Ананьев Борис Герасимович — Психологическая газета
Ананьев Борис Герасимович, 14.08.1907 — 18.05.1972
Доктор педагогических наук, профессор. Действительный член (академик) Академии педагогических наук СССР.
В 1924 г. поступил в Горский педагогический институт (сейчас — Северо-Осетинский государственный университет) на общественно-экономическое отделение, досрочно окончил его в 1927 г., защитил дипломную работу в 1928 г. и был направлен в аспирантуру. В 1929-1930 гг. учился в очной аспирантуре Ленинградского института мозга имени В.М. Бехтерева (окончил досрочно).
В 1940 г. защитил докторскую диссертацию.
С 1925 г., обучаясь на 2 курсе, начал научно-исследовательскую и педагогическую работу по психологии в качестве ассистента.
В 1927 г. в трудах Института была напечатана первая экспериментально-психологическая работа Б.Г. Ананьева. Вуз окончил досрочно, в 1927 году. Дипломную работу защитил в 1928 году и был направлен отборочной комиссией в аспирантуру по психологии.
С 1930 г. начал работать в Ленинградском институте мозга им. В.М. Бехтерева в качестве старшего научного сотрудника отдела психологии, в 1934 г. был назначен заведующим лабораторией психологии воспитания, в 1937-1943 гг. возглавлял отдел психологии.
С 1930 г. преподавал в вузах Ленинграда: Педагогическом институте им. Покровского, Педагогическом институте им. Крупской, Педагогическом институте имени Герцена, Ленинградском театральном институте, Ленинградском институте усовершенствования учителей.
Во время Великой Отечественной войны с июля по декабрь 1941 г. вёл в Ленинграде работу по спецзаданию Ленштаба МПВО по противовоздушной маскировке. После эвакуации из Ленинграда в Казани, а затем в Тбилиси вёл психопатологическую и восстановительную лечебную работу в неврологических госпиталях.
С ноября 1943 года вновь возвратился в Ленинград, где работал профессором психологии Педагогического института им. Герцена до 1947 года.
В 1944 выбран заведующим кафедрой психологии ЛГУ, возглавлял ее до 1953 г.
В 1945 г. был избран членом-корреспондентом и в 1968 г. — действительным членом АПН СССР.
В 1951-1960 гг. был директором Ленинградского НИИ педагогики и одновременно преподавал на отделении психологии философского факультета ЛГУ.
Создатель концепции и декан (1968-1972 гг.) факультета психологии Ленинградского государственного университета.
В работах Б. Г. Ананьева, выполненных в шестидесятые годы, были поставлены, сформулированы, разработаны многие методологические проблемы, имеющие принципиальное значение для отечественной психологической науки.
Известен также своими трудами в области чувственного восприятия, а также возрастной и дифференциальной психологии, исследованиями по психологии общения, проблемами восстановления работоспособности раненых во время Великой Отечественной войны.
Автор системной модели человекознания, в которой были обобщены исследования различных наук о человеке как личности и индивидуальности. В его модели науки о человеке группируются в четыре раздела: 1) человек как биологический вид; 2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида; 3) изучение человека как личности; 4) проблема человечества. Он выделял иерархически соподчинённые уровни организации человека: индивид, субъект (деятельности), личность, индивидуальность, — и считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида.
Одним из первых в СССР Б.Г. Ананьев организовал психологическую службу на основе средней школы в Выборгском районе Ленинграда.
Учениками Б.Г. Ананьева были А.А. Бодалёв, Л.М. Веккер, Л.А. Головей, Н.В. Крогиус, Н.А Логинова, Б.Ф. Ломов, Е.Ф. Рыбалко, А.Г. Ковалёв и др. Позднее некоторые из них сформировали самостоятельные научные концепции и создали собственные школы.
Основные работы:
- Психология педагогической оценки (1935, переиздано в 1980, 2007)
- Очерки психологии (1945, переиздано в 2007)
- Очерки русской психологии XVIII—XIX веков (1947)
- Психология чувственного познания (1960, переиздано в 2001; издано в ГДР на немецком языке в 1963)
- Теория ощущений (1961).
- Человек как предмет познания (1969, переиздано в 2001)
- Избранные психологические труды (в 2 томах, 1980)
- О проблемах современного человекознания (2001)
- Психология и проблемы человекознания (2005)
- Личность, субъект деятельности, индивидуальность (2008)
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
- Поздравляем Людмилу Аполлоновну Ясюкову!
- Ментальные репрезентации психических состояний: теоретические и экспериментальные аспекты
- Звездная плеяда юбилеев в российской психологии 2022 года
- Гиперрефлексия как способ взаимодействия с миром: роль, процесс, проявления
- Социальная фрустрированность как фактор психогенеза расстройств психической адаптации
- Развитие идей Н.Н.Обозова обсудили на онлайн-конференции
- Психология в системе Российской академии наук стала темой международной конференции
- Новые страницы истории Петербургской психологической школы
- Особенности конструктивной Я-концепции и условия ее формирования у юных спортсменов
- Определение и виды возраста профессионала
- Идентичность как ресурс выживания
- Стратегии и технологии преодоления конфликтующих реальностей в возрасте поздней зрелости
- Наталию Владимировну Гришину с юбилеем поздравляют друзья, коллеги и ученики
- Интегративный подход и принципы психологии развития человека
- Психология в глобальной науке: современный статус и актуальные задачи развития
- Вклад Е. В. Шороховой в становление и развитие социальной и экономической психологии
- Общие подходы к изучению личности
- Путь к вершине (светлой памяти академика А.А.Деркача)
- Психологическая безопасность консультирующего психолога/психотерапевта
- Советская психология в условиях Великой Отечественной войны
- Поздравляем с Днем Победы!
- Российская психологическая наука в полиментальном мире
- Психологическая наука в глобальном мире: вызовы и перспективы
- Поздравляем Артура Александровича Реана!
- Толерантность к неопределенности и конструирование будущего
- Ленинградские психологи в годы войны
- Психология развития человека: цели психического развития
- 55 лет назад открыты факультеты психологии в МГУ и СПбГУ: как это было?
- Современный клиент/пациент — какой он? Кто сегодня обращается за психологической помощью?
- Проблема деятельности в работах Е.А.Климова и А.Н.Леонтьева
- Ф.М. Достоевский и психология
- 100-летний юбилей Учителя (памяти М. С. Роговина)
- Памяти историка психологии
- Событие как элемент субъективной картины жизненного пути
- Геронтопсихология — наука о будущем
- Психологическая антропология: от истоков в будущее
- О гипотезе нематериальности психики
- Поздравляем с Днем Победы!
- Структурно-динамическая организация переживания субъекта
- Гарник Акопов: «Сознание в эпоху глобализации»
- Слова прощания c Капитолиной Дмитриевной Шафранской
- Отношения в системе «учитель — ученик» в развивающейся школе
- К вопросу о связи понятий «взаимоотношения» и «социально-перцептивный образ»
- «Теория непрактична, а практика нетеоретична» и другие проблемы психологии
- Зарождение интегративной психологии в ленинградской школе профессора Б.Г. Ананьева
- С юбилеем Марию Владимировну Осорину поздравляют друзья и коллеги
- М.В. Осорина рассказала о факультете психологии и своих учителях
- О ленинградских психологах — защитниках родной страны
- Борис Герасимович Ананьев – учёный и защитник Отечества
- Этапы 100-летнего развития психологической науки
- Приглашение к диалогу о наследии Е. И Зуева и его системе БЭСТ
- Владимир Николаевич Панферов — ученый и личность
- Разведчик на войне, разведчик в науке
- О трех акме-личностях питерской психологической школы
- В психотерапии сейчас много лишних людей
- Нина Васильевна Кузьмина — доктор психологических наук
7 января 2023 , суббота
В этот день
Людмила Аполлоновна Ясюкова празднует юбилей! Поздравить!
Александр Эдуардович Хватов празднует юбилей! Поздравить!
Елена Ивановна Богданова празднует юбилей! Поздравить!
Ольга Николаевна Боголюбова празднует юбилей! Поздравить!
Юрий Алексеевич Калмыков празднует день рождения! Поздравить!
Светлана Владимировна Бахтина празднует день рождения! Поздравить!
Николай Иванович Болховитин празднует день рождения! Поздравить!
Скоро
8 — 12 января
Ставрополь
«Души Порывы». 29-й международный фестиваль психотерапии и практической психологии «Святочные встречи»
11 января
Тверь
III Международный конгресс девиантологов «Девиантология XXI столетия»
26 января
Москва, online
II Международная конференция «Психолого-педагогические инновации в педиатрической практике»
23 — 24 марта
Москва, online
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Третьи Поляковские чтения по клинической психологии (К 95-летию Юрия Федоровича Полякова)»
24 марта
Санкт-Петербург, online
XX Мнухинские чтения: «Детская психиатрия России: история и современность»
31 марта — 1 апреля
Санкт-Петербург
X Международный научно-практический конгресс психологов-консультантов, психотерапевтов и представителей помогающих профессий «Помощь психологического консультирования, психотерапии в новейшее время»
22 — 23 июня
Москва
VI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Сухаревские чтения. Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда»
12 — 13 октября
Киров
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская психиатрия в фарватере современных медико-социальных проблем»
30 октября
Москва
8-я Всероссийская научно-практическая конференция «Психическое здоровье человека и общества: актуальные междисциплинарные проблемы и возможные пути решения»
Весь календарьОсновы психологии личности, ее психики и поведения
Рассмотрение «понятия психика»
Основы психологии личности рассматривают человеческую психику в виде целостного, живого и неделимого субъективного образа, что является личностной, субъектной, неразложимой системностью, нерасторжимой интегрированностью. Психика производится и обнаруживается в живом человеке – личности, индивиде, индивидуальности, субъекте. Она не представляет собой его организм, структуру или аспекты.
В соответствии с разницей подходов к пониманию понятий, которые связаны с обобщенной категорией человека, понятие личности можно представить в виде одного из узловых, основных и максимально употребляемых в отечественной литературе по психологии. При этом нельзя определить однозначную трактовку этого термина. Это, в том числе, обусловлено тем, что личность обладает динамикой, переменчивостью, своей гипотетической эволюцией.Определение 1Эволюция — это форма развития, которую нельзя представить в виде линейного процесса постепенного количественного прироста признаков или свойств.
Она в большей мере характеризуется обязательным наличием скачкообразного, качественного изменения, совокупность которых подобна самостоятельным ответвлениям от общего «древа жизни» в виде спирали.
Отличия между современным человеком и животным могут являться непереходимыми. В зависимости от подобного представления человеческая психика и поведение обладают принципиальными особенностями, которые качественно отличают человека от всех других обитателей Земли.
Замечание 1Различные отличия не означают, что человек биологически и природно изолирован, напротив, реальные связи, взаимодействие и отношения человека и мира представляют собой основу жизни, задавая специфику человеческой психики в целом.
Особенности психики человека и его поведения
Замечание 2Основная особенность человека в качестве вида представлена его первозданной социальностью, так как он появляется и формируется вместе с обществом, а социум появляется вместе с людьми.
Эти явления и категории нельзя отделять друг от друга, так как их нельзя представить вне их единства, которое не означает, что человек не обладает биологической спецификой (например, всеядностью, прямохождением). Но и биологические особенности людей в значительной мере можно считать социально обусловленными, то есть сформированными в определенное жизненное, биосоциальное очеловеченное единство.
Люди существуют не только в природной, биологической среде, но и в социальной, общественной. Их психика «производится» не только посредством мозга и нервной системы (например, воля, характер), но и с помощью социальных взаимодействий с другими людьми, отношений людей.
Ни одну высшую психическую функцию человека нельзя считать в полной мере унаследованной или врожденной, гарантированной. Они не могут однозначно быть предопределены биологическими механизмами, поскольку каждая выступает в качестве результата прижизненного формирования и развития социального бытия, где появляются особенные психологические феномены, механизмы и закономерности. Их называют социально-психологическими.
Л. С. Выготским было описано, что у индивида каждая психическая функция появляется и проявляется дважды. Так, у новорожденного ребенка она существует в виде принадлежащей всему человечеству (интер психически). Носители речи, мышления, переживания, сознания являются окружающие люди. И только в ходе развития, формирования и процесса социализации личности рассматриваемые психические функции способны переходить во внутреннее, интрапсихическое существование, принадлежащее конкретным субъектам.
У личности создается особый вид социогенных психических образований, которые имеют в основе исключительно социальную природу. Подобный психологический феномен обеспечивается соответствующими биологическими, нервными субстратами, которые в определенном смысле «отрываются», освобождаясь от исконной биологической привязанности к жизни, и переходят на уровень более обширной и многомерной социальной категории существования человека в качестве субъективного бытия.
Люди часто совершают поступки, которые никак не относятся к поддержанию, сохранению и продолжению собственной жизни, идя даже против нее для реализации определенных нравственных, социальных, этических нравственных идеалов. Психологи полагают, что только человек способен делать бессмыслицу, ведь животные не способны к этому. Здесь предполагается необязательное наличие в поведении индивида четких биологических смыслов. Например, физически изнемогающий человек с трудом продолжит работу для исполнения своих обязанностей перед обществом. Это обусловлено тем, что для человека характерны особые социогенные потребности, которые не имеют часто опосредствованной связи с биологическими потребностями.
Только человек может освобождаться от неукоснительного и строгого следования большинству своих неустранимых физиологических нужд. В результате этого человеческое поведение значительно перестраивается, становясь по-особому свободным, избыточным. Для психики и поведения характерной становится специфически человеческая направленность, по причине чего в образе происходит отражение предметов, совершение действий, которые не имеют прагматически узкого, базового значения выживания.
Замечание 3Мир, который отражается, создается и преобразуется человеком, по существу, без ограничений расширяется для него. Происходит появление психологических предпосылок для возникновения творчества, науки и культуры, искусства и религии, всей духовности человека.
Вторая и также социально обусловленная особенность психики и поведения человека представлена присвоением, активным усвоением индивидом общечеловеческого опыта, который исторически сложился в жизни, бытии и жизни предыдущих поколений. Транслирование этого опыта происходит не механически от несущего источника к пассивно воспринимающим приемникам. Происходит его активная переработка, присвоение, интериоризация во взаимодействии мира и человека, мира и образа.
Формы передачи опыта
Выделяются 2 средства или 2 формы передачи опыта:
- предметы и орудия труда, в целом деятельности;
- речь, знаки и языки.
Орудия труда всегда обладают обучающей функцией, так как предопределяют конечный результат и логику человеческих действий с предметами окружающего мира.
Материальная деятельность людей вооружена орудием в качестве средства, то есть имеет некое опосредствование. Выготский считал, что животные не используют орудия труда. Например, палка, которую обезьяна использует для того, чтобы достать плод, выступает только «биологическим удлинением руки». Она перестает существовать для обезьяны без наличия конкретной ситуации, значимой для нее. Животные не сохраняют орудия труда, не производят их впрок.
Замечание 4Для создания орудия труда необходимо предвидение его будущего использования, предугадывание его смысла или того, для чего оно будет использоваться. Для этой цели работать должно не только мышление, но и сознание, которого у современных животных, по представлениям ученых, нет.
Предметы внешней деятельности могут стать материализацией, кристаллизацией всей психики и мыслей человека. Люди рождаются и существуют в материальном предметном мире, созданном в значительной мере предыдущими поколениями. Дома и улицы, картины и музыка, одежда и мебель, дворцы и трущобы способны не просто создавать для индивида объективную окружающую среду. Они представляют немалую, порой ведущую часть его собственно психологического окружения, в которое включен опыт человека (педагогическая и обучающая функция). Люди живут в мире вещей и предметов, обладающих постоянным практическим назначением. Они способны опосредствовать, вооружать, качественно видоизменять все поведение и психику людей.
Знаки, языки и речь, которые люди создают искусственно, представляют собой психологически центральным, одним из основных средств сохранения передового опыта.
Знак или слово могут заменить собой предмет (вещь, явление, качество, действие), производя поэтому психологическое «удвоение» мира. С одной стороны, можно рассматривать объективный мир реальных предметов, а с другой есть столь же объективный мир их символических заменителей. С ними люди могут работать самостоятельно. Слово, которое создает человек, не просто заменяет мир, а анализирует его, раскладывает на составные элементы, предметы-слова. В самих возможностях подобного вольного обращения с отражаемым объективным миром состоит еще одна сторона свободы человеческой психики и поведения.
Помимо этого, знаковые системы являются внутренними средствами, орудиями самой психики людей. Психическая деятельность опосредствованная, аналогично инструментальной вооруженности материальной человеческой деятельности, что убедительно подтвердили многочисленные эксперименты, изучение.
Развитие высших психических функций личности можно представить в виде не только количественного увеличения, «созревания» их как таковых в отдельности, но и в виде расширения, их сложного внутреннего знакового опосредствования, а также развития межфункциональных связей и отношений между ними. Существование сознания придает человеческой психике управление.
Замечание 5Сформированные психические процессы можно считать в определенной мере комплексными, знаковыми, речевыми, что обуславливает их специфическую общечеловечность.
Отсюда вытекает и характерная особенность психики человека в виде возможности, способности и готовности отражать абстрактные признаки и свойства предметов объективного мира. Это и мысленное обобщение отражаемого мира до того уровня, где выделяются объективно существующие в нем связи и закономерности. Человек способен отражать, воссоздавать в психическом образе то, что не формируется в чувственном, наглядном опыте.
Например, человек физически не может воспринимать скорость света, видеть устройство Солнца, чувствовать температуру 1000 градусов, но способен представлять это, понимая и формулируя в виде разнообразных объективных и мысленных знаковых моделей. С ними человек постоянно и реально работает и живет, поэтому для него проявляется истинное познание мира, в котором состоит еще один аспект свободы человеческой психики и поведения.
Для личности доступными и характерными являются фантазия и творчество, предвидение и прогноз, наука и культура, управление и самоуправление, а также искусство.
Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.
сообщений | Психология Вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Социальная психология: Альтруизм · Атрибуция · Отношения · Соответствие · Дискриминация · Группы · Межличностные отношения · Послушание · Предрассудки · Нормы · Восприятие · Индекс · Контур
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.
Информация |
Информационные услуги |
|
Похожие темы |
Это поле: просмотреть • говорить • редактировать |
Сообщение в самом общем смысле является объектом коммуникации. Это то, что предоставляет информацию; это также может быть сама эта информация. Следовательно, его значение зависит от контекста, в котором оно используется; этот термин может применяться как к информации, так и к ее форме. А 9Коммюнике 0007 — это краткий отчет или заявление, опубликованное государственным органом.
В коммуникациях
Точнее, в коммуникациях сообщение — это информация, которая отправляется от источника к получателю. Некоторые общие определения включают:
- Любая мысль или идея, выраженная на языке, подготовленная в форме, подходящей для передачи через средства массовой информации в качестве формы общения.
- Произвольное количество информации, начало и конец которой определены или подразумеваются.
При общении между людьми сообщения могут быть вербальными или невербальными:
- Вербальное сообщение — это обмен информацией с помощью слов. Примеры включают личное общение, телефонные звонки, голосовую почту и т. д.
- Невербальное сообщение передается посредством действий или поведения, а не слов. Примеры включают использование языка тела и действий, совершаемых отдельной идеей.
Современные формы обмена сообщениями
- Обмен мгновенными сообщениями, обмен текстовыми сообщениями и электронная почта являются примерами компьютерного программного обеспечения, предназначенного для доставки удобочитаемых сообщений в форматированном или неформатированном тексте от одного человека к другому.
См. также
- Компьютерная связь
- Электронная связь
- Сплетни
- Обмен текстовыми сообщениями
Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
Краткая история социальной психологии и ее вклада в здоровье в Малави
Malawi Med J. 2010 Jun; 22(2): 34–37.
doi: 10.4314/mmj.v22i2.58788
Информация об авторе Информация об авторских правах и лицензии Отказ от ответственности
Социальная психология определяется как «раздел психологии, который занимается теми аспектами психической жизни, которые относятся к социальному взаимодействию и социальным явлениям в целом» 1 . Хьюстон определяет его следующим образом: «научное исследование того, как личные, ситуационные и социальные факторы влияют на познание, мотивацию и поведение людей и (членов) социальных групп» 2 . Джахода сетовал на то, что многие определения социальной психологии в учебниках были «претенциозными и совершенно бесполезными», потому что они были настолько «чрезмерно всеобъемлющими, что могли охватывать целый ряд социальных и биологических дисциплин» 9.0184 3 . Ясно становится то, что социальная психология рассматривается как имеющая центральную задачу объяснения того, как взаимодействие между людьми влияет на то, как мы думаем и ведем себя 1 . Именно в этом контексте мы определяем социальную психологию для целей этой статьи.
Историю социальной психологии преследовали кризисы, основанные на различных подходах к пониманию человеческого поведения. Частью этого «кризиса» был «крик» о том, чтобы эта область была более актуальной. Эта потребность более выражена в развивающихся странах. Социальную психологию обвиняют в том, что в ней доминируют тривиальные и полные банальностей вопросы4,5. Это было связано с опорой этой области на несколько традиционных критериев исследования, таких как внутренняя согласованность, за счет других областей, таких как новизна и прагматическая ценность5. Действительно, многие авторы указывали на то, что сама полезность и выживание предмета зависят от его актуальности и практического применения для изучаемой целевой группы. Утверждалось, что, учитывая ограниченные ресурсы, социальная психология вряд ли может позволить себе заниматься исследованиями и объяснениями, которые не решают проблемы и проблемы в очень реальной и практически применимой форме. Это становится более актуальным в странах третьего мира, где такие проблемы, как бедность, сокращение продолжительности жизни и болезни, очень очевидны 6 . Большая часть истории социальной психологии рассматривалась как интеллектуальный личный интерес в ущерб удовлетворению реальных потребностей. Следовательно, при столь свирепствующей нищете и столь насущных проблемах мы едва ли можем позволить себе роскошь участвовать в интеллектуальных дебатах, не затрагивая реальных проблем. Во многих отношениях стандарты, по которым должна оцениваться социальная психология как предмет, все больше смещаются в сторону оценки ее практической полезности. К разочарованию от отсутствия вклада социальной психологии в решение проблем реального мира добавилась вера в то, что социальная психология как область действительно может что-то предложить. Сама его природа, заключающаяся в изучении людей и социальных процессов, может значительно расширить знания о проблемах и проблемах реального мира 9.0184 7 . Учитывая растущий философский акцент на «человеческом развитии», у психологии есть уникальная возможность оказать влияние 8 .
Акин-Огундеджи утверждал, что история психологии в Африке является синонимом истории колониализма. Колониальная эпоха мало что сделала для развития психологии, в результате чего психология в Африке не движется в соответствии с изменениями, через которые проходит Африка. Он утверждает, что
» [P]психологи за пределами академических кругов имеют небольшое влияние, особенно в таких областях национального развития, как социальная мобилизация, планирование семьи, развитие молодежи, планирование рабочей силы, первичная медико-санитарная помощь, развитие сельских районов, а также гигиена и дизайн окружающей среды, где они должны играть главные роли » с.3 9
Он утверждал, что психологи все еще должны были обосновать существование дисциплины и ограничивались академическими кругами. Возникла необходимость «изменить и переориентировать психологию в пульсирующем обществе спорадических социальных и экономических изменений» 9 с.3. Эмпирический подход к психологии все еще широко применялся в Африке. Отсюда «сущность психологии, которая осмысленно связана с человеческими ценностями, социальными реалиями и проблемами всей жизни» 9 (стр. 4.) был обойден экспериментальным подходом, способствовавшим обезвреживанию психологии в Африке. В результате результаты исследований остаются бессильными перед лицом сложных социальных и экономических проблем. Он приправил свой аргумент прилагательными, описывающими роль исследования как «сухого, искусственного, неуместного или бессмысленного» 9 . Утверждалось, что некоторые из исследовательских подходов были упакованы или импортированы, не имея прямого отношения к делу. Необходимо использовать подходы, адаптированные к социальным реалиям Африки, и избегать «башни из слоновой кости». Акцент должен быть сделан на применимости исследования. Психология должна предлагать объяснения социальных изменений.
«В Африке происходят изменения, которые требуют нового мышления, новых методов и новых областей специализации». Он ссылается на социальную психологию как на одну из областей, где были развиты компетенции, но они «не оказали особого влияния на наше общество или не оказали никакого влияния на него» (стр. 4). Он показал, как психология процветает в университетах, исследованиях, журналах, многочисленных профессиональных ассоциациях, что эта область пользуется официальным признанием, а выпускники имеют большие профессиональные перспективы 10 . Фостер и др. однако указал, что существование апартеида символизирует наиболее существенное различие между Южной Африкой и остальной Африкой. Область психического здоровья была разделена по расовому признаку, и возможности для чернокожих (например, умственно отсталых) почти не существовали. Они утверждали, что психологи также сыграли важную роль в развитии апартеида 11 .
Carr & MacLachlan утверждали, что психология актуальна для развивающихся стран, и в качестве примера представили Малави. Они указали на положительные изменения в преподавании (путем переориентации академических вводных курсов на африканский опыт), маркетинге, консультациях и исследованиях, где психология была актуальна и процветала в Малави. Исследования были нацелены на прикладную значимость 12 . В ответ Агер указал, что развитие актуальности области психологии должно быть не просто ориентировано на продукт, но необходимо учитывать процесс, связанный с развитием области. Поиск релевантности включает в себя процесс трансформации, а не только результат 13 . В соответствии с этим Карр и Маклахлан отмечают, что некоторые комментаторы, по-видимому, выделили три стадии развития психологии в развивающихся странах.0184 14 . Утверждается, что эти этапы «напоминают межгрупповой отчет Анри Таджфелла о том, как социальные меньшинства находят «положительно отличительную социальную идентичность». Этапы:
Первый этап : Попытки ассимилироваться в основной поток. Например, тиражирование западных исследований в развивающихся странах. Этот подход особенно бесполезен, поскольку считается, что американская психология основана на нормах культуры местного среднего класса США 8 .
Второй этап : Акцент на положительных аспектах культурных атрибутов, хотя западная психология является критерием, по которому это оценивается. Следовательно, психология рассматривается сквозь очки западной психологии. Во всем этом имплицитно присутствует «оттенок негативного образа себя» 14 , стр. 13
Третий этап : Оценка социальной реальности, независимая от «апологетики» или сравнения с Западом. Основное внимание уделяется эффективной и актуальной психологии, которая объясняет особенности местной среды и работает с ними. Следовательно, это отражает призыв к местной психологии 8 .
Социальные когнитивные модели служат для того, чтобы помочь нам увидеть динамику познания, влияющую на взаимодействие с социальным миром. Теория разумного действия является одной из таких теорий, основанных на познании, и имеет дело с отношениями между убеждениями, установками, намерениями и поведением. Теория утверждает, что произвольное поведение, например, мочеиспускание в озере, предсказывается намерением совершить действие («Я намерен помочиться в озеро») 15 . Эти намерения определяются нормативными и субъективными факторами.
Следовательно, теория обоснованного действия полезна для определения направлений санитарного просвещения и определения того, должны ли они быть ориентированы на нормативные или личные убеждения. Это сила теории, которая неоценима на практическом уровне. Фишбейн утверждает, что многие программы и вмешательства не увенчались успехом, потому что они неправильно направляют свои сообщения. Они могут сосредоточиться на общих вопросах, а не конкретно на установках и/или субъективных нормах, которые непосредственно соответствуют поведению, которое человек хочет изменить. Они также могут быть нацелены на компоненты отношения вместо соответствующих нормативных компонентов и наоборот 9.0184 16 . Первым опубликованным исследованием, сообщающим о применении теории обоснованных действий в Малави, было исследование Bandawe & Foster 1996 года 17 . В этом исследовании, связанном с ВИЧ, мы оценили намерение 191 ученика трех средних школ вступить в половую связь с одним и тем же партнером и намерение использовать презерватив во время каждого полового акта. Полученные данные в значительной степени продемонстрировали полезность теории обоснованных действий для малавийской выборки, способной объяснить 50% дисперсии. Для обоих вариантов поведения намерения находились преимущественно под контролем отношения. Во втором подобном исследовании этой социальной когнитивной модели Чипвете применил теорию разумного действия к детям начальной школы в Мангочи, Малави. Это был первый раз, когда теория была применена к этой возрастной группе. Он сравнил сельских и городских детей в отношении намерения воздерживаться от половых контактов до вступления в брак, придерживаться одного и того же полового партнера и использовать или заставлять своих партнеров использовать презерватив 18 . Все его множественные уравнения линейной регрессии для предсказания намерений были значимыми, при этом более 25% дисперсии учитывалось во всех исследованных формах поведения. Чипвете также обнаружил, что намерения младших школьников в основном находились под контролем отношения, за исключением намерения придерживаться одного партнера, которое находилось преимущественно под нормативным влиянием. Оба этих исследования , 17, , , , , 18, продемонстрировали, что теория обоснованного действия может быть применена к малавийскому образцу и что применение этой теории к Малави не связано с присущими культуре трудностями.
Социальные когнитивные модели, рассмотренные выше, представляют собой один уровень социальной психологии и санитарного просвещения. Обратимся теперь к изучению другого уровня. Утверждая, что применение психологии к проблемам в Африке — это не роскошь, а необходимость для национального развития, Маклахлан и Карр делают попытку предоставить «чертеж, структуру, концептуальную направленность» (стр. 22). Психология в Малави описывается как динамичная и не ограниченная «мейнстримом» западного постмодернизма 19 , 20 . Карр и его коллеги 21 утверждают, что психология актуальна в развивающихся странах, и представляют точку зрения на развитие социальной психологии, которая не является ни «исторической», ни «универсалистской», как классифицируются доминирующие теории. Они описывают пять «различимых способов социальной психологии в малавийском контексте» 20 , стр. 178.
Первый — это омоложение , которое относится к «омоложению» вышедших из моды теорий социальной психологии. Это омоложение связано с социально-политическими изменениями в XIX в.90-е годы в Малави.
Второй способ — это опровержение , которое представляет собой опровержение конструкций социальной психологии, например теории когнитивного диссонанса Фестингера. Под этим подразумевается понятие когнитивной толерантности 19 , которое утверждает, что несколько местных исследований показали, что большинству малавийцев комфортно придерживаться двух систем убеждений о болезни без какого-либо чувства конфликта или противоречия. Другими словами, малавийцы понимают причины болезней как с помощью западных научных объяснений, так и с помощью традиционных объяснений, которые больше опираются на мистицизм и роль духов и предков в причине болезней 19 , 21 , 22 . Они могут сделать это, не ища когнитивного «диссонанса».
Третий способ — реализация , который относится к осознанию несоответствий в руководящей философии справедливости при реализации проектов развития донорских агентств. Это проявляется в ситуации «заплати мне», когда получатели донорской помощи требуют оплаты любого вклада, который они вносят в программу, даже если это, как утверждается, отвечает интересам местного сообщества.
В-четвертых, есть режим восстановления . Под этим подразумевается теория двойной демотивации, согласно которой из-за большой разницы в заработной плате между экспатриантами и местными жителями обе стороны этого неравенства столкнулись с внутренними конфликтами с принципами справедливости, в результате чего устойчивость проекта развития поставлена под угрозу. Еще один фактор заключается в том, что проекты помощи, которые угрожают культурной самобытности, могут быть менее устойчивыми, особенно потому, что культурная самобытность всегда восстанавливается.
В-пятых, имеется переформулировка , в которой необходимо переформулировать допущение социальной психологии о стремлении к самопродвижению вверх, чтобы учесть затраты на индивидуальное продвижение. Авторы назвали это синдромом «тянущего вниз», когда те, кто продвигается вперед, тянутся вниз завистливыми коллегами и родственниками, чтобы поддерживать уровень «давайте все вместе будем бедными».
Карр и др. добавили еще один способ, который они назвали отражением , который связан с рефлексивным и оценочным процессом, посредством которого через все различные события и наблюдения просматривается общий принцип или нить. 21
Немедленно применив этот последний способ, мы можем задаться вопросом, какая общая нить проходит через социальную психологию в Малави? Карр утверждает, что это социальное влияние. Его нельзя навязать, и ему нужно позволить происходить в своем собственном темпе. Как выразился Карр, «чем больше человек ограничивает, тем меньше он может поддерживать» (стр. 191) 20 .
В литературе по психологии Малави сообщалось о попытках проверить, действительно ли психологические конструкции, разработанные на Западе, такие как локус здоровья в качестве меры контроля, применимы в Малави, учитывая разнообразную культурную, политическую и экономическую среду 24 . Маклахлан и др. применил вопросник контрольного локуса здоровья (HLOCQ), который оценивает понимание испытуемыми детерминант здоровья, студентам малавийских университетов, чтобы оценить его межкультурную валидность 25 . Они исследовали малярию, шистосомоз и СПИД. Их результаты не подтверждают HLOCQ как достоверную меру понимания риска для здоровья в выборке из Малави. Однако, используя ту же выборку, они применили опросник Coping Strategy Indicator и обнаружили, что «факторная структура ответов» близка к оригинальному опроснику, применяемому в Соединенных Штатах. Они связывают неспособность HLOCQ объяснить различия в представлениях о здоровье малавийской выборки со структурой вопросника в составе его подшкал9.0184 26 .
Социальная психология может сыграть важную роль в Малави.
Необходимо понимать динамику, влияющую на решения усыновителей об успешных программах, чтобы обеспечить эффективное вмешательство и стратегии информирования 27 , 28 . Сети влияния существуют для определения социально приемлемого и предпочтительного поведения. Поэтому идентификация таких сетей и процессов влияния будет иметь важное значение, и социальная психология может сыграть ключевую роль 29 .
Беннет и Мерфи говорят, что существует потребность в дополнительной оценке процесса и поэтапных или «эпизодических» исследованиях, чтобы понять, «как» сообщения санитарного просвещения влияют на целевую группу населения. Слишком много внимания уделялось эффектам результатов вмешательства (например, изменению поведения) с «предположением, что они являются прямым результатом предполагаемого вмешательства. Хотя такие результаты имеют очевидную пользу (стр. 128), они возникают без четкого понимания того, как сообщение воспринимается, интерпретируется и реагирует на него целевой группой 30 . Это подчеркивает взгляд на изменение поведения «сверху вниз», что лишает нас понимания процесса. Поэтому необходимо понимание того, как
«Культурные или субкультурные процессы влияют на воздействие любого вмешательства и соответственно [модифицируют] инициативы. Такое исследование также может оказаться богатой испытательной площадкой для психологической теории и может быть достигнуто за счет использования как качественных, так и количественных методов исследования» (стр. 128) 30 .
Учитывая высокую распространенность ВИЧ в Малави, было бы целесообразно дополнительно изучить, в какой степени социальный контроль в личных отношениях играет роль в формировании поведения в отношении здоровья 31 . Взаимосвязь между социальной поддержкой и социальным контролем при определении последствий для здоровья начинает привлекать больше внимания, и исследование, учитывающее эту динамику, могло бы пролить свет на влияние поведения, связанного со здоровьем.
Применение теории критической психологии к вопросам, связанным со здоровьем, также требует дальнейшего изучения. Например, Харре и ван Лангенхов расширяют «теорию позиционирования», которая относится к анализу взаимодействия людей в дискурсе друг с другом и их относительного «позиционирования» посредством речевых актов по отношению к сюжетной линии 9. 0184 32 . Было бы интересно изучить, как такое позиционирование может способствовать поведению, связанному со здоровьем. Какая социальная динамика влияет на положение человека в таком месте, где он с большей вероятностью будет использовать презерватив, например, во время секса? Какие существуют дискурсивные правила, позволяющие совершать действия, способствующие поведению, связанному со здоровьем? Поскольку эпизоды содержат мысли, намерения, планы и т. д. вовлеченных лиц, они также формируют то, что участники говорят и делают 32 . Поэтому необходимо понять, как новые эпизоды или «позиции» согласовываются с особенностями исследуемой выборки. Таким образом, цель будет состоять в том, чтобы согласовать такие изменения с поведением, способствующим оптимизации здоровья с точки зрения санитарного просвещения. Социальная психология в значительной степени способствует здоровью и поведению в Малави, что отражено в истине этих слов Дежарле и др. о том, что поведение «настолько укоренено в социальных контекстах, так подвержено влиянию социальных различий и так зависит от социальных ресурсов, что поведение следует рассматривать как прежде всего социальное. Они подлежат индивидуальным вариациям только на полях» (стр. 229).) 33 .
1. McGarty C, Haslam SA. Введение и краткая история социальной психологии. В: McGarty C, Haslam SA, редакторы. Сообщение социальной психологии. Оксфорд: Блэквелл; 1997. С. 1–19. [Google Scholar]
2. Хьюстон М. Три урока социальной психологии: многоуровневый анализ, методологический плюрализм и статистическая изощренность. В: McGarty C, Haslam A, редакторы. Сообщение социальной психологии. Оксфорд: Блэквелл; 1997. С. 166–181. [Академия Google]
3. Джахода Г. Вносит ли социальная психология особый вклад? В: Блэклер Ф., редактор. Социальная психология и развивающиеся страны. Лондон: Джон Уайли и сыновья; 1983. С. 21–31. [Google Scholar]
4. Фишбейн М. Прогнозирование, понимание и изменение социально значимого поведения: извлеченные уроки. В: McGarty C, Haslam SA, редакторы. Сообщение социальной психологии. Оксфорд: Блэквелл; 1997. С. 77–91. [Google Scholar]
5. McGuire WJ. Выходя за рамки банальностей Bubbapsychology: перспективистская социальная психология. В: McGarty C, Haslam SA, редакторы. Сообщение социальной психологии. Оксфорд: Блэквелл; 1997. стр. 221–237. [Google Scholar]
6. Омари И.М. Некоторые восточные вопросы применения социальной психологии в развивающихся странах. В: Блэклер Ф., редактор. Социальная психология и развивающиеся страны. Лондон: Джон Уайли и сыновья; 1983. С. 33–43. [Google Scholar]
7. Блэклер Ф. Предисловие: План книги. В: Блэклер Ф., редактор. Социальная психология и развивающиеся страны. Лондон: Джон Уайли и сыновья; 1983. стр. ix – xiv. [Google Scholar]
8. Moghaddam FM, Bianchi C, Daniels K, Apter MJ, Harré R. Психология и национальное развитие. Психология и развивающиеся общества. 1999;11:121–141. [Google Scholar]
9. Акин-Огундеджи О. Утверждение психологии в Африке. Психолог: Бюллетень Британского психологического общества. 1991; 4: 2–4. [Google Scholar]
10. Раубенхаймер И. Ван В. Психология в Южной Африке. Психолог: Бюллетень Британского психологического общества. 1993; 6: 169–171. [Google Scholar]
11. Фостер Д., Николас Л., Дауэс А. Ответ Раубенхаймеру. Психолог: Бюллетень Британского психологического общества. 1993; 6: 172–174. [Академия Google]
12. Карр С., Маклахлан М. Утверждение психологии в Малави. Психолог: Бюллетень Британского психологического общества. 1993; 6: 408–413. [Google Scholar]
13. Агер А. Психология и Африка [Письмо в редакцию] Психолог: Бюллетень Британского психологического общества. 1993;6:490. [Google Scholar]
14. Карр С.К., Маклахлан М. Психология в развивающихся странах: переоценка ее влияния. Психология и развивающиеся общества. 1998; 10:1–20. [Академия Google]
15. Айзен И., Фишбейн М. Понимание отношений и прогнозирование социального поведения. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл; 1980. [Google Scholar]
16. Фишбейн М. СПИД и изменение поведения: анализ, основанный на теории разумного действия. Межамериканский журнал психологии. 1990; 24:37–56. [Google Scholar]
17. Bandawe CR, Foster D. Отношение, убеждения и намерения, связанные со СПИДом, среди малавийских учащихся трех средних школ. Уход за СПИДом. 1996; 8: 223–232. [PubMed] [Академия Google]
18. Чипвете Дж. Университет Малави; 1997. Знания, убеждения, отношение, намерения и практика городских и сельских детей начальной школы Малави к ВИЧ-инфекции. Выпускной проект Медицинского колледжа. Неопубликовано. [Google Scholar]
19. MacLachlan M, Carr SC. От диссонанса к терпимости: на пути к управлению здоровьем в тропических странах. Психология и развивающиеся общества. 1994; 6: 119–129. [Google Scholar]
20. Карр С.К. Социальная психология в Малави: историческая или эволюционная? Психология и развивающиеся общества. 1994;8:177–197. [Google Scholar]
21. Карр С.К., Маколифф Э., Маклахлан М. Психология помощи. Лондон: Рутледж; 1998. [Google Scholar]
22. Shaba B, MacLachlan M, Carr SC, Ager A. Паллиативные и лечебные убеждения относительно тропической эпилепсии как функция традиционных и медицинских атрибуций. Центральноафриканский медицинский журнал. 1993; 39: 165–167. [PubMed] [Google Scholar]
23. Агер А., Карр С., Маклахлан М., Канека-Чилонго Б. Восприятие рисков для здоровья в тропиках в Мпонде, Малави: объяснение причин, предлагаемые средства снижения риска и предпочтительное лечение. Психология и здоровье. 1996;12:23–31. [Google Scholar]
24. Маклахлан М. Здоровье и социальное обеспечение в Малави. В: MacLachlan M, Carr SC, редакторы. Перспективы малавийской психологии: пособие для студентов. Дублин-Зомба-Дарвин: Zikomo Press; 1998. С. 75–95. [Google Scholar]
25. Маклахлан М., Агер А., Браун Дж. Локус контроля здоровья в Малави: неспособность поддержать межкультурную валидность HLOCQ. Психология и здоровье. 1998; 12:33–38. [Google Scholar]
26. Эйгер А., Маклахлан М. Психометрические свойства индикатора копинг-стратегий (CSI) в исследовании копинг-поведения малавийских школьников. Психология и здоровье. 1998;13:399–409. [Google Scholar]
27. Gingiss PL, Gottlieb NH, Brink SG. Измерение когнитивных характеристик, связанных с принятием и внедрением инноваций в области здравоохранения в школах. Американский журнал укрепления здоровья. 1994; 8: 294–301. [Google Scholar]
28. Маккормик Л.К., Стеклер А.Б., Маклерой К. Распространение инноваций в школах: исследование принятия и внедрения школьных программ профилактики табакокурения. Американский журнал укрепления здоровья. 1995; 9: 210–219. [PubMed] [Академия Google]
29. Мбере Н. Прикладное участие сообщества в обеспечении санитарии. Санитария в развивающихся странах; Материалы семинара по обучению, состоявшегося в Лоботсе, Ботсвана, 14–20 сентября 1980 г.; Оттава: Центр исследований международного развития; 1981б. стр. 118–122. [Google Scholar]
30. Беннет П., Мерфи С. Психология и укрепление здоровья. Психолог: Бюллетень Британского психологического общества. 1994; 7: 126–128. [Google Scholar]
31.