Психология установки узнадзе: 17. «Теория установки» д. Н. Узнадзе.

Теория установки Узнадзе | Понятия и категории

ТЕОРИЯ УСТАНОВКИ УЗНАДЗЕ  (от греч. theoria). Общепсихологическая концепция, объясняющая явления восприятия и поведения живого существа, разработанная в Тбилисской школе психологии Д. Н. Узнадзе и его учениками {Узнадзе Д. Н. Общая психология. Тбилиси, 1940; Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961; Узнадзе Д. Н. Основные положения теории установки. Труды. Тбилиси: Мецниереба, 1977. Т. 6). Основным выступает понятие установки, которая определяется как конкретное состояние целостного субъекта, выражающее готовность к совершению определенной деятельности, направленной на удовлетворение актуальной потребности, и определяющее психофизиологическую организацию и ее модификации в той или иной конкретной ситуации. Введение этого понятия было обусловлено необходимостью преодоления постулата непосредственности традиционной психологии и поисками опосредствующего звена между физическим (физиологическим) и психологическим.

В установке выделяются два аспекта: каузальный, как побуждение к деятельности (потребность), и целеподобный, в виде общей модели будущей деятельности, отражающей в неразвернутой и проспективной форме ее конечный результат. Тем самым установка выступает синтезом субъективных (актуальная потребность, прошлый опыт, индивидуальные особенности) и объективных (конкретная ситуация) факторов поведения. Считается, что установка выступает в качестве опосредствующего звена между отдельными состояниями, функциями, элементами психической сферы индивида и объективной реальностью, связанной с окружающим миром. Так, по мнению А. Е. Шерозия, установка выполняет функцию связи между: а) психическим и внепсихическим; б) отдельными сознательными психическими актами; в) сознательными и бессознательными психическими процессами. При этом он считает установку и бессознательное психическое отдельными, но взаимосвязанными реалиями. Одной из основных тем дискуссий, разворачиваемых в рамках школы установки, является понимание онтологического статуса установки или как психического, или как внепсихического образования, при том что сам Д.
Н. Узнадзе в разное время своей научной деятельности по-разному отвечал на этот вопрос. А. С. Прангишвили делает заключение, что установка выступает промежуточной переменной, — с одной стороны, является отражением объективной ситуации поведения, а с другой — определяет направленность процессов сознания и деятельности — и относится к сфере психического, не принимая тем не менее форм, характерных для сознания. Другую позицию занимает Ш. Н. Чхартишвили, защищая позицию, согласно которой сущность установки не сводится ни к психической, ни к физиологической реальности. При этом, ссылаясь на Д. Н. Узнадзе, он утверждает, что установка — первичная, реально нерасчлененная целостность, из которой наука путем абстракции выделяет психическое и физиологическое. М. А. Сакварелидзе определяет установку как досознательное, а именно как предварительное досознательное отражение объекта в состоянии субъекта, осуществленное на основе взаимоотношения живого существа (носителя всех своих психических и биологических возможностей, всего уже закрепленного у него опыта) и тех объективных условий, в которых он нуждается для реализации имеющихся у него в данный момент потребностей.
Адекватность активности в отношении объекта обеспечивается именно тем, что она строится на базе, отражающей этот объект в форме установки. Именно отраженный в установке объект и становится предметом мышления субъекта, содержанием его активного сознания. Однако при взаимодействии с этим объектом, под воздействием определенного установкой содержания сознания, дифференцируется и перестраивается сама установка. На основе использования понятия установки, как объяснительного принципа, были построены многочисленные исследования восприятия, эмоциональных процессов, целенаправленных действий, волевого поведения и пр. В области социальной психологии и психологии личности была сформулирована концепция «социальной установки» Ш. А. Надирашвили.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 592-593.

Литература:

Иосебадзе Т. Т., Иосебадзе Т. Ш. Проблема бессознательного и теория установки школы Узнадзе // Бессознательное: природа, функции, методы исследования / Под общей редакцией А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. Тбилиси: Мецниереба, 1985. Т. 4; Прангишвили А. С. К проблеме бессознательного в свете теории установки: школа Д. Н. Узнадзе. Бессознательное: природа, функции, методы исследования / Под общей редакцией А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. Тбилиси: Мецниереба, 1978. Т. 1; Прангишвили А. С., Шерозия А. Е., Бассин Ф. В. Основные критерии рассмотрения бессознательного в качестве своеобразной формы психической деятельности. Вступительная статья редакции // Бессознательное: природа, функции, методы исследования / Под общей редакцией А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. Тбилиси: Мецниереба, 1978. Т. 1; Сакварелидзе М. А. Проблема бессознательного на международном симпозиуме «Бессознательное» // Бессознательное: природа, функции, методы исследования / Под общей редакцией А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. Тбилиси: Мецниереба, 1985. Т. 4; Чхартишвили Ш. Н. К вопросу об онтологической природе бессознательного // Бессознательное: природа, функции, методы исследования / Под общей редакцией А.

С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. Тбилиси: Мецниереба, 1978. Т. 1; Шерозия А. Е. К проблеме сознания и бессознательного психического. Опыт исследования на основе данных психологии установки. Тбилиси, 1969. Т. 1; Шерозия А. Е. Психоанализ и теория неосознаваемой психологической установки: итоги и перспективы // Бессознательное: природа, функции, методы исследования / Под общей редакцией А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. Тбилиси: Мецниереба, 1978. Т. 1.

Tags: 

Психология

Понятие: 

Узнадзе теория

📖 Психология установки. Узнадзе Д. Н. Читать онлайн

Дмитрий Узнадзе

Правообладателям

Скачать:›fb2›rtf


Идеи Узнадзе заложили основы одного из продуктивных подходов к изучению бессознательного, остающегося актуальнейшей проблемой современной психологии.

Кроме обобщающей работы «Экспериментальные основы психологии установки», относящейся к числу наиболее значительных достижений отечественной психологической пауки, в книгу вошли статьи, в которых в свете теории установки рассматриваются различные стороны психической жизни человека.


  • Экспериментальные основы психологии установки
    • Введение
    • I. Общее учение об установке
      • Постановка проблемы установки
      • О методе изучения установки
      • Некоторые из догматических предпосылок традиционной психологии
      • Основные условия деятельности
      • Обобщенный характер установки
      • Разновидности состояния установки
      • Возбудимость (фиксируемость) установки
      • Экспериментальное затухание фиксированной установки
      • Затухание установки при длительных экспозициях
      • Процесс естественного затухания фиксированной установки
      • К вопросу о действии критических экспозиций
      • Установка возникающая на основе качества материала
      • К дифференциальной психологии установки
    • II. Установка у животных
      • Установка у белых крыс
      • Установка у обезьян
      • Общая характеристика установки у животных
    • III. Установка у человека 
      • Проблема объективации
      • Представления и идеи
      • Мышление и воля
      • Выводы
      • К вопросу об индивидуальных типах установки
      • Заключение
    • IV. Установка в психопатологии
      • О целостности основы психологических явлений
      • Шизофрения
      • Эпилепсия
      • Пограничные состояния
        • Психастения
        • Истерия
  • Формы поведения человека
  • Психология деятельности. Импульсивное поведение[51]
    • Воля
    • Выполнение волевого акта
    • Акт решения
    • Вопрос о твердости воли
    • Мотвация — период, предшествующий волевому акту
    • Патология воли
    • Другие виды активности
    • Онтогенетическое развитие активности
  • Внутренняя форма языка

Читайте еще:

Все еще здесь. Приятие перемен, старения и смертиДасс Рам

8. ЙОГА ИНСУЛЬТА

Инсульт нанес удар по моей привязанности к эго. Эго не могло вынести инсульт, и это переместило меня на уровень души, ибо, если вы перенесли невыносимое, в вас что-то умирает. Моё «я» воспрянуло и сказало: «Так вот кто я! Я душа!» Теперь я смотрю на мир с точки зрения души в обычной жизни — не…

Путешествие в поисках себяГроф Станислав

Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира.

Я приехала на семинар Грофа, плохо представляя себе, на что это может быть похоже. Я ничего не читала о его методах, кроме короткой строчки в каталоге Эсаленского ииститута. Я никогда не принимала психоделиков, даже ни разу в жизни не напилась. Одна из важных проблем моей жизни состояла в том…

Переживание и молитваВасилюк Федор

Молитва в мире переживания

2.  Работа переживания (совла-дания4). а) Попытка сознательного рационального решения. Вопрос надо было «решить», и за решение взялась «ясная голова», обладавшая способностью «все понимать и все видеть». Героиня пытается безуспешно решить проблему усилием обдумывания. Таблица 24 Термин…

Психология: ШпаргалкаАвторов Коллектив

60. ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС, НАПРАВЛЕННЫЙ НА УСВОЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ. МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ, ДУХОВНОСТЬ

В основе нравственного воспитания будущего поколения лежат общечеловеческие ценности, моральные нормы, которые были выработаны в процессе исторического развития общества, новые принципы и нормы, которые возникли на современном этапе развития. К непреходящим нравственным качествам относятся…

Всегда в хорошем настроении. Методы психорегуляцииНекрасов Валентин

Ходьба для самонастройки

Специальная дыхательная гимнастика улучшит работоспособность и поднимет настроение. Итак, сидя на стуле, вдохните, распрямите плечи, поднимите подбородок. Последите за тем, чтобы при вдохе равномерно работали мышцы брюшного пресса и грудные мышцы.

25 золотых правил, которые должна знать каждая женщинаде Анджелис Барбара

Часть 6. Как использовать Подлинные правила в повседневной жизни

Не выбирайте себе друзей, компаньонов, деловых партнеров, спутников в поездках, работников, основываясь только на том, что они вам подходят на данный момент. Окружайте себя людьми с хорошим характером — ив вашей жизни неприятностей будет гораздо меньше.

Руководство работодателя по синдрому АспергераБиссонет Барбара

Есть вероятность, что вы работаете с кем-то, у кого синдром Аспергера

Хотя официально он был признан медицинским сообществом лишь в 1994 г., черты синдрома Аспергера наблюдались у многих выдающихся деятелей в ходе истории. Существуют спекуляции, что Айзек Изимов, Иоганн Себастьян Бах, Альберт Эйнштейн, Билл Гейтс, Винсент Ван Гог, Томас Джефферсон, Моцарт, Исаак…

Богини в каждой женщинеБолен Джин

Глава 8. ГЕРА: богиня брака, хранительница долга и жена

Например, муж может научиться относиться к ее потребности знать, где он находится, с сочувствием, а не с возмущением и утаиванием информации. Если он будет реагировать подобным образом, ее доверие будет расти. Один такой муж рассказал: «Сейчас я даю ей знать, когда ждать меня, и, если планы…

Два детских неврозаФрейд Сигизмунд

IX. Выводы и проблемы

Наше описание дошло почти до четвертой годовщины его жизни, до момента, когда после сновидения начинается запоздалое влияние увиденного коитуса. Разыгрывающиеся теперь процессы мы не можем ни полностью понять, ни в достаточной мере описать. Оживление картины, ставшей теперь понятной благодаря…

Пойми себя и другихКволс Кэтрин

Вступление.

Джон снова выражает свои предложения. Оба проявляют осторожность, не позволяя обижать себя. Если бы они уступили в чем-нибудь, чем бы они были недовольны, возникло бы чувство затаенной обиды. Они не смогли бы участвовать с полным энтузиазмом. Выражая предпочтения, они добиваются соглашения.

Смысл жизни и смысл сексаКовалёв Виктор

Бог допустил зло в мире, потому что был вынужден это сделать. Бог нас любит, но он не полностью всемогущ, и он был вынужден допустить зло в мире. Для нас главное то, что Бог нас любит.

Психология массовых коммуникацийХаррис Ричард

Модуль 7.5. Пропасть между взглядами исламского мира

В первую очередь мы обратимся к гендерным образам. Как СМИ рассказывают нам о том, что же это значит, быть мужчиной или женщиной? Обзоры исследований, посвящённых изображению полов, можно найти в следующих публикациях: Busby (1985), Durkin (1985a, 1985b), Fejes (1989, 1992), Gerbner (1997) и…

Типология жизненно-деятельностных установок личности // Психолого-педагогические исследования. 4, нет. 1

Психолого-педагогические исследования
2012. Том. 4, нет. 1
ISSN: 2587-6139 (онлайн)

‘; для (var i = 0; i

3530

Реферат

В статье ставится проблема определения понятия «менталитет». Отмечается, что субъективная трактовка учеными термина «менталитет» не отражает сути его содержания и представляет собой сплав нескольких отдельных определений. Автор считает, что под «установкой» понимаются мировоззренческие аксиомы и нормы, которые субъективно выбираются человеком и берутся за основу его жизнедеятельности.

Установки следует разделить на типы, которые будут состоять из определенных видов и подвидов, чтобы установить системную классификацию установок. Предложена типология жизненно-деятельностных установок в зависимости от направленности личности (на себя — личностная установка, на других — социальная установка, на деятельность — деятельностная установка, на предмет — предметная установка). Подчеркивается, что роль и значение жизненно-деятельностных установок определяются их функциями. В статье определены основные функции личностной, социальной, деятельностной и предметно-деятельностной установок.

Ключевые слова:

тип, род, подвид, компоненты, функции, жизнедеятельность, склад ума, личность

Рубрика журнала: Психология развития

Тип артикула: научная статья

Для цитирования: Цильмак А. Н. Типология жизненно-деятельностных установок личности [Электронный ресурс]. Психологическая наука и образование psyedu.ru, 2012. Vol. 4, нет. 1 (на рус., реферат на англ.)

Ссылки

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
  2. Асмолов А.Г., Ковальчук М.А. О соотношении понятия «установка» в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы. социальной психологии. М., 1977.
  3. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. // Психологические исследования. М., 1966.
  4. Шихирев П.Н. Исследования социальной установки в США//Вопросы философия. 1973. № 2.
  5. Кац, Д. и Э. Стотланд. Предварительное изложение теории Структура отношения и изменение // С. Кох (ред.). Психология: изучение науки. Том. 3. Н.Я., 1959.

Цильмак Алена Николаевна, доктор юридических наук, доцент, заведующая кафедрой юридической психологии и педагогики, Одесский государственный университет внутренних дел, Одесса, Украина, e-mail: cilmalen@mail. ru

Метрики

просмотров

Всего: 2343
Предыдущий месяц: 4
Текущий месяц: 4

Загрузки

Итого: 3530
Предыдущий месяц: 3
Текущий месяц: 3

Учитель и ученик | Музыкант от природы: О способностях, одаренности и таланте

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПрирожденный музыкант: о способностях, одаренности и талантеМузыкальная психологияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПрирожденный музыкант: о способностях, одаренности и талантеМузыкальная психологияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта

Укажите

Кирнарская, Дина, «Учитель и ученик», в книге Марка Х. Титера (ред.), Музыкант от природы: о способностях, одаренности и таланте (

Oxford

, 2009; онлайн-издание, Oxford Academic, 22 марта 2012 г.) ), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199560134.003.0025, по состоянию на 20 мая 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПрирожденный музыкант: о способностях, одаренности и талантеМузыкальная психологияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПрирожденный музыкант: о способностях, одаренности и талантеМузыкальная психологияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

Извлечение

Тема

Музыкальная психология

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *