман, Брэд Дж. и Харрис М. Купер. (1990). Влияние алкоголя на человеческую агрессию: комплексный обзор исследований. Психологический бюллетень, 107 , 341–354.

    Google Scholar

  • Басс, Арнольд Х. (1961). Психология агрессии . Нью-Йорк: Уайли.

    Google Scholar

  • Басс, Арнольд Х. (1966). Инструментальность агрессии, обратной связи и разочарования как детерминанты физической агрессии. Журнал личности и социальной психологии, 3 , 153–162.

    Google Scholar

  • Басс, Арнольд Х. и Энн Дерки. (1957). Инвентарь для оценки различных видов враждебности. Журнал консультационной психологии, 21 , 343–349.

    Google Scholar

  • Коэн, Альберт. (1955). Мальчики-правонарушители . Нью-Йорк: Свободная пресса.

    Google Scholar

  • Кук, Томас Д., Дебора А. Кендзьерски и Стивен В. Томас. (1983). Неявные предположения о телевидении: анализ отчета NIMH 1982 года о телевидении и поведении. Ежеквартальное издание «Общественное мнение», 47 , 161–201.

    Google Scholar

  • Дойч, Мортон. (1969). Социально значимая наука: размышления о некоторых исследованиях межличностных конфликтов. Американский психолог, 24 , 1076–1092.

    Google Scholar

  • Додж, Кеннет А. и Джозеф П. Ньюман. (1981). Предвзятые процессы принятия решений у агрессивных мальчиков. Журнал Аномальной Психологии. 90 . 375–379.

    Google Scholar

  • Додж, Кеннет А. и Дэниел Р. Сомберг. (1987). Враждебные атрибуционные предубеждения у агрессивных мальчиков усугубляются в условиях угроз себе. Развитие ребенка, 58 , 213–224.

    Google Scholar

  • Доллард, Джон, Леонард Дуб, Нил Э. Миллер, О. Хобарт Моурер и Дэвид Р. Сирс. (1939). Разочарование и агрессия . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета

    Google Scholar

  • Доннерштейн, Эдвард и Элейн Хэтфилд. (1982). Агрессия и несправедливость. В книге Джеральда Гринберга и Рональда Л. Коэна (редакторы), Eauity and Justice in Social Behavior (стр. . 309–336). Нью-Йорк: Академическая пресса.

    Google Scholar

  • Доннерштейн, Эдвард и Даниэль Линц. (1986). Сексуальное насилие в СМИ и зрители-мужчины. Американский специалист по поведению , 29, 601–618.

    Google Scholar

  • Дуб, Энтони Н. и Лорейн Вуд. (1972). Катарсис и агрессия: влияние раздражения и возмездия на агрессивное поведение. Журнал личности и социальной психологии, 22 , 156–162.

    Google Scholar

  • Фелсон, Ричард Б. и Генри Дж. Стедман. (1983). Ситуационные факторы в спорах, ведущих к уголовному насилию. Криминология, 21 , 59–74.

    Google Scholar

  • Фридман, Джонатан Л. (1984). Влияние телевизионного насилия на агрессивность. Психологический бюллетень , 96, 227–246.

    Google Scholar

  • Фрейд, Зигмунд. (1933). Новые вводные лекции по психоанализу . Нью-Йорк: Нортон.

    Google Scholar

  • Фрейд, Зигмунд. (1938). Основные труды Зигмунда Фрейда . Переведено и отредактировано с введением А. А. Бриллом. Нью-Йорк: Современная библиотека.

    Google Scholar

  • Фроди, Энн М. и Майкл Э. Лэмб. (1980). Реакция лиц, жестоко обращающихся с детьми, на детские улыбки и плач. Развитие ребенка . 51. 238–241.

    Google Scholar

  • Джин, Рассел Г. (1968). Влияние фрустрации, нападения и предварительного обучения агрессивности на агрессивное поведение. Журнал личности и социальной психологии, 9 , 316–321.

    Google Scholar

  • Джин, Рассел Г. (1990). Человеческая агрессия . Пасифик Гроув: Брукс/Коул.

    Google Scholar

  • Джин, Рассел Г. и Роджер Пигг. (1970). Приобретение агрессивной реакции и ее обобщение на вербальное поведение. Журнал личности и социальной психологии, 15 , 165–170.

    Google Scholar

  • Джин, Рассел Г. и Дэвид Стоннер. (1971). Влияние силы привычки агрессивности на поведение в присутствии стимулов, связанных с агрессией. Журнал личности и социальной психологии, 17 , 149–153.

    Google Scholar

  • Джин, Рассел Г. и Майкл Б. Куанти. (1977). Катарсис агрессии: оценка гипотезы. В Леонард Берковиц (ред.), Успехи экспериментальной социальной психологии. Том 10 (стр. 2–39). Нью-Йорк: Академическая пресса.

    Google Scholar

  • Джентри, Уильям Д. (1970). Влияние фрустрации, нападения и предыдущей агрессивной тренировки на явную агрессию и сосудистые процессы. Журнал личности и социальной психологии, 16 , 718–725.

    Google Scholar

  • Гил, Дэвид Г. (1973). Насилие над детьми: физическое насилие над детьми в США . Кембридж: Издательство Гарвардского университета.

    Google Scholar

  • Гоффман, Эрвинг. (1955). О работе с лицом: анализ ритуальных элементов в социальном взаимодействии. Психиатрия, 18 , 213–231.

    Google Scholar

  • Готтфредсон, Майкл Р. и Трэвис Хирши. (1990). Общая теория преступлений . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета.

    Google Scholar

  • Грусек, Джоан и Уолтер Мишель. (1966). Характеристики модели как детерминанты социального обучения. Журнал личности и социальной психологии, 4 , 211–215.

    Google Scholar

  • Херольд, Сьюзан. (1986). Синтез 1043 эффектов телевидения на социальное поведение. В Джордже Комстоке (ред.), Публичные коммуникации и поведение. Том . 1 (стр. 65–133). Сан-Диего: Академическая пресса.

    Google Scholar

  • Хикс, Дэвид Дж. (1968a). Влияние санкций сонаблюдателя и присутствия взрослых на имитационную агрессию. Развитие ребенка, 39 , 303–309.

    Google Scholar

  • Хикс, Дэвид Дж. (1968b). Кратковременное и долгосрочное сохранение аффективно разнообразного смоделированного поведения. Психономическая наука, 11 , 369–370.

    Google Scholar

  • Хоффман, Мартин Л. (1970). Моральное развитие. В книге Пола Х. Массена (ред.), Carmichael’ Manual of Child Psychology. Том. 11 (стр. 261–359). Нью-Йорк: Уайли.

    Google Scholar

  • Хокансон, Джек Э. (1970). Психофизиологическая оценка гипотезы катарсиса. Эдвин И. Мегарджи и Джек Э. Хокансон (ред.), Динамика агрессии (стр. 74–86). Нью-Йорк: Харпер и Роу.

    Google Scholar

  • Huesmann, LR (1982). Телевизионное насилие и агрессивное поведение. В книге Дэвида Перла, Лоррейн Бутилет и Джойс Лазар (редакторы), Телевидение и поведение: десять лет научного прогресса и последствия для восьмидесятых. Том. 2: Технические обзоры (стр. 220–256). Вашингтон: Национальный институт психического здоровья.

    Google Scholar

  • Халл, Кларк Л. (1952). Система поведения . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.

    Google Scholar

  • Инфанте, Доминик А. , Тереза ​​А. Чендлер и Джилл Э. Радд. (1989). Тест модели дефицита аргументативных навыков межсупружеского насилия. Коммуникационные монографии, 56 , 163–177.

    Google Scholar

  • Ито, Тиффани А., Норман Миллер и Вики Э. Поллок. (1996). Алкоголь и агрессия: метаанализ сдерживающих эффектов тормозных сигналов, запускающих событий и самофокусированного внимания. Психологический бюллетень, 120 , 60–82.

    Google Scholar

  • Джегард, Сюзанна и Ричард Уолтерс. (1960). Исследование некоторых детерминант агрессии у детей раннего возраста. Детское развитие, 31 , 739–747.

    Google Scholar

  • Канус, Дэвид Э. и Л. Рид Хэнсон. (1971). Негатив в оценках. В Эдвард Э. Джонс, Дэвид Э. Канус, Гарольд Х. Келли, Ричард Э. Нисбетт, Стюарт Валинс и Бернард Вайнер (редакторы), Атрибуция: восприятие причин поведения (стр. 47–62). Морристаун: General Learning Press.

    Google Scholar

  • Куо, Цзин-Ян. (1930). Генезис реакции кошки на крысу. Журнал сравнительной психологии, 11 , 1–35.

    Google Scholar

  • Ланг, Алан Р., Дэниел Дж. Гекнер, Винсент Дж. Адессо и Г. Алан Марлатт. (1975). Влияние алкоголя на агрессию у мужчин, употребляющих алкоголь в социальных сетях. Journal of Abnormal Psychology, 84 , 508–518.

    Google Scholar

  • Левенсон, Роберт В., Кеннет Дж. Шер, Линда М. Гроссман, Джозеф Ньюман и Дэвид Б. Ньюлин. (1980). Алкоголь и ослабление реакции на стресс: фармакологические эффекты, ожидания и снижение напряжения. Journal of Abnormal Psychology, 89 , 528–538.

    Google Scholar

  • Лебер, Рольф и Карен Б. Шмалинг. (1985). Эмпирические доказательства явных и скрытых паттернов проблем антиобщественного поведения: метаанализ. Журнал аномальной детской психологии, 13 , 337–353.

    Google Scholar

  • Лакенбилл, Дэвид Ф. (1977). Преступное убийство как ситуационная сделка. Социальные проблемы, 25 , 176–186.

    Google Scholar

  • МакЭндрю, Крейг и Роберт Б. Эдгертон. (1969). Пьяное поведение: социальное объяснение . Чикаго: Альдин.

    Google Scholar

  • Маккиннон, Кэтрин. (1984). Не моральный вопрос. Yale Law and Policy Review , 2, 321–345.

    Google Scholar

  • Маламут, Нил М. (1986). Предикторы натуралистической сексуальной агрессии. Журнал личности и социальной психологии, 50 , 953–962.

    Google Scholar

  • Мартин, Сьюзен Эрлих и Ронет Бахман. (1997). Связь алкоголя с травмами в случаях нападения. В Marc Galanter, et al. Алкоголь и насилие: эпидемиология, нейробиология, психология, семейные проблемы. Последние разработки в области алкоголизма. Том. 13 (стр. 41–56). Нью-Йорк: Пленум Пресс.

    Google Scholar

  • Мэтт, Чарльз. (1992). Насилие и правонарушения у детей с эмоциональными расстройствами, подвергшихся жестокому обращению и безнадзорности . Неопубликованная магистерская диссертация. Государственный университет Нью-Йорка в Олбани.

    Google Scholar

  • МакКорд, Джоан. (1983). Сорокалетний взгляд на последствия жестокого обращения с детьми и безнадзорности. Жестокое обращение с детьми и безнадзорность , 7, 265–270.

    Google Scholar

  • Маклафлин, Маргарет Л., Майкл Дж. Коди и Стивен Дж. Рид (ред.) (1992). Объяснение себя другим: обоснование в социальном контексте . Хиллсдейл: Эрлбаум.

    Google Scholar

  • Мейер, Тимоти П. (1972). Влияние сексуально возбуждающих и жестоких фильмов на агрессивное поведение. Journal of Sex Research, 8 , 324–331.

    Google Scholar

  • Микула, Джеральд и Арно Хеймгартнер. (1992). Опыт несправедливости в интимных отношениях . Неопубликованная рукопись, Университет Граца, Австрия.

    Google Scholar

  • Милграм, Стэнли. (1974). Повиновение авторитету: экспериментальный взгляд . Нью-Йорк: Харпер и Роу.

    Google Scholar

  • Мюллер, Чарльз В. (1983). Экологические стрессоры и агрессивное поведение. В Russell G. Geen & Edward I. Donnerstein (Eds.), Aggression: Theoretical and Empirical Reviews. Том. 2 (стр. 51–76). Нью-Йорк: Академическая пресса.

    Google Scholar

  • Маммендей, Амели, Фолькер Линневебер и Габи Лёшпер. (1984). Актер или жертва агрессии. Расходящиеся точки зрения — расходящиеся оценки. Европейский журнал социальной психологии v, 14 , 291–311.

    Google Scholar

  • Насби, Уильям, Брайан Хейден и Белла М. ДеПауло. (1980). Атрибуционная предвзятость среди агрессивных мальчиков интерпретировать однозначные социальные стимулы как проявления враждебности. Journal of Abnormal Psychology, 89 , 459–468.

    Google Scholar

  • Национальный институт психического здоровья. (1982). Телевидение и поведение: десять лет научного прогресса и последствия для восьмидесятых. Том. 1. Резюме Rennrt . Wachingtnn: Типография правительства США

    Google Scholar

  • Нисбетт, Ричард Э. и Дов Коэн. (1996). Культура чести: психология насилия на Юге . Боулдер: Westview Press

    Google Scholar

  • Охбути, Кен-Ичи, Масуво Камеда и Нариюки Агари. (1989). Извинение как контроль агрессии: его роль в опосредовании оценки вреда и реакции на него. Журнал личности и социальной психологии, 56 , 219–227.

    Google Scholar

  • Охбути, Кен-Ичи, Осаму Фукусима и Джеймс Т. Тедески. (1999). Культурные ценности в управлении конфликтами: ориентация на цель, достижение цели и тактическое решение. Журнал межкультурной психологии, 30 , 51–71.

    Google Scholar

  • Олвеус, Дан. (1978). Агрессия в школах: хулиганы и мальчики для битья . Вашингтон: Полушарие.

    Google Scholar

  • Пасторе, Николас. (1952). Роль произвола в гипотезе фрустрации-агрессии. Журнал ненормальной и социальной психологии, 47 , 728–731.

    Google Scholar

  • Рейсс, Ира Л. (1986). Путешествие в сексуальность: исследовательское путешествие . Энглвудские скалы: Прентис-холл.

    Google Scholar

  • Росс, Ли. (1977). Интуитивный психолог и его недостатки: искажения в процессе атрибуции. В Леонард Берковиц (ред.), Достижения в области экспериментальной социальной психологии. Том 10 (стр. 174–221). Нью-Йорк: Академическая пресса.

    Google Scholar

  • Рул, Брендан Г. и Тамара Дж. Фергюсон. (1986). Влияние медиа-насилия на отношения, эмоции и познания. Журнал социальных вопросов, 42 , 29–50.

    Google Scholar

  • Шмутте, Грегори Т., Кеннет Э. Леонард и Стюарт П. Тейлор. (1979). Алкоголь и ожидание нападения. Психологические отчеты, 45 , 163–167.

    Google Scholar

  • Шуп, Ллойд М. (1954). Алкоголь и преступность: исследование концентрации алкоголя в моче, обнаруженной у 882 человек, арестованных во время или сразу после совершения уголовного преступления. Журнал уголовного права и криминологии, 44 , 661–664.

    Google Scholar

  • Стил, Клод М. и Лилиан Саутвик. (1985). Алкоголь и социальное поведение I: Психология пьяных излишеств. Журнал личности и социальной психологии, 48 , 18–34.

    Google Scholar

  • Штраус, Мюррей А. (1991). Дисциплина и девиантность: физическое наказание детей и насилие и другие преступления во взрослом возрасте. Социальные проблемы, 38 , 133–153.

    Google Scholar

  • Сваре, Брюс и Крейг Х. Кинсли. (1987). Гормоны и сексуальное поведение. В Кэтрин Келли (ред.), Женщины, мужчины и сексуальность: теории и исследования (стр. 13–58). Олбани: Государственный университет Нью-Йорка Press.

    Google Scholar

  • Таврис, Кэрол. (1982). Гнев: непонятая эмоция . Нью-Йорк: Саймон и Шустер.

    Google Scholar

  • Тейлор, Стюарт П. и Сеймур Эпштейн. (1967). Агрессия как функция взаимодействия пола агрессора и пола жертвы. Journal of Personality, 35 , 474–485.

    Google Scholar

  • Тейлор, Стюарт П. и Чарльз Б. Гэммон. (1975). Влияние типа и дозы алкоголя на физическую агрессию человека. Журнал личности и социальной психологии. 32 . 169–175.

    Google Scholar

  • Тедески, Джеймс Т., Боб Б. Смит, III, и Роберт С. Браун-младший (1974). Переосмысление исследований агрессии. Психологический бюллетень, 89 , 540–563.

    Google Scholar

  • Тедески, Джеймс Т., Валери Мельбург и Пол Розенфельд. (1981). Полезна ли концепция агрессии? В Поле Брэйне и Дэвиде Бентоне (ред.), Междисциплинарный подход к исследованию агрессии (стр. 23–37). Elsenier North Holland: Biomedical Press.

    Google Scholar

  • Тедески, Джеймс Т. и Нэнси Норман. (1985). Социальные механизмы вытесненной агрессии. В книге Эдварда Дж. Лоулера (ред.), Достижения в групповых процессах: теория и исследования. Том . 2 (стр. 29–56). Гринвич: JAI Press.

    Google Scholar

  • Тедески, Джеймс Т. и Ричард Б. Фелсон. (1994). Насилие, агрессия и принудительные действия . Вашингтон: Американская психологическая ассоциация.

    Google Scholar

  • Тедески, Джеймс Т. и Брайан М. Куигли. (1996). Ограничения лабораторных парадигм изучения агрессии. Агрессия и агрессивное поведение: обзорный журнал , I, 163–177.

    Google Scholar

  • Тедески, Джеймс Т. и Брайан М. Куигли. (2000). Дальнейший комментарий о конструктивной валидности парадигм лабораторной агрессии: ответ Джанколе и Чермаку. Агрессия и агрессивное поведение: обзорный журнал, 5 , 127–136.

    Google Scholar

  • Тох, Ханс Х. (1969). Жестокие мужчины: исследование психологии насилия . Чикаго: Альдин-Атертон.

    Google Scholar

  • Тох, Ханс Х. (1993). Хорошее насилие и плохое насилие: самопрезентация агрессоров через отчеты и военные истории. В Ричарде Б. Фелсоне и Джеймсе Т. Тедески (редакторы), Агрессия и насилие: перспективы социального взаимодействия (стр. 193–208). Вашингтон: Американская психологическая ассоциация.

    Google Scholar

  • Вирккунен, М. (1974). Алкоголь как фактор, провоцирующий агрессию и конфликтное поведение, ведущее к убийству. British Journal of Addictions, 69 , 149–154.

    Google Scholar

  • Уолгрен, Хенрик и Герберт Б. Барри, III. (1970). Действие алкоголя: биохимические, физиологические и психологические аспекты. Том. 1 . Амстердам: Эльзевир.

    Google Scholar

  • Видом, Кэти С. (1989). Насилие порождает насилие? Критический анализ литературы. Психологический бюллетень, 106 , 3–28.

    Google Scholar

  • Уилсон, Джеймс К. и Ричард Дж. Херрнштейн. (1985). Преступление и человеческая природа . Нью-Йорк: Саймон и Шустер.

    Google Scholar

  • Zeichner, Amos, & R. O. Pihl. (1979). Влияние алкоголя и непредвиденных обстоятельств поведения на человеческую агрессию. Журнал Аномальной Психологии, 88 , 153–160.

    Google Scholar

  • Цильманн, Дольф. (1971). Передача возбуждения при агрессивном поведении, опосредованном общением. Журнал экспериментальной социальной психологии , 7, 419–434.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *