краткая биография, открытия и интересные факты
Вильгельм Вундт — учёный незаурядный. Его имя до сих пор на слуху благодаря многочисленным последователям, которые перенимали у него не только идеи, но и манеры поведения, чтения лекций и изюминки внешнего вида.
Детство
Вильгельм Макс Вундт родился 16 августа 1832 г. в Некарау. Он был последним, четвёртым ребенком в семье. Однако двое первых детей умерли в раннем детстве, а брат Людвиг учился и жил в Гейдельберге, у сестры матери. Получилось так, что Вильгельму досталась роль единственного ребёнка.
Отец Вундта был пастором, семья многим казалась дружной, однако позже Вундт вспоминал, что часто чувствовал себя одиноким и иногда получал наказания от отца за непослушание.
Почти все родственники Вундта были хорошо образованы и прославили семью в какой-либо науке. На Вильгельма подобных надежд никто не возлагал, его считали несерьёзным и неспособным к обучению. Подтверждал это и тот факт, что мальчик не смог сдать экзамены за 1-й класс.
Обучение
Во втором классе образованием мальчишки поручили заняться Фридриху Мюллеру, помощнику отца. Вильгельм полюбил наставника всей душой, он был ему даже ближе, чем родители.
Когда молодой священник был вынужден уйти в другой приход, Вильгельм был настолько сильно расстроен, что отец, видя страдания сына, разрешил ему пожить год до поступления в гимназию у любимого наставника.
В 13 лет Вундт начал обучаться в католической гимназии города Брухзаль. Учёба давалась ему с большим трудом, он значительно отставал от сверстников, отметки это подтверждали.
Вильгельм проучился в Брухзале всего год, потом родители перевели его в гимназию г. Гейдельберга, где он приобрёл настоящих друзей и стал пытаться быть прилежнее в учёбе. К 19 годам он освоил программу гимназии и был готов продолжить обучение в университете.
Вильгельм поступил в университет в Тюбингене, на медицинский факультет, затем получал медицинское образование ещё в трёх университетах.
Странный случай
Во время обучения в Гейдельберге у профессора Гассе Вильгельм Вундт работал ассистентом в женском отделении местной клиники, которой заведовал сам профессор. Из-за отсутствия денег студенту приходилось дежурить сутками, он так уставал, что его с трудом будили для обхода больных.
Однажды произошёл забавный случай. Ночью Вундта разбудили, чтобы он осмотрел больную тифом пациентку, находившуюся в бреду. Вундт отправился к ней в полусонном состоянии. Все действия он совершал механически: и разговаривал с сиделкой, и осматривал пациентку, и делал назначения. В результате вместо успокоительного молодой ассистент дал больной йод (тогда ему показалось, что это именно успокоительное). К счастью, пациентка сразу его выплюнула. Вундт понял, что произошло, только когда вернулся в свою комнату. Состояние полусна, в котором он действовал, не давало ему покоя. Утром он рассказал всё профессору и лишь тогда немного успокоился. Но этот случай произвёл на юношу очень глубокое впечатление. Вспоминая свои чувства, Вундт пришёл к выводу, что его восприятие тогда отличалось от действительности: расстояния казались больше, слова слышались как будто издалека, но в то же время на слух и зрительно он всё воспринимал правильно.
Вундт сравнил своё состояние с полуобморочным и охарактеризовал его как лёгкую степень сомнамбулизма. Это происшествие подтолкнуло Вильгельма Вундта к мысли отказаться от карьеры врача. Семестр будущий учёный провёл в Берлине, где обучался под руководством И. П. Мюллера, в 1856 году в Гейдельберге Вундт защитил докторскую диссертацию.
Карьера
В 1858 году Вундт стал ассистентом профессора Гельмгольца, принимал участие в исследовании различных проблем естественных наук.
Спустя 6 лет ему дали должность адъюнкт-профессора, Вундт проработал в родном университете ещё 10 лет. С 1867 года он начал читать лекции, которые пользовались большой популярностью у студентов.
В 1874 году Вильгельма Вундта пригласили в Швейцарию, в Цюрихский университет, и предложили преподавать там логику. Профессор принял приглашение, но через год вернулся в Германию и связал свою жизнь с Лейпцигским университетом, которому отдал почти 40 лет и в одно время даже занимал должность ректора.
Знаменитая лаборатория
В 1879 году Вундт на свои деньги создал первую в мире психологическую лабораторию.
Лаборатория Вильгельма Вундта стала образцом, по которому создавались аналогичные заведения в других университетах в разных точках земного шара.
Сначала она объединила всех, кто желал изучать психологию и философию в университетах Германии, а затем трансформировалась в центр для выпускников из Америки и Англии, заинтересовавшихся изучением психологических наук.
Позже Психологическая лаборатория Вильгельма Вундта стала Институтом экспериментальной психологии (прообраз современных исследовательских институтов).
Особенности работы лаборатории
Изначально в лаборатории проводились исследования по трём направлениям:
- ощущения и восприятия;
- психофизические особенности;
- время реакции.
Позже Вундт предложил изучать ещё ассоциации и чувства.
Как отмечали ученики, сам Вильгельм Вундт эксперименты в лаборатории не проводил. Он не задерживался там дольше, чем на 5-10 минут.
Метод обучения был весьма своеобразен: Вундт выдавал ученикам листочки с экспериментальными задачами, проверял отчёты о работе и решал, чей труд достоин публикации в «Философских исследованиях». Этот журнал создал сам профессор для размещения в нём работ своих учеников.
Лекции
Почему студенты так любили посещать лекции Вундта? Давайте попробуем понять, в чём их магия. Для этого обратимся к воспоминаниям учеников великого профессора, попробуем перенестись на сто с лишним лет назад и окажемся сами на студенческой скамье перед автором бессмертных психологических трудов.
Итак… Распахивается дверь и входит Вундт. Он одет во всё чёрное, от обуви до галстука. Худой и немного сутулый, узкоплечий, он кажется намного выше своего реального роста. Густая шевелюра немного поредела на макушке, её прикрывают локоны, поднятые с боков.
Громко шагая, Вундт идёт к длинному столу, должно быть, для экспериментов. На столе стоит небольшая переносная полка для книг. Профессор несколько секунд выбирает подходящий кусочек мела, затем поворачивается к аудитории, опирается на полку и начинает лекцию.
Он говорит негромко, но в аудитории уже через минуту воцаряется мёртвая тишина. Голос Вундта не самый приятный на слух: густой баритон иногда переходит в нечто, похожее на лай, однако пламенность и выразительность речи не позволяли ни одному слову быть неуслышанным.
Лекция проходит на одном дыхании. Вундт не пользуется никакими записями, взгляд лишь изредка падает на руки, которые, кстати, ни секунды не лежат спокойно: они то перебирают бумаги, то совершают какие-то волнообразные движения, то помогают аудитории понять суть материала, иллюстрируя речь профессора.
Вундт завершает лекцию точно в срок. Так же сутулясь и громко топая, он покидает аудиторию. Завораживает, правда?
Книги
Вундт оставил после себя огромное научное наследие. За свою жизнь он написал более 54 000 страниц (не зря в детстве профессор мечтал стать знаменитым писателем).
Многие книги Вильгельма Вундта издавались и переиздавались при его жизни. Его вклад в науку был признан всем мировым научным сообществом.
- Первая книга Вильгельма Вундта «Очерки по изучению мускульного движения» вышла в 1858 г. Эта книга была написана, когда интересы учёного ещё не выходили за рамки физиологии, хотя он уже начинал «подбираться» к изучению психологии.
- В том же году была опубликована первая часть труда «Очерки по теории чувственного восприятия». Полностью книга «К теории чувственного восприятия» вышла в 1862 году, когда были опубликованы все 4 очерка.
- 1863 г. — знаменательный год для всего психологического сообщества. Именно тогда была выпущена работа «Лекции о душе человека и животных», где Вундт очертил круг важных проблем экспериментальной психологии.
- В 1873-74 гг. опубликованы «Основы физиологической психологии» — стержень нового направления в психологии.
- Мечта о создании социальной психологии (культурно-исторической) привела к работе над фундаментальным трудом учёного, пожалуй, ключевого и самого важного в его жизни. «Психология народов» состоит из 10 томов, которые публиковались на протяжении 20 лет, с 1900-го по 1920-й.
Личная жизнь
Личная жизнь профессора сегодня почти никому неизвестна. Биография Вильгельма Вундта интересовала всех с точки зрения его вклада в науку. Вот так за занавесом профессии теряется незаурядная личность.
Вильгельм Вундт был очень скромным, в быту непритязательным. Всё в его жизни было чётко упорядочено, о чём свидетельствуют дневники его супруги, Софи Мау:
- Утро — работа над рукописями, знакомство с новыми публикациями, редактирование журнала.
- Полдень — работа в университете, посещение лаборатории, встречи с учениками.
- Вторая половина дня — прогулка.
- Вечер — приём гостей, разговоры, музицирование.
Вундт не был беден, его семья жила в достатке, имелась и прислуга. В его доме всегда были рады гостям.
Вклад в науку
Как бы банально это ни звучало, вклад в психологию Вильгельма Вундта действительно нельзя переоценить. Вокруг профессора и его лаборатории образовалась огромная школа студентов из разных стран, ей интересовались и коллеги-учёные. Постепенно психология приобрела статус отдельной опытной науки. В этом и заключалась заслуга профессора. Создание лаборатории, где исследуются не лягушки или крысы, а человек и его душа, стало революционным открытием. Начали создаваться сообщества учёных-психологов, исследователей, экспериментаторов, открылись лаборатории и кафедры, публиковались журналы. А в 1899 году состоялся первый международный конгресс.
Вильгельм Вундт умер в 1920 году. Но идеи его живы до сих пор.
«Отец экспериментальной психологии» Вильгельм Вундт был человеком интересным. В детстве он любил фантазировать, мечтал стать писателем, но смог «собрать волю в кулак» и, приложив немало усилий, окончил школу и заставил себя интересоваться наукой. Однако он всегда подходил к знаниям с точки зрения того, что можно получить опытным путём. Он во всём был последовательным, и в науке, и в жизни. Мы постарались показать вам Вундта как человека, хотя в его случае понятия «человек» и «учёный» слились воедино.
Вильгельм Максимилиан Вундт, психолог, физиолог
Годы жизни: 16 августа 1832 года – 31 августа 1920 года
Психолог, врач, физиолог и профессор – первый ученый, назвавший себя психологом. Его также принято считать отцом-основателем экспериментальной психологии. В его честь назвали астероиды 635 Вундтия и 11040 Вундт.
Вундт определял психологию как науку сознательного опыта. Полагал, что при должной подготовке каждый человек может точно рассказать об эмоциях, мыслях и чувствах с помощью процесса, который он назвал самоанализом.
В 1879 году в Лейпцигском университете Вундт создал первую официальную психологическую лабораторию. Использовал ее для выявления аномального поведения, психических расстройств, а также для изучения природы религиозных убеждений и поиска поврежденных частей мозга.
Вундт произвел настоящую революцию, представив психологию как отдельную отрасль науки.
Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 года в Некарау, Баден. Он был четвертым ребенком в семье Максимилиана Вундта, лютеранского пастора, и Марии Фредерик. Когда мальчику было 4 года, семья переехала в небольшой город Хайдельсхайм. Начальным образованием Вильгельма занимался помощник отца, молодой викарий. Мальчик настолько привязался к мужчине, что, когда того перевели в соседний город, уговорил отца отправиться вслед за ним. До 13 лет Вильгельм жил в доме у своего учителя.
В 19 лет Вундт поступил в Тюбингенский университет. Через год перевелся в Гейдельбергский университет на медицинский факультет. Но душа будущего психолога не лежала к врачеванию. На третьем курсе он заинтересовался физиологией и в течение семестра изучал ее у Иоганна Мюллера, основателя экспериментальной физиологии, в Берлине.
В 1856 году, в возрасте 24 лет, Вундт получил докторскую степень в области медицины.
Он остался работать в Гейдельбергском университете, читал лекции, проводил семинары. Важным моментом в его карьере стало назначение ассистентом к Герману фон Гельмгольцу, физику и физиологу. Выпускнику доверили преподавание лабораторного курса физиологии. В течение этого периода Вундт написал книгу «Материалы к теории чувственного восприятия», где впервые озвучил мысль о психологии как новой науке.В 1864 году Вильгельм стал адъюнкт-профессором антропологии и медицинской психологии в Гейдельбергском университете, опубликовал учебник по физиологии человека. Однако, судя по лекциям и занятиям, его больше интересовали психология и смежные предметы. В 1863-1864 годах вышла серия его лекций «Лекции о душе человека и животных». Он также написал работу «Основа физиологической психологии» – первый учебник в области экспериментальной психологии.
В этот период из-под его пера вышло порядка 70 рецензий на современные публикации в области нейрофизиологии и неврологии, физиологии, анатомии и гистологии.
Он также работал в области сенсорной физиологии, включающей пространственное восприятие, зрительное восприятие и оптические иллюзии. Описанная им оптическая иллюзия называется иллюзией Вундта.
В 1867 году Вундт познакомился с Софи Мау, старшей дочерью профессора богословия Генриха Августа Мау. Молодые люди полюбили друг друга и 14 августа 1872 года поженились в Киле. У супругов родились трое детей: Элеонора, которая позже стала помощницей отца, Луиза, для близких Лили, и сын Макс, ставший философом.
В 1875 году Вундта назначили на должность профессора философии в Цюрихе. А чуть позже он получил место профессора философии в Лейпцигском университете. В стенах этого учебного заведения физиолог Эрнст Вебер вместе с физиком и философом Густавом Фехнером проводили исследования по сенсорной психологии и психофизики. По воспоминаниям Вундта можно легко догадаться, что он восхищался Вебером. Провозглашал его отцом экспериментальной психологии: «Огромный вклад Вебера состоит в том, что он задумался об измеримости психических величин и показал точные соотношения между ними, был первым, кто понял это и осуществил».
Первые эксперименты в лаборатории Вильгельма Вундта
В 1879 году в Лейпцигском университете Вундт открыл первую в истории лабораторию, посвященную исключительно психологическим исследованиям. Это событие ознаменовало официальное рождение психологии как самостоятельной области исследования. В лаборатории трудилось множество аспирантов. Они проводили исследования по темам, которые давал им Вундт. Слава разлетелась по всему миру и привлекла молодых ученых из разных уголков света, которые хотели узнать о новой науке, разработанной Вундтом.
Изначально лаборатория родилась из помещения, которое Лейпцигский университет выделил профессору для хранения оборудования, привезенного им из Цюриха. Из-за сложности транспортировки оборудования между этим помещением и классом Вундт проводил многие демонстрации прямо на месте. Здесь же дорабатывал конструкции устройств и собирал по частям новые, например, тахистоскопы, хроноскопы, маятники, электрические приборы, таймеры. Также известно, что он вручал предметы выпускникам и просил их доработать применение, чтобы оборудование можно было использовать в будущих исследованиях.
В 1879 году Вундт начал проводить независимые эксперименты. Он утверждал, что именно они укрепили легитимность его лаборатории. Хотя университет официально не признавал здание как часть кампуса до 1883 года. Лаборатория выросла, охватив в общей сложности 11 комнат. В скором времени она переросла в Психологический институт, который переехал в новое здание, спроектированное по проекту Вундта специально для проведения психологических исследований.
Вундт был талантливым преподавателем. Послушать его в аудитории собиралось до 600 студентов. Он никогда не читал с листа, был педантичен: начинал и заканчивал лекции строго по расписанию. Программа лекций была очень обширной. Например, в зимний семестр студенты могли послушать выступления Вундта по психологии языка, антропологии, логике и эпистемологии. В летний семестр он читал лекции на тему психологии, мозга и нервов, а также физиологии. Позже в программу вошли космология, история философии и общая философия.
В период с 1875 по 1919 годы под руководством Вундта докторские диссертации написали 184 аспиранта, в том числе 70 иностранцев (из которых 23 были из России, Польши и других восточноевропейских стран, 18 американцев). Многие его ученики, в том числе Эдвард Титченер, Джеймс Маккин Кэттелл, Чарльз Спирмен, Стэнли Холл, стали известными психологами.
В 1881 году Вундт начал выпускать журнал «Философские учения». В 1906 году изменил наименование издания на «Психологические учения».
В 1920 году Вундт завершил работу над книгой, в которой собраны воспоминания его жизни, и вскоре умер. В траурном письме бывшего ученика говорится: «4 сентября 1920 года его кремировали на Южном кладбище Лейпцига. Я присутствовал на панихиде. Людей было мало. Позор немецкому народу – не отдать дань уважения одному из величайших умов».
Фундаментальная психология. № 10. Вильгельм Вундт. Психология без души
- Главная
- Фундаментальная психология. № 10. Вильгельм Вундт. Психология без души
Длит: 01:46:22 Скачать: HD LD mp3 HD LD mp3
Вильге́льм Максимилиа́н Вундт ( 1832 — 1920)
Цель психологии. Психология без души! / Психологическое не что, а какое?
Интроспекция Selbstbeobachtung / Структура психологического эксперимента
Закон относительности внутренних состояний
Структура сознания Aktualitätstheorie / Апперцепция по Вундту
Закон апперцептивной коннекции / Психологические законы
Репрезентационный синтез / Акты апперцепции
Gesammtvorstellung и репрезентационный холизм
Aktualität
Принцип психо-физиологического параллелизма (ПФП)
Völkerpsychologie
Курсы и циклы
Лекции по психологии и психиатрии
Курс Фундаментальная психология (2020)
Цикл из 40 лекций, посвященный фундаментальным проблемам психологии и психиатрии.
Представления о душе в архаических обществах и цивилизациях древности.
Душа, бессмертие, Бог в религиях (политеизм/монотеизм).
Душа и рассудок в научной картине мира Нового времени.
Рождение психологии и психиатрии.
Первые психологические теории и школы.
Психологический материализм.
Истоки психиатрических институций и практик. Антропология психической болезни.
Психология и физиология.
Дескриптивная психология.
Гештальт-психология.
Рождение и становление психоанализа.
Поздний психоанализ: структурализм и постмодернизм (шизоанализ)
Психология объектов.
Дазайн-терапия.
Лекции курса:
- Заставка к курсу Фундаментальная психология
- Фундаментальная психология №1. Что такое душа?
- Фундаментальная психология № 2. Душа/тело/человек в архаических обществах
- Фундаментальная психология № 3. Душа в политеистических религиях.
- Фундаментальная психология №4. Душа в монотеистических религиях
- Фундаментальная психология №5. Душа и разум
- Фундаментальная психология № 6. Ratio: исчезновение души в картине мира Нового времени
- Фундаментальная психология. № 7. Ятромеханика и физиология. Территория психологии
- Фундаментальная психология. № 8. Иоган Гербарт. Психомеханика и представления.
- Фундаментальная психология. № 9. Густав Фехнер — психофизика.
- Фундаментальная психология. № 10. Вильгельм Вундт. Психология без души
- Фундаментальная психология. № 11. Машина Гельмгольца
- Фундаментальная психология. № 12. Психиатрия: наблюдение, эксперименты, кара
- Фундаментальная психология. № 13. Унитарный психоз и его враги
- Фундаментальная психология. № 14. Спенсер: зоологический материализм. Джемс: функциональный прагматизм
- Фундаментальная психология. № 15. Брентано: психогнозия, дескриптивная психология
- Фундаментальная психология. № 16. Алексиус Майнонг: психические объекты, объективы, дигнитативы и дезидеративы
- Фундаментальная психология. № 17. Дильтей: Leben и Erlebnisse. Излечение жизнью.
- Фундаментальная психология. № 18. Gestalt-1. Фундаментальность концепта
- Фундаментальная психология. № 19. Gestalt-2. Вертгеймер. Гештальт-психология
- Фундаментальная психология. № 20. Gestalt-3. Формула психического здоровья.
- Фундаментальная психология. № 21. Психоанализ: истоки. Становление Зигмунда Фрейда.
- Фундаментальная психология. № 22. Фрейдизм: черный язык сновидений. Энэпитимема
- Фундаментальная психология. № 23. Бог Пан и топография бессознательного
- Фундаментальная психология. № 24. Юнг: онтология архетипов и коллективное бессознательное
- Фундаментальная психология. № 25. Комплекс «Я» и черный двойник
- Фундаментальная психология. № 26. Архетипы пола в психологии глубин
- Фундаментальная психология. № 27. Жильбер Дюран: режимы имажинэра
- Фундаментальная психология. № 28. Лакан: RSI структура и топология бессознательного
- Фундаментальная психология. № 29. Топика Лакана. Расколотый субъект. Lalangue и jouissance
- Фундаментальная психология. № 30. Лакан-3. Синтом и гендер.
- Фундаментальная психология № 31. Weibliche Ich-Komplex.
- Фундаментальная психология № 32. Ф.Гваттари/Ж.Делёз: Введение в шизоанализ
- Фундаментальная психология. № 33. Психотический субъект: машины желаний
- Фундаментальная психология № 34. Территории, потоки, универсумы, машины.
- Фундаментальная психология № 35. Р.Жирар: антропология насилия
- Фундаментальная психология № 36. Когнитивная психология. От нейролингвистики к биокомпьютерам.
- Фундаментальная психология. № 37. Психология объектов. Weird-реализм и сознание Аримана.
- Фундаментальная психология. № 38. Антропоанализ и Dasein-терапия
- Фундаментальная психология. № 39. Сильная Дазайн-терапия. Философская болезнь и философское здоровье
- Фундаментальная психология № 40. Душа как событие. Психологический Апокалипсис. Выбор
Дополнительные материалы
- Экспертиза Дугина № 60: Мы становимся дебилами
- Экспертиза Дугина № 64: Перед лицом смерти
Книги к курсу:
- Мартин Хайдеггер — философия другого Начала
- Мартин Хайдеггер: возможность русской философии
- Радикальный субъект и его дубль
- Русская вещь. Том 1
- Русская вещь. Том 2
История психологии – от Вундта до наших дней – Психология разблокирована
ПРОКРУТИТЕ ВИДЕО
Психологии около 200 лет, и хотя некоторые из вопросов, которые задают психологи, намного старше, наука о психологии психология относительно молода.
Все это было «начато» в 19 веке немецким ученым по имени Вильгельм Вундт.
В этой статье мы совершим экскурсию по десятилетиям, от структурализма Вундта до наших дней.
Является ли психология наукой?
Психология стала наукой благодаря фундаментальной работе Вильгельма Вундта.
Вундт, руководивший Лейпцигской лабораторией в Германии, был первым самозваным психологом.
Он также написал первый учебник по психологии: Принципы физиологической психологии.
Немецкая академическая система 19-го века была идеальным местом для рождения новой научной дисциплины, поскольку предметы (даже предметы традиционного искусства) рассматривались через призму науки.
Пока академики по всей Европе обсуждали психологию с философской точки зрения, Вундт стал эмпирическим.
Структурализм
Психология Вундта была «наукой о непосредственном опыте», и его исследования в основном были сосредоточены на структуре разума.
Он обучал испытуемых наблюдать за своим сознанием, занимаясь самоанализом .
В своей работе Вундт преследовал три основные цели:
- Анализировать содержание сознательного опыта.
- Выяснить, как связаны элементы сознания.
- Создать закон, объясняющий связи.
В то время как Вундт, несомненно, был влиятельной фигурой в развитии психологии, его подход был в значительной степени отвергнут, а структурализм — это исторический подход, а не то, что используется до сих пор.
Функционализм
Вслед за структурализмом следующее крупное течение в психологии пришло из США в форме функционализма.
Пожалуй, самым известным функционалистом был Уильям Джеймс, который сказал: «Мое мышление — первое, последнее и всегда ради того, что я делаю».
Таким образом, теория последовала, изучите, что делать, чтобы понять, что я думаю.
Функционалистов больше интересовал процесс (функция), а не компоненты (структура) сознания.
Психодинамическая теория
Фрейд не изобретал психологию, но вполне возможно, что он самый известный психолог в мире.
Его работы оказали огромное влияние, даже если некоторые из них были отвергнуты.
Первые работы Фрейда были тесно связаны с биологией. Только позже его теория психодинамики и концепция ид, эго и суперэго обрели форму.
Бихевиоризм
На данном этапе мы все еще находимся в нескольких десятилетиях от первоначальной работы Вундта, и бихевиоризм можно рассматривать как логическое развитие функционализма.
Бихевиористы интересовались ролью обучения на поведении, но их основная предпосылка заключалась в том, что поведение было важным фактором в изучении психологии, а не скрытых психических процессов.
Пожалуй, самая известная бихевиористская цитата принадлежит Джону Б. Уотсону:
«Дайте мне дюжину здоровых младенцев, хорошо сформированных, и мой собственный определенный мир, в котором я буду их воспитывать, и я гарантирую, что возьму любого из них в наугад и обучить его любому специалисту, которого я выберу, — врачу, юристу, художнику, купцу-главному и, да, даже нищему и ворюге, независимо от его талантов, наклонностей, склонностей, способностей, призвания и расы. предки.»
Ватсон, 1930
Среди других выдающихся бихевиористов можно назвать Ивана Павлова с его экспериментами над слюноотделением собак и чуть позже, в середине 20-го века, Б. Ф. Скиннера.
Когнитивная революция
Бихевиоризм на протяжении нескольких десятилетий занимал основное место в психологии. Однако по мере развития компьютерных технологий во время холодной войны возникло новое движение в психологии, которое рассматривало человеческий мозг как собственную вычислительную машину.
Когнитивная революция, как ее теперь называют, вернула психологию к изучению скрытых психических процессов.
Когнитивные психологи часто используют подход, называемый обработкой информации: наш мозг, как компьютер, обрабатывает информацию, и существуют установленные правила, определяющие, что происходит с каждым фрагментом данных.
Биологическая революция
Массовые достижения конца 20-го века позволили психологам впервые заглянуть внутрь живого человеческого мозга.
Развитие технологии визуализации мозга привело к новой волне биологической психологии, на этот раз с методами, о которых Вильгельм Вундт мог только мечтать.
Вся психология, все разные
Психология — это общий термин для дисциплины, изучающей человеческий разум и поведение.
Существует множество форм, и широкий спектр специалистов не всегда согласуется.
Однако, рассматривая вопросы с разных точек зрения, психология в целом смогла внести большой вклад в наше растущее понимание того, что значит быть человеком.
Вильгельм Вундт был весьма влиятельным парнем!
Вильгельм Вундт и Уильям Джеймс (Стэнфордская философская энциклопедия/осеннее издание 2016 г.)
Вильгельм Вундт, известный как «отец экспериментальной психологии», положил начало первым психологическим исследованиям и учебная лаборатория на факультете философии в Лейпциге в около 1876 г. (Фанчер, 1996). Свою психологию он рассматривал как отрасль философии, попытка применить экспериментальные методы естествознание (в частности, физиологию Гельмгольца) до по существу философские проблемы, касающиеся природы разума и его метафизический статус. Такой взгляд на предмет сохранялся в Германия, по крайней мере, до эпохи нацизма. Исследовательская программа Вундта была направлена исследовать «элементы сознания» и закономерности соединения этих элементов (Вундт, 1912). Хотя его теоретическая система оставляла место для эмоционального чувства как один класс элементов, на практике основное внимание экспериментально обоснованной исследовательской программы Вундта были элементы из ощущений и их соединения в идей . В качестве так было в эмпирической философской традиции, эти идей были задуманы как, во всех смыслах и целях, мысленные образы. Действительно, Вундт настаивает, во многом в духе Юма, что нет принципиальной разницы между идеями возникающие непосредственно из восприятия и «образов памяти» (Вундт, 1912). Таким образом, экспериментальная психология Вундта была в значительной степени изучение познавательных процессов, и для него (и большинства его многочисленных ученики и подражатели), мысленный образ (под рубрикой идея ) сыграли по существу ту же решающую, репрезентативную ту роль в познании, которую она играла на протяжении большей части его философской предшественники.
Американский коллега и современник Вундта Уильям Джеймс сходное мнение, хотя он и постарался признать, что в некоторые люди, как он это называл, «материал для размышлений» могут состоят не столько из визуальные изображения как изображения других модусы, особенно «вербальные образы» внутренней речи (Джеймс, 1890 г. , гл. 18). В своем учебнике Принципы Psychology (1890) Джеймс может многое сказать о психологических процессов в целом, и о роли образов в их в частности, но, хотя он представил экспериментальные демонстрации в ходе его преподавания психологии в Гарварде, Джеймса мало интересовало настоящее стремление к экспериментам. исследований и не установили никакой программы обучения выпускников в экспериментальная психология (Фанчер, 1996). Таким образом, несмотря на ясность его справедливо известного текста, и широкий круг читателей, который он продолжил найти, его прямое влияние на дисциплинарное развитие научной психологии даже в своей родной Америке, наверное, никогда сравнялся с Вундтом (или даже меньшими немецкими пионерами, такими как Г. Мюллер), воспитавший многих американцев (а также многих немцев, и студентов других национальностей) в технике экспериментальное исследование. Как раз в это время, когда психология была последняя интеллектуальная мода, американские университеты были претерпевает колоссальное расширение. Таким образом, многие из этих студентов были смог вернуться из Германии в Соединенные Штаты, чтобы найти собственные учебные программы по экспериментальной психологии. Это было из-за этого гораздо больше, чем интеллектуальное влияние Иакова, что США, задолго до того, как они превратились в доминирующую мировую державу и достиг своего нынешнего лидерства в науках в целом быстро вырос, чтобы конкурировать и в конечном итоге превзойти первоначальное превосходство Германии в научной психологии.
Хотя психологов той эпохи часто изображали (особенно Boring (1950)) как использующий интроспективную методологию, фактически Вундт, в частности, был очень чувствителен к стандартной критике интроспекция, например, утверждение о том, что сама попытка наблюдение за нашей собственной умственной деятельностью само изменит ее. Таким образом, он ограничил его использование ситуациями, когда он был уверен, что причины соответствующих психических событий, экспериментальных стимулов, может быть строго контролируется, а результаты демонстрируют воспроизводимость с любым интроспективные отчеты делаются нерефлексивно, как только в сознании появилось соответствующее содержание (Мишель, 1970; Данцигер, 1980). Исследование Вундта опиралось , а не на дискурсивные описания ментального содержания. «Интроспектива» доклад в его лаборатории мог обычно включать не более обозначая момент, когда в сознание вошло определенное ощущение, или сказать, кажется ли музыкальный тон выше или ниже, чем тот, представлены только что. Такие «интроспективные отчеты» мало чем отличаются от тех ответов, которые могут потребоваться в многие современные эксперименты по когнитивной психологии. методологический дисциплины означало, что данные, собранные в его лаборатории, в первую очередь такие вещи, как время реакции или пороги различения, а не интроспективные отчеты о внутреннем содержании или процессах; Это на практике также означало, что его эксперименты были ограничены почти целиком к изучению «низших» психических процессов, главным образом ощущение и восприятие. Таким образом, хотя Вундт и придерживался что «высшие» психические процессы, такие как мышление и память, в значительной степени зависели от мысленных образов (включая словесные образы, безмолвные речи), на практике его экспериментальная работа мало что сделала непосредственно для осветить эти. «Высшие» психические процессы, по Вундту, лучше всего исследовать неэкспериментально, с помощью методологии, которую он позвонил völkerpsychologie , герменевтическое исследование культурные продукты, которым он посвятил большую часть своей дальнейшей карьеры, но который так и не достиг ничего подобного влиянию его работа, основанная на опыте.
Неврология в ее контексте. Неврология и психология в работах Вильгельма Вундта
Сохранить цитату в файл
Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV
Добавить в коллекции
- Создать новую коллекцию
- Добавить в существующую коллекцию
Назовите свою коллекцию:
Имя должно содержать менее 100 символов
Выберите коллекцию:
Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку
Добавить в мою библиографию
- Моя библиография
Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку
Ваш сохраненный поиск
Название сохраненного поиска:
Условия поиска:
Тестовые условия поиска
Эл. адрес: (изменить)
Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый будний день
Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота
Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed
Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.
Отправить, даже если нет новых результатов
Необязательный текст в электронном письме:
Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием
. 1999;36(2):407-29.
П Цише 1
принадлежность
- 1 Institut fur Geschichte der Medizin, Naturwissenschaft und Technik Ernst-Haeckel-Haus – Фридрих-Шиллер-Университет Йена.
- PMID: 11640242
P Ziche. Physis Riv Int Stor Sci. 1999.
. 1999;36(2):407-29.
Автор
П Цише 1
принадлежность
- 1 Institut fur Geschichte der Medizin, Naturwissenschaft und Technik Ernst-Haeckel-Haus – Фридрих-Шиллер-Университет Йена.
- PMID: 11640242
Абстрактный
Вильгельм Вундт (1832–1920), первый в Германии основавший институт, занимающийся исключительно психологическими исследованиями, начал свою карьеру как (нейро)физиолог. Он постепенно превратился в психолога в 1860—1870-х годах, когда перед нейробиологией стояла задача дать адекватную физиологическую интерпретацию данных, накопленных нейроанатомией. Ни функциональная интерпретация морфологии мозга, ни возможности рефлекторной модели не казались Вундту приемлемыми. В своей «Физиологической психологии», впервые опубликованной в 1874 году, Вундт добавляет еще один аспект к этой дискуссии, показывая, что психология может помочь и действительно необходима для прояснения некоторых из наиболее противоречивых проблем в исследованиях мозга. Таким образом, он стал ключевой фигурой в борьбе нейронауки за место в различных исследовательских традициях. Будут аргументированы следующие тезисы: 1. Обращение Вундта к психологии было вызвано его мнением о неудовлетворительности методологической базы тогдашних физиологических исследований мозга. 2. Психология, пытаясь решить эти проблемы, подразумевала новую концепцию взаимодействия между экспериментальными и теоретическими исследованиями мозга. 3. Вундт пытался показать необходимость психологических соображений для экспериментального исследования мозга. Эти моменты обсуждаются со ссылкой на трактовку Вундтом локализации функций в головном мозге. По Вундту, психология может показать, анализируя сложную структуру интеллекта и воли, что психические явления могут реализовываться в мозгу только в виде сложных взаимодействий элементов мозга. Результаты психологических соображений подразумевают, что строгие локализации не могут быть правильными; но они также обращены против представления о полной функциональной эквивалентности различных частей коры. Для Вундта реконструкция мозговых процессов не может начинаться с нейронов, а только с закономерностей функциональной организации мозговой деятельности. Соответственно, Вундт предлагает функциональную интерпретацию на уровне физиологии нервной ткани, а также общей организации мозга.
Похожие статьи
Физиологическая оптика, познание и эмоции: новый взгляд на ранние работы Вильгельма Вундта.
Вассманн К. Вассманн С. J Hist Med Allied Sci. 2009 г., апрель 64(2):213-49. дои: 10.1093/jhmas/jrn058. Epub 2008 23 октября. J Hist Med Allied Sci. 2009. PMID: 18948411
Вундт, Völkerpsychologie и экспериментальная социальная психология.
Гринвуд Джей Ди. Гринвуд Джей Ди. Историк психол. 2003 Февраль;6(1):70-88. Историк психол. 2003. PMID: 12701575
Возникновение и развитие психорефлексологии Бехтерева в связи с экспериментальной психологией Вундта.
де Фрейтас Араужо С. де Фрейтас Араужо С. J Hist Behav Sci. 2014 Весна; 50(2):189-210. дои: 10.1002/jhbs.21653. Epub 2014 10 марта. J Hist Behav Sci. 2014. PMID: 24615694
Слияние с неизбранным путем: работа Вильгельма Вундта как предшественника подхода встроенных процессов к памяти, вниманию и сознанию.