Психология подражание: ПОДРАЖАНИЕ | Энциклопедия Кругосвет

Содержание

Эффект подражания в психологии — Практическая психология на Aboutyourself.ru

Автор Татьяна в . Опубликовано Социальная психология Последнее обновление: 13/12/2015

Эффектом подражания называют стремление людей перенимать определенные модели поведения, стиль и отношение у других. Психологи считают, что эффект подражания можно отнести к когнитивным ошибкам, которые влияют на принимаемые решения и поступки человека.
Конечно, они помогают моделировать ситуацию и принимать решения быстрее, но довольно часто приводят и к ошибкам.

Примеры

  • Мода. Многие вещи люди начинают носить после того, как видят их на других.
  • Музыка. Очень часто, когда человек начинает слушать какую-то новую для себя группу или новый жанр, окружающие тоже начинают ими интересоваться.
  • Диеты. Если все вокруг увлекаются популярной диетой, то велика вероятность, что и вы ей заинтересуетесь.

Почему люди заражаются популярными идеями?

Почему вообще возникает эффект подражания? Считается, что на человека очень сильно давят социальные нормы. Если большинство членов группы делают определенную вещь, отказаться от нее человеку становится сложно. Такое влияние затрагивает самые разные аспекты поведения — от выбора одежды до выбора политических лидеров.

Эффект подражания — это один из видов группового мышления.

Люди хотят чувствовать, что они правы. Они смотрят на других и ожидают увидеть, что правильно, что приемлемо, а что нет. И если большинство ведет себя определенным образом, значит, это правильно.

Особую роль играет также боязнь изоляции. Никто не хочет быть белой вороной, всем хочется быть принятыми и понятыми. И потребность в этом признании заставляет людей принимать нормы и ценности большинства.

Стоит отметить, что эффект этот — явление весьма неустойчивое. Люди легко перенимают предпочтения, и так же легко от них отказываются.

Может ли эффект подражания представлять опасность?

Можем привести несколько примеров негативного воздействия эффекта подражания:

  • Родители, наслушавшиеся противников вакцинации, зачастую отказываются делать детям прививки. Так, именно антивакцинальная пропаганда считается основной причиной недавней вспышки кори в США.
  • Исследователи обнаружили, что когда на выборах лидирует определенный кандидат, люди часто меняют свое мнение в его пользу, стремясь занять сторону победителя. Во время президентских выборов 1992 года в США проводилось одно исследование. Согласно результатам, студенты, которым говорили, что, по данным опросов, в предвыборной гонке лидирует Билл Клинтон, сторонники Буша меняли свою позицию и голосовали за Клинтона. Выбор президента — решение судьбоносное для всей страны, подходить к этому так легкомысленно не стоит.

Впрочем, не так уж и плох эффект подражания: ведь люди перенимают и полезные привычки: кто-то бросает курить, кто-то начинает заниматься спортом…

Теги: подражание, Социальная психология

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Что такое подражание поведению в психологии и на чём оно основано

Поддержание – это процесс, в котором один человек следует во всем другому человеку, группе, образцу. Копирует его действия, внешний вид, даже его мысли.

В этой статье:

Подражание – естественный процессПосмотри, а затем повториПодражание – это один из механизмов интеграции группыВиды подражанияПодражание зависит от возрастаПример для подражания

Подражание – естественный процесс

Фото автора Maria Orlova: Pexels

Бывало ли такое, что ты оказываешься в неизвестной обстановке? На каком-нибудь мероприятии, где ты никого не знаешь и не понимаешь, как себя вести. Ты испытываешь чувство неловкости, даже тревоги, но не хочешь стоять как вкопанная и молчать, боясь показаться странной.

В такой ситуации, велика вероятность, что ты, даже не зная, как быть, начнешь делать то, что делают все окружающие. Все смеются, и ты рассмеешься. Все пошли на веранду – и ты пошла. Все держатся по-деловому строго – и ты выпрямишь спину, сделаешь серьезное лицо.

Сама того не замечая, ты «вольешься» в коллектив, и окружающие примут тебя за свою.

Начнут с тобой разговаривать, охотно отвечать на вопросы, оценят твое остроумное замечание. Ученые долго изучали этот феномен и в рамках психологии толпы, и с эволюционной точки зрения, и даже поднимали эту тему, говоря о конформизме и силе воле. На деле все сводиться к одному – посредством подражания человек быстрее адаптируется к новой ситуации.

Посмотри, а затем повтори

Механизму подражания мы учимся с самого детства. Всем нам говорили: посмотри, а затем повтори. Во многом мы учимся именно благодаря подражанию. И учимся мы не только читать, писать или танцевать. Благодаря подражанию мы усваиваем большинство социальных норм.

Я хочу быть тобой! Подражание.

Как есть, как вести себя за столом, на концерте, на детской площадке. А еще подражание формирует наши духовные ценности. Большинство моральных норм, принципов и ценностей мы усваиваем именно с помощью механизма подражания.

Подражание – это один из механизмов интеграции группы

В процессе взаимодействия члены группы вырабатывают общие стереотипы поведения и эталоны. Подражание определяет принадлежность к этой группе, укрепляет человека в его статусе в этой группе.

На внешнем уровне это проявляется крайне ярко, особенно в одежде. Униформа военных, белый халат врача, деловой костюм бизнесмена – это внешние проявления принадлежности к группе. С помощью одежды мы показываем к какой группе принадлежим, какой доход имеем, какие разделяем установки и убеждения.

Подражание в одежде помогает нам определить кто «свой», а кто «чужой». Мы больше склонны доверять «своим» людям, считаем их мнение более авторитетным и правильным.

В свое время был проведен интересный социальный эксперимент. К людям, которые шли с работы и были одеты в деловые костюмы, подходил человек, одетый как байкер и просил у них помощи. Большинство из них отказались ему помогать. Когда к ним подошел человек, одетый в деловой костюм, почти 100% испытуемых ему помогли.

Тогда провели обратный эксперимент. К байкерам подошел человек, одетый в деловой костюм и просил помощи. Ему почти никто не помог. А когда к ним подошел человек, одетый как байкер – почти все откликнулись на призыв.

Мы охотнее вступаем в контакт с людьми, которые ближе к нашему социальному статусу.

Фото автора RODNAE Productions: Pexels

Подражание – это во многом бегство от одиночества. Желание быть частью определенной группы. Это не хорошо, и не плохо. Это нормально. Все мы боимся чувства изоляции. Мы хотим быть понятыми и принятыми, у каждого из нас есть потребность в признании.

Виды подражания

  • осознанное или бессознательное;
  • полное или частичное;
  • добровольное или принудительное;
  • творческое или буквальное.

Подражание бывает осознанным, когда мы сознательно копируем поведение или внешность другого человека. А бывает неосознанным, когда на нас оказывает влияние группа. Тогда подражание выступает как часть мышления толпы. Мы невольно начинаем подчиняться правилам той или иной группы, начинаем разделять их мировоззрение, их образ жизни.

Фото автора Ivan Samkov: Pexels

Даже если у тебя нет определенного кумира, в той или иной степени ты постоянно подражаешь кому-то. Людям своей профессии. Авторитетным деятелями. Близким, которых ты ценишь и уважаешь. Друзьям и знакомым, чьи идеи и взгляды ты разделяешь. Полное или абсолютное подражание, как правило, зацикливается на определенном человеке, кумире.

Чем ниже индивидуальное сознание, тем сильнее выражается процесс подражания. Потребность находиться в группе, среди своих, снижает рациональное критическое мышление, зато повышает наше эмоциональное состояние, которое мы желаем разделить с единомышленниками.

В такой момент процесс подражания проявляется как никогда ярко. Мы начинаем неосознанно копировать паттерны поведения окружающих, которые находятся в похожем эмоциональном состоянии. Такое явление можно наблюдать, например, на концертах известных музыкантов или на спортивных соревнованиях.

В такие моменты происходит эмоциональное заражение, что усиливает эффект подражания, который доходит до пика. Затем следует спад. Подражание не может продолжаться бесконечно, энергия исчерпывается, а потребность признания и принадлежности удовлетворяется на какое-то время. Человек восстанавливает контроль над своим поведением.

Фото автора Galvão Menacho: Pexels

Подражание зависит от возраста

Механизмы подражания проявляются по-разному в зависимости от нашего возраста, поэтому разделяют подражание:

  • у детей;
  • у подростков;
  • у взрослых.

В детстве мы в большинстве своем подражаем родителям и другим значимым для нас взрослым. В школе подражание выступает как механизм адаптации к новой среде, принадлежности к определенной большой группе (учеников), и приобретении определенных навыков поведения.

В подростковый период – подражание определяет наше самосознание. Принадлежность к определенной группе (друзей, субкультуре и пр.) выступает как выражение индивидуальности и независимости от родителей. В подростковый период подражание наиболее значимо и наиболее опасно.

Человек ориентируется на внешнюю идентификацию со значимым образцом поведения. К сожалению, этот образец не всегда положительный.

Фото Sara Kurfeß on Unsplash

У взрослого человека подражание, как правило, носит осознанный характер и основывается на мировоззрении, идеях и профессиональном росте. Мы подражаем значимым людям в своей профессии, а также тем, чьи ценности и взгляды близки к нашим. Тем кто, как и мы, стремится к определенному статусу или благам, или тем, кто уже достиг того, чего желаем достичь мы.

Взрослый человек не прекращает учиться с помощью подражания. Так, женщина, которая первый раз стала матерью, будет подражать своей матери или подругам, которые уже достигли успеха в этом статусе. Или, когда женщина впервые занимает руководящую должность, она основывается не только на своем опыте, но и подражает другим – своим предыдущим начальникам, например.

Таким образом, подражание – это важный процесс, который лежит в основе любого научения, он способствует сближению людей друг с другом и приводит к лучшей согласованности действий и более быстрому решению поставленных задач.

Пример для подражания

Подражание в психологии, называемое эффектом хамелеона, представляет собой социальный механизм, который включает в себя взаимное, автоматическое и бессознательное копирование поведения других людей. Сначала он помог нам выжить, а затем выучить язык или эмоции.

Хотя это явление известно в психологии уже более ста лет, только современные исследования доказывают, что, подражая, мы – получаем, но иногда можем и многое потерять. Как это работает?

Этот механизм вполне естественен – все подражают с детства сначала родителям, бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам, потом коллегам, учителям, людям, которые производят на нас положительное впечатление.

Эффект хамелеона действует как влюбленность. Это приводит к сближению людей. Когда мы улыбаемся вместе с кем-то, мы даем сигнал, что понимаем этого человека. Все эти чувства хорошо известны – общение с кем-то без слов или трансляция на одной волне. Подражаемый человек впадает в обожание людей, более охотно выполняет просьбы других, а не только тех, кто копировал его поведение.

Сходство заставляет нас чувствовать себя ближе, безопаснее, доверять друг другу больше. Хотя часто можно услышать, что люди, которые слишком похожи по характеру, скорее всего, будут спорить, научно доказано, что по отношению к людям, которые ведут себя так же, как мы, мы испытываем большую симпатию и с большей вероятностью оказываем им помощь.

Исследования «эффекта хамелеона» доказывают, что эти люди также становятся очень открытыми и готовы раскрывать больше информации и даже очень интимных подробностей о себе. Это один из немногих методов социального воздействия, который работает даже тогда, когда кто-то знает, что ему поддается.

Таня Чартранд и Джон Барг, психологи Нью-Йоркского университета, провели два эксперимента, которые легли в основу эффекта подражания. Оба эксперимента были основаны на разговоре с экспериментатором. В первом из них во время проводимого разговора экспериментатор двигал ногой и то и дело касался своего лица. Его собеседники неоднократно, совершенно неосознанно подражали его жестам.

Во время второго эксперимента роли как бы поменялись местами. Задача экспериментатора состояла в том, чтобы внимательно наблюдать и имитировать жесты собеседника. Таким образом, исследователи показали, что люди не только неосознанно копируют жесты говорящих, но и само подражание способствует положительной оценке человека.

Специалисты, занимающиеся изучением этого явления, считают, что достаточно скопировать язык тела, тон, повторить одни и те же слова, показать тоном или выражением лица те же эмоции, чтобы повлиять на другого человека. Техника также может быть применена в переписке, особенно при разговорах в чате – например, достаточно использовать одни и те же смайлики.

Этот механизм почти всегда широко распространен в животном мире, где он называется мимикрией. Он состоит в том, чтобы сделать животных похожими на окружающую среду, ведь таким образом они получают желаемую выгоду, например, удовлетворение первоначальной потребности или обеспечение безопасности. Исследователи «эффекта хамелеона» подчеркивают, что именно он является частью человеческого, первичного инстинкта, который помогает людям выжить.

Мы испытываем это и практикуем с самого рождения. Первые 72 часа жизни ребенка – это, с одной стороны, полное бессознательное поведение и незнание окружающего мира, а с другой – попытка подражать своему ближайшему окружению. Поэтому новорожденные плачут «по команде».

Это подражание усиливается тем больше, чем лучше начинает работать генетически закодированное сообщение о том, что плач является лучшим из методов, повышающих вероятность удовлетворения потребностей (например, голода) и позволяющих установить первые, близкие отношения с другим человеком.

Многие эксперименты доказали, что подражание следует рассматривать как один из методов социального воздействия, который также работает, когда мы осознаем, что поддаемся ему. Исследования показали, что «эффект хамелеона»:

  • сближает людей;
  • способствует установлению более глубоких отношений;
  • повышает симпатию и привлекательность;
  • повышает уровень эффективности и продуктивности работы;
  • стимулирует формирование положительных эмоций;
  • объединяет коллектив;
  • позволяет быстрее достичь компромисса;
  • увеличивает шансы получить желаемое.

Как видишь, несмотря на то что большинство действий «эффекта хамелеона» мы делаем рефлекторно, их также можно использовать для достижения собственной выгоды.

В момент подражания мы имитируем эмоции других людей или, по крайней мере, те эмоции, которые мы неосознанно считаем проявленными другими. Очень часто, и к тому же бессознательно, мы подражаем позам и выражениям лица, языку, тону, акценту других людей из нашего окружения. Иногда копируем даже характерный словарный запас (сленг или жаргон).

Функция подражания с эволюционной точки зрения была прочитана и определена Чарльзом Дарвином. Отчасти это связано с тем, что жесты, которые ты повторяешь, определяют твое благополучие. Точно так же на тебя будут влиять сигналы, которые другие люди передают тебе.

Это, в свою очередь, повышает уровень твоего комфорта, и тебе начинает казаться, что ты идеально вписываешься в определенную группу. Ты даже не понимаешь, что все эти крошечные и, казалось бы, несущественные сигналы, исходящие от других людей, говорят тебе, как вести себя. Когда мы находимся в окружении других людей, мы так или иначе пытаемся воспроизвести их эмоции. А они, как вирусы, молниеносно распространяются в радиусе.

Бандура — Имитация агрессии

Передача агрессии через подражание агрессивным моделям — Бандура А., Росс Д. и Росс С.А. (1961)

Был ли у вас когда-нибудь герой? Кто-то, на кого вы пытались быть похожим, подражали и копировали? Даже если вы никогда не называли их своим героем, вы, вероятно, наблюдаете, а иногда и копируете поведение многих окружающих вас людей. Друзья, родители, знаменитости, даже (если действительно больше не на кого смотреть) учителя! Альберт Бандура показал, насколько важным может быть подражание как способ обучения новому поведению.

Оригинал исследования можно прочитать здесь , а здесь вы можете увидеть, как Бандура обсуждает кадры из эксперимента.

Здесь есть резюме и оценка исследования на сайте Holah. Тогда прочитайте…

Проверьте свои знания :

  • Викторина с несколькими вариантами ответов
  • Quizlet

Бихевиоризм и теория социального обучения

Старомодный бихевиоризм…

Теория социального обучения Бандуры  является развитием бихевиоризма, который, наряду с сохранением традиционных бихевиористских способов обучения (классическое и оперантное обусловливание и т. д.), позволяет нам учиться посредством наблюдения , наблюдая и подражая другим людям.

Старомодный бихевиоризм предполагал, что мы можем учиться только на том, что случилось с нами лично. Бандура видел, что это явно не так. Подражание окружает нас повсюду.

 


Модель Бандуры добавляет дополнительный элемент к схеме стимул-реакция оригинальных бихевиористских теорий. Это когнитивный элемент , поэтому часто говорят, что SLT устраняет разрыв между бихевиоризмом и когнитивизмом.

Дополнительным элементом является моделирование или обучение через наблюдение. Если мы наблюдаем за другими людьми, а затем воспроизводим их поведение (что мы, очевидно, и делаем), Бандура понял, что мы должны иметь память действий, а также другие навыки, такие как принятие решений для того, когда нужно действовать. отображать действие. Это когнитивные навыки, которые ранние бихевиористы игнорировали (или отрицали даже существование!)

Теория Бандуры оказала большое влияние на общественное понимание того, как дети учатся у своих родителей; и продолжает формировать представления людей об образовательной политике, уходе за детьми, рейтингах видеоигр и фильмов и многом другом.

… новая теория социального обучения! С добавлением моделирования…

1961 — Год Подражателя

Веб-сайт SPS помещает исследование Бандуры в прекрасный исторический контекст:

«1961 год был годом подражателей. Холодная война накалилась до предела, когда русские отреагировали на предыдущие американские испытания водородной бомбы, взорвав свои собственные массивные бомбы в ходе испытаний. Берлинская стена была построена в одночасье, а американские и русские танки смотрели друг на друга через немецкую границу. Когда американские граждане не строили убежища от радиоактивных осадков в своих садах, они наблюдали за насилием группировок «око за око» в большом кино этого года. , Вестсайдская история. Не вся имитация была агрессивной: русские отправили в космос Юрия Гагарина, а через месяц последовали американцы с Аланом Шепардом».

youtube.com/v/9Qe4SL-roys?version=3″ type=»application/x-shockwave-flash» allowscriptaccess=»always» allowfullscreen=»true» wmode=»transparent»/>

10
3
72
6
20


Пол. Модель
Хорошие игрушки
не
односторонний
зеркальный
физический
усиленный энтеральный
однополый 9 0023 словесно

Задание 1 — Заполните пробелы…

Используйте слова/цифры слева, чтобы заполнить пробелы в тексте ниже в этом тесте Uniview:

Bandura et al (1961)

Цель состояла в том, чтобы выяснить, учатся ли дети агрессии к 9 годам. 0005 _____________  взрослых моделей, и если да, то будут ли они с большей вероятностью учиться у ___________________ моделей. Bandura et al проверили это, используя _____ мальчиков и девочек в возрасте от _____ до _____ . Они были разделены на группы по модели ( _____________ / _______ — агрессивные / нет _____________ ). В группах, которые видели модель, 90 005 _____________ 90 006 из каждой группы были женщинами, половина — мужчинами, и в каждой из этих групп половина детей видели модель своего пола, а половина — модель противоположного пола. Неагрессивная модель играла с игрушками Тинкер в течение 9 лет.0005 _____ минут, агрессивная модель в течение одной минуты атаковала куклу Бобо (физически и словесно). Затем детей намеренно раздражали тем, что им показывали комнату с номерами _____________ , а затем говорили, что они предназначены для других детей. Затем детей отвели в другую комнату с _____________ . В этой комнате были игрушки, в том числе кукла Бобо, и за ними наблюдали в течение _____ минут. Те дети, которые видели агрессивных моделей , подражали им, демонстрируя больше физических и _____________ агрессии, чем у тех, кто наблюдает за неагрессивными моделями (в большей степени у мальчиков — особенно у _____________ агрессии — чем у девочек). Кроме того, мальчики чаще имитировали модель _____________ , а девочки — модель _____________ , хотя и в меньшей степени. Бандура и др. пришел к выводу, что наблюдение за агрессией без _____________ приводит к подражательному обучению, особенно для однополых моделей.

Задание 2 — Альтернативное исследование — что, если бы Бандура использовал анкету?

Бандура собрал свои результаты с помощью наблюдателей. Альтернативный метод мог бы состоять в том, чтобы дать всем детям в его эксперименте анкету для оценки их взглядов на поведение модели.

1. Охарактеризуйте использование опросников в психологии. (5)

2. Как он мог провести эксперимент с той же целью, но с использованием опросника ?

Напишите описание исследования, включая кто, что, где и как . (10)

2. Каковы будут преимущества и недостатки такой конструкции по сравнению с оригиналом?

Оцените это новое исследование в методологических и этических терминах.(10)

Отправьте свое исследование через форму на главной странице

Редакция

Посмотрите видео, а затем как можно подробнее заполните сводную таблицу ниже по памяти.

study_description_blank.docx
Скачать файл


Расширение

Это интересная и доступная статья: 

Кирш С. Дж. (2006) Мультяшное насилие и агрессия в юности. Агрессия и агрессивное поведение , 11: 547–57. Бесплатный полный текст доступен здесь.

твита от @JISPsychology

Почему подражание лежит в основе человеческого бытия

Шимпанзе, ближайшие родственники человека, имеют до 98 процентов общих генов. Их человеческие руки и выражение лица могут вызывать у посетителей зоопарка жуткую дрожь от самоузнавания.

Тем не менее, люди и шимпанзе живут очень по-разному. Сегодня в нескольких лесных уголках Африки живет менее 300 000 диких шимпанзе, в то время как люди колонизировали все уголки земного шара, от арктической тундры до пустыни Калахари. Человеческая популяция, насчитывающая более 7 миллиардов человек, превосходит почти всех других млекопитающих, несмотря на наши физические слабости.

Что может объяснить невероятные эволюционные успехи нашего вида?

Реклама Икс

Знакомство с набором инструментов «Большое добро»

Из GGSC на вашу книжную полку: 30 научно обоснованных инструментов для хорошего самочувствия.

Один из очевидных ответов — наши большие мозги. Возможно, наш необработанный интеллект дал нам беспрецедентную способность мыслить нестандартно, находя инновационные решения сложных проблем по мере того, как люди мигрировали по всему миру. Вспомните « Марсианин », где Мэтт Деймон, запертый в одиночку на исследовательской станции на Марсе, героически «научно» выбирается из верной смерти.

Но все больше ученых-когнитивистов и антропологов отвергают это объяснение. Эти исследователи считают, что вместо того, чтобы зарабатывать на жизнь как новаторы, люди выживают и процветают именно потому, что мы не думаем сами за себя. Вместо этого люди справляются со сложными климатическими и экологическими условиями, тщательно копируя других, особенно тех, кого мы уважаем. Вместо Homo sapiens , или «человек-знающий», мы на самом деле Homo imitans : «человек-подражатель».

Наблюдение и обучение

В известном исследовании психологи Виктория Хорнер и Эндрю Уайтэн показали двум группам испытуемых — детям и шимпанзе — механическую коробку с лакомством внутри. В одном состоянии коробка была непрозрачной, а в другом — прозрачной. Экспериментаторы продемонстрировали, как открыть коробку, чтобы достать лакомство, но они также включили не относящийся к делу шаг постукивания палкой по коробке.

Как ни странно, человеческие дети тщательно копировали все шаги, чтобы открыть коробку, даже когда они могли видеть, что палка не имеет практического эффекта. То есть копировали иррационально: вместо того, чтобы делать только то, что было необходимо для получения вознаграждения, дети рабски копировали каждое действие, свидетелями которого они были.

Конечно, это исследование включало только трех- и четырехлетних детей. Но дополнительные исследования показали, что дети старшего возраста и взрослые еще более склонны бездумно копировать действия других, а маленькие младенцы менее склонны к чрезмерному подражанию, то есть к точному копированию даже непрактичных действий.

В отличие от этого, шимпанзе в исследовании Хорнера и Уайтена чрезмерно имитировали только в непрозрачном состоянии. В прозрачном состоянии — когда они видели, что палка механически бесполезна — они полностью игнорировали этот шаг, просто открывая коробку руками. С тех пор другие исследования подтвердили эти выводы.

Когда дело доходит до копирования, шимпанзе более рациональны, чем человеческие дети или взрослые.

Преимущества беспрекословного следования

Откуда берется кажущееся иррациональным человеческое предпочтение чрезмерного подражания? В своей книге «Секрет нашего успеха » антрополог Джозеф Хенрих указывает, что люди во всем мире полагаются на технологии, которые зачастую настолько сложны, что никто не может их рационально изучить. Вместо этого люди должны изучать их шаг за шагом, полагаясь на мудрость более опытных старших и сверстников.

Например, лучший способ освоить изготовление лука — наблюдать за успешными охотниками, делающими это, принимая во внимание, что все, что они делают, важно. Как неопытный ученик, вы еще не можете судить, какие шаги действительно важны. Поэтому, когда лучший охотник в вашей группе натирает тетиву двумя пальцами или касается уха перед тем, как натянуть тетиву, вы копируете его.

Человеческая склонность к чрезмерному подражанию, таким образом, делает возможным то, что антропологи называют кумулятивной культурой: долгосрочное развитие навыков и технологий на протяжении поколений. Ни один человек не может понять все практические причины каждого шага к изготовлению лука или вырезанию каноэ, не говоря уже о превращении редкоземельных минералов в айфоны. Но пока люди копируют с высокой точностью, технология передается.

Ритуалы и религия также являются сферами, в которых люди совершают действия, не связанные ощутимым образом с практическими результатами. Например, католический священник благословляет вафли и вино для причастия, произнося серию повторяющихся слов и делая странные движения руками. Можно простительно задаться вопросом, какое отношение эти ритуальные действия имеют к поеданию хлеба, точно так же, как шимпанзе не видит никакой связи между постукиванием палкой и открытием коробки.

Но ритуалы имеют скрытый эффект: они связывают людей друг с другом и демонстрируют культурную принадлежность. В качестве поучительного отрицательного примера рассмотрим студента, который отказывается поддержать Клятву верности. Ее действия ясно показывают, что она отвергает право властей указывать ей, как себя вести. И, как указал антрополог Рой Раппапорт, участие в ритуале бинарно: либо вы произносите клятву, либо нет. Эта ясность делает очевидным, кто предан группе, а кто нет.

Неожиданный секретный ингредиент, делающий нас людьми

В более широком смысле чрезмерное подражание помогает реализовать многое из того, что составляет характерную человеческую культуру, которая оказывается гораздо более сложной, чем механическая причина и следствие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *