Психология детей 2 3 года: Развитие детей от 2 до 3 лет

Содержание

Консультация для родителей. Психологические особенности детей 2-3 лет

Консультация для родителей. Психологические особенности детей 2-3 лет

 

Кудрявцева Оксана Викторовна
воспитатель
муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения
«Центр развития ребенка – Детский сад № 12
города Шебекино Белгородской области» 

 

 

 

 

Рекламное сообщение   

 

 Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Первые годы жизни ребенка важный этап в его формировании. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Ребенок в возрасте 2-3 лет, конечно же, такой же, как мы, только маленький. С другой стороны мы должны понимать, что происходит у него внутри, как устроена его психика. Рассмотрим несколько областей в жизни ребенка 2-3 лет.

Умственное развитие

С двух до трех лет скачок в преобразовании мозга детей очень велик. Ребенок ежедневно делает успехи в познании. Обычно в это время малыша окружает множество развивающих занятий. Он уже способен лепить, вырезать, нанизывать, шнуровать, приклеивать. Все это задействует мелкую моторику, влияя на память, логику, мышление самым непосредственным образом. Малышу интересно открывать новые виды занятий для своих пальчиков и задача родителей в том, чтобы предоставить ему такую возможность. Будущие таланты и способности вашего малыша проявятся через год на том основании, которое вы положите сейчас.

Воображение

Весьма заметным становится развитие воображения у ребенка. Он уже не так сильно нуждается во взрослом, который придумает интересную игру. Ребенок способен занять себя и самостоятельно. Можно наблюдать, как он сам играет с игрушками, например, строит домик из кубиков или конструктора.

Память

В 3 года ребенок уже должен знать животных и их голоса, названия предметов, которые его окружают, свой возраст, фамилии, имена членов семьи. Продолжайте открывать ему новые горизонты, читайте сказки и стихи, необязательно детские, можно и серьезнее. Пытайтесь запомнить вместе с ним какую-то новую информацию.

Мышление

Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, то есть он познает окружающий мир в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно ведущим типом игры является предметно-манипулятивная игра. Очень важно в этом возрасте поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира; т.е., взрослый должен создать интересную развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.

Восприятие

Восприятия времени у ребенка данного возраста пока что просто нет. Для него существует только настоящее. Важно только то, что происходит прямо здесь и сейчас. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Он не способен огорчиться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности или радоваться заранее подарку, который подарят не скоро.

Речь

С двух до трех лет ребенок в общении начинает употреблять все больше сложных предложений. Он очень многое понимает, и как раз сейчас начинает в быстром темпе набирать свой активный словарь. Обиход слов ребенка достигает более 400 слов. Как можно чаще разговаривайте с ребенком. Не вместо него, а именно с ним. Ваши фразы должны быть короткими, понятными, яркими и эмоциональными. При этом не стоит сюсюкать и коверкать слова. Говорите с ним, как со взрослым, но образно и эмоционально. Роль родителей в становлении речи очень важна. Родители могут значительно помочь ребенку, стимулируя речевые навыки в самых разных играх. Главное, чтобы это было эмоционально, весело и интересно. Рассматривая книжки, говорите простые фразы, предлагая ребенку закончить их: кошка лакает (молоко сидит на заборе). Слова, которые не получаются, вместе пропевайте или проговаривайте. Изучая игрушку, вместе пытайтесь отвечать на вопрос, какая она, описывая ее цвет, размер, степень пушистости, характер, температуру. Придумывайте игры, которые интересны именно ему. Как можно чаще играйте в звукоподражательные игры – это весело и развивает артикуляционные навыки. Катая машинку, можно изобразить, как она рычит. Больше пойте, учитесь вместе с ребенком простые скороговорки – учитывая, что у многих взрослых они не получаются, масса веселья обеспечена.

Эмоции

Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его настроение часто меняется, и вы можете столкнуться и со слезами, и с безудержным весельем, ребенок может злиться, плакать, ругаться, бросать вещи. Довольно частым явлением становятся истерики. Нормально, если они случаются не чаще 2-3 раз в неделю. Эти проявления чувств — важная часть взросления. С помощью них ребенок проверяет границы своего влияния. Ваша задача как раз в том, чтоб показать ему его пределы, объяснить, что можно, а что нельзя. Постепенно ребенок должен научиться владеть собой, успокаиваться, регулировать свои эмоции. Научить малыша общаться спокойно, без сцен возможно только с помощью терпеливых и последовательных действий. Если позволить себе поддаться эмоциям, накричать или отлупить, есть риск получить обратный эффект – неправильное поведение закрепится, либо ребенок замкнется в себе. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание. Вы увидите, что эти игры позволяют решать и некоторые задачи интеллектуального развития детей.

Самостоятельность

Малыш 2-3 лет изо всех сил стремится сам во всем поучаствовать: помочь маме налепить вареников, а папе завести машину или забить гвоздь. Понятное дело, что родителям от такой помощи только больше хлопот, но не нужно слишком ограничивать кроху в его попытках, иначе он перестанет проявлять инициативу и позднее его станет трудно задействовать. Просто будьте рядом, контролируйте, чтоб не приключилось беды.

Коммуникабельность

Достигнув возраста 2-3 лет ребенок, уже перестает так же сильно нуждаться в маме, как раньше. Все это часть естественного процесса взросления детей. Малыш начинает понимать, что он индивидуальная личность и неосознанно пытается показать это вам. В то же время пределы его общения расширяются, он теперь намного больше контактирует с окружающими — среди других детей на улице или в семье. Кроха учится заводить знакомство, строить отношения, у него появляются друзья. Родителям важно помочь своему ребенку понять, как следует вести себя в обществе. Например: освоить простые правила этикета – благодарить, просить, здороваться, прощаться, знать время, когда можно говорить громко, а когда шепотом, делиться, извиняться.

Сенсорная чувствительность

Характерная особенность детей 2-3 лет низкие пороги сенсорной чувствительности – физический дискомфорт. Он может быть вызван тем, что ребенок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит, его беспокоят неудобная обувь, резинка колгот или пояса брюк, ленты и резинки в прическе, раздражение кожи от соприкосновения с шерстью. Родитель должен быть уверен, что ребенку в данный момент времени комфортно и его ничто не беспокоит.

Самое важное, что следует усвоить родителям:

Все основные психические процессы ребенка в этом возрасте – внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не может сосредоточиться или запомнить – он обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается. Дети очень легко обучаются в этом возрасте, но надо иметь в виду, что наиболее эффективным учителем будет тот, кто вызывает у ребенка одновременно две эмоции: доверие и интерес. Ребенок 2-3 лет познает мир, выполняя простые манипуляции с окружающими его предметами. Его интересует предмет и действия с ним. Чем больше его окружает разнообразных предметов и действий, чем свободнее он может действовать с ними в этой среде, тем лучше ребенок развивается.

В качестве подведения итогов отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей данного возраста.

  1. Наглядно-действенное мышление, интеллектуальное развитие ребенка зависит от того, насколько богата окружающая его развивающая среда, позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами.
  2. Речь находится в стадии формирования.
  3. Обучение эффективно только на фоне эмоционального комфортного состояния.
  4. Внимание, мышление, память непроизвольны.
  5. Возраст ребенка от 2 до 3 лет самый трудный, но помните, что он еще и самый интересный!

 

Развивающие игрушки для детей 2-3 лет

30. 01.2023

  • 219
  • 0

Бездумное приобретение игрушек может принести не только пользу, но и вред. Поэтому при выборе, важно учитывать интересы и навыки ребенка. Период с 2 до 3 лет важный этап в детской жизни. Ребенок осознает себя в качестве личности и у него появляются любимые занятия. В этот период усовершенствуются уже освоенные навыки – говорить, обслуживать себя и ходить. Родителям необходимо разобраться, какие детские развивающие игрушки стоит выбрать.

Сферы развития детей от 2 до 3 лет

Каждый ребенок имеет свой собственный путь развития. Однозначно сказать, к каким навыкам ребенок более восприимчив в 2-3 года сложно. Периоды сенситивного развития не имеют четких границ. Но чтобы понять, какие игрушки развивают ребенка, нужно выделить основные сферы развития, которые характерны для такого возраста. Выделяют следующие сферы развития:

  • творческие способности и воображение;
  • совершенствование физических способностей;
  • общение и эмоциональная сфера;
  • когнитивная сфера – внимание, мышление, память;
  • игра, как способ познания мира.

В возрасте до трех лет детское мышление отличается наглядно-действенным характером. Малыш стремиться узнать свойства реальных предметов – размеры и цвета. Существует определенный перечень развивающих игрушек  для детей 2 3  лет, который способствует развитию познавательных интересов.

Игрушки для физического развития ребенка

Для качественного физического развития можно использовать такие развивающие игрушки для 3 лет:

  • сенсорные и ортопедические коврики для массажа ног;
  • мячи разных оттенков и размеров. Дети могут катать их по полу, пинать ногами, бросать друг другу или попадать ими в коробки. Мячи подходят для разных соревнований и проведения зарядки;
  • шведская стенка – полезный заряд, на котором можно висеть, как на турнике или перемещаться вверх и вниз;
  • подушки небольших размеров подходят для подвижных игр. Они могут стать элементом в полосе препятствий. Через них дети могут прыгать;
  • маты или коврики, на которых можно делать зарядку. Можно выполнять упражнения на совмещение слов и движений, а также устраивать игры на подражание, которые способствуют развитию крупной моторики и координации движений;
  • самокаты, велосипеды, санки и лыжи.

Для развития мелкой моторики можно использовать пальчиковый театр, шнуровки, камешки и пластилин.

Игрушки для развития логики, мышления, внимания и памяти

Для развития мышления и памяти подойдут следующие развивающие игрушки для детей 3 лет:

  • прищепки. С их помощью можно создавать интересные предметы. Например, сделать лучики у солнца или иголки у ежа;
  • игры «рыбалка» в разных видах. Многофункциональная игрушка способствует развитию внимания и памяти, а также навыкам игры в команде и дает математические представления;
  • материалы для творческих работ – аппликации, лепка, рисование, создание поделок;
  • трафареты – разные фигуры, животные, виды транспорта, виды еды;
  • наборы конструктора. Строительство башен, домов, гаражей, площадок. Игры с фигурками животных и людей. Создание игровых сюжетов.

Развитие речи и слуха

Развитию фонематического и физиологического слуха способствуют игры, в которых ребенок слышит разные звуки – голоса животных или музыкальные инструменты и воспроизводит их по памяти. В качестве игрушек применяют ксилофон, барабан, книги с озвучкой и бубен.

Игрушки для эмоционального развития и развития воображения

Для эмоционального развития и пополнения словарного запаса стоит подобрать специальные развивающие игрушки на 2 — 3 года. Подойдут разные карточки с изображениями растений, животных, людей, а также детские книжки. Дети до трех лет осваивают основные эмоциональные состояния – радость, удивление, страх, печаль, злость и удовольствие. Постепенно оттенки эмоций можно расширять.

Для развития эмоциональной сферы и воображения необходимы сюжетно-ролевые игры. Для этого подойдут игрушки в виде разных спецмашин, перчаточные персонажи сказок, фигурки животных, наборы инструментов, элементы одежды повара, строителя, детская посуда. В результате таких игр словарный запас ребенка увеличивается.

 

Рекомендации родителям

Недостаточно обеспечить малыша развивающими игрушками на 2-3 года. Большое значение имеет участие взрослого. Дети в этом возрасте не способны к полноценной самостоятельной игре. В процессе игры важно соблюдать простые рекомендации:

  • задания должны быть такими, чтобы ребенок мог с ними справиться;
  • игры не должны быть слишком длинными, чтобы малыш не потерял к ним интерес и не устал;
  • взрослые должны проявлять заинтересованность в игре ребенка;
  • в процессе игры важно чередовать разные виды деятельности;
  • чтобы информация усваивалась хорошо, нужно задействовать все органы чувств ребенка.

Правильное применение развивающих игрушек для детей 3 лет принесет большую пользу для всестороннего развития ребенка.

Поделиться:

24–36 месяцев: Социально-эмоциональное развитие | ОТ НОЛЬ ДО ТРЕХ

В возрасте двух лет дети действительно начинают интерактивно играть со своими сверстниками.

Узнайте больше о социально-эмоциональном развитии малыша.

 

Любящие отношения дают маленьким детям ощущение комфорта, безопасности, уверенности и ободрения. Они учат малышей завязывать дружеские отношения, выражать эмоции и справляться с трудностями. Крепкие, позитивные отношения также помогают детям развивать доверие, эмпатию, сострадание и чувство правильного и неправильного.

В возрасте двух лет дети действительно начинают интерактивно играть со своими сверстниками. Вы также увидите настоящий взрыв ролевой игры, важнейшего аспекта развития детей. Воображаемая игра развивает язык, мышление и социальные навыки, когда дети берут на себя роли и развивают свои собственные идеи и истории.

Двухлетние дети также способны к эмпатии — пониманию чувств других. Вы можете увидеть, как ребенок утешает обиженного сверстника или даже плачет, увидев расстроенного другого ребенка. В то же время малыши все еще любят говорить «Нет!» и бороться с разрешением конфликтов с друзьями. Дети развивают более продвинутые навыки социальной игры, такие как обмен и очередность, с течением времени, когда они приближаются к 3 годам и старше. Вот что вы можете увидеть сейчас среди сверстников, когда они разыгрывают воображаемую историю:

Джози, 2,5 года, аккуратно разложила кубики по кругу. — Кто-нибудь хочет пиццы? — позвала она. Томас, которому было почти 3 года, сказал, что хочет большой кусок. «Здесь есть пепперони? Я не люблю пепперони». Джози сказала, что это обычная пицца, аккуратно взяла кусок игрушечной лопаточкой и положила на тарелку. Она нажала несколько клавиш на игрушечной кассе и сказала: «Это будет 20 долларов». Томас коснулся ее руки, делая вид, что дает ей деньги. — Большое спасибо, — сказала Джози.

Помогите малышу понять свои чувства.

Теперь, когда малыши лучше понимают себя как личности, они испытывают более сложные чувства, такие как смущение и стыд. Помогите ребенку разобраться в своих чувствах, используя слова для описания эмоций:  Вы чувствуете грусть и ревность из-за того, что у Карли есть кекс с бабочкой. Я знаю, это сложно, но теперь ты можешь выбрать синий кекс или зеленый.  Обучение детей словам, обозначающим эмоции, важно, потому что со временем это дает детям возможность говорить о своих чувствах, а не проигрывать их.

В вашей работе:

  • Исследуйте идею чувств через игру.  Используйте куклы, чтобы создать историю о типичных разочарованиях или страхах вашего ребенка, таких как необходимость делиться игрушками с товарищем по играм, привыкание к новому ребенку или расставание с вами, когда приходит няня. Предложите ребенку нарисовать грустную картинку, когда он расстроен, или слепить сердитые фигурки из пластилина, когда он злится. Читайте книги о чувствах и говорите о картинках:  Какой ребенок выглядит сумасшедшим? Который выглядит испуганным?
  • Будьте внимательны.  Посмотрите, что ваш ребенок «говорит» вам во время игры. Например, если ваш малыш наряжается в мамину одежду и инсценирует прощание со своим Тедди, возможно, он борется с переживаниями по поводу разлуки. Вы можете помочь им справиться с этими большими идеями и чувствами, подыгрывая им и напоминая им, что, хотя Тедди скучает по маме, он знает, что мама всегда возвращается.
  • Помогите ребенку выражать свои чувства способами, соответствующими его возрасту.  Дайте ребенку приемлемые способы поделиться сильными чувствами. Например, малыши могут рвать бумагу, топать ногами или бросать пенопластовый мячик, когда они очень злы. Помогите своему малышу понять, что есть много здоровых, не причиняющих вреда способов выражения чувств.

Поощряйте раннюю дружбу.

Детям нужна практика, чтобы научиться делиться, сменять друг друга, разрешать конфликты и испытывать радость дружбы. Совместная игра помогает детям развивать все эти важные навыки и укрепляет социально-эмоциональное развитие малыша. Когда вы предлагаете им увлекательные занятия, создаете безопасную и благоприятную среду для игр и даете необходимое руководство, помогающее детям делиться и разрешать конфликты, они откроют для себя радость ранней дружбы.

В вашей работе:

  • Предложите некоторые игровые действия, которые не требуют совместного использования. Художественные проекты, музыкальное творчество (где у каждого ребенка есть инструмент), игры с песком или водой — все это варианты, которые могут свести конфликты к минимуму.
  • Попросите детей представить, как их поведение может повлиять на других:   Я вижу, вы сказали Грете, что она не может играть с вами в мяч. Посмотрите на ее лицо сейчас. Как вы думаете, что она чувствует?
  • Сделайте «книгу друзей».  Сфотографируйте каждого из друзей вашего ребенка. Приклейте каждую фотографию к верхней части страницы, а затем перечислите любимую игрушку, книгу, еду, игру, мягкую игрушку этого ребенка и т. д. Скрепите вместе или свяжите страницы, проделав отверстие в каждой странице, продев пряжу и завязав узел. Прочтите книгу своему ребенку, чтобы он мог с удовольствием услышать о себе и обо всех детях, которых он знает.
  • Помогите вашему малышу увидеть точку зрения других,  что поощряет сочувствие: Кейси грустит, потому что его папа только что попрощался. Посмотрим, захочет ли он почитать с нами книгу.

Пусть ваш ребенок сам решит, во что играть.

Ищите способы помочь им продолжать исследовать свои интересы. Например, если ваш малыш увлекается поездами, поставьте несколько кухонных стульев в ряд, чтобы сделать паровозик, почитайте книги о поездах и, если возможно, запланируйте посещение местной железнодорожной станции.

В вашей работе:

  • Прокомментируйте или опишите, что делает ваш ребенок.   Вы используете так много красивых цветов, чтобы сделать этот рисунок. Или Вы притворяетесь доктором и ухаживаете за больной собачкой.
  • Примите участие в игре вашего ребенка, следуя его примеру.  Если они устраивают воображаемый пикник, вы можете помочь подготовить и упаковать «еду» в корзину. Это поможет вашему ребенку узнать об удовольствии от интерактивной игры. Это также возможность для вас использовать деятельность вашего ребенка, чтобы помочь ему учиться. Например, вы можете спросить: Какая погода подходит для пикника? Когда вы участвуете в игре вашего ребенка, он чувствует себя любимым, важным и компетентным.

Поддержите развитие навыков малышей старшего возраста.

Малыши учатся лучше всего, когда вы позволяете им играть, исследовать и следовать их интересам. Они развивают новые навыки, когда вы оказываете им достаточно помощи, чтобы они могли справиться с задачей, не слишком расстраиваясь. Например, если вы видите, как ваш 30-месячный ребенок пытается построить блочную башню, которая продолжает падать, вы можете предложить ему строить на жестком полу вместо ковра. Вы также можете предложить ему построить прочное основание и помочь ему направить руку, чтобы установить блоки, как только башня вырастет. Вот несколько шагов, которые помогут малышам научиться хорошо решать проблемы.

На работе:

  • Сочувствуйте разочарованию вашего ребенка.  Вы так усердно работаете, чтобы надеть варежки! Нужно время, чтобы разобраться.
  • Спросите своего ребенка, знает ли он, что может быть причиной проблемы.
  • Предложите свои наблюдения – например, не забыла ли она ткнуть большим пальцем в прорезь рукавицы?
  • Спросите, есть ли у нее какие-либо идеи о том, как правильно его надеть.
  • Спросите, нужны ли ей предложения  —  Как насчет того, чтобы сначала положить большой палец, а потом руку?
  • Обеспечьте ей поддержку, необходимую для достижения успеха, например,  , помогая ей правильно расположить пальцы.
  • Хвалите процесс, а не только результат:   Вы действительно пытаетесь понять это и придерживаетесь этого. Замечательно!  Это помогает детям научиться настойчивости и дает им понять, что стараться так же важно, как и добиваться успеха.

Помогите своему ребенку научиться разрешать конфликты здоровыми и подходящими способами.

В этом возрасте очень характерно, что малыши все еще испытывают трудности с обменом, очередностью и соблюдением правил. Это потому, что они еще не овладели самоконтролем. Вы помогаете им освоить эти важные новые навыки, когда спокойно вовлекаете их в процесс разрешения конфликта. Вам, вероятно, придется пройти через эти шаги много-много раз, прежде чем они смогут сделать это сами.

В работе:

  • Будьте проще.  Объясните, что произошло, как можно короче. Говорите спокойным, не сердитым голосом.
  • Повторите, что произошло  , чтобы убедиться, что ваш ребенок понял:  Вы толкнули Джастина, потому что хотели вернуть метлу.
  • Укажите последствия поведения ребенка:   После того, как вы толкнули Джастина, он начал плакать. Больно. Он чувствовал себя грустным и злым.
  • Обсудите лучший выбор, который ваш ребенок может сделать в следующий раз.  Двухлетние дети старшего возраста могут предложить некоторые идеи самостоятельно. Другим потребуются предложения, например, использование своих слов или обращение за помощью к взрослому. Большинству малышей понадобится помощь, чтобы реализовать эти стратегии.

Используйте язык для описания чувств и переживаний.

Хотя вы часто слышите, как взрослые просят малышей «использовать слова», у малышей часто не хватает слов, чтобы описать свои чувства. Помогая ребенку называть свои чувства и практиковать способы управления своими эмоциями, он со временем научится делать это сам.

На работе:

  • Объясните словами чувства вашего ребенка.   Когда твой брат взял твою кисть, ты очень разозлился.  Поделитесь и своими чувствами:  Я так расстроен, что не могу найти свои ключи.
  • Читайте книги о чувствах.  Попросите местного библиотекаря порекомендовать детские книги, в которых говорится о чувствах. Вот некоторые идеи: «Мои разноцветные дни» доктора Сьюза, «Большое количество чувств » Шелли Ротнер и Книга чувств Тодда Парра.

Объясните причины ограничений и запросов.

Когда малыши приближаются к трем годам, большинство из них используют и понимают язык достаточно хорошо, чтобы справляться с простыми объяснениями. Укажите, как правила приносят пользу вашему ребенку: «Когда ты помогаешь мне, ставя свою обеденную тарелку на прилавок, я быстрее заканчиваю уборку, и тогда мы можем прочитать дополнительный рассказ». «Когда вы делитесь игрушками, это означает, что у всех есть возможность поиграть».

В вашей работе:

  • Расскажите о правилах и ограничениях на языке, понятном вашему ребенку.   Вы не можете попасть. Бить больно. Когда ты злишься, ты можешь прыгать вверх и вниз, или топать ногами, или подойти ко мне, чтобы обнять.
  • Покажите ребенку преимущества сотрудничества.  Естественные последствия помогают детям понять причину и следствие, связанные с правилом, запросом или ограничением. Например, естественным последствием броска игрушечного грузовика является его откладывание на некоторое время. Но естественные последствия могут быть и положительными! Напомните ребенку: «Если ты будешь помогать надевать куртки, у нас будет больше времени в парке». Подобные стратегии помогают детям выучить правила и со временем сделать правильный выбор.

Ищите способы сделать вашу домашнюю культуру частью повседневной жизни вашего ребенка.

Культура ребенка — важная часть его личности. Связь, которую он имеет со своей культурой, формирует его личность и самооценку здоровым и позитивным образом.

В вашей работе:

  • Научите воспитателей вашего ребенка  словам, которые ваша семья использует для важных людей (мама, отец, бабушка и дедушка) и вещей (бутылочка, одеяло, соска и т. д.).
  • Выбирайте книги и музыку, которые отражают вашу домашнюю культуру.  Они часто доступны в вашей публичной библиотеке бесплатно и быстро станут любимой частью повседневной жизни вашего ребенка — перед сном, купанием или просто вождением автомобиля.

Вехи физического развития: младенцы и дети ясельного возраста

Цели

  • Определить вехи физического и моторного развития младенцев и детей ясельного возраста и способы поддержки развития всех младенцев и малышей.
  • Опишите роль мозга в физическом развитии младенцев и детей ясельного возраста.
  • Распознавать влияние физического роста и развития.

Учиться

Знать

Физическое развитие с самого начала

Здоровые дети рождаются с полностью развитыми системами, которые позволяют их телам функционировать, например, способность сосать, глотать и дышать. Для обеспечения наилучшего физического развития всем младенцам требуется чуткий уход со стороны любящих взрослых, правильное питание и соответствующая стимулирующая среда. Физическое развитие младенцев и детей ясельного возраста происходит быстро в течение первых лет жизни ребенка. Крайне важно, чтобы лица, осуществляющие уход, понимали различные этапы физического развития младенцев и детей ясельного возраста, чтобы они могли надлежащим образом реагировать на потребности детей.

Младенцы рождаются, чтобы исследовать окружающий мир. В то время как каждый ребенок вырастет, чтобы освоить многие этапы физического развития по своему собственному графику, младенцы часто стремятся перейти от этих врожденных способностей к дальнейшему движению рта, глаз и тела, когда они ищут людей и объекты для комфорта или интереса. . Они продолжают практиковать навыки и наращивать одну форму физического движения на другую, шаг за шагом, приближаясь к желаемым объектам. Благодаря постоянному наблюдению и частым беседам с семьями вы можете узнать, на что способны младенцы, чему они учатся и в каких областях им нужна ваша поддержка.

Младенцы физически развиваются сверху вниз, начиная с головы и шеи. При рождении младенцу очень трудно держать голову, потому что мышцы его шеи недостаточно сильны, чтобы обеспечить поддержку. По мере того как младенцы и дети ясельного возраста растут, их решимость овладеть движениями, равновесием, мелкой и крупной моторикой остается сильной. Перекатывание и ползание происходят по мере того, как младенцы развивают навыки использования групп крупных мышц. Схватывание и поднятие предметов пальцами является частью роста мелких мышц.

Влияние на ранний физический рост и развитие

Не существует точного возраста, в котором все младенцы должны быть в состоянии брать предметы или держать голову без поддержки. Физическое развитие всех детей происходит в разное время в зависимости от многих факторов, таких как уникальные характеристики ребенка, семейные ценности и культура, а также доступ к имеющимся ресурсам. Тем не менее, многие младенцы и дети ясельного возраста проходят вехи развития в одинаковые сроки роста. Информация на приведенной ниже диаграмме представляет собой исчерпывающий список вех физического развития, которые обычно развиваются у детей в младенчестве и дошкольного возраста. Краткую версию этой информации, предназначенной для родителей, можно найти в удобном контрольном списке Центров по контролю и профилактике заболеваний в разделе «Применить».

Примеры этапов физического развития — младенцы и дети младшего возраста
2 месяца
  • Держит голову на животе
  • Удары руками и ногами на спине
  • Кратковременно разжимает руки от кулаков
  • Захваты для пальцев взрослых
  • Поднимает голову и грудь лежа на животе
  • Присутствуют примитивные рефлексы, включая копательный и сосательный рефлексы
4 месяца
  • Устойчиво держит голову без поддержки
  • Удерживает игрушку в руках
  • Размахивает рукой по объектам
  • Подносит руки ко рту
  • Отжимания от пола на локтях в положении лежа на животе
6 месяцев
  • Переворачивается с живота на спину и может переворачиваться со спины на живот
  • Выпрямляет руки, когда лежит на животе
  • Использует руки для поддержки, когда сидит
  • Равномерно поддерживает вес на ногах, когда стоит с опорой
9 месяцев
  • Принимает сидячее положение без поддержки
  • Перекладывает предметы из одной руки в другую
  • Использует пальцы как «грабли», чтобы подтягивать к себе еду и предметы
  • Сиденья без опоры
  • Опускает корпус с управлением при использовании опоры
12 месяцев
  • Подтягивается, чтобы встать
  • Прогулки или «круизы» вдоль мебели для поддержки
  • Напитки из чашки без крышки с поддержкой для взрослых
  • Использует «щипцовый захват» большого и указательного пальцев для захвата мелких предметов
15 месяцев
  • Делает несколько шагов самостоятельно
  • Кормит себя закусками
  • Приседает, чтобы поднять предмет с пола, а затем встает без поддержки
  • Делает отметки на бумаге мелом
18 месяцев
  • Ходит самостоятельно
  • Напитки из чашки
  • Пытается использовать ложку
  • Самостоятельно взбирается на мебель и слезает с нее
  • Пытается ударить по мячу после наблюдения за взрослым
24 месяца/ 2 года
  • Удар по мячу
  • Прогонов
  • Ходит вверх и вниз по лестнице, держась за опору
  • Ест ложкой
  • Повороты дверных ручек
30 месяцев лет
  • Использует руки для скручивания и откручивания предметов
  • Снимает свободную одежду в одиночку
  • Прыжки с земли обеими ногами
  • Может переворачивать страницы книги по одной
36 месяцев/3 года
  • Нанизывание на нить таких предметов, как крупные бусы или макароны
  • Одевает себя в свободную одежду
  • Использует вилку
  • Педали трехколесного велосипеда
Источник: Центры по контролю и профилактике заболеваний (2021 г. ). Этапы развития. https://www.cdc.gov/ncbddd/actearly/pdf/FULL-LIST-CDC_LTSAE-Checklists2021_Eng_FNL2_508.pdf

Все дети развиваются с разной скоростью, поэтому имейте в виду, что указанные выше вехи — это просто средний возраст, в котором наблюдаются определенные навыки.

Для роста и развития младенца или ребенка младшего возраста должны существовать определенные условия. Основные физические потребности маленького ребенка включают:

  • Пища (питательная и соответствующая возрасту)
  • Приют (защита от вреда)
  • Тепло
  • Чистый воздух и окружающая среда
  • Здравоохранение и стоматологическая помощь
  • Активность и отдых

Мы также знаем, что наше собственное воспитание важно для нашего понимания того, как и в каких условиях развиваются дети. Ценности и убеждения, которых придерживается наша семья и культура, способствуют нашему знанию роста и развития.

Культура влияет на то, как мы видим и интерпретируем поведение и развитие

Понимание обычаев, убеждений и ценностей семей, которые вы поддерживаете, может помочь вам понять, как культура влияет на многие аспекты развития младенцев и детей ясельного возраста. Без этого понимания трудно интерпретировать поведение и развитие младенца или ребенка ясельного возраста. Например, вы можете полагать, что важно помочь малышам стать независимыми и научиться есть самостоятельно, используя свои навыки мелкой моторики. Семья, однако, может не считать независимость столь важной, потому что они считают, что более ценно зависеть друг от друга.

Другими факторами, влияющими на физический рост и развитие младенцев и детей ясельного возраста, являются:
  • Дородовой уход и развитие, включая генетическую наследственность и структуру, модели роста семьи, воздействие наркотиков и алкоголя и опыт родов
  • Недоношенность (рождение до 38-й недели развития) и низкий вес при рождении могут привести к затруднению дыхания, проблемам со зрением, проблемам с кормлением и пищеварением
  • Темперамент или другие способы, с помощью которых младенец или малыш приближается к своему миру и взаимодействует с ним
  • Состав семьи, образ жизни, уровень образования и жилищные условия
  • Созревание или генетическое или биологическое развитие, отражающее модель роста от зачатия до подросткового возраста
  • Задержки развития или инвалидность, включая проблемы со здоровьем и медицинские проблемы

Просмотрите раздаточный материал Физическое развитие младенцев и детей ясельного возраста , расположенный ниже в разделе Учебные занятия, чтобы узнать больше о важных этапах физического развития, а также о различиях в скорости физического развития младенцев и детей ясельного возраста.

Роль мозга в физическом развитии

Вы можете легко наблюдать, как младенцы совершают движения своим телом и совершенствуют свои моторные навыки. Благодаря достижениям в исследованиях и технологиях мы теперь также можем видеть, как мозг меняется и растет по мере развития маленьких детей. При рождении размер мозга составляет 25 процентов от размера взрослого человека, а к 5 годам он достигает 90 процентов размера взрослого человека. Взаимодействия и опыт младенцев и малышей в раннем возрасте помогают им осмысливать мир и формировать связи между различными частями мозга.

Этот поддерживающий опыт и связи помогают улучшить координацию и укрепить мышцы. По мере того, как младенцы повторяют и практикуют различные движения, такие как повороты головы, копание или дотягивание до объекта, они создают и поддерживают связи между клетками мозга. По сути, мозг занят осмыслением окружения и обучением на собственном опыте.

Для младенцев и малышей важно иметь время для этих новых впечатлений и изучения окружающего мира с надежным и заботливым семейным воспитателем. Повторяющийся опыт работы с доверенными лицами, обеспечивающими уход, позволяет детям чувствовать себя в безопасности и позволяет им сосредоточиться на экспериментах, развитии и освоении новых навыков. Безопасное место, которое вы создаете для их исследований, гарантирует, что их мозг сможет сосредоточиться на обучении, развитии и установлении связей. Если у младенцев и малышей нет заботливых и отзывчивых взрослых, которые помогают им чувствовать себя в безопасности, их мозг инстинктивно сосредоточится на выживании. Такая нагрузка на мозг ребенка может сделать его более нерешительным в отношении исследований и экспериментов; в результате чего у них меньше возможностей для создания и укрепления связей в мозгу, которые способствуют их росту и развитию навыков.

Поддержка физического развития для всех учащихся

Физическое развитие, в том числе крупная и мелкая моторика, вызывает интерес у младенцев и детей ясельного возраста, поскольку они практикуют усвоенные навыки и стремятся развивать новые. Здоровое физическое развитие зависит от адекватного питания, развития мозга, центральной нервной системы, мышц, костей, а также взаимодействия и опыта, предлагаемого младенцам и малышам. Все дети развиваются в своем собственном темпе, но распознавание признаков возможных задержек развития в младенчестве или дошкольном возрасте позволяет более эффективно проводить раннее вмешательство, чем если бы задержки не были выявлены до более позднего детства. Ниже приведены некоторые характеристики возможных проблем со здоровьем и задержки развития из различных источников:

Признаки нарушения физического развития у младенцев и детей младшего возраста

До 2 месяцев

  • Не реагирует на громкие звуки или не вздрагивает от них
  • Не визуально отслеживает движение объектов
  • Не улыбается другим
  • Не может поднять голову, лежа на животе

До 3 месяцев

  • Руки не замечает
  • Не может хорошо поддерживать или удерживать голову
  • Не улыбается людям
  • Не следует движению поворотом головы

К 4 месяцам

  • Не воркует и не издает звуков
  • Не подносит предметы ко рту
  • Иногда не отталкивается ногами, когда ступни стоят на твердой поверхности
  • Проблемы с движением глаз или глаз во всех направлениях
  • Косит глаза большую часть времени (иногда косит глазами нормально в первые месяцы)
  • Не обращает внимания на лица или кажется очень напуганным новыми лицами или окружающей средой
  • Трудно сосать
  • Не проявляет интереса к игрушкам перед собой

К 6 месяцам

  • Не прибавляет в весе и не растет в длину
  • Не реагирует на звуки и голоса
  • Не подносит предметы ко рту
  • Не переворачивается спереди назад
  • Скованность конечностей (рук, ног) с напряженными мышцами
  • Слабые конечности (руки, ноги) или тело кажется вялым, как у тряпичной куклы
  • Не использовать руки для захвата или удержания предметов
  • Не пытается дотянуться до объектов
  • Не проявляет привязанности к опекунам
  • Не произносит гласные звуки, такие как «ах», «а» и «о»

К 9 месяцам

  • Не несет вес на ноги с опорой
  • Не сидит с помощью
  • Не болтает
  • Не отвечает на собственное имя
  • Кажется, не узнает знакомых людей
  • Не перекладывает игрушки из одной руки в другую
  • Теряет навыки, которые когда-то были

До 12 месяцев

  • Не может стоять с посторонней помощью
  • Не ищет вещи, которые вы прячете
  • Не произносит отдельные слова, такие как «папа» или «мама», и не имитирует ваши звуки

К 15 месяцам

  • Не имитирует такие жесты, как махание руками, хлопки в ладоши или качание головой
  • Не указывая на необходимость сообщать о потребностях или идеях
  • Не ползает и не сидит самостоятельно
  • Не поднимает мелкие предметы
  • Теряет навыки, которые когда-то были
  • Играет ли в социальные игры, например, в лепешки
  • Не говорит «мама» или «папа», когда спрашивает родителя
  • Невозможно самостоятельно есть некоторые продукты
  • Не ищет скрытые объекты
  • Теряет навыки, которые когда-то были

До 18 месяцев

  • Не может ходить
  • Не знает, для чего используются привычные предметы (кисть, ложка, чашка)
  • Не имитирует звуки или жесты
  • Не играть с игрушками
  • Несамостоятельная подача
  • Не знает как минимум трех слов и не выучивает новые слова
  • Теряет навыки, которые когда-то были
  • Кажется, не возражает, когда опекун уходит или возвращается

До 24 месяцев

  • Физически не активен
  • Блоки не чертятся и не складываются
  • Отсутствие интереса к игре с игрушками
  • Очень чувствителен к различным текстурам или избегает их
  • Не ходит, не держась за опору
  • Не использует фразы из двух слов (например, «пей молоко»)
  • Не следует простым инструкциям
  • Теряет навыки, которые когда-то были

До 30 месяцев

  • Не проявляет интереса к другим детям
  • Не использует простые жесты
  • Не может есть ложкой
  • Невозможно решить простые задачи, такие как открытие двери
  • физически не активен
  • Потерять навыки когда-то было

До 36 месяцев

  • Неуклюжий или неактивный
  • Самостоятельная подача не осуществляется
  • Не помогать себе одеваться или раздеваться
  • Не интересуется играми с другими детьми или различными игрушками
  • Течет слюна или очень нечеткая речь
  • Не говорит предложениями
  • Не смотрит в глаза
  • Не притворяется и не притворяется
  • Теряет навыки, которые когда-то были

Задержка физического развития может повлиять не только на общую и мелкую моторику. Например, если младенец не может улыбнуться родителям или поднять руки, чтобы его взяли на руки, это может повлиять на социальное и эмоциональное развитие с точки зрения построения отношений. Распознавание некоторых из перечисленных выше задержек может иметь решающее значение для развития ребенка. Связи в мозгу ребенка наиболее адаптируются в первые три года жизни. Эти связи, также называемые нейронными цепями, являются основой для обучения, поведения и здоровья. Со временем эти связи становится все труднее изменить. Раннее вмешательство может помочь детям улучшить свои способности и освоить новые навыки.

Если у вас есть опасения по поводу физического развития младенца или ребенка ясельного возраста, обязательно поговорите со своим тренером, инструктором, администратором и/или родителем ребенка. Возможно, они захотят поделиться вашими опасениями с лечащим врачом ребенка. Раннее вмешательство может помочь детям улучшить свои способности и освоить новые навыки. Чтобы найти контактную информацию отдела раннего вмешательства в вашем штате или территории, перейдите по ссылке: https://www. cdc.gov/ncbddd/actearly/parents/states.html

. чтобы получить поддержку для своей семьи, посетите: https://www.cdc.gov/ncbddd/actearly/concerned.html

См.

Видео недоступно Посмотрите это видео, чтобы узнать, что младенцы и дети младшего возраста могут делать со своим телом.

Сделать

Как вы можете убедиться, что вы предоставляете соответствующие возрасту мероприятия для поддержки физического развития младенцев и детей ясельного возраста? Найдите минутку, чтобы прочитать и просмотреть наборы рекомендаций на следующей веб-странице SHAPE America (Общество педагогов здоровья и физкультуры, ранее известное как Национальная ассоциация спорта и физического воспитания, или NASPE): https://www.shapeamerica. org/standards/guidelines/activestart.aspx.

Затем попробуйте выполнить одно или несколько из следующих действий с младенцами или детьми ясельного возраста, находящимися под вашим присмотром:

  • Когда младенец бодрствует и активен, предложите время на животике — положите ребенка на пол на живот, пока вы взаимодействуете с ним. с младенцем. Предоставьте младенцу стимулирующие и высококонтрастные игрушки или картинки, на которые он мог бы смотреть. Поскольку удушье быстрое и бесшумное, не забывайте никогда не оставлять младенца одного, когда он лежит на животе, даже на секунду.
  • Подержите младенца или потанцуйте с малышом под музыку. Малыши также могут размахивать разноцветными шарфами в воздухе, танцевать или играть на маракасах под музыку.
  • Поощряйте имитацию жестов и других движений, при которых подвижные младенцы и дети ясельного возраста могут использовать свое тело для взаимодействия и игры.
  • Научите малышей пинать, ловить, катать и подпрыгивать мячиками.
  • Поощряйте малышей рисовать мелками на бумаге.

Включите ежедневные физические игры в свой распорядок дня. Младенцы и малыши любят быть активными!

Физическое развитие младенцев и детей младшего возраста

Знать прогрессивный путь физических вех в первые три года

Исследовать

Просмотрите раздаточный материал Сценарии: развитие крупной и мелкой моторики ниже и подумайте, что вы уже узнали на этом уроке. В этом упражнении подумайте, какие характеристики или поведение будут считаться мелкой моторикой, а какие — крупной моторикой. Затем запишите их и подумайте, как вы могли бы поддержать маленьких детей в каждом сценарии.

Вы также можете ознакомиться с раздаточным материалом Физическое развитие младенцев и детей младшего возраста в разделе «Обучение» для получения дополнительных идей.

Когда закончите, поделитесь своими мыслями и ответами со своим инструктором, тренером или администратором семейного детского сада.

Сценарии: развитие крупной и мелкой моторики

Испытайте себя, чтобы поддержать физическое развитие младенцев, подвижных младенцев и малышей

Требуется: заполните и просмотрите этот документ вместе с вашим инструктором, руководителем или администратором

Применять

Рассмотрите возможность использования следующих ресурсов в вашей семейной программе по уходу за детьми. Используйте документ Milestone Moments для наблюдения за физическим развитием детей в вашей программе. Родителей может заинтересовать мобильное приложение Milestone Tracker от CDC, доступ к которому они могут получить по этой ссылке: https://www.cdc.gov/ncbddd/actearly/milestones-app.html. Ресурсная, What Grown-Ups Understand About Child Development — национальное сравнительное исследование, частично спонсируемое ZERO TO THREE. Прочитайте результаты опроса этого исследования и подумайте о своей работе с семьями и о том, как вы собираете и делитесь с ними информацией о физическом развитии младенцев и детей ясельного возраста, находящихся на вашем попечении.

Глоссарий

Вехи развития:
Набор навыков или действий, которые могут выполнять большинство детей в определенном возрасте

Развитие мелкой моторики:
Развитие навыков, связанных с использованием более мелких мышц рук, кистей и пальцев, что позволяет ребенку выполнять такие задачи, как рисование, вырезание ножницами, нанизывание бусинок, завязывание, застегивание молнии или лепка

Общая моторика разработка:
Развитие навыков, предполагающих использование крупных мышц ног или рук, а также общей силы и выносливости; примеры таких навыков включают прыжки, метания, лазание, бег, прыжки и удары ногами

Примитивные рефлексы:
Действия, которые демонстрируют типичные развивающиеся младенцы, отсутствующие у взрослых, в ответ на определенные раздражители. Примеры включают укоренение и сосательный рефлекс.

Укореняющийся рефлекс:
Поворот головы младенца в сторону предметов, которые касаются его щеки

Сосательный рефлекс:
Младенец сосет предметы, которые касаются его губ

Продемонстрировать

Правда или ложь? Младенцы развиваются сверху, а затем спускаются вниз (начиная с головы и шеи, затем плечи, колени и пальцы ног).

Верно

Ложно

Что из нижеперечисленного не является фактором, влияющим на физическое развитие детей грудного и раннего возраста?

Предродовой уход и развитие

Физические недостатки или отклонения в развитии

Недоношенность или низкая масса тела при рождении

Пол младенца или ребенка раннего возраста

Закончите это утверждение. Важно понимать, как культура влияет на развитие младенцев или малышей, потому что…

вы можете поговорить с семьей о том, как их культура мешает физическому развитию их ребенка.

тогда вы поймете, почему младенец или малыш отстает в развитии.

это поможет вам интерпретировать поведение и развитие ребенка. Ценности, убеждения и методы воспитания детей, составляющие семейную культуру, могут влиять на физическое развитие.

их культура будет определять, насколько успешным будет их ребенок в школе.

Ссылки и ресурсы

Аллен, К. Э., и Маротц, Л. (2001). По возрасту: поведение и развитие детей от рождения до восьми лет. Клифтон-Парк, Нью-Йорк: Thomson Delmar Learning.

Бергер, С.Э., и Адольф, К.Е. (2003). Младенцы используют поручни как инструменты в двигательной задаче. Психология развития , 39 : 594-605.

Блейкмор, К. (2003). Движение необходимо для обучения. Журнал физического воспитания, отдыха и танцев, 74 (9): 22-25, 41.

Боско, Ф. М., Фридман, О., и Лесли, А. М. (2006). Распознавание притворных и реальных действий в игре 1- и 2-летними: ранний успех и почему они терпят неудачу. Когнитивное развитие, 21: 1-10.

Буржуа, К.С., Ахавар, А.В., Нил, С.А., и Локман, Дж.Дж. (2005). Младенческое ручное исследование предметов, поверхностей и их взаимосвязей. Детство, 8: 233–252.

Центры по контролю и профилактике заболеваний. (2021). Вехи развития . https://www.cdc.gov/ncbddd/actearly/pdf/FULL-LIST-CDC_LTSAE-Checklists2021_Eng_FNL2_508.pdf

Claxton, L.J., Keen, R., & McCarty, ME (2003). Доказательства моторного планирования в поведении младенцев. Психологическая наука, 14: 354-356.

Клирфилд, М. В., Осборн, К. Н., и Маллен, М. (2008). Обучение взглядом: социальное поведение младенцев при переходе от ползания к ходьбе. Журнал экспериментальной детской психологии, 100: 297-307.

Комфорт, Р.Л. (2005). Учимся играть: Депривация игр у маленьких детей в приемных семьях. От нуля до трех, 25: 50-53.

Пол Х. Брукс Паблишинг Ко., Инк. (2002). Опросник возраста и стадии (ASQ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *