Психология типы темперамента: Типы темперамента и их характеристика

3. Темперамент. Понятие и типы темперамента

Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Лишь условно темперамент можно отнести к компонентам личности, ибо его особенности, как правило, обусловлены биологически и являются врожденными. Темперамент теснейшим образом связан с характером, и у взрослого человека их трудно разделить.

Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных типа: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. Такое разделение имеет длительную историю (Гиппократ, Гален, Кант, Павлов и др.), хотя имеются и другие классификации типов темперамента (Кречмер, Шелдон, Сиго и др.).

Холерик — сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключительной страстностью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности.

Сангвиник — сильный тип темперамента, характеризующийся подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью.

Флегматик — сильный тип темперамента, связанный с медлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активности.

Меланхолик — слабый тип темперамента, которому свойственны замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость, склонность глубоко переживать даже незначительные события, преобладание отрицательных эмоций, сензитивность.

Нет ни хороших, ни плохих темпераментов. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Достоинство холерика — в возможности сосредоточения значительных усилий в короткий промежуток времени, а недостаток в том, что при длительной работе ему не всегда хватает выдержки.

Сангвиник, обладая быстрой реакцией и повышенной трудоспособностью в начальный период работы, к ее концу снижает работоспособность не только из-за быстрой утомляемости, но и ввиду падения интереса. Достоинство флегматика в способности долго и упорно работать, но он не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать свои усилия. Меланхолик отличается большой выдержкой, но медленным вхождением в работу, его работоспособность выше в середине или в конце работы, а не в ее начале.

Тип темперамента необходимо учитывать в специальностях, где труд предъявляет особые требования к динамическим и эмоциональным качествам человека.

Свойства темперамента. Темперамент и личность. Большинство исследователей темперамента выделяют такие его свойства, теснейшим образом связанные между собой и с качествами характера:

сензитивность — особенность человека, проявляющаяся в возникновении чувствительности (психической реакции) на внешний раздражитель наименьшей силы;реактивность — особенность человека, связанная с силой эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители;активность — способность человека, заключающаяся в преодолении внешних и внутренних ограничений в производстве, в общественно-значимых преобразованиях, в присвоении богатств, усвоении духовной культуры;темп реакций — особенность человека, заключающаяся в скорости протекания психических процессов, а в определенной мере и психических состояний; пластичность —ригидность — особенности человека гибко и легко приспосабливаться к новым условиям, либо костно, инертно, нечувствительно вести себя в изменившихся условиях;экстраверсия-интровсрсия
— особенности человека, выражающиеся в преимущественной направленности активности личности либо вовне (на мир внешних объектов: окружающих людей, событий, предметов), либо внутрь (на явления собственного субъективного мира, на свои переживания и мысли).

Темперамент, будучи врожденным, является базой большинства свойств личности. Но он определяет лишь динамику их проявления (впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность).

Впечатлительность — свойство человека, характеризующее степень воздействия различных раздражителей, время сохранения их в памяти и силу ответной реакции на это воздействие.Эмоциональность — свойство, выраженное в скорости, содержании, качестве, глубине, динамике эмоциональных процессов и состояний.Импульсивность — свойство, заключающееся в склонности человека действовать по первому побуждению, спонтанно под влиянием внешних воздействий или внезапно нахлынувших эмоций.

Тревожность — повышенная склонность человека испытывать беспокойство в любых ситуациях жизни, в том числе и не располагающих к этому. Понятие тревожности близко к понятию невротизма (Г.И. Айзенк).

Эти особенности темперамента оказывают влияние на характерологические черты, на развитие и проявление способностей человека.

Контрольные вопросы

1. Какое определение можно дать темпераменту?

2. Что такое типы темперамента?

3. Как взаимодействует темперамент, деятельность и общение?

4. Какие качества личности следует отнести к свойствам темперамента?

5. Каково соотношение темперамента и личности?

6. Какому типу темперамента — холерическому, сангвиническому, флегматическому или меланхолическому — соответствуют характеристики:

а) Несколько замедленные реакции, устойчивое настроение, внешне мало выраженная эмоциональная сфера. Остается достаточно выдержанным и спокойным, не допускает импульсивных движений в сложных жизненных ситуациях. Проявляет большое упорство в доведении дела до конца, правильно рассчитывая свои силы. Стереотипы вязки, поведение часто недостаточно гибко, переключение внимания, деятельности и общения в определенной мере замедлено. Наибольших успехов достигает в профессиях, требующих усидчивости, равномерного напряжения сил, устойчивости внимания и большого терпения.

б) Повышенная эмоциональная реактивность, резкий темп и быстрота в движениях, большая энергия и прямолинейность в отношениях. В неблагоприятных условиях повышенная возбудимость может привести к вспыльчивости, а в некоторых случаях и агрессивности. Резкая смена настроений. Способен преодолеть значительные трудности, отдаваться делу с большой страстью при соответствующей высокой мотивации. Достигает наибольшего результата в профессиях, в которых необходимы повышенная реактивность и значительное единовременное напряжение сил.

в) Повышенная ранимость, склонность к глубоким переживаниям даже по незначительным причинам. Чувства легко возникают, плохо сдерживаются, отчетливо выражены вовне. Сильные внешние воздействия затрудняют его деятельность и общение. Замкнут, избегает новой обстановки. При неблагоприятных жизненных условиях быстро возникают застенчивость, робость, нерешительность, как и трусость.

Но в благоприятной устойчивой обстановке может достичь значительных успехов в профессиях, требующих повышенной чувствительности (сензитивности) и реактивности.

г) Легкая приспособляемость к изменяющимся жизненным условиям, повышенная контактность с окружающими людьми, легкое возникновение и быстрая смена чувств, стереотипы достаточно подвижны, раскован в новой обстановке, способен к быстрому переключению внимания, деятельности и общения. Наиболее успешны виды профессии, требующие быстрой реакции и повышенной общительности.

Определи себя по личностному опроснику Айзенка (EPI). Дается упрощенный мужской вариант (женщины вносят в вопросы соответствующие коррективы). Ответь «да» или «нет» на следующие вопросы (работай быстро, не тратя много времени на обдумывание, важна твоя первая реакция, а не результат долгих размышлений, отвечать нужно на каждый вопрос, не пропуская ни одного).

  1. Часто ли ты испытываешь тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы встряхнуться, испытать возбуждение?

  2. Ты часто нуждаешься в друзьях, которые тебя понимают, могут ободрить и утешить?

  3. Ты человек беспечный?

  4. Не находишь ли ты, что тебе трудно ответить «нет»?

  5. Задумываешься ли ты перед тем, как что-либо предпринять?

  6. Если ты обещал что-то сделать, всегда ли сдерживаешь свое обещание?

  7. Часто ли у тебя бывают спады и подъемы настроения?

  8. Обычно ты поступаешь и говоришь быстро, не раздумывая?

  9. Часто ли ты чувствуешь себя несчастным человеком без достаточных на то причин?

  10. Сделал ли бы ты все, что угодно, на спор?

  11. Возникает ли у тебя чувство робости или смущения, когда ты хочешь завести разговор с симпатичной (ным) незнакомкой (цем)?

  12. Выходишь ли ты иногда из себя, злишься?

  13. Часто ли ты действуешь под влияние минутного настроения?

  14. Часто ли ты беспокоишься из-за того, что сделал или сказал что-нибудь такое, чего не следовало бы делать или говорить?

  15. Предпочитаешь ли ты книги встречам с людьми?

  16. Легко ли тебя обидеть?

  17. Любишь ли ты часто бывать в компаниях?

  18. Бывают ли у тебя мысли, которые ты хотел бы скрыть от других?

  19. Верно ли, что иногда ты полон энергии, так что все горит в руках, а иногда совсем вял?

  20. Предпочитаешь ли ты иметь меньше друзей, но зато особенно близких тебе?

  21. Часто ли ты мечтаешь?

  22. Когда на тебя кричат, ты отвечаешь тем же?

  23. Часто ли тебя беспокоит чувство вины?

  24. Все ли твои привычки хороши и желательны?

  25. Способен ли ты дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?

  26. Считаешь ли ты себя человеком возбудимым и чувствительным?

  27. Считают ли тебя человеком милым и веселым?

  28. Часто ли ты, сделав какое-нибудь важное дело, испытываешь чувство, что мог бы сделать его лучше?

  29. Ты часто молчишь, когда находишься в обществе других людей?

  30. Ты иногда сплетничаешь?

  31. Бывает ли, что тебе не спится от того, что в голову лезут разные мысли?

  32. Если ты хочешь узнать о чем-нибудь, то ты предпочитаешь прочесть об этом в книге, нежели спросить?

  33. Бывают ли у тебя сердцебиения?

  1. Нравится ли тебе работа, требующая постоянного внимания?

  2. Бывают ли у тебя приступы дрожи?

  3. Всегда ли ты платил бы за провоз багажа, если бы не опасался проверки?

  4. Тебе неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом?

  5. Раздражителен ли ты?

  6. Нравится ли тебе работа, которая требует быстрых действий?

  7. Волнуешься ли ты по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?

  8. Вы ходите медленно и неторопливо?

  9. Ты когда-нибудь опаздывал на работу или свидание?

  10. Часто ли тебе снятся кошмары?

  11. Верно ли, что ты так любишь поговорить, что никогда не упустишь случая побеседовать с незнакомым человеком?

  12. Беспокоят ли тебя какие-либо боли?

  13. Ты бы почувствовал себя несчастным, если бы длительное время был лишен широкого общения с людьми?

  14. Можешь ли ты назвать себя нервным человеком?

  15. Есть ли среди твоих знакомых люди, которые тебе явно не нравятся?

  16. Можешь ли ты сказать, что ты весьма уверенный в себе человек?

  17. Легко ли ты обижаешься, когда люди указывают на твои ошибки в работе или твои личные промахи?

  18. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?

  19. Беспокоит ли тебя чувство, что ты чем-то хуже других?

  20. Легко ли тебе внести оживление в довольно скучную компанию?

  21. Бывает ли, что ты говоришь о вещах, в которых не разбираешься?

  22. Беспокоишься ли ты о своем здоровье?

  23. Любишь ли ты подшучивать над другими?

  24. Страдаешь ли ты от бессонницы?

Ключ к опроснику Айзенка

Сравните полученные ответы с предлагаемым ключом, за каждый ответ, совпадающий с ключом, поставьте 1 балл.

Корректурная шкала «скрытость-откровенность» (L):6 — да, 12 — нет, 18 — нет, 24 — да, 30 — нет, 36 — да, 42 — нет, 48 — нет, 54 — нет.

Если по этой шкале наберется 5 и более баллов, результат следует диагностировать как склонность давать себе завышенную оценку с целью нравиться окружающим. Дальнейшей обработке в данном случае ответы не подлежат. В случае же набора менее 5 баллов, следует переходить к обсчету 2 других шкал.

Шкала (Е) «интроверсия-экстраверсия» (горизонтальная ось на графике): 1 — да, 3 — да, 5 — нет, 8 — да, 10 — да, 13 — да, 15 — нет, 17 — да, 20 — нет, 22 — да, 25 — да, 27 — да, 29 — нет, 32 — нет. 34 — да, 37 — нет, 39 — да, 41 — нет, 44 — да, 46 — да, 49 — да, 51 — нет, 53 — да, 56 — да.

Шкала (N) «эмоциональная устойчивость» — нейротизм (вертикальная ось на графике). В ключе все ответы «да»: 2, 4, 7, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Подсчитай сумму по каждой из шкал и соответствующее цифровое значение отложи на осях графика. Полученные координаты укажут на сочетание характеристик, по которым устанавливаются типы темперамента (на графике показаны результаты Е-14, N-16 — холерик).

Опросник дает возможность охарактеризовать человека по следующим параметрам:

1. Экстраверты (свыше 12 баллов по шкале Е, отложенных на горизонтальной оси графика) — люди, ориентированные на окружающий мир, непосредственные, активные, открытые в эмоциональных проявлениях, любящие движение и риск. Для экстравертов характерны импульсивность, гибкость поведения, общительность и социальная адаптированность. Обычно они активные, шумные люди, «душа компании», заводилы, отличные бизнесмены и организаторы. Обладают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях, как правило, ориентируются на внешнюю оценку, поэтому могут хорошо сдавать экзамены, они тянутся к новым впечатлениям и ощущениям, оптимистичны, хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решений. Вместе с тем экстраверты имеют предрасположенность к несчастным случаям.

2. Интроверты (менее 12 баллов по шкале Е, отложенных на горизонтальной оси графика) — люди, для которых наибольший интерес представляют явления собственного внутреннего мира: для них часто свои теории и оценки реальности важнее, чем сама реальность. Они склонны к разным мнениям, самоанализу, необщительны, замкнуты и не испытывают затруднения в социальной адаптации, часто социально пассивны. Обычно лучше, чем экстраверты, распознают цвета, звуки, более осторожны, аккуратны и педантичны, показывают лучшие результаты по тестам интеллекта, лучше учатся в школе и вузе, лучше справляются с монотонной работой. Начальники, занимающие высокие посты, не требующие постоянного общения с людьми, чаще всего интроверты.

3. Эмоционально устойчивые (стабильные)-люди, не склонные к беспокойству, устойчивые по отношению к внешним воздействиям, вызывают доверие, склонны к лидерству (менее 12 баллов по шкале N, отложенных на вертикальной оси графика).

4. Нейротики (эмоционально нестабильные) — чувствительны, эмоциональны, тревожны, склонны болезненно переживать неудачи и расстраиваться по мелочам (более 12 баллов по шкале N, отложенных на вертикальной оси графика). По опроснику устанавливаются типы темперамента человека (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик), проанализированные выше.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. — Пятигорск, 1990. — С. 20 — 52, 102 — 112.

  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — С. 234 — 256.

  3. Гомезо Т.В., Домашенко А.И. Атлас по психологии. — С. 217 — 225.

  4. Мерлин В.С. Очерк теории эксперимента. — М, 1964. — С. 3 — 33, 156 — 223, 254 — 276.

  5. Немов Р.С. Психология… Кн.1. — С. 332 — 341.

  6. Общая психология. — М., 1986. — С. 401 — 418.

  7. Психология индивидуальных различий. — М., 1982. — С. 148 — 178.

  8. Психологический словарь. — С. 337, 356 — 366.

  9. Психология. Словарь. — С. 14, 15, 297, 344, 353, 367, 394, 395, 428, 438, 439, 459, 460.

  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т.II. — М., 1989. — С. 211 — 235.

  11. Русалов В.М. Биологические свойства индивидуально-психологических различий. — М., 1979. — С. 6 — 22, 163 — 148.

  12. Сборник тестов по отбору кандидатов при найме на работу (методика США). — Воронеж, 1992. — С. 14 — 19.

Урок по психологии «Типы темперамента»

Открытый урок по психологии

в 10-А классе

 «Типы темперамента»

23.11.2017г.

Подготовила:

практический психолог

МОШ IIII ст. № 72

Морозова В.В.

Цель: научить детей различать типы темперамента, принимать и понимать себя и других людей; формировать благоприятный климат в коллективе.

Оборудование: плакат с рисунком корзины, нарисованные цветы, мультимедийный проектор, бланки опросников, рисунки деревьев, скрепки.

Ход занятия:

— Однажды собрались Боги на совет, чтобы найти такое место на Земле, где можно было бы спрятать истину так, чтобы человек все жизнь истратил на ее поиски.

— Давайте спрячем истину на самой высокой горной вершине! – сказал наистарейший из них.

— Давайте спрячем на глубину моря! – произнес самый молодой из них.

— Нет, найдет…

— Давайте спрячем истину в сердце человека, и тогда он всю жизнь будет искать ее, но так не сможет найти, — предложил наимудрейший Бог.

С того времени люди все свою жизнь тратят на поиски истины, даже не подозревая, что она находится очень близко.

Не зря древнегреческий философ Сократ сказал: «Познай себя – познаешь весь мир».

— Предлагаю вам сегодня сделать один шаг к познанию себя, один шаг к познанию истины.

 

Упражнение «Цветы класса»

— Вы каждый приготовили для себя цветы, я прошу вас на лепестках написать свои положительные качества характера, а в серединке – свое имя. (музыка – 5 мин.)

— А теперь, прошу вас прикрепить ваш цветочек к корзине и прокомментировать написанное.

— Все мы разные. Одинаковых людей не существует. Но наша корзинка благодаря этому еще красивее, а каждый цветочек, как и каждый из вас, хорош по-своему.

— Еще в древности люди задумывались над тем, почему одни из них решительные, способны быстро адаптироваться к новому коллективу, а другие чувствительные, обидчивые,  трудно находят общий язык с окружающими; одни быстро обдумывают все и принимают решения, а другим необходимо на это много времени. (Презентация, 7 минут).

(3–4слайд) В Древней Греции последователи известного доктора Гиппократа считали, что такие черты характера обусловлены соотношением в организме человека трех жидкостей: крови, желчи и слизи. Если в человеческом организме преобладает такая жидкость, как кровь – этих людей называют сангвиниками, слизь – флегматиками, желчь – холериками, чёрная желчь – меланхоликами. Позже возникла другая классификация, связанная с соотношением толщины стенок сосудов к диаметру их просвета, а потом темпераменты людей стали соотносить с конституцией тела.

Основой современной классификации  типов темперамента стала теория, возникшая во времена Гиппократа.

В наше время темпераментом называют совокупность динамических особенностей психики человека; он зависит от силы нервной системы, ее работоспособности, уравновешенности, стойкости.

(5 слайд)

Эмоциональная устойчивость – умение противостоять негативным событиям.

Эмоциональная неустойчивость – характеризуется перепадами настроения, импульсивностью, непоследовательностью действий, отсутствием самоконтроля, аффективными вспышками, чрезмерной раздражительностью.

Психологии известны два принципиально разных типа личности: экстраверты и интроверты.

Экстраверты — это тип личности (или поведения), который ориентирован в своих проявлениях вовне, на окружающих.

Интроверты — тип личности (или поведения), ориентированный вовнутрь или на себя.

Для экстравертов характерно поведение, при котором человек стремится:

  • к общению с людьми,
  • вниманию со стороны окружающих,
  • участию в публичных выступлениях,
  • участию в многолюдных мероприятиях и вечеринках.

Экстраверт может быть превосходным тамадой, организатором (часто на общественных началах), чиновником, управляющим людьми, артистом или конферансье.

Для интровертов характерно поведение, больше связанное с комфортным одиночеством, внутренними размышлениями и переживаниями, творчеством или наблюдением за процессом. Интроверт может быть превосходным ученым, исследователем, наблюдателем, писателем или индивидуальным предпринимателем. Если экстраверту для комфорта необходимо присутствие других людей, то интроверту комфортно трудиться и в одиночестве.

— А сейчас давайте познакомимся с типами темперамента более подробно. (6-10 слайд)

Меланхолик. Основной чертой этого типа темперамента является повышенная чувствительность. Такой человек остро реагирует на все происходящее вокруг него и, к сожалению, для себя во всем видит только минусы. Его сильной стороной является богатое воображение, однако, в этом же и его слабость. Умение фантазировать помогает в творческой работе, но очень усложняет жизнь, ведь такие люди способны надумывать проблемы там, где их нет. Меланхолики не всегда могут адекватно вести себя в каких-то ситуациях, пасуют перед проблемами, незначительное изменение распорядка дня уже вызывает неудобства, а переезд или смена работы – проблема мирового масштаба. По своей натуре меланхолик интроверт.

Холерик. Самыми яркими качествами, которыми он обладает, являются: частые скачки настроения; решительность, напористость; активное участие в спорах; страсть к лидерству; быстрая реакция; резкость в движениях, живая мимика; неусидчивость, иногда непоследовательность; активность, стремление к новому; страсть к риску; в некоторых случаях агрессивность, грубость.

Холерик очень общителен и стремится к вниманию окружающих. Можно сказать, что он типичный экстраверт (хотя редко, но бывает интроверт).

Сангвиник. Человек подвижный и легкий на подъем, с выразительной мимикой и богатой жестикуляцией, он моментально реагирует на изменение ситуации, неудачи не выбивают его из колеи, а заставляют действовать еще энергичнее. Сангвиник не выносит рутины, ему постоянно нужны новые впечатления.
Он очень активен и энергичен. Ему свойственна доброта и готовность прийти на помощь. Подвижность психических процессов не позволяет долго пребывать в депрессии и «зацикливаться» на проблемах. Он обладает веселым нравом, легким характером и чувством юмора. Чаще всего, это оптимист, полный надежд. У него быстрая, хорошо развитая речь. Они прекрасные ораторы и свободно чувствуют себя на публике.
Однако из-за той же подвижности психики быстро загорается идеей и столь же быстро остывает, теряет интерес.

Флегматик. Качества, которые свойственны человеку-флегматику: медлительность; невозмутимость; постоянный уровень настроения; незаметные выражения своих эмоциональных переживаний; бедная мимика; трудность в переключении деятельности; тяжелое приспосабливание к новой обстановке, условиям; постоянство чувств; медленное вырабатывание новых форм поведения; возможна вялость, безразличие, лень.

Флегматик, благодаря своей сильной нервной системе, эмоционально устойчив. В то же время его психические процессы также обладают инертностью, которая не позволяет им испытывать и выражать сильные переполняющие чувства. Человек, у которого присутствует этот тип темперамента, обычно адекватно оценивает себя, уверен в себе, при этом без бахвальства и самоуверенности. Иногда, при неблагоприятных обстоятельствах, он может занижать свои способности и испытывать неуверенность.

— Для того чтобы познакомить вас с типами темперамента творческая группа вашего класса приготовила для вас сказку. (7 мин.)

 

 

Сказка о типах темперамента.

— В давние времена в одном королевстве жили четыре рыцаря. Звали их Холерик, Сангвиник, Флегматик и Меланхолик. Все они были вооружены, ездили на прекрасных лошадях, но были очень разные.

Холерик ни одной минуты не мог посидеть спокойно. Он скакал целый день на коне, громко кричал, разгонял всех разбойников в округе. Как только он узнавал, что где-то появился дракон, сразу же мчал туда, чтоб победить его. Но если ему сразу не удавалось победить дракона, то поединок для него становился не интересным. Он тут же вспоминал, что хотел сделать что-то другое, например, поймать жар-птицу. Оставлял дракона и ехал искать ее или другие приключения.

Сангвиник тоже делал все быстро и весело. Если он решил построить себе новый замок, то работал, старался. Он не переставал работать, пока не доводил дело до конца. Сангвиник не отказывался, и посмеяться, и пойти с друзьями на охоту. И хотя драться не любил, но если забияка Холерик вызывал его на бой, то мог постоять за себя.

Рыцарь Флегматик, наоборот, все делал медленно. Когда он строил свой замок, то думал неделями, как бы поставить башню. Увлеченный своей работой, он даже не замечал драконов, которые гуляли около стен его замка. А когда, наконец, замечал, то так долго и тщательно готовился к битве, что драконы без особых усилий успевали спрятаться.

Меланхолик был самый тихий и грустный. Он всего боялся. Если разбойники окружали его замок, кричали и высмеивали его, то он сразу начинал плакать. Он боялся драконов, которые пролетали, и любил сидеть на лавочке, в тишине своего парка. А когда он строил свой замок, то послушно следовал советам других рыцарей.

У короля была прекрасная дочь, случилось так, что все они полюбили ее. Собрались они вместе, посоветовались, и решили отправиться к королю просить отдать дочку замуж за одного из них. Пусть она сама выберет самого достойного, лучшего.

Подъезжая к королевскому дворцу, они увидели, что страшный великан-людоед стоит около ворот с огромной дубиной и никого к принцессе не пускает.

Холерик, не задумываясь, бросился в бой с великаном. Тот взмахнул дубиной, и Холерик вылетел из седла, покатившись по земле. Рыцарь сразу же поднялся и, размахивая сломанным мечом начал кричать, что великан ведет себя нечестно, что у него дубина, а не меч, и вообще они в разных весовых категориях.

Увидев это, Меланхолик всхлипнул и произнес: «Вот так всегда! Ну почему мне так не везет». Развернул коня и отправился домой.

Флегматик почесал затылок, подумал и решил: «Ничего не поделаешь с этим великаном. Приеду я завтра. Может ему надоест здесь сидеть. Я могу и подождать, пока он уйдет».

А Сангвиник сразу же понял, что великана ему не победить. Он через лес подъехал к замку, закинул веревку на стену и, напевая песенку, полез на башню к принцессе. Но веревка оборвалась, и Сангвиник упал. Потом он поднялся, потер разбитые колени, улыбнулся и решил построить воздушный шар, чтобы перелететь на нем через высокую стену королевского замка.

Принцесса со своей башни наблюдала, что делали все ее кавалеры. И все они разочаровали ее: ведь Холерик если и был храбрый, то только кричал, а не искал выхода из этой ситуации; Флегматик не очень спешил к своей любимой; Сангвиник хитрил и не желал вступить в бой со страшным великаном-людоедом; Меланхолик – тот вообще испугался и растерялся.

Прошло несколько дней и снова все рыцари появились у ворот замка. Холерик пришел первым во главе большого вооруженного войска. За это время он обскакал все королевство и собрал самых сильных рыцарей на битву с великаном. Увидев это, великан бросил дубину и убежал. Принцессе понравилась неугомонность Холерика.

Вдруг она увидела, что к замку летит воздушный шар, в ковше которого сидит Сангвиник и улыбается. Принцесса была в восторге от его находчивости.

В эту же минуту в окно башни влетел почтовый голубь. К его шейке ленточкой было привязано послание. Это была баллада о любви, которую написал Меланхолик. Принцесса была растрогана этими стихами. Они ей очень понравились.

Вдруг на дороге затарахтели тяжелые возы. Это медлительный Флегматик вез щедрые подарки прекрасной принцессе. И он тоже понравился своей сдержанностью и деловитостью.

Четыре рыцаря выстроились перед королем и его дочкой, чтоб просить руки принцессы.

— Сначала я была разочарована вами, — сказала принцесса. – А теперь я в восторге от вас. В темпераменте каждого из вас я увидела чудесные черты. Но я выбираю…

— Ребята, как вы думаете, кого выбрала принцесса, кто стал ее мужем?

— Вы не знаете? Правильно, потому что это не важно. Ведь принцессы тоже бывают разные. Кому-то больше нравится один тип темперамента, кому-то другой. Главное в сказке, что нет хороших или плохих типов темперамента, как нет только хороших или только плохих людей. В каждом человеке есть всего понемногу и от Сангвиника, и от Флегматика, и от Меланхолика, и от Холерика. Но чего-то одного может быть больше. Переделать тип темперамента почти невозможно, да в общем-то и не нужно, ведь каждый человек уникален и индивидуален.

Учитель:

— Ученые пришли к выводу, что темперамент в чистом виде встречается очень редко, а в основном людям присущи черты нескольких типов темперамента.

Темперамент невозможно изменить, выбрать себе такой который больше нравиться, но его можно откорректировать, т.е. уменьшить проявление тех или иных черт. Психологи предлагают для этого способы музыкотерапии. Давно доказано, что классическая музыка влияет на состояние человека, например, психологи рекомендуют слушать «Шестую симфонию» Бетховена для успокоения, для снятия раздражительности – «Кантату № 2» Баха, для уменьшения эмоциональных переживаний – «Дон Жуана» Моцарта и т.д.

Музыкальные произведения вызывают в нашей душе различные эмоциональные переживания.

— Я предлагаю вам прослушать музыкальные отрывки, и помочь мне определить с каким типом темперамента они ассоциируются, исходя из тех характеристик, которые вы уже знаете. (3 мин.)

  1. «Танец с саблями» из балета Гаяне армянского композитора можно соотнести с холерическим темпераментом.

2. «Турецкий марш» из сонаты Моцарта – с сангвинистическим типом.

3. «Романс» российского композитора Д.Шостаковича – с флегматическим типом.

4. Отрывок Бетховена «До Элизы» — с меланхолическим типом темперамета.

— В коллективе лучше всего объединяются люди с противоположным типом темперамента, они как будто дополняют друг друга.

— И вот пришло время и нам определить свой тип темперамента. Вы, наверное, из фильмов знаете, что у каждого человека свой рисунок на подушечках пальцев рук. Этот рисунок является уникальным и неповторимым, ни у кого в мире он не может быть одинаковым.

Рисунок в центре подушечек пальцев может быть трех видов: петля, спираль, дуга.

Если у вас все петли – вы флегматик, если петель больше, чем спиралей – вы сангвиник, если спиралей больше, чем петель – вы холерик, если есть хотя бы одна дуга – вы меланхолик.

— Итак, кто-то хочет поделиться своими результатами.

— А, сейчас мы изучим какой тип темперамента у вас  преобладает, и сравним с полученными ранее результатами. Экспресс-диагностика типов темперамента. (Бланки для диагностики).

Экспресс-методика «Определение типа темперамента»,

автор кандидат экономических наук Крамская Л.А.

Перед вами 12 утверждений:

1.     Вы обычно осуществляете деятельность без предварительного планирования.

2.     Случается, что вы чувствуете себя то счастливым, то несчастным без видимых причин?

3.     Чувствуете ли вы себя счастливым, когда занимаетесь делом, требующим немедленных действий?

4.     Подвержены ли вы изменениям настроения от плохого к хорошему без видимых причин?

5.     При завязывании новых знакомств вы первым проявляете инициативу?

6.     Часто ли вы бываете в плохом настроении?

7.     Склонны ли вы действовать быстро и решительно?

8.     Бывает ли, что вы пытаетесь на чем-либо сосредоточиться, но не можете?

9.     Являетесь ли вы эмоциональным человеком?

10. Часто ли бывает так, что в беседе с другими людьми вы присутствуете лишь физически, а мысленно отсутствуете?

11. Чувствуете ли вы себя неуютно, когда не имеете возможности общаться?

12. Временами вы полны энергии, а иногда очень пассивны.

На бланках есть координатная плоскость, отметьте, пожалуйста, на ней свои результаты. Так на горизонтальной оси отметьте – нечетные номера ответов, а на вертикальной – четные номера ответов.

Соедините полученные точки, и у вас получится фигура: у некоторых четырехугольник, у некоторых треугольник. И вы увидите, в какую сторону тянется ваш треугольник, тот тип темперамента и преобладает, а остальные присутствуют, какой-то тип темперамента в большей степени, а какой-то в меньшей.

Ученые установили, что у людей разных типов темперамента, различное восприятие реального времени. (Вызвать 3 желающих).

— Это упражнение вы можете провести самостоятельно со своими близкими, а результатами поделиться на следующем уроке.

— Ребята, подумайте, и скажите мне когда, по вашему мнению, закончится минута.

 Например, для холерика 1 минута составляет примерно 42 секунды, а для сангвиника еще меньше – 40 секунд. Наиболее точными в этом есть меланхолики, а у флегматика 1 минута длится приблизительно 1 минута 6 секунд. Вот такие интересные факты доказывают ученые.

1 Задание. У вас в конвертах есть характеристики детей с разными типами темперамента, прочитайте и обсудите в своей группе, а потом определите аргументируя свой ответ. (Приложение 1).

2 Задание. Подумайте и объясните, а лучше обыграйте, как будут действовать люди с разным типом темперамента в данной ситуации, и каждая группа будет представлять один тип темперамента, который у вас указан в карточке, а мы попробуем отгадать какому типу темперамента присуще это поведение.

Разыгрывание ситуации.

1. Ждет человека перед театром, чтобы пойти на спектакль, а тот опаздывает. (Холерик)

2. Стоит в длинной очереди в магазине. (Сангвиник)

3. Проходит мимо дома и на него выливают ведро воды. (Флегматик)

4. Перед экзаменом в коридоре. (Меланхолик)

— Сегодня на уроке мы давали определение темперамента, изучали типы темперамента, выяснили, что в каждом типе темперамента есть положительные характеристики. Многие исследователи часто задавались вопросом: какой же темперамент лучше?

— Ответы давались разные, но все ученые приходили к мнению, что люди выдающихся способностей могут обладать различными типами темперамента. Суворов, Наполеон и Герцен были сангвиниками. Петр Первый и Пушкин – холериками, Крылов и Кутузов – флегматиками, Чайковский и Гоголь – меланхоликами. Значит, уровень способностей не зависит от темперамента.

— У вас на листочках нарисованы деревья. Вы знаете, что ствол дерева на протяжении жизни растет, увеличивается, но не меняется, а листочки на нем каждый год появляются новые. Так и наш темперамент не меняется, а черты характера мы с вами можем в себе воспитать. Теперь вы уже знаете свой тип темперамента, его сильные и слабые стороны.

— На стволе запишите свой тип темперамента, а на зеленых листочках – те черты характера, которые вам в себе нравятся, те  которые у вас самые лучшие; на желтых листочках, которые скоро будут осыпаться, напишите те черты характера, от которых вы бы хотели избавиться, а на салатовых – те, которых вам не хватает и которые вы бы хотели в себе развивать.

— Ребята, кто хочет поделиться результатами?

— Это дерево, вы можете оставить у себя для дальнейшей работы над собой и своими чертами характера.

— Огромное значение имеет то, с каким  типом темперамента родился человек, а еще больше – то, какие черты он воспитал в себе.

Упражнение «Скрепка»

— У вас на столах имеются скрепки, обычные канцелярские скрепки, попробуйте по моей команде выровнять скрепку в одну линию.

— А теперь сложите ее в исходное положение.

— Когда обижаешь человека – не задумываешься над природой человеческого поведения, почему он поступает именно так, а не по-другому; а восстановить хорошие отношения, как и нашу скрепку, очень сложно. Теперь, я надеюсь, вы уже знаете, что все люди разные, уникальные, а поэтому не стоит спорить с тем, кто думает или поступает не так, как вы, ведь природа, возможно, просто одарила его совсем другим темпераментом.  

Рефлексия.

— Давайте вспомним все, что мы изучили на уроке и дадим оценку нашему занятию, но в необычной форме.

— Если урок вам понравился, и вы узнали что новое, то по моей команде покажите кулачок с большим пальцем вверх.  

— Если на уроке вам было скучно и не интересно, то покажите кулачок с большим пальцем вниз.

 

Тип и темперамент — одно и то же?

Опубликовано доктором Джоном Уорнером в психологии / Психологический тип

В деловой или организационной жизни слова « психологический тип » и « психологический темперамент » часто используется для описания различия в характерах людей. На самом деле слова «тип» и «темперамент» часто используются взаимозаменяемо, как если бы они в целом описывали одну и ту же модель. Однако, как мы увидим, хотя у них есть сходства, есть и некоторые различия, которые следует учитывать.

Теория раннего темперамента

Писать о различиях в темпераментах начали более 2000 лет назад в Древней Греции с теории о том, что четыре телесные жидкости (черная желчь, желтая желчь, слизь и кровь) напрямую влияют на черты личности и поведение человека. Греческий врач Гиппократ (460–370 гг. до н. э.) включил четыре темперамента в свои медицинские теории. С тех пор и до наших дней эта теория или ее вариации были частью многих более общих теорий медицины, психологии и литературы. Эти древние описания до сих пор используются в более знакомом повседневном языке, когда их описывают как «сангвиника» (ищущего удовольствий и общительного), «холерика» (амбициозного и похожего на лидера), «меланхолика» (интровертного и вдумчивого) и флегматичного. (спокойно и тихо).

Теория типов

В начале 1920-х годов швейцарский психолог Карл Юнг (и в течение многих лет коллега Зигмунда Фрейда) предположил, что у людей есть ряд основных инстинктов для переживания жизни (которые он назвал «архетипами»). ) и что они в совокупности влияют на нашу личность. Юнг считал, что важно понимать наше врожденное предпочтение или ориентацию либо на Экстраверсию , либо на Интроверсию (мера ориентации на использование внутренней или внешней энергии) или нашу ориентацию на гибкость (9). 0021 Восприятие ) или организация ( Оценка ). Вдобавок Юнг предположил, что у нас есть четыре «функциональных» предпочтения в отношении ментальной обработки. Это пара Sensing и Intuiting (каждый из которых используется в основном для сбора данных) и Thinking и Feeling (каждый из которых используется в основном для принятия решений). Комбинируя эти восемь ориентаций или функций, можно описать личностные предпочтения в комбинации. Например, человек может отдавать предпочтение интроверсии, ощущению, мышлению и суждению в каждой из четырех пар (и в краткой форме может быть описан как имеющий предпочтения ISTJ).

Поздняя теория темперамента

Опираясь на древнегреческую теорию темперамента, но также под значительным влиянием работы Юнга, в начале 1970-х годов психолог Дэвид Кирси предположил, что существует четыре врожденных модели темперамента, которые можно более точно описать. Эти четыре новых темперамента были связаны с греческими богами Аполлоном, Дионисом, Эпиметеем и Прометеем и были сопоставлены с теми же шкалами, которые предложил Юнг. Кирси решил дать этим темпераментам новые имена. Это были сенсорные/воспринимающие Ремесленник (сангвиник), чувствующий/оценивающий Страж (меланхолик), интуитивный/чувствующий Идеалист (холерик) и интуитивный/мыслящий Рациональный (Флегматик). Вместо того, чтобы использовать экстраверсию и интроверсию (Э/И) и фокус на задаче/людях, как в других теориях, Кирси связал темпераменты с «чувством» и «интуицией» (которые он переименовал в «конкретный» и «абстрактный») с новой парной категорией. , «сотрудничающий» и «прагматичный». Писатель о темпераментах Стив Монтгомери (в своей книге «Личные паттерны») позже дал еще одно полезное описание этих четырех темпераментов, когда предположил, что Ремесленники (ПЛ) по своей сути чувственны и практичны, Хранители (СД) разумны и справедливы, Идеалисты (НФ) Интуитивный, Пылкий и Рациональный (НТ) был Гениальным и Теоретическим.

Поздняя теория типов

Теория Юнга пользовалась огромным влиянием в академических кругах через 25 лет после того, как он опубликовал свою книгу о психологических типах в 1921 году (опубликованную на английском языке в 1923 году). Тем не менее, его работа получила значительный импульс популярности благодаря работе, проведенной сразу после Второй мировой войны двумя исследователями, не занимающимися психологией, по имени Кэтрин Бриггс и ее дочь Изабель Майерс. Это исследование привело к оценке типа, опубликованной в 1962 году как индикатор типа Майерс-Бриггс или MBTI®. В нем использовались сокращенные буквенные коды для экстраверсии (E), интроверсии (I), восприятия (S), интуиции (N, чтобы отличить ее от интроверсии), чувства (F), суждения (J) и восприятия (P). Майерс, в частности, затем очень подробно описал 16 возможных типов, появляющихся, и тем самым заложил основу, на которой, возможно, с тех пор писали (охватывая такие темы, как тип и команды, общение, творчество, стресс, обучение и многое другое).

Интегрированная модель

Хотя и теория темперамента, и теория типов явно произошли от своих самых ранних корней, на приведенной ниже диаграмме делается попытка объединить большую часть этой теории в единую интегрированную модель.

На самом простом уровне мы можем использовать эту диаграмму, чтобы подумать о четырех темпераментах, предложенных Кирси, но «привязать» их к другим, предложенным путем чтения как по горизонтали, так и по вертикали. Кроме того, каждый темперамент можно разбить на его 4-буквенный тип с кратким дескриптором вверху и его командной ролью (как указано юнгианским исследователем Стивом Майерсом) под каждым типом.

Резюме

Одной из причин популярности типовой модели Юнга является ее простота. Есть только четыре измерения, которые нужно запомнить, и каждое из них представляет собой предпочтение «или-или». Однако самая основная интерпретация типа (и, возможно, запоминающаяся для непосвященных) состоит в описании каждого из четырех темпераментных предпочтений (SP-Ремесленники, SJ-Стражи, NF-Идеалисты и NT-Рационалы). Это дает отправную точку для понимания различий в личности, но позволяет провести более глубокий и богатый анализ для тех, кто хочет пойти дальше.

Связанные ресурсы
  • Оценка типа личности
  • Типовой буклет
  • Руководство для координаторов по оценке

О докторе Джоне Уорнере

Доктор Джон Уорнер — плодовитый автор, консультант по вопросам управления и коуч с более чем 25-летним опытом. Имеет степень MBA и докторскую степень в области организационной психологии. С Джоном можно связаться по адресу [email protected]

Просмотреть все сообщения доктора Джона Уорнера →

Кейрси: Четыре темперамента — Муза внимательности

«Кажется, люди не замечают, что их мнение о мире также является признанием характера». – Ralph Waldo Emerson

Во вчерашнем посте мы узнали об основных принципах, лежащих в основе сортировщика темперамента Keirsey (KTS-II). Доктор Дэвид Кейрси, педагог-психолог и создатель KTS-II, определяет темперамент как «конфигурацию наблюдаемых черт личности, таких как привычки общения, модели действий и наборы характерных отношений, ценностей и талантов». Поскольку наши индивидуальные темпераменты глубоко влияют на то, как мы воспринимаем себя и других в мире, на то, как мы выбираем общение с другими, и на стратегии, которые мы используем для достижения наших целей, стоит попытаться понять эту концепцию.

Благодаря оценке и пониманию собственного темперамента и темпераментов наших близких мы можем научиться более эффективным способам общения с другими и реализации наших мечтаний и стремлений. В увеличении самопознания/самосознания и чутком понимании важных людей в нашей жизни заключена великая сила. Имея это в виду, давайте рассмотрим основные различия между четырьмя темпераментами, описанными Кейрси:

СП – (ощущение/восприятие)

Этот темперамент также известен как « Ремесленник » из-за их природных способностей/тенденции преуспевать в искусстве. Это может включать изобразительное искусство, исполнительское искусство, военное, политическое и промышленное искусство. Обычно они очень гордятся своей нестандартностью, смелостью и спонтанностью. Кейрси объясняет, что «иметь свободу действовать под влиянием момента, когда и где бы ни представилась возможность, очень важно для ПЛ» (Кейрси, 1998, стр. 18).

Некоторые общие термины, которые Майерс-Бриггс и Кейрси используют для описания СП:

  • Адаптируемый
  • Художественный
  • Поиск стимуляции
  • Возбужденный/игривый
  • Способность видеть потребности момента
  • Желание получить опыт из первых рук
  • Толерантный/беспристрастный
  • Спокойный

SJs – (Чувство/Осуждение)

Людей с таким темпераментом называют « Хранителями » из-за их склонности служить и защищать важные социальные институты. Они от природы талантливы в управлении товарами и услугами. Эти люди, как правило, обращают пристальное внимание на свое окружение, потому что они озабочены планированием своей и чужой деятельности, чтобы убедиться, что все потребности удовлетворены. Кейрси считает, что SJ нуждаются в том, чтобы «все [чтобы] было на своих местах, каждый [чтобы] делал то, что он должен… и все законные потребности были быстро удовлетворены» (Кейрси, 19 лет). 98, с. 19).

Некоторые общие термины, используемые Майерс-Бриггс и Кейрси для описания SJ:

  • Консервативный
  • Стабильный
  • Последовательный
  • Рутинизированный
  • Разумный
  • Трудолюбивый
  • Подробный
  • Настойчивость

НФ – (Интуитивные/Чувствующие)

НФ считаются « Идеалистами », потому что они, как правило, страстно озабочены личностным ростом и развитием. Это стремление полностью раскрыть свой потенциал посредством самопознания и самосовершенствования действует как движущая сила их действий и их воображения. Они озабочены тем, как придать смысл и целостность жизни людей, и они обычно воспринимают межличностный конфликт как очень болезненный. Кейрси утверждает, что «все НФ считают жизненно важным, чтобы все в их кругу — их семья, друзья и коллеги — чувствовали себя хорошо и ладили друг с другом» (Кейрси, 19 лет).98, с. 19).

Общие термины, которые Майерс-Бриггс и Кейрси используют для описания НФ:

  • Гуманный
  • Сочувствующий
  • Восторженный
  • Религиозный
  • Интуитивный
  • Креатив
  • Проницательный
  • Субъективный

NT (Интуитивное/Мышление)

NT известны как « Рационалы » из-за присущей им способности решать проблемы и интереса к пониманию систем и того, как они работают. Они склонны гордиться своей логичной натурой и ценят объективность и разум в других. Существует тенденция придавать большее значение тому, чтобы быть просто  над милосердным . Обычно НТ интроспективны, но «тверды» в своем обычном подходе к решению проблем. Кейрси объясняет, что «все НТ настаивают на том, что у них есть обоснование всего, что они делают, что все, что они делают и говорят, имеет смысл» (Кейрси, 1998, стр. 20).

Общие термины, используемые Майерс-Бриггс и Кейрси для описания НТ:

  • Аналитический
  • Эффективный
  • Систематический
  • Независимый
  • Научный
  • Компетентный
  • Изобретательский
  • Логический

Наш индивидуальный темперамент во многом определяет наши ценности и представление о себе. Темперамент предрасполагает нас видеть мир и понимать других определенным образом. Когда мы сможем лучше понять свой собственный темперамент и темперамент важных людей в нашей жизни, мы сможем определить наиболее эффективные способы общения и взаимоотношений с другими людьми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *