установка мышления, творчество, креатив, интуиция: VIKENT.RU
Первая публикация на русском языке по данной теории вышла в Тбилиси в 1925 году: Узнадзе Д. Н., Основы экспериментальной психологии, том I, Тбилиси, 1925 г. (до этого вышли две публикации на грузинском языке).
Начиная с 1927 г. Д.Н. Узнадзе в г. Тбилиси вместе с сотрудниками приступает к экспериментальному изучению эффектов установки. Позже результаты экспериментов были изложены в книге: Узнадзе Д. Н., Экспериментальные основы психологии установки, Тбилиси, 1949 г.
Вот авторское описание опыта, считающегося классическим:
«Возьмём два разных по весу, но совершенно одинаковых в других отношениях предмета — скажем, два шара, которые отчётливо отличались бы друг от друга по весу, но по объёму и другим свойствам были бы совершенно одинаковы. Если предложить эти шары испытуемому с заданием сравнить их между собой по объёму, то, как правило, последует ответ: более тяжёлый шар меньше по объёму, чем более лёгкий. Причём иллюзия эта обычно выступает тем чаще, чем значительнее разница по весу между шарами. Нужно полагать, что иллюзия здесь обусловлена тем, что с увеличением веса предмета обычно увеличивается и его объём, и вариация его по весу, естественно, внушает субъекту и соответствующую вариацию его в объёме. Но экспериментально было бы продуктивнее разницу объектов по весу заменить разницей их по объёму, т. е. предлагать повторно испытуемому два предмета, отличающихся друг от друга по объёму, причём один (например, меньший) — в правую, а другой (больший) — в левую руку.
Через определённое число повторных воздействий (обычно через 10-15 воздействий) субъект получает в руки пару равных по объёму шаров с заданием сравнить их между собой. И вот оказывается, что испытуемый не замечает, как правило, равенства этих объектов; наоборот, ему кажется, что один из них явно больше другого, причем в преобладающем большинстве случаев в направлении контраста, т. е. большим кажется ему шар в той руке, в которую в предварительных опытах он получал меньший по объёму шар. При этом нужно заметить, что явление это выступает в данном случае значительно сильнее и чаще, чем при предложении неодинаковых по весу объектов. Бывает и так, что объект кажется большим в другой руке, т. е. в той, в которую испытуемый получал больший по объёму шар. […] Так возникает иллюзия объёма».
Узнадзе Д.Н., Психология установки, СПб, 2001 г., «Питер», с. 11-12.
Здесь важно, что опыт демонстрирует формирование установки, не всегда осознаваемой человеком, но влияющей на его действия.
Сторонники данной теории считают, что деятельность человека – в том числе и при решении творческих задач – можно рассматривать как последовательность этапов:
потребности личности → установка → деятельность
Свойства установки по Д.Н. Узнадзе
Дмитрий Узнадзе ★ Психология установки читать книгу онлайн бесплатно
Здесь есть возможность читать онлайн «Дмитрий Узнадзе: Психология установки» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Санкт-Петербург, год выпуска: 2001, ISBN: 5-318-00163-7, издательство: Издательский дом «Питер», категория: Психология / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:
любовные романы фантастика и фэнтези приключения детективы и триллеры эротика документальные научные юмористические анекдоты о бизнесе проза детские сказки о религиии новинки православные старинные про компьютеры программирование на английском домоводство поэзия
Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:
- Описание
- Другие книги автора
- Правообладателям
- Похожие книги
Психология установки: краткое содержание, описание и аннотация
Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Психология установки»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.
Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950) — выдающийся грузинский психолог и философ, создатель теории установки, позволившей по-новому взглянуть на глубинные механизмы человеческого поведения, языковую и познавательную деятельность. Идеи Узнадзе заложили основы одного из продуктивных подходов к изучению бессознательного, остающегося актуальнейшей проблемой современной психологии. Кроме обобщающей работы «Экспериментальные основы психологии установки», относящейся к числу наиболее значительных достижений отечественной психологической науки, в книгу вошли статьи, в которых в свете теории установки рассматриваются различные стороны психической жизни человека.
Дмитрий Узнадзе: другие книги автора
Кто написал Психология установки? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.
Уважаемые правообладатели!
Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на [email protected] или заполните форму обратной связи.
В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.
Психология установки — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Психология установки», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.
Шрифт:
↓
↑
GeorgiaGeorgiaTahomaArialVerdanaSymbol
Интервал:
↓
↑
Закладка:
Сделать
1234567. ..195
Экспериментальные основы психологии установки
Введение
Все многообразие явлений нашей психической жизни в основном распадается на три отличающиеся друг от друга группы: познание, чувство и воля, представляющие три основные, наиболее традиционные единицы обычной классификации явлений душевной жизни. Конечно, в истории нашей науки известна не одна попытка группировать душевные явления и на иных основах, но традиционная классификация до настоящего времени доминирует.
И вот естественно возникает вопрос: что же является спецификой всех этих групп, спецификой, делающей их основными категориями явлений душевной жизни? По-видимому, лишь то, что все эти процессы без исключения являются сознательными психическими переживаниями. Познание, например, так же как и чувство или воля, одинаково относится к категории явлений сознания. Субъект, переживающий какой-нибудь познавательный акт или какое-нибудь эмоциональное содержание или совершающий какой-либо волевой поступок, сопровождает все эти переживания определенными актами, делающими их вполне сознательными психическими содержаниями. С этой точки зрения нет сомнения, что психика и сознание вполне покрывают друг друга: все психическое сознательно, и то, что сознательно, является по необходимости и психическим.
Такова традиционная, наиболее распространенная точка зрения на природу психического. Спрашивается, как выглядит в аспекте этой теории вопрос о развитии психики.
Нет сомнения, что в рамках этой концепции природы психического для понятия развития не остается места. В самом деле! Если считать, что психическая действительность имеется лишь там, где мы допускаем наличие сознательных процессов, то мы должны принять, что психика резко отграничивается от всего того, что лишено сознания, от всего материального, и составляет абсолютно самобытную сферу действительности. В этом случае становится неизбежным допустить между психической и материальной сферами действительности наличие непримиримой противоположности, исключающей всякую мысль о возможности их взаимного влияния. Получается, будто психическое и физическое фактически радикально разобщены друг от друга и говорить о возможности их взаимодействия нет как бы никаких оснований. Поэтому вопрос об отношении психического к физическому или вообще к материальному может быть решен с точки зрения этой концепции лишь на основе идеи параллелизма. Психофизический параллелизм представляет собою вполне естественный, можно сказать, вполне закономерный вывод из допущенных выше посылок.
Но допустить правомерность идеи параллелизма — значит допустить идею немощности нашей мысли перед вскрываемыми ею же самою проблемами. Идея параллелизма не может быть признана правомерной. Она должна быть заменена чем-нибудь более приемлемым, и мы должны отказаться от мысли отождествления психики с сознанием. Следовательно, мы должны допустить наличие какой-то формы существования психики, которая не совпадает с сознательной формой ее существования и, нужно полагать, предшествует ей.
В психологической литературе известно и другое направление мысли, которое старается разрешить интересующую здесь нас проблему — проблему взаимоотношения психического и сознательного — совершенно по-иному. Оно считает, что наша психическая жизнь вовсе не исчерпывается сознательными душевными переживаниями, что, наоборот, она представляет собою широкое поле действительности, лишь незначительный отрезок которой составляет область нашего сознания, что, говоря короче, психика и сознание вовсе не совпадают и не покрывают друг друга. Есть основание полагать, что, наоборот, существует и вторая, во всяком случае не менее значительная сфера психической жизни, известная под названием бессознательной или подсознательной психики и покрывающая значительную часть поля нашей активности. Значит, с этой точки зрения для того чтобы считать то или иное явление психическим, нет необходимости, чтобы оно было одновременно и сознательным. Психика включает в себя два больших, одинаково необходимых компонента явлений — компонент сознательных и компонент бессознательных психических переживаний. Такова точка зрения так называемой психологии бессознательного.
Читать дальше
1234567. ..195
Шрифт:
↓
↑
GeorgiaGeorgiaTahomaArialVerdanaSymbol
Интервал:
↓
↑
Закладка:
Сделать
Похожие книги на «Психология установки»
Представляем Вашему вниманию похожие книги на «Психология установки» списком для выбора. Мы отобрали схожую по названию и смыслу литературу в надежде предоставить читателям больше вариантов отыскать новые, интересные, ещё не прочитанные произведения.
Зигмунд Фрейд
Игорь Калинаускас
Сергей Рубинштейн
А. Серебрякова
Альфред Адлер
Анна Фрейд
Обсуждение, отзывы о книге «Психология установки» и просто собственные мнения читателей. Оставьте ваши комментарии, напишите, что Вы думаете о произведении, его смысле или главных героях. Укажите что конкретно понравилось, а что нет, и почему Вы так считаете.
Сет (Психология) | Открытая библиотека
Нет в библиотеке
Нет в библиотеке
Категоризация и дифференциация
Леонард Л. Мартин
Нет в библиотеке
Нет в библиотеке
Набор ответов в оценке личности
Нет в библиотеке
Психологические очерки
Прангишвили А.С.
Нет в библиотеке
Теория установок и психологические эффекты алкоголя
Кирсти Мяэттанен
Нет в библиотеке
Проблемы и закономерности действия︡ зафиксированной установки
Хачапуридзе Б.И.
Нет в библиотеке
Психология установки
Дмитрий Николаевич Узнадзе
Нет в библиотеке
Влияние когнитивной установки и разнообразия релевантного опыта на кон . ..
Harriett Podell
Нет в библиотеке
К проблеме сознания..
Аполлон Епифанович Шерозия
Нет в библиотеке
Сравнение социальных групп по заданным характеристикам и психологическим различиям …
Сильвия Оуэнс
Нет в библиотеке
История публикации
Это диаграмма, показывающая историю публикации изданий работ по этой теме. По оси X отложено время, а по оси Y — количество опубликованных изданий. Нажмите здесь, чтобы пропустить диаграмму. Сбросить график или продолжить увеличение. На этом графике представлены издания, опубликованные на эту тему.Издания опубликованы
У вас должен быть включен JavaScript, чтобы увидеть изящную диаграмму!
Год издания
Предметы
Доступная книга, Отношение (Психология), нейрофизиология, Охраняемая РОМАШКА, Поведение, Мозг, Детская психология, Познание, Сравнительная психология, Концепции, Высшая нервная деятельность, Восприятие, физиология, Психологическая адаптация, психологические аспекты, Сет (психология), Достижение, Мотивация достижения, Активируйте нервную систему superieure, Алкоголь
Места
Не найдено.
Люди
Д. Н. Узнадзе (1886-1950), Зигмунд Фрейд (1856-1939)
Раз
Не найдено.
Плодовитые авторы
написавшие больше всего книг на эту тему
Шота Александрович Надирашвили,
3 книги
Д. Н. Узнадзе,
2 книги
Дональд Уолтер Каупер,
1 книга
Жан Шато,
1 книга
Леонард Л. Мартин,
1 книга
Эдвард В. Эвартс,
1 книга
Джон Рицук,
1 книга
Кирсти Мяэттанен,
1 книга
Шалва Ноевич Чхартишвили,
1 книга
Б. И. Хачапуридзе,
1 книга
Роберт В. Маркс,
1 книга
Дэвид Шакоу,
1 книга
А. С. Прангишвили,
1 книга
Харриетт Поделл,
1 книга
Дмитрий Николаевич Узнадзе,
1 книга
Кэрол С. Двек,
1 книга
Высшие функции мозга,
1 книга
Жан Рекен,
1 книга
Сильван Корнблюм,
1 книга
Рон Д. Хейс, 1 книга
Александр Прангишвили, 1 книга
Шерозия Аполлон Епифанович, 1 книга
Александр Северьянович Прангишвили, 1 книга
Гарриет Амстер Поделл, 1 книга
Списки
отслеживать изменения или экспортировать все записи
Добавить в список
Создать новый список
×ЗакрытьСтраница не найдена — ISPP
Перейти к содержимому
Д-р Мирто Пантази имеет докторскую степень в области социальной психологии, полученную в Свободном университете Брюсселя, где она в настоящее время работает над докторской диссертацией. Ранее Мирто занимал постдокторские должности в Кембриджском университете и Оксфордском институте Интернета. Она также в течение года работала аналитиком по вопросам политики в Объединенном исследовательском центре Европейской комиссии, где предоставляла поведенческие данные для разработки политики.
Научные интересы Мирто широко охватывают психологию убеждений. Сочетая методологию экспериментов и опросов, она в основном изучает, как люди проверяют информацию и почему они верят в дезинформацию. Она также интересуется убеждениями в заговоре и их связью с общественно-политическими взглядами, и она провела исследование социального влияния на общественное мнение, а также устойчивых инвестиционных решений.
Д-р Слиман Халаби получил степень магистра когнитивной психологии в Тель-Авивском университете и степень доктора философии в области социальной психологии в Университете Фридриха Шиллера и в Международной исследовательской школе Макса Планка по адаптации поведения в фундаментальной Неопределенность Мир в Йене. Он работает постдоком в Университете Вупперталя в Германии. Его исследовательский интерес вращается вокруг влияния нашей социальной идентичности на взаимодействие с членами своей и чужой группы. Его докторская диссертация была посвящена промежуточным членам, которые охватывают групповое членство в группе, погруженной в межгрупповой конфликт, и тому, как промежуточные группы могут рассматриваться как угроза межгрупповым границам, а также тому, как они ориентируются в своих межгрупповых ориентациях в рамках этого конфликта. совокупность сложных отношений. В последнее время Слиман проводит исследование, в котором изучается непризнание членов группы меньшинств (путем отрицания идентичности и других «микроагрессий») и это влияет на их отношения с большинством общества. Он также исследует способы, с помощью которых члены группы большинства могут конструктивно справляться с реакцией представителей меньшинств на такой опыт, и, таким образом, тестирует вмешательства, направленные на снижение защитной реакции на критику против микроагрессии.
Доктор Нойнер — доцент Школы политики и глобальных исследований Университета штата Аризона. Он получил степень доктора политических наук в Мичиганском университете в 2018 году. Его исследования сосредоточены на политической психологии, политическом поведении и общественном мнении как в США, так и в сравнительном контексте. В своем текущем исследовании он заинтересован в понимании когнитивных и аффективных факторов поляризации отношения, механизмов, лежащих в основе медиа-эффектов, таких как прайминг и фрейминг, а также реакции граждан на популистские призывы.
Джессика Гейл — научный сотрудник Кентерберийского университета в Новой Зеландии и Левенского университета в Бельгии в рамках проекта, финансируемого Швейцарским национальным научным фондом. Она также является старшим научным сотрудником Лозаннского университета в Швейцарии в сотрудничестве с Национальным центром компетенций в области исследований — The Migration-Mobility Nexus.
Доктор Ислам Боринка является лектором/доцентом в Школе психологии Дублинского университетского колледжа. Он получил докторскую степень в области социальной психологии в университетах Женевы и Лозанны в качестве получателя стипендии доктора наук в рамках индивидуального докторского проекта, спонсируемого Швейцарской федеральной комиссией по стипендиям для иностранных студентов. После этого он работал ассистентом преподавателя/исследователя в Центре Эмиля Бернхейма, Université Libre de Bruxelles (Брюссель). После этого он провел свои постдокторские исследования в Лимерикском университете (Ирландия).
Его исследования сосредоточены на межгрупповых отношениях, в частности на изучении помощи, контактов и групповых норм с акцентом на эмоции, сочувствие, дегуманизацию, мета-дегуманизацию, межгрупповые извинения, предрассудки и дискриминацию во враждебном и невраждебном контексте. Он также исследует гендерные нормы, гендерные роли и поведение. Кроме того, его исследование изучает внутригрупповые процессы в отношении угроз, ожиданий и здоровья.Рури Такидзава — аспирант по социальной психологии Женевского университета, Швейцария. Она получила степень бакалавра психологии в Университете Билефельда (Германия) и степень магистра социальных наук в Университетском колледже Лондона (Англия).
В своем исследовании Рури сосредотачивается на феномене стеклянной скалы , используя сочетание экспериментальных, архивных и обзорных данных. Она исследует, какое лидерство требуется в различных типах кризисов, какие ожидания возникают, когда недостаточно представленные члены группы (например, женщины и представители этнических, расовых и иммиграционных меньшинств) занимают руководящие роли в политике и организациях, и как оцениваются эти кандидаты. .
Д-р Тияна Карич имеет степень доктора социальной психологии Университета Нови-Сад, Сербия. Она работает научным сотрудником в Институте криминологических и социологических исследований в Белграде, Сербия, а с октября 2021 года она является научным сотрудником Гумбольдта в Марбургском университете имени Филиппа, Германия. В своем исследовании Тихана применяет как качественные, так и количественные методы для изучения межгрупповых отношений.
Основное направление ее исследований — межгрупповые отношения в постконфликтных обществах в отношении процессов идентичности. Тематическое исследование, которое она исследует, в основном касается Боснии и Герцеговины. Кроме того, ее интересуют предрассудки и дискриминация, а также проблемы интеграции маргинализированных групп. В последнее время она уделяет больше внимания разработке политики, основанной на фактических данных, то есть созданию доказательств для значимых социальных изменений.
Доктор Вронски — адъюнкт-профессор политических наук Университета Миссисипи (США), чьи исследования лежат на стыке американской политики и политической психологии.
В настоящее время ее исследования сосредоточены на роли национальной и партийной идентичности, авторитаризма и эмпатии в формировании политического поведения в Соединенных Штатах. Все эти направления исследований носят отчетливо междисциплинарный характер и объединяют теории и методологии как политологии, так и психологии. Она преподает в области американского государственного управления и методологии исследований, в том числе первые два семестра последовательности методов программы PhD Университета Миссисипи по политическим наукам. Вы можете следить за ней в Твиттере @julie_wronski.
Даниэль получил степень бакалавра психологии в Папском католическом университете Чили. Несколько лет работал в Лаборатории социальной психологии под руководством профессора Роберто Гонсалеса и профессора Хорхе Манзи. После работы там он подал заявку в PGR (аспирант) в области вычислительных социальных наук в Университете Лидса под руководством доктора Виктории Спайзер и доктора Ричарда Манна, где он работал над НЛП (обработкой естественного языка) и искусственным интеллектом. (Искусственный интеллект) для языковых проектов, связанных с социальными сетями и общественными движениями.
Вообще говоря, он заинтересован в использовании «больших данных» из цифровых источников, таких как социальные сети, Интернет вещей или просто общий цифровой след, для моделирования человеческого поведения. Мой текущий проект PhD пытается использовать публичный цифровой след в социальных сетях населения, которое в настоящее время переживает периоды социальных волнений, для извлечения их общих эмоциональных паттернов, и все это с целью построить прогностическую модель активности на основе этих параметров.
Фелипе получил степень бакалавра психологии в Федеральном университете Риу-Гранди-ду-Сул. Он получил степень магистра наук и является аспирантом программы для выпускников факультетов психологии Папского католического университета Риу-Гранди-ду-Сул (PUCRS), которым руководит д-р Анджело Бранделли Коста (PUCRS, Бразилия). Он является техническим редактором Revista Argentina de Ciencias del Comportamiento и управляющим редактором журнала Trends in Psychology. Он также является модератором глобальной открытой научной платформы для препринтов PsyarXiv. В настоящее время основными темами исследований являются авторитаризм, социальное доминирование и коррупция.
Ронгбо Джин — аспирант политических наук Аризонского университета в США. В основном он фокусируется на политической психологии, политическом поведении и общественном мнении в контексте американской политики. Его текущие проекты исследуют природу и последствия аффективной поляризации и ее связь с пристрастием и политической идеологией.