Психология мальчика 10 11 лет: Как воспитывать мальчика 10 лет — советы психолога

Содержание

Развитие и воспитание детей. Исследования по этапам развития ребенка от рождения до года, книги по воспитанию ребенка после года на портале Ya-roditel.ru.

Главная

Развитие ребенка

Появление малыша на свет – это, безусловно, радостное и волнующее событие для каждой семьи. Однако, на первых порах многие родители испытывают серьезный стресс, связанный с отсутствием знаний о развитии ребенка и возрастных кризисах. Многих мучает вопрос: «Нормально ли развит мой ребенок для своего возраста?». Для того, чтобы развеять эти сомнения, давайте рассмотрим календарь развития ребенка от рождения.

Выберите интересующий вас возраст

Развитие ребенка До 1 года

Выберите интересующий вас месяц жизни ребенка

1 месяц

Новорожденный сосет грудь, активно двигает ручками и ножками, подносит сжатые кулачки ко рту, реагирует вздрагиванием на резкий шум. Малыш впервые улыбается, фиксирует взгляд на ярком объекте и следит за движущимися предметами.

  • Вечерние ритуалы для малышей
  • Календарь развития ребенка: первая неделя жизни

2 месяц

Малыш активно растет, ему требуется все больше молока во время кормления. Он начинает поднимать головку и пытается ее удержать в течение нескольких секунд. Иногда ребенок может «колотить» воздух руками – это нормальная для двух месяцев реакция. Малыш реагирует на звук и пытается найти его источник, уже может фокусировать ненадолго взгляд на игрушках или лицах родителей

  • Вечерние ритуалы для малышей
  • Развивающие игры с детьми: рекомендации родителям детей 2-3 месяцев

3 месяц

Ребенок в трехмесячном возрасте хорошо реагирует на звук: может определить, откуда он идет, поворачивается на него, узнает голос мамы, гулит. Здоровый малыш может упираться стопами о поверхность, если поддерживать его в подмышках. Малыш уже уверенно держит головку.

  • Безопасность ребенка дома: ванная, детская и другие комнаты в доме
  • Развивающие игры с детьми: рекомендации родителям детей 2-3 месяцев

4 месяц

Период маленького беспомощного существа закончился, и ваш ребенок начинает активно познавать мир и в буквальном смысле «пробовать его на зуб». Родители могут немного расслабиться и уже больше спать ночью, но зато внимательнее следить за малышом днем. В этом возрасте появляются первые хватательные рефлексы, ребенок держит головку и даже делает первые попытки сесть. Он тянется к игрушкам, пробует их «на зуб», получая представление о текстуре и объеме предметов.

  • Развивающие игры с детьми: рекомендации родителям детей 4-5 месяцев
  • Развитие мелкой моторики: пальчиковые игры для детей от 4 месяцев до 3 лет

5 месяц

Ближе к этому периоду малыш начинает переворачиваться с живота на спину, «обнаруживает» ручки и ножки и начинает ими играть. Ребенку нравятся песенки на ночь. Активно развивается мелкая моторика – ребенок учится пользоваться большим пальцем отдельно от всех остальных.

  • Развивающие игры с детьми: рекомендации родителям детей 4-5 месяцев
  • Развивающие игры с детьми: чем занять кроху в 5-6 месяцев

6 месяц

В полгода ребенок уже умеет хватать игрушки. Теперь ваш малыш может самостоятельно переворачиваться со спины на живот. В течение нескольких секунд ребенок может самостоятельно сидеть, но ему все еще требуется помощь. Вполне вероятно, что ближе к шести месяцам у малыша появится первый зуб.

  • Вечерние ритуалы для малышей
  • Развивающие игры с детьми: чем занять кроху в 5-6 месяцев

7 месяц

Малыш заметно растет и уже пытается ползать: в этот период основное внимание стоит уделить безопасности пространства. Он с удовольствием рассматривает картинки в книжках, узнает близких людей на фотографиях. Речь малыша становится более членораздельной, и он впервые может произнести «мама», «баба», «папа».

  • Развитие мелкой моторики: пальчиковые игры для детей от 4 месяцев до 3 лет
  • 6 развивающих игр с детьми: рекомендации родителям детей 6-12 месяцев

8 месяц

На восьмом месяце жизни ребенок уже понимает связь «слово – предмет», поэтому игры с известными стишками-потешками станут для него самыми интересными. Кроме того, малыш начинает активное исследование предметов: получая определенный результат – например, звук, – ребенок начинает достигать его снова и снова. Он уже освоил захватывание предметов и может поднять с пола игрушки.

  • Безопасность ребенка дома: ванная, детская и другие комнаты в доме

9 месяц

В лепете малыша уже слышны отчетливые «мама» при обращении к вам. Ребенок в девять месяцев уже всячески привлекает ваше внимание – дергает за руку, произносит звуки. Малыш начинает различать цвета и более мелкие детали.

  • 6 развивающих игр с детьми: рекомендации родителям детей 6-12 месяцев

10 месяц

В этот период малыш уже способен находить по просьбе взрослого знакомую игрушку и приносить ее, если она находится в поле его зрения. Развивается логическое мышление: ребенок может не только открыть, но и закрыть крышку коробки с игрушками, а также сложить туда все игрушки после того, как вынул их.

  • Развитие мелкой моторики: пальчиковые игры для детей от 4 месяцев до 3 лет
  • Вечерние ритуалы для малышей

11 месяц

В одиннадцать месяцев многие дети делают свои первые шаги.

Прогрессирует моторное развитие малыша: он может самостоятельно приседать, наклоняться, чтобы поднять предмет, собрать башню из кубиков, пирамиду. Ребенку становится понятен обобщающий характер слов: он может находить среди разных игрушек похожие по цвету или форме.

  • 6 развивающих игр с детьми: рекомендации родителям детей 6-12 месяцев

Развитие ребенка От 1 до 3 лет

Выберите интересующий вас год жизни ребенка

1 год

К одному году малыш чаще всего уже умеет самостоятельно ходить, говорит от шести до десяти простых слов. Ребенок знает имена людей из близкого окружения. Кроме того, кроха ближе к году уже умеет самостоятельно пить из чашки и пробует сам умываться и одеваться.

  • Развитие мелкой моторики: пальчиковые игры для детей от 4 месяцев до 3 лет
  • Календарь развития ребенка: 1 год
  • Развивающие игры для детей от 1 до 2 лет: рекомендации для родителей

2 года

Ребенок в два года может нанизывать кольца пирамидки на стержень, кормить куклу. Речь двухгодовалого малыша уже состоит из простых предложений (в том числе, местоимений и прилагательных). Полуторагодовалого малыша уже можно высаживать на горшок.

  • Безопасность ребенка дома: ванная, детская и другие комнаты в доме
  • 10 шагов к повышению эмоционального интеллекта ребенка
  • Развивающие игры для детей от 1 до 2 лет: рекомендации для родителей
  • Как развивать речь у детей 2-3 лет
  • Как выбрать подарок ребенку

3 года

Три года – кризисный возраст. В этом возрасте начинает проявляться личность ребенка. Порою такие изменения сопровождаются криками, истериками и даже агрессией. Малыш активно требует самостоятельности.

  • Развитие мелкой моторики: пальчиковые игры для детей от 4 месяцев до 3 лет
  • Безопасность ребенка дома: ванная, детская и другие комнаты в доме
  • Как справиться с кризисом трех лет у ребенка
  • Кризис трех лет у детей
  • Календарь развития ребенка: кризис 3 лет
  • Как устанавливать ребенку границы: 8 правил
  • Советы родителям: как помочь ребенку играть свободно?
  • Какие мультфильмы показывать детям
  • Как развивать речь у детей 2-3 лет

Развитие ребенка От 4 до 7 лет

Выберите интересующий вас год жизни ребенка

4 года

Ребенок в четыре года стремится к совместным играм, умеет бросать и ловить мяч, стоять на одной ноге. Качаясь на качелях, он уже может сохранять равновесие. Он рисует геометрические фигуры, собирает башню из девяти кубиков. Согласно календарю развития ребенка, четвертый год жизни знаменуется интенсивным расширением словарного запаса и построением более сложных речевых конструкций.

  • Застенчивый малыш: как помочь ребенку преодолеть стеснение?
  • Альфа-пэрентинг: как установить доверительные отношения с ребенком?
  • Как организовать детский праздник своими силами?
  • Свободная игра: как развить у ребенка творческие способности
  • Храни зрение смолоду: детская гимнастика для глаз
  • Ребенок боится спать один: 8 способов побороть ночные страхи
  • Как устанавливать ребенку границы: 8 правил
  • Советы родителям: как помочь ребенку играть свободно?
  • Какие мультфильмы показывать детям
  • 10 шагов к повышению эмоционального интеллекта ребенка

5 лет

К пяти годам важнейшей деятельностью для ребенка становится учебная – начинается подготовка к школе. Малыш строит длинные предложения и умеет пересказывать тексты. Знает синонимы и антонимы, считает до десяти, рассказывает наизусть небольшие стихотворения.

  • Развивающие игры для детей 5–6 лет
  • Как подготовить ребенка к игре на фортепиано: 8 упражнений
  • Календарь развития ребенка: старший дошкольный возраст 5–6 лет
  • Семейные правила: зачем они нужны?
  • Как организовать детский праздник своими силами?
  • Свободная игра: как развить у ребенка творческие способности
  • Храни зрение смолоду: детская гимнастика для глаз
  • Советы родителям: как помочь ребенку играть свободно?

6 лет

С шести лет обычно начинается активная подготовка к школе. Она заключается в систематизации отрывочных знаний ребенка о явлениях природы, культурной и бытовой сфере жизни. Ребенок знает счет, рисует геометрические фигуры, сравнивает размеры предметов, понимает математические знаки.

  • Развивающие игры для детей 5–6 лет
  • Советы родителям будущего первоклассника
  • Тайна зеленой ручки: как научить ребенка ошибаться
  • Календарь развития ребенка: старший дошкольный возраст 5–6 лет
  • Семейные правила: зачем они нужны?
  • Застенчивый малыш: как помочь ребенку преодолеть стеснение?
  • Альфа-пэрентинг: как установить доверительные отношения с ребенком?
  • Храни зрение смолоду: детская гимнастика для глаз
  • 10 шагов к повышению эмоционального интеллекта ребенка

7 лет

В семь лет окончательно происходит созревание лобных отделов полушарий мозга, гармонизируются процессы возбуждения и торможения. Поэтому этот возраст, с точки зрения физиологии, наиболее приемлем для начала учебной деятельности детей.

В то же время, семь лет – это очередной кризис, который переживает ваш малыш. Он учится новым социальным ролям, хочет принимать решения самостоятельно и начинает копировать взрослых.

  • 25 вопросов ребенку о школе, на которые он не сможет ответить одним словом
  • Календарь развития ребенка: кризис 7 лет
  • Застенчивый малыш: как помочь ребенку преодолеть стеснение?
  • Альфа-пэрентинг: как установить доверительные отношения с ребенком?
  • 10 шагов к повышению эмоционального интеллекта ребенка

Развитие ребенка От 8 до 11 лет

Выберите интересующий вас год жизни ребенка

8 лет

В этом возрасте сын или дочь начинает отделяться от вас, у него появляются первые друзья в школе, он учится взаимодействовать с ровесниками. Ребенок получает опыт доверительного общения и взаимодействия вне семьи. Тем не менее, ему все еще нужен «старший советчик», готовый его поддержать в случае школьных неурядиц.

  • Календарь развития ребенка: младший школьный возраст 7–10 лет
  • 25 вопросов ребенку о школе, на которые он не сможет ответить одним словом
  • Альфа-пэрентинг: как установить доверительные отношения с ребенком?
  • 10 шагов к повышению эмоционального интеллекта ребенка

9 лет

В девять лет ребенок активно развивается интеллектуально: он уже в состоянии делать выводы, обобщать и анализировать информацию. Он также учится оценивать собственное состояние и может рассказать вам, какие эмоции испытывает. Ребенок достаточно автономен, но все еще нуждается в поддержке взрослых.

  • Ставим голос: дыхательные упражнения для здоровья и творчества
  • 10 дельных советов родителям, которые хотят воспитать невротика
  • «Ловушки для чувств», или 7 признаков равнодушного родителя
  • Как воспитать мужчину: 8 правил настоящего отца
  • 7 правил идеального отца для девочки
  • Календарь развития ребенка: младший школьный возраст 7–10 лет
  • Альфа-пэрентинг: как установить доверительные отношения с ребенком?

10 лет

В десять лет, так называемом «предпубетарном» периоде, ребенок начинает быстро расти и готовится стать подростком. В школе у него уже есть сложившаяся социальная роль, все больше значения для ребенка начинает приобретать его окружение. Для родителей самым важным в этот период становится формирование самооценки ребенка.

  • Как самооценка ребенка влияет на его жизнь
  • Как сформировать у ребенка чувство уверенности в себе
  • Календарь развития ребенка: младший школьный возраст 7–10 лет
  • Альфа-пэрентинг: как установить доверительные отношения с ребенком?
  • Как организовать детский праздник своими силами?

11 лет

Ребенок в одиннадцатилетнем возрасте подвержен большим колебаниям настроения: вспышки по ничтожному поводу сменяются приливами неудержимого веселья. Постепенно ребенок входит в подростковый возраст и всячески старается получить признание самого факта его взросления. В этот период у детей начинают появляться прыщи, у девочек начинает расти грудь, а у некоторых мальчиков начинает «ломаться» голос.

  • Как не сделать из ребенка трудоголика
  • Компьютерная зависимость: рекомендации родителям поколения Z
  • 10 дельных советов родителям, которые хотят воспитать невротика
  • 7 правил идеального отца для девочки
  • Семейные правила: зачем они нужны?

Подросток

Выберите интересующий вас год жизни ребенка

12 лет

В двенадцать лет наибольшее значение для «начинающего» подростка играет социальная жизнь. Он учится уважать потребности и права окружающих людей. Для родителей этот возраст – прекрасное время пересмотреть семейные правила и в случае необходимости определить новые границы дозволенного.

  • Календарь развития ребенка: младший подростковый возраст 11-13 лет
  • Компьютерная зависимость: рекомендации родителям поколения Z
  • Семейные правила: зачем они нужны?
  • Как устанавливать ребенку границы: 8 правил

13 лет

В этот возрастной период, считающийся психологами самым трудным в жизни ребенка, происходит большинство детско-родительских конфликтов из-за стремления ребенка отстоять свою независимость. Подросток крайне озабочен своим внешним видом и оценкой окружающих, у него возникают первые нежные чувства к противоположному полу, он начинает задавать серьезные вопросы самоопределения. Самое главное умение родителей заключается в умении менять роли – с «родительской» на «приятельскую», и обратно.

  • Календарь развития ребенка: младший подростковый возраст 11-13 лет
  • Если не хочется жить
  • Воспитание подростков: целительная история как способ решения проблем
  • Особенности развития подростков — индивидуальный подход к каждому ребенку
  • Что делать, если подросток переживает любовную драму
  • Самоубийства среди подростков – признаки и решение проблемы
  • Компьютерная зависимость: рекомендации родителям поколения Z

14 лет

В этот возрастной период, считающийся психологами самым трудным в жизни ребенка, происходит большинство детско-родительских конфликтов из-за стремления ребенка отстоять свою независимость. Подросток крайне озабочен своим внешним видом и оценкой окружающих, у него возникают первые нежные чувства к противоположному полу, он начинает задавать серьезные вопросы самоопределения. Самое главное умение родителей заключается в умении менять роли – с «родительской» на «приятельскую», и обратно.

  • Календарь развития ребенка: старший подростковый возраст 14–16 лет
  • Если не хочется жить
  • Что делать, если подросток переживает любовную драму

15 лет

Ближе к шестнадцати годам у ребенка заканчивается половое созревание, страсти утихают, и начинается поиск ответа на вопрос «кто я?». Это время – подготовка к первым выпускным экзаменам и выбор направления профессиональной деятельности. Дети начинают формировать группы по интересам, большое влияние на них все так же оказывают сверстники, а также лидеры популярных музыкальных групп и другие известные личности.

  • Календарь развития ребенка: старший подростковый возраст 14–16 лет
  • Подросток и адреналин: зачем нужны опасные увлечения?
  • Как помочь ребенку подготовиться к сдаче ЕГЭ
  • Профильные классы: профориентация школьников
  • Психологическая подготовка к ЕГЭ
  • Как организовать самостоятельную подготовку ребенка к ЕГЭ
  • Если не хочется жить
  • Компьютерная зависимость: рекомендации родителям поколения Z

16 лет

Ближе к шестнадцати годам у ребенка заканчивается половое созревание, страсти утихают, и начинается поиск ответа на вопрос «кто я?». Это время – подготовка к первым выпускным экзаменам и выбор направления профессиональной деятельности. Дети начинают формировать группы по интересам, большое влияние на них все так же оказывают сверстники, а также лидеры популярных музыкальных групп и другие известные личности.

  • Договор дороже денег: как договариваться с подростком?
  • 6 книг для подростков, которые помогут им повзрослеть
  • Календарь развития ребенка: старший подростковый возраст 14–16 лет
  • Воспитание подростков: целительная история как способ решения проблем
  • Если не хочется жить

17 лет

Ближе к шестнадцати годам у ребенка заканчивается половое созревание, страсти утихают, и начинается поиск ответа на вопрос «кто я?». Это время – подготовка к первым выпускным экзаменам и выбор направления профессиональной деятельности. Дети начинают формировать группы по интересам, большое влияние на них все так же оказывают сверстники, а также лидеры популярных музыкальных групп и другие известные личности.

  • Договор дороже денег: как договариваться с подростком?
  • 6 книг для подростков, которые помогут им повзрослеть
  • Воспитание подростков: целительная история как способ решения проблем
  • Если не хочется жить

Подростковый кризис у девочек и мальчиков

Содержание статьи

  • Физиологические причины
  • Психология подросткового кризиса
  • Фазы подросткового кризиса
  • Проявления в подростковом возрасте
  • Особенности протекания у девочек и мальчиков
  • Рекомендации родителям по преодолению кризиса

Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.

Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.

В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.

Физиологические причины

Пубертатный период – это возраст, когда рост организма происходят максимально активно. Развитие идет скачками, неравномерно. За год ребенок может вырасти на 7-10 сантиметров и увеличить массу тела на 5-9 килограммов. Скелет становится крепче, совершенствуется мускулатура. Стремительно растет в длину и ширину сердечная мышца, меняются артериальное давление и ритм работы сердца.

Вместе с интенсивным ростом организма меняется и форма тела. Развиваются гендерные признаки, меняется гормональный фон, перестраивается эндокринная система, активизируются железы внутренней секреции. При чем половое созревание у девочек начинается раньше на 1-2 года и заканчивается уже к 15-16 годам. В возрасте 10-12 лет они обгоняют мальчиков в росте. Однако к 15-16 годам мальчики уже значительно выше девочек и при этом продолжают расти до 18-20 лет.

Нервной системе очень сложно подстраиваться под изменения, так как она просто не успевает адаптироваться к активному росту. Поэтому часто психика находится в состоянии чрезмерного возбуждения или, наоборот, пытается замедлить процессы и переходит в выраженное торможение.

В связи со всеми физиологическими изменениями, в организме ребенка развиваются временные нарушения:

  • скачки артериального давления – зачастую наблюдается гипертония, однако вариантом нормы является и гипотония;
  • головокружения, головные боли;
  • слабая концентрация, рассеянное внимание;
  • учащенное сердцебиение (тахикардия), ощущение сдавленности в области сердца;
  • одышка;
  • обморочные состояния;
  • быстрая утомляемость;
  • повышенная возбудимость, расстройства сна.

Физиологические процессы напрямую влияют на состояние здоровья и поведение подростка. Чтобы организм полностью сформировался и скачок взросления прошел успешно, необходимо обеспечить качественную поддержку процессов: правильное питание, насыщение рациона витаминами и микроэлементами, адекватную физическую активность.

Важно учитывать, что в физическом развитии и половом созревании есть существенные индивидуальные особенности. Возраст, в котором в организме ребенка начинаются активные перемены, может отклоняться от групповых норм, и это не должно вызывать опасений.

Психология подросткового кризиса

Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.

Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.

В результате такого разрыва возникают конфликты со взрослыми. Ребенок хочет чувствовать себя свободным и самостоятельным, но на самом деле еще не может справиться с серьезной ответственностью. На этой почве возникают конфликты, недопонимания. Личность подростка настолько меняется, что иногда кажется, что ребенка просто подменили.

Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.

В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.

С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:

  • проходит половую идентификацию, принимает на себя мужскую или женскую роль;
  • принимает свою внешность со всеми изменениями;
  • меняет форму общения с окружающими: родителями, сверстниками и др.;
  • принимает новый стиль отношений, превращается из ребенка в равноправного ответственного члена общества со зрелым поведением;
  • развивает интересы, находит направления для развития своих способностей, последующего профессионального ориентирования.

Фазы подросткового кризиса

Психолог Лев Семенович Выготский выделил в подростковом кризисе три базовых фазы:

  1. Негативная, или предкризисная. Самый ранний этап, который может проявлять первые признаки уже в 9-10 лет. Характеризуется началом перехода к новому типу взаимодействия с окружающими. Ребенок начинает отказываться от старой системы ценностей, ломает стереотипы, меняет отношение к себе и окружающим. Детские отношения с родителями больше его не устраивают, но ко взрослой системе взаимодействия он еще не готов. У ребенка появляются новые интересы, другие взгляды, начинает меняться окружение.
  2. Непосредственно кризисная стадия. Зачастую этот этап достигает пика в 13-15 лет. Проявляться может по-разному: от максимального протеста, конфликтности и раздражительности во всех жизненных сферах, до поэтапного перехода к новым ролям, отношениям и самовосприятию. Развиваются новые способы мышления, появляются другие возможности, интересы. Подросток отстаивает свое мнение и возможность самостоятельно принимать решения, отделяется от родительского влияния, контроля.
  3. Позитивная, или посткризисная. Считается завершающим этапом пубертатного кризиса. В этом периоде подросток уже формирует ценности и приоритеты, определяет вектор дальнейшего развития, интересов. Половое созревание практически окончено, место в социуме среди сверстников – определено. Подросток укрепляет ядро интересов и в дальнейшем продолжает его развивать.

Точно сказать, сколько длится каждая фаза, нельзя. Во многом продолжительность этапов зависит не только от подростка, но и от правильной реакции родителей на проявления кризиса.

Проявления кризиса в подростковом возрасте

Степень выраженности кризиса может быть разной. На первичном этапе психологи выделяют две главные черты, которые присутствуют практически у каждого ребенка:

  • Снижение успеваемости в школе, работоспособности. Физиологические и психические перемены, смена типа мышления напрямую влияют на обучение ребенка. Он плохо справляется с творческими заданиями, теряет концентрацию, заинтересованность в обучении. Даже незначительная критика может отбить желание углубляться в определенную сферу или тему.
  • Негативные реакции. Даже самые покладистые дети стремятся сепарироваться от родителей, в связи с чем часто проявляют вспыльчивые реакции даже в привычных ситуациях. Естественными проявлениями негативизма являются пессимистичные настроения, повышенная раздражительность, неудовлетворенность собой, капризы, нервозность.

По мере перехода от одной фазы кризиса к другой, нарастает и проявление реакций, которые можно разделить на три крупных группы:

  • Реакции эмансипации. Ребенок хочет самостоятельности, и эта реакция выражается в избегании контроля родителей, отрицании привычных ценностей, уходе к общению с ровесниками. Подросток демонстрирует независимость и самостоятельность, требует признавать его равность и считаться с его мнением.
  • Реакции самоутверждения. Преимущественно выражается в общении со сверстниками и проявлении интереса к противоположному полу. В этот период друзья становятся главным авторитетом, появляется интерес к романтическим отношениям.
  • Реакции поиска новых интересов. В переходном возрасте интересы подростка распыляются на множество направлений: поиск себя, стремление к неизвестному и новизне, погружение в информативно-коммуникативные сферы. Подросток глубоко увлекается каким-либо интеллектуально-эстетическим направлением (музыкой, кино, философией и др.), ищет телесно-мануальные практики (занимается своим телом, повышает выносливость, силу), развивает лидерские качества (пытается занять достойную позицию среди сверстников), погружается в информационное поле (проводит много времени в Интернете, социальных сетях).

Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков

У девочек и у мальчиков пубертатный возраст протекает по-разному. У девочек, как правило, симптомы переходного периода начинают проявляться с 10-11 лет. При этом признаки кризиса выражены у них довольно слабо. Мальчики вступают в переходный возраст позже – примерно с 12-13 лет. Но течение кризисного периода у них гораздо более выраженное. Связано это преимущественно с тем, что к юношам и мужчинам в обществе традиционно более жесткие требования, чем к девушкам и женщинам.

У мальчиков подросткового возраста наиболее выражены такие черты:

  • Агрессия, злость. Манера поведения меняется в отношениях как со сверстниками, так и со взрослыми – родителями, педагогами. Связано это преимущественно с повышением выработки тестостерона в организме.
  • Внезапные всплески эмоций. Перепады настроения, как и беспричинная агрессия, обусловлены гормональными изменениями.
  • Притупленное чувство страха. Подростки часто занимаются экстремальными видами спорта и решаются на необдуманные поступки. Причина – также в смене уровня тестостерона.
  • Стремление к самостоятельности. Мальчики хотят, чтобы их воспринимали как взрослых мужчин. Для этого им нужно своими силами решать проблемы, что далеко не всегда под силу подростку. Неспособность самостоятельно справляться с неурядицами становится причиной нарушения душевного равновесия.
  • Желание вести образ жизни, присущий взрослым мужчинам. Подростки хотят совершать громкие поступки и даже подвиги. Однако не всегда осознают последствия необдуманных действий.
  • Интерес к интимным аспектам жизни. Проявляется в сильном влечении к противоположному полу.
  • Озабоченность внешностью. Неправильно считать, что мальчики меньше переживают за свой внешний вид, чем девочки. Перемены во внешности делают подростков уязвимыми, а неудовлетворенность собственным обликом приводит к замкнутости, неуверенности, низкой самооценке. Они не терпят критики в свой адрес, а любой опрометчивый комментарий воспринимают максимально негативно.

У девочек подростковый возраст сопровождается такими признаками:

  • Обеспокоенность внешностью. Девочки остро воспринимают свое несоответствие общепринятым канонам красоты. Особенно ярко это развивается на фоне популяризации социальных сетей. Они хотят быть похожими на красивых подруг, артистов, инфлюенсеров. Начинают следить за модой, хотят одеваться в трендовые вещи.
  • Желание привлекать внимание. Подростки стремятся показать, насколько интересен их внутренний мир и необычны взгляды на жизнь. Чтобы привлечь внимание, используют провокационное поведение, одеваются в слишком броские наряды, наносят выразительный макияж, красят волосы в яркие цвета.
  • Перепады настроения. У девочек, как и у мальчиков, гормональные скачки вызывают перепады настроения, раздражительность, вспышки гнева и агрессии.
  • Интерес к противоположному полу. В отличие от мальчиков, девочек больше интересует платоническая любовь. Часто в этом возрасте они влюбляются. Если первая любовь оказывается безответной, это может привести к серьезным осложнениям кризиса – замкнутости, депрессии, суицидальным наклонностям.

Различные искажения проявлений зависят от воспитания, окружения, установленных в обществе стандартов.

Рекомендации родителям по преодолению кризиса

Несмотря на сложности в общении с родителями и активным желанием сепарироваться, в кризисный период подросток нуждается в правильной поддержке и защите со стороны взрослых. Родителям при этом необходимо отказаться от прежних форм контроля и дать необходимую ребенку долю свободы.

Каждый ребенок – уникален, и искать подход родителям придется самостоятельно. Но несколько простых рекомендаций помогут понять подростка и помочь ему преодолеть кризис:

  • Ненавязчиво войти в окружение. Доброжелательный, спокойный подход поможет преодолеть непонимание и агрессию. Участие в жизненных ситуациях, общие интересы позволят ненавязчиво помогать ребенку решать проблемы по мере необходимости.
  • Интересоваться увлечениями. Не лишним будет разделять интересы ребенка, обсуждать с ним его хобби, разговаривать о его мыслях и узнавать точку зрения на разные вопросы.
  • Терпеливо относиться к эмоциональным перепадам. Бурная реакция не должна вызывать взрыв эмоций в ответ.
  • Предоставлять свободу. Важно обеспечить ребенку свое пространство, при возможности – личную комнату. Следует сдерживать свое желание контролировать его действия, увлечения, эмоции.

В разговорах с подростком также следует придерживаться ряда правил:

  • Отказаться от нотаций. Даже маленькие дети не любят нравоучения, а у подростка они вызовут только протест и агрессию. Уже через несколько минут его внимание переключится на что-то другое.
  • Не обвинять, не критиковать. Любые замечания нужно выдвигать в экологичной форме, без обвинений, нравоучений и навязывания.
  • Обсуждать между делом. Подростки не всегда готовы к серьезным разговорам с глазу на глаз. Повышенное внимание к проблемам ребенка заставит его думать, что в его самостоятельности сомневаются. Но осторожная беседа во время совместной деятельности принесет результаты.
  • Не повышать тон. Спокойные разговоры более эффективны, чем крики и скандалы.
  • Хвалить. Из-за неуверенности подростки очень нуждаются в похвале, одобрении.
  • Общаться с ребенком в мессенджерах, социальных сетях. Дети много времени проводят в смартфонах, планшетах. Переписки в мессенджерах для них привычны. Общение в такой среде позволит вести разговоры в комфортном для ребенка русле.

Даже правильное поведение со стороны родителей не исключает возможности проявления конфликтности, агрессии и непослушания подростка. Однако уважительное отношение к личности и соответствующая манера общения взрослых позволяет снизить выраженность кризисных признаков и их интенсивность.

Записаться на прием

Запись через сайт является предварительной.

Наш сотрудник свяжется с вами для подтверждения записи к специалисту.

 

Указать время

Время9:009:3010:0010:3011:0011:3012:0012:3013:0013:3014:0014:3015:0015:3016:0016:3017:0017:3018:0018:3019:0019:3020:0020:3021:0021:30

Указать специалиста

Cпециалист— не знаю —ПедиатрНеонатологДетский аллергологДетский гастроэнтерологДетский гинекологДетский дерматологДетский иммунологДетский кардиологДетский логопедДетский ЛОРДетский неврологДетский нефрологДетский онкологДетский ортопедДетский офтальмологДетский проктологДетский пульмонологДетский ревматологДетский урологДетский эндокринологДетский эндоскопистДетский хирург

 

Подробнее о гарантии качества медицинских услуг

 

Возраст 10–14 — Оставайтесь на связи

Ресурсы для родителей | Понимание и стадии

ВВЕДЕНИЕ

Интеллектуальный

Эмоциональный

Физический

Social

Духовный*

Эти годы — ключевое время, когда молодые люди начинают . . С растущей способностью видеть последствия различных действий, подростки и подростки становятся более способными думают как взрослые, но у них нет опыта и суждений, необходимых для того, чтобы действовать как взрослые. Сильная поддержка может помочь им обрести уверенность в том, что им нужно делать правильный выбор, когда они выясняют, кто они и как они подходят другим.

Интеллектуальные вехи

Какие вехи вы можете ожидать Как вы можете ответить
  • Юным подросткам становится больше и более независимый . Они культивируют свои собственные интересы, предпочтения и убеждения, включая выбор друзей, спорта, интересов и школы.
  • То, как они думают, начинает меняться от мышления ребенка к тому, как думает взрослый . Это включает в себя более продвинутые навыки рассуждения (например, обдумывание гипотетических ситуаций) и способность мыслить абстрактно (или думать о вещах, которые они не могут видеть).
  • У них появляются собственные мысли и мнения по многим темам, включая то, что они всегда принимали, например, семейные правила.
  • По мере того, как они развивают продвинутые навыки рассуждения, они могут захотеть спорить , подвергать сомнению авторитеты или бросать вызов общественным стандартам. Именно так они практикуют эти новые, незнакомые навыки.
  • У них часто развивается более сильное чувство правильного и неправильного , включая глубокое чувство справедливости или несправедливости, которое они испытывают или видят вокруг себя.
  • Цветная молодежь может особенно осознавать свои расовая или культурная самобытность и наследие . Они могут стать крайне критически настроенными по отношению к предвзятости и предубеждениям, которые они видят и испытывают.
  • Некоторые молодые подростки также осознают свою сексуальную ориентацию и/или гендерную идентичность . Если они идентифицируют себя как сексуальные или гендерные меньшинства (ЛГБТК+), они могут столкнуться с дополнительными трудностями, пытаясь почувствовать поддержку и вписаться в свою семью, школу и общество.
  • Слушайте своих детей , пока они изучают и проверяют свои новые мыслительные способности, даже если они говорят вещи, с которыми вы не согласны или которые вам не нравятся. Относитесь серьезно к их мнению.
  • Не закрывайте и не высмеивайте их идеи , это подрывает их уверенность в себе и открытость к вам. Вместо этого задавайте уточняющие вопросы и идеи, которые заставят их задуматься еще глубже.
  • Продолжайте уделять внимание важности школы и обучения. Даже если вы не можете помочь с более сложными темами, которые они изучают по мере взросления, ваш интерес и вопросы усиливают важность обучения.
  • Поощрять любознательность и критическое мышление об окружающем мире. Говорите о сложных проблемах в новостях и следите за тем, что их интересует.
  • Поделитесь властью со своим ребенком, позволяя ему вносить свой вклад и принимать решения, когда это уместно.
  • Разрешить разногласия. Они являются важной частью понимания молодыми людьми того, кто они такие, которые отличаются от их родителей. Вы часто обнаруживаете, что узнаете что-то новое друг о друге, когда говорите о своих разных взглядах на приоритеты, ценности и проблемы в мире.
  • Если ваши дети принадлежат к этническому или культурному меньшинству, предоставьте им возможность общаться с другими людьми, чтобы помочь им развить гордость за свою самобытность и культуру .
  • Если ваш ребенок идентифицирует себя с сообществом сексуальных или гендерных меньшинств, свяжет его с другими людьми, разделяющими его идентичность , и может помочь ему научиться ориентироваться в отношениях и в окружающем мире, который может быть неприемлемым.

Эмоциональные вехи

Какие вехи вы можете ожидать Как вы можете ответить
  • В период полового созревания дети могут испытать эмоцию, напоминающую американские горки . Они могут быстро перейти от счастья к грусти или от чувства умного к ощущению себя глупым.
  • Многие дети становятся эмоционально чувствительными. Их можно легко обидеть или обидеть.
  • Дети, вероятно, сосредоточиться на себе , переходя от чрезмерной самоуверенности к неуверенности в себе.
  • Изменения в их телах, образе мышления, друзьях и окружающем мире (например, новые школы) могут создать сильный стресс для некоторых подростков.
  • Будьте терпеливы и нежны с детьми, так как они испытывают сильные эмоции, которые могут быстро измениться.
  • Потому что у детей этого возраста сильная эмоция , они склонны либо «любить» школу, либо «ненавидеть» ее. Если ваш ребенок «ненавидит» школу, помогите ему определить, что приносит больше удовольствия, даже если это перемена, спортзал и обед.
  • Некоторые дети будут молча обращаться с вами , когда рассердятся или не добьются своего. Дайте им время перегруппироваться и найти способы воссоединиться и снова поговорить.

Физические вехи

Какие вехи вы можете ожидать Как вы можете ответить
  • Половое созревание обычно начинается в эти годы. Голоса мальчиков становятся более глубокими, и у большинства из них вырастают волосы на лице и лобке. У большинства девочек начинаются месячные, и у них растут лобковые волосы и грудь.
  • С всплеском роста может появиться неуклюжесть и нарушение координации. Когда вы становитесь выше на несколько дюймов за несколько месяцев, это неизбежно влияет на ваше чувство равновесия и координации!
  • В этом возрасте детям необходимо уделять больше внимания личной гигиене , что может включать в себя первое использование дезодоранта или более частое купание. Некоторые проводят часы в ванной. Другие могут отказаться мыться или переодеваться.
  • В эти годы дети, как правило, осознают свою сексуальность и сексуальность своих сверстников. Они могут стать очень любопытными или очень закрытыми. Лучше всего они справляются, когда эти части развития рассматриваются как нормальные и здоровые, а не как предмет для насмешек или стыда.
  • Будьте теплы и принимайте своего ребенка по мере его роста и развития, признавая, что ему может понадобиться ваша забота по-новому, когда он станет старше. Это особенно важно для детей, которые могут развиваться быстрее или медленнее, чем их сверстники, или которые идентифицируют себя как ЛГБТК+.
  • Поощряйте вашего ребенка быть физически активным , особенно если он не преуспевает в спорте. Поэкспериментируйте с различными индивидуальными и командными видами спорта и занятиями, чтобы найти то, что им нравится и будет поддерживать их в форме. Или они могут обнаружить, что домашние дела или физическая работа приносят им большее удовлетворение.
  • Честно и открыто поговорите (но наедине) со своим подростком о проблемах, с которыми он сталкивается в своем физическом и сексуальном развитии. Убедите их, что изменения нормальны. Если вы не уверены, обратитесь за помощью к медицинскому работнику, которому доверяете.
  • Работайте усердно, чтобы продолжать регулярные семейные обеды вместе, даже когда занятия становятся все более занятыми. Старайтесь есть здоровую пищу и находите время, чтобы поговорить друг с другом. Используйте этот набор инструментов, чтобы сделать приемы пищи более значимыми.

Социальные вехи

Какие вехи вы можете ожидать Как вы можете ответить
  • Некоторые молодые подростки ощетиниваются физической привязанностью матерей и отцов . Они могут показаться грубыми и вспыльчивыми.
  • Многие дети образуют клики и сплоченные группы . Они очень хорошо знают, кто в какой группе, хотя они могут не знать, где они подходят. Те, кто не является частью этих сплоченных групп, могут испытывать глубокое чувство изоляции и отторжения.
  • Сверстники имеют все большее и большее влияние, как положительное, так и отрицательное. Дети хотят приспособиться, поэтому они могут делать с другими то, что никогда не сделали бы в одиночку.
  • Некоторые молодые подростки могут столкнуться с давлением (или проявить любопытство) к употреблению алкоголя, табака, или наркотиков , или к другому рискованному поведению, которое взрослые запретили.
  • Познакомьтесь с друзьями вашего подростка , а также дайте им возможность просто побыть со своими друзьями. Многие семьи работают над созданием пространства в своем доме, где молодые подростки чувствуют себя желанными и удобными, чтобы обеспечить пространство и обеспечить их безопасность.
  • Поощряйте вашего подростка совмещать социальную деятельность (которая может быть их главным приоритетом) с другими обязанностями и занятиями, включая школьные и семейные обязанности.
  • Почаще говорите со своими детьми о том, что они видят и делают в социальных сетях . Говорите через действия или сообщения, которые касаются вас.
  • Будьте прямолинейны и откровенны по телефону со своим подростком по таким деликатным вопросам, как сексуальность, расизм или предубеждения, гендерная идентичность и употребление психоактивных веществ.
  • Пока дети решают с вами личные и социальные проблемы, дайте им знать, что вы готовы слушать без нападок, обвинений или стыда, даже если вам иногда нужно установить ограничения и уточнить ожидания.
  • Активно говорите о ценностях и ожиданиях вашей семьи в отношении употребления алкоголя и табака, а также о других видах рискованного поведения. Поговорите с другими родителями или специалистами, если у вас есть проблемы.

Духовные вехи

 

Какие вехи вы можете ожидать Как вы можете ответить
  • В эти годы многие молодые подростки прорабатывают то, как духовность и религия являются частью их собственной идентичности. Для некоторых это может быть сложно; для других все идет гладко.
  • Когда молодые люди начинают мыслить абстрактно, они часто также задают сложные вопросы о мире, своем месте в нем и другие важные вопросы (например, почему с хорошими людьми случаются плохие вещи?). Их часто не удовлетворяют ответы, которые они приняли в детстве.
  • Продолжайте разговаривать и слушать своих детей, даже если они говорят о духовности, вере, религии и ценностях, которые вас беспокоят.
  • Расскажите свою собственную историю и сформулируйте свои собственные убеждения и вопросы (и почему вы их придерживаетесь). Маленькие подростки хотят, чтобы их уважали и честно разговаривали с родителями, и им может быть интересно узнать о вашем опыте.
  • Продолжайте поддерживать семейные духовные практики, ритуалы и обязательства , которые важны для вас. Ваш ребенок может показаться не заинтересованным, но эти практики все равно помогают изменить его жизнь.

* Search Institute описывает духовное развитие как «постоянное, непрекращающееся и динамичное взаимодействие между путешествием внутрь и путешествием вовне». Это происходит как внутри, так и вне религиозных традиций, верований и практик. Посмотрите наши международные, мультиконфессиональные и мультикультурные исследования в этой области человеческого развития.

Эмоциональное развитие 5–11 лет

Перейти к основному содержанию Перейти к основной навигации

Легко читать и переводить Скрыть эту страницу Всего один номер 0300 300 0123

Поиск

Меню

регистр Авторизоваться

Эмоциональное развитие 5–11 лет

Погрузитесь глубже

Поддержка развития

Дети часто используют свое поведение, чтобы показать вам, что они чувствуют. Поведение по-прежнему является важной частью того, как дети этого возраста выражают свои чувства.

Если ваш ребенок ведет себя так, что вас это беспокоит, попробуйте понять, как он себя чувствует, и вы поймете, как лучше ему помочь.

Если вы поможете своему ребенку найти слова, чтобы описать свои чувства, это поможет ему использовать их, а не полагаться на поведение, чтобы показать вам, что он борется.

  • Расскажите о чувствах, которые вы видите в них «Я заметил, что вы кажетесь грустным/сердитым/разочарованным».
  • Попросите их подумать вместе с вами о причинах чувства «Интересно, потому что…?»
  • Помогите им подумать о том, как их тело реагирует на это чувство — например, чувство гнева в голове, кулаки или беспокойство в животе. У них часто бьется сердце?
  • Поощряйте их придумывать, что может помочь – уйти и покричать в подушку, когда сердится/выполнить некоторые техники релаксации, когда волнуется.

Будьте хорошим образцом для подражания, расскажите о своих чувствах и покажите, как вы с ними справляетесь. Найдите время, чтобы выслушать своего ребенка, когда он попытается объяснить вам, что он чувствует. Требуется практика, чтобы распознавать и называть чувства.

Если вы будете спокойно слушать, это придаст им уверенности, чтобы открыться и поделиться.

Детям этого возраста важно соблюдать границы и правила. Хотя они могут настаивать на большей свободе и иметь твердые убеждения, им все равно нужна уверенность в том, что вы «главный» и будете обеспечивать их безопасность. Им понравится возможность делать выбор, когда это возможно. Дайте им возможность поговорить о том, что они думают, и принять решение вместе, когда сможете. Таким образом, они могут практиковаться в том, чтобы слушать чужую точку зрения и находить способ двигаться вперед.

Онлайн-курс для родителей в Солихалле доступен бесплатно для родителей из Норфолка. Это может помочь вам разобраться в их мыслях, чувствах и поведении и даст вам инструменты для их поддержки.

Подробнее о курсе

Дружба

Ваш ребенок узнает о важности дружбы. Отдавать и брать дружбу — это навыки, которым нужно время, чтобы научиться. В этом могут помочь родители и опекуны;

  • Позвольте им выговориться и придумать собственные решения, когда дружба затруднена.
  • Очень важно знать, когда дружба положительна и хороша для вас, а когда она вредна и вредна для вас.
  • Поощрять ребенка сосредотачиваться на позитивно настроенных друзьях и проводить меньше времени с людьми, которые его расстраивают, — хорошая привычка для построения здоровых отношений в будущем.

Вы можете связаться с программой Healthy Child, позвонив по телефону Just One Number 0300 300 0123 или отправив текстовое сообщение Parentline   07520 63159.0 . Наши часы работы: с 8:00 до 18:00 с понедельника по пятницу (кроме государственных праздников) и с 9:00 до 13:00 по субботам.

Если вам от 11 до 19 лет, вы можете отправить сообщение ChatHealth на номер 07480635060 , чтобы получить конфиденциальную консультацию от одного из наших сотрудников.

Для взрослых Qwell предоставляет бесплатную, безопасную и анонимную поддержку психического здоровья для взрослых в Норфолке и Уэйвни от профессиональной команды квалифицированных консультантов.

Для детей в возрасте от 11 до 25 лет Kooth – это  бесплатная, конфиденциальная и безопасная  способ получить онлайн-консультации, советы и поддержку эмоционального благополучия.

Детская линия. Дети и молодые люди младше 19 лет могут позвонить по номеру 0800 1111, чтобы получить бесплатную поддержку.

Горячая линия для родителей Young Minds – бесплатный звонок по номеру 0808 802 5544 с понедельника по пятницу с 9:30 до 16:00.

Чтобы поговорить с другими родителями и опекунами из Норфолка, вы можете присоединиться к нашему онлайн-форуму сообщества ниже.

 

Также в этом разделе…

  • Все младенцы плачут
  • Эмоциональное развитие Беременность — 6 месяцев
  • Эмоциональное развитие 6-12 месяцев
  • Эмоциональное развитие 1–2 года
  • Эмоциональное развитие 2-5 лет
  • Эмоциональное развитие 5–11 лет
  • Тревога разлуки
  • Эмоциональное здоровье детей и молодежи
  • Эмоциональное здоровье

Эмоциональное здоровье родителей Поддержка психического здоровья детей Все еще беспокоитесь/нужна дополнительная помощь?

Нужно больше информации

  • Анна Фрейд — Советы по разговору

    Посетите страницу Анны Фрейд — Советы для разговора

  • Эмоциональная жизнь детей 8-10 лет

    Посетите страницу «Эмоциональная жизнь детей в возрасте 8–10 лет»

Другие полезные страницы

Войти / Создать учетную запись

Адрес электронной почты

Пароль Забыли пароль?

Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google Применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания.

Имя

Фамилия

Электронное письмо

Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google Применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания.

Последнее из Твиттера

Мы хотели бы пожелать всем вам счастливого Нового года и крепкого здоровья и счастья в 2023 году. Не забывайте, что ж… https://t.co/pK4JuHCbM9

NorfolkCYP, 01 января 2023 г.

Когда детям плохо, они не хотят быть одни. На нашем веб-сайте Just One Norfolk есть дополнительная информация для родителей… https://t.co/AF3YMLaP3L

NorfolkCYP, 31 декабря 2022 г.

Плач — это часть детского языка, но родители могут чувствовать себя истощенными и напряженными, когда их ребенок плачет. Мы здесь… https://t.co/FXAAZlVc9n

NorfolkCYP, 31 декабря 2022 г.

Большинство легких детских болезней вызываются вирусами, поэтому антибиотики могут не помочь. Родители могут многое сделать… https://t.co/uAyiM8Uhgn

NorfolkCYP, 30 декабря 2022 г.

Безопасный сон для младенцев Советы по безопасному сну для родителей, которые помогут обеспечить безопасность их малышей перед сном и во время дневного сна.… https://t.co/uPPMMHLNWW

NorfolkCYP, 30 декабря 2022 г.

Денежные заботы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *