Психология кратко это: Психология. Что такое «Психология»? Понятие и определение термина «Психология» – Глоссарий

Содержание

Психология — Психологос

​​​​​​​

В академическом определении, психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики и психической деятельности человека. Психология изучает внутренний, точнее жизненный мир человека и причины поведения нормальных, душевно здоровых людей. Психология ищет научные объяснения, почему человек ведет себя так или иначе.

По удачному определению В.П. Зинченко, психология — объективная наука о субъективном мире человека и животных. Общее представление о психологии, как о науке, можно составить с помощью лекций проф. В.В. Петухова.

Психология граничит с такими науками и сферами жизни, как этология, педагогика, психиатрия, психотерапия и эзотерика. В ней присутствуют элементы и философии, и просветительской деятельности, психология — одновременно часть культуры, творчества и развлечений.

Видов психологии очень много. Как область знания, психология представлена как психология академическая и практическая, отдельно живут прикладная психология, житейская и популярная психология, рядом со всем этим соседствует психотерапевтическая практика, иногда как часть психологии, иногда как самостоятельная сфера жизни.

Слово «психология» имеет и другой смысл. «Психология человека» — это внутренние особенности, отличающие одного человека от другого, а также внутренние причины поведения человека, делающие его выходящим за рамки логики, целесообразности или разумных социальных ожиданий. Когда поведение человека рационально и целесообразно, укладывается в социальные рамки и логику, о психологии вопрос не поднимается. А когда что-то не укладывается в рациональное, когда на поведение человека начинают влиять состояния, чувства и другие непредсказуемые внутренние особенности, начинается разговор о психологии – психологии человека.

Наметил дела, но делать не хочется, занялся другим. Нужно было промолчать — нет, сказал. Хотел сказать мягко, но захлестнули эмоции…

Пошла в аптеку, а зашла в магазин. Денег мало, но не удержалась, купила дорогую сумку. Забыла позвонить — не могу успокоиться, все ругаю себя. Нужно к зубному, а не иду, тяну резину.

Все это не рационально, не целесообразно, никому не нужно, но это происходит. Это внутреннее и психологическое…

Похоже, что психология — это придуманная область жизни, с интересом и пониманием относящаяся к неадекватному поведению человека. Психология, как феномен нашей культурной жизни, появилась тогда, когда на неадекватное поведение мы начали реагировать не просто как на неадекватность, глупость и невоспитанность, а как на достойный уважения и внимания симптом, за которым скрывается что-то серьезное. Именно поэтому «психологию» не понимают и не хотят понимать люди «старой закалки», привыкшие жить по принципу «Надо сделать? — Берем и делаем».

Из писем читателей: «Поначалу обливания показались каким-то подвигом. Однако мне повезло, у меня есть чудесная бабушка, которая быстро вернула меня к реальности. Я пожаловалась: “решила начать обливаться холодной водой, но не знаю, как я это буду делать”. Бабушка сделала удивленное лицо: “Как? Да просто! Берёшь ведро воды и выливаешь на себя”.» — Всё, на этом вся «психология» закончилась.

Аналогично, к «психологии» достаточно отрицательно относятся большое число бизнесменов, видящих в психологах людей, потакающих человеческим слабостям. Бизнесмену безразлично, хочется сегодня сотруднику выполнять свои рабочие обязанности или не хочется, он платит деньги только за ВЫПОЛНЕНО, а за НЕТ — штраф либо увольнение. Если твоя задача делать холодные звонки, никому не интересно, страшно тебе эти звонки делать или не страшно. Не звонишь или звонишь плохо — находим другого работника. И НИКАКОЙ ПСИХОЛОГИИ! Начинающие сотрудники этому учатся, серьезные должности это предполагают. Понадобилось достаточное количество времени, чтобы бизнесмены почувствовали опасность, исходящую от психологии, а психологи поняли, что с бизнесом нужно быть аккуратнее: у него другая философия и другие законы.

​​​​​​​Соответственно, слово «психологическое» имеет два разных смысла: «психологическое» как относящееся к науке психологии (психологический журнал, психологическое образование») и «психологическое» как относящееся к психологии человека (психологические особенности, психологические защиты).

Психологии как науке посвящены многие сайты в интернете. Самые авторитетные и популярные см.→

Наука психология должна быть практичной

Науку делают живые люди, и иногда в очень непростых условиях. Современная российская психология стоит на плечах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и других мужественных исследователей, которые прокладывали дорогу будущему сквозь жестокие ветра. Создав академическую психологию, они заложили фундамент научного подхода в психологии.

Нам нужна наука, но сегодня наука должна быть практичной. Сейчас, когда уже сложившаяся психологическая практика обгоняет теорию, академическая психология должна выйти из своего хрустального замка и начать осваивать, осмысливать те поля, которые уже плодоносят усилиями психологов-практиков. Мы планируем делать это сами, мы будем благодарны за помощь в этих исследований от академической науки. Мы открыты для сотрудничества. См.→

Учебники по психологии должны отражать не только то, что думают коллеги-ученые, но и то, что уже много лет успешно делают коллеги-практики. Новые учебники по психологии должны быть написаны живым, человеческим языком, как писали Уильям Джеймс, Абрахам Маслоу и Виктор Франкл, как пишут Юлия Борисовна Гиппенрейтер и Борис Сергеевич Братусь.

В психологии должна появиться душа, в центре внимания психологов могут и должны быть такие темы, как миссия и смысл жизни, вера и надежда, радость, ответственность, совесть. Это – жизнь. Если психология, как наука, не будет заниматься этими темами, она вне жизни.

Что такое Психология? Психология — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Психология (греч. — душа; греч. — знание) — это наука, изучающая поведение и психические процессы людей и животных.

Психика — это высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. Посредством психики человек отражает закономерности окружающего мира.

Мышление, память, восприятие, воображение, ощущение, эмоции, чувства, задатки, темперамент, — все эти моменты изучает психология. Но основной вопрос остаётся, — что движет человеком, его поведением в той или иной ситуации, каковы процессы его внутреннего мира? Спектр вопросов, решаемых психологией достаточно широк. Так, в современной психологии выделяют большое количество разделов:

  • общая психология,
  • возрастная психология,
  • социальная психология,
  • психология религии,
  • патопсихология,
  • нейропсихология,
  • семейная психология,
  • психология спорта
  • и т.д.

В психологию проникают и другие науки и отрасли научного знания (генетика, логопедия, юриспруденция, антропология, психиатрия и др.). Происходит интеграция классической психологии с восточными практиками. Чтобы жить в гармонии с собой и с окружающим миром, современному человеку необходимо овладение основами психологии.

«Психология — это выражение словами того, чего нельзя ими выразить», — писал Джон Голсуорси.

Психология оперирует следующими методами:

  • Интроспекция — наблюдение собственных психических процессов, познание собственной душевной жизни без использования каких-либо инструментов.
  • Наблюдение — исследование определенных характеристик того или иного процесса без активного вовлечения в сам процесс.
  • Эксперимент — исследование опытным путем определенного процесса. Эксперимент может быть построен на моделировании деятельности в специально заданных условиях или может проводиться в условиях, близких к обычной деятельности.
  • Исследование развития — изучение определенных особенностей одних и тех же детей, за которыми наблюдают в течение нескольких лет.

У истоков современной психологии стояли Аристотель, Ибн Сина, Рудольф Гоклениус, впервые использовавший понятие «психология», Зигмунд Фрейд, о котором, наверняка, слышал даже человек, не имеющий отношения к психологии. Как наука, психология зародилась во второй половине 19 века, отделившись от философии и физиологии. Психология исследует механизмы психики бессознательные и осознаваемые человеком.

Человек обращается к психологии, чтобы познать себя и лучше понимать своих близких. Это знание помогает увидеть и осознать истинные мотивы своих поступков. Психологию ещё называют наукой о душе, которая в определенные моменты жизни начинает задавать вопросы, — «кто я?», «где я?», «зачем я здесь?» Зачем человеку нужно это знание и осознание? Чтобы держаться на дороге жизни и не падать то в одну канаву, то в другую. А упав, найти в себе силы подняться и идти дальше.

Интерес к этой области знаний возрастает. Тренируя тело, спортсмены обязательно приходят к психологическим знаниям и расширяют их. Двигаясь в направлении своих целей, выстраивая отношения с людьми, преодолевая трудные ситуации, мы также обращаемся к психологии. Психология активно вливается в обучение и воспитание, в бизнес, в искусство.

Человек — это не только кладезь определённых знаний, умений и навыков, но и личность со своими эмоциями, чувствами, представлениями об этом мире.

Сегодня без знания психологии не обойтись ни на работе, ни дома. Чтобы продать себя или произведенный продукт, нужны определенные знания. Чтобы иметь благополучие в семье и уметь улаживать конфликты, так же необходимы знания психологии. Понимать мотивы поведения людей, учиться управлять своими эмоциями, уметь налаживать отношения, суметь донести до собеседника свою мысль, — и здесь на помощь придут психологические знания. Психология начинается там, где появляется человек и, зная основы психологии, можно избежать многих ошибок в жизни. «Психология — это умение жить».

1–1,5 часа

Индивидуальные онлайн-консультации психолога

Москва

Услуга

Расклады на Таро (онлайн)

Онлайн

2,5–3,5 часов

Психологическая трансформационная игра «Дом Души Моей»

Москва

Евгения Бардинская

60 минут

Диагностическая коуч-сессия для женщин (онлайн)

Онлайн

8 встреч, по вторникам в 17:00.

Бесплатная консультация психолога

Москва

Психологический центр «Здесь и Теперь»

Услуга

Психологическое консультирование опытным специалистом!

Москва

сколько потребуется

Консультации известного «Детского психолога» высшей категории!

Москва

2 дня.

Услуги психолога-экстрасенса

Москва

Первичная консультация

Москва

от 30 минут.

Индивидуальные скайп-консультации по личным вопросам. Помощь в решении трудных жизненных ситуаций

Москва

Услуга

Консультация психолога в Telegram, WhatsÁpp, Viber

Москва

9 месяцев.

Стажировка для психологов «Гештальт-стажёр»

Москва

Психологический центр «Здесь и Теперь»
Юлия Артамонова

2 месяца

Обучение сканированию людей

Онлайн

Елена Царёва (Красноярск)

Услуга

Гайд «Судьба человека — правила игры в жизнь»

Москва

Индивидуальная консультация психолога-сексолога

Москва

1–3 часа

Индивидуальная консультация Маэстро

Москва

Клуб успешных людей «Я и Мы»
Олег Волобуев

1 час.

Услуги врача-психотерапевта, семейного психолога, сексолога Геннадия Голубева

Москва

Услуга

Как справиться с тревогой

Онлайн

Святослав Анатольевич Залесский

Услуга

Пошаговые программы Александра Свияша

Москва

10 сессий.

Сессии по эффективному лечению: панических атак, страхов, любовной зависимости, депрессии, ОКР, ипохондрии

Москва

Олег Сурков

Показать ещё 20 услуг

Услуги в других городах 436

Направления в психологии

Арт-терапия

Арт-терапия (от англ. art — искусство; therapy — терапия, лечение, уход, забота) — метод психотерапии, гуманистической психологии, основанный на творческой деятельности и художественных приемах использующий для лечения и психокоррекции. Работает при консультировании и терапии взрослых, детей и подростков.
Техника арт — терапии используется при решении: внутри- и межличностн ые конфликты; кризисные состояния; травмы; экзистенциальные и возрастные кризисы; потери; психосоматические расстройства; невротические расстройства; постсрессовые расстройства; развитие креативности; обнаружение личностных смыслов через творчество; развитие целостности личности; многое другое.

Бихевиоризм

Бихевиоризм — напра вление в психологии изучающее поведение человека и способы влияния на него. Основной механизм поведения — это связь стимула и реакции (S->R).
Основным методом классического бихевиоризма является наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными.
Представители бихевиоризма: Эдуард Торндайк, Джон Бродес Уотсон, Иван Петрович Павлов, Эдуард Чейс Толмен, Беррес Фредерик Скиннер.

Гендерная психология

Гендерная психология — раздел психологии изучающий закономерности поведения человека в обществе, обусловленное его социальным полом (гендером), биологическим полом и их соотношением. В гендерных исследованиях изучаются такие феномены, как: социализация, дискриминация, предрассудки, социальное восприятие и самоуважение, самовосприятие, возникновение социальных норм и ролей.
Гендер — социальный пол. Это всё что отличает женщин и мужчин и может иметь как биологические корни, так и быть следствием социального научения. Пр. мужское и женское поведение, образ мышления, отношение…

Гештальт-терапия

Гештальт-терапия, гештальт-подход в психотерапии — изобретение Фрица Перлза, синтез психоанализа, психодрамы, биоэнергетики и некоторых идей гештальт-психологии.
Основная роль гештальт-терапевта заключена в том, чтобы фокусировать внимание клиента на осознавании происходящего «здесь и сейчас», внимании к чувствам-индикаторам потребностей, ограничении попыток интерпретировать события, собственной ответственности клиента за реализацию и за запреты на реализацию потребностей.
Основными приемами работы и техники гештальт-терапии являются: принятие ответственности, осознавание, фокусировка энергии, работа с полярностями.

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология изучает человека в его целостности в едином процессе становления и бытия учитывая его непрерывное развитие и самореализацию, которые являются частью его природы. Считается, что каждый человек уникален и обладает определённой степенью свободы от внешней обусловленности благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе, а так же есть активное, творческое существо, поэтому анализ отдельных случаев более оправдан, чем статистические обобщения. Позже взгляды гуманистического подхода в целом распространились на психотерапевтическую область.

Дифференциальная психология

Дифференциальная психология — раздел психологии, который занимается выделением, изучением и объяснением индивидуальных психологических различий у представителей различных социальных, классовых, возрастных, этнических и др. групп. А так же количественно оценивает, систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики.

Клиент-центрированная психотерапия

Клиент-центрированная психотерапия — метод психотерапии, предложенный Карлом Роджерсом. Первоначально Роджерса интересовали методы, которые способны изменить поведение и его подход к терапии назывался недирективным. Главную роль в своем подходе Роджерс отвёл взаимоотношениям между пациентом и терапевтом, как важнейшее условие эффективного лечения. Карл Роджерс предположил, что человек способен сам изменить свою личность, тогда психотерапевт может быть менее директивным во взаимоотношениях с ним. Основная идея клиент-центрированного подхода — понять самовосприятие клиента. Карл Роджерс, акцентирует роль терапевта, проявляющего открытость, эмпатию, заботу, честность и конгруэнтность, когда он слушает группу или индивида и фасилитирует их рост. Эта философия включает в себя убеждение о том, что каждый человек обладает достоинством, самоценностью и способностью к самоуправлению. Исцеление происходит когда клиент чувствует себя понятым и принятым. Почувствовать себя принятым и понятым — редкий опыт особенно тогда, когда вы испытываете ревность, страх, горе или гнев. И тем не менее, исцеляют именно эти моменты понимания и принятия.

Клиническая психология

Клиническая психология — дисциплина, которая оценивает психическое здоровье, организовывает и проводит научные исследования для понимания психических проблем, а так же разрабатывает проведение и оценку психологической коррекции и помощи (психотерапия). Психотерапевтические методы клинической психологии: консультирование, семейное консультирование, семейная психотерапия, индивидуальная психотерапия и различные формы поддержки людей, испытывающих трудности с адаптацией.
Клиническая психология — участвует в решении целого ряда задач в системе здравоохранения, образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на увеличение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, охрану здоровья, гармонизацию психического развития, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.

Когнитивная психология

Когнитивная психология — современное направление возникло как альтернатива бихевиоризму. Исследует познавательные процессы. Для когнитивной психологии предметом научного исследования стало понятие психики, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами.
Современная когнитивная психология состоит из многих разделов: распознавание образов, восприятие, память, внимание, речь, воображение, психология развития, мышление и принятие решения, отчасти искусственный интеллект и в целом естественный интеллект. Модели познавательных процессов дают возможность по-новому взглянуть на сущность психической жизни человека.
Представители: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер.

Коучинг

Коучинг(тренерство) — профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных целей. Основоположник коучинга — Джон Уитмор.
Согласно Международной Федерации Коучинга профессиональный коучинг — это процесс профессиональных отношений партнеров, способствующий достижению наивысших результатов в жизни, в карьере, в бизнесе. Коуч не выступает в качестве консультанта, дающего советы, он профессиональный вдохновитель в поиске решений задач. Коуч поддерживает, раскрывает творческий потенциал каждого клиента и способствует достижению положительных результатов, которые предполагают значительные изменения в жизни клиента. Посредством коучинга клиенты углубляют свои знания, повышают свою эффективность и качество жизни.

Логотерапия

Логотерапия (греч. logos – слово и therapeia – лечение, уход, забота)— это теория и практика психотерапии, разработанная В. Франклом, основанная на предположении, что основной движущей силой в развитие личности является стремление к поиску и реализации смысла жизни.

Нейропсихология

Нейропсихология — научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, направлена на понимание взаимосвязи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ. Нейропсихология использует научный метод который и рассматривает отдельные психические процессы, существующие в разуме, как процессы обработки информации. Данная концепция пришла из когнитивной психологии.
Представители: Вильгельм Вундт, Александр Романович Лурия, Борис Митрофанович Величковский.

НЛП

НЛП (Нейролингвистическое программирование) — применяется в различных областях: психотерапии, спорте, рекламе, коучинге, личностном росте, продажах и т. д. Задача НЛП — реальные личностные изменения.
НЛП — это сумма технологий, позволяющая человеку действовать более эффективно в проблемных для него ситуациях. Положительный результат достигается путем овладевания клиентом расширенного выбора ответных поведенческих реакций.

Онтописхология

Онтописхология — это исследование психической деятельности в ее первичной причинности. Её предмет — анализ психической деятельности. Исследование элементарного логического проекта, лежащего в основе феноменологии и психической деятельности.
Онтопсихология относится к экзистенциально-гуманистическому направлению в психологии. Она возникла в результате клинической практики.

Позитивная психотерапия

Позитивная психотерапия — интересное направление в психологии. Основоположником позитивной терапии считают немецкого психолога, психотерапевта Носсрата Пезешкиана. Название метода происходит от латинского слова «positum», что означает: фактическое, данное, имеющееся в наличии.
Краткосрочность, простота языка, системный подход являются безусловными достоинствами данного направления.

Психоанализ, психоаналитический подход

Психоанализ в широком смысле — объяснение поведения человека психологическими причинами в нем самом, которые он сам не осознает.
Психоанализ в более узком смысле (психоаналитический подход) — подход в психологии, когда основные проблемы взрослого поведения объясняются из событий и переживаний его детства.
Задача психоанализа — раскопать самые разнообразные детские переживания, которые могут оказывать влияние на взрослую жизнь.
Представители классического психоанализа: Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Альфред Адлер.
Психоаналитический подход используют также: Эрик Берн, Карен Хорни, Николай Козлов.

Психодинамика

Психодинамика — взаимодействие, движение и борьба сил внутри психики человека.
Психодинамический подход — подход, согласно которому психическая жизнь человека — это поверхность, под которой лежит огромное, как у айсберга, основание — бессознательное. А бессознательное живет конфликтами, борьбой внутренних сил. Задача психотерапевта заключается в том, чтобы помочь клиенту осознать эту динамику, осознать свое бессознательное.

Психодрама

Психодрама (греч. drama — действие) — метод групповой работы, разработанный Я. Морено, в котором пациенты попеременно выступают в качестве зрителей и актеров, при чем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, с целью понимания и устранения неадекватных эмоциональных реакций, более глубокого самопознания, отработки социальной перцепции. Для психодрамы важны спонтанность, активность, импровизационность поведения.
Психодрама применяется при неврозах, в том числе детского возраста, при алкоголизме и психосоматических заболеваниях, при обострении психопатий и отклоняющемся поведении подростков. Элементы психодрамы входят в поведенческую психотерапию, деловые игры, социально-психологический тренинг.

Психология спорта

Спортивный пси холог занимается психодиагностикой, групповой работой и привлекает самые современные и прогрессивные методики, позволяющие уравновесить состояние спортсмена и создать благоприятные психические условия для его саморазвития и победы.

Психология труда

Психология труда — это комплекс научных дисциплин о труде как процессе функционирования и развития человека как субъекта труда, как отдельного индивида. Это комплекс дисциплин о:

  • психофизиологических, теоретико-методологических и психологических основаниях труда,
  • психологических характеристиках конкретной профессиональной деятельности,
  • профессионально важных качествах индивида как субъекта труда,
  • профессиональных кризисах и деформациях, заболеваниях, деструкциях.

Ребефинг

Ребефинг — дыхательная методика психологической коррекции, духовной трансформации и самоисследования, разработанная Л. Орром и С. Рэй.
Основной элемент ребефинга — это частое, глубокое дыхание без пауз между вдохом и выдохом (связное дыхание). Вдох должен быть активным, произведенным с мышечным усилием, а выдох, напротив, пассивным, расслабленным. На сессии ребефинга вам будет предложено так дышать от получаса до нескольких часов. Что это дает?

  1. Всплытие обычно не замечаемых мышечных зажимов. Тело (лицо, руки, кисти) начинает корежить, возникает напряжение до боли, в итоге все заканчивается очень глубоким мышечным расслаблением с соответствующими позитивными эффектами. Глаза радостные, небо особенно голубое. Эффект напоминает результат расслабления после хорошей бани.
  2. Длительное связное дыхание приводит участников к тому, что возникают измененные состояния сознания. На этом фоне можно исследовать свои всплывающие видения галлюцинации (это очень полезный опыт) и производить эффективные самовнушения.

Сексология

Сексология — научная дисциплина, изучающая все проявления сексуальности человека, включает в себя характеристику нормальной сексуальности, и изучение изменчивости сексуальных практик, а также сексуальные расстройства.

Семейные системные расстановки по Хеллингеру

Семья для человека является главной школой межличностных отношений, накладывающей отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Мы несем в себе послания своей семьи и семейные сценарии. Это наши первичные символы, наш базовый язык, которым мы продолжаем пользоваться и в новых семьях, новых отношениях.
В индивидуальном подходе терапевт прикладывает много усилий для актуализации межличностной проблематики клиента, в семейном подходе акцент терапевтических усилий смещается в сторону увеличения осознанности в отношениях и принятия за них ответственности. Семейная системная терапия может служить прекрасным дополнением к индивидуальной терапии одного из членов семьи. Личностные изменения в этом случае носят более экологичный характер.

Символдрама

Символдрама — (известная также как (КПО) Кататимное переживание образов, метод «сновидений наяву» или Кататимно-имагинативная психотерапия). Эмоционально обусловленное переживание образов. Ханс Карл Лёйнер, автор метода Символдрама. Это метод психотерапии, основная техника которого представление клиентом образа на заданную тему в состоянии расслабления.

Социальная психология

Социальная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности, особенности поведения и деятельности людей, обусловленные их социальным взаимодействием.

Танатотерапия

Танатотерапия – метод телесно-ориентированной психотерапии, направленный на глубокое расслабление (невозможное при других методах релаксации), во время которого активизируются базовые биологические процессы, способные оздоравливать и восстанавливать организм.

Телесно-ориентированная терапия

Телесно-ориентированная терапия — воздействие на душу через тело. Она направлена на устранение ненужных напряжений, зажимов и на обучение человека быть более расслабленным, отучить его от дурных привычек и вернуться к естественной природной мудрости.
Тело — это дом души, и очень важно, чтобы это дом был уютным. Жизненные трудности не исчезают бесследно, а остаются в теле в виде мышечных зажимов, и если зажимов становится слишком много, жизненная радость сменяется чем-то более серым. Телесно-ориентированные тренинги возвращают телу расслабление и чуткость.

Трансактный анализ

Актуальный способ существования Я-субъекта — это эго-состояние. Выделяются три основных эго-состояния: «Взрослый», «Ребенок» и «Родитель». Человек всегда находится в одном из них вступая во взаимодействие.

Фильмотерапия

Кинотерапия — это направление групповой психотерапии с использованием кино. Этот метод позволяет объединить искусство, культуру и психологию в увлекательный и действенный инструмент для самопознания и личностного роста.

Фототерапия

Фототерапия, или светотерапия — это вид лечения, который заключается в том, что клиент подвергается воздействию солнечного света, или света с определёнными длинами волн от искусственных источников, таких, как светоизлучающие диоды, лазеры, дихроические лампы, флуоресцентные лампы, или же очень яркого света, имеющего полный спектр дневного света, в течение предписанного врачом, времени, а иногда также и в строго определённое время суток. Фототерапия обладает доказанной клинической эффективностью в лечении обыкновенных угрей, сезонного аффективного расстройства, и является частью стандартного лечения при синдроме позднего засыпания. Также фототерапия эффективна в лечении несезонных депрессий и оказывает определённый положительный эффект при псориазе, экземе, нейродермите.

Холотропное дыхание

Холотропное дыхание — это разновидность интенсивного дыхания плюс музыка и наводки ведущего в стиле эриксоновского гипноза.
Метод психотерапии разработанный американскими трансперсональными психологами Кристиной и Станиславом Гроф.
В процессе дыхания «погружение в подсознание» и остановка «внутреннего диалога», возможность «открыть и пережить конфликты, глубинные травмы и жизненные ситуации», и «освободиться» от них.

Экзистенциальная психотерапия

Экзистенциальная психотерапия родилась на стыке психологии и экзистенциальной философии, которые сосредоточены на жизни человека в неразрывной связи с миром и другими людьми (тут-бытие, бытие-в-мире, бытие-вместе).

Эриксоновский гипноз

Эриксоновский гипноз — недирективный гипноз, разработанный Милтоном Эриксоном. В этой разновидности гипноза человек концентрируется на своих внутренних переживаниях и на время не воспринимает окружающую реальность, незаметно для себя входит в транс.
Милтон Эриксон считал транс естественным состоянием человека, и необходимым ему для обработки внутреннего опыта. Гипнотический транс терапевтичен и сам факт пребывания в трансе оказывает полезное воздействие на разрешение множества проблем.
Эриксоновская гипнотерапия — это одна из самых эффективных и экономичных терапевтических практик. Владение техниками эриксоновского гипноза дает возможность успешно работать с широким спектром психологических, соматических и психосоматических проблем.

Психоанализ: в чём состоит теория Фрейда и работают ли его методы

25 ноября 2020Жизнь

Всё, что стоит знать о спорных, но очень влиятельных концепциях австрийского психолога.

Поделиться

0

О психоанализе Зигмунда Фрейда, наверное, слышал каждый. Но мало кто понимает, что это действительно такое.

Что такое психоанализ

Психоанализ — это психологическая теория и основанный на ней метод психиатрического лечения. Основные положения концепции и сам термин «психоанализ» были созданыPsychoanalysis. Encyclopaedia Britannica. австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом на рубеже XIX–XX веков.

Психоанализ основанMcLeod S. Psychoanalysis. Simply Psychology. на вере в существование бессознательных мыслей, чувств, желаний и воспоминаний. В качестве терапии его часто используют для лечения депрессии, фобий, панических атак, обсессивно‑компульсивных и посттравматических стрессовых расстройств. Психоанализ тесно связанBrenner G. H. What Is Psychoanalysis? Psychology Today. с психодинамической терапией.

Также под психоанализом можноPsychoanalysis. Cambridge Dictionary. понимать любую из ряда теорий о человеческой личности, которые на основе анализа бессознательного в разуме человека пытаются найти глубинные причины психических проблем. Наиболее просто можно описатьPsychoanalysis. Encyclopaedia Britannica. этот метод как «глубинную психологию».

Общей психоаналитической теории лечения не существуетSafran J.D. Psychoanalysis Today. Psychology Today..

Ещё психоанализ можноBrenner G. H. What Is Psychoanalysis? Psychology Today. считать формой самопознания, источником новых духовных переживаний. Если человек годами делится самым сокровенным с тем, кто помогает ему интерпретировать эту информацию, то может взглянуть на себя с совершенно другой стороны.

Ну и наконец, психоанализ нередко рассматриваютКудряшов И. С. Психоанализ и его предпосылки. Journal of Siberian Medical Sciences. как научно‑философскую концепцию. Сам Фрейд считал, что психоанализ не является ни психологией, ни философией. Он называл свою теорию метапсихологическойТо есть абстрагированной, обобщающей, описывающей саму психологию. — Прим. автора. и верил, что однажды она станет наукой. Но этому не суждено было сбыться.

Во многом психоанализ был попыткойКудряшов И. С. Психоанализ и его предпосылки. Journal of Siberian Medical Sciences. примирить разошедшиеся направления в психологии того времени: философскую и научную. В конце концов он превратился в сложный набор идей и представлений, ищущих альтернативный ответ на вопрос «Что такое человек?»

Как появился психоанализ

Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд родился в 1856 году в Австрии и большую часть своей жизни провёлAckerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. в Вене. Он поступил в медицинский институт и получил образование невролога в 1881 году. Вскоре открыл частную практику и стал лечить людей с психологическими расстройствами.

Внимание Фрейда привлёк случай, описанный его коллегой — австрийским врачом и физиологом Йозефом Брейером. Пациентка Брейера по имени Берта Паппенхейм, известная в литературе как «Анна О.», страдала от физических недомоганий без видимых на то причин. Но она почувствовала себя лучше, когда Брейер помог ей вспомнить о пережитых травматических переживаниях. Этот случай потом не раз будет описанФрейд З. Знаменитые случаи из практики. М. 2007. Фрейдом и другими авторами.

Фрейд заинтересовался бессознательным и в 1890‑х годах вместе с Брейером начал изучать состояние невротических пациентов под гипнозом. Коллеги пришли к выводу, что состояние пациентов улучшалось, когда они с помощью гипноза узнавали о реальных источниках своих проблем.

Также Фрейд заметилPsychoanalysis. Encyclopaedia Britannica., что многие пациенты ощущают эффект от такой терапии и без гипноза. Тогда он разработал технику свободных ассоциаций: пациент говорил психоаналитику всё, что первым приходит ему в голову, когда он слышит слова, такие как «мать», «детство».

Фрейд также увидел закономерность: чаще всего наиболее болезненные переживания его пациентов были связаны с сексом. Он предположил, что эти тревожные ощущения — следствие подавленной сексуальной энергии (либидо), проявляемой в различных симптомах. А те, согласно Фрейду, представляют собой механизмы психологической защиты.

С помощью техники свободных ассоциаций Фрейд стал изучать значения снов, оговорок, забывчивости. Он считалPsychoanalysis. Psychology Today., что травмы и конфликты детства порождают сексуальные желания и агрессию у человека во взрослом возрасте.

Целью психоаналитической терапии Фрейда былоMcLeod S. Psychoanalysis. Simply Psychology. высвобождение этих подавленных эмоций и переживаний, то есть попытка сделать бессознательное сознательным. Такое излечение получило название «катарсис».

Фрейд настаивал, что уменьшения симптомов недостаточно, проблема не будет решена, пока не устранить её причину.

Во время сеансов психоаналитической терапии пациент ложилсяMcLeod S. Psychoanalysis. Simply Psychology. на специальную кушетку, а сам Фрейд сидел позади, делая записи. Это помогало обоим освободиться от социальных ограничений. Для достижения положительного результата порой приходилосьAckerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. проводить от двух до пяти сеансов в неделю в течение нескольких лет. Иногда пациенты, по словамФрейд З. Знаменитые случаи из практики. М. 2007. самого Фрейда, переживали воспоминания и ассоциации так ярко, словно на самом деле возвращались в прошлое. Хотя по сути психоаналитическая терапия — это просто откровенный разговор.

Кушетка Фрейда. Изображение: Robert Huffstutter / Wikimedia Commons

Как психоанализ повлиял на развитие психологии

В течение XX века психологи заимствовали многие идеи и наблюдения Фрейда. Особенно это касаетсяМартыненко Т. С., Дейнекина А. С. Влияние психоанализа на современную психотерапию. Северо‑Кавказский психологический вестник. концепции уровней сознания, защитных механизмов и стадий психологического развития.

Так, до Фрейда сны считались не заслуживающим внимания науки явлением. Однако его книга «Толкование сновидений» и изложенная в ней концепция вызвали бурный интерес к этой области человеческой жизни, сохраняющийся до сих пор.

В дальнейшем разработки Фрейда использовалисьPsychoanalysis. Encyclopaedia Britannica., например, для создания теории детского психоанализа. Первопроходцами в этой области стали Мелани Кляйн и Анна Фрейд, дочь Зигмунда Фрейда.

В несколько иной форме дело Фрейда продолжилAckerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. его ученик Карл Юнг, создатель аналитической психологии. Он разошёлся с учителем в вопросах природы либидо (энергии, лежащей в основе человеческих устремлений и действий) и бессознательного, а также причин человеческого поведения.

Фрейд рассматривал либидо только как источник сексуальной энергии, в то время как Юнг утверждал, что оно гораздо шире и включает мотивы от секса до творчества.

Также Юнг не разделял представление Фрейда о том, что поведение человека продиктовано лишь опытом прошлого. Он считал, что будущие устремления тоже играют весомую роль.

Работы Юнга лежат в основе большинства современных психологических теорий и концепций. Например, он ввёлBrenner G. H. What Is Psychoanalysis? Psychology Today. в оборот такие общеизвестные сегодня термины, как «архетипы личности» и «коллективное бессознательное».

В середине прошлого века психоанализ вошёл в тесное взаимодействие с искусством, гуманитарными науками и философией. Например, он оказалЭлькан О. Б., Путра В. А. Влияние психоанализа на киноискусство ХХ века. Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. большое влияние на немецкий экспрессионизм, а тот, в свою очередь, во многом определил появление киножанра ужасов. Концепция Фрейда сильно повлияла на творчество таких режиссёров, как Альфред Хичкок, Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Паоло Пазолини. Также фрейдизм играет значительную роль в фильмах «Основной инстинкт», «Вечное сияние чистого разума», «Антихрист», «Остров проклятых».

Посмотрите 📽😱🔪

  • Почему нам нравится смотреть страшное кино и нормально ли это

Какие положения лежат в основе психоанализа

Сознание и бессознательное

Фрейд предложилAckerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. модель человеческого разума, состоящую из трёх слоёв:

  1. Сознание — наши текущие мысли, чувства и устремления.
  2. Подсознание (или предсознание) — всё, что мы помним или в состоянии вспомнить.
  3. Бессознательное — хранилище того, что управляет нашим поведением, в том числе примитивные и инстинктивные желания.

Фрейд считал бессознательное особой областьюКудряшов И. С. Психоанализ и его предпосылки. Journal of Siberian Medical Sciences. психики, совершенно не похожей на реальность. Согласно ему, бессознательное оторвано от моральных установок и предубеждений, оно — хранилище тайных желаний и скрытых переживаний. Позднее Фрейд уточнил, дополнил и структурировал эту трёхчастную модель. Так появилась концепция «оно», «я» и «сверх‑я».

«Оно», «я» и «сверх‑я»

Изучение и интерпретация свободных ассоциаций привелиPsychoanalysis. Encyclopaedia Britannica. Фрейда к новой концепции структуры личности из трёх составляющих: «оно», «я» и «сверх‑я».

  • «Оно» (ид) — это побуждения и импульсы, связанные с инстинктивными стремлениями к продолжению жизни и разрушению. Ид существует только на уровне бессознательного.
  • «Я» (эго) — это та часть личности, которая наиболее тесно связана с реальностью и помогает человеку воспринимать окружающий мир, узнавать новое и удовлетворять потребности. Она работает на сознательном и предсознательном уровнях и формируется в младенчестве.
  • «Сверх‑я» (суперэго) — это идеалы и ценности человека, которые он усвоил из семьи, окружающей среды и внешнего мира. Суперэго выступает цензором функций эго, указывая, как поступать морально приемлемо. По большей части действует на уровне сознания.

В рамках фрейдистской концепции конфликты между этими составляющими личности приводятPsychoanalysis. Encyclopaedia Britannica. к возникновению тревоги. Чтобы защититься от неё, у человека есть специальные механизмы, усвоенные из семьи или культуры.

Защитные механизмы

Фрейд считалAckerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology., что составляющие разума находятся в постоянном конфликте, потому что каждая имеет свою цель. Когда конфликт выходит за некоторые пределы, эго человека запускает защитные механизмы, среди которых есть следующие:

  • Подавление — эго вытесняет тревожные или опасные мысли из сознания. Человек может просто «забыть» о реальной причине своего беспокойства — например, о травмирующем событии в детстве.
  • Отрицание — эго заставляет человека не верить в происходящее или отказаться его признавать. Так, родители, которые потеряли ребёнка, нередко не хотят верить в реальность случившегося.
  • Проекция — эго приписывает мысли и чувства человека кому‑то другому. Например, переносит скрытые фантазии и социально неприемлемые желания на других людей.
  • Смещение — человек перенаправляет свою реакцию и меняет объект, вызывающий напряжение, на другой — более безопасный. Наиболее простой пример — сотрудник, на которого накричал начальник, вымещает свою злость на более слабом — подчинённом, ребёнке или собаке.
  • Регрессия — человек откатывается назад в развитии в ответ на негативные эмоции. Например, шокированный взрослый ведёт себя как ребёнок.
  • Сублимация — подобно смещению подменяет бессознательные устремления человека работой или хобби. Самый известный пример — перенаправление сексуальной энергии на занятия творчеством.

Когда эти механизмы мешают нормальной жизни человека в обществе, они, согласно психоанализу, становятся патологическими.

Интерпретация

Психоанализ избегаетPsychoanalysis. Encyclopaedia Britannica. оценивания, его суть — в пояснении, а не в осуждении или одобрении. Психоаналитик не наставник, он «пустой экран». Это нужно для того, чтобы клиент мог работать над своим бессознательным без чужого вмешательства.

Для получения данных о скрытых переживаниях и их интерпретации аналитик может использовать различные инструментыMcLeod S. Psychoanalysis. Simply Psychology.:

  • Тест Роршаха («чернильные пятна»). Сами по себе кляксы на изображениях абстрактны и ничего не значат. Важно, что в них увидит, спроецировав своё бессознательное, каждый конкретный человек.
  • «Фрейдистские оговорки» (парапраксы). В психоанализе считается, что в оговорках проступают наши скрытые бессознательные желания. Например, ошибка в имени сексуального партнёра выдаёт реальный объект фантазий оговорившегося.
  • Свободная ассоциация идей. Фрейд использовал этот метод для анализа первой (бессознательной) реакции человека на слова.
  • Анализ сновидений. Фрейд признавал этот метод очень важным, так как считал, что сознание менее бдительно во сне и пропускает «наружу» подавленные переживания. У снов, согласно фрейдизму, есть явное (то, что мы помним или думаем) и скрытое (о чём это говорит на самом деле) значения.

После получения данных клиент и аналитик совместно высказываютAckerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. гипотезы о символах и скрытых за ними конфликтах и переживаниях. Обычно задача терапевта состоит в том, чтобы указать пациенту на защитные механизмы в его разуме и причины, из‑за которых они появились.

Психосексуальное развитие

Фрейд предположилAckerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology., что развитие ребёнка связано с изменением источников удовольствия. На основании этого он выделил пять стадий психосексуального развития.

  1. Оральная: ребёнок ищет удовольствие ртом (например, от сосания).
  2. Анальная: ребёнок получает удовольствие от ануса (например, терпя нужду или опорожняясь).
  3. Фаллическая: ребёнок получает удовлетворение от пениса или клитора (например, во время мастурбации).
  4. Латентная (скрытая): сексуальная мотивация ребёнка в получении удовольствия слабо выражена или вовсе отсутствует.
  5. Генитальная: развитие подходит к логическому завершению; юноши и девушки получают удовольствие от пениса или влагалища (например, от секса).

Согласно Фрейду, чтобы стать психологически здоровым человеком с полностью сформированными эго и суперэго, нужно пройти все эти стадии. В противном же случае можно «застрять» на одной из них, а это приведёт к эмоциональным и поведенческим проблемам во взрослом возрасте.

Комплексы

Детские проблемы, которые, по мнению Фрейда, становились причинами сложностей во взрослой жизни, австрийский психолог структурировал в концепции комплексов. Самым известнымAckerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. среди описанных Фрейдом стал эдипов комплекс, когда сын бессознательно желает занять место отца. Аналог эдипова комплекса у девочек — комплекс Электры.

Какие направления психоанализа существуют сегодня

Между теориями Фрейда и современным психоанализом есть существенные различияSafran J. D. Psychoanalysis Today. Psychology Today.. Например, сегодня в психологии не делаетсяAckerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. такой сильный акцент на сексе и связанном с ним поведении. Но при этом всё ещё большое внимание уделяется опыту раннего детства.

Во второй половине XX века к концепции психоанализа призвалAckerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. вернуться французский психоаналитик Жак Лакан, предложив её новое прочтение. Он по‑другому взглянул на бессознательное и, в отличие от основателя психоанализа, больше внимания уделил языку.

Лакан пришёл к выводу, что именно реальное, а не бессознательное нужно признать главным уровнем человеческого разума. Тревожность же, по мнению Лакана, возникает из‑за того, что человек не может контролировать окружающую его действительность.

Так как психоанализ оказал огромное влияние на массовую культуру, некоторые ведущие представители неофрейдизма (Жак Лакан, Славой Жижек) проводятЭлькан О. Б., Путра В. А. Влияние психоанализа на киноискусство ХХ века. Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. психоаналитические изыскания на её произведениях. Например, одна из книг Жижека называется «То, что вы всегда хотели знать о Лакане (но боялись спросить у Хичкока)».

В качестве другого примера неофрейдистской концепции можноBrenner G. H. What Is Psychoanalysis? Psychology Today. привести межличностный психоанализ. Он связан с именами таких исследователей, как Гарри Стэк Салливан и Эрих Фромм. Они отводят особое место в становлении личности окружению ребёнка: родителям и другим людям, особенно сверстникам.

Ещё одно современное направление фрейдистской теории — это нейропсихоанализPsychoanalysis. Psychology Today.. Он стремится объединить психоаналитическую концепцию с достижениями нейробиологов в изучении человеческого мозга. Таким образом исследователи пытаются найти основы эмоций, фантазий и бессознательного.

Почему психоанализ критикуют

Изначально разработки Фрейда принялиКудряшов И. С. Психоанализ и его предпосылки. Journal of Siberian Medical Sciences. в штыки, и его концепцию сопровождала скандальная слава. В частности против неё выступилиГрюнбаум А. Сто лет психоанализа: итоги и перспективы. Независимый психиатрический журнал. Карл Ясперс, Артур Кронфельд, Карл Поппер и Курт Шнайдер.

Хотя сегодня у концепции психоанализа немало сторонников, она подвергается серьёзной критике. Оппоненты психоанализа сомневаются в его эффективности, а некоторые исследователи и вовсе объявляютTallis R. C. Burying Freud. The Lancet. фрейдистскую концепцию псевдонаукой.

Острой темой критики стала концентрация психоанализа на сексуальных мотивах. Например, ряд исследователей считаетКрепелин Э. Введение в психиатрическую клинику. М. 2004., что «грубое копание в сексуальной жизни» пациентов может привести к неблагоприятным последствиям для психики.

ОспариваетсяKupfersmid J. Does the Oedipus complex exist? Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training. и концепция эдипова комплекса Фрейда.

Также естьSvartberg, M., Stiles, T. C. Comparative effects of short‑term psychodynamic psychotherapy: a meta‑analysis. Journal of consulting and clinical psychology. сомнения в эффективности психоаналитической терапии. В 1994 году группа немецких учёных провелаHoffmann‑Richter U. Psychotherapie im Wandel — Von der Konfession zur Profession. Eine Auseinandersetzung mit einem bemerkenswerten Buch von Klaus Grawe, Ruth Donati und Friederike Bernauer . Psychiatrische Praxis. исследование 897 работ по психоанализу. Учёные пришли к выводу, что долговременное посещение психоаналитика неэффективно для пациента и что психоаналитическая терапия увеличивает риск ухудшения его состояния. Только некоторые слабовыраженные расстройства, согласно статье, частично отступают после сеансов психоанализа. При этом поведенческая терапия оказалась в два раза эффективнее.

ОтмечаетсяAckerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. также, что гипотезы и положения психоанализа трудно проверить опытным путём, так как этот подход слишком мало внимания уделяет сознательному в человеческом поведении.

Также психоаналитическую теорию критикуют за её корни, уходящие в сексистские взгляды Фрейда, неприменимость в культурах, отличных от западной, и чрезмерную страсть сводить всё к патологиям.

Оппоненты критикуют и методы психоанализа. Например, психолог Беррес Фредерик Скиннер считалMcLeod S. Psychoanalysis. Simply Psychology. метод «чернильных пятен» субъективным и ненаучным.

Кроме того, самого Фрейда упрекаютРуткевич А. М. Как Фрейд подгонял факты под свою теорию. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития: Курс лекций. М. 1997. в подтасовке фактов. В 1972 году канадский психиатр и историк медицины Генри Элленбергер выяснилEllenberger H. F. The story of «Anna O»: A critical review with new data. Journal of the History of the Behavioral Sciences., что никакого улучшения состояния у «Анны О.» не произошло. То есть самый первый случай излечения с помощью психоанализа в действительности оказался фейком. Последующие исследования установилиРуткевич А. М. Как Фрейд подгонял факты под свою теорию. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития: Курс лекций. М. 1997., что Брейер пичкал пациентку морфием и хлоралгидратом, сделав её в конечном итоге наркоманкой. Из‑за этого она ещё три года отходила от последствий «катарсиса».

Сегодня известно, что «Анна О.» страдалаBorsch‑Jakobsen M. Souvenirs d’Anna O. Une mystification, centenaire. Paris. 1995. от заболевания зубов. Этот же недуг был и у пациентки самого Фрейда — «Цецилии М.» (Анны фон Либен), которой он упорно ставил диагноз истерического невроза. Здесь также стоит упомянуть о показательном случае «Доры» (Иды Бауэр). Фрейд считал, что её боли связаны с нервными переживаниями, хотя на самом деле Иду мучил рак прямой кишки.

Существуют и субъективные факторыMcLeod S. Psychoanalysis. Simply Psychology., из‑за которых сложно определить, эффективна психоаналитическая терапия или нет.

  • Она требует большого количества времени, денег и мотивации и не гарантирует быстрого «выздоровления».
  • Человек во время сеансов может вскрыть подавленные болезненные воспоминания, что причинит ему ещё большие страдания.
  • Психоанализ подходит не для всех людей и не для всех недугов.

Однако существуетSafran J. D. Psychoanalysis Today. Psychology Today. и противоположная точка зрения. Например, канадо‑американский психолог Джереми Сафран считает, что некоторые методы психоанализа в связке с современными исследованиями доказали свою эффективность. А Американская психологическая ассоциация включаетPsychoanalysis. APA. психоанализ в число признанных ею практик и направлений подготовки специалистов.

Какие есть альтернативы психоанализу

Психоаналитики в отличие от психологов не ориентируютсяКудряшов И. С. Психоанализ и его предпосылки. Journal of Siberian Medical Sciences. на модель естественных наук в оценке человеческого поведения. В психоанализе человек — это не объект, а субъект изучения, то есть он изучает сам себя. Поэтому, как считают сторонники психоаналитической теории, для исследования каждого отдельного случая неприменимы уже накопленные знания.

Фактически альтернативой психоанализу сталаAckerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. психотерапия. Она опирается на доказательные методы и меньше конкретизирует каждый отдельный случай. И если психотерапевт может использовать несколько видов лечения, то психоаналитик обычно придерживается только психоанализа.

Методы альтернативной психоанализу терапии (когнитивная, когнитивно‑поведенческая, проблемная) сосредотачиваютсяMcLeod S. Psychoanalysis. Simply Psychology. на снижении негативных эффектов. Психоанализ же стремитсяAckerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. помочь человеку полностью преодолеть деструктивное влияние бессознательного, обнаружив первоисточник проблемы.


Психоанализ оказал огромное влияние на психологию и психиатрию, но нужно понимать, что он был продуктом своего времени. Концепции Фрейда крайне недоставало доказательств эффективности — их пришлось искать ученикам австрийского психолога. И хотя фрейдизм активно критикуют, именно он послужил фундаментом для доказательной психологии, которая так популярна сейчас.

Читайте также 🧐

  • 8 мифов о психическом здоровье, которые пора выбросить из головы
  • 6 мифов о ментальных расстройствах, в которые многие до сих пор верят
  • Как отличить настоящую психологию от шарлатанства

Психоанализ – что это.

Суть метода психоанализа кратко

Даже если человек не имеет никакого отношения к психологии, то имя одного психолога он точно знает. Это Зигмунд Фрейд – основатель психоанализа – направления в психологии, о котором тоже все слышали.

Психоаналитические теории Фрейда известны далеко за пределами психологии, они оказали сильное влияние на искусство, литературу, социологию и культуру XX века в целом. Однако, как показывает мой преподавательский опыт, 90 % студентов на вопрос о сущности психоанализа смогли вспомнить только два понятия: «сексуальный инстинкт» и «сублимация». Причем, что значит второе слово, представляли довольно смутно.

Поэтому, думаю, стоит познакомиться с этим направлением в психологии подробнее.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Теоретические основы психоанализа
    • 1.1 Неудовлетворенные желания и явление сублимации
    • 1.2 Три уровня психики
    • 1.3 Понятие «комплекс» в психоанализе
    • 1.4 Защитные механизмы
  • 2 Прикладной аспект психоанализа
    • 2. 1 Психоанализ как диагностика психического состояния личности
    • 2.2 Терапевтическая составляющая психоанализа

Теоретические основы психоанализа

В настоящее время психоанализ существует как 3 взаимосвязанных, но относительно самостоятельных области.

  1. Психологическая и философская теория личности.
  2. Совокупность принципов и методик изучения неосознанных психических процессов и явлений.
  3. Направление в психотерапии, целью которого является помощь в преодолении внутренних конфликтов, фобий и комплексов.

Основоположником психоанализа, как философско-психологического учения, является австрийский психиатр Зигмунд Фрейд. Поэтому философскую часть его учения называют еще фрейдизмом.

Родилось это учение на рубеже XIX и XX веков и сразу нашло поддержку в широких научных кругах. Как оказалось, идеи Фрейда помогли найти ответы на многие сложные вопросы не только психологии и психиатрии, но и других наук о человеке – антропологии, социологии, культурологии. Правда, и критиков теории Фрейда было не меньше, чем его восторженных последователей. В том числе и потому, что слишком много человеческих проблем этот венский психиатр связывал с неудовлетворенными сексуальными потребностями.

Современный психоанализ значительно шире первоначальных теорий его основателя. Уже ближайшие ученики и соратники Фрейда (К. Юнг, К. Хорни, А. Адлер, Э. Фромм и др.) внесли много нового в учение своего предшественника.

Неудовлетворенные желания и явление сублимации

Изучая особенности поведения людей, имеющих разнообразные психические проблемы (неврозы, психозы, фобии, депрессии), З. Фрейд пришел к выводу, что причиной этих проблем являются неудовлетворенные потребности, противоречащие нормам общества. Главным образом речь шла о сексуальных потребностях и инстинктах, которые под давлением общественной морали индивид загоняет вглубь сознания. Но они не исчезают и могут влиять на поведение человека, вызывать состояние фрустрации и немотивированной агрессии или, наоборот, апатии.

Потребность в снятии внутреннего конфликта между желаемым и запретным приводит к тому, что Фрейд назвал сублимацией. Это трансформация, изменение и перенос нереализованной энергии желаний в другие сферы жизни и деятельности. Так, неудовлетворенные сексуальные потребности (либидо) могут сублимироваться в занятия творчеством, политикой или в социальной агрессии. Хорошим примером являются одинокие женщины, увлеченные общественной деятельностью или стремящиеся сделать карьеру в политике.

Кстати, в современном психоанализе речь идет не только о сексуальных желаниях, хоть они и наиболее показательны. Например, неудовлетворенное желание власти может проявляться в домашнем насилии, а нереализованная потребность в душевном, дружеском общении сублимируется в увлечение котиками и другими домашними питомцами.

Наличие у человека неудовлетворенных, подавленных потребностей можно заметить в неконтролируемых поведенческих актах: оговорках, опечатках, импульсивных движениях, экспрессивных реакциях и, конечно, в сновидениях. Изучению образов наших снов, несущих информацию о бессознательном, З. Фрейд уделял особое внимание.

Три уровня психики

Особенности психических процессов и поведения человека с точки зрения основателя психоанализа связаны с устройством психики, которая состоит из трех уровней.

  • Ego – «Я» – это средний уровень, собственно, сознание, которое управляет поведением человека. На этом уровне содержатся представления, опыт, знания, убеждения, которые формируются под влиянием общества.
  • Id – «Оно» – нижний уровень, бессознательное, где хранятся вытесненные из сознания запретные желания, биологические потребности и инстинкты. На этом уровне протекают неосознанные процессы, которые человек не контролирует.
  • Super-Ego – «Сверх-Я» — высший уровень психики, здесь находятся ограничения поведения, нормы морали, запреты и табу. Это, по сути, совесть человека.

На содержание сознания оказывают влияние и низший, и высший уровни психики. Первобытные, биологические инстинкты порождают желания, которые прорываются на уровень сознания (Ego). Здесь они сталкиваются с подавляющей силой Super-Ego и подвергаются жесткой цензуре моральных запретов.

Поэтому наше сознание постоянно находится в состоянии конфликта и стремится уладить противоречие между желающим чувственных удовольствий «Оно» и отстаивающим нравственные нормы «Сверх-Я». Если побеждает бессознательное и человек поддается соблазну запретных желаний, то он переживает чувства стыда и вины, которые могут перерасти в неврозы, психозы и другие психические заболевания. Эта же опасность грозит человеку, когда он, подчиняясь «Сверх-Я», сдерживает свои желания и страдает от состояния фрустрации – тяжелого эмоционального переживания, возникающего на фоне невозможности получить желаемое.

Выход из этого конфликта в сублимации – преобразовании энергии влечений и направление ее на другие виды активности: на творчество, науку, политику, воспитание детей и т. д. Но если желания долго сдерживаются и не находят выхода, то это приводит к образованию комплексов.

Понятие «комплекс» в психоанализе

С теорией З. Фрейда часто связывается понятие комплексов. Обычно говорят о комплексе неполноценности, когда речь идет о робком, нерешительном человеке с заниженной самооценкой. Но к самому Фрейду учение о комплексах отношение не имеет. Появилось оно в психоанализе благодаря А. Адлеру – одному из последователей знаменитого австрийского психиатра.

Под комплексом понимается совокупность переживаний человека, связанных с неразрешенным конфликтом между собственными желаниями и давлением общества. Комплекс неполноценности формируется как ощущение собственной ущербности, бессилия, неспособности достичь желаемого. Причем человек наблюдает успех других или, по крайней мере, их субъективное переживание успеха. Поэтому ему начинает казаться, что он хуже окружающих. Это ощущение может привести к развитию депрессии или даже склонности к самоубийству.

Чтобы снять внутреннее эмоциональное напряжение и избавиться хоть на время от отрицательных переживаний, люди, отягощенные комплексом неполноценности, часто проявляют повышенную агрессивность, начинают злоупотреблять алкоголем или наркотиками. Также одним из способов компенсации комплекса неполноценности является принятие человеком роли жертвы, так как позиция обиженного воспринимается более приемлемой, чем позиция никчемного неудачника. К тому же жалость окружающих хоть как-то восполняет в сознании недостаток уважения к себе.

Комплекс неполноценности хоть и самый известный, но не единственный. Есть, например, связанный с ним комплекс сверхкомпенсации

. Проявляется он в том, что индивид не просто компенсирует ощущение неполноценности демонстрацией силы и агрессии, а делает это основой своего поведения. Кстати, часто такой комплекс наблюдается у подростков.

В работах А. Адлера и его последователей встречается упоминание и о других комплексах.

  • Эдипов комплекс, названный так по имени древнегреческого царя Эдипа, который женился на матери, убив своего отца. Комплекс этот проявляется в неосознанном сексуальном влечении сыновей к матери.
  • Комплекс Электры – женский вариант Эдипова комплекса, связан с отношением дочери к отцу.
  • Комплекс Федры – чрезмерная, необузданная любовь матери к сыну и гиперопека его.
  • Комплекс Поликрата – проявляется в чрезмерной тревоге успешного человека, которого пугает его слишком быстрый успех.
  • Комплекс Ионы – сомнения в себе, в своих силах и возможности достичь успеха. Имеющий эти проблемы человек даже отказывается признавать свои очевидные для других достижения.

В настоящее время список комплексов значительно расширился. В психологической литературе встречаются такие понятия, как «комплекс вины», «комплекс отличницы», «комплекс внешности» и т. д. Все они так или иначе связаны с неправильной оценкой собственной роли в социуме и отношения к себе окружающих.

Защитные механизмы

Важное место в теории З. Фрейда играет учение о механизмах психологической защиты. Когда человек неосознанно пытается преодолеть конфликт между «Оно» и Сверх-Я», между инстинктами и нормативным поведением, предписанным обществом, то эти попытки могут принимать разные формы. Одна из них – сублимация, но происходит она далеко не всегда. Процесс разрешения конфликта часто бывает болезненным, несет индивиду отрицательные эмоции, и он тоже неосознанно защищается от них. Фрейд описал различные способы или механизмы психологической защиты:

  • Вытеснение желаний. Когда невозможно ни удовлетворение желаний, ни избавление от них, то они вытесняются на уровень бессознательного. Желания не исчезают и продолжают оказывать скрытое влияние на поведение человека. На их сдерживание тратятся силы организма, который реагирует на это болезненно, в буквальном смысле слова. Следствием вытеснения могут быть не только неврозы, но и сердечно-сосудистые заболевания, артриты, заболевания желудочно-кишечного тракта и т. д.
  • Отрицание. Один из распространенных механизмов, когда избавление от негативных переживаний, вызванных какими-то событиями, происходит через их отрицание: «ничего этого не было», «мне только показалось» и т. д.
  • Рационализация. Совершая неблаговидные, осуждаемые обществом и собственной совестью поступки, человек старается объяснить это рациональными причинами, невозможностью поступить иначе. Объяснения могут выглядеть логично, но истинная причина поступка иная, и она человеком часто не осознается.
  • Проекция. Перенесение своих аморальных желаний и нехороших мыслей на других людей, то есть наделение их собственными негативными качествами. Трусливый человек любит обвинять в нерешительности других, любитель выпить – клеймить знакомых пьяниц, а безответственный сетовать на халатность коллег.
  • Замещение. Переадресация агрессивного поведения с более сильного объекта (задираться и скандалить с ним слишком опасно, но очень хочется) на более слабый. Так, в раздражении на начальника мужчина может срывать свою злость на жене.
  • Инверсия. Замена неудовлетворенного желания на прямо противоположное. Например, не добившись любви, человек начинает искать, за что можно возненавидеть объект своей влюбленности. («Не больно-то и хотелось»).
  • Регрессия. Если рациональное, «взрослое» поведение не обеспечивает получение желаемого, то человек заменяет его на более примитивное, «детское». Формами такой регрессии в психоанализе считается не только стремление всем пожаловаться, но и алкоголизм, курение, «заедание» неприятностей и т. д.

Защитные механизмы присущи всем людям. И это нормальные, естественные реакции, если только человек ими не злоупотребляет. Тогда они начинают доминировать в поведении, что отрицательно на него влияет.

Прикладной аспект психоанализа

Идеи З. Фрейда стали основой целого направления в психологии. И оно включает не только теорию, но и практику. И в настоящее время психоанализ в большей степени понимается именно как совокупность приемов психодиагностики и психотерапии, объединенных в общее понятие «психоаналитический сеанс».

Психоанализ как диагностика психического состояния личности

Цель психоаналитика – выявление скрытых в бессознательном причин поведения и переживаний человека, преодоление внутренних конфликтов, которые являются источником негативных эмоций, фрустраций, фобий, неврозов и т. д.

Первая задача, которая решается в процессе психоанализа, это поиск причин психологических проблем. А так как они хранятся глубоко на уровне подсознания и часто скрыты под слоем комплексов и психологических защит, то добраться до них непросто. В психоанализе разработан ряд способов, позволяющих «вытащить» из подсознания загнанные туда воспоминания, желания и инстинкты. Все эти приемы можно объединить в 3 группы:

  • Методы интерпретации. Они основаны на осмыслении, анализе того, что говорит психоаналитику пациент. Чаще всего имеют в виду спонтанную речь, оговорки, случайно вылетевшие фразы, речевые ошибки и т. д. Но это далеко не все. По сути дела, психоаналитик просто беседует с человеком о его прошлом и настоящем, о его планах и тревогах. Но одновременно «вытаскивает» с уровня подсознания все, что там скрыто, подавлено, но создает мучительные проблемы и порождает кризисы.
  • Метод свободных ассоциаций. Это уже более организованный прием, в котором используются специальные фразы, слова, картинки. Ассоциации, которые рождаются у человека в ответ на них, — это каналы доступа к бессознательному, к тайным желаниям, скрытым комплексам, вытесненным воспоминаниям.
  • Толкование сновидений. З. Фрейд и его ближайшие последователи (К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни и др.) придавали этому методу большое значение и написали много работ о толковании образов сновидений, об архетипах бессознательного, проявляющихся в снах.

Но в настоящее время последний метод не столь популярен и используется реже, чем первые два. Если только речь не идет о навязчивых, болезненных сновидениях.

Терапевтическая составляющая психоанализа

Психоанализ и психотерапия – это разные направления и разные подходы к воздействию на психику человека. Однако терапевтическая составляющая есть и у психоанализа.

Психоаналитик не оказывает давления на индивида, не формирует у него стереотипы «правильного» поведения, не предлагает готовых решений. Он помогает человеку выговориться и самому разобраться в причинах собственных проблем и внутренних конфликтов. С точки зрения психоанализа, этого достаточно, чтобы почувствовать облегчение, освобождение от давления бессознательного и, главное, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.

Но во время сеанса психоанализа, когда человек выговаривается и раскрывается, происходит еще ряд процессов, которые оказывают на клиента сильное психотерапевтическое действие. Психоаналитик не просто позволяет человеку свободно, не смущаясь, рассказать о своих проблемах, но и направляет этот процесс таким образом, что перед пациентом раскрывается давно скрытое в подсознании. И он постигает истину о самом себе. Не всегда это приятная истина, поэтому сознание сопротивляется, выстраивает разные психологические блоки, затрачивая на это немало энергии.

Задача психоаналитика – мягко преодолеть это сопротивление, побудить человека самостоятельно разрушить психологические блоки. Сеанс психоанализа должен быть построен так, что человек не только получает возможность увидеть корни своих проблем, но и обретает уверенность в их преодолении. Поэтому под руководством хорошего, опытного психоаналитика в сознании человека происходят существенные позитивные изменения.

В Западной Европе и в США, где это направление успешно развивалось многие десятилетия, сеансы психоанализа очень популярны. И несмотря на многочисленных критиков, они приносят явную пользу, ведь люди после них чувствуют повышение эмоционального тонуса, уверенность в собственных силах и готовность решить свои внутренние и внешние проблемы.

Психоанализ

Первоначально психоанализ возник как метод изучения и лечения истерических неврозов. Результаты психотерапевтической практики, а также анализ различных явлений нормальной психической жизни – сновидений, ошибочных действий, остроумия – были проинтерпретированы Фрейдом как результат действия общих психологических механизмов.

Основной предпосылкой психоанализа является разделение психики на сознательное и бессознательное. Поведение и мышление человека предопределяют бессознательные влечения, уходящие корнями в травмирующие переживания детства или вступающие в столкновение с существующими в обществе нравственными и культурными нормами. Так возникают внутрипсихические конфликты. Разрешение этих конфликтов осуществляется путем вытеснения из сознания «дурных», но естественных влечений и желаний. Вытесненные из сознания влечения и желания не исчезают бесследно. Они загоняются в глубины человеческой психики и так или иначе, рано или поздно дают знать о себе, вызывая напряжения.

Что же такое психоанализ?

Во-первых, психоанализ – метод лечения, и в настоящее время почти все психоаналитики – врачи. Психоаналитик пытается снять симптомы пациента, освободив его от ненужных сомнений, неоправданного чувства вины, мучительных самообвинений, ложных суждений и неразумных порывов. Кроме этого, он ставит себе целью не просто успокоить пациента, но и распутать его личность. Но аналитик – всего лишь руководитель и наблюдатель, ответственность же за результат всего процесса несет в конечном счете пациент.

Во-вторых, – это метод научного наблюдения и изучения личности, а в особенности желаний, импульсов, мотивов, сновидений, фантазий, раннего развития и эмоциональных расстройств.

В-третьих, – это система научной психологии, то есть наблюдения и представления психоанализа можно использовать, пытаясь предсказать человеческое поведение и исход человеческих отношений, таких, как брак и отношения между родителями и детьми.

Как проводится психоанализ?

Процесс психоанализа состоит в изучении и реорганизации личности; делается это для того, чтобы индивид мог хранить свои напряжения с меньшими затруднениями, пока не придет время их снять. Необходимо сделать подсознательное сознательным и привести под наблюдение неудовлетворенные напряжения. Считается, что для того, чтобы полностью провести этот процесс, он должен длиться по меньшей мере год и составлять от трех до шести сеансов в неделю каждый продолжительностью около часа. Если исследование длится менее года или число сеансов меньше трех в неделю, эффективное проведение процесса почти невозможно.

Для проведения психоаналитического сеанса пациент укладывается на кушетку, а аналитик садится у него в головах, чтобы быть вне поля зрения. Благодаря этому психика пациента может работать не отвлекаясь. В свою очередь, такой способ избавляет от излишней напряженности врача: не находясь под непрерывным наблюдением, он может лучше сосредоточиться на том, что говорит пациент.

Применяется так называемый метод свободных ассоциаций. Это значит, что свободное выражение свободного течения представлений не сдерживается и не меняется обычной цензурой сознания (представлениями о вежливости, стыде, самоуважении).

В состоянии свободной ассоциации психика пациента часто переполняется желаниями, чувствами, упреками, воспоминаниями, фантазиями, суждениями и новыми точками зрения, и все это возникает на первый взгляд в полном беспорядке. Однако вопреки кажущейся путанице и бессвязности, каждое высказывание и каждый жест имеют свое значение в связи с тем или иным неудовлетворенным напряжением. Час за часом, день за днем из беспорядочной паутины мыслей начинают выявляться значения и связи. В течение длительного периода могут постепенно развиться некоторые центральные темы, относящиеся к ряду неудовлетворенных с раннего детства, давно похороненных в подсознании и недоступных сознательному распознаванию напряжений, которые и составляют основу структуры личности пациента, источник всех его симптомов и ассоциаций.

Позиция аналитика по отношению к пациенту должна быть строго нейтральна. Главная работа аналитика состоит в некотором смысле в том, что он каждый раз указывает пациенту, когда тот себя обманывает; поэтому врач должен все время сохранять самокритическую позицию, исключающую какие-либо проявления симпатии и негодования к пациенту, что дало бы тому возможность обманывать врача и самого себя. Нежелательная эмоциональная установка аналитика по отношению к пациенту называется контрпереносом.

Часто возникает вопрос, может ли психоанализ кому-нибудь повредить? Самая большая опасность – это лечить пациента, находящегося на грани психоза, если аналитик не отдает себе отчета в его подлинном состоянии. Аналитик должен также соблюдать осторожность в различении неврозов от некоторых болезней мозга и гормональных расстройств.

По материалам книги Э. Берна

«Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных»

Источники

  • Tényi T. [The psychoanalysis of Harold F. Searles and nonhumanism]. // Psychiatr Hung — 2021 — Vol36 — N2 — p.225-227; PMID:33870909
  • Dembińska E., Rutkowski K. The reception of Dr Ludwik Jekels’ "apostolic activity" to promote psychoanalysis in Poland before the outbreak of World War I. Part 2. // Psychiatr Pol — 2020 — Vol54 — N6 — p.1231-1254; PMID:33740807
  • Dembińska E., Rutkowski K. The reception of Dr Ludwik Jekels’ "apostolic activity" to promote psychoanalysis in Poland before the outbreak of World War I. Part 1. // Psychiatr Pol — 2020 — Vol54 — N6 — p.1209-1230; PMID:33740806
  • Botbol M. Psychoanalysis and Psychodynamic Psychiatry in France. // Psychodyn Psychiatry — 2021 — Vol49 — N1 — p.19-23; PMID:33635105
  • LaMothe R. Psychoanalysis and the Ungovernable Self: Further Explorations. // Psychoanal Rev — 2021 — Vol108 — N1 — p.27-50; PMID:33617335
  • Miller IS. BALANCING THE GENERAL WITH THE PARTICULAR IN PSYCHOANALYSIS. // Am J Psychoanal — 2021 — Vol81 — N1 — p. 1-5; PMID:33597722
  • Holmes J. Friston’s free energy principle: new life for psychoanalysis? // BJPsych Bull — 2021 — Vol — NNULL — p.1-4; PMID:33597069
  • Ruberg W. Infanticide and the influence of psychoanalysis on Dutch forensic psychiatry in the mid-twentieth century. // Hist Psychiatry — 2021 — Vol — NNULL — p.957154X21989174; PMID:33569987
  • Schröter M. [Blatant rejection- unexpected appreciation- silent neglect : On the discussion of psychoanalysis in the psychiatric/neurologic literature during the Nazi period]. // Nervenarzt — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33512564

Терапия в двух словах — Терапия в двух словах

Улучшение самочувствия


Один навык психического здоровья за один раз

Загрузите бесплатное краткое руководство по Anxiety

Ваш мозг настроен на изменения!

Небольшие навыки психического здоровья могут привести к значительному росту, исцелению и счастью.

Привет, я Эмма МакАдам, лицензированный терапевт, и моя миссия состоит в том, чтобы облегчить понимание навыков психического здоровья с помощью видео на YouTube и онлайн-курсов.

Последние сообщения

5 шагов, чтобы остановить паническую атаку

Этот пост научит вас психологии, лежащей в основе успокоения приступов тревоги, и даст вам множество инструментов, которые вы можете попробовать, чтобы вы

Подробнее »

21 сентября 2022 г. Комментариев нет

Послеродовая тревожность и послеродовое обсессивно-компульсивное расстройство

Послеродовая тревога очень распространена. Примерно каждая пятая женщина в послеродовом периоде испытывает повышенную тревожность, граничащую с дистрессом.0006

Подробнее »

13 сентября 2022 г. Комментариев нет

Катастрофизация: как перестать вводить себя в депрессию и тревогу

Всем привет. Я Эмма МакАдам. Я лицензированный брачный и семейный терапевт. И в этом посте мы поговорим о катастрофизации, которая ожидает

Подробнее »

12 сентября 2022 г. Комментариев нет

Беспокойство разрушает вашу жизнь?

Научитесь успокаивать тревогу и стресс, используя естественную успокаивающую реакцию вашего тела, с помощью моего бесплатного онлайн-курса по навыкам заземления.

Людям нравятся эти курсы по психическому здоровью

Этот курс оказался исключительно полезным. Я был в стрессовом отпуске, работая над депрессией. Это был огромный ресурс, дополняющий мою терапию и позволяющий мне получить больше от моих еженедельных занятий, поскольку я могу использовать время, чтобы рассказать о том, что я узнал из курса, в дополнение к помощи и совету моего терапевта. СПАСИБО!!»

Робин С. Навыки преодоления трудностей и самопомощь Студент

«Я боролся с тревогой около 20 лет и могу честно сказать, что за последние несколько недель я научился с вами гораздо большему, чем за эти 20 лет! Все, что вы говорите, имеет такой большой смысл, и именно методы успокоения тела, когда вы беспокоитесь, — это то, что действительно имеет значение. Слушая вас, я узнал, что мое тело может успокоить меня, когда мои мысли могут ‘т!»

MairНавыки заземления для тревожного ученика

«Мне понравился курс! Я начал практиковать некоторые из этих упражнений и изменил некоторые привычки. Я бы рекомендовал этот курс не только людям, переживающим депрессию или тревогу, но всем, кто хочет пройти этот курс для целостной жизни.»

Упендра Дахал Измени свой мозг Слушатель курса

«Я просто хотел бы поблагодарить вас за ваш замечательный контент и онлайн-курсы. Благодаря вашей помощи я больше не прикован к дому паникой и тревогой. Я вышел сегодня в оживленный город и был счастлив, я чувствую себя в безопасности и освобожден. Я поделился всем своим прогрессом с моим врачом, и она в восторге от моего прогресса и будет рекомендовать ваши курсы другим пациентам, борющимся с психическим здоровьем. Я свободен от лекарств и впервые в жизни счастлив. Изменения носят долгосрочный характер, и теперь я могу выбраться из депрессии, не заходя дальше в кроличью нору».

Сара Слушатель курса «Измени свой мозг»

«Мне нравится этот курс. Он дал мне возможность начать работу с другими людьми (и с самим собой), страдающими тревожными или депрессивными расстройствами».

TJКак помочь студенту

«Первое видео меня сразу же впечатлило. все больше и больше приятно удивляюсь. Подробная информация и множество примеров. Я очень доволен этим курсом.»

Анонимный обзор