Психология детей до 1 года: Ребёнок до года: полезные советы родителям

Ребёнок до года: полезные советы родителям

Воспитание ребенка начинается уже с первых недель его жизни. С рождения и до года — это период активного физического развития малыша, адаптации к окружающему миру, приобретение первого опыта. Мы собрали полезные советы для родителей по воспитанию и уходу за ребенком в первый год его жизни

Фото: pixabay.com

Молодые семьи с волнением и радостью ждут появления на свет ребенка. С момента когда женщина признается мужчине, что они скоро станут родителями, до момента, когда малыш подрастает и становится уже немного самостоятельным, жизнь мамы и папы наполнена тревогами и беспокойством.

Популярные материалы

Несмотря на накопленный огромным количеством поколений опыт ухода за новорожденными и совсем маленькими детьми, счастье молодых родителей всегда сопровождается переживаниями и страхами. Поэтому очень важно помочь неопытным родителям преодолеть все трудности и дать им понять, что они прекрасно со всем справятся. И даже в тех случаях, когда ребенок в семье не первый, мамы и папы всегда могут узнать что-то новое.

Тем родителям, которые переживают, что не смогут запастись всем необходимым до рождения ребенка, может помочь, например, сайт департамента здравоохранения города Москвы, который предлагает список того, что должно быть готово к рождению малыша. Также там есть список того, что покупать не стоит. И затем идут подробные рекомендации по уходу за ребенком.

Начнем с гигиены. Младенца нужно обязательно купать каждый день. При этом в помещении должно быть примерно от 18 до 22 градусов тепла, а вода должна быть около 37 градусов. Мылом, даже детским, новорождённых мыть нельзя, так как оно сушит кожу. Существуют специальные детские пенки, которые, впрочем, можно использовать не чаще двух раз в неделю. Голову рекомендуется мыть раз в неделю специальным детским шампунем. Вытирать ребенка следует очень бережно, и даже не вытирать, а осторожными движениями промакивать кожу полотенцем.
Складки на коже младенца нужно обрабатывать два раза в день защитным средством для ухода. Так кожа будет защищена от раздражающего эффекта естественных выделений и лишней влаги.

Глаза рекомендуется осторожно протирать мягкими движениями в сторону носа отдельным ватным тампоном, предварительно смочив его в теплой кипяченой воде.
Ногти нужно подстригать по мере их отрастания, и лучше всего во время сна, чтобы не напугать ребенка и его ручки и ножки были расслаблены.

Подгузники необходимо менять регулярно, причем между их сменой нужно делать перерыв 15-20 минут, чтобы давать коже немного подышать.

Пеленки и распашонки необходимо менять дважды в день, а все белье ребенка обязательно проглаживать утюгом.

С ребенком нужно каждый день гулять, при условии, что в ясную погоду температура до -10, а в случае осадков и сильного ветра до -5 градусов. Одевать малыша нужно с учетом того, что на нем должно быть на один слой одежды больше, чем на взрослом. Длительность прогулки следует постепенно увеличивать, начав с 10-15 минут.
Разумеется, самое лучшее питание для младенца — это грудное молоко. Однако часто бывает так, что у матери по тем или иным причинам не хватает молока. Не беда, вам на помощь придут искусственные смеси. А не ошибиться выбрать наиболее подходящую смесь и правильно подобрать объем вам поможет ваш педиатр. По мере того как ребенок растет, постепенно вводится прикорм, то есть новые продукты.

Развитие

В первый месяц жизни младенец активно двигает ручками и ножками, сжимает кулачки. Также он начинает фиксировать взгляд, следить за движущимися предметами и впервые улыбается.

Во второй месяц ребенок начинает поднимать головку и пытается ее удержать. Услышав звук, он пытается найти его источник. Взгляд фокусируется уже лучше. Рекомендуется украсить комнату яркими вещами, чтобы ребенку легче было фокусировать взгляд. Также передвигайте в поле зрения ребенка предметы, играйте с игрушками над детской кроваткой. Важно также говорить с ребенком, комментировать свои действия, менять интонацию.

В три месяца малыш уже хорошо держит головку. Он уже может определить источник звука и узнает голос мамы.

По мере взросления рекомендуется играть с ребенком в «пальчиковые игры». До четырех-пяти месяцев это обычный массаж пальчиков, а также их поглаживание и распрямление. Постепенно можно начинать осторожно загибать пальчики.
В четыре месяца у ребенка уже появляется некоторая самостоятельность, и он начинает познавать мир. Родители теперь могут спокойнее спать ночью, но зато днем за младенцем нужен глаз да глаз. В этом возрасте появляется хватательный рефлекс, ребенок тянется к игрушкам, пробует их. Также малыш учиться садиться.
Около полугода он уже уверенно хватает игрушки, сам переворачивается и может сидеть несколько секунд. У многих детей в этом возрасте прорезается первый зуб.
Также в полгода дети осознанно улыбаются, когда видят родителей, радостно лепечут и выражают эмоции.

Нужно играть с ребенком, показывая ему предметы разной формы и текстуры.
Можно постепенно начинать учить ребенка простым слогам. Читайте малышу детские стишки, делая акцент на слогах.

В этот период жизни ваш ребенок учится ползать, и его нужно к этому стимулировать. Для этого отлично подойдут яркие игрушки. Когда он перевернется на животик, положите яркий предмет на небольшом расстоянии от него, и ребенок захочет подползти к предмету.

Также детей в этом возрасте можно учить перекладывать игрушку из одной руки в другую.

Питание

Показать еще

Семимесячный ребенок уже заметно взрослеет, и ему нравится рассматривать картинки. Нужно показывать ему фотографии, и он будет узнавать близких людей. В этом возрасте многие дети впервые могут произнести слова «мама» и «папа». Нужно помогать им складывать простые слоги в слова.

В восемь-девять месяцев ребенок будет осознанно и отчетливо говорить слово «мама». Он будет дергать вас за руку, пытаться привлечь ваше внимание.
Около десяти месяцев малыш уже довольно хорошо понимает взрослых и, например, может найти по вашей просьбе игрушку и принести ее, поэтому важно развивать у него этот навык. Постепенно нужно учить ребенка не только открывать крышку коробки, но и закрывать ее, а также складывать туда игрушки.

В одиннадцать месяцев большинство детей начинают ходить. Также они учатся приседать и наклоняться. Важно продолжать играть с ребенком, собирать пирамиды или башни из кубиков.

К одному году ребенок уже начинает уверенно ходить, может говорить около десяти простых слов, знает имена родных. Также малыш уже может сам пить из чашки. В этот период можно начинать учить ребенка самому умываться и одеваться. Начинается более самостоятельный период его жизни.

Здоровье

Полезные советы

Показать еще

Воспитание ребенка от 0 до 2 лет

Ситуация: Кристоф, 8 месяцев, полностью на грудном вскармливании. Недавно у него выросли первые зубки. Вдруг он начал больно кусать маму за грудь. Задача — Кристофа нужно научить правилу: «во время кормления нужно быть осторожным с зубками».

Его мама применяет тайм-аут: со словами «Это было очень больно!» она кладет его на игровой коврик. И отворачивается на одну или две минуты, не обращая внимания на плачущего Кристофа. По окончании этого времени она берет его и говорит: «Мы попробуем еще раз, но будь осторожен с зубками!» Теперь Кристоф пьет аккуратно.

Если он укусит еще раз, мама опять сразу же положит его на коврик и оставит без внимания, и ждет 1-2 минуты, чтобы снова приложить к груди.

Еще один пример:

  • Историю Пауля, 8 месяцев, вы уже знаете из первой главы. Он был всегда крайне недоволен, плакал по нескольку часов в день, несмотря на то, что мама постоянно развлекала его новыми аттракционами, которые помогали лишь на короткое время.

Я быстро договорилась с родителями, что Паулю необходимо выучить одно новое правило: «Я должен каждый день в одно и то же время развлекать себя сам. Мама в это время занимается своими делами». Как он мог его выучить? Ему еще небыло года. Невозможно просто отвести его в комнату и сказать: «Теперь играй один».

После завтрака, как правило, у него было самое хорошее настроение. Поэтому мама решила выбрать это время для уборки на кухне. Посадив Пауля на пол и дав ему несколько кухонных принадлежностей, она присела и глядя на него сказала: «Теперь мне нужно убраться на кухне». Следующие 10 минут она занималась домашней работой. Пауль хотя и был поблизости, но не находился в центре внимания.

Как и ожидалось, через несколько минут кухонная утварь была закинута в угол, а Пауль с рыданиями вис на маминых ногах и просился на руки. Он привык, что все его желания сразу исполнялись. И тут произошло то, на что он совсем не рассчитывал. Мама взяла его и снова посадила чуть дальше на пол со словами: «Мне нужно убраться на кухне». Пауль, конечно, возмутился. Он повысил громкость ора и пополз к маминым ногам. Мама повторила все то же самое: взяла его и снова посадила чуть дальше на пол со словами: «Мне нужно убраться на кухне, малыш. После этого я снова буду с тобой играть» (заезженная пластинка).

Все это повторилось еще раз.

В следующий раз, как было оговорено, она пошла чуть дальше. Она посадила Пауля в манеж, стоящий в пределах видимости. Мама продолжила уборку, несмотря на то, что его вопли сводили с ума. Каждые 2-3 минуты она поворачивалась к нему и говорила:

«Сначала мне нужно убраться на кухне, потом я снова смогу с тобой играть». Через 10 минут все ее внимание снова принадлежало Паулю. Она была рада и горда тем, что выдержала, хотя из уборки практически ничего не вышло.

Так она поступала и в последующие дни. Каждый раз она заранее планировала чем она будет заниматься – убираться, читать газету или завтракать до конца, постепенно доводя время до 30 минут. На третий день Пауль уже не плакал. Он сидел в манеже и игрался. Потом уже она не видела необходимости в манеже, если только ребенок не висел на ней так, что невозможно было двигаться. Пауль постепенно привык, что в это время он не является центром внимания и ничего не добьется криком. И самостоятельно решил все чаще играть в одиночестве, вместо того, чтобы просто сидеть и орать. Для них обоих это достижение было очень полезным, поэтому точно так же ввела еще полчаса свободного времени для себя во второй половине дня.

От года до двух лет

Многие дети, стоит им только закричать, сразу получают то, что хотят. Родители желают им только хорошего. Они хотят, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно. Всегда комфортно. К сожалению, этот метод не работает. Наоборот: такие дети – как Пауль – всегда недовольны. Они много плачут, потому что выучили: «Криком добывается внимание». С самого раннего детства они зависимы от родителей, поэтому не могут развить и осознать свои собственные способности и склонности. А без этого не получается найти себе занятия по душе. Они так и не понимают, что у родителей тоже есть потребности. Тайм-аут в одной комнате с мамой или папой является тут возможным решением проблемы: ребенок не наказан, остается рядом с родителем, но тем не менее не получает желаемого.

  • Даже если ребенок еще очень мал, применяйте «Я-послания» во время «Тайм-аута»:
    «Я должна убраться» «Я хочу доесть мой завтрак» «Я должна позвонить».
    Слишком рано для них быть не может. Ребенок видит ваши потребности и одновременно вы лишаетесь возможности отругать или упрекнуть малыша.

Последний пример:

  • Помните Патрика, «ужас всей группы»? Двухлетка кусается, дерется, вырывает игрушки и бросается ими. Каждый раз мама подходит и ругает его. Почти каждый раз она обещает: «Если ты сделаешь это еще раз, мы пойдем домой». Но никогда не выполняет.

​​​​​​​Как можно тут поступить? Если Патрик сделал больно другому ребенку, можно сделать короткое «заявление». Встать на колени (присесть), глядя прямо на него и держа его руки в своих сказать: «Стоп! Прекрати сейчас же!» Можно отвести его в другой угол комнаты, и не обращая на Пауля никакого внимания, утешать «жертву». Если Патрик еще раз кого нибудь укусит или ударит, нужно сразу же действовать.​Поскольку он еще мал и выслать из комнаты его одного нельзя, мама должна покинуть группу вместе с ним. Во время тайм-аута она хотя и находится рядом, но не обращает на него особого внимания.

Если он плачет, можно сказать: «Если ты успокоишься, мы снова сможем зайти». Тем самым она подчеркивает позитивное. Если плач не прекращается, они оба идут домой.

Тут тоже тайм-аут: Патрика увели от детей и кучи интересных игрушек.

Как только ребенок некоторое время мирно играет, мама садится к нему, хвалит и дарит свое внимание. Тем самым акцентируя внимание на хорошем.

Вехи развития вашего малыша в возрасте 1 года

Объяснение

Все, что вам нужно знать о своем растущем годовалом ребенке

ЮНИСЕФ

Поздравляем, у вас официально родился малыш! Малыши более активны, любопытны и выразительны. В этом возрасте ваш ребенок может начать использовать слова, быть в состоянии самостоятельно стоять и делать несколько шагов. Чтобы помочь вашему малышу учиться и расти, читайте ему книги и поощряйте активные игры.

Социальные и эмоциональные
Язык и общение
Развитие мозга
Движение и физическое развитие
Продукты питания и питание
На что обратить внимание
Советы и ресурсы
< Назад к вехам воспитания

 

Социальные и эмоциональные вехи в возрасте 1 года

Некоторые из способов, которыми вы увидите, как ваш малыш учится общаться с окружающими его людьми в возрасте 1 года.

  • Вручает вам книгу, когда хочет услышать историю.
  • Плачет, когда его родители уходят.
  • Смущается незнакомцев.
  • Он протянет руку или ногу, чтобы помочь одеться.
  • Имеет любимые игрушки.
  • Повторяет звуки, чтобы привлечь ваше внимание.

Советы родителям

  • Играйте с ним в социальные игры, например, прячьте что-то и уговаривайте его найти это.
  • Попытайтесь заставить его помочь одеться, попросив его выставить ногу, встать и т. д.

 

Основные этапы развития языка и общения в возрасте 1 года

Как ваш малыш выражает свои потребности.

  • Использует основные жесты, такие как махание руками и произнесение основных слов, таких как «мама» и «папа».
  • Ее лепет больше похож на речь.
  • Отвечает на ваши простые запросы.
  • Она попытается повторить ваши слова.

Советы для родителей

  • Побуждайте малыша говорить «привет» и «до свидания».
    Хвалите малыша, когда он это делает, так как это может помочь его социально-эмоциональному развитию.
  • Хвалите малыша, когда он повторяет слова или пытается заговорить с другими.
  • Предложите ей указать на персонажей и предметы, когда вы читаете ей.

 

Вехи развития мозга в 1 год

Мозг вашего ребенка растет!

  • Он копирует движения и жесты.
  • Сталкивает предметы друг с другом.
  • Пьет из чашки и правильно использует другие предметы.
  • Находит спрятанные вещи.
  • Он смотрит на нужный предмет, когда ему дают имя.
  • Может следовать простым указаниям и отпускает предметы без посторонней помощи.
  • Он кладет предметы в контейнеры и может их вынимать.

Советы для родителей

  • Поддерживайте и направляйте малыша во время игры.
  • Когда вы заметите, что ваш малыш приобретает навыки и может делать некоторые вещи самостоятельно, вы можете постепенно уменьшать свою поддержку, но по-прежнему наблюдайте за ним и направляйте его.

 

Вехи двигательного и физического развития в возрасте 1 года

Как она будет двигаться в окружающей среде.

  • Может сделать несколько шагов без поддержки.
  • Садится без поддержки.
  • Подтягивается, чтобы встать, и ходит, держась за мебель.

Советы для родителей

  • Попробуйте положить малыша на плоскую поверхность, чтобы помочь ему развить крупную моторику, например ползать и двигать руками и ногами.

 

Пищевые продукты и питание в возрасте 1 года

Как выглядит время приема пищи в возрасте 1 года.

  • Ест больше разнообразных продуктов, таких как овощи, приготовленные в мягком виде, и мягкие фрукты.
  • Он начинает учиться есть самостоятельно.
  • Может тщательно пережевывать пищу.
  • Он начинает использовать открытую чашу.

Советы для родителей

  • Давайте малышу по полстакана еды четыре-пять раз в день вместе с двумя полезными перекусами.
  • Продолжайте кормить грудью, если он хочет.

 

На что обратить внимание

Хотя все дети развиваются по-разному, вам следует поговорить с педиатром, если ваш годовалый ребенок:

  • Не ползает.
  • Не ищет скрытые объекты.
  • Не может стоять без поддержки.
  • Не указывает.
  • Не говорит простых слов.
  • Теряет навыки, которыми когда-то владела.

 

Верно или неверно?

Загрузка…

Изучение возрастных групп


 

2 месяца  | 4 месяца  | 6 месяцев  | 9 месяцев | 1 год   | 18 месяцев  | 2 года

< Назад к вехам воспитания

 

Как будет развиваться мой ребенок от 8 месяцев до 1 года? – Yale Baby School

Когнитивное развитие

Когнитивное развитие вашего ребенка становится все лучше и лучше! Каждый ребенок развивается по-своему, но на этом этапе своей жизни они начинают переплетать старые навыки и новую информацию, чтобы расти как личности. На этом этапе они, скорее всего, скажут свои первые слова и сделают первые шаги. Это также фаза, на которой начинает развиваться их личность. Ваш ребенок начинает узнавать вас, а также себя как личности. Если бы ваш ребенок посмотрел в зеркало, он бы признал его отражением себя, а не другого ребенка. По мере того, как ваш ребенок продолжает расти и переходить от младенца к малышу, он будет узнавать больше об окружающем мире и о себе.

Ваш ребенок начнет узнавать себя // источник: flickr

Развитие речи

Первые слова дети обычно начинают произносить в возрасте от 9 до 18 месяцев. Примерно в 8 месяцев ваш ребенок начинает намеренно взаимодействовать: он следит за вашим взглядом и направляет вас своим собственным. Ваш ребенок по-прежнему будет в основном общаться с помощью жестов, но также начнет понимать, что язык — лучший способ получить то, что он хочет. Возможно, они уже придумали свой собственный символический словарь, например, звук для определенной игрушки. Возможно, их слизь стала звучать как настоящие слова. По мере того, как детский рот становится более развитым, они могут произносить больше согласных звуков. Эти детские лепетания называются protowords , последний шаг перед первым словом!

Хотя в этот момент может показаться, что дети понимают ваши слова, они в основном полагаются на другие подсказки, чтобы понять, чего вы хотите. Если вы резко скажете «нет», они могут прекратить то, что делают. Однако эффект сохранится, если вы скажете «да» или другое слово тем же тоном. Однако к году они начинают слушать и смотреть на вас.

Физическое развитие

Во второй половине жизни вашего ребенка начинается переход к физической независимости. Именно тогда ваш ребенок, скорее всего, сделает свои первые шаги! Дети на этом этапе начинают ползать. Это может проявляться по-разному: некоторые дети чередуют руки и колени, а другие могут подтягиваться на руках. Младенцы также начинают сидеть без посторонней помощи и переходят от сидения к лежанию или ползанию. Когда детям исполняется год, большинство из них могут встать и пройти пару шагов без посторонней помощи.

Мелкая моторика также развивается. Они начинают изучать, что они могут делать своими руками, например, клещевой захват, когда они хватают что-то большим и указательным пальцами. Они также начинают указывать или тыкать указательным пальцем. Теперь они также могут добровольно отказаться от вещей. Вы можете заметить, что дом кажется громче, когда ваш ребенок начинает перемещать предметы: сталкивать блоки, перемещать предметы в разные контейнеры или стучать предметами по полу. Хотя это немного любопытно, важно стимулировать эти новые моторные навыки, поощряя исследование и движение.

Вот некоторые из физических изменений, которые вы можете наблюдать у своего младенца в это время // источник: paths. org

Социальное и эмоциональное развитие

В 8 месяцев младенцы становятся гораздо более социально приспособленными. Теперь они могут сопоставлять соответствующие голосовые эмоции с эмоциональными лицами, то есть, когда они слышат сердитый голос, они сопоставляют его с сердитым лицом. Когда они слышат эмоциональную песню, они могут соединить ее с лицом с соответствующим чувством. Они также могут сопоставлять скорость того, кто говорит, с говорящим соответствующим человеком. В этот момент, когда они смотрят на вас, они одновременно смотрят и слушают то, что вы говорите.

В это время ваш ребенок также начинает распознавать знакомые и незнакомые ситуации. Впервые они могут испугаться незнакомцев, когда их не беспокоило, что их обходят стороной в возрасте 3 месяцев. У них может начать развиваться страх, например, темноты. Ваш ребенок также может начать испытывать тревогу разлуки, когда он понимает, что вы только один, а вас нет рядом. Эта фаза пройдет, когда она начнет понимать окружающее ее пространство и свое взаимодействие с миром.

 

1. Как и в случае с модулем 4-8 месяцев, для получения дополнительной информации об этапах развития, когда следует беспокоиться, а также полезных видеороликов, демонстрирующих эти этапы, см. информацию Pathways об отслеживании этапов развития вашего ребенка в течение первого года жизни. Все эти вехи подтверждены Американской академией педиатрии.

2. По мере того, как ваш ребенок растет и развивается, пришло время изменить способ игры, чтобы воспользоваться его новыми навыками! Вот несколько забавных игровых идей от Babycentre, которые помогут вам сблизиться и посмеяться над ребенком.

 

3. Важно помнить, что все дети разные и развиваются в своем темпе. Вот список вех развития, составленный Американской академией педиатрии, которые часто достигаются к 12-месячному возрасту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *