как она появилась и за что ее критикуют
ForbesПсихология
О пирамиде Маслоу слышал практически каждый человек, но что она представляет из себя и какова ее структура, знает гораздо меньше людей. Почему в оригинальной теории Абрахама Маслоу никаких треугольников не было и в помине, специально для Forbes Life рассказывает психолог Алия Сабирзянова.
Алия Сабирзянова
Фото Getty ImagesВ 1943 году американский психолог Абрахам Маслоу опубликовал статью «Теория человеческой мотивации», в которой предположил, что в основе человеческого поведения находится иерархия потребностей. Теория стала популярной, и сегодня известна практически каждому как «пирамида Маслоу». При этом сам Маслоу никогда не представлял свою иерархию потребностей как пирамиду, она появилась позже, когда теорию адаптировали для бизнеса.
Например, в книге Кейта Дэвиса «Человеческие отношения в бизнесе» иерархия была представлена в виде лестницы, по которой перемещается работник, поднимаясь с рядовых до руководящих позиций. Дэвис внес значительное изменение в классическую теорию Маслоу: связал потребности в самоактуализации исключительно с самореализацией, которая, по его мнению, возможна в результате трудовой деятельности. А главное, он предположил, что если человек продвигается по карьерной лестнице, то у него преобладают потребности в признании, уважении и самореализации, а если же он длительное время просто работает на одном месте, то у него преобладают только базовые физиологические потребности. Все это категорически расходилось с теорией Абрахама Маслоу.
Пирамиду в 1960 году придумал психолог Чарльз МакДермид, который пытался найти ответ на вопрос, как достичь максимальной мотивации сотрудников при минимальных затратах. Он предположил, что одни сотрудники вкладывают в дело креативность и стремятся самореализоваться, в то время как другие озабочены базовыми потребностями — тем, как заработать на простую жизнь. И, следовательно, мотивировать их нужно совершенно по-разному. Его предположение позволяло компаниям выстроить систему мотивации сотрудников, значительно экономя при этом.
Интерпретации Дэвиса и МакДермида во многом исказили классическую теорию иерархии потребностей, которая стала восприниматься как пирамида потребностей. Это несомненно сделало ее очень популярной, но лишило импульса для дальнейшего научного развития.
В работах «Теория человеческой мотивации» и «Мотивация и личность» Маслоу сформулировал основные принципы своей теории: потребности, а именно состояние их частичного и полного неудовлетворения оказываются движущей силой мотивации. Сами потребности никогда не могут быть удовлетворены абсолютно, поэтому человек всегда оказывается мотивирован. При этом все они находятся в жесткой иерархии и удовлетворение потребностей с каждого нового уровня возможно только после того, как удовлетворены, пусть и не в полной мере, предыдущие.
Изначально Маслоу выделил пять потребностей, в число которых вошли физиологические потребности, потребности в безопасности, любви, уважении и признании, самоактуализации. Через несколько лет психолог дополнил свою теорию, изменив потребность в любви на потребность в принадлежности и добавил потребность в познании и потребность в эстетике. На сегодня классическая пирамида Маслоу выглядит следующим образом:
Пирамида Маслоу в гуманитарных и экономических науках.
Этот сайт создан для людей, которые хотят добиться успеха в этой жизни, для тех, кто намерен быть здоровым, счастливым и процветающим человеком в любых условиях
Этот сайт для тех, кто хочет на сто процентов реализовать свои потенциальные возможности, несмотря на любые трудности и препятствия.
Здесь Вы узнаете, как преодолевать страх, обман и стрессы,
как добиваться своих целей, оставаясь здоровым и полным энергии.
Автор сайта — профессор психологии Воронежского филиала
Московского гуманитарно-экономического института Ю.В.Щербатых
/ Главная / Разные статьи / Статьи по психологии Щербатых / Пирамида потребностей Абрахама Маслоу
В ноябре вышла новая книга профессора психологии Ю.Щербатых «Избавься от стресса и живи счастливо!». Это краткое и емкое руководство по снятию стрессов, в котором автор изложил многолетний опыт работы по нейтрализации вредных стрессов. Если вы хотите научиться снимать стрессы себе или другим людям, советуем ознакомиться с буктрейлером.
ПИРАМИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ АБРАХАМА МАСЛОУ
КАК ОБРАЗЕЦ УНИВЕРСАЛЬНОЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ КОНЦЕПЦИИ
В ГУМАНИТАРНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУКАХ.
Ю.В.Щербатых
Выдержки из тезисов доклада на конференции в Воронежском кооперативном институте (февраль 2009)
Пирамида потребностей Абрахама Маслоу, вероятно, является наиболее известной концепцией этого признанного ученого [1]. Ее используют в различных областях гуманитарных наук – в психологии, социологии, экономике и т. д., однако, теоретический и прикладной потенциал его «пирамиды» далеко не исчерпан. Из-за частого повторения данной модели в различных учебниках создается иллюзия понятности и простоты «пирамиды», в то же время далеко не все специалисты могут продуктивно использовать эту модель в своей практической деятельности. Данная статья имеет целью, во-первых, показать возможности развития концепции А.Маслоу, а, во-вторых, показать примеры ее применения в различных областях знания.
Потребности человека можно определить как «состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах» [2]. Они могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Если потребность не может реализоваться без помех, то включаются дополнительные программные блоки, обеспечивающие получение полезного результата тем или иным способом. Это может быть «прямой», экстенсивный путь (гнев, агрессия, физические действия), обходной путь (адаптация, изменение тактики, компромисс) или отказ от поставленной цели с одновременной ее девальвацией (различные механизмы психологической защиты).
Можно выделить пять базовых особенностей потребностей:
1. Потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.
2. Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека на тех объектах, которые могут эту потребность утолить.
3. Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности – отрицательными, а затем – в случае ее удовлетворения – положительными.
4. Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения – примитивные животные – высокоразвитые животные – человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный – грудной младенец – дошкольник – школьник – взрослый человек.
5. Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям [2].
Теперь разберем пятый пункт данного списка подробней. Биологические потребности понятны: это нужда в пище, воде, сне, оптимальном температурном режиме и пр. Сюда же относится базисная для любого живого организма потребность в размножении – передача своего генетического кода потомкам.
Потребность в безопасности и стабильности проявляется в стремлении человека избегать ситуаций неопределенности и повышенного риска. Ее можно также определить как потребность в стабильности существования нынешнего порядка вещей: уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной. Недостаточная реализация данного «этажа»потребностей вызывает тревогу и страхи (биологические, социальные и экзистенциальные).
Третий этаж потребностей – это стремление человека к приобретению и накоплению материальных ценностей. Избыточное проявление данной потребности приводит к жадности, алчности, скупости.
Четвертый этаж – потребности в любви и принадлежности, которые проявляются в стремлении принадлежать к какой-то социальной группе (семье, коллективу, стране и пр.). Сюда же относится потребность любить и быть любимым. При невозможности реализовать данные потребности возникают стрессы от морального или физического одиночества, стресс при потере близких людей или стресс неразделенной любви. Следует отметить, что некоторые психологические феномены формируются на границе «этажей» пирамиды – например, чувство ревности возникает при невозможности реализовать потребности 3-го и 4-го уровней.
Пятый этаж занимает весьма важное место в человеческом обществе, являясь движущей силой карьерного и профессионального роста, а также стимулом для экономической деятельности предпринимателей. Он состоит из двух групп потребностей: а) стремления быть сильным, компетентным и уверенным в себе. б) желания обладать высокой репутацией, стремления к престижу, высокому общественному положению и власти.
Шестой этаж (потребность к свободе, к независимости от других людей и внешних обстоятельств) изначально отсутствовал в модели А. Маслоу, однако данная потребность является неотъемлемой составляющей человеческой психики и играет важную роль как в индивидуальной жизни отдельных личностей, так и в некоторых политических процессах (формировании национального самосознания).
Седьмой уровень пирамиды обуславливает стремление к получению новой информации. Сюда также относится потребность что-то знать и уметь. Согласно концепции А. Маслоу, актуализация высших потребностей начинается лишь после удовлетворения потребностей низших этажей, тем не менее, среди ученых, врачей, изобретателей есть немало примеров, когда люди посвящали свою жизнь служению науки, несмотря на серьезные материальные затруднения.
Восьмой этаж пирамиды (потребность к преодолению трудностей) обуславливает стремление людей избежать скуки и рутины повседневности и выйти за границы уже освоенных человеческих возможностей. Потребности этой группы заставляют людей совершать рискованные путешествия и заниматься экстремальными видами спорта, которых становится все больше в последнее время (альпинизм, спелеология, парапланеризм, серфинг, кайтинг, маунт-байкинг).
Весьма важны в человеческом обществе потребности девятого этажа, лежащие в основе живописи, скульптуры, флористики, дизайна, ювелирного дела и различных направлений декоративного искусства. Здесь следует отметить, что потребность в красоте может реализовываться не только посредством произведений искусства, но и через общение с природой посредством созерцания цветов, природных ландшафтов, закатов или природных явлений.
Высшим этажом пирамиды потребностей по А. Маслоу является потребность в самоактуализации, которая является вершиной самореализации уникальной человеческой личности. Согласно мнению Абрахама Маслоу, самоактуализация — есть «полное применение талантов, способностей и потенциалов человека» [1]. Высший уровень пирамиды потребностей стимулирует стремление человека реализовать свою уникальность, потребность делать то, что ему нравиться, к чему он имеет способности и таланты.
Потребности являются ключевым элементом жизнедеятельности человека и как биологического, и как социального существа, поэтому они в той или иной мере являются в фокусе внимания многих наук. Так философия вынуждена изучать их, чтобы лучше понять смысл существования человека, социология и история исследует ведущие потребности целых масс населения, чтобы объяснить те или иные социальные процессы, особенно в переломные моменты исторического развития общества. Религия сталкивается с темой потребностей, когда пытается направить жизненный путь человека по пути служения Богу. В некоторых конфессиях (например, в ортодоксальном христианстве) такие естественные потребности, как потребность в пище или размножении объявляются греховными, и с ними начинается настоящая борьба, нередко приводящая к невротическим изменениям личности. Этика старается контролировать потребности человека, увязывая их с моральными нормами, существующими в конкретном обществе. В литературе потребности могут явиться стержнем, на котором писатель формирует сюжетные линии своих произведений. Например, Шекспир великолепно использовал этот прием при создании своих пьес («Король Лир» — потребность в власти, «Ромео и Джульетта» — потребность в любви, «Гамлет» — потребность в самоактуализации). Экономика, в свою очередь, рассматривает потребности людей как двигатель покупательной способности населения.
В качестве примера практического применения модели «пирамиды потребностей» в экономике рассмотрим использование потребностей в качестве источника получения дохода от предпринимательской деятельности [3].
Так, на первом этаже пирамиды работают многие виды бизнеса: продавцы продовольственных товаров и безалкогольных напитков, производители одежды для повседневного ношения и снотворных препаратов, строительные кампании и владельцы закусочных «fast food».
На потребности в безопасности и стабильности деньги зарабатывают страховые кампании, производители сейфов и стальных дверей, а также многочисленные охранные агентства.
На потребности в приобретении и накоплении наживаются хозяева супермаркетов, центров стоковой торговли и организаторы распродаж. Когда человек ходит с корзиной по огромному торговому залу и набивает ее различными товарами, то в нем срабатывает потребность в приобретательству, заложенная на генетическом уровне у наших далеких предков.
Четвертая группа потребностей в любви и принадлежности к группе в настоящее время часто остается неудовлетворенной. Многие люди не знают, как добиться любви, и пытаются использовать наиболее простые способы: женщины идут по пути повышения внешней привлекательности, а мужчины – создавая внешний антураж своей значительности. Соответственно, на удовлетворении этих потребностей зарабатывают производители косметики и украшений, издатели женских романов и владельцы цветочных магазинов.
Пятая группа- потребность в уважении и признании, эксплуатируется производителями дорогих престижных автомобилей, модных ресторанов, эксклюзивной одежды и пр.
На шестой группе зарабатывают организаторы индивидуальных туров, а на седьмой (потребности в новой информации) — производители и продавцы учебников, кроссвордов, энциклопедий и наборов «Сделай сам».
Восьмая группа потребностей состоит в стремлении к риску, приключениям и преодолению трудностей. На той группе потребностей зарабатывают производители туристского снаряжения, оборудования для дайвинга, серфинга, кайтинга и других экстремальных видов спорта. Этой потребности нет в перечне А. Маслоу, но без нее мы не поймем мотивы поступков альпинистов, приверженцев боевых единоборств, профессиональных наемников и посетителей «луна-парков», предпочитающих аттракционы типа «американских горок» или прыжков вниз головой на резиновом канате.
Девятая потребность — в красоте и гармонии.Люди делают на этом бизнес, продавая живопись, музыкальные диски или ювелирные украшения. Следует отметить, что только по одному предмету торговли (не зная покупателя) бывает трудно понять, какую потребность данный товар удовлетворяет. Так ювелирные украшения могут покупаться женщиной для того, чтобы привлекать мужчин (потребность в любви), для того, чтобы показать свою «крутизну» (потребность в уважении и престиже) или просто потому, что они очень понравились этой женщине (потребность в красоте). Соответственно, грамотный продавец может быстро выявить актуальную потребность и умело сыграть на ней, подтолкнув, тем самым, клиентку к покупке.
И, наконец, высшая потребность в самоактуализации – наименее привлекательная для бизнеса, так как она носит «штучный» характер. На это потребности сложнее всего зарабатывать деньги – и, наверное, это здорово — что не все в этом мире можно сделать источником дохода.
Литература:
1. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.
2. Щербатых Ю.В. Общая психология. — СПб.: Питер, 2008.
3. Щербатых Ю.В. Психология предпринимательства и бизнеса. – СПб.: Питер, 2007.
Дополнительная информация о потребностях — ЗДЕСЬ
Еще информация по применению модели потребностей в экономике ( на других сайтах):
http://www.cfin.ru/management/people/maslow.shtml
Иерархия потребностей Маслоу – шестой уровень
В Кембриджском университете есть центр обучения взрослых с проживанием в восхитительном Мэдингли-холле. Некоторое время назад я вел там курс выходного дня «Жизнь и творчество Абрахама Маслоу», и среди эссе в конце курса я с удивлением обнаружил, что два студента воспроизвели Иерархию Потребностей только с пятью уровнями — физиологический, безопасный. , принадлежность, уважение и самоактуализация. И это несмотря на то, что я потратил полтора часа на шестой уровень — внутренние ценности, — которые Маслоу добавил к своему списку мотивационных потребностей незадолго до своей смерти. Похоже, что этих студентов ранее учили, что есть пять основных мотивов, с самоактуализацией наверху, и что касается их, то ничто из того, что я сказал, не изменит этого. Что происходило?
Подсказка заключалась в том, что студенты разделились на две отдельные группы. Были и те, кто пришел из гуманистической или трансперсональной психологии и либо уже был знаком с шестой мотивацией, либо был готов ее принять. Другая группа имела опыт практического применения теории мотивации в мире бизнеса и управления, и для них самоактуализация была конечной целью, а шестой уровень был совершенно новым. Первая группа совершенно не знала об обширной практической работе Маслоу по применению его теорий на рабочем месте и в зале заседаний совета директоров, в то время как вторая группа никогда не слышала о его теоретической работе по самоактуализации, их мотивации, пиковых переживаниях или гуманизме.0005 и трансперсональная психология.
Как возникла эта дихотомия между двумя разными ветвями психологии? Ответ исторический.
Абрахам Маслоу (1908–1970), бывший президент Американской психологической ассоциации, наиболее известен своей работой о человеческой мотивации и, в частности, своей Иерархией потребностей, которая впервые была определена в статье 1943 года. эта статья впоследствии стала стандартной характеристикой практического применения теории мотивации в бизнесе и менеджменте и была воспроизведена по крайней мере в 22 различных книгах и журналах (Maslow, 19).71, стр. 379–380).
Определены пять основных потребностей, все из которых, по его мнению, заложены в человеческом виде. Они расположены иерархически, при этом самоактуализация относится к: стремлениям людей к самореализации, а именно к их склонности актуализироваться в том, чем они являются потенциально. Эту склонность можно сформулировать как желание становиться все более и более тем, чем человек идиосинкразически является, стать всем, чем он способен стать. (Маслоу, 1943; 1954/1987, стр. 22)
В статье Маслоу 1943 года упоминаются когнитивные потребности, такие как желание знать и понимать, а также эстетические потребности, но они не помещаются в иерархию из пяти. Другими словами, Маслоу уже на этом раннем этапе осознал, что его список неполный. Несмотря на эту оговорку, она широко воспроизводилась как законченная теория, попутно приобретая собственное графическое изображение в виде треугольника или пирамиды, которое воспроизводится в бесчисленных публикациях.
Поскольку пять потребностей латентно или активно присутствуют у всех представителей человеческого вида, они описываются как «биологически укорененные». Это ключевая тема всей работы Маслоу. Он имеет дело с характеристиками конкретного вида, некоторые из которых могут быть общими с другими видами, но, тем не менее, он избегает экстраполяции с одного вида на другой.
Высшая потребность — это более позднее филетическое или эволюционное развитие. Мы разделяем потребность в еде со всеми живыми существами, потребность в любви — с (возможно) высшими обезьянами, потребность в самореализации — ни с кем. Чем выше потребность, тем она более специфически человечна. (Маслоу, 1954/1987, стр. 57).
Вслед за статьей 1943 года работа Маслоу развивалась в двух направлениях. Одним из них было практическое применение его теорий на рабочем месте. Это включало подробное наблюдение за методами работы в различных организациях с целью повышения мотивации, и благодаря этой работе пришло международное признание. Примером может служить журнал, который он вел летом 1962 года, когда работал в Non-Linear Systems в Дель-Маре, штат Калифорния, и который недавно был переиздан под названием Maslow on Management (19).98).
Другое направление его работы включало изучение тех людей, которых можно было бы считать самореализовавшимися: тех, кто достиг или достигает полного раскрытия своего индивидуального потенциала (Маслоу, 1962/1968). Он задал очевидный вопрос: если кто-то уже самореализуется, что тогда мотивирует этого человека? В поисках ответа он пришел к мотивации внутренних ценностей, таких как «истина, добро, красота, совершенство, совершенство, простота, элегантность и т. д. » (Маслоу, 19).69, стр. 4), другими словами ценности, которые выходят за рамки личных личных интересов человека и для которых он ввел термин «Б-ценности». Это контрастирует с другими пятью мотивационными уровнями, каждый из которых в той или иной форме включает личный интерес. В свою очередь, это привело к таким концепциям, как трансцендентность эго и пиковые переживания (Маслоу, 1962/1968, 1964/1970), и, в конечном счете, к основанию трансперсональной психологии.
Полностью развитый (и очень удачливый) человек, работающий в наилучших условиях, как правило, руководствуется ценностями, превосходящими его личность. Они больше не эгоистичны в старом смысле этого слова. Красота не находится внутри человека, равно как и справедливость или порядок. Вряд ли можно классифицировать эти желания как эгоистичные в том смысле, в каком могло бы быть таковым мое желание еды. Мое удовлетворение от достижения или допущения справедливости не в моей собственной шкуре; он не лежит вдоль моих артерий. Оно в равной степени снаружи и внутри: поэтому оно преодолело географические ограничения себя. (Маслоу, 1969, стр. 4).
Первоначально Маслоу воспринимал эти мотивации как духовные и поэтому не добавлял их в свою иерархию биологически укорененных мотивационных потребностей. Мы продукты эволюции, и все, что характеризует человеческий вид в целом, должно быть биологическим по своей природе. Только процент людей мотивирован на этом уровне, поэтому он придумал термины «метапотребности» и «метамотивация», как будто они каким-то образом выходят за рамки того, что можно определить как характерное для всего человеческого вида.
Таким образом, самоактуализация по-прежнему находилась на вершине его иерархии универсальных, биологически укорененных, мотивирующих человеческих потребностей. Это означало, что, когда Маслоу писал о самоактуализирующихся, иногда он имел в виду тех, кто все еще стремится к дальнейшим аспектам самореализации, а иногда он имел в виду тех, кто преследует Б-ценности, то есть метамотивированных людей (Маслоу, 1962/1968).
В конце концов это совпадение было разрешено, когда он, наконец, признал, что эти духовные мотивы также являются частью нашей биологической природы как представителей человеческого вида (Маслоу, 19).67). Его друг и коллега Энтони Сутич написал:
Он сказал мне, что только что закончил работу над статьей, которая, по его собственным словам, стала «… кульминацией 30-летней работы в области психологии». … Рукопись Маслоу прибыла в Июнь 1967 г. Название «Теория метамотивации: биологическое укоренение ценностной жизни»… было довольно длинным, и в разговоре мы называли его «статьей о метамотивации». (Сутич, 1976, с.11).
Стремление к тому, что он назвал «метапотребностями», теперь можно было добавить к его иерархии в качестве шестого уровня, потому что оно соответствовало критерию биологически укорененных в нашем виде, как и другие пять потребностей. Написав в своей «метамотивационной статье» (эти выдержки взяты из ее переиздания в качестве главы 23 книги «Дальние пределы человеческой природы»: Маслоу, 1971), Маслоу сказал, что эти метапотребности, «хотя и обладающие некоторыми особыми характеристиками, которые отличают их от основных потребностей, все же находятся в той же области дискурса и исследований, что, например, потребность в витамине С или в кальции» (стр. 309). Базовые потребности и метапотребности рассматривались в одном и том же континууме, «в одной сфере дискурса… все они биологически желательны и все способствуют биологическому успеху» (стр. 311–312).
Хотя Маслоу считал, что внутренние ценности «не полностью очевидны или актуализированы (сделаны реальными и функционально существующими) у большинства людей», он также писал, что полное определение личности или человеческой природы должно включать их: «они не исключены». как потенциалы в любом человеке, родившемся в мире» (стр. 304–305). «Так называемая духовная… жизнь явно укоренена в биологической природе вида» (стр. 315).
Эти цитаты показывают, что Маслоу, в конечном счете, рассматривал Иерархию как включающую в себя так называемые «метапотребности», потребность следовать внутренним ценностям, выходящим за пределы личного интереса, как шестой отдельный уровень за пределами потребности самоактуализации. Тем не менее, большая часть литературы по этому вопросу упускает из виду это дополнение. Все пять предшествующих уровней связаны с личным интересом человека, включая самоактуализацию, которая заключается в полной реализации собственного потенциала. Именно на шестом уровне человек мотивируется ценностями, которые можно назвать «эго-трансцендентными». Два мотива, которые Маслоу оставил нераспределенными в своих основополагающих работах 1943 бумагу также теперь можно отнести к шестому уровню: желание знать и эстетика связаны со знанием и истиной, красотой и гармонией, которые являются внутренними ценностями.
Статья о метамотивации была опубликована в Журнале гуманистической психологии. Это была зарождающаяся ветвь психологии в Штатах, и она еще не нашла своего пути в психологию по эту сторону Атлантики, где доминировали психоанализ и поведенческая психология. Вряд ли ее прочитало здесь больше, чем горстка пионеров гуманистической психологии. 19 января68 У Маслоу случился первый серьезный сердечный приступ, и он умер в июне 1970 года (Сутич, 1976). Поэтому у него было мало шансов закрепить свое новое восприятие Иерархии, и он никогда не излагал в печати новый список мотивационных потребностей.
Ценности, вытекающие из религиозных верований, теперь рассматриваются в рамках трансперсональной психологии, но в то время эта зачаточная ветвь профессии еще не была определена или даже названа, поскольку она появилась с первым номером Журнала трансперсональной психологии в 1919 г.69. Тем не менее, в сегодняшней трансперсональной психологии, похоже, не признается, что эти эго-трансцендентные мотивы отделены от эгоцентричной потребности самоактуализации.
Вызывает сожаление, что понимание Маслоу относительно добавления этого уровня осталось почти незамеченным, тем более что он описал это как «кульминацию 30-летней работы в области психологии» (Сутич, 1976, с.11). ). Я уверен, что если бы он прожил дольше, он бы построил свою новую комплексную теорию мотивации, охватывающую физиологические, эмоциональные, социальные и духовные аспекты человеческой природы, а также ее практическое применение на рабочем месте и в обществе в целом.
— Хейзел Скелси Гест, преподаватель математики на пенсии и трансперсональный психотерапевт
Ссылки
Маслоу А. Х. Теория мотивации человека. Психологический обзор, 50, 370–396. Перепечатано как глава 2 в « Мотивация и личность» (3-е изд.), 1987 г.
Маслоу, А. Х. (1987). Мотивация и личность (3-е изд.). Нью-Йорк: Харпер. (Оригинальная работа опубликована в 1954 г.)
Maslow, AH (1968). К психологии бытия (2-е изд.). Нью-Йорк: Ван Ностранд. (Оригинальная работа опубликована 1962)
Маслоу А.Х. (1970). Религии, ценности и пиковые переживания. Нью-Йорк: Viking Press. (Оригинальная работа опубликована в 1964 г.)
Maslow, AH (1967). Теория метамотивации. Журнал гуманистической психологии, 7, 93–127. Перепечатано как глава 23 в книге «Дальние пределы человеческой природы», 1971 г.
Маслоу, А. Х. (1969). Дальние пределы человеческой природы. Журнал трансперсональной психологии, 1 (1), 1–9.
Маслоу, А. Х. (1971). Дальние пределы человеческой природы. Нью-Йорк: Viking Press.
Маслоу, А. Х. (1998). Маслоу по менеджменту (DC Stephens & G. Heil, ред.). Нью-Йорк: Уайли.
Сутич, А. (1976). Возникновение трансперсональной направленности: Личный кабинет. Журнал трансперсональной психологии 8 (1), 5–19.
когнитивная психология. Подтверждают ли фактические данные иерархию потребностей Маслоу?
Ознакомьтесь с недавней статьей Кенрика и его коллег (2010). Кенрик — выдающийся эволюционный психолог; он и его коллеги «обновили» иерархию мотивов Маслоу, основываясь на всего понемногу, включая эволюционную, биологическую, личностную, социальную и культурную психологию. У него есть собственные спекулятивные теоретические утверждения, но он также предлагает глубокий обзор эмпирических исследований и попытки их синтеза. Я просто процитирую здесь некоторые части, которые ссылаются на другие исследования (не ручаюсь, что все они обязательно являются оригинальными или эмпирическими), чтобы дать вам представление о том, где еще вы могли бы заглянуть за пределы этой статьи, и как Кенрик и его коллеги резюмируют свои выводы. основные выводы непосредственно. Однако они идут намного дальше, чем прямое резюме, поэтому, как отмечалось в других ответах, существует много альтернатив Маслоу (1943) оригинальная теория, в том числе и эта!
обновленная иерархия фундаментальных человеческих мотивов… объединяет идеи из истории жизни с классической иерархией Маслоу… добавляет репродуктивных целей в том порядке, в котором они, вероятно, впервые появятся в развитии …[и ] изображает более поздние развивающиеся системы целей как , перекрывающие с , а не полностью заменяющие , более ранние развивающиеся системы. Как только система целей будет разработана, ее активация будет запускаться всякий раз, когда это необходимо сигналы окружающей среды являются заметными. [Выделение добавлено.]
Перекрывающиеся треугольники…явно отражают…что более поздние потребности и цели развития добавляют, а не заменяют существующие.
..Резюме уровня развития анализа
Теория развития… теория истории жизни предполагает[s]… пересмотр исходной иерархии Маслоу… три более поздние развивающиеся цели, ориентированные на воспроизводство: приобретение партнера, удержание партнера и родительская забота… разные мотивы в иерархии продолжают действовать вместе с теми, которые развиваются в более позднем возрасте… визуально отражены перекрывающимися треугольниками… Важные индивидуальные различия в мотивационных приоритетах… являются результатом взаимодействия между развитием и текущей средой…
Заключение
Разработки [в] эволюционной биологии, антропологии и психологии … предложили … структурные модификации классической иерархии человеческих мотивов Маслоу … Конечные функции поведения и развития истории жизни [предполагают] явное включение уровней мотивации связаны со спариванием и размножением. Воспроизведение … в конечном счете не связано с самоудовлетворением, но включает в себя значительное отвлечение ресурсов от эгоистичных целей к другим [и] .
.. Компромиссы с историей жизни также [подразумевают], что более поздние развивающиеся системы мотивов никогда полностью не заменяют более ранние… они продолжают сосуществовать, готовые активироваться в зависимости от текущих возможностей и угроз в окружающей среде, во взаимодействии с индивидуальными различиями. Таким образом … продолжающееся динамическое взаимодействие между внутренними мотивами и их функциональными связями с текущими угрозами и возможностями окружающей среды.
См. также Таблицу 1. Как различные мотивационные системы запускаются непосредственными сигналами и индивидуальными различиями, связанными с принципиально важными угрозами и возможностями.
Очевидная критика: некоторые здоровые люди не хотят ни детей, ни партнера, ни даже секса. Бьюсь об заклад, Кенрик назвал бы их редкими проявлениями индивидуальных вариаций, которые общество поддерживает, чтобы округлить себя адаптивными или реактивными способами. Я также рассмотрел некоторые другие точки зрения в этом ответе на связанный с этим вопрос о социальных потребностях.