Психология мальчика 8 лет: Развитие ребёнка в 8 лет: нормы, навыки, возрастные особенности

Содержание

советы психолога при планировании и появлении второго ребенка

«Мама, роди мне братика или сестричку», — когда единственный ребенок просит об этом часто и искренне, у родителей не возникает сомнений в том, что он полюбит малыша с первых дней знакомства. Но позже взрослые с удивлением могут обнаружить, что появление нового члена семьи стало для их первенца стрессом, вызвало у него ревность и даже обиду. 

Далеко не каждый ребенок готов принять с безоговорочной любовью маленького брата или сестру. Велика вероятность, что он воспримет малыша как конкурента, с появлением которого в семье многое изменилось: ему и времени уделяют больше, и ведет он себя порой неадекватно, и выспаться мешает, и не поговоришь, не поиграешь с ним как с друзьями. А еще и своим временем придется пожертвовать, если родители попросят помочь с младенцем. Ребенок ведь обо всем этом не знал, когда просил родителей о сестренке или братике, поэтому для него это стресс (1).

Если бы его правильно проинформировали заранее, он воспринял бы ситуацию в позитивном ключе, был бы даже горд и счастлив от того, что стал старшим. Или как минимум не чувствовал бы себя забытым и обделенным. Поэтому первенца обязательно надо подготовить к появлению второго ребенка в семье. А вот что для этого надо сделать, разберемся с экспертами.   

Оптимальная разница в возрасте между первым и вторым ребенком

То, как ваш сын или дочь примет рождение малыша и как отнесется к объяснению родителей на этот счет, зависит во многом от возраста. Дети-погодки, скорее всего, легко привыкнут друг к другу, но взрослым с ними двумя придется сложнее, пока они не подрастут. У ребенка постарше может быть больше переживаний, но есть вероятность, что он станет хорошим помощником родителям. Нельзя сказать однозначно, какая разница в возрасте идеальная. В любом случае есть свои «за» и «против». 

Разница в возрасте 1-2 года

Разница в возрасте 1-2 года. Фото: Tima Miroshnichenko Tima Miroshnichenko, pexels.com

С малышами может быть непросто родителям, а вот детям-погодкам интереснее познавать мир вдвоем.

Плюсы
  • Старший ребенок недолго был в статусе единственного, поэтому ревности и соперничества за внимание родителей, скорее всего, не будет. 
  • Дети будут расти вместе, общими у них могут быть не только игрушки, интересы, режим, но и друзья. 
  • Привыкнув находиться постоянно в обществе другого ребенка, такие дети быстрее осваивают коммуникации и адаптируются в детском коллективе.
  • У родителей еще свежи воспоминания об уходе за малышом, и они чувствуют себя увереннее.
Минусы
  • Если организм мамы еще недостаточно отдохнул после первых родов, она будет больше уставать. 
  • Уход сразу за двумя маленькими детьми требует больше сил и времени.
  • Иногда дети-погодки развиваются медленнее своих сверстников, так как они много времени проводят наедине друг с другом и младший как будто притормаживает в развитии старшего.

Разница в возрасте 3-5 лет

Разница в возрасте 3-5 лет. Фото: Josh Willink, pexels.com

Один — активный детсадовец, второй — только появился на свет. Будет ли старший ребенок спешить после садика домой, чтобы побыть с малышом? Тут многое зависит от родителей.

Плюсы 
  • Разница в возрасте небольшая, поэтому больше шансов, что детям будет проще ладить между собой.
  • Организм мамы уже достаточно восстановился после первых родов. 
  • Старший ребенок уже может ходить в детский сад, поэтому не придется уделять много времени в течение дня сразу двоим.
  • Первенцу можно заранее рассказать, что у него будет брат или сестра и эмоционально включить его в радостное ожидание. 
  • Старший ребенок уже достаточно самостоятельный, многое делает сам, и может быть примером для младшего.
Минусы
  • Старший ребенок уже успел почувствовать, как хорошо, когда все лучшее достается только ему, и может остро отреагировать на появление конкурента.
  • Совместить режим дня двух разных по возрасту, развитию и потребностям детей может быть сложно. 
  • Старший ребенок — все еще маленький, поэтому требует много внимания родителей.

Разница в возрасте 6-10 лет

Разница в возрасте 6-10 лет. Фото: RODNAE Productions, pexels.com

Детям, которые ходят в школу, особенно на первых порах, может быть очень непросто. Им требуется поддержка родителей. А тут — младенец, который отнимает много времени у взрослых. Но все можно устроить так, чтобы ни один ребенок не остался без внимания мамы и папы.

Плюсы
  • Можно рассчитывать на помощь старшего ребенка в уходе за малышом. 
  • Многим детям нравится играть в «дочки-матери» и похожие игры. Девочка может примерить на себя роль мамы, присматривая за маленьким.
    Мальчикам в этом возрасте понравится роль старшего брата и защитника.
  • Ребенок в 6-10 лет уже может понять и принять временные изменения, связанные с появлением малыша.
  • Если старший ходит в школу, у мамы (или папы), которая находится в декретном отпуске, больше времени, чтобы ему первое время помогать с уроками.
Минусы
  • Есть вероятность, что разница в возрасте повлияет на коммуникации между детьми: старшему будет неинтересно с младшим.
  • Если родители будут слишком часто привлекать своего первенца к роли няньки (особенно без его желания), это может стать причиной одной из детских травм. 
  • Уделяя внимание только младшему, родители рискуют «запустить» воспитание старшего.

Разница в возрасте больше 10 лет

Разница в возрасте больше 10 лет. Фото: Liana Mikah, unsplash.com

Довольно существенная цифра. И поэтому родители могут всерьез переживать: как отнесется к переменам старший ребенок, будут ли общаться дети позже.

Многое зависит от того, как построено общение в семье.

Плюсы 
  • Старший ребенок уже самостоятельный, он все меньше времени проводит с родителями, и они могут наслаждаться воспитанием малыша.
  • У мамы больше жизненного опыта, и она может при необходимости совмещать и свою карьеру, и воспитание ребенка.
  • Старшему, при его согласии, можно спокойно поручить заботу о младшем на некоторое время.
Минусы
  • У старшего ребенка опасный переходный возраст, требующий особого внимания.
  • Подростку, который долго был единственным ребенком, иногда сложно принять появление соперника, и он может это демонстрировать всеми способами. 
  • В силу большой разницы в возрасте у детей не будет общих интересов — по крайне мере, поначалу.

Как подготовиться к появлению второго ребенка родителям

Второй ребенок изменит привычный уклад жизни не только первенца, но и родителей. Мамы выйдет в отпуск по уходу за ребенком (или продлит его), ей придется многое изменить в своем распорядке дня. Забот прибавится и у папы. Возможно, ему придется больше зарабатывать, задуматься о расширении жилплощади. Родителям не будет лишним пообщаться с психологом или почитать соответствующую литературу, чтобы определенные перемены в поведении старшего ребенка не стали для них сюрпризом. Психолог может помочь взрослым подобрать нужные слова и действия, чтобы правильно подготовить первенца к появлению второго ребенка в семье (2).

Что еще важно в подготовке самих взрослых к этому событию? 

Дать маме больше времени для себя

Близкие должны дать возможность беременной заняться своими делами: сделать гимнастику для беременных, сходить в бассейн или просто отдохнуть. Впереди ее ожидает напряженный период, так что час-другой релакса будет полезен и для ее здоровья, и для будущего малыша. Папа и другие члены семьи должны ей в этом помочь: позаниматься с первенцем, что-то сделать по хозяйству, чтобы к моменту появления новорожденного она не оказалась измученной заботами и хлопотами.  

Заранее распределить бытовые обязанности 

Женщина в отпуске по уходу за малышом, конечно, способна на подвиги: и за младшим присмотреть, и со старшим уроки проверить, и уйму домашних дел переделать. Но это может быть чревато для ее здоровья и семейной гармонии. Поэтому лучше проговорить заранее, как оптимально разделить бытовые обязанности между членами семьи, чтобы потом мама могла нормально восстановиться после родов.

Укреплять отношения 

Первое время новорожденный отбирает много времени у мамы. И обделенным вниманием себя может почувствовать не только первенец, но и папа. Поэтому во вторую беременность супругам стоит находить время на то, чтобы побыть вдвоем: прогуляться, сходить в театр, просто поговорить по душам. Мужу будет приятно лишний раз убедиться, что его любят и он значимый человек для супруги. А старшему ребенку полезно понять, что его родители — не только мама и папа, но также муж и жена.

Сделать необходимые покупки и перестановки

Где будет стоять кроватка малыша, куда поставить прогулочную коляску и хватит ли младенцу одежды, оставшейся от старшего, или придется что-то докупить? Обо всем этом тоже надо позаботиться заранее. Взрослым стоит сесть и продумать ответы на все актуальные вопросы. Особенно если после первых родов прошло много времени и какие-то детали забылись.

Как подготовить старшего ребенка к появлению младшего брата или сестры

Лучше всего начинать еще во время планирования второй беременности. Даже если ребенок будет счастлив от того, что он не теперь не один в семье, многие вещи могут оказаться для него неприятной неожиданностью. 

Малыш может разбудить всех среди ночи громким плачем, запах содержимого подгузника покажется невыносимым. Новорожденный не разговаривает, с ним не поиграешь, на руки, скорее всего, взять не разрешат. Кроме того, с братом или сестрой, возможно, придется делить одну комнату и даже игрушки. Нюансов много, универсальные советы не всегда работают в отдельно взятой семье. Тем не менее, общие рекомендации в большинстве случаев могут помочь. 

Воспитываем самостоятельность

Первенца надо приучать к самостоятельности (в разумных пределах) до появления в семье второго ребенка. В зависимости от возраста, он может без помощи родителей есть, умываться, одеваться, гулять, делать уроки и т. д. 

Выбираем время для расширения семьи

В идеале такие глобальные перемены в жизни ребенка как поступление в детский сад, появление няни или переселение в другую комнату должны происходить до рождения сестры или брата. Иначе у него будет больше оснований думать, что родители отдалили его от себя из-за появления малыша.

Вовремя сообщаем

Новость о том, что в семье будет пополнение, не должна застать ребенка врасплох. Надо выбрать время, когда он здоров, в хорошем настроении, настроен на позитив. Можно обыграть новость («Я поделюсь с тобой большим секретом!»), но это должно случиться задолго до того, как у мамы вырастет большой живот. Наоборот, можно рассказать, что в животике у мамы — малыш, как он будет расти, и помечтать о том, что можно будет делать, когда он появится на свет. Пусть старший тоже почувствует, как ребенок шевелится внутри, попробует с ним пообщаться, как это делают родители. Привлеките его к обсуждению по выбору имени.

Некоторые даже берут с собой старших детей на УЗИ, где происходит первое знакомство. Ребенку также будет приятно, если родители расскажут, насколько важна его роль в семье, его отношение к младшему, а также напомнят, что его любят и это — на всю жизнь. 

Фото: Jon Flobrant, unsplash.com

Готовим к общению

Ребенку надо обязательно рассказать, что его брат или сестра не сразу станет с ним общаться как друг — для этого ему или ей надо подрасти, научиться говорить и ходить, в чем старший сможет помочь. 

Надо предупредить о том, что некоторые вещи будут предназначены только для маленького, например, бутылочки для кормления, подгузники и т. д., — потому что он не сможет без них обойтись (3).

Позаботимся о стабильности 

После рождения малыша надо постараться сохранить дома то, к чему привык старший: совместные ужины и прогулки, чтение сказок, доверительные разговоры перед сном и т. д. Это необходимо для ощущения стабильности и контроля над ситуацией.

Не переставайте говорить старшему о том, какой он замечательный, как вы его любите, подкрепляйте эти слова поступками. 

Рекомендации психологов

Реакция старшего — это чаще всего волнует многих родителей при появлении в семье второго ребенка. Чтобы не наделать ошибок в отношениях с ним, можно обратиться к психологу или почитать книги, публикации на эту тему.

Комментирует психолог Елена Левкович:

— Основная трудность, с которой сталкиваются родители при появлении второго ребенка, в том, что теперь внимание нужно делить на двоих. Причем так, чтобы у старшего не возникло ощущение «заброшенности» — мол, мама и папа меня не любят, раз они теперь все время с ним, и я, наверное, не такой хороший, как он.

Нужно повторять снова и снова: «мы по-прежнему твои мама и папа, и любим тебя безгранично». И вам придется не единожды объяснять старшему, что каждому новорожденному необходимо больше родительского внимания, и когда он был таким же крохой, взрослые точно так же не отходили от него. Можно и даже нужно рассказать, как это было, вместе посмотреть фото из семейного альбома. А еще обязательно найти для старшего ребенка время, посвященное только ему — полчаса в день, один вечер в неделю, когда он почувствует себя самым важным и любимым. Например, в субботу вечером вдвоем пойти в кино, в парк, кататься на санках, почитать его любимую книжку, вместе испечь любимое печенье старшего. Так вы покажете ребенку, что вы его любите по-прежнему, и это снизит градус ревности и обиды.

Чем старше ребенок, тем, на первый взгляд, проще: он сам может себя занять, у него есть свои интересы, друзья… Подростки и вовсе будут счастливы, что всевидящее родительское око переключилось на младенца. Но это только на первый взгляд. На самом деле подросшие дети отчаянно нуждаются во внимании. Только не в дежурном «что ты ел?», а в качественном, с полным вовлечением и безусловным принятием и уважением к личности.

Родителям надо не забывать и о себе. Важно, чтобы у мамы (если в основном с ребенком занимается она), было время не только на сон, но и на любимое хобби, время только для себя, которое не занято ни детьми, ни домашними хлопотами по хозяйству. Занятие, которое будет создавать хорошее настроение и ощущение радости, полноты жизни. Своеобразная «кислородная маска». Не важно, что это будет: йога, любимый сериал, курсы компьютерной графики или прогулка по парку в одиночестве. Главное, чтобы это поднимало настроение. В большей степени детей воспитывают не нравоучительные беседы, а личный пример — как мы сами живем.

Своим профессиональным мнением поделилась психолог Тамара Арчакова:

— Я как мама трех погодок все эти вопросы задавала себе несколько лет назад, искала на них ответы и удивлялась, насколько реальность может быть не похожа на описания из книг.

Что точно могу сказать — никакой возраст старшего не будет гарантированной защитой от проявления детской ревности. Ребенку очень нелегко. У него появился соперник (или соперница), поселился в его квартире, претендует на равные (а то и большие) права, занимает собой практически все время и пространство. А с ним еще надо делиться игрушками, возможно, местом, и разумеется, родителями, которые раньше безоговорочно были только твоими! Еще требуют его любить, а при малейшем проявлении негативных эмоций начинают стыдить и ругать. Поэтому в данной ситуации ревность — абсолютно нормальна. А считать, что ее быть не должно и ее проявления должны быть наказаны — ненормально.

Ребенку надо время, чтобы привыкнуть к новому положению вещей. А также увидеть (с вашей помощью) положительные стороны в том, что он теперь старший.

У нас в семье до рождения второго ребенка был такой ритуал перед сном: мы с мужем рассказывали старшему, что придет маленькая сестренка, она будет еще совсем беспомощная и с ней нельзя будет пока играть, но зато она уже очень любит своего старшего братика. А когда дочка родилась, эта история уже рассказывалась про них двоих и для двоих. Как братик и мама с папой любят малышку, потому что она такая смешная, маленькая, сопит и фыркает. И как сестричка, мама и папа любят его, потому что он старший и уже такой умный, может помочь и рассмешить сестру, и просто потому что он есть. Если поначалу ревность была очень сильная, сын предлагал сестренку отнести и сдать «обратно туда, где ее взяли», то примерно через месяц ситуация стала гораздо лучше.

Если есть возможность, стоит взять няню младшему ребенку. Чтобы она, например, гуляла с ним после кормления, и мама снова хоть пару часов в день безраздельно принадлежала старшему.

Если старший хочет побыть маленьким, разрешите, сколько бы лет ему ни было, поиграйте с ребенком в эту игру. Если нужно, купите пустышку, пеленайте его перед сном в одеяло, читайте на ночь сказки. Не переживайте — это скоро пройдет. Главное, не ругать и не стыдить, просто играть.

И еще. Помогите старшему увидеть его преимущества — но не в ущерб младшему. Например, не надо говорить: «ты большой и умный, а он маленький и глупый». Лучше скажите, что мы с тобой можем пойти в кино, а вот с младшим пока не можем, он еще маленький, ему будет непонятно и страшно. Или позволить старшему выбрать самостоятельно подарок себе на праздник, и снова объяснить, что это привилегия больших детей. Или пойти в аквапарк. Или есть мороженое.

Для папы рождение второго ребенка — тоже стресс. И материальная нагрузка увеличивается, и эмоциональная, и физическая. Но самое главное — он еще больше теряет жену. Хорошо, если глава семьи понимает, что это временно и что жене сейчас нужна поддержка и любовь. А если папа «встает в позу» и тоже обижается на маму, начинает делить ее с детьми, бедной женщине приходится буквально разрываться между тремя нуждающимися, что точно не улучшает атмосферу в семье.

Что можно порекомендовать здесь. Привлекайте к помощи своих близких, чтобы хоть пару часов побыть наедине. Порадуйте друг друга недорогими, но приятными подарками. Дети точно могут один вечер провести с бабушкой или няней. А счастливые родители — это счастливая семья.

Популярные вопросы и ответы

После рождения второго ребенка у родителей не раз будут возникать ситуации, когда появятся сомнения: «А правильно ли я поступаю?». На несколько таких типичных вопросов ответила психолог Елена Левкович.

В каком возрасте лучше планировать второго ребенка?

Здесь дело не столько в возрасте. Многое зависит от семейных обстоятельств, здоровья мамы, материальной базы и т. д. Бывает, что родители оказываются психологически или материально готовы к рождению второго ребенка только несколько лет спустя. 

Да, с одной стороны, родители становятся старше, но и подросший первенец не требует постоянного их присутствия, он уже во многом самостоятелен, например, в 3 года может сам поиграть, в 7-8 лет — поесть, сделать уроки и помочь родителям ухаживать за малышом.

Нужно ли привлекать старшего ребенка к уходу за младшим?

Старшего можно и стоит просить о помощи — но именно просить, а не обязывать. И адекватно реагировать на его отказ — ведь у него могут быть свои планы и желания. Возможно, сейчас он действительно не может, но с удовольствием поможет позже.

Просьба в отличие от приказа или распоряжения оставляет человеку право выбора и не вызывает бурного сопротивления, агрессии или чувства несправедливости. То, что мы делаем по собственному выбору, делаем с большим желанием, чем то, что нам навязали. И не забывайте про благодарность: «спасибо, что помог, для меня это очень важно сейчас» — это позволяет старшему почувствовать себя хорошим и значимым. 

И уж совсем недопустимо полностью передавать старшему ответственность за малыша. А такие примеры сейчас не редкость. Когда мама стремится поскорее вернуться к работе и, вместо того, чтобы озаботиться поиском няни, взваливает все заботы на старшего ребенка. Но сколько бы ни было лет старшему, он все равно остается ребенком. И имеет полное право прожить свое детство в полной мере. Он не готов быть родителем, а за допущенные промахи с него часто спрашивается не по возрасту.

От такой несправедливости (и в стремлении получить родительскую любовь), старшие могут вымещать злость на младших. Но за агрессивное поведение они снова бывают наказаны и чувствуют себя очень несчастными. И тогда, чтобы завоевать родительское внимание, они могут намеренно вести себя еще хуже — раз уже все равно ругают, так хоть пусть не зря (4).

Что делать в случае ревности старшего ребенка к младшему?

Принятие или ревность — это зависит во многом от того, как родители подготовят ребенка. Беседой о том, что у ребенка появится брат или сестра, они прокладывают дорожку в их общее будущее, делают понятным и приятным. Если возникает чувство ревности, значит у старшего есть ощущение, что кто-то или что-то, принадлежащее ему по праву, перестает ему принадлежать. Как это проявляется?

Ребенок может начать говорить на детский манер, пропуская буквы, коверкая слова и сюсюкая, просить, чтобы его покормили, снова проситься на горшок, хоть уже пару лет как от него отказался. Может примерить подгузники, проситься поспать в детской кроватке и на ручки, как будто копируя поведение младшего ребенка. Возрастная регрессия — явление временное, но для родителей это важный сигнал о том, что старший ребенок чувствует себя ущемленным и у него срабатывает понимание, что вернуть прежнюю любовь родителей он сможет, если снова станет маленьким.

И он начинает это показывать. Нельзя ребенка за это ругать и укорять, мол, ты же большой. Надо удовлетворить его потребность во внимании и тактильном контакте: приласкать, покормить из ложечки, дать полежать в кроватке. И он очень быстро вновь вернется в свой актуальный возраст и будет вам радостно помогать.

Важно с самого начала грамотно выстроить границы: у старшего ребенка должно быть личное пространство, свои вещи, игрушки, которыми он может делиться, но не обязан. Если младший тянется за его вещами, будет ошибкой сказать: «Ты же большой!» или «Как не стыдно быть таким жадиной!».

Кроме того, в таком случае есть риск, что у младшего с детства сформируется убеждение, что он «пуп семьи», ему должно принадлежать все, что он захочет, потому что он «маленький». А у старшего увеличиваются «шансы» вырасти с убеждением, что он все время кому-то что-то должен, что нужно отдавать последнее, пусть даже и в ущерб себе — якобы только тогда он будет достаточно хорошим и любимым.

Как объяснить появление брата или сестры старшему ребенку, если второй ребенок в семье будет приемным?

Здесь нужна серьезная подготовительная работа. Взрослые перед усыновлением сами проходят Школу приемных родителей, где получают в том числе знания об особенностях детей-сирот, их психологических травмах, возможных трудностях в общении. И своего ребенка нельзя просто поставить перед фактом — ему тоже нужна подготовка. 

Ребенку, во-первых, надо доступно объяснить, что есть дети-сироты (можно на примере героев мультфильмов или кино, своих родственников). Важно выяснить, какие у родного ребенка ожидания и опасения, развеять их и помочь оценить ситуацию адекватно.

«Зачем он нам?», «Как мы будем дальше жить?», «Почему я не могу быть у вас единственным?», — родители должны знать, как будут отвечать на такие вопросы первенца. Самая важная задача взрослых — успокоить своего ребенка, показать ему, что с появлением нового члена семьи любовь к нему не станет меньше.

Источники

  1. Дети в семье. Психология взаимодействия. Е. Бурмистрова. 2015.
    URL: https://www.rulit.me/books/deti-v-seme-psihologiya-vzaimodejstviya-read-542862-2.html
  2. Современные дети и их несовременные родители. И. Млодик.
    URL: https://iknigi.net/avtor-irina-mlodik/143592-sovremennye-deti-i-ih-nesovremennye-roditeli-ili-o-tom-v-chem-tak-neprosto-priznatsya-irina-mlodik/read/page-1. html
  3. Братья и сестры. Как помочь вашим детям жить дружно. А. Фабер, Э. Мазлиш. 2011.
    URL: https://www.absolute-school.ru/upload/iblock/7d1/7d165471ba173b6aa8cdd97383bd6699.pdf
  4. Не упускайте своих детей. Н. Гордон.
    URL: https://psy.pinpo.ru/wp-content/uploads/2019/12/Г.-Ньюфелд-Не-упускайте-своих-детей.pdf

таблица роста и веса, режим дня малыша, особенности

Физическое развитие ребенка после года

Вес и рост – вот основные показатели, которые определяют физическое развитие ребенка в возрасте от одного года и старше. Эти параметры будет определять педиатр при каждом плановом осмотре. Вы также можете измерить вес и рост малыша самостоятельно:

  • У детей в возрасте до 2 лет принято измерять рост в положении лежа. Но если ребенок уже уверенно стоит на ногах, можно пользоваться и вертикальным ростомером.
  • Вес ребенка младше 2 лет определяют с помощью чашечных или напольных весов. Взвешивают без обуви и без одежды (оставляют только трусики или пустой подгузник).

Таблица роста и веса ребенка после года (по данным ВОЗ)

 

Мальчики

Девочки

Возраст/ рост и вес

Рост (см)

Вес (кг)

Рост (см)

Вес (кг)

1 год 1 месяц

74,5-79,3

8,8-11,0

72,6-77,8

8,1-10,4

1 год 2 месяца

75,6-80,5

9,0-11,3

73,7-79,1

8,3-10,6

1 год 3 месяца

76,6-81,7

9,2-11,5

74,8-80,2

8,5-10,9

1 год 4 месяца

77,6-82,8

9,4-11,7

75,8-81,4

8,7-11,1

1 год 5 месяцев

78,6-83,9

9,6-12,0

76,8-82,5

8,9-11,4

1 год 6 месяцев

79,6-85,0

9,8-12,2

77,8-83,6

9,1-11,6

1 год 7 месяцев

80,5-86,0

10,0-12,5

78,8-84,7

9,2-11,8

1 год 8 месяцев

81,4-87,0

10,1-12 7

79,7-85,7

9,4-12,l

1 год 9 месяцев

82,3-88,0

10,3-12,9

80,6-86,7

9,6-12,3

1 год 10 месяцев

83,1-89,0

10,5-13,2

81,5-87,7

9,8-12,5

1 год 11 месяцев

83,9-89,9

10,7-13,4

82,3-88,7

10. 0-12,8

2 года

84,8-90,9

10,8-13,6

83,2-89,6

10,2-13,0

 

Мальчики

Возраст/ рост и вес

Рост (см)

Вес (кг)

1 год 1 месяц

74,5-79,3

8,8-11,0

1 год 2 месяца

75,6-80,5

9,0-11,3

1 год 3 месяца

76,6-81,7

9,2-11,5

1 год 4 месяца

77,6-82,8

9,4-11,7

1 год 5 месяцев

78,6-83,9

9,6-12,0

1 год 6 месяцев

79,6-85,0

9,8-12,2

1 год 7 месяцев

80,5-86,0

10,0-12,5

1 год 8 месяцев

81,4-87,0

10,1-12 7

1 год 9 месяцев

82,3-88,0

10,3-12,9

1 год 10 месяцев

83,1-89,0

10,5-13,2

1 год 11 месяцев

83,9-89,9

10,7-13,4

2 года

84,8-90,9

10,8-13,6

 

Девочки

Возраст/ рост и вес

Рост (см)

Вес (кг)

1 год 1 месяц

72,6-77,8

8,1-10,4

1 год 2 месяца

73,7-79,1

8,3-10,6

1 год 3 месяца

74,8-80,2

8,5-10,9

1 год 4 месяца

75,8-81,4

8,7-11,1

1 год 5 месяцев

76,8-82,5

8,9-11,4

1 год 6 месяцев

77,8-83,6

9,1-11,6

1 год 7 месяцев

78,8-84,7

9,2-11,8

1 год 8 месяцев

79,7-85,7

9,4-12,l

1 год 9 месяцев

80,6-86,7

9,6-12,3

1 год 10 месяцев

81,5-87,7

9,8-12,5

1 год 11 месяцев

82,3-88,7

10. 0-12,8

2 года

83,2-89,6

10,2-13,0

В таблице представлен средний рост и вес мальчиков и девочек в возрасте от 1 до 2 лет. Отклонения в ту или иную сторону не всегда говорят о патологии и могут быть обусловлены генетически.

Рост и вес ребенка после года увеличиваются не так быстро, как в первые 12 месяцев. Мальчики в среднем опережают девочек на 2 см в росте и на 1-2 кг в весе.

Выберите молочко для вашего малыша старше 1 года

Нервно-психическое развитие ребенка после года

После года ребенок активно осваивает окружающий мир — и чем больше он узнает, тем сильнее ему хочется пощупать, потрогать, подержать, понять. Ему нравится следить за вами, повторять движения и выражение лица. Малыш по-своему принимает активное участие в жизни семьи. Не бойтесь поручать ему то, что он может сделать. Он будет очень горд собой, показав вам, что справился с заданием.

После года развитие ребенка идет очень активно. Малыш удивляет и радует родителей своей сообразительностью и любознательностью. Так, например, кроха уже видит связь между действиями взрослых и теми последствиями, к которым эти действия приводят. Малыш пытается повторять за родителями: щелкнуть выключателем и включить лампу, нажать на кнопку телевизора и увидеть интересные картинки. Когда он добивается успеха, то с удовольствием демонстрирует взрослым свои навыки.

Совет

Когда кроха уже достаточно подрос для того, чтобы ему захотелось во всем быть самостоятельным, существует еще мало дел, которые вы можете ему поручить. Но даже если вы смирились с его «самоопределением», помните: даже очень бойкого ребенка, только начавшего ходить, ни в коем случае нельзя оставлять без присмотра. Поэтому обязательно оставайтесь в пределах досягаемости.

Годовалый малыш понимает и выполняет огромное количество инструкций: он охотно откликается на просьбы: «дай мячик», «покажи бабушке мишку», «пойдем гулять». Чем больше вы общаетесь с ребенком, чем больше «задач» перед ним ставите, тем быстрее он развивается.

В этот период малыш хорошо различает эмоциональную окраску речи взрослого. Например, убедительно произнесенное родительское «нельзя» уже имеет для него весомую силу. Ещё один сюрприз — о своих потребностях кроха теперь заявляет не плачем, а вполне «по-взрослому» пытается объяснить, что ему в данный момент нужно. Некоторые детки выражают свои желания, произнося различные слоги и их сочетания, другие используют язык жестов, а также иные невербальные способы выражения своих мыслей (например, мычание).

Нормы нервно-психического развития ребенка после года

Если заглянуть в календарь развития ребенка, можно увидеть, что он умеет делать:

1 год

1 год 3 месяца

1 год 6 месяцев

1 год 9 месяцев

2 года

1 год

В первый год жизни ребенка в календаре развития указывались его навыки с интервалом в один месяц. Не удивительно, ведь в этот период малыш развивается очень быстро – и каждый месяц узнает что-то новое. Чем старше он становится, тем медленнее идет этот процесс – но тем больше откладывается в сознании ребенка.

В возрасте 1 год и 1 месяц ребенок:

  • Различает отдельные предметы по форме, может выделить куб или шар.
  • Играет с другими детьми: например, протягивает игрушку, сопровождая свои действия лепетом или смехом.
  • Самостоятельно играет с игрушками, выполняет с ними различные действия.
  • Понимает названия отдельных предметов, знает слово «нельзя», выполняет несложные поручения.
  • Узнает знакомых людей на фотографиях.
  • Самостоятельно играет с игрушками, выполняет с ними различные действия.
  • Самостоятельно ходит.
  • Легко подражает отдельным слогам и произносит 5-10 слов.
  • Самостоятельно пьет из чашки.

В 1 год и 2 месяца навыки малыша совершенствуются. В этом возрасте ребенок быстро обучается. Он активно познает окружающий мир, поэтому очень важно уделять крохе много внимания: читать стихи и сказки, играть в развивающие игры, слушать вместе с ним музыку.

1 год 3 месяца

С года этапы развития ребенка разделают на интервалы длиной в три месяца. И педиатра теперь нужно посещать реже – при условии, что малыш здоров.

  • Играет самостоятельно или с другими детьми.
  • Воспроизводит в игре разученные действия – например, кормит куклу с ложечки, собирает пирамидку.
  • Самостоятельно ест густую кашу ложкой.
  • Различает два разных по величине предмета – например, маленький и большой мяч.
  • Долго ходит самостоятельно, меняет положение тела: садится и встает.
  • Лепечет и использует облегченные слова: «мама», «дай», «бах» и др.

В возрасте 1 год и 4 месяца у ребенка значительно увеличивается запас понимаемых слов. Вам может показаться, что он знает все, о чем вы говорите – но пока не может выразить все свои мысли словами. Разговаривайте с малышом: на прогулке рассказывайте все, что видите вокруг, при кормлении – сопровождайте свои действия словами. Поощряйте малыша говорить: например, если он хочет взять яблоко со стола, пусть скажет: «Дай!».

1 год 6 месяцев

Вот какие особенности развития ребенка после года и шести месяцев стоит помнить:

  • Умеет сопоставлять предметы по форме и величине. Например, подбирает кубики – к кубикам.
  • Движения становятся более координированными. Теперь ребенок не просто ходит, но может перешагнуть через лежащие на полу предметы и др.
  • Называет отдельные предметы словами – обычно в состоянии удивления, радости или других сильных эмоций.
  • Воспроизводит действия, которые часто видит в повседневной жизни – кормит и умывает куклу, катает коляску и др.
  • По слову находит несколько предметов, похожих по значению, но разных по цвету и величине. Например, если вы попросите малыша принести мяч, он может дать вам два мяча – синего и красного цветов, выбрав их среди других игрушек.
  • Самостоятельно ест жидкую и твердую пищу ложкой.

1 год 9 месяцев

Еще спустя три месяца у малыша появляются новые умения:

Вот как происходит развитие ребенка в 1 год и 3 месяца:

  • Играя, различает разные по величине и цвету предметы.
  • Может ходить на небольшой высоте от пола (15-20 см) – например, играя на детской площадке.
  • Может раздеться с помощью взрослого.
  • Говорит предложениями из двух слов.
  • Охотно отвечает на вопросы взрослого – например, при рассматривании картинок в книге.

Именно сейчас у малыша появляется желание делать все самостоятельно. Родителям нужно это ценить и всячески поощрять свое чадо. Если кроха пытается снять кофточку, похвалите его и немного помогите — через некоторое время он прекрасно справится с этой задачей сам. Начинайте приучать ребенка класть игрушки на свои места: хотя бы одну, самую любимую. Ребенок охотно будет выполнять просьбы взрослых, ведь так он сможет продемонстрировать родителям свои навыки и умения.

2 года

В возрасте двух лет малыш:

  • Ориентируется в игрушках, различает их по цветам, форме и размерам, может подобрать что-то по запросу – например, принести все мячики, все красные игрушки и др.
  • Воспроизводит в игре логически связанные действия. Например, сначала купает куклу, а затем ее вытирает и укладывает спать.
  • Уверенно ходит, перешагивает через препятствия.
  • Общаясь со взрослыми, строит слова из 2-3 предложений. Задает вопросы: куда, где?
  • Пытается самостоятельно одеваться и успешно это делает с помощью взрослого.

Режим дня ребенка после года

Ребенок в возрасте 1-2 года спит 12-14 часов в сутки. Как правило, дети уже могут спать спокойно всю ночь, не просыпаясь. Конечно, этот навык придет не сразу. Например, ребенок в год и 2 месяца, возможно, еще станет будить вас по ночам, тогда как всего лишь спустя полгода будет крепко спать всю ночь. В возрасте 1,5-2 лет малыш, как правило, спит днем только один раз. Продолжительность дневного сна составляет 1,5-2,5 часа. У малыша уже устанавливается собственный режим, и сбивать его без веской причины не рекомендуется.

Методики развития детей от 1 года

После года у малышей появляется интерес к бумаге и карандашам. Помогите освоить эти новые, удивительные для него вещички. Покажите, как правильно держать карандаш и как им пользоваться: возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте несколько простых фигур. Кроха с удивлением будет наблюдать, как из-под вашей руки появляется цветочек или домик, а потом потребует отдать ему карандаш и нарисует свой первый «шедевр».

Сначала в этих рисунках будет сложно различить узнаваемые фигуры. Скорее, это будут каракули, но сколько радости они будут приносить вашему крохе и вам! Лучше всего купить специальные карандаши для детей такого возраста — восковые, они не ломаются, не имеют острых концов и совершенно безвредны – даже если ребенок попробует карандаш на вкус, что ваш непоседа обязательно попытается сделать.

Особый интерес у детей вызывают животные и различные движущиеся предметы. Если вы попросите малыша, он с удовольствием покажет вам, как лает собачка, мяукает кошечка, или какой звук издает машина.

Игры тоже становятся всё более осмысленными: период беспорядочного бросания сменился периодом созидания. Первое творение — башня из двух, а может быть, даже из трех кубиков.

Обучение независимости

Возможно, вы уже увидели признаки «пробуждающегося самосознания». Непоседа хватает ложку во время еды, пытается снять носки сразу же после того, как вы их ему надели, переворачивает и мнет страницы своей любимой книги. Все это – абсолютно нормальные шаги к независимости. И хотя предоставлять ребенку самостоятельность рискованно, а иногда и утомительно (ведь он действует так неуклюже!), потом вам придется возиться с малышом гораздо больше, если вы сейчас будете ограничивать его инициативу.

Разрешите малышу почистить зубы зубной щеткой, подходящего размера. Покажите, как вы сами чистите зубы, и юный подражатель попытается сделать то же. Не ожидайте немедленного успеха — это наука, которая требует времени.

Разрешите ребенку самостоятельно вымыть руки. Пододвиньте стул, на котором сидит малыш, к раковине, пустите несильную струю теплой воды и покажите как дозировать жидкое мыло. Густая пена превращает мытье рук в развлечение.

Разрешите ребенку есть самостоятельно. Вероятно, вы уже давали ребенку в ручки что-то съедобное. Теперь можно разрешить ему эксперименты с ложкой. Лучше всего подходит для этого густая пища: предложите малышу его любимый йогурт, в который добавлена каша. Дайте ребенку пару детских ложек, и пусть он ест сам. Не удивляйтесь, если он попытается брать пищу руками. Будьте готовы к беспорядку!

Разрешите ребенку убирать свои игрушки. Если вы будете веселы, наводя порядок, малыш подумает, что это превосходная забава. Пойте какую-нибудь «песенку для уборки» каждый раз, когда вы расставляете все по местам, и вскоре ребенок будет вам с удовольствием подпевать. Похвалите его за успехи, выделите дополнительное время для самостоятельных занятий, подавите искушение ему помочь и… возьмите фотоаппарат, сделайте фото и видео, чтобы запечатлеть старания своего крохи.

В современном мире обучать ребенка новым навыкам могут не только родители, но и специально обученные педагоги. Существует множество школ развития детей от 1 года. В них малышей учат навыкам игры и взаимодействия с окружающим миром. Занятия проходят в форме игры и не отнимают много времени, но помогают ребенку лучше развиваться и изучать окружающее пространство.

Здоровье: что нужно знать

Один из ключевых вопросов, которые волнуют родителей годовалых малышей – это молочные зубы. Они растут, зачастую причиняют дискомфорт, требуют особого внимания и ухода. К году у ребенка должно быть 8 зубов – про четыре на верхней и нижней челюсти. Но и отклонения в любую сторону в этом возрасте допустимы. Если у малыша прорезались только 2-4 зуба или, напротив, выросло больше 10 зубов –проконсультируйтесь с детским стоматологом. В большинстве случаев это – вариант нормы и особенность развития ребенка, но наблюдение врача не помешает.

После года малыш научился жевать небольшие, не слишком твердые кусочки. Он все хочет кушать сам, пальчиками или ложкой. Поскольку ребенок уже разжевывает небольшие кусочки пищи, за столом он чувствует себя гораздо увереннее. Конечно, он хочет кушать то же, что и мама, но его потребности пока отличаются от ваших, и рацион должен быть другим.

Если вас что-то беспокоит в поведении или состоянии вашего малыша – не откладывайте визит к врачу. Консультируйтесь с педиатром по всем возникающим вопросам. Берегите здоровье вашего ребенка!

Большинство возникающих болезней можно предупредить или по меньшей мере снизить негативные последствия их развития, если вовремя обратиться к врачу.

Литература:

  • 1. Оценка физического развития детей и подростков. Методические рекомендации, Москва, 2017.
  • 2. Арутюнян К.А., Бабцева А.Ф., Романцова Е.Б. Физическое развитие ребенка. Учебное пособие, 2011.
  • 3. Нормы для оценки роста детей ВОЗ.
  • 4. Физическое и нервно-психическое развитие детей раннего возраста. Учебно-методическое пособие для медицинских сестер и фельдшеров. 2-е издание, переработанное и дополненное. Омск, 2017.
  • Врач акушер-гинеколог (ЮУГМУ, педиатрический факультет, специализация на кафедре акушерства и гинекологии)
Другие статьи автора

Ваш восьмилетний ребенок полон беспокойства?

Главная / Воспитание детей / Воспитание детей / Ваш восьмилетний ребенок переполнен тревогой?

Ваш восьмилетний ребенок полон беспокойства?

Воспитание детей

Эмоциональное развитие 8-летнего ребенка

Эмоциональное развитие 8-летнего ребенка может сильно отличаться от того, когда вашему ребенку 7 лет. Ваш спокойный ребенок может начать упрямиться. Ваш бесстрашный ребенок может внезапно наполниться страхами, а у вашей социальной бабочки могут начаться проблемы с одноклассниками.

Мы говорим вам это не для того, чтобы напугать вас. Это может не произойти с вашим ребенком, и если это произойдет, осознание того, что это этап развития, может помочь вам пройти через это время.

Каково социально-эмоциональное развитие 8-летнего ребенка?

Помните, что когда мы говорим о 8-летних, все дети уникальны и могут достигать своих целей в разное время, поэтому ваш ребенок может быть младше или старше, и это нормально. Кроме того, некоторые дети легко проходят через эту стадию, и вы можете не заметить изменений. Возраст от 4 до 7 лет называют возрастом невинности, когда магия — это реальность, а ложь — это действительно желание. Затем начинают меняться гормоны. Происходит неврологический сдвиг в развитии мозга. 8-летний ребенок уже не так невинен, как раньше.

Этот пост содержит партнерские ссылки. Пожалуйста, посетите нашу страницу раскрытия информации для получения дополнительной информации. На самом деле это означает, что мы получаем крошечную комиссию, если вы нажимаете на партнерскую ссылку, и мы благодарны.

Новое осознание

Это время, когда дети начинают лучше понимать окружающий их мир. Это приносит много чудесных изменений. Ваш ребенок может стать более самостоятельным, более способным, он может начать преуспевать в своих интересах. Это также может вызвать тревогу. В конце концов, нашим детям нужно из маленьких детей превратиться в больших, и измениться может быть непросто. Быть большим ребенком означает стать гражданином мира, в котором он живет. Это время, когда дети действительно хотят принадлежать и соответствовать. В это время могут расцвести социальные и поведенческие проблемы. Дети просто пытаются выяснить свою идентичность и то, как это соотносится с их окружением. Однако им по-прежнему не хватает сложных языковых навыков, необходимых для того, чтобы говорить о своих чувствах на более глубоком уровне, поэтому то, что они чувствуют, часто проявляется в их действиях и реакциях.

Советы родителям по эмоциональному развитию восьмилетнего ребенка

  1. Разработайте распорядок, которому следует ваша семья. Во времена перемен дети особенно жаждут структуры и твердых границ.
  2. «Это важный возраст для развития у детей чувства компетентности в том, что они собираются делать». Дайте им задания, чтобы они чувствовали, что достигли чего-то самостоятельно.
  3. Тренируйтесь, тренируйтесь, тренируйтесь! Физическое движение — хороший способ для всех нас избавиться от беспокойства.
  4. Следуя совету №3, запишите ребенка в спортивную команду. Это хорошее время для них, чтобы научиться работать с другими, и это будет способствовать их желанию принадлежать и поможет укрепить уверенность в себе.
  5. Наберитесь терпения и будьте осторожны, чтобы не реагировать слишком остро. Когда моя дочь начала просыпаться посреди ночи, желая внимания, я не очень-то обрадовалась тому, что меня разбудили. Для нашей семьи решение состояло в том, чтобы сделать для нее уютное спальное место в нашей комнате, куда она могла бы заползти посреди ночи. Так продолжалось несколько месяцев, пока стадия не прошла.
  6. Говорите и проявляйте доброту по отношению к другим.
  7. Напишите об этом! Дневники  – отличный способ помочь детям усовершенствовать свои языковые навыки и выражать свои мысли.
  8. Поговорите со своим ребенком  об его дне, чтобы быть в курсе любых возможных конфликтов со сверстниками в школе.
  9. Расскажите им о перспективах . Если они могут понять точку зрения другого человека, они, вероятно, будут более чуткими.
  10. Дайте им задание, которое позволит им избавиться от разочарования .
  11. Потратьте некоторое время  на изучение эмоций и чувств . Чем больше они понимают, тем лучше они могут справиться со своей собственной волной чередующихся чувств.
  12. Практикуйте позитивное воспитание. Скажите ребенку, чего вы от него хотите, а не сосредотачивайтесь на негативном поведении.
  13. Иметь чувство юмора. Это может спасти ваше здравомыслие.

Дополнительные ресурсы для вех развития восьмилетних детей

  • Эмоциональная жизнь детей 8-10 лет. Давки и издевательства не редкость в этом возрасте. Узнайте, чего еще ожидать.
  • Поддержка социального и эмоционального развития детей в возрасте 8-11 лет. Содействие социальному и эмоциональному развитию детей в возрасте 8-11 лет невероятно важно.
  • Симптомы задержки эмоционального развития у 8-летнего ребенка. Среднее детство знаменует собой порог в развитии самооценки вашего ребенка.
  • Вехи развития: Средний детский возраст (6-8 лет) Вот дополнительная информация о том, как дети развиваются в среднем детстве.

У вас есть какие-нибудь истории о вашем восьмилетнем сыне? Мы хотели бы услышать о вашем опыте и любых советах о том, как вы помогли своему ребенку легко пройти через этот этап.

Полет шестилетнего ребенка: вехи развития шестилетнего ребенка

Помощь детям в развитии мышления роста

Прогоняя кошмары; Успокаивающие детские кошмары

верх

×

Подписаться на последние обновления

Получайте все последние интересные новости от Mosswood Connections!

Неповиновение: почему это происходит и что с этим делать (от 6 до 8 лет)

Почему первоклассники бросают вызов своим родителям

Слава богу, ваш первоклассник уже прошел стадию истерики. Но и он не совсем послушный. На самом деле, он отказывается приходить к обеду, когда вы зовете его, игнорирует ваши просьбы забрать его носки и отвечает угрюмым «зачем?» когда вы просите его вынести мусор.

«Так что здесь происходит?» Вы задаетесь вопросом. «Я где-то напортачил по пути, или мой ребенок просто хочет меня достать?»

Хотите верьте, хотите нет, но у вас все хорошо. Как бы это ни было неприятно, для школьников нормально проверять правила и ожидания взрослых. В этом возрасте «неповиновение — это поиск способа самоутвердиться», — говорит Сюзанна Айерс Денхэм, профессор психологии Университета Джорджа Мейсона в Фэрфаксе, штат Вирджиния.

По мере того, как ваш первоклассник взрослеет и узнает больше об окружающем мире, у него вырабатывается собственное мнение об отношениях и правилах (или перенимается мнение друзей). Так что не удивляйтесь, если он попытается самоутвердиться, игнорируя вас и ваши «глупые» указания. Однако, в отличие от младшего ребенка, ваш будущий бунтарь, скорее всего, не будет впадать в истерику, когда вы попросите его сделать что-то, что ему не нравится. Но он может сделать вид, что не слышит вас, или очень медленно ответить на вашу просьбу. («Ты имеешь в виду, что хотел, чтобы эти носки подняли сегодня ?»)

Что делать с неповиновением

Проявите понимание. Когда вы просите своего ребенка прийти на обед, а он кричит: «Не сейчас!», а потом злится, когда вы все равно заставляете его прийти , попробуй поставить себя на его место. Если он катается на скейтборде со своими приятелями, скажи ему, что знаешь, что уйти тяжело, но обед готов

Идея состоит в том, чтобы показать ему, что вместо того, чтобы быть частью проблемы, ты фактически на его стороне. Постарайтесь не злиться (даже если соседи проверяют представление, которое устраивает ваш первоклассник). Будьте добры, но тверды в том, чтобы заставить его прийти, когда он должен.0003

Реклама | страница продолжается ниже

Установить ограничения. Школьникам нужны — и даже нужны — ограничения, поэтому установите их и убедитесь, что ваш ребенок знает, что это такое. Произнесите это по буквам: «Никакого экранного времени без разрешения» или «Вы должны войти, когда я позвоню вам в первый раз».

Если у вашего ребенка есть проблемы с соблюдением правил (как и у всех детей), поработайте над их решением. Обсудите ситуацию и попытайтесь докопаться до сути неповиновения вашего ребенка.

Может быть, он отказывается делать домашнюю работу, потому что у него проблемы с математикой. В этом случае, возможно, поможет математическая онлайн-игра или несколько математических занятий со старшим братом или сестрой. Или, может быть, он не любит заходить, когда вы его зовете, потому что у него мало свободного времени на улице. Как только он узнает, что вы работаете с ним над решением проблемы, он, скорее всего, смягчит неповиновение.

Поощряйте хорошее поведение. Хотя у вас может возникнуть сильное искушение отругать вашего первоклассника, когда он бросает вам вызов, придержите язык. «Когда ребенок ведет себя плохо, он уже чувствует себя ужасно», — говорит Джейн Нельсен, автор серии книг « Позитивная дисциплина ». «Откуда мы взяли идею, что для того, чтобы сделать детей лучше, мы сначала должны заставить их чувствовать себя хуже?» На самом деле, это может привести только к еще большему негативному поведению.

Вместо этого постарайтесь поймать своего ребенка на правильном поведении и поощряйте его продолжать. Помните, дисциплинировать вашего первоклассника не значит контролировать его — это значит научить его контролировать сам.

Наказание может спровоцировать его на поведение, но только потому, что он боится этого не делать. Для вашего ребенка лучше всего поступать правильно, потому что он этого хочет — потому что это делает день более увлекательным для него или заставляет его чувствовать себя хорошо.

Тем не менее, пусть ваш ребенок знает, что когда он нарушает правило, будут последствия. Будьте конкретны и логичны, а не наказывайте: «Если вы играете с футбольным мячом дома, нам придется держать его в гараже».

Использовать тайм-ауты — положительно. Когда ваш первоклассник вот-вот взорвется, потому что не добивается своего, помогите ему остыть. Вместо карательного тайм-аута («Иди в свою комнату!») предложите ему отойти в любимый уголок его спальни или на удобный диван в гостиной.

Возможно, вашему ребенку даже захочется сконструировать для себя «место умиротворения» — с большой подушкой, мягким пледом и несколькими любимыми книгами. Если он отказывается идти, предложите пойти с ним почитать или поговорить.

Если он все-таки откажется, иди сам — просто расслабиться. Вы не только подадите хороший пример, но и получите столь необходимый перерыв. Как только вы оба почувствуете себя спокойнее, самое время поговорить о правильном поведении.

Расширьте возможности своего первоклассника. Постарайтесь предоставить вашему юноше возможность выставить напоказ его заветную независимость. Пусть он сам выбирает себе одежду (при условии, что она достаточно чистая и без дырок и пятен). Попросите его выбрать сегодняшние овощи из трех предложенных или остановитесь на его выборе папки для школьных заданий. «Такого рода участие не означает, что всем заправляет ваш первоклассник, — говорит Нельсон, — это просто показывает, что вы уважаете его и его потребности».

Еще один способ помочь вашему ребенку чувствовать себя более уверенно — говорить ему, что он может делать вместо того, что он не может. Вместо того, чтобы сказать: «Нет! Не размахивай этой битой в доме!» скажите: «Потренируйся покачиваться во дворе, Джейк». Ваш ребенок уже достаточно взрослый, чтобы понимать объяснения, так что объясните ему, почему тренироваться с мячом в помещении не рекомендуется.

Выбирайте сражения. Если ваш модный школьник хочет носить камуфляжную футболку с полосатыми шортами, какая вам разница? Если он хочет вафли на обед и арахисовое масло и желе на завтрак, что плохого? Иногда проще просто смотреть в другую сторону — например, когда он не причесывается или хранит чистое белье под кроватью, а не в соответствующем ящике.

Компрометация. Избегайте ситуаций, которые могут спровоцировать непокорность вашего ребенка. Если кажется, что в последнее время какой-то друг нажимает на свои кнопки, пригласите на некоторое время другого товарища по играм. Если он ненавидит, когда люди лапают его коллекцию игрушек, уберите ее до визита его двоюродных братьев.

Однако, если вы оказались в сложной ситуации, попытайтесь встретиться со своим первоклассником в середине: «Ты не можешь гоняться за котом тети Сары, но, может быть, ты сможешь наполнить его миску с едой». Это не 100-процентная защита от дурака, но стоит попробовать.

Уважайте его возраст и статус. Когда вы просите своего первоклассника заправить постель или убраться в ванной, убедитесь, что он знает, как это сделать. Постарайтесь найти время, чтобы научить его новым задачам, и выполняйте их вместе, пока он действительно не освоится. Иногда то, что выглядит как неповиновение, на самом деле просто неспособность выполнить слишком сложную задачу.

Наконец, уважайте уникальный мир, в котором живет ваш первоклассник.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *