Контрольная работа: Направления современной западной психологии
Тема: Основные направления современной западной психологии
Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению
Тип: Контрольная работа | Размер: 58.50K | Скачано: 185 | Добавлен 11.10.12 в 14:23 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Тула 2011
План:
Введение 3
1. Сущность бихевиоризма как науки изучающей поведение объективным путем 3-7
2. Основные положения когнитивной психологии 7-12
3. Практическое задание 12-14
4. Заключение 14
Список литературы 15
Введение.
Фактически уже к 20-м годам XX в. психология разделилась на отдельные школы, которые по-разному выстраивали свои концепции о содержании и структуре психики, рассматривая в качестве ведущей познавательную, мотивационную или поведенческую сферу психического. В тот момент появились три ведущих направления — бихевиоризм, гештальтпсихология и
Предметом бихевиоризма стало поведение, которое исследовалось путем экспериментального изучения факторов, влияющих на его формирование, т. е. на образование связей между стимулами и реакциями.
Гештальтпсихология исследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле (прежде всего поле сознания), причем для изучения этих гештальтов применялись новые методы, разработанные по аналогии с методами изучения физического поля. Глубинная психология сделала своим предметом глубинные, бессознательные структуры психики, методом изучения которых стал психоанализ. Позднее, уже во второй половине XX в., возникли новые школы — гуманистическая и когнитивная психология.
Сущность бихевиоризма как науки изучающей поведение объективным путем.
Бихевиоральная наука (англ. behavioral science — поведенческая наука) — общий термин, обозначающий любую науку, которая изучает поведение индивидов и групп; в частности, к бихевиоральной науке относятся психология, социология, социальная антропология, этология.
Проводимые в странах Запада исследования в области психологии и этики делового общения опираются на те или иные положения существующих там направлений общей и социальной психологии при решении, прежде всего теоретических и методологических проблем. Для этого используются основополагающие положения таких направлений, как бихевиоризм, когнитивная психология, гештальтпсихология и т.д. Рассмотрим кратко эти направления с интересующей нас точки зрения.
Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение), или психология поведения, появился в США в начале XX в. Его экспериментальной предпосылкой стали исследования поведения животных, проведенные Эдуардом Торндайком (1874—1949)1. Многие выводы этих исследований были учтены при объяснении поведения людей. В другой своей работе – «Принципы обучения, основанные на психологии», вышедшей в США в 1906г. (русский перевод — 1926 г.), Э. Торндайк последовательно проводит мысль о том, что педагогика должна опираться на психологию, и прежде всего на психологию поведения.
В 1913 г. Джон Бродес Уотсон (1878 — 1958) в своей программной статье «Психология как ее видит бихевиорист» сформулировал основные принципы поведенческой психологии, которые затем получили подробное обоснование в его книге «Психология как наука о поведении». В предисловии к первому изданию этой книги Дж. Уотсон пишет, что «наиболее плодотворная отправная точка для психологии — это изучение не самого себя, а изучение поведения соседа». Таким путем мы сможем объяснить и наше собственное поведение. Он критически отзывается о структуралистическом методе В. Вундта и функционалистском методе У. Джеймса, которые отправной точкой в психологии считали «изучение своего собственного ума». По мнению Уотсона, в таком интроспективном анализе много субъективизма, идущего от личных ощущений, представлений, оценок и т.д. Поэтому этот подход нельзя признать научным.
Бихевиоризм же предлагает исследовать психологические явления объективно. Вместо анализа субъективных ощущений, восприятий, образов и т.д. следует изучать поведение других людей, т.е. как человек реагирует на те или иные воздействия внешней среды, которые Уотсон называет стимулами. Отсюда схема анализа S—R (стимул — реакция). Уотсон подчеркивает, что «психология как наука о поведении занимается предсказанием и управлением действиями человека, а не анализом его сознания». В решении подобных задач — суть и значение бихевиоризма. Многие его положения помогают объяснить влияние тех или иных внешних, в том числе социальных, факторов на поведение людей, их деятельность и межличностное общение.
В то же время игнорирование собственно психических процессов не позволило бихевиористам создать целостную науку о социальном поведении.Все реакции Уотсон делит на наследственные (их небольшое количество: это некоторые рефлексы, физиологические реакции и элементарные «эмоции») и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение и т. п.). Развитие поведения заключается в приобретении новых реакций на основе имеющегося репертуара наследственных реакций на безусловные стимулы, которые в опыте индивида связываются с другими, условными, и впоследствии уже эти условные стимулы вызывают соответствующие реакции. Так, например, эмоцию страха (замирание на мгновение, затем громкий плач), по наблюдениям Уотсона, вызывают у младенца лишь 2 безусловных стимула: резкий звук и потеря опоры. Если сочетать их с другими (например, показом белого пушистого кролика), то вскоре реакцию страха может вызвать только один показ кролика (произошел процесс обусловливания). Элементарные реакции связываются в опыте друг с другом и образуются сложные системы реакций (привычки, память).
При этом бихевиоризм не интересуется сутью собственно физиологических процессов (это предмет физиологии, а не психологии), с одной стороны, и переживаниями индивида, которые невозможно, с точки зрения бихевиориста, объективно подтвердить и исследовать, — с другой. Явный механицизм бихевиоризма в понимании поведения и неявное «интроспекционистское» понимание сознания как совокупности сознаваемых нами состояний (бихевиоризм не отрицал наличия понимаемого таким образом сознания — он не считал его предметом научного исследования) вызвал серьезную критику со стороны многочисленных его оппонентов (гештальт-психологов, психоаналитиков и др.
), которая повлияла на возникновение необихевиоризма. Представители последнего стали «вставлять» в схему S—R «промежуточные переменные» (образ, цель, потребность и др.), т. е. ревизовать основные положения бихевиоризма. Вместе с тем в концепции оперантного бихевиоризма Б. Скиннера (с 1930-х гг.) возрождаются и даже усиливаются постулаты классического бихевиоризма.До 1960-х гг. бихевиоризм и необихевиоризм занимали господствующее положение среди концепций американской психологии, оказав значительное влияние на формы и приемы психотерапии (бихевиоральная терапия), социально-психологические концепции (А. Бандура, Д. Тибо, Дж. Келли и др.), методы обучения (программированное обучение), психологию рекламы и т. п.
Представители так называемого необихевиоризма Эдуард Чейс Толмен (1886 — 1959) и Кларк Леонард Холл (1884 — 1952) попытались с позиций методологии бихевиоризма объяснить психическую деятельность человека. Они выступили с концепцией «медиаторов» — внутренних процессов, совершающихся между стимулом и реакцией. При этом они исходили из того, что и для «незримых медиаторов» должны существовать такие же объективные показатели, какими пользуются при изучении доступных внешнему наблюдению стимулов и реакций. Однако, как отмечает М.Г. Ярошевский, их концепция оказалась малоубедительной именно в научном отношении и в значительной степени утратила свое влияние. Произошел возврат во многом к классическому бихевиоризму, особенно выразившемуся в работах Берреса Фредерика Скиннера (1904 — 1990) и его единомышленников.
Позиции бихевиористов были подвергнуты критике представителями так называемой когнитивной психологии. Они исходят из того, что поведение человека определяется как воздействием на него условий внешней среды, что всесторонне обосновано бихевиористами, так и его мыслительными способностями.
Основные положения когнитивной психологии.
Становление когнитивной психологии как научного направления относят к 50 — 60-м годам XX века. Историки психологии считают его переворотом в науке, связанным с возвратом интереса исследователей к проблемам сознания, познания, психических процессов и т. д.
Современная когнитивная психология заимствует теории и методы из 12 основных областей исследования (рис. 1): когнитивная нейронаука, восприятие, распознавание паттернов, внимание, сознание, память, репрезентация знаний, воображение, язык, психология развития, мышление и формирование понятий, а также человеческий интеллект и искусственный интеллект.
Слово «когнитивность» происходит от латинского cognoscere и означает познавать, знать. Начало этому направлению положило исследование У. Нейсера, результаты которого он изложил в книге «Cognitive Psychology», вышедшей в Нью-Йорке в 1967 г. Идеи когнитивной психологии, раскрывающей роль сознания людей в их поведении, были обоснованы также в трудах американских психологов Дж. Келли, Дж. Роттера, канадского психолога А. Бандуры и других представителей этого направления. Основной проблемой для них является «организация знания в
памяти субъекта». Они считают, что знания человека организованы в определенные понятийные схемы, в рамках которых он мыслит и действует. Утверждается, что «восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как и устройство организма генотипом.
Когнитивный подход в исследовании сознательного поведения человека заключается в стремлении понять, каким образом мы расшифровываем информацию о реальной действительности и организуем ее с тем, чтобы проводить сравнения, принимать решения или разрешать проблемы, встающие перед нами каждую минуту. Один из вариантов когнитивного подхода к изучению поведения разработан в теории Джорджа Келли (1905 — 1967), получившей название психологии личностных конструктов. Ее исходная предпосылка заключается в том, что разные люди по-разному осознают и оценивают явления действительности и принимают в связи с этим неодинаковые, как правило, альтернативные решения, позволяющие им выполнять их насущные задачи. Такой подход характеризуется Дж. Келли как конструктивный алътернативизм.
Обосновывается положение об избирательном характере поведения человека, который из ряда альтернативных возможностей выбирает вполне определенные, с его точки зрения наиболее оптимальные в той или иной ситуации. В данном случае, пишет Дж. Келли, человек выступает как исследователь, выдвигающий разного рода «рабочие гипотезы» относительно действительности и выбора возможного варианта своего поведения. Такой подход помогает не только правильно вести себя в настоящий момент, но и
предвидеть ход событий, а также контролировать свое поведение. При этом он «контролирует события в зависимости от поставленных вопросов и найденных ответов».
Как утверждает Дж. Келли, любой человек осмысливает и оценивает явления внешней среды и определяет варианты своего поведения, исходя из конструируемых им понятийных схем или моделей, которые он называет личностными конструктами. Он пишет: «Личностный конструкт — это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт». Личностный конструкт характеризуется им как «устойчивый способ, которым человек осмысливает какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста». Например: «мужской – женский», «умный – глупый», «взволнованный – спокойный», «религиозный – нерелигиозный», «хороший – плохой», «дружеский – враждебный» и т. д. и т.п. Дж. Келли пишет, что если тот или иной личностный конструкт или понятийная схема оправдывает себя при оценке реальности и выборе поступка тем или иным человеком, то он исходит из нее и далее. Если же нет, он отвергает ее и конструирует другую. Подчеркивается, что личностные конструкты не хаотично теснятся в сознании человека, а определенным образом организованы и функционируют в той или иной системе. Речь идет об их иерархической, или «пирамидальной», организации, так что одни из них находятся «в подчиняющей», а другие – «в подчиненной» позиции относительно других частей системы. Всесторонне обосновывается положение о том, что система
личностных конструктов (понятийных схем), формирующаяся в процессе сознательного взаимодействия человека с внешней природной и социальной средой, определяет его широкие альтернативные возможности в выборе своих поступков и тем самым расширяет диапазон его свободы. В теории личностных конструктов Дж. Келли «люди представлены как свободные и зависящие от своего собственного поведения». Ряд содержательных положений высказан Альбертом Бандурой и Джулианом Роттером в рамках их социально-когнитивного подхода в изучении психики людей и их поведения. Главная идея теории А. Бандуры (р. 1925) — научение через наблюдение. Речь идет о том, что мыслительные способности человека развиваются в процессе наблюдения им явлений внешней, прежде всего социальной среды. И он действует в соответствии со своими наблюдениями. А. Бандура обосновывает способность человека к саморегуляции, в частности, к тому, чтобы, действуя в соответствии с обстановкой, учитывать характер влияния своих действий на других людей и их возможные реагирования на эти действия. Тем самым появляется возможность предвидеть последствия собственных действий и самому регулировать, соответственно менять свое поведение. Большое значение в сознательном поведении личности А. Бандура, кроме наблюдений, отводит таким проявлениям сознания человека, как внимание и мотивы, побуждающие его действовать в том или ином направлении. Речь идет о побудительной мотивации поведения людей, вытекающей из их потребностей, интересов, целей и т.д. Оценивая прошлый опыт успехов и неудач в попытке достичь желаемых результатов, человек сам выстраивает свое поведение в соответствии со своими потребностями и интересами. Вполне определенно А. Бандура «отдает приоритет сознательному мышлению над бессознательными детерминантами поведения». Другими словами, он ставит осмысленные цели над инстинктами или интуицией. Тем самым повышается возможность самоконтроля в поведении и деятельности людей, в том числе учет того, насколько поведение того или иного человека отвечает условиям внешней среды и насколько оно может быть эффективным для его социального самоутверждения. Ставится и решается проблема разработки программы самоконтроля и ее выполнения.
Социально-когнитивный подход к изучению психологических факторов поведения человека по-своему представлен в работах Дж. Роттера. В своей теории социального научения он исследует проблему влияния на развитие психики человека социальных факторов, прежде всего его взаимоотношений с другими людьми. Исследуется влияние социальных ситуаций на развитие сознания и самосознания человека, в том числе на формирование сознательных мотивов его поведения. Дж. Роттер ввел в науку психологии личности понятие потенциал поведения, выражающее вероятность того или иного ее поведения в зависимости от характера воздействия на нее внешних социальных факторов. В этом он солидаризируется с мнением А. Бандуры, утверждающего, что сознание человека, определяющее его поведение, в немалой степени формируется под
влиянием внешних обстоятельств, прежде всего социальных. При этом указывается на роль данных обстоятельств в формировании целей деятельности и всей системы внутренней мотивации того или иного человека.
Практическое задание.
Укажите, какое психологическое положение из перечисленных следует отнести к гештальтпсихологии:
а) «восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как и устройство организма генотипом»;
б) «если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например, покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт – например, хватание»;
в) «наша задача заключается в накоплении наблюдений над поведением человека, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле можно было сказать наперед, какая будет реакция».
1. Основное специальное понятие когнитивной психологии — «схема». Она представляет собой имеющиеся в голове человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях, воспринимаемых органами чувств. У организма имеется множество связанных друг с другом в динамическую систему схем. Они по своей структуре и способу функционирования мало зависят от источников и характера информации. Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами примерно так же, как устройство организма генотипом. Когнитивные схемы складываются в индивидуальном опыте человека, но отчасти являются врожденными. – Когнитивная психология.
2. Уотсон производит классификацию всех реакций по двум основаниям: являются ли они приобретенными или наследственными; внутренними (скрытыми) или внешними (наружными). В последующем Уотсон произвел различение между инстинктивными и эмоциональными реакциями: «…если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например, покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт — например, хватание». – Бихевиоризм.
3. «Основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле (или лучше сказать — ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция или — если дана реакция — какой ситуацией данная реакция вызвана». – Бихевиоризм.
Тезис «наша задача заключается в накоплении наблюдений над поведением человека, что бы в каждом данном случае при данном стимуле можно было сказать наперед, какая будет реакция» характерен для гештальтпсихологии, где главное внимание уделяется внутренней психической деятельности человека.
Гештальт и бихевиоризм зародились одновременно, но их различие, прежде всего в отношении к проблеме сознания.
Бихевиористы автоматически устраняли сознание из научных объяснений поведения. Гештальтисты же видели главную задачу в том, чтобы дать новое объяснение фактам сознания как единственной психической реальности.
И бихевиористы, и гештальтисты надеялись создать новую психологию, но для бихевиористов моделью служила биология, для гештальтистов – физика.
Процесс психического развития человека, с точки зрения гештальтпсихологии, делится на два независимых и параллельных процесса – созревание и обучение. В процессе развития обучение может опережать созревание, а может отставать от него, хотя чаще они идут параллельно друг другу, создавая иллюзию взаимозависимости.
Приверженцы гештальтпсихологии стараются убедить бихевиористов, что структурная организация поведения в целом играет более важную роль, чем отдельные поступки. Поэтому, с точки зрения приверженцев гештальтпсихологии, психология должна изучать ощущения человека, его восприятие и интуитивные процессы, что уже неизбежно относится к области сознания.
Заключение.
Говорить о психологии как единой науке на современном этапе достаточно трудно: каждое направление предлагает свое понимание душевной жизни, выдвигает свои объяснительные принципы и соответственно концентрирует усилия на анализе определенных аспектов того, что понимает под психической реальностью. Вместе с тем в последнее время наблюдается сближение ряда направлений – или хотя бы тенденция к большей терпимости их по отношению друг другу, что означает возможность диалога и взаимообогащения.
Список литературы:
- Большой психологический словарь. /Сост.Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – 3-е изд. — М.: Олма — Пресс, 2002 – с.630.
- Психология и этика делового общения: Учебник для вузов. / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005 – с.415.
- Когнитивная психология. Учебник для вузов. / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002 – с.480.
- Когнитивная психология. / Р. Солсо. – 6-е изд. – СПб.: Питер, 2006 – с.589.
- История психологии от античности до наших дней: Учебник. / А.Н. Ждан. – М.: Изд-во МГУ, 1990 – с.367.
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Психология как наука. Ее предмет и практическое значение
Человек живет и действует в окружающей его социальной среде. Он испытывает потребности и пытается их удовлетворить, получает информацию от окружающей среды и ориентируется в ней, формирует сознательные образы действительности, создает планы и программы действий, сличает результаты своей деятельности с исходными намерениями, переживает эмоциональные состояния и корригирует допускаемые ошибки.
Все это является психической деятельностью человека, а наука, изучающая психическую деятельность — психологией. Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности в патологических состояниях. Только та наука, которая способна изучить законы психической деятельности с возможной точностью, «может обеспечить не только no-знание этой деятельности, но и управление ею на научных основах, Именно поэтому научная психология становится одной из самых важных дисциплин, значение которой будет все более возрастать с развитием общества и с дальнейшим совершенствованием ее методов.
К истории психологии как науки
Психология как наука имеет очень короткую историю. Однако первые попытки описать психическую жизнь человека и объяснить причины человеческих поступков коренятся в далеком прошлом. Так, например, еще в древности врачи понимали, что для распознания болезней необходимо уметь описать сознание человека и найти причину его поступков.
Этот материалистический подход к поведению человека был на многие века оттеснен идеалистической философией и церковью, которые подходили к сознанию человека как к проявлению его духовной жизни, считая, что духовная жизнь не подчиняется тем же законам, что и вся материальная природа, и к ее анализу нельзя подходить с причинным объяснением явлений.
Вот почему в течение столетий к психическому миру человека и к его сознанию подходили как к явлениям особого рода, обособленным от всех остальных естественных процессов, философы по-разному трактовали сознательную жизнь, считая ее проявлением божественного разума, или результатом субъективных ощущении, где они видели простейшие «элементы», из которых построено сознание. Однако всех философов — идеалистов объединяло убеждение, что психическую жизнь следует понимать, как проявление особого субъективного мира, который раскрывается только в самонаблюдении и недоступен ни для объективного научного анализа, ни для причинного объяснения.
Такой подход к психическим процессам на многие столетия задержал развитие научной психологии, и даже после того, как процессы внешнего мира стали предметом точного научного исследования, явления психической жизни человека продолжали рассматриваться как проявление особого, духовного мира, доступного только для субъективного описания.
Разделение всех явлений на две большие категории физических — доступных для причинного объяснения, и психических -недоступных для объективного научного анализа, было закреплено основными положениями дуалистической философии Декарта, который считал, что все физические процессы, включая и поведение животного, подчинены законам механики, в то время как психические явления следует рассматривать как формы духа, источника познания которых может быть только разум или интуиция.
Дуалистический подход сохранился в зарубежной философии и психологии до последнего времени, и, если ученые 19 века начали рассматривать элементарные физиологические и психофизиологические процессы (включающие ощущения и движения) как естественные процессы, подлежащие исследованию точными научными методами, то высшие явления психической жизни (сознание, мышление) продолжали считаться проявлением духовного мира подойти к которому можно только путем субъективного описания происходящих в нем явлений. Это положение привело к тому, что к кощу XIX века психология фактически разделилась на две области: естественнонаучную иди физиологическую психологию. которая пыталась точно изучить и причинно объяснить элементарные психические процессы и установить ее объективные законы, и описательную или субъективную психологию. которая рассматривала высшие формы сознательной жизни человека, подходя к ним, как к проявлениям духа. Дуалистический подход к явлениям психической жизни нашел свое отражение в трудах классиков психологии как немецкие психологи В.Вундт (I832-I920), Г.Эббинггаус (I856-I909), американский психолог У.Джемс (I842-I9IO) и представителей идеалистической философии как В.Дильтей (1833-19П) и др.
Влияние дуалистического подхода к психическим явлениям привело психологическую науку к тупику и вызвало естественные попытки преодолеть возникший в психологии застой, ввести в изучение психических процессов естественнонаучные методы и подходить к этим процессам так же, как и ко всем другим явлениям природы.
Эта тенденция, проявившаяся уже у французских материалистов и отчетливо сформулированная в середине XIX века русскими революционными демократами, нашла свое яркое отражение в трудах выдающегося русского физиолога И. М. Сеченова (I829-I905), который в своей книге «Рефлексы головного мозга» высказал мысль, что и наиболее сложные процессы психической жизни следует рассматривать материалистически, как сложные рефлексы, что мысль является тем же рефлексом, но заторможенным, оставшимся без своего внешнего моторного конца, и что явления психической жизни должны изучаться естествоиспытателем теми же путями, которыми изучаются и другие явления природы. Эта материалистическая линия была продолжена другим выдающимся русским физиологом И. П. Павловым (I849-I936) — основоположником объективного изучения высшей нервной (психической) деятельности при помощи условного рефлекса. Попыткам подойти к объективным, физиологическим основам психической деятельности и обосновать возможность объективной. естественнонаучной психологии были посвящены труды выдающихся представителей русской науки как В.М. Бехтерев (1857—1927), Д.А. Ухтомский (I875-I942) и др.
Учение И.П. Павлова об условных рефлексах, которое он сам расценивал как физиологическую основу психологической науки, оказало большое влияние на развитие американской психологии. В конце XIX века американский психолог Э.Торндайк начал исследовать поведение животных, применяя методы, позволявшие проследить как вырабатываются новые навыки животных в лабиринте. Эти исследования легли в основу нового направления в психологии, названного американским психологом Дж.Уотсоном бихевиоризмом (наукой о поведении). В ней он видел естественнонаучную форму психологической науки, которая должна заменить психологию. Исходя из положения, что «сознание» является не более как субъективным понятием, недоступным для объективного исследования, представители американского бихевиоризма предложили сделать предметом научного исследования лишь внешнее поведение животного, которое, по их предположениям, является результатом его биологических влечений (потребностей) и надстроенных над ними условных рефлексов. Так создалось новое направление в науке, которое отбрасывало всякое изучение субъективного мира и ограничивалось описанием внешних форм поведения, законы которого трактовались как механически образованная система навыков, полностью подлежащих естественнонаучному рассмотрению. Попытка заменить психологию изучением внешнего поведения и законов выработки сложных навыков была отражением борьбы за психологию как объективную науку, и в свое время имела прогрессивное значение.
Однако американский бихевиоризм, как пример крайне механистического подхода к психической жизни уже очень скоро проявил свою ограниченность и привел психологию к кризису, не менее выраженному, чем кризис дуалистического подхода к психическим явлениям.
С одной стороны, как стало отчетливо видно уже через несколько лет бурного развития бихевиоризма, господствовавшее в нем механистическое объяснение таких процессов как образование навыков не раскрывало их подлинных физиологических механизмов и заменяло их научное физиологическое исследование внешним описанием и механистическим толкованием этих явлений. С другой стороны, огромная часть сложных форм психической жизни человека, проявляющихся в сознательной деятельности высших, специфических для человека способах и приемах его поведения, активного внимания, произвольного запоминания и логического мышления оставалось вообще вне сферы научного исследования.
Вот почему ухе в пределах самого бихевиоризма начинала возникать потребность выйти за пределы упрощенных механистических описаний элементарных навыков и перейти к научному анализу наиболее сложных форм психической деятельности человека.
Эта потребность в создании подлинно научной психологии, способной подойти с объективными научными методами к наиболее сложным формам психической жизни человека и стала основной задачей, которая к 30-м годам этого века была осознана, как условие, которое могло бы вывести психологию из состояния кризиса.
Пути выхода из кризиса психологии были впервые сформулированы выдающимся советским психологом Л.С. Выготским (1896-1934) и стали исходными для дальнейшего развития психологической науки, сначала в Советском Союзе, а затем и за его пределами.
Как мы yжe упоминали выше, исторический смысл кризиса психологии заключался в том, что психология стала развиваться по двум направлениям. Одно, продолжавшее традиции естественнонаучного подхода к явлениям, ставило перед собой задачу объяснить психические процессы, фактически ограничиваясь лишь наиболее элементарными психофизиологическими процессами и отказываясь от рассмотрения сложных, специфических для человека явлений сознательной жизни. Второе делало объектом своего рассмотрения именно эти внешние, специфические для, человека явления сознательной жизни, но ограничивалось описанием их субъективных проявлений, рассматривая их как проявление духа и отказываясь от их научного, причинного анализа.
Основная задача выхода из этого кризиса, как ее видел Л.С. Выготский, заключалась в том, чтобы сделать предметом исследования, высшие, специфические для человека формы сознательной, деятельности, и подойти к ним с точки зрения научного анализа, причиню, объяснить их происхождение и установить объективные законы, которым они подчиняются.
Выполнение этой задачи требовало, однако, коренного пересмотра основных исходных положений психологии.
Как отметил Л.С. Выготский, попытка подойти к психике как к непосредственной функции мозга и искать ее источники в глубинах мозга так же безнадежна, как и попытка рассматривать психику как форму существования духа. Психическая жизнь животных возникает в процессе их деятельности и является формой отражения действительности осуществляемая мозгом, но которая может быть объяснена лишь объективными законами этой отражательной деятельности. Подобно этому, те высшие формы сознательной деятельности, активного внимания, произвольного запоминания и логического мышления, которые являются специфическими для человека, не могут рассматриваться как естественный продукт эволюции их мозга, но являются результатом той особой общественной формы жизни, которая характерна для человека. Чтобы причинно объяснить высшие психические функции человека нужно выйти за пределы организма и искать, их истоки не в глубинах духа или в особенностях мозга, а в общественной истории человечества в тех формах общественного труда и языка, которые сложились в истории общества и вызвали к жизни наиболее совершенные виды общения и новые формы сознательной деятельности.
Психология, стремящаяся стать подлинной наукой, должна изучить общественно историческое происхождение высших форм сознательной деятельности и обеспечить научный анализ тех законов, которые лежат в их основе.
Такие исходные положения в корне перестраивают традиции дуалистической психологии и ясно очерчивают предмет научной психологии.
Психология человека должна заняться анализом сложных форм отражения действительности, которые сформировались в общественной истории и осуществляются человеческим мозгом. Она должна заменить прежнее субъективное описание сложных форм сознательной жизни их объективным научным анализом, не подменяя этой задачи изучением физиологических процессов, лежащих в их основе, и не ограничиваясь их внешним описанием. Это и составляет задачу психологической науки, которая должна установить законы человеческого ощущения и восприятия, регуляцию процессов внимания и памяти, протекания логического мышления, формирования сложных потребностей и личности, рассматривая их как продукт общественной истории и не отрывая этого изучения от анализа тех физиологических механизмов, которые лежат в их основе. Это и будет составлять содержание общей психологии в целом и психологии человека в частности.
Отношение психологии к другим наукам
Психология может развиваться, сохраняя лишь тесную связь с другими науками, которые не замещают ее, но обеспечивают важной информацией для того, чтобы она могла успешно раскрывать свой собственный предмет.
Первой наукой, с которой психология должна сохранять теснейшую связь, является биология.
Если психология животных имеет дело с теми формами поведения животных, которые развиваются в процессе их взаимодействия со средой, становится совершенно ясно, что полное понимание законов их поведения не может иметь место без знания основных форм жизни, которые составляют предмет биологии. Нужно достаточно отчетливо представлять те различия, которые имеют место в существовании растений и животных, чтобы выделить то основное, что отличает всякий вид активного поведения, основанного на ориентировке в окружающей среде, от тех форм жизни, которые исчерпываются процессами обмена веществ и могут протекать вне условий активной ориентировки в действительности. Нужно ясно представлять, что именно меняется в условиях жизни с переходом от существования одноклеточных в однородной водной среде к несравненно более сложным формам жизни многоклеточных, особенно в условиях наземного существования, предъявляющего неизмеримо большие требования к активной ориентировке в условиях среды, ориентировке, которая только и может обеспечить успешное получение пищи и избегание опасности. Нужно хорошо усвоить различие в принципах существования между миром насекомых, у которых прочные врождённые программы, обеспечивающие успешное выживание в устойчивых условиях и все же способных сохранить вид даже при меняющихся условиях и высших позвоночных с их немногочисленным потомством, которое может выжить только при развитии новых индивидуально-изменчивых форм поведения, обеспечивающих приспособление к меняющейся среде. Без таких знаний общих биологических принципов приспособления никакое отчетливое понимание особенностей поведения животных не может быть обеспечено, и всякая попытка понять сложные формы психической деятельности человека потеряет свою биологическую основу.
Вот почему совершенно необходим для научной психологии учет основных законов биологии и таких ее новых разделов, как экология (учение об условиях среды и ее влияний) и этология (учение о врожденных формах поведения). Естественно, что факты, составляющие предмет психологической науки, ни в какой мере не могут быть сведены к фактам биологии.
Второй наукой, с которой психология должна сохранять самую тесную связь, является физиология и, в частности, тот ее раздел, который посвящен высшей нервной деятельности.
Физиология занимается механизмами, осуществляющими те или иные функции организма, а физиология высшей нервной деятельности — механизмами работы нервной системы, осуществляющими «уравновешение» организма со средой.
Легко видеть, что знание той роли, которую в этом последнем процессе играют различные этажи нервной системы, тех законов, по которым протекает регуляция обменных процессов в организме, законы работы нервной ткани, осуществляющей процессы возбуждения и торможения и тех сложных нервных образований, которые осуществляют процессы анализа и синтеза, замыкания нервных связей, обеспечивают -процессы иррадиации и концентрации возбуждения так же, как и знание основных форм работы нервных клеток, находящихся в нормальном или тормозном (фазовом) состоянии- все это совершенно необходимо для того, чтобы психолог, изучающий основные виды психической деятельности человека, не ограничивался их простым описанием, а представлял, на какие механизмы опираются эти сложнейшие формы деятельности, какими аппаратами они осуществляются, в каких системах они протекают. Игнорировать законы физиологии значило бы лишить психологию одного из важнейших источников научного знания. Решающее значение для психологии имеет ее связь с общественными науками.
Основные формы психической деятельности человека возникают в условиях общественной истории, протекают в условиях сложившейся в истории предметной деятельности. опираются на те средства, которые сформировались в условиях труда, употребления орудий и языка. Человек, который был бы лишен общения с окружающими, развивался бы вне условий предметного мира, сложившегося в истории общества, не пользовался бы орудиями и языком, человек, который не усваивал бы опыта всего человечества, передаваемого с помощью языка, этого хранителя информации, не имел бы и небольшой доли тех возможностей, которыми располагает его фактическое поведение. Естественно, что формы деятельности человека осуществляются его мозгом и опираются на законы его высших нервных процессов, но никакая нервная система сама по себе не могла бы обеспечить формирования употребления орудий и языка и объяснить возникновение сложнейших, возникших в общественной истории, форм человеческой деятельности.
Подлинное отношение психологии к физиологии заключается в том, что психология изучает те формы и способы деятельности, которые возникли в процессе общественной истории и которые определяют его поведение, а физиология высшей нервной деятельности — те естественные механизмы, которые осуществляют или реализуют это поведение.
Попытаться свести психологию человека к физиологии высшей нервной деятельности, как это одно время предлагалось механистически мыслящими учеными, было бы аналогично той ошибке, которую допустил бы архитектор, если бы он попытался свести происхождение и анализ стилей готики и барокко или ампира к законам сопротивления материалов, которые, конечно, должны учитываться архитектором, но которые ни в коей мере не могут объяснить происхождение архитектурных стилей.
Успех дальнейшего развития психологии во многом зависит от правильного понимания соотношения этих обеих наук, и как всякое игнорирование физиологии, так и попытки свести психологию к физиологии неизбежно задержат развитие психологической науки.
Только что сказанное делает ясным, какое огромное значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. Если решающую роль в формировании поведения животного играют биологические условия существования, то такую же роль в формировании поведения человека играют условия общественной истории, создающей такие новые формы сложного, опосредствованного условиями труда, отношения к действительности, которые являются источниками новых, специфически-человеческих форм психической деятельности.
Мы еще сможем увидеть ниже, что первое применение орудия, первая форма общественного труда внесли коренную перестройку в основные биологические законы построения поведения и что возникновение, а затем и использование языка, позволяющего хранить и передавать опыт поколений, привело к появлению новой, не существующей у животных формы развития — развития путем усвоения общественного опыта. Современная психологическая наука, изучающая прежде всего специфически-человеческие формы психической деятельности, не может сделать ни одного шага без учета тех данных, которые она получает от общественных наук «- исторического материализма, обещающего основные законы развития общества, языкознания, изучающего основные формы сложившегося в общественной истории языка.
Только тщательный учет общественных условий, формирующих психическую деятельность человека, позволяет психологии получить свою прочную научную основу. Мы встретимся с применением этого принципа на протяжении всех последующих страниц, при рассмотрении всех конкретных фактов психологической науки. Таково отношение научной психологии к тем смежным дисциплинам, в тесном контакте с которыми она развивается.
Психология: наука о поведении | NOBA
Skip к основному контенту- Блог
- Обзор
- Психология: Наука поведения
Элиза Перси
Поиск этого учебника
Сознание
By Ken Caller и SUSATORU и SUSTORU121212 By Ken Caller и SUSATORU
11212112 AIPLER и SUSTORU и SUSATORU912112. окончательная загадка. Что это такое и зачем оно нам? На эти вопросы трудно ответить, хотя сознание так важно для нашего существования. Возможно, мир природы мог бы существовать в основном таким, какой он есть, без человека…
Бессознательное
Автор Ap Dijksterhuis
Бессознательные психологические процессы уже очень давно очаровывают людей. Идея о том, что у людей должно быть бессознательное, основана на идее, что (а) в нашем мозгу так много всего происходит, а возможности сознания так малы…
Почему наука?
Эдвард Динер
Научные исследования были одним из величайших двигателей прогресса в истории человечества, и кардинальные изменения, которые мы наблюдали в прошлом столетии, связаны в первую очередь с научными открытиями — современной медициной, электроникой, автомобилями и реактивными самолетами…
Research Designs
Christie Napa Scollon
Психологи проверяют исследовательские вопросы, используя различные методы. Большинство исследований опирается либо на корреляции, либо на эксперименты. С помощью корреляций исследователи измеряют переменные в том виде, в каком они естественным образом встречаются у людей, и вычисляют степень, в которой они… «Мне.» Таким образом, центральный психологический вопрос самости заключается в следующем: как человек постигает и понимает, кто он или она? За последние 100 лет психологами было ок…
Вопрос о природе и воспитании
Автор: Эрик Туркхаймер
Люди имеют глубокую интуицию в отношении того, что называется «вопросом о природе и воспитании». Некоторые аспекты нашего поведения выглядят так, как будто они происходят из нашей генетической структуры, в то время как другие кажутся результатом нашего воспитания или нашей собственной тяжелой работы.…
Когнитивное развитие в детстве
Роберт Зиглер когнитивное развитие, основные теории о том, как оно происходит, роли природы и воспитания, является ли оно непрерывным или прерывистым, и как исследования в этой области используются для улучшения образования.
Социальное и личностное развитие в детстве
Росс Томпсон
Социальное и личностное развитие в детстве возникает в результате взаимодействия социальных влияний, биологического созревания и представлений ребенка о социальном мире и о себе. Это взаимодействие проиллюстрировано в обсуждении…
Мозг
Дайан Бек и Эвелина Тапиа
Человеческий мозг отвечает за все поведение, мысли и переживания, описанные в этом учебнике. В этом модуле представлен вводный обзор мозга, включая некоторые основы нейроанатомии, а также краткое описание нейронауки …
Нейроны
Автор Шарон Фуртак
Этот модуль, посвященный биологическим основам поведения, дает обзор базовой структуры нейронов и их средств коммуникации. Нейроны, клетки центральной нервной системы, получают информацию от наших сенсорных систем (зрение, аудит…
Гормоны и поведение
Рэнди Дж. Нельсон
Цель этого модуля — познакомить вас с темой гормонов и поведение.Эта область исследования также называется поведенческой эндокринологией, которая является научным исследованием взаимодействия между гормонами и поведением.Это взаимодействие я…
Память (кодирование, хранение, извлечение)
Кэтлин Б. Макдермотт и Генри Л. Редигер III
«Память» — это единый термин, отражающий ряд различных способностей: удержание информацию кратковременно во время работы с ней (рабочая память), запоминая эпизоды своей жизни (эпизодическая память) и наше общее знание фактов мир…
Категории и концепции
Грегори Мерфи
Люди формируют ментальные концепции категорий объектов, которые позволяют им адекватно реагировать на новые объекты, с которыми они сталкиваются. Большинство понятий не могут быть строго определены, а организованы вокруг «лучших» примеров или прототипов, которые имеют…
Обусловливание и обучение
Марк Э. Бутон
Основные принципы обучения действуют всегда и всегда влияющих на поведение человека. В этом модуле обсуждаются два наиболее фундаментальных формы обучения — классическая (павловская) и инструментальная (оперантная) кондиционирование. Через них мы…
Теория разума
Бертрам Малле
Одной из самых замечательных человеческих способностей является восприятие и понимание психических состояний. Эта способность, которую часто называют «теорией разума», состоит из множества психологических процессов, играющих существенную роль в социальной жизни человека. Мы рассматриваем …
Соответствие и послушание
Джерри М. Бургер
Мы часто меняем свое отношение и поведение, чтобы соответствовать отношению и поведению окружающих нас людей. Одна из причин такого соответствия — забота о том, что другие люди думают о нас. Этот процесс был продемонстрирован в классическом исследовании, проведенном в…
Предрассудки, дискриминация и стереотипы
Сьюзен Т. Фиске
Люди часто предвзято относятся к другим людям за пределами своей социальной группы, проявляя предубеждения (эмоциональные предубеждения), стереотипы (когнитивная предвзятость) и дискриминация (поведенческая предвзятость). Предубеждения могут быть явными (явными и осознанными) или более неявными (авто…
Привлекательность и красота
Роберт Г. Франклин и Лесли Зебровиц
Более привлекательные люди производят более положительное первое впечатление. Этот эффект называется ореолом привлекательности, и он проявляется при оценке тех, у кого более привлекательные лица, тела или голоса. Более того, он дает значительные социальные результаты, т.е.…
Гендер
Кристиа Спирс Браун, Дженнифер А. Джуэлл и Мишель Дж. Тэм
В этом модуле обсуждаются гендер и связанные с ним понятия, включая пол, гендерные роли, гендер идентичность, сексуальная ориентация и сексизм. Кроме того, этот модуль включает обсуждение различий, существующих между мужчинами и женщинами, и того, как они…
История психических заболеваний
Ингрид Г. Фаррерас
Этот модуль разделен на три части. Первая представляет собой краткое введение в различные критерии, которые мы используем для определения или различия между нормой и аномалией. Вторая, самая большая часть — это история психических заболеваний от каменного века до …
Расстройства шизофренического спектра
Автор Deanna M. Barch
Шизофрения и другие психотические расстройства являются одними из наиболее тяжелых форм психопатологии, часто связаны с глубоким негативным влиянием на образовательную, профессиональную и социальную функцию человека. К сожалению, эти ди…
Тревога и связанные с ней расстройства
Дэвид Х. Барлоу и Кристен К. Эллард
Тревога является естественной частью жизни и при нормальном уровне помогает нам функционировать наилучшим образом. Тем не менее, у людей с тревожными расстройствами тревога непреодолима и ее трудно контролировать. Тревожные расстройства развиваются из-за сочетания биологических (генных…
Расстройств настроения
Авторы Anda Gershon и Renee Thompson
Каждый человек время от времени чувствует подавленность или эйфорию, но это отличается от расстройства настроения, такого как большое депрессивное расстройство или биполярное расстройство Расстройства настроения — это продолжительные периоды депрессии, эйфории или раздражительности, которые в…
Диссоциативные расстройства
Автор Dalena van Heugten — van der Kloet
В психопатологии диссоциация происходит, когда мысли, чувства и переживания нашего сознания и памяти плохо взаимодействуют друг с другом. В этом модуле представлен обзор диссоциативных расстройств, включая определения…
Расстройства личности
Авторы Кристина Крего и Томас Видигер
Цель этого модуля — определить, что подразумевается под расстройством личности, определить пять областей личности в целом (т. е. невротизм, экстраверсия, открытость, доброжелательность и добросовестность), определите шесть типов личности…
Психопатия
Крис Патрик
Психопатия (или «психопатическая личность») давно интересует широкую общественность, а также ученых и практикующих врачей. Тем не менее, он также был предметом значительной путаницы и научных дебатов по поводу y…
СДВГ и расстройства поведения у детей
Ричард Милич и Уолтер Робертс
Синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) является психическим расстройством. чаще всего диагностируется у детей школьного возраста. Многим детям с СДВГ трудно сосредоточиться на задачах и следовать инструкциям, и эти характеристики могут…
Социальная тревога
Тодд Кашдан
Социальная тревога возникает, когда мы чрезмерно обеспокоены тем, что нас унижают, смущают, оценивают или отвергают другие в социальных ситуациях. Каждый испытывает социальную тревогу в течение всего времени, но для меньшинства людей частота A…
Словарь
Введение в психологию – культура и психология
Прежде чем мы начнем говорить о культуре и психологии, важно иметь общее представление о области психологии. Вообще говоря, психология — это наука о поведении и разуме, включая сознательные и бессознательные явления, а также чувства и мысли. Психологи, практики или исследователи в этой области изучают роль когнитивных процессов (мышления) в индивидуальном и социальном поведении. Психологи также исследуют физиологические и биологические процессы (например, нейротрансмиттеры, мозг и нервную систему), лежащие в основе мышления и поведения людей.
Есть четыре основные цели психологии:
Описать
Психологи описывают поведение людей и других животных, чтобы лучше понять их поведение и понять, что можно считать нормальным, а что ненормальным. Исследователи-психологи используют множество различных методов для описания поведения, включая натуралистические наблюдения, тематические исследования и опросы. После описания поведения психологам легче понять и объяснить поведение.
Объяснить
Эта цель включает в себя определение причин поведения. Психологи пытаются понять, почему человек действует или реагирует определенным образом, а затем пытаются определить, существуют ли другие факторы, которые могут вызвать такое поведение (например, что-то, что происходит до или после поведения). Используя экспериментальные схемы, психологи создают теории, которые помогут объяснить одно и то же поведение в различных ситуациях и контекстах.
Предсказать
Третья цель психологии состоит в том, чтобы предсказать, какое поведение будет следующим, как будет вести себя человек или когда это поведение произойдет в будущем. Предсказывать поведение сложно, если только поведение еще не изучено, поэтому описание и объяснение поведения должно быть выполнено в первую очередь. Психолог может быть в состоянии предсказать поведение, ища образец, используя прошлые случаи или примеры этого поведения. Прогнозирование поведения имеет важное значение для психологов, если они хотят изменить или модифицировать вредное или дисфункциональное поведение, а также продвигать или поощрять позитивное или просоциальное поведение среди людей.
Управление
Наконец, и, возможно, это наиболее важно, психология стремится изменить поведение, повлиять на него или контролировать его, чтобы добиться положительных и устойчивых изменений в жизни людей. Важно отметить, что если психолог пытается влиять, формировать, изменять или контролировать чье-то поведение, не спрашивая разрешения или не получая согласия, это считается неэтичным. Как отмечалось ранее, конечная цель психологии — принести пользу людям и обществу, но мы делаем это, уважая права других.
Психология — это центральная наука, что означает, что это дисциплина, которая использует научные исследования и цитируется учеными во многих других областях. [Изображение Алекса Власенко Shape of Science CC BY-SA 4.0 из Wikimedia Commons]Психология была описана как «центральная наука», что означает, что медицина имеет тенденцию опираться на психологические исследования в основном в областях неврологии и психиатрии. Социальные науки обычно опираются непосредственно на субдисциплины психологии, такие как социальная психология и психология развития.