Управление эмоциями: 7 проверенных техник
Хотя чувства являются частью нашей жизни, нужно знать, как их контролировать. Управление эмоциями − это умение стойко переносить стресс, спокойно выходить из конфликтной ситуации, не давать внешним ситуациям влиять на внутреннюю гармонию. Нейропсихологи утверждают, что в среднем у человека ежедневно рождается около 6000 мыслей. Из них 95% такие же, как и в предыдущий день.
Научиться мыслить иначе, изменить отношение к определенным людям, идеям, ситуациям нелегко. Но важно знать, как управлять эмоциями, чтобы они не стали управлять вами. Кроме того, контроль над внутренним состоянием способствует предотвращению развития депрессии, пограничного расстройства личности.
Существует много техник по контролю эмоций, но на каждого человека они действуют индивидуально. Так, один может легко погрузиться в дхарану, овладев «неподвижной концентрацией ума», а другому больше подходит активная тренировка, чтобы сбросить стресс. Если не сработала одна методика, нужно уверенно перейти к следующей. Можно использовать сразу несколько техник − когнитивные, физиологические, поведенческие, эмоциональные.
Вот 7 простых методов контроля над эмоциями, которые под силу каждому. Можно попробовать их все и придерживаться тех, которые работают лучше всего.
1. Принять или бежать.
Сложно контролировать все, что происходит в жизни, но есть ситуации, которыми действительно можно управлять. Например, выход из дома вовремя. Не придется злиться на опаздывающий транспорт, пробки или бояться недовольства начальства. Поэтому проще раньше вставать, чтобы не спешить.
Семейные обеды также могут вызывать беспокойство и стресс. Избегать их не стоит, но можно запланировать на этот же день что-то важное для себя, чтобы иметь возможность уйти раньше, не испытывая чувства вины. Следует избегать неприятных ощущений ради своего эмоционального здоровья.
Но есть события или ситуации, от которых не стоит отказываться. Например, попытка избежать публичных выступлений на работе только усилит негативные эмоции из-за чувства нереализованности или упущенных возможностей. Иногда приходится сталкиваться со своими страхами, чтобы преодолеть их.
Полезно уметь определять, какие ситуации принесут больше пользы, если принимать в них активное участие, а каких можно просто избежать.
Пройти тест на тип личности
2. Обратить фокус внимания внутрь.
«Коллега получает больше контрактов», «другу удалось похудеть, а мне нет», «самолеты падают», «в газетах только плохие новости, обязательно случится что-то страшное». Все эти мысли стрессовые. Они питают беспокойство, снижают самооценку, заставляют терять контроль над собственной жизнью.
Нужно научиться не фокусироваться на информационном шуме, а направлять внимание вовнутрь. Например, можно спросить себя «как эта ситуация влияет на меня?». Успех или поражение коллеги, красивая фигура подруги или самолет, разбившийся за несколько тысяч километров – это ситуации, которые находятся в чужом эмоциональном поле.
3. Заглянуть в ближайшее будущее.
Идея концентрации внимания на том, что происходит здесь и сейчас, в настоящем, очень популярна сегодня. Но есть другое предложение − подумать о своем ближайшем будущем, завтрашнем дне или грядущей неделе.
Иногда наше настоящее полно страха, стресса, разочарования. Вместо этого можно помечтать о том, чего хочется от своего ближайшего будущего. Сосредоточившись на легких, позитивных и достижимых целях, легче найти больше мотивации в настоящем.
4. Погрузиться в заботы.
Мысли приходят сами по себе, а не когда человеку хочется. Точно так же со страхами. Они возникают внезапно, ухудшая душевное состояние, лишая оптимизма и мотивации. Не нужно позволять им это.
Всякий раз, когда в голове возникает беспокойство, можно условно отодвинуть его в сторону. Оставить на потом, выделив время в течение дня, когда, успокоившись и расслабившись, можно будет подумать о проблеме. Чтобы этот процесс был продуктивным, необходимо взять лист бумаги и составить список проблем, а затем рядом варианты решения. Чтобы снять напряжение, можно писать даже самые глупые идеи. Например, проблема – не сходится итог в отчете.
- Решение 1: попробовать доказать, что Пифагор сделал ошибку в таблице умножения, тогда отчет сойдется. Обсуждение: придется разбираться в учениях древних математиков, а на это нет времени, может в другой раз. Отвергнуто!
- Решение 2: уволиться с должности главного бухгалтера и устроиться работать дворником. Обсуждение: этот вариант уже проще, но аллергии на пыльцу усложнит работу летом. Отвергнуто!
- Решение 3: попробовать составить отчет заново, попросить коллегу помочь просмотреть его вместе, пересчитать показатели вручную. Обсуждение: необходимо поинтересоваться, кто из отдела свободен, чтобы просмотреть отчет, заказать пиццу, чтобы работа шла веселей. Принято!
5. Представить худший сценарий.
Иногда люди одержимы страхами, не в силах найти выход. Мысли об увольнении, о том, что партнер больше не любит, о нехватке денег, чтобы расплатиться с долгами. Они раскручивают спираль страхов и парализуют.
Вместо того, чтобы подпитывать эти мысли, лучше попробовать спросить себя, что произойдет, если случится самое страшное, и попробовать найти в этом плюс или наиболее оптимальный выход из положения.
- Если меня уволят, я наконец смогу реализовать свой проект.
- Если мой парень не обращает на меня внимания, я спрошу его, что не так. И если он больше не любит меня, придется принять это, справиться с болью и двигаться дальше.
- Если я не смогу оплатить свой долг, мне придется продать машину или попросить семью о помощи.
6. Медитировать.
Как научиться управлять своими эмоциями? Можно освоить один из самых древних методов – медитацию. Чтобы научиться медитировать, необходимо часто практиковаться. Результаты не появятся в первую неделю или даже в течение первого месяца. Ключом к спокойствию, расслаблению и гармонии является терпение и последовательность.
Медитация помогает бороться с навязчивыми мыслями, уменьшает стресс, улучшает внимание, снижает чувство тревоги, позволяет приглушить внешний шум и сосредоточиться на себе.
7. Творить.
Необходимо понять, как именно помогает творчество. Это либо способ отвлечься от навязчивых мыслей, либо техника выплескивания эмоций. Чтобы отвлечься от стрессовой ситуации, можно разукрашивать картины по номерам, мандалы, чем мельче будут детали, тем больше внимательности потребуется, и тем легче будет уйти с головой в творчество. Еще один вариант – складывание пазлов, сборка моделей из конструктора.
Если цель выплеснуть эмоции, подойдет импровизационное рисование. Нужно подумать, с каким цветом ассоциируется внутреннее ощущение и зарисовать этим оттенком весь лист. При этом нужно сосредоточиться на том, как негатив выходит из вас на бумагу.
Есть и другие способы уравновесить эмоции – бег, занятия спортом, чаепитие с друзьями, чтение книг, просмотр фильмов.
Как научиться управлять эмоциями? Лучшие способы обуздать негатив не всегда приходят из книг. Иногда их можно найти самостоятельно. Нужно просто заниматься тем, что нравится, что отвлекает, дарит позитив.
Управление эмоциями заключается не только во внешнем проявлении спокойствия, а во внутренней гармонии. Негативные факторы всегда присутствуют в жизни, их не всегда удается избежать, но можно научиться реагировать на них спокойно и уравновешенно.
Пройти тест на полушария мозга
Управление эмоциями и чувствами — психология
Управление эмоциями — это необходимый навык для каждого цивилизованного человека. Некоторые, сталкиваясь с разрушительным эффектом эмоций в конфликтах, считают их злом, стремятся подавлять, жестко контролировать их, и даже вовсе от эмоциональности избавиться. Достигли ли они успеха? Нет, этот путь может только привести к неврозу, сделав эмоциональные реакции неадекватными реальной ситуации. Правильным будет принимать эмоциональные реакции как неотъемлемое психическое явление, не окрашивая их в негативные тона как нечто изначально плохое или вредное.
Важность способности управлять эмоциями объясняется тем, что их легко стимулировать, эмоции имеют влияние на множество процессов, как в личной, так и межличностной реальности каждого, легко включаются и активируют наши модели поведения. Под управлением эмоциями иногда ошибочно опять же понимают подавление, однако этот способ обработки эмоциональных реакций при злоупотреблении не лишь неэффективен, а и крайне вреден.
Управление эмоциями включает в себя умение задействовать их, задать им направление — например, воодушевить себя и других к деятельности. И сегодня перед нами уже более актуальным явился вопрос не «как избавиться от эмоций», а «как отпустить свои эмоции». Мы научились подавлять себя и потеряли способность естественного самовыражения, грубо обрезая реакции вместо того, чтобы грамотно преобразовать их, направить, словно реку в иное русло, сублимировать. Подавленные реакции есть частая причина не лишь психических проблем человека, а и многих заболеваний, психосоматически тесно связанных с переживаниями.
Управление эмоциями — психология
Навык управления над эмоциями нужен абсолютно всем людям. Эмоциональные реакции необходимы, чтобы мы приспособились к окружающему миру, и когда мы умеем управлять эмоциями — адаптация происходит лучше, мы становимся счастливее и успешнее. Система эмоциональных реакций — сложный механизм, и как в каждом сложном механизме в нем могут происходить сбои. Сознание и бессознательные установки вмешиваются в эмоциональную реальность и порождают конфликты внутри личности и с окружающими людьми.
Эмоции несут в себе информацию, ими наполнена жизнь любого коллектива, и управление эмоциями в конфликте — это умение разобраться в этой информации. И да, эмоции можно игнорировать, но они не исчезнут от этого, посему важно научиться разумно управлять ими. Различные эмоциональные реакции дают возможность нам переживать полноту жизни. Вспомните насыщенный день, в который вы имели возможность испытать всю гамму переживаний. Наверняка в этот день вы были активны, имели сильную мотивацию, участвовали во многих событиях. И напротив, безэмоциональный день перед телевизором, когда в скуке вы переключали каналы, и ничто не находило отклика в душе — делал восприятие жизни серым и бессмысленным, к вечеру наступала апатия, ничего не хотелось делать.
Чем больше эмоций — тем жизнь ярче, и поэтому постоянно люди находятся в поиске положительных переживаний, стараются насытить ими жизнь: с помощью общения, фильмов, музыки, поездок, иногда даже экстремальных поступков, а в крайних случаях и через алкоголь или наркотики. Также эмоции позволяют реагировать не в момент происшествий, а задолго до них, и реагировать более сложно. Предположим, мы нарушили правила движения, работник ДПС отнял права. Через месяц их вернули, однако теперь каждый раз, выезжая на дорогу, мы боимся ДПС. Иногда такая осторожность уместна, иногда нет — и тогда систему эмоций нужно корректировать. Каждый имеет личный набор состояний, который обеспечивает и поддерживает соответствующий образ жизни, становится незаменимым помощником в движении к успеху или, напротив, регулярно ведет к поражениям.
Для контроля над эмоциональными реакциями нужно быть открытым к своим эмоциям и состояниям других людей, быть готовыми принять их. А также уметь воздействовать на себя и на других, чтобы задействовать эмоциональный потенциал. Когда у человека появляется эмоция — мышцы начинают работать. Например, ожидая что-то важное или страшное — индивид буквально не может сидеть на месте, ходит, постоянно что-то трогает и крутит в руках. Также эмоции химически обеспечиваются выбросами гормонов, и чем сильнее этот выброс — тем более мощна эмоция, и тем сложнее ею становится управлять. Однако эмоции, даже негативные — всегда энергия, которая при направлении в правильное русло помогает достигать высоких результатов.
Как управлять чувствами и эмоциями?
Каждый человек способен выдержать только определенный уровень эмоционального напряжения. При превышении нагрузки практически любой начинает себя неадекватно вести, что проявляется в агрессии к окружающим и аутоагрессии. А длительное нахождение в эмоциональном напряжении приводит и к психосоматическим нарушениям.
Станиславский при обучении молодых актеров использовал интересный прием для иллюстрации влияния эмоциональной загруженности на психологическое состояние человека. Он предлагал поднять рояль нескольким молодым людям, что было не сложно. Однако его нужно было продолжать держать, через 5 минут состояние их менялось. И Станиславский просил их, держа рояль, начать рассказ о своей мечте. Надо ли говорить, что этот рассказ был предельно сух и не содержателен. А затем он предлагал опустить рояль, и актер раскрывался. Такие же эмоциональные «рояли» многие люди держат в себе, а часто даже несколько. Что не дает шанс им жить полной жизнью.
Каждый хочет быть счастливым, и это толкает его на действия, поиск способов получать удовольствие от жизни. Человек приходит к пониманию, что именно от его эмоциональных реакций и умения изменять их зависит его счастье. Даже сталкиваясь с негативными моментами, овладев контролем над эмоциями, каждый может преобразовывать свои реакции, а как результат — и поступки. Во время депрессии личность не может достигнуть желаемого, поэтому улучшение личного психоэмоционального состояния, повышение энергетического тонуса помогают достигать успеха. Даже если не получается изменить эмоции — человек может научиться выходить из этого состояния, при этом владея собой.
В коллективе особенно ценно понимать эмоции и чувства друзей, коллег. Любая группа в социуме, даже семья, периодически входит в состояние конфликта, вызванного различными эмоциональными состояниями, мотивацией, противонаправленными интересами ее членов. И управление эмоциями в конфликте дает шанс не только разрешить разразившийся спор, но и устранить конфликт в самом его зародыше.
Как управлять эмоциями и чувствами? Эмоциональными реакциями хорошо управляют те, кто знает техники управления эмоциями, а также имеет высокий уровень эмоционального интеллекта, который сегодня признан важной составляющей успеха и эффективности наряду с умственным интеллектом. Чтобы повысить этот вид интеллекта, нужно научиться понимать собственные эмоции, различать их, отслеживать их сигналы в теле, принимать их и уметь анализировать, как реакции воздействуют на поведение, осознавать стратегии поведения и выбирать подходящую ситуацию. В контакте с людьми высокий EQ проявляется в том, что его обладатель может быть без страха открыт перед ними, проявлять сговорчивость и эмпатию, умеет хорошо различать чувства других по внешним проявлениям: движениям тела, выбираемым позам, мимике, интонациям. Эмоционально грамотный человек задается вопросом об эффективности своего влияния и своем умении открыто выражать собственные эмоции, постоянно тренируется в этих навыках.
Если вы пожелали научиться управлять эмоциями, задались вопросом об уровне своей эмоциональной грамотности — пройдите методику на измерение эмоционального интеллекта. По ее результатам вы сможете оценить над чем нужно работать и планировать дальнейшее развитие каждой из составляющих эмоциональной грамотности: самосознания, самоуправления, социальной осознанности и управления отношениями.
Также для самой возможности управлять эмоциями, сначала нужно снизить уровень стресса, который забирает энергию, а при длительном воздействии и истощает нервную систему, делая невозможным изменения в личности — на них не хватает сил. Определите источник стресса и самостоятельно или с помощью специалиста постарайтесь справиться с ним. Простой житейский совет относиться к происходящему проще помогает сохранять оптимизм, который способствует душевному благополучию и расположению других людей.
Способы управления эмоциями
Способы управления эмоциями раскрываются в разных подходах психотерапии: психоанализе, психодраме, гуманистическом, когнитивно-поведенческом и других. Причем когнитивно-поведенческая психотерапия считается самой результативной в коротком периоде, что подтверждено предпочтением, которое отдают ей государственные учреждения, страховые компании.
Павловым выведена и сейчас активно используется формула эмоционального реагирования: S → K → R = C , где S — активирующая ситуация, K — когнитивная оценка ситуации, R — реакция, C — последствия ситуации. Например, вы приобрели дорогой билет на самолет, но опоздали на него (S) и вините в этом медлительность водителя такси (K), в связи с чем испытываете злость и досаду (R), в результате зарекаетесь больше не ездить на такси или автоматически агрессивно реагируете на все последующие поездки (C).
Наши глубинные убеждения сопровождаются привычными способами реагирования — стратегиями поведения, а они являются источниками таких автоматических когниций — наших мгновенных и часто неосознаваемых трактовок происходящего. Чтобы изменить эмоцию — нужно проанализировать ситуацию и сделать перетрактовку, что повлечет за собой другую эмоцию и, соответственно, другой исход. Например, вы за рулем, вас «подрезали». Если дать ход наиболее распространенной в ситуациях на дороге мысли, что другой водитель крайне глуп и груб, то соответствующей реакцией будет агрессия.
Но когнитивно-поведенческий подход предлагает не следовать автоматизмам, а самостоятельно найти альтернативную трактовку ситуации, чтобы не выходить из себя: подумать, что тот водитель, может быть, оказался впервые после обучения за рулем, у него случилось несчастье, он торопится в больницу. Тогда вы скорее испытаете сопереживание или как минимум солидарность с ним.Практически во всех психологических подходах контролю над мыслями и установками уделяют большое внимание. Чтобы повысить осознанность — возьмите паузу, поразмыслите над тем, что вызвало нежелательную реакцию. Для этого полностью осознайте и примите текущее состояние, затем постарайтесь дать адекватную оценку вашим реакциям, мысленно вернитесь в предыдущее состояние и найдите ресурсную реакцию, войдите в выбранное состояние и мысленно внесите его в текущее. Выполнив эту технику, например, вы сможете из эмоции неконтролируемого гнева перейти в спокойное мета-состояние, в нем вы сможете использовать энергию гнева по выбранному вами назначению.
За техниками повышения осознанности по популярности следуют техники управления эмоциями через тело, так как телесные состояния тесно связаны с эмоциями и сознанием.
Этот подход через тело начать управление эмоциями упражнения предлагает такие: глубокое дыхание, мышечная разрядка. Еще управление эмоциями упражнения могут быть через воображение или на внешнем уровне: представить желательную картинку, нарисовать эмоцию на бумаге и сжечь ее.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Как управлять своими эмоциями
Источник: Wavebreakmedia/istockphoto
Мы все страдаем от чрезмерной эмоциональной реакции. В запале мы говорим что-то любимому человеку, не останавливаясь на ударных волнах. Или мы отправляем электронное письмо и удивляемся, почему мы не проспали его, прежде чем нажать «Отправить». Наши эмоции выплескиваются наружу, и к тому времени, когда они отступают, ущерб уже нанесен.
В общественном достоянии едва ли проходит день, чтобы газеты не опубликовали историю о том, что комментарий, твит или электронное письмо вызвали бурю негодования. Требуют, чтобы головы покатились, а ответы варьируются от опровержений («Я безоговорочно извиняюсь за свою недальновидность…») до неповиновения («Это нелепый случай политической корректности…»). И тут обрывается следующая история.
Обратная ситуация заключается в том, что мы чувствуем себя охваченными страхом или беспокойством и не можем воспользоваться моментом, чтобы заговорить или действовать в соответствии со своими ценностями. Последствия замораживания могут быть такими же пагубными, как и последствия чрезмерной реакции, а иногда и более опасными. В любом случае, управлять своими эмоциями — непростое дело.
Когда мы оглядываемся назад на эти ситуации, наше обычное объяснение звучит так: «Мои эмоции взяли надо мной верх». Но это поднимает серьезный вопрос: отвечаю ли я за свои эмоции или они за меня? Никто не задавал мне этот вопрос в школе, и не сказал мне ответ. В результате я ворвался во взрослый мир с бурей эмоций — от радости и волнения до страха и гнева — без инструкции, как с ними жить.
Правда в том, что в этой области у нас возникла путаница советов. Большая часть преобладающей литературы говорит нам подавлять отрицательные эмоции и заменять их положительными. Другие эксперты говорят нам, что это равносильно тому, чтобы покрыть глазурью собачий корм и назвать его тортом. Так кто же прав?
Чтобы перемещаться по этому полю эмоциональной битвы, нам нужно сделать некоторые важные различия:
Мы не можем включать и выключать эмоции, как кран. Они будут приходить и уходить, нравится нам это или нет. Как только это станет ясным в вашем уме, вы можете перестать ждать, пока нежелательные эмоции уйдут. Мысль о том, что мы можем изгнать их, бесполезна и не выдерживает критики; они являются неотъемлемой частью человеческого опыта. Кроме того, чем больше мы стремимся жить в соответствии со своими ценностями и обязательствами, тем сильнее будут подниматься наши эмоции, чтобы бросить нам вызов.
Эмоции не бывают положительными или отрицательными. Человеческий мозг устроен так, чтобы классифицировать вещи как положительные или отрицательные, и особенно бдителен к угрозам. Это имело эволюционный смысл для наших предков, которые научились реагировать на внешние угрозы в целях выживания. По мере того как люди разрабатывали язык, мы использовали тот же процесс классификации для нашего внутреннего состояния, включая наши эмоции. Таким образом, мы видим радость как положительное и, следовательно, приветствуемое, а страх как отрицательное и нежелательное.
Однако это создает новые проблемы. На основании того, что «то, чему мы сопротивляемся, сохраняется», подавление эмоций, которые мы воспринимаем как негативные, только усиливает их хватку. Итак, какова альтернатива? Если мы сможем испытать весь спектр человеческих эмоций, не навешивая на них положительных и отрицательных ярлыков, результат может быть чрезвычайно освобождающим. Возьмем, к примеру, даму Джуди Денч, которая получила один «Оскар», два «Золотых глобуса» и 10 премий BAFTA. Она говорит, что чем больше она действует, тем больше пугается. В отличие от тысяч честолюбивых исполнителей, которые ждут того дня, когда они преодолеют свой страх, она относится к нему скорее как к компаньону, чем как к врагу. Это не значит, что она находит свой страх удобным, но она не делает попыток сопротивляться ему, и поэтому он не определяет ее. «У меня есть страх», — говорит она. «Без этого меня бы не было». Возможно, именно поэтому ее экранные персонажи полны человечности.
Вы — это не ваши эмоции. Эмоции по своей природе сильны. Однако важно понимать, что вы — это не ваши эмоции. Вы человек с ценностями и обязательствами, у которого есть эмоции, которые вызываются на регулярной и постоянной основе. Этот пункт может показаться смысловым, но это не так. Когда мы сливаемся со своими эмоциями — думая, что «они» и «мы» — одно и то же, — они эффективно захватывают нас. Если вы можете замечать эмоции, не становясь ими, они больше не определяют ваше поведение.
У нас всегда есть выбор. Мысль или чувство сами по себе не мешают вам предпринимать какие-либо действия. Легко думать: «Я напуган и не могу говорить», но это обман ума. Было бы более точным и достоверным сказать: «Я напуган и предпочитаю не говорить». Возможность наблюдать за своими эмоциями — даже когда они кажутся чрезвычайно сильными — создает пространство, в котором мы можем сослаться на наши обязательства и ценности. Хотя мы не всегда можем выбирать свои эмоции, мы можем выбирать свою реакцию на них. Это доходит до сути ответственности, а ответственность, вероятно, ближе всего к сверхспособностям, которыми обладают люди.
Для получения более подробной информации см. мои книги «Штурм обвинений: почему разговоры идут неправильно и как их исправить» и «Рабочий штурм: почему разговоры на работе идут неправильно и как их исправить».
Лучшее управление эмоциями может предотвратить патологическое старение — ScienceDaily
Считается, что отрицательные эмоции, тревога и депрессия способствуют возникновению нейродегенеративных заболеваний и деменции. Но каково их влияние на мозг и можно ли ограничить их вредное воздействие? Нейробиологи из Женевского университета (UNIGE) наблюдали активацию мозга молодых и пожилых людей, когда они сталкивались с психологическими страданиями других. Нейронные связи пожилых людей демонстрируют значительную эмоциональную инерцию: негативные эмоции изменяют их чрезмерно и в течение длительного периода времени, особенно в задней части поясной коры и миндалевидном теле, двух областях мозга, активно участвующих в управлении эмоциями и автобиографической памятью. Эти результаты, которые будут опубликованы в
Последние 20 лет нейробиологи изучают, как мозг реагирует на эмоции. «Мы начинаем понимать, что происходит в момент восприятия эмоционального стимула», — объясняет доктор Ольга Климецки, научный сотрудник Швейцарского центра аффективных наук UNIGE и Немецкого центра нейродегенеративных исследований. это исследование проводилось в рамках европейского исследовательского проекта под совместным руководством UNIGE. «Однако то, что происходит потом, остается загадкой. Как мозг переключается с одной эмоции на другую? Как он возвращается в исходное состояние? Меняется ли эмоциональная изменчивость с возрастом? Каковы последствия для мозга неправильного управления эмоциями?»
Предыдущие исследования в области психологии показали, что способность быстро менять эмоции полезна для психического здоровья. И наоборот, люди, которые не могут регулировать свои эмоции и остаются в одном и том же эмоциональном состоянии в течение длительного времени, подвержены более высокому риску депрессии. «Наша цель состояла в том, чтобы определить, какой мозговой след остается после просмотра эмоциональных сцен, чтобы оценить реакцию мозга и, прежде всего, его восстановительные механизмы. Мы сосредоточились на пожилых людях, чтобы определить возможные различия между нормальным и патологическим старением», — говорит Патрик Вийомье, профессор кафедры фундаментальных неврологических наук медицинского факультета и Швейцарского центра эмоциональных наук в UNIGE, который соруководил этой работой.
Не все мозги устроены одинаково
Ученые показывали добровольцам короткие телевизионные ролики, показывающие людей в состоянии эмоциональных страданий, например, во время стихийного бедствия или бедственной ситуации, а также видеоролики с нейтральным эмоциональным содержанием, в чтобы наблюдать за их мозговой активностью с помощью функциональной МРТ. Во-первых, команда сравнила группу из 27 человек старше 65 лет с группой из 29 человек в возрасте около 25 лет. Затем тот же эксперимент был повторен со 127 пожилыми людьми.
«Пожилые люди, как правило, демонстрируют иную модель мозговой активности и взаимодействия, чем молодые люди», — говорит Себастьян Баэз Луго, исследователь из лаборатории Патрика Вийомье и первый автор этой работы. «Это особенно заметно на уровне активации сети режима по умолчанию, сети мозга, которая сильно активируется в состоянии покоя. Его активность часто нарушается депрессией или тревогой, что позволяет предположить, что он участвует в регуляции эмоций.
У пожилых людей часть этой сети, задняя поясная кора, которая обрабатывает автобиографическую память, показывает увеличение своих связей с миндалевидным телом, которое обрабатывает важные эмоциональные стимулы. Эти связи сильнее у субъектов с высокими показателями тревожности, с размышлениями или с негативными мыслями».Эмпатия и старение
Однако пожилые люди, как правило, регулируют свои эмоции лучше, чем молодые, и легче сосредотачиваются на положительных деталях даже во время негативных событий. Но изменения в связях между задней поясной корой и миндалевидным телом могут указывать на отклонение от нормального явления старения, которое проявляется у людей, которые проявляют больше беспокойства, размышлений и негативных эмоций. Задняя поясная кора является одной из областей, наиболее пораженных деменцией, что позволяет предположить, что наличие этих симптомов может увеличить риск нейродегенеративного заболевания.
»Плохая эмоциональная регуляция и тревога повышают риск слабоумия или наоборот? Мы до сих пор не знаем», — говорит Себастьян Баэз Луго. «Наша гипотеза состоит в том, что у более тревожных людей не будет или меньше способности к эмоциональному дистанцированию. Механизм эмоциональной инерции в контексте старения тогда можно было бы объяснить тем фактом, что мозг этих людей остается «замороженным» в негативном состоянии, связывая страдания других со своими собственными эмоциональными воспоминаниями».0003
Может ли медитация быть решением?
Можно ли предотвратить слабоумие, воздействуя на механизм эмоциональной инерции? Исследовательская группа в настоящее время проводит 18-месячное интервенционное исследование, чтобы оценить влияние изучения иностранного языка, с одной стороны, и практики медитации, с другой. »Чтобы еще больше уточнить наши результаты, мы также сравним эффекты двух типов медитации: внимательности, которая заключается в закреплении себя в настоящем, чтобы сконцентрироваться на собственных чувствах, и того, что известно как медитация сострадания. , который направлен на активное повышение положительных эмоций по отношению к окружающим», — добавляют авторы.