Психология вина: Сущность вины в психологии

Вина. Что это за чувство? Как избавиться от чувства вины.

С самого начала хотелось бы сказать о том, что чувство вины очень многие путают с чувством стыда. Как их отличить?

Вина – это неприятное чувство, которое возникает на фоне внутреннего, субъективного отношения к своим поступкам, действию/бездействию и их последствию.

Стыд – это отрицательное чувство, которое возникает при внешних оценках личности, социальной неприемлемости, оценочный взгляд со стороны.

Для возникновения чувства стыда необходимы реальные или предполагаемые свидетели, за что стыдно – те, перед кем стыдно. В отсутствии свидетелей чувство стыда не возникает, но может возникнуть чувство вины.

Сегодня мне хотелось бы остановиться на чувстве вины и попробовать подробней разобрать это чувство.

Чувство вины, какое оно – положительное или отрицательное?

В норме чувство вины присущее каждому человеку. Оно связано с чувством угрызения совести и в следствии – с ответственностью.

Чувство вины возникает, когда человек реально или предположительно причиняет другому боль или ущемляет чьи-то интересы или права.

Если в нас возникает “положительная” вина (чувство совести (угрызение совести)) – то это светлое чувство, которое говорит нам об ошибке и о призыве что-то изменить, исправить, принести извинения.

«Отрицательное» чувство вины – это негативное чувство, которое направлено на разрушение/наказание себя. Это чувство поглощает все светлые эмоции в душе человека: радость, уважение к себе, любовь. Вина блокирует наше желание действовать, вызывает чувство беспомощности, мешает нормально жить.

Самые распространённые причины возникновения чувства вины.

1

. Родители-дети (3-6 лет). 

Воспитывая своего ребенка, взрослые часто дают оценку не поступку, а личности. Если родителю не нравилось что-то, что вы сделали – говорилось “ты плохой мальчик”, “плохая девочка”, осуждая вас, а не ваш поступок. Внедряя систему поощрения и наказания, зарождается чувство вины в подсознание ребенка, который не разделяет «Я» и «Мои поступки».

2.

Дети-родители.

Хорошо освоив чувство вины, дети очень умело манипулируют своими родителями для достижение собственной выгоды. Самые распространённые фразы: ” Если бы ты меня любил – ты бы…”; вспоминая родителю, как он был “не прав”, «я ради тебя, а ты…» Этот сценарий прекрасно применяется и взрослыми: с супругами, близкими друзьями и даже коллегами.

3.

Общество.

Детский сад, школа. Здесь чувство вины подкрепляется ещё больше, полагаясь на восприятие ваших поступков окружающими. Общество внушает о необходимости подчинения. Существуют и негласные запреты на проявления инициативы и самовыражения. Унизительное сравнение твоих поступков, действий с другими личностями. “Как ты мог это сделать/не сделать? А вот Вовочка и Верочка…”

4.

Секс.

Сексуальная вина – в результате воспитанного с детства представления о греховности секса. Секс – это порочность, грязь, табу…

5. 

Религия.

Первородный грех. Несовершенность перед создателем…

6. 

Самообвинение.

Это наиболее тяжелая форма вины. Мы обвиняем себя, если чувствуем, что нарушили свои моральные правила, установки или правила общества. Здесь чувство вины испытывается постоянно. Человек чувствует вину без реальной причины, выдумывая все новые и новые поводы. При чем совершенно не имеет значение, за что себя винить, повод найдется.

7.

Вина неудачника.

Это чувство вины возникает если мы не смогли оправдать свои или чужие ожидания. Вина за то, что что-то не смог, упустил возможность, сделал неправильный выбор…

8. 

Чувство вины из-за несчастья. Вина жертвы.

Примером здесь может быть изнасилование. Многие не идут в милицию, боясь огласки и осуждения. “Ну вот, доигралась, сама виновата”…

9.

Чувство вины после потери близких.

Когда человек теряет близкого, возникает чувство, что это можно было бы как-то предотвратить. За этими мыслями приходит чувство вины: я мог что-то сделать, а не сделал; я ушел на работу – а мог бы быть рядом и вызвать врача. Я так мало уделял внимание… Я сказал обидные слова, и мы больше не смогли поговорить… Особенно остро дело обстоит со случаями суицида.

Как же избавиться от негативного чувства вины?

Первое, что нужно осознать, что это чувство отрицательное, оно разрушает вас. Это чувство умело может маскироваться под депрессию или неудовлетворенность собой или миром.

Затем попытаться найти начало этого чувства, ту ситуацию, когда это чувство возникло. На этом этапе важно понимать, что все мы люди, и мы все имеем одинаковое право на ошибку, а также учесть тот факт, что далеко не все зависит только от вас. Есть выбор и поступки других, есть природные условия, форс-мажор. Ошибки совершают все люди. Более того – ошибки нам необходимы! Это наши учителя, жизненные уроки.

На этом этапе можно взять лист бумаги и подробно выписать все ситуации или все ваши ошибки, за которые вы себя вините. Попробовать разобрать эти ошибки в двух направлениях: 1.Что зависело именно от вас, в чем ваши ошибки; 2. Что не зависело от вас и на что вы не могли повлиять. Здесь важно быть абсолютно честным с самим собой!

Следующий этап – прошение себя! «Я прощаю себя за все, на что не мог повлиять, в чем реально нет моей вины!» Очень важно научиться прощать себя!

И в конце мы составляем себе план действий. Пишем, какую ошибку я могу изменить и как я это могу сделать, как я хочу это сделать. Как буду это делать. Как я могу компенсировать прошлые ошибки, потери, неудачи. Пишем конкретный план действий. Например: Я мало уделяю внимание своим родителям/ребенку/супругу(ге). – Я могу выделить какое-то время для них. Например, родителям звонить каждый день или через день, приезжать к ним раз в неделю/месяц в гости. Играть/заниматься с ребенком каждый день по 30 минут. Позвонить другу и извиниться, попросить прощение. Пригласить супругу в ресторан/круиз/подарить цветы…

Чувство вины боится действий, стремления исправить ситуацию, ошибку.

Мы можем, нет просто необходимо, все проанализировать, сделать вывод и действовать! Действовать, не боясь новых ошибок/новых уроков.

Очень важно научится любить себя, прощать себя, относится к себе бережно. Чувство вины можно поставить на службу себе, направив его в позитивное русло, превратить в действие, ведущее к вашим целям. Не разрешайте негативным эмоциям владеть вами и разрушать вас. Помните! Вы хозяин своих чувств и своей жизни!

Автор Елена Куприянова

4.3 6 голоса

Рейтинг статьи

Помогите проекту — поделитесь статьей в соц.сетях! Спасибо! 🙂

Чувство вины и откуда оно берется

Есть три чувства, которые во многом похожи и часто возникают вместе. Это вина, обида и стыд. Об этом – статья «Обида. Вина. Стыд». Здесь поговорим конкретно о чувстве вины: о том, что это такое, откуда берется и что в нем плохого.

Что такое вина?

Вина – сложное чувство, которое возникает при нарушении долженствований по отношению к себе. У каждого из нас есть набор ожиданий, «каким я должен быть»: хорошим, сильным, храбрым, умным, приятным окружающим, трудолюбивым или еще каким-то. Если мы нарушаем эти ожидания, возникает негативное и болезненное чувство – вина. Ее часто путают со стыдом, но, в отличие от стыда, вина не связана напрямую с мнением окружающих о вас, она направлена внутрь себя, это механизм самонаказания. Стыдимся мы обычно перед кем-то, а вину испытываем за что-то и сами по себе. Чтобы стыдиться, нужно, чтобы кто-то знал о наших поступках, в то время как вину можно испытывать в полном одиночестве. Яркий пример чувства вины – вина за прокрастинацию, о которой никто, кроме вас не знает. Если вы планировали посвятить день спорту, а сами целый день лежали на диване и ели булочки, внутри возникает совершенно определенная эмоция.

Другой пример – когда вы совершили что-то, что никто не осуждает, но все равно испытываете вину. Скажем, женщина считает, что должна всегда радовать мужа. И если в какой-то момент она его расстраивает, то, даже если он не обиделся и не обвиняет ее, возникает чувство вины.

Механизм воспитания чувства вины

Хотя испытывать вину можно и в одиночестве, изначально она возникла под давлением окружения. Вину нас приучили испытывать в детстве.

Обычно, когда ребенок сделал не то, что хотели и ожидали родители, его начинают ругать и наказывать. Это продолжается до тех пор, пока он не продемонстрирует раскаяние. В таком случае родители могут даже отменить наказание или похвалить его за то, что он понял, как себя правильно вести, дать ему любовь и принятие. А если он, наоборот, долго упирается, не боится или, хуже того, злится, они возмущаются: «Какой наглый! Как тебе не стыдно? Встань в угол!»

Родителям кажется, будто таким образом они приучают ребенка хорошо себя вести и отличать хорошее от плохого, а в реальности ребенка в этот момент волнует совсем другое.

Дети мыслят гораздо проще, и в то же время реальнее, чем взрослые. Кроме того, они полностью зависимы от родителей и для них недовольство, неприятие и нелюбовь родителей – это страшная угроза, ассоциирующаяся с угрозой жизни. Ребенка мало волнует в этот момент, хорошо он поступил или плохо, для него важно вернуть безопасность и любовь. Поэтому он готов продемонстрировать все, что от него потребуют. Речь здесь об «адаптивных» детях, хотя есть и «протестные», которые будут, наоборот, упираться и злиться, но во-первых, они обычно и не склонны к чувству вины, а во-вторых, даже самый сильный ребенок все равно слабее родителей и зависит от них. И большинство детей приходят к тому, что показать свою вину проще, чем протестовать.

Так как ребенок пока не умеет притворяться, он не может демонстрировать вину, не чувствуя ее на самом деле. В итоге он приучается испытывать вину как защитное чувство. Так формируется «сценарная» вина». Ее испытывают и показывают не потому, что осознают свою ответственность за действия, а чтобы предотвратить агрессию, получить любовь и принятие, почувствовать себя в безопасности и избежать ответственности.

С чем мы путаем вину?

Воспитание, основанное на навязывании вины, закладывает в психику ребенка сразу несколько негативных механизмов.

· Ребенок решает, что показать вину – лучший способ защититься от наказания, ругани и недовольства взрослых, то есть улучшить ситуацию в данный момент.

· Ребенок начинает ассоциировать вину и любовь. То есть считать, что если ты сделал что-то не так, тебя не будут любить, но если при этом продемонстрировать вину, любовь вернется. Как в стихах «вот таким тебя люблю я…»

· Ребенок начинает ассоциировать вину и безопасность. Потому что только после того, как он испытал чувство вины, его принимают обратно, «под родительское крыло».

· Ребенок начинает путать вину и ответственность. Потому что, как только он испытал и показал вину, ответственность могут с него и снять. Например, разрешить то, что запретили в связи с наказанием «Ладно, пойдешь в гости, раз понял, как надо себя вести».

Родители поступали так, чтобы было легче нас воспитывать: ребенок, который умеет испытывать чувство вины, лучше поддается манипуляциям, а значит, более управляем.

Родители делают это неосознанно и большинство из них не понимают разницы между «воспитывать» и «манипулировать». Такие методы воспитания порой уходят далеко вглубь семейной истории и искать виноватых смысла нет. Тем не менее, в итоге большинство людей, вырастая, остаются легко управляемы при помощи чувства вины. Только этим уже могут воспользоваться не родители, а любой человек, который понимает или чувствует, как правильно надавить на эту внутреннюю «виноватость» и умеет применять эмоциональный шантаж.

Вина как «рэкетное чувство»

Это часто оборачивается тем, что в психологии называется «рэкетное чувство». Это базовое чувство, обычно негативное, которое возникает у человека при любом удобном и неудобном случае. Человек может постоянно фоново ощущать вину, либо в целом чувствовать себя нормально, но если он устал, расстроился, вступил в конфликт – сразу возникает сильное чувство вины.

Такая «рэкетная» вина возникает даже в ситуациях, где винить себя не за что: вплоть до того, что женщина может чувствовать вину за то, что мужчина в ссоре ударил ее.

Привычка испытывать вину

Интересно, что многие люди, которые начинают работать над собой и становятся внимательнее к своим эмоциям, в какой-то момент замечают: чувство вины иногда возникает даже просто так, как будто без всякой причины. Это тоже рэкетное чувство.

Взрослый человек продолжает испытывать вину как бы по привычке. Ему кажется, что вина помогает в отношениях с другими людьми, что она сопровождает любовь и так далее. В реальности чувство вины только причиняет боль и заставляет его вести себя неадекватно: слишком уступчиво или слишком агрессивно, мешая строить счастливую семейную жизнь, работать и добиваться своих целей.


Что мы на самом деле ощущаем, когда пьем вино

Ожидания имеют значение на фундаментальном уровне: они могут влиять на физиологию вкуса как такового. В одном из недавних исследований нейроэкономист из Стэнфордского университета Баба Шив вместе со своим аспирантом Эбом Литтом разработали тест, воздействующий на наши настоящие вкусовые рецепторы. Во-первых, они дали двум группам студентов идентичные описания вина, но для одной группы добавили примечание, в котором некоторые вина описывались как имеющие «неприятные и непривлекательные кислые оттенки». Сама по себе заметка кардинально изменила впечатления от дегустации вин: те, кто ее читал, оценили вино значительно ниже. Затем Шив и Литт пошли еще дальше, воздействуя на настоящие вкусовые рецепторы с помощью миракулина, гликопротеина из так называемой «чудо-ягоды» — плода растения 9.0003 Synsepalum dolcificum — изменяет способность воспринимать кислые ноты. Миракулин был представлен в виде растворимой таблетки, которая, как сказали участникам, была простым «известковым и безвкусным» способом очистить их нёбо перед дегустацией. (В контрольном состоянии это вещество на самом деле было таблеткой с добавкой кальция.) Шив и Литт обнаружили, что люди в кислом состоянии теперь оценили вино как более вкусное. Они не могли почувствовать кислинку, поэтому их удовольствие от одного и того же вина увеличилось — и все потому, что они не пробовали то, что, как они ожидали, негативно повлияет на их оценку. Во втором исследовании Литт и Шив описали те же кислые оттенки как положительный признак: это сигнализирует о «чувствительности вкуса». На этот раз людям, прочитавшим кислое описание, вино понравилось больше, а тем, кто лечился миракулином, понравилось меньше.

В одном из самых известных исследований того, как ожидания могут влиять на вкус, Жиль Морро, исследователь вина из Национального института агрономических исследований в Монпелье, и его коллеги обнаружили, что простое действие добавления красного красителя без запаха в стакан вина белое вино могло обмануть группу дегустаторов (пятьдесят четыре студента программы энологии Университета Бордо), заставив их описать вино как обладающее качествами, присущими красному вину. Дегустаторы думали, что пробуют три вина, но на самом деле пробовали только два. Было белое бордо, красная смесь мерло и каберне совиньон и такое же белое бордо, окрашенное красной краской. Когда Морро просмотрел ответы дегустаторов, он обнаружил, что они использовали схожие описания в своих примечаниях к красным и цветно-красным винам (цикорий, уголь, вишня, чернослив, кедр и т. п.) и заметно отличались при описании вкуса. белый (цветочный, медовый, персиковый, грейпфрутовый, грушевый, банановый, яблочный).

Оказывается, отличить красное вино от белого дилетанту довольно сложно. Однако для экспертов история выглядит иначе. В 1990 году Грегг Соломон, гарвардский психолог, написавший книгу «Большие ожидания: психология экспертных винных разговоров», обнаружил, что любители вообще не могут отличить разные вина, но он также обнаружил, что эксперты действительно могут ранжировать вина по сладости, балансу и вкусу. , и танин в количествах, которые намного превышали шанс. Частично причина не только в добавленном опыте. Это способность более точно формулировать и обозначать этот опыт, более развитый сенсорный словарь, который помогает вам идентифицировать и запоминать то, что вы испытываете. Действительно, когда новичков обучают, их способность к различению улучшается. Кэтрин Латур и ее коллеги из Корнельского университета обнаружили, что 25-минутный тренинг, посвященный широкому знанию вина, улучшил результаты слепой дегустации и снизил восприимчивость к рекламе. Тем не менее, для большинства из нас большую часть времени контекст вина — его цвет, этикетка, его история — влияет на нас так же сильно, как и его вкус.

Антонио Галлони, бывший ведущий винный критик The Wine Advocate (он ушел в прошлом году, чтобы основать собственную винную медиа-платформу Vinous ), не считает, что это обязательно плохо. Конечно, некоторые факторы, такие как фоновая музыка или лейблы, в значительной степени не имеют значения. Но такой элемент, как цвет, не обязательно является уловкой: обычно он сигнализирует о чем-то реальном о природе вина, винограде и вашем прошлом опыте с ним. «Сенсорные элементы, в том числе визуальные, действительно важны», — сказал Галлони. «На самом деле вы испытываете только несколько ощущений. Остальное — обоняние и зрение».

Но вот главный вопрос: имеет ли это значение? Действительно ли мы хотим избавиться от ожиданий и создать ощущение дегустации, близкое к слепоте? Галлони так не думает. Потратив большую часть своей карьеры критика на слепые дегустации, теперь он полностью принимает контекст как одну из основных составляющих своего удовольствия от вина и его оценки. «Возьмите художественную критику, обзоры ресторанов, критику смартфонов или автомобилей», — сказал он мне. «Ни в одной из этих областей вы не просите кого-то критиковать продукт вслепую. Это просто не сделано, и это было бы безумием. Рецензент рассказывает вам о контексте, карьере художника или шеф-повара, о том, как у них обстоят дела сейчас по сравнению с тем, что было раньше. Чем эта версия iPhone отличается от других».

Почему вино должно быть другим? Критик должен предоставить руководство и цвет, полную историю продукта и его эволюции, а не просто снимок. А продукт, в свою очередь, — это не просто сам объект: это все, что мы о нем знаем.

После того, как впечатления и баллы по нашим картам были подсчитаны и проанализированы, пришло время раскрыть рейтинги. Я нервничал, так как знал, что мне придется отчитываться о своей точности. Наши рейтинги были повсюду, и средние оценки двух вин были почти одинаковыми. Но вот забавная вещь: если мы думали, что вино вкуснее, мы автоматически оценивали его как более дорогое. Те из нас, кто оценил вино А как более дорогое, также оценили его примерно в семь баллов, а оценили В в чуть более пяти баллов. Те, кто думал, что вино B было победителем, также перевернули эти оценки вкуса, оценив его чуть более семи баллов, а A — чуть более пяти. Наши вкусы не всегда точны, но мы все были уверены, что сделали правильный выбор.

Как ваш мозг заставляет вас думать, что дорогое вино становится вкуснее

Источник: общедоступные изображения Pexels

Если я дам вам два бокала вина и скажу, что один стоит 50 долларов за бутылку, а другой — 10 долларов за бутылку, какой из них вы? чаще говорят, что вкуснее? Как показало множество исследований, вино за 50 долларов, вероятно, выиграет дегустацию, и это правда, даже если оба бокала на самом деле являются одними и теми же винами. Новое исследование визуализации мозга показывает, что это больше, чем вопрос предпочтений: наш мозг устроен так, чтобы попасться на уловку.

Добровольцам исследования сначала показали бутылки вина с четко обозначенными ценами, а затем дали немного выпить, пока они находились в МРТ-сканере. Для каждого вина их попросили оценить вкус по девятибалльной шкале. Цены на вина, показанные участникам, варьировались от 3 до 18 евро (эквивалент от 4 до 22 долларов), но на самом деле все вино было одинаковым и стоило около 14 долларов.

Как и предполагалось, добровольцы оценили якобы более дорогое вино как более вкусное, чем якобы более дешевое вино. МРТ показало, что при проведении этих оценок две части мозга добровольцев проявляли большую активность — медиальная префронтальная кора и вентральное полосатое тело. Это важно, потому что эти две области особенно вовлечены в оценку ожиданий и поиск вознаграждения. Когда мы видим более высокую цену, наш мозг связывает цену с более высоким ожиданием вознаграждения, что меняет наше восприятие — в данном случае вкус.

«В конечном счете, система вознаграждений и мотивации сыграла с нами злую шутку, — говорит соавтор исследования Лиана Шмидт, научный сотрудник бизнес-школы INSEAD.

Исследователи называют этот результат «маркетинговым эффектом плацебо» из-за его сходства с доказанным медицинским эффектом плацебо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *