Способности
Способностями называют индивидуально-психологические особенности, которыми обладает личность. Эти особенности способны обеспечить успех в деятельности, быстроту и легкость овладения деятельностью.
Способности не являются одним и тем же, что и умения, знания или навыки, которые свойственны человеку, при этом способности способствуют их быстрому приобретению, фиксации и эффективному практическому применению.
Природные и специфические виды способностей
Способности могут быть природными и специфическими.
Природные способности или естественные, обусловлены биологически. Они связаны с врожденными задатками, их формирование происходит на базе этих задатков, при этом важным условием служит наличие жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.
Специфические способности человека имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и социальное развитие.
Особенности специфических способностей человека
В свою очередь специфические способности человека подразделяются на общие и специальные.
Общие специфические способности могут быть определены успехами человека в самых различных видах деятельности и общения (уровень интеллекта, уровень развития памяти и речи, умственные способности).
Специальные специфические способности характеризуют успехи в конкретных видах деятельности и общения. В таких видах деятельности необходимы особого рода задатки и их развитие (способности литературно-лингвистические, математические, художественно-творческие, технические, спортивные).
Другие виды способностей
Можно выделить дополнительно другие виды человеческих способностей.
Общие способности подразумевают наличие способностей к распознаванию закономерностей, сюда входит и общий уровень интеллекта.
Модально общие способности включают вербальный интеллект, пространственный интеллект, технико-практический интеллект, нумерический интеллект, он позволяет производить вычисления.
Специальные способности. С их помощью осуществляется более легкое и успешное овладение определенными специальными видами деятельности: артистические, технические, музыкальные, педагогические.
Частные способности отвечают за уровень развития психических познавательных функций. К психическим познавательным функциям относятся память, внимание, восприятие, мышление, воображение.
Теоретические способности определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению.
Практические способности лежат в основе склонности к конкретно-практическим действиям.
Сочетанием теоретических и практических способностей обладают одаренные и разносторонние люди.
Учебные способности оказывают влияние на успешную реализацию педагогического воздействия, уровень усвоения человеком знаний, умений, навыков. Учебные способности также способствуют формированию качеств личности.
Творческие способности связаны с успешностью создания произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.
Проявление творческих способностей в высшей степени называется гениальностью. Проявление творческих способностей в конкретной деятельности называется талантом.
Коммуникативные способности и предметно-деятельностные способности обладают связью с взаимодействием людей и природы, техники, знаковой информации, художественными образами.
Способности и задатки
Общая одаренность человека выражается в способности к различным видам деятельности и общения. Это значит, что человек имеет единство общих способностей. Оно обуславливает диапазон интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения личности.
Таким образом можно заключить, что способностями являются индивидуально психологические особенности человека. Они проявляются в деятельности, и считаются критерием успешности выполнения деятельности.
Хотя способности не сводятся к умениям или знаниям, от них зависят многие критерии успешного овладения умениями, знаниями и навыками.
Согласно исследованиям, способности являются пожизненными образованиями. Процесс индивидуальной жизни обуславливает развитие пожизненных образований, а среда и воспитание формируют их.
Советский психолог и основатель школы дифференциальной психологии Б. М. Теплов произвел глубокий анализ проблемы способностей. Он развивал концепцию, в которой говорилось о анатомо-физиологических и функциональных особенностях человека.
Они могут считаться врожденными в том случае, если создают определенные предпосылки для развития способностей. Эти способности называются задатками.
Задатками называют некоторые врожденные генетически анатомо-физиологические особенности нервной системы. Задатки образуют индивидуально-природные предпосылки к формированию и развитию способностей.
Способности отличаются динамичностью образования. В процессе они могут формироваться и развиваться определенным образом организованной деятельности и общения. Способности развиваются постепенно.
Задатки характеризуются многозначностью. Они являются всего лишь предпосылками развития способностей.
Те способности, которые развиваются на основе задатков, могут быть обусловлены ими, но никак не предопределяться.
Задатки сами по себе не направлены. Хотя они способны влиять на процесс формирования и развития способностей, но не решающим образом.
Сформированные способности в свою очередь остаются навсегда, их образование происходит в процессе деятельности и воспитания. Разные пути формирования способностей обуславливаются задатками.
Некоторые задатки человек так и не реализовывает, они не превращаются в реальные способности и достижения человека.
Реализация перехода задатков в способности происходит при усилии человека или же благодаря каким-либо обстоятельствам. Человек может даже и не подозревать о наличии в себе каких-либо задатков.
Каждая способность обладает структурой. В структуре есть ведущие и вспомогательные свойства.
Например, ведущие свойства, которые характерны для людей с литературными способностями, включают особенности творческого воображения и мышления, яркие образы памяти, развитие эстетических чувств, чувство языка.
Для ведущих математических способностей характерно умение обобщать. Люди с математическими способностями имеют гибкие мыслительные процессы, они могут легко переходить от прямого к обратному ходу мысли.
Уровни способностей
Способности делятся на несколько уровней: репродуктивный и творческий.
На репродуктивном уровне реализуется высокое умение усваивать готовое знание, человек на этом этапе овладевает сложившимися образцами деятельности и общения.
На творческом уровне создается что-то новое, оригинальное. При этом важно отметить, что оба уровня обладают элементами друг друга.
Человек может обладать разными способностями, при этом одна из них проявляется наиболее значительно. С другой стороны, разные люди имеют одни и те же способности, но они различаются между собой по уровню развития.
Некоторые зарубежные психологи как Р. Кет-тел, Г. Айзенк, А. Бине, Ч. Спирмен предприняли попытки в начале XX в. измерить способности.
Для этого они использовали тесты. Но самой точной мерой определения способностей это выявление динамики успехов в процессе деятельности.
Успешность выполненной деятельности может быть определена не конкретной и отдельной способностью, а только сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека.
Успешное овладение той или иной деятельности может быть достигнуто различными путями. Например, при недостаточном развитии одной из способностей может компенсироваться усилением развития другой способности.
Рис. 1. Границы наших задатков (по Лангмейеру)
Благодаря особой генетической предрасположенности и специфике строения мозга человек может обладать высокой одаренностью и гениальностью.
Советский генетик В. П. Эфроимсон утверждал, что данная генетическая предрасположенность встречается у одного человека из тысячи, при этом она достигает необходимого уровня лишь у одного человека из миллиона, а действительно гением может стать лишь один из десяти миллионов.
Также отмечено, что люди с высокой одаренностью имеют также и высокую вероятность развития различных болезней.
Продолжительность жизни таких людей значительно короче, чем у людей с обычными способностями, одаренные люди чаще подвержены депрессии и имеют более высокий риск душевных заболеваний (в семь раз выше нормы).
Дети «индиго»
80-е года XX в. ознаменовались рождением необычных детей. Необыкновенно одаренные дети получили название дети «индиго». Это название имело связь с цветом их ауры. Цвет индиго это темно-синий цвет с фиолетовым оттенком. Такие дети обладали необычными задатками, способностями к телепатии, ясновидению.
Такие дети отличаются тем, что работа их мозга разделена неравномерно. В нем заметна высокая активность работы правого полушария, в сравнении с большинством взрослых людей, у которых доминирует работа левого полушария мозга. Левое полушарие мозга отвечает за логику, речь, абстрактное мышление.
Из-за такой специфики работы мозга дети «индиго» отличаются высокой интуицией, творческими талантами, способностью получать информацию из всемирного информационного поля.
Ребенок-индиго с детства чувствует свое предназначение, не сомневается в своей значимости, ведет себя очень независимо, проявляет разнообразные таланты.
Секция психологии способностей.
Секция РПО Шадриков Владимир ДмитриевичРуководитель
Статус в РПО: Член Президентского совета РПО
Ученое звание: Профессор
Ученая степень: Доктор психологических наук
Должность: профессор -исследователь
Место работы: НИУ ВШЭ
Суворова Галина АндреевнаСоруководитель
Статус в РПО: Руководитель секции «Психологическое консультирование в учебной и профессиональной деятельности»; со-руководитель секции «Психология способностей»
Ученое звание: Профессор
Ученая степень: Доктор психологических наук
Должность: директор департамента психологии
Место работы: ООО «Психологическая консультация «Диалог»
Цель создания секции – изучение актуальных проблем способностей в контексте теории способностей В.Д.Шадрикова.
Задачи секции
- Изучение механизмов формирования интеллектуальных операций.
- Проявление интеллектуальных операций в трудовой и учебной деятельности.
- Развитие способностей у учащихся общеобразовательной школы.
Документы
- Закон об образовании в РФ
- Федеральные образовательные стандарты подготовки учителей начального и основного общего образования.
Состав секции
Ансимова Нина Петровна
Башкирова Елена Николаевна
Борисова Анна Вячеславовна
Лопырев Александр Владимирович
Мазилов Владимир Александрович
Поварёнков Юрий Павлович
Слепко Юрий Николаевич
Суворова Галина Андреевна
Умхажиева Хадишт Туркоевна
Хакимова Мадина Рамзановна
Шадриков Владимир Дмитриевич
Состав секции подробее
Новости секции
Отчет о работе секции «Психология способностей» за 2022 годОпубликовано: 12.01.2023
В 2022 году члены секции участвовали в качестве докладчиков и организаторов в форумах и конференциях.
Читать далее
VI Международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE 2017)Опубликовано: 09. 02.2017
10-13 мая 2017 года в Москве в Московском государственном университете им М.В. Ломоносова состоится VI Международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE 2017) — крупнейшее Российское мероприятие, посвящённое педагогике и психологии детства, содержанию и организации дошкольного образования.
Членам Российского психологического общества предоставляется скидка на участие в размере 50%.
Читать далее
Всероссийская научно-практическая конференция «Система психологического сопровождения образования: от управления рисками к психологическому развитию и благополучию»Опубликовано: 02.12.2016
22 и 23 ноября 2016 года состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Система психологического сопровождения образования: от управления рисками к психологическому развитию и благополучию».
Читать далее
4 конференция по системогенезу способностей «Психология развития познавательных способностей учащихся»Опубликовано: 12.
10 ноября 2016 г. в МПГУ прошла 4 конференция по системогенезу способностей «Психология развития познавательных способностей учащихся».
Конференцию провели секция МО РПО «Психологии способностей» и секция «Психологическое консультирование в учебной и профессиональной деятельности: системогенетическое направление» совместно с кафедрой психологии младшего школьника Института детства.
VII международная научно-практическая конференция «Системогенез учебной и профессиональной деятельности»Опубликовано: 10.10.2015
VII международная научно-практическая конференция «Системогенез учебной и профессиональной деятельности» пройдет с 20 по 22 октября в г. Ярославль.
Цель конференции: обобщение опыта исследований в рамках теории системогенеза учебной и профессиональной деятельности, выполненных в научной школе академика РАО В.Д. Шадрикова; определение перспектив дальнейшего развития школы на основе консолидации усилий ученых разных направлений российской и зарубежной науки в исследовании учебной и профессиональной деятельности, личностного и профессионального развития.
Все новости секции
Наиболее важные трудыруководителя секции РПО «Психология способностей»
академика РАО, доктора психологических наук, профессора В.Д.Шадрикова.
1. Шадриков В.Д. Духовные способности. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2020.- 182с.
2. Шадриков В.Д. Мысль и понимание. Понимание мысли: монография /В. Д. Шадриков. М. : Университетская книга, 2019.- 168с.
3. Шадриков В.Д. Способности и одаренность человека: Монография. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2019.-274с. (Достижения в психологии).
4. Шадриков В.Д. Педагогическое оценивание: учебное пособие / В.Д.Шадриков, И.А.Шадрикова.-М.: Университетская книга, РИД РосНОУ, 2018.- 156с.
6. Шадриков В.Д. Неокогнитивная психология: монография / В.Д.Шадриков — М.: Университетская книга, 2017. -368с.
7.Системогенез деятельности. Игра. Учение. Труд: монография в 4т. -М. : Изд. дом РАО; Ярославль: Яргу, 2017. Т.1: Системогенез профессиональной и учебной деятельности / В.Д. Шадриков. -326с.
8. Шадриков В.Д. Эволюция мысли. Как человек научился мыслить /В.Д.Шадриков. -М. :Университетская книга, 2016. — 220с.
9. Шадриков В.Д. Общая психология: учебник для академического бакалавриата / В.Д.Шадриков, В. А. Мазилов — М. : Издательство Юрайт, 2015.- 411с.- Серия : Бакалавр. Академический курс.
10. Шадриков В.Д. Мысль и познание / В.Д.Шадриков. — М.: Логос, 2014. -280с.
11. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2013г. — 464с. (Достижения в психологии).
12. Шадриков В.Д. Профессионализм современного человека: методика оценки уровня квалификации педагогических работников /под науч. ред. В.Д.Шадрикова. -М.: Логос.-168с.
13. Шадриков В.Д. Психологическая характеристика нормального человека, или Познай себя / В.Д. Шадриков. М. : Университетская книга; Логос. 2009.- 208с.
14. Шадриков В.Д. От индивида к индивидуальности: Введение в психологию. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2009.- 656с (Достижения в психологии).
16.01.2021г. Соруководитель секции: доктор психологических наук, профессор, академик МАПН, академик ПАНИ Г.А. Суворова
Получение навыков бакалавриата
Ники Хейс, доктор философии
Чтобы получить хорошую работу, необходимо знать, какие навыки вы можете предложить.
В следующей выдержке из журнала European Psychologist представлен список навыков, которые студенты-психологи развивают в ходе обучения, — список, который они могут использовать для продвижения себя на рынке. Общая ориентация студентов-психологов на психологию обычно отражает ориентацию сотрудников их факультета и психологию, практикуемую в их стране. Но, несмотря на различия в том, какую информацию получают студенты, у выпускников психологических факультетов есть много общего. Изучение психологии само по себе дает определенный тип осознания и некоторые основные знания, которые разделяют большинство, если не все, психологи. В приведенном ниже списке я попытался определить часть этого общего понимания, назвав 13 различных типов навыков или знаний, которые студент-психолог, скорее всего, приобретет по окончании учебы. Одним из важных факторов, делающих психологию особенной, являются не сами психологические навыки, которые часто имеют отношение и к другим дисциплинам, и не конкретные элементы знаний. Именно огромное количество навыков и диапазон знаний делают психологию особенной. Отличительной чертой психологии является то, что она предоставляет своим выпускникам чрезвычайно богатый и разнообразный портфель, предоставляя различные формы знаний, которые можно найти в нескольких других дисциплинах, и которые могут вооружить выпускников психологии для выполнения самых разных видов работы.
ГрамотностьВыпускники факультета психологии очень грамотны и, кроме того, обучены писать более чем в одном формате грамотности. Благодаря курсовой работе они привыкают к написанию эссе, что позволяет им подробно исследовать проблемы; но они также знакомятся с методами краткого письма в заранее заданном формате (навык, очень ценимый в коммерческом и деловом мире), когда пишут отчеты о практических исследованиях.
СчетВыпускники факультета психологии также хорошо умеют считать. Их обучают интерпретировать сводки данных и понимать заявления о вероятностях, и они знакомятся с широким спектром статистических процедур и процессов. Столкнувшись с числовой информацией, они с большей вероятностью отреагируют, пытаясь выяснить, что означают цифры, чем вообще избегая их. Напротив, для курсов на получение степени по другим дисциплинам относительно редко выпускаются выпускники, которые одновременно умеют читать и считать, но ожидается, что выпускник психологии будет и тем, и другим.
Компьютерная грамотностьВыпускники факультета психологии также обычно владеют компьютерной грамотностью. Они знакомы с использованием компьютеров и могут выбирать и изучать соответствующие пакеты для задач, которые им необходимо выполнять. В то время как относительно небольшое число выпускников психологических факультетов знакомы с компьютерным программированием, в современном мире требуется использование компьютера, и редко кто из выпускников психологических факультетов не имеет какой-либо подготовки в этой области, по крайней мере, в области обработки текстов и статистического анализа.
Навыки поиска информацииИногда полезнее знать, где можно найти информацию, чем запоминать ее напрямую, особенно в областях, которые развиваются и изменяются с течением времени. Получение степени по психологии требует значительных навыков поиска информации. Студенты-психологи обучены поиску в библиотечных коллекциях книг, журналах, базах данных на компакт-дисках и ряду других способов получения информации. Умение искать информацию по определенной теме или общей области не является навыком, необходимым для каждой работы, но его всегда стоит иметь.
Исследовательские навыкиСтуденты-психологи специально обучены методам исследования, и это обучение охватывает целый ряд различных техник. Как правило, к ним относятся экспериментальные методы и методы наблюдения, методы обследования и выборки, а в последнее время и качественный анализ. Вместе они составляют значительный опыт в сборе систематической информации о человеческом опыте или поведенческих знаниях, которые полезны в самых разных областях.
Навыки измеренияНавыки измерения идут рука об руку с исследовательскими навыками, и выпускники факультетов психологии также проходят тщательную подготовку по ним. Через типичный курс по методам исследования студент-психолог узнает, как операционализировать измерение сложного процесса, принципы психометрического измерения, дизайн анкеты и как разрабатывать другие инструменты измерения. Эти навыки знакомы выпускникам факультетов психологии и определенно полезны во многих сферах жизни, но их нелегко приобрести без специальной подготовки.
Экологическая осведомленностьЗнание того, как окружение человека может влиять на его поведение, помогает нам понимать людей на работе, дома, в процессе обучения и отдыха. Выпускники факультетов психологии знакомы с этим типом знаний во многих формах, от традиционных перспектив стимул-реакция до непосредственного изучения окружающей среды, включая такие явления, как невербальные сигналы, формирование привычек и социальная уместность. Многие непсихологи не особо замечают факторы окружающей среды, но лишь немногие выпускники факультетов психологии не осознают их важности.
Межличностное осознаниеСтуденты факультета психологии также узнают о механизмах социальной коммуникации и потенциальных источниках межличностных конфликтов. Это, конечно, не то же самое, что быть социально квалифицированным, хотя и может этому способствовать. Но такое осознание может иметь большое значение для того, кто имеет дело с повседневными межличностными проблемами. Осознание источников конфликта или непонимания также иногда может привести к способности видеть пути сквозь трудности, которые не были бы очевидны без такого знания.
Навыки решения проблемС самого первого лабораторного занятия выпускники факультетов психологии систематически обучаются навыкам решения проблем. Способность решать целый ряд различных типов проблем, вероятно, является наиболее отличительной чертой выпускника психологического факультета. Выпускники факультета психологии узнают, как применять различные стратегии и подходы к пониманию проблем и как определять практические шаги для реализации решения. Они могут действовать на макроуровне, применяя различные точки зрения или уровни анализа проблемы, или на более базовом уровне с точки зрения выбора подходящих методов и приемов. Это ценный навык, и психологам следует больше знать о нем.
Критическая оценкаСтуденты-психологи также проходят специальное обучение критической оценке, которая, по-видимому, особенно распространена в Европе. Этот набор когнитивных навыков можно рассматривать как непосредственную тренировку скептицизма: ожидается, что учащиеся будут оценивать, действительно ли свидетельства того или иного явления таковы, какими они кажутся; критически оценивать качество аргумента; выявить недостатки и подводные камни того или иного направления деятельности; и предвидеть проблемы или трудности. Эти навыки часто обесцениваются выпускниками психологических факультетов, которые иногда жалуются, что все, чему они научились, кажется негативным, однако тот же самый скептицизм может быть чрезвычайно полезен им в дальнейшей трудовой жизни.
ПерспективыНа первый взгляд, способность рассматривать проблемы с разных точек зрения или исследовать явления с использованием различных школ мысли кажется относительно эзотерической. Тем не менее, это навык, который может быть удивительно полезен во многих различных контекстах. Способность идентифицировать различные идеологии или парадигмы может прояснить социальные проблемы и дать нам лучшее понимание значения конкретных аргументов или позиций. Выпускников факультетов психологии непосредственно обучают этому навыку, но они часто не осознают, насколько ценным он может быть.
Анализ высшего порядкаВыпускники факультета психологии умеют замечать повторяющиеся закономерности в человеческой деятельности или замечать сходство между ситуациями, которые на первый взгляд кажутся совершенно разными. Этот тип анализа более высокого порядка предполагает способность извлекать общие принципы, а не увязнуть в деталях непосредственной ситуации. Опыт изучающего психологию просеивания огромного количества экспериментальных данных и их интерпретации с точки зрения школ мысли и других общих принципов обеспечивает полезную тренировку этого навыка.
ПрагматизмСтудентам-психологам не нужно долго знакомиться с психологической методологией, чтобы понять, что им никогда не удастся провести идеальный эксперимент, и что им просто придется делать все, что в их силах, с тем, что практично. Их опыт в этом отношении, как правило, дает выпускнику психологии прагматичный подход к работе и решению проблем: ценный навык, который не особенно распространен.
Заключение
Думаю, будет очевидно, что этот портфель навыков может быть ценным для многих видов работы, помимо самой профессии психолога. Но это еще не все. Как утверждает Джон Рэдфорд, психология дает своим студентам всестороннее образование, обучая их навыкам мышления и рассуждения и побуждая студентов исследовать широкий спектр идей и предположений. В старомодном смысле изучение психологии можно рассматривать как гуманитарное образование, а также как современное обучение. Это гораздо больше, чем просто подготовка к профессиональной работе, основанная на навыках, — это образование само по себе.
К сожалению, сами психологи часто не понимают, какими навыками они действительно обладают, или им очень трудно сформулировать, что это такое. Как давно признали спортивные психологи, опыт не является в первую очередь сознательным процессом: он включает в себя глубоко изученные автоматизированные процедуры, которые вступают в действие в соответствующее время без сознательного принятия решений со стороны заинтересованного лица. Психологическое знание имеет тенденцию очень глубоко усваиваться, и как только это происходит, отдельному психологу трудно распознать это знание и осознать, когда он его применяет.
Получение степени по психологии может привести к появлению различных подходов к социальным и межличностным проблемам, однако многие выпускники факультетов психологии бросают свои курсы, полагая, что они не более проницательны и осведомлены, чем другие люди. Они не чувствуют себя знающими, отчасти потому, что их знания автоматизированы, а не сознательны, а отчасти потому, что они научились не принимать «знание» без вопросов. С другой стороны, выпускник факультета психологии, отважившийся выйти во внешний мир, часто удивляется тому, как другие люди не замечают очевидного. Стиль мышления, который человек приобретает во время учебы на степень по психологии, может казаться интуитивно очевидным, но на самом деле он включает в себя долгий и трудный процесс отказа от предыдущих предположений. И эти автоматизированные навыки являются жизненно важным вкладом в способность психолога решать проблемы.
Осознание того, что мы узнали благодаря степени психолога, становится еще более трудным из-за того, что многие из когнитивных навыков, которые мы приобретаем в результате изучения психологии, являются скорее негативными, чем позитивными, например, умение не сразу переходить к выводов и воздерживаться от суждений об альтернативных возможностях. Студенты-психологи быстро узнают, что одно событие можно с пользой осмыслить несколькими альтернативными способами и что у данной проблемы может быть несколько психологических причин. Это ценный познавательный навык, но он относительно редко встречается в непрофессиональном познании.
Таким образом, степень психолога на самом деле особенная. Психология объединяет области знаний, охватывающие искусство и науку, и в процессе дает учащимся гуманитарное образование, а также особенно широкий спектр практических и профессиональных навыков. Автоматизированные навыки, которые предоставляет психология, часто трудно сформулировать, но тем не менее они важны.
На мой взгляд, было бы неплохо, если бы некоторые серьезные психологические исследования были посвящены выявлению и измерению этих отличительных, но неуловимых навыков.
Ники Хейс, доктор философии, почетный научный сотрудник Университета Хаддерсфилда, Соединенное Королевство, и член Британского психологического общества. Она специализируется на преподавании и изучении психологии. Ее текущее исследование посвящено практикам пересмотра студентами и социальным представлениям в организациях. Эта статья была взята из июньского номера журнала European Psychologist за 1996 г. (том 1, № 2, стр. 130–34), опубликованного Hogrefe & Huber Publishers.
Как степень психолога формирует бесценные навыки полевых исследований
Идея получить степень в области психологии обычно вызывает в воображении образы карьеры в сфере консультирования, социальных услуг или психического здоровья. Хотя это все пути, по которым идут выпускники психологии, универсальность бакалавра в этой области может простираться гораздо дальше. С акцентом на человеческое поведение, познание и эмоции, многогранный набор навыков, которые приобретают специалисты в области психологии во время учебы, может быть применен в ряде различных отраслей
Основы психологии, такие как разнообразное мышление, анализ данных и применение теории к сценариям реальной жизни, могут значительно улучшить полевые исследования. Профессионалы, стремящиеся разнообразить свои навыки и получить критические знания о состоянии человека, могут найти то, что ищут, в программе психологии.
Присоединяйтесь к нам, чтобы узнать, как специализация в области психологии может помочь вам приобрести жизненно важные навыки полевых исследований.
Чем занимается полевой исследователь?
Американская психологическая ассоциация (APA) отмечает, что психология занимается изучением взаимосвязей между функциями мозга, поведением и окружающей средой, чтобы прояснить наше понимание и улучшить мир вокруг нас. Имея это в виду, легко понять, какую пользу может принести психологическое обучение полевым исследователям.
Полевые исследования — это известный метод сбора данных, с помощью которого социологи намереваются понять, наблюдать и взаимодействовать с субъектами в их естественных условиях. Цель состоит в том, чтобы узнать, как субъект ведет себя в определенной среде, чтобы определить, как различные переменные могут взаимодействовать с ним или влиять на него.
Применяя иммерсивные методы обучения, специалисты лучше понимают контекст своих исследований и получают подробные высококачественные данные. На практике это делается с помощью включенного наблюдения, этнографии, качественных интервью и т. д. Институт мира США (USIP) считает полевые исследования крайне важными, поскольку они заставляют исследователей подвергать сомнению свои представления и теоретические предположения, когда они сталкиваются лицом к лицу с реальностью на местах.
7 Навыки полевых исследований, полученные при изучении психологии
Практика полевых исследований заключается в признании динамических связей между предметом и его более широким контекстом. Психология несет аналогичную миссию. Четыре основные цели психологии — описывать, объяснять, предсказывать и положительно влиять на поведение и психические процессы других людей.
Следующие семь психологических навыков могут пригодиться специалистам во всех областях социальных наук, но особенно в полевых исследованиях.
1. Навыки разнообразного мышления
APA выделяет ряд компетенций, которые должна охватывать программа качественной психологии, в том числе важные когнитивные навыки. Студенты не просто приобретают основные способности критического мышления, которым многие профессионалы ожидают научиться в колледже. Они также приобретают ценный опыт в области аналитического мышления, творчества, управления информацией, суждений и принятия решений.
Независимо от того, выполняют ли исследователи роль субъективного участника или объективного наблюдателя, полевая работа в значительной степени зависит от применения разнообразных мыслительных способностей, при этом на передний план выходят навыки наблюдения и интерпретации.
2. Навыки исследования
При проведении полевых исследований специалисты взаимодействуют непосредственно с изучаемой группой. Таким образом, необходимы острые качественные исследовательские способности.
Студенты, специализирующиеся в области психологии, знают, что их ожидают курсы по человеческому развитию, системам психологии и т.п. Но в дополнение к изучению этих фундаментальных предметов студенты столкнутся с темами, которые помогут улучшить их практические исследовательские способности.
Предлагаемые курсы варьируются в зависимости от школы, но, например, учащимся программы психологии в UMass Global предоставляется возможность сосредоточиться на таких предметах, как написание научных работ, дизайн социальных исследований, статистика и методы исследования в области наук о поведении.
3. Сотрудничество
Психология и исследования похожи, потому что на практике ни то, ни другое не является индивидуальным действием. Независимо от того, играет ли профессионал интерактивную или наблюдательную роль, сотрудничество с пациентами или испытуемыми часто требует серьезного участия. Это также и повторяющиеся области, в которых знания, компетенции и навыки практиков постоянно расширяются благодаря совместной работе с другими профессионалами.
Помимо обучения совместной работе с одноклассниками, ученые-психологи изучают интерактивную семейную, общественную и другую групповую динамику через призму социальных наук. Курсы по таким предметам, как семейные системы и динамика, организационная психология и психическое здоровье сообщества, могут помочь исследователям лучше понять контекстуальный характер их работы.
4. Адаптивность
APA также выделила некоторые личные навыки, которые способствуют карьерному росту любого профессионала. Такие качества, как целостность и саморегуляция, могут быть более присущими, но одна вещь, которую программы психологии могут помочь вам развить, — это ваша способность адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.
Адаптивность важна для полевых исследователей, потому что вся методология работает в отсутствие контролируемой среды. С таким большим количеством изменений крайне важно оставаться уравновешенным, вдумчивым и мотивированным на протяжении всего процесса. Психологические программы могут помочь научить студентов, как успешно приспосабливаться к изменениям, реагируя гибко, активно и вежливо.
5. Анализ данных
Полевые исследования могут потребовать большого количества информации. Методы сбора данных имеют очевидное значение, но способность исследователя анализировать данные не менее важна. Профессионалы, проводящие такого рода исследования, должны знать, как применять графические, статистические и количественные методы к набору наблюдений или измерений, чтобы обнаруживать закономерности и аномалии.
Статистический анализ на самом деле довольно важный элемент психологической практики. Программы бакалавриата помогут студентам научиться тщательно обдумывать переменные и измерения при сборе данных, чтобы они могли делать наиболее точные интерпретации информации.
6. Применение теории
Одно дело узнать об эффективных методах исследования и интерпретации данных, но это не принесет много пользы без острого умения применять эти теории к имеющемуся материалу. Все надлежащие исследования должны рассматривать теоретическую основу для своих исследований на очень ранней стадии планирования. В частности, в качественных исследованиях профессионалам необходимо освоить ряд различных теоретических подходов.
Изучение теории с точки зрения психологии помогло нам лучше понять важные проблемы со здоровьем и связанные с ними модели поведения, которые могут предоставить потенциальные возможности для развития. Студенты-психологи не просто учатся анализировать принципы человеческого поведения — они также учатся деконструировать методологию и статистические методы, связанные с исследованиями в области науки о поведении.
7. Межличностное общение
Навыки устного и письменного общения полезны в любой отрасли. Но они особенно важны для исследователей, которым поручено излагать свои выводы в ясной и лаконичной форме.
APA также выделяет ряд социальных навыков, которые учащиеся получают на программах по психологии, которые могут помочь улучшить их навыки межличностного общения.