Психология и юмор: Юмор в психотерапии и консультировании //Психологическая газета

Содержание

Антивирусная подзарядка: о психологической пользе юмора

Мы публикуем еще одни рекомендации, как поддержать свой оптимизм в условиях режима самоизоляции и найти время для юмора. Сегодня полезной информацией делятся магистрант кафедры практической психологии Н.Кожевникова идоктор психологических наук, профессор Ольга Суворова.

Долгая социальная изоляция и накопленная усталость от карантина могут привести к повышенной тревожности и депрессивным состояниям. Нахождение на ограниченной территории, снижение привычных социальных контактов может привести к апатии и раздражительности, гневу и бессилию. Развитие у себя чувства юмора — испытанный способ справиться со сложной ситуацией, поднять себе и близким настроение. 

Юмор — один из самых простых способов создать радостное настроение, ослабить межличностную напряженность и сохранить хорошие отношения в условиях однообразия. Способность видеть комическую сторону явлений снимает угрозу, благодаря чему юмор и позволяет нам совладать со стрессом и унынием.  

Почему бы не воспользоваться временем, данным нам «свыше» и не развить в себе чувство юмора? 

Каждому из нас доводилось наблюдать, какое восхищение вызывают остроумные люди. Их шутки украшают разговор в любой компании, даже если он на скучную тему. Чувство юмора — одно из базовых качеств личности, развитое чувство юмора помогает увидеть ситуацию в другом свете, найти больше вариантов решения проблемы, справиться с односторонним подходом.

Исследования показывают, что улыбка, смех, созданные даже искусственно, вызывают положительные чувства радости. В психологических экспериментах было обнаружено, что показ юмористического фильма приводит к существенному уменьшению субъективной тревоги и стимулирует оптимизм. Если мы воспроизводим гримасу улыбки, то очень часто в голову приходят смешные мысли и нам становится весело.

Начиная с Аристотеля, многие врачи и философы наблюдали, что смех приносит большую пользу для здоровья: улучшает кровообращение, способствует пищеварению, восстанавливает силы, противодействует депрессии и улучшает деятельность различных органов и систем человека.  

Юмор и смех способствуют выработке эндорфинов – гормонов радости, поэтому, когда люди смеются, они чувствуют себя счастливыми. После смеха наше настроение кардинально меняется на позитивное. 

Увеличение частоты сердечных сокращений при смехе является своего рода разминкой для сердца. Во время смеха у человека меняется и тип дыхания. Дыхание становится длинным и глубоким, а выдох — коротким и сильным. Благодаря такой «дыхательной гимнастике» происходит очищение легких, так как весь воздух выходит из них. Кроме этого, мышцы дыхательной системы становятся крепче. 

Улучшая свое умение шутить, просматривая юмористические передачи, мы укрепляем иммунную систему. Во время смеха происходит увеличение производства антител, которые борются с вредоносными вирусами и бактериями. 

Смеясь, люди проделывают физическую работу, а когда они перестают это делать, мышцы приходят в расслабление. Когда человек смеется, его лицевые мышцы растягиваются, что является командой для головного мозга — происходит активация кровообращения. Мысли приходят в порядок, ум проясняется. Человек начинает лучше концентрироваться на поставленных задачах, решения вопросов приходят быстрее. 

Юмористический взгляд на жизнь и способность видеть забавную сторону своих проблем и своего поведения позволяет людям более эффективно совладать со стрессом: изменить отношение к стрессовым ситуациям, посмотреть на них со стороны, укрепить чувство самообладания и уверенности перед лицом стресса.

Умение шутить помогает легче преодолевать жизненные трудности. Также оно позволяет быстрее налаживать контакт с окружающими, проще завоевывать благосклонное отношение к себе. Наверное, каждый может вспомнить массу ситуаций, в которых чувство юмора снижало напряжение и объединяло участников диалога.

Как развивать чувство юмора и остроумия в условиях карантина?

  • Просто старайтесь чаще находить повод для радости и улыбки. Целенаправленно задумывайтесь над поводами для счастья и смеха. Начиная новый день с положительных эмоций и юмора, вы быстро выработаете привычку ко всему подходить с чувством юмора.
  • Пополняйте свой словарный запас через чтение книг и просмотр познавательных видео. Обратите внимание на классиков юмористического жанра (Б. Шоу, О. Генри, А. Чехов и др.). Становясь более начитанным и эрудированным, вы сможете быстрее реагировать на происходящее и красноречивее его описывать. Сумеете поддержать любую беседу и подобрать подходящую остроумную шутку для любого окружения.
  • Следите за новыми выступлениями любимых комиков, изучайте их стиль речи и поведения. Имитируйте эмоции мимически и телесно, например, изобразите смешно, как на вас обиделся ребенок. Это быстро переключит его на положительные эмоции. Со временем вы сможете сформировать свой стиль шутки, опираясь на элементы их опыта и личные дополнения.
  • Смотрите старые и новые любимые комедии и старайтесь вспоминать и применять крылатые фразы из них в общении с близкими и друзьями.
  • Прочитайте и выучите анекдоты и перескажите самые актуальные своим близким.
  • Поработайте над самооценкой с чувством юмора. Часто мысленно человек придумывает смешные комментарии для происходящего и остроумные шутки, но боится их озвучить. В таком случае важно поработать над самооценкой и уверенностью в себе. Придумайте смешные оправдания своим слабым сторонам, это позволит принять себя таким, какой Вы есть!
  • Упорство в поиске, накоплении и практике смешного поможет сделать вашу жизнь проще и веселее. Навык остроумно и уместно пошутить значительно повыситкачество жизни, потому что окружающим нравятся позитивные люди. Юмор поможет вам преодолеть многие страхи и барьеры, повысить сопротивляемость организма, снизить нервное напряжение, окрасить жизнь и отношения с близкими новыми красками.

 

Как чувство юмора помогает справляться со стрессом?

Когда жизнь становится все больше похожа на артхаусный психологический триллер, сохранять душевное равновесие стоит колоссальных усилий. Стресс копится, сон становится все тревожнее, ожидание хороших новостей остается где-то в прошлом. Сегодня существует множество техник борьбы со стрессом: медитации, дыхательные практики, работа с терапевтом.

Одной из поддерживающих практик является смех. Рассказываем, почему здоровое чувство юмора помогает сохранить нервы и силы жить эту непростую жизнь.

Как юмор помогает справляться со стрессом

Юмор (и его побочный продукт — смех) помогает нам в разных сферах жизни: он позволяет строить более прочные отношения, ведь смех объединяет, юмор помогает акцентировать внимание и притягивать интерес слушателей, а также позволяет легче говорить о сложных вещах. Ученые начали исследовать связь юмора и ментального, а также физического здоровья с 1986 года, когда пришли к мысли, что «отшучивание» является одной из стратегий поведения для борьбы со стрессом. На сегодняшний день известно, что люди с хорошим чувством юмора могут лучше справляться с чувством неопределенности и тревогой.

Но как это работает?

Кроме того что смех задействует наши центры удовольствия, психологи выяснили, что юмор выполняет роль буфера между нашей нежной психикой и вещами, которые мы воспринимаем как «негативные». В некоторой степени юмор обладает теми же свойствами, что и эскапизм или сублимация, он помогает дистанцироваться от тревожащих вещей и говорить о них как бы со стороны. Причем если вы сами «потребляете юмор» (смотрите стендапы или комедии, листаете мемы и смешные видео с котиками), то вы получаете порцию обезболивающего для своих эмоций.

Но куда более эффективной (но и в то же время сложной) будет практика, в которой вы сами создаете юмор и придумываете шутки.

Это помогает по-новому взглянуть на вещи, которые вызывают у вас беспокойство и неудовольствие. В отличие от позитивного мышления, которое требует во всем искать позитив, «отшучивание» позволяет не абстрагироваться от своих эмоций, а, наоборот, погрузиться в них полностью, рассказать о своем беспокойстве и, возможно, быть услышанным.

Но как шутить так, чтобы после этого не хотелось плакать?

Полезные советы

Ученые и комики сходятся в одном: для того чтобы создавать юмор, нужно научиться его замечать. Эта практика помогает расширить свой фокус внимания и отвлечься от только плохих новостей. Постарайтесь каждый день замечать 2–3 забавных эпизода — пусть не уморительных, но способных заставить вас хотя бы на секунду улыбнуться.

Второй важный шаг: вам нужно рассказывать шутки. Как упоминалось выше, юмор сближает. Когда мы смеемся вместе с друзьями, у нас вырабатываются «гормоны счастья», которые упрочняют наши социальные связи. А если вам удается спастись от одиночества, то и победа над стрессом не за горами. Чтобы социальные связи укреплялись, а не наоборот, старайтесь выбирать шутки, которые будут смешными для всех (например, про неуклюжих котиков). Затем вы можете повышать градус абсурда.

Для того чтобы второй шаг сработал, вы можете устраивать мероприятия вместе с друзьями: вместе смотреть комедии или играть в настольные игры «для веселой компании».

Также, чтобы эффект волшебной смешинки не потерялся, постарайтесь соблюдать информационную гигиену: читайте новости в строго ограниченном количестве, держитесь подальше от людей, которые вызывают у вас желание схватиться за ближайший колюще-режущий предмет и начать творить членовредительство.

Помните, что спасение от стресса с помощью юмора — это вам не «хихоньки да хахоньки». Для успеха в этом процессе нужно не только научиться слушать шутки или рассказывать их, но и выработать у себя привычку видеть что-то смешное и веселое в любых обстоятельствах.

3 комедии, которые помогут справиться с хандрой

«Приключения Паддингтона»

Год: 2014
Режиссер: Пол Кинг

Медвежонок Паддингтон родился в диких джунглях Центральной Америки, но жизненные обстоятельства заставляют его отправиться в Лондон в поисках исследователя, который когда-то подружился с его семьей. Вместо исследователя он находит семью, в которой у каждого свои причуды. Очень добрый фильм, у которого, кстати, есть продолжение.

«Собачья жизнь»

Год: 1918
Режиссер: Чарли Чаплин

Короткометражная лента о самом известном персонаже Чаплина — Бродяге. Главный герой спасает щенка от стаи собак, и питомец в благодарность помогает своему спасителю выбраться из неприятностей и даже найти свою любовь. Все это с неизменными комичными погонями и падениями.

Не путайте с одноименным фильмом про собак, он повышает настроение далеко не всем.

«Аэроплан!»

Год: 1980
Режиссер: Дэвид Цукер, Джерри Цукер, Джим Абрахамс

Если вы смотрели «Очень страшное кино» или «Вампирский засос», вы обязаны познакомиться с прародителем этих шедевров — комедией-пародией «Аэроплан!». Фильм является пародией на роман «Аэропорт» Артура Хейли, в центре сюжета — авиакатастрофа. Но если в оригинальном сюжете с катастрофой имеют дело профессиональные пилоты, то здесь это бывший летчик с посттравматическим синдромом, очень красивая стюардесса и врач, который пытается спасти пассажиров от массового отравления. Предупреждение: фильм старый, поэтому там много шуток, которые сегодня многие назвали бы неэтичными.

Александра Иваницкая

Теги

#психология

#эрудиция

Юмор | Psychology Today

Юмор, способность выражать или воспринимать смешное, является как источником развлечения, так и средством преодоления трудных или неловких ситуаций и стрессовых ситуаций. Хотя это вызывает смех, юмор может быть серьезным делом. От самых беззаботных до абсурдных форм юмор может играть важную роль в формировании социальных связей, снятии напряжения или привлечении партнера.

Содержимое
  • Что заставляет нас смеяться
  • Я смешной?
  • Польза юмора

Что заставляет нас смеяться

Существует столько же различных функций и стилей юмора, сколько версий старого анекдота: «Сколько ____ нужно, чтобы поменять лампочку?» Так почему же мы смеемся над одними шутками, а над другими нет? Ученые предложили конкурирующие объяснения того, почему одни вещи смешнее других, но кажется очевидным, что юмор часто связан с нарушением ожиданий. Культура, возраст, политическая ориентация и многие другие факторы, вероятно, также влияют на то, что люди находят забавным.

Что делает что-то смешным?

Некоторые, пытавшиеся объяснить юмор, указывают на тот факт, что многие шутки или забавные случаи противоречат чьему-то представлению о том, как все должно быть. Теория доброкачественных нарушений предполагает, что что-то смешно, когда оно кажется одновременно неправильным или угрожающим и по существу безобидным — например, когда комик говорит что-то шокирующее, но явно несерьезное. (Что считается безобидным, зависит от того, кто воспринимает шутку.) Другие теории того, что делает вещи забавными, сосредоточены на роли снятия напряжения, внезапном «понимании» того, как несочетаемые детали сочетаются друг с другом, и других факторах.

Почему одни люди смешнее других?

Помимо умения играть с ожиданиями людей, люди, которые смешнее большинства, могут проявлять такие качества, как готовность рисковать, шутя, и чувствительность к тому, как воспринимаются их попытки пошутить.

Более одаренные комики также могут быть в среднем более умными.

Что говорит о вас чувство юмора?

Почему я смеюсь в неподходящие моменты?

Смех во время похорон или в любой другой обычно несмешной момент не обязательно является признаком пренебрежения к другим. Неуместный смех может быть реакцией на напряжение или другие неприятные чувства, вызванные неловкими или грустными ситуациями, трудноуправляемым выпускным клапаном неприятностей.

Что такое виселичный юмор?

Юмор виселицы, или черный юмор, затрагивает темы (такие как смерть), которые носят угрожающий или крайне негативный характер. Этот вид юмора может доставить удовольствие и принести облегчение перед лицом темных и тревожных обстоятельств, в том числе тем, кто регулярно в них погружается, например, солдатам и персоналу госпиталя.

Связан ли юмор с психическим заболеванием?

Люди с определенными психическими расстройствами могут с большей или меньшей вероятностью использовать и ценить определенные виды юмора: может существовать связь между юмором и депрессией, например, люди с депрессией чаще используют самоуничижительный юмор и реже склонны использовать позитивные стили юмора.

Я смешной?

Не каждый может быть великим комиком, но многие из нас являются шутниками в семье, классными клоунами или самыми забавными друзьями в группе. Учитывая привлекательность сообразительности и крепкого чувства юмора, естественно задаться вопросом, относитесь ли вы к числу забавных и есть ли способы стать смешнее.

Как я могу быть смешнее?

Некоторые советы, как стать более смешным человеком, включают в себя умение рассказывать анекдоты, идти на комедийный риск (зная, что некоторые шутки не вызовут смеха) и, конечно же, смотреть, слушать и читать работы комиков.

Женщины предпочитают мужчин с чувством юмора?

Как я узнаю, что я смешной?

Вы могли бы спросить своего самого честного друга, но мало кто захочет говорить кому-то, что его шутки недоделаны. Один из способов получить лучшее представление может заключаться в том, чтобы обратить внимание на то, как люди смеются (если они смеются) в ответ на шутки: смех кажется непроизвольным или вынужденным? Есть некоторые доказательства того, что люди могут определить разницу между видами смеха.

Польза юмора

Смех доставляет удовольствие сам по себе, но юмор выполняет и другие важные функции. Умение смеяться может смягчить эмоциональный удар тяжелого опыта и разрядить напряженную атмосферу. Как общий опыт, юмор может помочь сблизить друзей, семью и романтических партнеров.

Снимает ли юмор стресс?

Юмор может облегчить стрессовые ситуации. В дополнение к положительным чувствам, вызываемым шутками и смехом, некоторые исследователи считают возможными причинами антистрессового эффекта усиленное чувство социальной поддержки и улучшенную способность переосмысливать неприятные ситуации.

Каковы социальные преимущества юмора?

Юмор может иметь множество социальных преимуществ: от разрядки напряженных ситуаций до укрепления социальных связей между новыми или давними друзьями (иногда его называют «социальной смазкой»). Чувство юмора может даже служить своего рода «социальным радаром», помогая обнаруживать и находить единомышленников.

Полезен ли юмор для романтических отношений?

Полезен ли смех для здоровья?

В свете положительного влияния юмора на самочувствие многие утверждают, что он также может улучшить здоровье. Хотя связь между юмором и различными аспектами физического здоровья, такими как иммунная функция или здоровье сердца, была исследована, доказательства в значительной степени неубедительны.

Может ли юмор быть вредным?

Зависит от стиля юмора: если юмор враждебен, антагонистичен или унизителен, попытка пошутить может разделить людей, а не сблизить их. Конечно, недостатки и несовершенство других — и самого себя — уже давно являются пищей для комиков, и когда именно шутка «заходит слишком далеко» и перестает быть смешной, может быть предметом споров.

Essential Reads

Наука юмора не повод для смеха – Ассоциация психологических наук – APS

В 1957 году BBC показала короткий документальный фильм о мягкой зиме, которая привела к обильному урожаю швейцарских спагетти в городе Тичино. В сухом, утонченном тоне ведущий BBC Ричард Димблби рассказывает, как даже в последние несколько недель марта фермеры, выращивающие спагетти, беспокоятся о поздних заморозках, которые могут не погубить урожай макарон, но могут испортить их вкус и снизить цены. Повествование сопровождает кадры из фильма, в котором сельская семья собирает с деревьев длинную лапшу для спагетти и раскладывает ее для сушки «под теплым альпийским солнцем».

Естественно, сотни людей, которые звонили на Би-би-си и спрашивали, где им взять кусты спагетти, не заметили дату выхода в эфир новостного ролика: 1 апреля. Розыгрыш был настолько успешным, что даже некоторые сотрудники Би-би-си приняли участие, что вызвало некоторую критику по поводу использования серьезного новостного шоу для первоапрельской шутки.

Почему 1 апреля стало праздником, посвященным розыгрышам и смеху, остается загадкой, хотя некоторые историки относят его к римскому празднику Илария. У людей начинает развиваться чувство юмора уже в возрасте 6 недель, когда дети начинают смеяться и улыбаться в ответ на раздражители. Смех универсален для всех человеческих культур и даже существует в той или иной форме у крыс, шимпанзе и бонобо. Как и другие человеческие эмоции и выражения, смех и юмор предоставляют ученым-психологам богатые ресурсы для изучения человеческой психологии, начиная от основ развития языка и заканчивая нейронаукой социального восприятия.

Скрытый язык смеха

Теории, посвященные эволюции смеха, указывают на то, что он является важной адаптацией для социального общения. Исследования показали, что люди с большей вероятностью засмеются в ответ на видеоклип с заранее запрограммированным смехом, чем на ролик без трека смеха, и что люди в 30 раз чаще смеются в присутствии других, чем в одиночестве.

«Необходимый стимул для смеха — не шутка, а другой человек», — пишет эксперт по смеху и научный сотрудник APS Роберт Р. Провайн, почетный профессор Мэрилендского университета, округ Балтимор, в статье в Современные направления психологической науки .

Просто взгляните на заготовленный смех в телевизионных ситкомах в качестве примера: дорожка смеха была стандартной частью комедии почти с самого рождения телевидения. Звукоинженер CBS Чарли Дуглас ненавидел неуместный смех живой публики, поэтому в 1950 году он начал записывать свои собственные «смеховые треки». Эти ранние треки смеха были предназначены для того, чтобы помочь людям, сидящим дома, почувствовать, что они находятся в более социальной ситуации, например, сидят в переполненном театре.

Дуглас даже записал различные типы смеха, в том числе громкий смех и тихое хихиканье, а также различные смеси смеха мужчин, женщин и детей.

При этом Дуглас уловил одно из качеств смеха, которое теперь интересует исследователей: простое «ха-ха-ха» передает невероятное количество социально значимой информации.

Например, масштабное международное исследование, проведенное в 2016 году, показало, что по всему миру люди способны улавливать одни и те же тонкие социальные сигналы от смеха. Образцы смеха были собраны у пар англоязычных студентов — друзей и незнакомцев — и записаны в лаборатории Калифорнийского университета в Санта-Круз. Интегративная группа, состоящая из более чем 30 ученых-психологов, антропологов и биологов, затем воспроизвела аудиофрагменты этого смеха до 9 человек.66 слушателей из 24 различных обществ на шести континентах, от коренных племен Новой Гвинеи до городского рабочего класса в крупных городах Индии и Европы. Затем участников спросили, считают ли они двух смеющихся людей друзьями или незнакомцами.

В среднем результаты были на удивление одинаковыми во всех 24 культурах: предположения людей об отношениях между смеющимися были верны примерно в 60% случаев.

Исследователи также обнаружили, что различные типы смеха могут служить кодами для сложных человеческих социальных иерархий. В ходе двух экспериментов группа ученых-психологов во главе с Кристофером Овейсом из Калифорнийского университета в Сан-Диего обнаружила, что люди с высоким статусом смеются не так, как люди с низким статусом, и что суждения незнакомцев о социальном статусе человека были ошибочными. под влиянием доминирующего или подчиненного качества смеха человека.

«Смех в присутствии других указывает на то, что взаимодействие безопасно», — объясняют исследователи. «В то время как нормы большинства социальных групп предотвращают прямые, недвусмысленные акты агрессии и доминирования, использование смеха может освободить людей для демонстрации доминирования, потому что смех делает акт менее серьезным».

В первом исследовании исследователи хотели узнать, действительно ли люди с высоким и низким статусом смеются по-разному.

Чтобы проверить это, 48 студентов колледжа мужского пола были случайным образом распределены по четырем группам, каждая из которых состояла из двух членов с низким статусом («присяги», которые только что присоединились к братству месяцем ранее) и двух членов с высоким статусом (старшие студенты, которые были активны в братстве не менее 2 лет).

Смех был записан на видео, когда участники группы занимались дразнящим заданием. Каждый член группы по очереди сидел в горячем кресле, получая легкие поддразнивания от своих сверстников. Тизеры придумали прозвище на основе случайно сгенерированных наборов инициалов (например, Л. И. стало «Идиот-неудачник»), а затем рассказали шутливые истории о том, почему они выбрали это прозвище.

Одна группа программистов (наивная в отношении гипотез исследования) идентифицировала все случаи смеха в видео, а вторая группа кодировщиков (также слепая к гипотезам исследования) просмотрела видео и оценила, насколько покорным или доминирующим звучал каждый смех. по шкале −3 (определенно
подчиненный) до 3 (определенно доминирующий). Смех, получивший среднюю оценку 2 или выше, был классифицирован как доминирующий, тогда как смех, получивший среднюю оценку -2 или ниже, был классифицирован как подчиненный.

Третья группа программистов, также слепая к гипотезам, кодировала звук каждого смеха по определенным звуковым характеристикам — громкости, высоте, диапазону высоты тона, модуляции высоты тона, воздушности и скорости взрыва — которые связаны с расторможенным поведением.

«Если доминирующий смех более расторможен, чем подчиненный смех, как мы предполагаем, он должен демонстрировать большую интенсивность голоса, больший диапазон высоты тона и модуляцию, а также большую скорость взрыва», — объясняют Овейс и его коллеги.

Анализ показал, что, как и предсказывалось, высокопоставленные братья из братства демонстрировали больше доминирующего смеха и меньше покорного смеха по сравнению с низкостатусными братьями. Доминантный смех был выше по тону, громче и более изменчив по тону, чем подчиненный смех. В этом отношении доминантный смех, по-видимому, имеет некоторые общие черты, обнаруженные исследователями в подлинном (по сравнению с фальшивым) смехе: большая неравномерность высоты тона и громкости и более быстрые взрывы звука.

Предыдущее исследование, опубликованное в Psychological Science , продемонстрировало, что властное положение может влиять на акустические сигналы нашей речи. Голоса людей, которым предстояло играть влиятельные роли, имели тенденцию к повышению тона и в то же время были более монотонными. Слушатели, которые ничего не знали об эксперименте, смогли уловить голосовые сигналы, сигнализирующие о статусе: они правильно оценили людей в группе высокой мощности как более сильных с удивительной степенью точности — примерно в 72% случаев.

Результаты эксперимента с братом по братству также показали, что люди с низким статусом чаще меняли свой смех в зависимости от своего положения во власти; то есть обещания вызывали более доминирующий смех, когда они были в «мощной» роли дразнилок. С другой стороны, люди с высоким статусом сохраняли постоянный характер доминирующего смеха на протяжении всей игры, независимо от того, дразнили ли они их самих или дразнили сами.

В другом исследовании исследовательская группа проверяла, могут ли наивные наблюдатели определять социальный статус человека только по его смеху и может ли тип смеха (доминантный или подчиненный) влиять на суждения о социальном статусе.

Группе из 51 студента колледжа случайным образом поручили прослушать набор из 20 смешков, записанных братьями по братству. Каждый участник выслушал равное количество доминирующих и подчиненных смехов как от лиц с высоким, так и с низким статусом. Затем участники оценивали социальный статус смехотворца по 9-балльной шкале. И действительно, смехотворцы, производящие доминирующий смех, воспринимались как значительно более высокие по статусу, чем смеющиеся, производящие подчиненный смех.

«Это было особенно верно для людей с низким статусом, которые были оценены как значительно более высокие по статусу, когда демонстрировали доминирующий смех по сравнению с покорным», — отмечают Овейс и его коллеги. «Таким образом, стратегически демонстрируя более доминирующий смех, когда позволяет контекст, люди с низким статусом могут достичь более высокого статуса в глазах других».

Однако, независимо от того, слышали ли оценщики доминантный или покорный смех от человека с высоким статусом, они оценивали этого человека как человека с относительно высоким статусом.

Неясно, было ли это связано с тем, что смех высокого статуса включает в себя характеристики, которые не были измерены в текущем исследовании, или же у братьев с высоким статусом просто не было очень убедительного смеха низкого статуса, когда их дразнили.

Слишком рано?

Когда дело доходит до комедии, часто бывает тонкая грань между любовью и ненавистью. Какие качества делают что-то смешным (или нет) — вопрос, на который философы пытались ответить тысячи лет. Но пара ученых-психологов выдвинула теорию, объясняющую, почему мы можем смеяться над мрачной шуткой об убийстве так же, как над глупым каламбуром или игрой слов.

Ученые-психологи Питер Макгроу (Университет Колорадо, Боулдер) и Калеб Уоррен (Университет Аризоны) предполагают, что негативность является неотъемлемой частью юмора — без нарушения какой-либо нормы или правила шутка просто не смешна. Но нарушения не могут зайти слишком далеко; в противном случае они становятся непривлекательными или даже отвратительными и расстраивающими. Согласно Теории Доброкачественных Нарушений исследователей, нарушение является юмористическим, когда оно нарушает правило или норму, но является безобидным.

Исследовательская лаборатория юмора МакГроу и Уоррена (HuRL) провела несколько исследований, изучая точные критерии, которые заставляют нас воспринимать комедийную ситуацию как безобидную или нет. Наряду с тяжестью нарушения нормы чувство психологической дистанции от нарушения — по пространству, времени, отношениям или воображению — является ключевым ингредиентом для превращения неприятной ситуации в юмористическую, утверждают они.

Например, в исследовании, опубликованном в журнале Psychological Science , исследователи рассматривали влияние психологической дистанции с точки зрения времени. Вдохновившись классической цитатой Марка Твена «Юмор — это трагедия плюс время», исследовательская группа исследовала, как течение времени может повлиять на восприятие события как смешного или болезненного.

«Если расстояние увеличивает юмор при серьезных нарушениях (т. е. трагедиях), но уменьшает юмор при легких нарушениях (т. е. несчастных случаях), то автобиографические события, которые со временем становятся все смешнее, должны содержать более серьезные нарушения , чем те, которые становятся менее смешными с течением времени. время», — пишут исследователи.

Одно исследование показало, что события из жизни людей, которые со временем становились смешнее, были более серьезными событиями (например, автомобильная авария), а события, которые со временем теряли свой комедийный эффект, рассматривались как незначительные нарушения (например, ушибленный палец ноги).

Другое исследование изучало расстояние, манипулируя тем, воспринималось ли изображение как гипотетическое или реальное. Группу из 67 студентов попросили оценить юмор изображений с веб-сайта. Тем, кто находился в близком состоянии, сказали, что они будут смотреть на настоящие фотографии, которые «не были изменены с помощью программного обеспечения для дизайна изображений»; участники отдаленное  состояние сказали, что они будут просматривать «поддельные изображения», которые «были изменены с помощью программного обеспечения для дизайна изображений».

На одной картинке была изображена серьезная аномалия: кроненберговское изображение человека, высунувшего палец через нос из глазницы. Другой изображал легкое отклонение — человека с большими сосульками, свисающими с его замерзшей бороды. Используя 6-балльную шкалу, участники оценивали, насколько забавными они считают фотографии.

Студенты оценили более тревожное изображение пустой глазницы как более забавное, когда им сказали, что это подделка, и они назвали менее тревожное изображение ледяной бороды более забавным, когда они думали, что оно настоящее.

«Эти данные свидетельствуют о том, что в комедии есть настоящая золотая середина — вы должны получить правильное сочетание между тем, насколько что-то плохо, и насколько это далеко, чтобы это рассматривалось как безобидное нарушение», — сказал Макгроу.

Бодрящий эффект юмора

Не можете закончить проект в срок? Что ж, отложите этот Red Bull и зайдите на YouTube. Шутка ли, смотреть забавные видео с котиками на работе, может быть, не так уж и плохо. Исследование, проведенное профессорами менеджмента Австралийского национального университета Дэвидом Ченгом и Лу Ваном, предполагает, что воздействие юмористических стимулов может на самом деле помочь людям упорно выполнять утомительные задачи.

В ходе двух исследований Ченг и Ван обнаружили, что люди, которые смотрели забавный видеоклип перед заданием, тратили примерно в два раза больше времени на утомительное задание по сравнению с людьми, которые смотрели нейтральные или позитивные (но не смешные) видео.

Предыдущие исследования показали, что юмор может помочь облегчить восстановление после стрессовых ситуаций, даже продлевая терпимость людей к физической боли. В деловом мире многие успешные организации, такие как Zappos, Virgin и Google, намеренно встраивают игровые зоны в свои рабочие места и организуют веселые мероприятия, чтобы смягчить стрессовый характер работы, поднять моральный дух и повысить производительность.

Действительно, в статье 2007 года, опубликованной в Current Directions in Psychological Science , научный сотрудник APS Уильяма Джеймса Рой Ф. Баумейстер (Университет штата Флорида), научный сотрудник APS Кэтлин Д. Вос (Университет Миннесоты) и научный сотрудник APS Дайэнн М. Тайс (Университет штата Флорида) указывает на юмор как на фактор, который может смягчать или противодействовать последствиям умственного истощения.

В соответствии с этой идеей Ченг и Ван предположили, что юмор может дать передышку от утомительных ситуаций на рабочем месте. Этот «умственный перерыв» может не только предотвратить истощение, связанное с работой, но и способствовать восполнению умственных ресурсов, что в конечном итоге позволит людям дольше настойчиво выполнять сложные задачи.

Чтобы проверить эту теорию, для своего первого исследования исследователи набрали 74 студента, обучающихся в бизнес-классе, чтобы они пришли в лабораторию якобы для эксперимента по восприятию. Сначала студенты выполняли умственно истощающее задание, в котором им нужно было зачеркнуть каждое вхождение буквы «е», содержащееся на двух страницах текста. Затем студентам случайным образом поручили посмотреть видеоклип, вызывающий либо юмор, либо удовлетворение, либо нейтральные эмоции.

Ради юмористического ролика студенты посмотрели отрывок из комедии BBC «Мистер Уайт». Бин. В состоянии довольства участники смотрели сцену с дельфинами, плавающими в океане. Студентам в нейтральном состоянии был показан 8-минутный видеоролик о профессии менеджера, предназначенный для студентов, изучающих бизнес. Сразу после просмотра видео участники сообщали о своих ответах на список из 16 отдельных эмоций (например, веселье, гнев, отвращение) по 7-балльной шкале.

Затем учащиеся выполнили задание на настойчивость, в котором они сыграли в игру, которую невозможно было выиграть. Студентов попросили угадать потенциальную производительность сотрудников на основе предоставленных профилей и сказали, что 10 правильных оценок подряд приведут к победе. Однако компьютерное программное обеспечение было запрограммировано таким образом, что получить 10 правильных ответов подряд было практически невозможно. Участникам разрешалось выйти из задания в любой момент.

Студенты, посмотревшие юмористический сериал «Мистер. Видеоклип Bean» в итоге потратил значительно больше времени на работу над задачей, сделав в два раза больше прогнозов, чем две другие группы.

Затем Ченг и Ван воспроизвели эти результаты во втором исследовании, в ходе которого участники должны были вручную решать длинные вопросы на умножение. Опять же, участники, которые смотрели юмористическое видео, потратили значительно больше времени на работу над заданием и правильно ответили на большее количество вопросов, чем те, кто не смотрел смешное видео.

«Хотя было обнаружено, что юмор помогает снять стресс и облегчить социальные отношения, традиционный взгляд на выполнение задачи подразумевает, что люди должны сосредоточить все свои усилия на своих усилиях и должны избегать таких вещей, как юмор, которые могут отвлечь их от выполнения задачи. голов», — заключают Ченг и Ван. «Мы считаем, что юмор не только доставляет удовольствие, но и, что более важно, заряжает энергией».

Кэтлин Д. Вос выступит на ежегодном съезде APS 2017, который пройдет 25–28 мая в Бостоне, штат Массачусетс.

Ссылки

Baumeister, R. F., Vohs, K. D., & Tice, D. M. (2007). Силовая модель самоконтроля. Текущие направления в психологии, 16 , 351–355. doi:10.1111/j.1467-8721.2007.00534.x

Брайант, Г. А., Фесслер, Д. М. Т., Фусароли, Р., Клинт, Э., Аарё, Л., Апичелла, К. Л., … Чжоу, Ю. (2016) . Выявление принадлежности к совместному убийству в 24 обществах. Труды Национальной академии наук , 113 , 4682–4687. doi:10.1073/pnas.1524993113

Ченг, Д., и Ван, Л. (2015). Изучение возбуждающих эффектов юмора: влияние юмора на поведение настойчивости. Журнал бизнеса и психологии, 30 , 759–772. doi:10.1007/s10869-014-9396-z

Ко, С.Дж., Сэдлер, М.С., и Галинский, А.Д. (2014). Звук власти: Передача и определение иерархического ранга через голос. Психологическая наука, 26 , 3–14. doi: 10.1177/0956797614553009

McGraw, AP, & Warren, C. (2010). Доброкачественные нарушения: превращение аморального поведения в смешное. Психологические науки 21 , 1141–1149. doi: 10.1177/0956797610376073

Макгроу, А.П., Уоррен, К., Уильямс, Л.Е., и Леонард, Б. (2012). Слишком близко для комфорта или слишком далеко, чтобы заботиться? Находить юмор в далеких трагедиях и близких несчастьях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *