Психология личности характеристика личности: Психологическая характеристика личности

Содержание

Психологическая характеристика личности: примеры из жизни

Психологические характеристики личности позволяют составить социальный портрет того или иного гражданина. Черты человека помогают понять окружающим, как строить взаимодействие с ним, чего от него ожидать.

Краткая психологическая характеристика помогает определить таланты и склонности личности, правильно выбрать профессиональный путь.

Содержание

  • Что такое психологическая характеристика личности
  • Психологическая структура личности
  • Основные психологические характеристики личности
    • Интересы и склонности
    • Способности и одаренность
    • Темперамент
    • Характер
  • Методика составления психологической характеристики
    • Пример психологической характеристики человека
  • Заключение

Что такое психологическая характеристика личности

Психологическая характеристика – это совокупность компонентов структуры личности, определяющих направленность индивида, особенности характера и стиля деятельности. Психологическая характеристика базируется на устойчивых свойствах человека: типе нервной системы, темпераменте, национальности, способностях, качествах ума.

Психологические характеристики человека претерпевают некоторые изменения в процессе онтогенетического развития, семейного воспитания и систематического обучения. Отдельные элементы психологической характеристики формируются только в результате становления характера и выработки устойчивых интересов индивида. На смену семейному воспитанию и школьному обучению приходит саморазвитие и самовоспитание человека. Начиная с юности, люди осознанно формируют свой психологический портрет.

Главные компоненты психологической характеристики это: стойкость, единство и активность. На их основе формируются ценностные ориентации человека, мировоззрение, стиль деятельности и общения. Динамические свойства человека позволяют ему осваивать социальные роли, добиваться поставленных целей, поддерживать социально-психологический статус.

Характеристика способностей человека определяет его индивидуальность.

Психологическая структура личности

В психологии в структуру личности включают ее основные характеристики:

  • Биологические особенности. К ним относятся: тип нервной системы и ее свойства, соотношение процессов возбуждения и торможения в ней, работоспособность головного мозга.
  • Индивидуально-типологические качества. Этот блок обусловлен особенностями семейного воспитания, типом детско-родительских отношений.
  • Черты характера, появившиеся в процессе социализации индивида. Определяющими факторами для формирования этого элемента личностной структуры являются социально-психологический статус ребенка в коллективе сверстников, уровень развития его коммуникативных навыков, стрессоустойчивость.
  • Жизненный опыт человека. Под ним часто понимают адаптивные способности личности, гибкость, умение анализировать свои поступки, принимать самостоятельные решения.

Основные психологические характеристики личности

Общее представление о партнере по общению складывается из базисных психологических характеристик его личности.

Интересы и склонности

Среди всех психологических характеристик специалисты при составлении портрета личности в первую очередь выделяют интересы и склонности индивида. Именно под влиянием интересов человека формируется его отношение к действительности. Склонности индивида составляют основу направленности и мировоззрения личности, которыми объясняются те или иные поведенческие реакции.

Интерес, являясь источником любознательности, направляет наше внимание на определенные вещи. Склонности подталкивают человека к определенным видам деятельности. Стремясь узнать что-то новое, человек движим интересом.

Когда же он начинает произвольную практическую деятельность, в основе которой лежит творчество, его действия определяются склонностями.

Существуют разные подходы к классификации интересов:

  1. Интерес индивида может быть пассивным или активным. При пассивном интересе человеку необходим наставник, который будет направлять и корректировать его действия: рекомендовать научно-популярную литературу, подсказывать способы выполнения деятельности. При активном же интересе человек самостоятельно занимается той или иной деятельностью, читает соответствующую литературу, пробует разные техники работы. В процессе активного интереса формируется индивидуальный стиль деятельности личности.
  2. По направленности интересы классифицируют на духовные, социальные, политические, экономические.
  3. По количеству людей, проявляющих заинтересованность, интересы можно разделить на индивидуальные, общественные и групповые.

В основе возникновения интересов и склонностей человека лежат его потребности.

Если человек стремится удовлетворять только физиологические потребности, жизнь ему кажется неинтересной, монотонной. Глубокий интерес к определенному виду деятельности и устойчивые склонности наполняют жизнь человека смыслом, стимулируют его саморазвитие.

Человек может обладать широкими интересами, иметь склонности к разным видам деятельности – в этом случае говорят о широкой эрудиции и разнонаправленном развитии. Также у человека может быть ярко выраженный интерес к какой-то одной сфере деятельности – в этом случае говорят о глубоком устойчивом интересе личности. Если при этом интересы и склонности человека подчиняются его жизненной цели, не мешают добросовестно работать, их наличие расценивается как положительная социально-психологическая характеристика.

Образцом сказанного выше может служить хобби. Если занятие любимым делом не мешает работе и не вытесняет из жизни человека общение с друзьями, то оно, несомненно, характеризует индивида с положительной стороны.

Можно встретить людей, у которых интересы и увлечения быстро меняются. Такие люди увлекающиеся, но не увлеченные. Их привлекает что-то новое, яркое, необычное. К примеру, они могут записаться на секцию исторического фехтования, но бросить тренировки после получения первой травмы. Их склонности обусловлены природной впечатлительностью. Попробовав себя в новом виде деятельности, они теряют интерес к ней. В их психологическом портрете непременно найдут место такие качества, как непостоянство и импульсивность. Достичь успеха в каком-нибудь виде деятельности им очень трудно.

Способности и одаренность

Способность – это биологическая предрасположенность человека к науке, спорту или искусству.

Способности как психологическая характеристика личности определяют успешность выполнения человеком тех или иных действий. Примером способности, оказывающей влияние на психологическую характеристику человека, является наблюдательность. Как правило, этим свойством обладают учителя, писатели, водители.

Практически в каждом виде профессиональной деятельности для успешного выполнения своих должностных обязанностей человеку нужны такие способности, как:

  • зрительная память;
  • пространственное мышление и воображение;
  • концентрация внимания.

При составлении психологической характеристики специалисты опираются на следующие виды способностей:

  1. Интеллектуальные способности. Они обеспечивают быстрое восприятие информации, ее обработку, сохранение в памяти на длительный срок, а также возможность человека применить имеющиеся теоретические знания на практике.
  2. Математические способности. Ими объясняется склонность человека к точным наукам. Высокое развитие математических способностей часто сопряжено с хорошим логическим мышлением. Эти свойства ума необходимы для бухгалтеров, программистов, физиков, математиков и экономистов.
  3. Технические способности. Данная группа способностей нужна людям, занимающимся конструированием, разработкой инновационных механизмов.
  4. Творческие способности. Этот вид способностей базируется на свойственном человеку воображении и умении проявлять фантазию.
  5. Коммуникативные способности. С их помощью человек легко находит общий язык с представителями любых социальных групп, проявляет эмпатию, располагает к себе. Коммуникативные способности в профессиональной деятельности используют журналисты, психологи, политики, педагоги.
  6. Физические способности. Данная группа способностей обеспечивает человеку спортивные успехи.
  7. Литературные способности. Ими объясняется писательский талант, поэтические навыки людей.
  8. Музыкальные способности. К ним относят чувство ритма, гармонический и мелодический слух, способность самостоятельно сочинять оригинальные мелодии.

Способности развиваются в процессе освоения человеком практических видов деятельности. Основой развития способностей являются задатки. Если природа наградила человека многими задатками, то говорят об одаренности, которая позволяет ему быть успешным в различных сферах науки и искусства.

Синонимичным понятием для одаренности выступает талант, которым обусловлена способность человека решать задачи нестандартным способом. Талант не является биологической особенностью человека. Он вырастает из интереса личности к определенной деятельности и проявляется в процессе выполнения этой деятельности.

Однако без специально организованного систематического обучения одаренный от природы человек не сможет стать успешным. В процессе учения совокупность природных задатков определяет прочность усвоения знаний, быстрое формирование умений и навыков.

Между одаренностью и мастерством человека в той или иной деятельности нельзя ставить знак равенства, так как одаренность представляет собой высокий уровень развития природных задатков, а мастерство – это результат сознательного труда, в основе которого лежит совокупность теоретических знаний, индивидуальных умений и навыков человека.

Темпы развития способностей зависят от наличия одаренности, но определяющим в этом процессе является обучение. Если человек становится мастером своего дела, это означает, что для него открывается новый уровень развития способностей.

Важно понимать, что отсутствие природных задатков на пути к мастерству в конкретном виде деятельности может успешно компенсироваться такими психологическими характеристиками человека, как: целеустремленность, усидчивость, трудолюбие, ответственность.

Эти черты личности создают предпосылки для овладения практически любым видом деятельности при условии стойкого интереса к ней.

Таким образом, успех в каком-то виде деятельности может объясняться самыми разными способностями человека. Недостаток одних способностей компенсируется высоким развитием других. Это означает, что путь к мечте открыт для каждого. Если человек готов к трудностям в процессе восхождения на гору, в конце пути его непременно ждет успех.

Каждый человек обладает способностями. Нет смысла сравнивать собственные достижения с достижениями других людей. Для развития общества нужны разные таланты, которые не могут принадлежать одному человеку. При выборе жизненного пути и профессии стоит прислушаться к себе. Ведь работа, в полной мере отвечающая интересам и склонностям личности, приносит ей не только материальное вознаграждение, но и удовольствие.

Темперамент

Темперамент – это врожденная психологическая характеристика личности. Классическими образцами темперамента являются:

  • Сангвиник. Это жизнерадостный человек, чувства которого быстро сменяют одно другое, так как они поверхностны. Основными чертами его психологической характеристики являются: оптимистичность, беззаботность, инициативность, разнонаправленность интересов. Он суетлив, его движения быстрые и точные. Нервная система сангвиника слишком подвижна.
  • Холерик. Главными психологическими характеристиками такого человека являются: взрывной нрав, вспыльчивость, возбудимость, агрессивность. Он ярко реагирует на события. Его движения и речь резкие, порывистые, темп работы высокий. Холерику не хватает баланса между процессами возбуждения и торможения в нервной системе.
  • Флегматик. Это медлительный человек, которому не свойственно демонстрировать свои переживания. Его движения плавные, походка размеренная. Основные черты его психологической характеристики – это спокойствие, рассудительность, уравновешенность. Нервная система флегматика малоподвижна.
  • Меланхолик. Такой человек отличается впечатлительность, ранимостью и обидчивостью. Свои переживания меланхолик держит в себе. Очень часто меланхолики демонстрируют высокое развитие творческих способностей.

«Чистые» образцы темперамента в повседневной жизни встречаются редко. Чаще всего доминирующий тип темперамента дополняется некоторыми чертами другого. Например: флегматик с меланхолической доминантой, холерик с сангвинической доминантой. Психологическая характеристика человека в этом случае будет зависеть от ситуации и обстоятельств.

Итак, темперамент – это совокупность психологических характеристик личности, определяющая общую подвижность человека, скорость возникновения у него чувств и их выраженность, особенности проявления его эмоциональных переживаний. Каждому человеку нужно научиться подчинять себе свой темперамент – тогда на передний план будут выступать положительные черты его личности.

Характер

Характер – это психологический стержень личности, который формируется с раннего детства и до юности. В структуру этой психологической характеристики попадают познавательные процессы, эмоциональность, сила воли, индивидуальный стиль деятельности, ценностные ориентации. Черты характера определяют отношение человека к работе. Они проявляются в мотивах его деятельности, в способах, которые он выбирает для решения поставленных задач.

Психологическая характеристика личности складывается на основе следующих черт характера:

  1. Общие черты характера. Они образуют психологический тип индивида. К ним относятся: последовательность, активность, принципиальность, честность, дисциплинированность, мужество.
  2. Черты характера, отражающие самоотношение и самовосприятие индивида. Это: скромность, чувство собственного достоинства, застенчивость, обидчивость, эгоизм и эгоцентризм.
  3. Черты характера, отражающие отношение индивида к другим людям. В эту группу входят: общительность, чуткость, открытость, вежливость, готовность прийти на помощь.
  4. Черты характера, отражающие отношение индивида к работе. Среди них: трудолюбие, настойчивость, инициативность, аккуратность, добросовестность, ответственность.

Характерологические особенности составляют основу мировоззрения человека.

Знание особенностей характера человека позволяет прогнозировать его реакции. Систематическая работа над собой позволяет человеку формировать свой характер, вырабатывать в себе положительные качества и устранять отрицательные.

Методика составления психологической характеристики

Психологическую характеристику личности составляют психологи, применяя для этого следующие методы:

  • Наблюдение. Посредством специально организованного наблюдения психолог получает информацию об особенностях поведения индивида. В психологической характеристике результаты наблюдения косвенно отражают особенности личности.
  • Психодиагностические методы. С помощью личностных тестов и опросников психолог определяет тип темперамента клиента, его интересы и склонности, преобладающие мотивы деятельности. Эти сведения в психологической характеристике являются главными.
  • Социометрия. С помощью данного диагностического инструментария психолог получает информацию о социально-психологическом статусе индивида в учебном или трудовом коллективе. Социометрия позволяет выявить особенности межличностного взаимодействия человека с товарищами и коллегами.
  • Интервью. Если достаточную информацию о человеке не удалось получить посредством тестов, психолог разрабатывает серию вопросов, которые задает клиенту. Этот метод сбора информации используют, чтобы уточнить факты, устранить противоречия.

Психологическая характеристика начинается с перечисления персональных данных человека: указания фамилии, имени и отчества, даты рождения, места жительства, сообщения сведений о членах семьи и особенностях семейного воспитания. Далее описываются:

  • склонности и интересы;
  • способности личности;
  • особенности темперамента и характера;
  • отношение человека к себе;
  • отношение человека к другим людям;
  • отношение человека к работе.

Пример психологической характеристики человека

Летовальцев Андрей Юрьевич

Дата 19.04.2008.

Мать: Летовальцева Анна Геннадьевна.

Отец: Летовальцев Юрий Алексеевич.

Место жительства: г. Новодвинск

Ребенок воспитывается в полной семье. Родители принимают активное участие в жизни мальчика. Старший брат для Андрея — образец для подражания.

Мальчик проявляет интерес к точным наукам, обладает высоким уровнем развития логического мышления. На протяжении двух лет Андрей посещает курсы робототехники, участвует в конкурсах городского и регионального уровня.

Уровень произвольного внимания у мальчика выше среднего. Признаков утомления при выполнении работы не отмечается. Темп работы высокий.

Мальчик обладает высоким уровнем развития зрительной памяти. Слуховая память развита средне. Доминирующий канал получения информации – визуальный.

Преобладающим мотивом деятельности является избегание неудачи. Уровень тревожности соответствует возрастной норме.

В ходе решения интеллектуальных задач Андрей демонстрирует самостоятельность, рациональность. С готовностью приходит на помощь товарищам. Проявляет интерес к парной работе. При работе в группе навязывает товарищам свое мнение, делает много замечаний. Критику в свой адрес воспринимает болезненно.

В коллективе сверстников мальчик стремится стать лидером. Он амбициозен, активен. Андрей старается самоутвердиться за счет других детей. Однако для того, чтобы стать лидером, мальчику не хватает чуткости и внимательности к окружающим. Кроме того, мальчик обладает завышенной самооценкой.

Андрей обладает холерическим типом темперамента. Юноша эмоциональный, напористый, целеустремленный. В отношениях со сверстниками у него часто случаются конфликты. Слабое развитие коммуникативных навыков не дает идти на уступки и находить компромиссное решение спорных ситуаций. Для мальчика характерны внезапные перемены настроения.

В поведении случаются вспышки агрессии. Эмоциональные реакции мальчику трудно контролировать.

По результатам психологической диагностики Андрею можно рекомендовать курс индивидуальных занятий с психологом, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы. Также мальчику будут полезны групповые занятия в форме тренинга по развитию коммуникативных навыков.

Заключение

Психологическая характеристика личности – это отражение типологических особенностей человека. В ней отражаются свойства нервной системы индивида, особенности взаимодействия с окружающим миром, самооценка и самовосприятие. Рекомендации, которые психолог дает на основе психодиагностики, позволят человеку определить направления саморазвития и самосовершенствования.

3.1. Сущностная характеристика личности

Глава третья

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Личность — субъект и объект обществен­ных отношений.

А.Г. Ковалев

Психика человека, мир его психических явлений — производное не только его собственного развития, но и результат воздействия окружающего мира, обще­ственных отношений. Богатство психики человека зависит от многообразия его связей с другими людьми, от активного отношения к жизни. В этом случае человек предстает как личность, как член общества.

Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся прежде всего в процессе производства и по­требления материальных благ.

Личность находится также в сфере политических отношений. От того, свобод­на ли она или угнетена, имеет политические права или нет, может реально избирать и быть избранной, обсуждать вопросы общественной жизни или является исполнительницей воли господствующего класса, зависит психология личности.

Личность находится в сфере действия идеологических отношений. Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки.

На психологию личности вместе с тем воздействуют и отношения людей в социальной группе, в которую личность входит. В процессе взаимодействия и общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обще­ству, труду, людям, собственным качествам. В то же время в группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли.

Личность не только объект общественных отношений, но и их субъект, т.е. активное звено. Вступая в отношения с людьми, личности творят историю, но творят ее не по произволу, а по необходимости, под воздействием объективных обществен­ных закономерностей. Однако историческая необходимость не исключает ни само­бытности личности, ни ее ответственности за свое поведение перед обществом.

Личность — существо активное и сознательное. Она может выбирать тот или иной образ жизни: смиряться с положением угнетаемого или бороться против несправедливости, отдавать свою жизнь обществу или жить личными интересами.

Комментарии

Личность это конкретный че­ловек, являющийся представителем определенного общества, определен­ной социальной группы, занимаю­щийся конкретным видом деятель­ности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный опре­деленными индивидуально-психоло­гическими особенностями.

В личности выделяется прежде все­го ее общественная сущность. Вне об­щества, вне социальной и профессио­нальной группы человек не может стать личностью, т.е. создает человека при­рода, а формирует его общество.

Сущностная характеристика лично­сти и ее основные особенности опреде­ляются:

1. Содержанием мировоззрения человека, его психологической сущ­ностью.

Мировоззрение человека — это сло­жившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу, обще­ство, человеческие отношения, кото­рые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде опре­деленных жизненных целей и интере­сов, отношений, позиций.

Психологическая сущность миро­воззрения личности проявляется в спе­цифическом влиянии ее индивидуально- и социально-психологических качеств на поведение, действия и поступки.

2.

Степенью целостности миро­воззрения и убеждений, отсут-

ствием или наличием в них проти­воречий, отражающих противопо­ложные интересы разных слоев об­щества.

Целостность мировоззрения нару­шается, если личность руководствует­ся или находится под влиянием проти­воречивых интересов, носителем кото­рых она вдруг оказывается в силу различного рода социальных обстоя­тельств.

3. Степенью осознанности чело­веком своего места в обществе.

Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разно­го рода обстоятельств найти свое мес­то в обществе, что не позволяет его мировоззрению окончательно офор­миться и эффективно проявляться.

4. Содержанием и характером потребностей и интересов, устой­чивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогран­ностью.

Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личности при своей слабой оформленности или узос­ти очень сильно ограничивают миро­воззрение человека.

5. Спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.

Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологичес­ких проявлениях, что соотношения ее разнообразных качеств могут сказы­ваться и на проявлениях мировоззре­ния, и на поведении.

3.2. Соотношение базовых понятий: индивид, личность, субъект, индивидуальность

Комментарии

Индивид. В понятии человека как индивида выражаются два основных признака:

1) человек — это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического раз­вития, носитель видовых черт;

2) это отдельный представитель че­ловеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ог­раниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным пове­дением и психическими процессами.

Оба значения понятия взаимосвя­заны и описывают человека как суще­ство своеобразное.

Наиболее общими характеристика­ми индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимо­действии с окружающей средой; ак­тивность.

В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со все­ми присущими ему особенностями.

Личность — это индивид, занима­ющий определенное положение в об­ществе, выполняющий определенную общественно полезную деятельность и отличающийся своими, присущими

только ему индивидуально- и социаль­но-психологическими особенностями.

Субъект. Человек всегда является субъектом (участником, исполните­лем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкрет­ной деятельности, в частности источ­ником познания и преобразования объективной действительности.

Сама же деятельность при этом вы­ступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.

Индивидуальность не есть что-то над- или сверхличностное. Когда гово­рят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обыч­но словом «индивидуальность» опре­деляют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих. Индиви­дуален каждый человек, но индивиду­альность одних проявляется очень ярко, других — малозаметно.

Индивидуальность может прояв­ляться в интеллектуальной, эмоцио­нальной, волевой сфере и сразу во всех сферах психической деятельности. Ин­дивидуальность характеризует лич­ность конкретнее, детальнее и тем са­мым полнее.

Она является постоянным объек­том исследования при изучении каж­дой конкретной личности.

Разница между личностью и чертами

Личность и черты
 

Личность и черты, имеющие определенное различие между собой, относятся к двум разным словам. Следовательно, два понятия, личность и черты, не могут использоваться взаимозаменяемо, даже если они взаимосвязаны. В психологии личности психологи были очарованы различиями и уникальностью человеческой личности и чертами, которые можно увидеть в людях. Не только психологи, даже неспециалисты занимаются оценкой личности других людей в различных социальных ситуациях. Во-первых, давайте определим слово личность. Личность относится к различным характеристикам, которые способствуют тому, чтобы сделать человека уникальным. Это влияет на мысли, поведение и эмоции человека. Проще говоря, личность можно понимать как то, кто мы есть. Личность состоит из множества элементов. Их можно рассматривать как черты. Черты относятся к различным характеристикам человека, которые помогают в создании личности. В этом основное отличие личности от черты. В этой статье делается попытка прояснить эту разницу.

Что такое личность?

Как упоминалось выше, личность включает в себя различные характеристики и модели, влияющие на наши эмоции, мысли и поведение . Обычно это уникально для человека . Например, то, как человек ведет себя, реагирует, думает и чувствует в конкретной ситуации, может полностью отличаться от того, как другой человек реагирует на ту же ситуацию. Это связано с различиями в характере.

Психологи утверждают, что человеческая личность в основном последовательна. Вот почему поведение или реакция человека на подобные ситуации остаются прежними. Наша личность сильно влияет на то, как мы взаимодействуем с окружающим миром. Однако когда мы говорим о личности, это не ограничивается нашим поведением, а выходит за его пределы. Личность влияет на наши отношения, наши мысли и то, как мы подходим к вещам. Вот почему личность следует понимать как психологический и физиологический конструкт.

В психологии личности существует ряд теорий о человеческой личности. Теория типов, теория черт, гуманистические теории, психодинамические теории, поведенческие теории — вот некоторые из таких примеров.

Личность — это то, кто мы есть как личность

Что такое Черта?

Как было сказано ранее, личность относится к совокупности характеристик, которые делают человека уникальным. Однако черта относится не к этой совокупности, а к этим индивидуальным характеристикам, которые способствуют созданию личности 9.0005 . Например, все мы состоим из различных черт, таких как общительность, доброта, вспыльчивость, агрессивность, жесткость и т. д. Именно совокупность черт составляет личность. В психологии личности одной из самых известных теорий является «Большая пятерка ». Согласно этой теории, личность состоит из пяти элементов или черт. Это экстраверсия, покладистость, добросовестность, невротизм и открытость. Каждая черта играет ключевую роль в построении личности.

Гордон Олпорт также представил теорию черт. По его словам, черты в основном можно разделить на три категории. Они есть,

  • Кардинальные черты – Честный, самоотверженный, фрейдистский, безжалостный, самовлюбленный
  • Центральные черты – умный, дружелюбный, щедрый, чувствительный
  • Второстепенные черты – тревога, страх

Кардинальные черты доминируют в личности и известны этим. Центральные черты закладывают основу личности. Они могут не быть доминирующими как основные черты, но являются важными характеристиками. Вторичные черты – это те, которые могут проявляться в определенных ситуациях. Это подчеркивает, что личность и черты относятся к двум разным вещам, и их не следует путать.

Интеллект — главная черта

В чем разница между личностью и чертами?

• Определения личности и черт:

• Личность относится к различным характеристикам, которые делают человека уникальным.

• Черты относятся к различным характеристикам человека, которые помогают в создании личности.

• Ссылка:

• Личность относится к совокупности характеристик.

• Черты относятся к индивидуальным характеристикам, которые создают личность.

• Постоянство:

• Личность остается неизменной на протяжении всей жизни человека.

• Все черты могут не совпадать на протяжении всей жизни человека. В разных ситуациях могут доминировать разные черты.

• Природа:

• У личности могут быть определенные черты, которые проявляются только в определенных ситуациях, например, тревожность.

 

Изображения предоставлены:

  1. Глядя в зеркало через Wikicommons (Public Domain)
  2. Интеллектуальный через Pixabay (общественное достояние)

Теория черт личности: плюсы и минусы

Подумайте, как бы вы описали своего лучшего друга. Как бы вы объяснили другим, что они из себя представляют? Как бы вы объяснили, на что похож их характер? Вы бы использовали описательные слова, такие как «забавный», «серьезный» или «экстраверт»? Если это так, вы будете использовать подход черт для описания их личности!

  • Сначала мы обсудим, что такое теория черт в психологии.
  • Затем мы узнаем больше о вкладе Гордона Олпорта в теорию черт личности.
  • После этого мы узнаем больше о теории черт личности Рэймонда Кеттелла.
  • Мы изложим теорию черт личности Большой пятерки.
  • В заключение мы рассмотрим несколько плюсов и минусов теорий черт в измерении личности.

Теории черт личности в психологии

Поскольку мы начинаем говорить о теориях черт, важно убедиться, что мы определили черты .

Черта — это характеристика личности, которую кто-то регулярно проявляет.

Важно отметить, что черты не основаны на поведении, которое вы совершаете один или несколько раз; вместо этого они представляют собой последовательных шаблона поведения и личности на протяжении всей жизни человека и множественных настроек .

Теории черт в рамках психологии являются одним из способов понимания и описания личности . Теории черт основываются на идее, что все люди обладают различными наборами и уровнями личностных и поведенческих черт. Теории черт характера помогают нам сообщать о себе другим и лучше понимать других. Хотя может быть трудно представить, что все люди обладают одинаковыми чертами, помните, что у всех нас есть свои собственные уникальных комбинации и различных уровней черт.

Салли работает чирлидером в школе и в прошлом году была королевой выпускного бала. Мэри Джейн — отличница и член клуба робототехники. Хотя у этих двух девушек, кажется, мало общего, обе они в разной степени обладают чертами дружелюбия, экстраверсии и независимости.

Фг. 1 Теории черт, freepik.com

Теория черт личности Гордона Олпорта

Роль Гордона Олпорта в теории черт личности была монументальной, что принесло ему титул «отца личности» в XIX веке.30 с. Он определил 18 000 терминов, которые можно использовать для описания личности, и работал на их основе, чтобы разработать то, что он назвал фундаментальными категориями личностных черт . Структуру личности по Олпорту можно разбить на следующие три части:

Основные категории личностных черт

Давайте рассмотрим основные категории личностных черт, изложенные Олпортом.

Основные черты

A 9Кардинальная черта 0003 по Оллпорту — это черта, которая управляет жизнью человека почти как парус на лодке. Если у кого-то есть основная черта доброты, он может провести свою жизнь, работая над проектами, чтобы помочь другим. Если у кого-то есть кардинальная черта контроля, он может оказаться в политической или корпоративной власти.

Основные черты

Не у всех есть основные черты. На самом деле, согласно Оллпорту, у большинства людей есть от 5 до 10 центральных черт 9.0005 вместо этого. Центральные черты, сгруппированные вместе, описывают основную личность человека. Кто-то может быть экстравертным, дружелюбным, приветливым, теплым и т. д. Все эти основные черты рисуют картину того, кем он является как личность.

Вторичные черты

Вторичные черты в теории Оллпорта — это черты, влияющие на чье-то поведение, но не обязательно столь же важные или влиятельные, как кардинальные или центральные черты. Музыкальный вкус или общая любовь к животным являются примерами вторичных черт. Они добавляют уникальности и глубины личности, но они не так определяющие, как основные черты.

Proprium

Третья часть структуры личности по Олпорту — это proprium.

Proprium в психологии — это ощущение себя, которое является центральным для каждого человека.

Собственность включает в себя каждое из следующих понятий, которые формируют наше центральное ощущение себя.

  1. Чувство тела

  2. Самоидентификация

  3. Самоуважение

  4. Саморасширение

    900 39
  5. Самообраз

  6. Рациональное совладание

  7. Собственное стремление

Фг. 2 Центральные черты личности, Freepik.com

Теория черт личности Рэймонда Кеттелла

Спустя годы другой личностный психолог по имени Рэймонд Кеттелл разработал так называемый опросник шестнадцати личностных факторов (16PF). 16PF — это тест, который измеряет личность на основе уровней и комбинаций шестнадцати пар личностных черт. Кеттелл определил эти шестнадцать черт, используя метод исследования, известный как факторный анализ.

Факторный анализ — это метод, который использует статистику для выявления закономерностей среди переменных, а затем использует эти закономерности для определения группировок.

Другим личностным психологом, использовавшим факторный анализ, был Ганс Айзенк . Айзенк пришел к другому выводу, чем Кеттелл. Он свел черты личности к трем основным типам: экстраверсия, невротизм и психотизм. Каждая категория работает по шкале или спектру с отсутствием или противоположностью признака, составляющего его собственный признак (т. е. экстраверсия и интроверсия).

Теория «большой пятерки факторов личности»

С момента перехода Айзенка к основным шкалам характеристик личности за последние два десятилетия одна теория взяла верх. Она называется Теория черт личности «Большая пятерка». Эта теория черт личности взяла работу Айзенка и расширила ее. «Большая пятерка» — очень полезный инструмент для понимания личностных качеств, который успешно используется во всем мире в разных культурах.

Большая пятерка личностных факторов:

1. Добросовестность

Добросовестность измеряется по спектру от неорганизованности, небрежности и импульсивности до организованности, осторожности и дисциплины.

2. Приятие

Приятие измеряется в диапазоне от несговорчивого, подозрительного и злобного до милого, доверчивого и готового помочь.

3. Нейротизм

Нейротизм оценивается по спектру от спокойного, уверенного в себе и удовлетворенного до тревожного, неуверенного и эмоционально нестабильного.

4. Открытость

Открытость измеряется по спектру от предсказуемости, логики и согласия до воображения, независимости и спонтанности.

5. Экстраверсия

Экстраверсия измеряется в спектре от сдержанного, интроспективного и наслаждающегося личным пространством до социального, общительного и внешне нежного.

Фг. 3 Экстраверт против интроверта, Freepik.com

Плюсы и минусы теорий черт личности

Теории черт характера — отличный способ понять индивидуальные особенности и различия личностей. Несмотря на то, что они полезны, теории черт несовершенны.

Плюсы теорий черт

  • Теории черт, особенно Большая пятерка, стабильны на протяжении всей жизни человека. В то время как многие люди в течение жизни испытывают соответствующие возрасту сдвиги в добросовестности, доброжелательности и экстраверсии, эти черты обычно остаются стабильными на протяжении всей жизни.
  • Исследователи обнаружили, что наследственные личностные черты в Большой пятерке с вероятностью 50% или более, и это подтвердилось в разных культурах и национальностях .
  • Черты характера, подобные тем, что есть в Большой Пятерке, могут быть использованы для предсказания поведения с некоторой точностью. Интроверты чаще пишут электронные письма, чем звонят. Более высокий уровень добросовестности приводит к более высоким оценкам или производительности труда.
  • Теории черт характера составляют основу многих инструменты измерения личности , которые помогают нам исследовать личность, чтобы лучше понимать друг друга и общаться друг с другом.

Минусы теорий черт

  • Одна из распространенных критических замечаний состоит в том, что теория черт не объясняет происхождение личности или то, как развиваются черты личности. Черты — это просто способ определить и обозначить черты, присутствующие в личности, но он не пытается ответить, почему или как существует личность.
  • Не все теории черт сходятся в том, что такое наиболее фундаментальные черты личности и наиболее точные .
  • Другим распространенным недостатком теорий черт является то, что известно как p противоречие между человеком и ситуацией . Противоречие между человеком и ситуацией, по сути, заключается в том, что мы не всегда действуем одинаково во всех обстоятельствах и со всеми людьми. Мы меняем свое поведение в зависимости от обстановки и проявляем различные черты в зависимости от нашей роли или нашего окружения.

Когда мы больше всего сами по себе? Действительно ли существуют черты, которые остаются стабильными на протяжении всей нашей жизни, если мы постоянно адаптируемся к различным ситуациям? В то время как те, кто защищает полезность теорий черт, просят нас исследовать поведение и черты во времени и в разных условиях, теории черт не объясняют несоответствия в поведении от одной обстановки к другой.

Теории черт личности — основные выводы

  • Черта — это характеристика личности, которую кто-либо регулярно проявляет.
  • Гордон Олпорт разработал то, что он назвал фундаментальными категориями черт личности .
  • Рэймонд Кеттелл разработал так называемый опросник «Шестнадцать личностных факторов» (16PF).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *