Читать онлайн «Психология коммуникаций», А. К. Болотова – Литрес
© Болотова А.К., Жуков Ю.М., 2015
© Оформление. Издательский дом Высшей школы экономики», 2015
Предисловие
В постиндустриальную эпоху одним из ведущих факторов общественного развития выступает информационная и коммуникационная революция. Коммуникационные технологии становятся жизненно важными для глобального информационного общества. Сегодня проблемами коммуникаций занимаются не только представители гуманитарных наук, но и биологи, физиологи, IT-программисты, математики, кибернетики, логистики и др.
Начатые в 1940-е годы исследования по коммуникативистике – новому междисциплинарному направлению изучения коммуникаций в обществе – ведут свое происхождение от технической составляющей, из арсенала информатики. Понятие коммуникации как средства связи любых объектов в современной науке приобретает симбиотическое значение и социокультурный смысл, связанный со спецификой обмена информацией в социуме.
Внимание психологов, социологов, философов и других представителей гуманитарных наук к различным аспектам социальных коммуникаций человека отражает современные тенденции социального познания – постичь многообразие жизненных сфер человека и многоликость его межличностных взаимодействий. Они реализуются прежде всего в необходимости изучать особенности социального поведения человека в различных ситуациях, будь то интимно-личностные, межличностные или межгрупповые отношения, сопровождающие индивида в течение всей его жизни и удовлетворяющие его различные социогенные потребности. К ним относятся прежде всего потребности в безопасности, аффилиации, принадлежности, успехе и достижениях, которые проявляются в стремлении поддерживать эмоциональные контакты с другими людьми, быть ими принятым и получать от них позитивные оценки.
Междисциплинарный характер предмета обсуждения – социальных коммуникаций – показывает, что в деле понимания и разъяснения эффектов социальных коммуникаций требуется интеграция со многими другими направлениями психологии, прежде всего с такими областями психологического знания, которые сфокусированы на массовых коммуникациях, невербальных взаимодействиях, управлении персоналом, социально-психологическом тренинге и др. Поэтому в текст монографии включен ряд авторских разработок, связанных с такими понятиями, как общение-диалог, затрудненное общение, самораскрытие в социальных коммуникациях, этика и правила согласования коммуникативного взаимодействия, невербальное поведение в межличностном общении, эффективность обратной связи и т. д. Наше исследование призвано не только продемонстрировать особенности различных видов межличностных коммуникаций, но и объяснить, как возникает это многообразие, что ему способствует в условиях социума, что затрудняет возникновение продуктивных социальных коммуникаций.
В связи с этим особенный интерес представляет глава «Эффективность социальных коммуникаций», в которой раскрывается психологическое содержание и структура социальных коммуникативных систем, пространственно-временная организация различных видов коммуникаций, этика и правила коммуникативного взаимодействия. Особое внимание авторы уделили анализу деструктивных факторов и трудностей социальных коммуникаций. В книге довольно подробно описываются компоненты окружающей среды, как природной, так и общественной, выступающие тормозящим фактором для успешного развития социальных взаимодействий. Сравнительному анализу подвергаются и собственно личностные факторы, в которых выделяются индивидуально-личностные особенности и коммуникативные способности личности как предикторы успешных коммуникаций.
Раскрывая сущность и содержание психологии коммуникаций, авторы монографии стремились не только описать многообразие видов и средств социальных коммуникаций, но и представить систему диагностики и критерии коммуникативной компетентности. Поэтому особое место в монографии занимает глава о путях и способах развития базовых коммуникативных умений; в ней также представлены сравнительные данные оценки успешности различных методов и методик, используемых в прикладных целях.
Появлению этой монографии предшествовал ряд опубликованных авторами работ и методических рекомендаций по практике ведения эффективных коммуникативных тренингов. Уделяя должное внимание истории изучения проблематики межличностной коммуникации, авторы книги основной акцент делают на анализе современных теоретических подходов и результатов новейших научных исследований в области психологии коммуникаций. В книгу включен и ряд авторских разработок, описывающих новые аспекты изучения коммуникаций, такие как общение-диалог, затрудненное общение, временные аспекты социальных коммуникаций. Особый интерес представляют сведения о гендерных аспектах коммуникаций, а также подробное описание феноменологии самораскрытия в социальных коммуникациях, его особенности для коммуникатора и реципиента, а также позитивные и негативные последствия этого акта. Внимания заслуживает и глава об этике и правилах согласования коммуникативного взаимодействия, особенностях невербального поведения в межличностном общении.
Центральное место в монографии отведено психологическому содержанию эффективных коммуникаций: подробно описываются структура и технические компоненты коммуникативного процесса. Широко представлены различные подходы к описанию и пониманию дестабилизирующих факторов и трудностей в реализации социальных контактов, среди которых упоминаются феномены общественной среды и индивидуально-личностные факторы. Среди трудностей организации коммуникаций определенное место отводится сексизмам и харасменту, к сожалению, бытующим еще в определенных социальных стратах. Авторы не обошли вниманием и проблемы конфликтных ситуаций в социальных коммуникациях и их разрешения с помощью различных копинг-стратегий поведения.
Описание явлений и вскрытие механизмов и систем их порождения – задача увлекательная и нужная, но ее решением нельзя ограничиваться. Красной нитью через все наше повествование проходит идея о том, что вслед за описанием феноменов должен идти анализ факторов, их обусловливающих, а завершаться все должно созданием средств совершенствования и объективной оценкой эффективности этих средств. Этой проблематике посвящена важная практико-ориентированная глава «Коммуникативная компетентность и пути ее развития». Глава о способах развития коммуникативной компетентности и разновидностях коммуникативного тренинга – важный ориентир для практикующих психологов в деле обучения персонала умениям межличностного взаимодействия и общения. Непрерывное обучение сегодня – условие адекватности сложившейся экономической политике, залог социальной успешности и профессионализма. Описанные в книге тренинги коммуникативных умений должны способствовать достижению максимально возможной результативности в развитии собственных возможностей, умений действовать эффективно в любых «жанрах» деловых и личных взаимоотношений.
Отдельная глава посвящена методам фасилитации больших групп, использующимся для обучения особым коммуникативным навыкам. Метод фасилитации еще недостаточно освоен в практике работы профессиональных психологов. Поэтому в нашей книге подробно представлены базовые техники и интервенции метода фасилитации, рассматриваются основные составляющие и модели этого процесса. Завершается эта часть монографии научным обоснованием проблем эффективности процесса фасилитации и развития профессионализма фасилитатора.
Данная книга – плод раздумий ее авторов над результатами собственных исследований и исследований, проводимых их коллегами на всем земном шаре, как на отечественной ниве, так и иноземных просторах. Это плод, созревший в пространстве коммуникаций, результат многочисленных контактов – как в пространстве официальных коммуникаций, так и в неформальной обстановке – с учителями, учениками, коллегами авторов и с представителями других профессий и иных социальных позиций. Книге о социальных коммуникациях суждено было родиться в коммуникативном пространстве. Среди людей, тем или иным способом повлиявших на содержание, стиль и направленность данной книги, есть такие, чей вклад настолько значителен, что мы не можем не упомянуть их имена. Как ни грустно, но многих из них уже нет с нами. В первую очередь это Владимир Петрович Зинченко, под чутким, ненавязчивым и тем не менее действенным руководством которого в разное время и в разных местах трудились создатели данного текста. Это и Лариса Андреевна Петровская, известный специалист в области теории и методологии социально-психологического тренинга, с которой авторов связывали не только общность профессиональных интересов, но и давние дружеские отношения.
Предлагаемый довольно обширный список литературы, по нашему мнению, поможет читателю разобраться в многочисленных направлениях и тенденциях изучения коммуникаций, как в отечественной, так и зарубежной психологической науке. Кроме того, предоставленная библиография позволяет отследить историко-хронологический аспект изучения проблем коммуникации в современных гуманитарных науках.
Надеемся, что освоение коммуникативной проблематики будет полезно специалистам самого широкого профиля, поскольку коммуникативная компетентность – необходимый компонент деятельности профессионалов любого профиля, готовых эффективно взаимодействовать в социуме.
Глава 1. Коммуникации в контексте социального поведения
В современной социальной психологии принято различать межличностные коммуникации и процессы социальных коммуникаций. В содержательном плане межличностные коммуникации – это процессы намеренного или случайного, часто косвенного обмена сообщениями между различными партнерами или группами, а социальные коммуникации – это непосредственные взаимодействия небольшого числа коммуникаторов, которые имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь. В определении социальных коммуникаций важны два момента.
1. Процесс обмена, обращенности друг к другу как признак непосредственного взаимодействия людей.
2. Сообщение, информация как предмет обмена, передачи субъективного опыта от одного объекта к другому.
Социальные коммуникации включают все уровни и виды межличностных отношений и взаимодействий: от интимно-личностных переживаний и передачи впечатлений в непосредственном общении до обмена познаниями, действиями, информацией на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях.
В отличие от массовых коммуникаций, под которыми традиционно понимается процесс передачи многообразной информации в обширной, весьма разнородной и географически глобальной аудитории с обязательным использованием в качестве посредника технических средств и технологий масс медиа, в социальных коммуникациях этот процесс протекает иначе. Прежде всего социальные коммуникации не предполагают наличия некого посредника: ни физического лица, ни технического устройства. Социальная обусловленность и масштабность взаимодействия в социальных коммуникациях в количественном отношении значительно ограничены, отличаются непосредственностью контактов и осуществляются на межличностном субъект-субъектном уровне.
Отсюда социальные коммуникации – это все многообразие социальных контактов, которые сопровождают человека в течение его жизни, всего онтогенеза, удовлетворяя специфические социогенные потребности человека. К ним относим потребность в безопасности, потребность в принадлежности и потребность в успехе и достижении. Эти потребности удовлетворяются прежде всего через общение с другим, включая интимно-личностное, а также межличностные отношения и взаимодействия, в том числе межнациональные и межкультурные отношения между людьми.
В социальных коммуникациях значимы степень личностной вовлеченности и способы организации социального поведения. На этом основании условно можно выделить три уровня межличностных взаимодействий: социально-ролевой, деловой и интимно-личностный. На социально-ролевом уровне реализуются нормы и требования, принятые в данной социальной среде и ее социальных институтах. Деловой уровень предполагает реализацию межличностных взаимодействий в интересах эффективности совместной деятельности. На интимно-личностном уровне ведущим мотивом межличностных отношений выступает достижение психологической близости, интимности, эмпатии, понимания и принятия другого.
Социальные коммуникации можно рассматривать и как процесс конструирования, формирования межличностного пространства – «форматирования» общения [Доценко, 2003]. Имеется в виду создание совместного семантического пространства взаимодействия: выработка совместных приемов и правил взаимодействия; уточнение собственных намерений или изменение условий взаимодействия. Среди процедур форматирования выделяется прежде всего поиск соответствующего данной ситуации контекстного содержания, шаблонов, схем, сценариев, ритуалов, способов и средств их исполнения.
В качестве возможных путей организации межличностного взаимодействия Э. Берн предложил рассматривать шесть форм социального поведения и структурирования времени: 1) замкнутость и уход от общения; 2) ритуалы, позволяющие проводить время совместно, но не сближаясь; 3) времяпрепровождение (структурирование времени) как социальный отбор для новых и полезных знакомств; 4) социальные контакты как игры, где каждая сторона пытается получить вознаграждение; 5) близость как свободное от игр общение, исключающее извлечение выгоды; 6) совместная деятельность как межличностное взаимодействие [Берн, 1988].
Именно межличностные отношения и общение индивидов, выполняющих совместную деятельность, составляют социальные коммуникации. Таким образом, факт связи в межличностных взаимодействиях, общении и социальных коммуникациях как специфической формы совместной деятельности людей не вызывает сомнений, хотя характер этой связи понимается психологами по-разному.
Отечественный ученый М. Каган считал, что коммуникативная деятельность, или социальные коммуникации в широком смысле, является одним из четырех основных видов деятельности – игровой, учебной, профессиональной или собственно коммуникативной. А. Мудрик из всего многообразия социальных коммуникаций с точки зрения педагогики выделяет свободное общение как особый вид деятельности. А. Леонтьев относит общение к видам деятельности, но деятельности несамостоятельной. Б. Ломов определяет общение как «взаимодействие субъектов». Г. Андреева предложила более широкое понимание связи деятельности и общения, согласно которому общение рассматривается и как сторона совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразный дериват. Если проанализировать все множество точек зрения на проблему взаимосвязи общения, межличностных отношений и деятельности, то придется признать факт единства общения и деятельности и рассматривать межличностные взаимодействия как сторону совместной деятельности.
В социокультурном аспекте социальные коммуникации можно рассматривать как непосредственное межличностное взаимодействие субъектов, результатом которого в социально-психологическом плане является взаимопереживание, взаимовлияние и взаимопонимание субъектов, различных по своему социальному статусу, национальной и государственной принадлежности, возрасту, уровню образования или занимаемому общественному положению.
Социальные коммуникации можно назвать частью более широкой области человеческой коммуникации – массовых коммуникаций, которые являются одним из объектов изучения социальной психологии. Несмотря на обозначенную смысловую разницу, эти понятия часто употребляются как синонимы.
Тем не менее социальные коммуникации как процесс непосредственного взаимодействия субъектов общения можно считать основанием пирамиды, где сходятся, откуда проистекают основные цели и функции коммуникативной активности человека, а массовые коммуникации – ее вершиной, где осуществляется коммуникативная деятельность социальных структур разного масштаба с учетом использования медиатехнологий и их технической оснащенности. С этой точки зрения социальные коммуникации выступают средством удовлетворения одной из ведущих потребностей человека – социогенной, т. е. потребности в другом. Именно социогенные потребности относят к числу важнейших личностных потребностей: в безопасности, принадлежности, притязании на признание, успех и достижения.
Как отмечает Г. Андреева, «ориентация в окружающем мире, естественно, всегда была потребностью человека, но она резко возрастает в новой ситуации: ориентироваться в новом, сложном мире можно, только умея более или менее адекватно интерпретировать наблюдаемые факты» [Андреева, 2000, с. 6]. Поэтому она считает важным описать и объяснить те особенности, которые свойственны человеку в постижении многообразия его отношений с другими людьми, социальными институтами, сложной мозаики социальных явлений. Отчасти эта задача успешно решается психологией социального познания, где известными стали такие имена, как С. Фиске и Ш. Тейлор, А. Тешфил и С. Московиси, Ф. Серафик и В. Деннон. В отечественной психологии проблемы социального познания наиболее полно нашли отражение в книге Г. Андреевой «Психология социального познания» [2000], которая помогает выявить психологические и социальные факторы, делающие адаптацию человека в современном мире успешной или неуспешной, показывает процесс конструирования социального мира человеком на разных этапах социализации.
В последние десятилетия число и разнообразие коммуникационных теорий значительно выросли. Одни теории пытаются объяснить функционирование коммуникационных систем в целом и их влияние на общество, другие трактуют использование и роль коммуникаций более узко, на уровне индивида.
Одна из теорий социальных коммуникаций базируется на социальном конструировании реальности, проистекает из феноменологической социологии А. Шютца. Она утверждает, что для индивидов опыт реальности – это осуществляемый ими непрерывный процесс социального конструирования. Теория социального конструирования предполагает активную аудиторию индивидов, т. е. обмен информацией, знаниями в социальных коммуникациях связан с активным обрабатыванием, переделыванием и запоминанием, особенно того, что соответствует их потребностям, уровню культуры и имеющемуся запасу социальных знаний. Одна из важных форм имеющихся социальных знаний – типификации. Типификации позволяют быстро классифицировать объекты и действия и на основе этого строить свои действия.
Другая теория исходит из того, что имеющийся у людей запас знаний о социальных ролях или ситуациях ничем не ограничен и человек волен его постоянно пополнять. Автор этой теории Э. Гоффман утверждал, что по мере продвижения общества в пространстве и во времени изменяются и типификации ситуаций. Опыт мира все время в движении, люди переходят из одного реального мира в другой, и каждый раз представления о реальности и ожидания кардинально меняются. Комплекс специфических ожиданий в оценке социальной ситуации в данный момент Гоффман назвал фреймом. На серьезные поступки способны только люди, усвоившие определенный набор фреймов. Переход от одного набора фреймов к другому является, по Гоффману, сдвигом вверх или вниз. Повседневные коммуникации и состоят из бесчисленных сдвигов во фреймах в ответ на социальные стимулы, идущие от других людей [Гоффман, 1984].
Среди теорий социальных коммуникаций определенное место занимает теория эффектов коммуникации. Исследования показали, что первичные эффекты коммуникации наблюдаются прежде всего при изучении аудитории, т. е. межличностных взаимодействий. В 1930-х годах в рамках школы П. Лазарсфельда были проведены первые исследования аудитории и разработана типология эффектов – выявлены эффекты немедленные, краткосрочные, долгосрочные и институциональные. Обобщая эмпирические данные, Лазарсфельд пришел к выводу, что в ходе избирательной кампании первичный выбор основывается на межличностных контактах: в основном выборщики прислушиваются к людям, которые отслеживают информацию, владеют дополнительными знаниями и четко формулируют свои взгляды. Лазарсфельд называл таких людей лидерами мнения. Он утверждал, что лидеры мнения влияют на людей через социальные коммуникации, и их влияние распространяется, скорее, в горизонтальном направлении, чем в вертикальном. Лидеры мнения чаще влияют на людей, подобных им, а не на тех, кто стоит выше или ниже на общественной лестнице.
Таким образом, через непосредственные социальные коммуникации людей выявляются лидеры в области моды, покупок, общественного мнения. Лидеры мнения имеются практически в любой сфере повседневной жизни. В дальнейших исследованиях эта теория получила название теории ограниченных эффектов, поскольку медиапосредники играют все меньшую роль в жизни людей и всего общества. Власть медиа оказалась не столь велика, как представлялось ранее. Люди пользуются разными способами, чтобы ускользнуть от нее, причем в каждой социальной группе находятся свои лидеры, которые формируют общественное мнение, выступая фильтрами в социальных коммуникациях.
В связи с этим встает проблема эффективности социального познания, которое происходит через активизацию социальных связей и отношений с другими людьми, т. е. через социальные коммуникации. Важно выявить основные функции социальных коммуникаций, виды и средства воздействия, а также механизмы взаимопонимания, разъяснить этику и правила эффективных коммуникаций, роль обратной связи и коммуникативных умений.
Лекции — Психология коммуникаций
Статья- формат rtf
- размер 608. 52 КБ
- добавлен 24 января 2011 г.
Понятие коммуникации. Психологические особенности коммуникации.
Место психологии коммуникации в рамках психологических наук.
Понятие и основные подходы к операционализации (объяснению,
определению) понятия коммуникация.
Формы коммуникативного действия (общения).
Психологические особенности коммуникации.
Феноменологические характеристики коммуникации
Виды
Структура
Компоненты
Функции
Типы
Средства коммуникации
Вербальные средства коммуникации
Невербальные средства коммуникации
Тактильная система знаков – система прикосновений к партнеру
Ольфакторная система знаков
Коммуникация как информационный процесс.
Коммуникативные барьеры.
Барьеры понимания
Барьеры социально-культурных различий
Барьеры отношений
Общение как социально перспективный процесс
Общение как интеракция (взаимодействие)
Интерактивные теории:
Стресс как фактор затрудненной коммуникации.
Стресс
Виды стресса:
В зависимости от силы напряжения
В зависимости от природы
Методы определения наличия стресса
Методы борьбы со стрессом
Воздействие на партнера в процессе коммуникации
Воздействие на партнера в процессе коммуникации (продолжение)
Психология групп
Малые группы (МГ)
Психологические характеристики МГ
Характеристики группы
Групповые структуры
Групповые процессы
Процесс группового давления (конформизм)
Большие группы (БГ)
Массовидные явления
Общественное мнение
Общественное настроение
Традиции
Обычаи
Слухи и сплетни
Похожие разделы
- Академическая и специальная литература
- Деловое общение
- Прикладная литература
- Работа и бизнес
- Деловая коммуникация
Смотрите также
- формат djvu
- размер 2. 08 МБ
- добавлен 23 марта 2011 г.
Учебное пособие. М.: Издательство «Омега-Л», 2009. — 304 с. — ISBN: 978-5-370-00970-9 — 5-е изд. (Высшая школа менеджмента) В учебном пособии раскрываются практические аспекты применения психологических знаний в повседневном деловом общении. Рассматриваются приемы и способы налаживания эффективных взаимоотношений, установления контактов, добывания необходимой информации, оценки личности и воздействия на нее в профессиональной деятельности. Особе…
- формат doc
- размер 754 КБ
- добавлен 15 ноября 2011 г.
Учебно-методическое пособие. — Н. Новгород: ННГУ, 2005. 140 страниц. Предисловие. Деловая среда организации и основные целевые аудитории. Внутренние переменные организации и внешняя деловая среда. Stakeholder’s model и поведение потребителей. Азбука потребительской лояльности. Сущность и функции менеджмента. Азбука управления. Для чего человеку организация?. Функции менеджмента. Коммуникации в обществе: теоретический аспект. Философия коммуникаци…
Реферат- формат doc
- размер 255.95 КБ
- добавлен 23 февраля 2007 г.
Деловое телефонное сообщение. Психология общения. Гендерная психология. Деловая переписка. Деловая беседа, дискуссии. Невербальное поведение. Переговоры. Современный деловой костюм. Стороны общения.
- формат doc
- размер 2.64 МБ
- добавлен 21 февраля 2010 г.
М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2002.
- формат rtf
- размер 1.18 МБ
- добавлен 05 августа 2008 г.
Автор книги Майло О. Франк — в прошлом один из виднейших сотрудников телекомпании CBS. В настоящее время преподает методики коммуникаций высшему руководству компаний AT&T, IBM, Bank of America. Чем будет полезна для Вас эта книга. Почему 30 секунд? Ваша цель. Ваш слушатель. Верный подход. Приманка. Ваш сюжет. Сформулируйте просьбу. Нарисуйте картину. На Вас направлен прожектор.
Один или тысяча. В любое время, в любом месте. Последнее 30-секу… Презентация- формат pptx
- размер 3.29 МБ
- добавлен 11 мая 2011 г.
НОУ ВПО, Черноморская гуманитарная академия, Сочи — 2011 г — 11 слайдов. Автор: Гвашева Е. Ю. Содержание Фаза подготовки Коммуникации Кодекс сотрудничества Положительные эмоции-невербальный вид коммуникаций притягивающий людей Дополнительные условия организации эффективной коммуникации
- формат doc
- размер 1.88 МБ
- добавлен 16 февраля 2010 г.
Лекции по деловому общению. Пшеничников. 142 стр. Материал содержит как теоретические положения, так и множество практических примеров. Легко читается и имеет массу интересных подходов. Лекции: Основы построения взаимоотношений с людьми; Психология обмана; Структура общения; Компоненты беседы; Речь в деловом общении; Манипуляции в общении и их нейтрализация; Язык тела и внешний вид собеседников Особенности общения с мужчиной и женщиной; Основы…
Реферат- формат docx
- размер 157.36 КБ
- добавлен 21 февраля 2011 г.
Содержание Введение Сущность, структура и способы коммуникации Коммуникация, ее цель и элементы Этапы коммуникаций Классификация коммуникаций Основные средства коммуникации Невербальные и вербальные способы коммуникации Вербальные способы коммуникации Невербальные способы коммуникации Заключение Список литературы
Реферат- формат docx
- размер 34. 12 КБ
- добавлен 31 мая 2011 г.
Введение. Коммуникация, ее виды, функции и элементы. Этапы коммуникационного процесса. Трудности в развитии коммуникаций. Пути улучшения эффективности системы коммуникаций. Заключение. Список литературы.
- формат doc
- размер 245.5 КБ
- добавлен 15 ноября 2009 г.
40 билетов: социальные функции коммуникаций, виды и функции коммуникаций, межличностные, неформальные, публичные, массовые, организационные коммуникации, структура процесса, Синтогматика, Семантика, Зоосемиотика, Прагматика, Этносемиотика, Лингвосемиотика, Фоносемантика, краткий разбор работ Ж. Ботай «Проклятая доля», Р. Барт «Мифологии», Ю. М. Лотман «Семиотика», В. Я. Пропп «Морфология волшебной сказки», «Исторические корни волшебной сказки», Л. ..
2.2 Процесс общения – психология, общение и канадское рабочее место
Процесс общения
Трансакционная модель коммуникации описывает коммуникацию как процесс, в котором коммуникаторы создают социальные реальности в социальном, реляционном и культурном контекстах. В этой модели мы не просто общаемся, чтобы обмениваться сообщениями; мы общаемся, чтобы создавать отношения, формировать межкультурные союзы, формировать наше представление о себе и вступать в диалог с другими для создания сообществ. Короче говоря, мы не сообщаем о наших реалиях; общение помогает конструировать нашу реальность.
Роли отправителя и получателя в транзакционной модели коммуникации существенно отличаются от других моделей. Вместо того, чтобы обозначать участников как отправителей и получателей, люди, участвующие в коммуникативной встрече, называются коммуникаторами . Модель транзакции предполагает, что мы одновременно являемся отправителями и получателями. Например, на собеседовании при приеме на работу, когда вы отправляете вербальные сообщения о своих интересах и прошлом, ваш потенциальный работодатель реагирует невербально. Вы не ждете, пока закончите отправлять вербальное сообщение, чтобы начать получать и расшифровывать невербальные сообщения. Вместо этого вы одновременно отправляете свое вербальное сообщение и получаете невербальные сообщения от своего потенциального работодателя. Это важное дополнение к модели, потому что оно позволяет нам понять, как мы можем адаптировать наше общение — например, вербальное сообщение — в середине его отправки на основе сообщения, которое мы одновременно получаем от нашего партнера по общению.
Формирование идеи – Процесс коммуникации начинается, когда у коммуникатора есть идея, которой он хочет поделиться. На идею будут влиять сложные факторы. Коммуникатор должен начать с прояснения идеи и цели. Чего именно хочет добиться коммуникатор? Как сообщение может быть воспринято? Знание этой информации повышает шансы на успешное общение
Кодирование сообщений — Идея должна быть закодирована в слова, символы и жесты, которые будут передавать смысл. Поскольку нет двух людей, интерпретирующих информацию совершенно одинаково, коммуникаторы должны тщательно выбирать слова, символы и жесты, которые обычно понимаются, чтобы уменьшить вероятность неправильного понимания. Поэтому полезно знать об отношении, навыках, опыте и культуре другого коммуникатора, чтобы обеспечить четкую коммуникацию.
Передача сообщений: Выбор носителя для передачи сообщения является важным шагом в процессе коммуникации. Сообщения могут передаваться в устной, письменной или визуальной форме (см. Таблица 2.1 ниже ). Для четкой связи носитель и сообщение должны соответствовать
. Таблица 2.1: Средства передачи сообщенийустно | Письменный | Визуальный |
---|---|---|
Личная речь | Электронная почта | Рисунки, картины |
Телефонный разговор | Текст, мгновенное сообщение | Фотографии, графический дизайн |
Протокол передачи голоса через Интернет (VoIP) | Доклад, статья, очерк | Язык тела (например, зрительный контакт, жесты рук) |
Радио | Письмо | Графики |
Подкаст | Памятка | Типы шрифтов |
Сообщение голосовой почты | Блог | Семафор |
Домофон | Твитнуть | Архитектура |
Как видите, весь этот процесс легче сделать, чем сказать, потому что вы кодируете невероятные массы данных для передачи другим в течение всего дня по нескольким каналам, часто одновременно, и также подвергаетесь постоянному многоканальному потоку. информации в каждом из ваших пяти чувств, которую вы расшифровываете, даже не осознавая этого сложного процесса. Все, что мешает четкому общению, называется шум . Шум может мешать каждому этапу процесса коммуникации. В профессиональных ситуациях, особенно в важных, таких как собеседования при приеме на работу или встречи с клиентами, где ваш успех полностью зависит от того, насколько хорошо вы общаетесь, и чрезвычайно важно, чтобы вы полностью контролировали процесс общения, чтобы представить себя как ориентированного на детали pro — тот, которому можно доверить выполнение работы.
Контекст
Модель транзакций также включает более сложное понимание контекста. Модель взаимодействия изображает контекст как физические и психологические воздействия, усиливающие или препятствующие общению. Хотя эти контексты важны, они сосредоточены на передаче и приеме сообщений. Поскольку транзакционная модель коммуникации рассматривает коммуникацию как силу, которая формирует нашу реальность до и после конкретных взаимодействий, она должна учитывать контекстуальные влияния за пределами одного взаимодействия. Для этого транзакционная модель рассматривает, как социальные, реляционные и культурные контексты формируют и влияют на наши коммуникативные встречи.
Социальный контекст относится к заявленным правилам или неустановленным нормам, которые определяют общение. По мере того, как мы социализируемся в наших различных сообществах, мы изучаем правила и неявно усваиваем нормы общения. Некоторые общие правила, влияющие на социальный контекст, включают в себя: не лгать людям, не перебивать людей, не пропускать людей в очереди, приветствовать людей, когда они приветствуют вас, благодарить людей, когда они делают вам комплименты, и так далее. Родители и учителя часто прямо передают эти правила своим детям или ученикам. Правила могут повторяться снова и снова, а за их несоблюдение может быть наказание.
Нормы — это социальные условности, которые мы усваиваем посредством наблюдения, практики, проб и ошибок. Мы можем даже не знать, что нарушаем социальную норму, пока не заметим, что люди смотрят на нас странно, или кто-то не поправляет или не дразнит нас. Например, будучи новым сотрудником, вы можете одеться слишком откровенно или слишком откровенно на праздничном вечере компании, потому что вы не знаете норм формальности. Хотя, вероятно, не существует установленного правила о том, как одеваться на праздничной вечеринке, вы заметите свою ошибку без того, чтобы кто-то указывал на нее, и, скорее всего, вы больше не будете отклоняться от нормы, чтобы избавить себя от любого потенциального смущения. Несмотря на то, что нарушение социальных норм не влечет за собой формального наказания, которое может быть следствием нарушения социальных правил, социальная неловкость, которую мы чувствуем, когда нарушаем социальные нормы, обычно достаточна, чтобы научить нас тому, что эти нормы сильны, даже если они недействительны. t сделал явными, как правила. В некоторых ситуациях нормы даже имеют власть над социальными правилами. Возвращаясь к примерам общих социальных правил, упомянутых ранее, мы можем нарушить правило не лгать, если ложь предназначена для того, чтобы спасти кого-то от чувства обиды. Мы часто перебиваем близких друзей, когда ведем увлекательную беседу, но вряд ли будем перебивать профессора, когда он читает лекцию. Поскольку нормы и правила различаются у разных людей и культур, реляционные и культурные контексты также включаются в модель транзакций, чтобы помочь нам понять многочисленные контексты, влияющие на наше общение.
Контекст отношений включает предыдущую межличностную историю и тип отношений, которые у нас есть с человеком. Мы по-разному общаемся с кем-то, кого только что встретили, и с кем-то, кого знаем давно. Первоначальные взаимодействия с людьми, как правило, более четко прописаны и регулируются установленными нормами и правилами, но когда у нас есть установленный контекст отношений, мы можем легче изменять или нарушать социальные нормы и правила. Например, вы, вероятно, будете следовать социальным нормам вежливости и внимательности и можете провести целый день, убирая дом в первый раз, когда вы пригласите своих новых соседей в гости. Как только соседи находятся в вашем доме, вы также можете сделать их центром своего внимания во время их визита. Если вы в конечном итоге подружитесь со своими соседями и установите контекст отношений, вы можете не так много думать о том, чтобы все было убрано и подготовлено, или даже уделять им все свое внимание во время последующих визитов. Поскольку нормы и правила общения также различаются в зависимости от типа отношений между людьми, тип отношений также включается в контекст отношений. Например, существуют определенные правила и нормы общения, которые применяются к отношениям супервизор-супервизор, но не применяются к отношениям брат-сестра, и наоборот. Как социальные нормы и история отношений влияют на то, как мы общаемся, так и культура.
Культурный контекст включает различные аспекты идентичности, такие как раса, пол, национальность, этническая принадлежность, сексуальная ориентация, класс и способности. Мы узнаем больше об этих идентичностях позже в этой книге, но сейчас нам важно понять, что, осознаем мы это или нет, у всех нас есть несколько культурных идентичностей, которые влияют на наше общение. Некоторые люди, особенно те, чья идентичность исторически была маргинализирована, регулярно осознают, как их культурная идентичность влияет на их общение и влияет на то, как другие общаются с ними. И наоборот, люди с доминирующей или преобладающей идентичностью редко, если вообще когда-либо, задумываются о роли, которую их культурная идентичность играет в их общении.
Когда культурный контекст выходит на первый план коммуникативной встречи, им может быть трудно управлять. Поскольку межкультурная коммуникация создает неопределенность, она может удерживать людей от общения между культурами или приводить к тому, что люди рассматривают межкультурную коммуникацию как негативную. Но если вы избегаете общения представителей различных культур, вы, скорее всего, не станете более удобными и компетентными в качестве коммуникатора. Межкультурное общение может обогатить различные аспекты нашей жизни. Чтобы хорошо общаться в различных культурных контекстах, важно сохранять непредубежденность и избегать предположений о культурной самобытности других. Хотя вы можете определить некоторые аспекты культурного контекста в рамках коммуникативной встречи, также могут быть культурные влияния, которые вы не можете видеть. Компетентный коммуникатор не должен предполагать, что знает все культурные контексты, которые человек привносит во время встречи, поскольку не все культурные особенности видны. Как и в других контекстах, здесь требуется умение адаптироваться к изменяющимся контекстам, и лучший способ развить эти навыки — это практика и размышления.
СсылкиЭтот раздел адаптирован из:
Коммуникация @ Работа Джордана Смита и находится под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License, если не указано иное.
Процесс коммуникации Таммеры Стоукс Райс находится под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License, если не указано иное.
Коммуникация в реальном мире Университета Миннесоты под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4. 0 International License, если не указано иное.
Психология коммуникативных процессов – Коммуникация
Психология обычно занимается изучением разума, мозга и человеческого поведения. В то время как популярные средства массовой информации часто сосредотачиваются на клинической психологии (изучение и лечение психических заболеваний), существует множество других форм психологии, от нейропсихологии до культурной психологии и спортивной психологии. Эта статья в основном посвящена экспериментальной психологии, всеобъемлющей ветви, включающей все области психологии, в которых исследователи манипулируют переменными для проведения эмпирических тестов того, как люди думают и ведут себя. Примеры областей экспериментальной психологии включают когнитивную, культурную, психологию развития, перцептивную и социальную психологию, каждая из которых имеет значение для коммуникативных исследований.
Когнитивная архитектура человека
Структура когнитивной архитектуры человека полезна при обсуждении того, как различные типы мышления, а также соответствующие области психологии соотносятся друг с другом в континууме и как этот континуум, в свою очередь, соотносится с коммуникативные процессы. Алан Ньюэлл (1990) в своем знаменательном тексте «Единые теории познания» установил иерархическую структуру, основанную на времени обработки, которое уходит на организацию различных типов человеческого поведения. На самом нижнем уровне, занимающем доли секунды, происходят биологические события, такие как срабатывание нейронов. Эти биологические события объединяются в когнитивные действия , такие как извлечение воспоминаний, которые обычно занимают от 10 миллисекунд до 10 секунд. Затем когнитивные действия объединяются в рациональные действия, такие как решение математической задачи, которое может занять от минут до часов. Все эти модели поведения включаются в социальные действия, такие как формирование идентичности, на что уходят месяцы или годы, и в дальнейшем формируют исторические действия, такие как формирование расового стереотипа в культуре, на что уходят десятилетия. Наконец, на эволюционном уровне в течение тысячелетий разум, тело и поведение вида изменятся. Важнейшим аспектом концепции Ньюэлла является то, что процессы «низшего уровня», такие как неврологические и перцептивные события, объединяются и возникают как процессы «более высокого уровня», такие как принятие решений, формирование социальных впечатлений и общение.
Конечно, в психологии есть ряд неэкспериментальных подполей, в которых не используется методология «снизу вверх». Например, одной из самых ранних и, возможно, наиболее спорных теорий является психодинамика , которая утверждает, что значительная часть наших эмоциональных или мотивационных сил действует на подсознательном уровне и находится под сильным влиянием опыта и развития в раннем детстве. Эти латентные травмы или мотивации могут оставаться в уме и проявляться на сознательном уровне в виде неврозов или психозов. Роль психоаналитических терапевтов заключается в выявлении глубинных подсознательных причин поверхностных проблем. Двумя учеными, наиболее связанными с этой традицией, являются Зигмунд Фрейд и Карл Юнг, которые использовали клинические интервью с пациентами в качестве основы для формулирования своих теорий.
Процессы коммуникации
Взаимосвязь между исследованиями психологии и коммуникации может быть определена со ссылкой на три ключевых типа коммуникативных процессов в контексте структуры когнитивной архитектуры человека, представленной выше. Три процесса — это межличностное взаимодействие лицом к лицу, опосредованное межличностное взаимодействие и общение через средства массовой информации. Это построение не предназначено ни для исторического описания этих различных коммуникативных практик, ни как исчерпывающее описание коммуникации, но служит для того, чтобы подчеркнуть некоторые общие сходства и различия между двумя областями исследования.
Межличностное общение лицом к лицу
Рассмотрим повседневный разговор между двумя людьми, сидящими в ресторане. Когда эти люди взаимодействуют, они обмениваются информацией как с помощью вербальных, так и невербальных сигналов. Понимание того, какие процессы управляют таким социальным взаимодействием и как взаимодействуют вербальные и невербальные сигналы, придавая смысл и структуру социальному взаимодействию, было одним из краеугольных камней коммуникативных исследований с тех пор, как эта область сформировалась в 1950-х годах.
Ранняя теоретическая основа Адама Кендона (1970) обсуждали понятие интерактивной синхронии , т. е. идею о том, что вербальное и невербальное поведение сложным образом связаны друг с другом, как внутри человека (т. е. вербальное поведение человека А соответствует ее невербальному поведению), так и между несколькими людьми (т. вербальное поведение человека А соответствует невербальному поведению человека Б). Тщательно наблюдая за людьми, когда они взаимодействуют друг с другом в экспериментальных условиях, Кендон раскрыл ряд фундаментальных аспектов того, как протекает социальное взаимодействие, установив, насколько тесно связаны вербальное и невербальное поведение в том, что он метафорически назвал «сложным танцем». После новаторской работы Кендона другие исследователи разработали теоретические рамки, охватывающие различные отношения между вербальным и невербальным поведением.
Теория нарушения ожиданий Бургуна рассматривала вопрос о том, как ожидания людей друг от друга определяют способы обмена вербальной и невербальной информацией (Бургун, 1978). Когда люди нарушают ожидания друг друга в отношении того, как должно происходить взаимодействие, вербально или невербально, можно увидеть, что они следуют определенным моделям социального взаимодействия. Например, если человек нарушает социальную норму, например прикасается к незнакомцу, то незнакомец отреагирует на это нарушение его или ее ожиданий, основываясь на оценке возможных последующих результатов его или ее реакции на неожиданное прикосновение.
Паттерсон (1983) расширил эти предыдущие теоретические рамки, касающиеся взаимодействия лицом к лицу, с помощью последовательной функциональной модели невербального обмена. Это позволило более точно прогнозировать вербальное и невербальное поведение с учетом различных параметров и реляционных структур социального взаимодействия. В частности, модель включала в себя долгосрочную личную историю как антецедент данного обмена, краткосрочную контекстуальную информацию, которая обусловливает взаимодействие в его начале, а также различные типы процессов, происходящих во время самого обмена. В описанном выше сценарии, в котором человек прикасается к незнакомцу, подход будет учитывать уровни возбуждения или психологическое состояние обоих людей до того, как событие произошло, их личные характеристики, такие как степень экстраверсии и интроверсии, а также исторические обстоятельства, включая события, которые могут произошли во время предыдущих и, возможно, подобных встреч.
Таким образом, психологические структуры и модели позволили исследователям коммуникации производить подробные описания и формировать конкретные прогнозы того, как люди обмениваются друг с другом как вербальной, так и невербальной информацией. Когда аналогичный обмен информацией происходит через какую-либо опосредованную технологию, становится уместным исследовать дополнительные психологические процессы.
Опосредованное межличностное взаимодействие
Когда небольшие группы людей взаимодействуют друг с другом в режиме реального времени, используя различные типы средств массовой информации (например, телефоны, компьютеры и видеоконференции), процессы, разворачивающиеся во время личного взаимодействия, объединяются с различными факторами, уникальными для посредничества, и осложненными ими. Одним из выдающихся примеров исследования по этой теме является изучение типа компьютерное общение (CMC), в котором два человека используют компьютерные технологии для взаимодействия.
Литература по взаимодействию лицом к лицу послужила основой для изучения ОМЦ, в которой различные качества взаимодействия лицом к лицу оказались ухудшенными или полностью отсутствующими. Например, на интерактивной доске сообщений пользователи взаимодействуют асинхронно с помощью печатных сообщений в псевдонимных настройках. Как отсутствие визуальных сигналов или синхронности может повлиять на такие взаимодействия? Ранние исследования ОМЦ выдвинули гипотезу и обнаружили, что отсутствие социальных сигналов в ОМЦ приводит к менее личным формам взаимодействия, чем в контекстах лицом к лицу (Sproull & Kiesler 19).86).
Но по мере появления сетевых сообществ стало ясно, что ОМЦ может способствовать формированию отношений и даже интимному взаимодействию (Parks & Floyd, 1996). В попытке примирить экспериментальные данные, касающиеся бедности ОМЦ, с его собственными полевыми наблюдениями, Вальтер предложил теорию обработки социальной информации, утверждая, что более ограниченная пропускная способность или сенсорное богатство ОМЦ по сравнению с общением лицом к лицу означает, что оно людям потребуется больше времени для обмена информацией (Walther et al. 1994). Однако со временем эти два типа социального взаимодействия могут достичь сопоставимых межличностных эффектов и уровней близости. Один методологический урок заключался в том, что даже если ОМЦ может показаться менее личным в краткосрочных экспериментальных условиях, ОМЦ сравнивается с другими типами взаимодействия, которые обычно считаются более интимными, когда речь идет о естественных условиях, как это было изучено в обсервационных исследованиях.
В более поздней работе Вальтера было высказано предположение, что некоторые уникальные особенности ОМЦ делают возможным взаимодействие, которое на самом деле может быть более личным или интимным, чем аналогичные ситуации в условиях личного общения (Вальтер 19).96). По словам Вальтера, CMC создает петлю обратной связи управления положительным впечатлением, идеализации и взаимности, которая приводит к более интенсивным взаимодействиям, которые он назвал сверхличностными взаимодействиями. Кроме того, исследования Bailenson et al. (2005) расширили понятие гиперличностного ОМЦ, смоделировав уникальные коммуникативные процессы, которые не могли бы происходить в реальном общении лицом к лицу. Например, специально разработанная система CMC, которая позволяла выступающему устанавливать зрительный контакт с несколькими членами аудитории одновременно, наделяла участников «разговорными сверхспособностями». Таким образом, в CMC говорящий может стратегически трансформировать свои действия, чтобы максимизировать близость или социальное влияние.
Одно из самых известных направлений исследований CMC было посвящено изучению того, как люди взаимодействуют с мультимедийными интерфейсами . Ривз и Насс (1996) с помощью серии экспериментов показали, что люди склонны относиться к медиаинтерфейсам (например, телевизорам и компьютерам) так, как если бы они были социальными акторами. Например, люди становятся вежливыми с компьютерами при определенных условиях, чтобы соответствовать социальной норме. В одном исследовании участники выполняли обучающую задачу на компьютере. Затем они заполнили оценку события либо на том же, либо на другом компьютере. Участники давали более положительные оценки, если они заполняли тест на том же компьютере, на котором выполнялась задача обучения, чем если бы они были назначены на другой компьютер. Ривз и Насс пришли к выводу, что эта модель аналогична социальной норме вежливости по отношению к людям, которые просят дать оценку себе.
Подводя итог, можно сказать, что когда люди используют средства массовой информации для осуществления межличностных взаимодействий, они комбинируют процессы, происходящие в межличностных взаимодействиях лицом к лицу, с новыми процессами, уникальными для использования различных видов технологий. Таким образом, аддитивная модель психологической обработки, изложенная во введении, может служить основой для понимания опосредованных форм межличностного общения. В дальнейшем, метафорическом смысле, массовую коммуникацию можно рассматривать как сочетание процессов личного, а также опосредованного группового взаимодействия с дополнительными процессами, присущими широкомасштабному распространению информации, даже если исторически использование средства массовой информации предшествуют CMC.
Массовая коммуникация
Массовая коммуникация обычно понимается как организации (например, газеты, кинокомпании или телевизионные студии), использующие некоторые медиатехнологии для распространения информации среди большой аудитории. С появлением цифровых технологий контраст между крупными организациями и большой аудиторией стал размытым, поскольку теперь любой человек может отправить электронное письмо на веб-сайты и в рассылки, которые, в свою очередь, отправят это сообщение тысячам других людей. Как заметил Джон Дарем Питерс (1999), технологии массовой коммуникации изменили наше представление об общении в целом — как о диалоге, распространении и сочетании того и другого. С точки зрения психологических процессов один из подходов к массовой коммуникации — это сочетание личных и опосредованных межличностных взаимодействий.
В 1970-х и 1980-х годах Джордж Гербнер представил некоторые убедительные доказательства своей теории совершенствования , которая представляет собой макроскопическую теорию того, как межличностное взаимодействие и использование средств массовой информации могут сочетаться предсказуемым образом. Основной аргумент заключается в том, что после продолжительного воздействия различных форм средств массовой информации люди изменят свои модели межличностного поведения, потому что они приобрели измененное ментальное представление или мировоззрение. Например, люди, которые много смотрели телевизор, в котором часто фигурирует насилие, с большей вероятностью стали избегать выхода на улицу поздно ночью. Теория иллюстрирует комбинаторный аспект психологических процессов, вступающих в общение. Чтобы создать модель культивирования мировоззрения, необходимо понять, как люди воспринимают стимулы и обращают на них внимание (например, смотрят телевизор), как они взаимодействуют с опосредованными версиями людей и как, как следствие, их межличностные отношения. взаимодействие с реальными людьми меняется. Хотя некоторые из методов, используемых Гербнером и его коллегами, были поставлены под сомнение, его подход предполагал важность изучения связей между межличностным общением и массовой коммуникацией.
Межкультурные исследования как точка соприкосновения
Одной из областей, общих для психологии и коммуникации, является изучение культурных влияний на формирование идентичности и социальное взаимодействие. Психология имеет уважаемую традицию изучения культурных различий в том, как функционирует разум. Например, работа Хейзел Маркус и ее коллег продемонстрировала, что культура настолько глубоко укоренилась в сознании, что то, как люди истолковывают себя — то, как мы относимся к другим людям, насколько взаимозависимы социальные отношения, и как познание, эмоции, и формируются мотивы – резко различаются между восточной и западной культурами (Markus & Kitayama 1991).
Эти различия настолько всеобъемлющи, что распространяются вплоть до когнитивных действий «низкого уровня», о которых говорилось выше. Например, в работе Дугласа Медина и его коллег изучались биологические концепции среди различных групп: из петана, Гватемалы, а также из групп коренных американцев, амишей и большинства культур в Висконсине, США. Данные из этих разных культур демонстрируют систематические различия в отношении очень базовых и предположительно «универсальных» аспектов познания — того, как люди формируют категории об объектах, а также о том, как люди делают выводы на основе того, к какой категории принадлежит объект. Методологический урок состоит в том, что когда данные собираются у американских студентов, что является обычной практикой, результаты, модели и теории могут не распространяться на весь мир. Даже на уровне того, как люди визуально воспринимают физические объекты, существуют различия в разных культурах (Китайма и др., 2003).
Кроме того, специалисты по коммуникациям утверждают, что производство сообщений и социальное взаимодействие следует изучать вне лаборатории и с учетом культур, в которых укоренились эти процессы. В более широком смысле Джеймс Кэри (1989) утверждал, что коммуникация — это не просто передача информации, а ритуальный процесс, который создает и поддерживает социальную реальность. С ритуалистической точки зрения чтение газеты — это не столько способ получения новой информации, сколько совместное утверждение общего мировоззрения. Все виды человеческого самовыражения — от архитектуры до танцев и выпусков новостей — подтверждают и распространяют символический порядок, управляющий социальными процессами. Короче говоря, психологи сосредоточились на том, как культура формирует мышление, путем прямого сравнения людей из разных культур. Исследователи коммуникации, в свою очередь, теоретизировали и исследовали сами акты выражения и взаимодействия как культурные процессы по своей сути.
Непрерывные междисциплинарные отношения
Области психологии и коммуникации тесно связаны, до такой степени, что грань, разделяющая их, часто довольно размыта. Что касается исторических корней, некоторые из исследований, которые считаются знаковыми в области коммуникации, изначально проводились на факультетах психологии и / или публиковались в психологических журналах; например, работы Бандуры, Ховланда, Лассуэлла и Левина.
Даже сейчас между двумя областями продолжается пересечение с точки зрения мест публикации, сотрудничества между учеными и даже миграции между факультетами для преподавателей и студентов, обучающихся по любой из двух дисциплин. Учитывая историческое развитие двух областей исследования, психология является более устоявшейся дисциплиной, чем коммуникация, поэтому коммуникация может выиграть от относительно консолидированных подходов психологии. В будущем поля будут входить в изменяющиеся конфигурации по мере дальнейшего развития каждого из них. Отношения между психологией и коммуникацией в прошлом были продуктивными, и специалисты по коммуникациям будут продолжать учиться у психологов и информировать их.
Ссылки:
- Бейленсон, Дж. Н., Билл, А. С., Бласкович, Дж., Лумис, Дж., и Терк, М. (2005). Преобразованное социальное взаимодействие, дополненный взгляд и социальное влияние в иммерсивных виртуальных средах. Исследования человеческого общения , 31, 511–537.
- Бургун, Дж. К. (1978). Коммуникационная модель нарушений личного пространства: разъяснения и первоначальный тест. Исследование человеческих коммуникаций , 4, 129–142.
- Кэри, Дж. В. (1989). Коммуникация как культура: Очерки СМИ и общества . Винчестер, Массачусетс: Анвин Хайман.
- Гербнер Г., Гросс Л., Морган М. и Синьорелли Н. (1980). «Мейнстриминг» Америки: профиль насилия №. 11. Journal of Communication , 30, 10–29.
- Кендон, А. (1970). Координация движений в социальном взаимодействии: описаны некоторые примеры. Acta Psychologica , 32(2), 101–125.
- Китаяма, С., Даффи, С., Кавамура, Т., и Ларсен, Дж. Т. (2003). Восприятие объекта и его контекста в разных культурах: культурный взгляд на новый взгляд. Психологическая наука , 14 (3), 201–206.
- Маркус, Х. Р., и Китаема, С. (1991). Культура и я: значение для познания, эмоций и мотивации. Психологический обзор , 98, 224–253.
- Медин, Д.Л. и Атран, С. (2004). Родной разум: биологическая категоризация, рассуждения и принятие решений в развитии в разных культурах. Психологический обзор , 111(4), 960–983.
- Ньюэлл, А. (1990). Единые теории познания . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- Паркс, М. Р., и Флойд, К. (1996). Заводить друзей в киберпространстве. Журнал связи , 46 (1), 80–97.
- Паттерсон, М.Л. (1983). Невербальное поведение: функциональная перспектива . Нью-Йорк: Спрингер.
- Питерс, JD (1999). Разговор в эфир: история идеи коммуникации . Чикаго, Иллинойс: University of Chicago Press.
- Ривз, Б., и Насс, К. (1996). Уравнение медиа: как люди относятся к компьютерам, телевидению и новым медиа как к реальным людям и местам . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Спроулл, Л., и Кислер, С. (1986). Сокращение сигналов социального контекста: электронная почта в организационном общении.