Психология карьеры: Психология карьеры — Образовательная платформа «Юрайт». Для вузов и ссузов.

Содержание

Персональный сайт — психология карьеры

Тема №7: Психология карьеры.

7.1. Понятие карьеры.

7.2. Этапы карьеры.

7.3. Карьерный процесс.

7.4. Типы карьер.

 

7.1. Карьера- это профессиональное продвижение, профессиональный рост, этапы восхождения работника к профессионализму.

Карьера- должностное продвижение, достижение определенного профессионального статуса в профессиональной деятельности, занятие определенной должности.

Карьера- это процесс движения по пути овладения некоторыми ценностями, благами, принятыми в обществе или в организации. К таким ценностям относят:

— должностные ступени,

— уровни иерархии,

— ступени квалификационной лестницы и связанные с ней разряды, дифференцирующие навыки и знания людей по уровню мастерства,

-статусные ранги, отражающие величину вклада работника в развитие организации ( выслуга лет, рационализаторские предложения, его положение в коллективе)

— ступень власти как степень влиятельности в организации ( близость к руководству, участие в принятии решений)

-уровень материального вознаграждения (зар плата, премии, льготы), дохода

 

Карьера- это процесс профессионального роста человека, рост его влияния, авторитета, статуса в среде, выражающей его продвижение по ступеням иерархии.

Карьеры бывают следующие:

-по признаку индивидуальной профессионализации: профессиональна ( освоение новых сфер), должностная (продвижение по иерархии)

-по признаку направления движений работника в структуре организации: вертикальные (иерархические), горизонтальные (смена должности, смежные работы), центростремительная (движение к ядру организации)

-по признаку содержаний, происходящих в процессе карьерного продвижения изменений: властная, квалификационная, статусная, монетарная.

-по характеру протекания: линейная, нелинейная, застойная

— по степени устойчивости и непрерывности: устойчивые и неустойчивые; непрерывные и прерывные

— по возможности осуществления карьеры бывают: потенциальная (человек рассчитывается), реальная (чего человек добивается)

-по времени осуществления: нормальная, скоростная, десантная (человек имеет поддержку в продвижение по карьере), типичная

-по направленности происходящих изменений: идеальная (с учетом постоянного роста и достижения поставленных целей), прогрессивная ( маленькие изменения, но есть), регрессивная (снижение статуса в организации).

 

На карьеру влияют внутренние и внешние факторы.

К внутренним относятся: мотивы, уровень притязаний, самооценка и состояние здоровья.

К внешним относятся : социальная сфера, тип организации, случайность.

По характеру воздействия выделяют факторы сдерживающие и сила сопротивления.

Сдерживающие имеют индивидуальное происхождение или определяются недостатком внутренних ресурсов и способом их мобилизации (низкий уровень потребности, слабость мотивов, недостаток знаний и опыта, болезни).

К силам сопротивления относятся: среда деятельности (карьерная активность, острота карьерной конкуренции, жесткий порядок продвижения, произвольные препятствия)

По природе происхождения факторы торможения делятся на физические, социальные, психологические и идеальные.

По времени действия факторы сдерживания подразделяются на : краткосрочные, устойчивые, постоянно действующие.

Последствия действия факторов торможения могут быть острыми либо вяло текущими.

 

7.2. Краткое описание этапов карьеры

Этапы карьеры

Возрастной период

Краткая характеристика

Особенности мотивации

1. Предварительный

До 25 лет

Подготовка к трудовой деятельности (учеба, получение профессии, первые годы работы)

Безопасность, социальное признание

2. Становление

До 35 лет

Освоение работы, развитие профессиональных навыков

Социальное признание и независимость

3. Продвижение

До 40 лет

Профессиональное развитие, мотивация

социальное признание, самореализация

4. Профессионализм

До 60 лет

Переоценка ценностей

Самореализация

5. Завершение

После 60 лет

Подготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены

Удержание социального призвания

6. Пенсионный

После 65 лет

Занятие другими видами деятельности

Поиск самовыражения в новой сфере деятельности

 

7.3. Карьерная лестница- этапы:

1. Выбор карьеры. Обычно осуществляется исходя из 6 типов личности по Голланду:

1) реалистический- человек, предпочитающий деятельность связанную с манипуляциями инструментов и механизмов (машинист, столяр)

2) исследовательский- человек, предпочитающий быть аналитиком, любознателен, методичным и точным

3) артистическая личность- человек экспрессивный, нон-конформистски настроенный, оригинальный, внутренне сосредоточенный

4) социальный- любит работать вместе, помогая другим, целенаправленно избегает систематической деятельности, включая механическую

5) предпринимательский тип- человек, который любит деятельность, позволяющую ему влиять на других для достижения цели

6) конвенциональный тип- человек, который любит систематическое манипулирование данными, записями, репродуцированием материалов

ПРОБЛЕМЫ КАРЬЕРЫ — Психология

Каждый человек стремится к достижению своих целей в жизни. Немаловажными из них являются работа и карьерный рост, потребность в реализации своих возможностей, достойный заработок, способность обеспечить качественный уровень жизни себе и своей семье. Однако далеко не все могут справиться с этими целями и добиться положительных результатов. Причиной этому могут стать некоторые психологические факторы. Поэтому просто необходимо знать их, чтобы избежать проявления этих неудач в вашей жизни. Кто не мечтал о том, чтобы стать начальником, занять руководящую должность или получить важную премию за свои достижения? Абсолютно у всех возникает естественное желание добиться небывалых результатов, достичь чего-то, чтобы вами гордились, восхваляли, завидовали. Однако далеко не у всех это получается.

«Порой, проводя дни на работе, вы замечаете, что устали от обыденности своей работы, вы не получаете ничего нового, дела застаиваются, желания продолжать начатое пропадает. Этот фактор называется психологическим выгоранием».


Причиной его возникновения является отсутствие мотивации, дальнейшего роста, интересов. Самый верный способ избавится от этого чувства — отдых. Просто необходимо отвлечься от всех дел, привести свои мысли в порядок, сконцентрироваться на чем-то другом. Однако случаются психологические проблемы и в самом начале карьерной лестницы. Зачастую поиск работы сопряжен с нервным напряжением, так как старания привлечь внимание к своей персоне и навязать свои профессиональные навыки работодателю не всегда приводят к положительному результату.

«Это связано с тем, что вам не хватает уверенности в себе. Поэтому, прежде чем начать поиск работы, необходимо развить в себе лидерские качества. Имея задатки такого рода, вы значительно увеличите свои шансы при поиске работы».


Еще одной причиной неудач в развитии карьеры может стать заниженная или завышенная самооценка. И та и другая оценка своих возможностей может привести к провалу, так как излишнее хвастовство оттолкнет работодателей, а неуверенность в себе не даст возможности развиваться как специалисту.

Следующим психологическим фактором является умение разговаривать, то есть вести переговоры, быть коммуникабельным, уметь переубеждать людей. Если Вы обладаете этими навыками, то с большей долей вероятности Вы добьетесь отличных успехов в своей карьере.

Немаловажную роль имеет такое понятие как самоотдача или экономическая заинтересованность в работе. Именно от этого фактора во многом зависит успешность карьеры. То есть то, насколько Ваша работа является оплачиваемой, будет определять желание, с которым Вы будете работать. Ведь нет большего источника для мотивации, чем денежная сторона вопроса. Кроме того, помимо материального удовлетворения, наша работа должна быть источником пусть не удовольствия, но все же приятного ощущения от самореализации.

«Не стоит забывать о наиболее важном факторе, от которого зависит успех всего предприятия – это работать, работать и только работать».

Никакие психологические факторы неудач не сломают человека, который изо всех сил работает, и стремиться заработать. Самый главный залог успеха удачливой карьеры – это труд и вера. Необходимо трудиться не покладая рук и при этом верить в успешность своего дела.

Продолжительность одной индивидуальной консультации составляет: 1 ч.30мин. Запись по тел. 8 (4112) 35-10-46

(PDF) Феномен образа карьеры в отечественной психологии

WWW.PRO.RSU.RU

100

тем, насколько он обеспечивает антиципацию, т.е. опережающее отражение (по

П.К. Анохину) [2].

Итак, образ прежде всего определяет целеполагание (модели построения

будущих действий, образ мира, жизненного пространства, динамичных и устой-

чивых характеристик поведения). Разные характеристики образа являются базой

конкретных действии и построения своего жизненного пути, поэтому у деляется

такое большое внимание изучению таких понятий как «образ мира» (Д.Б. Даненова,

2001; Н.Н. Колмогорцева, 2003 и т.д.) и «образ будущего» (Е.Б. Быкова, 2002;

А.Л. Коробкин, 2002) и их влиянию на деятельность человека.

Образ будущего есть замысел жизни, внутреннее единство и целостность которого

конституируется его ценностью. Дело на будущее конкретизируется в конкретных

проектах, планах, задачах, целях, реализация которых, и воплощает жизненный за-

мысел, как один из основных компонентов психологического мира человека [3].

В исследованиях П.К.Анохина и Н.А. Бернштейна «потребное будущее», «цель»,

«будущий результат» является одним из видов психологического образа будущего,

функция которого по отношению к деятельности субъекта определяется тем,

насколько данный образ в состоянии обеспечить опережающее отражение.

В общей психологии интерес к образу будущего как феномену опережающего

отражения воплотился в работе Б.Ф.Ломова и Е.Н.Суркова по исследованию ме-

ханизма антиципации [4].

По мнению Н.Н.Брагина и Т.А.Доброхотова, особенности прошедшего

и будущего индивидуальных времен определяются степенью актуализации индиви-

дуального настоящего времени: «именно оно, видимо, противопоставляет их друг

другу. Так, чем более актуально настоящее время субъекта, тем более подавлено

в его сознании прошлое (оно воспроизводится лишь произвольно) и тем

более очерчено будущее» [5]. Исходя из этого, образ будущего складывается из

планируемых событий и потенциальных связей с прошлым и настоящим.

Теоретический анализ показывает, что практически во всех сферах изучения

человека образу будущего и процессу его моделирования придается боль шое

значение. Особое значение образу будущего придается при изучении карьеры

и формировании карьерных представлений.

Е.Г. Молл, исследуя представление о карьере (в рамках управленческой карье-

ры) выделает понятия «образ будущего управленческого пути» и «образ будущей

карьеры». В ее работе было описано влияние образа карьеры на управленческую

карьеру, помимо этого были описаны факторы влияющие на формирование образа

карьеры, характеристики и свойства образа карьеры, однако четкого определения

образа карьеры нам не встретилось [6].

Наиболее полным в сфере представлений о профессиональной карьере

является исследование И.П. Лотовой образа карьеры. В своем исследовании,

анализируя образ карьерного пути, говорит о том, что образ карьеры – это «ин-

теграл наличного состояния личности, способа его изменения и его финишного

состояния» [7, с.145].

131099 (Психология карьеры для женщин) — документ, страница 2

Это не значит, что запросы у нее слишком высоки. Деловые дамы не капризны и всегда знают, чего хотят. Беда в том, что в своем окружении она редко может найти такого спутника жизни, какого хотела бы иметь.

Вообще отношения с противоположным полом у нее складываются не самым лучшим образом. Ведь компаньоны по бизнесу расценивают ее как менее сильного партнера только потому, что она женщина. И поэтому ей приходится иметь больше житейской хватки, ума, хитрости, чтобы добиться того, чего может добиться среднестатистический мужчина.

Самоуважение как один из факторов построения успешной карьеры

Чванливые люди часто бывают безвредны; своим преувеличенным самоуважением они освобождают других от необходимости вообще уважать их. (Генри Бичер)

К главным личностным качествам женщин, обладающих высоким уровнем мотивации к карьере, относятся самоэффективность и самоуважение. Этот феномен психологически связан с наличием у женщины уверенности, что он обладает необходимой компетенцией для достижения желаемого результата. Ожидание высокой эффективности становится условием начала и устойчивого продолжения, несмотря на трудности того или иного вида деятельности. То, как женщина оценивает собственную эффективность, и определяет ее дальнейшее поведение: расширяет или ограничивает возможности выбора сфер деятельности и характера карьеры, позволяет верно определить возможности роста, место среди коллег по работе. От самооценки зависят взаимоотношения с окружающими, уровень критичности и требовательности к себе, отношение к успехам или неудачам. Будучи связанной с ожиданием успеха, высокая самоэффективность обычно ведет к хорошему результату и, следовательно, способствует самоуважению. Женщины с высокой самоэффективностью более настойчивы, менее тревожны и не склонны к депрессии, а также обладают большими способностями к обучению и самообучению.

Низкая же самоэффективность, связанная с ожиданиями неуспеха, обычно приводит к неудаче и снижает самоуважение. Такие женщины уделяют чрезмерное внимание своим недостаткам, постоянно изнуряют себя самокритикой по поводу собственной некомпетентности, нехватки знаний и умений, нужных для выполнения возложенных на них функций. Склонные мысленно представлять неудачный сценарий, они сосредоточиваются на ожидании плохого.

Типология «карьеристов» и «карьеристок»

Глупо плясать под чужую дудку, не рассчитывая со временем стать ее хозяином. (М. Ген)

В зависимости от соотношения трех характеристик — самооценки, уровня притязаний и «локуса контроля» — выделяется несколько типов профессиональной карьеры:

«Скалолаз» обладает высокой самооценкой, высоким уровнем притязаний, внутренним «локус-контролем», добивается профессиональной карьеры сознательно, с полной отдачей и самоконтролем, отличный специалист, пользуется заслуженным авторитетом у коллег и руководства, проходит последовательно все иерархические ступени в организации.

«Имитатор» обладает высокой самооценкой, высоким уровнем притязаний, внешним «локус-контролем», стремится к карьерным высотам и уверен в своих возможностях, но склонен в большей степени использовать благоприятные внешние обстоятельства, мастер «пускать пыль в глаза», легко усваивает внешние признаки имиджа успешного человека и умеет их эксплуатировать, склонен общаться с нужными и успешными в карьерном смысле людьми, умело организует работу других и может в лучшем свете представить даже незначительные успехи.

«Мастер» обладает высокой самооценкой, низким уровнем притязаний, внутренним «локус-контролем», интересуется новыми областями деятельности, нередко сопряженными с риском и необходимостью осваивать смежные профессии, решать нестандартные и сложные задачи; достигнув намеченного, часто теряет интерес к работе; продвижение по карьерной лестнице его мало интересует; для него главное — ощущение движения вперед, а не вверх, поэтому он может принимать неожиданные для окружающих решения о переходе на другое место работы или даже смене характера занятий.

«Муравей» обладает низкой самооценкой, низким уровнем притязаний, внешним «локус-контролем», работает строго в соответствии с заданием, которое должно быть четко сформулировано, отличается трудолюбием и работоспособностью, повышенной ответственностью, очень ценен как исполнитель, но нуждается в постоянной внешней поддержке со стороны руководства; для него важно не столько продвижение по иерархической лестнице, сколько признание его заслуг руководством и авторитетными для него людьми.

«Вечный студент» обладает низкой самооценкой, высоким уровнем притязаний, внешним «локус-контролем», хочет достичь карьерных вершин, но испытывает постоянную неуверенность в себе, безынициативен, за новое берется с осторожностью, склонен к прохождению нескольких курсов повышения квалификации, получению дополнительного образования; при выработке карьерной стратегии в большей степени опирается на мнение руководителя или специалистов кадровой службы.

«Организатор» обладает низкой самооценкой, высоким уровнем притязаний, внутренним «локус-контролем», в жизни надеется на себя, движется по карьерной лестнице, подгоняемый прежде всего самолюбием, а не стремлением реализовать себя профессионально; ему мешает недоверие к коллегам и склонность к самокопанию, он чувствует себя ответственным за все, что происходит в организации, успешно работает в стабильной ситуации, умеет принимать правильные управленческие решения, но доводить дело до конечного результата должны, по его мнению, другие; в близких к экстремальным условиях решения принимает спонтанно, хаотично, иногда ошибочно.

Женщинам, претендующим на успешную профессиональную карьеру, важно обладать не конкретным ограниченным набором навыков, а такими умениями, как способность адаптироваться к меняющимся организационным условиям, постоянно оценивать результативность своей деятельности, самообучаться. От уровня Вашей тревожности и эмоциональной устойчивости будет зависеть продолжительность работы в той или иной должности на различных уровнях иерархии. Очень важны и такие личностные факторы, как общительность, открытость и сила воли. Они облегчают продвижение по службе. И, наоборот, из-за мнительности или подозрительности карьера может пострадать. Максимальные результаты достигаются тогда, когда профессионализм сочетается с высокими личностными качествами.

Виды карьер

Беден ли человек, богат ли, вовек ему не стать добродетельным и счастливым, если волей Фортуны он окажется не на своем месте. (Люк де Клапье де Вовенарг)

Вы хотите знать, какой может быть Ваша карьера? Тогда мы должны Вам сказать, что виды карьеры зависят от сроков, времени и характера продвижения по служебной лестнице, при этом специалистами выделяются:

Типичная карьера предполагает постепенное продвижение человека к вершинам иерархии по мере роста профессионализма. Продолжительность такой карьеры, как правило, равна в среднем 35-40 годам, во время которых человек последовательно проходит от 8 до 12 должностных позиций.

Скоростная карьера предполагает стремительное, но все же последовательное продвижение человека по вертикали организационной структуры. По времени такая карьера в два-три раза короче, чем типичная. Если в первом случае средняя продолжительность пребывания в должности от трех до четырех лет, то при «скоростной карьере» — от года до двух лет.

Десантная карьера характеризуется тем, что ее приверженцы готовы занять любую должность, а замещение должности часто происходит спонтанно.

Атипичная карьера, когда должностное продвижение человека характеризуется стремительными взлетами или падениями, перескакиванием через одну, а то и две ступени иерархической лестницы.

Непрерывно-прогрессивная карьера связана с развитием по восходящей линии, когда каждая последующая стадия отличается от предыдущей более высоким уровнем применения способностей и расширением масштабов деятельности.

Прогрессивно-прерывистая карьера предполагает продвижение вверх по иерархической лестнице, происходящее в форме периодических подъемов и спадов.

Внутриорганизационная карьера предполагает последовательное прохождение работником всех стадий развития профессиональной деятельности внутри одной организации. Здесь он обучается, здесь же поступает на работу, получает профессиональный рост, поддержку и развитие индивидуальных профессиональных способностей, отсюда же уходит на пенсию. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.

Межорганизационная карьера предполагает последовательное прохождение работником всех стадий развития профессиональной деятельности в разных организациях. Эта карьера также может быть специализированной и неспециализированной.

Специализированная карьера предполагает последовательное прохождение работником всех стадий развития профессиональной деятельности как в одной, так и в разных организациях, но в рамках профессии и области деятельности, в которой он специализируется.

Неспециализированная карьера, особенно широко развитая в Японии, основана на убеждении, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-либо отдельной функции. Поднимаясь по служебной лестнице, человек должен иметь возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь на одной должности более чем на три года. Ступени этой карьеры работник может пройти как в одной, так и в разных организациях.

Вертикальная карьера предполагает подъем на более высокую ступень структурной иерархии, повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем оплаты труда.

Горизонтальная карьера предполагает расширение или усложнение задач на прежней ступени с адекватным изменением вознаграждения.

Ступенчатая карьера совмещает в себе элементы горизонтальной и вертикальной видов карьеры.

Скрытая карьера является наименее очевидной для окружающих и доступной лишь ограниченному кругу людей, имеющих обширные деловые связи вне организации.

Центростремительная карьера предполагает движение к руководству организации. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации. Однако уровень оплаты его труда существенно превышает вознаграждение за работу в занимаемой должности.

Замедленная карьера отличается пребыванием человека на отдельных должностях более 5-6 лет, при этом происходит «застревание», стагнация. Наступает застой — карьерная ситуация, при которой в течение длительного времени (пяти-восьми лет) не происходит существенных изменений.

Так что, дорогие женщины, подумайте, какой вид карьеры приемлем именно для Вас, не нахо;´дитесь ли Вы в состоянии застоя. Если да, то читайте книгу дальше, и мы подскажем Вам, как из него выйти!

Этапы профессиональной деятельности

Мало найти место в жизни — надо доказать, что оно ваше.

Можно также выделить четыре закономерных этапа профессиональной деятельности, которые, как правило, проходит человек, желающий построить карьеру.

Первый этап — поиск своего места в жизни, профессиональное самоопределение и получение соответствующего образования. Карьера выступает как эмоционально насыщенный, но слабо структурированный образ и нередко конкретизируется в значимом человеке, например, родителях, авторитетных знакомых или кумирах.

Второй этап — вхождение в должность и профессиональная адаптация — характеризуется формированием реального отношения человека к избранной сфере деятельности. Зарождаются потребности в принятии на себя новой роли и в осуществлении намерений или притязаний. Точность образа будущей карьеры нарастает в течение первых двух-трех лет работы и достигает предельных значений по их завершении.

Третий этап — становление в должности — характеризуется формированием соответствующих умений, приобретением навыков прогнозирования и конкретизации социальных ожиданий, связанных с данной профессиональной деятельностью. Расширяется круг интересов и изменяется система потребностей, актуализируются мотивы деятельности, возрастает потребность в самореализации и саморазвитии, повышается активность личности. Накапливается опыт, повышается квалификация и компетентность, развиваются умения и навыки, а также личностно-деловые, профессионально важные качества, осваиваются новые алгоритмы решения профессиональных задач. Повышается психологическая готовность к деятельности в различных, в том числе нестандартных, ситуациях.

Четвертый этап наступает тогда, когда человек оценивает свою профессиональную карьеру как личностно-значимый факт и удовлетворен результатами собственной активности.

Дорогие женщины! На любом этапе карьеры для достижения успеха Вам необходимы, самое главное, упорство и вера в то, что Вы делаете. Не верьте тем, кто Вас хоронит. Пусть все вокруг считают, что для Вас все уже закончилось. Лишь Вы знаете — все еще только начинается! В жизни множества людей самые разнообразные неудачи оказывались предтечами самых больших достижений. Любое событие нашей жизни может укреплять или ослаблять нас. Но как оно в конечном счете повлияет на нас — выбор всегда за нами! Томас Эдисон проделал свыше тысячи неудачных опытов, пока, наконец, не появилась электрическая лампочка. Но каждый из тысячи опытов давал ему новые знания об электричестве. Видение будущего, основанное на решимости не отступать, сделало Эдисона великим. Непреклонная решимость невозможна без оптимизма, без веры в конечный успех.

Главное поверить: невозможное возможно и начать формулировать ясный стратегический план, подкрепив его четкими тактическими разработками. Результат не такой, как вам хотелось? Хорошенько подумайте, почему, а затем начните снова. Может быть, чуть-чуть по-другому. Ведь Вы же стали мудрее, и у новой попытки больше шансов на успех. Сколько раз надо начинать сначала? Столько, сколько нужно, чтобы достичь того результата, который Вас устраивает!

Женщины и мужчины: гендерные различия в принятии решений

Карьера — чудесная вещь, но она никого не может согреть в холодную ночь. (Мэрилин Монро)

Планирование профессиональной карьеры

Профессиональная карьера

Это Ваши активные действия к достижению успехов в профессиональной деятельности.

Она тесно связана с профессиональным ростом и мастерством. Это не только сама цель, сколько движение к этой цели. Удачной карьера оказывается в том случае, когда человек заранее не просто знает, что он хочет, но и зачем ему это надо, что он будет делать, добившись цели.

Планирование профессионального пути — это процесс создания поэтапного достижения цели с учетом «человеческого фактора» (т. е. закономерностей развития человека, особенностей психики и т. д.). Прежде чем планировать профессиональную карьеру, необходимо выяснить отношение человека к ней, общий эмоциональный настрой, то, что вкладываете в понятие карьеры, ведь сложно, а быть может невозможно, стремиться к цели, которую не знаешь, как назвать. Важно, также знать, каков у Вас уровень мотивации. Уровень мотивации к деятельности зависит от побуждения человека к выполнению трудовых задач путем активизации его волевой сферы. В качестве психологических факторов, участвующих в конкретном мотивационном процессе и определяющих принятие решения могут выступить нравственный контроль, способности, склонности, внешняя ситуация и т.

д. Часто бывает, что человек приступает к конкретным действиям, не имея мотивации на достижение успеха.

Профессиональная карьера характеризуется тем, что человек в своей трудовой жизни проходит различные стадии развития: выбор профессионального пути, обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей и т. д. Важно помнить, что карьера начинается не в момент назначения на какую-либо должность, а в момент выбора сферы, в которой можно применить свои способности. Основным условием успешной карьеры является правильный выбор профессии. Разрешение этой проблемы основывается на учете нескольких факторов.

Фактор 1

Нужно хорошо знать мир профессий и требования, которые предъявляются к человеку, выполняющему ту или иную работу. Уточнить для себя формулу выбранной профессии, с учетом возможных запасных вариантов выбора.

Фактор 2

Нужно правильно определить свои интересы и склонности, оценить свои возможности, состояние здоровья, способности и соответствие требованиям выбираемой профессии.

Фактор 3

Нужно изучить состояние рынка труда, его потребности и региональные особенности.

Фактор 4

Нужно исходить из реальных возможностей получения образования, переобучения и повышения квалификации.

Проделав все это, вы сможете отобрать для себя несколько интересующих Вас профессий, и среди них — отыскать свою единственную, наметить свой профессиональный маршрут, и выбрать индивидуальный путь достижения поставленной цели.

Горизонтальная и вертикальная карьера

Различают горизонтальную карьеру – это рост профессионального мастерства. Она может развиваться в двух направлениях: углубление и расширение. В первом варианте Вы будете стараться освоить более сложные формы работы, и в результате сможете выполнять такие операции, которые другим специалистам не по силам. При этом Вас будут уважать, ценить и руководство и коллеги по работе. Если Вы будете расширять профессиональные возможности, Вами могут быть освоены смежные профессии, что придаст Вам независимости от других и универсальности при выполнении работ. Этот путь так же приветствуется руководством и коллегами.

Кроме горизонтальной, есть вертикальная карьера

или административная – это рост в должности и связан с умением организовывать работу. Качества, которые определяют карьерный успех в профессиях – это:

  • образованность;
  • системность и аналитичность мышления, умение прогнозировать развитие ситуации, предвидеть результат решения, умение мыслить масштабно и реалистически одновременно;
  • коммуникативные умения, навыки эффективного межличностного взаимодействия, проницательность, умение оказывать психологическое воздействие и влияние на других людей;
  • высокий уровень саморегуляции, умение управлять своим состоянием, развитость самоконтроля, стрессоустойчивость;
  • деловая направленность; активность, настойчивость и целеустремленность, направленность на принятие решений, умение решать нестандартные проблемы и задачи, стремление к постоянному повышению профессионализма;
  • реалистическое восприятие своих возможностей и способностей, высокое самоуважение (реальное восприятие себя, без самоуничижения).

Шаги построения профессиональной карьеры

Планирование профессиональной карьеры — непрерывный процесс, длящийся на протяжении всей профессиональной жизни.Какие шаги Вам надо осуществить, чтобы построить свою карьеру?

Первый шаг – это осознанный и самостоятельный выбор профессии, что требует от Вас непрерывного трудового напряжения, творческого поиска самого себя, знания своих индивидуальных возможностей, своего призвания и своих пределов.

Второй шаг — продумывание и составление (самостоятельно или с помощью специалистов) личного профессионального и жизненного плана с учетом Ваших способностей и возможных препятствий и с проработкой запасных вариантов на случай неудачи.

Третий шаг – получение Вами профессионального образования, что оказывает большое влияние на успешность самореализации, успешность карьеры, получение общественного признания, развития своих способностей, в достижении материального благополучия и тому подобное.

Кроме того, в современном мире профессиональные знания и умения устаревают крайне быстро. Все настойчивее звучит сегодня требование готовности и способности к переобучению, повышению квалификации. Без этого условия невозможно не только продвинуться, но иногда и просто удержаться на своем месте.

Четвертый шаг – это умение найти и получить работу. При этом важно наличие:

  • позитивной установки на трудоустройство;
  • умения эффективно искать и находить информацию о рабочих местах;
  • навыка грамотно составлять документы, необходимые при поиске работы и трудоустройстве, умения правильно составить резюме;
  • умения предоставить по телефону о себе информацию, чтобы с Вами захотелось встретиться и познакомиться поближе;
  • умение построить беседу с потенциальным работодателем так, чтобы он захотел принять Вас на работу, предложить достойные условия труда и оплаты.

Межвузовское взаимодействие – дискуссия «Психология карьеры: взгляд мужчины и женщины»

В ноябре 2018 года в рамках межвузовского взаимодействия на базе Института психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» в рамках III Международной научно-практической конференции «Психология и жизнь: актуальные проблемы психологии образования» состоялся мастер-класс «Психология карьеры: взгляд мужчины и женщины».

Участниками мастер-класса выступили курсанты 2 курса Института пограничной службы и студенты 2 курса Института психологии. Организаторы мастер класса – профессор кафедры идеологической работы Института пограничной службы, кандидат психологических наук, доцент Елена Сутович и доцент кафедры общей и организационной психологии Института психологии БГПУ, кандидат психологических наук, доцент Юлия Полещук.

Целью мероприятия явилось сопоставление взглядов юношей и девушек относительно места профессии и значимости карьеры в жизни личности. Формой проведения стала дискуссия, которая выступила как способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе. Дискуссия рассматривалась как метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность процесса восприятия за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины. Среди многочисленных видов дискуссии организаторами мероприятия были выбраны дебаты – вид дискуссии, когда имеются противоречивые мнения. Задачей дискуссии являлось выдвижение аргументов и контраргументов по поставленному вопросу, ознакомление со своим мнением и защита его.

Курсантам и студенткам были предложены четыре ситуации проблемного характера, в которых бы противостояли взгляды представителей противоположных полов относительно проблемы построения карьеры. Ситуации отражали проблемы, связанные с созданием семьи и профессиональным ростом, нежеланием одного из супругов менять место жительства в связи с направлением на работу другого, разделением в семье обязанностей в связи с профессиональной загруженностью одного из супругов и т.д.

Результаты проведенной дискуссии показали заинтересованность юношей и девушек в содержании профессиональной карьеры специалиста и ее развитии, готовность в дальнейшем участвовать в мероприятиях в рамках межвузовского партнерства.

Карьерный гид по психологии

Психология — чрезвычайно разнообразная область с сотнями карьерных путей. Некоторые специальности, например уход за людьми с психическими и эмоциональными расстройствами, знакомы большинству из нас. Другие, например, помощь в разработке продвинутых компьютерных систем или изучение того, как мы запоминаем вещи, менее известны.

Что объединяет всех психологов, так это общий интерес к разуму и поведению как людей, так и животных. В своей работе психологи используют постоянно расширяющиеся научные знания о том, как мы думаем, действуем и чувствуем, и применяют эту информацию в своих областях знаний.

Многие психологи работают более чем в одной среде. Например, профессора колледжей часто консультируют по отраслям или видят клиентов на неполной ставке. Хотя можно выделить множество различных рабочих условий, для целей этой брошюры мы рассмотрим некоторые из наиболее ярких примеров.

Где работают психологи



Примечание. На диаграмме представлены условия трудоустройства для тех, кто недавно защитил докторскую диссертацию по психологии.
Итого 97 процентов за счет округления и исключения 17 «неуказанных» ответов. По материалам D. Michalski, J. Kohout, M. Wicherski & B. Hart (2011), Обзор занятости для докторантов, 2009 г. л (Таблица 3)