Психология треугольник жертва спасатель преследователь: Треугольник Карпмана — что это такое и как выйти? — OpenMind на vc.ru

Треугольник Карпмана — что это такое и как выйти? — OpenMind на vc.ru

🔺 Треугольник Карпмана представляет собой модель взаимоотношений между индивидами трех различных типов. Это своего рода игра, которая отражает реальность.

4188 просмотров

Автором данной теории является Стивен Карпман.

❗ Данная модель подразумевает деление личностей на три типа: Жертва, Преследователь и Спасатель.

Между первым и вторым возникает конфликт, а вот третий пытается уладить ситуацию и выручить пострадавшего.

Особенностью данной модели является то, что подобное положение может сохраняться на протяжении многих лет, в той или иной мере устраивая каждую из сторон.

Одной из ролей данной психологической модели является Жертва.

😞 Треугольник Карпмана подразумевает, что подобные личности стремятся полностью снять с себя ответственность за события, происходящие в их жизни. Кроме того, такой человек всячески пытается добиться внимания и сострадания к себе.

🔹 «У меня нет способностей продавать»

🔹 «Начальник меня не замечает»

🔹 «Всех платежеспособных клиентов уже разобрали конкуренты»

🔹«Мне не предоставили достаточного количества информации, чтобы я выиграл эти переговоры»

🔹 «У меня медленный компьютер, поэтому я не успел вовремя сдать отчет»

🔹 «Конкуренты создали такую неблагоприятную среду»

🔹 «Отдел подбора персонала набрали некомпетентных работников, поэтому мы не можем выполнить поставленный перед нами план»

🔹 «Это потому, что Ретроградный Меркурий/это потому, что у меня было плохое детство/просто у меня такая судьба»

Еще возможен вариант провокации Агрессоров. Стоит отметить, что именно Жертве Карпман отводит ключевое значение в своем треугольнике. Это объясняется тем, что данный персонаж достаточно быстро может превратиться в Агрессора или Спасателя. 🔄

При этом Жертва принципиально не меняет своих убеждений, все также стремясь избежать любой ответственности за свои действия ⛔

Вторая роль, которая также является часть Треугольника Карпмана — это Агрессор.

😤 Агрессор по своей натуре стремится к лидерству и доминированию над окружающими. Он пытается манипулировать Жертвой, полностью оправдывая данные действия в своем сознании. Вполне естественно, что объект нападок начинает всячески сопротивляться.

Подавляя этот протест, Агрессор самоутверждается и получает моральное удовлетворение. Таким образом, можно судить о том, что угнетение окружающих — это его базовая потребность.

Еще одной особенностью роли Агрессора можно считать то, что его действия не являются беспочвенными. Внутри себя он находит им полное оправдание и объяснение. Отсутствие таковых может полностью разрушить его убеждения. Тем не менее, если Агрессора встречает со стороны Жертвы сопротивление, то это является дополнительным стимулом для поддержания своей линии поведения.

🔺 «Это из-за тебя мы опять опаздываем на переговоры!»

🔺 «Я не могу понять, ты специально не выполняешь мои поручения по работе?»

🔺 «Опять ты не выспалась и не сделала ни одной продажи за день!»

🔺«Просто сделай то, что я прошу, и мы закроем план продаж!»

🔺 «Я лучше знаю, что для тебя лучше, а что нет»

🔺 «Ты такая невнимательная, почему ты не можешь вычитывать текст перед отправкой?»

🔺 «Молодец, не думал, что у тебя получится!»

Третья завершающая роль – Спасатель.

Спасатель — это достаточно сложная фигура с психологической точки зрения. В нем присутствует стремление к проявлению агрессии, которое он упорно в себе подавляет. В силу тех или иных причин, данная личность не может перейти в статус Преследователя, а потому ему приходится искать другое применение своим неиспользованным ресурсам.

Он находит свое предназначение в защите Жертвы. Стоит отметить, что конечная цель Спасателя вовсе не состоит в том, чтобы вывести Жертву из «бедственного» положения. В этом случае он рискует потерять пути своей самореализации. А заключается она в том, что Спасатель проявляет скрытую агрессию в отношении Преследователя под предлогом защиты Жертвы. Из этого можно сделать вывод, что ему не выгоден выход последней из треугольника.

🔅 «Они без меня не справятся»

🔅 «Давай я за тебя сделаю»

🔅 «Кто, если не я?»

🔅 «А вдруг опять у него не получится»

🔅 «Она не справится без меня»

🔅 «Как я его оставлю»

🔅 «Я советую тебе…»

🔅 «Мне вас жалко»

Мы постоянно попадаем в те или иные жизненные ситуации, а иногда и сами их создаем. Найти выход из треугольника Карпмана иногда оказывается непростой задачей. Чем дольше мы подвергаемся воздействию окружающих, тем глубже мы погрязаем в этих сценариях.

Первым шагом к разрешению проблемы будет признание того, что данная ситуация может быть описана как треугольник Карпмана. Для решения Вам нужно будет объективно рассмотреть свое поведение, чтобы определить, кем Вы являетесь — Жертвой, Преследователем или Спасателем.

Чтобы покинуть треугольник Карпмана, Жертве необходимо научиться принимать на себя ответственность за собственные неудачи. Что касается Агрессора, то ему стоит найти другой источник самовыражения, помимо немотивированной агрессии и унижения достоинства окружающих. Спасателю же необходимо осознать, что он не всегда может быть прав, а потому не нужно спешить на помощь, если не последовало соответствующей просьбы.

Подробнее про выход из каждой роли в карусели:

Каких можно ожидать результатов попыток выйти из игры

Изменение одного из участников никак автоматически не изменяет оставшихся.

Чаще всего — кто-то просто уходит из отношений, а оставшиеся, находят «третьего» со временем. (третьем может служить – подруга, коллега, родственник и т.д).

С другой стороны, перемена в одной «части» вызовет динамику и в других. Это тоже стоит понимать. Решение прекратить играть в «треугольник», реализованное одним из его «углов» — может вдохновить оставшихся на размышления и на аналогичные самоизменения.

Присоединяйтесь к нам!

🔺 Телеграм канал OpenMind

🔺 Instagram OpenMind

что это такое и как из него выйти — karpachoff.com

В 1968 году американский психотерапевт, доктор медицинских наук и один из крупнейших теоретиков и практиков транзактного анализа Стивен Карпман разработал модель коммуникации между людьми под названием драматический треугольник. Однако позже ее начали называть треугольником Карпмана. 

Давайте разберемся, в чем суть этой модели, какие роли мы играем в рамках треугольника и как из него выйти.

Распределение ролей в треугольнике

Модель Карпмана описывает распределение типичных психологических ролей, которые играют люди, вовлеченные в отдельную жизненную ситуацию. Это Преследователь, Жертва и Спасатель. Давайте рассмотрим характеристику каждой из них.

Жертва

Первая из вершин треугольника — Жертва, которая является вечным ребенком, требующим защиты. Она чувствует давление со стороны Преследователя и испытывает стыд за неспособность дать ему отпор. 

У нее низкая самооценка и целый ряд негативных убеждений, основанных на обидах. Обижается Жертва, прежде всего, на окружающих, которые не могут или не хотят ей помочь.

Важное уточнение: понятия «роль жертвы» и «настоящая жертва» не имеют ничего общего. В контексте драматического треугольника мы рассматриваем лишь психологическую роль, которую играет человек в определенной ситуации.

Также читайте: Как избавиться от чувства тревоги

Преследователь (контролер)

Его действия направлены на борьбу с внутренним дискомфортом или болью. Ведомый этими чувствами, он хочет защититься от опасного мира, но не умеет корректно реализовать эту потребность. Для него Жертва — олицетворение глобальной несправедливости и одновременно объект для подавления. 

Также поведением Преследователя могут управлять стыд, чувство никчемности и страх. Несмотря на агрессивные внешние проявления, на самом деле он находится в оборонительной позиции. В своеобразном режиме выживания. 

В детстве Преследователь терпел жестокое обращение или насилие. И этот травматический опыт вызывает смущение, стыд. Теперь же он боится проявить слабость, чтобы опять не оказаться в роли Жертвы. 

Спасатель

Эту роль исполняют зрелые личности. У них преобладает родительский инстинкт, желание опекать, защищать. Но присутствует и доля превосходства над Жертвой и Преследователем. 

Спасатель не любит конфликтов, предпочитает сглаживать острые углы.

При этом помогает Жертве не ради человеколюбия, а для подкрепления своей самооценки. Быть нужным и важным для кого-то — истинное желание Спасателя. Именно поэтому в его окружении всегда находится Жертва, которую нужно периодически спасать.

Взаимодействие ролей

Модель треугольника Карпмана динамична, имеет разные уровни сложности. Рассмотрим основные закономерности, которые характеризуют взаимоотношения между людьми в треугольнике: 

Способность человека играть одну роль автоматически означает, что он может ее сменить на другую. И не один раз. То есть из Жертвы можно превратиться в Спасателя или даже Преследователя и наоборот.

Преследователь почти всегда был в роли Жертвы в других треугольниках.

Активные роли иногда могут испытывать трудности с идентификацией. То есть Преследователь может искренне считать себя Жертвой. 

Люди, привыкшие играть определенную роль, делают это в течение всей жизни. Участники треугольника могут меняться, но роль сохраняется, так как человек всегда будет стремиться к общению с людьми одного и того же типа. 

Движущая сила треугольника — эмоциональный подъем, который возникает после ситуативного напряжения в процессе взаимодействия. Некая сатисфакция в рамках выбранной роли. 

Примеры треугольников в семьях с детьми

В драматический треугольник могут быть вовлечены не только взрослые, но и дети. Причем в разных жизненных сценариях они будут играть разные роли. Например:

  1. Родители ругаются, папа бурно выражает маме свои претензии, а сын защищает мать. В данном случае распределение ролей выглядит так: папа — Преследователь, мама — Жертва, ребенок — Спасатель. Из описания мы помним, что последними могут быть только зрелые личности, а значит — на ребенка взвалили непосильную ношу.
  2. Дочь скатилась в учебе, мать ее ругает, а отец защищает. Тут уже ребенок выступает в роли Жертвы, мать — Преследователь, а отец — Спасатель. Если долго находиться в этом треугольнике, можно закрепить в сознании ребенка неверные поведенческие модели и психологические установки. Пассивная роль не имеет ничего общего с успешной учебой и блестящими перспективами в будущем.
  3. Подросток терроризирует родных плохим поведением, неуважением, ленью. Он Преследователь. Мама, которая не может совладать с сыном, — Жертва. А сердобольная бабушка — Спасатель. Треугольник будет существовать до тех пор, пока мама не поймет, что Преследователь наверняка когда-то был Жертвой. А значит, нужно проанализировать его травматический опыт в прошлом и скорректировать плохое поведение в настоящем.

 

Как выйти из треугольника

Если вы осознаете, что вовлечены в драматический треугольник, постарайтесь выйти из него как можно быстрее. Для этого нужно усвоить несколько правил:

  • Жертва может разрушить треугольник, если сделает какой-то неожиданный ход. Это поможет ей максимально сместиться к центру модели и таким образом снизить влияние Преследователя и зависимость от Спасателя;
  • нужно отказаться от соблазна подавлять другого человека, ведь это самый короткий путь к роли Преследователя;
  • не надо считать себя плохим, недостойным, неудачником — эти эмоции удерживают человека в позиции Жертвы;
  • лучше избавиться от привычки кого-то обвинять, особенно если речь идет о личных проблемах. Ответственность за свою жизнь должны осознавать все участники треугольника;
  • нельзя обесценивать эмоции других людей, как это делает Преследователь;
  • человек не обязан спасать всех, до кого только может «дотянуться». Кроме того, иногда даже самые благородные порывы могут принести не пользу, а вред;
  • сохранять мир между двумя людьми — бесполезный труд. Формат их отношений должны определять только они сами;
  • не стоит создавать мнимую ценность посредника между Преследователем и Жертвой. Как только одна из ролей самоустранится, треугольник исчезнет.

Альтернативная модель 

В 1990 году психологом Э. Чой был разработан антитезис к модели Карпмана. Он представлял собой выигрышный треугольник — концепцию, в которой каждая из ролей прошла здоровую трансформацию.

→ Преследователь перестает манипулировать и заставлять, а начинает вдохновлять. 

Пример: мать, которая не ругает ребенка за плохие оценки, а мотивирует получать знания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *