Психолого-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения подростков // Психология и право — 2011. Том 1. № 4
Аннотация
В данной статье представлено обобщение научно-практических знаний по проблематике возрастных особенностей подросткового развития личности, рассмотрены основные подходы к определению девиантного поведения, которые исходят из различного понимания нормы: социологический, биологический и психологический. Актуальным является современное рассмотрение основных условий и причин возникновения девиантного поведения подростков. Освещаются проблемные области и вопросы, возникающие перед педагогами и психологами в их профессиональной деятельности, при работе с девиантными подростками. Основная задача данной статьи — описание социально-педагогических факторов риска и основных психологических особенностей данного возрастного периода. Основной целью является формулировка ряда актуальных задач для успешной социализации современных подростков с девиантным поведением и условия, при которых возможно их выполнение.
Рубрика издания: Ювенальная юридическая психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Шемякина О.О. Психолого-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения подростков [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. Том 1. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2011_n4/49305 (дата обращения: 13.
06.2023)Фрагмент статьи
Современный этап развития нашего общества характеризуется весьма изменившейся социально-экономической и политической ситуацией. Это влечет за собой серьезные изменения убеждений, взглядов, мировоззренческих позиций как отдельных личностей, так и целых социальных групп. Особое значение имеет формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения. На него оказывают воздействие и конкретная социально-экономическая обстановка в стране, и средства массовой информации, и художественная литература, и, конечно же, ценностные ориентации референтных лиц и групп [2].
На сегодняшний день нет единой точки зрения на определение понятия девиантного поведения и степень его патологичности. Существуют разные подходы к определению девиантного поведения, которые исходят из различного понимания нормы: социологический, биологический и психологический.
<…>
Полный текст
Современный этап развития нашего общества характеризуется весьма изменившейся социально-экономической и политической ситуацией. Это влечет за собой серьезные изменения убеждений, взглядов, мировоззренческих позиций как отдельных личностей, так и целых социальных групп. Особое значение имеет формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения. На него оказывают воздействие и конкретная социально-экономическая обстановка в стране, и средства массовой информации, и художественная литература, и, конечно же, ценностные ориентации референтных лиц и групп [2].
На сегодняшний день нет единой точки зрения на определение понятия девиантного поведения и степень его патологичности. Существуют разные подходы к определению девиантного поведения, которые исходят из различного понимания нормы: социологический, биологический и психологический.
Социологический подход определяет девиацию как отклонение от общепринятых, усредненных стереотипов поведения и выделяет два типа девиантного поведения созидающей и разрушительной направленности. Девиантное поведение деструктивной направленности – совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил. Вследствие этого данный подход отождествляет разрушительную (асоциальную) девиацию только с преступным поведением, уголовно наказуемым, запрещенным законом, и является лишь одной из форм данного вида девиантного поведения.
Биологический подход предполагает существование неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию:
- генетические, передающиеся по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы;
- психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;
- физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.
Психологический подход рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста, а также состояниями умственных дефектов, дегенеративности, слабоумия и психопатии. Причиной возникновения девиаций в поведении и развитии ребенка может быть недостаточная сформированность определенных функциональных систем мозга, обеспечивающих развитие высших психических функций (минимальные мозговые дисфункции, синдром дефицита внимания, синдром гиперактивности). Отклонения такого рода рассматриваются в рамках неврологии и нейропсихологии. Однако во многих случаях необычные формы поведения, отличающиеся от усредненного представления о норме, связывают с особенностями характера или личности.
Социально-психологический подход объясняет причины, влияющие на появление отклоняющегося поведения: девиантное поведение – результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека.
Таким образом, отклоняющееся поведение – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Следовательно, девиантным является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали (В.В. Ковалев, И.С. Кон, В.Г. Степанов, Д.И. Фельдштейн и др.), а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени (Н. Смелзер, Т. Шибутани) [9⎼12].
К основным условиям и причинам возникновения девиантного поведения подростков, как правило, относят:
1. Индивидуально-психологические особенности, способствующие формированию девиаций поведения: нарушения в эмоционально-волевой сфере. Такие особенности, чаще всего, если не являются патологическими, формируются в результате неудовлетворительного, ошибочного воспитания в семье, в результате различного рода нарушений детско-родительских отношений.
2. Акцентуации (чрезмерно выраженные отдельные черты) характера подростка как крайний вариант нормы, при которой отдельные черты характера подростка чрезмерно усилены, при этом существует избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. При определенном стечении обстоятельств такие подростки неожиданно иначе, чем другие, реагируют на явления окружающей жизни, неадекватно поступают, казалось бы, в стандартной ситуации. Как отмечают П.Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А.Е. Личко и др., акцентуации характера необязательно связаны с девиантным поведением подростков, но такие подростки обладают меньшей устойчивостью против пагубного влияния окружающей среды. Ряд типов акцентуации характера как бы провоцируют девиантное поведение несовершеннолетних. Родителям, учителям и другим взрослым, которые наиболее тесно взаимодействуют с подростками, следует учитывать, что в норме большинство детей в подростковом возрасте имеют акцентуации характера [1; 5; 6].
3. Бурно протекающий подростковый кризис, стремление к взрослости на фоне противоречий физиологического и психического развития (отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими и противоречивость в действиях и поступках). Часто неадекватное, вызывающее поведение несовершеннолетних в подростковом возрасте (что, собственно, является нормой в этом возрасте) в результате неправильного, неграмотного реагирования родителей, учителей и других взрослых закрепляется и укореняется. При этом следует отметить, что часто взрослые не в состоянии грамотно реагировать на поведение подростков из-за своих собственных комплексов. Подростковый возраст детей в первую очередь обнажает психологические проблемы их родителей.
4. Негативное влияние стихийно-группового общения в формировании личности подростков. Основным видом деятельности подростков является общение, хотя они в своем большинстве и не умеют это делать грамотно и конструктивно. Примечательно также, что грамотно и конструктивно общаться их специально никто и не учит, поэтому основными источниками научения являются семейные и «киношные» образцы общения. Очень велико влияние референтной группы подростков, так как процесс освоения ими общественных норм и ценностей происходит через неформальную группу. Отверженность в семье, изоляция в классном коллективе вынуждают искать среду обитания вне больших, организованных коллективов, в кругу себе подобных, в сфере стихийно-группового общения. Последнее же является важным фактором социализации несовершеннолетних, здесь подростки находят условия и возможности для собственной самореализации и самоутверждения. Стихийно-групповое общение ведет к усилению девиантного поведения, но, как показывают практика и научные исследования, все зависит от характера и направленности группы: если групповое общение имеет антиобщественную, криминальную направленность, то и характер девиантного поведения подростка будет усугубляться, а его деятельность приближаться к криминальной, общественно опасной.
5. Социально-педагогические причины, среди которых выделяются семья (родительская) и школа. Противоречивость внутрисемейного общения и отношений в подростковом возрасте особенно остро проявляется в функционально несостоятельных семьях, не выполняющих или выполняющих формально свою ведущую функцию – воспитание полноценного человека. К таким относятся криминальные, конфликтные, педагогически несостоятельные, педагогически пассивные, антипедагогические семьи. Но и в функционально-состоятельных семьях подростковый возраст создает множество проблем, неправильное их решение приводит к девиациям в поведении подростков. Школа, как правило, подхватывает ошибки родителей во взаимодействии с подростками и усугубляет их, закрепляя тем самым девиантное поведение несовершенолетних.
6. Школьная дезадаптация также является одной из причин появления девиаций поведения, как правило, агрессивной и социально-пассивной направленности. Педагогические ошибки, особенно на ранних этапах обучения, порождают психосоциальные проблемы личности дезадаптирующего характера, которые, не будучи разрешенными в младшем школьном возрасте, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития несовершеннолетних и в подростничестве резко изменяют поведение несовершеннолетних в негативную сторону: агрессия, склонность к употреблению психоактивных веществ и уходу в виртуальный мир (компьютерная и интернет-зависимости), самовольные уходы из дома и школы на длительное время, отказ от обучения и т. д.
Таким образом, к отклоняющемуся (девиантному) поведению относятся различные действия подростков агрессивного, антисоциального, аддиктивного характера (алкоголизм, токсико- и наркомания), различные правонарушения и такие типично подростковые реакции, как оппозиция, побеги из дома, группирование со сверстниками. Последние формы обычно не носят патологический характер и должны с взрослением исчезать [2; 5].
Подростковый этап развития является сенситивным периодом для формирования личности, смысложизненных представлений, ценностных ориентаций. Естественная неустойчивость жизненной позиции в этот момент, отсутствие референтных лиц для обсуждения смысложизненных проблем (исследования показывают, что наиболее референтной группой для обсуждения смысложизненных проблем является «кто-то другой», не присутствующий в данном моменте жизни, зачастую абстрактный человек), а также отсутствие условий для удовлетворения нормативной, ведущей для данного возраста потребности в самоутверждении, фрустрация базовой потребности личности в общении со сверстниками – это далеко не полный перечень проблем, детерминирующих появление группы риска, асоциального и девиантного поведения. Дело еще усугубляется тем, что большинство населения не знакомо с закономерностями становления личности на определенных возрастных этапах [1]. По этой причине эмоциональные барьеры, такие как неуверенность в ценностности собственного «я»; переживание ущербности по сравнению с окружающими и подобные значительно усложняют процесс общения и заставляют подростков искать другие способы самоутверждения. Такими альтернативными формами самоутверждения личности может оказаться, в частности, наркотизация (алкоголизм, наркомания, токсикомания), тяга к материальному обогащению любыми способами, чтобы доказать свою самодостаточность с позиций самомнения, невзирая на уже очевидно криминальный характер подобного поведения, ярко свидетельствующего о духовной нищете [3].
Особенности подросткового возраста
- средний школьный возраст (от 9-11 до 14-15лет) называют отроческим, или подростковым;
- процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существует и «детское» и «взрослое»;
- центральное новообразование отрочества ⎼ чувство взрослости, – возникающее представление о себе как уже неребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым;
- ведущие позиции начинают занимать общественно полезная деятельность и общение со сверстниками;
- возраст характеризуется перестройкой мотивационной сферы (в том числе наполняются новым смыслом и уже существующие мотивы), интеллектуальной сферы (проявляются элементы теоретического мышления и профессиональная направленность интересов и планов), сферы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, личностной сферы – самосознания.
Возникшее у подростка чувство взрослости проявляется как субъективное переживание готовности быть полноправным членом коллектива взрослых. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится им быть и считаться. Своеобразие заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но полноценной взрослости еще нет, хотя проявляется потребность в признании ее окружающими. Претензии подростка на новые права распространяются прежде всего на сферу его отношений со взрослыми. Он начинает сопротивляться требованиям, которые раньше выполнял; обижается и протестует при попытках ограничить его самостоятельность. У него обнаруживается обостренное чувство собственного достоинства, и он претендует на большее равноправие со взрослыми. Создается специфическая для этого возраста ситуация: права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и достоинства, на доверие и предоставление самостоятельности [1].
Специфика данного возраста хорошо описывается с применением частицы «НЕ»:
НЕ хотят учиться так, как могут;
НЕ хотят слушать никаких советов;
НЕ убирают за собой;
НЕ делают домашние дела;
НЕ приходят вовремя.
В это время они бросаются в активное узнавание различных аспектов жизни, активное опробование своих новых ролей. Им не нужны ничьи советы, ведь им необходимы собственные ошибки.
Таким образом, фундаментальным приоритетом в проблеме девиантного подросткового поведения является профилактическое направление в деятельности всех структур, звеньев, специалистов, причастных к ее решению. Известно, что профилактика девиантного поведения связана с необходимостью выделения факторов риска, в числе которых важно отметить, прежде всего, макросоциальные и макроэкономические условия: затянувшийся экономический кризис; резкие изменения в социальном устройстве общества; незавершенность разработки правовой базы; экологическая и демографическая катастрофы; активная социокультурная интервенция Запада и Востока, детерминирующие деструкции традиционных социальных, культурных, поведенческих стереотипов, утрата ценностных ориентиров и идеалов, разрушение духовной целостности субъекта жизнедеятельности, фрустрированность базовых потребностей человека [6]. В числе социально-педагогических факторов риска важно отметить безнадзорность, семейную и педагогическую запущенность, продуцирующие конфликтогенное сознание и в своих крайних проявлениях извращенное восприятие мира. В числе психологических факторов важное место на подростковом этапе занимают подростковые поведенческие реакции: эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения, хобби, формирующиеся сексуальные влечения и др. [4]. Основным мотивом подростковой группы риска является именно поисковая деятельность, стремление познать необъятное, а также групповое мнение и групповое поведение. Вовлечению подростков в группу риска способствуют также отсутствие информированности о нормативном развитии и искаженные сведения о действии наркотических средств и о последствиях их применения. При этом запретные меры по их употреблению усиливают влечение и способствуют включению подростков в группу риска [6].
Приведенные выше факторы позволяют наметить основное направление профилактики в психолого-педагогической работе среди детей, подростков и их родителей ⎼ это просветительская деятельность, но не в плане «страшилок по поводу …», которые малоэффективны, а порой приводят к обратному результату, являясь средством извращенного самоутверждения. Основной формой работы с подростками должно стать обучение «тактике отказа» (умению сказать нет) в любых жизненных ситуациях.
Другим, не менее важным аспектом психолого-педагогической деятельности является формирование здоровых поведенческих стереотипов путем оживления позитивной поисковой деятельности, развитие любознательности, кругозора. Формирование ценностности развития на основе приобщения к истинным, классическим ценностям культуры и социальной жизни [7]. В связи с этим для успешной социализации подростков с девиантным поведением весьма актуальными оказываются следующие задачи.
Способствование становлению личности подростка посредством создания благоприятных условий экономического и социального уровня: удовлетворенность базовых потребностей человека (еда, одежда, жилье), социальная востребованность личностных параметров каждого пришедшего в этот мир и искренняя заинтересованность в реализации возможностей каждого.
Психолого-педагогическая помощь в принятии общечеловеческих ценностей как субъективно значимых; в вырабатывании отношения к психоактивным веществам как к средствам порабощения личности, способствующим подчинению чужой воле и не дающим основания для решения своих проблем; обучение подростка умению противостоять чужому влиянию, подавляющему его волю и собственные интересы; стимулировать готовность к самостоятельному решению жизненно важных проблем; помогать в овладении позитивными способами самоутверждения, самореализации.
Создание условий для личностного роста и формирования позитивных основ социальных коммуникаций в условиях тренинговых групп личностного роста, где подростку предоставляется возможность решения ряда личностно важных задач.
Психолого-педагогическая деятельность по средствам просветительской, диагностической и тренинговой работы, направленная на понимание и закрепление социально- психологических знаний, по развитию способности познания себя и окружающих, умения диагностики и коррекции личностных качеств и свойств, навыков снятия различного рода психологических барьеров, обучение приемам релаксации, саморегуляции и др.
Решение названных задач возможно лишь при условии, что психолог и педагог будут теоретически и практически готовы к творческой реализации личностно-ориентированного подхода и принципов гуманистической направленности обучения и воспитания растущего человека. Следует подчеркнуть, что взгляды, убеждения психолога и педагога воспринимаются как субъективно значимые лишь тогда, когда подросток видит в нем сильную личность, человека с определенной жизненной позицией, достойной уважения.
Работа по профилактике девиантного поведения подростков будет эффективной, если и психологи и педагоги будут обладать знаниями и умениями по оценке личности подростка, его мировоззренческих позиций, взглядов, отношений, психического и физического состояния данного возрастного периода.
В ходе психолого-педагогической работы, направленной на формирование у подростка ценностно-смысловой сферы, и педагоги и психологи в своей деятельности просто обязаны давать основы для формирования здоровых мировоззренческих отношений, для выработки критического отношения к нездоровому образу жизни, умения отстаивать свою жизненную позицию, свои жизненные принципы; для овладения адекватными способами самоутверждения; давать примеры самостоятельного решения своих личных проблем [8].
Важным моментом в профилактической работе является обучение подростка навыкам, позволяющим адекватно реагировать на возникающие неоднозначные жизненные ситуации на интеллектуальной основе, посредством оценки ситуации и выработки основных тенденций выхода из нее.
Существует стереотипность педагогов по отношению к подросткам:
- неизменность общественного положения ⎼ подросток по-прежнему школьник;
- полная материальная зависимость от родителей;
- привычный стиль взрослых в воспитании – направлять и контролировать;
- сохранение детских черт в поведении.
Важно обсуждать с подростками проблему прав и обязанностей каждого человека, в том числе родителей, по отношению к самому себе. Поэтому успешность воспитания подростка и профилактики формирующегося девиантного поведения в немалой степени зависит от преодоления стереотипного отношения к подростку как к ребенку.
Таким образом, эффективность психолого-педагогической профилактики предупреждения девиантного поведения во многом зависит от социально-политических, социально-экономических, культурно-исторических условий и от уровня соответствующей готовности психологов, педагогов, их личных принципов, ценностных ориентаций, способностей и умений.
Литература
- Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1997.
- Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения. СПб., 1993.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.
- Заиченко Н.У. Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде. Учеб.-метод. пособие. М., 2007.
- Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. М., 2004.
- Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001.
- Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж. 1996.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.,1994.
- Смелзер Н. Социология. М., 1998.
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для учителей и родителей. М., 1997.
- Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. М., 1982.
- Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1999.
Шемякина Ольга Олеговна, преподаватель кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: [email protected]
Метрики
Просмотров
Всего: 8419
В прошлом месяце: 48
В текущем месяце: 20
Скачиваний
Всего: 3794
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1
Как распознать, что ребенок стал жертвой агрессии
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Общество
29.10.2018 11:15
Поделиться
Ксения Колесникова
Трагедия в Керчи вновь поднимает вопрос: а что мы действительно знаем о том, чем живут наши дети? Может ли учитель вовремя распознать предпосылки агрессивного поведения? Помогут ли различные психологические тесты? Об этом «РГ» рассказала доцент кафедры юридической психологии и права факультета Юридической психологии МГППУ Варвара Делибалт.
По каким признакам школьные учителя могут распознать предпосылки к агрессии у школьника?
Варвара Делибалт: Агрессивное поведение типично для детей и подростков, часто оно говорит о трудностях, с которыми сталкиваются ребята. Такое поведение в школе может проявляться в виде физического (драки, удары, толчки) или психического насилия (оскорбления, насмешки, коллективное игнорирование, жестокие розыгрыши, распространение слухов, угрозы). Может проявляться в интернете.
Если ученик в подавленном настроении, сторонится одноклассников, избегает массовых мероприятий в школе, негативно реагирует на сигнал нового сообщения на смартфоне, отпрашивается с уроков, объясняя это плохим самочувствием, наносит себе порезы, ожоги и так далее, — все это может быть признаком того, что ученик стал жертвой агрессии со стороны сверстников. Иногда именно длительная травля становится одним из факторов, когда жертва, не получая помощи и решения проблемы буллинга, выражает свое состояние в агрессивных действиях.
А другие отклонения?
Варвара Делибалт: Именно учитель может первым заметить, что ребенку нужна помощь психолога. Но каждый вид девиантного поведения (рискованное, суицидальное зависимое, агрессивное и другие) имеет свои признаки. И тут мощным подспорьем станет Навигатор профилактики отклоняющегося поведения, разработанный нашим университетом по запросу Министерства образования и науки (сегодня — Министерства просвещения). Он создан специально для педагогов. Из него, например, можно узнать список популярных у школьников, но смертельно опасных увлечений: зацепинг, руфинг, экстремальное селфи и другие… По каким признакам их можно заподозрить? И самое главное — что делать, если узнаешь о рискованном хобби подростка? Как ему помочь? Составлен простой и понятный список конкретных шагов для учителя.
Девиантное поведение — сложная междисциплинарная проблема, поэтому в памятках акцент поставлен на ранней профилактике, адресной помощи и комплексной работе команды специалистов (педагогов, психологов, социальных педагогов, специалистов других ведомств).
Какие психологические тесты сейчас дают школьникам? Правда ли, что большинство из них разработаны по зарубежным методикам?
Варвара Делибалт: Для работы с социальными рисками необходимо подбирать чувствительные тесты, позволяющие своевременно помочь ребенку. Есть и отечественные разработки, и зарубежные, адаптированные для нашей действительности (методики диагностики агрессивности, дезадаптации, технологии оценки рисков и т.д.). При этом важно увидеть уязвимость ребенка к конкретным факторам риска, которые могут усилить формирование поведенческих проблем, и вести работу целенаправленно.
Девиантное поведение, буллинг, скулшутинг — это проблемы, с которыми общество сталкивается не только в России, но и в других странах. Поэтому для решения этих проблем важно объединять усилия. Однако существует острая потребность в проведении масштабных исследований современного детства, выстроенных по единой схеме на территории всей страны. Нужно уточнять, как изменились нормы психического и психологического развития, заново валидизировать некоторые методы диагностики, модифицировать имеющиеся или разрабатывать новые технологии помощи. Такая задача стоит перед всем научным сообществом.
Как меняются программы подготовки школьных психологов с учетом ЧП, которые происходили в российских школах в течение нескольких последних лет?
Варвара Делибалт: Если говорить о подготовке специалистов в области работы с социальными рисками и девиантным поведением, то более 8 лет назад факультет юридической психологии МГППУ вместео с Московским университетом МВД принимал участие в разработке ФГОС «Педагогика и психология девиантного поведения». И с тех пор мы, а также еще 22 гражданских ВУЗа страны (помимо ведомственных) готовят таких специалистов.
У нас также есть магистерская программа «Юридическая психология и детство: экспертиза, сопровождение, профилактика», а в Университете — магистерская программа «Школьная психология», которая непосредственно готовит школьных психологов по актуальным направлениям, включая профилактику нарушений поведения. Сейчас наш факультет апробирует программу повышения квалификации для педагогов-психологов всех уровней образования «Профилактика девиантного поведения обучающихся в образовательной среде», которая была разработана в этом году непосредственно для школьных психологов с учетом острых и актуальных проблем.
Многие ли из выпуска реально идут работать в школы?
Варвара Делибалт: МГППУ — психологический вуз, у нас 6 факультетов, готовящих специалистов-психологов в разных направлениях. Мой факультет юридической психологии выпускает ежегодно более 100 специалистов, многие из которых (около 70%) идут работать в детские сады, школы, колледжи, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а также учреждения социальной сферы. Мы стараемся поддерживать связи со своими выпускниками, нередко они принимают на своих базах наших студентов на практику.
Но все-таки школьных психологов не хватает…
Варвара Делибалт: Прошло несколько дней после трагедии в Керчи. И если посмотреть комментарии подростков в пабликах социальных сетей, то можно увидеть: сами ребята пишут о том, как необходима сегодня помощь психолога.
Важно, чтобы в образовательных организациях работали специалисты разных направлений: педагогические, социальные, клинические, юридические психологи (в том числе специалисты в области педагогики и психологии девиантного поведения), психологи-консультанты. Это как с поликлиникой: каждый врач занимается лечением конкретных заболеваний, при этом никому в голову не придет требовать от офтальмолога лечить болезни желудка, а от гастроэнтеролога — болезни глаз. В этом смысле в школах и колледжах должны работать многопрофильные психологические службы, в которых, например, педагогический психолог занимается проблемами учебной деятельности, а юридический психолог или специалист в области педагогики и психологии девиантного поведения — помогает группам риска. Сейчас часто в школе работает один психолог, а его нагрузка очень высокая. Ситуацию необходимо менять.
Поделиться
Семья и детиМассовое убийство в керченском колледже
BCJ 565 Девиантное поведение
- Домашняя страница
- Все онлайн-программы получения дипломов и сертификатов
- BCJ 565 Девиантное поведение
BCJ 565 Девиантное поведение
Единицы за 3 семестра
Девиантное поведение исследует девиантное поведение с точки зрения ключевых социологических точек зрения и теорий. Курс предоставляет реальные примеры девиантного поведения, чтобы стимулировать критическое осмысление девиантного поведения и его влияния на личном уровне и на общество в целом.
Цели курса
После успешного завершения этого курса студенты смогут:
- Описывать различные концепции и ключевые термины, связанные с отклонениями.
- Обсудите реакцию общества на отклонения.
- Продемонстрировать понимание различных теорий отклонения, включая их развитие, применение, критику и глобальные перспективы.
- Опишите девиантную карьеру и девиантную карьеру.
- Продемонстрировать мастерство академического письма, связанного с девиантным поведением.
Если вы заинтересованы в прохождении этого курса, ознакомьтесь с программой получения степени или сертификата ниже:
> Изучите программы уголовного правосудия
Часто задаваемые вопросы об онлайн-курсах CCU
1. Могу ли я пройти один курс?
Нет. В настоящее время учащиеся могут записываться только на программы сертификации или получения степени и не могут записываться на один курс. Мы призываем вас изучить все программы, чтобы найти сертификат или программу получения степени, которая лучше всего соответствует вашим потребностям.
2. Сколько длится каждый курс?
Все наши программы рассчитаны на самостоятельное обучение. Это означает, что вы можете выполнять свою курсовую работу так быстро или так медленно, как позволяет ваше расписание, при условии, что вы проходите один курс каждые шесть месяцев, чтобы оставаться активным студентом с хорошей репутацией.
3. Как устроен курс?
Этот курс состоит из четырех разделов и заключительного экзамена. В каждом блоке есть обязательное эссе и экзамен с несколькими вариантами ответов в открытой книге.
4. Нужен ли мне учебник для этого курса?
Да. Для каждого курса образовательных программ, предлагаемых Калифорнийским прибрежным университетом, требуется закрепленный за ним учебник. Чтобы помочь студентам справляться с высокими расходами на учебники, CCU предлагает аренду библиотеки для всех необходимых текстов.
Студенты также могут получить учебники в своем районе или через интернет-источники, если они не хотят пользоваться арендованной университетской библиотекой. В Интернете есть много ресурсов для аренды, покупки и продажи учебников. Если вы хотите приобрести свои учебники или заинтересованы в изучении других способов доставки (цифровые версии или версии в формате PDF), мы составили удобную страницу ресурсов учебников для студентов, которые хотят изучить другие варианты.
5. Это аккредитованный курс колледжа?
Да. Калифорнийский прибрежный университет имеет аккредитацию Комиссии по аккредитации дистанционного образования (DEAC) . DEAC внесен в список Министерства образования США как признанное на национальном уровне аккредитационное агентство.
6. Что делать, если мне нужна дополнительная информация об этом курсе?
Свяжитесь с нами. Вы также можете загрузить брошюру CCU или заполнить онлайн-форму запроса информации.
Знаете ли вы, что Калифорнийский прибрежный университет предлагает доступных вариантов оплаты обучения , чтобы помочь вам получить образование, которого вы заслуживаете?
Готовы перейти на новый уровень образования?
Мы понимаем, что принятие решения о начале или окончании учебы является важным решением.
Свяжитесь с нами сегодня, и мы поможем ответить на любые ваши вопросы. Или, если вы готовы начать, подайте заявку прямо сейчас!
Подать заявку Запросить информацию
ХОТИТЕ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ?
Получить брошюру CCU.
Брошюра по электронной почте!
Практическая модель профилактики девиантного поведения обучающихся младших классов
Реферат
Актуальность работы обусловлена объективной необходимостью психолого-педагогического анализа содержания, структуры и динамики девиантного поведения младших школьников, в определении путей и средств их своевременной профилактики. выявить и обосновать наиболее эффективные методы в воспитательном процессе и при изучении возможности применения педагогических мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Исходной точкой, на которую опирались авторы, является мысль о том, что сочетание нескольких методов коррекции даст более устойчивый результат, поскольку по существу все методы направлены на обучение ребенка борьбе с проявляющимися вредными привычками (творческие кружки по интересам). детей). Однако при применении тех или иных методов коррекции следует учитывать целый комплекс факторов: возраст, индивидуальные психологические и медико-биологические, индивидуальные условия воспитания, соотношение социально-психологических факторов и уровень социальной адаптации. В данной статье выделены педагогические условия социально-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения младших школьников на основе особенностей социального воспитания. Показано, что комплексная диагностика учащихся в семье, изменение социальной среды жизнедеятельности путем включения ее в игровые формы общественно-полезной деятельности должна осуществляться на основе общих принципов воспитательного процесса с учетом учитывать специфику педагогически запущенной деятельности.
Ключевые слова: Метод коррекции девиантного поведения несовершеннолетние правонарушителипедагогическая запущенность роль педагога
Введение
В данной статье произведен анализ педагогических условий социально-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения младших школьников исходя из особенностей социального воспитания. Подчеркивается, что комплексная диагностика обучающихся в семье, изменение социальной среды жизнедеятельности путем включения ее в игровые формы общественно-полезной деятельности должны осуществляться на основе общих принципов воспитательного процесса с учетом учитывать специфику педагогически запущенной деятельности. Исследования представляют интерес для учителей с целью применения в начальной школе методов, средств и способов профилактики девиантного поведения младших школьников во внеурочной деятельности.
Постановка проблемы
В последнее время в России большую озабоченность государственных органов и общества в целом вызывает увеличение числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении, рост безнадзорности. Эта негативная ситуация вызывает особое беспокойство при их проникновении в среду младших школьников, что негативно сказывается на их адаптации и социализации. В связи с этим роль профилактической деятельности учителя начальных классов, являясь референтом, может оказать существенную помощь семье и самому ребенку. Педагог по работе с трудными детьми должен иметь на вооружении специальную методику формирования положительной мотивации поведения у подростков-правонарушителей, включающую систему мероприятий: педагогическую диагностику мотивации поведения подростков, определение асоциальных компонентов поведенческой деятельности. личности с помощью психолога, социального педагога. Выбор и применение этих мер воздействия в учебно-воспитательном процессе должны соответствовать особенностям, режиму дня и желаниям подростка.
Обострение кризиса в современном обществе проявляется не только в политической, экономической, но и в социальной и культурной сферах жизни, что соответственно порождает формирование очагов международного терроризма, рост террористических актов, где несовершеннолетние школьники встречаются редко. В связи с этим очень важна работа педагогов с несовершеннолетними правонарушителями, учащимися, поведение которых не соответствует требованиям дисциплины и нравственности. Таких детей называют «школьниками с отклонениями в поведении», «педагогически запущенными», «дезадаптированными», «детями группы риска». В отечественной психолого-педагогической литературе эти дети представлены как группа детей повышенного социального риска.
Вышеперечисленные категории и группы детей в характеристике девиантного поведения необходимы для разработки методов профилактики и его профилактики.
С появлением в социально-профессиональной структуре общества статусно-ролевой позиции педагога, что привело к выделению педагогики в самостоятельную область гуманитарного знания, определение образования сузилось: «Воспитывая человека в широком педагогическом смысле — это целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством людей, учителей, педагогов, воспитателей, включающий все виды учебных занятий и внеаудиторную, специально проводимую воспитательную работу» (Велев, 2012).
В Большой российской педагогической энциклопедии под редакцией Давыдова (1998) дается следующее определение коррекционно-воспитательной работы: «коррекционно-воспитательная работа, система специальных приемов и мероприятий, направленных на преодоление или смягчение недостатков в развитии аномальных детей. В в отечественной педагогике это понятие направлено не только на исправление отдельных нарушений, оно охватывает все категории ненормальных детей и осуществляется совместной деятельностью педагогов и врачей» (с. 54).
Исследовательские вопросы
Обосновать необходимость применения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних как метода коррекции девиантного поведения; выявить необходимость коррекционно-воспитательной деятельности как одного из методов воздействия на несовершеннолетних правонарушителей; изучить современное состояние педагогической и социокультурной науки в области диагностики и коррекции девиантного поведения.
Цель исследования
Цель исследования — выявление наиболее эффективных методов коррекции девиантного поведения в воспитательном процессе и изучение возможности применения педагогических мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.
Методы исследования
Применялись теоретические (анализ, синтез, моделирование, обобщение) и эмпирические (педагогический эксперимент, биографический метод, наблюдение) методы исследования.
Находки
Целесообразность и необходимость проведения коррекционно-педагогической работы в системе образования в современных условиях обусловлены как внешними социально-педагогическими обстоятельствами (изменение социальной ситуации, изменение нравственных ценностей и нравственных требований), так и особенностями внутренние психические процессы, происходящие в духовном мире подростков, в их сознании, отношении, отношении к социуму. Кроме того, как отмечают исследователи, целесообразность корректирующих действий мотивируется рядом показателей неблагополучия в развитии подрастающего поколения. Основные из них — нарушение общения в системе отношений «ребенок-взрослый» и «ребенок-сверстник», потеря взаимопонимания, распад прежних форм воспитания; низкий уровень успеваемости, значительно расходящийся с потенциальным уровнем ребенка; поведение, отклоняющееся от социальных норм и требований; эмоциональный стресс и депрессия; наличие экстремальных кризисных жизненных ситуаций; кризисы аномального развития, которые, в отличие от нормативных возрастных кризисов, не связаны с завершением цикла развития, не ограничены во времени и носят крайне деструктивный характер, не создавая условий и не способствуя формированию психологических новообразований, знаменующих переход к новому возрастной цикл и др. (Карвасарский, 1990).
Среди наиболее популярных методических приемов коррекции девиантного поведения необходимо выделить наиболее эффективные методы в воспитательном процессе и изучить возможность использования педагогических мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.
Применение принудительных мер воспитательного характера связано с установлением определенного педагогического режима в отношении несовершеннолетних (правонарушителей) (установление надзора за родителями или лицами, их заменяющими, ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, предупреждение). Важность школьной социализации на сегодняшний день объясняется, прежде всего, обязательным и длительным пребыванием ребенка в образовательном учреждении. Коррекция девиантного поведения должна осуществляться на основе общих принципов воспитательного процесса с учетом специфических особенностей педагогически запущенных детей. Педагог в работе с трудными детьми должен быть вооружен специальной методикой формирования положительной мотивации поведения у подростков-правонарушителей.
Практически всегда вынужденная адаптация детей является проблемой, которая отражается как на организме ребенка, так и на его психике. Здесь понимается, что этот процесс может привести к ряду проблем соматического и психосоматического спектра, возникающих под влиянием стрессовых факторов (Кириллов, 2013).
Стресс в период адаптации очень часто, в частности к школе, проявляется в случаях, когда ребенок не посещал детский сад и, соответственно, менее приспособлен к социальным взаимодействиям, чем его сверстники. В этой ситуации главную роль играет страх неизвестности (в незнакомой обстановке) и страх неодобрения и отказа (учителя и/или новых товарищей).
Несовершеннолетние с отклонениями в поведении младших классов, помимо индивидуализированного подхода, требуют также учета их интеллектуального развития, психологической совместимости в группе.
Формы и методы работы учителя с родителями или законными представителями учащегося с отклонениями в поведении должны быть направлены на повышение педагогической культуры, укрепление взаимодействия школы и семьи в целом. Наиболее эффективной профилактической работой с девиантным поведением несовершеннолетних правонарушителей является организация совместной деятельности младших школьников, педагогов, социальных педагогов, воспитателей, психологов и родителей.
Современное состояние педагогической и социокультурной науки в области диагностики и коррекции девиантного поведения у подростков характеризуется, прежде всего, стремлением исследователей проникнуть в глубинные процессы, понять их социальную и природную сущность. Также следует рассматривать в единстве все компоненты, влияющие на развитие иммунитета психологического механизма, а также стремление к совершенствованию поиска путей преодоления девиантности (Зиннуров, Красильников, Гайфутдинова, 2014).
Прежде чем рассматривать понятие «начальная стадия девиантного поведения», необходимо уточнить сущность и социально-педагогические причины проявления просто девиантного поведения. На сегодняшний день нет единой точки зрения на определение понятия девиантного поведения, неясно, насколько оно патологическое. Существуют разные подходы к определению девиантного поведения, которые исходят из разного понимания нормы: социологического, биологического и психологического. Одни считают, что речь идет обо всех отклонениях от одобряемых обществом социальных норм, другие предполагают, что под этим понятием охватывается только нарушение правовых норм, третьи — разные виды социальной топологии (алкоголизм, наркотики, убийства) (Веблен , 1984).
Одним из методов коррекции девиантного поведения в образовательном процессе является учебно-коррекционная деятельность, представляющая собой единый процесс эмоционально-познавательного характера. Этот метод позволяет корректировать не только внешнюю сторону учебно-познавательной деятельности, но и внутреннюю, выражающуюся по отношению к учащимся в процессе обучения. Особенность коррекционно-воспитательной деятельности выражается в том, что она охватывает не только всю совокупность педагогических воздействий на личность несовершеннолетнего правонарушителя, но и на детей с отклонениями в поведении.
Коррекция девиантного поведения должна начинаться с правильной организации досуга учащегося. Поэтому при определении целей и задач коррекционно-педагогической деятельности необходимо исходить из ближайшего прогноза развития подострой, а не сиюминутной ситуации ее девиантного поведения. Педагоги знают, что первый шаг – не допустить дальнейшей деградации личности несовершеннолетнего правонарушителя. Помочь ей изменить убеждения непросто, но это важный шаг к формированию творческого взгляда на жизнь.
При применении рассматриваемых мер необходимо также напомнить о мерах принудительного характера, регулируемых решением суда, в рамках которых характерен комплексный подход к профилактике, коррекции, реабилитации.
Своеобразие педагогического обеспечения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей в первую очередь определяется особенностями условий, в которых они реализуются. Возникает вопрос: как это проявляется? Следует отметить, что применение вышеуказанных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним не связано с ограничением свободы и их изоляцией от общества. Однако за несоблюдение тех или иных правовых мер при определенных условиях к ним могут быть применены более строгие меры наказания — лишение свободы. Несомненно, что при методически правильно организованной работе этот фактор может оказать положительное коррекционное воздействие на подростка. Такое положение объясняется тем, что ребенок не отрывается от привычной ему среды, сохраняются его общественно полезные связи с семьей, у него есть возможность продолжить обучение в бывшем учебном заведении и, при необходимости, жить дома. Широкое задействование роли семьи как микроокружения несовершеннолетнего правонарушителя в процессе его социализации очень велико.
Следует отметить, что психолого-педагогическая, социальная и медицинская помощь также является основой обязательных воспитательных мероприятий. Эти меры направлены на то, чтобы помочь подростку в развитии навыков управления собственным поведением. При этом базовые ценности общества открыты и доступны подростку.
Применение принудительных мер воспитательного воздействия связано с установлением определенного педагогического режима в отношении несовершеннолетних правонарушителей (надзор за родителями или лицами, их заменяющими, ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, предупреждение), что способствует формированию просоциального, законопослушного поведения в ювенальном опыте. Педагогически целесообразная ситуация надзора, контроля, воспитательного воздействия при правильной организации побуждает подростка к подчинению обстоятельствам, позволяет ему осуществлять осознанный выбор, лишенный нравственно-волевых качеств, ответственности за свое поведение, укрепляя и расширяя общественно полезные связи, приобщение к работе, способствует предупреждению негативных проступков и приобретению положительного опыта жизнедеятельности (Казакова, 2015).
В работе с трудными детьми воспитатель должен быть терпимым и понимать различия во мнениях и убеждениях. В то же время учитель должен развивать и у учащихся эти качества, так как способность понимать других людей, узнавать сходные черты и различия является основным условием, необходимым для взаимодействия с другими людьми.
Таким образом, педагоги, выполняя свои функции, должны уделять больше внимания реализации учебного плана, но не забывая при этом о такой важной функции, как социализация личности, адаптация, обеспечение вхождения ребенка в жизнь. И как уже было сказано выше, начинать все эти работы необходимо с младших (начальных) классов, когда дети еще не до конца осознают роль школы и учителя в их жизни. Главное, чтобы основная деятельность психолога и педагога была направлена на коррекцию не только самого девиантного поведения, но и закрепление системы ценностей ребенка, укрепление его самооценки, поиск внешних и внутренних ресурсов, повышающих заинтересованность в позитивных изменениях в образовательной и общественной деятельности.
Заключение
Наиболее эффективной формой профилактической работы с девиантным поведением младших школьников является организация совместной деятельности учащихся, педагогов, социальных педагогов, воспитателей, психологов и родителей.
Проведенное исследование позволило сделать вывод о необходимости понимания роли психолога в социальной адаптации учащихся, а эта профилактика направлена на изменение внешних и внутренних факторов и условий социального воспитания.
Следует отметить, что профилактику девиантного поведения младших школьников нельзя рассматривать в отрыве от профилактических мероприятий, проводимых на государственном уровне. Однако профилактика, осуществляемая на государственном уровне, относится к социальной профилактике, которая представляет собой совокупность государственной, социальной, социальной, медицинской и организационно-воспитательной деятельности. Все эти меры направлены на предотвращение, устранение или нейтрализацию основных причин, вызывающих разного рода социальные отклонения негативного характера.
Формы и методы работы педагога с родителями или законными представителями учащегося с отклонениями в поведении должны быть направлены на повышение педагогической культуры, укрепление взаимодействия школы и семьи в целом. Наиболее эффективной профилактической работой с девиантным поведением несовершеннолетних правонарушителей является организация совместной деятельности младших школьников, педагогов, социальных педагогов, воспитателей, психологов и родителей.
Полученные исследования представляют интерес для учителей при использовании методов, средств и способов профилактики девиантного поведения младших школьников во внеурочной деятельности начальной школы.