Психология сознание: Департамент психологии – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Департамент психологии – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

29 ноября на Международной научно-практической конференции «Психология индивидуальных различий: обучение и развитие», организованной Российской академией образования, с пленарным докладом на тему: «Психология индивидуальных различий: современные тенденции» выступила проф. департамента психологии С.К. Нартовой-Бочавер.

Участники энкаунтера поделились историями из жизни и опытом преодоления трудностей в общении с людьми. На энкаунтерах нет заранее заготовленной темы, она рождается в процессе. Мы всегда рады новым гостям и приглашаем всех, кто хочет познакомиться с человекоцентрированным подходом поближе на наши ежемесечные встречи.

Что происходит, когда любовь к исследованиям заходит слишком далеко? Начинается академическая карьера. Как стартовать в науке правильно? Что делает молодого ученого успешным в глазах академического сообщества и чем занимаются на постдок-программах? Об этом «Конструктору успеха» рассказал выпускник аспирантуры департамента психологии Вышки Владислав Хвостов, который сейчас ведет исследования в рамках постдок-программы в Университете Исландии.

Магистерская программа «Прикладная социальная психология» приглашает студентов на ежегодный День культур!

22 ноября в России отмечается День психолога. Наши студенты рассказывают о своей учебе на психологии в ВШЭ, делятся опытом внеучебной жизни и поздравляют всех с праздником.

11 ноября в департаменте психологии прошла открытая лекция по провокативной психотерапии. Спикером​ был практикующий психолог Сергей Насибян – сценарист и идейный вдохновитель психологического сериала «Триггер», на примере которого шел разбор значимых ситуаций в жизни психотерапевта, а также возможностей и границ провокативной и иной психтерапии.

Факультет социальных наук приглашает на новую онлайн-программу повышения квалификации «Управление изменениями. Лидер как коуч». Елена Наумцева, старший преподаватель Департамента психологии НИУ ВШЭ, организационный консультант и практикующий бизнес-коуч, представляет программу и рассказывает об актуальных компетенциях руководителя в условиях социальной турбулентности.

Научная группа под руководством проф. Нартовой-Бочавер С.К. подготовила российскую адаптацию Опросника аутентичности М. Керниса и Б. Голдмана, который был разработан в рамках экзистенциального понимания аутентичности.

Сотрудники университета могут подать заявку до 30 ноября

Во главу угла развития общества сегодня ставится психологическое благополучие человека, то есть его удовлетворенность жизнью, способность видеть ее смысл и цель. Как понимают психологическое благополучие гедонисты и кто такие эвдемонисты, как работает персонология — эти темы обсудили на объединенном научном семинаре «Психологические интервенции, психологическое благополучие и развитие субъектности». HSE daily публикует тезисы доклада руководителя департамента психологии Марии Чумаковой.

Общая психология. Речь. Деятельность. Сознание. Системный подход, объяснительные принципы в психологии

Show simple item record

Общая психология.

Речь. Деятельность. Сознание. Системный подход, объяснительные принципы в психологии

Issued Date2012
Bibliographic CitationОбщая психология. Речь. Деятельность. Сознание. Системный подход, объяснительные принципы в психологии : учеб.-метод. пособие для студентов напр. 030300 «Психология» / Сиб. федерал. ун-т, 2012. — Текст : электронный.
Description
Учеб.-метод. пособие для студентов напр. 030300 «Психология».
DescriptionДоступ к полному тексту открыт из сети СФУ, вне сети доступ возможен для читателей Научной библиотеки СФУ или за плату.
AbstractВ учебно-методическом пособии в соответствии с ГОС ВПО РФ освещены теоретические вопросы истории и современного состояния следующих вопросов курса «Общая психология»: психология речи, теория деятельности и деятельностный подход в психологии, сознание как интегральное психическое образование, основные объяснительные принципы психологии (детерминизма, развития), целостный и системный подходы к описанию человека и психики. Учебно-методическое пособие включает: введение с указанием цели, задач и результатов курса «Общая психология»; тематический план лекционно-семинарских занятий; основные тезисы лекций; задания для самостоятельной и практической работы; список литературы для подготовки к занятиям. Предназначено для студентов всех форм обучения направления 030300 «Психология».
Languagerus
PublisherСФУ
RightsДля личного использования.
Subjectпсихология
Subjectобщая психология
Subjectречь
Subjectдеятельность
Subjectсознание
Subjectсамосознание
subject»>Subject
речевая деятельность
Subjectпсихологическая структура сознания
Subjectпроблема целостности в психологии
Subjectпринцип детерминизма
Subjectучебно-методические пособия
TitleОбщая психология. Речь. Деятельность. Сознание. Системный подход, объяснительные принципы в психологии
TypeBook
UDC159.922(07)
Corporate ContributorСибирский федеральный университет
Publisher LocationКрасноярск
Full Text on Another Sitehttps://bik.sfu-kras.
ru/elib/view?id=BOOK1-%D0%91%D0%91%D0%9A88%2F%D0%9E-280-036264
Identifier in IRBISRU/НБ СФУ/BOOK1/ББК88/О-280-036264
CompilerКарташова, Ксения Сергеевна



Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

  • Учебные и учебно-методические издания [7492]

Show simple item record


DSpace software copyright © 2002-2015  DuraSpace

Contact Us | Send Feedback

Theme by 

 

 


DSpace software copyright © 2002-2015  DuraSpace

Contact Us | Send Feedback

Theme by 

 

 

Настоящая проблема сознания

Для сознательного существа есть нечто похожее на то, чтобы быть этим существом. Есть что-то похожее на меня, что-то на то, чтобы быть тобой, и, возможно, что-то на то, чтобы быть овцой или дельфином. Для каждого из этих существ происходят субъективные переживания. Это похоже на то, чтобы быть мной. Но почти наверняка нет ничего похожего на то, чтобы быть бактерией, травинкой или игрушечным роботом. Для этих вещей (предположительно) никогда не происходит никакого субъективного опыта: ни внутренней вселенной, ни осознания, ни сознания.

Этот способ изложения наиболее тесно связан с философом Томасом Нагелем, который в 1974 году опубликовал ставшую уже легендарной статью под названием «Каково быть летучей мышью?» в котором он утверждал, что, хотя мы, люди, никогда не сможем испытать опыт летучей мыши, тем не менее, для летучей мыши будет что-то похожее на то, чтобы быть летучей мышью. Эта статья является одной из самых влиятельных во всей философии сознания. Я всегда поддерживал подход Нагеля, потому что он делает упор на феноменологию: субъективные свойства сознательного опыта, например, почему зрительный опыт имеет такую ​​форму, структуру и качества, по сравнению с субъективными свойствами эмоционального опыта или обонятельный опыт. В философии эти свойства иногда также называют «квалиа»: краснота красного цвета, укол ревности, острая боль или тупая пульсация зубной боли.

Чтобы организм был сознательным, он должен иметь для себя какую-то феноменологию. Любой опыт — любое феноменологическое свойство — имеет такое же значение, как и любое другое. Везде, где есть опыт, есть феноменология; и везде, где есть феноменология, есть сознание — есть опыт. Существо, возникающее лишь на мгновение, будет сознательным до тех пор, пока есть что-то, на что оно похоже, даже если все, что происходит, — это мимолетное чувство боли или удовольствия.

Мы можем с пользой провести различие между феноменологическими свойствами сознания и его функциональными и поведенческими свойствами. Они относятся к ролям, которые сознание может играть в работе нашего разума и мозга, а также к поведению, на которое способен организм благодаря сознательному опыту. Хотя функции и поведение, связанные с сознанием, являются важными темами, это не лучшее место для поиска определений. Сознание — это прежде всего субъективный опыт — это феноменология.

Это может показаться очевидным, но так было не всегда. В разное время в прошлом сознание путали с владением языком, интеллектом или проявлением определенного поведения. Но сознание не зависит от внешнего поведения, как это видно во время сновидений и у людей, страдающих состояниями полного телесного паралича. Считать, что язык необходим для сознания, означало бы утверждать, что младенцы, взрослые, потерявшие языковые способности, и большинство, если не все нечеловеческие животные, лишены сознания. А сложное абстрактное мышление — это лишь небольшая часть — хотя, возможно, и характерно человеческая часть — сознания.

Некоторые выдающиеся теории в науке о сознании продолжают отдавать предпочтение функциям и поведению, а не феноменологии. Важнейшей из них является теория «глобального рабочего пространства», которая в течение многих лет разрабатывалась психологом Бернардом Баарсом и нейробиологом Станисласом Дехане. Согласно этой теории, ментальное содержание (восприятие, мысли, эмоции и т. д.) становится сознательным, когда оно получает доступ к «рабочему пространству», которое — анатомически — распределяется по лобным и теменным областям коры.

Другая известная теория, называемая теорией «мышления более высокого порядка», предполагает, что ментальное содержание становится сознательным, когда существует когнитивный процесс «более высокого уровня», который каким-то образом ориентирован на него, делая его сознательным. В этой теории сознание тесно связано с такими процессами, как метапознание — что означает «познание о познании», — которое снова ставит функциональные свойства выше феноменологии. Как и теория глобального рабочего пространства, теории мышления более высокого порядка также делают упор на лобные области мозга как на ключевые для сознания.

Хотя эти теории интересны и влиятельны, обе они выдвигают на первый план функциональные и поведенческие аспекты сознания, тогда как подход, который я выберу, начинается с феноменологии — с самого опыта — и только оттуда можно что-то сказать о функциях и поведении.

Определение сознания как «любого вида субъективного опыта», по общему признанию, простое и даже может показаться тривиальным, но это хорошо. Когда сложное явление изучено не полностью, преждевременно точные определения могут ограничивать и даже вводить в заблуждение. История науки много раз демонстрировала, что полезные определения развиваются в тандеме с научным пониманием, служащие опорами для научного прогресса, а не отправной точкой или самоцелью. Например, в генетике определение «гена» значительно изменилось по мере развития молекулярной биологии. Точно так же, как развивается наше понимание сознания, его определение — или определения — тоже будут развиваться. Если пока мы примем, что сознание относится прежде всего к феноменологии, то мы можем перейти к следующему вопросу.

Как возникает сознание? Как сознательный опыт связан с биофизическими механизмами внутри нашего мозга и нашего тела? Как на самом деле они связаны с вихрем атомов, или кварков, или суперструн, или с чем бы то ни было, из чего в конечном счете состоит вся наша Вселенная?

Классическая формулировка этого вопроса известна как «сложная проблема» сознания. Это выражение было придумано австралийским философом Дэвидом Чалмерсом в начале 1990-х годов, и оно уже давно определило повестку дня большей части науки о сознании. Чалмерс противопоставляет эту сложную проблему сознания так называемой «легкой проблеме» — или легким проблемам, — которые имеют отношение ко всем вещам, которые мозг (и тело) может выполнить, и которые не нуждаются в какой-либо отсылке к сознанию — и поэтому попадают в рамки нормальная сфера деятельности науки, какой мы ее знаем.

Корни трудной проблемы уходят корнями в древнюю Грецию, возможно, даже раньше, но они особенно заметны в произведенном Рене Декартом в семнадцатом веке разделении вселенной на материю, res cogitans, и материю, res extensa. Это различие положило начало философии дуализма и с тех пор сделало все дискуссии о сознании сложными и запутанными.

Я предпочитаю точку зрения на сознание, известную как физикализм (также часто называемый материализмом): это идея о том, что вселенная состоит из физической материи и что состояния сознания либо идентичны, либо каким-то образом возникают из конкретных структур этой физической материи. вещи. Вопрос, конечно, как?

Теперь мы готовы встретиться с тем, что я называю настоящей проблемой сознания. Это способ мышления о науке о сознании, который формировался для меня в течение многих лет, ассимилируя и опираясь на идеи многих других.

Согласно реальной проблеме, первичными целями науки о сознании являются объяснение, предсказание и контроль феноменологических свойств сознательного опыта. Это означает объяснение, почему конкретный сознательный опыт такой, какой он есть, почему он обладает феноменологическими свойствами, которыми он обладает, с точки зрения физических механизмов и процессов в мозге и теле. Эти объяснения должны позволить нам предсказать, когда произойдут определенные субъективные переживания, и дать возможность контролировать их, вмешиваясь в лежащие в их основе механизмы. Короче говоря, решение реальной проблемы требует объяснения того, почему конкретный паттерн мозговой активности — или другого физического процесса — сопоставляется с определенным видом сознательного опыта, а не просто установления того, что это так.

Настоящая проблема отличается от сложной, потому что она не связана — по крайней мере, в первую очередь — с объяснением того, почему и как сознание вообще является частью вселенной. Он не охотится за особым соусом, который может волшебствовать сознание из простого механизма (или наоборот). Она также отличается от простой задачи (задач), поскольку фокусируется на феноменологии, а не на функции или поведении. Он не заметает субъективные аспекты сознания под ковер.

Источник: Shutterstock Image ID 678583375

Объяснение, предсказание и контроль. Это критерии, по которым оценивается большинство других научных проектов, независимо от того, насколько таинственными могут изначально показаться их целевые явления. Физики добились огромных успехов в раскрытии секретов Вселенной — в объяснении, предсказании и управлении ее свойствами, — но все еще находятся в замешательстве, когда дело доходит до выяснения того, из чего состоит Вселенная и почему она существует. Точно так же наука о сознании может добиться больших успехов в прояснении свойств и природы сознательных переживаний без необходимости объяснять, как и почему они оказались частью вселенной, в которой мы живем.

Цель подхода, основанного на реальных проблемах, заключается в том, что по мере того, как мы строим все более прочные объяснительные мосты от физического к феноменологическому, трудная интуиция о том, что сознание никогда не может быть понято в физических терминах, исчезнет, ​​в конце концов растворившись в облачке метафизических дым. И когда это произойдет, в наших руках будет удовлетворительная и полностью удовлетворяющая наука о сознательном опыте.

Сознание — Психология — Oxford Bibliographies

Введение

Хотя сознание занимает центральное место в человеческом опыте, оно мало изучено в психологии. Важная часть психологических исследований в 19 веке, она томилась на протяжении большей части 20 века из-за упора на количественные методы и воспроизводимость. В Соединенных Штатах влиятельное бихевиористское движение открыто отвергло изучение внутренних состояний, вместо этого основывая свою психологию на соотношении стимула и реакции. Однако новые методы как в нейрофизиологии, так и в когнитивной психологии вновь открыли изучение сознания, связав его с основными функциями человеческого познания. Если мы предположим, что сознание является достаточно сложным явлением, и для его поддержки требуются гены, мы можем сделать вывод из эволюционной теории, что сознание имеет функцию. Поскольку он универсален для всех людей, как глаза или сердца, поддерживающий его неврологический механизм должен полагаться на гены, для которых они отобраны. Напротив, генетически поддерживаемая черта, которая не является полезной, имеет тенденцию исчезать. Рыбы, пойманные в ловушку в темных пещерах, например, теряют глаза в течение многих поколений, потому что мутации в генах, обеспечивающих зрение, больше не подвергаются отбору. Если до сих пор неизвестный набор генов, поддерживающих сознание, сохраняется, должны быть какие-то существенные способности, которые наделяет сознание. Однако эволюционная теория не говорит нам, что это за способности. Это предмет недавних и текущих исследований.

Общий обзор

Нет общих учебников для колледжей, посвященных исключительно сознанию. Ближайшим приближением является краткая книга Friedenberg 2013, хотя в ней делается упор на сознание и внимание применительно к видению.

Однако несколько книг содержат хорошее введение в широкий спектр подходов. Раскрытие механизмов сознания было определено как одна из самых важных проблем в науке (Crick 1995), однако определение сознания оказалось парадоксально трудным. Общее определение вызывает осведомленность, которая просто добавляет почти синоним без определения какого-либо термина. Baars and Gage 2010 заметно включает сознание в число основных проблем когнитивной нейронауки. Банки 2009предоставляет окончательную группу глав ведущих ученых об их подходах к сознанию. Блок 2004 определяет несколько уровней или видов сознания. Другой подход — через язык: если можно говорить о восприятии или опыте или, по крайней мере, пытаться это сделать, то это событие является сознательным; в противном случае это не так. Этот подход связан с памятью, где сознание определяется как то, что можно вспомнить. Eagleman 2011 охватывает все это, основывая свой подход не на сознании, а на бессознательном, которое определяет большую часть того, что делает мозг.
Чувство свободы воли, то есть то, что мы сознательно контролируем свои действия, подвергается экстремальному испытанию в Wegner 2002. Многие из этих источников также касаются так называемой проблемы разума/мозга, отношений между разумом, который кажется личным, и мозгом. который действует по биологическим принципам нейрофизиологии. Однако разум — это то, что делает мозг, точно так же, как пищеварение — это то, что делает желудок. Вскрытие желудка не раскрывает пищеварения больше, чем вскрытие мозга не раскрывает ум. Ум — это глагол, то, что делает мозг. Его не обнаружат в каком-нибудь мозговом модуле.

  • Баарс, Б. Дж. и Н. М. Гейдж, ред. 2010. Познание, мозг и сознание . 2 изд. Нью-Йорк: Эльзевир.

    Написанная главным образом как введение в когнитивную нейронауку, книга отражает опыт авторов, но не требует знаний в области неврологии.

  • Бэнкс, В. П., изд. 2009. Энциклопедия сознания . 2 тт. Амстердам: Эльзевир.

    Сборник статей ведущих ученых о том, что такое сознание и какие функции оно может выполнять.

  • Блок, Н. 2004. Два нейронных коррелята сознания. Тенденции в когнитивных науках 9:46–52.

    DOI: 10.1016/j.tics.2004.12.006

    Философ Блок различает доступное и феноменальное сознание, утверждая, что для каждого следует ожидать отдельных нейронных коррелятов. Доступен онлайн для покупки или по подписке.

  • Крик, Ф. 1995. Удивительная гипотеза: научный поиск души . Нью-Йорк: Пробный камень.

    Одним из вкладов, возродивших научные исследования сознания, стала Нобелевская премия Крика, которая придала этой области легитимность.

  • Иглман, Д. 2011. Инкогнито: Тайные жизни мозга . Нью-Йорк: Пантеон.

    Мозг задуман как группа полуавтономных агентов, большинство из которых действуют бессознательно, каждый со своей специализированной работой. В книге, среди прочего, задается вопрос, несем ли мы ответственность за свои действия, если эти действия в значительной степени обусловлены бессознательными механизмами мозга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *