Фундаментальная, прикладная и практическая психология»
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:08, контрольная работа
Краткое описание
Цель моей работы изучить эти два направления в психологии, а так же выяснить: что же такое практическая психология, каковы ее задачи. Словарь психолога-практика дает следующее толкование: « Психология практическая — объединяет области психологии, обслуживающие практику- направленные на помощь людям, переживающим сложности в личной жизни.» 1Следовательно задачей практического психолога является работа с людьми, испытывающими психологические проблемы в различных сферах деятельности; трудовой, учебной, творческой; помощь в гармоничном устройстве семейной жизни и даже в любовных переживаниях.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………….3
Отрасли фундаментальной психологии……………………………………4
Отрасли прикладной психологии…………………………………………11
Практическая психология………………………………………………. ..19
4.1 Задачи деятельности практического психолога…………………………20
4.2 Основные виды деятельности в практической психологии……………20
Заключение…………………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………….….23
Скачать целиком (40.92 Кб) Сколько стоит заказать работу?
Содержимое работы — 1 файл
Практический психолог ориентирует клиента в его целях, помогает увидеть ситуацию с разных сторон и выбрать оптимальный способ решения проблемы.
Задачи
деятельности практического
психолога
Основными задачами деятельности психолога – практика могут считаться:
- Выявление психологических характеристик конкретного человека, группы.
- Выявление психологических причин, вызывающих трудности в их повседневной жизнедеятельности.
- Оказание психологической помощи в преодолении этих трудностей, в решении клиентом различных психологических проблем.
- Содействие государственным, предпринимательским организациям в эффективном использовании психологического фактора при решении практических задач.
- Социально – психологическое сопровождение труда и жизни клиентов.
- Пропаганда психологических знаний и повышение психологичеслой культуры людей.
- Оптимизация системы психологической работы и повышение собственной профессиональной компетентности.
- Психологическое оценивание.
Основная задача
заключается в том, чтобы оценить развитие каких – либо психологических качеств у конкретного человека, поставить диагноз его психического развития, то есть провести диагностику.- Психологическое консультирование.
- Психологическое просвещение.
- Коррекционная и развивающая работа.
Поскольку отклонения от психологической нормы могут сочетаться с серьёзными отклонениями в психическом здоровье и в сфере социального поведения, то практический психолог должен строить коррекционную работу в тесном взаимодействии с нейропсихологом, психиатром, социальным педагогом.
Методы – интеллектуальный тренинг, методы обучения саморегуляции, социально – психологические тренинги, ролевые игры, групповые дискуссии.
Заключение
Психология это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Область знаний о внутреннем — психическом мире человека. Термин возник в ХVI веке и означает «учение о душе». В строгом смысле понимается как наука о психике. Отделение психологии от философии произошло во второй половине XIX века.
В системе наук психология занимает совершенное место. Она — наука о самом сложном, что пока известно человечеству. В ней как бы сливаются объект и субъект познания. Только в психологии научное сознание человека становится его научным самосознанием.
Перед
психологией стоит двоякая
Список
литературы
- Головин С.Ю. Словарь психолога – практика / Сергей Юрьевич Головин. – 2 – е изд., перераб. и доп. – Мн.: Харвест, 2007. – 976 с. – (Библиотека практической психологии).
- Доспулов Г.Г. Психология допроса на предварительном следствии. М., «Юрид. лит.», 1976. 112 с.
- Образование и наука: достижения, задачи и перспективы. Секция «Проблемы современной прикладной психологии»: междунар. науч. – практ. конф., 23 – 24 марта 2006 г.: [материалы] / под научн. ред. И.Б. Храпенко; НОУ «Мурманский гуманитарный институт». – Мурманск: НОУ МГИ, 2006. – 80 с.
- http://www.humanities.edu.ru/
db/msg/33810 - http://psylib.org.ua/books/
andrg01/txt19.htm - http://www.moscowbooks.ru/
book. asp?id=418015 - http://polbu.ru/andreeva_
psychology/ch29_i.html - http://www.portalus.ru/
modules/shkola/rus_readme.php? subaction=showfull&id= 1192109348&archive=1196815450& start_from=&ucat=&
Информация о работе Фундаментальная, прикладная и практическая психология»
А. К. Болотова, И. В. Макарова ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям «Психология» Москва 2001 УДК 159.9 ББК 88.4 Б 79 Рецензенты: зам. директора Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, доктор психол. наук А. Б. Орлов, профессор кафедры возрастной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор психол. наук Л. Ф. Обухова Болотова А. К., Макарова И. В. Б79 Прикладная психология: Учебник для вузов. -* М.: Аспект Пресс, 2001.– 383 с; ISBN 5-7567-0150-8. университетской подготовки практических психологов в самых различных областях – от возрастного консультировния и диагностико-коррскционной работы до маркетинга, рекламы и вправления персоналом. Для студентов психологических и педагогических специальностей высших учебных заведений. УДК 159.9 ББК 88.4 «Аспект Пресс», 2001. Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте www.aspectpress.ruПРЕДИСЛОВИЕПрикладная психология – это воплощение в реальной практике достижений психологической науки. Не вызывает сомнения, что оказание психологической помощи поддержки личности является одним из важнейших предназначений прикладной психологии*. Сегодня, в век коллизий и стреми- тельных темпов социальных изменений, практическая психология помогает человеку адаптироваться к социуму, отыскать возможные пути и средства сбережения собственных личностных ресурсов жизнедеятельности, сохранить психическое здоровье. Это интенсивно развивающаяся область психологии нуждается не только в теоретическом и методическом обеспечении, но и в разработке организационных основ деятельности психологов, в формировании принципов и требований к подготовке и условиям их работы на местах. Учебник, подготовленный А. К. Болотовой и И. В. Макаровой, представляет собой первую попытку обобщения и систематизации опыта, накопленного в психологической практике у нас и за рубежом. В нем дается широкая панорама многоаспектной проблематики, с которой придется столкнуться в своей работе практическому психологу. Появлению этого издания предшествовал ряд опубликованных авторами работ. Особая ценность учебника состоит в том, что авторы сумели раскрыть и содержательно насытить не только основные направления и виды работ практического психолога, но и досконально разработать проект организации и оснащения необходимым инструментарием рабочего места психолога – модель психологического кабинета, который имеет свою специфику и в то же время может быть создан на базе любого учреждения, не требуя для этого специальных площадей, дорогостоящего оборудования и значительных материальных затрат. Знание и учет этих специфических условий работы снимает многие проблемы профессиональной адаптации начинающих практических психологов.Книга А. К. Болотовой и И. В. Макаровой – первый учебник, в котором представлены в доступной форме и в соответствии с нормами государственного образовательного стандарта организационные основы прикладной психологии, обобщены принципы деятельности практических психологов, дано новое осмысление проблем, областей и методов, перспектив развития практической психологии, отвечающее сегодняшнему состоянию науки. Здесь не только раскрываются современные тенденции и направления прикладного применения психологического знания, но и содержатся сведения, необходимые как для начинающего психолога, так и для опытного преподавателя. Учебник будет полезен специалистам самого широкого профиля, так как знакомство с методами практической психологии будет способствовать формированию управленческой команды, повышению коммуникативной активности личности в различных сферах деятельности. *В данном контексте термины «прикладная психология» и «практическая психология» используются как близкие, но не тождественные (см. «Введение в практическую социальную психологию». М., 1994). Характерной особенностью учебника является четкое изложение процедурных особенностей применения различных психодиагностических методов, которые заданы спецификой объекта исследования. Представленная систематизация методического арсенала, диагностического инструментария, применяемого в прикладной психологии, во всей полноте отражает концептуальные принципы и гуманистическую направленность позиции авторов, обеспечивает цельность книги, придает учебнику определенную дидактическую функцию, когда знания не только систематизируются, но и открывают для изучения новые проблемные области психологии. Все это предопределяет своевременность и целесообразность выхода учебника, его настоятельную необходимость в подготовке будущих психологов-практиков, школьных психологов, работников социальных и кадровых служб. Доктор психол. наук, почетный профессор МГУ, член-корр. РАО Л. А. Петровская ВведениеПредназначение прикладной психологии – оказать помощь человеку в сложных жизненных ситуациях, будь то подростковые, детско-родительские, супружеские проблемы или жесткий профессиональный отбор и конкуренция в деловом мире. Вместе с тем возможности оказания психологической помощи и поддержки населения получили реальное воплощение лишь несколько десятилетий назад в связи с созданием в нашей стране психологической службы. Психология становится одной из «помогающих» профессий, основная цель которой — помочь человеку адаптиро-ваться в сложных условиях социальной нестабильности, посмотреть на ситуацию с разных сторон, найти альтернативные пути ее решения, возможности изменения. Следствием социально-экономического развития страны в настоящее время являются растущие потребности в социальной и психологической поддержке населения. Создание развернутой системы психологической службы ставит немало задач: необходимость разработки организационных основ работы психологической службы вообще и практических психологов в частности, обеспечение их методическими материалами, необходимым инструментарием, проектирование специально оснащенного рабочего места. Данный учебник есть результат одной из первых попыток исследования и систематизации опыта, накопленного в области организации службы практических психологов, научно-теоретической, методической и диагностико-коррекционной деятельности как у нас, так и за рубежом. В последнее время во многих странах проводится масштабные исследования по прикладной психологии, появились десятки международных психологических обществ, выпускающих свои журналы по различным актуальным проблемам мировой психологии, организующих регулярные симпозиумы и международные конгрессы. Такого рода исследования, с одной стороны, отражают потребности современного общества в психологическом анализе реальностей жизни и бытия людей, в поиске путей решения их проблем, с другой стороны, они могут составить базу специальных, научных кросскультурных данных для расширения методологических основ практической психологии. В связи с этим важно отметить, что практическая психология за рубежом, например в США, имеет давние и сложившиеся принципы и традиции, но в силу определенных причин не всегда может быть принята за основу и эталон развивающейся и формирующейся только сейчас в нашей стране практической психологии. Принципиальным моментом, не допускающим прямого заимствования в этой области, могут быть расхождения в ментальности и особенностях развития, например, детско-родительских отношений: в русских семьях они характеризуются симбиозом детей и родителей, в то время как этим отношениям в американской и европейской культурах присуща некоторая автономия развития. Следует учитывать и то, что, несмотря на высокую техническую обеспеченность и широкие возможности, представители западных школ практической психологии, по их собственному признанию, испытывают значительные трудности в решении многих актуальных проблем [Бурменская, Карабанова, Лидере, 1990]. Достижения, свидетельствующие о преимуществах той или иной теоретической позиции или метода, во многих случаях далеко не бесспорны. Считаем уместным об этом упомянуть в связи с примерами некритичного преувеличения успехов западной психологии и чрезмерного увлечения и калькирования, прямого перенесения опыта работы западных коллег, благо сейчас опубликовано достаточное количество книг и учебников по зарубежной психологии. Естественно предположить, что при существенных отличиях форм психологического воздействия отличается и подготовка соответствующих специалистов. В нашей стране работа по подготовке практических психологов только начата, нет еще выработанных единых принципов и требований, реализация которых является обязательной для специалистов, работающих в области практической психологии. Специальная подготовка практических психологов должна быть основана на системном длительном обучении на базе комплексной фундаментальной программы, отвечающем принципам Государственного образовательного стандарта. Выполнение такого социального заказа невозможно осуществить без хорошо организованной научно-методической базы, интегрирующей достижения в самых различных областях прикладной психологии – от возрастно-психологического консультирования и диагностико-коррекционной работы до маркетинга, рекламы и психологии управления персоналом. В настоящее время все эти области практической психологии весьма фрагментарно и дисциплинарно раздробленно представлены в целом потоке книг и брошюр «психологизированного» толка, написанных зачастую психологами-дилетантами, не имеющими ничего общего с достижениями фундаментальной психологии и практики. Такое положение дел еще острее обнаруживает недостаток учебной и научной литературы по проблемам прикладной психологии, что во многом тормозит организацию подготовки специалистов в области прикладной психологии. Прикладная психология позволяет начинающему психологу приобретать базовые навыки оказания психологической помощи и поддержки, осваивать методы психопрофилактической, психокоррекционной и психотерапевтической работы. В предлагаемом учебнике представлены интеграция и обобщение и обширного эмпирического и прикладного материала, анализ накопленного опыта психологической помощи, теоретических и методических основ ее организации, что в какой-то мере поможет восполнить недостаток учебно-методической литературы в области подготовки практических психологов. Это одна из первых попыток систематического изложения основных организационных принципов, задач и направлений деятельности практического психолога, включая необходимый диагностический и методический инструментарий, а также рекомендации по организации рабочего места – кабинета практического психолога и его оснащения. Цель подготовки настоящего учебника состояла в том, чтобы разработать организационные основы практической психологии, привлечь внимание начинающих практических психологов к проблематике различных областей и направлений прикладной психологии, очертить предмет, обозначить основные принципы работы и ее специфику применительно к социальному заказу и тенденциям общественно-экономического развития страны. Отсюда некоторые особенности изложения материала: его зачастую обзорный характер, ограниченный набор методического инструментария и психодиагностических методик, представленных в их классическом и адаптированном вариантах с соблюдением норм валидности, надежности, статистической достоверности и условий практического использования психодиагностических процедур. Статус данного учебного издания для высшей школы предопределил структуру и логику его содержания и построения глав. Оно включает три части, в которых изложены основные разделы прикладной психологии. Первая часть раскрывает организационные основы практической психологии, включая проблемы профессиональной этики, рекламы психологических услуг и квалификационные требования, предъявляемые к профессиональной подготовке практического психолога. Вторая часть ориентирована на описание основных направлений и методов диагностики в прикладной психологии. При этом в каждой отдельной главе этой части учебника представлены конкретные предметные области практической психологии, обзор существующих методик и более подробное изложение тех из них, которые составляют исходный методический инструментарий начинающего практического психолога. Предлагаемые к применению методики подробно изложены в определенной последовательности: сначала дается краткое описание диагностируемого конструкта, излагаются цели и задачи данных методик исследования,далее приводятся подробные инструкции, условия и процедуры проведения, тексты личностных опросников или тестов, а затем описываются способы подсчета тестовых показателей, ключи и тестовые нормы. В необходимых случаях даются дополнительные пояснения и возможные интерпретации полученных результатов. Среди представленного психодиагностического инструментария – адаптации таких широко известных методик, как тесты Амтхауэра и Витцлака. Третья часть представляет собой основные организационные принципы, направления и области деятельности практического психолога в сфере психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции. Обосновывается необходимость теоретического и методического обеспечения консультативной и психотерапевтической практики в работе практического психолога. Учитывая, что значительное число применяемых у нас в стране методов и техник коррекционной и психотерапевтической работы заимствовано из арсенала зарубежной психологии, мы полагаем уместным раскрыть их теоретические истоки, анализ которых поможет их наилучшей адаптации к условиям использования в нашей стране. В словаре даны определения основных современных психологических понятий и терминов, встречающихся в тексте. Данный учебник предназначен студентам психологических отделений университетов, будущим педагогам, социальным работникам и рассчитан как на аудиторную, осуществляемую под руководством преподавателя, так и на самостоятельную, внеаудиторную работу. Содержание, структура и логика построения учебного материала позволяют использовать его в качестве основного учебника для студентов колледжей, институтов и университетов, а также как руководство для преподавателей психологических, педагогических и управленческих дисциплин. Каталог: book -> common psychology Скачать 4. 85 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Что такое прикладная психология? Top Applied Psychology Careers
Прикладная психология — это изучение и способность решать проблемы человеческого поведения, такие как проблемы со здоровьем, проблемы на рабочем месте или образование. В прикладной психологии существуют различные области специализации, включая клиническую психологию, консультационные услуги, медицинскую психологию и судебную психологию. В этой статье мы рассмотрим основы степени прикладной психологии, разницу между базовой психологией и прикладной психологией, карьеру, которую вы можете выбрать с этой степенью, и то, как вы можете специализироваться в области прикладной психологии.
- Зачем выбирать степень прикладной психологии
- Чему вы научитесь, получив степень по прикладной психологии
- Базовая и прикладная психология
- Карьера в области прикладной психологии
Зачем выбирать степень прикладной психологии
При выборе специальности в колледже важно учитывать вашу способность получить работу в своей области после окончания учебы. Одной из областей, в которой наблюдается рост прогнозируемого спроса на работу, является психология. Хотя степень психолога может стать основой для карьеры в области консультирования, терапии или клинической психологии, она также дает вам навыки, которые вы можете использовать в других областях, включая:
- Образование
- Маркетинг
- Управление человеческими ресурсами
- Разрешение конфликтов
- Уголовное правосудие и исправительные учреждения
- Социальные услуги
- Технология
По данным Бюро статистики труда, большинство выпускников программы бакалавриата по психологии работают в отраслях, не связанных с психологией, таких как продажи, бизнес и образование. [ii] На самом деле, степень бакалавра в области психологии может научить вас вещам, которые могут пригодиться в любой профессии, например, четкому письму и организации сложных мыслей. Некоторые студенты получают степень бакалавра в области психологии, а затем получают степень магистра в другой области.
Степень бакалавра в области прикладной психологии обычно фокусируется на том, как применить психологическую теорию и методы на практике на повседневном уровне. Цель состоит в том, чтобы подготовить профессионалов, которые могут повысить производительность, усилить групповую динамику и построить прочные отношения с клиентами в любом контексте.
Чему вы научитесь, получив степень в области прикладной психологии
Навыки и понятия, которые вы изучите, вероятно, включают:
- Разрешение конфликтов
- Исследования, в том числе статистические
- Управление групповой динамикой
- Понимание поведения, включая поведение потребителей
- Человеческое развитие
В рамках этой программы вы также разовьете свои профессиональные навыки письма и презентации до высокого уровня.
Базовая и прикладная психология
Базовая психология отличается от прикладной психологии тем, что в ней основное внимание уделяется теории и фундаментальному пониманию, а не практическим решениям проблем. Прикладная психология фокусируется на реализации этих теорий в реальном мире, чтобы лучше служить своему сообществу. Одно ключевое различие между базовой психологией и прикладной психологией заключается в том, что прикладная психология использует информацию, собранную базовой психологией, для разработки методов лечения или программ для решения проблем, с которыми сталкиваются люди.
Прикладная психология Карьера
Поскольку эта квалификация настолько универсальна, результаты карьеры сильно различаются. Вот несколько примеров карьерных путей, доступных выпускникам прикладной психологии с соответствующим опытом:
Карьерный путь | Средняя заработная плата | 2014-2024 Темп роста |
Специалист по кадрам | 57 420 долларов США | 5% |
Менеджер социальных служб | 62 740 долларов | 10% |
Аналитик маркетинговых исследований | 61 290 долларов США | 19% |
Менеджер по продажам | 110 660 долларов США | 5% |
Условно-досрочное освобождение или сотрудник службы пробации | 49 060 долларов США | 4% |
Источник
GMercyU: Ваш путь к успеху
Заинтересованы в бакалавриате по психологии? Узнайте больше о программах бакалавриата наук или бакалавра искусств в области психологии, предлагаемых в GMercyU! Полезная карьера ждет.
Основное различие между прикладной и экспериментальной психологией
Прикладная психология и экспериментальная психология
Прикладная психология использует психологические принципы для решения реальных проблем, таких как повышение производительности труда или лечение проблем с психическим здоровьем. С другой стороны, экспериментальная психология изучает человеческое поведение с помощью контролируемых экспериментов в лаборатории, способствуя развитию теорий, которые впоследствии можно применять на практике.
Психология — это обширная область исследований с множеством отраслей и специальностей, но вам будет трудно найти две отрасли психологии, более разные, чем прикладная психология и экспериментальная психология. И все же, как ни странно, они зависят друг от друга, так что они скорее взаимодополняющие противоположности, чем антагонисты.
Экспериментальная психология содержит очень мало прикладной психологии, потому что большинство психологов-экспериментаторов тратят практически все свое время на исследовательские эксперименты, а не на применение исследований к реальным жизненным ситуациям.
Прикладная психология
Прикладная психология позволяет применять теории и принципы психологии на практике и в повседневной жизни. Теоретическая или экспериментальная психология, с другой стороны, занимается главным образом развитием идей, теорий и принципов, оставляя практическое применение этих теорий психологам-прикладникам.
Прикладная психология на самом деле не является отдельной отраслью психологии, потому что почти каждая отрасль психологии имеет практическое применение, приносящее немедленную ощутимую пользу. Но некоторые направления тратят большую часть своего времени и ресурсов на исследования и теоретические размышления, поэтому они не считаются направлениями прикладной психологии.
Вот некоторые из распространенных направлений, в которых психологи уделяют большое внимание прикладной психологии:
Психологи-консультанты проводят большую часть своего времени, консультируя своих пациентов, предлагая пациентам ощутимые преимущества улучшения психического здоровья. Да, консультанты должны быть в курсе результатов последних психологических исследований, чтобы они могли применять эти результаты в своих терапевтических сессиях, но консультанты, как правило, сами почти не проводят таких исследований. Большинство психологов-консультантов работают на себя в частной практике, поэтому они никому не обязаны, кроме своих клиентов.
Клинические психологи также проводят много времени с пациентами, но большинство из них работают в больнице, университете или частном учреждении, а это означает, что многие из них также преподают или проводят исследования неполный рабочий день, поэтому клинические психологи не Так же погружены в прикладную психологию, как психологи-консультанты.
Промышленные и организационные психологи применяют психологию на рабочем месте, тем самым улучшая здоровье, производительность, эффективность и моральный дух работников и повышая прибыль работодателей. Психология гигиены труда, относительно новая область, аналогична по своему применению.
Школьные психологи применяют принципы психологии в системе образования, помогая детям адаптироваться к требованиям, давлению и конфликтам в школе, а также помогая детям с нарушениями обучаемости.
Спортивные психологи помогают спортсменам максимизировать свои способности, помогая им преодолевать стрессы, давление и ожидания, царящие в профессиональном спорте.
Экспериментальная психология
Психологи-экспериментаторы изучают поведение и разум, проводят научные эксперименты и исследования как на людях, так и на животных. Они изучают большое количество тем, таких как память, познание, ощущения, восприятие, мотивация, обучение, эмоции, процессы развития, последствия злоупотребления психоактивными веществами и генетические факторы, влияющие на поведение.
Большинство психологов-экспериментаторов работают в колледжах, университетах, государственных или частных исследовательских учреждениях. Многие из тех, кто работает в колледжах или университетах, делят свое время между преподаванием и исследованиями.
Связанное чтение : Как стать психологом-экспериментатором
В то время как все отрасли психологии проводят, по крайней мере, некоторые исследования, экспериментальная психология является почти исключительно исследовательской областью, и исследования, которые проводят психологи, обычно более абстрактны, теоретически и экспериментальны, чем в другие области психологии.
Исследователи обычно могут делать ставки на более творческие направления исследований, чем в других областях, которые с большей вероятностью дадут мало конкретных результатов или вообще не дадут их, но также с большей вероятностью приведут к революционным результатам.
Экспериментальная психология взаимозависима с упомянутыми выше областями прикладной психологии, а также с другими прикладными науками из других областей. Экспериментальная психология снабжает прикладные науки необработанными данными и теориями, в которых они нуждаются, а прикладные науки, в свою очередь, косвенно (в основном через государственные гранты) снабжают экспериментальную психологию средствами, необходимыми для их исследований.
Поэтому психологам-экспериментаторам необходимо убедиться, что результаты хотя бы некоторых их исследований могут в конечном итоге принести практическую пользу, иначе их финансирование в конце концов иссякнет. Следовательно, исследователи должны быть в курсе потребностей прикладных наук и адаптировать свои исследования к этим потребностям.
Специальные области экспериментальной психологии
Не все психологи-экспериментаторы имеют ученую степень в области экспериментальной психологии. Некоторые имеют ученую степень в другой области специализации и почти исключительно занимаются исследованиями в этой области.
В некоторых специальных областях психологии проводится много исследований, и поэтому они хорошо подходят для психологов-экспериментаторов, которые хотят специализироваться. Следующие три области специализации в основном связаны с исследованиями и могут считаться специальными областями экспериментальной психологии:
Психология развития — это изучение человеческого развития, главным образом, от рождения до двадцати одного года.