Радиальная структура сознания //Психологическая газета
Радиальная структура сознания (РСС) — концепция строения и деятельности онтического единства рационального и внерационального, персонального и трансперсонального. В соответствии с этой концепцией бессознательное — неотъемлемая, более того, фундаментальная, доминирующая, структурирующая и смыслопорождающая компонента сознания. Важнейшие функции сознания — от простых (рецепция, мышление, рефлексия), до высших (самопознание, самоконтроль, самоактуализация) — опираются на априорные паттерны, содержания, механизмы и процессы бессознательного.
Сознание индивида — манифестация / автономная часть тотальной психической реальности — может быть — и зачастую бывает — терминологически отделено от бессознательного. Тем не менее, опирающееся на поле сознания (но не тождественное ему) Эго составляет неразрывное целое с бессознательным и — через трансперсональное поле — с интегральной совокупностью всех форм и уровней психического.
«Исходный материал» концепции — описание психики, разработанное аналитической психологией К. Г. Юнга, классификация трансперсональных переживаний С.Грофа, “Спектр сознания” К. Уилбера, дискретно-континуальная модель В. В. Налимова и радиально-тангенциальные представления Тейяра де Шардена, восходящие к Платону и Плотину.
РСС существенно отличается от своих предшественниц: Гроф классифицирует содержание переживаний, К. Уилбер рассматривает уровни самоидентификации личности. Ни тот, ни другой не ставят проблему дифференциации способов мышления, решая которую, В. В. Налимов определяет два из трех фундаментальных состояний сознания как дискретное и континуальное. В его статье, посвященной разработке «вероятностной (дискретно — континуальной) модели» сознания, как и в других работах, упоминается «семантический вакуум». Тем не менее, В. Налимов не выделяет его как особую психическую реальность. Кроме того, “термины” дискретное и континуальное — скорее научные метафоры чем символы (как, впрочем и иные описания) — позволяют лишь понять (почувствовать) о чем идет речь, и не могут быть адекватными дефинициями обозначаемого.
Р. Джан и Б. Данн называют “волновым”, в противовес “корпускулярному”, У.Джемс “потоками” и “полями” то, что В.Налимов имеет в виду под “континуальным”. “Континуальное” можно толковать как “континуальную реальность” или “континуальное восприятие”. Только первое толкование может быть приемлемым. Второе — нежелательно, ибо континуальное восприятие семантического поля с находящимся на нем множеством точек или участков семиотически фиксированного смысла не даст, к примеру, иного значения кроме “сумерки” для “пресветлой тьмы” Дионисия Ареопагита.К радиально-тангенциальным описаниям (не имеющим, казалось бы, прямого отношения к сознанию и, тем более, его топографии) Тейяр де Шарден прибегает дважды. Во-первых, когда необходимо выделить радиальную, стратегическую движущую силу эволюции, которая, вопреки тангенциально — естественному стремлению к равновесию и простоте приводит к усложнению физических и биологических систем, причем система высшего порядка принципиально, до неузнаваемости отличается от конструирующих ее систем порядка низшего.
В аналитической психологии Самость — тотальный, беспредельный и, несмотря на свою данность, рационально непознаваемый психический мир. Эго – часть самости, ограниченная соматическим фактором, опирающаяся на поле сознательных представлений. Бессознательное разделено на два слоя – личное и коллективное. Личное бессознательное содержит вытесненные воспоминания и тягостные переживания, латентные перцепции, фрагменты, формирующиеся, но еще не созревшие для сознания. Коллективное бессознательное — хранилище архетипов — априорных форм психики — глубинный источник как сознательных представлений, так и смыслопорождающей способности сознания. Архетип – глубинная структура бытия, трансцендентная по отношению ко всякой эмпирической реальности, проявляется в сознании в качестве паттерна символических форм, а в психической деятельности – как автономный комплекс, фактор, формирующий и направляющий потоки психоэмоциональной энергии, порождающий проекции и скрывающийся за ними. В процессе индивидуации (поиска душевной гармонии, единства сознания и бессознательного, главный фактор, обуславливающий позитивность изменений (трансформации) психики индивидуума, здоровье и полноценность личности, потенциал ее общественной значимости и возможность самореализации) содержание архетипа ассимилируется сознанием и реинтегрируется в психику индивида; архетип становится «психопомпом», способствующим освоению глубин бессознательного. РСС отображает те же регионы, что и аналитическая психология Юнга. Однако в юнгианской концепции точка сборки, фокусировки, «начало координат» — центр Эго (Я — сознание). Зона предельной интеграции самости, единая психофизическая реальность, Unus Mundus – по Юнгу – бесконечная периферия Я-сознания.
РСС может быть получена из аналититико-психологической карты внутреннего пространства преобразованием координат, меняющим местами центр и периферию.
В концепции радиальной структуры сознание — сфера с тремя областями: центром, промежуточной, периферийной. Эти области (регионы психики) соответствуют трем фундаментальным составляющим (нулевому, континуальному, дискретному) и трем содержаниям (абсолютному, символическому, дискурсивному) мышления. Конус индивидуального сознания берет начало в центре и, обособляясь по мере приближения к периферии, пронизывает все области сферы. Его поверхностная проекция (искаженное и едва различимое отображение Самости в дискурсивном слое) подобна сфере в целом и отличается от нее размерностью. «Измененные» состояния сознания — внутренние путешествия — фокусировки психики индивидуума в той или иной точке (области) конуса (сферы). Путешествия совершаются как по радиальным (устремленным к центру) так и по тангенциальным траекториям (вдоль сферических поверхностей).
Центр ( = Абсолют = Первоединый = Омега = Mind = Сверхпустота / шунья = Брахман) Unus Mundus алхимии и аналитической психологии, εσμ онтопсихологии — высшая зона сознания, бесконечно малая центральная точка сферы и бесконечное, бесконечномерное, везде и нигде пребывающее, неизмеримое и неисчислимое бытие. Неопределимая по сути своей реальность Центра не может быть отнесена ни к физическому ни к психическому миру, однако является конструктивной основой (Уилер) и источником энергии образования и преобразования (Тейяр де Шарден) обоих миров. Не предусмотренное психологическим подходом утверждение абсолютного онтологического статуса Центра необходимо в междисциплинарной концепции радиальной структуры сознания.
Психофизический (вне-психический и вне-физический) Центр трансцендентен по отношению к пределам личного, пространственно-временным соответствиям, каузальным связям. Нулевое состояние и абсолютное мышление центральной зоны едино, монолитно, сверхсущностно, неизменно, беспрецедентно, не имеет аналогий и не допускает компоновки с иными состояниями и реалиями психики, включая в себя, однако, любую реальность — как физическую, так и психическую.В промежуточной зоне, соответствующей коллективному бессознательному Юнга и трансперсональному участку спектра Уилбера, по мере приближения к центру, доминирует континуальное состояние сознания. Символическое мышление, погружаясь в “потоки сознания”, взаимодействует с мана, пневмой, праной, ци, участвует в синхронных и психотропных явлениях.
Периферийному слою соответствует отличное от континуального, но не противопоставляемое ему дискретное состояние. Дискурсивное мышление, предстающее в некоторых рассмотрениях самодостаточным, автономным и приоритетным, «происходит» (Джемс) под воздействием глубинных областей.
Использование радиальной концепции символического отображения структуры психики открывает исследователю и практику уникальные возможности:
— представить психическую деятельность как единый, эволюционирующий процесс взаимодействий регионов и субъектов психики и выявить закономерности этих взаимодействий;
— методологически обосновать модель фундаментальных взаимоотношений физической и психической реальности;
— разработать методики исследования и коррекции психологического климата социальной группы и социума в целом, основанные на рассмотрении взаимопонимания и межличностных отношений как следствий уровня = глубины личностного развития;
— изучать и разрабатывать психотехнологии, направленные на восстановление психической целостности и самоактуализацию;
— получить критерии исследования измененных состояний сознания (ИСС) и, с другой стороны, использовать ИСС (перефокусировки сознания, внутренние путешествия в ту или иную область) как надежный инструмент исследований самой психики.
ЛИТЕРАТУРА
Гроф С. “Путешествие в поисках себя”, М. 1994.
Джан Р., Данн Б. “Границы реальности”, М, 1995.
Джемс У. “Научные основания психологии”, СПб 1902.
Налимов В.В. “Непрерывность против дискретности в языке и мышлении”, Тбилиси 1978
Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. “Вероятностная модель бессознательного” //Психологический журнал, 1984, т.5 N 6.
Платон «Тимей» С. с. в 4 тт, т3, М, 1994.
Плотин. Избранные трактаты. М, 1994.
Тейяр де Шарден П. “Феномен человека” М, 1987.
Тейяр де Шарден П. “Божественная среда” М, 1992.
Уилбер К. “Вечная психология: спектр сознания”// в сб. “Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности”, М. 1990.
Уилбер К. “Никаких границ”, М., 1998.
Юнг К.Г. “Психология бессознательного”, М. 1994
Юнг К.Г. “Структура психики и процесс индивидуации”, М. 1996
Работа выполнена при поддержке РГНФ
Опубликована: Проективный философский словарь. СПб, «Алетейя», 2003, стр. 341-345.
Студия творческой игры
Геннадий Михайлович Бревде — психолог-консультант, специалист по квантовой физике, кандидат философских наук, официальный преподаватель Профессиональной психотерапевтической лиги, трансперсональный психотерапевт единого реестра Европейской трансперсональной ассоциации, проректор Международного института интегративной психологии.
Политическое сознание и его структура
Политическое сознание является составной частью общественного сознания. В философии и психологии сознание определяется как человеческая способность идеального воспроизведения (отражения) действительности в мышлении.
Как один из видов общественного сознания политическое сознание отражает прежде всего политическую сферу жизнедеятельности общества. Под политическим сознанием понимается система взглядов, представлений, знаний, установок, чувств о реальной и воображаемой политике, внутренняя «реакция» индивида или социальной общности на политическую жизнь.
Политическое сознание имеет сложную структуру. Можно выделить три уровня, три составных элемента политического сознания: 1) обыденный уровень — политическая психология; 2) теоретический уровень — политическая идеология; 3) мотивационно-пове-денческий уровень — установка на определенного рода действия.
Политическая психология включает различные свойства психики людей, имеющие прямое или косвенное отношение к политике, например привычки, традиции, предрассудки, установки, стереотипы, эмоции, настроения, мнения и пр. Каждое из свойств психики занимает свое место в структуре политической психологии и выполняет свою определенную роль. Так, если традиции, как правило, являются инерционной силой и в процессе формирования политического сознания, и в процессе развития общественных отношений, то социальные эмоции, настроения, мнения более динамичны.
Одним из важнейших элементов политической психологии являются политические установки. Они представляют собой готовность, предрасположенность субъекта политики действовать определенным образом. Это определенная направленность проявления психики и поведения субъекта, готовность к восприятию будущих событий. Установка формируется под воздействием мнений, суждений, слухов, обобщенного опыта или усваивается индивидом из общественного сознания.
Другой важный элемент политической психологии — стереотипы. Они возникают на основе многократного повторения одного и того же действия или схожих событий. Например, за последние 10—15 лет российское государство несколько раз обокрало своих граждан (Павловская реформа обмена денег, либерализация цен, приватизация, финансовый кризис в августе 1998 г.). В результате у населения сформировался устойчивый стереотип недоверия к властным структурам.
Кроме установки и стереотипов, политическая психология включает политические предпочтения, в основе которых лежит рациональный выбор и политические ориентации, представляющие собой обоснование того или иного выбора.
Все перечисленные (и не перечисленные) элементы политической психологии содержат эмоциональные и рационально осознанные компоненты политических отношений. От соотношения этих свойств в политическом сознании масс во многом зависят формы протекания политических процессов и их результаты.
Если политическая психология, как правило, «не утруждает» себя серьезными теоретическими обоснованиями тех или иных представлений о политике, то политическая идеология требует теоретического, научного подхода к объяснению политических процессов и явлений.
Научность идеологии имеет относительный (условный) характер. Если признать одну идеологию «истинно» научной, то из этого следует, что все другие будут ненаучными и их необходимо отвергнуть. Между тем монополизм на истину ведет к монополизму в политике. Кроме того, необходимо иметь в виду, что идеология не столько занимается поиском истины (как научная теория), сколько стремится обосновать приоритетность интересов и ценностей определенной социальной общности или политической элиты.
Политическая идеология составляет ядро политического сознания, так как позволяет классу или социальной группе осознать свои коренные интересы. Она также предполагает определенную программу политических действий для достижения своих целей. Установка на определенного рода действия вырабатывается в результате взаимодействия (противодействия) политической психологии и политической идеологии. Лишь те идеи (знания, представления), которые овладевают сознанием людей, становятся достоянием духовного мира личности, социальных групп, их убеждениями и мировоззрением, могут стать мотивами их поведения. В свою очередь, участие в политической деятельности, политическом процессе также способствует формированию политического сознания.
Политическое сознание носит конкретно-исторический характер. Это означает, что одни и те же понятия могут восприниматься и оцениваться по-разному. Кроме того, политическое сознание обладает достаточной динамичностью и может изменяться в зависимости от специфики политического бытия, политических событий.
По уровню осознания политической сферы политическое сознание делится на эмпирическое, обыденное, идеологическое и научное. По субъектам-носителям политическое сознание подразделяют на индивидуальное, групповое, массовое, общественное, по типам политических режимов — на тоталитарное, либеральное, демократическое.
Введение: структура в сознании | Структурирование разума: природа внимания и то, как оно формирует сознание
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСтруктурирование разума: природа внимания и то, как оно формирует сознаниеФилософия разумаОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСтруктурирование разума: природа внимания и то, как оно формирует сознаниеФилософия разумаОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
Укажите
Ватцль, Себастьян, «Введение: структура разума», Структурирование разума: природа внимания и то, как оно формирует сознание (
Oxford, 2017; онлайн-издание, Oxford Academic, 20 апреля 2017 г. ), https://doi .org/10.1093/acprof:oso/9780199658428.003.0001, по состоянию на 19 мая 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks).
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСтруктурирование разума: природа внимания и то, как оно формирует сознаниеФилософия разумаОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСтруктурирование разума: природа внимания и то, как оно формирует сознаниеФилософия разумаОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
В мире преобладают перенаправление внимания. И мы часто стремимся формировать свою жизнь, тренируя нашу способность к вниманию. Нам нужен подход к вниманию, который показывает, почему внимание имеет значение; это связывает его с другими аспектами разума, такими как восприятие, познание и действие; и это объединяет научное исследование внимания с нашим субъективным опытом. Утверждается, что необходима философская основа, отвечающая этим требованиям. Исходя из этого, в этой главе обосновывается и обрисовывается структура приоритетной структуры, которая рассматривает внимание как конституированное фундаментальной структурой ума, а не конкретным ментальным элементом или когнитивным процессом. В этой главе далее описывается методология книги, а также содержится обзор и руководство по чтению.
Ключевые слова: инженерия внимания, дефицит внимания, ментальная структура, философская методология, обзор, руководство по чтению
Предмет
Философия разума
Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов учреждения
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
SCIRP Открытый доступ
Издательство научных исследований
Журналы от A до Z
Журналы по темам
- Биомедицинские и биологические науки.
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение.
- Информатика. и общ.
- Науки о Земле и окружающей среде.
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные науки. и гуманитарные науки
Журналы по тематике
- Биомедицина и науки о жизни
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение
- Информатика и связь
- Науки о Земле и окружающей среде
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные и гуманитарные науки
Публикация у нас
- Подача статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Публикуйтесь у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Следовать SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Недавно опубликованные статьи |
Недавно опубликованные статьи |
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. |