Психология это душа: Что такое душа? Размышляют психологи и раввин //Психологическая газета

Содержание

Психология души

В современном мире термин «душа» используется и как метафора, и в виде синонима к «внутреннему мира личности», «психике». Именно душа является тем самым главным понятием, что всегда фигурирует в истории психологии.

Психология души человека

Человеческая душа – это некая сущность, благодаря которой рождается свободная воля. Еще Гераклит утверждал, что она занимает особое место в мироустройстве, потому как движет началом всего в этом мире.

Если говорить о понятии «душа» в контексте психологии, то, для начала, следует рассмотреть два этапа эволюции психики:

  1. Первый начался с момента зарождения первичных форм психики. Завершающим периодом этого этапа есть возникновение новой психической организации человека, что знаменует собой некую биологическую эволюцию.
  2. Второй этап характеризуется как культурная революция, в итоге человек приобретает внутренний мир, осознает собственное «я». Наступление этого этапа обусловлено усложнением взаимодействий индивида с окружающим миром. В результате второго периода становления человеческой психики, каждый человек начинает свое существование в среде культуры. Это порождает проявление его внутренних характеристик. Они выражаются внутренними стимулами, мотивирующими выполнение определенного действия. В итоге, это говорит о наличии у человека свободной воли, то есть ему дано право выбора. Источник свободной воли – это душа.

Так, душой психология называет некое психическое образование, которому присуща возможность самоорганизовываться и создавать внутри себя полноценную систему различных взаимодействий из компонентов, противоположных по своей природе.

Психология как женской, так и мужской души являет собой реальность жизни каждой личности. Именно душа обеспечивает взаимодействие человека с окружающим его миром.

 

Статьи по теме:

Перцептивная психика

Подход к научным исследованиям, как правило подразумевает подход, когда исследования проходят от низшего к высшему. Эта статья расскажет о перцептивной психологии, на базе которой было множество открытий о человеческой психике.

Сложные суждения

Суждения разделяют на простые и сложные, которые состоят из простых. В этой статье мы на примерах рассмотрим, что из себя представляют сложные суждения с точки зрения психологии.

Формирование и развитие личности

Из этой статьи можно узнать много интересного о стадиях формирования личности и жизненные этапы, которые, как правило, сопровождаются различного рода кризисами.

Как побороть лень и апатию?

Причин апатии и лени может быть очень много, от простого нарушения режима дня до стресса. Мы расскажем о таких причинах и о том, как наиболее эффективно сними бороться.

 

5. Огонь и душа. Психология. Гераклит

5. Огонь и душа. Психология

Согласно мысли эфесца, единство человека и окружающего его мира состоит, если можно так выразиться, в их «огненности», т.

 е. в том, что и природа человека, и сущность окружающего мира представляют собой проявления космического огня, различных его состояний. Более того, следуя гераклитовской мысли, можно провести параллель между мировым огнем и человеческой психеей (душой). В самом деле, космический огонь, будучи живым и активным началом, схож с человеческой душой и составляет как бы живую душу вселенной; а человеческая же психея (душа), как источник активности и жизни, напоминает космический огонь; и не только напоминает, но и является его проявлением, модификацией. По словам Гераклита, «сухая, сияющая (т. е. огненная. — Ф. К.) душа мудрейшая и наилучшая» (В 118).

«Психея» — это, надо полагать, тонкий вид огня, горение огня или нечто такое, что напоминает пар (или жар). Непосредственно же «психеи испаряются из влаги» (В 12). В качестве испарения, пара или парообразного воздуха душа представляет собой нечто среднее между водой и огнем. Однако у одних людей душа-испарение бывает более влажной, чем у других.

Так, души «большинства» влажны, содержат мало огня, огненного элемента, в то время как души немногих, наилучших и наимудрейших людей, напротив, отличаются преобладанием в них сухого (огненного) сияния. Впрочем, соотношение влажного и огненного элементов в душе не является раз и навсегда данными, неизменным: душа подвержена своеобразному процессу — путям «вверх и вниз». Когда душа становится все более огненной, сияющей и сухой, это путь вверх. Путь же вниз есть процесс утраты душой своей огненности и замещения огненности влажностью, вследствие чего силы души — интеллект и воля — убывают, ослабевают, т. e. душа становится менее «сияющей», более, так сказать, тусклой и неразумной. «Пьяный, ведомый ребенком, шатается и не замечает, куда идет, ибо влажна его душа» (В 117).

Жизнедеятельность человеческой души исполнена противоречия и драматизма, ибо за удовлетворение каждой из своих страстей человек расплачивается частицей животворного огня своей души: «Трудно бороться со страстью: ведь всякое желание сердца исполняется ценою души» (В 85). Поэтому «людям не стало бы лучше, если бы исполнилось все, чего они желают» (В 110). Таким образом, в жизни души заключена ее смерть; человек не может ни игнорировать желания и страсти, ни быть на поводу у них: чтобы жить, он должен вести постоянную борьбу с самим собой, т. е. должен как устоять против их полного удовлетворения, так и воздержаться от полной победы над ними, ибо и в том и в другом случае результат оказывается один и тот же — смерть души. Итак, душа пронизана единством и борьбой противоположностей — жизни и смерти, огненного и влажного элементов.

Процесс увлажнения души на пути «вниз» приводит к распаду души, ее гибели и переходу в другое (жидкое) состояние. «Психеям смерть — воде рождение, воде же смерть — земле рождение; из земли же вода рождается, а из воды — психея» (В 36). Иначе говоря, душа, будучи естественным феноменом, проходит цикл рождения и смерти: распадаясь, она превращается последовательно в жидкость — грязь — землю, которая в свою очередь (не являясь абсолютно мертвым элементом), разжижаясь, превращается в грязь — воду — испарения — психеи.

Для Гераклита психея — разумная (огнеподобная) сторона человеческой природы. Но судя по некоторым сообщениям, на которых, правда, чувствуется влияние философии стоиков, Гераклит учил также о мировой душе, питающейся испарениями от мировой влаги и родственной душам живых существ (см. А 15). С нашей точки зрения, если эфесец и учил о мировой душе, то его мысль сводилась, очевидно, к тому, о чем мы уже отчасти говорили: вечно живой огонь — это «душа» космоса. Признание же мировой души, аналогичной человеческой душе, влекло за собой перенесение на космический огонь признаков разумности и «божественности» (бессмертия). Отсюда, надо полагать, и приписываемое Ипполитом Гераклиту высказывание о том, что огонь разумен и является причиной управления всем (см. В 64). Не исключено, что присущий миру (а стало быть, и его «душе» — огню) логос-разум Гераклит усматривал в наблюдаемой упорядоченности мира и закономерно-ритмическом характере происходящих в нем процессов.

В одном из фрагментов, вошедшем в сборник Г. Дильса, но, по мнению ряда современных исследователей, являющемся сомнительным (т. е. представляющем собой скорее толкование или даже вольный пересказ Гераклита, чем дословную передачу его мысли), говорится: «Подобно тому, говорит он (Гераклит. —

Ф. К.), как паук, находясь посреди паутины, чувствует, как только муха разрывает какую-либо его нить, и быстро бежит туда, заботясь об исправлении нити, так и душа человека, при повреждении какой-либо части тела, туда поспешно устремляется, словно не перенося ущерба в теле, с которым она крепко и соразмерно связана» (В 67 а). Ясно, что в приведенном отрывке речь идет главным образом о тесном единстве души и тела человека. Вместе с тем здесь имплицитно заключена мысль о том, что душа не локализована в определенном месте тела.

Далее. Если считать, что Гераклит проводил аналогию между человеческой и предполагаемой космической душой (огнем-логосом), то можно прийти к следующему выводу: подобно тому как человеческая душа, крепко связанная с телом (и оберегающая его от повреждений), не существует вне тела, так и мировая душа, поддерживающая миропорядок, не пребывает вне вещей и помимо них.

Можно также прибавить, что психея (душа) человека не сосредоточена в какой-либо части тела, подобно тому как мировая психея не ограничена в своем распространении (и в своей власти) какими-либо пределами, вещами и явлениями (см. В 114). И потому если речь идет о пределах или границах человеческой души, глубокий источник и мера (логос) которой коренится в мировой психее, то они столь же недостижимы, как и пределы космической психеи. По-видимому, в этом духе следует понимать и фрагмент Гераклита, который гласит: «По какой бы дороге ты ни пошел, пределов души не найдешь: столь глубок ее логос» (В 45). По мнению М. Марковича (102, 10, 304), во фрагменте 45 речь идет о том, что душа глубоко спрятана в организме человека и находится в испарениях крови, поэтому невозможно найти ее «оба конца» (peirata). Предположение, что душа испаряется из крови, высказывается также О. Гигоном (79, 230).

45.

 Неофрейдизм. Когнитивная психология. Компьютеры. Кибернетика и психология

45. Неофрейдизм. Когнитивная психология. Компьютеры. Кибернетика и психология Направление неофрейдизма, усвоив основные схемы и ориентации ортодоксального психоанализа, пересмотрело базовую для него категорию мотивации. Решающая роль была придана влияниям

Огонь

Огонь Стихия Огня из всех стихий наиболее насыщена энергией ян.Для регулирования Огня в фэн-шуй обычно используется свеча или красный цвет. Рекомендуют больше использовать красный цвет, чем свечи, для снижения опасности пожара. Стихия Огня — это один из примеров, где

21. ОГОНЬ

21. ОГОНЬ Я могу часами сидеть перед камином и смотреть в огонь. На душу сходит дивная тишина и кажется, что видишь необычайные дали и глубины. Радостно играет свет.

Капризно и причудливо ложатся тени. Ласково струится дыхание тепла. И мне чудится, будто в душе моей

21. ОГОНЬ

21. ОГОНЬ Я могу часами сидеть перед камином и смотреть в огонь. На душу сходит дивная тишина и кажется, что видишь необычайные дали и глубины. Радостно играет свет. Капризно и причудливо ложатся тени. Ласково струится дыхание тепла. И мне чудится, будто в душе моей

4. Огонь

4. Огонь Огонь среди элементов занимает одно из самых почетных мест и особенную роль играет у Гераклита и Гиппаса[287]. Все – из огня, и все – в огонь (Гераклит A 1=I 141, 9 – 10; A 5; Гиппас 7). Он и принцип, и элемент, и»природа»(Гераклит A 5). Космос всегда есть, был и будет огнем,

Огонь

Огонь Огонь – устремленные в небо языки пламени, поглощающие материю, возвращающие формы в мир первообразов, мир идей. Сжигая материю, огонь дает свет и тепло, уничтожает нечистое, обеззараживает, очищает.Огонь подобен духу человека, его разуму. Огонь питается формой,

Огонь страстей

Огонь страстей А также огонь может являться символом горящих, клокочущих, извергающихся подобно лаве страстей. Хаотичные эмоции, испепеляющие душу подобно огню пожара, могут превратить ее в пустыню. Например, – огнедышащий дракон, с которым сражаются герои – символ

Огонь

Огонь Огонь в свадебных обрядах участвует в виде свечи, горящего факела и костра (см. «Стихии»).«Свеча на свадьбах служит знамением солнца. Само солнце провожает и встречает молодую».Свеча символ связи с истиной.На Руси свечой трижды обводят вокруг молодых, троекратно

Огонь

Огонь Огонь – устремленные в небо языки пламени, поглощающие материю, возвращающие формы в мир первообразов, мир идей. Сжигая материю, огонь дает свет и тепло, уничтожает нечистое, обеззараживает, очищает.Огонь подобен духу человека, его разуму. Огонь питается формой,

Огонь

Огонь Огонь в свадебных обрядах участвует в виде свечи, горящего факела и костра (см. гл. «Стихии»).«Свеча на свадьбах служит знамением солнца. Само солнце провожает и встречает молодую».Свеча символ связи с истиной.На Руси свечой трижды обводят вокруг молодых, троекратно

ОГОНЬ У ПОРОГА!

ОГОНЬ У ПОРОГА! За много сотен лет человечество предупреждалось о том грозном времени, когда волны огня хлынут на Землю. Пророки, Учителя, ясновидящие, Посвященные в сокровенное Знание, во всех народах, в разные времена, на разных континентах — дружно говорили о

ОГОНЬ НЕДОВОЛЬСТВА

ОГОНЬ НЕДОВОЛЬСТВА Сильный дождь лил в течение нескольких дней, а ручьи наполнялись водой и шумели. Коричневые и грязные, они текли изо всех оврагов и соединялись в более широкий поток, бежавший по центральной части долины; он, в свою очередь, вливался в реку, которая

Огонь и дым

Огонь и дым Весь день было тепло, и находиться снаружи было пыткой. Жар от дороги и воды, уже резкий и проникающий, белые дома делали еще более ярким, а земля, которая была зеленой, стала теперь ярко-рыжей и выжженной. Дождя не было в течение многих месяцев. Небольшой ручей

с. МЕРКУРИЙ КАК ОГОНЬ

с. МЕРКУРИЙ КАК ОГОНЬ Многие трактаты называют Меркурия просто огнем[41]. Он <огонь элементарный> (ignis elementaris)[42], <наш надежнейший природный огонь> (noster naturalis ignis certissimus)[43]: слово <наш> указывает на его <философскую> сущность. Aqua mercurialis [меркуриева вода] названа даже

XIV Огонь

XIV Огонь По сравнению со всеми стихиями, к которым мы обращались до сих пор, – Землей, Водой, Воздухом – Огонь – это самая тонкая субстанция, и, возможно, она соответствует такой силе в Природе, которая превосходит своей мощью и активностью все, что мы только можем на

Исчезновение души и поворот против метафизики: австрийская философия 1874-1918

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта

Укажите

Текстор, Марк, Исчезновение души и поворот против метафизики: австрийская философия 1874–1918 (

Oxford , 2021; онлайн-издание, Oxford Academic, 21 октября 2021 г. ), https://doi.org/10.1093/oso/9780198769828.001.0001, по состоянию на 27 мая 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Исчезновение души и поворот против метафизики: австрийская философия 1874–1918 гг. История западной философии Оксфордская стипендия в Интернете Книги Журналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Исчезновение души и поворот против метафизики: австрийская философия 1874–1918 гг. История западной философии Оксфордская стипендия в Интернете Книги Журналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

Abstract

В книге антиметафизическая ориентация (большой части) аналитической философии прослеживается до дискуссий в австро-германской философии во второй половине девятнадцатого века. Отправной точкой книги является спор об отношении между эмпирической наукой (здесь: психологией) и метафизикой: нужна ли психологии метафизика психических субстанций? Отрицательный ответ повлиял на австрийскую философию второй половины девятнадцатого века и послужил моделью для онтологий, которые обходятся без субстанций. Книга знакомит с интенционализмом Брентано и нейтральным монизмом Маха как двумя антиметафизическими взглядами на изучение психических явлений. Далее он использует австрийскую точку зрения на «психологию без души» как точку зрения, с которой можно реконструировать и оценить непосредственную предысторию и формирование аналитической философии (Уорд, Стаут, Мур, Рассел). В то время как австрийские философы отказались от души, ранние философы-аналитики были счастливы ввести преемника, субъекта, и понимать ментальное как конституированное субъектно-объектными отношениями. Заключительная часть книги возвращается к теме антиметафизики с другой точки зрения. Основное внимание уделяется аргументам Морица Шлика в пользу вывода о том, что метафизика лежит за пределами знания, аргументам, которые уходят корнями в философию разума, обсуждавшуюся в предыдущих частях.

Ключевые слова: Австрийская философия, нейтральный монизм, интенциональность, антиметафизика, аналитическая философия, позитивизм

Предмет

История западной философии

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

Содержание

  • Передняя часть

    • Страница авторского права
    • Благодарности
    • Игроки
  • Расширять Введение
    • Часть 1 Испарение души и другие субстанции

      • Расширять 1 Психология, наука о душе
        • Расширять 2 «Психология без души»
          • Расширять 3 От субстанции и случайности к комплексу и элементу
            • Часть II Управление без души: интенциональность, дуализм и нейтральный монизм

              • Расширять 4 Психическое и физическое, только вопрос перспективы
                • Расширять 5 Ментальное и физическое, внутреннее различие
                  • Расширять 6 Вызов преднамеренности
                    • Часть 3 От

                      Психология без души до Психология с Я и далее: англо-австро-германская ось 1886–1918 гг.
                      • Расширять Передняя часть части
                        • Расширять 7 Кембриджская психология между Лотце и Брентано
                          • Расширять 8 Взлет и падение субъекта: тематическое исследование
                            • Расширять 9 Действие/Содержание/Объект, Действие/Объект или Просто Объект?
                              • Часть 4 Интуиция, метафизика и пределы познания

                                • » data-targeturl=»/book/39197/chapter/3386
                                • «/>
                                • Расширять 10 Односторонний взгляд Брентано на суждение
                                  • Расширять 11 Суд на службе воли: Мах и Иерусалим
                                    • Расширять 12 Природа познания: Авенариус и Шлик
                                      • Расширять 13 Определение границ знания
                                        • Расширять 14 За пределами знаний: интуиция и ценность
                                          • Конец Материи

                                            • Рекомендации
                                            • Индекс

                                          Войти

                                          Получить помощь с доступом

                                          Получить помощь с доступом

                                          Доступ для учреждений

                                          Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

                                          Доступ на основе IP

                                          Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

                                          Войдите через свое учреждение

                                          Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

                                          1. Щелкните Войти через свое учреждение.
                                          2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
                                          3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
                                          4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

                                          Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

                                          Войти с помощью читательского билета

                                          Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

                                          Члены общества

                                          Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

                                          Войти через сайт сообщества

                                          Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

                                          1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
                                          2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
                                          3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

                                          Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

                                          Вход через личный кабинет

                                          Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

                                          Личный кабинет

                                          Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

                                          Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

                                          Просмотр учетных записей, вошедших в систему

                                          Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

                                          • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
                                          • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

                                          Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

                                          Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

                                          Ведение счетов организаций

                                          Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

                                          Покупка

                                          Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

                                          Информация о покупке

                                          Реклама

                                          Реклама

                                          Психология души и загробной жизни

                                          Понятие загробной жизни столь же загадочно, сколь и необходимо. Хотя его существование утоляет наш экзистенциальный страх перед уничтожением, мы не можем понять положение загробной жизни по отношению к другим формам времени и то, как существование собственной загробной жизни соотносится с загробной жизнью других. Некоторые из самых могущественных умов в истории, представители многих культур и большинства религий, разработали сложные описания жизни и загробной жизни, стремясь решить загадку и облегчить экзистенциальные страдания. И они не одиноки — люди веками пытались найти смысл в своем все более разнообразном мире. Смерть бросает вызов осмысленности жизни, и мысль о том, что какая-то часть человека продолжает существовать после смерти, отвечает на этот вызов. Наше представление о душе и загробной жизни смягчает потенциально парализующее признание смертности. В своей лекции Гордон Бермант и Пол Розин пытаются дать количественную оценку загадке загробной жизни и ее функции, проявляющейся в религии и психологии.


                                          Гордон Бермант — преподаватель психологии в Пенсильванском университете. Он получил докторскую степень. Доктор психологии Гарвардского университета и доктор юридических наук Университета Джорджа Мейсона. В Penn он вел семинары по «Воплощенному разуму», «Психология и религия», «Психология и право» и «Судьи и судейство». Он также является лектором в Институте буддийских исследований (IBS) в Беркли, Калифорния, предлагая онлайн-семинар по буддийской психологии для студентов IBS и других семинарий в Теологическом союзе выпускников. Он работал в Калифорнийском университете в Дэвисе в 1968, и преподавал в Вашингтонском университете с 1970 по 1976 год, работая научным сотрудником в Исследовательском центре Баттель в Сиэтле. В период с 1976 по 1997 год он был исследователем и менеджером в Федеральном судебном центре, который является исследовательским и учебным агентством федеральной судебной системы. В 1986 году Гордон стал учеником преподобного Кенрю Т. Цудзи в буддийском храме Экой и с тех пор исповедует син-буддизм. В 2006 году он был избран на двухлетний срок президентом буддийских церквей Америки.

                                          Эксперт в области культурной психологии, Пол Розин интересуется ролью еды в жизни человека, позитивной психологией, значением «естественных» и позитивных и негативных воспоминаний. Используя реакцию отвращения в качестве отправной точки, работа Розина о еде включает сравнительные исследования отношения к еде и функции удовольствия в культурах, включая США, Францию, Индию и Японию. Он исследует, какие факторы окружающей среды (такие как контроль порций) влияют на потребление пищи и как определенные предпочтения возникают из культурных установок. Его интерес к несоответствию между восприятием и реальностью культурных тенденций также включает изучение реальных и сфабрикованных воспоминаний. За всем этим стоит общий интерес к культурной эволюции и историям, которые мы рассказываем себе, чтобы выжить. Доктор Розин является членом Общества психологов-экспериментаторов, дважды был научным сотрудником Центра перспективных исследований в области поведенческих наук, был приглашенным научным сотрудником Phi Beta Kappa и приглашенным научным сотрудником в течение одного года в Фонде Рассела Сейджа.

          Добавить комментарий

          Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *