Психология моды: новая наука или маркетинговая стратегия? — Нож

Психология моды: как одежда определяет наше настроение

Стиль

3 июня, 2022

Древние практики медитации, многочисленные психологические эксперименты и современные достижения функциональной парфюмерии утверждают: человек — не заложник своих эмоций. Хотите избавиться от навязчивой тревоги? Устройте себе заземляющую лесную прогулку. Быстро справиться с раздражением помогут дыхательные практики. Нужно взбодриться и сфокусироваться? Понюхайте лимон.

Контролировать своё психоэмоциональное состояние можно сотней разных способов: от акупрессуры до правильно составленной диеты, которая будет стимулировать выработку серотонина. В списке интуитивных рецептов поддержания хорошего настроения одно из ключевых мест занимает одежда.

Платье-футляр работает как красная помада: придаёт уверенности в себе, помогает сконцентрироваться, внутренне собраться. Уютная одежда из флиса — аналог comfort food: рука так и тянется к ней, когда настроение на нуле. Разбираемся в тонкостях психологии моды, чтобы использовать содержимое гардероба с пользой для своего настроения.

Одежда как вместилище чувств

Вещи, которые человек носит изо дня в день, — это всегда нечто большее, чем просто показатель индивидуального вкуса. Одежда — один из языков взаимодействия, который сообщает окружающим о социальном статусе, принадлежности к определённой культуре и даже настроении её обладателя.

Способность нарядов отражать и направлять тонкие оттенки чувств тех, кто в них облачён, наглядно демонстрирует искусство, в частности кинематограф. Костюмы главных героев иллюстрируют их психологическое состояние, фиксируют перемены в характере и настроении. Когда персонаж вдруг меняет цветочный принт на total black — это сигнал перемен. Подобным приёмом пользуются иногда более тонко, а иногда — «в лоб», как в супергеройском кино. Порой такой трюк даже кажется избитым, но от этого не становится менее правдоподобным.

Ведь мы тоже прибегаем к этой уловке — впрочем, не всегда настолько осознанно, как художники по костюмам. Внешние изменения становятся отражением перемен внутренних: кто-то в сложной жизненной ситуации направляется к парикмахеру, кто-то — на шопинг. В отличие от киногероинь, чей выбор строго определён сюжетом, мы вольны прибегать к помощи одежды для совершенно различных целей. Использовать power dressing, чтобы придать себе уверенности, или купить роскошное «платье мести», чтобы восстановить самооценку после тяжёлого разрыва.

Разговор на языке моды

Существует множество экспериментов, подтверждающих влияние одежды на то, как нас воспринимают другие люди. Например, женщинам в красных рубашках мужчины чаще задают личные вопросы, чем женщинам в зелёном, а официантки, украсившие свою причёску живыми цветами, получают больше чаевых. Неудивительно, что содержимое нашего гардероба оказывает влияние и на нас самих: с одной стороны, обладая определённым символическим значением, с другой — посредством прямого физического контакта.

Почему, например, психологи не советуют работать из дома в пижаме, даже если у вас не планируется переговоров в Zoom? Не в последнюю очередь потому, что «рабочий» дресс-код (пусть и далеко не такой строгий, как в офисе) создаёт нужный для продуктивной деятельности эмоциональный фон. В то время как пижама соблазняет: отложи документы, давай посмотрим сериал. Одежда может успокаивать и вселять уверенность, придавать смелости и снимать эмоциональное напряжение. Конечно, наши наряды не всесильны. Но при определённой сноровке можно добиться результатов, вполне сопоставимых с другими психологическими практиками.

Пиджак против худи

Одно из самых наглядных научных исследований по психологии моды было проведено в Северо-Западном университете штата Иллинойс в 2012 году. Учёные предположили: если предложить группе людей выполнять упражнения, требующие высокой концентрации внимания, в лабораторном халате, они справятся с ними лучше тех, кто будет решать задачи в обычной одежде. Лабораторный халат ассоциируется с внимательностью и осторожностью, а значит, именно эти качества будут проявлять испытуемые. Так и произошло. Избирательность внимания у тех, кто переоделся в костюм доктора, действительно возрастала. А вот когда людям презентовали тот же халат не как «лабораторный», а как «халат художника», он терял свою суперсилу: познавательные процессы оставались на привычном уровне.

«Вы — это то, что вы носите», — заявили год спустя исследователи из университета Теннесси. Вряд ли кто-то готов ограничить всё богатство своей эмоциональной жизни содержимым платяного шкафа, но доля истины в словах учёных есть. Их респонденты — госслужащие — оценивали себя как более компетентных, авторитетных и надёжных, когда надевали классический офисный костюм. В это же время их уровень дружелюбия и креативности снижался. Так что, офисный дресс-код — не такое бесполезное изобретение, как может показаться любителям безразмерных худи. Готовите квартальный отчёт? Проходите аттестацию? Выступаете на научной конференции? Отдайте предпочтение строгому костюму, а не мягкому трикотажу.

Если же ваша задача — генерировать идеи, стоит позволить себе небольшие вольности в выборе рабочего наряда. Ключевое слово — «небольшие». Доказано, что самобъективация, свойственная женщинам, которые носят слишком откровенную одежду, негативно влияет на их когнитивные способности. В одном исследовании женщины, выполнявшие математические задачи в купальнике, справились хуже, чем те, кто был одет в свитер. Ещё один важный момент: хотите проявить себя наилучшим образом — одевайтесь строго, но удобно. По словам психолога моды Шакаилы Форбс-Белл, если вы не отвлекаетесь на то, как сидит костюм, вы можете направить всё своё внимание и познавательные способности на решение рабочих задач, а значит, будете продуктивнее.

У официальной одежды есть ещё один, весьма неожиданный эффект: она может стать хорошим соратником на пути к более здоровому питанию. Звучит неожиданно, но это факт. Самоконтроль и организованность, ассоциирующиеся со строгим стилем в одежде, повышают вероятность того, что фастфуду вы предпочтёте более сбалансированный ланч.

Не отражать, а формировать настроение

Клинический психолог и автор книг о психологии моды Дженифер Баумгартнер называет гардероб «окном в нашу внутреннюю жизнь». Но так же как неряшливая одежда может отражать скрытые эмоциональные проблемы, так и нарядный, составленный со всем тщанием образ эти проблемы способен сглаживать. Иными словами, выбирая что надеть, полезно думать не о том, как вы себя чувствуете, но, скорее, о том, как хотите себя чувствовать.

«Что такое платье? — рассуждала Коко Шанель. — Это не крой и не декоративные элементы. Это в первую очередь материя». Действительно, нежные летящие ткани, тонкий шёлк, драпировки несут в себе сообщение о свободе, лёгкости, раскрепощении, в то время как плотный твид или кожа способствуют большей собранности и сосредоточенности. Выбор между шерстяным пальто и оверсайз-шубой из экомеха — это выбор не только между классикой и богемным стилем, но и между двумя разными эмоциональными состояниями.

С цветом всё тоже интуитивно понятно: пусть депрессию жизнерадостно-жёлтое платье не излечит, но с тоскливым настроением справится не хуже любимого ромкома. А если не подпитывать свою меланхолию серо-чёрной гаммой, возможно, распрощаться с ней получится быстрее.

Маленькие детали с большим потенциалом

Мода играет значительную роль в том, что психологи называют «положительный образ себя», повышая уровень уверенности и комфорта в собственном теле. Маленькая хитрость, которую стоит взять на заметку тем, кто страдает синдромом самозванца: аксессуары тоже имеют значение. Не для общей продуктивности, конечно, но для самоощущения и настроения. Это обнаружили исследователи ещё в далёком 1982 году, предложив одной группе студентов выполнить тесты на интеллект в очках, а другой — без. Итоговые результаты у обеих групп были примерно одинаковы, но участники первой после выполнения заданий оценивали себе как более компетентных и образованных.

В целом, аксессуары и украшения, привлекающие многих своей антиутилитарностью, отсутствием в них какой-либо функциональности, являются одним из элементов гедонистического благополучия. Такие маленькие акты бунта против излишней практичности, как массивные серьги, тонкие каблуки или цветы в волосах, делают жизнь немного веселее, эстетичнее и, в конечном счёте, счастливее.

Фото: @amberlyvalentine

Читать «Психология моды. Учебное пособие» — Килошенко Мая Ивановна — Страница 1

М. Килошенко

Психология моды

3-е издание

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор А. Л. Свенцицкий,

кандидат искусствоведения, доцент И. Г. Нехорошева.

© ООО Издательство «Питер», 2014

Предисловие к третьему изданию

Еще двадцать лет назад о психологии моды как самостоятельной психологической дисциплине никто и не думал. Девятнадцать лет назад российские дизайнеры почувствовали необходимость в психологических знаниях. Восемнадцать лет назад в один из солнечных майских дней мне предложили подготовить и прочесть учебный курс «Психология моды», и я тотчас согласилась.

В то время я была увлечена проблемами рефлексии невербального поведения, и связь между психологией невербального поведения и психологией моды казалась вполне очевидной, было, как говорят, за что зацепиться. Но я тогда совсем не подозревала, что в моде так много других аспектов, которые почти не исследованы психологами.

Первое авторское издание «Психологии моды» практически совпало со 100-летием выхода в свет классической статьи «Психология моды» немецкого философа и социолога Георга Зиммеля. Это, поверьте, произошло случайно. Зато сейчас есть уникальная возможность сравнить, насколько далеко психологическая наука продвинулась в понимании этого вопроса и что приходится преодолевать при этом.

Третье издание отражает заметный рост в последнее десятилетие научного интереса к социально-психологическим проблемам моды. Издание отличается от предыдущих включением новых научно обоснованных и экспериментально проверенных фактов, которые раскрывают особенности личности и поведения субъектов моды. Современные данные позволяют уточнить психологическое определение понятия «мода» и доказывают необходимость пересмотреть существующие стереотипы относительно функционирования моды на социальном и индивидуальном уровне. Психология моды объясняет вопросы, которые до сих пор оставались дискуссионными в рамках других наук. Например, вопросы духовно-нравственного развития человека, психологии здоровья, социальной интеграции и реабилитации.

Бесспорно, мода – междисциплинарный объект изучения, но социальная психология должна сыграть ведущую роль. Хочу искренне поблагодарить моих коллег, живущих в самых разных уголках Земли, которые понимают актуальность разработки социально-психологических проблем моды, стиля, имиджа и вносят заметный научный вклад в дисциплину, доказывая ее жизнеспособность.

М. И. Килошенко Санкт-Петербург, 2013 г.

Предисловие

Предлагаемая читателю книга – попытка прочтения психологического подтекста одного из самых многогранных явлений в жизни человека – моды. Следует сразу оговориться, что речь в ней пойдет, прежде всего, о психологических закономерностях моды на одежду, обувь, аксессуары. Именно эти вещи стали сегодня неотъемлемыми атрибутами социального бытия человека.

Уже написаны многие увлекательные тома об исторических, этнографических, географических предпосылках использования человеком данных вещей. Не менее интересными являются и книги, описывающие результат их использования. Но все актуальнее становится желание «разговорить» эти атрибуты, а значит, познать их психологическую сущность.

Моя книга предназначена для истинных поклонников и поклонниц моды. Надеюсь, она будет полезной и для начинающего дизайнера, и для находящегося в зените славы кутюрье. Моя книга – для психологов, неутомимых исследователей законов и закономерностей психической жизни человека, для психотерапевтов, стоящих на страже психического здоровья личности. Моя книга – для искусствоведов, проводников в мир прекрасного, и для всех тех, кто стремится сделать мир уютным, красивым, безопасным, и тех, кто хотел бы жить в таком мире.

Появлению этой книги я во многом обязана моей маме, Ирине Ивановне Килошенко, мудрой, заботливой, скромной, тихой, ненавязчиво способствующей развитию вкусов и способностей своих детей, никогда не ограничивающей их творческие порывы (о сколько метров ткани были истерзаны моими ножницами в попытке создать нечто, что могло бы называться «модным нарядом» или «обновкой»!). Глубоко признательна моей сестре Наташе за то, что она уверенно подтолкнула меня к серьезным занятиям психологией.

Искренне благодарна профессору Анатолию Леонидовичу Свенцицкому за полезные замечания и предложения по поводу осуществления замыслов.

Огромное спасибо моему другу Олегу Криницкому за помощь в переводах с английского и моральную поддержку моих литературных опытов.

Я не смогла бы написать эту книгу вне атмосферы науки, творчества, практики и дружеского общения, царящей в Санкт-Петербургском государственном университете технологии и дизайна, личного участия профессоров Юрия Владимировича Манько, Ирины Николаевны Сафроновой, Бориса Михайловича Тараканова.

Отдельное спасибо моим студентам, чей живой интерес к психологическим проблемам моды послужил для меня стимулом к написанию этой работы.

М. И. Килошенко, кандидат психологических наук, доцент

Глава 1. Введение в психологию моды

Будущее моды известный французский модельер Пьер Карден связывает с исследованиями в области математики, экономики, социологии, психологии и даже философии. Психологические исследования претендуют стать приоритетными. Подтверждение тому – многочисленные определения моды, раскрывающие в той или иной степени прежде всего психологическое содержание этого уникального социального явления.[1] Мода, по Кардену, – это отражение индивидуальных качеств отдельной личности в социальном и моральном аспектах.[2] Объяснить, почему, как и при каких условиях происходит это отражение – цель психологии моды.

1.1. Актуальные вопросы психологии моды

Люди создают специфические условия для появления, представления, принятия и освоения моды. Кто эти люди? Что побуждает их заниматься модой? В чем специфичность условий возникновения и распространения моды? Чем одна мода отличается от другой? Есть ли разница между прихотью и модой?

Мода отражает черты личности. Но как соотносятся между собой изменчивость моды и устойчивость некоторых личностных черт? Почему женщины оказываются более зависимыми от модных веяний? Правда ли, что модники зачастую слишком поверхностны?

«Лучше умереть, чем быть немодным» – мнение, отражающее настроение большинства. Определяет ли мода характер и формы социальной активности людей? Можно ли устоять перед модными соблазнами и при этом не утратить сложившихся социальных связей? Почему «модные гонки» столь многочисленны? В какой степени участие в «модной гонке» – факт сознания личности? Экстенсивность «модной гонки» совершенствует или разрушает личные вкусы?

Модное всегда таит в себе некоторый код. Кто и зачем его придумывает? Как это происходит? От каких факторов зависит его успешная разгадка? Как предугадать код будущей моды?

Что заставило эту женщину рисовать шов на голой ноге? Мода!

(Corbis-Bettmann)

Все эти вопросы тесно взаимосвязаны: они затрагивают и взгляд конкретного человека на моду, и взаимное влияние людей. Это как раз то, что интересует психологов, занимающихся модой. Психология моды изучает мотивацию и типы поведения следующих за модой людей, их личностные особенности, включая используемые ими механизмы психологической защиты и социальной адаптации. Психология моды исследует творческую природу процессов создания, представления и распространения моды, ведет разработку концепций и методов прогнозирования реакций потребителей. В целом можно сказать, что психология моды изучает закономерности поведения и деятельности людей в условиях актуальной моды, исследует созидание человеком нового, оригинального в области модной индустрии.

Чем на самом деле занимается психолог моды?

Когда я недавно узнал, что друг моего друга учится на модного психолога, мне сразу стало интересно, к чему это может привести. Хотя я разбираюсь в моде и психологии, мне было любопытно узнать, что означает слияние этих двух вещей на профессиональном уровне. Итак, немного покопавшись, я обнаружил доктора Кэролин Мэйр, известного британского психолога и ученого с докторской степенью. в когнитивной неврологии, у которого даже брала интервью Алекса Чанг. Я связался с Мэйр и попросил ее рассказать мне о ее необычной карьере.

1. Как бы вы определили психологию моды?

Для меня психология моды звучит как «терапия гардеробом», что совсем не то, чем я занимаюсь. Я когнитивный психолог, применяющий психологические науки в контексте моды. Итак, меня интересует не только одежда (мода), но и человеческое поведение во всех аспектах моды, от дизайна через всю цепочку поставок до потребления и утилизации. Мы обеспокоены многочисленными и разнообразными индивидуальными, социальными и экологическими проблемами, которые прямо или косвенно возникают в индустрии моды.

Большое внимание уделяется красоте, а также внешнему виду, самооценке, уверенности в себе, сексуализации женщин и подбору/обработке моделей. Что касается денег, [мы изучим] долг, возникающий из-за навязчивых расходов, и чрезмерного потребления, которое приводит к избавлению от неношеных вещей. Это приводит к проблеме свалок и других загрязняющих веществ. Что касается производства, существует множество экологических проблем, таких как загрязнение озер и рек красителями, истощение природных ресурсов из-за перепроизводства и т. д.

2. Чем именно занимается модный психолог? Как выглядит типичный день в вашей жизни?

В основном я академик, поэтому, как и у большинства других ученых, мои дни насыщены и разнообразны. Помимо подготовки учебных материалов, наблюдения за студентами-исследователями, управления персоналом, проведения исследовательских проектов и участия в собраниях, я провожу много времени, встречаясь с людьми, которые хотят узнать, как добиться положительных результатов в той или иной области интересов. Например, недавно со мной связалась крупная британская благотворительная организация, которая хотела, чтобы я помог молодым людям преодолеть проблемы с образом тела, которые проявлялись как издевательства или расстройства пищевого поведения. Со мной также связалась организация, которая работает с пожилыми людьми, чтобы помочь им повысить самооценку с помощью моды. Другим примером может быть исследование, которое я недавно завершил, изучая восприятие пожилыми женщинами рекламы отрасли, [ориентированной на] пожилых женщин. Работа всегда разнообразная и интересная. Могу с уверенностью сказать, что мне никогда не было скучно!

3. Как вы вообще занялись психологией моды?

Как и многих женщин, меня всегда интересовала мода и внешний вид. Хотя у меня не было никакого формального образования в области моды, я начала придумывать и шить одежду для себя, когда мне было 13 лет, а затем начала шить ее для других людей. Я также работал визуальным мерчендайзером и графическим дизайнером, прежде чем стать психологом. Лондонский колледж моды известен во всем мире, и мне очень хотелось его посетить, поэтому, когда представилась возможность выступить там с докладом, я воспользовался ею. Остальное уже история

4. Что бы вы порекомендовали людям, если они хотят попробовать психологию моды?

Я разработал первые и единственные в мире магистерские курсы, которые применяют психологию в контексте моды. Это степень магистра психологии для профессионалов моды или степень магистра прикладной психологии моды в Лондонском колледже моды. Я рад сообщить, что степень магистра была аккредитована Британским психологическим обществом, что позволяет выпускникам продолжать обучение, чтобы в какой-то момент в будущем стать дипломированными психологами. Чтобы быть принятыми в программы магистратуры или магистратуры, студенты должны представить предложение, в котором они определяют существующую проблему в мире моды, которую можно исследовать с помощью психологии с целью добиться положительных изменений. Хотя мы не ожидаем, что кандидаты предложат идеальное исследование, мы ожидаем, что они продемонстрируют пытливый ум и способность к абстрактному мышлению.

В настоящее время существует очень мало эмпирических исследований в области психологии моды. В результате учащимся необходимо определить и перенести концепции из других областей в новый контекст моды. Это требует абстрактного, критического и творческого мышления. Многие из студентов имеют высшее образование в области психологии, но это не обязательное условие, а некоторые имеют опыт работы в бизнесе, юриспруденции, антропологии, моде, изобразительном искусстве, истории искусства или коммуникациях. Важными характеристиками для успеха в программах магистратуры или магистратуры будут твердая трудовая этика (существует много независимых исследований), любопытство (мы хотим выяснить, как и почему происходят явления, чтобы мы могли предсказать, а затем изменить поведение), и способность мыслить творчески (переносить концепции из одного контекста в другой для создания новых гипотез).

Вы когда-нибудь задумывались о карьере психолога моды? Дайте нам знать в комментариях и купите некоторые из наших любимых книг о моде ниже!

Психология моды

Ваш стиль в одежде может определить, сможете ли вы успешно пройти собеседование и получить работу своей мечты. Как только вы приступите к работе, ваш гардероб может определить, возьмете ли вы на себя больше ответственности и получите ли повышение. Ваш выбор одежды может решить или разрушить вашу карьеру, вашу способность заводить друзей и развивать романтические отношения, к которым вы стремитесь.

Наряду с тем, как платье излучает свет в окружающее пространство, оно также движется внутрь. То, как вы одеваетесь, влияет на ваше настроение. Ваш выбор гардероба оказывает психологическое воздействие. Карен Пайн в своей книге « Думай, что ты носишь, » демонстрирует, что за модой стоит наука и что психология и мода действительно связаны.

«Мода очень важна. Это улучшает жизнь, и, как и все, что доставляет удовольствие, стоит делать это хорошо». Вивьен Вествуд

Двусторонняя связь

Наша одежда влияет на то, как мы себя чувствуем, а то, как мы себя чувствуем, влияет на то, что мы выбираем. В некоторых культурах женщина чаще носит джинсы, если у нее депрессия (Pine, 2012). Пациенты больше доверяют врачу, если он носит белый халат, и люди проявляют большую умственную подвижность, если им говорят, что белый халат, который они носят, — это лабораторный халат врача, по сравнению с тем, если им говорят, что это халат художника (Pine, 2014). .

В психологии основное внимание уделяется факторам риска, поведению и эмоциональным состояниям. Мы знаем, что мода всегда играла важную роль в отражении (а иногда и усилении) ментальных взглядов, политической культуры и гендерных ролей того времени. Подумайте, насколько важна одежда женщины в соответствии с религиозной и культурной средой, в которой она живет. Подумайте, как это может повлиять на ее самоощущение. Хотя необходимы дополнительные академические исследования, чтобы лучше понять влияние одежды и моды на поведение и эмоции, наш жизненный опыт говорит нам о сильном влиянии.

«Наши тела имеют значение, они на самом деле являются продолжением нас самих. Они являются частью окружающей среды, в которой мы живем» (Shah, 2012).

Выбор одежды является частью роста и самовыражения подростков

Кажется, что все родители в какой-то момент сталкиваются с вопросом: «Должен ли я позволять своему подростку носить все, что он хочет?»

Выбор моды отражает рост, изменение ценностей и самовыражение. Молодые люди хотят одеваться так, чтобы отражать их ценности и черты. Они хотят, чтобы агентство самовыражалось через выбор одежды. Мода важна, поскольку молодежь проходит этапы психосоциального развития и является неотъемлемой частью развития чувства собственного достоинства и способом найти социальное подтверждение (Venkatasamy, 2015).

Заключительные мысли

Есть причина, по которой мода сегодня является многомиллиардной индустрией. То, что мы носим, ​​влияет на то, как мы относимся к себе и другим.

В следующий раз, когда вы будете выбирать, что надеть, подумайте, почему вы выбрали именно этот наряд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *