10.3. Типовые роли поведения в группах
Проектирование рациональной структуры персонала, умелое исследование и формирование оптимальной ролевой структуры коллектива является ключевой задачей лидера. Как в формальных, так и в неформальных группах важное значение имеет определение наиболее типовых ролей, которые чаще всего используются при проведении «мозгового штурма», деловых совещаний и заседаний. Состав типовых ролей, их содержание и требования к человеку, который их выполняет, показаны в табл. 10.1.
| Типовые роли неформальной группы | Таблица 10.1 | ||||
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
Назва- | Содержание роли |
| Требования к человеку | |||
ние |
| |||||
роли |
|
|
|
|
|
|
Органи- | Организует обсуждение проблемы, нала- | Лидер группы. Сангвиник или | ||||
живает коммуникации между | членами | флегматик | с | высоким | уровнем | |
затор | группы, руководит процессом принятия | интеллекта, получивший призна- | ||||
| решения, улаживает конфликты |
| ние в группе |
|
| |
Генера- | Выдвигает новые идеи, объясняет их, опре- | Сангвиник или холерик с высоким | ||||
тор | деляет альтернативы принятия решений, | уровнем | интеллекта, | имеющий | ||
идей | активно участвует в их обсуждении |
| энциклопедические знания | |||
| Критически рассматривает идеи, дает аргу- | Пессимист со средним интеллек- | ||||
Критик | ментацию «против», активно выискивает | том, иногда стоящий в оппозиции | ||||
| недостатки постановки проблемы, цели, | к группе |
|
|
| |
| критериев решений |
|
|
|
|
|
Эксперт | Определяет «зерна истины» в обсуждаемых | Оптимист со средним или высоким | ||||
проблемах, аргументирует «за» и «против» и | интеллектом, | имеющий | большой | |||
| ориентируетгруппувправильномнаправлении | опыт и стаж работы |
| |||
| Обеспечивает информационные | связи с | Холерик | со | средним | уровнем |
Связной | другими группами, доставляет свежую | интеллекта, подвижный, коммуни- | ||||
информацию (данные и слухи), связывает | кабельный, без комплексов, обла- | |||||
| лидера со всеми членами команды и пере- | дает хорошей зрительной и слухо- | ||||
| дает распоряжения |
| вой памятью |
|
| |
Дело- | Отвечает за делопроизводство, иногда и | Флегматик или холерик со сред- | ||||
произ- | кассу группы. Фиксирует итоги обсужде- | ним или низким интеллектом, | ||||
води- | ния проблемы и готовит документацию для | обладает | хорошей памятью и | |||
тель | лидера |
| почерком |
|
|
|
Виды ролевых структур
Ролевая структура коллектива определяет состав и распределение творческих, коммуникативных и поведенческих ролей между отдельными работниками и является важным инструментом в системе работы с персоналом.
Творческие роли свойственны энтузиастам, изобретателям и организаторам и характеризуют активную позицию в решении проблемных ситуаций, поискеальтернативныхрешенийивариабельностимышления.
Коммуникационные роли определяют содержание и уровень участия в информационном процессе, взаимодействие в обмене информацией в процессе принятия решений.
263
Поведенческие роли характеризуют типовые модели поведения людей на производстве, в быту, на отдыхе, работе, в конфликтных ситуациях и играют важную роль в коллективе.
Конечно, каждому человеку приходится исполнять в той или иной степени все три вида ролей, и можно говорить лишь о степени проявления его личности в той или иной творческой, коммуникационной и поведенческой роли. Поведение человека имеет разнонаправленные тенденции как к лучшему, так и к худшему и зависит от внешней среды.
Основными методами для определения ролевой структуры являются социально-психологические методы, тестирование, наблюдение, анализ биографических и кадровых данных, материалы аттестации персонала, результаты проведения ролевых игр.
Умение руководителя правильно использовать ролевую структуру в управлении коллективом способствует повышению эффективности совместной деятельности коллектива, уменьшению деструктивных и психологических конфликтов, гибкому применению «мозгового штурма» при принятии сложных решений.
В табл. 10.2 приводятся наиболее характерные творческие, коммуникационные и поведенческие роли с их краткой характеристикой.
Таблица 10.2
Ролевая структура коллектива
Название роли
Генератор идей
Компилятор
идей
Эрудит
Эксперт
Энтузиаст
Критик
Организатор
Лидер
Делопроизводитель
Содержание роли
1. Творческие роли
Выдвигает принципиальные идеи, определяет ключевые проблемы, предлагает альтернативы решения, определяет пути и средства реализации идей.
Доводит фундаментальные идеи до прикладного решения, обладает способностями соединения разных идей, разрабатывает технологию использования выдвинутых идей на практике Носитель энциклопедических сведений по широкому кругу проблем в прошлом и настоящем
Обладает способностями оценить целесообразность той или иной идеи и дать правильный совет по ходу обсуждения Личным примером и обаянием заражает группу верой в успех общего дела, побуждает других работать добросовестно.
Подвергает критическому анализу ход и результаты работы группы, дает критическую и часто негативную оценку выдвигаемых идей Организует работу группы, увязывает в процессе «мозгового штурма» рабо-
туотдельныхчленовгруппыспозициидостиженияконечнойцели
2. Коммуникационные роли
Человек, обладающий в группе высоким личным и профессиональным авторитетом, оказывающий влияние на поведение группы в целом и отдельных ее членов Выполняет важную рутинную работу по фиксации идей, справок, мне-
ний и составлению итогового отчета группы
Использованы материалы из книги: Жуплев, А.В. Эффект горизонта / А.В. Жуплев. – М.: Московский рабочий, 1989. – С. 155-157.
264
Название роли
Связной
«Сторож»
Координатор
Проводник
Оптимист
Нигилист
Конформист
Догматик
Комментатор
Кляузник
Борец за правду
Общественник
«Важная птица»
«Казанская сирота»
«Ерш»
«Себе на уме»
Лентяй
«Наполеон»
Продолжение таблицы 10. 2
Содержание роли
Связывает на неформальной межличностной основе членов группы, иногда конфликтующих между собой, обеспечивает внешние взаимосвязи группы Распределяет и контролирует потоки информации, оценивая важность
или второстепенность сообщений, и доводит их до лидера Осуществляет увязку действий отдельных членов группы с точки зрения достижения конечной цели в контакте с лидером Человек, хорошо знающий географию и историю района, структуру
организации и обеспечивающий связи группы с внешней средой
3. Поведенческие роли
Всегда уверен в успехе общего дела, находит пути выхода из кризисных ситуаций, заражает своим позитивным поведением членов группы Всегда не уверен в успехе общего дела, имеет критическую точку зрения, чаще всего отличную от общепринятой, выглядит «черной вороной» Следует общепринятым нормам поведения, пассивно соглашается с
решением группы, представляя «молчаливое большинство» Упорно держится известных норм, стоит до последнего в своем мнении, не соглашаясь с рациональным решением группы
Фиксирует и комментирует события, происходящие в жизни людей, в мире, на работе, в спорте и быту Собирает и способствует распространению слухов, часто не проверен-
ных и ложных. Во всем видит личную обиду и готов писать жалобы во все инстанции Является носителем и выразителем общественной морали, философии
предприятия, прав человека. Может играть как прогрессивную, так и консервативную роль Увлечен общественной работой, нередко придумывает и выполняет
«почины» и «мероприятия» в рабочее время. К своим обязанностям по службе относится посредственно Напускает на себя загадочный важный вид, давая понять, что он многое знает и у него есть «рука»
Ищет сочувствия у окружающих, жалуясь на свое бедственное положение и непонимание в коллективе и среди руководства Обычно пребывает в раздраженном состоянии, отталкивая от себя дру-
зей и наживая врагов, конфликтует с руководством и коллегами Занимается преимущественно личными делами на работе (читает лекции, пишет диссертацию, обустраивает квартиры и дачи и пр.), при этом используя свое служебное положение Не проявляет никакой активности в труде, занимается второстепенными
делами (спит, читает газеты, курит, ходит по отделам), ведет пустые разговоры Тщеславный человек обычно маленького роста с манией величия, гени-
альности, непризнанности, стремящийся занять руководящее кресло, любит рассказывать о своих успехах и достижениях
В группах, создаваемых для решения производственных задач организаций (качество, производительность, инновации), американские специалисты предлагают выделять целевые и поддерживающие роли и в соответствии с ними строить работу группы. При этом целевые роли направлены не только на постановку целей управления, но и на обеспечение всех основных процедур выработки решений. Поддерживаю-
265
щие роли направлены на создание хорошего социально-психоло- гического климата и обеспечение эффективной работоспособности социальной группы. Типовые роли поведения в группах показаны в табл. 10.3.
Таблица 10.3
Типовые роли поведения в группах
Целевые роли
Инициирование деятельности. Предлагать решения, новые идеи, новые постановки проблем, новые подходы к их решению или новую организацию материала.
Поиск информации. Искать разъяснение выдвинутого предложения, дополнительную информацию или факты.
Сбор мнений. Просить членов группы выражать отношение к обсуждаемым вопросам, прояснять свои ценности или идеи.
Предоставление информации. Предоставлять группе факты или обобщения, применять собственный опыт в решении проблем группы или для иллюстрации каких-либо положений. Высказывание мнений. Высказывать мнения или убеждения, касающиеся какого-либо предложения, обязательно с его оценкой.
Проработка. Разъяснять, приводить примеры, развивать мысль, пытаться прогнозировать дальнейшую судьбу предложения, если оно будет принято.
Координирование. Разъяснять взаимосвязи между идеями, пытаться суммировать предложения, интегрировать деятельность различных подгрупп или членов группы.
Обобщение. Повторно перечислить предложения после окончания дискуссии
Поддерживающие роли
Поощрение. Быть дружелюбным, душевным, отзывчивым по отношению к другим. Хвалить других за их идеи, соглашаться с другими и положительно оценивать их вклад в решение проблемы.
Обеспечение участия. Пытаться создать обстановку, в которой каждый член группы может внести предложение. Поощрять это, например, такими словами: «Мы еще ничего не слышали от Джима» или предложить всем определенный регламент для выступления, чтобы все имели возможность высказаться.
Установление критериев. Устанавливать критерии, которыми должна руководствоваться группа, выбирая содержательные или процедурные моменты или оценивая решение группы. Напоминать группе о необходимости избегать решений, не согласующихся с групповыми критериями.
Исполнительность. Следовать решениям группы, вдумчиво относясь к идеям других людей, которые составляют аудиторию во время групповых дискуссий.
Выражение чувств группы. Обобщать то, что формируется, как ощущение группы. Описывать реакцию членов группы на идеи и варианты решения проблем
Источник: «Role Functions in a Group», The 1976 Handbook for Group Facilitators (La Jolla, Calif., University Associates, 1976), pp. 136-137.
Типовое распределение ролей в группе обеспечивает возможность конкретного и активного участия каждого члена группы в решении поставленных лидером задач и связывает членов группы в сплоченный и работоспособный коллектив. В противном случае группа работает неэффективно или расформировывается на микрогруппы, где новые лидеры создают условия для их более продуктивной работы.
Рациональное распределение ролей, лидерство и групповой подход часто являются универсальным средством для решения управленческих проблем. Они открывают путь для эффективной помощи людям,
266
которым приходится взаимодействовать друг с другом при достижении совместных целей. Об эффективности коллектива говорит его способность добиваться полезных результатов. Создать коллектив нелегко. Надо построить личные отношения, определить методы работы и создать положительный и воодушевляющий климат. Коллектив живет собственной деловой и эмоциональной жизнью, причем коллективные интересы часто превалируют над личными.
Лидер коллектива играет уникальную и ключевую роль в его работе. Члены коллектива всегда смотрят на стиль управления своего лидера и оценивают его способность создать обстановку открытости, сотрудничества и совместного обсуждения. Бывает, что руководитель заявляет о своем намерении придерживаться принципов коллективной работы, но затем ясно демонстрирует своим поведением, что недостаточно доверяет отдельным сотрудникам. Коллектив нельзя создать без усилий, целеустремленности и доверия. Когда руководитель решает создавать группу, в первую очередь он должен оценить, сколько это потребует затрат и усилий, может ли он совместить свой стиль управления с потенциальной группой и достигнуть результата. Для этого полезна характеристика групп по приоритету коллективно-
сти (табл. 10.4).
Таблица 10.4
Характеристика групп по приоритету коллективности 35
Приоритет |
| Характеристика | |
коллективности |
| групп | |
|
|
| |
| Члены группы в высокой степени взаимозависимы и несут коллек- | ||
| тивную ответственность за достижение основных целей, имеющих | ||
Очень высокий | большое значение для прибыльности или эффективности всей органи- | ||
зации. Члены группы должны хорошо работать вместе для достиже- | |||
| |||
| ния результатов. В случае неудачи существование организации может | ||
| оказаться под угрозой | ||
| Члены группы зависят друг от друга, должны быть компетентными и | ||
Высокий | продуктивными. Группа вносит заметный вклад в деятельность всей | ||
организации. Плохие результаты привели бы к истощению возможно- | |||
| |||
| стей и разочарованию | ||
Средний | У этой группы есть ясные задачи, но успеха можно достичь и без высо- | ||
кой взаимозависимости. У членов группы разные функции и индивиду- | |||
| альная ответственность, и каждый участвует в работе как эксперт | ||
Низкий | Группа существует, но ее совместная работа лишь в малой степени | ||
влияет на успешную деятельность организации. Вместе с тем, укреп- | |||
| ление коллектива подняло бы моральный дух и заинтересованность | ||
| Эта группа нечетко оформлена, у нее нет единой цели, и она не играет | ||
Очень низкий | важной роли в организации. Компетентность мало связана с эффек- | ||
тивностью группы, потому что основной фактор – индивидуальная | |||
| |||
| производительность | ||
|
|
|
35 Вудкок, М. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика / М. Вудкок, Д. Френсис / Пер. с англ. − М.: Дело ЛТД, 1994. – С. 245-246.
267
Важным фактором формирования группы является культура. Для каждой из них типичны своеобразная мораль, атмосфера, манеры поведения, привычки и т.д. Эта та особая ментальность, которая отличает семью от ученического или производственного коллектива. Важную роль здесь играет символика (печати, знамена, эмблемы, значки, логотипы, слоганы, торговые марки). С ее помощью подчеркивается специфика культуры, цели, намерения данной группы людей. Все это вызывает у них чувство гордости, достоинства.
По данному признаку различают внутренние группы (с которой индивид идентифицирует себя) и внешние (с которой он себя не отождествляет). Различие между ними подчеркивается местоимениями «мы» и «они». Культура как совокупность производственных и духовных достижений людей помогает установить незримые границы между «своими» группировками и «чужими». Человек оценивает себя и определяет свое поведение в соответствии со стандартами, заложенными в групповой культуре. Однако поскольку каждый индивид принадлежит к нескольким группам, имеющим уникальную субкультуру, ему приходится выделять референтную группу для ориентации в своем поведении, оценки своих взглядов, установок и действий и, соответственно, манер поведения.
Безусловно, каждой группе свойственны, на основе ее субкультуры, определенные манеры поведения.
В принципе, манеры – это способ держать себя, внешние формы поведения и обращения с другими людьми, совокупность свойств речи (употребляемые выражения, тон, интонация) и характерные для человека походка, жестикуляция, мимика. Как уже говорилось, манеры относятся к культуре поведения. В современном обществе хорошие манеры для предпринимателя, менеджера, члена коллектива рассматриваются как формы повседневного выражения скромности и сдержанности человека, умения контролировать свои поступки, внимательного и тактичного обращения с людьми.
Недостаток манер или неотесанность, что нередко свойственно социальным группам, имеющим недостаточный уровень воспитанности и образованности, вносит в межличностные, деловые, производственные отношения деструктивное начало, мелочное напряжение, неловкость. Избыток, именуемый обычно манерностью, также не способствует гармоническому общению. В конечном итоге приличные манеры в любой социальной группе все больше зависят от внутренней культуры ее членов, моральной глубины и такта личности и группы в целом.
268
Поэтому референтные группы выполняют нормативные и сравнительные функции. Подобная группа является источником норм поведения, установок и ценностных ориентаций индивида. Наряду с этим референтная группа выступает в качестве эталона, с помощью которого индивид может сравнить себя и других, оценить свои способности и возможности, положение в социальной группе и обществе, уровень здоровья, достигнутый жизненный успех. Поэтому референтные группы квалифицируют еще и как эталонные в поведенческом плане.
К данному типу ближе всего рабочая группа (коллектив). Это социальная группа в своем внешнем выражении, общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарищества и взаимопомощи. С другими социальными группами сближает постоянное общение и взаимодействие ее членов друг с другом, чувство принадлежности к данной группе, наличие общих потребностей, интересов. В то же время она обладает рядом черт, отсутствующих у других социальных групп, – более высокой степенью социальной и этической ответственности, общественно значимой целью деятельности и наличием органов управления.
Здесь необходимо оговориться, что такое, с точки зрения манер поведения, ответственность социальная и этика. Это один из аспектов сложной взаимосвязи бизнеса и общества. Концепция социальной ответственности бизнеса исходит из того, что менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности людей, направленной на достижение организацией, действующей в рыночных условиях, определенных целей управления путем рационального использования экономических ресурсов:
−принимать на работу следует только «правильных» людей. Брать людей с «запятнанной» биографией это крупный этический риск;
−разрабатывать и доводить до сведения работников организации нормы ответственного поведения и меньше времени уделять формальным правилам;
−менеджеры не должны стоять в стороне от повседневной жизни своей организации, не контактируя с сотрудниками, конкурентами и другими группами, входящими в сферу их интересов;
−менеджеры по манерам поведения должны выступать в качестве ролевых моделей, предписывать и демонстрировать свои представления о том, как надо работать и как при этом себя вести.
269
Тест 13. «Социальная группа»
Прочитайте внимательно вопросы теста и ответьте «да», если вы согласны с постановкой вопроса, и «нет» в случае несогласия.
| Вопросы | Да | Нет |
|
|
|
|
1. | Предприниматели входят в большую социальную группу? |
|
|
2. | Трудовой коллектив организации является средней социальной группой? |
|
|
3. | Бригада является малой социальной группой? |
|
|
4. | Группа «У» − это частично способная и частично желающая работать |
|
|
группа? |
|
| |
5. | Неформальная группа − это свободно образованная малая социальная |
|
|
группа? |
|
| |
6. | Формальная группа обязательно имеет назначенного руководителя и |
|
|
регламентированные правила поведения? |
|
| |
7. | Люди вступают в неформальные группы в надежде получить помощь, |
|
|
защиту и общение? |
|
| |
8. | Можете ли Вы четко определить 5-7 факторов, влияющих на эффектив- |
|
|
ность работы группы? |
|
| |
9. | Творческие роли в коллективе выполняют Организатор, Лидер и Связной? |
|
|
10. Поведенческие роли выполняют Генератор идей, Эксперт и Критик? |
|
| |
11. Знаете ли Вы типовые роли неформальной группы? |
|
| |
12. Можете ли Вы дать характеристику групп по приоритету коллектив- |
|
| |
ности? |
|
|
Ключ к тесту:
Присвойте каждому ответу «Да» 1 балл, а ответу «Нет» − ноль. Подсчитайте сумму баллов.
4 и менее баллов − Ваши знания невысоки и Вам следует внимательно изучить текст главы 10.
От 5 до 7 баллов − Вы достаточно хорошо разбираетесь в социальных группах.
От 8 до 10 баллов − Вы отлично разбираетесь в социальных группах.
От 11 до 12 баллов − Ваша оценка по тесту завышена. Советуем еще раз прочитать текст.
Практическое задание 12. «Анализ ролевой структуры»
Предлагаем Вам на основе приведенной выше таблицы сделать анализ ролевой структуры Вашей семьи (отец, мать, брат, сестра, жена и т. п.), руководства предприятия (дирекция и руководители подразделений), если Вы входите в дирекцию, или Вашего подразделения, в котором Вы работаете (отдел, служба, участок, бюро и т.п.). Результат рекомендуем представить в табличной форме, отмечая крестиком совпадение ролей у конкретных личностей (табл. 10.5).
270
Таблица 10.5
Анализ ролевой структуры
Роли | Люди |
|
1.Творческие
генератор идей эксперт эрудит энтузиаст
2.Коммуникационные
лидер
координатор
связной «сторож»
3.Поведенческие
оптимист
нигилист
догматик «ерш»
Резюме
1.Социальная группа − относительно устойчивая совокупность людей, имеющая общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества. Различают большие, средние и малые социальные группы.
2.Неформальные группы − это свободно образованные малые социальные группы людей, которые вступают в регулярное взаимодействие по интересам для достижения определенных целей. Необходимо знать признаки и факторы формирования неформальных групп.
3.Известны типовые роли поведения в группах: творческие, коммуникационные и поведенческие; целевые и поддерживающие. Группы можно характеризовать по приоритету коллективности.
Контрольные вопросы
1.Какие виды социальных групп Вы знаете?
2.В чем принципиальные различия формальных и неформальных групп?
3.Назовите признаки формирования неформальных групп.
4.Как группы разделяются по критерию работоспособности?
5.Назовите факторы, влияющие на эффективность работы группы.
6.На какие группы можно разделить типовые роли поведения?
7.На какие виды можно разделить группы по приоритету коллективности?
271
Психология группы
метки:Групповой, Группа, Лидер, Участник, Функция, Человек, Команда, Сплоченность
Психология группы
План:
1. Понятие группы. Виды групп. Функции группы.
2. Групповая сплоченность и напряженность
3. Феномен лидерства
4. Групповые роли
Понятие группы. Виды групп. Функции группы
Каждый из нас значительную часть времени проводит в различных группах. Группа — объединение двух и более людей, взаимодействующих друг с другом, объединенных общей целью и воспринимающих себя как «мы». Психологические характеристики группы:
- мнения
- интересы
- ценности
- групповые нормы
- цели
- потребности
Дж. Морено предложил метод для исследования внутригрупповых процессов — метод социометрии («социального измерения»).
Наиболее распространенные классификации групп:
— по размеру:
- Большие (больше 30 человек)
- Малые (от 4 до 30 человек)
Связи между членами групп, состоящих из 5-10 человек, обычно прочнее, нежели в больших по численности группах.
- Микрогруппы (диады и триады)
Диада отличается более высокой удовлетворенностью ее членов ихрупкостью.
В триаде отмечается тенденция объединения двух против одного.
— по непосредственности взаимосвязей группы бывают:
I. реальные — объединения людей, действительно связанных определенными отношениями
П. условные — это объединения людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений, прямых контактов друг с другом. Различаются по характеру деятельности, полу, возрасту, национальности и т.д.
— по общественному статусу выделяют такие группы:
а).
официальныеб).
неофициальные
— по характеру структуры группы:
а).
формальные б).
формальные
Признаки | Неформальные группы | Формальные группы |
Регламентация структуры | внутренняя | внешняя |
Взаимоотношения | неофициальные | официальные |
цель | удовлетворение потребностей в общении, привязанности, дружбе, уважении, получении помощи, доминировании и т. д. | выполнение определенных официальных задач |
объект внимания | человек (личность) | должность |
источник власти лидера | исходит от группы | делегируется руководством |
— по уровню развития бывают:
- группы низкого уровня развития (диффузные группы)
- группы высокого уровня развития (коллектив)
— по значимости различают:
А).
референтные (эталонные) группы, нормы и правила которых служат дляличности образцом
Б).
группы членства
— по времени существования группы бывают:
- временные 2. постоянные
Почему люди объединяются у группы и нередко дорожат своим членством в них? Американский социолог Н. Смелзер выделяет 4 функции группы:
- функция социализации: именно в группе (семье) индивид овладевает рядом необходимых социальных умений и навыков.
- инструментальная функция состоит в осуществлении той или иной совместной деятельности людей (конвейерная бригада, футбольная команда, отряд спасателей, хореографический ансамбль)
- экспрессивная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии.
- поддерживающая функция проявляется в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях
Групповая сплоченность и напряженность
Групповая сплоченность и напряженность являются значимыми моментами в понимании явления групповой динамики.
К. Левин определил сплоченность как тотальное поле сил, заставляющих участников оставаться в группе. Сплоченность, по мнению И. Ялома, является условием достижения группового успеха. Остальные психологи подтверждают факт того, что групповая сплоченность способствует эффективности и действенности групповой работы. Только сплоченная группа помогает самораскрытию участников и допускает открытую конфронтацию мнений.
Чем сплоченнее группа, тем жестче групповой контроль над взглядами и поступками ее членов, тем строже в ней соблюдаются групповые нормы и тем выше степень принятия индивидами групповых ценностных установок.
Осознавая значимость групповой сплоченности, О. Евтихов определяет факторы, влияющие на ее формирование. Итак, групповой сплоченности содействуют:
- соперничество с другими группами;
- правильно организованная совместная деятельность в направлении принятых целей и решении личностно значимых для участников задач;
- удовлетворение личных потребностей участников, связанных с групповой деятельностью;
- дружеская располагающая атмосфера в группе;
- позитивные взаимоотношения и симпатии между участниками;
- ожидание несомненной пользы от совместной деятельности;
- престиж группы и ее лидера;
Групповая сплоченность является стабилизирующим фактором в группе. Под ее влиянием члены группы чувствуют поддержку и определенную безопасность. Групповая сплоченность позволяет сдерживать проявления напряженности и сохранять группу от распада.
Отрицательной стороной чрезмерной сплоченности группы может быть нежелание ее членов мыслить критически и принимать серьезные решения.
Групповое напряжение в контексте групповой динамики является противоположностью групповой сплоченности. Если групповая сплоченность -это центростремительная сила, направленная на сближение участников и создающая прочные и устойчивые отношения, то групповое напряжение -центробежная сила, разъединяющая участников.
Определим, что приводит к возникновению группового напряжения. Анализ литературы показывает, что групповое напряжение возникает в следующих случаях:
- несовпадение ожиданий участников с реальной групповой ситуацией;
- несовпадение актуальных личных устремлений участников;
- появление неудовлетворенности характером и особенностями межличностного взаимодействия в группе;
- групповой конфликт и столкновения между участниками;
Групповую напряженность, тем не менее, не следует понимать как нечто негативное и нежелательное в группе. Напряженность является ресурсным и побуждающим фактором. Она ведет к неудовлетворенности и стремлению участников к изменениям.
Феномен лидерства
Каждый из нас, находясь в группе, имеет свой статус и выполняет определенную роль. В литературе чаще остальных статусных ролей рассматривается лидер.
По сравнению с остальными участниками лидер обычно более активен и в большинстве случаев является источником ценностей и норм, составляющих групповое мировоззрение. Поскольку лидер отражает интересы группы, он является и своего рода контролером соответствия действий членов группы общим интересам и поддержания единства группы.
У. Реддин: «Лидер — член группы, чей авторитет, власть и полномочия безоговорочно признаются остальными членами группы, готовыми следовать за ним».
Теоретические подходы к исследованию лидерства:
• Характерологический подход — акцент на личных атрибутах;
Универсальный набор черт лидера: высокий уровень энергичности, устойчивость к стрессу, эмоциональная зрелость, честность, уверенность в себе; Мотивация лидера: потребность во власти, в достижении, в аффилиации.
- Поведенческий подход — акцент на умении построить отношения, оказывать влияние на других, принимать решения, навыках предоставлении и запроса информации;
- Ситуационный подход — акцент на ситуации, в которой возникает необходимость в руководстве;
Существует множество классификаций лидеров.
В рамках одного из подходов психологический тип лидера складывается из следующих компонентов: эмоциональность, деловитость, информированность. Соответственно выделяются три типа лидеров: эмоциональный, информационный и деловой тип.
Лидер выполняет 3 основные функции: постановка цели, распределение обязанностей, контроль (текущий и итоговый).
В зависимости от того, каким образом реализуются эти функции, выделяют:
- авторитарных лидеров (ведущим является контроль; цель не ставится)
- демократических лидеров (все 3 функции гармонично выполняются)
- либеральных лидеров (контроль отсутствует; ведущим является постановка цели)
Групповые роли
Группа формирует свою структуру, приписывая каждому своему члену одну из ролей. Роль — это набор способов поведения и выполняемых функций, которые представляются уместными и реализуются в данном социальном контексте.
Как зарубежными, так и отечественными авторами рассматривается репертуар групповых ролей в группе.
Л.Г. Почебут и В.А. Чикер отмечают, что структура группы представляет собой иерархическую систему, которая формируется на основе межличностных отношений и состоит из следующих статусных позиций: лидер, принятые, изолированные, отвергнутые.
Лидер — член группы, который имеет наиболее высокий положительный статус: пользуется авторитетом у остальных и имеет на них влияние, определяет алгоритм решения стоящих перед группой задач.
Принятые — члены группы, имеющие средний положительный статус и, как правило, поддерживающие лидера в его усилиях решить задачу.
Изолированные — члены группы, имеющие нулевой статус и самоустранившиеся от участия в групповом взаимодействии. Причиной самоустранения могут быть личностные особенности.
Отвергнутые — члены группы, имеющие отрицательный статус, сознательно или бессознательно отстраненные от участия в решении групповых задач.
Шиндлер выделяет такие групповые роли: лидер; поддерживающий лидера; эксперт; оппозиционер; отверженный.
Р. Бейлз, наблюдая за психокоррекционными группами, выявил два типа поведения, которые необходимы для успешного существования группы: «решение задач» и «оказание поддержки». В соответствии с 2 типами поведения было выделено 2 группы ролей.
Таблица. Классификация групповых ролей Р. Бэйлза.
Роли, связанные с решением задачи | Роли, связанные с оказанием поддержки |
Инициатор Предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы. Предлагает способы преодоления трудностей и решения задач | Вдохновитель Поддерживает начинания других, выказывает понимание чужих идей и мнений |
Разработчик Детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы | Гармонизатор Служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия, и таким образом сохраняет в группе гармонию |
Координатор Комбинирует идеи и предложения и пытается координировать деятельность других членов группы | Примиритель Поступается в чем-то своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, и таким образом поддерживает в группе гармонию |
Контролер Направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, и выявляет отклонения от намеченного курса | Диспетчер Создает возможности для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, регулирует процессы общения |
Оценщик Критически оценивает работу группы и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставленной задачи | Нормировщик Формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов |
Погонщик Стимулирует группу и подталкивает ее членов к действиям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать больше уже сделанного | Ведомый Пассивно следует за группой. Выступает в роли зрителя и слушателя в групповых дискуссиях и при принятии решений |
Белбин изучал структуру команды, пришел к выводу, что эффективные команды состоят из людей, роли которых различны и определяются наличием определенных умственных способностей и личностных качеств. Белбин пришел к выводу о необходимости 8 ролей.
Таблица. Командные роли в соответствие с 4 командными функциями
Функция | Роль | Описание роли |
Лидерство внутри команды | Лидер | Отвечает за успешность команды в целом, осознает ее сильные и слабые стороны, следит за тем, чтобы команда в полной мере использовала потенциал каждого участника |
Организатор | Влияет на усилия команды, обращает внимание на постановку целей и выстраивание приоритетов, стремится структурировать результат ее деятельности. Вместе с лидером определяет направление и конечный продукт деятельности команды | |
Выполнение работы | Исполнитель | Превращает понятия и планы в практические трудовые процедуры, систематически и эффективно реализует согласованные планы |
Генератор идей | Предлагает новые идеи и стратегии, акцентируя наиболее важные моменты, пытается найти новые способы решения проблем, стоящих перед командой | |
«Отделочник» | Ведет активный поиск аспектов работы, которые нуждаются в особом внимании, а также поддерживает в команде ощущение неотложности, настоятельной необходимости | |
Внутреннее поддержание команды | «Душа» команды | Поддерживает остальных членов в их сильных сторонах, помогает им компенсировать свои недостатки, улучшает коммуникацию между участниками, развивая командный дух |
Контролер-оценщик | Анализирует проблемы, оценивает идеи и предложения, критикует, что необходимо для сосредоточения команды на задаче | |
Связь с людьми и ресурсами вне команды | Исследователь ресурсов | Связан с идеями, разработками, ресурсами вне команды. Устанавливает внешние контакты, которые могут быть полезны команде в ее деятельности |
Важно помнить, что в чистом виде какие-либо роли встречаются довольно редко. Кроме того, «роли и их распределение меняются, а иногда это происходит несколько раз».
Групповая динамика: Понимание психологии групповой динамики
7 февраля 2022 г.
Членам рабочей силы необходимо понимать, как другие люди действуют в социальной среде. Получение такого понимания привычек, поведения, желаний и норм других людей помогает работникам лучше управлять другими людьми, более эффективно работать с коллегами и создавать лучшую командную культуру и среду. Важнейшим аспектом этого является понимание, которое включает групповую динамику. Человек может действовать одним образом, когда он один, одним способом, когда он со своей рабочей командой, и другим способом, когда он находится со своей семьей. Ниже мы разбираем групповую динамику, то, как группы могут влиять на индивидуальное поведение, и категории групп.
Во-первых, что такое группа?
Чтобы понять, как люди ведут себя в группе, нам сначала нужно точно определить, что такое группа. Простейшее определение группы — это два или более человека, связанных между собой социальными отношениями. 1
Психология групповой динамики – это понимание паттернов, ролей, поведения, структуры и коммуникации внутри групп.
Какие 4 разновидности групп?
Группы можно разделить на 4 разновидности: 1
1) Первичные группы
Первичные группы — это объединения людей, таких как семьи, романтические пары и близкие друзья, которые существуют в близких социальных условиях и, как ожидается, просуществуют в течение длительного периода времени.
2) Коллективы
Коллективы – это группы людей, которые связаны деятельностью, опытом или событием, но распадаются, как только опыт заканчивается. Группа футбольных болельщиков подпадает под категорию коллективов вместе с публикой на концерте или пассажирами в переполненном поезде.
3) Категории
Категории — это широкие, всеобъемлющие группы людей, которые чем-то похожи друг на друга, например, «христиане», «ЛГБТ+» или «американские граждане». Хотя люди в этих группах могут испытывать смутное чувство родства друг с другом, нельзя ожидать, что они будут знать каждого другого человека в своей группе.
4) Социальные группы
Социальные группы — это группы, которые чаще всего встречаются в офисе. Социальные группы могут включать спортивные команды, родительские группы, рабочие группы — по сути, любая группа людей, которые работают вместе, должны достичь цели. Этот тип группы существует по другим причинам, чем основная группа, и требует большей структуры, чем коллективы, потому что они стремятся к общей цели.
Как структура влияет на групповую динамику?
Структура является важным элементом всех групп, но особенно групп задач. То, как структурированы группы, определяет их динамику, то, как они функционируют и как они полагаются друг на друга. Для всех групповых структур существует определенная степень взаимозависимости или чувство зависимости друг от друга в некотором роде. Однако формы этой взаимозависимости могут меняться по мере изменения структуры группы.
Изображения 1 слева показаны несколько различных структурных форм, которые могут принимать группы. В первом случае один член группы имеет влияние на других, во втором — последовательная форма влияния, при которой задача передается от члена к члену. В-третьих, мы видим своего рода взаимозависимость, когда все члены группы в равной степени полагаются друг на друга. Наконец, они имеют двухуровневую структуру, в которой задачи или информация передаются через посредников, а не напрямую из источника.
Как определить, будет ли группа успешной или неудачной?
Типы личности могут очень сильно повлиять на успех или неудачу той или иной группы. Члены группы, которые блокируют общение, перекладывая ответственность и вину на других членов или проявляя слишком большую уступчивость и неспособность двигаться вперед, могут привести к разрушению структуры взаимозависимости.
Группы, члены которых от природы склонны поддерживать других в своей структуре или особенно хорошо умеют разрешать конфликты, оказывают на группу такое же сильное влияние, как и их негативные коллеги2.
Один из приемов, позволяющих добиться бесперебойной работы социальной группы, заключается в выявлении людей в группе с личными качествами, которые будут способствовать продуктивному рабочему процессу, и назначении их на должности в группе, которые позволят им это делать. Сила межличностных отношений внутри группы может определить, насколько хорошо они функционируют в целом.
Заинтересованы в развитии здоровой групповой динамики в вашей организации? Ознакомьтесь с нашими разнообразными виртуальными, личными или гибридными тимбилдингами, чтобы повысить доверие, общение и сотрудничество в вашей команде.
№ Форсайт, Д. Р. (2018). Групповая динамика . Cengage Learning.²Коттлер, Дж. А., и Энглар-Карлсон, М.
(2009). Обучение лидерству в группе: основанный на опыте подход . Мудрец.Анна Уэббер
Участник группы
Подписаться
Подпишитесь на советы по созданию идеальной команды.
Категории
#MusicMondaysApplied ImprovCharitable Team BuildingCompany CultureDiversityDIY Team BuildingDownloadsEnhance Leadership SkillsEnhance ProductivityFeatured ProgramsFrom The FrontlineGeneralGiving BackGlobalImprove EngagementLatest News & EventsMeet the TeamNew and ImprovedOnline LearningOrientation TipsPlanning and PrepPreferred VenuesProblem SolvingPsychology of TeamworkQuotesRemote Team EngagementSuccess StoriesTeam Building PodcastTeam Building TipsTips to Avoid Workplace AnnoyancesTutorialsWordless Wednesday
Выбор персонала
- Ежемесячный обзор событий
- Флаер благотворительного мероприятия
Подкаст
Получите идеи, вдохновение и лучшие практики со всего мира.
Стать гостем Blogger
Есть ли у вас какие-либо полезные советы, рекомендации, руководства или ценная информация о корпоративной культуре?
Узнать больше
Хорошо сочетается с этими видами деятельности.
Подпишитесь на советы по созданию идеальной команды.
Меньше драмы? Повышение производительности и удовлетворенности работой? Да, вы действительно можете оказать влияние, и TeamBonding здесь, чтобы помочь. Подпишитесь на наш блог, чтобы получать полезные советы, рекомендации и идеи.
Больше отличного контента на основе ваших лайков.
Руководство по эмоциональному интеллекту на рабочем месте
Когда вы думаете о навыках, связанных с работой, и социальных навыках, на ум, вероятно, приходят такие вещи, как общение, работа в команде, решение проблем и инициатива. Хотя все это важно, есть еще один навык, который часто упускается из виду — эмоциональный интеллект на рабочем месте.
Подробнее
12 действенных лидерских упражнений и упражнений, которые стоит попробовать на работе
Чаще всего современные лидеры, как правило, больше заботятся о сохранении своих титулов и положения, чем о качестве работы и команде, которую им поручено возглавлять. Кроме того, многие забывают о важности лидерской деятельности и лидерских упражнений, которые постоянно развивают их навыки. Чтобы быть успешным лидером, необходимы определенные черты личности, ни одна из которых не имеет ничего общего с титулом, который появляется рядом с чьим-то именем.
Подробнее
Преодоление синдрома самозванца на работе: достижение роста команды
Синдром самозванца в последние годы стал модным словечком, и на то есть веская причина — многие из нас борются с ним. Обзорная статья, опубликованная в International Journal of Behavioral Science, показала, что 70% людей в какой-то момент своей жизни испытывают синдром самозванца. И синдром самозванца на работе стал очень распространенным явлением.
Подробнее
Ежемесячный обзор событий
Счастливого февраля! Вот и прошел месяц, наполненный благодарностью, празднованием достижений, лучшей командной работой и более счастливыми командами. Ознакомьтесь с нашим списком представленных в этом месяце личных, виртуальных, благотворительных и кулинарных мероприятий, которые вы можете попробовать со своей командой ниже. У нас есть что-то для каждой команды. Если вы хотите отпраздновать День святого Валентина в офисе или Месяц черной истории, не упустите возможность улучшить сотрудничество в команде и поднять моральный дух.
Подробнее
Групповая психология
11 минут
Групповая психология — это дисциплина, которая в рамках социальной психологии изучает поведение человека в группе, а также динамику этих отношений.
Написано и проверено психологом Роберто Муэлас Лобато .
Последнее обновление: 02 января 2023 г.
Если бы вы оглянулись на прошедший месяц, то, вероятно, обнаружили бы, что принимали участие в ряде групп. Семья, друзья, коллеги, спортивная команда, театральная труппа и т. д. В то же время вы также являетесь членом других более крупных групп, которые вы могли не забыть включить в этот список.
В зависимости от социальных категорий мы можем быть мужчинами или женщинами, членами определенных религиозных конфессий или этнических групп. В результате у нас разные групповые идентичности. Иногда мы взаимодействуем как члены одной группы, а не другой . Наукой, изучающей эти процессы, является групповая психология.
Групповая психология — это раздел социальной психологии, основным объектом изучения которого является группа. Эта дисциплина анализирует влияние групп на индивидуальное поведение. Кроме того, он изучает влияние, которое индивидуум оказывает на изменение группового поведения.
Групповая психология изучает, что такое группы, как, когда и где они создаются, их конфигурацию, а также типы ролей и отношений, установленных между их членами или с другими группами.
Определение группы
Дать определение группе непросто. Фактически, на протяжении всей истории было дано несколько определений (Huici, 2012a). Среди них можно выделить два типа определений: категориальные и динамические.
Согласно категориальному определению (Уайлдер и Саймон, 1998), группа определяется общими характеристиками. Члены группы имеют определенные общие характеристики, поэтому группа представляет собой сумму членов, обладающих этими характеристиками. Однако группа существует только в сознании отдельных людей и вносит свой вклад в определенное видение мира.
С другой стороны, динамическое определение (Уайлдер и Саймон, 1998) предполагает, что группы возникают из отношений между их членами и из взаимодействия между ними. Это взаимодействие может привести к появлению новых функций, так что группа больше, чем сумма ее членов.
Из-за вышеизложенного невозможно вывести характеристики группы из характеристик отдельного члена, поскольку группы, возникающие в результате взаимодействия, легче различить, чем категориальные группы .
Почему и для чего создаются группы?
Согласно Картрайту и Зандеру (1992), можно выделить три типа обстоятельств, которые заставляют людей объединяться, чтобы сформировать группу.
1. Для достижения цели
Люди, решившие создать группу в данных обстоятельствах , признают, что благодаря этому они достигнут определенных целей, которые были бы невозможны без ее существования . Однако это суждение не обязательно должно быть правильным для формирования группы.
Вы также можете прочитать Групповая сплоченность: взаимосвязь между сплоченностью и производительностью
2. Удовлетворение потребности
В этих случаях группировка обычно происходит спонтанно . Обычно это неформальные группы внутри организаций, социальных клубов или молодежных банд. Их формирование основано на добровольном межличностном выборе.
Некоторыми определяющими факторами этого типа избрания являются воспринимаемое сходство людей, взаимодополняемость, взаимность, близость или положительный баланс между преимуществами и недостатками принадлежности к группе.
3. Для получения однородного лечения
В этом случае проводится процесс социальной категоризации. Он состоит из деление людей на группы на основе определенной общей характеристики .
Эти лица считают себя членами этой группы. Следовательно, их поведение и поведение других по отношению к ним будет определяться внешне обозначенным членством в группе .
Для того, чтобы быть членами группы такого типа, нет необходимости взаимодействовать друг с другом . Ведь часто они даже не знают друг друга.
Типы групп
Группы имеют разную структуру. Структура обеспечивает стабильность, когда дело доходит до организации и взаимоотношений с членами группы (Cartwright and Zander, 1992). Эта структура также служит для дифференциации как группы. Другими словами, чтобы отличаться от других групп. Структура группы заставляет группу оставаться, а не рассеиваться. Согласно Скотту и Скотту (1981), группы характеризуются тремя структурными свойствами:
- Группы определяются отношениями между членами. Например, рабочая группа может быть определена неравными отношениями между боссом и рабочими.
- Группа должна иметь структурную преемственность во времени. Например, в футбольной команде всегда будут защитники, нападающие и вратари.
- Члены группы заменяемы. Любой участник может быть заменен другим человеком.
Эти структуры назначают роли членам группы. Каждой роли присваивается разное значение. Некоторые члены более важны, чем другие. Это означает, что статус каждого участника отличается.
Внутри группы существует иерархия, определяемая статусом каждого члена. Различия в статусе подразумевают модели престижа, почтения и подчинения членов групп (Бланко и Фернандес Риос, 1985), а также наличие консенсуса относительно иерархического порядка и предоставляемого престижа.
Групповые правила
В структуре группы также действуют нормы. На самом деле, у каждой группы есть общая система взглядов, и участники делятся идеями о том, что следует и чего не следует делать. Нормы регулируют отношение и поведение членов группы (Шериф, 1936). Эти нормы могут быть двух типов: описательные и предписывающие (Cialdini, Kallgreen, and Reno, 1991).
Описательные нормы соответствуют действиям участников в конкретной ситуации. В таких случаях, когда члены не знают, как себя вести, господствующей нормой становится то, что делают члены с более высоким статусом или большинство.
С другой стороны, предписывающие нормы указывают, что можно и что нельзя делать. Это моральные нормы, указывающие членам группы, что правильно, а что нет. Эти нормы реагируют на поведение наградами и наказаниями. Они вознаграждают тех, кто ведет себя хорошо, и наказывают тех, кто не следует правилам.
Роли членов группы
Роль, которую играет каждый участник в группе, связана с его положением в группе (статусом) и правами и обязанностями по отношению к одному или нескольким членам (Hare, 1994). Каждая роль связана с моделями поведения внутри группы. Роли разделяют задачи участников, и каждый член должен выполнять разные функции (Скотт и Скотт, 1981).
Дифференциация ролей служит для достижения целей группы. Кроме того, чтобы упорядочить и предсказать функционирование группы, чтобы члены группы определяли себя внутри самой группы (Браун, 2000).
Некоторыми классическими ролями являются (Benne and Sheats, 1948) роли задачи, роли обслуживания и индивидуальные роли . Среди рабочих ролей выделяются координатор, оцениваемый, консультант и инициатор. К поддерживающим ролям относятся те, кто стремится к приверженности, те, кто поощряет, последователи, наблюдатели и т. д. Наконец, некоторые из индивидуальных ролей членов группы — это агрессор, блокатор, ищущий признания и доминирующий. .
Возможно, вам будет интересно прочитать Ролевая теория: какова наша роль в обществе?
Использование групповой психологии
Групповая психология изучает различные области, такие как лидерство (Molero, 2012a), формирование и развитие групп (Gaviria, 2012), сплоченность группы (Molero, 2012b), процессы влияния в группе (Falomir- Pichastor, 2012), производительность (Gómez, 2012), процессы принятия решений (Huici, 2012b) и межгрупповые отношения (Huici и Gómez Berrocal, 2012). Хотя все важны, межгрупповые отношения были одной из областей с наибольшим влиянием .
Межгрупповые отношения есть не что иное, как отношения между разными группами и между членами разных групп. В СМИ мы видим и читаем новости о расистских инцидентах, сосуществовании религий, встречах компаний и союзов и т. д. Все они говорят о межгрупповых отношениях.
Когда дело доходит до объяснения причин такого поведения, существует два основных типа объяснений: те, которые ссылаются на различия между людьми, основанные на определенных характеристиках, ориентации или личностных чертах, и те, которые непосредственно фокусируются на межгрупповые процессы.
Индивидуальные подходы
В индивидуальных подходах выделяются два компонента. С одной стороны, правый авторитаризм предполагает наличие различий между индивидами в плане склонности подчиняться диктату власти. Авторитаристы твердо верят в эту идею. Они также полностью соблюдают нормы, которые поддерживает власть. Точно так же они противостоят тем, на кого нападает власть. Эта личность развивается в подростковом возрасте и основана на более раннем обучении послушанию, условности и агрессии (Альтемейер, 19 лет).98).
Хотя это и называется правым авторитаризмом, к политике это не имеет отношения. Ни та, ни другая политическая ориентация не указывает на то, является ли человек более авторитарным. Действительно, есть люди с политической ориентацией как справа, так и слева, обладающие правой авторитарной личностью.
С точки зрения социального доминирования внимание уделяется иерархическим отношениям между группами внутри социальной структуры и существованию внутри общества идеологий, которые поощряют или пытаются уменьшить иерархическое неравенство (Сиданиус и Пратто 1999).
Предполагается наличие индивидуальных различий с точки зрения тенденции узаконивать неравенство и разделение в обществе . Некоторые люди поддержат существование иерархии, а другие нет.
Межгрупповые подходы
Этот подход отвергает соблазн свести объяснение поведения к индивидуальным характеристикам . Он предполагает, что то, как человек трансформируется и начинает думать, действовать и относиться к другим, связано с принадлежностью к определенным группам, а не к другим. Как следствие, их поведение и восприятие становятся стандартизированными.
Все члены группы начинают мыслить одинаково. Существуют две основные теории, пытающиеся объяснить это явление. Есть теория реалистичного группового конфликта и перспектива социальной идентичности.
Теория реалистического группового конфликта
На функциональные отношения влияют взаимные цели и интересы групп . Они сосредоточены на кооперативных или конкурентных отношениях для достижения целей или ресурсов, то есть на кооперативной или конкурентной взаимозависимости.
Межгрупповой конфликт (Шериф и Шериф, 1979) обусловлен наличием несовместимых целей и порождает межгрупповую неприязнь и дискриминацию. Когда две группы хотят одного и того же, у них есть две возможности добиться этого: конкурировать или сотрудничать.
Перспектива социальной идентичности
Сюда входят две теории: теория социальной идентичности и теория самокатегоризации (Turner & Reynolds, 2001). Оба подчеркивают процессы отождествления с группой , переход от индивидуальной психологии к коллективной и представление о том, что межгрупповые отношения возникают в результате взаимодействия психологических процессов с социальной реальностью.
Теория социальной идентичности фокусируется на межгрупповых процессах. Теория самокатегоризации расширяет сферу своей деятельности, включая объяснение внутригрупповых процессов группового формирования, сплоченности, влияния и поляризации.
Чтобы упростить мир и лучше понять его, мы используем категоризацию. Точно так же мы классифицируем других людей внутри социальных групп, осознавая при этом категории, к которым принадлежим сами. Следствием этого является то, что мы создаем психологическую принадлежность к некоторым группам, в то время как другие классифицируем на две широкие категории: члены нашей группы и члены других групп.
Благодаря принадлежности к этим социальным группам возникает наша социальная идентичность (Tajfel, 1981; Tajfel & Turner, 2005), по одной на группу, с которой мы идентифицируем себя в большей или меньшей степени. Важность каждой идентичности означает, что в разное время наши мысли, чувства и поведение в большей или меньшей степени находятся под влиянием нашей социальной идентичности. Поэтому, например, мы отдаем предпочтение своим собственным группам в ущерб другим группам.
Почему члены группы делают то, что не стали бы делать в одиночку?
Когда люди находятся в группе, во многих случаях они ведут себя так, как в одиночку. Это чаще наблюдается в группах с агрессивным или неадекватным поведением. Ярким примером является пьяный туризм, а также насилие некоторых болельщиков на футбольных матчах. Но что скрывается за этим процессом? Ключ находится в процесс деиндивидуализации .
Moral, Canto, and Gómez-Jacinto (2004) из Университета Малаги (Испания) утверждают, что «анонимность, группа и снижение индивидуального самосознания приводят к тому, что люди проявляют раскованное, импульсивное и антинормативное поведение». . Этот процесс основан на двух ключевых аспектах: анонимности и снижении индивидуального самосознания».
Большинство людей в одиночестве не стали бы бросать банку с газировкой на тротуар. Они знают, что это неприемлемо. Даже тот, кого не научили уважать окружающую среду и кто склонен выбрасывать свои отходы на землю, не будет этого делать, если кто-то за ними наблюдает. Это из-за их чувства самосознания. По сути, они не хотят, чтобы другие знали, что это они устроили беспорядок.
Анонимность
Однако в группе их анонимность выше, а их индивидуальное самосознание растворяется.