Психология уотсон: Джон Бродес Уотсон — Психологос

ПСИХОЛОГИЯ БИХЕВИОРИЗМА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПЕДОЛОГИИ (НАЧАЛО ХХ ВЕКА)

||||||

ИСТОЧНИК:   Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2014. № 2. С. 193-197.
РАЗДЕЛ:   Педагогические науки
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

Янченко Тамара Васильевна
Институт педагогики Национальной академии педагогических наук Украины

Аннотация. Статья посвящена анализу основных идей бихевиористической психологии, которая предметом своих исследований считала поведение человека и сосредотачивалась на его изучении, а также имела влияние на становление педологии. Особое внимание обращается на характеристику научных взглядов ведущих представителей бихевиоризма Дж. Уотсона и Э. Торндайка. Автор рассматривает идеи бихевиоризма, которые касаются воспитания детей и формирования личности ребенка.

Ключевые слова и фразы: психология бихевиоризма, поведение, педология, ребенок, развитие, behaviourism psychology, behaviour, paedology, child, development

Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Нариси історії українського шкільництва. 1905-1933 / за ред. О. В. Сухомлинської. К.: Заповіт, 1996. 302 с.
  2. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. М.: Работник просвещения, 1930. 235 с.
  3. Уотсон Д. Бихевиоризм // Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х годов – середина 30-х годов ХХ в.) / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Издательство Московского университета, 1980. С. 34-44.
  4. Уотсон Д. Психология как наука о поведении. М. – Л.: Государственное издательство, 1926. 384 с.
  5. Уотсон Д. Психология с точки зрения бихевиориста // Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х годов – середина 30-х годов ХХ в.) / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Издательство Московского университета, 1980. С. 17-34.
  6. Ярошевский М. Г. История психологии. От античности до середины ХХ века: учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1997. 416 с.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2023 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru

📖 Страницы жизни, Джон Б. Уотсон (1878–1958), Глава 10 Бихевиоризм: истоки. История современной психологии. Шульц Д. П. Страница 167. Читать онлайн

Мы рассмотрели некоторые источники бихевиоризма, которые оказали влияние на Уотсона во время его попыток выстроить новую школу психологического мышления. Уотсон признавал, что систематизацию нового учения нельзя отождествлять с его созданием, и сам описывал свои усилия как попытку кристаллизации уже существующих течений. Подобно Вундту, Уотсон объявил, что его задачей является лишь формальное основание новой психологической школы. Это намерение сразу отмежевало его от тех, кого в истории науки считают предтечами бихевиоризма.

Страницы жизни

Джон Б. Уотсон родился на ферме недалеко от Гринвилла, штат Южная Каролина. Начальное образование он получил в сельской школе, где все классы располагались в одной комнате. Его мать была глубоко религиозным человеком, зато отец, напротив, был неверующим. Старший Уотсон пил, был подвержен проявлениям буйного нрава и имел внебрачные связи.

Поскольку отец Уотсона никогда надолго не задерживался ни на одной работе, семья жила на грани нищеты, за счет своей фермы. Соседи относились к этой семье с жалостью и презрением. Когда Уотсону было тринадцать лет, его отец сбежал из семьи с другой женщиной, чтобы больше никогда не вернуться, и для Уотсона это была травма на всю жизнь. Много лет спустя, когда Уотсон стал богатым и известным человеком, его отец приехал в Нью — Йорк, чтобы увидеться с ним, но Уотсон отказался от встречи.

В ранней юности и в молодости Уотсон, по слухам, был типичным правонарушителем. Он сам говорил о себе как о подростке ленивом и непослушном. В учебе он выполнял ровно столько, чтобы обеспечить себе перевод в следующий класс. Учителя характеризовали его как нерадивого ученика, спорщика, часто не поддающегося контролю. Он ввязывался в драки, дважды был арестован, причем один раз за стрельбу в черте города. Тем не менее, в возрасте шестнадцати лет он поступил в баптистский университет Фурмана в Гринвилле, намереваясь стать священником, как когда — то обещал своей матери. Молодой Уотсон изучал философию, математику, латынь и греческий язык и собирался следующей осенью, в 1899 году, закончить университет и поступить в Принстонскую теологическую семинарию.

Но в последний год обучения в университете Фурмана с Уотсоном произошла странная вещь. Профессор предупредил, что те студенты, которые сдадут экзаменационную работу со страницами, расположенными в обратном порядке, получат неудовлетворительную оценку за весь курс. Уотсон вступил в спор, сложил страницы задом наперед и в таком виде сдал экзаменационную работу. И провалился. По крайней мере, так об этом рассказывал сам Уотсон.

Недавние исследования документальных материалов показали, что на самом деле Уотсон вовсе не провалил этот экзамен. Биограф полагает, что история, рассказанная Уотсоном, все же раскрывает нечто в личности ученого, а именно его «двойственное отношение к успеху. Постоянное стремление Уотсона к достижению успеха и одобрения окружающих нередко вступало в противоречие с актами открытого упрямства или импульсивности, которые в большей степени характерны для того, кто уклоняется от респектабельности» (Buckley. 1989. P. II).

Один из преподавателей университета Фурмана вспоминает Уотсона как «блестящего, но несколько ленивого и дерзкого студента, немного тяжеловесного, но мужественно — красивого молодого человека, который был слишком высокого мнения о себе и в большей степени интересовался собственными идеями, чем другими людьми» (Brewer. 1991. P. 174).

Уотсон оставался в университете Фурмана еще год и получил степень магистра в 1900 году, но в этом году скончалась его мать, освободив его от обета стать священником. Вместо того, чтобы поступать в Принстонскую теологическую семинарию, Уотсон направился в Чикагский университет. В то время он был «крайне честолюбивым юношей, озабоченным своим социальным статусом, стремящимся оставить свой след в науке, но совершенно не имеющем понятия о выборе профессии и отчаянно страдавшем от неуверенности из — за недостатка средств и умения вести себя в обществе. Он приехал в студенческий городок, имея всего пятьдесят долларов» (Buckley. 1989. P. 39).

Уотсон выбрал Чикаго для написания своей диссертации по философии вместе с Джоном Дьюи, но через некоторое время оказалось, что он не может найти с Дьюи общего языка. «Я никогда не мог понять, о чем он тогда говорил, — вспоминал Уотсон позднее. — К сожалению, я и сейчас этого не понимаю» (Watson. 1936. P. 274). Его увлечение философией угасло.

Ознакомившись с работами Энджелла в области функциональной психологии, Уотсон увлекся психологией Кроме того, он начал изучать биологию и физиологию вместе с Жаком Лебом, который изложил ему концепцию механицизма. Уотсон работал в нескольких местах — официантом в пансионе, уборщиком в лаборатории (в его обязанности входило вытирание пыли с рабочего стола Энджелла). Незадолго до окончания аспирантуры Уотсон пережил период, когда у него случались приступы беспочвенного беспокойства’, некоторое время он даже не мог спать, если в его комнате не горел свет.

В 1903 году Уотсон получил степень доктора философии и стал самым молодым доктором Чикагского университета. Несмотря на то, что он закончил университет с почетом (magna cum laudc. Phi Beta Kappa), он испытывал сильнейшее чувство собственной неполноценности, потому что Энджелл и Дьюи сказали ему, что он сдал экзамен на звание доктора не столь блестяще, как Хелен Томпсон Вули, которая закончила университет за два года до него главу 16) (James. 1994).»>85.


85 О Вули Дьюи говорил как о наиболее выдающейся студентке, которая у него когда — либо училась; она закончила университет с summa cum laude и позднее стала первым исследователем психологии женщин (см. главу 16) (James. 1994).


В том же году Уотсон женился на своей студентке, девятнадцатилетней Мэри Икес, которая вышла из влиятельной в политической и общественной жизни семьи. Молодая женщина в одной из экзаменационных работ написала Уотсону длинное любовное послание в стихах. Неизвестно, получила ли она какую — нибудь ученую степень, но Уотсона она, несомненно, получила.

До 1908 года Уотсон оставался в Чикагском университете в должности преподавателя. Он опубликовал диссертацию, посвященную физиологическому и неврологическому созреванию белой крысы, тем самым продемонстрировав свою приверженность к исследованиям на животных. «Я никогда не хотел проводить опыты на людях, — писал Уотсон. — Мне самому всегда претило быть подопытным. Мне никогда не нравились тупые, искусственные инструкции, которые даются испытуемым. В таких случаях я всегда ощущал неловкость и действовал неестественно. Зато работая с животными, я чувствовал себя как дома. Изучая животных, я стоял ближе к биологии, я стоял обеими ногами на земле. Постепенно у меня сформировалась мысль о том, что, наблюдая за поведением животных, я смогу выяснить все то, что другие ученые открывают, используя подопытных людей» (Watson. 1936. P. 276).

Коллеги Уотсона вспоминают, что он не был силен в области самоанализа. Он определенно не обладал ни талантами, ни темпераментом, необходимыми для проведения самонаблюдений. Возможно, именно этот недостаток и направил его энергию на изучение объективной психологии поведения. Ведь если уж у него ничего не вышло с самоанализом, который являлся основной методикой в избранной им области науки, то перспектива карьеры для него становилась весьма туманной. В этом случае ему необходимо было выработать совершенно иной подход. Кроме того, если психология является наукой, которая изучает только поведение — а это можно исследовать на животных точно так же, как и на людях, — то профессиональные интересы специалиста по зоопсихологии вполне можно ввести в основное русло этой области науки.

В 1908 году Уотсону предложили должность профессора в университете Джонса Хопкинса в Балтиморе. Несмотря на то, что ему совсем не хотелось покидать Чикаго, новая престижная должность, возможность управлять своей лабораторией и значительная прибавка к заработной плате, которую предложил Джонс Хопкинс, не оставили ему иного выбора. Уотсон провел в университете Джонса Хопкинса двенадцать лет, и эти годы стали для него самыми плодотворными.

Человеком, который пригласил Уотсона на работу в университет Джонса Хопкинса, был Джеймс Марк Болдуин (1861–1934), тот самый психолог, который совместно с Кеттелом начал издавать журнал «Психологическое обозрение». Через год после приезда Уотсона Болдуин вынужден был уйти с работы в результате крупного скандала: его задержали во время полицейской облавы в публичном доме. Объяснения Болдуина о причинах его пребывания в этом мало почтенном заведении не показались президенту университета удовлетворительными. «Я по глупости согласился на предложение посетить после ужина бордель, — сказал Болдуин, — чтобы посмотреть, что там происходит. Пока я не попал туда, я понятия не имел о том, что в этом месте собираются женщины непристойного поведения» (Evans & Scott. 1978. P. 713).

Болдуин стал изгоем в американской психологии и провел остаток жизни в Европе. Спустя одиннадцать лет история повторилась, когда президент того же университета потребовал отставки Уотсона по причине скандала.

Но в то время, после отставки Болдуина, Уотсон получил повышение. Он стал заведующим кафедрой психологии и занял место Болдуина в качестве редактора влиятельного журнала «Психологическое обозрение». Таким образом, в возрасте тридцати одного года Уотсон стал важной персоной в американской психологии. Он оказался в нужном месте в нужное время.

В университете Джонса Хопкинса Уотсон пользовался огромной популярностью среди студентов. Они посвятили ему выпускной альбом и объявили самым красивым профессором, что несомненно является уникальным в истории психологической науки знаком отличия. Уотсон, как и прежде, оставался столь же честолюбивым и целеустремленным, нередко он доводил себя до грани истощения. Он постоянно боролся против «страха утратить контроль, и потому заставлял себя работать еще напряженнее» (Buckley. 1989. P. 67).

С 1903 года он начал серьезно размышлять о более объективном подходе к психологии, а впервые публично высказал эти идеи в 1908 году в Балтиморе, во время ежегодной конференции Южного общества психологии и философии. В своей статье Уотсон утверждал, что концепции психических процессов, или процессов мышления, «не имеют никакой научной ценности» (Pate. 1993. P. 5). В 1912 году по приглашению Кеттела Уотсон выступил с циклом лекций в Колумбийском университете, где затронул те же самые вопросы. В следующем году он опубликовал свою, ставшую знаменитой, статью в журнале «Психологическое обозрение» (Watson. 1913), положив таким образом начало бихевиоризму как разделу науки.

Книга «Поведение: введение в сравнительную психологию» (Behavior: An Introduction to Comparative Psychology) появилась в 1914 году. В этой работе Уотсон выступает за признание зоопсихологии и описывает преимущества использования подопытных животных в психологических исследованиях. Многим более молодым психологам и аспирантам его идеи о психологии поведения показались привлекательными. Они считали, что Уотсон очистил затхлую атмосферу психологической науки, отбросив устаревшие мифы, перенесенные из философии.

Мэри Ковер Джонс (1896–1987), в те годы аспирантка, а затем президент Департамента развития психологии при Американской психологической ассоциации, вспоминает, с каким восхищением и энтузиазмом приветствовалось появление каждой новой работы Уотсона. «Они потрясали основы традиционной европейской психологии, и мы радостно приветствовали их… он указал путь от диванной психологии к действию и реформам, и мы воспринимали его методы как панацею…» (Jones. 1974. P. 582). Более старые психологи не были в такой степени захвачены программой Уотсона. Фактически, многие отвергали его подход.

Только через два года после публикации статьи в журнале «Психологическое обозрение» Уотсон был избран президентом Американской психологической ассоциации. В то время ему исполнилось тридцать семь лет. Это избрание не следует считать официальным одобрением его позиций. Оно скорее явилось признанием его значительной роли в области психологии и его тесных личных связей со многими выдающимися психологами.

Уотсон хотел, чтобы бихевиоризм имел практическое значение. Его идеи имели отношение не только к работе в лабораториях, но и ко всему окружающему миру, и потому он напряженно работал, продвигая специалистов по прикладной психологии. В 1916 году он стал консультантом по персоналу в крупной страховой компании и предложил прочитать курс лекций по психологии рекламы для студентов, изучающих бизнес в университете Джонса Хопкинса.

Профессиональная деятельность Уотсона была прервана начавшейся первой мировой войной, он стал майором авиационной службы. После войны, в 1918 году, он начал проводить исследования на детях, что стало одной из самых первых попыток проведения экспериментальной работы с детьми.

Его следующая книга «Психология с точки зрения бихсвиориста» (Psychology from the Standpoint of a Behaviorist) была опубликована в 1919 году. Она являлась более полным изложением основ бихевиоризма и утверждала, что методы и принципы, рекомендуемые для зоопсихологии, являются уместными и при изучении поведения людей.

Тем временем семейная жизнь Уотсона постепенно шла к крушению. Его неверность огорчала жену. В письме к Энджеллу Уотсон писал, что жена больше не любит его. «Она инстинктивно не переносит моей близости… Неужели мы сами так запутали нашу жизнь?» (цит. по: Backley.

1994. P. 27). Однако Уотсон был готов запутать свою жизнь еще больше. Он влюбился в свою аспирантку и ассистентку Розалию Рейнер, в девушку вдвое младше его по возрасту, из богатой балтиморской семьи (Рейнеры делали университету крупные денежные пожертвования). Уотсон писал ей страстные (хотя и несколько наукообразные) любовные послания, пятнадцать из которых были перехвачены его женой. Выдержки из этих писем были опубликованы в газете «Baltimore Sun» во время сенсационного бракоразводного процесса, который не замедлил последовать. «Каждая клетка моего тела принадлежит тебе, индивидуально и в совокупности… — писал Уотсон. — Моя общая реакция на тебя только положительна. Соответственно положительна и реакция моего сердца. Я не могу быть твоим в большей степени, разве что нас хирургическим путем превратят в единое существо» (цит. пo: Pauly. 1979. P. 40).

Это положило конец многообещающей академической карьере Уотсона. Его вынудили подать в отставку и покинуть университет Джонса Хоп — кинса. «Уотсон был поражен. До самого конца он отказывался верить, что его действительно могут выгнать с работы… он был уверен в том, что его положение в науке делает его неуязвимым против любого вмешательства в его личную жизнь» (Backley. 1994. P. 31). Несмотря на то, что Уотсон женился на Розалии Рейнер, он так никогда и не смог получить академической должности. Ни один университет не осмеливался пригласить его на постоянную работу из — за репутации, связанной с его именем, и вскоре он понял, что должен начать новую жизнь. «Я могу найти себе применение в коммерции, — писал он другу. — Но если честно, я люблю мою работу. Я чувствую, что моя работа важна для психологии и что тот маленький огонек, который я старался поддерживать ради будущего науки, будет затоптан, стоит лишь мне уйти» (цит. по: Pauly. 1986. P. 39).

Многие коллеги из научного мира, в том числе и наставник Уотсона, Энджелл из Чикагского университета, открыто критиковали его. Он испытал горькую обиду и «так никогда и не смог простить академическое сообщество, которое, как ему казалось, предало его» (Brewer. 1991. P. 179–180). По иронии судьбы, один только Э. Б. Титченер из Корнеллского университета, несмотря на всю разницу темпераментов, оказал Уотсону эмоциональную поддержку во время его душевного кризиса.

Безработный, обязанный выплачивать алименты бывшей жене и детям в размере двух третей заработка, Уотсон начал вторую профессиональную карьеру — прикладного психолога в области рекламы. В 1921 году он поступил в рекламное агентство Дж. Уолтера Томпсона, на годовой оклад в 25 тысяч долларов, что в четыре раза превышало его академические заработки. Он проводил опросы потребителей, продавал кофе, работал кассиром в универмаге Мэйси — и все это для того, чтобы лучше познакомиться с миром бизнеса. Работая со свойственной ему энергией и одаренностью, он в течение трех лет стал вице — президентом фирмы. В 1936 году он перешел в другое агентство, где и работал до ухода в отставку в 1945 году.

Уотсон полагал, что люди действуют, как машины, и что их поведение в качестве потребителей можно контролировать и предсказывать, как и поведение других машин. Для того, чтобы управлять потребителем, «необходимо лишь поставить перед ним фундаментальный или условный эмоциональный стимул… сказать ему что — то такое, что скует его страхом или вызовет легкое раздражение, или вызовет приступ нежности и любви, или коснется глубоко запрятанных психологических или житейских потребностей» (цит. по: Barkicy. 1982. P. 212).

Он предположил, что поведение потребителя необходимо изучать в лабораторных условиях, и настаивал на том, что рекламные сообщения должны делать акцент не столько на содержании, сколько на форме и стиле, должны стремиться произвести впечатление новым дизайном или образом. Цель состоит в том, чтобы заставить потребителя почувствовать неудовлетворенность теми товарами, которыми он пользуется в настоящее время, и разбудить в нем желание обладать новыми.

В течение многих лет Уотсону приписывали первенство в высказывании идеи привлечения знаменитостей для рекламы товаров и услуг, а также в применении методов манипулирования мотивами, эмоциями и потребностями людей. Недавние исследования показали, что, несмотря на активное продвижение этих методов Уотсоном, они уже применялись до того, как он занялся рекламной деятельностью (Coon. 1994: Kreshel. 1990). Тем не менее, вклад Уотсона в рекламный бизнес был довольно ощутимым и дал ему положение, процветание и известность.

После 1920 года все контакты Уотсона с миром науки стали исключительно косвенными. Он уделял много времени популяризации своих идей, с помощью различных средств массовой информации. Он читал лекции, выступал на радио, публиковал статьи в популярных журналах, таких как «Harper’s», «Cosmopolitan», «McCall’s», «Collier’s», «Nation», что несомненно способствовало расширению его известности.

В своих статьях Уотсон предпринял попытку донести идеи бихевиоризма до широкой публики. Он излагал все простым н понятным, можно даже сказать, примитивным языком. В своей автобиографии он писал, что, поскольку у него нет больше возможности публиковать свои работы в научных психологических журналах, то он не видит причин, почему бы ему не попытаться <продать свои изделия> широкой публике (Watson. 1936). Несмотря на то, что эти публикации популяризировали его научные идеи, Уотсон подвергся еще большему отчуждению научной общественности. «Те, кто не особенно терпимо относился к более широкому применению принципов психологии или бихевиоризму как научной доктрине в целом, проявили еще меньше терпимости по отношению к «кампании» Уотсона» (Kreshel. 1990. P. 56).

Единственным официальным контактом Уотсона с академической психологией явилась серия лекций, прочитанная им в Новой школе социальных исследований в Нью — Йорк Сити. Эти лекции послужили основой его будущей книги «Бихевиоризм» (Behaviorism, 1925, 1930), в которой он излагал свою программу оздоровления общества.

В 1928 году он опубликовал книгу о воспитании детей «Психологическое воспитание ребенка» (Psychological Care of the Infant and Child), в которой описал отнюдь не либеральную, а скорее предписывающую выполнение строгих правил, систему воспитания ребенка — систему, способствующую формированию у ребенка устойчивых связей с окружающей средой. Книга содержала множество рекомендаций по воспитанию ребенка в духе бихевиоризма.

К примеру, родителям запрещалось «обнимать и целовать детей» и рекомендовалось «никогда не позволять им садиться к себе на колени. Можно в крайнем случае один раз поцеловать ребенка в лоб, когда он приходит сказать «спокойной ночи». С утра можно пожать ребенку руку. Можно погладить ребенка по голове, если он особенно хорошо выполнил трудное задание… вы увидите, насколько просто быть вполне объективным по отношению к собственному ребенку, и в то же самое время добрым. Вы сами устыдитесь того, сколь сентиментально и слащаво вы обращались с ребенком раньше»(Watson. 1928. P. 81–82).

Эта книга преобразила принятую в Америке практику воспитания детей, она оказала на людей самое сильное влияние из всего, что было написано Уотсоном. Поколения детей, включая его собственных, были воспитаны в соответствии с установленными предписаниями. Сын Уотсона Джеймс, предприниматель из Калифорнии, вспоминал в 1987 году, что отец не мог позволить себе проявлений нежности по отношению к детям, никогда не целовал их и не прикасался к ним.

Он писал, что отец был «неотзывчивым, не способным к эмоциональному общению, он не умел выразить собственные чувства и переживания, не мог совладать с ними. Он намеренно, как я считаю, лишил меня и моего брата всяческой душевной поддержки. Он глубоко веровал в то, что любое проявление нежности или привязанности окажет на нас вредное влияние. В своем стремлении претворить в жизнь свои научные бихевиористские идеи он был непреклонен» (цит. по: Hannush. 1987. P. 37–138).

Розалия Рейнер Уотсон опубликовала статью в журнале для родителей, озаглавленную «Я — мать сыновей бихевиориста» (I am the Mother of a Behaviorist’s Sons), в которой она высказывает некоторое несогласие с методами воспитания, практикуемыми ее мужем. Она писала, что ей со своей стороны трудно полностью подавить проявления нежности к детям и что нередко она страстно желает поломать рамки и правила бихевиоризма. Правда, ее сын Джеймс что — то не может припомнить, чтобы такое когда — либо происходило.

Уотсон был умен, умел хорошо говорить, его мужественная красота и легендарное обаяние сделали его знаменитостью. Большую часть своей жизни он был на глазах у широкой публики и с удовольствием принимал знаки внимания. Его одежда всегда была элегантной и стильной. Он принимал участие в гонках на скоростных катерах. Он общался со сливками общества Нью — Йорка и «гордился тем, что может на спор выпить больше, чем любой другой» (Buckley. 1989. P. 177).

Кроме того, он считал себя хорошим любовником и искателем романтических приключений. Он привлекал толпы молодых поклонниц (Brewer. 1991. P. 180; Bumham. 1994. P. 69). В штате Коннектикут он завел себе имение со множеством слуг, но тем не менее любил одеться в старую одежду и собственноручно выполнять все работы по саду.

Жизнь Уотсона изменилась в 1935 году, когда умерла его жена Розалия. Джеймс вспоминает, что это был единственный случай, когда он увидел отца плачущим. На какое — то короткое мгновение Уотсон обнял сына за плечи. Миртл Мак Гро, психолог из Нью — Йорка, встретила Уотсона вскоре после этого события. Он рассказал ей, насколько неподготовленным он оказался к смерти жены: будучи на 20 лет старше Розалии, он всегда был уверен в том, что умрет раньше. Он долго беседовал с Мак Гро и «сомневался, что когда — нибудь сможет оправиться от своего горя» (McGraw. 1990. P. 936).

Действительно, Уотсон так никогда и не оправился. Он стал затворником, изолировал себя от всяких общественных контактов и полностью погрузился в работу. Он продал свое имение и перебрался в деревянный фермерский домик, который напоминал дом его детства.

Психология bookap

В 1957 году, когда Уотсону исполнилось 79 лет. Американская психологическая ассоциация проголосовала за то, чтобы внести его имя в почетный список, оценив его работу как «одну из определяющих в современной психологии… как исходную точку многих плодотворных исследований различных направлений». Компаньон привел Уотсона в гостиницу в Нью — Йорке, где должна была состояться церемония. Но «в последний момент Уотсон отказался войти и настоял на том, чтобы на церемонии вместо него присутствовал его старший сын… Уотсон боялся, что в ответственный момент чувства захлестнут его и что апостол полного контроля за поведением не выдержит и разрыдается» (Buckley. 1989. P. 182).

Он умер в следующем году. Но прежде сжег все свои письма, рукописи и заметки, бросая их в огонь одно за другим — он ничего не оставил историкам.

Дэвид Уотсон | Кафедра психологии

Заслуженный профессор в отставке
Офис
E532 Corbett Family Hall
Notre Dame, IN 46556
Электронная почта
[email protected]

Загрузить резюме

Центр расширенных измерений личности и психопатологии (лаборатория CAMPP)

Основная область: Клиническая

Научно-педагогические интересы

Структура и оценка личности, структура и оценка психопатологии, отношения между чертами и психопатологией, депрессия, тревога, мания, диссоциация

Биография

Профессор Уотсон — личностный психолог, специализирующийся на личностной и клинической оценке. Его работа исследует структуру и измерение личности, аффекта и психопатологии, а также изучает, как черты личности связаны с клиническими расстройствами. Он работает в различных основных областях психопатологии, включая депрессию, тревожные расстройства, посттравматическое стрессовое расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство, манию, расстройства личности и диссоциацию. Конечной целью этой работы является разработка всесторонних таксономических моделей, которые объединяют нормальные и патологические процессы в единую всеобъемлющую схему. Другие области исследования личности изучают стабильность и изменения на протяжении всей жизни, предпочтения в отношении партнера и точность восприятия человека. Он опубликовал две книги и более 250 статей в ведущих журналах по личности и патологии. Он работал советником в рабочей группе по тревожным расстройствам DSM-IV и в рабочей группе по личности и расстройствам личности DSM-5. С 2006 по 2011 год он был главным редактором журнала Abnormal Psychology. В 2015 году он был одним из трех членов-учредителей (вместе с Романом Котовым и Робертом Крюгером) консорциума Hierarchical Taxonomy of Psychopathology (HiTOP).

Образование

Кандидат наук. 1982 Университет Миннесоты

B.S. 1975 Университет Санта-Клары

Подход к наставничеству

Я изучаю индивидуальные различия. Соответственно, мой подход к наставничеству признает уникальность каждого человека. Я призываю студентов определять и развивать свои собственные интересы и знания.

Представительские публикации

Левин-Аспенсон, Х.Ф., Уотсон, Д., Кларк, Л.А., и Циммерман, М. (2021). «Каков общий фактор психопатологии?»

Постоянство фактора p в образцах . Оценка, 28, 1035-1049.

Уотсон Д., Форбс М.К., Левин-Аспенсон Х.Ф., Руджеро С.Дж., Котельникова Ю., Ху С., Бэгби Р.М. Сандерленд М., Паталай П. и Котов Р. ( 2021). «Разработка предварительных шкал интернализации спектра HiTOP». Оценка. Предварительная онлайн-публикация.

Стэнтон, К., Макдоннелл, К.Г., Хейден, Е.П., и Уотсон, Д. (2020). «Трансдиагностические подходы к измерению психопатологии: рекомендации по выбору показателей, анализу данных и набору участников». Журнал Аномальной Психологии , 129, 21-28.

Кларк, Л. А., и Уотсон, Д. (2019). «Построение достоверности: новые разработки в области создания объективных измерительных приборов». Психологическая оценка , 31, 1412-1427.

Уотсон Д., Стэнтон К., Ху С., Элликсон-Ларью С. и Стасик-О’Брайен С. М. (2019). «Экстраверсия и психопатология: многоуровневый иерархический обзор». Журнал исследований личности , 81, 1-10.

Watson & Rayner AO1 AO3

ИССЛЕДОВАНИЕ УОТСОНА И РАЙНЕРА


APRC
Цель

Выяснить, действует ли классическое обусловливание на людей. В частности, выяснить, можно ли вызвать реакцию страха у 9-месячного мальчика. Кроме того, чтобы увидеть, будет ли реакция страха распространяться на других животных и объекты и как долго длится обусловливание

IV

(1) до кондиционирования по сравнению с после кондиционирования; (2) представление белой крысы по сравнению с представлением других белых пушистых животных или предметов.

Это план с повторяющимися измерениями, поскольку (1) изучается малыш Альберт

до и после его кондиционирования, а также поскольку (2) изучается Альберт с крысой и другими раздражителями. Альберт испытывает все состояния.

DV

Количество проявлений страха у Альберта при предъявлении стимулов.

NB «Страшное поведение» — важная фраза в этом исследовании. Ватсон наблюдает поведение — не сам страх, который является эмоцией и не поддается наблюдению

Образец

Один мальчик, Альберт Б., в возрасте 9 месяцев на момент начала исследования и 11 месяцев на момент начала кондиционирования. Мать Альберта была кормилицей в больнице, и Альберта выбрали потому, что он казался здоровым и совершенно бесстрашным (он «практически никогда не плакал» 9).0043 по Ватсону). Матери Альберта заплатили 1 доллар за участие. Это был пробный образец.

[Альберт] был в целом флегматичен и бесстрастен.
Его стабильность была одной из основных причин, по которой его использовали в качестве испытуемого в этом тесте — Джон Б. Уотсон

Красивая «Нейрокомика» художника Маттео Фаринеллы посвящена исследованию страха Уотсоном

Процедура

В 9 месяцев Альберта тестировали с белой крысой, кроликом, ватой и другими стимулами, чтобы проверить, есть ли у него реакция страха. Он этого не сделал; это показывает, что их было Нейтральные стимулы (НС) .

Исследователи также проверили его реакцию на страх, ударив по железному пруту. Альберт заплакал от громкого шума; это показывает, что шум был безусловным стимулом (UCS) , а плач был безусловной реакцией (UCR) .

В 11 месяцев Альберт прошел тренировку. Ему трижды показывали белую крысу. Каждый раз крыса сочеталась с ударами по железному стержню. Альберт начал хныкать. Неделю спустя Альберт снова прошел кондиционирование.

Крысу предъявляли 3 раза в паре с шумом.

Результаты

Когда позже крысу представили одну, Альберт заскулил. Крысу снова спаривали с шумом еще 2 раза. Когда в другой раз крысу представили одну, Альберт заплакал. Это говорит о том, что НС теперь является условным стимулом (УС) , а плач Альберта — условной реакцией (УР) .

В тот момент, когда крысе показали крысу, ребенок начал плакать. Почти мгновенно он резко повернулся налево, упал на левый бок, встал на четвереньки и начал уползать — Джон Б. Уотсон
В течение следующих 10 дней Watson & Rayner тестировали реакцию Альберта на крысу и других белых пушистых животных и предметы, такие как кролик, собака и Ватсон в маске Санты. Альберт реагировал на крысу страхом, например, скуля и уползая прочь; он показал аналогичную реакцию на кролика (плакал) и маску Санты и меньшую реакцию на собаку (уполз прочь, заплакал, когда она приблизилась).
Это обобщение ответа .

Watson & Rayner также перевели Альберта в лекционный зал с еще 4 людьми. Реакция Альберта на крысу и кролика была одинаковой. Это перевод ответа на другие настройки.

Спустя месяц они снова проверили Альберта и обнаружили те же реакции, хотя и немного слабее. Уотсон и Рейнер намеревались использовать классическое обусловливание, чтобы убрать условные реакции у Альберта, но его мать уехала и взяла Альберта с собой, так что эксперимент закончился.

Немного несправедливо по отношению к Ватсону? Он снял бы кондиционирование, если бы мать Альберта не уехала…


Выводы

Уотсон и Рейнер пришли к выводу, что они успешно научили Альберта бояться белых крыс и что его реакция страха распространялась на другие белые пушистые существа (чем сильнее реакция, чем больше они напоминали крысу) и передавалась к другим ситуациям.

Обусловливание длилось более месяца, и Уотсон предположил, что условные реакции страха, которые остались у Альберта, сохранятся на всю жизнь.

Вероятно, что многие фобии при психопатологии являются истинными условными эмоциональными реакциями — John B. Watson

По-видимому, условная эмоциональная реакция может возникнуть у человека уже после нескольких сочетаний раздражителей.

Дайте мне дюжину здоровых младенцев, хорошо сформировавшихся, и мой собственный определенный мир, в котором я буду их воспитывать, и я гарантирую, что выберу любого наугад и обучу его любому специалисту, который я выберу – врачу, юристу. , артист, купец-главнокомандующий и, да, даже нищий и вор, независимо от его талантов, склонностей, склонностей, способностей, призваний и расы его предков – Джон Б. Ватсон

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С МАЛЫШКОМ АЛЬБЕРТОМ?

Настоящая личность Альберта была установлена ​​исследователем Холлом Беком. После 7-летнего расследования в 2009 году Бек раскрыл личность Альберта: это был Дуглас Меритт, и он умер в возрасте 6 лет от попадания воды в мозг (гидроцефалия). Никто не мог подтвердить, сохранялась ли у него боязнь белых крыс на протяжении всей его короткой жизни.

Такое раскрытие личности Альберта может показаться нарушением конфиденциальности, которую исследователи должны обеспечивать участникам. Однако Дуглас Меритт был мертв уже более 80 лет, когда Холл Бек опознал его, и идентификация была проведена с помощью и с согласия единственного живого родственника Дугласа Меритта, его племянника Гэри Айронса.

Кэти Фэй

указывает, что невольные участники, такие как Маленький Альберт:

стали невольными героями, чьи истории снова и снова рассказываются в учебниках по психологии. Таким образом, людям становится очень любопытно: кто они были и как они относились к эксперименту? — Кэти Фэй

ЧТО ПРОИЗОШЛО С ДРУГИМ РЕБЕНКОМ АЛЬБЕРТОМ?


История Малыша Альберта на этом не заканчивается. Некоторых критиков не убеждают исследования Бека. Если Дуглас Меритт был ребенком, почему Уотсон назвал его Альбертом Б., а не Дугласом М.?

Нэнси Дигдон и Рассел Пауэлл (2014) провели собственное исследование и придумали другого ребенка, родившегося в том же месте и в то же время, который, по их мнению, лучше соответствует описанию Малыша Альберта: Уильям Альберт Баргер, которого его сын назвал Альбертом. семья.

Альберт Баргер умер в 2007 году в возрасте 87 лет — исследователи просто упустили возможность найти его и взять у него интервью. Однако его племянница вспоминала, что Альберт всю жизнь не любил маленьких собак!

Прочитайте все о ДРУГОМ Малыше Альберте

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С ДЖОНОМ Б. УОТСОНОМ?

У Ватсона, женатого мужчины, был роман с Розали Рейнер, его аспиранткой и партнером по исследованиям. Его коллеги были шокированы, Уотсона уволили, и он больше никогда не работал психологом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *