Психология народов | это… Что такое Психология народов?
Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. |
Психология народов (этническая психология, этнопсихология) — одна из ветвей психологии, считающая своим предметом особенности психического склада различных рас и народов; самый крупный раздел т. н. социальной психологии.
Содержание
|
История этнической психологии
Термин «этническая психология» (нем. Völkerpsychologie) был предложен во 2-й половине XIX в. немецкими философами и лингвистами Г. Штейнталем и М. Лацарусом, пытавшимися обосновать понятие этнической психологии и сформулировать её задачи. Опираясь на психологию И. Гербарта и трактуя с гербартианских позиций концепцию «народного духа» (по аналогии с индивидуальным сознанием), они пытались доказать на страницах основанного ими в 1859 г. журнала «Психология народов и языкознание» (нем.
В. Вундт подверг критике интеллектуализм воззрений Г. Штейнталя и М. Лацаруса и выдвинул столь же идеалистическое волюнтаристское понимание сущности и задач этнической психологии. Он отказался от неопределённого понятия «дух целого» и придал психологии народов более реалистичный вид, предложив программу эмпирических исследований языка, мифов и обычаев — своего рода социологию обыденного сознания.
В его варианте психология народов — это описательная наука, не претендующая на открытие и создание законов, но фиксирующая особенности «глубинных слоев» духовной жизни людей. Для Вундта народное сознание представляло собой «творческий синтез» индивидуальных сознаний, порождавший качественно новую реальность, обнаруживаемую в продуктах надындивидуальной деятельности.В России идеи этой школы развивались в учении лингвиста А. А. Потебни [источник не указан 918 дней]. Также вопросы этнической психологии разрабатывал Г. Шпет, выступивший в 20-х гг. XX века с резкой критикой В. Вундта и генетического подхода (Штейнталь, Лацарус и др.) и пытавшийся обосновать своё понимание этнической психологии с позиций феноменологии Э. Гуссерля.
Школа психологии народов послужила отправной точкой для развития понимающей психологии В. Дильтея и Э. Шпрангера, а также французской социологической школы.
Задавшись вопросом о природе социальности, психология народов решала вопрос о соотношении индивидуального и социального сознаний в пользу последнего. Согласно Штейнталю, все индивиды одного народа несут отпечаток особой природы данного народа как на своем теле, так и на своей душе. Воздействия «телесных влияний» на душу вызывают появление общих социально-психологических качеств у разных представителей одного народа, вследствие чего все они обладают одним и тем же «народным духом». Это психологическое сходство индивидов проявляется в их самосознании. Природа его метафизична, и понимание её затруднительно, возможно лишь описание его проявлений.
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. |
В изучении проблем этнической психологии, наряду с психологами, приняли участие лингвисты, историки, археологи, социологи, этнологи, антропологи и др. Был собран огромный фактический материал по психологии различных племён и народов. Особенно много внимания уделялось исследованиям психологии первобытных народов (французский учёный Л. Леви-Брюль, немецкий учёный Р. Турнвальд и др.). Одной из областей науки, связанной с этнопсихологией, является транскультуральная психиатрия, изучающая психические расстройства в контексте различных культур и этносов[1].
Примечания
- ↑
Литература
- Вундт В. Введение в психологию. — М., 1912.
- Вундт В. Проблемы психологии народов. — М.: Академический проект, 2010. — 136 с. — (Психологические технологии). — ISBN 978-5-8291-1284-4
- Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. — М., 1974.
- Павленко В.Н., Таглин С. А. Общая и прикладная этнопсихология. — М.: Т-во научных изданий КМК, 2005. — 483 с. с. — ISBN 5-87317-215-3
- Крысько В.Г. Этническая психология. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с. — ISBN 5-7695-0949-X
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. — М.: ИП РАН, Академический Проект, 2000. — 320 с. — ISBN 5-201-02323-1, ISBN 5-88687-071-7
- Налчаджян А.А. Этнопсихология. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 381 с. — ISBN 5-94723-911-6
- Нежурина-Кузничная Н.Ю. Популярная этнопсихология. — Мн.: Харвест, 2004. — 384 с. — ISBN 985-13-1963-5
- Этническая психология. Хрестоматия. — СПб.: Речь, 2003. — 320 с. — ISBN 5-9268-0211-3
- Этнопсихологический словарь. — М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. — 343 с. — ISBN 5-89502-058-5
- Сухарев В.А., Сухарев М.В. Психология народов и наций. — Д.: Сталкер, 1997. — 400 с. — ISBN 966-7104-89-3
- Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. — М.: Ключ-С, 1999. — 224 с. — ISBN 5-93136-003-4
Внешние ссылки
- Этнопсихология // Большой Энциклопедический словарь
- Этнические исследования в психологии Московский дом национальностей
- Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. – 320 с.
1 Психология народов
Первые социально-психологические теории
Первыми социально-психологическими идеями были теории, разработанные такими учеными как Дюркгейм, Тард, Лебон, Сегиле, Мак-Дауголл, косвенно Фрейд. Вундт.
Взаимные устремления реализовались в середине XIX в. и дали жизнь первым формам собственно социально-психологического знания. Прежде чем приступить к их характеристике, необходимо сказать о той общей атмосфере развития научного знания, в которой эти первые теории родились. Они еще не могли базироваться на какой бы то ни было исследовательской практике, но, напротив, весьма походили на конструкции универсальных энциклопедических схем, свойственных социальной философии той эпохи.
Концепции эти неизбежно создавались в канонах философского знания, были спекулятивны, умозрительны и социальная психология приобрела в этом виде характер крайне описательной дисциплины. Из всего многообразия первых социально-психологических теорий обычно выделяют три, наиболее значительные: психологию народов, психологию масс и теорию инстинктов социального поведения. Принципом или критерием их различения является способ анализа взаимоотношения личности и общества. При решении этой проблемы принципиально возможны два подхода: признание примата личности или примата общества. Тогда примером первого решения явятся психология масс и теория инстинктов социального поведения, а примером второго решения — психология народов. Оба эти решения найдут свое продолжение в истории социальной психологии в последующие этапы ее развития, и потому нужно особенно внимательно рассмотреть, как обе эти тенденции формировались.Психология народов как одна из первых форм социально-психологических теорий сложилась в середине XIX в.
Непосредственными создателями теории психологии народов выступили философ М. Лацарус (1824-1903) и языковед Г.Штейнталь (1823-1893). В 1859 г. был основан журнал «Психология народов и языкознание», где была опубликована их статья «Вводные рассуждения о психологии народов». В ней сформулирована мысль о том, что главная сила истории — народ, или «дух целого», который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.д. Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. Задача социальной психологии — «познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа».
В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие во взглядах В. Вундта (1832-1920). Впервые свои идеи по этому поводу Вундт сформулировал в 1863 г. в «Лекциях о душе человека и животных». Основное же развитие идея получила в 1900 г. в первом томе десятитомной «Психологии народов». Уже в «Лекциях» на основании курса, прочитанного в Гейдельберге, Вундт изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов.
В. Вундта (1832-1920), создатель одной из первых форм социально-психологического знания.
Предшественниками Вундта в создании новой науки были Лацарус и Штейнталь. Вначале его разногласия с последними были едва уловимы, но затем он серьезно отклонился от предложенного ими пути.
Во-первых, для Лацаруса и Штейнталя изучение народного духа сводится к изучению тех же психологических явлений, что и изучение составляющих народ индивидов. Вундт согласен с ними, что душа народа вовсе не является бестелесной, независимо от индивидов пребывающей сущностью. Более того — она ничто вне последних. Но он последовательно проводит основополагающую для социальной психологии мысль, что совместная жизнь индивидов и их взаимодействие между собой должны порождать новые явления со своеобразными законами, которые хотя и не противоречат законам индивидуального сознания, но не сводятся к ним. А в качестве этих новых явлений, иными словами, в качестве содержания души народа им рассматриваются общие представления, чувства и стремления многих индивидов .
Во-вторых, Вундт стремится сузить программу изучения психологии народов, предложенную Лацарусом и Штейнталем. Хотя, по его утверждению, в реальных исследованиях невозможно полностью разграничить описание и объяснение, наука о душе народа призвана объяснять общие законы ее развития. А описывать психические свойства отдельных народов должна этнология, являющаяся для психологии народов вспомогательной дисциплиной. Кстати сказать, Штейнталь в своих поздних трудах согласился с точкой зрения Вундта по этому вопросу и отдал описательную психологическую этнологию на откуп этнографам.
B -третьих, по мнению Вундта, общие представления многих индивидов проявляются прежде всего в языке, мифах и обычаях, а остальные элементы духовной культуры вторичны и сводятся к _ ним. Так, искусство, науки и религия долгое время в истории человечества были связаны с мифологическим мышлением. Поэтому как предмет изучения они должны быть исключены из психологии народов. Правда, в своем многотомном труде Вундт не всегда последователен, например, довольно часто он рассматривает религию и искусство как часть психологии народов.
Но в ранних работах немецкого исследователя мы находим четкую структуру продуктов творческого духа народов:
* язык содержит общую форму живущих в душе народа пред ставлений и законы их связи;
* мифы, понимаемые Вундтом в широком смысле как все первобытное миросозерцание и даже начала религии, таят в себе первоначальное содержание этих представлений в их обусловленности чувствованиями и влечениями.
* обычаи включают возникшие из этих представлений поступки, характеризующиеся общими направлениями воли и зачатками правового порядка.
«Язык, мифы и обычаи представляют собою общие духовные явления, настолько тесно сросшиеся друг с другом, что одно из них немыслимо без другого… Обычаи выражают в поступках те же жизненные воззрения, которые таятся в мифах и делаются общим достоянием благодаря языку. И эти действия в свою очередь делают более прочными и развивают дальше представления, из которых они проистекают».
Ознакомившись с идеями Вундта, легко догадаться, что основным методом психологии народов он рассматривает анализ конкретно-исторических продуктов духовной жизни, т.е. языка, мифов и обычаев, которые, по его мнению, представляют собой не фрагменты творчества народного духа, а сам этот дух.
Психология народов | работа Ле Бона
«,»url»:»Введение»,»wordCount»:0,»последовательность»:1},»imarsData»:{«HAS_REVERTED_TIMELINE»:»false»,»INFINITE_SCROLL»:»»}, «npsAdditionalContents»:{},»templateHandler»:{«name»:»INDEX»},»paginationInfo»:{«previousPage»:null,»nextPage»:null,»totalPages»:1},»uaTemplate»:» INDEX»,»infiniteScrollList»:[{«p»:1,»t»:481753}],»familyPanel»:{«topicInfo»:{«id»:481753,»title»:»Психология народов», «url»:»https://www. britannica.com/topic/The-Psychology-of-Peoples»,»description»:»Гюстав Ле Бон: В Les Lois Psychologiques de l’Evolution des peuples (1894; «Психология народов») он развил точку зрения, согласно которой история является продуктом расового или национального характера, а эмоция, а не интеллект, является доминирующей силой в социальной эволюции. Истинный прогресс он приписал работе…»,»type»:»ТЕМА»,»titleText»:»Психология народов»,»metaDescription»:»Другие статьи, где обсуждается психология народов: Гюстав Лебон: В «Les Lois Psychologiques de l’évolution des peuples» (1894; «Психология народов») он развил точку зрения, согласно которой история является продуктом расового или национального характера, при этом эмоции, а не интеллект, являются доминирующей силой в социальной эволюции. Настоящий прогресс он приписал работе…»,»identifierHtml»:»работе Ле Бона»,»identifierText»:»работе Ле Бона»,»alternateTitles»:»«Les Lois Psychologiques de l’Evolution des peuples» «,»topicClass»:»topic»,»topicKey»:»Психология-народов»,»articleContentType»:»INDEX»,»ppTecType»:»THING»,»gaTemplate»:»INDEX»,»topicType «:»INDEX»,»relativeUrl»:»/topic/Психология-народов»,»assemblyLinkPrefix»:»/media/1/481753/»},»topicLink»:{«title»:»Психология народов»,»url»:»https://www. britannica.com/topic/The-Psychology-of-Peoples»},»tocPanel»:{«title»:»Directory»,»itemTitle»:»Ссылки «,»toc»:null},»groups»:[]},»byline»:null,»citationInfo»:null,»websites»:null,»freeTopicReason»:»TOPIC_IS_INDEX_PAGE»,»topicCollectionLinks»:[], «articleSchemaMarkup»:{«keywords»:»Психология народов»,»wordcount»:0,»url»:»https://www.britannica.com/topic/The-Psychology-of-Peoples»,»description «:»Другие статьи, в которых обсуждается психология народов: Гюстав Лебон: В Les Lois Psychologiques de l’évolution des peuples (1894; «Психология народов») он развил точку зрения, согласно которой история является продуктом расового или национального характера, а эмоция, а не интеллект, является доминирующей силой в социальной эволюции. Настоящий прогресс он приписал работе…»,»издателя»:{«name»:»Encyclopedia Britannica»,»@type»:»Организация»,»logo»:{«url»:»https://corporate .britannica.com/wp-content/themes/eb-corporate/_img/logo.png»,»@type»:»ImageObject»}},»@context»:»https://schema.org»,»@ type»:»статья»},»studentArticle»:false,»initialLoad»:true,»moneyRedirectedArticle»:false}Обсуждается в биографии
- в Gustave Le Bon
в Les Lois Psychologiques de L’Evolution des Peuples (1894; Психология народов ). с эмоциями, а не интеллектом, доминирующей силой в социальной эволюции. Настоящим прогрессом он считал работу…
Подробнее
Потребность нравиться: психология нравления людям
Почему тебе сильный нужен, чтобы угодить и как его приручить
Когда ты в последний раз говорил кому-то Нет, я не могу тебе помочь с этим или У меня другое мнение ? Может показаться рискованным и эмоционально уязвимым устанавливать ограничения или отстаивать свои потребности или мнения (особенно если мы знаем, что они отличаются от других людей).
Конечно, это нормально — хотеть быть любимым и принятым, но для некоторых из нас потребность угодить настолько сильна, что мы должны пожертвовать своей идентичностью, нашими потребностями и желаниями, чтобы быть принятыми.
Наша потребность нравиться на самом деле больше потребность принадлежать. И наша потребность принадлежать, вероятно, была записана в нашей ДНК миллионы лет назад. Чтобы выжить, доисторический человек должен был формировать группы или племена, которые предлагали защиту от хищников, объединяли ресурсы и совместную работу. Итак, если вы не были приняты группой, существовала высокая вероятность того, что вы умрете от голода или будете съедены саблезубым тигром.
И хотя жить в одиночестве в современном обществе намного проще, это не очень удобно. Большинство из нас хотят принадлежать и формировать прочные связи с другими людьми. И нам очень больно, когда нас отвергают или критикуют другие. Мы боимся одиночества и того, что быть одиноким означает быть неадекватным или непривлекательным. Итак, мы идем на крайние меры, чтобы угодить другим, чтобы избежать отказа или отказа, чтобы избежать одиночества.
Меня учили, что важно заботиться о других и быть вежливым, и вас, вероятно, тоже учили. Что в этом плохого? Разве не так мы должны воспитывать наших детей? Ну, короткий ответ Да, конечно! Но, как и в большинстве случаев, дьявол кроется в деталях. Можно переборщить с вежливостью и заботливостью. Иногда мы называем это синдромом хорошей девочки, когда потребность угодить выходит из-под контроля, и мы становимся самоотверженными мучениками вместо уравновешенных взрослых.
Вопросы для размышления: Какой опыт превратил вас в человека, угождающего людям? Что способствовало вашему страху отказа, покинутости, конфликта или критики?
Да, мы должны думать о других людях. Мы должны заботиться об их чувствах и потребностях. Однако мы не должны только заботиться о других и преуменьшать или подавлять собственные чувства и потребности.
Вы так же важны, как и все остальные. И тем не менее, многие из нас ведут себя так, будто ничего не значат, если вообще имеют. Мы больше заботимся о других, чем о себе. Опять же, это может звучать как ценность, которую вы усвоили в детстве, но она не является устойчивой. Вы не сможете оставаться здоровым, терпеливым, добрым, энергичным, заботливым человеком, если будете постоянно отдавать, но никогда не пополнять свои потребности.
Это подводит нас к другой распространенной проблеме: мы не думаем, что у нас должны быть какие-то потребности, или ведем себя так, будто нам ничего не нужно. Мы хотим быть легкими в общении, не требующими особого ухода и приятными. Опять же, приятность — желательное качество, но нереалистично думать, что ваши потребности, идеи, интересы и ценности будут постоянно совпадать с потребностями других людей. Иногда у нас будут конфликты с другими, и это нормально. Здоровые отношения могут терпеть разногласия и разрешать конфликты.
У каждого есть потребности. Они варьируются от базовых (еда, вода, одежда, кров, сон) до более сложных (принадлежность, связь, понимание, физическая привязанность, умственная стимуляция, духовное просветление и т. д.). Когда мы не удовлетворяем свои собственные потребности (и просим других помочь нам удовлетворить наши потребности), мы физически истощены и больны, раздражительны и обижены, обескуражены или безнадежны.
Вопросы для размышления: Какие ваши потребности часто остаются неудовлетворенными? Что вы чувствуете, когда не заботитесь о себе или не выражаете свое мнение и желания? Почему вы недооцениваете свои потребности и идеи? Что происходит, когда вы это делаете?
Что приходит вам в голову, когда вы думаете о том, чтобы высказать свое мнение, попросить то, что вам нужно, или установить границы?
Возможно, ваш внутренний голос звучит примерно так:
Разозлятся ли?
Они возненавидят меня.
Я ужасный человек.
Я знаю, что я им не нравлюсь.
Они будут думать, что я сложный.
Что со мной не так?
Эти типы мыслей являются предположениями, если быть точнее, негативными предположениями, и они способствуют приятному для людей поведению.
Большую часть времени мы на самом деле не знаем, что другие люди думают о нас. У нас могут быть некоторые идеи, учитывая их поведение, но помните, что даже наши наблюдения фильтруются нашими предположениями и предвзятостью, поэтому они не совсем точны. Учтите, что ваши предположения могут быть ошибочными.
Конечно, некоторым людям не нравятся ни вы, ни ваше поведение. Это неизбежно. Мы не можем контролировать то, что другие думают о нас. Все, что мы можем сделать, это попытаться жить по-настоящему так, чтобы мы чувствовали себя хорошо в своем выборе и поступках. Когда вам нравится то, что вы делаете, вас не так заботит, одобряют ли это другие. Это потому, что ваша потребность во внешнем одобрении коренится в вашей собственной неуверенности. Вы хотите, чтобы другие одобряли ваши действия, потому что они не соответствуют вашим ценностям и/или вашим потребностям. Например, если мне нужно отдохнуть, потому что я заболеваю, и я скажу коллеге, что не могу заменить ее смену завтра, я, вероятно, не буду расстраиваться из-за этого. Мне не нужно ее одобрение, потому что я знаю, что делаю то, что мне нужно (отдыхаю).
Вопросы для размышления: Что мешает вам быть напористым? Как вы можете терпеть боль от того, что кто-то злится на вас или не любит вас? Как вы можете утешить себя? Что вы можете сказать себе, чтобы напомнить себе, что не соглашаться — это нормально, а удовлетворение собственных потребностей — это здорово?
Когда мы работаем над преодолением проблемы, связанной с угождением людям, нам необходимо найти баланс между удовлетворением других (удовлетворением их потребностей) и удовлетворением самих себя (удовлетворением собственных потребностей). Мы можем сделать это следующим образом:
- Признавая, что ваши потребности имеют такое же значение, как и потребности всех остальных критикуют или не любят
- Развитие или установление отношений с людьми, которые принимают вас такими, какие вы есть ваши убеждения и интересы)
- Быть настойчивым
- Устанавливать границы без чувства вины (помнить, что границы добры и полезны)
- Принятие того, что не всем вы нравитесь или все время будете счастливы с вами
- Поддержание компромисса в отношениях и ограничение времени с теми, кто не отвечает взаимностью
- Признание того, что вы не можете контролировать то, что о вас думают другие
Вопросы для размышления: Как вы можете сбалансировать свои потребности и потребности других людей? Как вы можете просить то, что вам нужно? Как вы можете выразить свое мнение и идеи более честно? Как улучшится ваше здоровье и отношения, если вы будете лучше заботиться о себе?
2020 Шэрон Мартин, LCSW.