Дмитрий Узнадзе — Психология установки читать онлайн
12 3 4 5 6 7 …130
Экспериментальные основы психологии установки
Введение
Все многообразие явлений нашей психической жизни в основном распадается на три отличающиеся друг от друга группы: познание, чувство и воля, представляющие три основные, наиболее традиционные единицы обычной классификации явлений душевной жизни. Конечно, в истории нашей науки известна не одна попытка группировать душевные явления и на иных основах, но традиционная классификация до настоящего времени доминирует.
И вот естественно возникает вопрос: что же является спецификой всех этих групп, спецификой, делающей их основными категориями явлений душевной жизни? По-видимому, лишь то, что все эти процессы без исключения являются сознательными психическими переживаниями. Познание, например, так же как и чувство или воля, одинаково относится к категории явлений сознания. Субъект, переживающий какой-нибудь познавательный акт или какое-нибудь эмоциональное содержание или совершающий какой-либо волевой поступок, сопровождает все эти переживания определенными актами, делающими их вполне сознательными психическими содержаниями. С этой точки зрения нет сомнения, что психика и сознание вполне покрывают друг друга: все психическое сознательно, и то, что сознательно, является по необходимости и психическим.
Такова традиционная, наиболее распространенная точка зрения на природу психического. Спрашивается, как выглядит в аспекте этой теории вопрос о развитии психики.
Нет сомнения, что в рамках этой концепции природы психического для понятия развития не остается места. В самом деле! Если считать, что психическая действительность имеется лишь там, где мы допускаем наличие сознательных процессов, то мы должны принять, что психика резко отграничивается от всего того, что лишено сознания, от всего материального, и составляет абсолютно самобытную сферу действительности. В этом случае становится неизбежным допустить между психической и материальной сферами действительности наличие непримиримой противоположности, исключающей всякую мысль о возможности их взаимного влияния. Получается, будто психическое и физическое фактически радикально разобщены друг от друга и говорить о возможности их взаимодействия нет как бы никаких оснований. Поэтому вопрос об отношении психического к физическому или вообще к материальному может быть решен с точки зрения этой концепции лишь на основе идеи параллелизма. Психофизический параллелизм представляет собою вполне естественный, можно сказать, вполне закономерный вывод из допущенных выше посылок.
Но допустить правомерность идеи параллелизма — значит допустить идею немощности нашей мысли перед вскрываемыми ею же самою проблемами. Идея параллелизма не может быть признана правомерной. Она должна быть заменена чем-нибудь более приемлемым, и мы должны отказаться от мысли отождествления психики с сознанием. Следовательно, мы должны допустить наличие какой-то формы существования психики, которая не совпадает с сознательной формой ее существования и, нужно полагать, предшествует ей.
В психологической литературе известно и другое направление мысли, которое старается разрешить интересующую здесь нас проблему — проблему взаимоотношения психического и сознательного — совершенно по-иному. Оно считает, что наша психическая жизнь вовсе не исчерпывается сознательными душевными переживаниями, что, наоборот, она представляет собою широкое поле действительности, лишь незначительный отрезок которой составляет область нашего сознания, что, говоря короче, психика и сознание вовсе не совпадают и не покрывают друг друга. Есть основание полагать, что, наоборот, существует и вторая, во всяком случае не менее значительная сфера психической жизни, известная под названием бессознательной или подсознательной психики и покрывающая значительную часть поля нашей активности. Значит, с этой точки зрения для того чтобы считать то или иное явление психическим, нет необходимости, чтобы оно было одновременно и сознательным. Психика включает в себя два больших, одинаково необходимых компонента явлений — компонент сознательных и компонент бессознательных психических переживаний. Такова точка зрения так называемой психологии бессознательного.
Можно было бы допустить, что психика, согласно этой концепции, проходит в процессе своей активности две ступени развития, из которых предшествующей является ступень бессознательного, а последующей — ступень сознательного. Однако психология бессознательного далека от этой мысли: она вовсе не считает, что сознательная и бессознательная психическая жизнь — это лишь две ступени развития единой психики, две ступени, которые последовательно и необходимо следуют одна за другой. Правда, у нас есть случаи, в которых бессознательное состояние психики переходит в сознательное, из бессознательного вырастает сознательное. Но это не единственно необходимый путь, который нужно пройти психическому содержанию, чтобы достигнуть сознательного состояния. Наоборот, нередко встречаются случаи, в которых имеет место как раз обратный порядок последовательности явлений — переход сознательного состояния именно в бессознательное. Следовательно, нельзя утверждать, что бессознательное представляет собою ступень развития, за которой следует далее ступень сознательной психической жизни.
Что это действительно так, с точки зрения «психологии бессознательного», видно и из анализа самого бессознательного психического содержания. В самом деле, что же мы должны разуметь под названием «бессознательное»? Как нам характеризовать как определенное качество это бессознательное? Допустим, у субъекта появляется какое-то желание, которое он считает неподходящим, может быть, по той или иной причине даже постыдным для себя. Что же происходит в таком случае? Психология бессознательного прибегает здесь к помощи понятия вытеснения. Она полагает, что субъект «вытесняет» это желание из пределов своего сознания, что он не окончательно и всецело уничтожает, а лишь укрывает его в недрах бессознательного. Это вытесненное, отныне бессознательное, состояние не осознается, не переживается субъектом как сознательное желание. Это, однако, не означает, что оно потеряно для него раз и навсегда. Оно все же остается в субъекте в какой-то степени и продолжает действовать в нем, но так, что он об этом ничего не знает. Так создается, согласно этой теории, одна значительная часть бессознательного психического содержания.
Читать дальше
12 3 4 5 6 7 . ..130
Нейропсихологический потенциал метода «фиксированной установки» Д.Н. Узнадзе // Экспериментальная психология — 2016. Том 9. № 3
Аннотация
Представлены отечественные нейропсихологические исследования с использованием методики фиксированной установки в гаптической сфере Д.Н. Узнадзе, демонстрирующие гибкость экспериментальной процедуры и возможности метода «фиксированной установки» в решении нейропсихологических проблем. Показано, что модификация экспериментальной процедуры методики фиксированной установки в гаптической сфере позволяет использовать ее в анализе как минимум двух составляющих психической деятельности человека – мнестической и регуляторной. Описаны общие результаты экспериментов, показывающие возможности метода в исследованиях проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия у здоровых людей и пациентов с патологией головного мозга. Подчеркивается большой потенциал метода «фиксированной установки» в изучении нейропсихологических синдромов патологии белого вещества головного мозга.
* Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ «Комплексная оценка и анализ особенностей профессиональных деформаций в различных видах спортивной деятельности» № 16-06-00312.
Ключевые слова: нейропсихология, метод, методика, фиксированная установка в гаптической сфере , межполушарная асимметрия, межполушарное взаимодействие
Рубрика издания: Клиническая психология
Тип материала: научная статья
DOI:
https://doi.org/10.17759/exppsy. 2016090308Для цитаты: Ковязина М.С., Фомина К.А. Нейропсихологический потенциал метода «фиксированной установки» Д.Н. Узнадзе // Экспериментальная психология. 2016. Том 9. № 3. С. 91–102. DOI: 10.17759/exppsy.2016090308
Фрагмент статьи
Концептуальное оформление одного из фундаментальных понятий отечественной психологии – понятия об установке – относится к 20-м гг. прошлого века. Дмитрий Николаевич Узнадзе определяет установку как реальное целостное психофизиологическое состояние, предваряющее активность человека (выражающее его готовность к определенному поведению), возникшее в результате закрепления предшествующего опыта и влияющее на выполняемую индивидом деятельность (Узнадзе, 1958). Сформированное у индивида состояние не просто определяет его отношение к ситуации, но и разворачивается в его восприятии.
Литература
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 339 с.
- Анохин П.К. Особенности афферентного аппарата условного рефлекса и их значение для психоло- гии // Вопросы психологии. 1955. № 6. С. 16–38.
- Бекоева Д.Д. Нейропсихологический анализ фиксированной установки: дис. … канд. психол. наук. М., 1978. 123 с.
- Бекоева Д.Д., Киященко Н.К. О нейропсихологическом аспекте исследования фиксированной уста- новки // Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования: в 4 т. Т. 1 / Под ред. А.С. Пран- гишвили. Тбилиси: Мецниереба, 1978. С. 760–765.
- Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. 254 с.
- Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 349 с.
- Бжалава И.Т., Лурия А.Р. Нарушение фиксированной установки при локальных поражениях моз- га // Неврология военного времени / Под ред. Н.И. Гращенкова. М.: Ин-т неврологии АМН СССР, 1947. С. 247–264.
- Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л.С. Собрание со- чинений: в 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. С. 291–436.
- Киященко Н.К. К нейродинамическим механизмам установки при амнестическом синдроме // По- нятие установки и отношения в медицинской психологии / Под ред. И.Т. Бжалавы. Тбилиси: Мецни- ереба, 1970. С. 38–42.
- Киященко Н.К., Московичюте Л.И., Симетницкая Э.Г., Фаллер Т.О., Филиппычева Н.А. Мозг и па- мять: (Нарушение произвольного и непроизвольного запоминания при локальных поражениях моз- га) // Нейропсихологические исследования / Под ред. А.Р. Лурия. М.: Изд-во Моск. ун-та, Вып. 8, 1975. 80 с.
- Ковязина М.С., Бабенко А.Е. Апробация методики фиксированной установки в гаптической сфере для исследования межполушарного взаимодействия // Клиническая психология: теория, практика и обучение: Материалы международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 30 сен- тября – 1 октября 2010 г. ). СПб.: ООО «СЕНСОР», 2010. С. 69–72.
- Ковязина М.С., Кузнецова Д.А. Регуляторные механизмы фиксированной установки при наруше- ниях межполушарного взаимодействия // Вопросы психологии. 2012а. № 4. С. 138–146.
- Ковязина М.С., Кузнецова Д.А. Мнестические механизмы фиксированной установки при наруше- ниях межполушарного взаимодействия // Вопросы психологии. 2012б. № 5. С. 153–161.
- Ковязина М.С., Кузнецова Д.А., Бабенко А.Е. Применение методики фиксированной установки в гаптической сфере для исследования межполушарного взаимодействия // Вопросы психологии. 2013. № 6. С. 125–128.
- Кравков С.В. Взаимодействие органов чувств. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948. 128 с.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях моз- га. М.: Изд-во МГУ, 1962. 433 с.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1973. 374 с.
- Лурия А.Р. Природа человеческих конфликтов: объективное изучение
дезорганизации поведения человека / Под общ.
ред. В.И. Белопольского. М.: Когито-Центр, 2002. 527 с. - Надирашвили Ш.А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси: Мицниере- ба, 1974, 170 с.
- Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности. Тбилиси: Мецниереба, 1989. 304 с.
- Прангишвили А.С. Исследования по психологии установки. Тбилиси: Мецниереба, 1967. 340 с.
- Прангишвили А.С., Шерозия А.Е., Бассина Ф.В. Бессознательное. Природа. Функции. Методы ис- следования. Т. I. Тбилиси: Мецниереба, 1978. 788 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. 704 с.
- Симерницкая Э.Г. О перспективах исследования процессов памяти при локальных поражениях мозга // Мозг и память: (нарушение произвольного и непроизвольного запоминания при локальных поражениях мозга) / Под ред. А.Р. Лурии. М.: Изд-во МГУ, 1975. С. 66–78.
- Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. М.: Изд-во МГУ, 1978. 98 с.
- Трауготт Н. Н. Межполушарное взаимодействие при локальных поражениях головного мозга // Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга / Под ред. Е.Д. Хомской. М.: На- ука, 1986. С. 14–22.
- Узнадзе Д.Н. К вопросу об основном законе смены установки // Психология. 1930. Т. III. Вып. 3. С. 316–335.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки // Экспериментальные исследо- вания по психологии установки / Под ред. А.С. Прангишвили, З.И. Ходжава. Тбилиси: Изд-во Гру- зинской АН, 1958. С. 5–126.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. 451 с.
- Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. 416 с. (Серия «Психология. Классика»).
- Фейгенберг И.М. Вероятностное прогнозирование в деятельности мозга // Вопросы психологии. 1963. № 2. С. 59–67.
- Фейгенберг И.М. Мозг. Психика. Здоровье. М.: Наука, 1972. 52 с.
- Фейгенберг И. М. Клинические нарушения взаимодействия анализаторов. М.: Медицина, 1975. 168 с.
- Хомская Е.Д., Привалова Н.Н., Ениколопова Е.В., Ефимова И.В., Степанова О.Б., Горина И.С. Мето- ды оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия: учеб. пособие. М.: Изд- во МГУ, 1995. 78 с.
- Catani M. Thiebaut de Schotten M. Atlas of Human Brain Connections. N.Y.: Oxford University Press, 2012. 519 p.
Ковязина Мария Станиславовна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» (ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломоносова), член-корреспондент РАО; старший научный сотрудник, ФГБНУ «Научный центр неврологии», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1795-6645, e-mail: [email protected]
Фомина К.А., Студентка, кафедра нейро- и патопсихологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, e-mail: [email protected]
Метрики
Просмотров
Всего: 3619
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 1315
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0
PlumX
Метрики публикацииКогнитивный атлас
- Концепты / 886
- Задания / 789
- Фенотипы / 241
- Коллекции / 44
- О
В руки участников многократно кладут два шара разного размера и просят сравнить размеры; при окончательной презентации они заменяются сферами одинакового размера.
Определение предоставлено Anonymous
Задача тактильной иллюзии Узнадзе была утверждена для измерения следующих ПОНЯТИЙ
установить смещение
по контрасту:
- одинаковый размер-разный размер
Фенотипы ассоциированные с Задание тактильной иллюзии Узнадзе
Нарушения
Никаких ассоциаций не добавлено.
Черты
Никаких ассоциаций не добавлено.
Поведение
Никаких ассоциаций не добавлено.
РЕАЛИЗАЦИИ из Задача тактильной иллюзии Узнадзе
Реализации не добавлены.
ВНЕШНИЕ НАБОРЫ ДАННЫХ для задачи тактильной иллюзии Узнадзе
Имя набора данных*
URI*
набора данных Реализации не добавлены.
УСЛОВИЯ
Экспериментальные условия — это подмножества эксперимента, которые определяют соответствующие экспериментальные манипуляции.
КОНТРАСТЫ
Перед определением контрастов необходимо указать условия.
одинаковый размер-разный размер(редактировать)
В Когнитивном Атласе мы определяем контраст как любую функцию в экспериментальных условиях. Самое простое отличие — это значение индикатора для конкретного состояния; более сложные контрасты включают линейные или нелинейные функции индикатора в различных экспериментальных условиях.
ПОКАЗАТЕЛИ
точность
Индикатор – это определенная количественная или качественная переменная, которая регистрируется для анализа. Они могут включать поведенческие переменные (такие как время отклика, точность или другие показатели производительности) или физиологические переменные (включая генетические, психофизиологические данные или данные визуализации мозга).
Термин
БИБЛИОГРАФИЯ Когнитивная основа иллюзии Узнадзе
Cummins, J
Международный журнал психологии
1976-06
Электронная почта: [email protected]
Руководители проектов в Грузии — PlayWrite, Inc.
ТИНА ДЖАВАХИШВИЛИ
Я начала изучать психологию в Институте Психологии имени Д. Узнадзе. На первом курсе я оказался волонтером в GCRT. Я выполнял там всякую работу, помогая психологам проводить групповые занятия. GCRT работает с различными целевыми группами (ВПЛ, беженцы, бывшие заключенные, жертвы сексуального насилия и т.д.).
Через некоторое время я начал работать там полный рабочий день. Имею опыт работы с несовершеннолетними заключенными, детьми с различными травмами и сексуальным насилием, жертвами домашнего насилия. В 2014 году я получил диплом психотравматолога. В свободное время люблю кататься на лыжах, путешествовать и проводить время с друзьями. Когда-нибудь я смогу построить приют для бездомных кошек и собак.
Мой опыт PlayWrite был и остается одним из лучших событий, которые когда-либо случались со мной. Это была самая трудная, самая захватывающая и новаторская работа, которую я когда-либо делал. Он был полон эмоций; радость и грусть, волнение и тревога. Я видел, как менялись эти писатели на глазах, как они старались, как хотели сдаться, но не сдались. Я видел, как мы завоевали их доверие и как они научились доверять самим себе. Я видел гордость в их глазах в день выступления. Я верю, что их жизни изменились, и я знаю, что я изменился благодаря PlayWrite.
МАРИАМ АМАШУКЕЛИ
Я родилась в Тбилиси, Грузия. Имею степень бакалавра социологии (2005-2009, ТГУ) и магистра антропологии-междисциплинарных исследований (2009-2011, ТГУ). Я работаю исследователем в Центре социальных наук (CSS) с 2012 года. Являюсь автором и соавтором нескольких научных публикаций.
С февраля 2014 года я руковожу собственной исследовательской и политической организацией «Сторонники социальных изменений». Некоторые из тем, которые я исследую, касаются высшего образования и школьной политики, чувствительной к травмам.
PlayWrite был для меня невероятным вызовом; в некоторых моментах мне даже стало страшно. Это была огромная ответственность для команды в Портленде и детей, которые собирались принять участие в первом семинаре PlayWrite Georgia. Я почувствовала себя такой счастливой и облегченной, как только увидела возбужденные лица детей в день представления. В этот момент я понял, что мы сделали это! PlayWrite был невероятно замечательным опытом для всех нас. Теперь я так горжусь своей командой в Тбилиси и очень благодарен PlayWrite Portland, благодаря которой PlayWrite Georgia появилась! 28 апреля 2016 года стало историческим моментом — я уверен, что это только начало.
anka jgenti
В 2007 году я стала детским психологом в Грузинском центре психосоциальной и медицинской реабилитации жертв пыток (GCPMR), где я была волонтером. Основной задачей организации, в которой я работаю, является оказание помощи жертвам пыток, домашнего насилия, войны и сексуального насилия. Параллельно с GCRT я работал в Union Saphari — дочерней организации GCRT — помогая жертвам домашнего насилия и управляя первым приютом в Грузии.
В течение двух лет я координировал деятельность приюта. В 2010 году я принимал активное участие в реализации проекта для GCRT и Union Saphari по созданию первых служб для детей и женщин, пострадавших от сексуального насилия. Я участвовал в проекте по наблюдению за психиатрическими учреждениями, работал сопровождающим для членов семей пропавших без вести, а также в программах дивергенции и посредничества в качестве посредника. Я получил степень магистра в Государственном университете Ильи в 2014 году по специальности «Психическое здоровье».
Мой опыт PlayWrite был потрясающим! Весь процесс работы с молодыми писателями, наблюдение за их изменениями на протяжении всего семинара был большим испытанием для меня и для молодых писателей. Но последний день семинара был настолько волшебным, что все мы – молодые авторы и тренеры – могли видеть, чего мы достигли за эти две недели! Мы видели изменения в молодых писателях и в нас самих. Я никогда не забуду этот замечательный опыт и надеюсь, что PlayWrite Georgia проведет еще много семинаров PlayWrite, чтобы изменить жизнь молодежи в Грузии!
Сопо Васадзе
В 2009 году я получил степень бакалавра психологии и продолжил обучение на степень магистра антропологии. Меня интересует культурная дихотомия Индивидуализм-Коллективизм. Моя магистерская диссертация была посвящена «социальному взаимодействию, индивидуалистическим/коллективистским ценностям и поведенческим ориентациям».
В 2011 году я помог основать Инициативную группу «Молодые сторонники социальных перемен в Грузии». Мы успешно завершили проект «Гендерное насилие — социальная проблема». Целью проекта было усиление культурно-социального дискурса грузинской молодежи в поддержку гендерного качества в Грузии. С 2015 года я работаю в Министерстве культуры и охраны памятников. Грузии в качестве координатора проекта.0003
Мой опыт работы с PlayWrite связан с Project Georgia, в частности, с переводом руководств/учебных пособий и другими подготовительными мероприятиями. Я присутствовал на первых двух днях семинара в качестве флоатёра и помогал команде в заключительный день выступления. Дети остались очень довольны своей работой. На концертный день пришло много людей, также был интерес со стороны СМИ. В процессе подготовки мы сняли видео для повышения осведомленности о проекте PlayWrite.
elene japaridize
У меня степень доктора философии Международной программы докторантуры по гендерным исследованиям Тбилисского государственного университета. У меня есть степень магистра социальных и политических наук и степень бакалавра психологии.
Во время учебы в бакалавриате я училась в Германии (Университет Саарбрюкена) в рамках программы обмена студентами. После возвращения в Тбилиси я начал работать в области социальных наук и с тех пор занимался исследованиями. Я работаю директором проекта и старшим научным сотрудником в Центре социальных наук (см.: www.css.ge). Веду и реализую различные проекты по решению социальных, психологических и гендерных проблем. Мои исследовательские интересы сосредоточены на молодежи, гендерном равенстве, психическом здоровье и правах женщин и детей. Я также являюсь автором нескольких исследовательских публикаций, посвященных гендерной политике, наркомании и психическому здоровью женщин.
В 2015 году я создал неправительственную организацию FELIX, деятельность которой направлена на поддержку социальных изменений. FELIX можно рассматривать как платформу для энтузиастов, заинтересованных в позитивных изменениях для детей и молодежи, нуждающихся в психосоциальной поддержке и помощи.
Мой опыт PlayWrite казался несбыточной мечтой. После многих месяцев напряженной работы, многих дней и ночей тренировок, переводов, адаптаций и редактирования мы сделали это. 11 апреля мы начали наш первый семинар PlayWrite в Тбилиси, а 28 апреля у нас был волшебный и совершенно фантастический день перформанса. Весь процесс работы с молодежью показал мне, что мы как тренеры и PlayWrite как программа завоевали интерес и любовь грузинских участников. Во время семинаров PlayWrite мы смогли создать здоровую и безопасную среду, прочные связи и отношения в группе и достичь творческой и вдохновенной атмосферы. Весь процесс показал, что очень важно проводить в Грузии все больше и больше подобных мероприятий. PlayWrite — это программа, ориентированная на молодежь, которая имеет серьезные и долгосрочные преимущества для молодых людей. Я очень рад и горжусь тем, что у нас была возможность участвовать в PlayWrite, пройти обучение в качестве тренеров в Портленде и внедрить эту фантастическую программу в нашей стране.
Нато Квавилашвили
По профессии я психолог. У меня есть степени бакалавра и магистра психологии Тбилисского государственного университета и степень магистра социальных исследований Эдинбургского университета. Я работаю в местной общественной организации GCRT с 2005 года. Наша организация оказывает психосоциальную и медицинскую помощь различным уязвимым группам – людям, подвергшимся пыткам в различных условиях, плену, войне, тюрьмах, женщинам и детям, жертвам сексуального и домашнего насилия, внутренне перемещенных лиц и беженцев.
Работала с детскими коллективами в поселках для вынужденных переселенцев, а также работала в колониях для несовершеннолетних, где отбывают наказание малолетние правонарушители. В моей работе с несколькими обязанностями я всегда больше всего выигрывал от работы с детьми и молодежью.
Мой опыт PlayWrite был для меня долгим двухлетним путешествием. В течение этих двух лет я много раз думал, что PlayWrite Georgia невозможен из-за организационных и финансовых проблем. Только когда я садился в самолет до Портленда, я понял, что мы сделали это, и PlayWrite происходит.
Мне всегда нравилось работать с детьми и подростками, потому что я действительно считаю, что это идеальный возраст, чтобы внести позитивные изменения в познание и поведение молодых людей и помочь им найти что-то новое в себе. Именно этим занимается PlayWrite, и именно поэтому я так заинтересовался этой программой и принял участие в ее первом семинаре в Грузии. Тренировать девочку в мастерской было такой тяжелой работой — заставить ее представить себе персонажей, их черты, конфликт и пьесу. Поначалу это была настоящая борьба, как внутри себя, так и между нами. Я все время подталкивал ее и пытался быть творческим, потому что говорить об эмоциональной правде может быть страшно. Она была умна, но боялась, что говорит «глупости» и что мне не нравятся ее идеи. Потребовалось много усилий, чтобы убедить ее, что в оригинальной, уникальной пьесе, которую она создавала, нет ничего глупого, и что в процессе PlayWrite нет правильных или неправильных ответов. Она придумала несколько фантастических идей в сценариях конфликта между двумя персонажами. На заключительном кругу в день спектакля она сказала, что я научил ее многому, и особенно тому, что нет правильных или неправильных ответов (я думаю, что это было очень важно для нее в ее повседневной жизни — быть идеальной и не ошибаться). сказать или сделать что-то, что является ошибкой или неправильным). Это был невероятно полезный момент для меня. Спектакльный день был полон различных эмоций; возбуждение, страх, гордость, радость, беспокойство и напряжение. Когда спектакль начался, я даже не могла сесть и спокойно смотреть, так нервничала! И, конечно же, высшей наградой за эту потрясающую, творческую и интересную программу было наблюдать за гордыми детьми, которые добились чего-то такого значимого и важного в своей жизни.