Психология смерти и утраты: Горевание и утрата — Статьи

Избегать избегания: как мы проживаем утрату (не только смерть) и почему горевать — нормально

Переключиться

О смерти не принято говорить: это табуированная тема. Тем не менее каждый человек сталкивается с утратой, будь то смерть близкого, развод, эмиграция, карьерный крах или потеря кого-либо и чего-либо значимого в жизни. О том, как устроена психология смерти, рассказывают психолог Елена Фоер и писательница Мария Рамзаева в книге «Смерть в большом городе: почему мы так боимся умереть и как с этим жить». Книга выходит в мае в издательстве «Альпина». Inc. публикует ее отрывок.

Горевание — естественная реакция на утрату.

Она возникает при потере близких и в ряде других тяжелых ситуаций. Симптомы, идентичные проживанию горя, могут также проявляться и при других жизненных событиях, например потере конечности, вынужденной эмиграции, выходе на пенсию, разрушении карьеры, разводе — во всех случаях, когда мы теряем какую-то часть своей идентичности и вынуждены перестраивать ее.

Депрессия и горевание

«Горевать — это нормально» — вот основная мысль, которую хочется повторить несколько раз, чтобы она точно запомнилась. Формирование отношений и привязанность к другим живым существам необходимы большинству из нас, мы — социальные животные. Когда эти связи разрываются, чувствовать горе естественно.

За годы и месяцы близких отношений мы учимся понимать себя и свои эмоции, в том числе через эти отношения. После утраты нам приходится искать себя заново и жить как-то по-другому.

Около 30% людей или чуть больше испытывают относительно небольшой стресс при потере близкого человека и способны быстро адаптироваться и вернуться к повседневным делам.

У этих людей не бывает реакций отложенного горя, и они сохраняют стабильное состояние. Что, кстати, не делает их бесчувственными, просто их психика быстро адаптируется к утрате.

Другие 30% испытывают сильный дистресс, в котором невозможно заниматься привычными делами. Еще 30% также испытывают дистресс, но умеренный. Наконец, 10% переживают горе отложенно, спустя примерно полгода после утраты. Несколько процентов приходится на людей, которые переживают осложненное горе. Это приблизительные оценки, поскольку в разных исследованиях цифры отличаются.

К сказанному выше о симптомах и стадиях добавлю только, что симптомы горя могут выглядеть для психолога похожими на симптомы депрессии. Иногда провести границу между этими состояниями непросто. При этом точный диагноз необходим, он влияет на тактику терапии. Важным отличием между этими состояниями является то, что горе имеет свойство накатывать волнами, эмоции могут контрастно меняться.

При депрессии негативное настроение более стабильно. Люди, которые горюют, вполне могут сохранять позитивную оценку самих себя, а при депрессии самооценка в большинстве случаев страдает.

Осложненное горе

Я уже употребляла термин «работа горя», он означает, что проживание горя идет своим чередом и, даже если не посещать психотерапевта, в какой-то момент фаза горевания закончится и начнется новый этап жизни. Но, к сожалению, не у всех. Некоторые как бы застревают в горевании. Такое состояние называют также осложненным горем. Люди фокусируются на прошлом, жизнь для них будто останавливается на годы. <…> Если суммировать, надо отметить, что для людей с этим расстройством умерший может продолжать оставаться собеседником и важной частью их жизни, в то время как в целом в ней становится меньше людей, смыслов, чувств.

Осложненное горе может развиваться под влиянием обстоятельств. Например, несчастные случаи, суицид, тяжелое или болезненное состояние, предшествующее смерти, — факторы, которые могут способствовать его развитию. Всегда тяжело переживается смерть ребенка. Отсутствие поддержки близких также может влиять на процесс горевания. Особенности личности тоже имеют значение — если человек чувствовал большую зависимость от близкого или жил со страхом потери, вероятно, процесс проживания утраты для него будет тяжелым.

Избегание горя

Пожалуй, стоит сказать еще раз: горе — это не болезнь, а естественная реакция человека на утрату. Само по себе оно не требует лечения, психологического или фармакологического.

Исследования показывают, что эффективность групп поддержки для переживших утрату довольно низкая и, кроме того, эффект длится недолго. Дальше — больше: терапия горевания в принципе, особенно на ранних этапах проживания горя, не выглядит такой уж эффективной.

Однако определенная польза от нее все же есть. Психотерапия может помочь человеку осознать, как меняется его жизнь после утраты и как бы он хотел жить дальше. Терапевт помогает разобраться в себе, если отношения с умершим были сложными и противоречивыми, если у клиента сохраняется чувство вины или злость. В таком случае имеет смысл проанализировать отношения и разрешить для себя незавершенные конфликты.

При помощи терапии клиент может постепенно вернуться к повседневным делам, к своему кругу общения, к заботе о себе, заново обрести смысл жизни и наладить семейные отношения, пострадавшие от совместной утраты. Я намеренно не уточняю, какая именно терапия, поскольку помочь справиться с подобными проблемами может психолог, работающий в любом терапевтическом направлении.

Есть еще ряд задач, с которыми лучше обращаться именно к когнитивно-поведенческим терапевтам. Во-первых, после смерти близких люди могут начать избегать всего, что связано с умершими: мест, напоминающих о них, общих знакомых, общих занятий. Это может быть что угодно, даже мысли. Избегание приносит облегчение на короткое время, а в долгосрочной перспективе может сильно навредить. В частности, именно оно может превратить естественный процесс проживания горя в психологическое расстройство и вызвать дополнительные страдания.

Как это работает? Говоря себе « Не думай о белой обезьяне», мы попадаем в парадоксальную ситуацию: чтобы не думать о чем-то, нужно помнить (то есть думать), о чем мы не должны думать.

Избегание поддерживает процесс горевания, не дает ему затихать, поэтому важно обращать внимание на стратегии избегания и работать с ними — избегать избегания. С этим хорошо умеют работать когнитивно-поведенческие терапевты, используя специальный инструмент — экспозицию. О ней мы еще поговорим.

Во-вторых, во время проживания горя автоматически возникают мысли, которые добавляют к тоске об ушедшем дополнительные страдания: о том, что не удалось высказать, о сказанном когда-то, прокручивание в уме старых конфликтов.

Когнитивно-поведенческая терапия хорошо помогает найти мысли, препятствующие проживанию горя, и, изменив их, обрести равновесие.

Терапия осложненного горя

Основной терапевтический метод работы с осложненным горем так и называется — терапия осложненного горя. Главная цель такой терапии — повысить природную адаптивность человека, дать ему возможность испытать те эмоции, которых он избегает, выдержать их и начать восстанавливаться после утраты. Это краткосрочная терапия, ее курс длится всего 16 сессий. Исследования показывают, что за это время (обычно около четырех месяцев) состояние большинства людей, переживающих осложненное горе, заметно улучшается.

Терапию осложненного горя называют полуструктурированной. Это означает, что у терапевта есть план проведения сессий, который подразумевает, что клиент приносит какие-то свои задачи и проблемы и помимо запланированной работы психолог и клиент работают над ними.

Курс терапии делится на четыре фазы. В ходе первой терапевт собирает анамнез, лучше узнает историю клиента. Затем объясняет ему, что такое осложненное горе и как будет проводиться терапия. И, наконец, на первой фазе терапии к ней подключают члена семьи или близкого друга. Так терапевтическая работа выходит за рамки того часа в неделю, который клиент проводит в кабинете терапевта, и продолжается за его пределами, среди близких клиента.

Во время второй фазы терапевт проводит серию упражнений, в ходе которых клиент в воображении и в реальных ситуациях сталкивается с теми вещами, мыслями, людьми и местами, которых он избегает. На этой же стадии клиент и терапевт определяют цели на будущее, поскольку появляется возможность думать о нем и планировать его.

Третья фаза — обзорная, анализ проведенной работы и определение, что получилось, что нет, над чем еще надо работать. И четвертая — завершение. Она включает в себя воображаемый разговор с умершим и переход к формированию видения, как клиенту жить дальше без человека, которого он так любил.

В процессе терапии психолог обучает клиента способам саморегуляции, помогает выстраивать социальные отношения, которые тот после утраты мог разорвать, собрать в единое целое историю отношений с умершим.

Терапия осложненного горя показана клиентам вне зависимости от того, кого и при каких обстоятельствах они потеряли.

Советы психолога: как поговорить с ребенком о смерти родителей, как пережить траур и справиться с негативными эмоциями, а также о том, нужно ли брать детей на похороны — 26 ноября 2022

Детский психолог даст советы родителям, чтобы они могли пережить потерю близкого вместе с ребенком

Поделиться

Поговорить с ребенком о смерти — непростая задача для родителя. Человек во время скорби переживает много чувств — от глубокого горя и обиды до радости.

Мы поговорили с детским психологом и социальным педагогом Центра практической психологии Елизаветой Смирновой. Она дала рекомендации, которые помогут родителям подготовиться к сложному разговору. Также специалист порекомендовала практические упражнения, чтобы пережить утрату.

Елизавета Смирнова специализируется на работе с детьми

Поделиться

— Ощущение смерти, навязчивые мысли, негативные эмоции и переживания — это прежде всего внутреннее чувство страха. Когда вопрос касается страха, то люди начинают испытывать поведенческие реакции: испуг, волнение, избегание, — поясняет психолог. — Страх затрагивает такие функции, как самосохранение и самозащита организма. Смерть приравнивается к страху, и поэтому многие люди боятся об этом говорить. Мы боимся того, чего сами не понимаем. Чтобы уменьшить страх, необходимо разобраться в этой теме. На индивидуальных консультациях с клиентами мы анализируем травмирующие события, затрагиваем такие системы, как восприятие, чувства, реакции тела, а также рассматриваем с разных сторон ситуации и формируем «план действий». За страхом смерти чаще всего скрывается страх жизни, взятие ответственности, непонимание себя, будущего: как справиться с ситуацией, как себе помочь? И проще сказать, что [тема смерти] — табу, не обсуждать, чем взяться за этот вопрос и постараться в нем разобраться, осознать его, [задать себе вопрос] почему этот страх появился.

Если родственникам придется рассказать ребенку о смерти близкого человека, то с чего начать?

— Самое главное — не скрывать правду и не откладывать разговор «на потом». Страх и переживания — это естественные чувства, и вполне понятно, почему родитель желает оградить ребенка от печальной новости, но все-таки лучше быть честными, искренними и открытыми, — говорит Елизавета Смирнова.

Детский психолог составила для родителей список действий, которые помогут подготовиться к непростому разговору.

Начните беседу в комнате ребенка, где он будет чувствовать себя в безопасности. Говорите с ребенком медленно, делайте периодические паузы, чтобы дать ему возможность осознать услышанное, а себе — возможность справляться с собственными переживаниями. Специалист советует дать ребенку успокаивающий предмет: игрушку или мягкий плед. Самое главное, по мнению Елизаветы, — не оттягивать процесс, а поговорить с ребенком о погибшем.

— Есть очень хорошая практика — визуализация безопасного места. Когда вы принимаете удобное положение, закрываете глаза и визуально представляете то место, где вам хорошо и уютно, — делится опытом специалист. — Где комфортно и спокойно, где вас поддерживают, любят, ценят. Когда человек представляет это безопасное место, снижается уровень тревожности, возбудимости нервной системы, эмоции и чувства стабилизируются, подключается разум. И человек начинает анализировать ситуацию. Это один из методов работы с чувствами и эмоциями негативного характера.

Елизавета отмечает: задача взрослого — находиться рядом, психологически поддерживать [ребенка словами]: «Все будет хорошо, мы справимся. Я понимаю, что ты чувствуешь, и постараюсь тебе помочь». Таким образом, через поддерживающие слова в этом вопросе ребенка успокоить и нормализовать его состояние. Здесь важны любовь, забота и поддержка ребенка, сопереживание и сопричастность к его чувствам. Взрослый должен сохранять сдержанность и терпеливость, дать ребенку возможность прожить отрицательные эмоции и чувства. По итогу — помочь принять эту ситуацию.

Также Елизавета советует не забывать о тактильном контакте и эмоциональном тепле. В качестве рекомендации родителям — обнимать, прижимать и поглаживать ребенка. Так он почувствует себя в безопасности и будет понимать, что взрослый вместе с ним переживает потерю близкого человека.

— В проявлении своих чувств нужно быть честными и открытыми. Родителю не нужно сдерживать эмоции, это нормально, если в присутствии ребенка взрослый показывает, что испытывает грусть и тоску. Если не можете сдержать слез, поделитесь с детьми своими чувствами и убедите их, что нет ничего плохого в выражении своих эмоций перед другими людьми. Когда мы отправляем чувства внутрь себя, не даем этим эмоциям проявляться, это перерастает в различные блоки и в дальнейшем — в болезни. Поэтому чувства и эмоции нужно проживать, дать себе определенное время. Не уходить [от реальности], не погружаться глубоко в переживания. Это может быть чревато депрессивными формами поведения.

По мнению детского психолога, ребенок должен учиться проживать негативные эмоции и чувства вместе со взрослым. Родителям не нужно контролировать и скрывать эмоции, если хочется их проявлять.

— Можно вместе покричать, если есть такая возможность, или поплакать. Можно вместе все отрицательные мысли выписать на листочек, и таким образом освободиться [от них]. Есть такая практика: написать письмо человеку, ушедшему из жизни. Выразить [в этом письме] все свои чувства и эмоции, сказать [умершему] то, что не сказали ранее, — рекомендует специалист.

Елизавета отмечает: важно, чтобы родители поинтересовались у ребенка, не испытывает ли он чувства вины. Необходимо объяснить ребенку, что он в случившемся не виноват. Родственникам нужно донести до ребенка, что есть ситуации, которые не зависят от семьи или конкретных лиц, а также рассказать, что смерть — естественный процесс, и помочь ребенку принять смерть близкого человека.

Елизавета Смирнова советует родителям переживать эмоции вместе с детьми и объяснять, что выражать чувства — это нормально

Поделиться

Когда человек узнает о смерти близкого, он проходит несколько стадий принятия ситуации. Первая, по словам специалиста Центра практической психологии, — отрицание. Специалист подчеркивает, что реакция на смерть у ребенка зависит от возраста, индивидуальных особенностей и полученного социального опыта.

— Дети более младшего возраста — до 5 лет — зачастую не понимают, что смерть — это навсегда, и поэтому могут интересоваться, вернется ли умерший человек. Могут проявлять демонстративные формы поведения — цепляться за близкого члена семьи. Может проявиться регрессивное поведение — например, ребенок начнет мочиться в постель.

Полное осознание и принятие ситуации не происходит, говорит Елизавета. Когда родитель скажет, что произошло, последуют уточняющие вопросы от ребенка, несогласие и отрицание данных обстоятельств. Неприятие смерти может проявляться следующим образом: ребенок будет думать, что погибший родственник уехал и скоро вернется. Бесконечная вера в возвращение человека может оставаться.

— Дети более старшего и осознанного возраста — от 6 до 11 лет — начинают понимать, что смерть — это навсегда. Но может быть и так, что дети будут отрицать этот факт, — уточняет эксперт. — Ребенок волнуется, переживает, уходит в себя, закрывается, проявляет вспышки гнева, испытывает моральную и физическую боль, страдания.

Подростки — от 12 до 18 лет — осознают, что смерть необратима и может произойти с любым человеком, включая их самих. Поэтому реакция подростка на смерть проявляется в двух формах. Первая — более яркая, это злость, гнев, раздражение, импульсивность, крик, проявление вербальной или невербальной агрессии, аутоагрессии. Невербальная агрессия или аутоагрессия направлена на причинение реального вреда себе или окружающим людям. Она может быть скрытой — выражаться в позе, мимике, жестах, или активной — в применении физической силы. Елизавета Смирнова отмечает, что селфхарм (нанесение себе увечий, например, порезов или ударов) — распространенный способ проявления аутоагрессии. А к вербальной агрессии относятся оскорбления, крики и угрозы. Вторая форма — напротив, пассивная. Подросток проявляет уныние, рассеянность, становится неконтактным, ограничивается, погружается в себя.

Нет «правильного» способа переживания утраты близкого человека, причины могут быть разными, взаимоотношения и ценности в семье отличны друг от друга, как и культура межличностного общения, среда, в которой находится сам ребенок.

— Переживание утраты родственника — это способ для родителей и детей примириться с потерей любимого человека. Проживание эмоций и чувств помогает ребенку принять смерть близкого члена семьи и оценить по достоинству его жизнь, попрощаться с ним, — говорит Елизавета Смирнова. — Если ребенок закрылся, родителю не нужно наседать, не пытаться вывести его на разговор, нужно просто оставить в покое. Задача взрослых: наблюдать, предлагать помощь, быть рядом, попытаться поддержать, приласкать, обнять.

Эксперт отмечает: дети могут реагировать на потерю близкого по-разному

Поделиться

Психолог отмечает: если ваш ребенок переживает траур таким образом, то главная задача родителя — успокоить ребенка и дать ему время пережить потерю. Выходить с ребенком на диалог нужно тогда, когда его эмоциональное состояние стабилизируется. В разговоре с подростком об умершем человеке и смерти Елизавета Смирнова советует использовать следующие фразы: «Мы рядом», «Не переживай, мы обязательно вместе справимся», «Так бывает, когда близкие уходят из жизни. Это необратимый процесс и его нужно принять».

— [Советую] родителям не обижаться на ребенка, не обесценивать его мысли, чувства. Дать ему возможность прожить эти отрицательные эмоции в том проявлении, в котором они есть, — говорит Елизавета. — И самое главное — не забывайте заботиться о собственном физическом и психическом здоровье. Родители не смогут помочь своим детям, если сами плохо себя ощущают. Хорошо высыпайтесь, регулярно питайтесь, занимайтесь спортом, избегайте вредных привычек и окружите себя людьми, готовыми вам помочь.

Одной из причин, по словам Елизаветы Смирновой, становится внутренний страх столкнуться с неожиданной реакцией ребенка, с проявлением негативных эмоций и переживаний.

— Может быть, в семье отсутствуют доверительные отношения, авторитетная позиция взрослого, взаимопонимание. И поэтому родителям страшно сказать об этой ситуации подростку, потому что он ярко отреагирует, например, начнет протестовать, уйдет из дома, придет к асоциальному образу жизни — совершению правонарушений, употреблению алкоголя, психотропных веществ или курению. Поэтому родители избегают этих моментов, хотят таким образом уберечь ребенка от последствий, — объясняет психолог.

— Это внутренний бунт, протест, негодование. Отсутствие взаимопонимания, доверительных отношений и авторитетной позиции взрослого. Повторюсь, закрытие [ребенка] в себе, отчужденность, отсутствие общения с родителем — не идет на контакт, не хочет делиться переживаниями и эмоциями. Почему? Потому что сам родитель нечестен [с ребенком]. Он собственным примером показывает: «С тобой можно быть нечестным». Тогда [у ребенка формируется установка]: «Я буду так же по отношению к тебе поступать, если у меня будет что-то в жизни происходить». Ну и самое страшное в качестве последствий — это приводит к суицидальным мыслям. Ребенок может закрыться и уйти в себя очень глубоко, начать думать о своей смерти, о том, что он не может жить, обходиться без этого человека. И единственный выход из ситуации под давлением чувств и эмоций — это как раз совершение суицида, — делится печальным опытом из практики Елизавета Смирнова.

Родителям не стоит заставлять детей идти на похороны, если они сами этого не хотят

Поделиться

— Все сугубо индивидуально и зависит от взаимоотношений между ребенком и тем человеком, который ушел из жизни. Если отношения были достаточно близкие, то почему бы и не привести ребенка, не вовлечь в этот процесс? А если достаточно отстраненные, ребенок не так сильно переживает, то можно через какое-то время [сводить его на кладбище], — размышляет психолог.

Елизавета Смирнова советует узнать желание ребенка, спросить, хочет ли он сам присутствовать на похоронах или посетить могилу умершего. И если ребенок соглашается, то взрослые должны подготовить его и рассказать о тонкостях этого мероприятия.

— Маленький ребенок не до конца будет осознавать [и будет задавать вопросы]: «Что происходит вокруг?», «Почему люди собрались?». Многие родители совсем маленьких детей не берут на такие мероприятия. Здесь все зависит от инициативы и желания родителя, — отвечает психолог.

Подростки же сами принимают решение, быть ли на похоронах и посещать ли могилу. Важно, по мнению специалиста, не заставлять ребенка и не навязывать ему чувство вины за то, что он не вспоминает умерших родственников традиционным способом.

— В более осознанном возрасте. Осознанность начинает формироваться у ребенка с 2,5–3 лет и на протяжении взросления. В любом случае необходимо сказать ребенку, что у него были родной отец или родная мать, которые ушли из жизни, когда он был маленьким, — говорит Елизавета.

Психолог советует не бояться этого разговора с ребенком, и, когда он начинает проявлять интерес и спрашивать о погибшем отце или матери, рассказать ему о них, показать совместные фотографии и поделиться воспоминаниями об этих людях.

Специалист Центра практической психологии говорит, что нет определенного времени, спустя которое человек сможет принять смерть близкого. Этот процесс может занять как месяцы, так и годы, все индивидуально.

Взрослый человек, столкнувшись со смертью, проходит через несколько этапов принятия ситуации. Первый — отрицание, мы описали его выше.

— Следующий этап — негодование, гнев, злость. Проявление негативных эмоций и переживание всех событий. Понятно, что потом идет сожаление, отчасти — принятие ситуации. Проявляются депрессивные формы: человек уходит в себя, замыкается на своих негативных мыслях, чувствах и переживаниях, — рассказывает Елизавета Смирнова.

Последней стадией становится принятие. Психолог объясняет, что в этом периоде человек смиряется со смертью другого человека. Приходит понимание, что смерть неизбежна.

Детское принятие психологи делят на три фазы. Елизавета Смирнова рассказала про них:

— Первая фаза — протест, когда скорбящий отвергает и сопротивляется идее смерти и потери близкого человека. Вторая фаза — дезорганизация, в течение которой ребенок постепенно осознает, что потерянный близкий никогда в жизнь не вернется. И третья фаза — реорганизация, когда происходит процесс принятия потери и окончательное прощение того человека, который ушел из жизни. В это время родители и дети возвращаются к нормальной жизни, хотя все еще иногда расстраиваются при столкновении с чем-то, что напоминает о горе.

Психолог говорит, что страх смерти связан с базовой эмоцией — страхом

Поделиться

Елизавета Смирнова объясняет: страх связан с контролем эмоционального состояния. Сразу перестать бояться смерти, по словам специалиста, не получится. Нужна регулярная работа с разумом, телом, дыханием, чувствами и эмоциями. Формирование и развитие эмоционального интеллекта.

Психолог перечисляет базовые эмоции — радость, гнев, страх и грусть. Они несут определенную функцию в организме. Например, радость связана с системой поощрения — это получение новых эмоций и впечатлений. Грусть позволяет человеку познать себя, в процессе грусти происходит самоанализ. Страх — это самозащита, самосохранение, и гнев — отстаивание своих личных границ.

— И когда проявляется страх, самое главное — осознать и проговорить эту эмоцию. Начать задавать себе вопросы: «Почему я боюсь?», «Если я проявляю эмоции, что меня ждет?», «Какие последствия могут быть?», «А как отреагирует другой человек, если я начинаю бояться или сильно переживать?», — рассказывает Елизавета.

По словами психолога, если человек осознает свои эмоции и открыто их проживает с помощью психологических инструментов, поддержки близких, то таким образом он осознает негативные чувства и ему будет гораздо легче справляться со страхом смерти.

Ранее психолог рассказал, как справиться с психологическими травмами после войны.

Горе: краткая история исследований адаптации тела, разума и мозга

1. Holmes TH, Rahe RH. Шкала оценки социальной адаптации. Журнал психосоматических исследований. 1967 год; [PubMed] [Google Scholar]

2. Линдеманн Э. Симптоматология и лечение острого горя. Американский журнал психиатрии J Psychiatry. 1944; 101: 141–48. [Google Scholar]

3. Stroebe M, Schut H, Boerner K. Предупреждение медицинских работников. Омега [Интернет]. 2017. [цит. 2019, 6 февраля]; 74: 455–73. Доступно по адресу: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/283559.91 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

4. Galatzer-Levy IR, Bonanno G а. За пределами нормальности в исследовании тяжелой утраты: неоднородность результатов депрессии после утраты у пожилых людей. Социальные науки и медицина (1982) [Интернет]. 2012;74:1987–94. Доступно по адресу: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/22472274 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

5. Maccallum F, Galatzer-Levy IR, Bonanno GA. Траектории депрессии после супружеской и детской утраты: сравнение неоднородности результатов. Журнал психиатрических исследований [Интернет]. 2015;69: 72–79. Доступно по адресу: 10.1016/j.jpsychires.2015.07.017 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

6. Stroebe MS, Schut H. Модель двойного процесса преодоления утраты: десятилетие спустя. Омега. 2010;61:273–89. [PubMed] [Google Scholar]

7. Boelen PA, Reijntjes A, J. Djelantik AAAM, Smid GE. Длительное горе и депрессия после неестественной утраты: анализ латентного класса и когнитивные корреляты. Психиатрические исследования [Интернет]. 2016; 240:358–63. Доступно по адресу: 10. 1016/j.psychres.2016.04.012 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

8. Shear MK, Reynolds CF, Simon NM, Zisook S, Wang Y, Mauro C, Duan N, Lebowitz B, Skritskaya N. Оптимизация лечения осложненного горя в рандомизированном клиническом исследовании. Джама Психиатрия. 2016;73:685–94. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

9. Американская психиатрическая ассоциация. Диагностическое и Статистическое Руководство по Психическим Расстройствам. Арлингтон. 2013. [Google Scholar]

10. Killikelly C, Maercker A. Длительное расстройство горя по МКБ-11: приоритет клинической полезности и международная применимость. Европейский журнал психотравматологии [Интернет]. 2017;8:1476441 Доступно по адресу: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/2000819.8.2018.1476441 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

11. Лундорф М., Холмгрен Х., Захария Р., Фарвер-Вестергаард И., О’Коннор М. Распространенность длительного расстройства горя у взрослых, переживающих утрату: систематический обзор и метаанализ. Том. 212, Журнал аффективных расстройств. 2017. с. 138–49. [PubMed] [Google Scholar]

12. Микулинцер М., Долев Т., Шейвер П.Р. Стратегии, связанные с привязанностью, во время подавления мыслей: иронические отскоки и уязвимые представления о себе. Журнал личности и социальной психологии. 2004;87:940–56. [PubMed] [Google Scholar]

13. Энгель Г.Л. Горе — это болезнь? Психосоматическая медицина. 1961 год; [PubMed] [Google Scholar]

14. Стробе М. «Является ли горе болезнью?» Почему Энгель поставил вопрос. 2015;1–8. [Google Scholar]

15. Бартроп Р.В., Лазарус Л., Лакхерст Э., Килох Л.Г., Пенни Р. Депрессия функции лимфоцитов после тяжелой утраты. Ланцет [Интернет]. 1977; 309: 834–36. Доступно по адресу: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0140673677927805 [PubMed] [Google Scholar]

16. Янг М., Бенджамин Б., Уоллис К. Смертность вдовцов. Ланцет. 1963; 282: 454–57. [PubMed] [Google Scholar]

17. Rees WD, Lutkins SG. Смертность утраты. Британский медицинский журнал. 1967; 4: 13–16. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

18. Цучихаси К., Уэсима К., Учида Т., О-мура Н., Кимура К., Ова М., Йошияма М., Миядзаки С., Хейз К., Огава Х., Хонда Т. , Hase M, Kai RI, Morii I. Временное раздувание верхушки левого желудочка без стеноза коронарной артерии: новый сердечный синдром, имитирующий острый инфаркт миокарда. Журнал Американского колледжа кардиологов. 2001; 38:11–18. [PubMed] [Академия Google]

19. Мартикайнен П., Валконен Т. Смертность после смерти супруга: показатели и причины смерти в большой финской когорте. Американский журнал общественного здравоохранения. 1996 год; [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

20. Moon JR, Glymour MM, Vable AM, Liu SY, Subramanian SV. Краткосрочные и долгосрочные связи между вдовством и смертностью в Соединенных Штатах: продольный анализ. Журнал общественного здравоохранения [Интернет]. 2014; 36: 382–89. Доступно по адресу: http://www.ncbi.nlm. nih.gov/pubmed/2416719.8 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

21. Shor E, Roelfs DJ, Curreli M, Clemow L, Burg MM, Schwartz JE. Вдовство и смертность: метаанализ и метарегрессия. Демография. 2012 г.; [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

22. Шталь С.Т., Арнольд А.М., Чен Дж., Андерсон С., Шульц Р. Смертность после тяжелой утраты: роль сердечно-сосудистых заболеваний и депрессии. 2016; [Бесплатная статья PMC] [PubMed]

23. Elwert F, Christakis NA. Влияние вдовства на смертность по причинам смерти обоих супругов. Американский журнал общественного здравоохранения. 2008;98:2092–98. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

24. Holt-Lunstad J, Smith TB, Layton JB. Социальные отношения и риск смертности: метааналитический обзор. ПЛОС Медицина. 2010;7. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

25. Mostofsky E, Maclure M, Sherwood JB, Tofler GH, Muller JE, Mittleman M a. Риск острого инфаркта миокарда после смерти значимого человека в жизни: исследование детерминантов начала инфаркта миокарда. Тираж [Интернет]. 2012;125:491–96. Доступно по адресу: http://www.pubmedcentral.nih.gov/articlerender.fcgi?artid=3397171&tool=pmcentrez&rendertype=abstract [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

26. Chen JH, Bierhals AJ, Prigerson HG , Kasl S.V., Mazure CM, & Jacobs S. Гендерные различия в воздействии психологического стресса, связанного с тяжелой утратой, на последствия для здоровья. Журнал психологической медицины. 1999; 29: 376–80. [PubMed] [Google Scholar]

27. Stroebe M, Stroebe W, Schut H, Boerner K. Горе — это не болезнь, но тяжелая утрата заслуживает медицинского внимания. Ланцет. 2017;389: 347–49. [PubMed] [Google Scholar]

28. Prigerson HG, Bierhals AJ, Kasl SV., Reynolds CF, Shear MK, Day N, Beery LC, Newsom JT, Jacobs S. Травматическое горе как фактор риска психических и физических заболеваний . Американский журнал психиатрии. 1997 год; [PubMed] [Google Scholar]

29. Карл С., Фэллон М., Палицкий Р., Мартинес Дж. А., Гюндель Х., О’Коннор М. -Ф. Низкие дозы аспирина для предотвращения сердечно-сосудистого риска при тяжелой утрате: результаты технико-экономического обоснования. Психотерапия и психосоматика. 2018; [PubMed] [Академия Google]

30. Фэллон М.А., Кареага Дж.С., Сбарра Д.А., Коннор М.О., О’Коннор М.Ф. Полезность виртуального трирского социального стресс-теста: первоначальные результаты и сравнительное сравнение. Психосоматическая медицина [Интернет]. 2016;78:835–40. Доступно по адресу: http://ovidsp.ovid.com/ovidweb.cgi?T=JS&PAGE=reference&D=psyc13&NEWS=N&AN=2016-44062-008 [PubMed] [Google Scholar]

31. Buckley T, Stannard A, Bartrop Р., МакКинли С., Уорд С., Михайлиду А.С., Морел-Копп М.-К., Спиназе М., Тофлер Г. Влияние ранней утраты на частоту сердечных сокращений и вариабельность сердечного ритма. Американский журнал кардиологии [Интернет]. 2012 г.; Доступно по адресу: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/228539.84 [PubMed] [Google Scholar]

32. Buckley T, Morel-Kopp M-C, Ward C, Bartrop R, McKinley S, Mihailidou AS, Spinaze M, Chen W, Tofler G. Воспалительные и тромботические изменения при ранней утрате: a перспективная оценка. Европейский журнал профилактической кардиологии [Интернет]. 2012;19:1145–52. Доступно по адресу: http://journals.sagepub.com/doi/10.1177/1741826711421686 [PubMed] [Google Scholar]

33. Buckley T, Mihailidou AS, Bartrop R, McKinley S, Ward C, Morel-Kopp M-C, Spinaze М, Тофлер Г.Х. Гемодинамические изменения во время ранней утраты: потенциальный вклад в повышенный риск сердечно-сосудистых заболеваний. Сердце, легкие и кровообращение [Интернет]. 2011;20:91–98. Доступно по адресу: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21147029 [PubMed] [Google Scholar]

34. O’Connor M-F, Allen JJB, Kaszniak AW. Вегетативная и эмоциональная регуляция при тяжелой утрате и депрессии. Журнал психосоматических исследований. 2002; 52. [PubMed] [Google Scholar]

35. Buckley T, Bartrop R, McKinley S, Ward C, Bramwell M, Roche D, Mihailidou AS, Morel-Kopp MC, Spinaze M, Hocking B, Goldston K, Tennant C, Tofler G. Проспективное исследование ранней тяжелой утраты на психологические и поведенческие факторы сердечного риска. Журнал внутренней медицины. 2009 г.;39:370–78. [PubMed] [Google Scholar]

36. Gerra G, Monti D, Panerai AE, Sacerdote P, Anderlini R, Avanzini P, Zaimovic A, Brambilla F, Franceschi C. Долгосрочные иммунно-эндокринные эффекты тяжелой утраты: отношения с уровень тревожности и настроение. Психиатрические исследования. 2003 г.; [PubMed] [Google Scholar]

37. Ирвин М., Дэниелс М., Риш С.К., Блум Э., Вайнер Х. Плазменный кортизол и активность естественных клеток-киллеров во время тяжелой утраты. Биол психиатрия. 1988; 24: 173–78. [PubMed] [Академия Google]

38. Онг А.Д., Фуллер-Роуэлл Т.Е., Бонанно Г.А., Алмейда Д.М. Супружеская потеря предсказывает изменения суточной активности кортизола посредством предполагаемых изменений положительных эмоций. Психология здоровья. 2011 г.; [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

39. Fallon MA, Careaga JS, Sbarra DA, O’Connor MF. Полезность виртуального трирского социального стресс-теста: первоначальные результаты и сравнительное сравнение. Психосоматическая медицина. 2016;78. [PubMed] [Google Scholar]

40. Ричардсон В.Е., Беннетт К.М., Карр Д., Галлахер С., Ким Дж., Филдс Н. Как тяжелая утрата проникает под кожу? Влияние потери супруга в позднем возрасте на уровень кортизола. Журналы геронтологии. Серия B, Психологические науки и социальные науки [Интернет]. 2013;1–7. Доступно по адресу: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24259.378 [PubMed] [Google Scholar]

41. Pérez HCS, Direk N, Milic J, Ikram MA, Hofman A, Timeier H. Влияние осложненного горя на суточные уровни кортизола через два года после утраты: популяционное исследование. Психосоматическая медицина. 2017; [PubMed] [Google Scholar]

42. О’Коннор М.Ф., Веллиш Д.К., Стэнтон А.Л., Олмстед Р., Ирвин М.Р. Суточный уровень кортизола при осложненном и неосложненном горе: разница наклона в течение дня. Психонейроэндокринология. 2012;37:725–28. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

43. Ноулз Линдси М., Руиз Джон М., О’Коннор М.-Ф. Систематический обзор связи между тяжелой утратой и биомаркерами иммунной функции. [PubMed]

44. Cankaya B, Chapman BP, Talbot NL, Moynihan J, Duberstein PR. Внезапная неожиданная потеря в анамнезе связана с повышенным уровнем интерлейкина-6 и сниженным уровнем инсулиноподобного фактора роста-1 у женщин в городских учреждениях первичной медико-санитарной помощи. Психосоматическая медицина. 2009;71:914–19. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

45. Schultze-Florey CR, Martinez-Maza O, Magpantay L, Breen EC, Irwin MR, Gündel H, O’Connor MF. Когда вас тошнит от горя: системное воспаление, вызванное тяжелой утратой, зависит от генотипа. Мозг, поведение и иммунитет [Интернет]. 2012;26:1066–71. Доступно с: 10.1016/j.bbi.2012.06.009[Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

46. Коэн М., Грейнджер С., Фуллер-Томсон Э. Связь между тяжелой утратой и биомаркерами воспаления. Поведенческая медицина. 2015;41:49–59. [PubMed] [Google Scholar]

47. Schultze-Florey CR, Martinez-Maza O, Magpantay L, Breen EC, Irwin MR, Gündel H, O’Connor MF. Когда вас тошнит от горя: системное воспаление, вызванное тяжелой утратой, зависит от генотипа. Мозг, поведение и иммунитет. 2012;26. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

48. Ханфер Р., Лорд Дж.М., Филлипс А.С. Функция нейтрофилов и соотношение кортизол:ДГЭАС у пожилых людей, переживших утрату. Мозг, поведение и иммунитет. 2011; 25:1182–86. [PubMed] [Google Scholar]

49. Ирвин М., Дэниелс М., Крейг Риш С., Блум Э., Вайнер Х. Плазменный кортизол и активность естественных клеток-киллеров во время тяжелой утраты. Биологическая психиатрия. 1988 год; [PubMed] [Google Scholar]

50. Phillips AC, Carroll D, Burns VE, Ring C, Macleod J, Drayson M. Тяжелая утрата и брак связаны с реакцией антител на вакцинацию против гриппа у пожилых людей. Мозг, поведение и иммунитет. 2006;20:279–89. [PubMed] [Google Scholar]

51. Ван дер Хаувен К., Стробе М., Шут Х., Стробе В., ван ден Бут Дж. Опосредующие процессы при утрате: роль размышлений, интерпретация угрожающего горя и преднамеренное избегание горя. Социальные науки и медицина (1982) [Интернет]. 2010;71:1669–76. Доступно по адресу: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/20832924 [PubMed] [Google Scholar]

Стробе В., Шут Х., редакторы. Справочник по исследованию тяжелой утраты: последствия, преодоление и уход. Вашингтон, округ Колумбия, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация; 2001. [Google Академия]

53. Шир К., Монк Т., Хоук П., Мелхем Н., Франк Э., Рейнольдс С., Силловаш Р. Модель сложного горя, основанная на привязанности, включая роль избегания. Том. 257, Европейский архив психиатрии и клинической неврологии. 2007. с. 453–61. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

54. Stroebe M, Stroebe W, Schut H, Zech E, Van Den Bout J. Способствует ли раскрытие эмоций восстановлению после тяжелой утраты? Данные двух проспективных исследований. Журнал консалтинга и клинической психологии. 2002;70:169–78. [PubMed] [Google Scholar]

55. Boelen PA, van den Bout J, van den Hout MA. Негативные познания и избегание эмоциональных проблем после тяжелой утраты: проспективное исследование. Поведенческие исследования и терапия. 2006; 44:1657–72. [PubMed] [Google Scholar]

56. Дэвис К.Г., Нолен-Хоксема С., Ларсон Дж. Осмысление потерь и получение выгоды от опыта: две интерпретации смысла. Журнал личности и социальной психологии. 1998; 75: 561–74. [PubMed] [Google Scholar]

57. Busch LY, Pössel P, Valentine JC. Мета-анализ реакции сердечно-сосудистой системы на размышления: возможный механизм, связывающий депрессию и враждебность к сердечно-сосудистым заболеваниям. Психологический вестник. 2017; 143:1378–94. [PubMed] [Google Scholar]

58. Eisma MC, Rinck M, Stroebe MS, Schut H a W, Boelen P a, Stroebe W, van den Bout J. Размышление и имплицитное избегание после тяжелой утраты: подход к избеганию расследование. Журнал поведенческой терапии и экспериментальной психиатрии [Интернет]. 2015;47:84–91. Доступно по адресу: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25499772 [PubMed] [Google Scholar]

59. Eisma MC, Schut H a W, Stroebe MS, van den Bout J, Stroebe W, Боэлен П. а. Связаны ли размышления после тяжелой утраты с избеганием потерь? Доказательства слежения за глазами. PloS один [Интернет]. 2014;9:e104980–e104980. Доступно по адресу: http://www.pubmedcentral.nih.gov/articlerender.fcgi?artid=4139328&tool=pmcentrez&rendertype=abstract [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

60. Bosch OJ, Dabrowska J, Modi ME , Джонсон З.В., Кибо А.С., Барретт К.Э., Ахерн Т.Х., Го Дж., Гриневич В., Рейнни Д.Г., Нойманн И.Д., Янг Л.Дж. Окситоцин в оболочке прилежащего ядра меняет вызванное CRFR2 пассивное преодоление стресса после потери партнера у моногамных самцов степных полевок. Психонейроэндокринология. 2016;64:66–78. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

61. Осако Ю. , Нобухара Р., Араи Ю.К.П., Танака К., Янг Л.Дж., Нишихара М., Мицуи С., Юрий К. Потеря партнера у моногамных грызунов: модуляция боли и эмоционального поведения у самцов луговых полевок. Психосоматическая медицина. 2018;80:62–68. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

62. Gündel H, O’Connor MF, Littrell L, Fort C, Lane RD. Функциональная нейроанатомия горя: исследование FMRI. Американский журнал психиатрии [Интернет]. 2003; 160: 1946–53. Доступно по адресу: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/1459.4740 [PubMed] [Google Scholar]

63. Эндрюс-Ханна Дж. Р., Смоллвуд Дж., Спренг Р. Н. Сеть по умолчанию и самогенерируемая мысль: процессы компонентов, динамический контроль и клиническая значимость. Анналы Нью-Йоркской академии наук. 2014;1316:29–52. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

64. Kaiser RH, Andrews-Hanna JR, Wager TD, Pizzagalli DA. Крупномасштабная сетевая дисфункция при большом депрессивном расстройстве: метаанализ функциональной связи в состоянии покоя. ДЖАМА психиатрия [Интернет]. 2015;72:603–11. Доступно по адресу: http://archpsyc.jamanetwork.com/article.aspx?articleid=2203837 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

65. О’Коннор М.Ф., Веллиш Д.К., Стэнтон А.Л., Айзенбергер Н.И., Ирвин М.Р., Либерман М.Д. Жажда любви? Стойкое горе активирует центр вознаграждения мозга. НейроИзображение. 2008; 42: 969–72. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

66. Бартельс А., Зеки С. Нейронные корреляты материнской и романтической любви. НейроИзображение. 2004 г.; [PubMed] [Google Scholar]

67. Wittfoth-Schardt D, Gründing J, Wittfoth M, Lanfermann H, Heinrichs M, Domes G, Buchheim A, Gündel H, Waller C. Окситоцин модулирует нервную реакцию на детские лица как функция социальной значимости. Нейропсихофармакология. 2012 г.; [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

68. Knutson B, Fong CAGW, Adams CM, Varner JL, Hommer D. Диссоциация ожидания вознаграждения и результата с фМРТ, связанной с событием. Визуализация. 2001; 12:3683–87. [PubMed] [Google Scholar]

69. Фрид П.Дж., Янагихара Т.К., Хирш Дж., Манн Дж.Дж. Нейронные механизмы регуляции горя. Биологическая психиатрия [Интернет]. 2009;66:33–40. Доступно по адресу: 10.1016/j.biopsych.2009.01.019 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

70. Arizmendi B, Kaszniak AW, O’Connor MF. Нарушенная префронтальная активность во время обработки эмоций при осложненном горе: исследование фМРТ. НейроИзображение [Интернет]. 2016;124:968–76. Доступно по адресу: 10.1016/j.neuroimage.2015.09.054 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

71. Schneck N, Tu T, Michel CA, Bonanno GA, Sajda P, Mann JJ. Предвзятость внимания к воспоминаниям об умерших по сравнению с живой привязанностью в горе. Биологическая психиатрия: когнитивная нейробиология и нейровизуализация. 2018; [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

72. Schneck N, Tu T, Haufe S, Bonanno GA, GalfaIvy H, Ochsner KN, Mann JJ, Sajda P. Постоянный мониторинг блуждания мыслей при избегании горя с помощью кортико- взаимодействия базальных ганглиев. Социальная когнитивная и аффективная неврология. 2018;14:163–72. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

73. Сааведра Перес Х.К., Икрам М.А., Дирек Н., Пригерсон Х.Г., Фрик-Поли Р., Верхаарен Б.Ф.Дж., Хофман А., Верной М., Тимейер Х. Познание, структурные изменения мозга и осложненное горе. Популяционное исследование. Психологическая медицина [Интернет]. 2015;45:1389–99. Доступно по адресу: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25363662 [PubMed] [Google Scholar]

. Проспективное популяционное исследование лиц среднего и пожилого возраста. Американский журнал гериатрической психиатрии [Интернет]. 2018; Доступно по адресу: 10.1016/j.jagp.2017.12.003 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

75. Shear K, Wang Y, Skritskaya N, Duan N, Mauro C, Ghesquiere A. Лечение осложненного горя у пожилых людей: рандомизированное клиническое исследование. ДЖАМА психиатрия [Интернет]. 2014;71:1287–95. Доступно по адресу: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25250737 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

76. Boelen PA, de Keijser J, Van den Hout MA, Van den Бут Дж. Лечение осложненного горя: сравнение когнитивно-поведенческой терапии и поддерживающего консультирования. Журнал консалтинга и клинической психологии. 2007; 75: 277–84. [PubMed] [Академия Google]

77. О’Коннор М.Ф., Ирвин М.Р., Веллиш Д.К. Когда горе накаляется: провоспалительные цитокины предсказывают региональную активацию мозга. НейроИзображение. 2009;47. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Психология горя – применение принципов когнитивной и поведенческой терапии

Поиск:

Эта страница требует JavaScript.
В настоящее время в вашем браузере отключен JavaScript.

Этот браузер не поддерживается. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

InPsych 2011 | Том 33

Сью Моррис МАРПС, директор Службы поддержки близких, Онкологический институт Дана-Фарбер, Бостон, США

Горе можно описать как сильную эмоциональную и физическую реакцию, которую человек испытывает после смерти любимого человека. Горе характеризуется не только глубокой печалью, но и сильным стремлением снова быть с этим человеком. Хорошо известно, что смерть близкого человека считается самым сильным стрессором в повседневной жизни, часто причиняя значительный стресс всем, кто был тесно связан с умершим (Holmes & Rahe, 19).67). Лица, пережившие утрату, более подвержены риску серьезных проблем с психическим здоровьем, таких как депрессия и злоупотребление психоактивными веществами, а также повышенному риску самоубийства (Prigerson & Jacobs, 2001; Stroebe, Schut, & Stroebe, 2007). В то время как тяжелая утрата считается нормальным человеческим опытом, и большинство людей со временем адаптируются к своей утрате, горе, тем не менее, остается чрезвычайно болезненным периодом, когда адаптация может занять месяцы, если не годы.

Психологи могут сыграть важную роль в оказании помощи скорбящим, большинству из которых не будет поставлен диагноз DSM-IV, адаптироваться к своей утрате, чтобы они могли продолжать жить полноценной жизнью. Модель когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) представляет собой полезную основу для клиницистов, поскольку позволяет нам понять опыт людей, переживших утрату, и предложить стратегии для повышения их чувства контроля. Подход CBT фокусируется на их мыслях и поведении, не только о самой смерти, но и о построении новой жизни без умершего. Его можно легко адаптировать для помощи тем клиентам с нормальными реакциями на горе, где вмешательство может иметь психообразовательную и руководящую направленность, на более структурированное, долгосрочное вмешательство для тех, кто страдает от затяжного или сложного горя.

Понимание горя

Никакие два человека не переживают смерть близкого одинаково. То, как люди выражают свою боль, зависит от ряда факторов, включая их личность, обстоятельства смерти и то, как они смотрят на мир. Одна из самых сложных вещей для людей, которые скорбят, — это «незнание», чего ожидать, особенно в первые несколько месяцев. Часто они задаются вопросом, является ли их опыт «нормальным», и задаются вопросом, не сходят ли они с ума. Часть роли психолога состоит в том, чтобы рассказать скорбящим людям о том, что они могут испытать после смерти, чтобы усилить их чувство контроля и облегчить их адаптацию.

Потеря, изменение и контроль

Потеря, изменение и контроль — три основных психологических компонента горя. Когда кто-то умирает, мы, естественно, сосредотачиваемся на том, «кто» умер. Но с любой смертью приходит потеря многих других вещей. Эти другие потери могут варьироваться от практических ролей, таких как финансовый консультант или социальный директор, до человека, который представлял надежды и мечты на будущее. Помогать людям, потерявшим близких, определить, что они потеряли, — важный шаг, поскольку каждую потерю необходимо рассматривать как часть процесса скорби. Изменения являются неизбежным следствием потери, и то, сколько изменений приходится преодолевать людям, как правило, коррелирует с тем, насколько их жизни пересекаются с их любимым человеком. Чтобы научиться приспосабливаться к этим изменениям, требуется время и усилия, поскольку это требует, чтобы скорбящие пробовали что-то новое. Наконец, концепция контроля играет центральную роль в когнитивной интерпретации горя. Когда кто-то умирает, скорбящие практически не контролируют обстоятельства смерти. Они могут чувствовать себя подавленными своим горем и не знать, что делать, чтобы помочь себе в то время, когда они чувствуют себя особенно уязвимыми и одинокими.

Ожидания

То, как человек думает о жизни и смерти, существенно влияет на то, как он или она будет горевать. Большинство людей ожидают, что дети переживут своих родителей и что большинство из нас проживет долгую и здоровую жизнь. Когда кто-то умирает внезапно или преждевременно, многие из этих основных представлений о жизни подвергаются сомнению. Точно так же диагноз неизлечимой болезни и последующая смерть также могут бросить вызов представлениям человека о мире, что часто приводит к несоответствию между тем, что ожидал скорбящий, и тем, что произошло на самом деле. Чем больше несоответствие, тем сложнее может быть приспособиться к смерти близкого человека. Это одна из причин, по которой смерть ребенка считается одной из самых больших потерь, поскольку она бросает вызов нашим убеждениям о жизни и смерти и тому, как мы думаем, что все «должно» быть.

Ожидания также играют важную роль в представлениях о прогрессе. Нередко можно услышать экспресс-комментарии скорбящих, например: «Прошло три месяца, я думал, что мне уже лучше». Такие комментарии отражают менталитет нашего общества «все исправить». Мы хотим, чтобы все было сделано немедленно, и у нас мало терпения. Поэтому неудивительно, что люди, в том числе те, кто скорбит, считают, что горе должно быть чем-то, что они могут «быстро преодолеть», чтобы они могли «вернуться к нормальной жизни», во многом так же, как они выздоравливают от инфекции. Проблема в том, что этот взгляд на горе неверен. Горе — это не болезнь, которую лечат по рецепту, — это нормальная и ожидаемая реакция на смерть близкого человека. Это очень индивидуальный процесс, который включает в себя множество взлетов и падений.

Волнообразный паттерн горя

Переживание горя лучше всего описывается как следование волнообразному паттерну, который обеспечивает полезную основу, помогающую переживающим утрату понять свой опыт и, в свою очередь, усилить чувство контроля (Morris, 2008). Большинство людей сообщают, что интенсивность и частота волн со временем уменьшаются, хотя «триггерные волны», которые обычно сопровождаются усилением эмоций, могут возникнуть в любое время, даже спустя годы. Триггеры могут включать в себя что угодно, от прослушивания песни по радио до встречи с кем-то, кто похож на умершего человека. Некоторые триггерные волны появляются неожиданно, а другие ожидаются, например, знаменательная дата. Важно подчеркнуть, что триггерные волны нормальны и не являются признаком их ухудшения. При обычном горе интенсивные симптомы стихают медленно, но обычно через шесть месяцев после смерти вызывают незначительные нарушения функционирования (Maciejewski, Zhang, Block, & Prigson, 2007).

КПТ от горя

Цель КПТ — помочь скорбящим примириться со смертью близкого человека, что включает в себя разрешение скорбеть, а также руководство и поддержку в построении новой жизни для себя. Большинству лиц, потерявших близких, которые обращаются за помощью, необходимо:

  • Уметь рассказывать свою историю снова и снова
  • Повторно выражать свои мысли и чувства
  • Попытка разобраться в том, что произошло
  • 902:00 Построить себе новую жизнь без умерших.

Многие стратегии когнитивно-поведенческой терапии, используемые при лечении тревожных расстройств и депрессии, такие как поэтапное воздействие ситуаций, которых избегают или которых боятся, увеличение количества приятных событий и преодоление бесполезных мыслей, можно модифицировать для работы с людьми, пережившими утрату (Kavanagh, 1990). . Стратегии, направленные на повышение чувства контроля и благополучия, могут помочь облегчить адаптацию (см. информацию в рамке).

КПТ — эффективная модель для работы с людьми, пережившими утрату, поскольку она обеспечивает основу для понимания их опыта, выявления барьеров, с которыми они могут столкнуться, и разработки стратегий для повышения их чувства контроля. Его можно легко модифицировать для краткосрочной или долгосрочной терапии, а также он имеет большой потенциал для групповой работы.

С автором можно связаться по адресу [email protected]

Стратегии помощи скорбящим

(Моррис, 2008)

  • Установите простой распорядок
    • Регулярное время приема пищи и сна
  • Увеличение количества приятных событий
  • Поощрение деятельности по уходу за собой
    • Регулярные медицинские осмотры
    • Ежедневные упражнения
    • Ограниченное потребление алкоголя
  • Предоставьте информацию о горе и о том, чего ожидать
    • Горе уникально и имеет форму волны
    • Горе не является болезнью, лечение которой предписано
    • Детям полезно быть вовлеченными и узнавать, что горе является нормальной реакцией на утрату
  • Разделите заботы на части
    • Перечислите то, что вызывает беспокойство
    • Создайте список дел, расставьте приоритеты и отметьте пункты по мере их выполнения
    • Используйте разноцветные папки для документов, которые необходимо доработать
  • Подготовьтесь к новым или трудным ситуациям
    • Постепенная подверженность трудным ситуациям или ситуациям, которых избегают
    • План на «первые», такие как первая годовщина смерти – Как вы хотите, чтобы это было отмечено? С кем вы хотите поделиться этим?
    • Принять подход «проб и ошибок»; будьте готовы пробовать что-то более одного раза
  • Бросить вызов бесполезному мышлению
    • Поощрять выявление мыслей, ведущих к чувству вины и гнева
    • 902:00 Мягко задайте следующие вопросы: Что сказал бы вам любимый человек, если бы он сейчас был здесь? Каковы альтернативы тому, что вы думали? Где доказательства твоих мыслей?
  • Обеспечьте структурированную основу для принятия сложных решений, например, когда сортировать вещи? Снимать ли обручальное кольцо? Двигаться или нет?
    • Основывайте решения на доказательствах, а не на эмоциях
    • Избегайте принятия важных, необратимых решений в течение 12 месяцев, чтобы решения не основывались на эмоциях
    • Определите проблему и возможные решения
    • Перечислите положительные и отрицательные стороны каждого потенциального решения
    • Определите последствия для каждого решения – можно ли с ними жить?

Ссылки

  • Холмс, Т. Х., и Раэ, Р. Х. (1967). Шкала оценки социальной адаптации. Журнал психосоматических исследований, 11, 213-218.
  • Кавана, Д.Дж. (1990). На пути к когнитивно-поведенческому вмешательству при реакциях горя у взрослых. Британский журнал психиатрии, 157, 373–383.
  • Мацеевски, П. К., Чжан, Б., Блок, С. и Пригерсон, Х. Г. (2007). Эмпирическое исследование стадийной теории горя. Журнал Американской медицинской ассоциации, 297(7), 716-723.
  • Моррис, ЮВ (2008). Преодоление горя: руководство по самопомощи с использованием когнитивно-поведенческих методов. Лондон: Констебль и Робинсон.
  • Prigerson, HG, & Jacobs, SC (2001). Уход за осиротевшими пациентами – все Врачи просто внезапно уходят. Журнал Американской медицинской ассоциации, 286(11), 1369.-1376.
  • Стробе М., Шут Х. и Стробе В. (2007 г.). Последствия тяжелой утраты для здоровья. Ланцет, 370, 1960-73.

Отказ от ответственности:  Опубликовано в InPsych в декабре 2011 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *