Виды речи
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Характеристика видов речи……………………………………….4
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………….10
Речь сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности (Речь внутренняя, речь эгоцентрическая). Для психологии представляет интерес прежде всего место речи в системе высших психических функций человека — в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью. эмоциями и т. д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности. Большинство советских психологов рассматривает речь как речевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т. е. включает фазы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования»), реализации и контроля. Речь может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов.
В
условиях спонтанной устной речи сознательный
выбор и оценка используемых в ней
языковых средств сведены до минимума,
в то время как в письменной речи и в подготовленной
устной речи занимают значительное место.
Различные виды и формы речи строятся
по специфическим закономерностям (например,
разговорная речь допускает значительные
отклонения от грамматической системы
языка, особое место занимает логическая
и тем более художественная речь). Речь
изучается не только психологией речи,
но и психолингвистикой, физиологией речи,
лингвистикой, семиотикой и другими науками.
Характеристика видов речи
В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь- включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких человек.
Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).
Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.
Монологическая речь — длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог не прерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь — связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым,— грамматически правильное построение предложений.
Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.
Содержательная сторона монолога должна сочетаться о выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).
Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.
Внутренняя
речь — различные виды использования
языка (точнее, языковых значений) вне
процесса реальной коммуникации. Выделяют
три основных типа внутренней речи: а)
внутреннее проговаривание — «речь про
себя», сохраняющая структуру внешней
речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения
звуков, и типичная для решения мыслительных
задач в затрудненных условиях; б) собственно
речь внутренняя, когда она выступает
как средство мышления, пользуется специфическими
единицами (код образов и схем, предметный
код, предметные значения) и имеет специфическую
структуру, отличную от структуры внешней
речи: в) внутреннее программирование,
т. с. формирование и закрепление в специфических
единицах замысла (тина, программы) речевого
высказывания, целого текста и его содержательных
частей (А. Н. Соколов; И. И. Жинкин и др.).
В онтогенезе внутренняя речь формируется
в процессе интериоризации внешней речи.
Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. По этому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность; С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуаций. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.
Перевод внешней речи во. внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания/структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.
Речь дактильная — речь, воспроизводящая слова при помощи дактильных букв, т. е. определенных конфигураций пальцев и их движений. Дактильная речь используется в советской сурдопедагогике как вспомогательное речевое средство при обучении глухих словесной речи, а также в межличностной коммуникации глухих и общении слышащих с глухими.
Речь жестовая — способ межличностного общения людей, лишенных слуха, при помощи системы жестов, характеризующейся своеобразными лексическими и грамматическими закономерностями. Закономерности жестовой речи обусловлены выраженным своеобразием ее основной семантической единицы — жеста, а также его функциональным назначением (использованием в сфере непринужденного общения). В сфере официального общения (собрания, перевод лекций и т. д.) применяется калькирующая жестовая речь, когда жесты последовательно используются для воспроизведения слов. В калькирующей жестовой речи применяются элементы речи дактильной для обозначения окончаний, суффиксов и т. д. Речь жестовая используется как вспомогательное средство (наряду с основным — словесной речью) в процессе обучения и воспитания детей с недостатками слуха.
Речь писменая — вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях — типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями.
Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать, и отсюда — особая задача обучения письменной речью в школе. Поскольку текст письменной речи может быть воспринят одновременно или, во всяком случае, большими «кусками», восприятие письменной речи во многом отличается от восприятия устной речи.Речь устная — вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения устную речь включают звенья ориентировки, одновременного планирования (программирования), речевой реализации и контроля: при этом планирование в свою очередь совершается по двум параллельным каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной сторон устной речи.
Речь
эгоцетрическая (от лат. ego— я, centrum —
центр круга) речь, обращенная к самому
себе, регулирующая и контролирующая практическую
деятельность ребенка. Как показал Л. С.
Выготский в полемике с швейцарским психологом
Ж. Пиаже (впоследствии согласившимся
с его точкой зрения), эгоцентрическая
речь генетически восходит к внешней (коммуникативной)
речи и является продуктом ее частичной
интериоризации. Таким образом, эгоцентрическая
речь как бы переходный этап от внешней
к внутренней речи. Понятие эгоцентрической
речи используется также в патопсихологии
при описании соответствующих синдромов.
Заключение
Человеческая речь — совершенно особый и необыкновенно богатый канал выразительности. Одно звучание голоса во многом характеризует текущие психические переживания говорящего. Еще большее значение для понимания человека имеет то, о чем он говорит, какие выбирает темы, насколько учитывает собеседника, умеет его убедить и увлечь, какие использует языковые формы и многое другое, что мы обычно называем содержанием речи. Именно эта сторона речи глубоко и в то же время динамично отражает текущую направленность сознания говорящего и многие другие стороны его психологии. Возможность речи выражать психический мир человека практически безгранична. С позиции психологии речь — это вынесенная вовне психика субъекта и, соответственно, одна из важнейших психологических функций, дающая человеку возможность быть понятым окружающими.
Речь переводит психические феномены в доступный наблюдению процесс. И наоборот, в случае понимания звучащей речи такой процесс превращается в мысль, психологический продукт. Каким образом происходит переход от мысли к слову и от слова к мысли — составляет коренной вопрос научных исследований и является глубинным фундаментом многих исследований речи. Нельзя считать, что данная проблема исчерпывающе разработана в современной науке. Однако немало данных для ее разрешений содержится в фактах развития речевой способности у ребенка.
Каждый психически здоровый человек с раннего детства обнаруживает способность говорить. Что такое язык с психологической точки зрения? В чем сущность связи между языком и речью? Специалисты, работающие в рассматриваемой области, по-разному отвечают на эти вопросы. Одни из них вовсе не делают различия между речью и языком. Другие противопоставляют их, утверждая, что в паре понятий «речь—язык» к компетенции психологии относится только речь как феномен индивидуальной природы, язык же — явление не психологическое, а социальное.
Список
использованной литературы.
- Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: Политиздат, 1990. -494 с.
- Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов выш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. М.: Просвещение, 1995. — 576 с.
- Хрестоматия по общей психологии: психология мышления. — М.. 1981.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. — М., 1969.
- Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. -М., 1986
- Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/Под ред. Л.А. Венгера. — М.:Просвещение. 1985. — 272 с.
- Развитие мышления и умственное развитие дошкольника/Под ред. Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой. — М.: Педагогика, 1985. — 200 с.
Основные виды речи
Речь человека весьма многообразна и имеет разнообразные формы. Однако любая форма речи относится к одному из двух основных видов речи:
— устной,
— письменной.
Оба эти вида, разумеется, имеют между собой определенное сходство. Оно заключается в том, что в современных языках письменная речь, как и устная, является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов. Таким образом, для неиероглифических языков письменная речь является лишь своеобразным изложением устной. Как в музыке музыкант, играющий по нотам, каждый раз воспроизводит практически без изменения одну и ту же мелодию, так и чтец, озвучивая изображенное на бумаге слово или фразу, каждый раз будет воспроизводить почти один и тот же звукоряд.
Разговорная речь
Основным исходным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной, или диалогической (диалоговой). Главная особенность диалогической речи — она является речью, активно поддерживаемой собеседником, т. е. в процессе разговора участвуют двое, используя простейшие обороты языка и фразы.
Разговорная речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует развернутого изложения, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чем идет речь, и может мысленно достроить фразу, произнесенную другим собеседником. В диалоге, сказанное определенном контексте, одно слово может заменить одну или даже несколько фраз.
Монологическая речь
Монологическая речь это речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Примеры монологической речи (монолога): речь публичного деятеля, преподавателя, докладчика.
Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая (по крайней мере для говорящего). Она требует целый ряд умений:
— излагать связно,
— излагать последовательно и доходчиво,
— соблюдать нормы языка,
— ориентироваться на индивидуальные особенности аудитории,
— ориентироваться на психическое состояние слушающих,
— контролировать себя.
Активная и пассивная форма речи
Слушающий, разумеется, тоже прикладывает определенные усилия для понимания того, что ему говорят. Интересно, что когда мы слушаем, то повторяем про себя слова говорящего. Слова и фразы говорящего еще какое-то время «циркулируют» в сознании слушающего. При этом внешне это не проявляется, хотя речевая деятельность присутствует. При этом активность слушающего может быть очень разной: от вялого и равнодушного до судорожно активной.
Выделяется поэтому активная и пассивная формы речевой деятельности. Активная речь — спонтанное (идущее изнутри) говорение вслух, человек говорит то, что хочет сказать. Пассивная форма — повторение за собеседником (обычно про себя, но иногда это повторение как бы прорывается наружу и человек вслух следует за активно говорящим).
У детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Считается, что ребенок сначала учится понимать чужую речь, просто слушая окружающих людей, а потом уже начинает говорить сам. Однако следует учесть, что начиная уже с первых недель жизни голосовые особенности ребенка начинают коррелировать с голосом матери, в некоторой степени уже в этот период ребенок учится говорить активно.
И дети, и взрослые люди довольно сильно различаются по степени развития активной и пассивной форм речи. В зависимости от жизненного опыта и индивидуальных особенностей, одни люди могут хорошо понимать других людей, но плохо излагать собственные мысли, другие люди — наоборот. Разумеется, есть люди, способные одновременно и плохо говорить, и плохо слушать, и те, кто хорошо и говорят, и слушают.
Письменная речь
Понятно, что основное отличие письменной речи от устной заключается в материальном носителе речи. В первом случае это бумага (монитор компьютера, иное), во втором — воздух (а точнее воздушные волны). Существуют однако существенные психологические отличия в таких способах общения.
В устной речи слова строго следуют одно за другим. Когда звучит одно слово, предшествующее ему уже не воспринимается ни самим говорящим, ни слушающими. Устная речь представлена в восприятии слушающего лишь весьма коротким своим участком. В письменной же речи вся она целиком представлена в восприятии или же может быть представлена в ней сравнительно малыми усилиями.
Если представить, что роман какого-нибудь писателя это одно устное сообщение, то мы в любой момент можем вернуться в начало романа, чтобы посмотреть, например, как зовут того или иного героя, можем даже заглянуть в конец этого «сообщения», чтобы посмотреть чем оно закончилось. Исключением, быть может, лишь то, когда читаем роман в нескольких частях, а на руках имеем лишь одну из частей.
Эта особенность письменной речи создает определенные преимущества перед устной. В том числе она позволяет излагать очень сложные для восприятия темы для плохо подготовленного слушателя.
Письменная речь удобна и для пишущего: можно откорректировать написанное, четко структурировать текст, не боясь забыть того, что было уже сказано, можно подумать над эстетикой письменного сообщения и тем, как слово будет понять читающим, какой след оно оставит в его сердце.
С другой стороны, письменная речь является более сложной формой речи. Она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей, грамотности.
Колоссальную разницу между устной и письменной речи можно увидеть в следующем простом эксперименте. Возьмите диктофон и запишите свою речь и речь своих знакомых в повседневной деятельности. Потом изложите запись на бумаге. Мелкие огрехи, простительные и незаметные в устной речи, на бумаге выглядят как «большие и ужасные». Скорее всего, вам бросится в глаза, что вы сами и ваши знакомые говорят короткими, отрывочными фразами, постоянно сбиваются, меняют направление мысли, часто повторяются, используют слова-паразиты, ошибаются в лексике и т.п.
Интересно, что подавляющее большинство киногероев разговаривает значительно более складно, чем обычные люди в реальной жизни. Они говорят «как по-писаному», потому что их устная речь и есть на самом деле повторение письменной речи сценариста. При этом следует учесть, конечно, что вербальный интеллект большинства сценаристов выше среднего.
Письменная речь сложнее еще и тем, что в ней нельзя использовать интонации и сопровождающие жесты (мимику, пантомимику). Для многих людей, имеющих маленький опыт письменной речи, это сущая проблема — как передать свои чувства, свое отношение к тому, о чем говорится, как «голым словом» склонить читающего к нужному действию.
Кинетическая речь
Речь движениями сохранилась у человека с давних времен. Первоначально это был основной и, вероятно, единственный вид речи. Со временем этот вид речи утратил свои функции, в настоящее время он используется в основном в качестве эмоционально-выразительного сопровождения, то есть в виде жестов. Жесты придают речи дополнительную выразительность, ими можно настроить слушающего на тот или иной лад.
Существует однако довольно большая социальная группа, для которой кинетическая речь по-прежнему остается основной формой речи. Глухонемые люди — родившиеся такими или потерявшие возможность слышать в результате болезни, несчастного случая — активно используют язык жестов в своей повседневной жизнедеятельности. При этом следует учесть, что в данном случае кинетическая речь существенно более развита в сравнении с кинетической речью древнего человека за счет более продвинутой системы знаковых сигналов.
Внутренняя и внешняя речь
Внешняя речь связана с процессом коммуникации. Внутренняя речь является стержнем нашего мышления и всей сознательной деятельности. И мышление, и зачатки сознания присутствуют у животных, но именно внутренняя речь является мощным катализатором и того, и другого, что наделяет человека — в сравнении со всеми другими животными — просто сверхъестественными способностями.
Выше было уже сказано, что слушающий человек волей-неволей повторяет про себя услышанные слова. Прекрасные ли это стихи или многоэтажный мат алкоголика — услышанное повторяется в сознании слушающего. Этот механизм вызван необходимостью хоть на короткое время удержать целостный образ сообщения. Эти повторения (реверберации) тесно связаны с внутренней речью. Реверберации способны быстро «перетечь» в чисто внутреннюю речь.
Предположим, человек думал о чем-то своем, например о проблемах на работе. Кто-то рядом воскликнул: «Это ужасно!» В голове у первого человека может возникнуть цепочка примерно следующего вида: «Это ужасно… Ужасно… А ведь и на самом деле ужасно, что скоро придет новый начальник. ..»
Во многом внутренняя речь похожа на диалог с самим собой. С помощью внутренней речи можно доказать себе что-то, внушить, убедить, поддержать, подбодрить.
Литература
Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.
См. также
Речь
- Активный словарный запас
- Активный словарь
- Артикулема
- Артикуляция
- Афония
- Внутренняя речь
- Возникновение и первые этапы развития речи ребенка
- Возникновение речи
- Восприятие устной речи
- Выразительная речь
- … и другое
Виды речи. Внешняя и внутренняя.
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Речь и её характеристики
С помощью речи люди общаются между собой, высказывают свои мысли, спрашивают совет, рассказывают о каких-то событиях, передают новости и задают вопросы.
Виды речи:
- устная речь — звучащая речь. Устную речь мы произносим и слышим.
- письменная речь — это речь записанная с помощью букв или других знаков. Письменную речь мы пишем и читаем.
Эти виды речи относятся к внешней речи. Внешняя речь — это речь, адресованная другим людям.
Есть еще внутренняя речь — речь, которую мы адресуем самому себе, когда думаем, мечтаем или размышляем о чем-то.
Внешняя речь (устная и письменная) может быть в форме монолога, диалога или полилога:
Монолог — это речь одного лица.
Диалог — речь двух лиц, где они поочередно слушают и говорят друг с другом.
Полилог — речь нескольких лиц.
В диалоге и полилоге начало каждой фразы на письме отображается с помощью тире. Очень часто используются обращения.
Например:
— Вероничка, ты уже сделала уроки?
— Нет, мама, я не могу придумать рассказ по картинке.
— Не расстраивайся, дорогая, давай подумаем вместе.
Любая записанная речь — это текст.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Виды речи. Внешняя речь
Различают два вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь обращена к другим людям. Посредством ее человек передает и воспринимает мысли. Внутренняя речь — речь «про себя», речь, в форме которой человек думает. Оба вида речи взаимно связаны.
Внешняя речь в свою очередь делится на два вида: на устную и письменную. Каждый из этих видов внешней речи имеет свои психологические особенности, которые необходимо знать с тем, чтобы правильно использовать их в процессе общения.
Механизм развития внутренней речи
В психологии до сих пор нет единой теории о том, как происходит формирование внутренней речи. Общепризнанным является тот факт, что начинается это еще в детстве, внутренняя речь ребенка формируется под влиянием взрослых. Противоречие и проблема феномена в следующем: одни авторы считают, что она развивается из внешней. Другие уверены, что она развивается вместе с внешней. Рассмотрим две популярные теории.
По Выготскому
По мнению Л.С. Выготского, разговор внутри личности развивается из внешней речи ребенка, направленной на самого себя (эгоцентрической). Те люди, у которых есть дети, наверняка видели, что во время игры ребенок раннего возраста часто разговаривает сам с собой. Это психологи и называют эгоцентрической речью.
В каком периоде формируется внутренняя речь ребенка: 3–5 лет. По мере взросления ребенка разговоры с самим собой уходят все «глубже» и превращаются в разговоры «про себя». Обычно переход завершается к началу школьного обучения, то есть к 6–7 годам. Дальнейшее развитие происходит в результате освоения письма.
По Блонскому
П.П. Блонский полагает, что внутренний тип коммуникации развивается вместе с внешним. Уже на первом году жизни ребенок беззвучно повторяет те слова, с которыми к нему обращаются взрослые. Дальнейшее развитие происходит вместе с развитием внешней коммуникации.
Устная речь
Устная речь — речь, непосредственно обращенная к кому-либо. Она выражается в звуках и воспринимается другими людьми с помощью слуха. Устная речь — самая древняя по происхождению. Дети обучаются речи также сначала устной, позже — письменной. Устная речь проявляется в монологической и диалогической формах.
Диалогическая речь означает разговор между двумя или несколькими лицами, которые то слушают, когда другие говорят, то сами говорят, когда их слушают. Тот, кто говорит в данный момент, выступает лицом активным, а тот, кто слушает, — пассивным по отношению к говорящему.
Однако пассивность в диалоге относительна, так как и восприятие речи — процесс активный, требующий от слушателя иногда далеко не легкой мыслительной деятельности. В процессе речевого общения собеседники меняются ролями, поддерживают друг друга в разговоре, отчего диалогическую речь иногда называют речью поддержанной. Обмен ролями дает возможность собеседникам лучше понимать друг друга.
Характерной особенностью диалогической речи является непосредственное общение: собеседники слышат и чаще всего видят друг друга. Это обстоятельство позволяет говорящим использовать выразительные средства языка: интонацию голоса, мимику, жесты.
Вместе с тем говорящий может наблюдать (в условиях взаимного видения) реакции слушателей на свою речь, внимание или невнимание к ней, степень понимания, согласие или несогласие и пр. Эти наблюдения позволяют говорящему корректировать свою речь, повторять некоторые мысли, развертывать или, наоборот, свертывать рассуждения, усиливать или ослаблять выразительные средства речи.
Так, учитель, ведущий беседу с учащимися на уроке, не только своими вопросами направляет ход мыслей и высказываний детей, но постоянно меняет и характер своей речи в зависимости от реакции на нее учащихся.
Диалогическая речь
Диалогическая речь происходит в конкретных условиях, и предмет разговора знаком собеседникам. Это позволяет им в некоторых случаях понимать друг друга с полуслова. Поэтому в свободном диалоге (в обычном разговоре двух или нескольких людей) собеседники не всегда придерживаются языковых правил, сокращают предложения, дополняют сказанное мимикой, жестами, своеобразием интонаций.
Монологическая речь
Монологическая речь — это речь одного человека. Он говорит, а другие слушают. К этому виду речи относятся разнообразные выступления одного лица перед аудиторией: лекция, отчет, сообщение, речь депутата, монолог актера и т. п. Монолог — речь непрерывная и неподдерживаемая слушателями.
В этом смысле она труднее диалога. Говорящий до выступления должен продумать содержание речи, план изложения мыслей, форму изложения, принимая во внимание аудиторию, ее подготовку, опыт и знания. Он заранее предполагает, что может оказаться сложным и малопонятным, какие вопросы могут возникнуть у слушателей, как будут реагировать они на его выступление.
Все это вызывает у автора чувство высокой ответственности за содержание, форму и композицию выступления. Монологическая речь требует соблюдения законов логики и правил грамматики. Сила ее воздействия достигается убедительностью доказательств (научная и деловая речь), образностью и выразительностью, влиянием на чувства слушателей (речь оратора, артиста).
Речь учителя должна содержать все эти средства. Монологическая речь требует не только обязательной предварительной подготовки, но также непрерывного внимания к собственной речи (к ее содержательности, убедительности, языковой безупречности и пр.) и к реакциям слушателей. Другими словами, монологическая речь требует от говорящего высокой культуры мышления, речи и психологической наблюдательности.
Монолог труден не только для говорящего, но и для слушателей, внимание которых должно быть устойчивым и сосредоточенным в течение длительного времени. Восприятие монологической речи особенно затрудняет детей, и чем они младше, тем в большей степени. Причина этого не только в недостаточной устойчивости внимания детей, но и в своеобразии объекта внимания: внимание к словам, к содержанию речи и тем более к последовательности рассуждений говорящего всегда труднее, чем внимание к реальным вещам и явлениям.
Монологическая речь по своей структуре ближе стоит к письменной речи, чем речь диалогическая.
Письменная речь
Письменная речь выражается графическими знаками и воспринимается зрением. Она представляет собой вид речи, с помощью которой возможно общение людей, разъединенных большими расстояниями и временем. Психологический анализ письменной речи показывает, что она труднее устной речи как для тех, кто передает с ее помощью мысли, так и для тех, кто эти мысли воспринимает.
Пишущий передает содержание речи без использования таких вспомогательных средств языка, как интонация, мимика, жесты, которые облегчают понимание мыслей. Пишущий не всегда может учесть реакцию читателей на свою речь, потому что не видит, не слышит и часто не знает их.
Круг читателей книг, газет, журналов весьма широк и разнообразен. Читатели тоже лишены возможности непосредственно выразить свое мнение о содержании и форме написанного. Чтобы стать доступной широкому кругу читателей, письменная речь должна строиться как развернутая, полностью соответствующая правилам логики и грамматики.
Письменная речь предъявляет большие требования к человеку, который ею пользуется. Письменная речь может быть диалогической и монологической.
Внутренняя речь — это речь „про себя», с помощью которой происходит логическая переработка чувственных данных, их осознание и понимание в определенной системе понятий и суждений. Непосредственно с ней человек не обращается к другим людям, но посредством ее формируется и существует мысль.
Внутренняя речь трудна для изучения, поэтому психологи по разному понимали и понимают ее сущность. И. Мюллер называл ее «речью минус звук», а бихевиористы—-скрытым речевым навыком. Л. С. Выготский считал внутреннюю речь центральным звеном на пути перехода мысли в слово и слова в мысль, особым внутренним планом речевого мышления. А. Н. Соколов определяет ее как речевой механизм умственной деятельности (виды деятельности человека).
Советский психолог Б. Ф. Баев в своем исследовании природы внутренней речи ‘ указывает на существенный ее признак — зависимость от потребностей, которым она служит. Внутренняя речь не только формирует мысль, она входит обязательным компонентом во все познавательные процессы человека.
Ощущение и восприятие опосредуются речью: ощущая свойства окружающих нас предметов (цвета, звуки, запахи), мы называем их «про себя»; речь помогает нам осмыслить и уточнить все, что мы воспринимаем. Без нее невозможны наблюдение, осмысленное запоминание и припоминание, произвольное внимание, воображение и т. д.
Особенно велика роль внутренней речи в мышлении: она органически участвует во всех мыслительных процессах, как сложных, так и простых.
Внутренняя речь—средство эмоционально-волевой регуляции и условие самовоспитания. В учебной деятельности школьников внутренняя речь выступает прежде всего в рецептивной форме (слушание объяснений учителя, понимание их) и в форме продуктивной, подготавливающей внешнюю речь учащихся.
С помощью этого вида речи образуются сложные речевые формы. «Являясь «лабораторией мысли», внутренняя речь является вместе с тем и «лабораторией языка» (Б. Ф. Баев). Она не только продукт развития речи, но и важнейшее ее средство.
Внутренняя речь и ее особенности
Ее можно сравнить со специфическим индивидуальным кодом. Сам человек ее отлично понимает, но это набор отдельных слов, понятии, звуков, букв, образов, ощущений, условностей, которые непонятны и недоступны другим людям. Психологи называют это мысленным кодом.
Психологические особенности внутренней речи:
- Сжатость. Как правило, остается только один главный член предложения: подлежащее или сказуемое. Вспомните, какая мысль возникает, когда мы видим на улице кошку: «Кошка!». При этом мы успеваем подумать и осознать, что она идет или что-то ест, какого она цвета и т.д.
- Беззвучность. Однако вербализация зависит от особенностей артикуляционного аппарата конкретного человека. Иногда это проявляется бормотанием, шепотом, «мыслями вслух» или даже полноценным громким диалогом с самим собой.
- Семантика преобладает над фонетикой. Как правило, выпадают гласные звуки (они несут меньше нагрузки).
- Местоименность. В мыслях мы рассматриваем объект в конкретных условиях, указываем на его свойства, расположение и т.д. Пример: «Вчера я пыталась ему позвонить три раза, он не взял трубку. Почему? Может быть, это из-за того, как я ответила ему на нашей последней встрече?».
- Отражается в кинестетических, слуховых и зрительных образах. Наверняка вы замечали, что можно увидеть, услышать и даже почувствовать то, о чем мы думаем.
Несмотря на беззвучность мыслей, в их формировании и развитии всегда участвует речевой аппарат. Всегда сохраняется проговаривание и проработка слов. Невооруженным глазом этого не видно, но специальная техника может зафиксировать движения языка, губ. У людей с подвижным речевым аппаратом движения можно заметить невооруженным глазом. Кроме этого активность движений выше при следующих условиях:
- решение трудной задачи;
- трудности во время анализа информации;
- стресс, напряжение, усталость, истощение;
- поиск новых подходов к решению задачи;
- эмоциональное перевозбуждение;
- информационная загруженность, избыток образов, идей и прочего.
В такие моменты разговоры с самим собой становятся заметнее, громче. Пример: «Ага, так-так-так, надо подумать. Я сделал то-то, потом то-то, и вышло вот что. А если так? Нет, не выходит. А так? Опять не то».
При решении простых задач, по мере оттачивания каких-то навыков упражнениями разговоры «про себя» сужаются, а активность речевого аппарата снижается. Опять же это хорошо видно в быту, особенно в рабочей сфере. Осваивая новые инструкции, многие люди проговаривают вслух или про себя свои действия. Чем чаще они повторяют это, тем меньше нуждаются в проговаривании.
9.2 Типы речей – Comm 101 (Dutton)
Глава 9 Публичное выступление
Источник
В современном мире нас постоянно бомбардируют сообщениями как хорошими, так и плохими. Независимо от того, где вы живете, где работаете или учитесь, какие средства массовой информации используете, вы, вероятно, подвергаетесь воздействию сотен людей. если не тысячи, рекламных сообщений каждый день. По оценке исследователя Нормана В. Эдмунда, к 2020 году объем знаний в мире будет удваиваться каждые семьдесят три дня (Эдмунд, 2005).
Кристиан Пьере — Лидер — CC BY 2.0.
Поскольку мы живем в мире, где мы перегружены контентом, передача информации таким образом, чтобы она была доступна другим, сегодня важнее, чем когда-либо прежде. Чтобы помочь нам лучше понять, почему публичные выступления важны, мы сначала рассмотрим публичные выступления в повседневной жизни. Затем мы обсудим, какую пользу лично вам могут принести публичные выступления.
Ежедневные публичные выступления
Каждый божий день люди в Соединенных Штатах и во всем мире встают перед какой-то аудиторией и говорят. На самом деле, существует даже ежемесячное издание, в котором воспроизводятся некоторые из лучших выступлений со всех концов Соединенных Штатов, под названием 9.0017 Важные речи дня (http://www.vsotd.com). Хотя публичные выступления бывают разных типов, их обычно можно разделить на три категории в зависимости от их предполагаемой цели: информативные, убедительные и развлекательные.
Информативное выступление
Одним из наиболее распространенных видов публичных выступлений является информативное выступление. Основная цель информативных презентаций — поделиться своими знаниями по предмету с аудиторией. Причины для произнесения информативной речи широко варьируются. Например, вас могут попросить проинструктировать группу сотрудников о том, как использовать новое компьютерное программное обеспечение, или сообщить группе менеджеров о том, как продвигается ваш последний проект. Местная общественная группа может захотеть узнать о вашей волонтерской деятельности в Новом Орлеане во время весенних каникул, или ваши одноклассники могут захотеть, чтобы вы поделились своим опытом приготовления средиземноморской кухни. Общим для всех этих примеров является цель передачи информации аудитории.
Информативное общение используется во многих различных профессиях. Врачи часто читают лекции о своих областях знаний студентам-медикам, другим врачам и пациентам. Учителя обнаруживают, что представляют себя родителям, а также своим ученикам. Пожарные демонстрируют, как эффективно бороться с огнем в доме. Информативное общение является обычной частью многочисленных работ и других повседневных дел. В результате умение эффективно говорить стало важным навыком в современном мире.
Убедительное выступление
Второй распространенной причиной выступления перед аудиторией является убеждение других. В нашей повседневной жизни от нас часто требуется убеждать, мотивировать или иным образом убеждать других изменить свои убеждения, предпринять какие-либо действия или пересмотреть решение. Пропаганда музыкального образования в местном школьном округе, убеждение клиентов покупать продукцию вашей компании или побуждение старшеклассников к поступлению в колледж — все это подразумевает влияние на других людей посредством публичных выступлений.
Для некоторых людей, таких как выборные должностные лица, убедительные речи являются важной частью достижения и продолжения успеха в карьере. Другие люди делают карьеру, выступая перед группами людей, которые платят за то, чтобы их слушали. Мотивационные авторы и ораторы, такие как Лес Браун (http://www.lesbrown.com), ежегодно зарабатывают миллионы долларов на людях, которые хотят быть мотивированными, чтобы добиться большего в своей жизни. Брайан Трейси, еще один профессиональный оратор и автор, специализируется на том, чтобы помочь бизнес-лидерам стать более продуктивными и эффективными на рабочем месте (http://www.briantracy.com).
Независимо от того, делаете ли вы публичные выступления каждый день или всего несколько раз в год, убедить других — сложная задача. Если вы разовьете в себе умение эффективно убеждать, это может быть полезным как в личном, так и в профессиональном плане.
Развлекательная речь
Развлекательная речь подразумевает множество поводов для выступлений, начиная от знакомства со свадебными тостами и заканчивая вручением и принятием наград, хвалебными речами на похоронах и поминальных службах, а также послеобеденными речами и мотивационными речами. Развлекательная речь была важна со времен древних греков, когда Аристотель определил эпидейктическую речь (речь в церемониальном контексте) как важный тип обращения. Как и в случае с убедительной и информативной речью, есть профессионалы, от религиозных лидеров до комиков, которые зарабатывают на жизнь просто произнося развлекательные речи. Любой, кто смотрел по телевизору вручение наград или видел, как бессвязный шафер произносит свадебный тост, может подтвердить, что говорить, чтобы развлечь, — это задача, которая требует подготовки и практики, чтобы быть эффективной.
Личные преимущества публичных выступлений
Согласно исследованию, проведенному социологом Эндрю Зекери (Zekeri, 2004), навыки устной коммуникации были навыком номер один, который выпускники колледжей сочли полезными в деловом мире. Уже один этот факт делает изучение публичных выступлений стоящим занятием. Тем не менее, есть много других преимуществ эффективного общения для сотен тысяч студентов колледжей, которые каждый год посещают курсы публичных выступлений. Давайте взглянем на некоторые личные преимущества, которые вы получите как от курса публичных выступлений, так и от публичных выступлений.
Преимущества курсов публичных выступлений
Помимо изучения процесса создания и произнесения эффективной речи, студенты, изучающие публичные выступления, покидают класс с рядом других преимуществ. Некоторые из этих преимуществ включают
- развитие навыков критического мышления,
- тонкая настройка вербальных и невербальных навыков,
- преодоление страха публичных выступлений.
Развитие навыков критического мышления
Одним из самых первых преимуществ, которые вы получите от прохождения курса ораторского искусства, станет повышение способности критически мыслить. Решение проблем — это один из многих навыков критического мышления, которым вы овладеете в ходе этого курса. Например, при подготовке убедительной речи вам придется подумать о реальных проблемах, затрагивающих ваш кампус, сообщество или мир, и предложить возможные решения этих проблем. Вам также придется подумать о положительных и отрицательных последствиях ваших решений, а затем поделиться своими идеями с другими. Поначалу может показаться, что найти решение проблемы кампуса, такой как нехватка парковочных мест, может быть легко: просто постройте больше мест. Но после размышлений и дальнейших исследований вы можете обнаружить, что стоимость строительства, воздействие на окружающую среду из-за потери зеленых насаждений, потребности в техническом обслуживании или ограниченное количество мест для дополнительных пространств делают это решение непрактичным. Способность обдумывать проблемы и анализировать потенциальные затраты и выгоды от решений является неотъемлемой частью критического мышления и публичных выступлений, направленных на убеждение других. Эти навыки помогут вам не только в контексте публичных выступлений, но и на протяжении всей жизни. Как мы уже говорили ранее, выпускники колледжей в исследовании Зекери оценили навыки устного общения как наиболее полезные для успеха в деловом мире. Вторым наиболее ценным навыком, о котором они сообщили, была способность решать проблемы, поэтому ваш курс публичных выступлений ценен вдвойне!
Еще одно преимущество публичных выступлений заключается в том, что они расширят ваши возможности по проведению и анализу исследований. Публичные ораторы должны предоставлять достоверные доказательства в своих выступлениях, если они собираются убедить различные аудитории. Таким образом, ваш курс публичных выступлений еще больше улучшит вашу способность находить и использовать ряд источников.
Тонкая настройка вербальных и невербальных навыков
Второе преимущество прохождения курса публичных выступлений заключается в том, что он поможет вам точно настроить свои вербальные и невербальные навыки общения. Независимо от того, участвовали ли вы в публичных выступлениях в старшей школе или впервые выступаете перед аудиторией, возможность активно практиковать коммуникативные навыки и получать профессиональную обратную связь поможет вам стать лучшим коммуникатором в целом. Часто люди даже не осознают, что они крутят волосы или постоянно неправильно произносят слова во время выступления в общественных местах, пока не получат обратную связь от учителя во время курса ораторского искусства. Люди в Соединенных Штатах часто платят речевым тренерам более ста долларов в час, чтобы они помогли им улучшить свои разговорные навыки. У вас есть встроенный речевой тренер прямо в вашем классе, поэтому в ваших интересах использовать возможность улучшить свои вербальные и невербальные навыки общения.
Преодоление страха перед публичными выступлениями
Дополнительным преимуществом занятий по ораторскому искусству является то, что они помогут уменьшить ваш страх перед публичными выступлениями. Независимо от того, много ли они выступали на публике или только начали, большинство людей испытывают некоторую тревогу, когда участвуют в публичных выступлениях. Хайди Роуз и Эндрю Рансер оценили уровень тревожности студентов перед публичными выступлениями как в первую, так и в последнюю неделю урока публичных выступлений и обнаружили, что эти уровни снижались в течение семестра (Роуз и Рансер, 19 лет). 93). Одно из объяснений заключается в том, что люди часто мало подвержены публичным выступлениям. Проходя курс публичных выступлений, студенты лучше знакомятся с процессом публичных выступлений, что делает их более уверенными и менее опасными. Кроме того, вы узнаете конкретные стратегии преодоления проблем речевой тревожности.
Анализ эмоций речи — Scholarpedia
Патрик Н. Юслин и Клаус Р. Шерер (2008), Scholarpedia, 3 (10): 4240. | doi:10.4249/scholarpedia.4240 | , редакция # | [ссылка/цитирование этой статьи]
Постпубликационная деятельность
Куратор: Клаус Р. Шерер
Авторы:
0.40 —
Евгений Михайлович Ижикевич
0,40 —
Юслин Патрик Н.
0,20 —
Ке ЧЕН
Соня Коц
Майкл Оурен
Цзе Бао
Даниэль Митхен
Д-р Патрик Н. Юслин, кафедра психологии, Упсальский университет, Швеция
Д-р Клаус Р. Шерер, кафедра психологии, Женевский университет, Швейцария
Анализ речевых эмоций относится к использованию различных методов анализа речевого поведения как маркера аффекта (например, эмоций, настроения и стресса) с акцентом на невербальные аспекты речи. Основное предположение состоит в том, что существует набор объективно измеримых параметров голоса, которые отражают эмоциональное состояние, которое человек испытывает в данный момент (или выражает в стратегических целях в социальном взаимодействии). Это предположение кажется разумным, учитывая, что большинство аффективных состояний связаны с физиологическими реакциями (например, изменениями в вегетативной и соматической нервной системах), которые, в свою очередь, модифицируют различные аспекты процесса воспроизведения голоса. Например, симпатическое возбуждение, связанное с состоянием гнева, часто вызывает изменения дыхания и усиление мышечного напряжения, что влияет на вибрацию голосовых складок и форму голосового тракта, влияя на акустические характеристики речи, которые, в свою очередь, могут быть использованы. слушателем, чтобы сделать вывод о соответствующем состоянии (Шерер, 1986). Анализ речевых эмоций усложняется тем фактом, что вокальное выражение представляет собой эволюционно старую невербальную сигнальную систему аффективных сигналов, закодированную символическим и непрерывным образом, которая передает эмоции и сочетается с вербальными сообщениями, закодированными произвольным и категоричным образом. Исследователи голоса до сих пор спорят о том, насколько четко можно разделить вербальные и невербальные аспекты. Однако наличие некоторой степени независимости иллюстрируется тем фактом, что люди могут воспринимать смешанные сообщения в речевых высказываниях — то есть слова передают одно, а невербальные сигналы — совсем другое.
Содержимое
|
Уровни описания
То, как эмоции выражаются голосом, можно анализировать на трех разных уровнях:
- физиологический уровень (например, описание нервных импульсов или паттернов мышечной иннервации основных структур, участвующих в голосовом процессе)
- голосово-артикуляционный уровень (например, описание положения или движения основных структур, таких как голосовые связки)
- акустический уровень (например, описание характеристик формы речевой волны, исходящей изо рта)
Большинство современных методов измерения на физиологическом и голосово-артикуляционном уровнях довольно интрузивны и требуют специального оборудования, а также высокого уровня знаний. В отличие от этого, акустические сигналы выражения эмоций голосом могут быть получены объективно, экономично и ненавязчиво из записей речи и позволяют сделать некоторые выводы о голосовом воспроизведении и физиологических детерминантах. Таким образом, акустическое измерение голосовых сигналов, требующее базовой подготовки в области физиологии голоса и акустики, но без специального оборудования, является, пожалуй, наиболее многообещающим методом междисциплинарных исследований эмоциональной речи.
Голосовые сигналы обычно делятся на те, которые относятся к: (а) основной частоте (F0, коррелят воспринимаемой высоты), (б) вокальным возмущениям (кратковременная изменчивость в воспроизведении звука), (в) качеству голоса (а коррелят воспринимаемого «тембра»), (г) интенсивность (коррелят воспринимаемой громкости) и (д) временные аспекты речи (например, скорость речи), а также различные комбинации этих аспектов (например, просодические особенности ).
Дифференциация
Основной вопрос заключается в том, можно ли найти отдельные голосовые профили для разных эмоций, чтобы по голосу можно было сделать вывод о том, что чувствует говорящий. Это оказалось трудным как из-за практических проблем, так и из-за сложного характера процесса создания голоса. Существует несколько источников изменчивости, усложняющих поиск голосовых профилей, таких как индивидуальные различия среди говорящих, влияние вербального содержания, взаимодействия между спонтанным и стратегическим выражением, а также важные различия в определенных семействах эмоций (например, горячее или холодное). злость). Как и ожидалось, в обзорах литературы обычно упоминаются противоречивые данные о голосовых сигналах определенных эмоций. Очень последовательно воспроизводятся только корреляты общего уровня возбуждения, такие как высокий F0 и быстрый темп, что заставило некоторых предположить, что в голосе закодировано только возбуждение. Однако есть убедительные доказательства того, что голосовые сигналы могут различать аффективные состояния помимо простых аффективных параметров активации (возбуждение/сонливость) и валентности (приятное/неприятное). В таблице 1 представлен набор эмпирически полученных прогнозов паттернов голосовых сигналов для различных эмоций, основанных на более чем сотне исследований эмоций в речи. В большинстве исследований использовалось изображение эмоций профессиональными актерами, и ключевой вопрос заключается в том, в какой степени такое изображение отличается от естественного выражения. Решение еще не принято, потому что было предпринято мало попыток прямого сравнения двух типов образцов речи (но см. Таблицу 3.3 в Juslin & Scherer, 2005). Кроме того, в большинстве исследований основное внимание уделялось лишь нескольким «базовым эмоциям», игнорируя при этом более сложные эмоции. Следовательно, большая часть соответствующей работы по дифференциации эмоций в голосе еще предстоит сделать.
Теоретические модели
Хотя среди исследователей существует широкое согласие относительно уместности адаптивных эволюционных подходов к пониманию эмоциональной речи, большинство предыдущих работ носили атеоретический характер (см. Scherer, 2003). Большинство теорий эмоций не делают явных и подробных прогнозов относительно специфики состояний, передаваемых в эмоциональной речи, но можно ожидать, что они будут различаться в зависимости от того, считаются ли голосово дифференцированными только измерения, такие как возбуждение и валентность, или отдельные категории базовых эмоций. . Теории компонентной оценки предсказывают, что эмоциональная речь будет передавать более тонкие нюансы, отражающие точные когнитивные оценки и последующие тенденции действий, лежащие в основе каждой эмоции. Единственная теория, разработанная до сих пор специально для объяснения эмоций в речи, — это теория Шерера (19).86) теория компонентных процессов, которая получила некоторую поддержку в предварительных исследованиях (Scherer, Johnstone, & Klasmeyer, 2003).
Эмоции в речи можно рассматривать как коммуникативную систему, состоящую из нескольких частей:
- выражение или изображение эмоции говорящим (кодирование)
- акустические сигналы (например, интенсивность звука), которые передают ощущаемую или предполагаемую эмоцию
- проксимальное восприятие этих сигналов воспринимающим (например, воспринимаемая громкость)
- вывод о выраженной эмоции воспринимающим (расшифровка)
Исследования могут быть сосредоточены на любой части этого процесса, но для полного понимания может потребоваться комплексное исследование всех частей в соответствии с моделью линз Брунсвика (см. Juslin & Scherer, 2005).
В нескольких исследованиях изучались выводы об аффектах на основе голосовых сигналов в тестах на прослушивание, в которых участникам требовалось оценивать эмоции, выраженные в образцах речи, с использованием различных форматов ответов (например, принудительный выбор, количественные оценки и свободная маркировка). Различные процедуры маскирования контента (например, низкочастотная фильтрация), которые нарушают или ухудшают отдельные голосовые сигналы, могут использоваться для изучения того, какие голосовые сигналы используются слушателями для вывода о конкретных эмоциях (Scherer, 2003). В самом обширном на сегодняшний день обзоре (Juslin & Laukka, 2003) 39исследования вокального выражения с участием 60 экспериментов на прослушивании были включены в метаанализ точности декодирования, основанный на суждениях о принудительном выборе. Метаанализ включал как внутрикультурные, так и кросс-культурные исследования, а также как изобразительные, так и естественные выражения. Результаты показали, что (общая) точность декодирования для внутрикультурного самовыражения была эквивалентна 70% правильному результату в задаче с принудительным выбором с пятью вариантами ответов. Точность декодирования была на 7% выше для внутрикультурных, чем для межкультурных выражений.
Образцы речи
Из приведенных выше результатов следует, что оценки точности декодирования частично зависят от типа используемого образца речи. В предыдущих исследованиях использовались три типа образцов:
- Изображение эмоций профессиональными актерами в лаборатории, обеспечивающее экспериментальный контроль и сильное воздействие на голосовые сигналы, но вызывающее сомнения в экологической достоверности.
- Естественные вокальные выражения, записанные в полевых условиях или из реалити-шоу. Можно ожидать, что экологическая валидность будет высокой (по крайней мере, для ненавязчивых записей), но трудно определить, какое аффективное состояние ощущается или изображается говорящим (часто выводится из ситуационных сигналов).
- Экспериментально обработанные аффективные выражения в лаборатории. Этот метод сочетает в себе экспериментальный контроль с возможностью получения спонтанных аффективных выражений. Однако индуцированные аффективные состояния могут быть слабыми и неспецифическими.
Для получения различий в эмоциях в исследовании речи полезно: (а) анализ большого количества голосовых сигналов, (б) точность в маркировке выраженных аффективных состояний и (в) надлежащий дизайн исследования, основанный на явные прогнозы. В частности, представляется необходимым выйти за рамки отдельных измерений наиболее распространенных голосовых сигналов (например, F0, скорости речи, интенсивности), которые могут включать в себя одинаковые уровни сигналов для разных эмоций. Кроме того, представляется необходимым контролировать интенсивность эмоций, которые могут по-разному влиять на голосовые сигналы (дальнейшее обсуждение соображений дизайна при изучении эмоций в речи см. в Juslin & Scherer, 2005).
Акустический анализ
Анализ речевых эмоций требует базовых знаний о голосе и воспроизведении речи, а также об акустике речи, чтобы интерпретировать значение конкретных акустических параметров и делать осознанный выбор аналитических методов (подробные обзоры см. в Titze, 1994, and Kent, 1997). ). В основе всех звуков, издаваемых голосовым аппаратом человека, лежит поток воздуха через голосовой тракт, приводимый в действие дыханием. Тип производимого звука зависит от того, приводит ли воздушный поток в колебание быстрое открытие и закрытие голосовой щели — фонация — производство квазипериодических звонких звуков; или он свободно проходит через нижнюю часть речевого тракта и трансформируется в турбулентный шум трением в ротовом отверстии, производя, таким образом, непериодические, глухие звуки. Качество звука дополнительно определяется характеристиками акустического фильтра речевого тракта, как показано в модели речи Фанта фильтр-источник.
Речевые эмоции часто анализируют с помощью специального программного обеспечения для акустического анализа речевого сигнала. Одним из наиболее часто используемых программных пакетов является PRAAT, разработанный Boersma и Weenink, который можно загрузить по адресу http://www.fon.hum.uva.nl/praat/. Первый этап анализа состоит в том, чтобы сегментировать образец речи на звонкие и глухие звуки, слова и слоги, чтобы обеспечить количественное описание относительно однородных и, следовательно, сопоставимых частей каждого высказывания. Затем можно извлечь различные голосовые сигналы, имеющие отношение к речевым эмоциям, включая основную частоту, скорость речи, паузы, интенсивность голоса, время начала голоса, дрожание (возмущения высоты тона), мерцание (возмущения громкости), перерывы в голосе, скачки высоты тона и измерения голоса. качество (например, относительная протяженность высокочастотной и низкочастотной энергии в спектре, частота и ширина полосы энергетических пиков в спектре из-за естественных резонансов речевого тракта, называемых формантами). Для каждого типа реплики можно получить несколько мер. Хотя большинство алгоритмов автоматического извлечения голосовых сигналов достаточно надежны, тем не менее рекомендуется тщательно проверять автоматические меры. (Практические советы по акустическому анализу см. в Owren and Bachorowski, 2007.)
В дополнение к акустическому анализу существует несколько схем кодирования, которые можно использовать для слуховой оценки характеристик голоса. Однако неясно, согласуются ли измерения и категории, которые люди используют при обработке голосовых сигналов, которые они слышат, с концепциями, которые используют фонетики, акустики и логопеды. Этот вопрос вызвал интерес к тому, как голосовые сигналы проксимально представляются воспринимающим, и можно ли это представление зафиксировать с помощью разработки стандартизированных оценочных шкал, включающих словесные ярлыки (например, «резкий» или «шаткий»), обычно используемые для описания характеристик голоса в повседневная жизнь.
Outlook
Текущие направления исследований включают кросс-культурные исследования, сравнение изображений эмоций с естественными выражениями, сравнение различных теоретических подходов, попытки разработать инструменты для автоматического декодирования эмоций и мультимодальные подходы к эмоциональному выражению. До сих пор голосовому каналу эмоционального выражения уделялось меньше внимания, чем лицевому каналу, что отражает относительный акцент, придаваемый этим модальностям пионерами в этой области, такими как Чарльз Дарвин. Эта ситуация начинает меняться, и одним из важных стимулов для недавнего распространения исследований речевых эмоций был сильный интерес к применению речевых технологий для автоматического распознавания речи и говорящего и синтеза речи. Например, основываясь на результатах исследований кодирования, исследователи смогли синтезировать эмоции в речи, иногда получая показатели точности распознавания, сравнимые с показателями, полученными с человеческой речью. Синтез эмоций в речи может быть полезен как исследователям, которые хотят проверить предположения о том, какие голосовые сигналы используются для выводов об эмоциях, так и инженерам, разрабатывающим практические приложения для роботов, систем связи для людей с двигательными или голосовыми нарушениями, колл-центров, Детекция лжи, безопасность в аэропортах и компьютерные игры.
Речевые эмоции — это междисциплинарная область исследований, в которой участвуют психология, акустика, наука о речи, лингвистика, медицина, инженерия и информатика. Более интенсивное и хорошо скоординированное сотрудничество между исследователями в этих областях, несомненно, способствовало бы сближению и консолидации результатов исследований и, следовательно, привело бы к лучшему пониманию того, как эмоции выражаются различными аспектами голоса.
Каталожные номера
(* рекомендуемая ознакомительная литература)
- Юслин, П. Н., и Лаукка, П. (2003). Передача эмоций в вокальном выражении и музыкальном исполнении: разные каналы, один и тот же код? Психологический бюллетень, 129, 770-814.
- *Юслин П.Н. и Шерер К.Р. (2005). Голосовое выражение аффекта. В Дж. А. Харриган, Р. Розенталь и К. Р. Шерер (ред.), Новый справочник по методам исследования невербального поведения (стр. 65–135). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Кент, Р. Д. (1997). Науки о речи. Сан-Диего, Калифорния: Singular Press.
- Оурен М.Дж. и Бачоровски Дж.-А. (2007). Измерение акустики голоса, связанной с эмоциями. В J. Coan & J. Allen (Eds.), Справочник по выявлению и оценке эмоций (стр. 239-266). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Шерер, К. Р. (1986). Выражение вокального аффекта: обзор и модель для будущих исследований. Психологический бюллетень, 99, 143-165.
- Шерер, К. Р. (2003). Голосовая коммуникация эмоций: обзор исследовательских парадигм. Речевое общение, 40, 227-256.
- * Шерер, К. Р., Джонстон, Т. и Класмейер, Г. (2003). Голосовое выражение эмоций. В RJ Davidson, KR Scherer, H. Goldsmith (Eds.). Справочник аффективных наук (стр. 433–456). Нью-Йорк и Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Титце, И. Р. (1994). Принципы звукоизвлечения. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
Внутренние ссылки
- Марк Аронофф (2007) Язык. Scholarpedia, 2(5):3175.
- Садаоки Фуруи (2008) Распознавание говорящего. Scholarpedia, 3 (4): 3715.
См. также
Эмоции, язык, распознавание говорящего
10.2 Использование общих шаблонов организации – встаньте, выскажитесь
Цели обучения
- Различать общеупотребительные модели организации речи: категориальный/тематический, сравнение/контраст, пространственный, хронологический, биографический, каузальный, проблема-причина-решение и психологический.
- Поймите, как выбрать наилучший организационный шаблон или комбинацию шаблонов для конкретной речи.
Ранее в этой главе мы обсуждали, как логично изложить основные пункты. Этот раздел предоставит вам несколько шаблонов организации, которые помогут вам создать логически организованную речь. Первый паттерн организации, который мы обсудим, — категориальный/тематический.
Категориальный/Тематический
Безусловно, наиболее распространенным шаблоном для организации речи являются категории или темы. Категории функционируют как способ помочь говорящему организовать сообщение последовательным образом. Целью категориального/тематического речевого шаблона является создание категорий (или фрагментов) информации, которые вместе помогают поддерживать вашу первоначальную конкретную цель. Давайте посмотрим на пример.
Специальное назначение | Убедить группу старшеклассников подать заявку на поступление в Универсальный университет |
Основные моменты | I. Жизнь в общежитии |
II. Жизнь в классе | |
III. Жизнь в кампусе |
В этом случае у нас есть спикер, пытающийся убедить группу старшеклассников подать заявку на поступление в универсальный университет. Чтобы убедить эту группу, спикер разделил информацию на три основные категории: каково жить в общежитии, какие классы и какая жизнь в кампусе. Почти каждый мог взять эту базовую речь и специально адаптировать ее к своему университету или колледжу. Основные точки в этом примере можно было бы переставить, но организационная модель по-прежнему была бы эффективной, потому что в последовательности точек нет внутренней логики. Давайте посмотрим на второй пример.
Специальное назначение | Чтобы проинформировать группу студентов колледжа об использовании и неправильном использовании интернет-знакомств |
Основные моменты | I. Дайте определение и опишите знакомства в Интернете. |
II. Объясните некоторые стратегии, чтобы улучшить ваш опыт интернет-знакомств. | |
III. Перечислите некоторые предупреждающие знаки, которые следует искать в потенциальных онлайн-свиданиях. |
В этой речи спикер рассказывает о том, как найти других людей в Интернете и встречаться с ними. В частности, спикер начинает с объяснения того, что такое интернет-знакомства; затем спикер рассказывает о том, как сделать интернет-знакомства лучше для своей аудитории; и, наконец, спикер заканчивает обсуждением некоторых негативных аспектов интернет-знакомств. Опять же, обратите внимание, что информация разбита на три категории или темы, и что вторую и третью можно поменять местами, но они по-прежнему будут обеспечивать логическую структуру вашей речи 9.0005
Сравнение/Контраст
Другим методом организации основных моментов является речевой шаблон сравнения/контраста. Хотя этот шаблон легко поддается двум основным пунктам, вы также можете создать третий пункт, предоставив основную информацию о том, что сравнивается и что противопоставляется. Давайте посмотрим на два примера; первый будет примером с двумя точками, а второй — примером с тремя точками.
Специальное назначение | Чтобы проинформировать группу врачей о препарате X, более новом препарате, применение которого аналогично препарату Y |
Основные моменты | I. Покажите, чем похожи лекарства X и Y. |
II. Покажите, чем отличаются наркотик X и наркотик Y. | |
Специальное назначение | Чтобы проинформировать группу врачей о препарате X, более новом препарате, применение которого аналогично препарату Y |
Основные моменты | I. Объясните основное назначение и использование препаратов X и Y. |
II. Покажите, чем похожи наркотик X и наркотик Y. | |
III. Покажите, чем отличаются наркотик X и наркотик Y. |
Если вы использовали шаблон сравнения/контрастирования в целях убеждения в предыдущих примерах, вы хотели бы убедиться, что, когда вы показываете, чем отличаются Препарат X и Препарат Y, вы четко указываете, почему Препарат X явно лучший выбор для врачей. По сути, вы хотели бы убедиться, что при сравнении двух препаратов вы показываете, что препарат X обладает всеми преимуществами препарата Y, но когда вы противопоставляете два препарата, вы показываете, насколько препарат X превосходит препарат Y по эффективности. каким-то образом.
Пространственный
Пространственный образец речи организует информацию в соответствии с тем, как объекты сочетаются друг с другом в физическом пространстве. Этот шаблон лучше всего использовать, когда ваши основные точки ориентированы на разные местоположения, которые могут существовать независимо. Основная причина выбора этого формата — показать, что основные точки имеют четкое расположение. Здесь мы рассмотрим два примера: один связан с физической географией, а другой связан с другим пространственным порядком.
Специальное назначение | Информировать группу студентов-историков о штатах, отделившихся от США во время Гражданской войны |
Основные моменты | I. Найдите и опишите штаты Конфедерации чуть ниже линии Мейсона-Диксона (Вирджиния, Северная Каролина и Теннесси). |
II. Найдите и опишите штаты Конфедерации на юге (Южная Каролина, Джорджия, Алабама, Миссисипи и Флорида). | |
III. Найдите и опишите западные штаты Конфедерации (Луизиана, Арканзас и Техас). |
Если вы посмотрите на базовую карту Соединенных Штатов, вы заметите, что эти группы штатов были созданы из-за их географического расположения друг к другу. По сути, государства создают три пространственные территории для объяснения.
Теперь давайте рассмотрим пространственную речь, не имеющую отношения к географии.
Специальное назначение | Объяснить группе студентов-биологов, как работает мочевая система |
Основные моменты | I. Найдите и опишите почки и мочеточники. |
II. Найдите и опишите мочевой пузырь. | |
III. Найдите и опишите сфинктер и уретру. |
В этом примере у нас все еще есть три основные пространственные области. Если вы посмотрите на модель мочевыделительной системы, то первым шагом будет почка, которая затем выводит отходы через мочеточники в мочевой пузырь, который затем опирается на мышцу сфинктера для выведения отходов через уретру. Все, что мы сделали в этом примере, — это создали пространственный порядок речи для обсуждения того, как отходы удаляются из человеческого тела через мочевыделительную систему. Он пространственный, потому что паттерн организации определяется физическим положением каждой части тела по отношению к другим обсуждаемым.
Хронологический
Хронологический речевой паттерн размещает основную мысль во временном порядке появления элементов — в прямом или обратном порядке. Вот простой пример.
Специальное назначение | Информировать мою аудиторию о книгах, написанных Уинстоном Черчиллем |
Основные моменты | I. Изучите стиль и содержание произведений Уинстона Черчилля до Второй мировой войны. |
II. Изучите стиль и содержание произведений Уинстона Черчилля во время Второй мировой войны. | |
III. Изучите стиль и содержание произведений Уинстона Черчилля после Второй мировой войны. |
В этом примере мы рассматриваем работы Уинстона Черчилля о Второй мировой войне (до, во время и после). Помещая его сочинения в эти три категории, мы разрабатываем систему понимания этого материала, основанную на собственной жизни Черчилля. Обратите внимание, что вы также можете использовать обратный хронологический порядок и начать с работ Черчилля после Второй мировой войны, продвигаясь назад к его самым ранним работам.
Биографический
Как вы могли догадаться, биографический речевой паттерн обычно используется, когда говорящий хочет описать жизнь человека — будь то собственная жизнь говорящего, жизнь кого-то, кого он знает лично, или жизнь известного человека. По характеру этой модели организации речи эти выступления имеют тенденцию быть информативными или развлекательными; они обычно не убедительны. Давайте посмотрим на пример.
Специальное назначение | Чтобы сообщить моей аудитории о молодости Мэрилина Мэнсона |
Основные моменты | I. Опишите молодость Брайана Хью Уорнера и начало его вражды с христианством. |
II. Опишите работу Уорнера в качестве музыкального журналиста во Флориде. | |
III. Опишите решение Warner создать фильм «Мэрилин Мэнсон и Spooky Kids». |
В этом примере мы видим, как Брайан Уорнер в течение трех основных периодов своей жизни в конечном итоге стал музыкантом, известным как Мэрилин Мэнсон.
В этом примере эти три этапа представлены в хронологическом порядке, но биографический образец не обязательно должен быть хронологическим. Например, он может сравнивать и противопоставлять разные периоды жизни субъекта или может фокусироваться на различных достижениях субъекта.
Причинная
Причинная модель речи используется для объяснения причинно-следственных связей. Когда вы используете каузальный речевой паттерн, ваша речь будет иметь два основных момента: причину и следствие. В первом основном пункте вы, как правило, будете говорить о причинах явления, а во втором основном пункте вы затем покажете, как причины приводят либо к определенному следствию, либо к небольшому набору следствий. Давайте посмотрим на пример.
Специальное назначение | Чтобы проинформировать мою аудиторию о проблемах, связанных с употреблением алкоголя среди членов племенных групп коренных американцев |
Основные моменты | I. Объясните историю и распространенность употребления алкоголя среди коренных американцев. |
II. Объясните последствия, которые злоупотребление алкоголем оказывает на коренных американцев, и чем это отличается от опыта других групп населения. |
В этом случае, первый основной вопрос касается истории и распространенности употребления алкоголя среди коренных американцев (причина). Затем во втором пункте исследуются последствия употребления алкоголя коренными американцами и то, чем оно отличается от других групп населения.
Однако каузальная организационная модель также может начинаться со следствия, а затем исследовать одну или несколько причин. В следующем примере эффект представляет собой количество арестов за насилие в семье.
Специальное назначение | Информировать местных избирателей о проблеме домашнего насилия в нашем городе |
Основные моменты | I. Объясните, что в нашем городе арестов за насилие в семье значительно больше, чем в городах сопоставимого размера в нашем штате. |
II. Перечислите возможные причины различий, которые могут быть не связаны с фактическим количеством домашнего насилия. |
В этом примере возможные причины различий могут включать в себя более строгое соблюдение законов, большую вероятность того, что соседи сообщат о происшествии, и обучение полиции, которое делает акцент на арестах, а не на других результатах. Изучение этих возможных причин может показать, что, несмотря на статистику арестов, фактическое количество случаев домашнего насилия в вашем городе может быть не больше, чем в других городах аналогичного размера.
Проблема-Причина-Решение
Еще один формат для четкой организации отдельных основных моментов — это речевой шаблон проблема-причина-решение. В этом формате вы описываете проблему, определяете, что, по вашему мнению, вызывает проблему, а затем рекомендуете решение для устранения проблемы.
Специальное назначение | Убедить общественную группу поддержать общегородской комендантский час для лиц моложе восемнадцати лет |
Основные моменты | I. Продемонстрировать, что вандализм и насилие среди молодежи отрицательно сказываются на нашем сообществе. |
II. Покажите, как растет вандализм и насилие среди молодежи после 22:00. в нашем сообществе. | |
III. Объясните, как введение обязательного комендантского часа в 22:00 уменьшит вандализм и насилие в нашем сообществе. |
В этой речи спикер хочет убедить людей ввести новый комендантский час для лиц младше восемнадцати лет. Чтобы помочь убедить членов общественной группы, спикер сначала показывает, что вандализм и насилие являются проблемами в сообществе. После того, как спикер показал проблему, спикер объясняет аудитории, что причиной этой проблемы является молодежь на улице после 22:00. Наконец, спикер указывает обязательное время 22:00. комендантский час как решение проблемы вандализма и насилия в обществе. Формат речей «проблема-причина-решение» обычно подходит для убедительных тем, потому что оратор просит аудиторию поверить в конкретное решение и принять его.
Психологический
Еще один способ организовать ваши основные идеи в речи — использовать психологическую модель речи, в которой «а» ведет к «б», а «б» ведет к «в». Этот формат речи предназначен для следования логическому аргументу, поэтому этот формат очень легко поддается убедительным речам. Давайте посмотрим на пример.
Специальное назначение | Убедить группу медсестер использовать юмор для лечения человека |
Основные моменты | I. Как смех влияет на организм |
II. Как телесные эффекты могут помочь исцелению | |
III. Стратегии использования юмора в лечении |
В этой речи спикер начинает с обсуждения того, как юмор влияет на тело. Если пациент подвергается воздействию юмора (а), то его тело на самом деле физиологически реагирует таким образом, что способствует выздоровлению (б — например, уменьшает стресс, снижает кровяное давление, укрепляет иммунную систему и т. д.). Из-за этих преимуществ медсестры должны использовать юмор, который способствует выздоровлению (c).
Выбор организационной модели
Каждая из предыдущих организационных моделей потенциально полезна для организации основных моментов вашего выступления. Однако не все организационные шаблоны подходят для всех выступлений. Например, как мы упоминали ранее, биографический шаблон полезен, когда вы рассказываете историю чьей-то жизни. Некоторые другие паттерны, особенно сравнение/контраст, проблема-причина-решение и психологические, хорошо подходят для убедительной речи.