Свойства ощущений
17.07.2012
Свойства ощущений — это пороги.
Абсолютный порог ощущений — это та минимальная интенсивность, при которой сигнал начинает осознаваться субъектом. Для разных видов ощущений существуют свои пороги, иногда значительно отличающиеся друг от друга.
Относительный (дифференциальный) порог, выражаемый законом Вебера — Фехнера, показывает, какое минимальное приращение интенсивности необходимо для того, чтобы ощутить изменение сигнала. Естественно, что чем больше исходный уровень, тем больше и порог. При тихом звуке достаточно слегка прибавить громкость, чтобы все ощутили разницу. Если же раздается громкая музыка или слышится сильный шум за окном, то незначительное их усиление нами не улавливается.
Ведущие свойства ощущений — это также адаптация, сенсибилизация и синестезия.
Адаптация — это способность органов чувств приспосабливаться, привыкать к новому, или изменившему интенсивность, сигналу.
Сенсибилизация связана с повышением чувствительности, снижением ее порога. Это свойство возникает в связи с усилением мотивации или определенными условиями жизни, требованиями профессиональной деятельности. Так, при высокой заинтересованности мы можем услышать звуки, которых бы не услышали в обычной ситуации (например, вам хочется услышать тихую речь, зная, что разговор идет именно о вас). Музыканты различают обертоны в звуке, кажущемся непрофессионалам единым тоном. Точно так же художники видят разные оттенки в едином для других цвете. Повышению чувствительности способствуют и условия жизни, например северные народы выделяют несколько оттенков белого цвета (единого для остальных), так как от состояния снега зависит многое в их жизни.
Синестезия основана на совместной работе нескольких анализаторов. Так, мы можем связать цвет со звуком (например цветомузыка) или с температурными ощущениями (теплые или холодные тона) и т.д. Синестезия помогает компенсировать и недостатки деятельности какого-то анализатора, например плохо слышащие люди различают звуки по вибрации. В любом случае такое совместное ощущение более устойчиво и лучше сохраняется в памяти, чем обычное.
Ключевые слова: Ощущение
Источник: Григорович Л.А., Педагогика и психология
Материалы по теме |
---|
Пороги ощущений и чувствительность Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций |
Развитие ощущений и восприятия Эйдемиллер Э.Г., Детская психиатрия |
Обонятельная система организма . .. |
Взаимодействие ощущений Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций |
Тертель А.Л., Психология. Курс лекций |
Варианты патологии ощущения: психическая гиперестезия, гинестезия и анестезия, сенестопатии … |
Рефлекторная природа ощущений Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека |
Чувствительность и пороги Теплов Б.М., Психология |
📖 15. Ощущение. Основные характеристики и свойства ощущений. Общая психология: Ответы на экзаменационные билеты. Маклаков А. Г. Страница 16. Читать онлайн
Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов. Следовательно, ощущение является чувственным отображением объективной реальности.
Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета. Каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определенными органами чувств. Например, можно слышать звук полета комара или ощутить его укус. В данном примере звук и укус являются раздражителями, воздействующими на органы чувств. Причем процесс ощущения отражает в сознании только звук и только укус, никак не связывая эти ощущения между собой, а следовательно с комаром. Это и является процессом отражения отдельных свойств предмета.
Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей. Так, Б. Г. Ананьев говорил о существовании одиннадцати видов ощущений. А. Р. Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения с другой).
Рассмотрим систематическую классификацию ощущений (рис. 7). Данная классификация была предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном. Рассматривая наиболее крупные и существенные группы ощущений, он разделил их на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения. Первые объединяют сигналы, поступающие из внутренней среды организма; вторые передают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для сознательного поведения. Рассмотрим основные типы ощущений по отдельности.
Рис. 7. Систематическая классификация основных видов ощущений
Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Рецепторы, воспринимающие информацию о состоянии внутренних органов, мышц и т. д., называются внутренними рецепторами. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям. Следует также отметить, что интероцептивные ощущения весьма часто называют органическими.
Проприоцептивные ощущения передают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Описываемая группа ощущений включает ощущение равновесия, или статическое ощущение, а также двигательное, или кинестетическое, ощущение.
Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и называются тельцами Паччини. В современной физиологии и психофизиологии роль проприоцепции как афферентной основы движений у животных была подробно изучена А. А. Орбели, П. К. Анохиным, а у человека Н. А. Бернштейном. Периферические рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха.
Третьей и самой большой группой ощущений являются экстероцептивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.
Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.
Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств. К таким ощущениям относятся слух и зрение. Следует отметить, что обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями, поскольку формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но в то же время молекулы, характеризующие запах предмета, с которыми происходит контакт обонятельного рецептора, несомненно, принадлежат данному предмету. В этом и заключается двойственность положения, занимаемого обонянием в классификации ощущений.
Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. Причем свойства могут быть не только специфическими, но и общими для всех видов ощущений. К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию, абсолютный и относительный пороги ощущений.
Качество это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый. Обоняние тоже предоставляет нам информацию о химических характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и др.
Следует иметь в виду, что весьма часто, когда говорят о качестве ощущений, имеют в виду модальность ощущений, поскольку именно модальность отражает основное качество соответствующего ощущения.
Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.
Длительность ощущения это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. Следует отметить, что у ощущений существует так называемый латентный (скрытый) период. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых 370 мс, а для вкусовых всего 50 мс.
Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, например, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель.
Отрицательный последовательный образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя. Например, свет темнота, тяжесть легкость, тепло холод и др. Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного рецептора к определенному воздействию.
И наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.
Все вышеописанные свойства в той или иной степени отражают качественные характеристики ощущений. Однако не менее важное значение имеют количественные параметры основных характеристик ощущений, иначе говоря, степень чувствительности. Человеческие органы чувств удивительно тонко работающие аппараты. Так, академик С. И. Вавилов экспериментально установил, что человеческий глаз может различать световой сигнал в 0,001 свечи на расстоянии километра. Энергия этого раздражителя настолько мала, что потребовалось бы 60 тыс. лет, чтобы с его помощью нагреть 1 см3 воды на 1°. Пожалуй, ни один физический прибор не обладает такой чувствительностью.
Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность и чувствительность к различию. Под абсолютной чувствительностью подразумевают способность ощущать слабые раздражители, а под чувствительностью к различию способность ощущать слабые различия между раздражителями. Однако не всякое раздражение вызывает ощущение. Мы не слышим тиканья часов, находящихся в другой комнате. Мы не видим звезд шестой величины. Для того чтобы ощущение возникло, сила раздражения должна иметь определенную величину. Минимальная величина раздражителя, при которых впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Раздражители, сила действия которых лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений, но это не значит, что они не оказывают никакого воздействия на организм.
Абсолютные пороги верхний и нижний определяют границы доступного нашему восприятию окружающего мира. По аналогии с измерительным прибором абсолютные пороги определяют диапазон, в котором сенсорная система может измерять раздражители, но кроме этого диапазона работу прибора характеризует его точность, или чувствительность. Величина абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность. Например, чувствительность двух людей будет выше у того, у кого появляются ощущения при воздействии слабого раздражителя, когда у другого человека ощущений еще не возникает (т. е. у кого меньше величина абсолютного порога). Следовательно, чем слабее раздражитель, вызывающий ощущение, тем выше чувствительность.
Психология ощущений. — ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ.
Страница 6 из 10
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ.
Ощущения – это форма отражения адекватных раздражителей. Так, адекватным возбудителем зрительного ощущения является электромагнитное излучение, характеризующееся длинами волн в диапазоне от 380 до 780 миллимикронов, которые трансформируются в зрительном анализаторе в нервный процесс, порождающий зрительное ощущение. Возбудимость – свойство живой материи приходить в состояние возбуждения под влиянием раздражителей и сохранять его следы в течение некоторого времени.
Слуховые ощущения — результат отражения звуковых волн, воздействующих на рецепторы. Тактильные ощущения вызываются действием механических раздражителей на поверхность кожи. Вибрационные, приобретающие особое значение для глухих, вызываются вибрацией предметов. Свои специфические раздражители имеют и другие ощущения (температурные, обонятельные, вкусовые). Однако различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: пространственная локализация – отображение места раздражителя в пространстве. Так, например, контактные ощущения (тактильные, болевые, вкусовые) соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает более “разлитой” и менее точной, чем тактильных.
Интенсивность ощущения – количественная характеристика, отражающая субъективную величину ощущения и определяющаяся силой действия раздражителя и функциональным состоянием анализатора.
Эмоциональный тон ощущений – качество ощущения, проявляющееся в его способности вызывать те или иные положительные или отрицательные эмоции.
Скорость ощущения (или временной порог) – минимальное время, необходимое для отражения внешнего воздействия.
Дифференцированность, тонкость ощущений
– показатель различительной чувствительности, способность к различению двух или нескольких раздражителей.Адекватность, точность ощущения – соответствие возникшего ощущения особенностям раздражителя.
Качество (ощущения данной модальности) – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущения и варьирующая в пределах данного вида ощущения (данной модальности). Так, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные — по насыщенности, цветовому тону и т.п. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи.
Устойчивость уровня чувствительности – длительность сохранения требуемой интенсивности ощущений.
Длительность ощущения – его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. Латентный период для различных видов ощущений неодинаков: для тактильных ощущений, например, он составляет 130 миллисекунд, для болевых — 370 миллисекунд. Вкусовое же ощущение возникает спустя 50 миллисекунд после нанесения на поверхность языка химического раздражителя.
Подобно тому как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением последнего. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии.
Зрительное ощущение обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после того, как перестает действовать вызвавший его раздражитель. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ по светлоте и цветности соответствует первоначальному раздражению. На инерции зрения, на сохранении зрительного впечатления в течение некоторого периода времени в виде положительного последовательного образа основан принцип кинематографа. Последовательный образ изменяется во времени, при этом положительный образ заменяется отрицательным. При цветных источниках света происходит переход последовательного образа в дополнительный цвет.
И. Гете в “Очерке учения о цвете” писал: “Когда я однажды под вечер зашел в гостиницу и в комнату ко мне вошла рослая девушка с ослепительно белым лицом, черными волосами и в ярко-красном корсаже, я пристально посмотрел на нее, стоявшую в полусумраке на некотором расстоянии от меня. После того, как она оттуда ушла, я увидел на противоположной от меня светлой стене черное лицо, окруженное светлым сиянием, одежда же вполне ясной фигуры казалась мне прекрасного зеленого цвета морской волны”.
Появление последовательных образов можно объяснить научно. Как известно, в сетчатке глаза предполагается наличие цветоощущающих элементов трех видов. В процессе раздражения они утомляются и становятся менее чувствительными. Когда мы смотрим на красный цвет, соответствующие ему приемники утомляются сильнее, чем другие, поэтому, когда на тот же участок сетчатки затем падает белый свет, остальные два вида приемников сохраняют большую восприимчивость и мы видим сине-зеленый цвет.
Слуховые ощущения, аналогично зрительным, тоже могут сопровождаться последовательными образами. Наиболее сравнимое явление при этом “звон в ушах”, т.е. неприятное ощущение, которым часто сопровождается воздействие оглушающих звуков. После действия на слуховой анализатор в течение нескольких секунд ряда коротких звуковых импульсов они начинают восприниматься слитно или приглушенно. Это явление наблюдается после прекращения действия звукового импульса и продолжается в течение нескольких секунд в зависимости от интенсивности и длительности импульса.
Подобное явление имеет место и в других анализаторах. Например, температурные, болевые и вкусовые ощущения также продолжаются некоторое время после действия раздражителя.
<< Предыдущая — Следующая >>
Оглавление |
---|
Психология ощущений. |
ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИИ. РОЛЬ ОЩУЩЕНИЙ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ. |
Эволюция психологических представлений об ощущении. |
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЩУЩЕНИЙ. ПОНЯТИЕ ОБ АНАЛИЗАТОРЕ. |
КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ. |
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ. |
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ИЗМЕРЕНИЕ. |
АДАПТАЦИЯ ОРГАНОВ ЧУВСТВ. |
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОЩУЩЕНИЙ: СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ И СИНЕСТЕЗИЯ. |
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ И УПРАЖНЕНИЕ. |
Все страницы |
Ощущение и восприятие | Введение в психологию |
Чему вы научитесь: различать ощущение и восприятие
Ощущение и восприятие — это два отдельных процесса, которые очень тесно связаны между собой. Ощущение — это информация о физическом мире, получаемая нашими сенсорными рецепторами, а восприятие — это процесс, посредством которого мозг выбирает, организует и интерпретирует эти ощущения. Другими словами, чувства являются физиологической основой восприятия. Восприятие одних и тех же чувств может варьироваться от одного человека к другому, потому что мозг каждого человека интерпретирует стимулы по-разному в зависимости от обучения, памяти, эмоций и ожиданий этого человека.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
- Дать определение ощущения и объяснить его связь с понятиями абсолютного порога, разностного порога и подсознательных сообщений
- Обсудите роль внимания, мотивации и сенсорной адаптации в восприятии
Ощущение
Что значит чувствовать что-то? Сенсорные рецепторы — это специализированные нейроны, которые реагируют на определенные типы раздражителей. Когда сенсорная информация обнаруживается сенсорным рецептором, ощущение произошло. Например, свет, попадающий в глаз, вызывает химические изменения в клетках, выстилающих заднюю часть глаза. Эти клетки передают сообщения в виде потенциалов действия (как вы узнали при изучении биопсихологии) в центральную нервную систему. Преобразование энергии сенсорного стимула в потенциал действия известно как трансдукция .
Вы, наверное, знали с начальной школы, что у нас есть пять чувств: зрение, слух (слух), обоняние (обоняние), вкус (вкус) и осязание (соматоощущение). Оказывается, это представление о пяти чувствах слишком упрощено. У нас также есть сенсорные системы, которые предоставляют информацию о равновесии (вестибулярное чувство), положении тела и движении (проприоцепция и кинестезия), боли (ноцицепция) и температуре (термоцепция).
Рисунок 1 . Абсолютный порог для обнаружения света выше, чем вы, вероятно, себе представляли — человеческий глаз может увидеть свечу в ясную ночь на расстоянии до 30 миль!
Чувствительность данной сенсорной системы к соответствующим раздражителям может быть выражена как абсолютный порог. Абсолютный порог относится к минимальному количеству энергии стимула, которое должно присутствовать, чтобы стимул обнаруживался в 50% случаев. Еще один способ подумать об этом — задаться вопросом, насколько тусклым может быть свет или насколько мягким может быть звук, который все же можно обнаружить в половине случаев. Чувствительность наших сенсорных рецепторов может быть весьма удивительной. Было подсчитано, что в ясную ночь наиболее чувствительные сенсорные клетки в задней части глаза могут обнаружить пламя свечи на расстоянии 30 миль (Okawa & Sampath, 2007). В тихих условиях волосковые клетки (рецепторные клетки внутреннего уха) могут улавливать тиканье часов на расстоянии 20 футов (Галантер, 19 лет).62).
Мы также можем получать сообщения, представленные ниже порога сознательного восприятия — они называются подсознательными сообщениями . Стимул достигает физиологического порога, когда он достаточно силен, чтобы возбуждать сенсорные рецепторы и посылать нервные импульсы в мозг: это абсолютный порог. Сообщение ниже этого порога называется подсознательным: мы получаем его, но не осознаем его. Следовательно, сообщение воспринято, но по какой-то причине не выбрано для обработки в рабочей или кратковременной памяти. На протяжении многих лет было много предположений об использовании подсознательных сообщений в рекламе, рок-музыке и аудиопрограммах самопомощи. Данные исследований показывают, что в лабораторных условиях люди могут обрабатывать информацию и реагировать на нее вне своего сознания. Но это не значит, что мы подчиняемся этим сообщениям, как зомби; на самом деле скрытые сообщения мало влияют на поведение за пределами лаборатории (Kunst-Wilson & Zajonc, 19).80; Ренсинк, 2004; Нельсон, 2008 г.; Радель, Саррацин, Легрен и Гобансе, 2009 г .; Лёрш, Дюрсо и Петти, 2013 г.).
Копнуть глубже: бессознательное восприятие
Рисунок 2 . Прайминг можно использовать для повышения производительности интеллектуального теста. Испытуемые, заряженные стереотипом профессора — своего рода интеллектуальным образцом для подражания, — превзошли тех, заряженных антиинтеллектуальным стереотипом. [Фото: Джереми Уилберн]
В наши дни большинство научных исследований бессознательных процессов направлено на то, чтобы показать, что людям не нужно сознание для определенных психологических процессов или поведения. Одним из таких примеров является формирование отношения. Самый основной процесс формирования отношения — это простое воздействие (Зайонц, 19 лет).68). Простое повторное восприятие стимула, такого как бренд на рекламном щите, который вы проходите каждый день, или песня, которую часто крутят по радио, делает его более позитивным. Интересно, что простое воздействие не требует сознательного осознания объекта установки. На самом деле эффекты простого воздействия возникают даже тогда, когда новые стимулы предъявляются подсознательно в течение очень короткого времени (например, Kunst-Wilson & Zajonc, 1980). Интересно, что в таких подсознательных экспериментах с простым воздействием участники указывают на предпочтение или положительное отношение к стимулам, которые они сознательно не помнят. Другим примером современных исследований бессознательных процессов является исследование грунтовка . Прайминг обычно опирается на надпороговые стимулы, а это означает, что обмен сообщениями может происходить неосознанно, но все же воспринимается, в отличие от подсознательного обмена сообщениями. Надпороговые сообщения воспринимаются сознательным разумом. Например, в одном исследовании покупатели слушали либо французскую, либо немецкую музыку (надпороговые сообщения) при покупке вина, и продажи из любой страны были выше, когда над головой звучала музыка из той же страны. [2] В известном эксперименте исследовательской группы под руководством американского психолога Джона Барга (Bargh, Chen, & Burrows, 1996), половина участников была подготовлена к стереотипу пожилых людей, выполняя языковое задание (они должны были составить предложения на основе списков слов). Эти списки содержали слова, обычно ассоциируемые с пожилыми людьми (например, «старый», «бинго», «трость», «Флорида»). Остальные участники получили языковое задание, в котором критические слова были заменены словами, не относящимися к пожилым людям. После того, как участники закончили, им сказали, что эксперимент окончен, но за ними тайно следили, чтобы узнать, сколько времени им потребуется, чтобы дойти до ближайшего лифта. Подготовленным участникам потребовалось значительно больше времени. То есть, после того, как они столкнулись со словами, которые обычно ассоциируются со старостью, они вели себя в соответствии со стереотипом пожилых людей: медлительностью. Подобные прайминг-эффекты проявлялись и в других областях. Например, Дейкстерхейс и ван Книппенберг (1998) продемонстрировали, что прайминг может улучшить интеллектуальные способности. Они попросили своих участников ответить на 42 общих вопроса, взятых из игры Trivial Pursuit. В обычных условиях участники правильно ответили примерно на 50% вопросов. Однако участники, сформированные стереотипом о профессорах, которых большинство людей считают умными, смогли правильно ответить на 60% вопросов. И наоборот, показатели участников, привитых стереотипом о «тупых» хулиганах, упали до 40%. Оба этих исследования с трудом воспроизводились, поэтому стоит отметить, что полученные выводы могут быть не такими убедительными, как сообщалось изначально.
Абсолютные пороги обычно измеряются в невероятно контролируемых условиях в ситуациях, оптимальных для чувствительности. Иногда нас больше интересует, какая разница в стимулах требуется, чтобы обнаружить разницу между ними. Это известно как просто заметная разница (jnd) или порог разницы . В отличие от абсолютного порога разностный порог изменяется в зависимости от интенсивности стимула. В качестве примера представьте себя в очень темном кинотеатре. Если бы зритель получил текстовое сообщение на свой мобильный телефон, из-за которого загорелся его экран, есть вероятность, что многие люди заметили бы изменение освещения в театре. Однако если бы то же самое произошло на ярко освещенной арене во время баскетбольного матча, мало кто бы это заметил. Яркость сотового телефона не меняется, но его способность обнаруживаться по изменению освещения резко различается в этих двух контекстах. Эрнст Вебер предложил эту теорию изменения порога различия в 1830-х годах, и она стала известна как Закон Вебера : Порог различия представляет собой постоянную долю исходного стимула, как показано в примере. Это идея о том, что большие стимулы требуют больших различий, чтобы их можно было заметить. Например, вашему другу будет гораздо сложнее достоверно определить разницу между 10 и 11 фунтами. (или 5 против 5,5 кг), чем для 1 и 2 фунтов.
Подумай об этом
Вспомните случай, когда вы не замечали что-то вокруг себя, потому что ваше внимание было сосредоточено на чем-то другом. Если кто-то указывал на это, были ли вы удивлены, что не заметили этого сразу?
Восприятие
Хотя наши сенсорные рецепторы постоянно собирают информацию из окружающей среды, именно то, как мы интерпретируем эту информацию, влияет на то, как мы взаимодействуем с миром. Восприятие относится к способу организации, интерпретации и сознательного восприятия сенсорной информации. Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. Обработка снизу вверх относится к тому факту, что восприятие строится на сенсорной информации. С другой стороны, то, как мы интерпретируем эти ощущения, зависит от наших доступных знаний, нашего опыта и наших мыслей. это называется обработка сверху вниз .
Посмотрите на фигуру на рис. 3 ниже. В одиночку ваш мозг занимается обработкой информации снизу вверх. Есть две толстые вертикальные линии и три тонкие горизонтальные линии. Нет контекста, чтобы придать ему конкретное значение, поэтому не используется нисходящая обработка.
Рисунок 3 . Что это за образ? Без какого-либо контекста вы должны использовать обработку снизу вверх.
Теперь посмотрите на одну и ту же фигуру в двух разных контекстах. В окружении последовательных букв ваш мозг ожидает, что форма будет буквой и завершит последовательность. В этом контексте вы воспринимаете линии как форму буквы «Б».
Рисунок 4 . При обработке сверху вниз вы используете контекст, чтобы придать смысл этому изображению.
Та же фигура, окруженная цифрами, теперь выглядит как цифра «13».
Рисунок 5 . При обработке сверху вниз вы используете контекст, чтобы придать смысл этому изображению.
В контексте ваше восприятие определяется вашими когнитивными ожиданиями. Теперь вы обрабатываете фигуру сверху вниз.
Один из способов понимания этой концепции состоит в том, что ощущение — это физический процесс, а восприятие — психологический. Например, зайдя на кухню и почувствовав запах выпекаемых булочек с корицей, ощущение — это обонятельные рецепторы, обнаруживающие запах корицы, но восприятие может быть «Ммм, это пахнет как хлеб, который пекла бабушка, когда семья собиралась на праздники».
Хотя наше восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле мы часто не воспринимаем стимулы, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени. Это известно как сенсорная адаптация . Представьте, что вы входите в класс со старыми аналоговыми часами. При первом входе в комнату можно услышать тиканье часов; когда вы начинаете разговаривать с одноклассниками или слушать, как ваш профессор приветствует класс, вы больше не замечаете тиканье. Часы все еще тикают, и эта информация все еще воздействует на сенсорные рецепторы слуховой системы. Тот факт, что вы больше не воспринимаете звук, демонстрирует сенсорную адаптацию и показывает, что, хотя ощущение и восприятие тесно связаны, они различны.
Внимание и восприятие
Есть еще один фактор, влияющий на ощущения и восприятие: внимание. Внимание играет важную роль в определении того, что ощущается по сравнению с тем, что воспринимается. Представьте, что вы находитесь на вечеринке, полной музыки, болтовни и смеха. Вы вовлекаетесь в интересную беседу с другом и отключаетесь от фонового шума. Если бы кто-то прервал вас, чтобы спросить, какая песня только что закончилась, вы, вероятно, не смогли бы ответить на этот вопрос.
Смотри
Убедитесь сами, как работает невнимательная слепота, просмотрев этот тест избирательного внимания от Simons and Chabris (1999):
Одна из самых интересных демонстраций того, насколько важно внимание для определения нашего восприятия окружающей среды, произошла в известном исследовании, проведенном Дэниелом Саймонсом и Кристофером Чабри (1999). В этом исследовании участники смотрели видео, на котором люди, одетые в черно-белую одежду, передавали баскетбольные мячи. Участников просили посчитать, сколько раз команда в белом передала мяч. Во время видео между двумя командами ходит человек, одетый в костюм черной гориллы. Вы могли бы подумать, что кто-то заметит гориллу, верно? Почти половина людей, просмотревших видео, вообще не заметили гориллу, несмотря на то, что она была хорошо видна в течение девяти секунд. Поскольку участники были настолько сосредоточены на том, сколько раз белая команда передавала мяч, они полностью отключили другую визуальную информацию. Неспособность замечать то, что полностью видно из-за недостатка внимания, называется 9.0017 слепота по невнимательности .
В аналогичном эксперименте исследователи проверили слепоту по невнимательности, попросив участников наблюдать за изображением, движущимся по экрану компьютера. Им было приказано сосредоточиться либо на белых, либо на черных объектах, не обращая внимания на другой цвет. Когда по экрану проходил красный крест, около трети испытуемых его не замечали (Most, Simons, Scholl, & Chabris, 2000).
Ссылка на обучение
Узнайте больше о слепоте по невнимательности на сайте проекта Noba.
Рисунок 6 . Почти треть участников исследования не заметили, что на экране промелькнул красный крест, потому что их внимание было сосредоточено на черных или белых фигурах. (кредит: Кори Занкер)
Мотивация, ожидания и восприятие
Мотивация также может влиять на восприятие. Вы когда-нибудь ожидали очень важного телефонного звонка и, принимая душ, вам казалось, что вы слышите телефонный звонок, но обнаруживали, что это не так? Если это так, то вы испытали, как мотивация обнаружить значимый стимул может изменить нашу способность различать истинный сенсорный стимул и фоновый шум. Способность идентифицировать раздражитель, когда он встроен в отвлекающий фон, называется 9.0017 теория обнаружения сигнала . Это также может объяснить, почему мать просыпается от тихого бормотания своего ребенка, а не от других звуков, которые раздаются во сне. Теория обнаружения сигналов имеет практическое применение, например, для повышения точности авиадиспетчеров. Контроллеры должны иметь возможность обнаруживать самолеты среди множества сигналов (вспышек), появляющихся на экране радара, и следить за этими самолетами, когда они движутся по небу. На самом деле первоначальная работа исследователя, разработавшего теорию обнаружения сигналов, была сосредоточена на повышении чувствительности авиадиспетчеров к сигналам самолетов (Светс, 1964).
На наше восприятие также могут влиять наши убеждения, ценности, предрассудки, ожидания и жизненный опыт. Как вы увидите далее в этом модуле, люди, лишенные опыта бинокулярного зрения в критические периоды развития, имеют проблемы с восприятием глубины (Fawcett, Wang, & Birch, 2005). Общий опыт людей в данном культурном контексте может иметь выраженное влияние на восприятие. Например, Маршалл Сегал, Дональд Кэмпбелл и Мелвилл Херсковиц (19 лет).63) опубликовали результаты многонационального исследования, в котором они продемонстрировали, что люди из западных культур более склонны испытывать определенные типы зрительных иллюзий, чем люди из незападных культур, и наоборот. Одной из таких иллюзий, с которой чаще всего сталкивались жители Запада, была иллюзия Мюллера-Лайера: линии кажутся разной длины, но на самом деле они одинаковой длины.
Рисунок 7 . В иллюзии Мюллера-Лайера линии кажутся разной длины, хотя они идентичны. (a) Стрелки на концах линий могут сделать линию справа более длинной, хотя линии имеют одинаковую длину. (b) Применительно к трехмерному изображению линия справа снова может казаться более длинной, хотя обе черные линии имеют одинаковую длину.
Эти различия в восприятии согласовывались с различиями в типах особенностей окружающей среды, которые люди регулярно испытывают в данном культурном контексте. Люди в западных культурах, например, воспринимают здания с прямыми линиями, что в исследовании Сегалла названо плотницким миром (Segall et al., 1966). Напротив, люди из некоторых незападных культур с незастроенным видом, такие как зулусы в Южной Африке, чьи деревни состоят из круглых хижин, расположенных по кругу, менее подвержены этой иллюзии (Segall et al. , 19).99). Культурные факторы влияют не только на зрение. Действительно, исследования показали, что способность идентифицировать запах и оценивать его приятность и интенсивность варьируется в зависимости от культуры (Ayabe-Kanamura, Saito, Distel, Martínez-Gómez, & Hudson, 1998).Дети, описываемые как искатели острых ощущений, с большей вероятностью демонстрируют вкусовые предпочтения в отношении интенсивных кислых вкусов (Liem, Westerbeek, Wolterink, Kok, & de Graaf, 2004), что позволяет предположить, что основные аспекты личности могут влиять на восприятие. Кроме того, люди, которые положительно относятся к продуктам с пониженным содержанием жира, с большей вероятностью оценят продукты с пометкой «с пониженным содержанием жира» как более вкусные, чем люди, которые менее позитивно относятся к этим продуктам (Aaron, Mela, & Evans, 19).94).
Смотри
Посмотрите различия между ощущением и восприятием в этом видео CrashCourse Psychology:
youtube.com/embed/unWnZvXJh3o?feature=oembed» allowfullscreen=»»>Подумай об этом
. Вспомните случай, когда вы не замечали что-то вокруг себя, потому что ваше внимание было сосредоточено на чем-то другом. Если кто-то указывал на это, были ли вы удивлены, что не заметили этого сразу?
Глоссарий
абсолютный порог: минимальное количество энергии стимула, которое должно присутствовать для обнаружения стимула в 50% случаев
восходящая обработка: система, в которой восприятие строится на основе сенсорной информации требуется для обнаружения разницы между стимулами
эффектами простого воздействия : результат развития более положительного отношения к стимулу после повторных случаев простого воздействия на него.
восприятие: способ, которым сенсорная информация интерпретируется и воспринимается сознательно
прайминг : процесс, с помощью которого недавний опыт повышает доступность черты.
ощущение: что происходит, когда сенсорная информация обнаруживается сенсорным рецептором
теория обнаружения сигнала: изменение в обнаружении стимула как функция текущего психического состояния осведомленность
обработка сверху вниз: интерпретация ощущений зависит от имеющихся знаний, опыта и мыслей
сенсорная адаптация : снижение чувствительности после длительного воздействия раздражителя к потенциалу действия
Закон Вебера : открытие Эрнста Вебера о том, что порог различия представляет собой постоянную долю первоначального стимула, а более сильные стимулы требуют, чтобы были замечены более крупные различия
- Север, «A & Hargreaves, David & McKendrick, Jennifer. (1999). Влияние музыки в магазине на выбор вин. Журнал прикладной психологии. 84. 271–276. 10.1037/0021-9010.84.2.271». ↵
- Север, «A & Hargreaves, David & McKendrick, Jennifer. (1999). Влияние музыки в магазине на выбор вин. Journal of Applied Psychology. 84. 271-276. 10.1037/0021-9010.84.2.271″. ↵
Лицензии и атрибуции
Контент по лицензии CC, совместно используемый ранее
- Ощущение против восприятия. Автор : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/psychology/pages/5-1-sensation-versus-perception. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Загрузите бесплатно по адресу http://cnx.org/contents/[email protected]
- Введение в сенсацию. Предоставлено : Безгранично. Расположен по адресу : https://www.coursehero.com/study-guides/boundless-psychology/. Проект : Безграничная психология. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Копайте глубже в подсознание и образ. Автор : Ap Dijksterhuis Radboud. Предоставлено : Университет Неймегена. Расположен по адресу : https://nobaproject.com/modules/the-unенциальное. Проект : Проект Ноба. Лицензия : CC BY-NC-SA: Attribution-NonCommercial-ShareAlike
- Ощущение и восприятие, последний пример закона Вебера. Автор : Адам Джон Привитера. Предоставлено : Общественный колледж Чемекета. Расположен по адресу : https://nobaproject.com/modules/sensation-and-perception. Проект : Проект Ноба. Лицензия : CC BY-NC-SA: Attribution-NonCommercial-ShareAlike
- Свеча в темноте. Автор : pratanti. Предоставлено : Flickr. Расположен по адресу : https://www.flickr.com/photos/pratanti/3631956828. Лицензия : CC BY: Атрибуция
- Раздел о восходящей и нисходящей обработке. Авторы : доктор Скотт Робертс, доктор Райан Кертис, Саманта Леви и доктор Дилан Селтерман. Предоставлено : OpenPsyc. Расположен по адресу : http://openpsyc.blogspot.com/2014/06/bottom-up-vs-top-down-processing.html. Лицензия : CC BY-NC-SA: Attribution-NonCommercial-ShareAlike
Все права защищены.
Предоставлено : CrashCourse. Лицензия : Другое . Условия лицензии : Стандартная лицензия YouTubeКонтент, являющийся общественным достоянием
- Живопись. Автор : Поль Синьяк. Предоставлено : Wikimedia. Расположен по адресу : https://en.wikipedia.org/wiki/Soci%C3%A9t%C3%A9_des_Artistes_Ind%C3%A9pendants#/media/File:Signac_-_Portrait_de_F%C3%A9lix_F%C3%A9n%C3%A9on.jpg . Лицензия : Общественное достояние: Нет данных Авторское право
Ощущение и наблюдение | Метафизика разума
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicМетафизика разумаМетафизикаФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicМетафизика разумаМетафизикаФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Кенни, Энтони,
«Ощущение и наблюдение»
,
Метафизика Mind
(
Оксфорд,
1992;
Online Edn,
Oxford Academic
, 3 октября 2011 г.
), HTTPS://doi.org/10.1093/acprifof :oso/9780192830708.003.0007,
, по состоянию на 6 октября 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicМетафизика разумаМетафизикаФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicМетафизика разумаМетафизикаФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
Эта глава начинается с краткого обсуждения того, чем все пять похожи друг на друга, и причин, по которым их всех объединяют в группы как чувства. Затем она прослеживает историю философии ощущений от ее истоков у философа, который был и первым систематическим психологом, и первым систематическим физиологом, а именно у Аристотеля. Утверждается, что ощущение — это не то же самое, что получение информации о чувственных объектах; чувство — это, по сути, модальность получения информации в модальности, которая допускает удовольствие и боль. Различие между интеллектуальным знанием, которое p и ощущение, что p следует искать, как сказал Аристотель, в различном отношении каждого способа познания к страданию и удовольствию, понимаемым в самом широком смысле.
Ключевые слова: чувства, ощущение, наблюдение, Аристотель
Субъект
Метафизика Философия разума
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Вход с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Войти с помощью личного кабинета
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Введение в ощущения и восприятие
Если бы вы стояли посреди этой уличной сцены, вы бы поглощали и обрабатывали многочисленные сенсорные входные данные. (кредит: модификация работы Кори Занкера)
Представьте, что вы стоите на углу городской улицы. Вас может поразить движение повсюду, когда машины и люди занимаются своими делами, звук мелодии уличного музыканта или звук гудка вдалеке, запах выхлопных газов или еды, которую продает ближайший продавец, и ощущение твердого асфальта под ногами.
Мы полагаемся на наши сенсорные системы, чтобы получить важную информацию об окружающей среде. Мы используем эту информацию, чтобы успешно ориентироваться в окружающей среде и взаимодействовать с ней, чтобы находить пищу, искать убежище, поддерживать социальные отношения и избегать потенциально опасных ситуаций. Но хотя сенсорная информация имеет решающее значение для нашего выживания, в любой момент времени доступно так много информации, что мы были бы ошеломлены, если бы были вынуждены обращать внимание на все это. На самом деле, мы осознаем лишь часть сенсорной информации, получаемой нашими сенсорными системами в любой момент времени.
В этом модуле представлен обзор того, как сенсорная информация принимается и обрабатывается нервной системой, и как это влияет на наше сознательное восприятие мира. Мы начинаем с изучения различия между ощущением и восприятием. Затем мы рассмотрим физические свойства световых и звуковых раздражителей, а также обзор базовой структуры и функций основных сенсорных систем. Модуль завершится обсуждением исторически важной теории восприятия, называемой гештальт-теорией. Эта теория пытается объяснить некоторые основные принципы восприятия.
Аарон, Дж. И., Мела, Д. Дж., и Эванс, Р. Э. (1994). Влияние взглядов, убеждений и информации на этикетках на восприятие спреда с пониженным содержанием жира. Аппетит, 22, 25–37.
Абрайра, В.Э., и Гинти, Д.Д. (2013). Сенсорные нейроны осязания. Нейрон, 79 , 618–639.
Аябе-Канамура, С., Сайто, С., Дистель, Х., Мартинес-Гомес, М., и Хадсон, Р. (1998). Различия и сходства в восприятии повседневных запахов: японско-немецкое кросс-культурное исследование. Анналы Нью-Йоркской академии наук, 855 , 694–700.
Чен, К., Дэн, Х., Браут, С.Э., Дин, Л., и Тан, Ю. (2012). Снижена производительность наведения на добычу у гадюк с контралатерально закрытыми инфракрасными и визуальными органами чувств. PloS ONE, 7 (5), e34989. doi:10.1371/journal.pone.0034989
Комфорт, А. (1971). Вероятность человеческих феромонов. Природа, 230 , 432–479.
Коррелл, Дж., Парк, Б., Джадд, К.М., и Виттенбринк, Б. (2002). Дилемма полицейского: использование этнической принадлежности для устранения неоднозначности потенциально угрожающих лиц. Журнал личности и социальной психологии, 83 , 1314–1329.
Коррелл, Дж., Урланд, Г.Р., и Ито, Т.А. (2006). Потенциалы, связанные с событием, и решение стрелять: роль восприятия угрозы и когнитивного контроля. Журнал экспериментальной социальной психологии, 42 , 120–128.
Дункл Т. (1982). Звук тишины. Наука, 82 , 30–33.
Фосетт С.Л., Ван Ю. и Берч Э.Э. (2005). Критический период восприимчивости человека к стереопсису. Исследовательская офтальмология и визуальные науки, 46 , 521–525.
Ферлоу, Ф. Б. (1996, 2012). Запах любви. Получено с http://www.psychologytoday.com/articles/200910/the-smell-love
.Галантер, Э. (1962). Современная психофизика. В книге Р. Брауна, Э. Галантера, Э. Х. Гесса и Г. Мандлера (ред.), Новые направления в психологии. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
Гарланд, Э. Л. (2012). Обработка боли в нервной системе человека: выборочный обзор ноцицептивных и биоповеденческих путей. Первичная медицинская помощь, 39 , 561–571.
Гулкасян, П. и Вудбери, К. (2010). Эффекты грунтовки с неоднозначными фигурами. Внимание, Восприятие и психофизика, 72 , 168–178.
Гроте, Б., Пека, М., и Макалпайн, Д. (2010). Механизмы локализации звука у млекопитающих. Physiological Reviews, 90 , 983–1012.
Hartline, PH, Kass, L., & Loop, MS (1978). Слияние модальностей в зрительном тектуме: инфракрасная и визуальная интеграция у гремучих змей. Наука, 199 , 1225–1229.
Кайзер, ПК (1997). Радость визуального восприятия: Интернет-книга . Получено с http://www.yorku.ca/eye/noframes.htm
Хан, С., и Чанг, Р. (2013). Анатомия вестибулярной системы: обзор. Нейрореабилитация, 32 , 437–443.
Киннамон, С.К., и Ванденбеух, А. (2009). Рецепторы и передача вкусовых раздражителей умами. Анналы Нью-Йоркской академии наук, 1170 , 55–59.
Кунст-Уилсон, В. Р., и Зайонц, Р. Б. (1980). Аффективное различение раздражителей, которые невозможно распознать. Наука, 207 , 557–558.
Лакнер, Дж. Р., и ДиЗио, П. (2005). Вестибулярный, проприоцептивный и тактильный вклады в пространственную ориентацию. Ежегодный обзор психологии, 56 , 115–147.
Land, EH (1959). Цветовое зрение и естественное изображение. Часть 1. Труды Национальной академии наук, 45 (1), 115–129..
Лием, Д.Г., Вестербек, А., Вольтеринк, С., Кок, Ф.Дж., и де Грааф, К. (2004). Кислые вкусовые предпочтения детей связаны с предпочтением новых и интенсивных раздражителей. Химические чувства, 29 , 713–720.
Лодовичи, К., и Беллучио, Л. (2012). Одорантные рецепторы в формировании схемы обонятельной луковицы. Физиология, 27 , 200–212.
Лёрш, К., Дюрсо, Г.Р.О., и Петти, Р.Е. (2013). Превратности желания: механизм сопоставления подсознательного убеждения. Социальная психология и наука о личности, 4 (5), 624–631.
Маффеи, А., Хейли, М., и Фонтанини, А. (2012). Нейронная обработка вкусовой информации в инсулярных цепях. Текущее мнение по нейробиологии, 22 , 709–716.
Милнер, А.Д., и Гудейл, Массачусетс (2008). Пересмотрены две визуальные системы. Нейропсихологический, 46 , 774–785.
Мидзусигэ, Т., Иноуэ, К., Фушики, Т. (2007). Почему сало такое вкусное? Химический прием жирных кислот на языке. Journal of Nutritional Science and Vitaminology, 53 , 1–4.
Мост, С. Б., Саймонс, Д. Дж., Шолль, Б. Дж., и Чабрис, К. Ф. (2000). Устойчивая невнимательная слепота: роль местоположения в обнаружении неожиданных динамических событий. ПСИХИКА, 6 (14).
Нельсон, М. Р. (2008). Скрытые уговоры: тогда и сейчас. Журнал рекламы, 37 (1), 113–126.
Ниимура, Ю., и Ней, М. (2007). Обширные приобретения и потери генов обонятельных рецепторов в эволюции млекопитающих. PLoS ONE, 2 , e708.
Окава, Х., и Сампат, А. П. (2007). Оптимизация передачи однофотонного ответа в биполярном синапсе типа «палочка-палочка». Физиология, 22 , 279–286.
Пейн, Б.К. (2001). Предубеждение и восприятие: роль автоматических и контролируемых процессов в неправильном восприятии оружия. Журнал личности и социальной психологии, 81 , 181–192.
Пейн, Б.К., Симидзу, Ю., и Джейкоби, Л.Л. (2005). Ментальный контроль и визуальные иллюзии: к объяснению ошибочной идентификации оружия по признаку расы. Журнал экспериментальной социальной психологии, 41 , 36–47.
Пек, М. (2012, 19 июля). Как фильм навсегда изменил мировоззрение одного человека . Получено с http://www.bbc.com/future/story/20120719-awoken-from-a-2d-world
.Петерсон, Массачусетс, и Гибсон, Б.С. (1994). Должна ли организация фигура-фон предшествовать распознаванию объекта? Предположение в опасности. Психологические науки, 5 , 253–259.
Пето, Г., и Ри, П. В. (2012). Сенсорные и сигнальные механизмы брадикинина, эйкозаноидов, фактора активации тромбоцитов и оксида азота в периферических ноцицепторах. Physiological Reviews, 92 , 1699–1775.
Проске, У. (2006). Кинестезия: роль мышечных рецепторов. Мышцы и нервы, 34 , 545–558.
Проске, У., и Гандевиа, Южная Каролина (2012). Проприоцептивные чувства: их роль в передаче сигналов о форме тела, положении и движении тела, а также мышечной силе. Physiological Reviews, 92 , 1651–1697.
Первис, К., и Хейнс, Н. Б. (1972). Влияние близости самок крыс на репродуктивную систему самцов крыс. Физиология и поведение, 9 , 401–407.
Радель, Р., Саррацин, П., Легрен, П., и Гобансе, Л. (2009). Подсознательная подготовка мотивационной ориентации в образовательных учреждениях: влияние на успеваемость, обусловленное внимательностью. Журнал исследований личности, 43 (4), 1–18.
Раушекер, Дж. П., и Тиан, Б. (2000). Механизмы и потоки обработки «что» и «где» в слуховой коре. Proceedings of the National Academy of Sciences, USA, 97 , 11800–11806.
Ренье, Л. А., Анурова, И., Де Волдер, А. Г., Карлсон, С., ВанМетер, Дж., и Раушекер, Дж. П. (2009). Мультисенсорная интеграция звуков и вибротактильных раздражителей в потоки обработки «что» и «где». Journal of Neuroscience, 29 , 10950–10960.
Ренсинк, Р. А. (2004). Визуальное восприятие без видения. Психологические науки, 15 , 27–32.
Рок, И., и Палмер, С. (1990). Наследие гештальт-психологии. Scientific American, 262 , 84–90.
Ропер, Южная Дакота (2013). Вкусовые луковицы как периферические хемосенсорные рецепторы. Семинары по клеточной биологии и биологии развития, 24 , 71–79.
Рассел, MJ (1976). Обонятельная коммуникация человека. Природа, 260 , 520–522.
Сакс, Б. Д. (1997). Эрекция, вызываемая у самцов крыс запахом в воздухе эстральных самок. Физиология и поведение, 62 , 921–924.
Сегал, М. Х., Кэмпбелл, Д. Т., и Херсковиц, М. Дж. (1963). Культурные различия в восприятии геометрических иллюзий. Наука, 139 , 769–771.
Сегал, М. Х., Кэмпбелл, Д. Т., и Херсковиц, М. Дж. (1966). Влияние культуры на зрительное восприятие. Индианаполис: Боббс-Меррилл.
Сегал, М. Х., Дасен, П. П., Берри, Дж. В., и Поортинга, Ю. Х. (1999). Поведение человека в глобальной перспективе (2-е изд.). Бостон: Аллин и Бэкон.
Семаан, М. Т., и Мегерян, Калифорния (2010). Современные взгляды на патофизиологию болезни Меньера: последствия для лечения. Текущее мнение в области отоларингологии и хирургии головы и шеи, 18 (5), 392–398.
Шамма, С. (2001). О роли пространства и времени в слуховой обработке. Тенденции в когнитивных науках, 5 , 340–348.
Саймонс, Д.Дж., и Чабрис, К.Ф. (1999). Гориллы среди нас: устойчивая слепота по невнимательности к динамическим событиям. Восприятие, 28 , 1059–1074.
Спорс, Х., Албеану, Д. Ф., Мурти, В. Н., Ринберг, Д., Учида, Н., Ваховиак, М., и Фридрих, Р. В. (2013). Освещение обонятельной обработки позвоночных. Journal of Neuroscience, 32 , 14102–14108.
Спрей, округ Колумбия (1986). Кожные температурные рецепторы. Ежегодный обзор физиологии, 48 , 625–638.
Штамм, GM (2003). Насколько хорошо слышат собаки и другие животные? Получено с http://www.lsu.edu/deafness/HearingRange.html
Светс, Дж. А. (1964). Обнаружение и распознавание сигналов людьми-наблюдателями. Психологический бюллетень, 60 , 429–441.
Унгерлейдер, Л. Г., и Хаксби, Дж. В. (1994). «Что» и «где» в человеческом мозгу. Текущее мнение по нейробиологии, 4 , 157–165.
Национальная медицинская библиотека США. (2013). Справочник по генетике: Врожденная нечувствительность к боли. Получено с http://ghr.nlm.nih.gov/condition/congenital-insensitivity-to-pain
.Весера, С.П., и О’Рейли, Р.К. (1998). Организация фигура-фон и процессы распознавания объектов: интерактивная учетная запись. Журнал экспериментальной психологии — человеческое восприятие и деятельность, 24 , 441–462.
Вакакува, М., Ставенга, Д.Г., и Арикава, К. (2007). Спектральная организация омматидиев у насекомых, посещающих цветы. Фотохимия и фотобиология, 83 , 27–34.
Веллер, А. (1998). Человеческие феромоны: общение через запах тела . Природа, 392 , 126–127.
Уэллс, Д.Л. (2010). Домашние собаки и здоровье человека: обзор.