21) Интроспективная психология.
Интроспективная психология (от лат. introspecto — гляжу внутрь, всматриваюсь) — ряд направлений в психологии, использующих в качестве единственного метода изучения психики наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания. Истоки интроспективной психологии восходят к учению Р. Декарта — Дж. Локка о том, что сознание человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, а именно путем внутреннего созерцания, или внутреннего опыта, объектом которого служат психические образы, мысли, переживания изучались с точки зрения их качества, интенсивности и др.
Интроспекция – “самонаблюдение”. Метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов.
Сейчас самонаблюдение рассматривается как “моноспекция” – метод постижения фактов сознания, вступающих “серым материалом” для дальнейшего понимания психических явлений.
Вклад интроспективной психологии в развитие психологии
1)Возникли теории:
1.1)теория элементов сознания Вундта и Титченера
1.2)психология актов сознания Брентано
1.3)теория потока сознания Джемса
1.4)теория феноменальных полей
1.5)описательная психология Дильтея.
2)Интроспективная психология развила экспериментальные методы.
В рамках интроспективной психологии в 1879 г. Вундтом в Лейпциге была создана 1-я экспериментальная психологическая лаборатория.
3)Предопределила появление перспективных направлений.
Развитие промышленного производства требовало разработки средств контроля поведения человека. «Психология создания» была бессильна перед практическими задачами.
В 20-х гг. ХХ в. Возник «бихевиоризм», объявившей новый предмет психологии – не психика, не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность извне наблюдаемых преимущественно двигательных реакций человека. Это 3-й этап в развитии представлений о предмете психологии.Ассоциативная психология — различные течения в психологии, использующие ассоциацию, как основной объяснительный принцип. Восходя в своей предыстории к Гоббсу, Локку и Спинозе, каждое из течений, как правило, разделяется на материалистическое и идеалистическое крыло. Гартли, позднее Пристли, следуя за Гоббсом, развивают материалистическую традицию ассоцианизма, выводя психическую деятельность из общих законов ассоциаций, провозглашая ее обусловленность мозговыми процессами. Идеалистическую сторону А. п. — сведение психической деятельности и ассоциации субъективных представлений — разрабатывает на феноменалистической основе Юм (он говорит О «пучках представлений»), а также Гербарт. Окончательно оформившись в ХIХ в.
Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов.
Выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания.
Этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления.
Этап экспериментального и практического ассоцианизма, который характеризуется попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.
Программа дисциплины «Общая психология»
Скачать 176 Kb.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 18
- Навигация по данной странице:
- Программа дисциплины «Общая психология»
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Высшая школа экономики» Факультет мировой экономики и мировой политики Программа дисциплины «Общая психология»
Автор программы: Улановский Алексей Маркович, кандидат психологических наук, ulany@mail. ru Одобрена на заседании кафедры общей и экспериментальной психологии «28» февраля 2012 г Зав. кафедрой А.К. Болотова Рекомендована секцией УМС «Психология» «___» __________ 20 г. Председатель В.А. Штроо
«___» __________ 20 г. Ученый секретарь А.И. Суздальцев___________________ Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Каталог: data -> 2012 2012 -> Программа дисциплины Политическая антропология России (курс по выбору) Для направления 030200. 62 Политология 2012 -> Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68 «Психология» 2012 -> Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600. 62 «Журналистика» Скачать 176 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 . .. 18
База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации
Самоанализ, психология — Routledge Encyclopedia of Philosophy
Доступ к полному содержанию доступен только для членов учреждений, купивших доступ. Если вы принадлежите к такому учреждению, войдите в систему или узнайте больше о том, как сделать заказ.
Поделиться
Загрузка контента
Нам не удалось загрузить контент
Печать
Содержание
- Резюме статьи
содержимое заблокировано
1
Что такое самоанализ?
содержание заблокировано
2
Процесс самоанализа
контент заблокирован
3
Вызов Конта
содержание заблокировано
4
Эпистемический статус и научная роль
содержимое заблокировано
Библиография
ПЕРЕСМОТРЕННЫЙ
|
Тематический
- К
- Фон Экхардт, Барбара
DOI
10. 4324/9780415249126-W019-2
Версии
содержимое заблокировано
версия 2
контент разблокирован
версия 1
Опубликовано
2017
DOI: 10.4324/9780415249126-W019-2
Версия: v2, Опубликовано в Интернете:
2017 г. Получено 3 марта 2023 г. с https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/introspection-psychology-of/v-2.
Самоанализ — это процесс непосредственного изучения собственных сознательных психических состояний и процессов. Начиная с семнадцатого века, существуют значительные разногласия по поводу масштабов, природы и эпистемологического статуса интроспекции. Декарт считал, что все наши психические состояния подлежат самонаблюдению; что достаточно иметь ментальное состояние, чтобы осознавать его; и что, когда мы интроспективно наблюдаем, мы не можем ошибаться в том, что мы интроспективно наблюдаем. Каждая из этих точек зрения оспаривалась. Психология девятнадцатого века в значительной степени полагалась на интроспекцию, но, за исключением важных работ по психофизике и восприятию, сейчас она представляет в первую очередь исторический интерес.
Недавно Нисбетт и Уилсон утверждали, что, когда люди пытаются описать процессы, опосредующие воздействие стимула на реакцию, они делают это не на основе интроспекции, а, скорее, на основе имплицитного здравого смысла. теория». Эрикссон и Саймон разработали модель механизмов, с помощью которых генерируются «интроспективные» отчеты, и использовали эту модель для определения условий, при которых такие отчеты надежны.Поделиться
Загрузка контента
Нам не удалось загрузить контент
Печать
Ссылка на эту статью:
Фон Экхардт, Барбара. Самоанализ, психология, 2017, doi:10.4324/9780415249126-W019-2. Философская энциклопедия Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/introspection-psychology-of/v-2.
Copyright © 1998-2023 Рутледж.
Связанные статьи
- Брентано, Франц Клеменс (1838–1819 гг.)17) Текстор, Марк
- Граф, Исидор-Огюст-Мари-Франсуа-Ксавье (1798–1857) Пикеринг, Мэри
- Сознание Лорманд, Эрик
- Декарт, Рене (1596–1650) Гарбер, Дэниел
- Эмпиризм Алстон, Уильям П.
- Фрейд, Зигмунд (1856–1939) Хопкинс, Джеймс
- Хьюм, Дэвид (1711–1776) Гаррет, Дон
- Самоанализ, эпистемология Корнблит, Хилари
- Кант, Иммануил (1724–1804) Гайер, Пол
- Знание по знакомству и описанию Фумертон, Ричард
- Лейбниц, Готфрид Вильгельм (1646–1716) Гарбер, Дэниел
- Локк, Джон (1632–1704) Ансти, Питер
- Милль, Джон Стюарт (1806–1873 гг.) Скорупски, Джон
- Разум, вычислительные теории Блок, Нед; Рей, Жорж
- Восприятие Мартин, М.Г.Ф.
- Психология, теории Wetherick, N.E.
- квалиа Левин, Джанет
- Шопенгауэр, Артур (1788–1860) Джанавей, Кристофер
- Чувственные данные Галлуа, Андре
- Бессознательные психические состояния Рей, Жорж
- Вундт, Вильгельм (1832–1920) Брокмайер, Йенс
Подпишитесь на рассылку новостей
- Подпишитесь на рассылку новостей
- фейсбук
- твиттер
© 2023 Informa UK Limited, компания Informa Group
Самоанализ, психология — Routledge Encyclopedia of Philosophy
Армстронг, Д. М. (1968) Материалистическая теория разума , Лондон: Рутледж. (Обсуждение природы и эпистемического статуса интроспекции в контексте защиты материализма центрального государства. Представляет аргументы, упомянутые в §§ 3, 4.) | |||
Черчленд, П.М. (1985) Материя и сознание , Кембридж, Массачусетс: MIT Press. (Глава 4 включает несколько аргументов против непогрешимости интроспективного осознавания.) | |||
Конт, А. (1830) Введение в позитивную философию , пер. и изд. Ф. Ferre, Indianapolis, IN: Hackett Publishing Company, 1988. (Классическое изложение возражений против возможности и надежности интроспекции). Данцигер, К. (1980) «Пересмотр истории самоанализа», Журнал истории поведенческих наук 16: 241–262. (Полезное обсуждение истории интроспективной психологии с акцентом на период с 1880 по 1914 гг.) | |||
Деннет, округ Колумбия (1978) «К когнитивной теории сознания», в Brainstorms , Кембридж, Массачусетс: MIT Press. (Набросок модели обработки информации сознания, включая учет интроспекции.) | |||
Декарт, Р. (1641) «Meditationes de prima philosophia», в Oeuvres de Descartes , vol. 7, изд. С. Адам и П. Кожевенный завод, Париж: CNRS/Vrin, 1964; транс. «Размышления о первой философии, включая возражения и ответы», в г. «Философские сочинения Декарта» г., том. 2, изд. Дж. Коттингем, Р. Стохофф и Д. Мердок, Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1984. (Классическая философская трактовка сознания и интроспекции). Дрецке, Ф. (1993) «Сознательный опыт», Разум 102: 263–283. (Представляет аргумент, упомянутый в §3.) | |||
Эрикссон, К.А. и Саймон, Х.А. (1980) Анализ протокола: устные отчеты как данные , Кембридж, Массачусетс: MIT Press; исправленное издание, 1993 г. (Классическая когнитивная наука о достоверности интроспективных вербальных отчетов. ) Фартинг, Г.В. (1992) Психология сознания , Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл. (Полезный текст по психологии сознания, с двумя главами по самонаблюдению.) Хилл, К. (1991) Ощущения: защита типового материализма , Кембридж: Издательство Кембриджского университета. (Интересная трактовка интроспекции, подчеркивающая ее активный характер.) | |||
Хоу, Р.Б.К. (1991) «Самоанализ: переоценка», Новые идеи в психологии 9: 25–44. (Защита интроспекции как метода в психологии.) | |||
Джеймс, В. (1890) Принципы психологии , Нью-Йорк: Холт. (Глава 7, том 2 включает ответ Джеймса Конту, обсуждаемый в §4.) Локк, Дж. (1689) Эссе о человеческом понимании , с примечаниями А.К. Фрейзер, Нью-Йорк: Довер, 19 лет.59. (Классическое утверждение взгляда на то, что интроспекция является формой восприятия.) | |||
Ликан, В. (1995) «Сознание как внутренний мониторинг», в Сознание и опыт , Кембридж, Массачусетс: MIT Press, гл. 2. (Защищает точку зрения Локка о том, что интроспекция есть внутреннее чувство, упомянутое в § 3, от многочисленных возражений.) Лайонс, В. (1986) Исчезновение самоанализа , Кембридж, Массачусетс: MIT Press. (Полезный обзор различных исторических и современных взглядов на самоанализ.) | |||
Милль, Дж.С. (1865) Огюст Конт и позитивизм , Анн-Арбор, Мичиган: University of Michigan Press, 1968. (Включает ответ Милля на аргументы Конта, упомянутые в §4.) | |||
Нисбетт Р. и Уилсон Т. (1977) «Рассказывая больше, чем мы можем знать: вербальные отчеты о психических процессах», Psychological Review 84 (3): 231–259. (обширный обзор литературы по психологии, в которой утверждается, что люди часто не осознают причин своих действий). Розенталь, Д. М. (1986) «Две концепции сознания», Философские исследования 49: 329–359. (Противостоит картезианской и некартезианской концепциям сознания.) | |||
Розенталь, Д.М. (1993) «Думая о том, что думают», М. Дэвис (ред.) Сознание: психологические и философские очерки , Оксфорд: Блэквелл. (Разрабатывает аргумент в пользу мыслительного взгляда на сознание более высокого порядка.) Секулер, Р. и Блейк, Р. (1994) Восприятие , Нью-Йорк: McGraw-Hill. (Хороший свежий учебник по психофизике.) | |||
Шумейкер, С. (1994) «Самопознание и «внутренний смысл»», Философия и феноменологические исследования 54 (2): 249–315. (Расширенный аргумент против взгляда на то, что интроспекция является формой восприятия. Представляет аргументы, упомянутые в §3.) Стивенс, С.С. (1951) Справочник по экспериментальной психологии , Нью-Йорк: Wiley & Sons. (Классическая современная антология, включающая работы по психофизике. |